метки: Увядание, Человек, Тютчев, Осенний, Воодушевлять, Следовать, Понимать, Скучать
В своём творчестве Фёдор Иванович часто восхищался красотой природы, её чистой и непорочной составляющей. Писатель искал вдохновение в пейзажах родного края и описывал их в своих стихотворениях. Тема природы также не осталась незамеченной и в произведении Тютчева «Осенний вечер». Анализ стихотворения кратко даёт понять читателю основную мысль, которую хотел донести автор, поможет составить план и написать сочинение по литературе в 8 классе.
История написания
Когда Фёдор Иванович окончил Московский институт, то сразу решил сделать упор на государственную дипломатическую службу. Тогда его отправили в Мюнхен, где поэт любил посещать различные лекции и узнавать что-то новое от иностранных граждан. Однако Тютчев сильно скучал по родному языку и по своей стране. Ему не хватало простых разговоров, которые порой не несут в себе особо смысла, на русском языке.
Поэт очень скучал и по пейзажам родного края
Образы и символы
Особое внимание поэт в своём произведении уделяет образам. Например, образ осени является чем-то очень дорогим для лирического героя.
Он видит в ней не обычное время года, а нечто проникновенное, что оголяет его душу и выпускает наружу все чувства и эмоции. Символ «грустно-сиротеющей» земли описывает увядание всего живого, прощание с молодостью и переход на новую ступень в жизни.
осень является для него чем-то родным
Именно эти мысли заставляют его смириться с тем, что всё живое когда-нибудь погибнет, чтобы потом переродиться и стать более прекрасным.
Темы, настроение и проблемы
актуальными для каждого человека и по сей день:
- Основной темой произведения «Осенний вечер» становится связь природы и человека. Лирический герой рассуждает, что за тёплыми летними деньками всегда следует увядание. Поэт сравнивает это явление со счастливыми моментами для человека, после которых всегда следует тоска и душевное опустошение. Однако Фёдор Иванович не грустит по этому поводу, а только рад любым изменениям в жизни. Возможно, они будут удручающими, но это означает только то, что за ними последует что-то воодушевляющее и радостное. Автор сравнивает осень с наступлением зрелости человека.
- Главной проблемой стихотворения является неизбежность быстротечности бытия. Поэт понимает, что всё в этой жизни с течением времени идёт на спад и близится к своему увяданию. К сожалению, никто неподвластен как-то это изменить. Человек должен смириться со своей участью и наслаждаться каждым моментом, который ему удаётся прожить здесь и сейчас.
- Настроение стихотворения грустное. В нём поэт предаётся воспоминаниям о жизни на родине, понимает, что ещё нескоро сможет заново узреть красоту родной природы. От этих мыслей у читателя также появляется ностальгия — светлое и воодушевляющее чувство.
Основная идея
Основная идея произведения Тютчева заключается в том, чтобы показать отождествление человека и природы.
2 стр., 573 слов
Бог, природа, человек в поэзии Есенина
… поэт призывает своих читателей осознать силу человеческого начала в себе и установить гармонию в своей душе. Бог, природа, человек в поэзии Есенина Несколько интересных сочинений … фрагментами воспринимающейся в форме прозаичного стихотворения. В комедии … природы стала главной темой в творчестве поэта, потому что из нее вытекают все остальные. Природа в изображение Есенина наделена неподдельной жизнью …
Все люди увядают и теряют свои силы так же, как это делает окружающий мир. Таким образом, поэт хочет показать читателю, что человек является неотъемлемой частью природы, поэтому должен прислушиваться к ней и оберегать.
человек должен наслаждаться каждым прожитым моментом
Никогда не надо напрасно переживать из-за пустяков, которые отбирают счастливые моменты жизни.
Композиционные особенности , Произведение делится следующим образом:
- В первой части перед читателями предстаёт пейзажное описание. Поэт восхищается красотой осенней природы, что задаёт общий настрой всему стихотворению. Его искренняя любовь к окружающему миру сразу прослеживается в первой строке произведения: «Есть в светлости осенних вечеров…».
- Во второй части раскрывается печаль лирического героя, который осознаёт неизбежное увядание всего живого.
- Заключительная часть относится к философским рассуждениям поэта. Он показывает, что человек неразрывно связан с природой. Тютчев повествует о неизбежной цикличности, которая присутствует во всём окружающем мире.
Жанр и размер стихотворения
Жанром произведения становится излюбленная поэтом пейзажная лирика, так как в нём повествуется о красоте осенней природы родного края Фёдора Иванович. Лирик ценил чистое искусство и поднимал в своих стихотворениях только темы красоты, философии и романтизма, при этом не затрагивая политические аспекты. Именно эта особенность выделяла Тютчева среди всех остальных поэтов направления.
