Сочинение на тему былинные образы в исторических балладах а к толстого 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение — средняя общеобразовательная школа №3

им. С. Орджоникидзе г. Клинцы Брянской области

Исследовательская работа

Тема:

«Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Авторы работы:

Дмитроченко Максим, 7 «г» класс

Васильева Мария, 7 «г» класс

Руководитель:

Пожарская Светлана Владимировна

г. Клинцы

2017 год

Содержание:

  1. Введение 3-4

II. Основная часть

1) Биография А.К.Толстого 5-6

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого 7

3) Первые произведения балладно- былинного цикла 8-9

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого 10-12

5) Исторические баллады А.К.Толстого 13-14

6)Связь творчества поэта с народной поэзией 15-16

  1. Вывод 17

  2. Список используемой литературы 18

  1. Введение

Недавно на уроке литературы мы изучали жизнь и творчество А.К.Толстого. К сожалению, материала учебника оказалось мало для основательного изучения творчества нашего прославленного земляка. Особенно нас привлекло то, что в творчестве поэта мы увидели корни русского народного творчества. Вот мы и решили подробнее изучить творчество замечательного автора.

Тема работы достаточно актуальна, так как расширяет читательский кругозор, помогает выявлять особенности творчества А.К.Толстого, его связь с устным народным творчеством, воспитывает чувство гордости за свою родную землю.

Предметом данного исследования является жизнь и творчество А.К.Толстого.

Объектом исследования являются баллады и былины , написанные А.К.Толстым

Материалом для анализа послужили поэтические контексты поэта. В список исследуемых текстов включены баллады и былины, содержащие в себе признаки устного народного творчества. Из них методом выборки были выделены для исследования несколько произведений балладно- былинного цикла.

Цель данного исследования: исследовать жизнь и творчество А.К.Толстого, выявить балладно- былинные мотивы в творчестве писателя. Эта цель определила постановку исследовательских задач:

Задачи:

1) познакомиться с биографией писателя- земляка и его творчеством;

2) познакомиться с балладами и былинами, не изучаемыми в курсе литературы;

3) выделить основные мотивы народного творчества в поэзии А.К.Толстого.

Методы: Поставленные цели и задачи определили методы исследования. В исследовательской работе были использованы частные научные методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, методы комплексного анализа.

Новизна: исследования заключается в том, что мы постарались дать достаточно полное описание балладно- былинному творчеству А.К.Толстого.

Значимость: Практическая значимость исследования состоит в том, что принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении поэтического наследия А.К.Толстого, могут применяться при анализе произведений на уроках литературы. Материалы исследовательской работы могут послужить основой для работы над сочинением по творчеству поэта.

  1. Основная часть.

  1. Биография.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.

Мать Толстого сразу же после рождения ребенка оставила мужа и с шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение своего брата А.А.Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в 20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, Перовский заботливо и умело руководил воспитанием племянника. «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», — писал за год до смерти Алексей Константинович.

Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827г знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в Петербурге он видел Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный смех.

По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком городе Франкуфурте-на-Майне. В 1843г Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал, записавшись добровольцем в Стрелковый полк, Александр II произвел его в чин флигель-адъютанта.

Хотя светская жизнь нравилась Толстому, служба при царском дворе мешала ему почувствовать себя «вполне художником». В начале 50-х годов Толстой сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником». Он хотел всецело отдаться творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько раз Толстой пытался получить отставку, но безрезультатно.

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. «…Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего», — считал Толстой.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, великих идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края — эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, — таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси.

Баллады и былины, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления. По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.)

3)Первые произведения балладно- былинного цикла

Первые баллады Толстого появляются в 1840-е годы. Самые ранние из них — «Курган», «Князь Ростислав». В балладе «Курган» нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. Однако для поэта «ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как дерево ». В другой балладе поэт обращается к судьбе князя Ростислава, но его интересуют не исторические подробности, а трагическая судьба героя. В первых балладах А.К. Толстого сильно влияние баллад Лермонтова. Мотивы « Воздушного корабля » можно отметить в балладе « Курган », мотивы « Русалки » — в балладе « Князь Ростислав ».

В балладе «Курган» Толстой размышляет о непрочности славы, а одновременно и о смысле человеческой жизни:

Кто был он? Венцами какими

Свое он украсил чело?

