Сочинение на тему Моя родина Беларусь
Я родился и живу в красивой и свободной стране. Моя родина богата лесами, полями и реками. Живут в Белоруси хорошие добрые люди. Детей воспитывают и растят в любви и уважении к старшим.
История моей родины сложная. Исторический путь Белоруси был тернист. Но сложившаяся культура страны стала отличаться от других славянских народов. До сегодняшнего дня белорусский народ трепетно относится к своим корням. С уважением белорусы относятся к людям другой веры. На территории Белоруси спокойно уживаются православная и католическая религия. Все праздники отмечаются дважды, по христианскому и по католическому календарю. А ещё белорусы любят языческие обряды. Эти праздники как нить предков. Белорусь — славянская страна, уважающая память своих предков.
Какие просторы, сколько воздуха и какие великие реки наполняют мою родину. Днепр, Западная Двина, Сож — это природное богатство моей страны!
Есть в Белоруси и ремесленники, и рукодельницы, и крестьяне. Люди в моей стране любят трудиться. Труд уважают и относятся к нему с почтением.
Некоторые вещи, созданные руками белорусов, можно отнести к предметам искусства. На моей родине растёт хлопок, изделия из которого славятся по всему миру. А ещё здесь умеют делать изделия из кожи, плетут из лозы и делают керамические изделия.
Мастерицы вышивают рушники, которые бережно хранятся в семье и даже передаются по наследству. Рушники особое полотно, ими благословляют, венчают, покрывают иконы. Вся жизнь белоруса связана с его предками, с историей белорусского народа.
Страна с богатейшей историей и природой. Многие люди узнают Белорусь при одном упоминании о национальном парке Беловежская пуща. Это самый большой лесной массив в центральной Европе. Первобытный лес, такой, каким задумала его природа ещё до технического прогресса человечества.
Я горжусь тем что родился в Белорусии. Родина — место которое даёт силу жить. Родина — место где воздух наполнен энергией и светом. Родина — место куда всегда тянет вернуться! Мы не выбираем где родиться. Где родился там и твоя родина! Моя родина — Белорусь! Ее просторы, доброта и трудолюбие её народа даёт мне уверенность в завтрашнем дне. Я хочу, закончив обучение, стать достойным своей родины человеком. Я хочу приносить пользу людям, живущим в моей стране! Я хочу чтобы Белорусия развивалась и оставалась всегда достойной памяти своих предков!
Сочинение: Менталитет белорусов
Менталитет беларусов
Выделяются такие разновидности менталитетов, как первобытный, античный, средневековый, европейский, азиатский, детский, женский, мужской, революционный, тоталитарный, бюрократический, крестьянский, интеллигентский, религиозный и др., а также менталитеты разных уровней — индивидуальный, групповой, коллективный и общенародный (национальный).
Термин «менталитет» впервые употребил американский философ Р. Эмирсон в сер. 19 в. Многоплановое развитие проблемы ментальности получили в работах Г. Лебона, Л. Леви-Брюля, Ж. Лефевра, Л. Февра, Э. Фромма, З. Фрейда, Й. Хейзинга, К. Юнга и др. Особым достижением этих философов, психологов, историков был анализ менталитета представителей различных стран, народов, исторических эпох, социальных, конфессиональных, профессиональных, половозрастных сообществ, выявления роли и влияния на ментальность подсознательных импульсов, биологических, географических, климатических, социальных, культурных и др. факторов.
Менталитет не остается всегда одинаковым, неизменным, а со временем приобретает новые отличительные черты, хотя обычно ментальность меняется более медленно (т.н. инерция менталитета), чем экономическая и политическая жизнь общества.
Менталитет преобладающего большинства людей той или иной национального (этнического) сообщества обычно называется национальным. Поэтому можно отдельно выделять французский, еврейский, польский, русский, украинский, белорусский и иные ментальности.
Менталитет белорусов формировался продолжительное историческое время и приобретал свои типичные признаки в определенных обстоятельствах общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни. В древний период для менталитета жителей Беларуси были свойственны языческий политеизм (вера в одновременное существование множества богов), обожествление земли, небесных светил, деревьев, камней и иных природных явлений (пантеизм), убежденность в реальном существовании души, злых и добрых духов (анимизм), вербальная магия (вера в чудотворную силу особых слов, выражений), ощущение неразрывного единства между человеком и всем окружающим пространством, разнообразные забабоны, культы и пр. После принятия христианства в нач. 2-го тысячелетия н.э. произошло своеобразное сплетение двух типов мировидения — языческого и христианского, для которого стало характерным монотеизм (убеждение в существовании единственного Бога). Во все времена белорусам свойственна привязанность к своей земле-кормилице, своему родному краю, стремление приспособить работу и отдых к определенным природно-сезонным циклам, порам года (т.н. календарный тип менталитета), о чем убедительно свидетельствует белорусский народный календарь с чрезвычайным богатством праздников, присвятков и соответствующих им песен, танцев, обрядов, разнообразных примет и поверий.
Кроме того, менталитет белорусов практически всегда выделялся такими характерными чертами, как толерантность (терпимость к представителям иных наций, конфессий, социальных групп), патриотизм, гуманность, демократизм и т.п. Такой традиционный белорусский менталитет продолжительное время сохранялся без изменений. Однако на протяжении последнего столетия под влиянием различных факторов мировидение части жителей Беларуси эволюционировало от прежней набожности к открытому атеизму, от магически-мифологических представлений к укоренению материалистических идей, ослабления механизмов национально-культурных идентификаций. В современный период под влиянием значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно избавляется от чрезмерной заидеологизированности, покорности официальным властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное самосознание.
Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно, неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного «возвращения» к менталитету минувших лет.
Литература
1. История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исслед. в обзорах и рефератах. — М., 1996;
2. Дубянецкі Э. Менталітэт беларусаў: спроба гіст.-псіхал. Аналізу // Беларусіка=Albaruthenica. — Кн. 2. — Мн., 1993.
3. Дубянецкі Э. Ментальнасць грамадзян Беларусі ў сучасны перыяд // Кантакты і дыялогі. — 1996. — № 7-8;
4. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў // Беларуская думка. — 1997. — № 7.
3. Менталитет и картина мира исторического белоруса
Менталитет народа напоминает глиняную вавилонскую табличку, где под первым, поверхностным слоем находился второй, более тайный и давний, причем их содержания могут совпадать или не совпадать. Для того, чтобы узнать подлинную суть вавилонского документа, следовало разбить верхний слой и прочитать то, что содержится внутри. Примерно это же действие производим мы, желая выделить основные черты менталитета народа, особенно, народа такой трагической судьбы, каким является белорусский, большинство представителей которого знают свой язык и культуру ненамного лучше, а то и намного хуже, чем язык и культуру соседних этносов. Причины такого печального положения дел во многом коренятся в прошлом нашего народа и глубже — в самой его ментальности. Поэтому анализ белорусского менталитета — первый шаг на пути преодоления “национальной летаргии” (М.Богданович).
Центральную проблему белорусского менталитета составляет размытость, неочерченность этнического самосознания. Мы нередко слышим о пассивности, безынициативности белорусского народа. Но в чем коренятся причины этих недостатков? А также — истоки мужества, доброты, терпимости и трудолюбия белорусов? Ведь не так уж много было в истории народов, которые бы за время своего существования не развязали ни одной войны. Народов, которые всегда ровно и хорошо относились к иноземцам, к национальным меньшинствам, проживающим на их территории. Народов, которые не озлобились бы, пережив столько бедствий.
Два очень разных мыслителя — Н. Лосский и Н. Бердяев — сошлись на том, что недостатки народа являются продолжением его достоинств. И как достоинства, так и недостатки уходят корнями в историческую почву этого народа. А потому обратимся к истории.
Когда человек рождается на свет, он не представляет собой так называемую “ tabula rasa ” (чистую доску). Ведь в нем заложен набор генов, унаследованных им от его родителей. Так и народ, возникший на основе двух групп, наследует определенные черты от них обеих. Многие исследователи полагают, что у основания белорусского этноса стояли балты и славяне. Чертами, унаследованными от балтов, они считают белорусскую сдержанность, даже флегматичность, а также трудолюбие, тогда как славянскими —гостеприимство, доброжелательный нрав, долготерпеливость и мягкосердечие.
Большое воздействие на психологический склад народа оказывают географические и геополитические условия. В силу болотистого, лесистого ландшафта белорусы искони вынуждены были расселяться небольшими общинами, состоящими буквально из нескольких домов… Это породило целый ряд черт белорусского менталитета, таких как выносливость, умение мужественно преодолевать невзгоды и, наконец, некоторый индивидуализм. Так, если русский крестьянин во многом зависел от общины и строил свою жизнь, согласуясь с общественным мнением, белорус всегда знал, что свои неотложные задачи он должен решать сам. Во многом это и сформировало и знаменитое белорусское трудолюбие, упорство в достижении цели, и наконец, некоторую обособленность от больших коллективов. Отсюда вытекает и недоверие белоруса к глобальным коллективным идеям. Известен ряд частушек советского периода, хорошо иллюстрирующих последний тезис, например:
Не баюся я марозу,
Не баюся холаду.
А баюся я калхозу,
Што памру ад голаду.
Белорус — житель равнин. Связь равнинного крестьянина с землей всегда носит симбиотический характер. Он воспринимает землю как живое и родное ему существо. Потому и самая страшная клятва для белоруса испокон веков была клятва, произнесенная с землей во рту или в руке. Во многом в боязни оскорбить “мац i -зямлю” и кроется причина того, что белорусский крестьянин очень редко матерился. Земля для белоруса — не просто место обитания. Земля — фундамент бытия белоруса, его главная опора, его Космос. В этом Космосе причудливо переплелись реальность и миф: в водоемах живут зеленобородые водяники, “заведующие” течением, помутнением воды, разливами рек. Водяник опасен, но с ним можно договориться, а то и обхитрить, выманить на берег: на берегу он умирает в тот миг, когда высыхает вода на его теле. Показательно однако, что и с водяником старались жить в мире и на Никиту (16 апреля) одаривали его лошадью.
В болоте проживает багник (это благодаря его пыхтению появляются пузырьки на поверхности); в лесу — лясун.
Да и крестьянская усадьба населена “нечистиками” свыше всякой меры. Это и домовой, и гуменник, и овинник, и лазник, и хлевник — сохранившиеся и по сей день персонажи языческих верований наших древних предков. Кстати, сам факт, что белорусы бережно сохранили образы этих местных демонов, свидетельствует, что этот народ не любит отказываться от своих привычек и установок, с переменой идеологии “гвалто? на” заменять их другими, казалось бы, более подобающими “духу времени”. Так и через столетия христианства белорус пронес весь этот языческий “пантеон”, и через семьдесят с лишком лет Советской власти. Это одновременное проявление и традиционного склада нашего народа, и его неистребимой фантазии: ведь белорусская мифология — одна из богатейших мифологий Европы.
К “нечистикам” своим белорусский народ относился уважительно. В случавшихся недоразумениях белорус был склонен, как правило, винить себя. Так, например, любой крестьянин знал, что лазник не станет пугать визгом и храпом трудолюбивого хозяина, пришедшего помыться после работы. Но если баня выбрана в качестве плацдарма для попойки… Тогда пьяницам мало не покажется. Если домовой хулиганит и колобродит — это значит, что хозяева дома — неряхи и скандалисты. У работящего спокойного хозяина он сушит зерно, кормит животных… Белорусские нечистики могут приносить зло, а могут — и добро, и это в большой степени зависит от того, как ведет себя человек. Во многом они являются зеркалом для человека и регуляторами его поведения в быту. Уже по характеру взаимоотношений с нечистой силой можно судить о добром и разумном взгляде на мир, свойственном нашим предкам. “Надо жить в ладу и с людьми, и с нечистиками, и с животными, — вот лейтмотив белорусских мифов. —Не будешь злым — и к тебе будут добры”. Об установке национального характера белорусов на доброту, милосердие свидетельствуют наши пословицы, поговорки: “Люб i другога, як сябе самога”, “Чаго сабе не хочаш, таго i другому не зыч”. Правда, порой эта белорусская незлобивость оборачивается конформизмом.
Мир белоруса — всецело мир его земли: в белорусском фольклоре намного меньше упоминаний о дальних краях в сравнении с фольклорам русским. Мир белоруса можно охватить взглядом: это — поле, озеро, лес. Не огромная необъятная родина, но “родны кут”, край, уголок, который никогда не надоедает его обитателям. Белорус — патриот своей, исконно принадлежащей ему земли. Об этом свидетельствуют его песни и сказки, его пословицы и поговорки (“У сва i м краю, як у раю”, “Кожнаму свой куток м i лы”, “Усякаму м i ла свая старана”). Краеугольное понятие белорусской народной культуры — малая родина. Вероятно, этим объясняется тот факт, что вплоть до последних десятилетий миграция была редким явлением для белорусов. Это в высшей степени оседлый народ. Думается, в непреодолимой тяге к своей “старонке”, именно в том обстоятельстве, что понятие Родины у исторического белоруса отождествляется с понятием “роднага кутка” и кроется причина того масштаба, который приняло в Беларуси партизанское движение. Белорусы — народ партизанской войны, когда вооруженные отряды формируются спонтанно, по необходимости, а после выполнения задачи исчезают.
Но всякая медаль имеет две стороны: любовь белоруса к своему краю породила и такую неоднозначную черту национального характера как “тутэйшасць”. “Мы — тутэйшыя”, — нередко отвечал белорус на вопрос, какой он национальности. И в этих, казалось бы, безобидных словах во многом кроется причина неочерченности, амбивалентности нашего национального самосознания.
Культивированию “тутэйшасц i ” способствовало само геополитическое положение Беларуси: на протяжении нескольких столетий белорусы находились на границе противостояния Московского царства и Польской Короны и попеременно подвергались то окатоличиванию, то русификации. Думается, осознание себя не русскими, не поляками, а “тутэйшым i ” было даже неким пассивным способом защиты самобытности народа и культуры.
“Долгие века белорусы стояли на распутье: одна дорога шла на запад, другая — на восток: так наши тропинки, начинаясь вместе, расходились в разные, противоположные стороны” ( пер. мой — Ю.Ч) [4, 12 ]. Специфика Беларуси в том, что она находилась на стыке взаимодействия православия и католичества. Это не могло не влиять не только на ее социальное положение, но и на сам процесс этнического развития народа.
Ведь после перехода, например, к католичеству человек переходил и на польский язык, что приводило к окончательной утрате им национального самосознания. Естественно, во многом, это было шагом чисто конъюнктурным: веру меняли люди обеспеченные и образованные, в основном, представители дворянства. К 17 веку панство было “окатоличено” почти на три четверти. Показательно, что в школьных театрах, организованных иезуитами, герои разговаривали на трех языках: паны — по-польски, священники — на латыни, а мужик — по-белорусски. В то же время целый ряд мыслящих людей, осознававших себя православными, перешел на ниву русской культуры. Так, Симеон Полоцкий, который с 32 лет жил в Москве, положил начало русскому силлабическому стихосложению и драматургии, был воспитателем детей царя Алексея Михайловича, в том числе и будущего Петра Великого.
В результате русско-польских столкновений в пору правления царя Алексея Михайловича значимая часть городского населения с его высокообразованными людьми и искусными ремесленниками, а также — практически все книгохранилища были насильственно вывезены в Россию. Народ был искусственно разорван на две части. Так, например, основой для создания Варшавского придворного балета был слонимский “крестьянский балет”, а из 78 актеров русского театра при дворе Алексея Михайловича белорусами были 70. Такое положение вещей не могло не отразиться на самосознании и менталитете белорусов.
Белорусский литературный язык и элитарный пласт культуры были надолго утрачены, но не была утеряна, а с удвоенной силой развивалась культура белорусской деревни. Во многом отсюда — наше богатейшее песенное наследие, часть мифов, заговоры, частушки, пословицы и поговорки. Это определило такую существенную черту белорусского менталитета как крестьянский (“сялянск i ”) характер культуры. Вероятно, это же и было причиной некоторого национального “комплекса неполноценности”, о котором с тревогой пишут многие исследователи. Так, Э.Дубенецкий утверждает: “… такой комплекс неполноценности выражался, например, в предвзятом восприятии беларусами своих культуры, языка, как низших, “мужицких”, “хамских” в сравнении с русскими…” ( Пер. мой — Ю.Ч.) [30, 58 ]… Можно добавить, что не только в сравнении с русскими, но и с поляками. Например, известно, что переведя на белорусский язык “Пана Тадэуша”, В.Дунин-Мартинкевич писал о том, что переодел произведение А.Мицкевича в мужицкую сермягу.
Существенные черты белорусов, чей этногенез сложился в условиях конфессиональных пертурбаций и вооруженных столкновений, — это, с одной стороны, умение терпеть и, с другой стороны, миролюбие. Народ, вся жизнь которого была омрачена беспрерывными войнами, затевавшимися без его участия, но проходившими на его территории, не может не жаждать мира. Свидетельство этому — тот факт, что в богатейшем белорусском фольклоре нет жанра героического эпоса.
Одной из важных примет формирования национального характера любого народа считается его конфессиональная принадлежность. На глубинном уровне для белоруса наиболее типична своеобразная смесь бытового язычества с обрядовым христианством Но на практике белорусы — народ многоконфессиональный: среди нас есть и католики, и православные, и униаты, и даже протестанты.
Многоконфессиональность и миролюбие белорусов в синтезе порождают такую бесспорно наличествующую в нашем менталитете черту как толерантность, терпимость к иноверцам, иноземцам. Уже со времени существования Великого Княжества Литовского на нашей территории, кроме белорусов, литовцев, русских, жили и украинцы, и евреи, и татары. Взаимовлияние этих народов было бесспорно. Так, например, в белорусский язык вошли множество как литовских (дойл i д, кумпяк и др), так и татарских (кабан, тавар, халва), и еврейских слов (кагал, шабаш, рахманасць). Именно виленские евреи сделали первые переводы религиозных книг на белорусский язык. С другой стороны, большое количество белорусских слов вошло в языки этих народов. По словам искусствоведа К.Корсакаса, “… литовцы всегда с благодарностью вспоминают тот факт, что белорусы дали литовцам начатки письменности” ( пер. мой — Ю.Ч.) [49, 3 2 ]. Что касается евреев, то Беларусь, как, пожалуй, никакая страна Европы в ХХ столетии, была свободна от черной чумы антисемитизма: единственная волна погромов, прошедшая здесь в 1905-1907 гг., была инспирирована черносотенцами, а вовсе не рядовыми белорусами. А в период Второй мировой войны многие евреи были спасены белорусами от гитлеровского геноцида: до сих пор ежегодно израильские организации и частные лица находят все новые и новые имена “нееврейских праведников” — спасителей евреев в годы нацизма, и среди этих имен — немало белорусских.
Толерантность белорусов проявляется не только в отношении иноземцев, но и в отношении к инакомыслящим в принципе. В истории Беларуси почти не было конфликтов на религиозной почве. Наоборот, именно здесь прятались от преследований русские староверы… Видимо, глубоко вошла в менталитет народа древняя мудрость: “Шчыраму сэрцу чужая болька бал i ць”.
В книге “Зямля пад белым i крылам i ” Вл.Короткевич приводит еще несколько характерных для белорусского народа качеств: физическое и душевное здоровье (в дочернобыльской Беларуси было более столетних жителей, чем во всем бывшем СССР, исключая народы Кавказа); гостеприимство (об этом свидетельствует хотя бы известная пословица “Госць у хату — Бог у хату”), ровное и доброе отношение к детям ( “Не б i це вяроукам i, навучайце гаворкам i, не б i це дубцам i, навучайце слауцам i ”). А П.Шейн утверждал, что в быту для белорусов было характерно равное положение мужчины и женщины. Даже в народных песнях, по его мнению, сравнительно мало упоминаний подчиненного положения жены в семье (хотя достаточно сетований и жалоб женщины на мужа-пьяницу).
Белорусы, пожалуй, один из самых спокойных славянских народов. В его менталитете совершенно отсутствует любовь к крайностям, идея “мессианства”, свойственные русским. Белорус не ставит перед собой неосуществимой цели осчастливить весь мир: зато он сделает все для счастья своих близких и для благоденствия своей малой родины. Но эта положительная черта характера белоруса порой поворачивается и своей другой стороной: ведь нередко желание покоя приводит к тому, что с замечательной выразительностью иллюстрирует белорусское слово “абыякавасць”. Причины этого явления социополитические: долгая жизнь в окружении более сильных и активных народов, долгие столетия отсутствия собственной государственности… О чем, как не об этом говорил Я.Купала, обращаясь к своей Родине?
I круц i л i цябе, як каму падабалася,
Кожны стро i?, навадз i? цябе на свой строй, на свой лад…
Однако, белорусский народ — обладатель счастливых качеств, которые могут служить катализаторами пробуждения его национального духа: это и разумное, спокойное умение взвесить реальную ситуацию и сделать из нее трезвые выводы, и столь редкий самокритицизм, и умение признать достоинства других народов, и, наконец, добрый юмор, который во все времена помогал белорусу преодолевать невзгоды.
Но в этом процессе существуют две взаимосвязанные стороны. Выдающиеся творения культуры создают уникальные и творческие личности, но носителем культуры, в конечном счете, выступает не личность, а народ. Именно народ формирует в своей повседневной жизни менталитет — образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, представляющим собой совокупность взглядов, оценок, норм, традиций, обычаев и правил поведения, общих для представителей данной национально-этнической общности и ее культуры.
Именно своеобразие национально-этнического менталитета и национального характера в наибольшей степени влияют на типологические особенности и характерные черты, свойственные представителям определенного этноса или нации. Если мы это учтем, тогда становится понятным, почему типическими чертами немца оказываются аккуратность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определенный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Американца отличают такие типические особенности, как деловитость, размах в любой сфере деятельности, напористость, стремление всегда и во всем быть уверенным в себе, не поддаваться унынию и всегда, даже в самых критических ситуациях на вопрос: как дела? отвечать «о’кэй» — все прекрасно. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне, считающий, что нет ничего в мире прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный поляк — это человек глубоко патриотичный, превыше всего, вплоть до национализма, превозносящий все польское, изысканный кавалер, обладающий хорошими манерами и развитым вкусом в одежде и межличностном общении, чаще всего глубоко верующий. Типичный литовец — человек внешне медлительный, не очень разговорчивый, особенно с незнакомыми людьми, выносливый и упорный в достижении цели, неприхотливый к бытовым условиям, достаточно скрытный. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило консервативен во взглядах, оценках, привязанностях, чаще всего невозмутимый и спокойный, уравновешенный и хладнокровный.
Традиционным чертами менталитета и национального характера белорусского народа является трудолюбие, долготерпение, толерантность, «памяркоунасць». С точки зрения развития личности в контексте функционирования культуры особенно важное значение имеет толерантность белорусов, т. е. их терпимость по отношению к иным, не своим взглядам, позициям, образцам культуры, глубинное достижение возможности и даже необходимости дружественного сосуществования с приверженцами другой культуры, другого менталитета и духовной настроенности.
У нашай рэспубліцы ёсць шмат вядомых людзей. Сярод іх Вы можаце знайсці назвы палітычных дзеячаў і грамадскіх дзеячаў, інтэлігенцыі і вучоных, герояў вайны і працы, спартсменаў і мастакоў.
Перш за ўсё я хацеў бы згадаць назву нашых выбітных нацыянальных аўтараў Янкі Капалы і Якаб Коласа. Яны стварылі новую беларускую бітаратуру і беларускую мову. Абодва, як мяркуюць, з’яўляюцца класікамі літаратуры Беларусі. Гэтыя назвы суправаджаюцца мноствам іншых вядомых аўтараў і паэтаў тыпу Крапівы, Быкава, Шамякіна, Мележа, Міцкевіча, Гілевіча,Караткевіча, Адамовіча, вядомых і ў нашай краіне і за мяжой. Іх працы перакладзены на многія еўрапейскія мовы.
Культурнае жыццё Беларусі заўсёды была вельмі цікавае і рознае Сярод вядучых кампазітараў краіны былі Багатыроў,Чайкоўскі, Смольскі, Аладава.
Беларуская зямля шмат выдатных людзей падарыла свету. Яны набылі сабе славу, сталі вядомыя далёка за межамі Беларусі, і тым самым праславілі сваю радзіму. Гэта Казімір Семяновіч — вынаходнік шматступеннай ракеты; Якуб Наркевіч — Йодка — вынаходнік электраграфіі і безправадніковай перадачы электрычных сігналаў; Ігнат Дамейка — нацыянальны герой Чылі -, даследчык яе прыродных багаццяў .
Выхадцамі Беларусі з’яўляюцца: ўсходнеславянскі першадрукар Францыск Скарына , які выдаў першую кнігу на беларускай мове ў 1517 ; духоўная асветніца Ефрасіння Полацкая , якая жыла ў 12 стагоддзі ; беларуская і руская і рускі пісьменнік , асветнік , філосаф 17 стагоддзя Сімяон Полацкі ; кампазітар Міхаіл Клеафас Агінскі.
Шмат выбітных назваў у гісторыі Беларусі 20 — га стагоддзя звязаны з двума галоўнымі падзеямі — Другой Сусветнай вайной і даследаваннем космасу. Беларусь змагалася гераічна абаронай сваёй Радзімы. Але мы асабліва ганарымся героямі апошняй вайны : заслонавым, Гастэлам, Азіпавым, абаронцамі Брэсцкай крэпасці і многіх іншых
У нашы дні час, час рэвалюцыі каштоўнасцяў, цяжка знайсці герояў асабліва сярод палітычных дзеячаў. Час змесціць усё ў яго месца і дасць кожнаму яго належнае. Але адна рэч відавочная : вялікія часы створаны вялікімі мужчынамі. Іх назвы ўпэўненыя, каб стаць гісторыяй наогул , гэта можа быць.
Белорусы — народ, относящийся к восточнославянской группе, коренное население Белоруссии. Это государство расположено в Восточной Европе. Оно граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Жителей территории Белорусского Полесья некоторые историки выделяют в отдельную этногруппу. Культура и традиции белорусов имеет общие черты с обычаями русских, поляков, украинцев.
История
Существует несколько версий относительно происхождения этого народа. Некоторые историки считают, что белорусы образовались из смешения восточных славянских племен: волынян, радимичей, кривичей и других. Альтернативой ей выступает версия, согласно которой народ сформировался в ходе ассимиляции балтийского субэтноса со славянами. Также некоторые историки рассматривают тот вариант, что белорусы произошли от финно-угорских племен.
В средние века земли современной Белоруссии занимали различные княжества. Самыми крупными из них были:
- Полоцкое — отделившееся от Киевской Руси.
- Турово-Пинское — расположенное в Полесье.
- Городенское — со столицей Гродно.
В 13 веке население княжеств приняло христианство. Тогда же развилась письменность на основе традиционного славянского языка богослужения (церковного). В это время образовывается Великое княжество Литовское, занимавшее территории современных Литвы, Украины, Белоруссии, юго-западной части России, Польши, частично Молдавии, Эстонии, Латвии. Далее в результате договора между ним и Польским Королевством образовалась федерация этих двух государств — Речь Посполитая. В конце 18 века его поделили между собой Прусское королевство, Австрийская и Российская империи. Белорусская территория отошла к Российскому государству. Белорусов классифицировали как один из субэтносов русского народа. В 1919 году в составе СССР была образована белорусская Республика. С распадом Советского Союза она стала независимой.
Язык
Население Литовского княжества разговаривало на старобелорусском языке, который схож с украинским языком того времени. Вхождение в состав Российской империи сильно повлияло на лингвистику белорусов. В некоторых регионах жители говорят на трасянке — смеси русского и белорусского языков, в которой хаотично распределены элементы той и другой структуры. Подавляющее большинство жителей современной Белоруссии свободно говорят на обоих языках. Причем русским пользуются до 90% жителей как вне дома, так и внутри своей семьи.
Религия
Доминирующая религия в Белоруссии — православное христианство. Есть небольшое число католиков (около 14%), протестантов. Незначительная часть населения причисляет себя к иудеям и мусульманам.
Где живут
Белорусы в основном сконцентрированы на территории своего родного государства. В нем они составляют около 84%. Миграция населения распределяется по граничащим с Белоруссией странам: России, Украине, Литве, Польше. Некоторые переехали в Америку, Канаду, Европу.
Численность
Общая численность белорусов составляет примерно 10 000 000 человек. При этом в родной стране живет почти 8 млн. Остальные распределяются так:
- Россия — 520 000;
- США — 780 000;
- Украина — 275 000;
- Латвия — 68 000;
- Казахстан — 62 000;
- Польша — 47 000;
- Литва — 35 900;
- Узбекистан — 15 000;
- Эстония — 12 000.
В Канаде и Австралии, по разным источникам, проживает от 5 000 до 70 000 и 5400 — 12 000 соответственно.
Название
Термином «белорус» людей, живущих на территории нынешней Белоруссии, стали обозначать примерно в 19 веке. До этого население называлось русинами или литвинами. Относительно самого слова «Белоруссия» существует несколько версий:
- Украину называли Червоной Русью, Белоруссию — Белой Русью в соответствии с обозначениями по частям света. Тогда все стороны света имели цветовой символ: запад — белый, восток — синий, юг — красный, север — черный. Московия, куда присоединили белорусов, находилась на западе, поэтому была белой.
- Белая означало «свободная», в смысле, независимая от татар.
- Часть славянских земель контролировали норвежцы (белые).
- Территорию нынешней Белоруссии заселяли люди со светлыми волосами.
Внешность
Белорусы относятся к европеоидной расе. Внешне они не отличаются от русских. Девушки и мужчины очень привлекательны, имеют правильные черты лица. Большая часть населения имеет светлые или русые волосы. Глаза — серые, голубые, серо-зеленые. Иногда встречаются темноволосые и кареглазые. Жители Белоруссии отличаются стройной фигурой, высоким ростом. У представителей этого народа прямой, открытый взгляд, искренние улыбки, которые делают их еще привлекательнее.
Жилище
В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений:
- околицы
- застенки
- выселки
- деревни
Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К 19 веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами). То, что лежало за ними, называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.
Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.
Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли — завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.
Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два — во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.
Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.
Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут — место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол — самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель:
- обеденный стол
- лавки
- настил для сна, отдыха
- посудный шкаф
Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.
Одежда
Народные костюмы белорусок невероятно красивы. Яркие, контрастные расцветки, многообразие отделочных элементов, богато украшенных национальными узорами — характерные черты традиционной женской одежды. Женщины умели ткать, шить, вышивать, плести кружева. Они изготавливали одежду для всей семьи. Материалы делали из волокон льна, конопли. Основные детали женского костюма включали:
- широкая юбка в сборку;
- рубаха или туника;
- безрукавка;
- фартук;
- повязка или платок на голову;
- лапти, постолы.
Рубахи шили просторными, с широкими рукавами в сборку, низ которых оформлялся манжетой. Горловину присборивали или делали небольшой отложной воротник. Полочки, рукава щедро отделывали шитьем, вышивкой. Вышивальные нитки брали контрастных оттенков: синие, зеленые, красные. Юбки длиной почти до пола шили из тонких тканей (летний вариант) или шерсти (для зимы). Преобладали яркие расцветки: красные с зелеными, синими полосами, клеткой. Сверху надевали фартук, украшенный орнаментом, лентами, кистями. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука: передний и задний. Сверху юбку подпоясывали красивым цветным узорным поясом.
Во многих регионах женщины носили безрукавку поверх туники. Она была двух типов: укороченная, выше пояса, без застежки и в виде корсета. Второй вариант красиво облегал женскую фигуру, подчеркивая ее достоинства. Корсет застегивался на несколько пуговиц. Его также отделывали вышивкой, тесьмой, гарусом. Головными уборами служили повязки, ленты, венки. Замужние женщины носили платки вокруг головы. Традиционной обувью были лапти, плетеные из бересты, а также постолы — обувь типа мокасин, сделанная из мягкой кожи.
Мужчины носили длинные льняные рубахи навыпуск, подпоясывая их тонким цветным пояском. Штаны шили из сукна, шерсти. Рубашки также украшались национальными орнаментами. Летом мужчины носили шляпы из соломы с полями. Зимой голову защищали теплыми шапками из меха животных или валяного материала. В холодное время года женщины и мужчины носили дубленки, овечьи шубы.
Жизнь
Белорусы всегда почитали родовые связи. Главным в семье был мужчина, выполнявший функции добытчика и защитника. Женщина заботилась о детях, хозяйствовала в доме. Семья состояла из родителей, их женатых детей со своим потомством. Все они жили в одном доме. Существовали женские и мужские типы занятий. Мужским делом считалась пахота, работа в поле, рубка дров. Женскими — уход за хозяйством, домашним скотом, изготовление одежды, стирка, приготовление пищи. Дети с малолетства помогали по хозяйству, в поле.
Основными занятиями белорусов были земледелие и скотоводство. Среди ремесел преобладали:
- ковка металлических изделий;
- скорняжное дело;
- плетение из бересты, соломы;
- изготовление глиняной, керамической посуды;
- вышивка, плетение поясов;
- поделки из дерева, кожи.
Хлебопашество является древним занятием, занимавшим важное место в жизни белорусов. Существовала трехпольная система возделывания земли. Одно из них засевали пшеницей, ячменем, овсом, второе — озимой рожью. Третье поле восстанавливалось после урожая. Затем поля меняли, чтобы дать отдохнуть земле, которая активно плодоносила. Другим главным занятием было скотоводство. Домашние животные обеспечивали крестьян продуктами питания, шкурами, мехом, шерстью. Лошадей использовали как средство передвижения, в возделывании земель.
Традиции
Большую роль в культуре белорусов занимают языческие праздники и обряды. Календарный обрядовый цикл отличается многообразием. С помощью ритуалов отмечали практически все события: посев, сбор урожая, начало весны, лета, проводы зимы и многое другое. К основным праздникам и обычаям относятся:
- Коляда
- Громницы
- Масленица
- Гуканье весны
- Пасха
- Троица
- Юрьев день.
- Купала
Повсеместно исполняются такие обряды, как Дожинки, Яблочный Спас, Толока, Покров. Дожинки, Толока являются праздниками урожая. Толока — древнеславянская богиня плодородия. Для обряда выбирали девушку, одевали на нее венок, водили хоровод. Толоке давали угощение, чтобы следующий год был урожайным. На Дожинки пели хлеб из нового зерна, освящали его в церкви. Злаки со старого урожая перемешивали с новыми, чтобы новые дали хорошие всходы. Яблочный Спас отмечают 19 августа. В этот день благодарят богов за плодородную землю, устраивают гулянья с песнями, хороводами. Освящают яблоки и другие фрукты. После Спаса лето поворачивает на осень.
Колядки — традиционный славянский праздник, отмечаемый во многих странах Европы и в России. Начинаясь с Сочельника (6 января), он длится до Крещенских морозов (19 января). В эти дни молодежь ходит по улицам, поет песни, частушки. Колядующие стучатся в дома, исполняют небольшую сценку с пением и получают за это сладости, пироги, конфеты. На Коляду девушки гадали, каким будет жених, дальнейшая жизнь, количество будущих детей.
Громница — праздник, отмечаемый в кругу семьи, связанный с почитанием Огня, Света, Грозы. Он знаменует переход от зимы к весне (15 февраля). Считается, что в этот день можно услышать гром. Громница — одно из имен богини Света. Глава семьи зажигал свечу, обходил с ней весь дом. Масленица — еще один широко известный славянский праздник. Она отмечается целую неделю перед Великим постом. В это время пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гулянья.
Интересным обрядом является Гуканье (зазывание весны). Он исполняется 7 апреля. В этот день прилетают аисты, принося весну. Девушки выходят на высокое место, аукают, поют песни (веснянки), водят хороводы. Празднование Ивана Купала есть во многих культурах, в том числе русской. Он посвящен летнему солнцестоянию, расцвету сил природы. Вода и растения в этот день обретают целебную силу. На лугах собирали травы, засушивали их. Из них делали обереги, магические снадобья. В ночь на Купалу просыпается нечисть. Ведьмы могли украсть лошадь, навредить домашней скотине. Купались в реке только смельчаки, так как русалки могли схватить человека и защекотать насмерть.
Значительным семейным праздником в Белоруссии является свадьба. Это древний обряд, имеющий глубокий смысл. Все действия в нем хорошо продуманы, каждое имеет сакральное значение. Свадьба отмечается в три этапа:
- Предсвадебный — сватовство.
- Непосредственно свадьба.
- Послесвадебный — медовый месяц.
Лучшим временем для свадьбы считалась осень. В это время заканчивался сбор урожая, ничего на мешало гуляньям. Часто женились после Покрова, который символизирует начало зимы. При выборе невесты обращали внимание на такие факторы, как: работоспособность, наличие приданого, зажиточность семьи. Сначала засылали сватов, которые договаривались с родителями девушки. Для невесты проводился девичник — прощание с подругами. Перед венчанием проводился выкуп, после чего жених забирал невесту. Спустя 9 дней после свадьбы устраивали застолье для родителей молодых. Затем начинался медовый месяц.
Еда
Кухня белорусов во многом похожа на русскую. В ней преобладают каши, супы, блюда из корнеплодов, мясные и молочные продукты. Также присутствуют дары природы: грибы, ягоды, растения. Большое влияние на особенности национальной кухни оказало близкое соседство с Украиной, Польшей, прибалтийскими странами. В Белоруссии едят сало, которое солят вместе со шкуркой. Популярностью пользуются шкварки (зажаренные кусочки сала), пришедшие из украинской кухни, полендвица (сыровяленая свинина), относящаяся к польской.
Выпечку делали на основе ржаной, гречневой, гороховой муки. Распространены ячменные, овсяные, гречневые каши. Из молока делают сметану, творог, масло. В салатах и в качестве добавки к блюдам применяются лук, чеснок, крапива, щавель, ботва корнеплодов. Большое внимание уделяется овощам. Капусту, репу, брюкву, морковь варят, парят, тушат, добавляют в каши, супы. Белорусы очень любят картофель. В национальной кухне насчитывается около 200 блюд из этого продукта. Популярными угощениями на основе картофеля являются: драники, клецки, колдуны, капытки, лежень, запеканки, оладьи.
Мясо раньше употребляли нечасто, сейчас его количество в рационе значительно выросло. Белорусы чаще всего готовят свинину, курятину, реже — баранину, телятину, индюшек, кроликов. Из мяса часто делают домашнюю колбасу, его вялят и коптят. Распространены такие блюда, как холодец, рулька, сальцесон. В качестве напитков употребляются: квас, березовый сок, морсы, кисели. Из алкогольных популярна водка, медовуха, самогон на меду и крупах, травяные бальзамы. Популярные блюда белорусской кухни:
- Верашчака. Мясное блюдо, традиционно подаваемое к блинам. Ее делают из свиных ребрышек или колбасы собственного приготовления. Нарезанное кубиками мясо обжаривают с луком, тушат в соусе из муки и хлебного кваса.
- Драники. Это оладьи или блинчики из тертого картофеля. Подаются со сметаной, вареньем, йогуртом.
- Свекольник. Другое название — холодник. Это холодный суп, который едят летом (типа окрошки). Его готовят из свеклы с огурцами, редисом, яйцами. Заправляют квасом, минеральной водой.
- Крамбамбуля. Этот алкогольный напиток отличается оригинальным пряным вкусом. Водку настаивают на меду со специями.
- Кулага. Очень интересное блюдо, которое традиционно готовят на Купалу. Это своеобразная каша из ягод, солода, муки. Кулага считается десертом.
- Картофельная бабка. Запеканка, готовящаяся из тертого картофеля, заправленного жареным мясом, луком, салом. Выпекают в печи, подают со сметаной.
Характерной особенностью является то, что крестьяне почти не употребляли сладкие блюда. Десертами считались кисели, пироги с ягодной, творожной начинкой. В повседневной жизни часто ели черный (ржаной) хлеб. Среди выпечки популярны кнедлики, оладушки, пряники. Блины стряпают из гречневой, ячменной муки, с добавление капусты, тыквы, кабачков.
Белорусы — радушный и гостеприимный народ с открытой душой. Сначала они могут показаться застенчивыми, но при более близком знакомстве показывают дружелюбный и веселый характер.
Пример эссе «Мой уголок земли родной — Беларусь»
Если бы людям можно было выбирать себе родину, то многие, наверное, выбрали бы берег моря или величественные горы. Но родину, как и мать, не выбирают. Она достаётся каждому от дедов и отцов.
Мне досталась синеокая Беларусь, это мой «куточак адзіны», который доверчиво и щедро откликнется своими красками всем, кто поймёт его. Нет у моего родного края ни морских берегов, ни величественных гор, зато есть много могучих рек, дремучих лесов и глубоких озёр. В давно забытые времена наш край был покрыт непроходимыми, дремучими лесами. Богаты и красивы эти земли.
Моя родина-Беларусь видится мне в облике женщины-славянки, много поработавшей, народившей много дочерей и сыновей, с усталой, но доверчивой и доброй улыбкой. И на коленях у неё большие, тёплые и натруженные руки.
С трепетом и любовью вспоминаю строки замечательного белорусского поэта Петруся Бровки.
Среди лесов протекали большие широкие реки: Днепр, Сож, Нёман, Западная Двина, Немига, Березина. Селились на берегах рек наши древние предки – славяне. В давние времена начала зарождаться культура белорусского народа. Белорусы по сей день почитают традации своих предков.
Беларусь прошла долгий и сложный путь исторического развития. За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную культуру. Между востоком и западом, севером и югом, Беларусь историчеки находилась на стыке культур и мировоззрений. В уникальных условиях мультинациональных контактов сформировался менталитет белорусского народа, визитной карточкой которого стала толерантность – способность к пониманию и уважению других религий, традиций, культур. И что особенно хочется отметить, история Беларуси не знает массовых эмиграций населения по причине национальной или религиозной нетерпимости. Наоборот, белорусская земля всегда была пристанищем для всех нуждающихся в этом.
Особенностью белорусской культуры является то, что народные традиции тесно переплетаются с религиозными праздниками. Большая часть населения Беларуси – христиане. В Беларуси все христианские праздники отмечаются дважды: по католическому и православному религиозным календарям. Белорусы отмечают языческие праздники: Купалье, Масленица, Коляды, Радуница – а также и христианские праздники, такие, как Пасха, Рождество, Крещение, Троица, Благовещение. Традиционно становятся массовыми праздничные гуляния, проходящие в каждом уголке Беларуси.
Мне, например, очень нравится Масленица – древний славянский праздник, обряд проводов зимы и встречи весны. Говорят, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса – покровителя домашних животных. Каждый год молодёжь посещает театрализованные представления, шоу блинов, в рамках которого проходят состязания по выпеканию главного символа праздника, бесплатная дегустация традиционных национальных блюд. Обычно праздничное гуляние заканчивается сжиганием чучела зимы. Сжигая чучело, мы избавляемся от негативных эмоций и всего плохого, накопившегося за год, а также даём начало пробуждению природы от зимнего сна.
Беларусь – страна трудолюбивого и даровитого народа, на протяжении многих столетий создающего своими руками настоящие произведения искусства.
Мой родной край славится своим льном. Традиционным белорусским льняным изделием является рушник – полотенце, украшенное национальными орнаментами, которое используется в бытовых и декоративных целях. Рушник – неизменный атрибут любой свадьбы; дорогих гостей встречают хлебом-солью обязательно на рушнике; во многих семьях вышитые вручную рушники передаются из поколения в поколение как семейная реликвия.
Одно из древнейших самобытных ремёсел – обработка кожи. Это могут быть неповторимые украшения, изготавливаемые в единственном экземпляре, переплёты для книг и ежедневников, приятные канцелярские мелочи и прочие сувениры. Ещё двумя традиционными белорусскими промыслами являются керамика и плетение из соломки. Подарки, выполненные белорусскими мастерами, украсят интерьер любого дома и будут напоминать всем, посетившим наш край, о его красоте, о нашем талантливом народе.
Так уж устроена душа человеческая, что у каждого есть особый уголок, та заветная земля, где он родился и вырос, «уголок земли родной». Для меня это – моя Беларусь!
Может еще поучимся? Загляни сюда!
Патриотическое воспитание в XXI веке: эссе нам подарили жизнь!
Сочинение эссе про любовь
Как я стала учителем химии, и что из этого вышло
Горжусь тобой, моя синеокая Беларусь!
Я живу в стране, которая носит гордое название Республика Беларусь. В стране, которая находится в самом центре Европейского континента. У нашей страны множество торговых путей, а, следовательно, множество возможностей в торговле и экономике. Наши способности к экспорту действительно впечатляют. Нам доступна поставка в практически любые нуждающиеся в нашей продукции страны, и этот экспорт открывает перед нами сотни дверей к развитию. Но статус «центра» не всегда отзывался в нашей истории как что-то доброе, светлое и идущее на руку. Беларусь потерпела большие убытки в большинстве стычек былых лет. Мы теряли сооружения, территории, людей, боевую и транспортную технику, оружие и, в конце концов, веру.
Создание Союза Советских Социалистических Республик, в который объединились такие страны, как Литва, Латвия, Азербайджан, Россия, Беларусь, Украина и множество других, привело не только к созданию великой и могущественной державы, способной на глобальные поступки и держащей в своих руках титаническую силу, но и к воссоединению больших территорий, созданию больших возможностей. А это не всегда приходится по душе соседним странам и странам-антагонистам. Политические реформы, мнения и социалистический строй не могли не приводить к катастрофам. Первая и Вторая мировые войны, Великая Отечественная, Гражданская и Афганская, Советско- польская, китайская, финская и японские конфликты и войны. Это пережила такая страна, как СССР, а значит пережила и БССР, а ныне — Республика Беларусь.
Я не хочу, чтобы былые конфликты и принятие таких критический решений, как развертка войны, повлияли на мою жизнь, на жизнь моих друзей и моих детей, их внуков. Население, которое принимало непосредственное участие в тех войнах (держало в своих руках оружие, издавало указы, выполняло указы, резало человечество острыми ножами, ночевало в землянках и грелось в толстых шинелях), не приравнивается к населению сегодняшних будней.
Я живу в стране без войн и конфликтов. Мне не приходится время от времени думать о своей спассумке, если, вдруг, в мой дом прилетит бомба, как когда-то она влетела в окно моей прабабушки и её семьи. Когда времени на подумать не было, был лишь страх в глазах, дрожь в коленках и феноменальный страх, что подползал и застревал в самой глотке.
Проживая в этой стране, я также не привыкла к периодическим природным катаклизмам, таким как цунами, землетрясения, извержения вулканов. Наш континентальный климат и составляющие факторы рельефа не располагают к появлению подобных катастроф, а значит и мы «не вкусили» их панику на практике.
Я живу в замечательной стране с именем, носящем весомые исторические факты — Беларусь. Множество версий существуют для обоснования подобного названия: белые русы (белые русские), светлая льняная одежда, волосы и кожа жителей, а также нетронутость этих территорий татаро-монгольским игом. Невероятно, насколько богатая история у нашей страны и насколько много мы ещё сможем узнать о ней.
Синеокая Беларусь… Словосочетание необычного художественного окраса! Синее око… Чистый, лучезарный, явившийся на эту землю словно первый подснежник! Твой первый вздох широкой грудью, первый взгляд из-под густых ресниц, влюблённость, свобода… Слыша и ощущая свою Родину, чувствуешь, как бежишь по колосистым полям на закате, когда солнечные лучики мягко касаются твоего лица, подбрасывают волосы в стороны… А ты бежишь, ощущаешь босыми ногами свежие посевы, мягкую и сочную травку, и в ладонях так и шуршат отбивающиеся колоски пшеницы. Их запах дурманит, бьёт в голову, туманит разум! Ах, как чудесно дышать Родиной!
«Синеокая» для меня — это глубокая и прозрачная, вдумчивая и умная, а история нашей страны многократно подтверждает значимость многих личностей, которые сумели сделать нашу страну такой тем или иным способом. Все, начиная от первого белорусского космонавта Пётора Климчука, заканчивая драматическим художником Марком Шагалом, строили портрет Беларуси тогда, а на смену их деятельности пришли такие «амбассадоры» своего дела, как Дарья Домрачева, которая небезосновательно является четырёхкратным чемпионом и призёром Олимпийских игр в биатлоне, Сергей Мартынов — стрелок из винтовки, принёсший республике немало медалей, Максим Мирный — заслуженный мастер спорта в теннисе, а также многие другие личности, глядя на заслуги которых понимаешь, что именно они делают нашу страну «синеокой», и, поддерживая прежние достижения, развивают государство и сейчас.
«Синеокой» можно также назвать множество исторических дат в нашей истории. Множество фактов из произошедших событий сохранены и выставлены в музеях и объектах ЮНЕСКО Беларуси. Например события 1941-1945 можно наглядно изучить в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, который статистически входит в рейтинг самых посещаемых музеев Беларуси, а к событиям Второй Мировой войны и, также, Великой Отечественной можно обратиться к мемориальному комплексу Брестская крепость (что в городе Бресте), которая содержит в себе кровавые воспоминания о патриотизме, силе воли и упорстве белорусского народа, который до последнего не позволял захватить свои территории немецко-фашистским захватчикам.
Патриотизм в событиях войны невероятно завораживают своей отвагой и упорством, ведь именно в эти моменты у армий распахивались синие очи свободы.
Невероятно осознавать, что изучение истории помогает узнать характер народа того времени. Психология и философия населения буквально схватываются в дикой борьбе. Преодоление эмоций, стремление к победе, рвение к помощи своей Родине, познание личности на войне — синие реки нашей Республики. Мощнейший поток вод рек и течений начинается с «устья» истории.
Мы — это будущее нашей страны. Мы — это дети прошлых веков. Мы — это синие глаза нашей Беларуси, которые уверенно смотрят вперёд, не боятся показать свои зубки, которые у нас имеются благодаря нашим предкам, которые отвоевали эти воинственные гены.
Синие глаза — это отражение нашей души, и я бы хотела, чтобы несмотря на нашу победу в войнах мы не забывали о человечности, и о том, что в нас воспитала победа — хладнокровность и невозмутимость перед палящей провокацией оппонента.
Сочинение на тему «Как я провела время в Минске»
Продолжу свой рассказ о поездке в Минск. Кроме того, что я поприсутствовала на открытии выставки «Фарбы Душы», я еще и прекрасно провела время гуляя по городу, посетив оперу, побывав на экскурсии в этнографической деревне Дудутки и прогулявшись по выставке народных ремесел. Итак, картинки и рассказ В первый же день, как приехали, сразу после того, как устроились в гостинице и отнесли работы на выставку, мы с Олей Пелевиной пошли в гости к Тане Михалевской. Шли мы к ней пешком по центральной улице, проспекту Независимости. Минск очень зеленый город, много парков Все вокруг цвело и благоухало Анютины глазки на клумбах просто потрясли своими размерами!!! Кто тут еще утверждает, что мои анютки большие? )) В прошлый свой приезд я побывала в чудном заведении, пивоварне «Раковский Бровар», что находится рядом со станцией метро Немига. В этот раз я сводила туда девочек и все остались крайне довольны! Еда была сытной, пиво вкусным и даже погода выдала солнышко! Ириша Слободяник и Нелла Москвичева Всем приятного аппетита! В пятницу наш замечательный куратор, Марина Духан загрузила компанию из четырех человек в свою машину и повезла в этнографическу деревню Дудутки, которая находится недалеко от Минска. Мы провели просто чудесный день! Пейзажи радовали глаз. Поля были ярко-желтого цвета, так как цвел рапс. Небо было чистым и голубым, а трава свежей и зеленой. Сначала нам показали деревянную церковь. Особая гордость в интерьере церкви, это врата выполненные целиком из соломки! Из сделала белорусская мастерица. Кумушки В экскурсию еще входили посещение избушки ключницы — самогонщицы и сыроварни. Нас угостили самогоном с совершенно невероятной закуской и местного хлеба с медом и бочковыми огурцами, а на сыроварне накормили вкуснейшими сырами. Потом провели по городу мастеров. Каждый мастер коротко рассказывал о своем ремесле и показывал умение. Ткач Гончар показал, как делает горшки. Очень понравилась одна из его работ, рыба, сделанная по старинной технологии. В кузне Будущая подкова На ферме в деревне водится много разной живности, в том числе и экзотической. Мы даже на лошадке покатались! Многие были верхом первый раз. Я одна из них. Оказалось, что забравшись на лошадь ты оказываешься ТАК ВЫСОКО! )) Заглянув в туалет мы обнаружили совершенно замечательную дверь. Ира просто не могла от нее оторваться Затем мы поехали на мельницу, которая находится немного в стороне от основного комплекса деревни. Красотища…. Осмотрев все в деревне мы вернулись в Минск. А так как день был еще в самом разгаре, то Марина предложила посетить выставку народных промыслов, которая проходила в одном из парков города. На нее съехались мастера со всей страны. Делу время, а отдохнуть никогда не помешает Керамика День был жарким и торговки старались скрыться в тени деревьев, чтобы окончательно не сгореть. Те же, у кого не было по близости тени деревьев, стояли под зонтами Совершенно невероятные работы из соломки Вот этот головной убор я бы купила, если бы он продавался! Аня Дехтярева буквально влюбилась в этого мишутку Он, действительно, просто прелестен! А сколько работы… А еще, пока я была в Минске, Таня Михалевская сшила для меня вот такую вот замечательную юбочку изо льна! За что ей большое спасибо
Я живу в маленькой стране, в центре Европы. Эта страна называется Беларусь. Её необычное название говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, добротой и умиротворением. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой.
В моей стране очень много рек, озёр и водохранилищ. Честно, я очень люблю сидеть на пляже во время заката. Ведь столько всего может произойти за время захода солнца. Например, к тебе может подплыть стая лебедей или к водоёму подбежит косуля, чтобы выпить воды. Просто страшно пропустить хотя бы одно мгновение или образ. Чтобы не забыть всё это волшебство, я часто фотографирую природу.
Леса в Беларуси играют большую роль, например, национальный парк «Беловежская пуща». Это место славится тем, что является наиболее крупным остатком первобытного равнинного леса. Среди всех животных в парке наибольший интерес представляет зубр, внесенный в Международную Красную книгу. Также не стоит забывать о том, что зубр-это символ нашей страны.
Моя Родина может гордиться своим прошлым, например, людьми, которые оставили след не только в истории своего государства, но и за пределами Беларуси. Это Франциск Скорина, Адам Мицкевич, Марк Шагал и другие.
Не стоит забывать и о всемирном наследии ЮНЕСКО, которым может похвастаться наша страна: Дуга Струве, замковый комплекс «Мир», дворец в Несвиже и Беловежская пуща. С помощью ЮНЕСКО в нашей стране реализуется множество интересных проектов в сфере образования, науки, информации, коммуникации и, безусловно, культуры.
Всё, что происходит в нашей стране, я узнаю из СМИ. Например, часто смотрю телеканал ОНТ, а именно «Наши новости». Недавно в этой программе была новость про «Славянский базар-2022». На этом мероприятии можно познакомиться как и с белорусской культурой, так и с традициями других стран.
Якуб Колас писал: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек». Этими словами Колас сравнил родину с домом, где у тебя есть всё: семья, друзья и любовь. Я считаю, что нужно относиться к своей стране так, как ты бережешь свой дом.
Многим людям приходится покидать свою Родину из-за вынужденных обстоятельств. К примеру, некоторые уезжают по работе, некоторые – получать образование, а некоторые по причине проблем в семье. Но я не считаю их предателями своей страны, так как они также тоскуют по своему родному дому. Они здесь родились, здесь их семья, друзья и воспоминания. И чтобы вспоминать свою любимую страну, люди созваниваются с близкими, смотрят видео из личных архивов, фотографии из семейных альбомов и сильно скучают по своим родным. Ведь Родина для них — всё.
В каждом уголке моей чудесной Родины можно найти много необычных пейзажей и захватывающих мест. Можно посетить различные достопримечательности и музеи, но есть что-то более важное и привлекательное во всём этом. Больше всего я люблю свою страну за дружелюбие местных жителей. Белорусы всегда готовы прийти на помощь друг другу. Они поддерживают каждого человека легко и бескорыстно. Благодаря этому в нашей стране всегда тихо и мирно.
Белая Русь» — нежное и
поэтическое имя, как нельзя лучше подходит нашей стране.
Белая — значит светлая, чистая, невинная. Беларуси не свойственны яркие
краски Средиземноморья. Не обладает она и поражающей экзотичностью
Африки или тонким лукавством Востока.
Её тихое обаяние проявляется постепенно — в мягких переливах утреннего
неба над размытой линией горизонта, в зелени привольно раскинувшихся
полей, в бодрящем аромате соснового бора, в печальном крике журавлей.
Ускользающая красота Беларуси раскроется тому, кто способен остановиться
и ощутить окружающий мир: всмотритесь в глубокие глаза Беларуси — синие
озёра, опустите руки в прохладную воду весёлого ручья, спрячьтесь от
тёплого дождика под зелёную лапу ели…
Удивительная вещь может показаться: здесь, в самом сердце Европы, время
замедлило свой бег.
Пусть вокруг бурлит двадцать первый век, пусть цивилизация продвигается
вперёд семимильными шагами, а в Беларуси природа остаётся натуральной,
люди — человечными, ценности — вечными.
За свою многовековую историю Беларусь была завоёвана много раз, но сама
никогда не была завоевателем. Белорусам приходилось менять веру,
принимать чужую культуру и язык. Но при всём этом Беларусь никогда не
теряла своей самобытности. Она склонялась, как трава, под ураганом
завоеваний, чтобы после снова распрямиться и зазеленеть.
Основная отличительная особенность белорусского народа — способность с
пониманием относиться к чужим убеждениям. Белорусы всегда гордились тем,
что в их стране нет места преследования по религиозным и национальным
признакам.
Я люблю свою страну за её самобытность, чудесную природу, культуру,
мягкость красок. За то, что могу жить, жить свободно, без угнетения и
страха за свою жизнь, жизнь моих родных, друзей и знакомых. Я люблю тебя, Белая Русь!