Сочинение Анализ — сочинение на тему «Маленькие трагедии Пушкина»
В своих маленьких трагедиях Александр Сергеевич рассматривает конфликт не между людьми, а конфликт в душе человека, борьбу между добром и злом.
В трагедии «Скупой рыцарь» Александр Сергеевич рассматривает конфликт в душе скупого Барона. Барон и его страсть копить золото и всё время увеличивать и увеличивать свои богатства, которая преобладает над здравым смыслом, стремятся выиграть бой у своей совести, побуждающей встать на путь истинный. Каждая монета, накопленная Бароном имеет большое значение для него, Пушкин пишет: «А сколько человеческих забот, обманов, слёз, молений и проклятий оно тяжеловесный представитель!» Но в конце концов, к сожалению, побеждает страсть, зло! Даже умирая Барон думает о своём золоте! «…Стоять я не могу… мои колени слабеют… душно!.. Где ключи? Ключи, ключи мои!..»
В «Моцарте и Сальери» главным персонажем является Сальери, в душе которого идет борьба между завистью и любовью к искусству Моцарта. Потом Сальери в своих помыслах ищет ответ: «Как же мне поступить?»
и находя его убивает Моцарта. В мыслях Сальери оправдывается, что поступил он так только из-за того, что Моцарт приносит вред всему музыкальному миру, но мы и он затем понимает, что это ужасное чувство зависть одержала верх над разумом, совестью и любовью.
В третьей трагедии Пушкина Дон Гуан переступает черту нравственности, человеческих норм, морали.
В ужасном убийце и человеке, славившемся своими любовными похождениями жил другой человек с иными, более высокими стремлениями и с чистым сердцем. Любовь к доне Анне заставляет Гуана «переродиться », выпустить наружу этого другого человека и наконец убить свою плохую половину . Но, к сожалению, происходит такое «перерождение» слишком поздно, — ужасный убийца командора и дона Карлоса погибает. Испытав миг истинного счастья, Дон Гуан расплатился жизнью. Как говорил Жан-Поль Сартр: «За любое счастье приходится расплачиваться…»
Чума – страшная болезнь охватившая город, предстала перед жителями в образе смерти, которой уже никому не избежать. Смерть призывает людей к смирению и спокойствию, к оплакиванию умерших близких, но все выжившие ведут себя по – разному. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В каждом пировавшем в душе стоит выбор. Одни живут так, будто ничего не происходит: пируют, поют песни, любят, просто живут. Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мёртвыми проезжает по улице. Другие, такие, как священник, требующий и уговаривающий пирующий прекратить этот безумный пир и разойтись по домам, обращаются к высшим силам, к Богу, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Третьи скорбят и просто смиряются с горем. Такие житель, как Вальсингам, не смиряются со смертью, не скорбят и не просто пируют, а пытаются побороть и одолевают неизбежное, страх смерти силой духа. Но финал не таков, как в других трагедиях! Никто не побеждает, и никто не проигрывает. Каждый остается при своем: у священника не получилось уговорить пирующих разойтись и наставить на другой верный путь, а у горожан не получилось переубедить и изменить позицию священника.
Мне кажется, что своими трагедиями Александр Сергеевич хотел показать, что в любом человеке всегда идет борьба между добром и злом. Нужно каждому задуматься: «Что происходит у меня в душе? Властвует добро или зло?» и изменить себя пока не поздно.
Полезный материал по теме:
- Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк»
- Мини-сочинение на тему: «Религиозная толерантность»
- Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…»
- Сочинение-рассуждение на тему «что такое любовь?»
- Мини-сочинение на тему: Бедняки платят дороже
«Может ли трагедия быть маленькой?», сочинение-рассуждение
автор: Ekaterina 16.09.2020 0 Комментарии
статьи
школьная программа
В статье вы найдете школьное сочинение-рассуждение на тему «Может ли трагедия быть маленькой?». В качестве примера использовано произведение Пушкина «Моцарт и Сальери».
Следует различать трагедию, встречающуюся в повседневной жизни и трагедию, как эстетическую категорию, составляющую литературных произведений.
Что такое трагедия в обыденной жизни? В жизни, которую каждый из нас проживает не на страницах книг, а в реальности? Как правило, это беда, несчастье, что-то страшное.
А что такое трагедия в литературном произведении? Чаще всего, это противоборство двух сторон. Доброй и злой, светлой и темной. Это столкновение героев, как духовное, так и физическое.
Но конфликт может возникнуть не только между героями произведения. Он может быть так же и между человеком и обществом, и даже больше – между человеком и внешним миром.
Но и это еще не все. Трагедия может произойти даже внутри одного человека. Это может случиться, если в душе идет непримиримая борьба между добрыми намерениями и злыми. Между великодушием и равнодушием, между любовью и долгом.
Этот внутренний конфликт заставляет героя страдать, испытывать сильные душевные муки. То же самое можно сказать и о конфликте с внешним миром. Чаще всего трагедия, для большего эффекта от произведения, заканчивается гибелью героя. Либо, под воздействием трагических обстоятельств, герой меняет свое мировоззрение.
Ярким примером трагедии, душевных переживаний героя, по моему мнению, является «Моцарт и Сальери». В этом произведении представлено внутреннее столкновение зависти и восхищения, испытываемое Сальери к Моцарту. Наглядно описаны сомнения Сальери: он не уверен, нужно ли избавляться ему от соперника. Помимо прочего, музыканты – друзья. В душе Сальери происходит яростная борьба между дружескими чувствами и желанием быть первым. Жажда славы побеждает, и Сальери отравляет Моцарта. Пушкин закончил трагедию классическим финалом – герой погиб.
Так может ли трагедия быть «маленькой»? Я думаю, что нет. Потому что конфликт, внешний или внутренний – это всегда борьба, столкновение, накал чувств. Нельзя чуть-чуть ненавидеть равнодушие или чуть-чуть дружить с человеком; нельзя чуть-чуть хотеть прославиться или чуть-чуть любить Родину. Поэтому любая трагедия велика.
Сочинение предоставлено dashasnow.
Похожие статьи:
Трагедия Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
Сочинение-рассуждение «Кто больше нужен России – Обломов или Штольц?»
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:
← Предыдущая запись
Следующая запись →
Шедевры драматургии Пушкина – «Маленькие трагедии»
В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии — «маленькие трагедии». Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. Турниры, замки, культ прекрасной дамы, ростовщик, разоряющий рыцарей и сам от них терпящий насилия и обиды, оруженосцы и замковая челядь — все нашло свое отражение в сценах, диалогах и репликах немногих действующих лиц трагедии.
В создании характеров Пушкин стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических черт. В сравнении с Шекспиром Пушкин осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и четкости в раскрытии отношений между персонажами снизу (слуга, ростовщик, Альбер) доверху (Барон, Герцог).
В сценах, показывающих Барона и его страсть скупца, действие перенесено в рассказ Барона о его отношениях с окружающим миром. В монологе Барона угадываются драматические диалоги, которые вел старый скряга со своими жертвами; тем и достигается внутреннее действие, которое зрителем воображается. Центральным эпизодом этого действия и вместе с тем основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается еще в высказываниях их друг о друге, а затем становится и прямым конфликтом, протекающим на глазах у Герцога. Нравственно-психологическое содержание этого конфликта было особенно понятно Пушкину, пережившему нечто подобное в своих отношениях с отцом, Сергеем Львовичем, человеком крайне скупым. Но, разумеется, нет оснований придавать трагедии какой-либо автобиографический смысл. «Скупой рыцарь» — трагедия глубокого социально-исторического и философско-эстетического содержания.
