Сочинение на морально этическую тему план

В части 15.3 ставится задача: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.

Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:

а) из предложенного текста + микровывод;

б) из жизненного опыта + микровывод.

3. Вывод — заключение.

Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Критерии оценивания

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.

1

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

С3К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

Текст Муравьёвой И. Жизненные ценности

(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2) Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.
(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!).(11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто.(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.
(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.
(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви? (По И.Л. Муравьёвой)*
*Муравьёва Ирина Лазаревна – современная писательница, лауреат литературных премий.

Первичное написание сочинения

Как не надо писать сочинение «Жизненные ценности» (пунктуация сохранена)

Жизненные ценности — это то, что человек больше всего ценит в жизни: для кого-то это здоровье, а для многих это деньги, ведь на них можно купить все.
В тексте Муравьевой дед ценил покой девочки. Ему пришлось мерзуть помногу часов на морозе. Вряд ли внучка это оценит, ведь она маленькая, ничего не понимает, а потом, когда вырастит, жертвы забудет. Наверное, он очень ценил покой в семье.
В подтверждение приведу пример из СМИ. Часто по разным каналам обращаются к населению, чтобы помогли, перечислили средства на счет, чтобы вылечить больных детей. Значит, я прав: деньги важнее всего, сбросившись, вместе мы помогаем вылечить безнадежно больных.
Таким образом, деньги — одна из ценностей в жизни.

Работаем над композицией сочинения

ТЕЗИС – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства

Предлагаем начать сочинение с риторического вопроса. Логично начать сочинение с подбора синонима к  данному понятию.  Избегаем формулировки: гордость — это когда…, жизненные ценности – то, что…

АРГУМЕНТ 1

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Обращаясь к предложенному тексту нельзя не увидеть, что…
В данном тексте есть яркий пример…
Докажем это, обратившись к тексту…

АРГУМЕНТ 2

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения ( мысли или тезиса)
Предложение … подтверждает мысль о том, что…
Примеры ( называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы)

Вывод

должен быть логически связан с комментарием, аргументацией и микровыводами в конце второго и третьего абзацев. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно.

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу…
  • Подводя итог, можно написать, что…
  • Делая выводы из сказанного, мы видим…

Пробуем писать сочинение по схеме

Что такое жизненные ценности 2 (по исходному тексту Муравьевой Ирины Лазаревны)

Вступление: тезис, комментарий

Жизненные ценности-убеждения, принципы, ориентиры, приоритеты. Для каждого человека жизненные ценности свои. Они формируются в детстве и закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и взаимоотношения с окружающими. Но несмотря на разность мнений, жизненные ценности -это те убеждения, которыми человек действительно дорожит.

Аргумент 1+МВ(микровывод)

Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Муравьевой И.Л. В данном фрагменте описывается отношение дедушки к своей маленькой внучке. Он неподвижно ждал на холоде окончания прогулки девочки только для того, чтобы обеспечить ее спокойствие. Старик действительно любил свою внучку и готов был ради нее пожертвовать собственным здоровьем. Она для деда была смыслом жизни и главной ценностью, ради которой он готов сделать все, что угодно.

Аргумент 2+МВ(микровывод)

В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова можно найти пример, подтверждающий правильность моего тезиса. Главный герой этого произведения Степан Парамонович и вся его семья очень серьезно относились к чести, поэтому для них сильным ударом было бесчестье, нанесенное Кирибеевичем. Увидев свою жену в ужасном состоянии, купец заподозрил ее в недостойном поведении, но, выслушав оправдания Алены Дмитриевны, он ей поверил, так как знал, что она честная и верная женщина. Калашников считал своей обязанностью наказать опричника за его поступок и вернуть доброе имя своей семьи. Он прекрасно понимал, что не вернется живым с этого поединка, поэтому передает заботу о своей семье братьям. Важнейшими понятиями для членов семьи Калашниковых являются долг, верность и честь, ради которых они пожертвуют всем.

Вывод

Следовательно, жизненные ценности – важные ориентиры, правила, от которых зависит принятие решения, смысл существования человека. Это принципы, которым человек следует всю жизнь.

Критерии оценивания

С3К1-2б; С3К2-3б; С3К3-2б; С3К4-2б = 9 баллов

Что такое выбор

Что такое выбор
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, — серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.(28)Но я хотел… (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно… (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное — настоящей, всем существом — жизни.(По Е. Гришковцу) *

_____________

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) — современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска».