Стих написан пятистопным ямбом
Средства художественной выразительности
средства художественной выразительности, как:
- Эпитеты — «умильная, таинственная», «порывистый, холодный», «туманная, тихая».
- Метафоры — «таинственная прелесть», «пестрота деревьев».
- Олицетворения — «кроткая улыбка увяданья», «томный шёпот».
- Инверсии — «божественной стыдливостью страданья», «кроткую улыбку увяданья».
Краткий разбор произведения Тютчева «Осенний вечер» помогает проанализировать мысли автора и сделать определённые выводы.
Поэт тосковал по своей родине и тешил свою душу воспоминаниями об осенних днях. В своём стихотворении автор рассуждал на тему увяданья, что неизбежно для всего живого.
4 стр., 1768 слов
Сочинения об осени: прекрасное время года – осень, осенняя природа, …
… На протяжении осени празднуется несколько православных праздников, каждый из которых знаменует изменения в природе. Осенние праздники помогают развеять хандру новыми яркими впечатлениями. Осенняя природа Когда прохладные осенние дни … Хочется снова и снова возвращаться в эту сказку. Ни один человек не останется равнодушен к осенним пейзажам. Осенние цветы Осенние цветы не боятся холодной дождливой …
Особое место в русской поэзии занимает пейзажная лирика Фёдора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 и 10 классов подготовиться к уроку литературы.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, приобретением духовного опыта, когда человек учится ценить каждое мгновение.
Композиция – Стихотворение состоит их трёх условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – говорит о неизбежности изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.
Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с пиррихиями, рифмовка – перекрёстная.
Метафоры – «стыдливость страданья», «предчувствие бурь».
Эпитеты – «порывистый, холодный», «багряных».
Олицетворения – « улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землёю», «стыдливость увяданья».
Инверсии – «есть прелесть», «листьев шелест».
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович поступил на государственную дипломатическую службу и был определён в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся учёных своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.
Не имея возможности разговаривать за границей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написанием стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.
Тема
Главной темой стихотворения является сравнение человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.
Несмотря на «осеннее» настроение произведения, оно всё же не производит тоскливого впечатления. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «лёгкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».
В представлении автора осень олицетворяет собой душевную зрелость человека, пережившего немалые испытания, но не разочаровавшегося в жизни.
В эту пору года как никогда остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая возрождение. В природе всё циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройдённые жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить каждый момент жизни и радоваться ему, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своём произведении.
Композиция
Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трёхчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно по содержанию разделить на три части. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.
В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится всё стихотворение.
Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчёркивающие неизбежность увядания природы.
В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.
Жанр
Стихотворение «Осенний вечер» написано в жанре лирического стихотворения и относится к пейзажной и одновременно философской лирике, центральное место отведено красоте природы.
Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с пиррихиями, с использованием перекрёстной рифмовки. Примечательно, что всё целиком стихотворение представляет собой одно сложное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.
Средства выразительности
Для описания природы в своём произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.
Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путём употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный ветр», «томный шелест», «умильная, таинственная прелесть»)
и метафор («стыдливость страданья», «предчувствие бурь»).
Благодаря олицетворениям (« улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землёю», «томный шелест»)
природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.
Встречаются в тексте и инверсии: «есть прелесть», «листьев шелест».
Писатель сравнивает «кроткую улыбку увяданья
» осенней природы с «божественной стыдливостью страданья
» в человеке.
Обновлено: 11.03.2023
История создания
Жанр, направление и размер
Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.
Композиция
Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.
- Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
- Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
- Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.
Образы и символы
Наряду с типичными для изображения осени образами (багряные листья, тихая лазурь), Тютчев описывает весьма необычные наблюдения: зловещий блеск, улыбка увяданья.
Лирический герой стихотворения – мыслитель. Его незаурядный взгляд на мир позволяет увидеть не только привычные сюжеты осеннего вечера, но и помогает открыть нечто новое, проецирует размышление о родстве природы и человека. Он видит в картинах угасания кроткую улыбку, а цвет листьев кажется ему зловещим.
Темы и настроение
Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.
Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.
Средства художественной выразительности
Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.
История создания
Его переживания не раз отражались в стихотворениях. И в этом произведении, написанном под впечатлением от осеннего пейзажа, можно услышать нотки грусти и тоски.
Жанр, направление, размер
Композиция
Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).
Образы и символы
Темы, настроения, проблемы
Основная идея
Смысл произведения заключается в необходимости умения наслаждаться каждым жизненным моментом, ценить прекрасные мгновения, ведь время быстротечно, и нужно успеть постичь тайны бытия и его красоты.
