Сочинение на тему: «Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» — самая новогодняя история».
Так уж получается, что каждый Новый год мы ждем чуда. Может, не совсем волшебства, но все же, чего-то такого, что заставило бы затаить дыхание…
А что такое чудо? Может оно рядом с нами? Может это мягкие, ласковые, пушистые снежинки, медленно опускающиеся на вашу ладошку, а может – нарядная, вся в ярких гирляндах, новогодняя елочка или подарки от Деда Мороза, спрятанные под ней.
Ах, какое это удовольствие – наряжать елочку. Я всегда с замиранием сердца жду, когда будет установлена елка и я смогу открыть заветную коробочку с елочными игрушками. Там разноцветные блестящие шарики, зайчики и белочки, звездочки и огоньки, и, конечно же, мои любимые сказочные герои. Я осторожно достаю из коробки своих любимцев и передо мною, словно по волшебству, оживает сказка… Что я слышу? Звучит «хрустальная», чарующая музыка. Я узнаю этот музыкальный инструмент. Это челеста. Да это же танец Феи Драже! Она танцует на серебристом шарике, легонько дотрагиваясь до него своими крошечными ножками, словно паря в невесомости, и в один миг мир вокруг меня становится волшебным.
Как здорово погрузиться в сказку, особенную, необыкновенную, в которой есть заколдованный принц, текут Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, зеленеют Цукатные рощи и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения! И я знаю такую сказку. Это «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Гофмана. И еще это знаменитый балет «Щелкунчик» на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Здесь все волшебно, события происходят в канун большого и светлого праздника — Рождества.
В доме Штальбаума собрались гости. Крестный Мари принес подарки для детей, среди которых была неуклюжая игрушка с широкой улыбкой, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик.
Эта игрушка сразу понравилась Мари. Она не могла расстаться со Щелкунчиком, даже когда все дети уже ушли спать.
Мари так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Вдруг елка стала огромных размеров и откуда-то послышался странный шорох. В комнате появилась целая армия мышей, а Щелкунчик внезапно ожил и превратился в прекрасного юношу. Он собрал армию из солдатиков и отправился в бой на врага, но силы их были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и бросила свой башмачок в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.
Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный — Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который совсем непросто попасть. Для этого нужно преодолеть снежную бурю, возникшую на пути. Но Мари и Щелкунчик отправляются в эту сказочную страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге. В этом городе много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал о своем чудесном спасении благодаря помощи Мари. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает девочке вернуться домой из своего чудесного путешествия.
Ощутить всю прелесть этой сказочной истории нам помогает великолепная музыка гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Музыка очень тонко передает все события, происходящие с героями, рисует образы самих героев, их чувства и переживания.
Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха — вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, будто визуально изображая рост елки, расцветает и превращается в прекрасную мелодию.
Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика.
Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время разнообразные чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире.
Особенно незабываем Дивертисмент из второго акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это яркий, зажигательный испанский танец – Шоколад и волнующий, наполненный негой восточный танец – Кофе, характерный китайский танец – Чай и живой, задорный русский Трепак, изящный танец пастушков и, наконец, Вальс цветов, завораживающая мелодия которого узнаваема во всем мире. А вот и «хрустальный» танец Феи Драже, изящный и грациозный, искрящийся светом и волшебством, с которого и началась моя новогодняя история.
Это история о чуде, которое мы можем творить сами. Оглянитесь вокруг, мир полон чудес, только присмотритесь внимательнее. Счастья вам и новогоднего чуда!
Работу подготовила: Рыжанкова Алина, ученица 7 класса Кадинского филиала ГУО «Могилевская районная детская школа искусств имени Л.Л.Иванова»
Учитель: Лукьянова Лилиана Анатольевна
Автор материала: А. Рыжанкова (7 класс)
1 вариант сочинения. По плану (157 слов)
План
1. Моя первая поездка в театр
2. Балет «Щелкунчик»
а) поездка в театр;
б) мои впечатления.
3. Воспоминания на всю жизнь.
В этом сочинении я хочу рассказать про мою первую поездку в театр оперы и балета.
Однажды педагоги нашей музыкальной школы решили свозить своих учеников в театр на балет «Щелкунчик». Через несколько дней перед каникулами мы отправились туда. Ехали мы очень долго.