Чью кровь проливал он рекою?

Какие он жег города?

И смертью погиб он какою?

И в землю опущен когда ?

В этой балладе автор анализирует бытовавшее в Средневековье среди дворянства представление о высшей ценности славы, добытой в воинских подвигах:

И если курган твой высокий

Сровняется с полем пустым,

То слава, разлившись далеко,

Была бы курганом твоим!

Толстой полностью развенчивает эту идею: курган по-прежнему стоит, хотя прошли века, но имя похороненного в нем героя стерлось из памяти народа. Однако почему-то Илью Муромца помнят до сих пор, а церковь даже канонизировала его! В чем же здесь дело? Почему сын крестьянина из небольшой деревушки под Муромом живет в памяти народа, а «державный наездник» и его «славное имя» позабыты?

И здесь мы сталкиваемся с вопросом о цели подвигов героя. Илья Муромец всегда выходил на битву ради спасения невиновных, ради свободы и счастья родного народа, а не ради княжеской награды. Его награда — это неумирающая слава в веках: никакой курган не возвеличит так подвигов героя, как песни народа. А во имя чего сражался богатырь из баллады «Курган»? Просто ради подвигов, ради славы? После его гибели сказители из его окружения слагают ему хвалебные песни, но они скоро забываются, ведь приходят новые воители, подобные павшему, так же, как и он, жадные до славы и войны.

Война ради войны — разве это может вызвать какие-либо теплые чувства в сердцах простых людей, которые хотят жить в мире? Илья Муромец сражался именно ради мира, и потому его помнят. «…Витязя славное имя / До наших времен не дошло…» — бесстрастно замечает Толстой, выражая этими словами свою позицию. Но это не только его позиция — это суд народной памяти, которая бережно хранит имена тех, кто действительно свершил великие деяния.

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого.

Создавая свои баллады, А. К. Толстой обращался к славному историческому прошлому, к известным фольклорным сюжетам. Образ Ильи Муромца — это образ богатыря, заимствованный автором из русских былин. Но Толстой не стремится рассказать о подвигах славного богатыря. Главная идея баллады заключается в противопоставлении вольного духа героя и атмосферы княжеского двора. Илья Муромец — подлинный народный герой; он не дорожит роскошью, но его задевает недостаточное уважение со стороны князя:

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

Но обнес меня ты марой

В очередь мою —

Так шагай же, мой чубарый,

Уноси Илью!

Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Илья признается, что ему не по сердцу обычаи при дворе князя Владимира, «от царьградских от курений / Го­лова болит». Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед:

Государыне-пустыне

Поклонюся вновь!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою…

В балладе «Илья Муромец» Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя.

Как одно-то на небе красно солнышко,

А один-то на Руси Илья Муромец!

Илья Муромец согласно былине тридцать три года просидел в избе своих родителей, не в силах подняться с места. Никто и помыслить не мог, что он станет богатырем. Число тридцать три отнюдь не случайно. Это одно из чисел, традиционно связываемых с Христом. Тридцать три года — это символический возраст, к которому человек должен понять, в чем его призвание. Для Ильи оно оказывается внезапным озарением. Возможно, даже правильнее сказать, что будущий богатырь переживает перерождение: благодаря странникам Илья понимает, что он не безнадежный калека, а здоровый человек. Пожалуй, его первый шаг был и его первым подвигом — победой над немощью, зачастую существующей лишь в воображении человека.

Илья Муромец — это реальная личность; церковью он причислен к лику святых. Как рассказывает былина, родился он в небольшом селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в семье простых крестьян. Родители уже были немолоды, а Илья был их единственным сыном. В этом тоже есть особый знак, напоминание о библейских сюжетах.

Время действия былин довольно условно- это правление Владимира Красного Солнышка.

Победа над Соловьем-разбойником — один из первых подвигов Ильи на пути в «стольный Киев-град», ко двору Владимира. Характерно, что герой должен прокладывать свою дорогу’, сражаясь с врагами: подъехав к городу Чернигову, Илья в одиночку побеждает целое войско. Следует отметить, что Илью не прельщает возможность стать воеводой в освобожденном городе: он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Но, оказав им помощь, он продолжает свой путь, потому что это его предназначение — сражаться со злом.

Илья Муромец совершает свои подвиги не ради награды, а ради Руси и русского народа; и в этом он находит себя и свое счастье. Потому-то, очутившись па перекрестке трех дорог, он и не едет в ту сторону’, где ожидает богатство — он едет в ту сторону, где грозит гибель. Но Илье Муромцу «смерть в бою не писана». Не воля князя и его бояр, а любовь к родной земле движет поступками богатыря: «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!».

Так заканчивается «сказ» о «могучем богатыре Илье Муромце». Вернее, он так и не заканчивается, и в стране легенд богатырь Илья вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях, как и множество прославленных воинов, героев легенд и сказаний всех пародов мира.

Большая часть былины А. К. Толстого пред­ставляет собой монолог Ильи Муромца. Это разверну­тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица­тельные предложения передают эмоцио­нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за­слугах. Речь Ильи построена на многочис­ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты­ри — старый Илья; служба у князя — сво­бода, к которой стремится богатырь; душ­ная жизнь в Киеве — просторы природы.

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня­зя — в этом заключена жизненная пози­ция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли­цом, с наслаждением вдыхает запахи при­роды, воздух свободы, дикой воли и про­должает свой путь.

Поэт воспевает в былинном герое муд­рость, внутреннюю сдержанность, соче­тающуюся с богатырской мощью и силой.

А.К. Толстой написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: «Илья Муромец», «Садко» и др. Эти произведения, особенно баллада «Илья Муромец», имели широкий резонанс в публике. Так, Н.С. Лесков, создавая образ Ивана Флягина из повести «Очарованный странник», отмечает, что его герой напоминает Илью Муромца с картины Верещагина и из баллады А.К. Толстого.

В последнее десятилетие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Они во многом связаны с традициями устного народного творчества, хотя отнюдь не являются стилизациями. Здесь поэт развертывает свою концепцию русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской.

5) Исторические баллады А.К.Толстого.

Во второй половине 1860-х — начале 1870-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. В 1867 г. поэт написал балладу, по его собственному признанию, «лучшую из своих исторических баллад» — «Змей Тугарин». Действие баллады происходит во время правления киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу Руси:

   Но дни, погодите, иные придут,
    И честь, государи, заменит вам кнут…
А вече — каганская воля!
   …И вот, наглотавшись татарщины всласть,
   Вы Русью ее назовете!

    Владимир и его богатыри не верят в предсказания змея, но, с позиции А.К. Толстого, все пророчества сбылись в будущем, «…во всей этой пьесе сквозит современность, — отмечал автор — а потому я позволю себе не быть строгим историком и археологом».
Былины насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он «удивляется притче» такой: «если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!» Он «пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?»

В «Змее Тугарине» сам Владимир провозглашает такой тост: «За древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет».

В этих исторических балладах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как «певца красоты».

Самой значительной из исторических баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе — эпохе Ивана Грозного. На эту тему затем появятся баллада «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Ивана Грозного».

Эпоха Грозного поразила Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, — отмечал писатель, — книга не раз у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов и князь Михайло Репнин. Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: бегство А. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова. А.К. Толстой был поражен мужеством «раба» Шибанова и представил его в балладе как выразителя народной правды, идеального героя. В это время создается и баллада «Князь Михайло Репнин», в которой также нарисован облик мужественного, честного героя. Если Шибанов — «раб», то Репнин — аристократ, но оба они противостоят деспотизму царя и опричнине.

В балладах, как часто и в других исторических жанрах, А.К. Толстой, подчиняясь художественным задачам, нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин » он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем.

Толстой смел и лишен подобострастия, он не соглашается с любым проявлением деспотизма. Такова позиция автора в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозного и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей их важности свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность.

6) Связь творчества поэта с народной поэзией

В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особый язык, близкий к народной песне:

И не знаю я, и не ведаю,

Как назвать тебя, как прикликати.

Много цветиков во чистом поле,

Много звезд горит по поднебесью,

А назвать-то их нет умения,

Распознать-то их нету силушки.

Многие баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь Алеша Попович, сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:

Звуки льются, звуки тают,

То не ветер ли во ржи?

Не крылами ль задевают

Медный колокол стрижи?

Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах поэт любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство»), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин»).

Толстой использует характерные для былины художественные средства: посто­янные эпитеты (добрые молодцы, братья удалые, море синее), гиперболы (не объ­ехать тебя сто лет), повторы.

Мерный былинный стих, для которого характерны анафоры (ты горами, ты степями), удлинение в окончаниях при­лагательных (удалыих, торговыих), час­тое использование в глаголах возвратной частицы -ся, сочетается с многократны­ми повторами, постоянными эпитетами, свойственными былине обращениями («Ах ты гой еси, правда-матушка!»). Толстой использует в стихотворении былинную форму и былинные приемы, чтобы при­близить к нам героев далекой эпохи, дать почувствовать колорит времени, в кото­ром создался былинный эпос, ощутить поэтику былинного текста.

Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно — поэтический стиль. В стихотворении использован напев­ный былинный стих, размеренность ре­чи, обращения, характерные для были­ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

Ш. Вывод

Важным частным итогом данной работы нам представляется определение отношения А. К .Толстого к русскому народному творчеству..
По глубокому убеждению А. К. Толстого, несмотря на двойственность, а порой и непредсказуемость русского характера, в сердцах многих русских людей существовали любовь к родине, честь и достоинство, помогавшие выжить и выстоять в невероятно трудных условиях.

Исследование произведений А.К. Толстого позволило обнаружить примеры народной поэзии, восходящие к фольклору.

Таким образом, художественный мир А.К. Толстого — синтез фольклорных, литературных, философских позиций автора. Следовательно, русское народное творчество является существенной стилевой чертой творчества писателя.

Прекрасные по своей простоте, глубокие по своему содержанию, произведения народного творчества до сих пор радуют и волнуют нас, потому что они близки характеру русского человека, родной природе. Поэтому не случайно, что они являются неисчерпаемым источником богатства произведений писателя.

Мы остановились лишь на нескольких приемах использования Толстым произведений русского народного творчества. Писатель, так тонко чувствовавший народную поэзию и прекрасно знавший ее, создал немало ярких произведений, перекликающихся с устным народным творчеством.

IV. Список используемой литературы:

1. Толстой, А.К. Собр. соч. Текст.: В 4 т. / Алексей Толстой. М.: Правда, 1969.
2.Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель 1966-1975 / Сост. М.Я. Мельц. Л., 1985. — С. 18-56.
3. Толстой А. К. Курган // Избранные произведения. — Л.: Лениздат, 1980. 
4. Толстой А. К. Алеша Попович // Собрание сочинений: В 4 тт. Т. 4. — M., 1969. 
5. Толстой А. К. Змей Тугарин // Собрание сочинений: В4тт.Т.4. — M., 1969. 
6. Толстой А. К. Илья Муромец// Собрание сочинений: В4тт.Т.4. — М., 1969. 
7. Ямпольский И. Г. А. К. Толстой. Сочинения. — М.: Худож. лит., 1981.

0

Обновлено: 11.03.2023

Ознакомление с биографией Алексея Константиновича Толстого — русского поэта и писателя. Рассмотрение известных баллад на темы русской истории. Анализ возвышенных идеалов его произведений, которые обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.10.2017
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

3. Сатира и юмор

4. Тема истории России

Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

Умер Толстой в своем поместье Красный Рог 28 сентября 1875 года.

1. Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви — родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа.

С 1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Вместе с тем любопытно, что это чувство уже испытало влияние общественного настроения, сформированного во многом демократизацией духовной жизни русского общества. Вот почему и героиня любовной лирики А. К. Толстого, несмотря на то, что была она женщиной вполне независимой, обладавшей достаточно сильным характером и волей, предстает в стихах человеком, много претерпевшим, нуждающимся в сочувствии и поддержке. Это отразилось не только в стихах, но и в письмах поэта.

2. Тема природы

А.К. Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

3. Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова — самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К. Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

4. Тема истории России

Основными жанрами в исторической лирике А.К.Толстого являлись баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

Толстой включал в свои произведения образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер — такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература — стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр — трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись — картины, философия — взгляды Толстого стали основой для философской концепции В. Соловьева).

Конспет урока

-Сегодня нам предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я говорю.

-Так кто же герой нашего урока? ( А.К.Толстой)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Знакомство с биографией Толстого (видео + тест)

2) Работа с литературоведческими терминами

— В прошлом году мы уже познакомились с жанром баллады. Давайте вспомним ее особенности.

— Вспомните определение баллады ( Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

— Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

(Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.)

— Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

3 .Анализ произведения

а). Глоссарий.

-В балладе, с которой мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список (на доске):

Выясним, каково их значение.

Стремянный — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

Окольные Расположенный в стороне от кратчайшего направления .

Зазноба — Любимая, возлюбленная.

Ересь — утверждение, противоречащее вероучению

Заплечные мастера- , устар . Палач

Опрична- личный удел царя Ивана Грозного , особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом .

Опричник- телохранитель , человек, состоящий в рядах опричного войска .

б). Исторический комментарий

-Напомню об эпохе Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников. Он стал полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю.

Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично.

Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.

По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, так как он посылает гонца на верную гибель).

– В чем это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

г). Беседа по вопросам (после чтения)

-Почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

— Какие исторические персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
— Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие Ивана Грозного.

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность, верность своему господину:

1).« Но рабскую верность Шибанов храня,

«А я передам и за муки

1). «И молвит ему, не бледнея:

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

— «Царь, слово его всё едино:

-Ещё один персонаж — рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

7 . Первичная проверка понимания

1) А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям).

2) Какие художественные приемы использует автор при характеристике героев и при описании событий?

— В ней много простонародных слов и оборотов:

слово своего заменяется просторечным свого,

в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой.

В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.

-Автор насыщает балладу эпитетами. Найдите их

( святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа).

-Большую роль играют повторы. Найдите и зачитайте

— Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? Обучающиеся называют.

(Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).

— Сравните первую и последнюю строфы баллады.

-Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

(Первая строфа- пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова.

В последней строфе- развязка трагического сюжета баллады).

— Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой?

(Толстой рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.

Отстаивание гражданской позиции и чувство собственного достоинства — вот качества, которые должны быть присущи каждому русскому человеку).

Так будет выглядеть таблица после знакомства с другой балладой Толстого А.К.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Историческая основа сюжета

Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

Рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Конфликт, положенный в основу сюжета.

Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен.

На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Таким образом, в обеих балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты : рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Смирная одежда — траурная.

Аз, иже — я, который.

Заплечный мастер — палач.

Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!»

Устаревшая лексика:

Кравчий — распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу.

Тиуны — верные слуги.

Машкара, личина – маска.

Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой А.К.Толстого, показать красоту человеческих отношений на пимере стихотворений А.К.Толстого.

Методическое сопровождение: презентация к уроку, записи романсов П.И.Чайковского на стихи поэта.

Цель урока: Познакомить учащихся с любовной лирикой А.К.Толстого, показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К.Толстого;

1) Воспитание у детей читательской культуры, чувства уважения к русской литературе и её ценностям. Воспитание духовно развитой личности.

2) Развитие эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции. Развитие умения слушать литературное произведение, читать выразительно, аргументированно формулировать своё мнение. Развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словаря

3)Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета

II. Создание проблемной ситуации. Реализация домашнего задания

-Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь — это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

Я предлагаю послушать ……. подготовившую нам выступление о том, что говорят герои художественных произведений о любви (реализация индивидуального задания).

III. Определение темы и целей урока

Мне кажется, мы должны учиться говорить красиво на тех образцах художественной литературы, которые оставили нам классики. Вы согласны со мной?

IV. Проверка д/з

А любовь бывает разной!

То обнимет через раз.

То пройдется сладкой сказкой

Унося в волшебный сад.

То застонет от бессилия!

Не дождавшись ,не отдав.

Или страстно вдруг застынет

Лавой огненной горя.

То заплачет, то ли с радости!

Или с горя без обид.

Все желания вновь напрасные

А так хочется любить.

Поцелуем вдруг забалует!

Что захочется тогда.

Вновь поплакать в этом чувстве

Наслаждаясь для себя.

А любовь бывает разной!

Тихой, громкой и смешной.

Ждем ее мы даже в старости

Чтоб почувствовать ее.

-Что же такое любовь в понимании А.К.Толстого?

Подготовленный ученик читает стихотворение А.К.Толстого

Я верю в чистую любовь

И в душ соединенъе;

И мысли все, и жизнь, и кровь,

И каждой жилки бъенъе

Отдам я с радостию той,

Которой образ милый

Меня любовию святой

Исполнит до могилы.

Это стихотворение написал Алексей Толстой, когда ему было всего 15 лет.

-Сейчас мы увидим, насколько творчески вы подошли к выполнению д/з:

Какие оттенки истинной любви запечатлены в интимной лирике поэта?

Дайте ответ, используя подборку стихов из д/з.(ответы уч-ся)

Вывод делает учитель:

в интимной лирике поэта запечатлены все оттенки истинной любви: и понимание, и сострадание, и жалость, и стремление защитить любимую, стать ей опорой.

— А какое из стихотворений произвело на вас сильнейшее впечатление?

-Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

-Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?

1. Подготовка к восприятию

3.Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого/ реализация индивидуального задания/Рассказ ученицы о встрече А.К.Толстого с С.А.Миллер на бале-маскараде/

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

5.Чтение и обсуждение стихотворения

Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

— Можем ли мы утверждать, что в стихотворении с почти летописной точностью воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала?

— Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну? (в ней была тайна, загадка неопределённость, недоговорённость.

— Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь; смех твой, и грустный, и звонкий) синтаксический параллелизм, анафора.

-Тайна, покрывающая черты незнакомки, — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

-Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопостав­лениях. Докажите это.

( шумный бал — и тихие часы ночи,

мно­голюдство светской толпы — и ночное одино­чество)

— Что тревожит автора?

— Какие последствия этой встречи, как автор выражает это?

— Можно ли судить о законченности стихотворения? Есть ли у героев будущее, как автор об этом говорит?

Определите размер стихотворения (Размер стихотворения – трехстопный амфибрахий, поэтому произведение звучит неторопливо, мелодично, как бы поется)

Звучит романс

— Ребята, а что вы почувствовали, прослушав романс?

— Как вы почувствовали, чем явилась для поэта встреча с С.А.Миллер на бале маскараде: открытием, сильным потрясением или внезапным пониманием близости долгожданного счастья?

Подготовка к восприятию

Анализ стихотворения по плану (планы лежат на столах)

Лирический герой объясняется любимой в своих чувствах. Он хочет дать ей понять, что нет поводов для ревности и сомнений.

Проблема воссоединения людей, любящих друг друга

Первая строфа содержит проблему, последняя — ее разрешение

Мечтает о воссоединении с героиней. Для него очень важно, чтобы никакие обстоятельства не помешали этому.

5.Преобладающее настроение, его изменение

Романтически-возвышенное, уверенное.

— таким образом, поэт раскрывает понятие любви, её философию, показывает многогранность этого великого чувства

Восклицания, сравнения, деепричастия, однородные члены предложения.

9.Изобразительные средства иносказания

11.Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я строфа ABAAB (взоре — дорога — просторе — море — берега)

2-я строфа ABAAB (сила — ночи — озарила — светила — лучи)

3-я строфа ABCCB (жадно — красоты — отрадной — хладной — цветы)

4-я строфа ABAAB (раздробленный — ручьем — склоненный — вселенной — сольем)

5-я строфа ABCCB (горе — недолга — вскоре — море — берега)

5 строф, пятистишия. Так речь героя приобретает мелодичность и неторопливость

VII. Итог урока

Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет —

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

(«То было раннею весной»)

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви — родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное — когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

VIII. Домашнее задание. Выбрать понравившееся стихотворение любовной лирики А.К.Толстого, подготовить его анализ и выучить наизусть.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения великого талантливого писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого.

В этом видеоуроке мы поговорим об известном русском поэте и писателе А. К. Толстом; сделаем краткий обзор его творчества; порадуемся тому, что в русской литературе был такой талантливый человек.

Что глядите на меня,

Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, который бы с детства не знал этих строк. А вот автора их даже взрослые не всегда назовут. С одной стороны, прекрасно, что стихи знают — значит, они стали народными. Но с другой, автор заслужил, чтобы знали и его имя.

Написал это прекрасное стихотворение Алексей Константинович Толстой. Он был первым из прославленной триады Толстых — людей, близких по крови и по таланту. Каким же был этот человек?

Толстой происходил из древнего рода. Отец в воспитании сына участия не принимал, т. к. родители разошлись буквально сразу же после рождения мальчика. Мать увезла сына в имение своего брата Алексея Перовского.

Алексей Алексеевич Перовский любил сестру и маленького племянника. Будучи богатым и одиноким человеком, он ничего не жалел для них.

Но Алексей Перовский был не просто дядей. Он был известным писателем Антонием Погорельским. Он дружил с Жуковским, Тургеневым, Вяземским, Пушкиным, Рылеевым и многими другими известными поэтами и писателями своего времени.

Правда, подарок этот сделал не совсем дядя. Василий Андреевич Жуковский, воспитатель цесаревича Александра, познакомил Алёшу со своим воспитанником. Но представил-то племянника Жуковскому Алексей Перовский.

Дружба поэта Толстого и царя Александра Второго отмечалась не только взаимной привязанностью, но и успешной карьерой и наградами Толстого. Ну, и, разумеется, никаких преград не имелось для появления в печати книг Толстого.

Поэт, писатель, драматург, переводчик…

Но всё-таки прежде всего Толстой известен как поэт. В его стихах тонкий лиризм природы и набатный звон исторических событий, нежность любви и горячий патриотизм, напевность былин и трепет мистики, юмор и жгучая сатира на недостатки общества.

Громче звон колоколов,

Гости сели вкруг столов,

Мёд и брага льются,

Шум летит на дальний юг

К турке и к венгерцу —

И ковшей славянских звук

Немцам не по сердцу!

Любовь, романтика, тайны, ужасы, проклятия, вампиры и способы борьбы с ними — всё это есть в названных повестях.

Повести Толстого даже и сейчас читать интересно и даже страшновато.

Толстой получил прекрасное образование. Он знал несколько языков и переводил стихи Джорджа Байрона, Иоганна Гёте, Генриха Гейне, Виктора Гюго, а также народные стихи и баллады.

И, конечно же, говоря об Алексее Толстом, нельзя не сказать о его сатирических стихах. Знаменитый Козьма Прутков, созданный Толстым совместно с его двоюродными братьями Жемчужниковыми, и по сей день даёт афоризмы на все случаи жизни.

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют.

Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

Толстой высмеивает глупость, жадность, приспособленчество, угодливость, пресмыкательство перед начальством.

Не отклоняясь от исторической правды, Толстой сатирически показывает все сложности поиска порядка. И варягами, и князем Владимиром, и Иваном Грозным, и Петром І, и другими правителями.

Нужно ли комментировать эти строки? Жандармерия и политическая полиция в роли устроителей порядка…

Пародируя церковно-славянский стиль летописца Нестора, Толстой завершает свою поэму словами:
Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.

Читайте также:

      

  • Конспект интегрированного урока по математике 2 класс
  •   

  • Конспект урока по теме вселенная
  •   

  • Простые эфиры конспект урока
  •   

  • Жизнь леса конспект 2 класс
  •   

  • Конспект нод по конструированию в старшей группе сказочные домики для лесных жителей

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) очень любил русскую природу, среди которой он вырос. Любил всё русское, народное. В лирике своей Толстой часто обращался за образами к народной поэзии. Отсюда и частые сравнения явлений природы с человеческой жизнью, отсюда и особая напевность его стихов, близких к народной песне.

Интерес к фольклору, к народному творчеству, к былинам отразился и в балладах Толстого.

В былине «Илья Муромец» (1871) Толстой показывает образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», который и в старости жаждет свободы и независимости, и поэтому покидает княжеский двор Владимира Красное Солнышко:

Толстой восхищается героями Киевской Руси, их мужеством и самоотверженностью, любовью к Родине, но и не забывает, что они живые люди, которые умеют любить и радоваться.

Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, также он обращается и к русской истории. Очень привлекают его старые обряды и обычаи.

Особенно занимала Толстого русская история 16 — начала 17-го веков. Это правление Ивана Грозного, Бориса Годунова, Смутное время.

Баллада «Василий Шибанов» рассказывает о слуге мятежного боярина Андрея Курбского. Здесь Толстой показывает готовность к самопожертвованию простого человека Василия Шибанова и его верность данному слову.

Баллады А. К. Толстого “Илья Муромец”, “Правда”, “Курган”. Народные идеалы и авторская позиция в балладах
Баллады А. К. Толстого “Илья Муромец”, “Правда”, “Курган”. Народные идеалы и авторская позиция в балладах 1. Образ народного героя в балладе “Илья Муромец”. 2. Философские проблемы истины и фанатизма в балладе “Правда”. 3. Размышления о бренности земной славы в балладе “Курган”.

Какова она, правда, на свете живет? А и много про нее говорено, А и много про нее писано, А и много про нее лыгано.

А. К. Толстой. “Правда” Создавая свои баллады, А. К. Толстой обращался к славному историческому прошлому, к известным фольклорным сюжетам.

Образ Ильи Муромца из одноименной баллады, богатыря из одноименной баллады, заимствован автором из русских былин. Но Толстой не стремится рассказать о подвигах славного богатыря. Главная идея баллады заключается в противопоставлении вольного духа героя и атмосферы княжеского двора. Илья Муромец – подлинный народный герой; он не дорожит роскошью, но его задевает недостаточное уважение со стороны князя: Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь! Я мужик

неприхотливый, Был бы хлеба кус! Но обнес меня ты марой В очередь мою – Так шагай же, мой чубарый, Уноси Илью!

Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Илья признается, что ему не по сердцу обычаи при дворе князя Владимира, “от царьградских от курений /Го­лова болит”. Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед: Государыне-пустыне Поклонюся вновь! Вновь изведаю я, старый, Волюшку мою…

В балладе “Илья Муромец” Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя. В другой своей балладе, озаглавленной “Правда”, Толстой обращается к теме, которая не меньше, чем жажда воли, волновала умы сказителей с древнейших времен.

Внешний сюжет баллады – это рассказ о путешествии семи братьев в поисках правды: Поскакали добры молодцы, Все семеро братьев удалыих, И подъехали к правде со семи концов, И увидели правду со семи сторон. А дальше все происходит так, как и в реальной жизни: поскольку каждый увидел лишь частицу правды, то он и рассказывает о ней. Но в том-то и дело, что увиденную часть каждый принял за целое, за всю правду: Всяк рассказывал правду по-своему: Кто горой называл ее высокою, Кто городом людным торговыим, Кто морем, кто лесом, кто степию.

В этом и состоит трагедия многих споров, доходящих до ненависти и даже до вооруженных столкновений: каждая сторона по-своему права. На этом построены многие трагедии великих драматургов, в этом заключаются религиозные конфликты. В чем-то прав каждый, и никто не хочет уступить, признать правоту другого: И поспорили братья промеж собой, И вымали мечи булатные, И рубили друг друга до смерти, И, рубяся, корились, ругалися, И брат брата звал обманщиком.

Так автор баллады рассказывает об одном из самых распространенных человеческих заблуждений – о претензии на обладание истиной. Каждый познал лишь малую часть великой правды, которую “не объехать кругом” “во сто лет”, но уверен, что узнал ее всю, а другие искажают это знание. Вместо того чтобы постигать правду вместе, братья из баллады Толстого бьются насмерть. Но самое страшное даже не их смерть, а то, что эта вражда переходит из поко­ления в поколение: Умирая ж, каждый сыну наказывал, Рубитися наказывал до смерти, Полегти за правду за истину; То ж и сын сыну наказывал, И доселе их внуки рубятся, Все рубятся за правду за истину, На великое себе разорение.

Замечательна позиция самого автора: он никого не хвалит и не осуждает – он просто рассказывает о том, что бывает, на свете, и завершает балладу назидательной концовкой вроде тех, которыми часто оканчиваются сказки: А сказана притча не в осуждение, Не в укор сказана – в поучение, Людям добрым в уразумение. В балладе “Курган” Толстой размышляет о непрочности славы, а одновременно и о смысле человеческой жизни: Кто был он? Венцами какими Свое он украсил чело? Чью кровь проливал он рекою?

Какие он жег города? И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда? В этой балладе автор анализирует бытовавшее в Средневековье среди дворянства представление о высшей ценности славы, добытой в воинских подвигах: И если курган твой высокий С

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение на тему был чудесный зимний день
  • Сочинение на тему был ли счастлив мой онегин
  • Сочинение на тему был ли полковник двуличным человеком лицемером
  • Сочинение на тему был ли печорин фаталистом
  • Сочинение на тему был ли иной путь у катерины в пьесе гроза островский 10 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии