- Сочинения
- 6 класс
- Роль числительных
/
/
В русском языке любая часть речи играет огромную, даже важнейшую роль. На данный момент времени существует два лингвистических разделений: служебные и самостоятельные части речи. Отличаются между собой практически всем, особенно синтаксической ролью.
Служебные части речи, как известно, выполняют роль связующих для самостоятельных частей речи. Они связывают слова в предложения и словосочетания, также некоторые частицы и особенно предлоги предают нашей речи выразительность, контрастность и небывалый цвет. Без частиц, предлогов, союзов невозможно представить ни одно предложение, которое отличалось бы лаконичностью, звучанием.
Самостоятельные части речи выражают мысли, идеи, построения предложений и словосочетаний. Они играют важнейшую роль. Рассмотрим их главную роль на примере числительных.
Что же с собой они представляют и каково же их основное назначение? Числительные – самостоятельная часть речи, которая обозначает число. Разделяется по несколько больших категорий:
По составу: простые, сложные, составные;
По разряду: количественные и простые. В определенный момент количественные делятся на целые, дробные и собирательные.
Кстати, раньше многие ученые литературоведы относили числительные к служебным частям речи. И на это были свои достаточные основания, которые приводят к выводу, что числительные действительно являются второстепенными. Но позже, сделав определенные выяснения и уточнения в построении речевых оборотов, убедительнее стало мнение о самостоятельности числительных. По мнению некоторых ученых, числительные правильнее называть имя числительное. Кстати, нужно сказать, что именно так данную часть речи называли в девятнадцатом веке. Но название держалось недолго.
Представить сегодняшний день без использования числительных невозможно. Постоянное употребление числительных в обиходе нашей речи сделало её по-настоящему зависимой.
Вариант №2
В русском языке несколько частей речи. У каждой из них своя функция в речи.
Так, например, при помощи существительных можно обозначить любой предмет или явление. Прилагательные, в свою очередь, помогают преобразить текст, сделать его более выразительным, эмоциональным, выпуклым. Очень важную роль играют и глаголы, называющие все действия, совершаемые тем или иным предметом или объектом. Не стану перечислять положительные стороны остальных частей речи. Скажу только, что живёт в стране Морфологии по соседству с ними имя числительное.
Это очень интересная и необычная особа. Она очень гордится тем, что её род имеет две ветви, которые символизируют количественные и порядковые числительные. Между ними постоянно возникают споры о том, кто из них важнее.
На самом деле это трудно определить. Количественные числительные служат для обозначения количества предметов, явлений. У порядковых несколько иное предназначение: они обозначают порядок при счёте. Кстати, порядковые числительные весьма кичатся тем, что имеют родство с прилагательными. Действительно, они так же, как и прилагательные, отвечают на вопрос «какой? который?» и имеют схожие с прилагательным окончания.
Справедливо замечу, что человек ежедневно обращается в своей речи к числительным. Пришёл, скажем, в школу и получил пять баллов. Правда, иногда бывает и два балла. Но это поправимо!
Или поднимаешься на восьмой этаж, а тут – раз! Лифт отключили! Тут же начинаешь роптать на то, что такая высота в тягость.
Числительные вносят в нашу речь точность и ясность. И уж никак не обойтись без них, когда мы обсуждаем исторические события.
Я уже говорила о том, что числительное – особая персона. Достаточно напомнить, что это единственная самостоятельная часть речи, которую можно записать двумя способами — цифрами и словами. Такой уникальной способностью больше никто не обладает.
Очень показателен и тот факт, что в предложении числительное может нести различную синтаксическую нагрузку. Всё будет зависеть от того, к какому виду относится числительное. Если оно количественное, то в предложении оно чаще всего играет роль подлежащего. Чтобы убедиться в этом, приведём пример: «Шесть – чётное число».
Однако этим возможности количественных числительных не ограничиваются. Оно может выступать и в качестве сказуемого: «Два плюс два – четыре».
Порядковые числительные не зря заявляют о своём родстве с прилагательными. Они, как и прилагательные, являются в предложении определениями. Однако могут примерять и роль подлежащего. Так, в предложении «Первый на связь не вышел» числительное «первый» является подлежащим, так как отвечает на вопрос «кто?».
Нельзя забывать о том, что числительные бывают простыми и составными. Простые обозначаются одним словом, а составные – двумя и более словами.
Как видим, числительное – очень интересная часть речи!
Роль числительных по русскому языку
Имя числительное – это самостоятельная часть речи. Оно отвечает на такие вопросы, как сколько? как много? который? какой? и другие. Есть числительные количественные и порядковые. Количественные: один, два, три. Они делятся на 3 группы: простые (четыре, пять), дробные (три вторых, пять восьмых) и составные, которые объединяют две предыдущие группы. А порядковые: первый, второй, третий.
В первую очередь, имя числительное называет номер, количество или порядок при счёте, даёт определенную ясность к каждому предложению, в котором используется. Без этой функции числительного нам было бы очень трудно. Как бы могла развиваться наука, не зная ни одного числа и цифры? Как можно было бы купить что-то в обычном магазине, если ты не знаешь сколько стоит нужный товар?
Но количественное значение может быть выражено не только числительным. Это может быть существительное или глагол. Например: три, тройка и утроить. Таких примеров можно привести много, каждый из них подтверждает, что числительные – это отдельная большая и интересная тема.
Кроме того, числительные могут быть практически всеми членами предложения. Например: подлежащие, сказуемое и все второстепенные члены. Они могут выполнять совершенно разные роли в похожих предложениях. Это особенность имён числительных. Эта часть речи очень необычна. Ведь написание и произношение в некоторых случаях разнятся. Сложные числительные такие как двести, триста и другие в устной речи приобрели тенденцию не склоняться, в то время как на письме это будет считаться грубой ошибкой.
Думаю, без числительных сейчас наша жизнь была бы невозможна, или по крайней мере, очень сложна. Это важная часть речи, и мы без неё не смогли бы обойтись. Хотя это можно сказать о любой части речи.
6 класс
- Сочинение Путь Васи к правде и добру по повести Короленко в Дурном обществе (5, 6 класс)
В повести В. Короленко «В дурном обществе» проиллюстрировано превращение Васи, главного героя, в личность под воздействием трудностей жизни, а также его познание добра и зла в результате знакомства с «дурным обществом».
- Сочинение У математиков существует свой язык – это формулы
В преддверие памятной даты для отечественной фундаментальной науки, мы все вспоминаем счастливые мгновения детства и юности, проведенные за решением задач и нахождением корней уравнения.
- Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода (4, 7, 9 класс)
Левитан, самый известный русский художник, который создал массу прекрасных шедевров искусства, которые вдохновляют любителей природы и в наши дни, так как мастеру прекрасно удается передавать все природные мелочи, которые иногда незаметны.
- Сочинение Собачья преданность 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение
Собачья преданность – это самая сильная любовь, верность и привязанность к своему хозяину. Собака на протяжении всей своей жизни готова идти за человеком и провести с ним всю свою жизнь. При чём это не зависит от того, какой у тебя социальный статус.
- Характеристика Ассоль из произведения «Алые паруса» 6 класс
Главная героиня феерии «Алые паруса» А. Грина – романтичная натура. Ее образ – это и есть сказка, добро и нежность. На становление характера девочки повлиял ее отец, ведь он растил ее один, без матери. Соседские дети не хотели играть с девочкой,
- Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
Одной из основных тем как в русской, так и в зарубежной литературе является тема свободы. Многие писатели не раз затрагивали ее в своих произведениях. Среди русских авторов можно отметить Пушкина (поэма «Кавказский пленник», стихотворение
Роль числительных в тексте
Вариант №1
Имя числительное – самостоятельная часть речи. Она отвечает на вопросы который? Сколько? И подобные. Все мы знаем, как важны числительные. В тексте они помогают сделать факты более значимыми, а новую информацию – точной. Например, человек утверждает, что придет в гости вечером. А числительное ему поможет добавить, что прибудет он к шести.
Представить современный мир без имени числительного невозможно. Эту часть речи мы постоянно используем в нашей речи, что сделало нас зависимыми от нее. В школе мы получаем оценки, отсчитываем страницы, выполняем задания. И здесь нам помогают числительные. Таким образом, числительное является опорой на смысл предложения, помогает уточнить информацию, раскрыть факты.
Вариант №2
В русском языке есть несколько частей речи. У каждой из них своя функция.
Имя числительное – это самостоятельная часть речи. Оно отвечает на такие вопросы: сколько? как много? который? какой? и другие. Есть числительные количественные и порядковые. Количественные: один, два, три. Они делятся на 3 группы: простые (четыре, пять), дробные (три вторых, пять восьмых) и составные, которые объединяют две предыдущие группы. А порядковые: первый, второй, третий. речи.
В первую очередь, имя числительное называет номер, количество или порядок при счёте, даёт определенную ясность к каждому предложению, в котором используется. Без этой функции числительного нам было бы очень трудно. Как можно было бы купить что-то в обычном магазине, если ты не знаешь сколько стоит нужный товар?
Числительное-значимая часть речи и без неё нельзя!
Вариант №3
Числительное — часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счёте. Данная часть речь играет важную роль, я докажу это следующими аргументами
Во-первых, слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Если необходимо сообщить, каково расстояние от дома до школы, сколько времени, то именно в таких случаях используются числительные. Числительными измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
Во-вторых, на письме слова часто заменяют цифрами. Цифры удобнее, они занимают мало места, их быстрее можно понять и прочесть. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значение цифр. Но как бы ни были удобны цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
Из этого можно сделать вывод, что числительные очень важны в речи
Источники: znanie.com
Мы … никогда не стали бы разумными,
если бы исключили число из человеческой природы.
Платон
Название числительное является производным от слова «число». По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой).
Числительные очень часто употребляются в тексте. Они помогают указывать даты и события в тексте, конкретизировать количество предметов или людей, узнать об историческом прошлом и даже создавать свои истории с применением дат. В текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретизации предложенной информации.
На письме слова-числа часто заменяются цифрами: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Однако, в документах, при получении или выдаче денег требуется, чтобы сумма была написана не только цифрами, но и словами.
Числительные в моей жизни тоже присутствуют. С помощью них я определяю расстояние, время, величина предметов, их массу и стоимость.
Итак, цифры присутствуют во всех видах деятельности человека. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Дружите с числительными, и тогда перед вами откроется удивительный, загадочный, неповторимый мир.
Имя числительное мы часто встречаем в жизни. Если задуматься, то и в математике есть русский язык. Ведь числительное относиться как к алгебре так и к русскому языку. Вот например при решении задачи мы говорим пятьдесят шесть разделить на семь и умножить на сорок. И вот в нашем примере появилось целых три числительных. В старших классах числительные буду намного интереснее чем в начальных классах. Будут миллионы и даже миллиарды. Мы часто употребляем числительные в нашей речи. Купи двадцать яблок, три лимона, одну коробку сока, мы с ребятами посадили двадцать одно дерево и т.д Мы просто не замечаем, или нам просто не интересно, что половина того, чего мы говорим при беседе состоит из числительных.
Ну вот как-то так)))
Оцени ответ
Конспект урока развития речи в 6-м классе
на тему: «Сочинение на лингвистическую тему».
Учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык.
Дата: 01.03.2017
Тема урока: «Сочинение на лингвистическую тему».
Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.
Дидактическое обоснование
Урок разработан в свете ФГОС.
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.
Тип урока: урок развития речи.
Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.
Оборудование: школьная доска, учебник.
Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок по теме: «Имя числительное».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.
II.Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.
III. Беседа.
Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?
Ученики: описание, повествование, рассуждение.
Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?
Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
Учитель: Каковы особенности описания?
Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой
он). Это можно отразить в одном рисунке.
Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.
Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.
Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что
потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,
подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
IV. Работа с учебником.
Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.
Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).
(чтение учителем текста)
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».
— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.
Петя удивлённо посмотрел на него:
— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…
Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.
V. Собирание материала к сочинению, составление плана.
Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.
Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.
(Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»)).
Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.
(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).
Вариант ответа учеников может быть таким:
Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.
Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.
(учитель записывает на доске)
Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.
Учитель: Что же такое тезис?
Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.
Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?
Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;
Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.
(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)
Учитель: Итак, давайте определим тезис.
Ученики: Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».
Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?
Ученики: Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам то-же понятно, что это лица мужского пола».
VI. Написание сочинения-рассуждения.
VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.