Средства выразительности
Для создания стихотворения в жанре пейзажной лирики Ф.Тютчев использовал различные тропы:
Автор: Анастасия Сметанова
Автор: Самый Зелёный · Published 22.07.2021
Автор: Самый Зелёный · Published 11.09.2019
Автор: Самый Зелёный · Published 31.10.2019
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осенний вечер.
История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, приобретением духовного опыта, когда человек учится ценить каждое мгновение.
Композиция – Стихотворение состоит их трёх условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – говорит о неизбежности изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.
Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с пиррихиями, рифмовка – перекрёстная.
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович поступил на государственную дипломатическую службу и был определён в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся учёных своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.
Не имея возможности разговаривать за границей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написанием стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.
Главной темой стихотворения является сравнение человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.
В представлении автора осень олицетворяет собой душевную зрелость человека, пережившего немалые испытания, но не разочаровавшегося в жизни.
В эту пору года как никогда остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая возрождение. В природе всё циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройдённые жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить каждый момент жизни и радоваться ему, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своём произведении.
Композиция
В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится всё стихотворение.
Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчёркивающие неизбежность увядания природы.
В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.
Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с пиррихиями, с использованием перекрёстной рифмовки. Примечательно, что всё целиком стихотворение представляет собой одно сложное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.
Средства выразительности
Для описания природы в своём произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.
Фев 5, 2021 | 0 комментариев
Осенний вечер анализ
Среди многочисленных стихотворений Тютчева особое внимание привлекает именно Осенний вечер. Анализ данного произведения школьники делают в 8 и 10 классе. Разобравшись во всех особенностях этого стиха, не составит труда понять его смысл, узнать, что же именно с его помощью хотел донести автор до своих читателей.
Осенний вечер анализ стихотворения Тютчева
Начать анализ стихотворения Осенний вечер Тютчева по плану следует именно с истории его создания. Написан данный стих был в тридцатых годах 19 века. Тогда писатель находился в Мюнхене. Он уехал туда сразу после завершения обучения в Московском университете. В тот период поэт испытывал сильную тоску. Ведь находился вдали от Родины. Рядом с ним не было никого кто бы знал русский язык. Соответственно, никто не мог поддержать беседу. У Тютчева не было возможности хоть с кем-то поделиться собственными переживаниями.
Свои сокровенные мысли автор передавал именно в стихах. Делая краткий анализ Осенний вечер, следует отметить, что это произведение поэт написал, вдохновившись открывающимся осенью пейзажем. Здесь явно чувствуется некая тоска и грусть.
Тема и композиция
Анализ стихотворения Есть в светлости осенних вечеров невозможно провести, не определив его тему. В этом произведении автор отождествляет природу и людей, сопоставляет неживой мир с живым. Поэт между ними видел неразрывную нить, особую связь.
Несмотря на то, что настроение в данном произведении осеннее, при его прочтении не ощущается депрессивный настрой. Герой пытается увидеть в открывшемся пейзаже нечто прекрасное. Несмотря на то, что природа начинает увядать, он говорит о приятном шелесте, таинственности и свете.
Тютчев осенний вечер считает олицетворением духовной зрелости людей, которые несмотря на многочисленные испытания не перестают любить жизнь, не разочаровались в ней.
Именно осенью отчетливей всего ощущается, насколько скоротечна жизнь. Ощущается утрата сил, молодости и красоты. Правда, после этого в любом случае приходит зима, а за ней грядет весна. Таким образом удается переродиться вновь.
И в природе, и в человеческой жизни отмечается некая цикличность. Грусть непременно сменяется радостью, светлым периодом. После пережитых испытаний удается обрести огромный опыт, который обязательно в дальнейшем пригодится. Нужно лишь уметь радоваться каждому мгновенью, ценить его, не унывать и тосковать. Именно об этом и говорит Тютчев в своем глубоком литературном произведении.
Делая анализ стиха Осенний вечер, отдельного внимания заслуживает его композиция. В данном случае она является трехчастной. Строфа состоит из 12 строк, которые с легкостью можно поделить на три отдельных четверостишия.
Каждое из них можно выстроить в одну линию повествования, где пейзажная зарисовка с особой плавностью переходит к проникновенным философским мыслям. В первой из частей отмечается описание общей картины, самого открывающегося осенью пейзажа. Автором при этом выдвигается основной тезис, на основе которого осуществляется построение всего стиха в целом.
Вторая часть наполнена некой драмой. Именно здесь поэт говорит о том, что невозможно избежать увядания природы. В финальном же четверостишии автор высказывает философское осмысление всего происходящего. Он смотрит на изменения в природе, как на этап цикла, находит связь между простыми людьми и тем миром, который их окружает.
