Главный герой, будучи юношей, встретил девушку своей мечты. Тогда он ощутил весь спектр эмоций. Когда девушка ответила взаимностью, парень просто светился от счастья, его жизнь приобрела новый оттенок. Совершенно другие чувства охватили героя, когда он увидел отца возлюбленной при других обстоятельствах. Парень стал свидетелем страшной экзекуции, которую возглавил отец Вареньки, полковник. Беззащитного солдата, которых хотел сбежать, нещадно избивали, а отец возлюбленной не проявил ни капельки милосердия. Наоборот, он контролировал других солдат, чтобы те били товарища достаточно сильно.
Герой испытал настоящий ужас. Он мысленно пытался оправдать отца девушки. Какие бы оправдания он не придумывал, они казались ему недостаточно весомыми. Он пытается понять необходимость такого наказания. Главный герой переживает мучения, он думает о Варенье, об ее отце и снова о ней.
Становится очевидно, что моральная ответственность за поступки является одной из основных нравственных ценностей нашего героя. Даже человек, имеющий власть не имеет права ущемлять свободы других людей. Даже такое сильно чувство, как любовь, не заставило юношу стать на сторону зла. Он все еще верит в справедливость.
Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Толстого “После бала” является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произведения – этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом.
С высоты своего возраста и жизненного
опыта герой, “всеми уважаемый Иван Васильевич”, описывает один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости. При этом главный герой пытается оспорить общепринятую истину, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”.
Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья – к разочарованию, от любви – к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии
с разными точками зрения на мир, с другими истинами.
Вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. Сопоставление разных истин – это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой – внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, – это не абстрактная безличная философия, но живое, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем.
Рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого “После бала”.
Началом всему была любовная история. Молодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.
Всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: “Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви”. “Какое-то восторженно-нежное чувство” молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной. Ведь у него такая же ласковая улыбка, он так заботится о своей дочери: “Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные”. Необъяснимый душевный порыв героя объединяет в единое целое отца и дочь: “Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей”.
Совершенно другие чувства охватывают героя, увидевшего отца Вареньки в других обстоятельствах. Молодой человек становится свидетелем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.
Солдата-татарина за побег из полка подвергли телесному наказанию. Оголенного беспомощного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто “пестрое, мокрое, красное, неестественное”.
Никто из бывших товарищей не смел проявить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного человека более всего изумил героя, а бессердечие полковника. Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.
До этого эпизода пребывавший в восторженном состоянии герой видит, как “он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата”, недостаточно сильно ударившего наказывемого. Полковнику кажется, что орудия пытки уже не так прочны, и он приказывает “подать свежих шпицрутенов”.
Герой подчеркивает, что, несмотря на испытанный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все произошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью.
Его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности.
Всеобщая “правда” не всегда является всеобщим добром. Очевидно, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями.
Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого человека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это утверждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь “не убий”. Герой испытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия.
Даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться От веры в добро и справедливость.
Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого достоинства, о невинно погубленных людях, был отлучен Святейшим синодом от церкви и назван “еретиком”, “служителем дьявола”.
Глоссарий:
– сочинение на тему после бала толстой
– сочинение на тему ответственность
– проблема моральной ответственности человека в рассказе после бала
– эссе на тему настоящая ответственность бывает только личной
– сочинение по рассказу после бала моральная ответственность за все происходящее
Loading…
Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
В рассказе «После бала» Толстой описал один случай из жизни Ивана Васильевича. Этот человек очень любит рассказывать истории из своей жизни. В одном из разговоров зашла речь о том, что больше всего влияет на жизнь человека. Иван Васильевич стал утверждать, что от одного случая может зависеть вся судьба человека. Он рассказал о том, как в молодости увидел наказание солдата. Солдат шел через шеренгу других солдат и каждый должен был ударить его плетью. Ивана Васильевича поразила жестокость наказания. Он не мог понять причину такого жестокого наказания. Он не смог примириться с мыслью о том, что солдат наказание заслужил. Из-за этого угасла его любовь к Варваре, он не смог пойти на военную службу. Как считает сам Иван Васильевич, он не смог состояться, как личность из-за того случая.
Иван Васильевич был слишком совестливым человеком. Он считал, что наказание аморально. Возможно, он понял, что и ему придется на военной службе наказывать солдат таким же образом. Но он посчитал, что раз он не может понять причин такого жестокого наказания и его необходимость, ему лучше не служить в армии.
Поделись сочинением с друзьями!
Похожие сочинения:
Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, — вечные.
У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о том, что значит «жить честно». В его поздних рассказах, когда за плечами писателя уже были богатый жизненный опыт, годы размышлений и самоанализа, все чаще звучит боль за поруганное человеческое достоинство, за погубленные человеческие жизни. В рассказе «После бала» Толстой говорит о том, что, по его глубокому убеждению, красота не может существовать там, где утрачены человечность и доброта. И для того чтобы наглядно проиллюстрировать нам свои убеждения, писатель избрал форму рассказа героя о случае, определившем его судьбу.
Герой произведения — всеми уважаемый пожилой человек. Мы знакомимся с ним во время разговора о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди».
Большинство собеседников придерживались мнения, что среда душит лучшие стремления, «заедает», но Иван Васильевич утверждает, что на жизненном пути человек должен руководствоваться голосом своей совести. Именно собственная совесть стала источником конфликта героя с фальшивой, безнравственной средой.
В юности Иван Васильевич «был очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Основным его занятием в ту пору были всевозможные увеселения, и, конечно, он был влюблен в «замечательную красавицу» и часто посещал балы. Мир героя был полон любви и романтики. Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере.
Но после одного случая жизнь его круто переменилась.
Рассказ о переломном событии в жизни своего героя Л. Н. Толстой построил на контрастном изображении двух эпизодов: пышного, роскошного бал а у губернского предводителя и страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата. На балу герой пребывал в атмосфере красоты и благополучия. Он был так «весел и доволен, …счастлив, блажен», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро». Молодой человек «обнимал в то время весь мир своей любовью» и «с восторженным умилением» наблюдал за своей юной возлюбленной, танцующей в паре с отцом. Их образы соединялись в сознании героя, и потому к отцу любимой девушки он также «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство». В тот момент он и представить себе не мог, какое жестокое разочарование может его постигнуть.
Невозможно описать силу переживаний Ивана Васильевича, наутро увидевшего мир с совершенно неожиданной стороны. Когда в душе его еще звучала музыка бала, мелькало белое платье Вареньки, ее улыбка, вспомнилось нежное и трогательное отношение отца к дочери, в сознание неожиданно ворвались резкие и пронзительные звуки: «барабанщик и флейтщик не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Мир словно взорвался перед Иваном Васильевичем, когда он увидел, как отец Вареньки «своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Противопоставляя эти две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности, и чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение. Соединяя в своем сердце образы отца и дочери, Иван Васильевич каждый раз, встречаясь с Варенькой, невольно вспоминал ее отца на площади, и ему становилось «как-то неловко и неприятно». Он стал реже видеться с девушкой, и постепенно любовь его «сошла на нет».
Интересны рассуждения самого героя о поворотном событии в его жизни: «Что ж, выдумаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть». «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал он и старался узнать это. «Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Очевидно, что герой распорядился своей жизнью совсем не так, как мечтал в юности, и теперь, на склоне лет, считает, что жизнь свою прожил зря, не принеся пользы отечеству, людям, себе самому. Но окружающие так не считают. «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — отвечают ему. — Скажите лучше, сколько б людей никуда не годились, кабы вас не было». Чем же заслужил Иван Васильевич такое уважение окружающих? Наверное, тем, что обладал редким среди людей даром, даром, который с легкой руки Л. Н. Толстого принято называть «умом сердца». Такие люди часто беззащитны перед ударами судьбы, они много видят, но еще больше чувствуют, и именно эти чувства, которые мало подчиняются трезвому рассудку, руководят их поступками и делами. Таким людям всегда непросто жить и находить себя в жестоком мире обыкновенных людей. Герой Толстого руководствовался своей совестью и потому так и не смог примириться с миром людей, нарушающих законы добра и справедливости.
В образе рассказчика, пожилого Ивана Васильевича, в его словах, чувствах и мыслях автор воплотил собственные взгляды и переживания. Отчуждение, которое наблюдал Толстой в современном ему обществе, сделало необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности. Неизбежными спутниками такой ответственности являлись постоянные муки совести, а пути к обновлению человека и человечества в целом Л. Н. Толстой видел только в индивидуальной духовной работе, в нравственном совершенствовании личности.
Проблема моральной ответственности человека в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Творчество русского писателя Л. Н. Толстого всегда вызывало интерес. Те проблемы, которые затрагивает автор в своих работах, являются вечными. У Толстого имеется собственное мнение по поводу того, как жить честно. В его произведениях чувствуется боль за погубленные человеческие жизни.
В рассказе «После бала» Толстой утверждает, что там, где нет доброты, не может быть и красота. Героем рассказа является пожилой человек. По его убеждениям человек должен руководствоваться голосом совести. Но тут он сталкивается с фальшивой средой. В юности герой был богат и влюблен в девушку. Однажды он пошел на бал, который был устроен отцом его возлюбленной. Иван Васильевич был настолько счастлив на этом балу, что готов был дарить всем окружающим свою любовь и доброту. Но тут случилось одно событие, которое круто перевернуло его жизнь. Герой рассказа увидел, как отец Вареньки, бьет одного солдата рукой за то, что тот не так сильно поставил палку на спину своего врага. Этот случай настолько запал в душе Ивана Васильевича, что он больше не смог встречаться с Варенькой и его любовь к ней иссякла.
по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)»
Каждый человек, каким бы замкнутым или одиноким он ни был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу.
Судьба главного героя рассказа Л. Н. Толстого — Ивана Васильевича — резко изменилась после событий всего лишь одного утра. Окончив университет, он не выбрал, как планировал карьеру военного, просто стал «всеми уважаемым» человеком.
В молодости, в годы обучения в университете, Иван Васильевич был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Его жизнь была лишена сколько-нибудь серьезных проблем. Он, казалось, наслаждался своей бесшабашной молодостью: катался на своем иноходце, кутил с товарищами, танцевал на балах.
Один из балов особенно понравился и запомнился студенту, потому что на нем присутствовала любимая им девушка — Варенька. Воспоминания Ивана Васильевича об этой ночи полны восторга, восхищения, радости, счастья. Благосклонность и расположение Вареньки, вальсы и мазурки, смех и улыбки сделали этот бал незабываемым для студента: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».
Своим счастьем юноше хотелось поделиться со всеми окружающими. Огромное чувство переполняло его сердце. Одним из самых ярких впечатлений бала был танец Вареньки с отцом — высоким статным полковником.
Вернувшись домой, взволнованный юноша не мог уснуть и отправился встречать утро на улицу. Все казалось ему «особенно мило и значительно». Однако безмятежное счастье молодого человека было внезапно развеяно ужасной картиной наказания татарина, проходящего сквозь бесконечный строй солдат, вооруженных палками. Не человек, а подобие человека двигалось под ударами шпицрутенов. Командовал этим жестоким избиением не кто иной, как отец Вареньки — красивый, высокий полковник, строго наблюдающий, чтобы каждый из солдат оставил свой след на спине несчастного. Увиденная картина не просто поразила Ивана Васильевича — «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска». Он не понимал, как увиденное могло происходить на самом деле, как полковник мог играть такую ужасную роль: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
На всю жизнь запомнил ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей — и на себя тоже. Не умея изменить или остановить зло, юноша отказался от своего в нем участия.
Главная ~ Сочинения ~ Примеры сочинений на тему нравственность в основе поступков героя рассказа Толстого «После бала»
Примеры сочинений на тему нравственность в основе поступков героя рассказа Толстого «После бала»
Короткий ответ: Иван Васильевич тоже сделал свой выбор, и мы убедились в том, что он определяет жизнь человека. Герой служит людям, творит добро, но ради этого ему многим пришлось поступиться. Выбор у каждого есть всегда. Какой – зависит от самого человека.
Образ Ивана Васильевича – это ответ Толстого скептикам, утверждающим, что один человек ничего не сможет сделать со всеобщим злом, не изменит систему, его порождающую.
По крайней мере, всегда можно начать с самого себя, ощутить свою личную меру ответственности за происходящее. Толстой заставляет нас серьёзно задуматься над собой.
Нравственные проблемы, которые в этом произведении подняты автором, это:
- Фактически рабское положение солдат, которые очень зависимы от мнения и характера своих начальников. В те времена это была достаточно злободневная тема, ведь, Толстой сам воочию видевший армейский быт и условия жизни солдат и ему претит все несправедливое.
- Конечно все зависит от личности человека и увы многие упиваются своей властью, тут как говориться, если хочется узнать человека – дай ему власть и отец Вареньки оказался не тем, каким его представлялся Ивану Васильевичу, здесь актуально современное высказывание – Лучше быть, чем казаться…
- Нужно оставаться человеком в любых ситуациях.
Пример сочинения 1
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы.
Жизнь юноши складывалась благополучно и беззаботно, никакие «теории» и «кружки» не интересовали ни его, ни близких ему других молодых людей студентов. Но и в то же время ничего предосудительного в их увлечении балами, катаниями, легкими пирушками не было. Мы проникаемся искренней симпатией к Ивану Васильевичу на балу, когда видим его очарованным праздничной атмосферой званого ужина, нежно влюбленным в Вареньку. О восторженной, отзывчивой душе этого человека говорят слова: «я был не я, а какое то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», «я обнимал в то время весь мир своей любовью».
И вот этот горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему.
Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на том же балу был добр, весел.
В живую душу юноши вошел ужас от увиденного, ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании. «Очевидно, он что то знает такое, чего я не знаю, – раздумывал Иван Васильевич. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону» расправиться с человеком, служить жестокости.
А в характер полковника, этого на самом деле любящего отца, приятного в обществе человека, твердо вошли искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, позволяющие попирать права других людей, обрекать их на страдания.
Автор разоблачает объективные социальные условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в жизни.
В одной из своих статей Л. Н. Толстой писал: «Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей…»
Пример сочинения 2
В основу рассказа Лев Николаевич, как часто это делал, положил реальные события. В своем рассказе писатель хотел отразить подлинное устройство общества своего времени, показать актуальные проблемы и заставить читателя поразмышлять над нравственными вопросами.
Произведение можно разделить на две части. В первой главный герой, Иван Васильевич, описывает бал, на котором ему довелось побывать в молодости. А затем рассказывает о событиях, которые произошли после.
Герой попадает на шикарный бал, он восхищен внутренним убранством зала, чудесной музыкой, которую исполняют известные музыканты. Он любуется прекрасными дамами в роскошных нарядах, их благородными кавалерами. На этом балу рядом с героем его возлюбленная Варенька, чье присутствие делает вечер еще более волшебным.
Затем рассказчик уделяет внимание отцу Вари. Военный человек, полковник, он имеет безукоризненную выправку, идеальные манеры и в целом производит впечатление джентльмена. Герой искренне любуется тем, какие трепетные отношения у отца с дочерью.
Затем начинается вторая часть, в которой мы уже видим резкий переход. В нем мы снова встречаемся с отцом Вареньки, но узнаем его с другой стороны. Иван Васильевич видит, как один из солдат за совершенную провинность заставляют «пройти через строй». А полковник, видя, что один из солдат наносит недостаточно сильные удары, начинает сам избивать провинившегося.
Героя поражает даже не эта жестокость, а то, что у одного человека могут быть две такие разные стороны. Образ блестящего и галантного кавалера, любящего отца смещается, уступив место человеку грубому и жестокому. Мало того, что он совсем не сочувствует бедняге, чья провинность, на самом деле, не так велика. Он еще и сам принимает активное участие в издевательствах и явно получает от этого удовольствие.
После этого Иван Васильевич уже не мог видеть Вареньку. Ведь каждый раз у него перед глазами всплывала эта ужасная сцена.
Л.Н. Толстой в своем рассказе так и оставил открытым вопрос: можно ли оправдать жестокость необходимостью?
Нужно разграничивать понятия «необходимая жестокость» и бессмысленные издевательства, когда человек упивается своей властью и безнаказанностью. Если бы Иван Васильевич увидел строгого но справедливого командира, который держит дистанцию с подчиненными, но не переходит грань, у него бы сложилось совершенно другое впечатление.
Пример сочинения 3
Нравственные категории: честь, долг, совесть – имеют огромное значение в духовной жизни человека. С их помощью человек определяет соответствие или несоответствие своей жизни общепринятым моральным нормам, а следовательно, и оценивает ее итог.
В рассказе Л. Н. Толстого “После бала” Иван Васильевич, рассказчик и герой произведения, говорит о том, что вся его жизнь переменилась от одного случая. Влюбленный и счастливый, герой вернулся после бала домой, но не мог уснуть и вышел на прогулку. Все казалось ему трогательным и милым, но эту идиллию разрушила случайно увиденная им сцена наказания солдата шпицрутенами.
Спина наказанного выглядела так, что невозможно было поверить, чтобы это было тело человека. Солдат молит о пощаде, но “братцы не милосердовали”, стараясь изо всех сил. Лишь один слабый малорослый солдат не смог ударить, как требовалось, и за это полковник бил его по лицу.
Этот полковник – отец Вареньки, любимой девушки Ивана Васильевича. Герою невозможно было представить, что это один и тот же человек: ласковый и добрый с дочерью на балу и жестокий с бесправными солдатами.
Иван Васильевич переживал мучительное чувство стыда и не понимал поведения полковника. “Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – рассуждал герой. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Не узнав того, что, видимо, известно было полковнику, герой не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и так и не служил негде. В чем причина этого?
Вероятно, в том, что совесть в душе Ивана Васильевича оказалась очень сильным чувством. Полковник исполнял приказ, это был его воинский долг. Но герой не связан воинскими обязательствами, в душе его не укладывается, как можно так жестоко поступать с человеком. Чувство долга кого-либо другого могло избавить от переживаний совести, но для героя это противоречие оказалось неразрушимым.
Поэтому он нигде и не служил, не сумев пойти против собственной совести. Он говорит о себе, что вообще никуда не годился, но люди думают иначе: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы Вас не было”. Влияние на других доброго, честного, совестливого человека нельзя было назвать бесполезным.
Кроме того, эта история подтверждает точку зрения автора, что человек не должен зависеть от среды, а должен сам определять главные нравственные критерии в своей жизни.
Количество просмотров: 3741
Опубликовано: 14.02.2022
Вернуться назад →