В феодально-рыцарское общество проникает новая сила — власть золота, денег. Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. С изумительной глубиной Пушкин раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, которым владеет скупой рыцарь. Все свое счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Пушкин дал гораздо более выразительный и полный образ скупого, чем это сделали его западноевропейские предшественники — Шекспир, Мольер. «Страсть скупости — идея не новая, но гений умеет и старое сделать новым,- замечает Белинский о «Скупом рыцаре» Пушкина.- Идеал скупца один, но типы его бесконечно различны. Плюшкин Гоголя гадок, отвратителен — это лицо комическое, Барон Пушкина ужасен — это лицо трагическое. Оба они страшно истинны».
Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определенной исторической эпохи. Вместе с тем Пушкин в своей трагедии поднимается до широкого обобщения фактов бесчеловечности власти золота. Золото господствует в трагедии. В «Скупом рыцаре» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Мы ничего не знаем о его прошлом и о тех причинах, которые привели к господству идеи золота над его сознанием. Между тем идея власти золота над человеком раскрыта с исчерпывающей полнотой, глубиной и своеобразием. Именно золото «приводит в движение всю махину, все страсти, все пружины трагедии. От него тянутся нити ко всем действующим лицам пьесы. Оно определяет все их помыслы и действия… Оно заставляет вдову с тремя детьми стоять на коленях под дождем перед замком Барона. Оно ведет Тибо в ночь на большую дорогу, в рощу, чтобы ценою крови добыть дублон в возврат старого долга Барону. Оно заставляет сына желать смерти отца. Оно позволяет ростовщику предложить Альберу яд для отравления Барона. Оно заставляет лгать старого рыцаря, не утратившего еще представлений о рыцарской чести. Оно приводит к тому, что сын бросает перчатку отцу, а тот принимает вызов сына. Оно убивает Барона». Пушкин не прибегает ни к каким нравоучительным рассуждениям на эти темы, но всем содержанием своей трагедии он подчеркивает антигуманный характер таких отношений между людьми, при которых все определяет власть золота, воплощенная в мечтах старого Барона:
- Что не подвластно мне? как некий демон
- Отселе править миром я могу;
- Лишь захочу воздвигнутся чертоги;
- В великолепные мои сады
- Сбегутся нимфы резвою толпою;
- И музы дань свою мне принесут,
- И вольный гений мне поработится,
- И добродетель и бессонный труд
- Смиренно будут ждать моей награды.
- Мне все послушно, я же — ничему…
В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, Пушкин по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысляется Пушкиным в сценах с Доной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Он сам говорит об этом: Не правда ли, он был описан вам Злодеем, извергом.
- О, Дона Анна,- Молва, быть может, не совсем неправа,
- На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет.
- Так, разврата Я долго был покорный ученик,
- Но с той поры, как вас увидел я,
- Мне кажется, я весь переродился,
- Вас полюбя, люблю я добродетель
- И в первый раз смиренно перед ней
- Дрожащие колена преклоняю.
Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею Пушкина о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной. Белинский по этому поводу замечает: «…Драма непременно должна была разрешиться трагически — гибелью Дон-Хуана; иначе она была бы веселою повестью — не больше и была бы лишена идеи, лежащей в ее основании. Дон-Хуан посвятил свою жизнь наслаждению любовью, не отдаваясь, одной женщине исключительно. Это путь ложный. Не говоря уже о том, что мужчине невозможно наполнить всю жизнь свою одною любовью,- его одностороннее стремление не могло не обратиться в безнравственную крайность, потому что для удовлетворения ее он должен был губить женщин, по их положению в обществе, и он сделал себе из этого ремесло. А в целом трагедия — гимн любви.
«В «Маленьких трагедиях» драматический конфликт дается не в процессе его нарастания, но в самый момент разрешения. Вместо длительного процесса развития действия дается лишь кульминационный момент его, мгновенный взрыв чувств, в ярком свете которого становятся отчетливо видны основные стороны характеров героев. Особенности драматургического принципа раскрытия характеров в «Маленьких трагедиях» заключаются в том, что вместо длительного… их развития, как это имело место в «Борисе Годунове», характеры «Маленьких трагедий» показываются в момент наивысшего напряжения, обеспечивающего возможность полного выявления всех сторон духовного облика героя».
Трагедия «Пир во время чумы» — оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. Пушкин провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего всему вызов, «что гибелью грозит»:
- Есть упоение в бою,
- И бездны мрачной на краю,
- И в разъяренном океане,
- Средь грозных волн и бурной тьмы,
- И в аравийском урагане,
- И в дуновении Чумы.
- Все, все, что гибелью грозит,
- Для сердца смертного таит
- Неизъяснимы наслажденья
- Бессмертья, может быть, залог,
- И счастлив тот, кто средь волненья
- Их обретать и ведать мог.
Бедность и рыцарская беспечность сына и сокровища отца, лежащие втуне,- таков основной контраст «Скупого рыцаря». Жертвенное и бескорыстное служение искусству Сальери и его решение убить Моцарта — резкий контраст «Моцарта и Сальери». Мир, окружающий Лауру, в котором естественно убийство соперника и любовное свидание у его трупа, и мир Доны Анны — таков основной контраст «Каменного гостя». Страшная чума, сеющая повсюду смерть, и утверждение жизни в гимне Вальсингама — контраст «Пира во время чумы».
«Маленькие трагедии» принадлежат к величайшим достижениям мировой литературы. К незавершенным драматургическим творениям Пушкина относятся «Русалка» и «Сцены из рыцарских времен», названия которым даны редакцией «Современника» после смерти поэта.
Маленькие трагедии» были написаны А. С. Пушкиним в 1830 году в Болдине. Все они в той или иной: мере касаются трагичности человеческой судьбы, потому что главные герои этих произведений, каждый по-своему, преступают общечеловеческие нравственные законы, что не только приводит многих из них к душевному смятению и сомнениям, но и является причиной страданий окружающих.
В «Скупом рыцаре» перед нами предстает образ человека, для которого мечта о власти над людьми, над миром воплотилась в стремлении к безудержному накопительству. Барон уверен, что лишь золото может предоставить, ему безграничные возможности. Однако алчность и скупость превратили личность, бывшую когда-то интересной:, влиятельной, даже уважаемой при дворе, в некое подобие человека. Барон страшен и жалок одновременно. Сидя на сундуках с несметными богатствами, он проживает свою жизнь как последний нищий, экономя на каждой копейке. Думая, что деньги дают ему независимость, Барон превратился в раба своих сокровищ, утратил связь с реальностью. Ничто, кроме золота, не может доставить ему радость, в нем не осталось никаких человеческих черт. Барону неведомы ни сострадание, ни любовь к ближнему. Даже собственного сына он заставляет страдать в бедности, а когда речь заходит о принудительном оказании помощи, готов оклеветать Альбера в глазах герцога. Даже смерть Барона связана с переживанием о деньгах.