Жанр и средства выразительности
Анализ данного стихотворения подразумевает обязательное определение его жанра. Благо, никаких сложностей с этим вовсе не возникает. Данное произведение относится к пейзажной лирике. Ведь главная роль в нем отведена именно природе, ее красоте и цикличности.
Как уже было сказано, состоит этот стих из двенадцати строчек. Написан он пятистопным типом ямба, в котором прослеживаются двусложные стопы. Рифмовка в данном случае перекрестная. Что интересно, весь стих – это предложение сложносочиненного типа. Несмотря же на то, что его построение довольно неординарное, читается произведение буквально на одном дыхании, невероятно легко и непринужденно.
Также анализ стихотворения Осенний вечер требует определения средств выразительности. Именно им следует удалить особое внимание. Тютчев при описании природных явлений использовал множество средств. Среди них и инверсия, и олицетворение, и метафора. Присутствуют также сравнения и эпитеты.
Именно с помощью эпитетов автору удается достичь невероятной образности и красочности. Он употребляет их повсеместно, говоря о таинственности, холоде и прочих деталях. Также этот эффект усиливается метафорами, когда поэт называет прелесть таинственной, а в деревьях замечает особую пестроту.
Именно за счет олицетворений в стихотворении природа начинает оживать, ей становятся присущи чувства, характерные для людей. Например, такой эффект достигается, когда Тютчев пишет о земле, которая с грустью сиротеет, описывает увяданье с кроткой улыбкой.
Присутствуют в данном произведении инверсии. Например, когда описывается прохладный ветер и багряная листва. Также есть сравнение, когда природное увяданье сравнивается со стыдливостью человеческих страданий.
Основная мысль и смысл стихотворения
Основную мысль стиха можно понять, прочитав последние его строки. В них автор сравнивает страдания людей с увядающей природой. Он сравнивает внутренний мир своего героя с тем миром, который его окружает. Ведь каждый человек является частью природы. Соответственно, развиваемся мы по одним и тем же законам.
Смысл, правда, у этого стихотворения гораздо более глубокий. Тютчев пытается донести до читателя то, что нужно радоваться каждому мгновенью жизни, ценить все прекрасное, что происходит вокруг. Ведь жизнь скоротечна и нужно за столь короткий период не только постигнуть тайны бытия, но и насладиться той красотой, которая нас окружает, увидеть в ней даже незначительные, но привлекательные детали.
Читайте также:
- Своеобразие романа мастер и маргарита сочинение
- Сочинение на тему мать и мачеха
- Сочинение егэ 2021 русский язык пример сочинения егораева
- Евгений онегин итоговое сочинение 2022
- Сочинение на тему личность на английском
«Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»»
Сочинение
Федор Иванович Тютчев как художник сложился на рубеже 20—30-х годов XIX столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,— «Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды».
«Осенний вечер» — были признаны подлинными шедеврами русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством трагизма, напряженной и страстной мыслью, отмечена глубиной философских раздумий. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Ф. И. Тютчев еще в пору молодости, в 1836 году, написал стихотворение «Зима недаром злится…». Борьба зимней стужи и весны представлена как действия сказочных существ: злой ведьмы-Зимы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. Радостные ритмы соответствуют светлому строю народных веснянок. Благодаря большому количеству эмоционально окрашенных глаголов стихотворение чрезвычайно динамично:
* Зима еще хлопочет
* И на Весну ворчит,
* Та ей в глаза хохочет
* И пуще лишь шумит…
Общепризнанна чуткость Ф. И. Тютчева к русскому языку, способность глубоко и точно передать в своих Стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.
Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. Тютчев)
Ф.Тютчев особенно тонко чувствовал природу, во многих его стихотворениях внутренний мир лирического героя неотделим от внешних событий окружающего мира. В произведении «Осенний вечер» также прослеживается неразрывная связь человека и природы. Многомудрый Литрекон советует Вам ощутить неразрывную связь с лирикой Тютчева, прочитав разбор его стихотворения.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, настроения, проблемы
- 6 Основная идея
- 7 Средства выразительности
История создания
Ф.Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в 1830 году, в Мюнхене, куда он отправился на обучение сразу после окончания Московского университета. Поэт часто тосковал, находясь вдали от родного края. Ему не с кем было поговорить на русском языке, поделиться своими сокровенными мыслями.
Его переживания не раз отражались в стихотворениях. И в этом произведении, написанном под впечатлением от осеннего пейзажа, можно услышать нотки грусти и тоски.
Жанр, направление, размер
- «Осенний вечер», как и многие лирические стихотворения Тютчева, можно отнести к философской и пейзажной лирике одновременно. В произведении описаны картины природы (осенний пейзаж), а также поднимается вечная тема — быстротечности времени.
