Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
М не очень нравится стихотворение “Письмо матери”. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я.
Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому.
Старенькая, сгорбленная годами и постоянными тревогами за непутевого сына, она часто выходит на дорогу “в старомодном ветхом шушуне”. Тепло и нежно звучат слова, сказанные в утешение матери:
Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.
Я люблю это стихотворение за его правдивость, искренность, нежность. В нем чувствуется горячая любовь поэта к матери. Читая “Письмо матери”, невольно восхищаешься той нежностью и душевностью, с которой оно написано. В нем нет ни одного слова фальши. Может быть, поэтому я люблю это стихотворение, поэтому оно мне так дорого.
[note]
Стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
[/note]
Мне очень нравится стихотворение «Письмо матери». Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки, и безграничная любовь поэта к родному дому.
Старенькая, сгорбленная годами и постоянными тревогами за непутевого сына, она часто выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне». Тепло и нежно звучат слова, сказанные в утешение матери:
Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:
Ты одна мне помощь и отрада.
Ты одна мне несказанный свет.
Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.
Я люблю это стихотворение за его правдивость, искренность, нежность. В нем чувствуется горячая любовь поэта к матери. Читая «Письмо матери», невольно восхищаешься той нежностью и душевностью, с которой оно написано. В нем нет ни одного слова фальши. Может быть, поэтому я люблю это стихотворение, поэтому оно мне так дорого.
Пожалуй, одним из самых популярных произведений С. А. Есенина является «Письмо матери». Женщину, взрастившую Сергея Александровича, подарившую миру поэта, звали Татьяна Федоровна. Нежный и преданный сын признавался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю». Он тосковал по дому, понимая, что другая любовь не заменит материнской, всепрощающей и вечной. Не секрет, что «доходы» поэта были нерегулярные, жизнь зачастую безалаберной, но он помнил о доме, помогал материально матери с сестрой. Письма Есенин писал всегда.
«Письмо матери» — вещь очень личная, очень откровенная.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
В. Липатов к этим словам подобрал мелодию, и песню стали петь, потому что она звучала «от сердца к сердцу». Знаменитый сын, написавший прекрасные стихи, для матери оставался ребенком. Сердце ее болело всегда:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне…
Есенин читал матери эти стихи. Она грустила и не узнавала сына, понимала только, что у него своя жизнь, у него не все хорошо в ней. Она беспокоилась, ощущая неладное, но понимала, что ей ничего не поправить. Сын же, успокаивая мать, обещал, что все наладится:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Он обещал, что приедет, говорил, что помнит и деревню, и дом, что скучает:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Ездил поэт в село каждое лето. Привозил подарки, угощал односельчан. Мать вспоминала, как Сергей ходил с отцом косить сено, радовался, что вновь дома. Любил стариков расспрашивать о прошлом, уважительно ко всем относился. Люди благодарили поэта, что он не гнушается тем, что родился в этом же, что и они, селе. Может, им казалось, что это и о них тоже?
Есенин не стеснялся своего крестьянского происхождения. Он им гордился. Он был чутким и участливым к родным и не боялся показаться смешным. Легко говорить о любви к человечеству, искренне же сказать эти простые и так нужные матери слова не все могут. Как часто мы бываем черствы к своим родителям, незаслуженно их обижаем!
Мне кажется, что стихотворение «Письмо матери» помогает нам быть добрее и отзывчивее. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью».
Сергей Есенин обещает вновь приехать весной, но просит и понимания. Он взрослый, уставший от жизни человек:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Он другой теперь, к прошлому нет возврата. Мать в тревоге и молитве за своего сына, просит у Бога счастья, которого не так уж много было в детстве в доме деда, к которому на воспитание Сергей был отдан с двух лет.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
«Несказанный свет». Какая чудная метафора! Сколько нежности в этих словах, почему-то понятных и матери поэта, и другим женщинам, которые тревожатся за детей своих, ждут их, любят, но не знают, как помочь им, как душу сына или дочери понять и успокоить!
Есенин подбирает слова, ясные любой деревенской неграмотной женщине, которая, не понимая, какие важные дела у сына в городе, какие его одолевают заботы, может каждый день ходить на тракт и вглядываться вдаль: ей кажется, что попутная подвода подвезла ее Сергея и вот он, красивый, русоволосый, с шиком для села одетый, идет к ней.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Могут ли стихи Сергея Александровича Есенина, наполненные великой сыновней любовью, оставить кого-нибудь равнодушным? Я думаю, что навряд ли. Потому что о высокой духовности мыслит каждый, кто узнает поэта по щемящим сердце строчкам о женщине, имя которой Татьяна Федоровна Есенина. Но это и о Матери вообще, это о всепоглощающей бескорыстной любви.
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 г., то есть в конце его жизни.
Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно.
«Письмо матери» воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире — как прощание с матерью-родиной:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Лирические строки наполнены пронзительной сердечностью:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Поэт словно обнял старушку своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже скорее к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери.
Используемая поэтом лексика воссоздает картину ветхой избушки, в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери.
Поэт осознает, что мать знает о его погубленной жизни, о кабацких драках, о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучат ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она олицетворяет жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
С искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Поэт мечтает о возвращении домой:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
В стихотворении возникает образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Кольцевая композиция придает завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который передает душевное состояние лирического героя.
читать похожие:
«ТЫ ОДНА МНЕ ПОМОЩЬ И ОТРАДА» стихотворение Сергея Есенина «Письмо к матери»
Стихотворение С. А. Есенина «Русь» сочинение
Сын, достойный своей матери сочинение
Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» сочинение
В 1924 году, накануне приезда на свою малую родину, Сергей Есенин написал лирическое и в тоже время очень личное стихотворение «Письмо матери». Есенин не был «дома», в селе Константиново, долгие восемь лет. Он скучал по родным и близким ему людям: отцу, старшим сестрам и, конечно же, матери.
Для творчества Есенина характерна честность и открытость перед читателем. Возможно поэтому, в творческих работах автора мы можем проследить его нелегкий жизненный путь. Стихотворение «Письмо матери» не стало исключением в таком понимании.
«Письмо матери» адресовано самому дорогому и любимому человеку на земле. Человеку, который ни когда не бросит и не отвернется в трудную минуту. Человеку, для которого мы всегда останемся самыми «маленькими» людьми. Оно адресовано маме.
Стихотворение «Письмо матери» является исповедью Сергея Есенина перед своей матерью. Стоит отметить, что хотя это произведение и переполнено строками раскаяния о прожитой жизни, автор не собирается ни чего менять в своей жизни.
К моменту написания данного стихотворения Есенин был уже довольно известным человеком в литературных кругах. Его творчеством увлекались миллионы читателей. Но, не смотря на это, Есенин, ни когда не забывал своих корней.
В село Константиново он вернулся довольно известным человеком. Человеком, который испытал все преимущества жизни в высшем обществе. Но в стихотворении «Письмо матери» Есенин не хвалится своими достижениями и успехами. Более того, автора тревожат мысли о том, что до его родных людей докатились слухи о его бесшабашной жизни, пьянстве, драках, множестве любовных романов и интриг. Есенин прекрасно понимает, что, скорее всего, не оправдал надежд матери, которая всю жизни мечтала видеть его порядочным человеком. Он кается перед своим родным человеком и просит не помогать ему, ведь смысла «будит то, что отмечталось» уже нет.
Мама для Сергея Есенина была не только родным человеком. Она была его ангелом-хранителем, который оберегал поэта в трудные минуты жизни. Поэт понимал, что уже ни когда не станет таким, каким был раньше. Высшее общество напрочь лишило его душевной чистоты, веры и надежды в светлое будущее. Есенин говорит, что мать осталась для него единственной радостью в жизни, «несказанным светом». Думаю, этими строками поэт подчеркнул всю тяжесть своих жизненных ошибок и свое бессилие в их исправлении.
Есенин понимал, что для своей семьи он давно уже стал чужим человеком, что встреча с родными будет не долгой, что даже в родном селе он не найдет душевного спокойствия и гармонии. Поэт принимает и этот «подарок» судьбы. Он уже не переживает за свою судьбу, его беспокоит лишь мать, которая все также ждет своего любимого сына.