[sms]
В «Моцарте и Сальери» трагедия человеческой судьбы связана с чувством зависти, непомерной гордыней, неумением пережить славу и успех соперника и друга. Сальери, признанный композитор, не может смириться с тем, что все, чего он достиг кропотливым многолетним трудом, отказом от многих человеческих благ и радостей Моцарту дается легко, без усилий, «даром». И это толкает Сальери на коварное убийство своего более талантливого друга-
музыка
нта, заставляя оправдываться даже перед собой мыслями о том, что это делается во благо. И все же жестокие сомнения в собственной избранности не дают душе Сальери успокоения после совершения преступления.
В «Каменном госте» мы с сталкиваемся с ситуацией, когда человек противопоставляет удовлетворение своих сиюминутных желаний воле судьбы. Дон Гуан не желает нести ответственности за свои поступки, отвечать за свои преступления. Действуя так, как будто ему все позволено, он сеет вокруг себя смерть, смятение, возмущение, обиды. Он не осознает ошибочности своих убеждений, а страдают от этого другие люди. Но в жизни нельзя все время брать, ничего не отдавая взамен, поэтому судьба жестоко наказывает Дона Гуана за его нежелание измениться.
Трагична и судьба героев «Пира во время чумы», не сумевших вовремя разобраться в вопросах о назначении человека, об истинном смысле жизни. От осознания своей беспомощности, от понимания, что близкая смерть обесценивает любые устремления к лучшему, эти люди предаются пьянству, кутежам, разврату, несмотря на то, что у них на глазах гибнут их друзья и родные. Однако Пушкин утверждает, что нравственные законы выше жизни и смерти, и человек, им следующий, не будет застигнут врасплох даже Чумой, потому что значимые для него ценности дают ему душевное равновесие и уверенность в своих силах в любых критических ситуациях.
На мой взгляд, «маленькие трагедии» А. С. Пушкина каждого из нас заставляют задуматься над собственными ошибками, и заблуждениями, чтобы избежать трагедий, подобных тем, что разыгрывались перед нами на страницах этих произведений.[/sms]
Сочинение Анализ — сочинение на тему «Маленькие трагедии Пушкина»
В своих маленьких трагедиях Александр Сергеевич рассматривает конфликт не между людьми, а конфликт в душе человека, борьбу между добром и злом.
В трагедии «Скупой рыцарь» Александр Сергеевич рассматривает конфликт в душе скупого Барона. Барон и его страсть копить золото и всё время увеличивать и увеличивать свои богатства, которая преобладает над здравым смыслом, стремятся выиграть бой у своей совести, побуждающей встать на путь истинный. Каждая монета, накопленная Бароном имеет большое значение для него, Пушкин пишет: «А сколько человеческих забот, обманов, слёз, молений и проклятий оно тяжеловесный представитель!» Но в конце концов, к сожалению, побеждает страсть, зло! Даже умирая Барон думает о своём золоте! «…Стоять я не могу… мои колени слабеют… душно!.. Где ключи? Ключи, ключи мои!..»
В «Моцарте и Сальери» главным персонажем является Сальери, в душе которого идет борьба между завистью и любовью к искусству Моцарта. Потом Сальери в своих помыслах ищет ответ: «Как же мне поступить?»
и находя его убивает Моцарта. В мыслях Сальери оправдывается, что поступил он так только из-за того, что Моцарт приносит вред всему музыкальному миру, но мы и он затем понимает, что это ужасное чувство зависть одержала верх над разумом, совестью и любовью.
В третьей трагедии Пушкина Дон Гуан переступает черту нравственности, человеческих норм, морали.
В ужасном убийце и человеке, славившемся своими любовными похождениями жил другой человек с иными, более высокими стремлениями и с чистым сердцем. Любовь к доне Анне заставляет Гуана «переродиться », выпустить наружу этого другого человека и наконец убить свою плохую половину . Но, к сожалению, происходит такое «перерождение» слишком поздно, — ужасный убийца командора и дона Карлоса погибает. Испытав миг истинного счастья, Дон Гуан расплатился жизнью. Как говорил Жан-Поль Сартр: «За любое счастье приходится расплачиваться…»
Чума – страшная болезнь охватившая город, предстала перед жителями в образе смерти, которой уже никому не избежать. Смерть призывает людей к смирению и спокойствию, к оплакиванию умерших близких, но все выжившие ведут себя по – разному. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В каждом пировавшем в душе стоит выбор. Одни живут так, будто ничего не происходит: пируют, поют песни, любят, просто живут. Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мёртвыми проезжает по улице. Другие, такие, как священник, требующий и уговаривающий пирующий прекратить этот безумный пир и разойтись по домам, обращаются к высшим силам, к Богу, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Третьи скорбят и просто смиряются с горем. Такие житель, как Вальсингам, не смиряются со смертью, не скорбят и не просто пируют, а пытаются побороть и одолевают неизбежное, страх смерти силой духа. Но финал не таков, как в других трагедиях! Никто не побеждает, и никто не проигрывает. Каждый остается при своем: у священника не получилось уговорить пирующих разойтись и наставить на другой верный путь, а у горожан не получилось переубедить и изменить позицию священника.
Мне кажется, что своими трагедиями Александр Сергеевич хотел показать, что в любом человеке всегда идет борьба между добром и злом. Нужно каждому задуматься: «Что происходит у меня в душе? Властвует добро или зло?» и изменить себя пока не поздно.
Полезный материал по теме:
- Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк»
- Мини-сочинение на тему: «Религиозная толерантность»
- Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…»
- Сочинение-рассуждение на тему «что такое любовь?»
- Мини-сочинение на тему: Бедняки платят дороже
Морально–философская проблематика в “Маленьких трагедиях” Пушкина
5
(2)
“Маленькие трагедии” пострены на нравственно-исторических конфликтах между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в “Скупом рыцаре”, классицизм и романтизм в “Моцарте и Сальери”, Ренессанс и Средние века в “Каменном госте” и Ренессанс и пуританизм в “Пире во время чумы”.
“Один “ужасный век” сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше “железного века”, прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным”, – пишет Лотман.
Характеры героев одномерны – носители какого-либо одного начала, одной страсти. Для Пушкина очень важно исследовать эти страсти. Композиция “Маленьких трагедий”, которая предполагает обрисовку противоположных позиций, показывает, что мир сложнее, чем кажется, а одно правды нет, ведь любое событие можно интерпретировать по-разному.
- Скупой рыцарь
Основа – столкновение разных типов сознания: рыцарской идея и идеи денежного века. Не случайно в названии оксюморон – “скупой рыцарь”, что для рыцарского века практически невозможно. Барон – носитель идеи буржуазного века, века феодализма Страсть Барона – страсть к деньгам: он пьет воду, ест сухие корки, чахнет над своим златом в сундуках.
Вот счастье для него – добавить немного злата в очередной сундук. Золото для него – символ власти: “Что не подвластно мне? как некий демон отселе миром править я могу…” Среди золота он чувствует, что он царствует. Пир для него – смотреть на раскрытые сундуки, “на блещущие груды”. Сына считает “безумцем, расточителем”, недостойным наследства.
Соединению феодального и буржуазного сознания противостоит молодой барон – носитель средневековой рыцарской идеи, ради которой он, казалось бы, готов на преступление. Однако оказывается, что душа Альбера не готова к убийству ради достижения высокой рыцарской цели.
Для Альбера важны идеалы рыцарства: рыцарское слово (когда Жид отказывается дать ему денег без заклада, он говорит: “Иль рыцарского слова тебе, собака, мало?”), честь. Поэтому когда Жид предлагает ему отравить отца, Альбер взбешивается и тут же выгоняет его. Однако и он жесток, почти с радостью принимая вызов отца.
Сам же Барон одержим свои золотом, он клевещет на сына, всячески поносит его при Герцоге, обвиняя его в попытке кражи. Он настолько одержим своей страстью, что бросает вызов сыну, который тот принимает почти с радостью. Уже сам факт вызова позволяет Герцогу (как судье) вынести приговор: “Ужасный век, ужасные сердца”
Трагедия «Моцарт и Сальери»
Легенда о двух композиторах: Моцарте и убившем его друге Сальери — основа следующей драмы из цикла «Маленькие трагедии». Вольфганг всегда радуется жизни, его образ светлый и душевный, он откровенный гений. Сальери же, наоборот — мрачный герой, он завидует той легкости, с которой даются композиции Моцарту.
Сальери упорно работал над каждым своим произведением и всей душой любил музыку. Но она ему ответить взаимностью не спешила — дара у композитора совсем не было.
Персонаж наблюдает за искусством Моцарта, который так без усилий создает свои по-настоящему уникальные и гениальные творения.
Любовь к власти опутывает душу персонажа и делает своим рабом
В ходе пьесы описывается сцена, в которой Барон спускает в подвал и при свете свеч любуется на свои накопления. Старый рыцарь — исчерпывающий и сильный пример человека, погибающего от своих пороков и помешательства.
По сюжету произведения отец вызывает сына на дуэль, где Альберт будет согласен на смерть ради чести. Основной конфликт семьи завязан на скупости барона и желании Альберта получить хотя бы какую-то долю богатств. Однако умирает в ней не сын.
«Каменный гость»
Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.
Пушкин не стал первым гением, обработавшим легенду. До него этим занялись Моцарт, у которого Пушкин позаимствует эпиграф, и Мольер. Однако Александр Сергеевич внесет изменения в имя персонажа, именно он сделает его Доном Гуаном.
Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.
11 стр., 5102 слов
Мой любимый герой пушкина
… все они — «единого прекрасного жрецы». 10 сочинений на тему: Мой любимый герой из книги | Литерагуру В данной подборке мы объединили 10 сочинений для всех классов от 1 до 9 включительно. Все они … и злодейство — две вещи несовместные». Эти слова Моцарта, сказанные как нечто само собою разумеющееся, лишают Сальери покоя: Пушкин передал Моцарту часть своей души. Они родственны и по силе, …
В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.
Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.
В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:
- страдания;
- погруженность в себя;
- чуткость.
В последней сцене Дон, испытывая настоящую любовь к женщине, готов на жертву ради отношений. Смерть герой принял от рук каменной статуи командора, которая олицетворила символ прошлого.
Моцарт и Сальери
Основа – столкновение 2х разных веков: романтизма и классицизма, вдохновения возвышенного и рационалистического. Пушкин стремится к некой мифологизации этого сюжета, однако реализм – в противопоставлении романтической установки на гениальную одаренность, щедрость и классицистической установки на поддержание таланта, усердный труд.
Сальери – пример классицистической установки, он – ремесленник: “Ремесло поставил я подножием искусству”. Он разлагает музыку, относится к ней с рационалист., научной точки зрения: “Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй искусству”. Произведения создавал долго, сжигая предыдущие труды, достигая совершенства постепенно, мучительными трудами. Страсть Сальери – желание славы, которой он так долго добивался. А тут Моцарт со своими озарениями, “гуляка праздный, безумец”. Кстати, изначально в заголовке стояла “Зависть”.
1 стр., 453 слов
Народ и его роль в трагедии Пушкина «Борис Годунов»
… трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу. Понравилось сочинение? … его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов. в знаменитой трагедии на … Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость …
Моцарт же гениален, причем своей гениальности не осознает даже. У него дар от Бога. В конце он говорит: “Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой…”. Моцарт – гениальная натура, Сальери – только лишь талантливый человек. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”.
«Маленькие трагедии», написанные Пушкиным в 1830 г., в большей или меньшей степени затрагивают тему трагичности людских судеб, так, как каждый из главных героев в той или иной степени нарушают общепринятые законы человеческой нравственности. Что влечет за собой не только душевное потрясение и растерянность, но становится источником мучительной скорби других людей.
Так в «Скупом рыцаре» мы видим человека, мечтающего властвовать над миром. Но свою мечту он пытается воплотить путем безмерного стяжательства. Барон уверен, что только большое количество золота может дать ему безграничную власть. Но жадность и скаредность приводят к тому, что некогда достойный, влиятельный при дворе мужчина становится невольником своего богатства. Он потерял связь с миром и, охраняя свои капиталы, считает копейки. Даже своего сына он вынуждает жить в бедности. А когда его принуждают оказать помощь, то он идет даже на то, чтобы оклеветать Альберта. И даже в момент смерти барон думает лишь о злате.
С чувством неудержимой амбиции, зависти, с неумением достойно принять популярность и признание своего друга и конкурента, связана трагедия «Моцарт и Сальери». Здесь мы видим человека, известного симфониста, не умеющего примириться с мыслью, что все, чего он достиг в жизни своим ежедневным, усердным трудом, Моцарту достается легко, почти «даром». Это заставляет Сальери пойти на предательское убийство своего товарища. Он старается оправдаться, убеждая себя в том, что сделал это во благо. Но после свершения преступления комплекс вины не дает душе Сальери успокоения.
Мрачны судьбы героев и «Пира во время чумы». Не сумев своевременно понять истинное предназначение человека, смысл его жизни, познав свою беспомощность, поняв, что смерть приводит к нулю все стремления к лучшему, эти люди бросаются в пьянство и разврат. Они видят, что их близкие гибнут, но ничего не предпринимают. Но все же Пушкин показывает, что нравственные законы выше жизни и смерти. Поэтому нравственный человек никогда не будет внезапно застигнут Чумой.
В «Каменном госте» мы видим, как человек ставит в противоположность воле судьбы утоление своих желаний. Дон Гуан не хочет отвечать за свои прегрешения. Действуя так, как ему заблагорассудится, он влечет за собой смерть, страдания, недовольство и обиду. Он не признает ошибки в своих убеждениях, не замечая, что от этого страдают другие люди. И жизнь наказывает его за желание все время брать и ничего не отдавать взамен.
«Маленькие трагедии» заставляют нас задумываться над нашими ошибками, чтобы избежать подобных трагедий.
Сочинение на тему: “Маленькие трагедии”
В цикл “Маленькие трагедии” Александра Сергеевича ПушкинА входят четыре произведения: “Скупой рыцарь”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Моцарт и Сальери”. В их изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и разрушительной страстью. “Маленькими” они были названы, потому что включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом смерти и трагедия заканчивается его гибелью.
Пушкин изображает своих героев
– Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь – от жадности и скупости, Дон Гуан – от чувственности.
Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии “Моцарт и Сальери” наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета – страшная зависть талантливого композитора гению.
Именно Сальери, а не Моцарт является главным героем.
/>
Моцарт ПушкинА – это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери – человек, которого с одной стороны восхищает музыку Моцарта, с другой – он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы.
В произведении фактически победа достается Сальери. Но он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта – зависть.
Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может, прежде всего, жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия, способностью ценить каждое мгновение.
В своих “Маленьких трагедиях” Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем остаются актуальными и до сих пор.
Loading…
Сочинение на тему: “Маленькие трагедии”
Сочинение на тему маленькие трагедии пушкина
«Маленькие трагедии» — сборник А. С. Пушкина, состоящий из 4-x произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». «Маленькие трагедии» написаны Пушкиным в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам. Пушкин. “Каменный гость” Сочинение Обрабатывая легенду о Дон Жуане, да еще взяв из нее не только самую драматическую, но и самую распространенную коллизию — явление Статуи и гибель героя, — Пушкин поставил себя в очень жесткие рамки литературных традиций. И он сознательно подчеркнул свою прямую зависимость от традиции, приведя в качестве эпиграфа цитату из либретто к опере Моцарта. В этом глубокое отличие “Каменного гостя” от первых двух “маленьких трагедий”, где вечные темы — скупость и зависть — разрабатывались драматургом совершенно самостоятельно: прямых аналогов образам Барона и Сальери в мировом искусстве нет. Но избрав сюжет, широко известный современникам, Пушкин дерзко пошел против течения и дал образ своего Дон Гуана (даже подчеркивая это нетрадиционным написанием имени), глубоко отличного от предшественников Традиционный Дон Жуан с самого начала был противопоставлен всему миру. Пушкинский Дон Гуан в начале трагедии — плоть от плоти своего мира и живет в полном согласии с ним. Недаром в Мадриде на каждом перекрестке с ним может встретиться “… свой же брат, нахальный кавалер, со шпагою под мышкой и в плаще”. Дон Гуан ведет себя в полном соответствии с моральными принципами той среды, порождением которой он является, и в этих моральных принципах явственно проглядывает все то же “наполеоновское” — относительность понятий чести, благородства, гуманности. Герой трагедии не нравствен и не безнравствен, он — вне нравственности, ибо не признает никаких принципов, кроме принципа “природы”. Можно сказать, что он беспринципен, как сама плоть. Через все можно преступить, любого, кто встретится на твоем пути, можно рассматривать лишь как препятствие или “орудие” для удовлетворения честолюбивых в своей основе желаний. И Дон Гуан лишь элегически вздохнет о своей очередной жертве, будь то любовница или убитый на поединке соперник, и бросится навстречу новым приключениям. Но есть принципиальное отличие безморальности пушкинского Дон Гуана от безморальности других подобных героев. Это отличие явственно выявляется при знакомстве с первой же любовной историей, о которой мы узнаем в драме. У всех традиционных Дон Жуанов не было и не могло быть в душе прошлого (равно как и будущего) — они жили только настоящим. Пушкинский Дон Гуан близок в этом отношении к традиционным, но все же прошлое у него есть! Более того, главное, о чем он жалеет, — о бессилии что-либо исправить в судьбе. Да и вернувшись в Мадрид, он спешит навестить прежнюю возлюбленную. (Традиционный Дон Жуан лишь ринется на поиски новых приключений.) На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет. Так говорит о своем прошлом сам Дон Гуан. Но мы, зрители и читатели “Каменного гостя”, этого зла не увидим и ничего о нем не узнаем. Оно — в легенде, а не в сценической (да и в несценической) истории героя. В самом деле, какое зло он принес Инезе? Он скрасил конец жизни исстрадавшейся женщине и лишь жалеет о том, что не защитил ее от негодяя мужа. Какое зло он принес Лауре? Наоборот, Дон Гуан творчески обогатил певицу! И что не менее важно: все предшествующие Дон Жуаны готовы были идти на любые ухищрения, на любое плутовство ради обладания женщиной. Пушкинский Дон Гуан — испанский гранд с головы до ног. Он как бы пришел в маленькую трагедию из испанского “театра чести”, где девизом благородного героя была формула “Я есть я”, то есть тождество личности, героическая верность себе в любых условиях, сознательный отказ от “личины”, от маскировки — это все удел плута, “бесчестного” слуги. Но пушкинский Дон Гуан — удивительный человек, несущий в себе самые противоположные начала: эгоцентрист, замкнутый лишь в собственных переживаниях, и жизнелюбец, распахнутый навстречу всем и всему в мире, расчетливый “макь-явель” и отзывчивый, верный друг. И этот человек всю свою жизнь потратил, по сути дела, на некий опыт — ведь вообще-то речь в трагедии идет о конечных возможностях человека, о цене личности в человеческом обществе. Значит, герой — по Пушкину — ответствен за свою судьбу, ибо он, исходя из внутреннего чувства свободы, сам делает выбор своего пути, выбор, который — он это отлично знает! — почти наверняка приведет к страданиям и гибели другого. Краткое содержание трагедии «Каменный гость» У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами. Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке “бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном”, как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, “проворней живописца”, способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит. В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздается стук и кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается. Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали “вольно изливаться”; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят. Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах. Краткое содержание трагедии «Скупой рыцарь». Молодой рыцарь Альбер собирается явиться на турнир и просит своего слугу Ивана показать шлем. Шлем пробит насквозь на прошлом поединке с рыцарем Делоржем. Надеть его невозможно. Слуга утешает Альбера тем, что тот отплатил Делоржу сполна, вышибив его из седла могучим ударом, от которого обидчик Альбера сутки лежал замертво и едва ли оправился до сих пор. Альбер говорит, что причиной его отваги и силы было бешенство по поводу поврежденного шлема. Вина геройства — скупость. Альбер сетует на бедность, на смущение, которое помешало ему снять шлем с поверженного противника, говорит о том, что ему нужно новое платье, что он один вынужден сидеть за герцогским столом в латах, тогда как другие рыцари щеголяют в атласе и бархате. Но денег на одежду и вооружение нет, а отец Альбера — старый барон — скряга. Нет денег и на покупку нового коня, а постоянный кредитор Альбера, еврей Соломон, по словам Ивана, отказывается впредь верить в долг без заклада. Но заложить рыцарю нечего. Ни на какие уговоры ростовщик не поддается, и даже довод о том, что отец Альбера стар, скоро умрет и оставит сыну все свое огромное состояние, не убеждает заимодавца. Б это время появляется и сам Соломон. Альбер пытается выпросить у него денег взаймы, но Соломон хотя и мягко, но тем не менее решительно отказывается дать денег даже под честное рыцарское слово. Альбер, расстроенный, не верит, что отец может его пережить, Соломон же говорит, что в жизни случается все, что “дни наши сочтены не нами”, а барон крепок и может прожить еще лет тридцать. В отчаянии Альбер говорит, что через тридцать лет ему будет уже пятьдесят, и тогда деньги ему едва ли понадобятся. Соломон возражает, что деньги нужны в любом возрасте, только “юноша в них ищет слуг проворных”, “старик же видит в них друзей надежных”. Альбер утверждает, что его отец сам служит деньгам, как алжирский раб, “как пес цепной”. Он отказывает себе во всем и живет хуже нищего, а “золото спокойно в сундуках лежит себе”. Альбер надеется все же, что когда-нибудь оно послужит ему, Альберу. Видя отчаяние Альбера и его готовность на все, Соломон намеками дает ему понять, что кончину отца можно приблизить с помощью яда. Сначала Альбер не понимает этих намеков. Но, уяснив дело, хочет немедленно повесить Соломона на воротах замка. Соломон, понимая, что рыцарь не шутит, хочет откупиться, но Альбер прогоняет его вон. Опомнившись, он намерен послать слугу за ростовщиком, чтобы принять предложенные деньги, но передумывает, потому что ему кажется, что они будут пахнуть ядом. Он требует подать вина, но оказывается, что вина в доме нет ни капли. Проклиная такую жизнь, Альбер решается искать управы на отца у герцога, который должен заставить старика содержать сына, как подобает рыцарю. Барон спускается в свой подвал, где он хранит сундуки с золотом, чтобы в шестой сундук, еще не полный, всыпать горсть монет. Глядя на свои сокровища, он вспоминает легенду о царе, велевшем своим воинам положить по горсти земли, и как в результате вырос гигантский холм, с которого царь мог озирать огромные пространства. Свои сокровища, собранные по крохам, барон уподобляет этому холму, который делает его владыкой целого мира. Он вспоминает историю каждой монетки, за которой слезы и горе людей, нищета и гибель. Ему кажется, что если бы все слезы, кровь и пот, пролитые за эти деньги, выступили сейчас из земных недр, то произошел бы потоп. Он всыпает горсть денег в сундук, а потом отпирает все сундуки, ставит перед ними зажженные свечи и любуется блеском золота, ощущая себя владыкой могучей державы. Но мысль о том, что после его смерти сюда придет наследник и расточит его богатства, приводит барона в бешенство и негодование. Он считает, что у того нет прав на это, что если бы он сам тяжелейшими трудами по крохам скопил эти сокровища, то уж, верно, не стал бы швырять золото налево и направо. Во дворце Альбер жалуется герцогу на отца, и герцог обещает рыцарю помочь, уговорить барона содержать сына, как подобает. Он надеется пробудить в бароне отцовские чувства, ведь барон был другом его деда и играл с герцогом, когда тот был еще ребенком. Ко дворцу приближается барон, и герцог просит Альбера схорониться в соседней комнате, пока он будет беседовать с его отцом. Появляется барон, герцог приветствует его и пытается вызвать в нем воспоминания молодости. Он хочет, чтобы барон появлялся при дворе, но барон отговаривается старостью и немощью, но обещает, что в случае войны ему достанет сил обнажить меч за своего герцога. Герцог спрашивает, почему он не видит при дворе сына барона, на что барон отвечает, что тому помеха — сумрачный нрав сына. Герцог просит барона прислать сына во дворец и обещает приучить его к веселью. Он требует, чтобы барон назначил сыну приличествующее рыцарю содержание. Помрачнев, барон говорит, что его сын недостоин заботы и внимания герцога, что “он порочен”, и отказывается выполнить просьбу герцога. Он говорит, что сердит на сына за то, что тот замышлял отцеубийство. Герцог грозится предать Альбера суду за это. Барон сообщает, что сын намеревается обокрасть его. Услышав эти наветы, в комнату врывается Альбер и обвиняет отца во лжи. Разгневанный барон бросает сыну перчатку. Со словами “Благодарю. Вот первый дар отца” Альбер принимает вызов барона. Это происшествие повергает герцога в изумление и гнев, он отымает у Альбера перчатку барона и гонит от себя отца и сына В это мгновение со словами о ключах на устах барон умирает, а герцог сетует на “ужасный век, ужасные сердца”. Краткое содержание трагедии «Моцарт и Сaльери» В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, “перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху”. Умертвив звуки, он разъял музыку, “поверил алгеброй гармонию”. Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рожденные в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои со-звучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался “трудами и успехами друзей”. Сальери считает, что никто не вправе был назвать его “завистником презренным”. Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а “гуляке праздному”, тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а “озаряет голову безумца”. Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери “нежданной шуткой угостить”. Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из “Дон-Жуана”. Моцарт весело хохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье. Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущенный Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире “Золотого Льва”. Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду. Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падет опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы. В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не дает покоя мысль об этом человеке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате. Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от черных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения “Женитьбы Фигаро”. Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон “для ремесла такого”, а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, “а гений и злодейство две веши несовместные”. Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка “тупой, бессмысленной толпы”. Краткое содержание трагедии «Пир во время чумы» На улице стоит накрытый стол, за которым пируют несколько молодых мужчин и женщин. Один из пирующих, молодой человек, обращаясь к председателю пира, напоминает об их общем друге, веселом Джексоне, чьи шутки и остроты забавляли всех, оживляли застолье и разгоняли мрак, который теперь насылает на город свирепая чума. Джексон мертв, его кресло за столом пусто, и молодой человек предлагает выпить в его память. Председатель соглашается, но считает, что выпить надо в молчании, и все молча выпивают в память о Джексоне. Председатель пира обращается к молодой женщине по имени Мери и просит ее спеть унылую и протяжную песню ее родной Шотландии, чтобы потом вновь обратиться к веселью. Мери поет о родной стороне, которая процветала в довольстве, пока на нее не обрушилось несчастье и сторона веселья и труда превратилась в край смерти и печали. Героиня песни просит своего милого не прикасаться к своей Дженни и уйти из родимого селения до той поры, пока не минет зараза, и клянется не оставить своего возлюбленного Эдмонда даже на небесах. Председатель благодарит Мери за жалобную песню и предполагает, что когда-то ее края посетила такая же чума, как та, что сейчас косит все живое здесь. Мери вспоминает, как пела она в хижине своих родителей, как они любили слушать свою дочь… Но внезапно в разговор врывается язвительная и дерзкая Луиза со словами, что сейчас подобные песни не в моде, хотя еще есть простые души, готовые таять от женских слез и слепо верить им. Луиза кричит, что ей ненавистна желтизна этих шотландских волос. В спор вмешивается председатель, он призывает пирующих прислушаться к стуку колес. Приближается телега, нагруженная трупами. Телегой правит негр. При виде этого зрелища Луизе становится дурно, и председатель просит Мери плеснуть ей воды в лицо, чтобы привести ее в чувство. Своим обмороком, уверяет председатель, Луиза доказала, что “нежного слабей жестокий”. Мери успокаивает Луизу, и Луиза, постепенно приходя в себя, рассказывает, что ей привиделся черный и белоглазый демон, который звал ее к себе, в свою страшную тележку, где лежали мертвецы и лепетали свою “ужасную, неведомую речь”. Луиза не знает, во сне то было или наяву. Молодой человек объясняет Луизе, что черная телега вправе разъезжать повсюду, и просит Вальсингама для прекращения споров и “следствий женских обмороков” спеть песню, но не грустную шотландскую, “а буйную, вакхическую песнь”, и председатель вместо вакхической песни поет мрачно-вдохновенный гимн в честь чумы. В этом гимне звучит хвала чуме, могущей даровать неведомое упоение, которое сильный духом человек в состоянии ощутить перед лицом грозящей гибели, и это наслаждение в бою — “бессмертья, может быть, залог!”. Счастлив тот, поет председатель, кому дано ощутить это наслаждение. Пока Вальсингам поет, входит старый священник. Он упрекает пирующих за их кощунственный пир, называя их безбожниками, священник считает, что своим пиршеством они совершают надругательство над “ужасом священных похорон”, а своими восторгами “смущают тишину гробов”. Пирующие смеются над мрачными словами священника, а он заклинает их Кровью Спасителя прекратить чудовищный пир, если они желают встретить на небесах души усопших любимых, и разойтись по домам. Председатель возражает священнику, что дома у них печальны, а юность любит радость. Священник укоряет Вальсингама и напоминает ему, как всего три недели назад тот на коленях обнимал труп матери “и с воплем бился над ее могилой”. Он уверяет, что сейчас бедная женщина плачет на небесах, глядя на пирующего сына. Он приказывает Вальсингаму следовать за собой, но Вальсингам отказывается сделать это, так как его удерживает здесь отчаяние и страшное воспоминанье, а также сознание собственного беззакония, его удерживает здесь ужас мертвой пустоты родного дома, даже тень матери не в силах увести его отсюда, и он просит священника удалиться. Многие восхищаются смелой отповедью Вальсингама священнику, который заклинает нечестивого чистым духом Матильды. Имя это приводит председателя в душевное смятение, он говорит, что видит ее там, куда его падший дух уже не достигнет. Какая-то женщина замечает, что Вальсингам сошел с ума и “бредит о жене похороненной”. Священник уговаривает Вальсингама уйти, но Вальсингам Божьим именем умоляет священника оставить его и удалиться. Призвав Святое Имя, священник уходит, пир продолжается, но Вальсингам “остается в глубокой задумчивости”.
Похожие статьи:
Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. ГорькогоУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова “Герой нашего времени”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» А. С. ПУШКИНА
Драматическая тетралогия «Маленькие трагедии» была написана А. С. Пушкиным за две недели болдинской осени 1830 года, связанной с необычайным творческим взлетом поэта. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» — эти слова удивительно точно подходят для оценки трагедий, в которых смысловое богатство сочетается с самобытностью выражения мысли и совершенством формы. Четыре пьесы, отличающиеся представленными в них коллизиями, историческими ситуациями и героями, воспринимаются как части одной симфонии, пронизанной сквозными общечеловеческими темами, одна из которых, тема смерти, звучит особенно четко и настойчиво.
Первая вариация этой темы, возникая в сцене, открывающей трагедию «Скупой рыцарь», когда вскользь упоминается о графе Делорже, который «сутки замертво лежал — и вряд ли оправился», звучит легко и шутливо. Для Альбера смерть на турнире страшна менее, чем потеря венецианского нагрудника, а пробитая голова предпочтительнее пробитого шлема. Такая жизнь не противостоит жизни, не нарушает ее течения, так же как мертвый Дон Карлос не мешает проявлению бьющей через край жизни Дон Гуана, а прах Джаксона не останавливает «общего хохота» веселого пирования. Гудение доспехов, звон мечей и шпаг, звон рюмок и бокалов составляют музыкальный ряд легкомысленно-насмешливого отношения к смерти, отзвук которого слышен в словах финальной песни председателя: «Утопим весело умы…»
Появление Жида меняет ритм действия и вносит новые краски в развитие темы смерти. Напоминая о бренности земного, Соломон как будто нарисовал фрагмент распространенного в средневековой живописи сюжета «Пляски Смерти»: «Цвел юноша вечор, а нынче умер, и вот его четыре старика несут на сгорбленных плечах в могилу». Эта вариация продолжена в словах Дон Карлоса о быстротечности жизни и неотвратимости конца, обращенных к Лауре: «…ты молода… и будешь молода еще лет пять иль шесть». А в написанном им портрете проступают черты самой старухи Смерти с впалыми черными веками, седыми космами. И все это рисунки черной тушью. Цвет траура определяет колорит трагедии.
С приходом ростовщика в тетралогии появляется тема яда. Но если предложение «проклятого жида» с возмущением отвергнуто Альбером, то герой следующей пьесы расчетливо пускает в дело яд, словно следуя советам Соломона. Жид назван в трагедии змеем. Сальери сам сравнивает себя со «змеей, людьми растоптанною…». В первом случае — это змей-искуситель. Но змея — еще и символ мудрости: «…жало мудрыя змеи…» Мудрствующий Сальери выстраивает целую философскую систему, оправдывающую его злодейство. Считая себя избранным восстановить нарушенную «правду», он думает, что служит искусству, то есть жизни. Но Сальери не любит жизнь и противостоит всему живому: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп». Его мучает «жажда смерти». Жизнь текуча, изменчива. Сальери со своим «усильным, напряженным постоянством» превратился в слугу Смерти.
Столкновение живого и застывшего продолжается в трагедии «Каменный гость», действие которой разворачивается в бледном свете луны, ассоциирующейся со смертью, на фоне гробниц и мраморных статуй. Командор — вестник загробного мира. Смерть превратила его в величественного исполина. Его каменный образ противопоставлен живому Дон Альвару, который «мал был и тщедушен», «как на булавке стрекоза». Суровый дух командора стоит на страже долга, верности, нравственности. Дон Гуан — воплощение неограниченной внутренней свободы, «вечные проказы» уводят его за грань совести и морали. Монах, Лепорелло, Дон Карлос — все называют Гуана бессовестным и безбожным. Риск, стремление перейти границу дозволенного, быть «бездны мрачной на краю» влекут Дон Гуана к пожатью «каменной десницы» командора. Идет постоянная игра со смертью. «Чего вы требуете?» — спрашивает Дон Гуана Дона Анна. Он отвечает: «Смерти», — и дальше добавляет: «Вели — умру». В игре со смертью для Гуана скрыта такая же «странная приятность», как в «помертвевших губах» Инезы. Он сам подает! руку Смерти.
Пушкин писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Нарушение гармоничного единства между ними ведет к гибели. Дон Гуан полностью отвергает покой. На слова Лепорелло: «Сидели б вы себе спокойно там», — он отвечает: «Слуга покорный!» Дон Гуан — воплощение чрезмерности воли. Нарушение равновесия в другую сторону ведет к омертвлению. «Покойник» — производное от слова «покой».
Таким посланцем мира мертвых в могильном сумраке подземелья является барон, освещенный холодным блеском золотых монет. «Я выше всех желаний; я спокоен», — говорит «скупой рыцарь», и это спокойствие превращает его в некоего демона, инфернальное существо, каким представал «каменный гость» Дон Гуана. Командор, пришедший «стать на страже» у дверей Доны Анны, исполнил то, о чем мечтал Барон: «О, если б из могилы прийти я мог, сторожевою тенью сидеть на сундуке и от живых сокровища свои хранить…»
Рефреном через все «Маленькие трагедии» проходит эта таинственная тень, «виденье гробовое, внезапный мрак», как призыв: «Memento more». Дыханьем смерти веет от черного человека, заказавшего Моцарту Requiem. Черный, белоглазый демон провозит тележку с мертвыми, лепечущими «ужасную, неведомую речь», по улице, охваченной «безбожным пиром».
Тема пира, как и тема смерти, пронизывает «Маленькие трагедии». В трех первых пьесах следствием пира становилась смерть героя. Сердце царствующего на пиру перед сундуками барона разрывает «когтистый зверь» совести, слившийся в сознании барона с образом его сына, изверга с когтями тигренка. Пир, несущий смерть, продолжается в трактире «Золотого льва». В этом названии виден отсвет «блещущих груд» тайного подвала барона. Ужин у Лауры, не случайно названной «милым демоном», кончается смертью Дона Карлоса. Пиршество общения с Доной Анной завершается гибелью Дон Гуана.
Пир последней трагедии сам становится следствием смерти. Он развернут в ее владениях, «средь ужаса плачевных похорон». «Безмолвным убежищем от смерти» в царстве чумы стала улица. Здесь спасаются от «мертвой пустоты» домов, и сюда вырывается действие из ограниченности башен, дворцов, подвалов и комнат. Но шум пира не заглушает голоса смерти. Председатель настойчиво напоминает о ней присутствующим. Он предлагает выпить в честь Джаксона в молчании, просит Мери спеть «уныло и протяжно», первый слышит стук колес «черной телеги». От имени умерших говорит с пирующими священник, пугая кромешной тьмой ада и призывая к спасению души. Вальсингам не ищет ни забвения, ни спасения. Он не боится смерти; поэтому выступает с ней на равных. Председатель возвышается над «испуганным стадом» могил дерзким и гордым противником грозной царицы чумы. Его душу не томят жестокие страсти, поэтому в ней нет страха. Боязливым стенаньям противопоставлен гимн-апофеоз тетралогии, в котором звучит мысль о бессмертии. И Вальсингам не погибает.
Непримиримый конфликт каждой пьесы приводил к смерти героя, но этим не разрешался, оставляя ощущение бессилия перед лицом «ужасного века». Священник, благословляя Вальсингама в финале «Маленьких трагедий», дает пример примирения, но в глубокой задумчивости председателя продолжает звучать тема смерти.
Маленькие трагедии история создания
«Маленькие трагедии» — великие эпохи.
Введение
В 1830
году
6мая
произошло значительное событие в жизни Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта и писателя — он сделал предложение руки и сердца Наталье Николаевне Гончаровой, получив согласие. Помолвка сыграла большую роль в дальнейшей творческой жизни поэта, мечтавшего обзавестись семьей и собственным большим домом. В сентябре
1830
года Пушкин был вынужден уехать в Болдино, Нижегородской области, в имение отца, для решения житейских и денежных вопросов перед предстоящей свадьбой. Его скорейшему возвращению помешала эпидемия холеры в Москве. Вынужденное затворничество было отмечено поэтом, окрыленным помолвкой, созданием множества литературных произведений. Этот период вошел в творческую биографию Пушкина под названием «Болдинская осень».
Осень — благодатная пора
В Болдино, поэт подводил своеобразный итог литературного творчества перед вступлением в новый этап жизни – семейного человека. Плодотворная осенняя «ссылка» подтвердила гений великого Пушкина, как поэта и писателя. Здесь были написаны множество стихотворений. Начатый еще в Михайловской ссылке роман в стихах «Евгений Онегин» приблизился к концу, были написаны последние главы. Кроме всего прочего, здесь увидели свет из-под пера писателя другие произведения: «Повести Белкина», поэма «Цыганы», «Сказка о попе и о работнике его Балде», была начата, но не доведена до завершения «Сказка о Медведихе». После «Повестей Белкина» писатель сразу же приступил к написанию цикла коротких пьес. Приблизительные даты написания были установлены по пометкам, оставленным на рукописях произведений — с 23октября
по
6
ноября. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкин назвал, или драматическими сценами, или маленькими трагедиями. Это уникальные произведения, вызывающие неоднозначные чувства у читателей, критиков и исследователей творчества великого поэта, состоят из четырех камерных драм — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость». Каждый со своей сюжетной линией, главными героями, с ярко выраженными в их характере, страстями человеческими. В «Скупом рыцаре» — жадность и скупость, в «Моцарте и Сальери» — восхищение и зависть, «гений и злодейство», «Каменный гость» — это любовь и страдание. Но в драме «Пир во время чумы» не отражено какое-либо отрицательное пристрастие человека, а собраны воедино, описанные страсти. Поэт выдает некое заключение о сущности жизни, бытия и смерти. Все ли равны перед смертью?! Перед лицом смерти, эпидемией чумы, нет социальных границ, нет избранных. Герои пьес Пушкина проживают кульминационный момент сюжета, «маленькую трагедию» в течение короткого времени. В произведениях противостоят друг другу два персонажа, являющиеся антиподами (скупой Рыцарь и щедрый Герцог; Моцарт и Сальери, Пир и Чума, Дон Гуан и Командор). Противостояние героев, выплеск эмоций и трагическая кульминация-развязка, говорят о целостности пьес. По жанровому описанию – это трагедии. Возможно, что в их написании Пушкин вдохновлялся европейской культурой и литературой. В литературе Европы ранее уже освещались темы, которые были затронуты в «Маленьких трагедиях». Эпоха Средневековья находит отражение в драме «Скупой рыцарь». Пушкин ссылается в заглавии: «Сцена из Ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя у английского поэта
18
века, Уильяма Шенстона, не было такого произведения. Век Просвещения, век свободомыслия, развития науки и философии, духовного и интеллектуального совершенствования, находит отражение в размышлениях-монологах Сальери. Сомнения и восхищение, зависть и восторг приплетены в эту историю. Роль Сальери в развитии творчества Моцарта огромна, но Пушкин для пущей контрастности поддержал легенду, ходившую по Европе, что Сальери отравил великого гения. Пушкинскую пьесу «Пир во время чумы» можно назвать вольным переводом произведения британского поэта, эссеиста, Джона Вильсона, чья романтическая поэма «Город Чумы» была напечатана в сборнике автора в
1816
году. В трагедии Пушкина и в поэме Вильсона описываются события, произошедшие во время эпидемии чумы в Лондоне, в
1665
году. Герои эпохи романтизма полны воодушевления, самопожертвования и страсти. Образ Дон Хуана появился в литературе эпохи Возрождения. Многие драматурги использовали образ этого ловеласа-авантюриста в своих творениях. Пушкин впервые вписал в трагедию образ «вечного» героя комедий. Получился Дон Гуан у Пушкина, сложной и внезапной личностью, легко и коварно играющий на чувствах людей. Умеющий их уговорить, соблазнить или подвести к решительным шагам, но в то же время, бесстрашный и мужественный.
Заключение
В каждой трагедии Пушкин показывает личность героя с разных сторон, легко употребляя нужные слова в нужный момент, что дает получить полное описание времени и места драмы. Яркие личности, живые люди, реальная жизнь, разные эпохи, но страсти и жизненные вопросы, проблемы характера остаются неизменными. Пушкин это ярко доказал в «Маленьких трагедиях», противопоставляя героев и их характеры, философские взгляды и психологические нюансы.