- Тютчев создал свои сроки, используя любимый стихотворный размер А.С.Пушкина – ямб. Рифма – перекрестная.
- Поэт работал по принципам чистого искусства — уникального явления в поэзии, в рамках которого авторы поднимали только эстетические, романтические или же философские темы, но не касались социальных и политических аспектов. Красоту они ставили на первое место, были ее жрецами. Особенно в данном направлении преуспел Федор Тютчев.
Композиция
Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).
- Так, в первом четверостишии в центре внимания лирического героя находится картина осеннего пейзажа. Он наблюдает за противоречивой природой, в которой соединятся и «зловещий блеск» и «томный, лёгкий шелест» листьев.
- Во второй части поднимается тема неизбежного увяданья. Вся природа омрачена, а вместе с ней грустит и человек.
- В третьей части отражается неразрывная связь лирического героя с окружающим миром. Человеческие чувства сравниваются с угасанием природы.
Образы и символы
- В центре стихотворения «Осенний вечер» находится образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и угасание душевных сил, потерю молодости, прежнего воодушевления.
- Сам лирический герой ощущает осень в своей душе, она отражает его состояние. Этим родством человека и окружающего мира он подчеркивает естественную связь всего живого, которая помогает нам в трудную минуту. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.
Темы, настроения, проблемы
- Основная тема стихотворения «Осенний вечер» — связь природы и человека. Лирический герой чувствует, что жизнь напоминает смену времен года. За осенью приходит зима, как за радостью приходит печаль. Но даже находясь в таком «предчувствии сходящих бурь», герой не перестаёт радоваться каждому мгновению, чувствовать любое изменение в окружающем мире. Поэтому он замечает и «тихую лазурь», и «порывистый, холодный ветр». Приход осени можно сравнивать с наступлением зрелости. В эту пору человек уже прошёл через многие испытания, однако, несмотря ни на что, не утратил жизнелюбие.
- Основная проблема стихотворения — неизбежность быстротечности бытия, которое не останавливается ни на минуту. Невозможно вечно пребывать в состоянии юности и подъема, ведь неминуемо должен начаться спад, неминуемо придет старение. Это непреложная закономерность естественного развития, и ее надо принять, не переча, что не всем дано.
- Настроение стихотворения грустное и меланхоличное, что способствует появлению ностальгии и светлой, очищающей душу тоски.
Основная идея
Главная мысль стихотворения отражена в последних строках произведения. Сравнение увяданья природы и человеческого «страданья» указывает на отожествление внутреннего мира лирического героя и окружающего мира. Мы — часть природы, значит, развиваемся по ее законам.
Смысл произведения заключается в необходимости умения наслаждаться каждым жизненным моментом, ценить прекрасные мгновения, ведь время быстротечно, и нужно успеть постичь тайны бытия и его красоты.
Средства выразительности
Для создания стихотворения в жанре пейзажной лирики Ф.Тютчев использовал различные тропы:
- эпитеты: «томный, лёгкий шелест», «багряные листья», «туманная и тихая лазурь», «порывисты, холодный ветр»;
- метафоры: «зловещий блеск», «улыбка увяданья»;
- олицетворения: «томный» шелест листьев, «грустно-сиротеющая земля»;
- сравнения: угасание природы сравнивается с «божественной стыдливостью страдания».
Автор: Анастасия Сметанова
Метки: Осенний вечерразборФедор Тютчев
Читайте также:
О произведении
Автор: Тютчев Ф.И. |
Дата публикации: 1830 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ осени, лирический герой Темы: смысл жизни, человек и природа
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Краткое содержание
В творчестве Федора Ивановича Тютчева, которого заслуженно называют «певцом природы», значительное место занимает пейзажная лирика. Поэт обладал способностью не только достоверно изобразить картину, но и вызвать у читателя эмоциональный отклик при восприятии того или иного природного явления. Проживая длительное время за границей, Тютчев постоянно поддерживал духовную связь с родиной, не переставая воссоздавать в своих произведениях очарование русской природы. По-видимому, немецкая осень 1830 года вызвала у него такой прилив вдохновения и воспоминаний, что он посвятил этому свое очередное стихотворение.
“Осень”. Художник Е. Волков. 1890
Сюжет, как таковой, здесь отсутствует, перед читателем разворачивается картина безмолвного осеннего вечера, когда вся природа находится в ожидании наступающего оцепенения. «Таинственная прелесть» заключается в зловещем блеске деревьев, усыпанных пестрой листвой, очаровывающей призывным шелестом. Сквозь сгущающийся туман проглядывает небесная лазурь, и вся эта мистическая картина разворачивается над «грустно-сиротеющей землею».