Как не надо писать сочинение «Что такое выбор?» (пунктуация сохранена)

Выбор – это принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей. Человеку приходится отдавать одним ценностям и нормам, отвергая другие. Выбор приходится делать каждый день, даже если он незначительный.
Мальчик определялся с выбором профессии. Он выбирал ее на основе любимых предметов и его возможностей. В исходном тексте пацан боялся о своем будущем, но он сам не знал, чего хотел. Ему просто хотелось веселья.
В народной сказке «Колобок» у него был выбор убегать от деда с бабкой или не убегать. Так как он знал, что его хотят съесть, он решил бежать. Но на пути он встречал опасности, другие животные тоже хотели его съесть. Но он их перехитрял. И убегал от них. Но удача мне улыбнулась ему и его обманула и съела лиса. Какой бы выбор он не выбрал исход был один.
Иногда к выбору нужно относиться очень осторожно, ведь неправильный выбор может дорогого стоить.

Вариант 1 сочинения «Что такое выбор?»

Вступление: тезис, комментарий

Выбор – это осознанное принятие решений человеком, за которые он несет ответственность всегда, которые приводят к определенным последствиям. Если человек не умеет правильно делать выбор, он не сможет распорядиться своей жизнью, так как именно выбор определяет ситуацию. Правильный выбор зависит от силы воли: человек способен отказаться от желаемого сейчас в пользу будущей перспективы.

Аргумент 1+ МВ (микровывод)

В тексте Гришковца Е.В. главный герой испытывает большие трудности с самоопределением в жизни: он не может выбрать ничего конкретного, мечется от одного варианта к другому и хочет только «веселой, интересной, настоящей жизни». Встречаясь с мелкими проблемами, он сразу же меняет свое мнение и ищет новый вариант, с которым поступает также. МВ: Чтобы сделать правильный шаг, нужна стойкость духа, не позволяющая отступать от своей цели под натиском проблем.

Аргумент 2+МВ (микровывод)

В подтверждение своего тезиса приведу пример из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это, конечно же, выбор Швабрина. Он готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения жизни. Трагические события, связанные с пугачевским восстанием, помогают понять характер героя: став предателем, он думал только о спасении своей жизни, забыв о том, что присягал на верность отечеству, императрице. Он выбрал жизнь, поэтому поцеловал руку Пугачеву и стал  служить  самозванцу. Это выбор предателя.

Вывод

Не только выбор профессии должен быть обдуманным, но и вообще любое событие в жизни должно соотноситься с нравственными нормами, принципами.

С3К1-2; С3К2-3; С3К3-2; С3К4-2 = 9 баллов

Вариант 2 сочинения «Что такое выбор?»

Вступление и комментарий

Выбор-это возможность или необходимость выбрать тот или иной вариант развития событий, путь в жизни. Выбор может быть весьма мучительным, ведь порой решение изменить нельзя, или крайне трудно, а иногда жизнь и вовсе не оставляет человеку выбора.

Аргумент 1+МВ

Главный герой текста Е.В. Гришковца стоит на распутье. Ему необходимо определиться с выбором профессии и учебного заведения, в чем ему препятствует отсутствие каких-либо стремлений:» Не знаю, чего я хотел. Ничего определенного». Для него все варианты казались одинаково непривлекательными. В словах «хотелось учиться не очень трудно», может быть, кроется нежелание преодолеть себя. Наверное, главному герою стоило сделать именно это и пойти, скажем, в медицинский. МВ: Выбор требует мужества, рассудительности, ведь правильный вариант может быть, на первый взгляд, неприятным, нежелательным.

Аргумент 2+ МВ

А вот за меня будто сама жизнь сделала выбор. В пятом классе я был обучен программированию на Javascript моим учителем математики. Должно быть, это было ключевым событием в  жизни, потому что оно определило мою будущую профессию раз и навсегда. Кажется, что у меня словно и не было выбора: настолько это заинтересовало.  МВ: Порой происходит так, будто за нас решает его величество Случай. 

Вывод

Выбор определяет, как сложится наша жизнь в дальнейшем. Он может быть весьма мучительным, а может быть озарением: мое! Человеку, чтобы сделать выбор, требуется готовность встретиться с будущим лицом к лицу.

С3к1-2; С3К2-3; С3К-2; С3К4-2 = 9 баллов

1 ноября 2017

В закладки

Обсудить

Жалоба

Работа с заданием 15.3.

Шаг 1. Внимательно прочитать текст . Понять, о чём в нём говорится

Шаг 2. Внимательно прочитать задание 15.3.

Шаг 3. Определить лексическое значение ключевого слова (написано заглавными буквами)

Шаг 4. Сформулировать тезис, перефразировав вопрос (заменить вопросительное слово КАК словом ТАК)

Шаг 5. (1 абзац из двух предложений (тезис) Написать на черновике вступление
Клише: Значение слова … я понимаю так: … — это…
Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста ( инициалы и фамилия автора автора)

Шаг 6. (2 абзац, 1-й пример-аргумент из текста)
Своими словами передать мыль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис. Указать номера предложений
Клише:1) Так герой (героиня)рассказа…..

Шаг 7. (3 абз., 2-й пример-аргумент из жизни)
Продумать смысловой переход к примеру из жизни (из личного опыта, из истории, из литературы, из телевидения и кино).
(3 абз., 2 довод, пример из жизни)
Клише:1) Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.
2) Примеры проявления … можно увидеть и в произведениях других писателей. Так, герой книги «…» (инициалы, фамилия автора)
3) И в жизни нередко встречаются примеры проявления…( такие люди, как…)

Шаг 8. Сформулировать вывод (4 абз., возврат к понятию.)
Клише: Таким образом, … в жизни человека играет важную роль, ведь если каждый из нас будет …, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.

Шаг 9. Проверить орфографию, пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (объём сочинения: не менее 70 слов).

Шаг 10. Разборчивым почерком переписать на бланк.

Требования к тексту: смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность.

! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
— Запишите один из вариантов вступления.
— Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.

                                        Конспект урока 

«Подготовка к сочинению — рассуждению на морально — этическую тему

                              (задание 15.3 формата ОГЭ)»»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование  нравственных качеств учащихся

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие класса.

 2. Введение в тему, формирование мотивации. 

—  Ребята, вы уже хорошо знакомы со структурой экзамена по русскому языку. Из каких частей он состоит?

— Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения?

 — Именно работой над сочинением — рассуждением  мы и займемся сегодня на уроке.

 (оформление классной работы в тетрадях)

3.Актуализация знаний.   

 -Давайте повторим композицию сочинения. С чего начинается сочинение?

(С вступления. В рассуждении вступлением является тезис, в нашем случае это будет формулировка понятия. Надо дать определение предложенного в задании слова.)

-Что пишем дальше в сочинении?

( Комментируем определение. Надо показать наши небольшие размышления в соответствии с заявленным тезисом.)

Что далее пишем в сочинении?

(Аргументы — это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Приводим примеры из текста и из жизненного опыта).

-Чем заканчиваем наше сочинение?

(Последний абзац сочинения — вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения)

4. Работа с текстом при написании сочинения — рассуждения. Чтение текста.

-Важными условиями успешного написания сочинения  являются умение проникать в смысл  текста, а также  владение определёнными приёмами его анализа. Сегодня нам предстоит написать своё сочинение по тексту Юрия  Яковлева.

Слово о писателе. (доклад ученика)

Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Юрий Ховкин родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

В 1952 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Юрий Яковлев — автор книги «Мистерия. Страсти по четырём девочкам». Книга посвящена нелегким судьбам Тани Савичевой, Анны Франк, Саманты Смит, Сасаки Садако, сыгравших огромную роль в сохранении мира на земле. 

Перед вами находится текст. Прочитаем его.  

— Назовите стиль данного текста. (Художественный).

— Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

-Определите тему данного текста. (Девочка смотрела телевизор и испугалась, увидев передачу о войне на экране)

Исторический комментарий.

Сама́нта Смит— американская школьница, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову в самый разгар холодной войны.

Саманта как-то увидела на обложке журнала   нового советского руководителя Андропова. В одной из статей того журнала было сказано, что новый руководитель СССР является весьма опасной личностью и что под его руководством Советский Союз как никогда угрожает безопасности США. Тогда Саманта спросила у своей матери, что «если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?» Мать, шутя, ответила: «Ну, напиши сама», и Саманта написала.

Уважаемый мистер Андропов,

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.

Искренне Ваша, Саманта Смит

В ответном письме Юрий Андропов написал девочке, что советские люди не хотят войны, и пригласил Саманту в Советский Союз лично убедиться, что наша страна стремится к миру во всем мире. В эпоху железного занавеса это приглашение был неожиданно и революционно.За две недели, проведённые семьёй Смит в Советском Союзе, посол доброй воли Саманта посетила Москву, Ленинград и главный пионерский лагерь «Артек» в Крыму.

Саманта написала книгу о своей поездке — «Путешествие в Советский Союз», посвятив ее всем детям Земли. Книга переведена на многие языки мира.

Через 2 года, в 1985 году Саманта вместе со своим отцом погибла в авиакатастрофе. Ей было 13 лет.

5. Подбор материала к сочинению.

А теперь обратимся к заданию 15.3. Прочитаем его.

— Война.  Нам нужно дать определение этого понятия. Существуют разные способы толкования слова.

Описательный –объяснение слова через описание признаков
Подбор синонимов и антонимов

Опора на состав слова, однокоренные слова 

-Давайте подберем синонимы и антонимы к слову «война».

( борьба, вражда, военные действия, конфликт, столкновение, кровопролитие; мир)

-Попробуем самостоятельно дать определение понятия.

6. Работа со словарем.

Обратимся к  словарю. 

Крылатые выражения о войне.

Джон Кеннеди:  «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.»

Мартин Лютер: «Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству; она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее ее.»

Лев Толстой: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… »

-Что несет война людям? Как люди всего мира относятся к войне? Какие вводные слова уместны в этой части сочинения?

7. Аргументируем тезис.

-Есть речевые клише, которые  вы можете использовать для введения основной части сочинения. Посмотрим.

1-ый аргумент вы возьмёте из текста.

Составим план текста.

  1. Девочка смотрела телевизор.
  2. Началась передача о войне.
  3. Саманта испугалась.
  4. Она выключила телевизор.
  5. Девочка задумалась о том, что хорошо было бы выключить все войны.

— Какова основная мысль текста?

-2 аргумент берем из жизненного опыта. А что такое жизненный опыт?

-примеры из художественных произведений;

-исторические факты;

— СМИ;

-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

-Хотят ли русские войны? Почему? (Недавняя война вошла в каждую семью. В каждой семье есть участники Великой Отечественной войны.)

Участвовали ли вы в шествии Бессмертного полка? С какой целью ежегодно проводится эта акция?

-Давайте вспомним, какие художественные произведения о войне вам знакомы.

8.Пишем сочинение. Групповая работа.

 — А сейчас вы должны будете написать свою часть сочинения. Тезис и комментарий пишет 1 группа, 2 группа  приводит первый аргумент; 3 группа приводит второй аргумент.

9.Обсуждение результатов групповой работы.  

10. Делаем вывод.

-Вывод к сочинению – это общий итог, без него рассуждение будет незаконченным. Давайте вместе его сделаем.

11. Подведение итогов.

Подводя итог нашему разговору, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Владимир Орлов   «Дом под крышей голубой»

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою,

Общей крышей мы живём.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

В этом доме мы соседи

И хозяева с тобой.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жильё.

Потому, что на планете

Всё твоё и всё моё:

И пушистые снежинки,

И река, и облака,

И тропинки, и травинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

12. Рефлексия

— Что мы повторили на уроке?

— Что вам показалось сложным?

 -Что вы считаете нужным запомнить?

 -Доволен ли ты своей работой на уроке? (Своей работой на уроке я доволен;  не совсем доволен; не доволен, потому что …)

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на предложенную тему.  

Памятка-раздатка

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, …- это… 
По моему мнению,… — это…  
Мне кажется, что …- это…  
Я думаю, что … — это…  
Что такое …? Я считаю, что…

2. Переход  к аргументам.

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем текст…

Обратимся к тексту …, в котором говорится о… 

Именно о … и говорится в прочитанном тексте.

3. Аргумент 1

Художественный текст

Автор (с горечью, с восхищением, с уважением) рассказывает о…

Слова (мысли, поступки) героя показывают, что …

Писатель (осуждает, одобряет) поступки героя.

Автор подводит нас к мысли, что…

Публицистический текст

Автор убеждает нас…

Писатель акцентирует наше внимание на…

Автор предупреждает читателей о том, что…

Писатель  искренне (огорчен, восхищен) тем, что…

Автор заставляет нас задуматься о…

Автор подводит нас к мысли, что…

4. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером  из  произведения…

Размышляя над вопросом, что такое …, хочу рассказать

о случае из своей жизни.

В жизни мы часто наблюдаем… 
Однажды я был свидетелем события, которое…

5. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… 
Таким образом, мы убедились, что… 
В заключение я хочу сказать, что…

Технологическая карта урока

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

Формируемые

УУД

Организационно – мотивационный

Коллективная

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные

(понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

II. Актуализация ведущих знаний и способов действий

Коллективная

1. Повторение схемы сочинения-рассуждения: 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление — тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение — вывод

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

III. Работа с текстом и его анализ.

Коллективная

Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.

2. Учитель задает вопросы классу:

— Какова тема этого текста?   — Назовите стиль данного текста.

— Какой тип речи автор использует в тексте?

— Какова основная мысль текста?

3. Рассматривают требования к заданию 15.3 части 3 (критерии оценивания).

Регулятивные

(осмысленное действие).

Познавательные

(умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

IV. Самостоятельное применение знаний. Работа с текстом

Выдвижение тезиса.      

Учитель задает вопросы классу:

— Что значит дать определение слову?

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ВОЙНА

— Откуда мы можем узнать лексическое значение слова?

Словарная работа по группам.

Учащиеся обращаются к словарям С.И. Ожегова и

Д.Н. Ушакова.

Подбирают синонимы к слову ВОЙНА. Обращаются к словарю синонимов

Подбирают антонимы к слову ВОЙНА

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

V. Проверка выполнения задания

Коллективная

Выступления учащихся от каждой группы

Регулятивные

(осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (смыслообразование).

VI. Работа с текстом.

Учащиеся дают комментарий к тезису, приводят аргументы, которые подкрепляют примерами, обдумывают вывод. (Задания выполняют совместно с учителем).

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

VII. Проверка умений, полученных в процессе работы.

 Групповая

Написание частей сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Регулятивные (прогнозирование и получение конкретного результата).

Познавательные

(умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные (формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста).

VIII. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности?

Коллективная работа.

Анализ и оценка проделанной работы

Регулятивные

(речевое оформление).

Познавательные

(анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи).

Личностные

(осознание значимости урока).

IX. Задание на дом. Работа с сочинениями

Индивидуаль-ная работа

Задание на выбор ученика.

1.Отредактируйте получившиеся тексты ученических сочинений.

2. Самостоятельно напишите сочинение 15.3 по тексту. Учитель дает инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование  и координация деятельности учеников. Формирование у учащегося способности устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач.

Развитие самостоятельности.

автор: Шувалова Галина Евгеньевна

учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ № 19” г. Тулун, Иркутской области

Методика написания сочинения в формате ОГЭ на морально-этическую тему

Методика написания сочинения в формате ОГЭ 9.3

 на морально-этическую тему

В части 9.3 ставится задача: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.

Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Что такое жизненные ценности”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения

  1. Тезис и комментарий к нему.
  2. Аргументы:

а) из предложенного текста + микровывод;

б) из жизненного опыта + микровывод.

  1. Вывод – заключение.

Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение – вывод не противоречили друг другу.

Критерии оценивания

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы
С3К1 Толкование значения слова  
  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его. 2
  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. 1
  Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует. 0
С3К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. 3
  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста. 2
  Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта. 1
  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента. 0
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. 0
С3К4 Композиционная стройность
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 2
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. 1
  В работе допущено две и более ошибки в построении текста. 0
  Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9

Рассмотрим пример работы над сочинением по тексту  Муравьёвой И.  «Жизненные ценности»

(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2) Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки. (6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.

(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!).(11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто.(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. 

(19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл. (22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки. (23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?
*Муравьёва Ирина Лазаревна – современная писательница, лауреат литературных премий.

Первичное написание сочинения

Как не надо писать сочинение “Жизненные ценности” (пунктуация сохранена)

Жизненные ценности – это то, что человек больше всего ценит в жизни: для кого-то это здоровье, а для многих это деньги, ведь на них можно купить все.
В тексте Муравьевой дед ценил покой девочки. Ему пришлось мерзнуть помногу часов на морозе. Вряд ли внучка это оценит, ведь она маленькая, ничего не понимает, а потом, когда вырастит, жертвы забудет. Наверное, он очень ценил покой в семье.
В подтверждение приведу пример из СМИ. Часто по разным каналам обращаются к населению, чтобы помогли, перечислили средства на счет, чтобы вылечить больных детей. Значит, я прав: деньги важнее всего, сбросившись, вместе мы помогаем вылечить безнадежно больных.
Таким образом, деньги – одна из ценностей в жизни.

Работаем над композицией сочинения

Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.

Предлагаем начать сочинение с риторического вопроса. Логично начать сочинение с подбора синонима к  данному понятию.  Избегаем формулировки: гордость – это когда…, жизненные ценности – то, что…

Аргумент 1.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
-прекрасным подтверждением этой мысли является текст…;
-обращаясь к предложенному тексту нельзя не увидеть, что…;
-в данном тексте есть яркий пример…;
-докажем это, обратившись к тексту…

Аргумент 2.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
-проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста);
-чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту;
-в тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения ( мысли или тезиса);
-предложение … подтверждает мысль о том, что…;
-примеры ( называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни;
-в подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы).

Вывод должен быть логически связан с комментарием, аргументацией и микровыводами в конце второго и третьего абзацев. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно.

Речевые формулы:

Мы пришли к выводу…

Подводя итог, можно написать, что…

Делая выводы из сказанного, мы видим…

Пробуем писать сочинение по схеме

Что такое жизненные ценности 2 (по исходному тексту Муравьевой Ирины Лазаревны)

Вступление: тезис, комментарий Жизненные ценности-убеждения, принципы, ориентиры, приоритеты. Для каждого человека жизненные ценности свои. Они формируются в детстве и закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и взаимоотношения с окружающими. Но несмотря на разность мнений, жизненные ценности -это те убеждения, которыми человек действительно дорожит.
Аргумент 1+МВ(микровывод) Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Муравьевой И.Л. В данном фрагменте описывается отношение дедушки к своей маленькой внучке. Он неподвижно ждал на холоде окончания прогулки девочки только для того, чтобы обеспечить ее спокойствие. Старик действительно любил свою внучку и готов был ради нее пожертвовать собственным здоровьем. Она для деда была смыслом жизни и главной ценностью, ради которой он готов сделать все, что угодно.
Аргумент 2+МВ(микровывод) В “Песне про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова можно найти пример, подтверждающий правильность моего тезиса. Главный герой этого произведения Степан Парамонович и вся его семья очень серьезно относились к чести, поэтому для них сильным ударом было бесчестье, нанесенное Кирибеевичем. Увидев свою жену в ужасном состоянии, купец заподозрил ее в недостойном поведении, но, выслушав оправдания Алены Дмитриевны, он ей поверил, так как знал, что она честная и верная женщина. Калашников считал своей обязанностью наказать опричника за его поступок и вернуть доброе имя своей семьи. Он прекрасно понимал, что не вернется живым с этого поединка, поэтому передает заботу о своей семье братьям. Важнейшими понятиями для членов семьи Калашниковых являются долг, верность и честь, ради которых они пожертвуют всем.
Вывод Следовательно, жизненные ценности – важные ориентиры, правила, от которых зависит принятие решения, смысл существования человека. Это принципы, которым человек следует всю жизнь.
Критерии оценивания С3К1-2б; С3К2-3б; С3К3-2б; С3К4-2б = 9 баллов

Итак, обилие требований к сочинению и наличие столь объемного списка критериев для его оценки предполагает тщательную подготовку к написанию работы, внимательность и сосредоточенность на самом экзамене.

Тема: сочинение – рассуждение на морально – этическую тему Задание № 9 (ОГЭ)

Тема: сочинение – рассуждение на морально – этическую тему

Задание № 9 (ОГЭ)

Задание  9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...» Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1 абзац –Вступление и тезис (ответ на сформулированный в задании вопрос – какой смысл имеет фрагмент текста и что я об этом думаю).  Основная часть 2 - абзац 1 - аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста. + микровывод, который поясняет пример- аргумент.  3 – абзац 2 - аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста + микровывод, который поясняет пример-аргумент.

1 абзац –Вступление и тезис (ответ на сформулированный в задании вопрос – какой смысл имеет фрагмент текста и что я об этом думаю).

Основная часть

2 — абзац

1 — аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста.

+ микровывод, который поясняет пример- аргумент.

3 – абзац

2 — аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста + микровывод, который поясняет пример-аргумент.

1 абзац –Вступление и тезис (ответ на сформулированный в задании вопрос – какой смысл имеет фрагмент текста и что я об этом думаю).  Основная часть 2 - абзац 1 - аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста. + микровывод, который поясняет пример- аргумент.  3 – абзац 2 - аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста + микровывод, который поясняет пример-аргумент.

1 абзац –Вступление и тезис (ответ на сформулированный в задании вопрос – какой смысл имеет фрагмент текста и что я об этом думаю).

Основная часть

2 — абзац

1 — аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста.

+ микровывод, который поясняет пример- аргумент.

3 – абзац

2 — аргумент из текста. Подтвердить свою точку зрения конкретным примером из прочитанного текста + микровывод, который поясняет пример-аргумент.

4 абзац Вывод (Итог рассуждения. Для написания вывода снова обратиться к тезису и аргументам. Вывод должен логически вытекать из тезиса и хода рассуждений.)

4 абзац

Вывод

(Итог рассуждения. Для написания вывода снова обратиться к тезису и аргументам. Вывод должен логически вытекать из тезиса и хода рассуждений.)

В первом абзаце (в первом предложении) указываем в какой части текста находится данное высказывание и кому оно принадлежит. «С предложением, смысл которого нужно объяснить, мы встречаемся в финальной части текста, когда повествователь описывает…». Далее используем речевое клише «Смысл данного фрагмента я понимаю так:…»

  • В первом абзаце (в первом предложении) указываем в какой части текста находится данное высказывание и кому оно принадлежит.
  • «С предложением, смысл которого нужно объяснить, мы встречаемся в финальной части текста, когда повествователь описывает…».
  • Далее используем речевое клише
  • «Смысл данного фрагмента я понимаю так:…»

Далее используем предложение - связку для перехода от вступления к основной части сочинения: «Проиллюстрировать эту мысль мне помогут примеры из прочитанного текста».  Основная часть 2 - абзац Во-первых, автор описывает, что … (пример из текста своими словами) + поянение.

Далее используем предложение — связку для перехода от вступления к основной части сочинения:

«Проиллюстрировать эту мысль мне помогут примеры из прочитанного текста».

Основная часть

2 — абзац

Во-первых, автор описывает, что … (пример из текста своими словами) + поянение.

Варианты вступления Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: … Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Эти строки говорят о том, что … Текст (автор) заканчивается словами:

Варианты вступления

Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: … Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Эти строки говорят о том, что … Текст (автор) заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что … Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: … . Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом… По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … . В этом отрывке автор говорит о том, что… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Переходные фразы-связки:  Докажу своё суждение примерами из текста (автор). Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор). Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).

Переходные фразы-связки:

Докажу своё суждение примерами из текста (автор). Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор). Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).

Включение примеров во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише: Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ... . Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: … . Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного.

Включение примеров

во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише: Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям … . Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: … .

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного.

Пример сочинения 9.2

Пример сочинения 9.2

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.

(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

– (7)Спасибо, родимый,  — сказала Поликарповна,  — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты,  — сказал он и засмеялся.

– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

– (13)Ну, нам с тобой делить нечего,  — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

– (14)Прямо с тобой душа отошла,  — говорила Поликарповна,  — а то уж в людей вера пропадать стала.

– (15)Вера в человека  — это самая большая вещь,  — отзывался Трифон Петрович.  — (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:

– (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

– (26)Как по двести?..  — спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос.  — (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

– (34)Решено! (35)Договаривайся…

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Вера в человека  — это самая большая вещь,  — отзывался Трифон Петрович.  — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Вера в человека  — это самая большая вещь,  — отзывался Трифон Петрович.  — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  Каждый человек на протяжении жизненного пути самостоятельно выбирает ориентиры. Правильно выбранные жизненные ценности способны облегчить человеку существование и предотвратить неприятности, которые могут предостерегать человека. С предложением, смысл которого нужно объяснить, мы встречаемся в центральной части текста, когда повествователь рассказывает нам о Трифоне Петровиче, который по доброте душевной помогает хозяйке дома и чинит крыльцо. Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: в любой ситуации нужно верить в то, что лучшие качества человека укажут на истинный жизненный путь, который заключается в доброте и доверии к окружающему миру.

Каждый человек на протяжении жизненного пути самостоятельно выбирает ориентиры. Правильно выбранные жизненные ценности способны облегчить человеку существование и предотвратить неприятности, которые могут предостерегать человека. С предложением, смысл которого нужно объяснить, мы встречаемся в центральной части текста, когда повествователь рассказывает нам о Трифоне Петровиче, который по доброте душевной помогает хозяйке дома и чинит крыльцо. Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: в любой ситуации нужно верить в то, что лучшие качества человека укажут на истинный жизненный путь, который заключается в доброте и доверии к окружающему миру.

  Во-первых, постоялец Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарпове просто так, не требуя ничего взамен, так как доброе слово он считает хорошей платой за свою работу. Постоялец – отзывчивый человек, для него истинной наградой за труд является хорошее отношение (предложения 5-9).  Во-вторых, Трифон Петрович рассказывает всем в своем городе, насколько хорошо в деревне, помогая хозяйкам квартир приобрести новых постояльцев. Трифон Петрович привык платить добром за добро, это характеризует его как человека, обладающего нравственными ценностями (предложения 18-19) .

Во-первых, постоялец Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарпове просто так, не требуя ничего взамен, так как доброе слово он считает хорошей платой за свою работу. Постоялец – отзывчивый человек, для него истинной наградой за труд является хорошее отношение (предложения 5-9).

Во-вторых, Трифон Петрович рассказывает всем в своем городе, насколько хорошо в деревне, помогая хозяйкам квартир приобрести новых постояльцев. Трифон Петрович привык платить добром за добро, это характеризует его как человека, обладающего нравственными ценностями (предложения 18-19) .

  Таким образом, список жизненных ценностей у каждого свой. Человеку важно задумываться о своих поступках, потому что по ним можно в полной мере понять положительные или отрицательные стороны человека.

Таким образом, список жизненных ценностей у каждого свой. Человеку важно задумываться о своих поступках, потому что по ним можно в полной мере понять положительные или отрицательные стороны человека.

метки: Сочинение, Рассуждение, Человек, Морально, Конспект, Подготовка, Этический, Родитель

Разделы:

Цель урока:

Подготовить учащихся к написанию сочинения на морально-этическую тему.

Задачи:

  • Обобщить и расширить представление о типе речи “рассуждение”, закрепить формирование навыков рассуждения;
  • Развивать умение письменного и устного убеждения, навыки монологической речи, творческие способности, мышление, воображение;
  • Воспитывать такие качества, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство долга, преданности, уважение, сыновний долг.

Оборудование.

Пословицы, высказывания знаменитых людей, раздаточный материал: план сочинения типа – рассуждение, образцы начала сочинений.

Предварительное домашнее задание.

мораль, нравственность, этика,честь.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Приветствие, тема, цель урока.

II. Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.

  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова композиция рассуждения?
  • Что такое “тезис”?
  • Из чего состоит основная часть сочинения-рассуждения?
  • Что пишем в заключении?

Раздать учащимся план сочинения-рассуждения

III. Беседа с классом по тематике 1-го сочинения.

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к. чётко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение-рассуждение по данному началу на морально-этическую тему.

  • Дома вам необходимо было поработать с “Толковым словарём” и знать толкование терминов мораль, нравственность, этика, честь.

чувство долга, преданность, человек слова и дела.

  • Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют свои обещания.
  • Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть, чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это зависит?
  • А кто у нас в государстве по закону категорически не имеет права выдавать тайну?
  • Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать её?
  • От кого зависит умение хранить тайну?

Умение или неумение хранить тайны зависит от человека, от его самовоспитания.

Послушайте мнение писателя В.Белова о самовоспитании: “Человек формируется, воспитывается всё время, меняясь под влиянием окружающего, пока у него не появляется способность лепить самого себя. Эта способность самоусовершенствования явно связана с критическим отношением к окружающему, с различением добра и зла. Бывают люди, так и не пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до самой смерти…”

22 стр., 10687 слов

Что такое ироничность сочинение рассуждение

… Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами … назад или вперёд — зависела судьба всей страны! Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек бесстрашный способен на подвиги, … (или), В тексте Б.Васильев поднимает проблему… 3. Аргумент 2, Свое мнения я могу …

  • Как можно себя воспитать?

1.Читать книги, которые учат нравственности, этике.

2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.

3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете выглядеть в глазах человека, тайну которого вы раскрыли.

4.Не обсуждать человека с кем-то в его отсутствие.

Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что значит украшать землю?”:

…Из чего складывается духовное богатство личности? Из системы внутренних и внешних связей, которыми человек живёт в окружающем его мире… Вторая мерка, которой человек измеряется в окружающем мире, — способность жить в обществе, коллективизм.

А вот какие пословицы придумали люди, размышляя на тему нравственности:

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит., Критиковать востёр, как топор, а критику слушать – глух, как обух.

Не искал бы в селе, искал бы в себе.

В ком есть стыд, в том и совесть.

Таким образом, мы с вами подошли к тезису первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет размышлять по проблеме, поставленной С. Михалковым (зачитать – см. “”, в котором также представлены некоторые подсказки учащимся при написании сочинения, раздать каждому)

IV . Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.

Послушайте, ребята, тезис второго сочинения (зачитать, см. в “”).

  • Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
  • Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг ?
  • Какую помощь вы оказываете родителям?
  • Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
  • Как мы должны относится к старым людям?

Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

“Чёрствость души – самая страшная болезнь на свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми нужно считаться. Если сначала мы будем просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьём в себе самое ценное качество – способность делать добро. Нравственность и доброта – великие силы…”

2 стр., 978 слов

Сочинение каким человеком ты сам себя считаешь добрым или злым

… ко всему живому, какими проникнуты истинные добряки. На добрых людях держится наш хрупкий мир. Так давайте же их беречь. Также читают: Картинка к сочинению Добрый человек Популярные сегодня темы Абсолютно все мы … человек не сможет пройти мимо слабых людей, которые нуждаются в помощи, не оказав ее. А самое главное — это то, что добрый человек не ждут благодарности в ответ, в виде денег или …

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут осмыслить предстоящее сочинение.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями

Фалес

Самый счастливый человек есть тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей.

Дидро

Ни один злой человек не бывает счастлив.

Ювенал

Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни странно, а без этого пуста жизнь.

В.В.Розанов

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н.Толстой

Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к

Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим своих родителей, значит:

  • учиться хорошо;
  • оказывать любую помощь, которая потребуется родителям;
  • не грубить;
  • не обманывать;
  • не огорчать, а радовать;
  • покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
  • всё прощать.

(Раздать учащимся в помощь – “”)

V. Класс делится на две группы и готовит защиту одной из тем по выбору.

VI. Защита выступлений от группы.

VII. Вывод.

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского (записаны на доске):

“Главная задача человека во всякой сфере деятельности, во всякой

ступени человеческой иерархии – быть человеком!”

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение по данному началу по одному из предложенных вариантов, озаглавить.

Используемая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-na-temuna-moralno-eticheskuyu-temu/

1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.

2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство “Горница”. Красноярск. 1997г.

3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.: Просвещение, 1987г.

4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.

20.01.2009

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение на мокшанском языке
  • Сочинение на лингвистическая тема рассуждение
  • Сочинение на марийском языке про школу
  • Сочинение на ленинградском шоссе невдалеке от поворота на шереметьево егэ проблема
  • Сочинение на маленькой площади я чуть задержался сочинение егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии