Сочинение на тему актуальна ли проблема маленького человека в наши дни по произведению шинель кратко

­Пример сочинения 1

Актуальна ли тема «Маленького человека» в наше время? Безусловно! Хотя бы потому, что «маленькие люди» есть всегда. И неважно, как их зовут — Акакий Акакиевич или Иван Иванович. Неважно, кто они — мелкие чиновники или кассиры в супермаркете. Проблемы «маленького человека» остались теми же, как и отношение к этим людям власть имущих.

Вот старушка, проработавшая всю жизнь на заводе, не может выжить на грошовую пенсию. Вот вдова с детьми мыкается по съемным углам — ей негде жить и нечего есть, а на работу не берут. Вот мелкий предприниматель пытается получить справку у чиновника…

«Маленькие люди» не совершают открытий и революций, о них не пишут в масс-медиа. Они просто живут свою жизнь как могут. Они зачастую страдают от несправедливости власть имущих и равнодушия окружающих. Их много, очень много — возможно, не меньше, чем во времена Гоголя и Пушкина. Поэтому я считаю, что тема «маленького человека» в литературе не просто актуальна — она вечна.


Пример сочинения 2

Теме «маленького человека» русские писатели уделили достаточно большое внимание. «Самсон Вырин» Пушкина, «Акакий Акакиевич» Гоголя, «Макар Девушкин» Достоевского — самые известные и ярко выраженные «маленькие люди». Им нет дела до великих перемен. Для «маленьких людей» весьма характерно то, что на них редко обращают внимание, их не ценят, смеются и даже издеваются над ними. Но спустя много лет эта тема не перестает быть актуальной в творчестве писателей-современников. И меня, в свою очередь, затянула эта непростая тема.

А что мы знаем об образе маленького человека? Что обозначает это понятие и почему у этого образа разные смыслы? Какова символика образа? И, наконец, как представили образ маленького человека поэты и писатели в своих произведениях? Решению этих вопросов посвящена моя исследовательская работа.
Тема моей исследовательской работы: «Вечная шинель. «Маленький человек» давно и сегодня. Образ маленького человека в русской литературе».

Цель исследовательской работы: сопоставление образа маленького человека в произведениях русской литературы.

Данная цель исследования реализуется в следующих конкретных задачах:

• Выяснить, значение определения «маленький человек»;
• Выявить символику образа маленького человека в стихотворениях русских поэтов, писателей;
• Проанализировать значение образа маленького человека в разных произведениях русской литературы;
• Показать, как возникла и развивалась эта тема в русской литературе;
• Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» в современной литературе.

Объект исследования: стихотворения русских поэтов 19-20 вв., содержащие образ маленького человека; художественные тексты произведений.

Предмет исследования: художественное своеобразие образа маленького человека в русской литературе.

Гипотеза: образ маленького человека достаточно популярен в произведениях и определяется субъективным восприятием поэтов и писателей. Тема «маленького человека» не утратила актуальности и в наше время.


Пример сочинения 3

Тема «маленького» человека традиционна для русской литературы 19 века. Раскрытие образа мы можем наблюдать во многих художественных произведениях. Кто же такой «маленький» человек? «Маленький» человек — это незначительный и незаметный человек низкого социального статуса, который вызывает лишь жалость, сочувствие и желание помочь. Существует немало примеров образа таких людей. Один из них — произведение «Белые ночи» Достоевского. Здесь «маленьким» человеком является главный герой — Мечтатель. Он полностью погружён в свой мир мечтаний и грёз, и он практически не видит реальности и то, что происходит в действительности. За время произведения автор раскрывает нам его образ.