Природа словно предчувствует наступление «сходящих бурь», когда свирепый и жгучий ветер начинает ломать ветви деревьев и срывать с них последнюю листву. Изменения в природе напоминают герою человеческую жизнь. Осеннюю пору можно сравнить с наступлением духовной зрелости, обретением жизненного опыта и мудрости, поэтому в стихотворении нет ноток уныния и безнадежности, вместо них сквозит лишь легкая грусть.
Анализ
История создания
Стихотворение было написано в октябре 1830 года, в Мюнхене, во время выполнения Ф.И. Тютчевым дипломатической миссии. Под впечатлением от картин осеннего пейзажа, который вызывал у поэта ностальгические чувства, он сочинил это проникнутое светлой грустью, лирическое произведение.
Персонажи и образы
Осень является центральным образом, в котором переплетаются восхищение и грусть. Лирический герой видит в этом не простое изменение в природе, а воплощение собственных переживаний. «Грустно-сиротеющая земля» подразумевает и увядающую природу, и угасание молодости, утрату душевных порывов и былого воодушевления. Печаль, навеянная осенней картиной, смиренно воспринимается героем как неизбежность, после которой последует возрождение. Осень – в самой душе поэта, она является отражением его внутреннего состояния. В этом для автора и состоит неразрывная связь человека и природы.
Немаловажную роль в стихотворении играют и эпизодические образы, которые представляют собой выразительные детали общей картины осеннего вечера: «туманная лазурь», «порывистый холодный ветер», «пестрота деревьев», «легкий шелест» багряных листьев. Природа полна зловещего блеска, который нужно воспринимать, как ее последнее сопротивление наступающим зимним бурям. Прощальное буйство красок органично завершает картину наступившего осеннего вечера.
Композиция
Стихотворение представляет собой завершенную лирическую зарисовку, состоящую из одной строфы в двенадцать строк. По смыслу оно делится на три части. Первая часть посвящена описанию осеннего пейзажа, которым восхищается автор от лица героя. Во второй части раскрывается тема неизбежного угасания природы, которое накладывает отпечаток на его внутреннее состояние. Прочная связь окружающего мира и человека отражена в третьей части стихотворения.
Жанр
Несмотря на романтическое направление произведения, в нем просматриваются элементы, присущие реализму: таинственное очарование осеннего вечера сменяется натуралистическими образами предвестников зимы (порывистый холодный ветер). По жанру стихотворение принадлежит к пейзажной лирике философского содержания на тему человека и природы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании стихотворения использовался пятистопный ямб с перекрестной (АБАБ) рифмой и чередованием мужских и женских слогов.
Для отображения очарования осеннего пейзажа, а также философской глубины произведения автор использовал большую палитру средств художественной выразительности. Образные эпитеты, органично входящие в состав олицетворений, указывают на связь природы и человеческой жизни: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно-сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья».
Воображение читателя разыгрывается при помощи отточенных метафор: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров». Реалистические сравнения позволяют ощутить скорое наступление зимы: «предчувствие сходящих бурь», «порывистый, холодный ветр».
Проблематика и основная идея произведения
Главная проблема, озвученная автором – неотвратимость скоротечности бытия, которое неспособно остановить никакое усилие воли. Человек лишен возможности постоянно пребывать в состоянии молодости, расцвета и подъема. Вслед за этим неминуемо следует спад, влекущий за собой старение. Эту закономерность нельзя ни опровергнуть, ни предотвратить, ее нужно принять как данность и продолжать жить дальше.
Несмотря на это положение, находящийся в «предчувствии сходящих бурь» герой, способен ощущать радость от каждого мгновения, от малейшего изменения, происходящего в живой природе. Ведь, вступающий в осеннюю пору своей жизни человек, оставил позади многие испытания, обогатился бесценным опытом и, самое главное, не утратил жизнелюбия и способности ценить драгоценные моменты, отпущенные ему на этой земле.
Все произведения автора
- • Silentium!
- • Весенние воды
- • Весенняя гроза
- • Есть в осени первоначальной…
- • Еще земли печален вид…
- • Зима недаром злится…
- • Как весел грохот летних бурь…
- • Как хорошо ты, о море ночное…
- • Летний вечер
- • Листья
- • Нам не дано предугадать…
- • Не то, что мните вы, природа…
- • Неохотно и несмело…
- • О. как убийственно мы любим…
- • Она сидела на полу…
- • Осенний вечер
- • Последняя любовь
- • С поляны коршун поднялся…
- • Смотри, как роща зеленеет…
- • Тени сизые смесились…
- • Умом Россию не понять…
- • Фонтан
- • Цицерон
- • Чародейкою зимою…
- • Эти бедные селенья…
- • Я встретил Вас…
Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.3k
В русской поэзии особое место занимает пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 класса подготовиться к уроку литературы.