Когда добрались до театра, у нас оставалось ещё очень много времени до балета, и нам рассказали про правила поведения в театре. В театрах есть антракты, во время которых можно было отдохнуть.
Мы перекусили и пошли на спектакль. Я была в восторге. В зале было так красиво. Начался спектакль. Открылся занавес, и я ещё больше удивилась. «Здесь так красиво!» – чуть не закричала я на весь зал. Декорации казались настоящими! Артисты мне очень понравились, они пытались передать все эмоции своих героев, и у них это получилось. Весь балет прошел прекрасно. Мне очень понравилось. После спектакля мы отправились домой.
Хоть мы и провели весь день вдали от дома, мне понравилась эта поездка. Она оставила мне воспоминания на всю жизнь.
Оценка: 4
(157 слов)
2 вариант сочинения. По плану (106 слов)
План
1. Замечательное место.
2. Зрительный зал:
а) ожидание представления;
б) девушки и юноши на сцене;
в) музыка во время представления;
г) восторг зрителей;
д) завершение представления.
3) Незабываемый день.
Год назад я посетила замечательное место – театр оперы и балета.
Высокое здание с белыми колоннами поразило меня. В большом зрительном зале было много народа, все с нетерпением ждали представления. Вот открывается занавес, и на сцене появляются артисты. Девушки в белых пышных платьях плавно и грациозно танцевали на сцене. Юноши в нарядной одежде красиво танцевали под звуки прекрасной мелодии. Во время представления тихая, спокойная музыка менялась на громкую и завораживающую. Я с восторгом смотрела на артистов. Любовалась их плавными и изысканными движениями. С замиранием ждала следующей сцены. В конце представления прогремели бурные аплодисменты, и все артисты вышли на поклон.
Мне очень понравилась театральное представление это было незабываемо.
Оценка: 4
(106 слов)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
141070, Московская область, г.о. Королёв,
ул. Дзержинского, д.20а, телефон 512-65-66
Тема сочинения
«Пётр Ильич Чайковский»
Учитель (руководитель): Автор:
Поплавская Терёхина
Ирина Васильевна Мария Александровна
учитель начальной школы учащаяся 3-а класса
(10.05.2005 г.р.)
На уроках музыки, в школе, мы слушали пьесы из знаменитого «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы», «Утренняя молитва», «Сладкие грезы». А ещё отрывок из Симфонии № 4, в котором мы узнали русскую народную песню «Во поле береза стояла» и отрывок из Концерта для фортепьяно с оркестром № 1. Ну и, конечно же, музыку из балета «Щелкунчик».
А не так давно, на новогоднем концерте в музыкальной школе, я играла мелодию «Танец Феи Драже» из этого же балета. И не смотря на то, что моя нотная партия была в упрощённом виде, мы с преподавателем очень подробно разбирали каждый фрагмент. Это было нужно для того, чтобы во время исполнения у слушателей возникало ощущение новогоднего чуда. Мне так понравилось это произведение, что я захотела посмотреть весь балет целиком. Перед Новым годом балет «Щелкунчик» очень популярен, и во многих музыкальных театрах показывают этот новогодний спектакль. Мы с мамой смотрели этот балет в театр «Новая Опера». Сейчас я поподробнее об этом расскажу.
Музыку к балету «Щелкунчик» Петр Ильич Чайковский написал уже будучи очень известным композитором. В основу балета положена сказка немецкого писателя Амадея Гофмана. В ней повествуется о девочке Мари, которой крёстный дарит в канун Рождества Щелкунчика — смешную, некрасивую куклу для колки орехов. Взрослые разыгрывают около елки представление, в котором Щелкунчик – это принц, заколдованный злой Королевой мышей за то, что вступился за принцессу-маму. Девочка очень жалеет игрушку и ночью пробирается в зал, где стоит елка. И вот в полночь игрушки оживают. Из углов зала появляются отвратительные мыши во главе с семиголовым мышиным принцем! Королева мышей Мышильда хочет женить его на Мари. Щелкунчику ничего не остаётся кроме как возглавить армию игрушек и вступить в бой с мышами. И вот, когда мышиный принц повержен, разъяренная Мышильда бросается на Щелкунчика, чтобы отомстить за смерть сына, но отважная Мари бросает в королеву подушку и злые чары рассеиваются! Щелкунчик опять превращается в прекрасного принца. В благодарность за своё спасение он приводит Мари в чудесную страну сладостей — Конфитюренбург. Для них танцуют Шоколад, Кофе, Чай и жители города, чьи костюмы очень похожи на всевозможные сладости. Помолвка Мари и Принца завершается прекрасным вальсом. Наступает утро и оказывается, что Мари уснула около елки, и ей всего лишь снился чудесный рождественский сон. Девочка грустит и играет со Щелкунчиком. Вдруг в зал входит крестный со своим племянником, который очень похож на принца из чудесного сна. Мари и племянник играют свадьбу и живут долго и счастливо.
Теперь пора рассказать о музыке. Её характер очень точно подчёркивает каждое движение танцовщиков. Я бы даже сказала, что музыку вроде и не замечаешь, но она звучит и очень точно настраивает на каждое действие на сцене. Музыка раскрывают зрителю чувства героев. Вот мы грустим вместе с Мари по звуки скрипки, когда она узнает о судьбе Щелкунчика. Вот эпизод боя Щелкунчика с мышами. И вновь музыка своими грозными нотками заставляет нас поверить в то, что бой идёт не на жизнь, а на смерть! Когда же дети входят в волшебный город сладостей, то мы, благодаря лирическим интонациям музыки, и в самом деле окунаемся в сладкий мир конфет, пастилы и прочих вкусностей.
Больше всего мне, конечно, хотелось услышать танец Феи Драже. Эта музыка насквозь пропитана волшебством! Вот раздаются хрустальные звуки, как будто хрупкие прозрачные льдинки, разбиваются от легких шагов девочки. Это в оркестре звучит необычный музыкальный инструмент – челеста. Затем музыка становится немного тревожной. Кажется, что девочка приближается к таинственной двери! Что за этой дверью она не знает и поэтому ей безумно страшно. Дальше в оркестре солирует арфа и создаётся впечатление, что девочку как будто подхватывают волны или теплый ветер. Слышны успокаивающие переливы и ты понимаешь, что на пути у девочки больше нет Зла! А впереди её ждёт только Счастье, Радость и Добро.
Конечно, об этом балете мало говорить! Его надо видеть! И слышать, конечно! В театре «Новая Опера» музыка, под которую танцуют балерины, звучит не в записи, а в исполнении живого симфонического оркестра, и в этом есть особая прелесть. Петр Ильич Чайковский – великий композитор XIX века. Его произведения знают и любят не только в России, но и во всем мире. Музыка Чайковского очень светлая и красивая. Она легко запоминается. Кому-то может показаться, что музыка Петра Ильича, торжественная и немного печальная, заставляет задуматься и даже взгрустнуть! Наоборот, она так и зовёт закружиться в танце или как пушинка вдруг воспарить высоко-высоко.
Произведения Чайковского можно часто услышать по радио. Они звучит во многих мультфильмах, и это неспроста. Всё дело в том, что музыка этого композитора всегда очень добрая и ласковая. Она никого не оставляет равнодушным!
В прошлом году я гостил у своей тети и мы вместе с ней пошли в театр оперы и балета. Я посещал подобное место впервые, мы живем в небольшом городе, где нет своего театра. В тот день показывали балет «Щелкунчик».
Тетя объяснила мне, как нужно вести себя в театре. Честно говоря, многих вещей я не знал. Например, того, что в такие места принято одеваться определенным образом, нужно отключать телефон, находясь в зале, во время спектакля нельзя разговаривать, есть или создавать какой-либо шум и неудобства для других зрителей. А если представление очень нравится, то аплодировать можно стоя.
Учитывая, что в театре я ни разу не был, мое восхищение понять несложно. Величественное старинное здание с мощными колоннами, высокими сводчатыми потолками и расписными стенами показалось мне королевским дворцом. У театрального зала свой особенный запах, я до сих пор его вспоминаю. Атмосфера вечера была очень необычной, даже торжественной. Все присутствующие были красиво одеты: дамы – в вечерних платьях, а мужчины — в костюмах, у многих были небольшие театральные бинокли, чтобы лучше видеть происходящее на сцене.
А там происходило нечто невообразимое. Артисты порхали словно бабочки, выполняя сложные фигуры, в глаза бросалось буйство красок и красивых ярких костюмов, а оркестр был просто неподражаем. Благодаря музыке Чайковского я ощутил полное погружение в сказку. Мышиное войско было очень изящным и грациозным, а глаза на их масках светились. Все персонажи получились очень достоверными: Мари, храбрый щелкунчик, игрушки. Особенный праздничный оттенок балету придавала елка. Я, да и все в зале, получили массу положительных эмоций.
Это, наверное, был один из лучших вечеров в моей жизни. Вряд ли я когда-нибудь забуду свой первый поход в театр. Я поблагодарил тетю за такой интересный отдых. Думаю, что когда-нибудь мы повторим его снова.
Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» уже давно является классикой балетного искусства. Либретто к известному балету создано по мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король» Э. Т. А. Гофмана.
Неизменной популярностью у всех слоёв населения пользуются билеты на балет Щелкунчик в Большой театр. Этот спектакль привлекает зрителей всех возрастов. Большой интерес представляет история создания балета.
Директором императорских театров России в XIX веке был некий И. А. Всеволожский. Однажды он задумал дать грандиозное представление, в котором объединятся балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта». Предполагалось, что эта пышная постановка с богато оформленными декорациями станет «гвоздём» театрального сезона. Но работа над балетом у Чайковского шла не очень быстро, поскольку композитор не смог сразу найти удачный подход к интерпретации сказки Э. Т. А. Гофмана. И в основу «Щелкунчика» был положен сценарий Петипа.
Законченный балет Чайковского вызвал бурную восторженную реакцию у критики, но многие сомневались, что постановка балета вообще возможна. Так вышло, что музыка к балету «Щелкунчик» получилась намного богаче и сложнее других произведений Чайковского, написанных им именно для балета. В то время композитора уже называли одним из великих реформаторов балетной музыки. Он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное развитие музыкальных тем и образов.
Впервые премьера балета Щелкунчик состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1892 году. С тех пор он стал классикой, пережил рекордное число постановок, как знакомых нам классических, так и новаторских. Одновременно с премьерой «Щелкунчика» представлялась опера «Иоланта». Директор императорских театров был удовлетворён.
Во время премьеры роли Фрица и Клары исполняли учащиеся Императорского театрального училища в Петербурге. Дирижёр балета Дриго, балетмейстер Иванов, костюмы – Пономарёв и Всеволожский, художники – Иванов и Бочаров.
Существуют несколько редакций балета «Щелкунчик». В одной из них главную героиню звали Клара, в другой – Мария. В произведении же Гофмана девочку зовут Мария, а Кларой звали одну из её кукол. Во времена СССР балет русифицировался в связи с идеологическими установками, так главная героиня превратилась из буржуазной Клары в русскую Машу.
Для молодёжи, конечно, более интересна современная музыка. Большой популярностью пользуются, например, проходящие в Крокус Сити Холл концерты. Но, каждый человек хоть раз в жизни должен услышать незабываемую музыку П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик».
Балет-феерия в двух действиях и трех
картинах
Двухактный балет «Щелкунчик»
заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года.
Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа
«Щелкунчика». А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что
работает над балетом «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.
Музыка
«Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года водном из Петербургских
симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству
брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров
сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».
С успехом прошла и театральная
премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Постановщиком «Щелкунчика» был Д.
Иванов, заменивший уже в начале работы над спектаклем тяжело заболевшего М.
Петипа. Декорации первого действия принадлежали К. М. Иванову, второго —
академику живописи М. И. Бочарову. Костюмы готовились по эскизам И. А.
Всеволожского. На следующий день после премьеры композитор писал брату: «Милый
Толя, опера и балет имели вчера большой успех. Особенно опера всем очень
понравилась… Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком
великолепна, — глаза устают от этой роскоши». Но отзывы прессы были далеко не
единодушны. Среди высказываний о музыке наряду с
самыми восторженными попадались и такие: «Щелкунчик» «кроме скуки ничего не
доставил», «музыка его далеко не то, что требуется для балета» («Петербургская
газета»).
Либретто «Щелкунчика» сочинено
М. Петипа по известной сказке Э. Т.Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь» (из цикла
«Серапионовы братья») во французской переработке А.
Дюма. Либретто распадается на две весьма обособленные части, разные по стилю и
по художественным достоинствам. Первое действие — детские сцены в доме Зильбергауза — органически связано с миром сказок Гофмана,
полно своеобразия и тонкой театральности. Второе действие-—«царство сластей» —
несет на себе заметную печать навязчиво-«роскошной» зрелищности старых балетов, нарушая
скромность и сказочную
условность повествования последних глав «Щелкунчика» («Кукольное
царство», «Столица»). И только богатство и образная содержательность музыки
Чайковского позволяют забыть о зрелищных излишествах этого действия. Как верно
заметил Б. Асафьев, композитор преодолевал здесь традиционно балетную «безделушечность», ибо всюду, где можно было, «контрабандой
проводил линию симфонического развития» . (Б.
В. Асафьев. Избранные труды, т. IV. АН
СССР, М., 1955, стр. 107).
По своему общему идейному
смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь
тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и
человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах
таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах
и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,— еще робкой,
пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и
инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство
Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного
юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.
Второе действие балета
представляет собой разросшийся до грандиозных размеров финальный праздничный
дивертисмент. Его основная часть — пестрая галерея характерных танцев, где
проявилось неистощимое воображение и
блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных миниатюр этой сюиты —
новая, своеобразная находка в области инструментовки. «Знойное» и томное
звучание струнных в восточном танце, пронзительно свистящая мелодия флейты
пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в
вариации феи Драже, — все это составляет неповторимую оригинальность и
особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».
Предметом заботы композитора
было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную
необычайность второго действия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил
внимание на недавно изобретенную тогда челесту. Чайковский был одним из
первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине
волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют
также и другие тембры и тембровые сочетания (в частности, хор детских голосов
в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный
колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в
сценах укачивания больного Щелкунчика (колыбельная из
№ 5) и битвы мышей с оловянными солдатиками (№ 7).
Среди пестрых дивертисментных
миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс
цветов» и «Pas de deux».
Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного
танца Чайковского. В обеих огромная эмоциональность явно не умещается в рамках
сюжета и «захлестывает» их подобно бурному потоку. Это особенно ощущается в
музыке «Pas de deux» с его мощным и величавым мажором в крайних частях и
вспышкой скорби в среднем эпизоде.
Партитура «Щелкунчика» вошла в
музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия
Чайковского. Здесь с классической ясностью
и полнотой объединились лучшие
черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.
Действующие лица:
Президент
Зильбергауз
Его
жена
Клара
[Мари] , Фриц – их дети
Марианна, племянница президента
Советник
Дроссельмейер, крестный Клары и Фрица
Щелкунчик
Фея
Драже, повелительница сластей
Принц
Коклюш [Оршад]
Мажордом
Кукла
Солдат
Коломбина
Арлекин
Матушка
Жигонь
Мышиный
царь
Родственники, гости,
костюмированные, дети, слуги, мыши, куклы, зайчики, игрушки,
солдатики, гномы, снежинки,
феи, сласти, мавры, пажи,
принцессы — сестры Щелкунчика, паяцы, цветы и другие.
1.
Увертюра
Музыка
увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма
разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно,
наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры
и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное
повторение их (экспозиция и реприза) — такова лаконичная форма увертюры,
соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен
«Щелкунчика».
Первая тема
— быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшенный прозрачными
вариационными узорами.Вторая тема более напевна и
свободно лирична. Ее соотношение с первой ощущается как выразительный
контраст «действия» и пылкой детской
мечты.
Действие первое
Картина I. Гостиная в доме Зильбергауза.
2.
Украшение и зажигание елки. Сцена подготовки к детскому
празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят
угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет
девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены
передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов
с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.
Наконец,
елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с
восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть
марш и приступает к раздаче подарков.
3.
Марш. Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается
характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется
миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и
мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются танцы.
4.
Детский галоп и выход родителей. За коротеньким галопом детей
следует медленный танец в движении менуэта: выход щеголевато одетых
гостей-родителей. После этого исполняется бойкое
танцевальное Allegro в
ритме тарантеллы.
5.
Выход Дросельмейстера. В зале
появляется новый гость — советник Дроссельмейер. Он
внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети
испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно
успокаивает их.
Таинственный
гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты —
это подарок Кларе, из другой — большой пирог, это для Фрица. И дети и
взрослые удивленно
переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит
поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению
детей из капусты выходит кукла, а из пирога — солдат. Ожившие игрушки танцуют.
Далее
начинается живой и игривый танец в ритме вальса. А в это время Дроссельмейер готовит еще один фокус: приносят две большие табакерки, и из них выходят Арлекин и
Коломбина.
Новые
заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой причудливо резкой и
немного таинственной.
6.
Сцена и танец «Гросфатер». Дети в восторге; Клара и Фриц хотят
завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз, опасаясь
за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей, Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку — Щелкунчика:
этим играть можно.
Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная
полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер
показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает орешки. Новая игрушка особенно
нравится Кларе, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она
хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла
принадлежит не ей одной. Клара с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику
в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со
смехом бросает игрушку. Клара поднимает своего любимца и старается утешить
его.
Теперь
музыка польки (ее припев) теряет свой игриво-танцевальный характер, она
становится по-детски жалобной
и сердечной.
Девочка
укачивает больного Щелкунчика, напевая ему нежную колыбельную песню, а озорной
Фриц с мальчишками то и дело прерывает ее шумом барабанов и труб. В ансамбль,
играющий на сцене, входят детские трубы и барабаны. В примечании к партитуре
сказано: «Кроме этих двух инструментов, дети в этом месте, а также и в
следующем, подобном же, могут производить шум и посредством других употребляемых
в детских симфониях инструментов, как то: кукушки, перепела, тарелок и т. п.»
(П. И. Чайковский. Полное
собр. соч. т.
13 (а), стр. 131). Эту сцену сопровождает светлая и
хрупко прозрачная музыка колыбельной.
Хозяин
приглашает гостей-родителей потанцевать. Следует старинный, тяжеловатый
немецкий танец «Гросфатер».
7.
Отъезд гостей. Ночь. Детям пора спать. Клара просит позволения
взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает
любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит
тема колыбельной Клары.
Опустевшую
комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но
Клара хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в
гостиную. Ей страшно. Она осторожно подходит к постели куклы, от которой, как
ей кажется, исходит фантастический свет. Бьет полночь, и девочка замечает, что сова на часах превратилась в советника Дроссельмейера, который насмешливо глядит на нее. Она слышит,
как скребутся мыши, и вот вся комната наполняется мышиными шорохами и
суетливой беготней. Клара хочет взять с собой Щелкунчика и бежать, но страх ее
слишком велик, и она беспомощно опускается на стул. Ночные призраки мгновенно
исчезают. Музыка ночных блужданий Клары остро тревожна и призрачна, как
мелькающие во сне смутные видения. В ней изображены и неверные, дрожащие на
полу блики лунного света, и странное превращение совы в фокусника (тема Дроссельмейера в новом причудливом варианте), и
тревожно-суетливая мышиная возня.
Скрывшаяся было луна вновь освещает комнату. Кларе кажется,
что елка начинает постепенно расти и делается огромной, а куклы на елке
оживают. В музыке, этой сцены — грандиозный подъем звучности, наглядно
иллюстрирующий видение Клары. Вместе с тем это и выражение чувств, вначале
робких и скорбных, как страстная мольба о свободе, затем все более и более
расцветающих, светлых. Главная тема данного эпизода развивается в виде
поднимающихся в бесконечную высоту «ступенек».
8.
Сражение. Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой
окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой
будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты,
которые строятся в ряды. В мышином войске — оживление. Начинается первая
битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик,
несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из
ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе
вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение. На
этот раз атаки мышей безуспешны. Их король вступает в единоборство с Щелкунчиком
и уже готов убить его, но в этот момент Клара бросает в Мышиного короля
башмак, а Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, вонзает в него
свою шпагу. Мышиное войско в
страхе разбегается. Щелкунчик
превращается в прекрасного юношу-принца. Он становится на колени перед Кларой
и приглашает ее следовать за ним.
Музыка этой
сцены рисует все перипетии игрушечной войны. Звучит окрик и выстрел часового,
боевая тревога барабанщиков (барабанная дробь исполняется на двух tamburi conglii – детском ударном инструменте — «кроличий барабанчик»), и вот начинается сама баталия,
где звуки игрушечных фанфар переплетаются с мышиным писком.
После
первой атаки музыка выразительно передает боевые призывы Щелкунчика и появление
во главе вражеского войска страшного короля мышей. Далее следует второе
сражение, еще более азартное, но внезапно обрывающееся. Светлая концовка рисует
чудесное превращение Щелкунчика в принца.
9.
Картина II. Еловый
лес зимой. Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они
приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка
светлого Andante,
напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод
«видения» Клары из предшествующей картины.
10.
Вальс снежных хлопьев. Падают крупные хлопья снега. Поднимается
вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны
искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность
соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в
рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения»,
где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная,
беспокойно мелькающая тема вальса.
Средняя
часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и
звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).
Мелодия
хора повторяется несколько раз и сопровождается фантастически красочными
вариациями оркестра. Колорит музыки все время светлеет и доходит до предельно
воздушной звучности в последней вариации с хрустальными звонами треугольника.
Вальс завершается широко развитой кодой, где главная тема проходит уже в мчащемся ритме галопа.
Действие
второе
11.
Дворец сластей Конфитюренбург. Началу действия предшествует симфоническое
введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными
струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более
светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену.
В сказочном
царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его
избавительницей Кларой. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее
принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти
кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит
оказать гостям достойный прием.
12.
Прибытие Маши и Щелкунчика. Дивертисмент. По реке из розовой
воды в золотой ладье приплывают Клара и принц Щелкунчик. Звучание оркестра
создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. В программе, которой
руководствовался композитор, эта сцена описана так: «Река розовой воды начинает
заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Клара и
благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на
солнце и влекомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Они (дельфины)
выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и
переливающихся всеми цветами радуги». Здесь, согласно программе, «музыка
ширится и прибывает, как бушующие
струи». Гостей встречают маленькие мавры
в костюмах из перьев птицы колибри и изумрудно-рубиновые пажи с факелами. Их
радостно приветствуют фея Драже со свитой, принцессы — сестры Щелкунчика и
мажордом в костюме из золотой парчи. Сцену встречи гостей иллюстрирует новый музыкальный эпизод:
изящно-приветливый танец в движении
вальса.
Щелкунчик
представляет сестрам свою спутницу. Он рассказывает о битве с мышиным войском и
о своем чудесном избавлении, которым он обязан одной лишь Кларе. Музыка
рассказа Щелкунчика исполнена пылкого
воодушевления. В средней части, где вспоминаются события тревожной ночи, вновь
звучит тема «войны мышей и солдатиков».
Трубные
сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с
роскошными яствами. Мажордом распоряжается о начале танцев.
13.
Шоколад: испанский танец. Бравурный,
блестящий танец в
испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.
14.
Кофе: арабский танец. На монотонном, едва мерцающем фоне
(выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия
скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной
песни «Иав нана» («Спи,
фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова.
Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных
танцев. По определению либреттиста,
«сладостная, чарующая музыка».
Сохраняя
неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными
подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца
появляются изысканные хроматизмы и характерные для восточной музыки тонкие
колебания ладовых оттенков. В репризе красиво звучит соединение главной темы
(в густом вибрирующем голосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя:
словно одинокий голос задумчиво импровизирует на тему песни.
15.
Чай: китайский танец. Музыка
необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отрывистые терции у
низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с
колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato — все это создает впечатление
оригинальной комической игрушечности. Кажется, будто
пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
16.
Трепак: русский танец. Живой,
ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу — убыстряется и
заканчивается настоящим вихрем плясового движения.
17.
Танец пастушков. По замыслу
либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из
камыша». Замечательной находкой композитора является главная тема танца:
пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента:
будто сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок
в «звонких скважинах пустого тростника».
18.
Мамаша Гигонь и паяцы. Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за
которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками, вылезающими из-под юбки; далее — общий групповой танец на музыке
Полишинелей.
19.
Вальс цветов. Маленький человек в золотой парче (мажордом)
ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами.
Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается
общий большой вальс.
«Вальс
цветов» наряду со следующим «Pas de deux»,
является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Вальс начинается
вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная тема поручена
валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного
настроения — пышной и торжественной праздничности,— эта тема служит, однако,
лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических красот, которую воздвигает
здесь фантазия композитора. Уже в середине первой части вальса музыка
становится более певучей. Во второй (центральной) части композитор одарит нас
новыми, еще более широкими и мелодически увлекательными темами: мелодия флейт
и гобоев (в начале этой части) и продолжающая
ее лирически-насыщенная мелодия
виолончелей. После повторения первой части вальса (репризы) следует
заключение, где знакомые темы развиваются, приобретая еще более оживленный и
бурно-праздничный характер.
20.
Танец принца Оршада и Феи Драже. Сцена начинается «колоссальным
по эффекту» (М. Петипа) Adagio.
Значительность этого Adagio — не только и не столько в его объеме и внешней
монументальности звучания, сколько во внутренней эмоциональной наполненности и
содержательности, в мощной силе симфонического развития. Только благодаря этим
свойствам Adagio
драматургически «побеждает» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по
эмоциональности «Вальсом цветов». Первая тема Adagio —
светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической
песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой
фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ становится
все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.
В суровом
звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio: теперь она приобретает новый
облик, напоминая столь типичные для
Чайковского темы мрачных и
неумолимых «приговоров судьбы». Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще
более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключением.
За Adagio следуют две сольные
вариации и общая кода.
21.
Вариация 1: Тарантелла. Вариация танцовщика — тарантелла с необычным
для этого кипучего танца отпечатком мягкой грусти.
22.
Вариация 2: Танец Феи Драже. Вариация
балерины — Andante с
прозрачным, «тающим» звучанием челесты— одна из самых удивительных
колористических находок Чайковского. Замысел этой пьесы отчасти подсказан
программой Петипа, который хотел, чтобы здесь слышалось «падение капель воды в
фонтанах». У Чайковского образ, как всегда, получился более психологическим,
чем изобразительным. Внешняя холодноватость,
таинственная приглушенность чувства, а где-то в глубине трепетное волнение,
тревожная настороженность — так хотелось бы определить сложное эмоциональное
содержание этой лирической миниатюры. В ней, как и во многих эпизодах балета,
проявляются богатство, многосторонность замысла «Щелкунчика»: сквозь невинную
сказку, детскую идиллию, пестроту театрального зрелища просвечивают глубокие
пласты правды жизни — светлую мечту оттеняют первые тревоги, в кипение молодых
сил вторгаются скорбь и горечь.
23.
Кода – танцуют все участники
предыдущей сцены.
24.
Финальный вальс и
апофеоз. Общий заключительный танец всех участвующих — «увлекающий и горячий»
(М. Петипа).
25.
Апофеоз. Вальс переходит в безмятежно светлую музыку апофеоза,
завершающего весь-балет.
© Инна АСТАХОВА
По материалам кн.: Житомирский Д.
Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.
«Наступил веселый рождественский праздник. Детям дарят подарки. Маше и ее брату подарили деревянного человека — Щелкунчика. Но они не знали, что это принц, заколдованный мышиным королем.
Затем был бой с мышами, и он окончился тем, что в рождественскую ночь была разбита корона мышей, и колдовство закончилось. Маша была очень рада, что принц стал прежним. Теперь он не деревянная игрушка, висящая на елке, а настоящий принц. Маша с принцем танцуют вальс цветов. Там были разные цветы: тюльпаны, розы, гвоздики. Все они были очень красивы. Маша была счастлива и весело кружилась в танце.
Мне очень понравилась музыка П. Чайковского к сказке Гофмана. В нем чувствовалось отражение всех моментов сказки. Особенно выразительно звучала музыка во время вальса принца с Машей».
Перекликаются мысли и чувства Вали с мыслями Тани (в нашем спектакле Валя сыграла Мышильду). «Прелестная музыка! Она такая воздушная, что нам хочется потанцевать с принцем и Машей. Какая грациозная и очаровательная музыка!»
Этими словами мы и завершаем наш урок.