Сочинение–рассуждение по тексту Прилепина З. «Что такое жизненные ценности?»
15.3. Сочинение-рассуждение.
Жизненные ценности – это то, что люди считают значимым, важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, нравственные ориентиры. Это своеобразный компас, задающий направление жизненного пути, определяющий особенности взаимоотношений с окружающими.
Обратимся к тексту З. Прилепина. Рассказывая об опасном путешествии героев, автор подчёркивает, что самое главное для Захара — это забота о близких людях. Отец мужественно спасает своего сына, с трудом добираясь до избы. Очень важна для героя и дружба. Он не оставил Олега Корина в беде, нашёл его на берегу реки, разжёг костёр и накормил.
Большую роль в формировании представлений о жизненных ценностях играет семья. Так, например, Пётр Гринёв из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» чётко усвоил нравственную заповедь своего отца: «Береги … честь смолоду». Герой в любых обстоятельствах старался быть верным своему долгу, слову и близким людям.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый выбирает сам, что для него важнее в жизни. От этого выбора зависит характер человека и его судьба.
(211 слов) Жизненные ценности — это любовь, забота, взаимопонимание, безопасность, доброта и другие важные чувства, которые освещают нашу жизнь.
Эту тему в затронул автор предложенного текста. Захар Прилепин, видимо, описал случай из своего детства. Тогда отец дал ему важный урок, показав образцовое поведение в экстренной ситуации. Герои заблудились, один из них отстал, но отец мальчика не позволил страху завладеть собой. Он нашел ночлег для ребенка, устроил его и пошел искать друга, несмотря на то, что очень устал сам. Он сказал сыну: «Мало ли что с ним. А то лежит там дядя Олег, никто не поможет ему». И мальчик понял, что в любой ситуации главной ценностью остается жизнь человеческая. Важно научиться помогать, дружить, выручать, чтобы сохранять тех, кто дорог.
Весьма поучительный пример описал и М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Главный герой потерял всю семью и вернулся с фронта опустошенным. У него больше не было дома, жены, детей и стимула жить. Его душа была искалечена войной. Однако он не сдался и не потерял моральных ориентиров. Увидев сироту, он решил усыновить его и подарить ребенку детство. Даже в такой ситуации Андрей Соколов придерживался своих идеалов и собирал по крупицам жизненные ценности: семью, детей, призвание, доброту и любовь.
Таким образом, жизненные ценности — это то, что дает нам возможность построить мир, полный положительных эмоций и истинных добродетелей.
Многомудрый Литрекон на этой оптимистической ноте хотел бы предложить читателю подборку аргументов по теме и два примера из жизни:
- Пример из жизненного опыта. Мой отец тоже преподал мне важный урок, когда мы ходили на рыбалку. К нам прибежали бродячие коты и собаки, ведь мы сложили улов на берег. Я начал отгонять их палкой, но отец помешал мне и сказал отдать часть рыбы животным. Мы, в отличие от них, не голодали и могли себе позволить немного благотворительности. Он объяснил, что кошки и собаки не виноваты в том, что их никто не кормит. И люди должны исправить ошибки их нерадивых хозяев. Я осознал, что мы должны ответственно и гуманно относиться ко всем, кто нас окружает, и помогать тем, кто в этом нуждается. Эти качества и являются нашими жизненными ценностями.
- Пример из СМИ. Я смотрел ток-шоу на федеральном канале и узнал историю женщины, которая бросила своих детей в детском доме. Все эти годы она пила и не думала о будущем. Но сын и дочь вышли из детского дома и нашли ее. Несмотря на обиду и боль, они помогли матери исправиться и выздороветь. Она обязана им жизнью, как и они ей. Дети дали матери урок: семья — это самое важное, что у нас есть. И если мы ее не сохраним, шанса на нормальную жизнь у нас не будет. Эта ценность дает нам стимул к развитию.
Жизненные ценности – это то, что мы ценим, к чему стремимся, чем дорожим. На мой взгляд, у каждого человека они свои: кто-то копит деньги, кто-то коллекционирует марки, а кто-то просто живет, заботясь и любя свою семью, своих друзей.
Именно таков герой текста З.Прилепина, отец мальчика и друг Корина. Когда они все попадают в экстремальную ситуацию, он проявляет духовную силу и выдержку. Герой спасает от комаров и холода маленького сынишку, а затем идет на помощь другу. Идет потому, что жизненные ценности этого человека заключаются в словах «надежность и смелость».
В притче «Чашка кофе» старый профессор, разговаривая со своими бывшими студентами, на примере того, как они разобрали дорогие чашки с кофе, оставив на месте простые, говорит, что «жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение в обществе — это чашки». От того, какую чашку мы имеем, не меняется качества жизни. Наиболее счастливые люди – это « не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют». Вот она, жизненная позиция профессора!
Таким образом, жизненные ценности – заключаются в том, чему человек в действительности отдает предпочтение.
Милана
Текст
(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:
— Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? (5)Давай сплавимся туда по реке? (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами.
(9)Вода в Истье была ласковой и смешливой. (10)Деревень вдоль реки не было.
— (11)Ты сплавлялся туда? — спросил отец.
— (12)В том-то и дело, что никогда, у меня и лодки нет. (13)А ведь очень любопытно было бы! (14)У монастырей, — продолжал Корин, — как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи. (15)Они, во-первых, обрадуются нам, неожиданно спустившимся по реке, и, во-вторых, легко доставят нас обратно на машине.
— (16)На чём поплывём? спросил отец.
— (17)Автомобильные камеры, числом две! — ответил Корин.
— (18)Сплаваем, сынок? — посоветовался отец.
(19)Мы спустили чёрные камеры в прозрачную воду. (20)Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. (21)Когда отец толкал колесо, я чуть повизгивал от счастья, которое переполняло меня.
(22)Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. (23)Монастыри всё не показывались. (24)На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. (25)Появились комары. (26)Я стал замерзать. (27)Корин отстал. (28)Прошло, наверное, часа три или больше. (29)Налетел ветер, лес нахмурился и навис над нами, втайне живой, но ещё молчащий. (30)Отец решил идти вперёд: в лесу без спичек с ребёнком делать нечего, а назад, поди, уже добрые шесть часов ходу. (31)Холод клокотал уже в груди. (32)Отец наклонялся ко мне и грел своими руками, грудью, дыханием.
(33)Ещё несколько часов мы двигались почти беззвучно, я старался не смотреть на возвышавшийся с обеих сторон лес, чтобы не встретиться с кем-нибудь глазами. (34)Мне было холодно и страшно.
— (35)Посмотри-ка, вон видишь впереди огонёк? (36)И похоже это на окошко, — сказал отец.
(37)Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок. (38)Может, только через полчаса огонек стал явственно различим. (39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу. (40)Впервые за шесть или семь часов мы вышли на берег. (41)Берег был остро-каменистый, идти по нему я не мог. (42)Отец взял меня на руки и тихо пошёл вверх.
(43)Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. (44)Трудно в ночи довериться двум почти голым людям: мальчику, по груди и плечам которого была ровно размазана кровавая кашка из комарья и мошкары, и огромному мужчине.
(45)Спускались к старым монастырям, думали, что по воде столько же, сколько посуху, и не успели засветло, пояснил отец.
— (46)Вы из Истцов? — догадался хозяин. — (47)Здесь река петляет так, что по воде до монастырей будет пять пеших дорог. (48)Заходите. (49)Куда ж вам с ребёнком!
(50)Меня уложили в кровать, отец закутал меня в одеяло. (51)В кровати было почти хорошо, мирно, сладостно. (52)Я всё ждал, что отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой и шероховатый, как кора, наконец, исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный и тёплый. (53)Рядом с папой никакие беды были не страшны.
— (54)Сынок, надо мне Корина искать, — сказал отец негромко. — (55)Мало ли что с ним. (56)А то лежит там дядя Олег, никто не поможет ему.
(57)Корин нашёлся на берегу, он подвернул ногу. (58)Отец разжёг ему костёр он взял у приютившего меня деда спичек и сала. (59)Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. (60)Снова спустился по реке, забрал Корина.
(61)Прошли годы, а я до сих пор вспоминаю тот случай и будто слышу голос своего отца… (По З. Прилепину*)
* Прилепин Захар (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин, род. в 1975 г.) современный писатель
(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро
распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась
Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с
заманчивой идеей:
– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на
велосипедах через лес в старые монастыри? (5)Давай сплавимся туда по реке?
(6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два,
ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами.
(9)Вода в Истье была ласковой и смешливой.
(10)Деревень вдоль реки не было.
– (11)Ты сплавлялся туда? – спросил отец.
– (12)В том-то и дело, что никогда, у меня и лодки
нет. (13)А ведь очень любопытно было бы! (14)У монастырей, – продолжал Корин, –
как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи. (15)Они, во-первых, обрадуются
нам, неожиданно спустившимся по реке, и, во-вторых, легко доставят нас обратно
на машине.
– (16)На чём поплывём? – спросил отец.
– (17)Автомобильные камеры, числом две! – ответил
Корин.
– (18)Сплаваем, сынок? – посоветовался отец.
(19)Мы спустили чёрные камеры в прозрачную воду.
(20)Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день,
блики на воде, стремительное скольжение вперёд. (21)Когда отец толкал колесо, я
чуть повизгивал от счастья, которое переполняло меня.
(22)Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться
от кого-то. (23)Монастыри всё не показывались. (24)На солнце стали наползать
вечерние тягучие тучи. (25)Появились комары. (26)Я стал замерзать. (27)Корин
отстал. (28)Прошло, наверное, часа три или больше. (29)Налетел ветер, лес
нахмурился и навис над нами, втайне живой, но ещё молчащий. (30)Отец решил идти
вперёд: в лесу без спичек с ребёнком делать нечего, а назад, поди, уже добрые
шесть часов ходу.
(31)Холод клокотал уже в груди. (32)Отец наклонялся ко
мне и грел своими руками, грудью, дыханием.
(33)Ещё несколько часов мы двигались почти беззвучно,
я старался не смотреть на возвышавшийся с обеих сторон лес, чтобы не
встретиться с кем-нибудь глазами. (34)Мне было холодно и страшно.
– (35)Посмотри-ка, вон видишь впереди огонёк? (36)И
похоже это на окошко, – сказал отец.
(37)Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.
(38)Может, только через полчаса огонек стал явственно различим. (39)Он был
впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу. (40)Впервые за шесть или семь
часов мы вышли на берег. (41)Берег был остро-каменистый, идти по нему я не мог.
(42)Отец взял меня на руки и тихо пошёл вверх.
(43)Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на
нас с опаской. (44)Трудно в ночи довериться двум почти голым людям: мальчику,
по груди и плечам которого была ровно размазана кровавая кашка из комарья и
мошкары, и огромному мужчине.
– (45)Спускались к старым монастырям, думали, что по
воде столько же, сколько посуху, – и не успели засветло, – пояснил отец.
– (46)Вы из Истцов? – догадался хозяин. – (47)Здесь
река петляет так, что по воде до монастырей будет пять пеших дорог.
(48)Заходите. (49)Куда ж вам с ребёнком!
(50)Меня уложили в кровать, отец закутал меня в
одеяло. (51)В кровати было почти хорошо, мирно, сладостно. (52)Я всё ждал, что
отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой и шероховатый, как кора, наконец,
исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный и тёплый. (53)Рядом с папой
никакие беды были не страшны.
– (54)Сынок, надо мне Корина искать, – сказал отец
негромко. – (55)Мало ли что с ним. (56)А то лежит там дядя Олег, никто не
поможет ему.
(57)Корин нашёлся на берегу, он подвернул ногу.
(58)Отец разжёг ему костёр – он взял у приютившего меня деда спичек и сала.
(59)Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз
домой. (60)Снова спустился по реке, забрал Корина.
(61)Прошли годы, а я до сих пор вспоминаю тот случай и
будто слышу голос своего отца…
(По З. Прилепину*)
*
Прилепин Захар (настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин, род. в 1975 г.) –
современный писатель.
15.3.
Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ
ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве
тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите
из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
Жизненные ценности – самое важное для человека, это его
нравственные принципы, цели и желания. У людей разные жизненные ценности, но, наверное,
все согласятся с тем, что самое важное – это семья и поддержка близких.
Именно об этом текст З. Прилепина. Рассказчик
вспоминает, как в детстве он с отцом и его другом сплавлялись по реке. Герои
заблудились и только через несколько часов оказались на берегу. Когда мальчика
уложили в кровать, он «всё ждал, что отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой
и шероховатый, как кора, наконец, исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный
и тёплый». Уже взрослый человек признается: «Рядом с папой никакие беды были не
страшны» (52-53).
А вот героиня рассказа Н. Аксеновой «Отец» слишком
поздно поняла, что для нее значит папа. В детстве Ксюша стеснялась его, не
любила, когда он приходил на утренники в детский сад. Только когда девочка
увидела, что отец не побоялся в метель идти за помощью, она поняла, что он
сильный, мужественный, а главное – любит ее. Этот поступок заставил Ксюшу
изменить свое отношение к отцу.
Итак, очень важно понимать, что является в жизни
главным, чтобы потом ни о чем не жалеть.
Всем школьникам пригодится эта информация! Здесь мы предлагаем вам прочитать, изучить и бесплатно скачать несколько примеров и образцов готовых сочинений по русскому языку и литературе на тему: Что такое жизненные ценности? По тексту Прилепина, Улицкой, Муравьевой
Данное сочинение-рассуждение и изложение покажет школьнику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке. Здесь идет полный рассказ по плану, а также можно прочитать краткое и полное описание и репортаж. Большое или краткое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы и готовые изложения. Вступление, описание, вывод и заключение в вашем сочинении можно списать из этих примеров, но лучше все таки придумать самостоятельно. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также подробный план сочинения.
Официальный сайт. Открытый банк заданий. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ, Решебник. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь
Скачать бесплатно несколько вариантов уникальных сочинений — рассуждений
Скачать бесплатно без регистрации проект — презентацию на тему: Что такое жизненные ценности? По тексту Прилепина, Улицкой, Муравьевой
Образец и пример краткого сочинения на тему: Что такое жизненные ценности? По тексту Прилепина, Улицкой, Муравьевой . Краткое сочинение от 1 лица своими словами с планом
Жизненные ценности – своеобразное богатство, которое человек накапливает ежедневно. На мой взгляд, они бывают материальные и духовные, и каждый человек сам решает, ради чего он существует. Считаю, что самое главное сокровище для меня – это любовь. Она порождает сострадание, а без него не обходится ни один список жизненных ценностей.
Для героя текста И.Муравьёвой такой ценностью была маленькая внучка. Дед любил её и на протяжении долгого времени каждый день отводил в дошкольную группу, а сам сидел на лавочке во время прогулки внучки даже в сильный мороз. Дедушка заботился о девочке для того, чтобы она не чувствовала себя одинокой и брошенной. Только став взрослой, героиня поняла, что «значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви…»
В притче «Песок и камни» рассказывается о беседе мудреца со своими учениками. Главное, что можно почерпнуть в словах мудреца – это то, что наша семья, любимый человек, здоровье, дети — вот « вещи, которые, даже не будь всего остального,.. смогут наполнить» нашу жизнь…
Таким образом, главной жизненной ценностью, на мой взгляд, является любовь и семья.
Текст 6.7 (из очерка И.Л. Муравьёвой «Первый Тружеников»)
(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2)Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.
(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.
(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.
(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!). (11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.
(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто.
(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.
(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.
(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.
(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.
(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.
(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.
(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.
(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.
(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.
(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?
(По И.Л. Муравьёвой)∗
∗ Муравьёва Ирина Лазаревна – современная писательница, лауреат литературных премий.
Читать далее…
.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Писатель мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключаются особенности языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганика.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Рядом с папой никакие беды были не страшны».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:
– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес
в старые монастыри? (5)Давай сплавимся туда по реке? (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами.
(9)Вода в Истье была ласковой и смешливой. (10)Деревень вдоль реки не было.
– (11)Ты сплавлялся туда? – спросил отец.
– (12)В том-то и дело, что никогда, у меня и лодки нет. (13)А ведь очень любопытно было бы! (14)У монастырей, – продолжал Корин, – как раз нынче стоят лагерем знакомые археологи. (15)Они, во-первых, обрадуются нам, неожиданно спустившимся по реке, и, во-вторых, легко доставят нас обратно на машине.
– (16)На чём поплывём? – спросил отец.
– (17)Автомобильные камеры, числом две! – ответил Корин.
– (18)Сплаваем, сынок? – посоветовался отец.
(19)Мы спустили чёрные камеры в прозрачную воду. (20)Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. (21)Когда отец толкал колесо, я чуть повизгивал от счастья, которое переполняло меня.
(22)Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. (23)Монастыри всё не показывались. (24)На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. (25)Появились комары. (26)Я стал замерзать. (27)Корин отстал. (28)Прошло, наверное, часа три или больше. (29)Налетел ветер, лес нахмурился и навис над нами, втайне живой, но ещё молчащий. (30)Отец решил идти вперёд: в лесу без спичек с ребёнком делать нечего, а назад, поди, уже добрые шесть часов ходу.
(31)Холод клокотал уже в груди. (32)Отец наклонялся ко мне и грел своими руками, грудью, дыханием.
(33)Ещё несколько часов мы двигались почти беззвучно, я старался не смотреть на возвышавшийся с обеих сторон лес, чтобы не встретиться с кем-нибудь глазами. (34)Мне было холодно и страшно.
– (35)Посмотри-ка, вон видишь впереди огонёк? (36)И похоже это на окошко, – сказал отец.
(37)Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок. (38)Может, только через полчаса огонек стал явственно различим. (39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу. (40)Впервые за шесть или семь часов мы вышли на берег. (41)Берег был остро-каменистый, идти по нему я не мог. (42)Отец взял меня на руки и тихо пошёл вверх.
(43)Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. (44)Трудно в ночи довериться двум почти голым людям: мальчику, по груди и плечам которого была ровно размазана кровавая кашка из комарья и мошкары, и огромному мужчине.
– (45)Спускались к старым монастырям, думали, что по воде столько же, сколько посуху, – и не успели засветло, – пояснил отец.
– (46)Вы из Истцов? – догадался хозяин. – (47)Здесь река петляет так, что по воде до монастырей будет пять пеших дорог. (48)Заходите. (49)Куда ж вам с ребёнком!
(50)Меня уложили в кровать, отец закутал меня в одеяло. (51)В кровати было почти хорошо, мирно, сладостно. (52)Я всё ждал, что отец ляжет рядом и мир, отсыревший, чужой и шероховатый, как кора, наконец, исчезнет вовсе, а на смену придёт мир сонный и тёплый. (53)Рядом с папой никакие беды были не страшны.
– (54)Сынок, надо мне Корина искать, – сказал отец негромко. – (55)Мало ли что с ним. (56)А то лежит там дядя Олег, никто не поможет ему.
(57)Корин нашёлся на берегу, он подвернул ногу. (58)Отец разжёг ему костёр – он взял у приютившего меня деда спичек и сала. (59)Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. (60)Снова спустился по реке, забрал Корина.
(61)Прошли годы, а я до сих пор вспоминаю тот случай и будто слышу голос своего отца…
(По З. Прилепину*)
* Прилепин Захар (настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин, род. в 1975 г.) – современный писатель.
1 июля 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2023 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
В дальнем конце сада стояла старая, заброшенная мельница. Это было любимое место слепого. Здесь он просиживал целые часы, прислушиваясь к говору сочившейся воды.
Высказывание известного лингвиста я понимаю так: благодаря определяемому слову мы лучше понимаем значение того или иного определения в составе словосочетания. Докажем эту точку зрения с помощью примеров из текста В.Г. Короленко.
Так, например, в 11 предложении используются эпитеты «молодой и сильный», которые относятся к существительному «голос». Без определяемого слова трудно восстановить их лексическое значение. Благодаря этим прилагательным создаётся контраст между слепым юношей и миром счастливых людей.
В 39 предложении словосочетание «торопливым волнением» передаёт чувства и переживания героини. Ей сложно заговорить со слепым о замужестве, но она преодолевает свой страх. Мы понимаем борьбу чувств, которая происходит в сердце девушки, благодаря словосочетанию с прилагательным.
Действительно, только вместе с определяемым словом определение помогает представить целостную картину происходящего.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Важно не само определение, а сочетание, которое оно образует с определяемым словом и в котором открывается какая-то новая сторона».
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «— Я бы умер, — сказал он глухо.
Её губы задрожали, как в день их первого знакомства, и она сказала с трудом слабым, детским голосом:
— Ия тоже…»
Смысл фрагмента текста я понимаю так: девушка по-настоящему полюбила слепого, поэтому она захотела помочь ему и спасла от мучительного одиночества. Докажем эту точку зрения с помощью примеров из текста В.Г. Короленко.
В самом начале главный герой чувствует себя никому не нужным. Он бесконечно далёк от мира, в котором живут «счастливые люди» и поют прекрасные песни (11-12 предложения). Ему кажется, что его никогда никто не поймёт. Именно поэтому слепому сложно поверить в искренность девушки.
В 50 предложении героиня признаётся в любви молодому человеку и говорит о своей готовности разделить с ним его боль. Она отказывается от тех возможностей, которые у неё могут быть: «…в больших городах девушки учатся всему, перед тобой тоже могла бы открыться широкая дорога…» (предложение 44). Это значит, что любовь героиня искренняя и бескорыстная.
Таким образом, оба героя обретают друг в друге родственных душ, и у них появляется новый смысл жизни.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны для человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Какие жизненные ценности важны для человека? На мой взгляд, нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Кто-то выбирает продвижение по карьерной лестнице, а кто-то – семейную жизнь. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.
Так, в предложенном тексте В.Г. Короленко героиня считает любовь высшей ценностью. Её не привлекает безоблачное будущее и «широкая дорога», которая могла бы открыться перед ней в большом городе. Она выбирает любимого человека и помогает ему избавиться от мучительного чувства одиночества.
Напротив, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» один из героев готов на всё ради получения материальной выгоды. Молчалин лицемерит, делает другим неискренние комплименты, ухаживает за Софьей, которую не любит, чтобы достичь своих целей. Духовные ценности не имеют для него никакого значения.
Таким образом, только от самого человека зависит, какой путь он выберет и какие ценности станут для него особенно значимыми.