Мы узнаем, что он не умеет бороться за своё счастье. Также мы видим, что главному герою лучше страдать и чувствовать боль, чем сделать что-то, чтобы быть счастливым. Как «маленькому» человеку ему свойственна его незначительность в обществе. Рассмотрим произведение «Тоска» Чехова. И с самого начала здесь трудно не заметить «маленького» человека. Им является главный герой. Весь сюжет заключается в том, что ему не с кем поделиться мыслями, поэтому он страдает. Иона, как и все «маленькие» люди, является совершенно обычным человеком низкого социального статуса. Как мы узнаём позже, он никому не нужный и несчастливый человек, по крайней мере после смерти его сына, и вследствие этого Иона испытывает боль.

Что касается произведения «Станционный смотритель», маленьким человеком является Самсон Вырин. Также как и все он является мелким, ничем не примечательным чиновником. Всю вину проезжающие всегда скидывали на него. Погода была плохая, виноват смотритель. Тем не менее, автор сочувствует своему герою и относится к нему с уважением. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошённостью его души. Возьмём «Шинель» Гоголя. Ярчайшим примером является Акакий Акакиевич. Он одинок и беден. В произведении автор представляет его настолько беззащитным и безотказным, что окружающие смеялись над ним и даже проявляли бесчеловечность по отношению к главному герою.

Проблема «маленьких» людей, к сожалению, до сих пор актуальна в нашем обществе. Как известно, человек, который уверен в себе, что-нибудь из себя представляет, то есть находится на виду. Уверенные и чего-то достигшие люди своими поступками открыто заявляют о себе в обществе. Что касается «маленьких» людей, они сами признают свою незначимость и ничтожность. Я бы не сказала, что эти люди довольны своей жизнью, но они и не хотят ничего с этим делать. У людей они вызывают только жалость. В этом и заключается проблема «маленьких» людей.


Пример сочинения 4

Образ «маленького человека» красной нитью проходит практически через всю классическую русскую литературу. Этот тип героя появился со становлением реализма в русской литературе. Типичный пример такого человека — Акакий Акакиевич Башмачкин, герой гоголевской повести «Шинель».

Маленький человек беден, незнатен, не имеет ни выдающихся способностей, не отличается силой характера. Писатели 19-го века, создавая образ маленького человека, напоминали читателям, которые привыкли восхищаться исключительно романтическими героями, что даже самый обычный человек, простой обыватель, — тоже человек и достоин если не восхищения, то хотя бы сочувствия и понимания.

В советской литературе проблема маленького человека тоже присутствует, но в меньшей мере: этот типаж не очень вписывался в каноны соцреализма. В частности, Юшка в одноименном рассказе Андрея Платонова — тоже «маленький человек».

В наши дни «маленькие люди» никуда не делись: как и в далеком 19-м веке, они составляют немалую долю населения. Это обычные люди, которые не совершают подвигов, не выделяются из толпы, просто живут своей обычной жизнью. Их очень много. Так всегда было и, наверное, будет. Поэтому и проблема «маленького человека» не потеряла актуальности и в наши дни.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Тема маленького человека в повести Шинель

В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.

Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.

Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.

Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.

Сочинение 2

Тема «маленького» человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя «Шинель». Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им. Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: » Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту.

Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли «маленького» человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.

Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, «маленького» для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.

Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях,  которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.

Образ «маленького человека» в повести «Шинель» 8 класс

Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.

Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.

В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.

Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».

У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.

Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.

Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.

Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.

После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.

Вариант 4

Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».

В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.

В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.

Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Тема маленького человека в повести Шинель

Тема маленького человека в повести Шинель

Популярные сегодня темы

  • Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина

    Произведение Гаршина Всеволода Михайловича Сказка о жабе и розе показывает красоту и быстротечность жизни. Каждый раз, когда расцветает роза, она проживает прекрасные мгновения. Так же и с людьми

  • Сочинение на тему Один день из жизни крестьянина (6 класс)

    Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ.

  • План рассказа Хоббит или туда и обратно

    В норе на Круче жил хоббит Бильбо Торбинс. Был он зажиточным и вел спокойную, размеренную жизнь. До одного случая. Однажды утром Бильбо встретил известного чародея Гэндальфа и пригласил его к себе на чай.

  • Главные герои романа Белая гвардия Булгакова (характеристика основных второстепенных)

    К главным героям данного произведения относится семейство по фамилии Трубины. Эти люди имеют высокие моральные принципы. Они являются приверженцами царской России. Всё, что происходит вокруг

  • Характеристика города Калинов в пьесе Гроза Островского

    А.Н. Островский в русской литературе был представителем купечества тех времен. Он вырос в Замоскворечье, где дотошно и изучил предпочтения русских купцов, их жизненную позицию, которые затем писатель перенес в свои произведения

Светило науки — 2985 ответов — 138494 помощи

Образ «маленького человека» красной нитью проходит практически через всю классическую русскую  
литературу. Этот тип героя появился со становлением реализма в русской литературе. Типичный пример такого  
человека — Акакий Акакиевич Башмачкин, герой гоголевской повести «Шинель».  

Маленький человек беден, незнатен, не имеет ни выдающихся способностей, не отличается силой характера.  
Писатели 19-го века, создавая образ маленького человека, напоминали читателям, которые привыкли восхищаться исключительно романтическими героями, что даже самый обычный человек, простой обыватель, — тоже человек и достоин если не восхищения, то хотя бы сочувствия и понимания.

В советской литературе проблема маленького человека тоже присутствует, но в меньшей мере: этот типаж не очень вписывался в каноны соцреализма.  В частности, Юшка в одноименном рассказе Андрея Платонова — тоже «маленький человек».

В наши дни «маленькие люди» никуда не делись: как и в далеком 19-м веке, они составляют немалую долю населения. Это обычные люди, которые не совершают подвигов, не выделяются из толпы, просто живут своей обычной жизнью. Их очень много. Так всегда было и, наверное, будет. Поэтому и проблема «маленького человека» не потеряла актуальности и в наши дни.