История создания
Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.
Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».
Фёдор Иванович Тютчев
Тютчев учился на дому до 15 лет, после чего поступил в университет в Москве. Закончив его, он служил в русском посольстве и отправился в Германию, где провел 22 года. На протяжении всего этого времени он писал незабываемые и изысканные стихотворения.
Жанр, направление и размер
В данном стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в использовании ярких эпитетов (умильная, грустно-сиротеющая), а также в употреблении неполногласных форм (ветр). Однако же «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автор интересуется Шеллингом, Блейком и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.
Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.
Композиция
Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.
- Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
- Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
- Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.
Образы и символы
- В центре стихотворения «Осенний вечер» находится образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и угасание душевных сил, потерю молодости, прежнего воодушевления.
- Сам лирический герой ощущает осень в своей душе, она отражает его состояние. Этим родством человека и окружающего мира он подчеркивает естественную связь всего живого, которая помогает нам в трудную минуту. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.
Темы и настроение
Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.
Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.
Композиция произведения
В «Летнем вечере» довольно понятная композиция. Так как стихотворение состоит из четырех четверостиший, то и структура здесь четырехчастная. Поэты нечасто прибегали к такому виду композиции, отдавая свое предпочтение трем частям.
План структуры:
- Описание летнего заката после знойного дня.
- Звездное небо.
- Летний воздух.
- Сама природа в виде молодой девушки.
Первая и вторая строфа
В первой строфе видно, как день утихает и «солнца раскаленный шар… волна морская проглотила». Пожар природы стих. Заранее нужно обозначить, что идея произведения в приеме аллегории. Природа сравнивается с человеком, век которого короткий. Солнце символизирует молодость, а с годами страсти утихают. Здесь же видна красота летнего вечера. Лирический герой созерцает пейзаж у моря и наслаждается летом.
Тема второй части — уставшее небо, которое пытаются поддержать звезды. За день у него накопилась усталость, это подобно тому, как за жизнь устает человек.
Автор использует эпитет «тяготеющий» по отношению к небу. Но уже появились первые звезды и это ощущение пропадает. Лирическому герою приятно находится на берегу и наблюдать за небесами.
Третья и четвертая части
В третьей строфе появляется образ не только природы, но и впервые упоминается состояние героя. Воздух, как река, плывет между небом и землей и дарует долгожданную прохладу. С наступлением вечера становится легче дышать, человек чувствует облегчение и погружается в свои мысли.
Читатель видит природу, она предстает в образе прекрасной девушки, которая сама оживляется от прохлады. Тютчев олицетворяет природу, сравнивает ее состояние с тем, когда человек остужает свои ноги в ключевой воде после дневного зноя. Таким образом, автор так грандиозно выводит картину природы, показывает параллели между ней и человеком, что читателю остается только восхищаться мастерством поэта.
Идея
«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.
В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.
Вечер
Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шум от стаи журавлиной,- И в звучных листьях замер он.Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день,- И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень.Тютчев — поэт-лирик, который обращается влюблённым взором к человеческому естеству. Почти все свои чувства он обличает в природные явления, и в этом можно увидеть неразрывную связь человека и его первостихийного начала.Стихотворение «Вечер» было написано Фёдором Ивановичем в промежуток с 1925 по 1929 год. Тогда поэт, которому ещё не было и тридцати, поступив на службу в Государственную Коллегию Иностранных дел, был выслан как посол в Мюнхен. Оторванный от своей Родины, Тютчев тосковал. В этот период появились такие стихотворения как «Летний вечер» и «Весенняя гроза» (1928), «Полдень» и «Весенние воды» (1929). И, если присмотреться, в этих произведениях нет ни южнонемецкой мюнхенской природы, ни узкой реки Изар с зелёными набережными. В стихотворениях Тютчева перед читателем расстилаются картины полей, лугов и широких полноводных рек — чего-то необъятного и необъяснимо родного.Начинается стихотворение как раз с долины, но образ её пока неясен, окружён туманом. Лирический герой будто сидит с закрытыми глазами, представляя раздолье рядом, но более его привлекает звук. Переливы колоколов практически не слышны, они долетают до героя затихающим шумом. А шум у Тютчева — это нечто спокойное и переливчатое. «Шум от стаи журавлиной» носит значение неторопливости и полного погружения в природу, ведь только в таком состоянии можно уловить этот еле слышимый звук.Можно сказать, что в первом катрене лирический герой вслушивается, и только во втором смеет открыть глаза. И тут же всё увиденное перерастает в его внутренние ощущения. Не просто вечер наступает, укрывая долину — на застывший день ложится тень, торопливая, молчаливая. День угасает, унося с собой всё, что было в нём. У Зинаиды Гиппус есть похожий мотив в её стихотворении «Закат», написанном спустя почти сто лет:День кончился. Что было в нем? Не знаю, пролетел, как птица. Он был обыкновенным днем, А все-таки — не повторится.С помощью стихотворного размера (классический четырёхстопный ямб), различных метафор и сравнений («звучные листья»; день «как море вешнее в разливе»; «молчаливая» и «торопливая» тень — предзнаменователь ночи) создаётся размеренный и неторопливый ритм этюда. Но, в то же самое время, видно, что герой, лирическое «я» автора, неспокоен. Он меланхолично тоскует, не зная, что может принести ему следующий день. Так или иначе, в стихотворении отражаются внутренние переживания Тютчева, находящегося заграницей и страстно желающего попасть обратно на Родину.
Средства художественной выразительности
Богатая образность произведения достигается путём использования многочисленных средств художественной выразительности. Наиболее часто автор обращается к эпитетам, порой применяя сразу два определения к существительному: «Умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест, «порывистый, холодный ветр».
Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.
Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот приём затрагивает эпитеты (грустно-сиротеющая, томный), существительные, участвующие в описании природных явлений (улыбка, изнеможенье). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «сходящих бурь». И все процессы, происходящие в природе осенью, сравниваются с человеческим старением.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Ф. И. Тютчев прекрасно описывает красоту природы, а также неотделимо передает внутренний мир лирического героя и события окружающей среды. В одном из своих стихотворений поэт показывает увядающую красоту зачаровывающей осени.
В стихотворении «Осенний вечер» рисуется тихая, холодная, уходящая осень. Описывается туманное и сиротеющее время года, которое сравнивается со старением человека. Поднимается тема быстротечности времени. Лирическое произведение можно отнести к философии и пейзажной лирике. Описание пейзажа, предстоящее перед глазами читателя, похоже на события в жизни человека. «Есть в светлости осенний вечеров / Умильная таинственная прелесть». В жизни у лирического героя появляется белая полоса, человеку хорошо, спокойно, но что будет дальше остается тайной. Эпитеты «осенних», «умильная», «таинственная» придают радостную и прелестную обстановку, но немного угнетающую своей светлостью. Метафора «таинственная прелесть» является особой частью картины. «Зловещий блеск и пестрота дерев, / Багряных листьев томный, легкий шелест» появляются нотки предшествующих событий, перед глазами героя мелькают события. Момент жизни становится томным и одновременно легким. Метафора «пестрота дерев» говорит о разноцветности растительности, которая по окончанию осени окажется на земле или о различных эпизодах жизни, которые в конце концов забудутся. Инверсия «багряных листьев» уточняет цвет листьев, из чего становится понятно, что жизнь была наполнена различными насыщенными событиями. «Туманная и тихая лазурь / Над грустно-сиротеющей землею, /И, как предчувствие сходящих бурь, / Порывистый, холодный ветр порою». Герой, сидя в тишине, вспоминает прошедшие годы, они будто в тумане. Становится грустно, когда забываются события из жизни. Невольно всплывают ссоры, разрывы, эмоциональные накалы, становится холодно на душе. Все это передают эпитеты: «туманная», «грустно-сиротеющей», «сходящих», «порывистый», «холодный». Они также передают эмоциональные этапы в течение жизни героя. Олицетворение «грустно-сиротеющей землею» описывает, как листья, оставшиеся до последней минуты, улетают, то же происходит с героем: родные и близкие перестают обращать на него внимание, забывают о нем, из-за чего становится печально на душе. Инверсия «холодный ветр порой» передает холод в ветреную погоду или отношение близких людей к лирическому герою. «Ущерб, изнеможение – и на всем / та кроткая улыбка увяданья» данный отрывок повествует о том, что герой произведения уже в пожилом возрасте. Он изнеможен, но иногда улыбается, но эта улыбка вскоре гаснет. «Что в существе разумном мы зовем / Божественной стыдливостью страданья» в этой части можно почувствовать, что природа и лирический герой страдают, но при этом они не хотят показывать свои чувства.
Все стихотворение является одним сложноподчиненным предложением, читающимся на одном дыхании. Размер для произведения Ф. И. Тютчев выбрал пятистопный ямб, а рифмовку перекрестную. Употребляется высокая лексика, неологизмы.
Самым любимым временем года для меня является осень. Эта одна из причин, почему мне понравилось это стихотворение. «Осенний вечер» легкое для чтения, однако, в нем есть мысли, над которыми можно поразмышлять. Мне нравится, какой пейзаж описывает Ф. Тютчев, нравится, как изменяется голос и эмоции при прочтении этого стихотворения. Теперь моя копилка любимых произведений пополнилась еще одним стихом.
Прокопенко Татьяна