Чувствую свою скорую смерть, Есенин, в последних строках стихотворения, просит мать забыть тревогу и не грустить о нем, хотя знает, что мать всегда будет заботиться и любить его.
Для всего творчества С. Есенина характерно обостренное чувство единения со своей страной, с ее историей, с теми истоками, из которых черпает вдохновение любой настоящий поэт.
В ранний период своей творческой деятельности Есенин уделял много внимания религиозным мотивам, фольклорным традициям, связывая свой мир с миром народ- но-поэтическим, идущим из глубины веков.
В более поздний период религиозные мотивы ослабевают, но с особой силой начинают звучать мотивы отчего дома, возвращения к истокам.
Новое и живое восприятие Родины обострило у Есенина ощущение родного дома, обогатило тему матери, к которой поэт обращался и ранее, но которая теперь начинает объединяться и сливаться с темой Отчизны.
В 1924 году С. Есенин пишет «Письмо матери». Это наиболее задушевное и мелодичное стихотворение поэта, исполненное глубокой нежности.
Поэт связывает с родимым домом все самое светлое и дорогое, что есть в его жизни. Матери можно искренне и откровенно довериться, исповедаться.
Доброта и нежность слышатся в ласковых словах («моя старушка», «твоя избушка»), в обращении «родная», в сокровенном признании:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Образная структура стихотворения «Письмо матери» строится на контрасте положительных и отрицательных образов. К положительным можно отнести символы покоя и благополучия («вечерний несказанный свет», «низенький наш дом», «по-весеннему наш белый сад»). Отрицательный мотив — это мотив тревоги. Сначала он звучит во второй строфе («Пишут мне, что ты, тая тревогу…»), потом развивается и конкретизируется («синий мрак», «кабацкая драка», «финский нож», «тягостная бредь»).
Примечательно, что даже в светлые минуты обращения к матери поэта не покидают мысли о предстоящей смерти. Из содержания произведения становится ясно, что герой уже давно балансирует на грани жизни и смерти, словно испытывая свою судьбу. Пророчески звучит тревожное материнское видение:
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Через ткань стихотворения проходит и мотив дороги, у которой стоит ждущая сына мать.
С первых строк мы узнаем, что лирический герой довольно долго (может быть, несколько лет) не видел мать. Поэт вселяет в сердце матери надежду на скорую встречу. Он и сам мечтает о «низеньком доме». А пока что и сам он в дороге, в пути, в поиске. Он — блудный сын, ушедший из дому в поисках счастья, усталый и много испытавший скиталец. Но и этот мотив «пропащего молодца» переосмысляется. Герой уже не на бездорожье, не на распутье. Для него очевидно:
К старому возврата больше нет.
Мать для поэта — самый верный друг и помощник в трудные минуты жизни. Передавая боль матери за судьбу любимого сына, Есенин включает в текст стихотворения простонародную лексику («шибко», «шушун»). Одновременно это отсылает нас к фольклорным образам. Характерно для стихотворения и наличие повторов (часто используемых в народной поэзии), например, «не буди», «не волнуй», «не грусти», «не ходи». Построено произведение по принципу кольцевой композиции (что также характерно для фольклора).
Стихотворение необычайно музыкально. Найденный поэтом ритм, чередование женских и мужских рифм, ассонансы и аллитерации формируют ярко выраженное песенное начало этого стихотворения. Не случайно оно было положено на музыку и стало песней. Еще в 1927 году был создан романс на эти слова, ставший очень популярным.
Итак, стихотворение «Письмо матери» является одним из ярчайших примеров поздней лирики Есенина. В нем с необычайной силой отразились те настроения и идеи, которые владели поэтом в этот период. Образ матери, родного дома и — шире — родины приобретает в лирике Есенина особое пронзительное лирическое звучание. Кроме того, стихотворение примечательно своей музыкальностью, виртуозным использованием изобразительных средств.
Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, явившись одной из самых знаменательных вех в ее развитии.
«Письмо матери» было написано Есениным в 1924 году. В стихотворении отразился духовный кризис поэта. Мать олицетворяет у него вечные ценности жизни, от которых поэт отдалился. С искренней нежностью Есенин пишет о том, что только около матери, на родине его ждет душевный отдых. Слухи о жизни сына (кабацкая драка) подают матери повод к тревоге за его судьбу. В стихотворении отражено желание успокоить родных, оправдаться, не дать матери поверить сплетням – «тягостной бреди».
Поэт мечтает о возвращении, но не к прошлому. Мать представляется ему единственной помощницей в жизненном тупике, человеком, который все поймет.
«Письмо матери» – разве это не сама музыка чувства? Поэт словно «обнял старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя самые добрые и нежные слова:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе. Привет!
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне.
«Ветхость» образа матери подчеркнута аллитерациями на глухие согласные:
Пусть струится над твоей избушкой…
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне…
Ты жива еще, моя старушка?
В «Письме…» обрисован разговор не «мальчишки» с «испуганной мамой», а зрелого человека с той, кто научила его главным жизненным ценностям. Ей он рассказывает, что его мучает «тоска мятежная», разочарование в том, что «не сбылось», одиночество, безверие:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Не надеясь вернуть былое, лирический герой подводит итог своих «восьми лет». Мечты, вера, надежды – все осталось в «низеньком доме», в юности, «на рассвете». Но жизнь не погасила «несказанный свет» в его душе, он «по-прежнему такой же нежный», любящий, мечтающий «только лишь о том», чтобы скорее вернуться из «мрака» в «белый сад»:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Две последние строфы стихотворения, начиная с восклицания «Не надо!», представляют собой ответ на вопрос, «заживет» ли такая рана. «Камень», о который «споткнулся» лирический герой «Письма…», – это зло, мрак мира. Проблематика произведения приобретает нравственно-философский характер благодаря образу дороги, композиционно обрамляющему текст. Для героя закончился жизненный этап («К старому возврата больше нет»), «мятежный» и «горький», но необычайно важный для формирования его взглядов.
Философским итогом «Письма…» становится возвышение личности в ее попытках противостоять судьбе, сохраняя верность идеалам юности.
Создавая образ матери, поэт использует просторечные выражения, которые соседствуют с высоким стилем. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску произведению.
В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке».
«Письмо матери»- это и размышление о жизни, своеобразный итог прожитого. Есенин все «такой же нежный», только в глазах у него печать нелегкой жизни, только сердце изранено, только успел повидать много боли и разочарований. В его душе печаль, усталость, но все та же любовь, нежность и искренность.
Стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”
(мысли и чувства автора)
Тут мастерство как будто данное: никаких лишних слов нет , а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие.
3. Н. Гиппиус “Земля и камень”
Далеко не каждый человек, читающий стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка.
Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово “анализ”, я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора. Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение.
Так стихотворение С. Есенина “Письмо матери” было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года:
Я человек не новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Именно в эти годы С. Есенин пишет знаменитое “Письмо матери”, которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире как прощание с матерью-родиной: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств.
Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к “милой, родной старушке”. Его строки годны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение “Няне”. Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Обратимся к стихотворению С. Есенина “Письмо матери”. Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял “старушку” своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному (“старушка”, “избушка”, “старомодный ветхий шушун”, “шибко”). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность.
Не случайно, что до сих пор С. Есенин поэт, на стихи которого поют песни. Вот какие слова сказал Н. В, Гоголь о музыкальности русского стиха: “Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого свой стих и свой звон”. Этот особенный “звон” и ощущается в поэтическом произведении “Письмо матери”. Он придает стихотворению взволнованность.
Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой “избушки”, в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери. Первая строфа начинается с риторического вопроса: “Ты жива еще, моя старушка?” В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою “старушку” в том, что у него все нормально, что он “не такой уж горький… пропойца, чтоб… умереть”, не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением: Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Это доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов (“вечерний несказанный свет”) и эмоционально окрашенного слова “струится”. Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о “кабацких драках”, о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она “часто ходит на дорогу”. Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться: Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет “синий”. Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты “вечерний”, “ветхий”, “тягостная”. Не случайно употреблено и слово “саданул”, в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием “ничего, родная… ” и утвердительным предложением “успокойся”. Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням: Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому): Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж па рассвете Не буди, как восемь лет назад. В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам (“не буди… “, “не волнуй… “, “не сбылось… “, “не учи… “, “не надо… “, “не грусти… “, “не ходи… “). Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя.
Кольцевая композиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя. В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней “русский дух”, в ней “Русью пахнет”. Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.
Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Молодой поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала песенная лирика. Поэтому многие стихотворения написаны им в песенном жанре. Мать поэта была замечательной песенницей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ матери проходит через все творчество поэта. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он с поразительной откровенностью передал грусть материнского ожидания в стихотворении «Русь». Много волнений приносит сын матери, но материнское сердце все ему прощает. «О моя терпеливая мать!» — вырывается у С. А. Есенина. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться —
Чайная чашка скользит из рук.
Верность и постоянство он воспел в светлом образе матери. В конце своей трагически оборвавшейся жизни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо матери ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к отчему дому. Много раз в русской поэзии звучало обращение к матери, но у С. А. Есенина это получилось особенно трогательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердечностью, изливающейся нежностью:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Поэт словно возрождает пушкинскую традицию поэтических посланий. С такой же простотой и ясностью С. А. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, как и А. С. Пушкин в своем послании «Няне». Эти два произведения близки по своей задушевности, лиричности.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
«Письмо матери» наполнено доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание,
признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные слова. Язык стихотворения очень близок к народному, здесь встречаются такие слова из разговорной речи, как «старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко». Эти выражения придают фольклорную окраску всему стихотворению и даже образу матери. Она представляется читателю доброй, сердечной старушкой из старой сказки. Народная лексика, используемая поэтом, ярко передает картину происходящего. Мы как бы сами видим ветхую избушку, в которой мать ждет возвращения сына, чувствуем ее внутреннее взволнованное состояние. С. А. Есенин проявляет любовь к своей матери, пытается заверить ее, что у него все нормально, что он «не такой уж горький… пропойца… чтоб… умереть», не увидев родную мать. В стихотворении также чувствуется тревога поэта за мать. Поэт осознает, что она наслышана о его загубленной жизни, о его постоянных «кабацких драках», о частых запоях. Он знает, что тем самым причиняет ей боль, сеет в ее душе нерадостные предчувствия, которые мучают ее и поэтому она так «часто ходит на дорогу». Образ дороги не случайно появляется в стихотворении, она символизирует жизненный путь поэта, на котором время от времени появляется его мать, желающая сыну добра и счастья. Поэт просит ее не волноваться, не тревожиться:
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
В стихотворении появляется любимый эпитет С. А. Есенина — «синий». Без этого цвета трудно даже и представить его творчество. Это и цвет пасмурного неба, и расписных деревенских ставен, и родниковой воды, и лесных цветов.
В «Письме матери» поэт желает успокоить своего родного человека. Он пытается оправдаться перед ней, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная. Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Очень романтично и возвышенно он пишет строчки, в которых отражено его горячее желание вернуться домой:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в низенький наш дом.
Образ белого сада напоминает нам о яркой поре весны, веселой, беззаботной юности поэта.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Стихотворение написано пятистопным хореем, что в совокупности с перекрестной рифмой создает особый ритм всему произведению, который несет в себе душевное состояние лирического героя. А кольцевая композиция придает завершенность этому поэтическому творению.
Лирика С. А. Есенина искренняя и откровенная, в ней чувствуется биение беспокойного и нежного сердца автора. Недаром его поэзия была и остается понятой и близкой многим русским людям. Она всегда звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, а они необходимы людям всех времен и поколений.
Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Здесь поэт продолжил тему, которая была заявлена ещё ранее, в стихотворении «Русь советская». Это тема возвращения.
В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Более полно Есенин описывает эту встречу со своими родными в стихотворении «Возвращение на Родину».
Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой (например, Пушкин «К Чаадаеву»), но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.
Так в стихотворение введены просторечия:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне…
Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».
Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы, что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож…
Не такой уж горький я пропойца…
Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса:
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Присутствуют здесь обращения: «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».
«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Эпитеты:
Пусть струится под твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.
В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось…
Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось…
И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» – звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.
Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.
Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нём звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому.
Предлагаем краткий и полный анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 10–11 классе или к написанию сочинения на заданную тему.
Содержание
- Текст стихотворения «Письмо матери»
- Краткий анализ произведения
- Анализ стихотворения «Письмо матери»
- Подробный анализ стихотворения
- Сочинение о стихотворении Письмо матери
Текст стихотворения «Письмо матери»
Сергей Есенин
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924 г.
Краткий анализ произведения
Стихотворение «Письмо к матери» имеет свою реальную предысторию. Поэт давно не был на Родине, он знал, что мать очень ждёт своего сына, поэтому уговорил приятелей составить ему компанию и навестить родные места.
Но в день накануне отъезда вся компания задержалась в трактире, поэтому мать так и не дождалась своего сына. Одолеваемый душевными терзаниями Сергей Есенин посвятил ей своё стихотворение, но оно скорее похоже на диалог, на исповедь.
- История создания – Произведение написано в 1924 году.
- Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
- Композиция – Кольцевая композиция.
- Жанр – Послание.
- Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.
- Метафоры – «струится свет».
- Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».
- Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».
- Просторечные выражения – «шибко», «саданул».
Стихотворение «Письмо к матери» написано так просто, но так проникновенно, что перед глазами оживает образ ветхой старушки, которая сильно ждёт сына, но уже и не надеется, что он когда-то вернётся домой. Но всё равно ходит на дорогу в своей ветхой одежде. Так ждать и любить умеет только мать.
И Есенину удалось рассказать об этом в самых простых словах так, что каждый человек помнит строки из стихотворения и в некоторой степени соотносить мать поэта со своей матерью.
Анализ стихотворения «Письмо матери»
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.
Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.
В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.
Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета.
Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя.
Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.
Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко».
«Тая» — значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль.
Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным.
Диалектное слово «шушун» — женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи.
В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» — это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.
Четвертая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8‑ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный».
Обращаем внимание на существительное 3‑го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.
Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом.
«Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» — звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет».
«Слишком ранняя утрата и усталость» — вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение.
Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось…
Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события.
В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел».
Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость. Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве?
Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво:
«Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь».
Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.
Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери.
Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.
Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.
Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются.
Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».
Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.
Стихотворение относится к жанру послания, которое довольно часто встречается в лирике Есенина. В прозе давно был известен жанр письма, а в поэзии письмо сделалось популярным в Серебряный век. Эпистолярная лирика Есенина наиболее оригинальная, новаторская по форме и содержанию.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрёстная. Чередуются женская (старушка – избушкой) и мужская (привет – свет) рифмы.
Музыкальность – ещё одна особенность лирики Есенина. Многие его стихи положены на музыку, не является исключением и «Письмо матери».
Подробный анализ стихотворения
История создания
После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – в селе Константиново.
Вдохновлённые живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете и не села в свой поезд.
Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».
Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своём творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.
Тема
Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.
Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.
В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни.
Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.
Композиция
Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.
Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.
В четвёртой строфе лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.
В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. В последней строфе автор подводит итог своей исповеди.
Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках.
Жанр
Произведение написано в жанре послания, и он обозначен уже в самом названии произведения. Это письмо, предназначенное конкретному адресату – матери.
Средства выразительности
В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).
Сочинение о стихотворении Письмо матери
В 1924 году, после 8‑летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.
Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты.
«Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом.
Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе.
Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках.
Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».
Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни.
Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».
Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.
Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.
Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны.
Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы.
Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Читайте также: Анализ стихотворения «Береза» Сергея Есенина.
Стихотворение «Письмо матери» Сергея Александровича Есенина − своеобразное подведение итогов восьмилетнего периода жизни молодого поэта. Времени, которое он провёл вдали от своей малой родины. Молодой Есенин осознаёт, каким он стал, живя в столице, что теперь значит для него родной дом.
Краткий анализ произведения
15
Подробный анализ стихотворения
8
Анализ стихотворения «Письмо матери»
2
Сочинение о стихотворении Письмо матери
0
Пожалуй, одним из самых популярных произведений С. А. Есенина является «Письмо матери». Женщину, взрастившую Сергея Александровича, подарившую миру поэта, звали Татьяна Федоровна. Нежный и преданный сын признавался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю». Он тосковал по дому, понимая, что другая любовь не заменит материнской, всепрощающей и вечной. Не секрет, что «доходы» поэта были нерегулярные, жизнь зачастую безалаберной, но он помнил о доме, помогал материально матери с сестрой. Письма Есенин писал всегда.
«Письмо матери» — вещь очень личная, очень откровенная.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
В. Липатов к этим словам подобрал мелодию, и песню стали петь, потому что она звучала «от сердца к сердцу». Знаменитый сын, написавший прекрасные стихи, для матери оставался ребенком. Сердце ее болело всегда:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне…
Есенин читал матери эти стихи. Она грустила и не узнавала сына, понимала только, что у него своя жизнь, у него не все хорошо в ней. Она беспокоилась, ощущая неладное, но понимала, что ей ничего не поправить. Сын же, успокаивая мать, обещал, что все наладится:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Он обещал, что приедет, говорил, что помнит и деревню, и дом, что скучает:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Ездил поэт в село каждое лето. Привозил подарки, угощал односельчан. Мать вспоминала, как Сергей ходил с отцом косить сено, радовался, что вновь дома. Любил стариков расспрашивать о прошлом, уважительно ко всем относился. Люди благодарили поэта, что он не гнушается тем, что родился в этом же, что и они, селе. Может, им казалось, что это и о них тоже?
Есенин не стеснялся своего крестьянского происхождения. Он им гордился. Он был чутким и участливым к родным и не боялся показаться смешным. Легко говорить о любви к человечеству, искренне же сказать эти простые и так нужные матери слова не все могут. Как часто мы бываем черствы к своим родителям, незаслуженно их обижаем!
Мне кажется, что стихотворение «Письмо матери» помогает нам быть добрее и отзывчивее. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью».
Сергей Есенин обещает вновь приехать весной, но просит и понимания. Он взрослый, уставший от жизни человек:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Он другой теперь, к прошлому нет возврата. Мать в тревоге и молитве за своего сына, просит у Бога счастья, которого не так уж много было в детстве в доме деда, к которому на воспитание Сергей был отдан с двух лет.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
«Несказанный свет». Какая чудная метафора! Сколько нежности в этих словах, почему-то понятных и матери поэта, и другим женщинам, которые тревожатся за детей своих, ждут их, любят, но не знают, как помочь им, как душу сына или дочери понять и успокоить!
Есенин подбирает слова, ясные любой деревенской неграмотной женщине, которая, не понимая, какие важные дела у сына в городе, какие его одолевают заботы, может каждый день ходить на тракт и вглядываться вдаль: ей кажется, что попутная подвода подвезла ее Сергея и вот он, красивый, русоволосый, с шиком для села одетый, идет к ней.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Могут ли стихи Сергея Александровича Есенина, наполненные великой сыновней любовью, оставить кого-нибудь равнодушным? Я думаю, что навряд ли. Потому что о высокой духовности мыслит каждый, кто узнает поэта по щемящим сердце строчкам о женщине, имя которой Татьяна Федоровна Есенина. Но это и о Матери вообще, это о всепоглощающей бескорыстной любви.
Далеко не каждый человек, читающий это стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка. Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово «анализ», я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора. Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение. Так, стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года. Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Именно в эти годы С. Есенин пишет знаменитое «Письмо к матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но – шире – как прощание с родиной. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств. Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери. В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, как искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность. Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение «Няне». Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя. Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Но обратимся к стихотворению С. Есенина «Письмо матери». Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор на стихи Есенина поют песни. Вот что сказал Н.В. Гоголь о музыкальности русского стиха: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого свой стих и свой звон». Этот особенный «звон» и ощущается в поэтическом произведении «Письмо матери». Он придает стихотворению взволнованность. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери. Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин проявляет тревогу и любовь к своей матери. Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он «не такой уж горький… пропойца, чтоб… умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфа теплым пожеланием: «Пусть струится… тот несказанный свет». Во второй и третьей строфах чувствуется тревога С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о «кабацких драках», о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться: Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет «синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета трудно представить С. Есенина. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайно употреблено и слово «саданул», в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием «Ничего, родная!» и утвердительным предложением «Успокойся». Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому): Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему каш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение – «не буди…», «не волнуй…», «не сбылось…», «не учи…», «не надо…», «не грусти…», «не ходи…». Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция придает завершенность произведению, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несет в себе душевное состояние лирического героя. В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близкой и понятной многим русским людям. Ведь в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет». Лирика поэта звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Стихотворение Есенина «Письмо матери». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинение на тему: Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» (восприятие …
Легкая почти невесомая вязь слов в стихотворении «Письмо матери» настраивает на легкость восприятия, и только сосредоточившись на смысле фраз – понимаешь, как тяжело на сердце у поэта. Светлая самоирония приветствия — немного цинична, и в тоже время несет успокоение состарившейся матери, что сын ее еще жив.
Как каждый сын своей матери, он стремиться, прежде всего, успокоить ее, которая тревожится и грустит о взрослом сыне. Страшные картины рисует воображение поэта о собственной кончине «в кабацкой драке», и он через грустную улыбку уверяет, что не настолько он отвечает тем слухам, которые доходят до матери. Дает надежду, что он таки приедет повидаться – тем самым дает сам смысл жизни матери увидеть своё дитя.
Зрелость жизненных взглядов Есенина, взрослого человека, но сына, движет его рукой при написании строк о том, что он все еще сохранил нежность чувств. Тоска по родному дому, по знакомому месту, где всегда поймут и примут, струиться сквозь буквы – добавляя красок в образ, он стремиться вернуться именно в весеннюю пору.
Усталость, накопившаяся в душе поэта, требует покоя – и только лишь мать может стать светом, помогающим и дающим отдохновение. Душой тянется он к родному человеку, однако просит оставить без внимания события — поскольку есть такие вещи, которые нужно забыть. Мама – единственный тыл, который принимает все на веру, и не будет бередить раны – это понимание сложилось из потерь и утрат, выпавших на долю поэта. И эти утраты он матери ни показывать, ни высказывать, не стремиться — это табу.
К вере обращаться сын, вернувшись в отчий дом, не намерен – суета мира в доме, где живет мать, воспринимается как сквозь глухую броню. В этом месте поэт черпает силы для жизни. Нежность строк о матери идет на контрасте с горечью восприятия своей жизни. Тем не менее, он уверен во всепрощении, поэтому готов утешать и мириться со старомодной одеждой.
Простонародные выражения рисуют картину, как живет постаревшая мать поэта, и от этого еще ближе становиться сам образ стихотворения. Глубоко личностная передача в стихотворной форме заставляет задуматься, вспомнить, прочувствовать и нежность сына к матери, и сердечные муки, и беспокойство за одинокого родителя, – который живет для сына. Буря эмоций проносится по строкам стиха, оставляя светлое щемящее чувство любви к маме.
О матери. С. Есенин «Письмо матери».
Проникновенные стихи посвятил своей матери Сергей Есенин. Одно из них называется «Письмо матери». «Ты жива ещё моя старушка?» — ласково обращается к ней поэт. В этом стихотворении говорится, как тревожится мать о сыне, ждёт его домой, тоскует по нему. Лирический герой просит её успокоиться, не ходить так часто на дорогу, ожидая сына. О глубокой любви к матери говорят и такие строки:
Ты одна мне помощь и отрада
Ты одна мне несказанный свет.
Стихи Есенина, посвящённые матери, заставляют нас задуматься о своём отношении к самому дорогому для нас человеку, о её бесконечной любви к нам. Поэт ещё раз подчёркивает, что мать – это святое, что каждый из нас проверяется тем, как он относится к ней.
Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ. Аргументы
Сочинение ЕГЭ 2021