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» приглашает нас заглянуть в петербургский чиновничий мир, рисуя быт, образ мыслей, отношение к службе и характер развлечений «должностного сословия».
Писатель ведет доверительное повествование от первого лица, называя себя «рассказчиком этой исто­рии». Шаг за шагом он знакомит нас со своими персо­нажами: служащими департамента, портным Петрови­чем и его женой, будочником, «одним значительным лицом» и его приятелем детства. Все эти люди так или иначе связаны с главным героем повести — Акакием Акакиевичем Башмачкиным.
Кто он такой?
Башмачкин, немолодой уже человек, — мелкий чи­новник одного из департаментов. Таких, как он, посме­иваясь, называют «вечными титулярными советника­ми» или «чиновниками для письма». И обязанности Акакия Акакиевича заключаются в механическом пе­реписывании разного рода казенных бумаг.
Природа не одарила его замечательной внешнос­тью. Башмачкин «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обе­им сторонам щек и цветом лица что называется гемор­роидальным…»
Не дала ему природа и сколько-нибудь значитель­ных талантов. Однажды нашему герою поручили рабо­ту поважнее простого переписывания, впрочем, совсем не сложную, где «дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». Эта задача оказа­лась непосильной для него настолько, что «он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”».
Кроме того, Башмачкин с трудом выражает свои мысли, используя в основном предлоги, наречия и междометия, которые не имеют никакого значения. Он часто не заканчивает фразу, и у него получается: «Это, право, совершенно того…» или «Этаково-то дело этакое…»
Неказистая внешность, отсутствие дарований, а также нерешительность, сомнения, колебания Ака­кия Акакиевича, подчеркивавшиеся его мимикой и жестами, не принесли ему любви и уважения сослу­живцев.
Сторожа департамента «даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая му­ха». Начальство обращалось с Башмачкиным «холодно-деспотически», а молодые чиновники издевались над ним в меру своего «канцелярского остроумия» и вообра­жения, которое, кстати, было совсем не богатым.
Насколько близко к сердцу принимает эти насмеш­ки Акакий Акакиевич? Несчастен ли он?
Совсем нет. Наш герой отгораживается от плоских острот и грубых выходок неугомонных чиновников жалобно звенящей фразой: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И погружается в единственно до­ступный ему волшебный, приятный, разнообразный мир букв. При переписывании на лице Акакия Акаки­евича застывает выражение несказанного наслажде­ния. Он относится к буквам как к своим друзьям, как к живым существам, отдавая предпочтение одним пе­ред другими и выводя их «и подсмеиваясь, и подмиги­вая, и помогая губами». Даже дома маленький чинов­ник не предается ни отдыху, ни развлечениям. С нео­слабевающим усердием он переписывает принесенные со службы бумаги, иногда «снимает нарочно, для соб­ственного удовольствия, копию для себя». И лишь вдоволь написавшись, Акакий Акакиевич ложился спать, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» А разве можно назвать несчастным человека, улыбающегося на сон грядущий? Нет, маленький чиновник доволен своим жребием. Но только спокойной его жизни вот- вот наступит конец.
Существование главного героя повести можно раз­делить на три части, условно назвав их мирное, одер­жимое мечтой и фантастическое.
Мечта о новой, теплой и добротной шинели совер­шенно изменяет и натуру Акакия Акакиевича, и образ его жизни. Бытие Башмачкина становится полнее и со­держательнее. Именно необходимость приобрести ши­нель заставляет его, «всегда отличавшегося тихостью голоса», может быть, первый раз отроду вскрикнуть («Полтораста рублей за шинель!»), делает его «живее и тверже характером», так что «огонь порою показы­вался в глазах его, в голове даже мелькали дерзкие и отважные мысли». А первый выход в свет в новой шинели приводит маленького чиновника в не свойст­венное ему «праздничное расположение всех чувств», пробуждает желание «усмехаться от внутреннего удо­вольствия». И едва ли не впервые в жизни Акакий Акакиевич обращает на себя пристальное внимание со­служивцев, принимая от них приветствия, улыбки и поздравления.
Но шинель, сделавшая Башмачкина счастливым, его и погубила. Робкое сердце маленького чиновника до тех пор не знало взлетов, а следовательно, не знало и падений, поэтому и не смогло принять и пережить потерю столь дорогой ему обновки. Предприняв не­сколько неудачных попыток отыскать пропажу, Ака­кий Акакиевич слег в горячке и умер.
И тут начался третий, ни на что не похожий, мис­тический этап существования Башмачкина. Несколько дней после свой смерти он «прожил шумно, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». Малень­кий чиновник стал привидением. Да каким! Дерзким, буйным, бесстрашным! Он набрасывался на прохожих, не разбирая чина и звания, и срывал с них шинели. Прежде тишайший, Акакий Акакиевич теперь держал в страхе всю округу. Наш герой никак не желал успо­коиться. Он искал своего обидчика — «одно значи­тельное лицо», жестоко распекшее Башмачкина и по­служившее причиной его болезни и смерти. Сорвав с плеч генерала роскошную, теплую шинель, бывший маленький чиновник не появляется больше на земле ни в какой ипостаси: «видно генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам». Акакий Акаки­евич прекратил свое существование. В департаменте на его месте давно служит новый чиновник, и о Баш­мачкине больше не вспоминают. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Но только не хочет ли Го­голь спросить у нас: «А любил ли сам Башмачкин дру­гих людей? Разве был он для кого-нибудь защитой и опорой? Считал кого-то интересным и дорогим для себя человеком? »
Впрочем, кто знает. «Ведь нельзя же залезть в ду­шу человека и узнать все, что он ни думает».

Содержание

  • Образ маленького человека в повести Гоголя «Шинель» (506 слов)
  • Сочинение-рассуждение на тему Проблема «маленького человека » в повести Н.В. Гоголя «Шинель» (317 слов)

Образ маленького человека в повести Гоголя «Шинель» (506 слов)

Акакий Акакиевич Башмачкин – это образ маленького человека в повести «Шинель». Н. В. Гоголь подчеркивает общественное положение героя, его способности и желания, отмечая низость и пустоту существования. Читателю становится жаль этого персонажа, что не позволяет Башмачкина отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям.

Это неправильно, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди оскорбляют и унижают других. Жертвами обидчиков обычно становятся люди, хоть в чём-то отличающиеся от других. «Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Даже не понимают, не видят, не слушают меня». Это мольба героя из повести Гоголя. Многие писатели стали развивать образ «маленького человека».

В каком же смысле – «маленький»? Так называли человека, у которого есть всевозможные запреты, его внутренний мир до крайности сужен, он находится в замкнутом кругу своих интересов, потребностей.

Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.

Башмачкин занимает низкую ступень в обществе. На службе его либо вовсе не замечают, либо насмехаются над ним. Сослуживцы постоянно шутят про Акакия Акакиевича, бросают в него бумажки. И Башмачкин не пытается исправить ситуацию, он не замечает издевок в свою сторону, он привык к ним. Эта робость и несостоятельность – признаки «маленького человека».

Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.

Башмачкин – не просто титулярный советник, а «вечный» титулярный советник. Автор повести подчеркивает, что центральный персонаж всю свою жизнь работал на этой должности и вряд ли сможет продвинуться по карьерной лестнице дальше. Когда Башмачкину предлагают не просто переписать бумаги, но и поменять лицо у глаголов, главный герой не может этого сделать. Сил у него хватает лишь на то, чтобы вечно переписывать что-то. Стоит отметить, что для Башмачкина это не в тягость, а, наоборот, в радость. Переписывание бумаг – единственное занятие, которое приносит удовольствие в жизни Акакия Акакиевича. Герой не понимает тяготы своего жизненного положения.

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Концовка повести «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди умеют постоять за себя. Привидение Башмачкина успокаивается только тогда, когда мстит генералу, который обидел его. Это и является кульминационным моментом повести, моментом, когда восторжествовала справедливость.

Актуальность повести Гоголя «Шинель» заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.

Оценка: 5

Сочинение-рассуждение на тему Проблема «маленького человека » в повести Н.В. Гоголя «Шинель» (317 слов)

На уроках литературы мы познакомились с произведением знаменитого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Шинель», которое входит в цикл «Петербургские повести». В повести автор поднимает проблему «маленького человека». Давайте порассуждаем об этом.

Главный герой произведения – Акакий Акакиевич Башмачкин. Это скромный, ничем не примечательный переписчик четырнадцатого разряда. Гоголь даёт герою говорящее имя. Акакий в переводе означает – «незлобивый», что мы и видим в характере Башмачкина. У него не было особого интереса к жизни. Единственное, что любил – это свою работу. К ней он всегда относился добросовестно. Но коллеги постоянно обижали его. Для них Акакий был всего лишь человеком в старой, неприглядной шинели. Однажды Башмачкин спросил: «Зачем вы меня обижаете? Что я вам сделал?» Но все лишь рассмеялись. Вскоре, у него родилась идея покупки новой шинели, так как старая совсем уже пришла в негодность. Акакий Акакиевич долго на неё копил. Он жил в маленькой комнате, мёрз, голодал, но добился цели. Казалось, это обыкновенная шинель. Но только не для главного героя. Для него шинель была смыслом жизни. Однажды её украли, и Акакий Акакиевич впал в уныние. Он сделал всё возможное, чтобы вернуть пропажу. Но что может «маленький» человек? Башмачкин решил обратиться к «значительному лицу». Гоголь не даёт имя, показывая, что это собирательный образ всего жестокого общества. Автор позволяет узнать лишь генеральский чин этого человека. «Значительное лицо» не только отказался помочь Башмачкину, даже не выслушав, но и накричал на него за то, что Акакий набрался наглости просить за какую-то шинель. Мы видим, что главный герой вступил в неравную борьбу с обществом, для которого чужды понятия «совести», «уважения» и нормального отношения к людям. Башмачкин не смог отстоять своё, позволив себя унизить. После встречи с генералом Акакий Акакиевич заболел и умер. Его смерти даже никто не заметил. И вспомнили о нём, лишь когда появился призрак, срывающий шинель с прохожих.

В заключение хочу сказать, что Гоголь призывает оставаться человечными друг у другу. В обществе все люди должны быть равны, вне зависимости от того, какую должность они занимают.

Оценка: 5

(317 слова)

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 1)

Многие произведения, написанные Николаем Васильевичем Гоголем, остаются актуальными и в настоящее время. Одним из таких произведений является повесть «Шинель, которая вышла из-под пера знаменитого писателя в 1842 году.
Главное действующее лицо повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Он мелкий чиновник, который служит писарем в одном из департаментов в Петербурге. Невысокий, ничем непримечательный человек на протяжении многих лет старательно и ответственно исполняет свои обязанности, а коллеги и представители высшего сословия подсмеиваются над ним.

Образ жизни Башмачкина является чрезвычайно скромным. Ему недоступны развлечения, он не может купить новые вещи. И это делает его положение в обществе еще более удручающим. Однако приходит время, когда и бережливость не спасает бедного человека от необходимости сменить свою старую шинель на новую. Тогда Акакий Акакиевич, и без того стесненный в средствах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, чтобы приобрести нужную вещь. С огромным трудом он покупает новую шинель, но лишается ее, став жертвой грабителей.

Несчастный писарь делает все, что только можно. Он ходит везде и обращается ко всем, кто мог бы помочь. Но всюду сталкивается с полнейшим равнодушием к несчастью «маленького человека». Униженный и убитый своим горем Башмачкин умирает совершенно одиноким. Его смерти поначалу не замечают, а когда о ней становится известно, то это событие не пробуждает в людях ни жалости, ни сочувствия. Окружающие равнодушны к судьбе героя.

И сегодня можно нередко встретить подобную ситуацию, когда коллеги, знакомые, а порой и родственники безразличны к таким «Башмачкиным». Окружающие попросту презирают этих людей за их бедность, а порой и за добросердечность. И это ужасно. Человеческое равнодушие и презрение можно считать хроническим и смертельно опасным заболеванием общества, которое требует обязательного лечения.

У Гоголя показан пример необычного врачевания данной болезни. По городским улицам после кончины Акакия Акакиевича бродит призрак. Он многих заставляет переосмыслить собственное поведение и мировоззрение, даже «значительное лицо» изменяет свое отношение к окружающим. Подобный подход автора и написанные им мистические истории до сих пор помогают людям переоценивать свои поступки и учиться человеколюбию и сопереживанию.

«Маленький человек» сочинение

Образ «маленького человека» — это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас­тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.

Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого

«Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).

Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается «петербургским».

Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши­нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об­щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести «Невский про­спект» мы видим толпу чиновников с женами во время пре­добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только «бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь», усы «никаким пером, никакою кистью не изобразимые», ты­сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на.

Выставке туалетов, причесок и делан­ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос­тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе­зобразное. Н. Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла­щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля­деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека — художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев­ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко­торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле­дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс­меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож­ник погибает. Его гибель является трагическим результа­том столкновения с жестокой и грязной реальностью.

С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие и к мелкому чиновнику Поприщину из «Записок су­масшедшего». Ведь у него «нет ни гроша за душой», а потому он «нуль, более ничего». Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом «только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…» Но и здесь торжествует трагедия — Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело­век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести «Нос» и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель».

Дальнейшее свое развитие образ «маленького челове­ка» получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра­ниц художественной классики в начале XX века, «ма­ленький человек» совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 2)

Творчество Николая Гоголя остается важным в любое время. Его произведение «Шинель» было написано в прошлом веке, но посыл повести подходит и для современного поколения.

Сюжет произведения «Шинель»

В центре сюжета показан мелкий служащий. Он является писарем. Каждый день он приходит петербургский департамент, где выполняет свою рутинную работу. Его имя Акакий Башмачкин. Так мужчину назвали в честь отца. Он не имеет яркую внешность. Это невысокий и неприметный человек, который является муравьем, который четко знает свое дело. Часто Акакий терпит насмешки со стороны коллег. Люди более высокого статуса относятся к нему с пренебрежением.

Жизнь Акакия достаточно скромна, без изысков. Ему не по карману развлечения. Он даже не может приобрести себе новую одежду. Это еще сильнее усугубляет ситуацию. И вот в жизни главного героя наступает момент, когда ему требуется обновить гардероб, приобретя новую шинель. Для этого и так бедному писарю приходится еще туже затянуть пояса. И вот Акакий сумел приобрести обновку. Но и тут мужчине не повезло. Грабителю отбирают у него новую шинель.

Башмачкин разбит горем. Он старается всеми способами возобновить справедливость. Он жалуется во все известные инстанции. Но людей не волнует беда этого незаметного человека, маленького писаря. Его горе и дранная старая шинель приводят к смерти главного героя. Долгое время никто не знал о случившемся. Но когда о смерти Акакия стало известно, то люди даже не проявили капельки сострадания. Им все равно на смерть маленького человечка.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.20 [100 Голоса (ов)]

Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя «Шинель», написанная Николаем Васильевичем в далеком 1842 году.

Главный герой повести — мелкий служащий, а точнее — писарь одного из петербургских департаментов, Акакий Акакиевич Башмачкин. Небольшого роста, совершенно неприметный человек, который год за годом усердно выполняет свою работу — является предметом насмешек коллег и людей высшего сословия.

Акакий Акакиевич живет очень скромно. Он не может себе позволить развлечений, обновить гардероб, что усугубляет его незавидное положение в обществе. Но несмотря на необходимую бережливость наступает момент, когда нашему герою потребовалось заменить свою старую шинель на новую. И что же мы видим? Человек, крайне стесненный в средствах, начинает себе отказывать в элементарном, чтобы осуществить задуманное. С горем пополам Башмачкин становится обладателем новой шинели, но… становится жертвой грабителей и лишается своей новой шинели.

Что только несчастный писарь не предпринимает. Он обращается везде, куда и к кому только можно, но сталкивается с полным равнодушием людей к беде «маленького человека». Униженный, раздавленный гнетом своего несчастья, наш герой умирает в полном одиночестве. Никто этого не замечает, а когда узнают его о смерти — это не вызывает у людей сострадания и жалости. Никому нет до этого дела.

В наше время мы часто можем наблюдать аналогичное отношение людей к коллегам, знакомым и даже к родным. Сколько среди нас живет таких «Башмачкиных», презираемых многими за их нищету, а порою и за доброту. Это очень страшно. Человеческое бездушие можно назвать хронической и смертельно опасной болезнью общества. Но эту болезнь необходимо лечить!

Николай Васильевич Гоголь привел пример нестандартного лечения. Призрак, появившийся на улицах города после смерти Акакия Акакиевича, заставляет многих задуматься о своих поступках, а «значительное лицо» даже меняет свое отношение к людям. Именно такой подход писателя, его мистические истории, которые заставляют переоценивать многие моменты в жизни, позволяют и нашим современникам учиться человеколюбию и состраданию.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • «Шинель» — сочинение-рассуждение

Как победить в себе «маленького» человека?

Есть и одиночки, которые всеми возможными способами стремятся оставить память о себе потомкам. Герострат – это пример «маленького» человека, который одним из первых в человеческой истории хотел обрести нетленное величие, совершив тяжкое преступление, что стало нарицательным, синонимом абсолютной ущербности и деградации.

Возникает закономерный вопрос – можно ли победить в себе «маленького» человека, возможно ли минимизировать проявления стадного конформизма на индивидуальном уровне?

Ответ можно найти во многих сборниках по психологии личностного роста. Конечно, можно стать нонконформистом и проповедовать иллюзии меньшинства, но это также не поднимет тебя в глазах окружающих, впрочем как и в своих собственных.

Большинство из нас остаются «маленькими» людьми, поскольку для того, чтобы осознать, что ты не «маленький», необходимо не просто понимание собственной «неполноценности», а необходимо делать по-настоящему великие, мужественные поступки, идти против воли диктаторов, авторитетов, большинства, толпы, то есть совершать поступки, «делающие человека».

Итоговое сочинение на тему: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»

Пример итогового сочинения по направлению «Гордость и смирение»

на тему:
«Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?»
У чувства гордости есть множество оттенков. Можно гордиться, а можно возгордиться. Можно быть гордым, а можно поддаться гордыне. Можно испытывать гордость за победы, а можно гордиться собой без причин. Гордость – многогранное, до конца не поддающееся объяснениям чувство. Именно поэтому его нельзя приписывать кому-то, исходя из его социального положения, успехов или поражений, и именно поэтому мне трудно согласиться с утверждением Вольтера о том, что «бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость».

Каждый «маленький человек» – это своя история. Своя жизнь. Свой характер. Я думаю, что маленькие люди не одинаковы. Если один из них может гордо смотреть на свои несчастья, то другой смиренно опустит голову. Для подтверждения моих слов я обращусь к русской литературе, в которой тема «маленького человека» поднималась множество раз.

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», служит одним из красочных примеров «маленького человека». Ничем не примечательный, совсем не заметный для окружающих, бедный чиновник каждый день приходит на службу, где выполняет однообразную работу. Можем ли мы увидеть в герое ту самую «великую гордость», о которой писал Вольтер? Боюсь, что нет. Башмачкин беден не только финансово, но и духовно. Единственная его цель – накопить на шинель, а самая большая трагедия – кража этой шинели. Акакий Акакиевич не только не может, но и не хочет менять свою жизнь. «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь», — повторяет он и начинает сильно волноваться, когда нужно сделать что-то сверх его ежедневных дел. К сожалению, Башмачкин лишен чувства гордости, которое позволило бы ему выжить в жестоких обстоятельствах.

Зачатки гордости мы можем увидеть в другом «маленьком человеке» – Макаре Девушкине, герое романа Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди». Да, Макар, как и Башмачкин, занимает незаметное место в обществе. Он лишен уважения сослуживцев и внимания окружающих. Он беден и подавлен. Однако Макар Девушкин, в отличие от героя повести «Шинель», не думает о себе как о недостойном. Он пытается заявить о себе и своих правах, пусть пока только в письмах к возлюбленной. Он убежден: «Я не хуже других, сердцем и мыслями я человек». Таким образом, Макар Девушкин пытается подняться сначала в своих глазах, чтобы потом показать свое чувство собственного достоинства окружающим. У Макара есть гордость, которую суровым реалиям мира не удалось подавить в нем полностью. Вольтер был прав отчасти. Да, порой «маленький человек» имеет бесконечно великую гордость, которая остается с ним даже в самые трудные времена. Но существует и другой «маленький человек» — герой, который незначителен не только для общества, но и для самого себя. 394 слова

Автор: Татьяна Городецкая

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение на тему shopping
  • Сочинение на тему актуальна ли комедия ревизор в 21 веке
  • Сочинение на тему school subjects
  • Сочинение на тему актуальна ли классическая литература в наши дни
  • Сочинение на тему new year in russia

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии