Обновлено: 11.03.2023
Советский художник. Живописец. Заслуженный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. С 29 апреля 1982 года — председатель правления Союза художников ТАССР.
Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. В 1944-1949 гг. учился в Казанской художественной школе, затем в Ереванском художественно-театральном институте (1949-1950). В 1950 г. поступил в Московский государственный институт им В.И. Сурикова. Работал в Ярославле, в Казани. Председатель Ярославского Союза художников. В 2005 г. в Казани открыт Музей художника Амира Мазитова. Живописец. 11 декабря 1928 года родился в г. Менделеевске РТ. 1949 год — окончил Казанское художественное училище. 1955 год — окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. 1958 год — член Союза художников СССР. 1968 год — лауреат премии Ленинского комсомола. 1970 год — Заслуженный художник РСФСР. 1972 год — лауреат областной премии ярославского комсомола. С 29 апреля 1982 года — председатель правления Союза художников ТАССР. Жил и работал в г. Казани.
Название : У финиша
Год создания : 1957
Материал : Холст, масло
Размер : 79 х 150
Собрание : Орловский областной музей изобразительных искусств
Название : Портрет дочери
Год создания : 1977
Материал : Холст, темпера
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Дети рыбаков
Материал : Картон, акварель, темпера, пастель
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Закат на Волге
Материал : Холст, масло
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Апрель. Елабуга
Год создания : 1990
Материал : Холст, масло
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Казань. Улица Комлева (Муштари)
Год создания : 1980
Материал : Картон, масло
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Нарциссы, тюльпаны
Материал : Бумага, акварель
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Анютины глазки
Материал : Бумага, акварель
Собрание : Музей А.Н. Мазитова
Название : Портрет ветерана партии и войны Н. Г. Мазитова с внучкой Кариной
Видно, что все герои рассказа несчастны. Офицер, потому что его чувства не взаимные, и он опозорен. Мужчина убил себя, потому что не мог вынести такого унижения. Его чувства были самовлюбленными, полными ревности, но искренними. Женщина и её любовник, несчастные от того, что вынуждены скрываться, жить в страхе.
Заметно, что любовник — трус, действует за спиной. Он выбирал самые неприметные номера для встреч. После прибытия на вокзал спрятался в купе. А после того как увидел офицера чуть не потерял сознание.
Большую роль в рассказе играет природа. При помощи описания погодных условий, ландшафта можно угадывать настроение персонажей. Например, московская осень говорит о том, как мучается женщина от отношений с ревнивым мужчиной.
А при описании южной природы, которая наполнена экзотикой, становится ясно как хорошо женщине с любовником.
Такая южная природа — несбыточная мечта для героев, потому что им вскоре придёт время вернуться в московский осенний пейзаж.
Я считаю женщиной виноватой в этой ситуации. Если спутник жизни выбран, то нужно быть с ним до конца. Не изменять, не делать больно.
Эта женщина жила в хороших условиях, но видимо, потому что муж был постоянно занят на работе и не мог ей уделять много внимания, она решила проблему кардинально и завела любовника.
Я не могу быть до конца уверена, но есть вероятность, что она на самом деле она не любила юношу, а просто использовала для удовлетворения собственных потребностей от скуки и для того, чтобы позлить мужа.
Я думаю, поступок мужа наказал её. Очень вероятно, что женщина после смерти офицера осталась без денег, так как жила за его счёт. Да, она получила полную свободу действий, но её отныне должны были интересовать не любовники, а только как найти средства к пропитанию. Вряд ли она нужна была такая любовнику.
Таким образом, любовь — страшная сила, ради неё предают, совершают подвиги. Она может быть не только красивой сказкой, но и приносить боль, страдания людям. Женщина, главная героиня, наказала саму себя. Мне жаль только офицера, единственного достойного человека в этом рассказе.
Вариант 2
Имен главных героев автор не раскрывает, о них совершенно нет информации. Мы знаем, что мужчина приехал в Москву, где встретил женщину всей своей жизни. Ее он хочет забрать на Кавказ. Рассказ очень тяжелый для восприятия.
Очень сильно охвачена тема любви, яркие чувства, эмоции. Бунин описывает Москву в очень серых и мрачных тонах, тем самым передает настроение наших трех героев.
На улице был дождь, серые тучи бежали по небу, улицы мрачные и невзрачные.
героиня эгоистичная особа, так как изменяет своему мужу с другим мужчиной. Женщина живет в страхе, что скоро раскроются ее интриги. Она считает, что лучше умереть, чем не быть с любимым, но умирает ее муж. Он совершает самоубийство.
Но автор пишет, что герой умер физически, но не духовно, так как душа его все еще в поисках любимой. В тот день был жуткий пасмурный вечер. Главный герой ищет свою возлюбленную, на вокзале. Он боится не найти ее в этот момент, чувство тревоги играет в груди.
Он искал ее в разных городах. На белом листе у него были записаны адреса, которые она ему оставила, но, к большому сожалению он ее не находит, в голову приходит мысль, что у него больше нет жены. В этот момент погибает душа.
Они, как пара лебедей, не могут жить друг без друга, так он считал, но не она.
Автор винит в смерти мужчину героиню. Она никогда его не любила, если б любила, то не уходила к другому мужчине. А наш герой оказался слабый духом, он рано сдался. Нужно было идти до конца, найти любовника жены.
Поговорить с ним по-мужски, и в лучшем случаи выстрелить в висок ему, а не себе. Единственное что можно сказать, что герой не самолюбивая натура, он отступил, что б его любимая жила спокойно со своим любимым.
Он уберег ее от мук выбора между ними.
Сочинение-рассуждение по рассказу бунин кавказ
Поднята проблема о несчастном лююбви
Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева ‘ Муму’. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих.
Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, ‘могучий, как дерево… на плодородной земле’, он любил землю, хозяином которой не был.
Все, что ни делал этот ‘славный мужик’, совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать — так работать, любить — так любить.
Моя любимая детская писательница вера Васильевна Чаплина. Она писала рассказы о животных зоопарка. Я прочитала много её книг, особенно мне понравились: ‘Четверонокие друзья’, ‘Кинули’, ‘Несносный питомец’.
Впервые я увидела её книги в библиотеке, там был оформлен стенд ‘Ребятам о зверятах’. Мне сразу приглянулись книги Чаплиной и я взяла одну почитать. Мне очень понравилось, и я прочитала все её книги, которые там были. Она пишет простым языком, понятным, каждому человеку.
Меня удивило, что почти все истории, описанные в книгах-правда. Я люблю животных, и поэтому мне нравятся книги Чаплиной. В её рассказах у меня нет любимого героя, я люблю их всех. Ни будь кого-то может быть рассказ был ни таким интересным.
Я советую прочитать друзьям любую книгу своей любимой писательницю. Я надеюсь, что после её прочтения каждый станет любить животных.
Тема выбора всегда актуальна. Мы ежеминутно что-то выбираем, принимаем решения, не зная правильные они или нет. Мы выбираем что покушать, во что одеться, как отдохнуть и тому подобное. Перед нами стоят задачи, от решения которых может зависеть жизнь человека. Наши поступки могут кому-то помочь, а могут и навредить.
Мне кажется, что проблема выбора очень сложна. Всегда думаешь, куда поступить после школы, где устроиться работать, с кем связать свою жизнь … Некоторые решают всё как говорится, ‘на бегу’, легкомысленно. Они говорят : ‘А была-не была … ‘.
И нередко вот такая бездумность приводит к гибели людей, животных, рушатся семьи, впустую тратятся средства. Но поверьте, размышляющий человек, думающий и хоть сколько-нибудь заботящийся о других никода не примет скорополительного решения, тщательно всё не обдумав и не взвесив все ‘за’ и все ‘против’.
Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений самую важную роль и влияние играет выбор жизненного пути. Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях. Ученые считают что человек живет ради самореализации.
Занятие наполняет жизнь смыслом, помогает ощутить себя ценным, значимым в обществе. В мире нет двух абсолютно одинаковых людей, у каждого свой путь проб и ошибок. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров. Независимо какой путь выбирает человек, сам поиск делает человека личностью.
Без поиска своего занятия человек не может осознавать отношение к жизни общества. И я убеждён в этом. Мне бы хотелось чтобы все люди, независимо от возраста перед принятием какого-то решения всегда думали о последствиях. Как говорится:’ Семь раз отмерь, один раз отрежь’.
Комедия А. С. Грибоедова ‘Горе от ума’ является отражением острой политической борьбы в начале XIX века между ‘веком нынешним’ и ‘веком минувшим’.
Автору удалось создать такие яркие и выразительные образы, что они и теперь легко входят в нашу жизнь, заставляют задумываться не только о прошлом, но и о настоящем.
По мнению Грибоедова, к веку ‘нынешнему’ принадлежат люди, имеющие свое мнение и умеющие его отстаивать, честные, порядочные, образованные, независимые, с ясным умом и развитыми чувствами. Таков Чацкий.
Однако, поскольку у Чацкого в комедии находится не так уж много единомышленников, мы понимаем, что его время только начинается, Москва же погрязла в ‘веке минувшем’, создающем атмосферу неискренности, испорченности, извращенности моральных норм и ценностей. Молчалин и Скалозуб — типичные представители отживающего века. Их объединяет ограниченность, ненависть ко всему новому, прогрессивному, беспринципность и закостенелый консерватизм.
И золотой мешок, и метит в генералы.
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.
Довольно забавно читать напыщенные и ‘весомые’ речи Скалозуба или наблюдать за подлой и коварной интригой Молчалина, однако их самоуверенность, живучесть, жизнеспособность страшны.
Причем, самое ужасное не то, что в мире есть место таким карьеристам, подхалимам и низкопоклонникам, а то, что они получают поддержку и находят покровителей даже в нашем сегодняшнем мире. Добравшись до власти, они сами станут покровителями молчали-ных и скалозубов, в этом же духе воспитают своих детей.
Однако радует то, что, какими бы хитрыми или, напротив, глупыми не были эти представители фамусовского общества, им не под силу остановить время, прогресс, стремление молодых людей к просвещению, поэтому они всегда будут оставаться в меньшинстве.
С момента создания произведения А. С. Грибоедова ‘Горе от ума’ прошло много времени, но в русском обществе до сих пор мало что изменилось. Так, например, образ героя произведения Молчалина в полной мере олицетворяет большинство современных людей.
А глупыми людьми управлять легче, т. к. они не сопротивляются и плывут по течению, ничего не собираясь менять или улучшать в своей жизни.
Поэтому государству выгодно взращивать глупых, невыученных людей посредством обесценивания образования.
Наше поколение о войне знает из рассказов наших дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, знающих не понаслышке об этом страшном времени. Вот что о войне мне рассказала моя бабушка: ‘ Фашистская Германия захватила Испанию, Румынию, Австро-Венгрию, Италию, а начало 22 июня 1941 года вероломно напала на Советский союз.
Они хотели молниеносно завоевать нашу страну. Но одна Брестская крепость дала им сокрушительный отпор. Даже когда её окружили, она не сдалась врагу. Под песню: ‘Вставай страна народная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой’. Вся страна от старого до малого сражались с фашистами.
В одном строю сражались украинцы, русские, белорусы, грузны, армяне, узбеки, туркмены, таджики, марийцы все национальности нашей необъятной родины. Фашисты не ожидали такого отпора. Наши знаменитые танки повернули немцев на Курской дуге. В Сталинграде сражались за каждый дом, но не пустили немцев за Волгу. В тылу у немцев героически сражались партизаны и подпольщики.
Никто не забудет ‘Хатынь’, сожженную с жителями, молодогвардейцев города Краснодона. Ужас на немцев наводили наши знаменитые ‘Катюши’. Боялись они и сибиряков снайперов и морскую пехоту. А в тылу старики и дети работали на заводах и полях делали снаряды для орудий и растили хлеб. Всё для фронта, всё для победы! И мы выстояли, мы победили’.
Огромную благодарность хочется сказать всем тем, кто отстоял нашу родину.
Робинзон Крузо, Robinson Crusoe — главный герой самой издаваемого произведения художественной литературы. В возрасте 27 лет потерпел кораблекрушение и 30 сентября 1659 года был выброшен на берег вымышленного необитаемого острова в Карибском море около устья реки Ориноко, провел на острове 28 лет, из них 23 — в полном одиночестве.
Имя главного героя романа Даниэля Дефо ‘Робинзон Крузо’ сегодня стало нарицательным. Персонаж, живший без каких-либо благ цивилизации на необитаемом острове, был списан автором с реального прототипа, 26-летнего шотландского моряка Александра Селькирка.
Однако долгое время не удавалось отыскать в Тихом океане на островах архипелага Хуана Фернандеса, где, как утверждается, и жил моряк, следов его пребывания.
Японские ученые решили несколько отойти от общеизвестной версии и начали исследования на другом острове, в нескольких сотнях миль от архипелага. И тут же обнаружили там трехсотлетние следы пребывания европейца-отшельника.
Специалисты хотят верить, что этим отшельникам был именно прототип Робинзона, но даже если это не так, находка доказывает, что подобные истории в эпоху освоения Нового Света были далеко не единичными.
Сочинение на тему Кавказ
Сочинение Любовь в рассказе Кавказ Бунина 8 класс
Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт с тонкой душевной организацией и своими особенными взглядами на жизнь. Бунин очень многие свои рассказы посвящал теме любви.
Он описывал её как некую силу, которая может полностью перевернуть жизнь. Она способна сделать человека счастливым или же причинить ему огромную боль.
В центре внимания влюбленные друг в друга. Автор называет их герой и героиня, не дав им имён. Внезапно вспыхнувшие чувства пара скрывает, потому что героиня – замужняя женщина.
Она живёт в страхе: ей кажется, что муж догадывается о её связи с другим мужчиной.
Однако влюблённые настолько увлечены друг другом, что мечтают о том, чтобы сбежать на море, где никто не будет препятствовать их безграничной любви. И они осуществляют задуманный побег…
Из душной многонаселённой Москвы они попадают на Кавказ, где всё цветёт и пахнет, где тишина и покой, где нет лишних глаз, где никто не тревожит их. Они счастливы, что находятся рядом друг с другом.
Однако на фоне их романтических чувств происходит ужасная трагедия. Муж героини – офицер – властный и сильный мужчина, по словам его жены. Он узнаёт обо всём происходящем и приходит в ужас. Сначала ошарашенный известием об измене он пытается отыскать свою любимую жену, а, не найдя её нигде, решает покончить жизнь самоубийством.
В своём гостиничном номере он сам пускает себе пулю в голову. Это объясняется тем, что была затронута его честь, которая для него превыше всего, и он не смог пережить такого предательства со стороны своей возлюбленной. Без своей жены и любви к ней он не видел дальнейшей жизни и будущего, потому что его счастье заключалось в ней.
Бунин в своём рассказе постоянно использует контраст, тем самым производит ещё большее впечатление на читателя. Если о влюбленных он пишет много и красочно, то об офицере скупо и неярко.
В сцене, когда муж провожал героиню на поезд, также показан контраст: офицер заботливо усаживает героиню в вагон, а герой, прячась, тихо сидит в купе.
Счастливые влюбленные и преданный женой офицер, застреливший сам себя – тоже контраст.
2 вариант
Иван Алексеевич Бунин — автор и писатель с прекрасным душевным стилем и собственными необычными позициями на окружающую нас действительность. Бунин почти все собственные истории посвящал любовной проблематике.
Он преподносил ее читателям как неведомую мощь, которая способно целиком изменить представление человека об окружающей его действительности. Она может сделать души радостными или же доставить им большое страдание.
Главные персонажи — увлеченные друг другом герои. Писатель называет их герой и героиня, имена отсутствуют. Неожиданно запылавшую страсть пара прячет, так как главная героиня — несвободная девушка.
Она проживает в тревоге: ей кажется, что супруг знает о её любви к другому человеку.
Но в то же время любящие до такой степени влюблены, что думают только о том, чтобы убежать к морю, где ни один человек не станет мешать их беспредельным любовным отношениям. И они реализуют продуманный план побега…
Из удушливой многолюдной Москвы они уезжают на Кавказ, где всё благоухает и издает аромат, где спокойствие и умиротворение, где нет не нужных глаз, где ни одна живая душа не беспокоит их. Они обрели счастье, и рады тому, что есть друг у друга.
Но в то же время на волне их любовных отношений случается жуткая беда. Супруг героини — человек, имеющий военный чин — могущественный и влиятельный человек, по мнению его супруги. Он становится в курсе обо всём что произошло и находится в шоке.
Первым делом ошеломленный новостью о предательстве он хочет найти свою неверную супругу, а, не обнаружив ее, думает совершить самоубийство. В своём мотельном номере он пускает самому себе пулю в лоб, потому что была задета его репутация, она для него главнее всего, и он не сумел выдержать подобной неверности со стороны своей супруги.
С отсутствием своей супруги и чувств к ней он не хотел дальше жить, не хотел будущего, так как его жизнь была в ней.
Бунин в своём произведении применяет описание противоположностей, таким образом он оказывает ещё более сильный эффект на читателей. Если о возлюбленных он сообщает много и колоритно, то об офицере сдержанно и бледно.
В месте, когда супруг вёл героиню к вагону, тоже показаны противоположности: человек, имеющий военный чин бережно сажает персонажа в поезд, а герой, скрываясь, спокойно находится в купе.
Радостные влюбленные и брошенный супругой человек, убивший хладнокровно себя — тоже противоположности.
Ключевые слова: Кавказ, М.Ю. Лермонтов, поэт, природа, горы, любовь, жизнь.
Keywords: Caucasus, M.Y. Lermontov, poet, nature, mountains, love, life.
Тема Кавказа занимает значимое место в творчестве русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой озарены целым скоплением известных имен русских писателей и поэтов.
Высокая традиция поэтического интереса к Кавказу, принесшая столько плодов в XIX столетии, была продолжена и развита в поэзии XX века. Отдавая дань великим достижениям в разработке кавказской темы своих гениальных предшественников, обращаются к теме Кавказа И.А. Бунин, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт и другие. Кавказ, Кавказский край, занимает исключительное место в жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов – широко известный русский поэт и писатель XIX века. Его перу принадлежат как произведения эпического жанра, так и драматические и лирические. Одной из самых значительных тем его творчества, на наш взгляд явилась тема Кавказа. Большинство произведений написанных на Кавказе, посвящены именно теме Кавказа.
Впервые на Кавказе М.Ю. Лермонтов оказался, когда ему было шесть лет. Он вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной отправлялся на воды, поправлять здоровье. Несомненно, это поездка и оставило свой след в детском сознании будущего словесника, после чего он неоднократно бывал на Кавказе.
«С младенческих лет я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Неудивительно, что кавказская тема манила его, природа ее была лучшим другом, созерцая пейзаж, он мог забывать обо всем на свете.
Общеизвестно, что тема Кавказа продолжает оставаться актуальной в литературе и на сегодняшний день. Тема Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова очень интересна и важна для многочисленных читателей потому, что его творчество – явление значимое и неповторимое.
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастиями полна
И окровавлена войной!…
Бесспорно, что М.Ю. Лермонтов был патриотом своей Родины. Все его произведения доказывают именно эту мысль:
Люблю тебя как сын, как русский,
Сильно, пламенно и нежно!
Кавказ был для него очень близким, среди горцев он чувствовал себя свободным, и они были близки ему по духу.
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.
— Главная — Сочинение итоговое
Вам удалось в своем сочинении выполнить требования, которые касаются количества слов и самостоятельности написания работы. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые шероховатости в раскрытии темы, попытку «подмены» художественной литературы историей, несовершенство логики, многочисленные речевые ошибки, пунктуацию.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
На мой взгляд, Вы написали сочинение не в полной мере соответствующее заявленной теме. Вчитайтесь в тему.
Кумиры моего поколения: какие они?
Я хотела бы верить, что личность Александра Невского является примером для молодых людей 21 века! Но это Ваша точка зрения, Вы сумели дать ответ на вопрос, но для меня это прозвучало неубедительно, искусственно.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Очень мало анализа текста и много собственных рассуждений. Особенно это касается первого аргумента.
Вы, скорее, выдаёте желаемое за действительное. Л.Н. Толстой в романе создал не очень лицеприятный портрет Наполеона. Не забывайте о том, что творение Толстого — это художественная литература, а не учебник истории, мемуары или монография. На мой взгляд, эпитет «великий» говорит о фактической ошибке, о неглубоком прочтении романа. Толстой выдвигает свои критерии величия: простота, добро и правда. По его мнению, этим критериям соответствует М.И. Кутузов, а Наполеон лишён этих качеств.
За идеал его воспринимает Андрей Болконский, который стремиться добиться таких же успехов в военной деятельности , как и его кумир.
С этим, конечно, согласна. Военную деятельность лучше заменить на военную карьеру. Воспринимать за идеал — грамматическая ошибка (нарушение управления). Воспринимать как идеал.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
У разного поколения свои кумиры, но так бывает не всегда.
Предложение теряет здравый смысл, если слово «поколение» употреблять» в ед. числе.
В микровыводе к первому аргументу Вы пишете:
Получается, что Наполеон окрыляет сегодня не только меня, когда-то точно так же он воодушевлял людей, живших с ним в одно время.
Я усматриваю здесь нарушение логики в контексте заявленной темы. Микровывод относится к образу Андрея Болконского, а Вы неожиданно «повернули» в современность.
К 4 (речь)+ 1 балл
В работе встречается достаточно много речевых ошибок и шероховатостей, но в целом речь не затрудняет понимания написанного, поэтому по данному критерию Вы получаете зачёт.
Кумиры – это человеческие идеалы, к которым стремиться большинство людей.
Поступкам, знаниям, привычкам кумиров стараются тщательно соответствовать.
Лексическая несочетаемость. Невозможно тщательно соответствовать. На мой взгляд, наречие вообще не нужно в данном контексте (стараются соответствовать; во всём стараются соответствовать и т.д.)
В истории есть люди, которые являлись идеалами для множества поколений. Чаще всего такие личности добились очень больших успехов, которые смогли повлиять на историю мира.
В частности , Наполеон является и моим кумиром. Меня восхищает его упорство, то, как он сумел из подпоручика стать императором великой державы, покорил своей власти полмира. Но не только я, и в частности мое поколение , восторгается Наполеоном.
Второй кумир поколений – Александр Невский, величественный русский князь, авторитет самого Александра Суворова.
Типичный пример для задания № 5 ЕГЭ по русскому языку. Неверное употребление паронимов. Должно быть слово «великий». Величественным может быть, например, здание. Победы могут быть громкими, блестящими и т.д.
Александр Невский мог вселить в каждого веру в победу, подняв таким образом дружинное войско для битвы.
Чаще всего, ими становятся великие люди, которые своими поступками, уже даже будучи мертвыми , воодушевляют людей на величайшие цели и достижения.
Повторы.
Будучи мёртвыми звучит неорганично и несколько странно. Во-первых, устаревшая форма деепричастия «выбивается», на мой взгляд, из стиля; во-вторых, неточно выражает мысль. Лучше сказать по-другому: Великие люди прошлого по-прежнему воодушевляют многих.
К5 (грамотность) + 1 балл , всего допущено ошибок: 8
Кумиры – это человеческие идеалы, к которым стреми ться большинство людей.
За идеал его воспринимает Андрей Болконский, который стреми ться добиться таких же успехов в военной деятельности, как и его кумир.
Даже на Аустерлицком сражении, когда князь должен был столкнуться с великим полководцем ЗПТ он боялся поражения русской армии, но и вместе с тем позора великого Наполеона, так высоки были чувства Андрея к своему вдохновителю.
Многих людей, в том числе и меня, восхищает талант князя, не только , как великого полководца, но и как искусного дипломата.
Так князь Александр при встрече с ордынским ханом Батыем сумел упросить того , о том, чтобы с Руси перестали брать дружинников для походов Золотой Орды, благодаря чему военный потенциал Руси стал накапливаться.
Чаще всего , ими становятся великие люди, которые своими поступками, уже даже будучи мертвыми, воодушевляют людей на величайшие цели и достижения.
Даже на Аустерлицком сражении , когда князь должен был столкнуться с великим полководцем он боялся поражения русской армии, но и вместе с тем позора великого Наполеона, так высоки были чувства Андрея к своему вдохновителю.
Нарушение норм управления. Если бы шла речь о поле, тогда, конечно, но Вы пишете о сражении, значит, должен быть предлог В.
За идеал его воспринимает Андрей Болконский, который стремиться добиться таких же успехов в военной деятельности, как и его кумир.
Нарушение норм управления. Воспринимать как идеал.
Общий вывод по работе
Пример сочинения 1
У меня есть друг — Вася. Он сын судьи, но это совершенно не мешает нам дружить. Он, также как и я лишён счастливого детства, у нас похожи мысли, чувства. Нас связывает желание посочувствовать другу в горестях несчастного детства. Ещё одна связующая ниточка- моя маленькая сестра Маруся. Вася любит почти как родную, беспокоится о ней, о её здоровье.Он постоянно пытается её развеселить.
Васю считают сорванцом, которому присущи все пороки, возможные для его возраста. Но не удивительно что он стал сорванцом. Отец не обращает на него внимания, занимаясь своими чувствами и маленькой сестрой Васи, Соней. Старая нянька не подпускает даже близко его к Соне. Что ему оствалось делать? Вот и стал сорванцом. Но хоть ему и приписывают дурные качества, на самом деле это не так. Он добр, смел, милосерден, великодушен и не гнушается дружбой с теми кто ниже его по положению. Он очень хороший- мой друг Вася.
Пример сочинения 2
Меня зовут Валек. У меня был друг по имени Вася. Я познакомился с ним в часовне города Княжье-Вено. Сейчас я расскажу, каким был этот парнишка, и как завязалась наша дружба. Когда я находился в часовне, неизвестный мне мальчик спускался на землю при помощи двух ремней. Через некоторое время огромная сова вылетела из тёмного угла, мелькнула на фоне голубого неба в пролёте и шарахнулась вон.
Юноша испугался и крикнул, чтобы его поднимали, но этого не произошло. Вскоре я вышел и лучше разглядел моего будущего друга. Это был девятилетний мальчишка, меньше меня, одет он был опрятно, но его розоватые губы дрожали, белые волосы взъерошились, кожаная обувь испачкалась, в его голубых глазах виднелся страх, но сам он немного отодвинулся от стены и положил свои белые руки в карманы. Это было признаком, что он не боится меня. После напряжённого момента я помог Васе выбраться из часовни. За это он наградил нас с Марусей большими сладкими яблоками.
После наших многочисленных встреч я понял, какой на самом деле этот мальчик. Он был смелым, великодушным, верным, решительным и понимающим другом. Даже мой отец доверял ему. Вася не любил воровство. Он думал, что я очень хороший и никогда не ворую. Но когда я рассказал ему, что я украл несколько булок, он сказал, что воровать нехорошо и ушёл. Также он ничего не жалел для меня и Маруси. Наш друг носил больной Марусе игрушки из дома. Этот юноша умел хранить секреты. Он никому не говорил про меня, мою сестру и моего отца.
Вот таким был мой лучший друг Вася. Этот мальчишка являлся самым добрым и верным другом в моей жизни. Я его никогда не забуду.
Пример сочинения 3
Мой друг Вася, мальчик из хорошей семьи — который очень помог мне и моей сестре, в самый тяжелый момент и даже принес Машеньке куклу, когда она сильно болела. Мы познакомились с ним в тот момент, когда мы жили в подвале старой часовни — он случайно туда забрел и после длительного разговора, мы подружились. Вася был очень трогательным и чувственным мальчиком, готовым всегда прийти на помощь — это качество очень помогало ему в жизни и в общении с родными. Лично меня дружба с Васей научила — никогда не опускать руки и оставаться честным до последнего вдоха.
Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле, — никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.
Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.
Когда замок потерял для Васи привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел меня и девочку с голубыми глазками, мою сестру Марусю. С тех пор Вася часто приходил к нам в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни.
От меня Вася узнал, что серый камень высасывает из Маруси жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Мы с Васей собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли нашу дружбу, которая росла, несмотря на резкую противоположность наших характеров.
Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Я обнимал его как брат.
Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Маленькая кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Вася сообщил мне о своих опасениях. Он знал, что будет обнаружена пропажа куклы и ему достанется от отца. Вася понял, что не может лишить своего маленького друга первой и последней радости в её недолгой жизни.
Васю ждал серьёзный разговор с отцом, но он не испугался. Вася-человек сильный и смелый, добрый, способный понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать. Вот такой он, мой друг Вася. Он не боится жизни и не никогда не склонит голову перед трудностями.
Читайте также:
- Сочинение люблю тебя мой край донской
- Контрольная работа по русскому языку 8 класс сочинение
- Доброе молчание лучше худого ворчания сочинение
- Сочинение я хочу рассказать о книге
- Сочинение что такое лирика
МКОУ «Ботаюртовская средняя
общеобразовательная школа им. Н.П.Жердева»
Адабиятдан
ачыкъ дарс
«Сёйлейик сююв гьакъда…»
Бекеева Оксана Изетиновна,
ана
тил дарсланы ва адабиятны муаллими.
23.10.2016й.
Дарсны темасы: «Сёйлейик
сююв гьакъда…»
Дарсны мурады:
Къумукъ шаирлени ва язывчуланы асарларында сюювню темасын ачыкъ этип гёрсетив;
сюювню тюрлю-тюрлю къайдаларыны гьакъында англатыв берив; шиъру асарланы чебер
охувун беклешдирив ва тергев.
Дарсны
гетиши.
I.
Дарсгъа гиришив.
II.
Янгы дарсны англатыв.
1. Муаллимни билдиривю.
Бугюн биз адабиятдан ачыкъ дарс
оьтгеребиз. Дарсыбызгъа мен шу эпиграфны алгъанман.
«Сюймекликден сюеклерим гюйгендир…»
(гьашыкъ йырдан)
Шу эпиграф бизин дарсыбызны башындан
ахырына ерли гележек.
Сююв – оьртен, гьашыкъ юрек – кесевю,
Сагъынч
гьислер – шо оьртенни исивю.
Оьмюр
– чечек, яшав – ону тереги,
Алам–
адам, дюнья ону юреги!
2. Дарсны бёлюклери.
Муаллим: «Сююв».
Сююв деген недир?
Ожеговну сёзлюгюне гёре, сююв – юрекни
гьиси, бирев-биревге байлавлукъ.
Сююв тюрлю-тюрлю бола: Ватангъа сююв,
анагъа-атагъа, балагъа сююв, улан – къызгъа бакъгъан – гьашыкълыкъ сююв.
а) Ватанына сююв.
Бизин къумукъ шаир Абдулмежит Межитов
«Юртну ийиси», «Ватан деген не затдыр?» деген асарларында Ватанына, юртуна
багъышлангъан сююню суратлай. Шиъруда ата юртгъа гьасиретлигин, Ватаны, юрту
булан оьктем болувун суратлай.
«Ватан деген
не затдыр?»
Ватан деген –
уллу зат,
Шагьарлар, юртлар,
бавлар.
Артсыз – алсыз
тюзлюклер,
Денгизлер, кёллер,
тавлар…
Ватан
деген – сыйлы зат,
Инсан
тувуп оьсген ер.
Топурагъындан
сююнюп,
Къуванч
булан тёкген тер.
Ватан деген –
гьайран зат,
Ол къушланы
къавгъасы.
Гюмюш бюртюк
янгурлар,
Гюнешни ол
шавласы.
Ватандыр
къурулушлар,
ГЭС-лер,
кёпюрлер, ёллар.
Ватандыр
сен этеген
Татли
ойлар, хыяллар.
Ватан – насип
булагъы.
Халкъынг этеген
ишлер.
Исси печни тюбюнде
Бишев гёреген
тюшлер.
Ватан
– алтын бузавунг,
Авзу
увуз гёбюклю,
Денгиздеги
гемелер,
Машинлер
авур юклю.
Ватандыр – атанг
алып,
Сени оьрлеге чююп.
Ватанынг –
оьктемлигинг,
Тувгъан еринге
сююв.
Ватан
деген – кюлайынг,
Пуруж
аювунг сени…
Бары
затны санатып,
Сёйлетип
турма мени.
Ватан – деген недир?
– деп,
Къарышып къалма
магъа.
О – сёзлер булан
айтып,
Къыйын зат
англатмагъа.
Ватан деген не зат
экенни айтып битдирип де болмай дей, о сёзлер булан айтып, къыйын зат
англатмагъа. Ватангъа бакъгъан сюювню, яшлар, эки сёз булан айтып болмай. Бизин
арив ишлерибиз, арив хыялларыбыз, ойларыбыз, шолар бары да – Ватан.
Жаминат Керимова
оьзюню ата юрту Таргъугъа бакъгъан сюювню бек гючлю кюйде суратлай. «Оьзюм
къайда бусам да, сенде мени юрегим»,- дей. («Йылан къыз»,
бет 26.)
Ата юртум.
Ата юртум,
ата юрт, аявлу алтын уям.
Тувуп
оьсген еримден башлангъан уллу дюньям.
Таргъу
тавну башына чыгъып бара оьрленип,
Аявлу ата
юртум, йылдан йылгъа тюрленип.
Сабий
чагъымдан тутуп, юрекге сююв салып,
Ата юртум,
сен магъа сёз бергенсен инанып.
Ата юртум,
ата юрт, Алтын бешигим мени,
Йырларыма
сыярмы къоччакъ къысматынг сени.
Бизин белгили шаирибиз Анвар Гьажиев де
«Къумукъ тюз», «Тюзню тангы», «Юртум» деген шиъруларда къумукъ тюзге бакъгъан
сюювню, ата юртуна бакъгъан сюювню къужурлу келпетлер булан яратгъан.
«Къумукъ тюзлер»( йырлай
охувчу къызлар).
Йырлайыкъ деп урунсам,
Салып бар гьюнеримни
Салар эдим йырыма
Тувуп оьсген элимни.
Припев:
Къумукъ тюзлер, къумукъ
тюзлер,
Юреклеге йылы сёзлер.
Яш анасын излейгендей
Юрек даим сизин излей.
Яшавумда биринчи
Сюювюм де, сырым да.
Бу якъларда башлангъан
Сююнчюм де, йырым да.
2. Ата юртуна сююв.
Муаллим: Ватангъа бакъгъан сююв, мен
ойлашагъан кюйде, ата юртгъа, анна якъгъа бакъгъан сюювден башлана. Тувуп
оьсген ерин унутма бир де ярамай.
Гьар адам оьзюню Ватанын сюеген кюйде,
бизин юртдан чыкъгъан пагьмулу язывчу шаирибиз Баммат Атаев оьзюню ата юрту
Ботаюртгъа багъышлап, огъар бакъгъан сююв гьакъда кёп арив сёзлер айтгъан.
Охувчу:
«Атаюртума». Ассаламлар болсун
сагъа, Атаюрт!
Асрулагъа аты аян – Ботаюрт.
Танг белгидн Тангчолпандай ярыкълым,
Яш терекге япыракъдай тарыкълым.
Атаюртум, яшавумну
башысан,
Юрегимни
сырдашысан-хошусан.
Къумукъ гёлем сен
бергенсен боюма,
Сенден гелген шаир
илгьам оюма.
Атаюртум –
алтынысан ерлени,
Бёшюгюсен арслан
тувгъан эрлени.
Атаюртум, сен
ювукъсан жаныма,
Сенден геле къуват
алты саныма!
Атаюртну бошамасын
къазыгъы,
Болсун битмей
берекети, азыгъы!
Бу шиърусунда
Б.Атаев оьзюню юрту алдын заманда нечик берекетли, халкъы нечик татывлукъда
болгъанны, оьзюню ата юртуна бакъгъан сюювню суратлай.
3. Анагъа
сююв.
Муаллим: Ватангъа
бакъгъан сююв гючлю йимик, гьар адамны анагъа бакъгъан сюювю де гючлю бола.
Боламы да шаирлер шо теманы гётермей?
Анагъа бакъгъан
сюювню бизин шаирлерибиз А.Гьажаматов, Ж.Керимова, А.Жачаев, Ш.Алишева,
П.Абукова, М.Атабаев оьзлени шиъруларында бек усталыкъ булан суратлагъан.
«Анама» деген
шиърусунда Шейит-Ханым Алишева булай яза:
«Анам мени аявлу», — деп айтсам мен,
«Кимге тюгюл?» — деген жавап гёзлеймен.
Сагъа, аннам, гьеч бирев де айтмайгъан
Инг де арив, багьалы сёз излеймен.
Ол Ж.Керимова
оьзюню шиъруларында анагъа бакъгъан сюювню кёп гючлю кюйде суратлагъан.
Охувчу: «Ана» («Йылан къыз», бет 74).
Бизин шаирлени
анагъа багъышлангъан шиърулары йыргъа салынып йырлана.
Шолай йыргъа
салынгъан шиъруланы бириси Д.Мусаеваны сёзлеринде гьали йырлажакъ Дагъыстанны
ат къазангъан артисткасы, бизин сююмлю йыравубуз М.Аджиева.
«Аналар» (дискге тынглав)
Гьар адам анасын сюегендей, анна авлетин
эки керен артыкъ сюе.
А.Гьажаматовну
Уллу Ватан давну йылларында яратылгъан «Мен оьктеммен» деген повестинде
ананы балагъа бакъгъан сюювюн бек гючлю кюйде суратлагъан.
Лакъыр халкъны насиби учун юрюлеген
давларда оьзюню инг де аявлу ва азиз адамларын тас этген къоччакъ Умукюрсюнню
тилинде юрюле. Ол булай дей:
(китап 11 кл., бет 38)
А.Жачаев де «Ана юрек»
деген шиърусунда яшы оьзюн ташлап, къаравсуз къоюп, зарлангъанда къаргъыш этме
сюе, тек не этесен – ана яшгъа алгъыш эте.
Охувчу : «Ана юрек»
Ананы бир яшы болгъан,
Башлап гезю-къашы болгъан.
Йыллар гетип, яш нарт бола,
Ана буса бек къарт бола.
Яшы ташлап пакъыр бола,
Гезю къайта, сокъур бола.
Яшай уьйню мююшюнде,
Яшын гере ол тюшюнде.
Ятлар эте огъар кемек:
Гьай чуткъулукъ, гьай ич гелек,
Къол ялгъайлар, ят гермейлер,
Гьар йыртыгъын ермелейлер.
Языкъ болма къоймай ашдан,
Ятлар ювукъ чыгъа яшдан!..
Ана бир гюн тарлангъанда, Яшына
бек зарлангъанда,
Сокъур гезден гезъяш тегюп,
Намазлыкъгъа тизден чегюп,
Эки къолун оьрге чюе,
Яшгъа къаргъыш айтма сюе,
Авур сезлер излей ташдай,
Тек нетерсен баласына
Ана алгъыш этме башлай!!!
Ананы авлетге
бакъгъан сюювю шонча да гючлю, ана авлетге бары да затны гече. «Ана юрек балада
– бала юрек гьавада» деген айтыв нече де арив къыйыша.
4. Эргишини
де, тиштайпаны да арасындагъы сююв, гьашыкълыкъ.
Муаллим: Яшлар, дагъы да бизин юрегибизде болагъан башгъа
сююв де бар. О гьашыкълыкъ сююв. Улан – къызны арасындагъы сюювге де бизин
шаирлер кёп асарлар яратгъан. Сююв – бек терен зат. Бир-бирде сююнч, бир-бирде
талчыкъ.
Русча
айтгъанда : «Любовь – это страдание». Шаирлер оьзлени асарларында гьашыкълыкъ
сюювню тюрлю-тюрлю кюйде суратлай.
А. Къурбанов
«Асиятны сюювю» деген
пьесасында инсанда болма тюшеген инг де сыйлы хасиятланы, элин якълавну, эли
учун тарыкъ болгъанда уллу тас этивлеге тарыма тюшегенин, бир-бирин сюеген эки
адамны ягьлы, чыдамлы, намуслу, бир-бирине теренден инанагъан адамлар болма
тюшеген байлавну, ойланы ва гьислени тарбиялай.
Пьесада автор
Асиятны уллулугъун, ягьыны къаттылыгъын, гьакъылыны теренлигин, гьислерини
гёзеллигин уллу усталыкъ булан суратлама бажаргъан. Асият бизин къумукъ
драматургияны инг де гёзел, инг де къурч келпетлеринден бири. Ол оьзюню
адамлыгъы, терен сюювю, таза юреги булан зор.
Ж.Керимованы
«Тул къыз» деген
поэмасында давну йылларында аявлу уланлары, азиз гелешмишлери давгъа гетген
къызлагъа, олагъа тюшген гюнлер гётермесдей, арбалар тартмасдай авур намусланы
суратлагъан. Къужурлу ясалып яратылгъан, гелешмишине аминлигин сакълай туруп,
ол къайтар деп умут эте туруп, къарт болгъан къайратлы къызны келпети поэманы
оьзекли келпети болуп токътай.
Гючлю намусу
булан шо къыз дав майданда анадаш эли учун сыйлы жанларын къурбан этген игит
улангъа тенг бола. Шо саялы болма ярай, автор огъар дюньядагъы лап сыйлы
ташлардан эсделик салар эдим дегени.
У.Мантаеваны
«Ёлугъув» деген
хабарында гьашыкълыкъгъа байлавлу агьлю масъалалар салына.
Асарны аслу
игити намусгъа, ягьгъа байланып, оьзю кёп йылланы боюна сююп тургъан адамына
арт бере. Неге деп сорасагъыз, Саида уллу къайгъыгъа тарып турагъан ону къатыны
Кабиратны гёрюп, огъар языгъы чыгъа, ону уьюн бузма намусу къабул этмей.
Алим
Кабардиевни «Жансари» деген асары да эки сюйгенни суратлай.
Дагъыстан
халкъланы авуз поэзиясындан алсакъ «Кумухлу улан ва азайналы къыз» деген
балладада таза ва асил сююв суратлана. (яшлар китапдан охуй).
Оьзюню
сюйгени оьлгенни билгенде янына барып, ону гёрюп, къаны башына чабып, оьзю де
жан бере. Халкъ олай гючлю сюювге гючлю багьа берген ва бирче гёмген.
Алдынгъы
заманларда сюювге башгъа кюйде къарай болгъан. Улан-къыз бир-бирин сюегенни
гьали йимик аян этип айтып болмай, булкъаларда ёлугъа болгъанлар ва сюегенин де
шонда «гьайт» ташлап, англата болгъанлар.
А.-П.
Салавтовну «Айгъази» деген пьесасындан бир гесегин гёрсетейик.
(Пьесадан гёрюнюш).
Гьали буса
сиз улан –къыз бир-бири булан эришип йырлайгъан йыргъа тынглагъанны сюемен.
Олтуруп тур ерингде!
Улан:
Не
бола магъа гелсенг,
Не
бола мени сюйсенг,
Къыз:
Мен
сагъа гелир эдим,
Мен
сени сюер эдим-
Сюер
йимик гьалынг ёкъ.
Берип
алма малынг ёкъ.
Улан:
Къамалма
къала болмас,
Эки
яны яв буса,
Мал
береген аллагьдыр,
Алты
саны сав буса.
Къыз:
Мал
неге жыймадынг сен?
Алты
санынг сав сени!
Мен
сагъа гелир эдим –
Языкъ
этерсен мени.
Улан:
Улкерни
къаравулу
Тербенмес
Темиркъазыкъ.
Алты
саным сав чакъы.
Мен
этмен сени языкъ!
Къыз:
Бу
сёзюнге разимен,
Улан
аврунг алайым.
Языкъ
этмессен бугъай.
Сагъа
гелип къалайым.
Гьалиги
сюювню гьакъындан айта туруп, биз Загир Магомедовну «Къайда мени нисибим?»
деген йырына тынглайыкъ.(Дискге тынглайбыз.)
Тенглешдиргенде
алдагъы сюювню де гьалиги сюювню де кёп башгъалыкълары бар.
Загирни йырында
акъчасы бар адамны сюе, акъчасы ёкъ адамны буса сюймей деген маънаны англата.
Муна,яшлар,мен
бугюн сюювню тюрлю-тюрлю къайдаларындан таба сизге англатма къарадым.
III.Беклешдирив.
-Къайда,
яшлар,сиз нечик англадыгъыз,сююв деген недир?
-Къайсы
сюювлени гьакъындан бугюн сёйледик?
-Алдынгы
сюювню де,гьалиги сюювню де не башгъалыкълары бар?
Муаллим:
Сююв,
яшлар,гючлю зат.
Сююв
адамгъа ругь бере,
Сююв
адамны гюйдюре,
Яшавун
ярыкъ эте,
Яшавун
да сёндюре.
Ол бизин белгили къумукъ
шаирибиз А.Жачаев айтгъанлай:
Мен аллагьдан рагьму тилей геле эдим,
Гьай этсин деп мени халкъым гьакъында.
Мен дюньяда рагьму барны биле эдим,
Билмей эдим шунча кёпню халкъымда.
Бузулмасын бир уьй де,бир уя да
Сююв бир де сёнмесин деп тиледим.
Мен биле эдим сююв барны дюньяда
Тек халкъымда шунча кёпню билмедим.
V. Уьйге
иш. «Ватангъа сююв» деген сочинение язмакъ.
V.Дарсны жамын чыгъарыв.
Къыйматлав.
Ортакъчылыкъ
этгенлеге барысына да арив къыйматлар саламан.
Муаллим: Яшлар,бизин муаллимлени арасында да бардыр сюювню тюрлю-тюрлю
къайдаларын толтурма сюегенлери.Тынглап къарайыкъ. Сёз беребиз бизин дарсгъа
гелген муаллимлеге.
Шуну
булан,яшлар,биз дарсыбызны битдиребиз.
Биз
оьзюбюз айтгъан кююнде эпиграф булан дарсны ахырына ерли гелдик.
Яшлар!
Сюювню аягъыз,бир-биригизни абурлагъыз!
Программа по родной литературе (кумыкский) для 9го класса
1. Текстлени уьйренивге (Изучение текстов) – 28 сагьат.
2. Изложение, сочинение – 2 сагьат.
3.Класдан тышда охув. (Внеклассное чтение) – 4 сагьат.
-
ХХ асруну экинчи яртысындагъ адабият (Литература второй половины ХХ века) – 18 сагьат.
-
Бу девюрдеги адабиятны оьсюв ёллары (Пути развития литературы) – 1 сагьат;
-
Абдурагьман Къазиев «Къумукъ тюзню гюзгюсю» — 2 сагьат;
-
Амир Къурбанов «Асиятны сюювю» — 2 сагьат;
-
Аткъай «Мен оьктеммен» — 2 сагьат;
-
Анвар Гьажиев «Анадол айтды», Сёнмейген юлдузлар» — 1 сагьат;
-
Ибрагьим Керимов «Алихантогъай», «Агъа-ини», «Тирменчини гьиллалары», «Сынны сыры» — 2 сагьат;
-
Шарип Альбериев «Мени байлыгъым», «Мен къабулман», «Адам ва топуракъ» — 1 сагьат;
-
Агьмат Жачаев «Сабур тюбю сари алтын», «Аш гесек», «Ана тил» — 2 сагьат;
-
Магьамматсолтан Ягьияев «Бир оьрню – бир эниши» — 1 сагьат;
-
Умукюрсюн Мантаева «Ёлугъув» — 1 сагьат;
-
Акъай акъаев «Кюрчю ташлар», «Юртну адаты» — 1 сагьат;
-
Жаминат Керимова «Тул къыз» — 2 сагьат.
-
Гьалиги къумукъ проза (Современная кумыкская проза) – 4 сагьат.
-
Зарипат Атаева «Къурдашлар къыйынлы гюн табулар» — 1 сагьат;
-
Гьайбулла Давутов «Орман булакъ» — 1 сагьат;
-
Иустапа Гусейнов «Чум бише, тёгюле», «Бай гелин» — 1 сагьат;
-
Алим Къабардиев «Жансари» — 1 сагьат.
-
Дагъыстан халкъланы адабиятларындан (литература народов Дагестана) — 6 сагьат.
-
Расул Гьамзатов «Россияны солдатлары», «Ана тил» — 1 сагьат;
-
Магьамматзагьит Аминов «Аривлюк» (легенда) – 1 сагьат;
-
Магьамматрасул «Къыр гьармутлар» — 2 сагьат;
-
Муталип Митаров «Устаз» — 1 сагьат;
-
Агьматхан Абу-Бакар «Къалалы къыз» — 1 сагьат.
-
Изложение, сочинение – 2 сагьат.
-
Изложение «Мени Ватаным» – 1 сагьат;
-
Сочинение «Мени къурдашым» – 1 сагьат.
-
Класдан тышда охув. (Внеклассное чтение) – 4 сагьат.
-
Жаминат Керимова «Елни гёзюнде» — 1 сагьат;
-
Акъай Акъаев «Ханкёпюр» — 1 сагьат;
-
Агьмат Жачаев «Ана юрек» — 2 сагьат.
метки: Казахский, Сюемя, Билимин, Касбум, Етишме, Билим, Болажакъ, Гиччи
Кумторкалинский район
МКОУ «Коркмаскалинская СОШ»
Кумыкский язык
Сочинение на тему
«Моя будущая профессия»
Написала ученица 11 «А» кл.
Коркмаскалинской СОШ»
Гаджиева Асият
Учитель: Тавекелова У.А.
2019г.
Мен танглама сюеген касбу.
Лап яш чагъымдан башлап, мен болажакъ касбум гьакъда ойлашма башладым. Гьалиги заман кеп тюрлю касбуланы арасында сайламагъа бек къыйын. Кеп ойлашгъан сонг, шо яшдан берли оюма гелеген, мен сав оьмюрюмню багъышлама сюеген – муалимни касбусуна токъташдым. Мени гьасиретлигимни гьакъында анам да кеп хабарлай. Гиччи заманымда анамны тиштабанларын да гийип, сумка да тагъып, орамдагъы яшланы жыйып муалим болуп ойнама кеп сюе эдим.
Мени гезюмден, муалимлик касбу лап да жамият учун агьамиятлы касбу, неге тюгюл инсанны къурулушунда муалим аслу ер тута, ону яратывунда къылыкъны, эдепни оьр уьлгюлерин, лап да гёрмекли къайдада оьзюн тутагъан, юрютеген болмагъа уьйрете, гележекдеги уьстюнлюклеге ёлун ача.
Бир ягъындан алсакъ, муалим касбу къыйын касбуланы бириси, неге десегиз о чыдамлыкъны, гьар заман оьзюню билимин артдырывну, яшлар булангы янашывлукъну талап эте. Мен ойлашагъан кюйде, муалим яшлар булан ишлеп, оланы гьакъ юрекден сюеген адам боладыр. Неге тюгюл оланы тарбиялав — оланы сюймекдир, гьар заман олагъа тергев бермекдир. Муалим – яхшы амаллы, таза юрекли, илиякълы, ачыкъ, гьай этеген, тергевлю, англайгъан, кепли адам болмагъа герек деп ойлайман. Ол оьзюнден лап оьр уьлгюлер алардай адам болмагъа герек. Мен айтма сюегеним, мулим охувчуну билим булагъы, ону билимини кюрчюсюн сала, яшны охувгъа яхшы яда яман янашагъанлыгъын болдура.
Мени бешинчиден башлап рус ва ана тил дарслардан береген муалмимим – Умгьани Аюбовна – бек пагьмулу, оьзюню ишин сюеген адам, бары да яшгъа бир йимик, бир гёзден къарайгъан ачыкъ юзлю къатын. Ол бизин класны руководители де дюр.Оьзюню бары заманын, билимин, гючюн бизге багъышлай, неге тюгюлол биз гьакъыллы, яхшы амаллы, гертиликни сюеген адамлар болгъанны сюеУ.Аюбовна бизин рус ва ана тилни уьйретмекден къайры айланадагъы яшавну яхшы янларын англамгъа уьйрете. О къатты да дюр, бек талап да эте, тек адилли тюз муалим де дюр. Бизин сююнчлерибизге сююнюп, гиччи къыйынлыкъларыбызгъа къайгъырма да къайгъыра, тюз ёлгъа да сала, къысгъача айтгъанда, бизин экинчи анабыз да дюр.
2 стр., 597 слов
Ана тилим къолдагъы бал къартыгъым
… юрегим ярыла. Ана тиллерде чыгъагъан газетлерибиз, журналларыбыз не болур экен деген ой бизин талчыкъдыра. Буса да бизин генгюбюзню … деген ойгъа инанмайман. Тилни яхшы уьйренегенден къайры адамлыгъыбызны да таза сакъламагъа гьаракат этебиз. Ана тил дарсларда муаллимлер … Неге десе къумукъ тилни билеген адам дюньяны нече ерине барып, башгъа тюрк тиллерде сейлейген адамланы да англап бола. Бизин …
Мен болажакъ оьзюмню касбумда , кеп сюеген муалимим йимик шолай уллу касбулукъ оьрлюклеге етишме сюемен. Муалим болгъанда оьзюню ишин сюеген, намуслу, гьюрметли, ачыкъ, тюз муалим болмагъа умут этемен. Балики, гьар заман олай болмагъа да бизин яшавда къыйын болма да ярай, неге тюгюл гьар яш – айрыча бир юьзюне хас ачгъыч тапма тюшеген бир гиччи дюнья.
Тарбиягъа бакъгъан якъда четим масъалалары бар яшлагъа къол ялгъамагъа сюемен, ата-анадан аз тергев алагъан, оьзюню тенглилери булан янашыв табып болмайгъан яшлар булан ишлемеге сюемен. Олагъа кемек эте туруп гележекде жамиятны арасында насипли, оьзлеге инанагъан адамлар болмагъа къошум этежекмен деп эсиме геле. Гертиденде, дюньяны алышдырарман деп ойлашмайман, тек бир-эки адамгъа кёмек этме, тюз ёлгъа салма къаст этме ярайчы.
Болажакъ касбум гьакъда ойлашып йиберсем, школамдагъы муалимлериме къарап, бизин тарбияламакъ учун, билим бермек учун олар нечик къыйын тегегенин англайман. О буса, гертиден де, уллу гьюрметге лайыкълы гьал. Яшлар муалимине гьюрмет эте буса, ону абурлай буса, огъар гьашыкъ буса, ол береген предметни де сюежек, охумагъа да къаст этежек.
Мен билемен, тынч ёлну тангламагъа хыялым ёкъ. Бир-бирде оьзюмню гьалыма, имканлыкъларыма инанмай да йиберемен, Тек тез шо ойларымны къувалап, кютюп болмасдай зат ёкъ, эгерден оьзюню ишин сюйсе, яшланы сюйсе, яшавунгда алдынга салгъан мурадынга етишме тынч бола.
Шо саялыгъа да, мен яшлар магъа къарап уьлгю алардай, магъа ошамагъасюеген охувчуларым булангъы муалим болмагъа сез беремен.
Сочинение на кумыкском языке про осень
Сочинение на кумыкском языке на тему «Гюз»
Написала ученица 8 класса Татарханова Залина
Учитель – Бекеева Оксана Изетиновна
Гюз гелди, гетди къушлар,
Гюнеш шавласын яймай,
Гечелер къысгъа болуп.
Йылны заманларындан мен гюзню сюемен. Озокъда, къыш да арив оьзюню тазалыгъы, акълыгъы булан. Язбашда да, янгы юхудан уянгъан къызъяшдай, табиат уяна, авлакълар яшыл от булан, бавлар чечеклер булан безенелер. Тек гюзню адам тергевлю къарамаса эс де этмес йимик аламатлары кёп бар.
Гюзню гюню… Тунукъ кёкдеги булутланы артындан гюнеш, чубулдурукъну артындан яшынып-яшынып къарайгъан гелин йимик, уялчан къарай. Ел уьфюрюп тереклердеги ахырынчы япыракъланы юлкъуп ата, япыракълар оьзлер терекден даимге айрылгъанына инанма болмай, гьавада саркъып, ерде рагьатлыкъ таба. Себелейген увакъ янгур тереклени ялангъач къаркъараларындан четимсиз агъа. Терек тюпдеги къызыл, сари, боямыш япыракълардан бир тамаша хали согъулгъан деп эсинге геле. Оланы уьстюндеги янгурну тамчылары, ойлу гёзден тюшюп битмеген гёзьяш йимик йыртыллай. Исси якълагъа учуп барагъан къушланы пашман йыры адамны юрегин титирете. Гюзню гёзел пашманлыгъы адамны гёнгюн пашман этсе де, язбаш гелип, табиат янгыдан яшнажакъ деген умут юрекни сёнме къоймай.
Выберите книгу со скидкой:
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт
ОГЭ-2020. Литература (60х84/8) 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Быстрое чтение за 10 дней
Скорочтение. Как запомнить больше, читая в 8 раз быстрее
Лучшее чтение на английском языке: Портрет Дориана Грея. Великий Гэтсби
Чтение на лето. Переходим в 6-й класс. 2-е изд., испр. и доп.
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДАРГИНСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ» ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
5 класслаб абхьибси дарс
Дарсла тема : И.И. Левитанла сурат х I ясибли сочинение
Дарсла мурад : сипатбарибси белк I ла чебкад бурсидешлуми ункъдирни, текстла гьабг I ергъидеш х I ясибли сагати бурсидешлуми гьаладях I ардукни,т I абиг I ятличи диги ак I ахъни, урусла художникунала суратуназир т I абиг I ятла жагадеш гьаргбирни.
3.Дарсла тема ва мурад гьаргбирни.
4.Буч I анти суратличил тянишбирни.
5.Суратла бух I набуцличила ихтилат.
6.Г I ибратлибиубси план цах I набирхъни.
7.План х I ясибли буч I антани пикруми дурни.
-Чина х I ердизах I елра нушани чебиулра секьяйда г I ебшнили жагабирулил т I абиг I ят, дикьулра г I ебшнила макьамти. Г I ебшни –тамашала замана саби.
— Имц I атигъунти художникунани халаси дигиличил чедиахъули сари чула мер-мусала т I абиг I ятла жагадеш. Илдала ургав сайри Исаак Ильич Левитанра.
2. Художникличила ихтилат.
25 дусла дух I нар илини делк I ун азирцад суратуни,эскизуни.
3. Дарсла тема ва бек I мяг I на гьаргдирни .
— Ишбарх I и нушани х I ядурдеш бирех I е сочинение белк I ес И.И.Левитанла « Мургьила г I ебшни» бик I уси суратличила.
4.Буч I анти суратличил тянишбирни .
-Репродукция( суратуни кадяхъили дахъдиахъни) чебиахъни дурх I нази.
5.Суратла бух I набуцличила ихтилат .
— Сегъуна асар лябкьули пейзажлизибад- марайси яра разиси? Сегъуна урк I ила х I ялани алк I ахъулив х I ушазир?
-Селичила сабив сурат? Сен илис « Мургьила г I ебшни» бихьибсив?.
-Дурх I ни,х I ушаб дигахъадарив худоржникли белк I унси ик I мерличир дагьардиэс?
-Се чебиулрая гьалабси мерличиб?
-Сегъуна сарив ик I ди махъла галгаби?
-Чичи мешудуцес дирех I е к I елра галга?
1.Художник ва илала лирический т I абиг I ятла сурат.
3. Дила урк I ила х I ялани,пикруми суратличила.
Художник ва илала лирический пейзаж .
Хъарихъла (кумекла) дугьби:
Шалати ранганала сих I рула замана
Лучшее сочинение на кумыкском языке» Мен танглама сюеген касбу»
МКОУ «Коркмаскалинская СОШ»
«Моя будущая профессия»
Написала ученица 11 «А» кл.
Учитель: Тавекелова У.А.
Мен танглама сюеген касбу.
Лап яш чагъымдан башлап, мен болажакъ касбум гьакъда ойлашма башладым. Гьалиги заман кеп тюрлю касбуланы арасында сайламагъа бек къыйын. Кеп ойлашгъан сонг, шо яшдан берли оюма гелеген, мен сав оьмюрюмню багъышлама сюеген – муалимни касбусуна токъташдым. Мени гьасиретлигимни гьакъында анам да кеп хабарлай. Гиччи заманымда анамны тиштабанларын да гийип, сумка да тагъып, орамдагъы яшланы жыйып муалим болуп ойнама кеп сюе эдим.
Мени гезюмден, муалимлик касбу лап да жамият учун агьамиятлы касбу, неге тюгюл инсанны къурулушунда муалим аслу ер тута, ону яратывунда къылыкъны, эдепни оьр уьлгюлерин, лап да гёрмекли къайдада оьзюн тутагъан, юрютеген болмагъа уьйрете, гележекдеги уьстюнлюклеге ёлун ача.
Мени бешинчиден башлап рус ва ана тил дарслардан береген муалмимим – Умгьани Аюбовна – бек пагьмулу, оьзюню ишин сюеген адам, бары да яшгъа бир йимик, бир гёзден къарайгъан ачыкъ юзлю къатын. Ол бизин класны руководители де дюр.Оьзюню бары заманын, билимин, гючюн бизге багъышлай, неге тюгюлол биз гьакъыллы, яхшы амаллы, гертиликни сюеген адамлар болгъанны сюеУ.Аюбовна бизин рус ва ана тилни уьйретмекден къайры айланадагъы яшавну яхшы янларын англамгъа уьйрете. О къатты да дюр, бек талап да эте, тек адилли тюз муалим де дюр. Бизин сююнчлерибизге сююнюп, гиччи къыйынлыкъларыбызгъа къайгъырма да къайгъыра, тюз ёлгъа да сала, къысгъача айтгъанда, бизин экинчи анабыз да дюр.
Тарбиягъа бакъгъан якъда четим масъалалары бар яшлагъа къол ялгъамагъа сюемен, ата-анадан аз тергев алагъан, оьзюню тенглилери булан янашыв табып болмайгъан яшлар булан ишлемеге сюемен. Олагъа кемек эте туруп гележекде жамиятны арасында насипли, оьзлеге инанагъан адамлар болмагъа къошум этежекмен деп эсиме геле. Гертиденде, дюньяны алышдырарман деп ойлашмайман, тек бир-эки адамгъа кёмек этме, тюз ёлгъа салма къаст этме ярайчы.
Болажакъ касбум гьакъда ойлашып йиберсем, школамдагъы муалимлериме къарап, бизин тарбияламакъ учун, билим бермек учун олар нечик къыйын тегегенин англайман. О буса, гертиден де, уллу гьюрметге лайыкълы гьал. Яшлар муалимине гьюрмет эте буса, ону абурлай буса, огъар гьашыкъ буса, ол береген предметни де сюежек, охумагъа да къаст этежек.
Мен билемен, тынч ёлну тангламагъа хыялым ёкъ. Бир-бирде оьзюмню гьалыма, имканлыкъларыма инанмай да йиберемен, Тек тез шо ойларымны къувалап, кютюп болмасдай зат ёкъ, эгерден оьзюню ишин сюйсе, яшланы сюйсе, яшавунгда алдынга салгъан мурадынга етишме тынч бола.
Шо саялыгъа да, мен яшлар магъа къарап уьлгю алардай, магъа ошамагъасюеген охувчуларым булангъы муалим болмагъа сез беремен.
Источник
Кумыкский язык сочинение осень
— Тур-турсана, мени Абдуллам, турсана!
Юрт ягъаны басып гелген явлар бар,
Ягъалагъа явлар гелди, урулду,
Сягъа тенгли батыр эрлер къырылды,
Къартны-къуртну къоймай тура къайтмагъа,
Показать полностью.
Къатын-къызны олжа тута сатмагъа!
Абдуллам юхлай болгъан, уянды:
— Турмайман, мен абайым, турмайман!
Башым авруй, мени абайым, оьлемен,
Оьлюмюмню бугюн сенден гёремен!
— Башынг авруй буса, мени Абдуллам, ят, юхла!
Бешиклеге сени салса, бише деп,
Гьайлеклеге салса дагъы, тюше деп,
Эки тизим бешик этип, чайкъадым,
Эки къолум къолбав этип, байладым,
Аямда алты ай къаймакъ ялатдым,
Тёбемде теке улакъдай ойнатдым,
Къысгъа гече, мени Абдуллам, къыркъ туруп,
Къыркъ тамурдан сагъа берген акъ сютюм
Яралардан ал къан болуп агъылсын!
Мен бу гече сагъа этген «алгъышлар»
Бойнунга гьайкел болуп тагъылсын!
— Къоймайсан, мени абайым, къоймайсан,
Мени чи оьлгенимден тоймайсан!
Бу гече, мени абайым, тюш гёрдюм:
Оьрдеги уьйде гьаракъы-баллар ичилип,
Тёбенги уьйде енгсиз халат бичилип,
Къабакъ алгъа агъач атлар тартылып,
Ону уьстюне сарасанлар артылып.
— Оьрдеги уьйде гьаракъы-баллар ичилсе,
Шербет сувунг сама тюгюлмю?
Тёбенги уьйде енгсиз халат бичилсе,
Акъ гебининг сама тюгюлмю?
Къабакъ алгъа агъач атлар тартылса,
Показать полностью.
Сынажада сал сюегинг тюгюлмю?
Ону уьстюне сарасанлар артылса,
Абдулла есир сама тюгюлмю?
Шонда Абдуллам ачувлангъан, шамлангъан,
Ялан къаптал чюйден савут сермеген,
Ялан маси алашасын ерлеген,
Узатылгъан — къанжыгъагъа етмеген.
Анасы барып, яврунуна къакъды, дей.
Къамучу уруп, ягъалагъа чапды, дей.
Етип баргъан ягъадагъы явлагъа,
Бек белсенип, къатты урунгъан давлагъа.
Бек белсенип, шонда Абдуллам бек тюшген,
Шол явлагъа болмагъандай иш этген,
Оьзенгилер сызар-сызмас къан тёкген,
Къакъалар толар-толмас баш гесген.
Абдуллама онгсуз ерден окъ тийген,
Ол да, хужу, оьлер йимик бек тийген.
Бир бурулуп, онг ягъына къараса,
Не болду деп, къарамагъа агъав ёкъ,
Бир бурулуп сол ягъына къараса,
Гётерилип, ерден алма инив ёкъ.
Къурдашыны атын айтып къычыргъан.
Чабып гелген жан къурдашы ягъына.
— Абдуллангны сал сюеги — сари алтын,
Тартып, иним, къучагъынга алсана,
Белим чертип, ат белине салсана,
Абайыма савгъат этип барсана!
— Абдулламны сал сюеги сари алтын,
Тартып бугюн къучагъыма алмайман,
Белинг чертип, ат белине салмайман,
Абайынга савгъат этип бармайман.
Яхшы игитлер йимик атда олтур чу,
Показать полностью.
Душманланы гёзюн къандан толтур чу!
Яхшы игитлер йимик атда олтургъан,
Душманланы гёзюн къандан толтургъан,
Гьайдап баргъан къапусуну алдына:
— Ачылмагъыр, анам, къапуланы ачсана!
Мен баланга тербенмесдей окъ тийген,
Ол да, хужу, оьлер йимик бек тийген,
Сен баланга бир бурлугъуп бакъсана!
— Сен балнма окъ тиймесин, топ тийсин,
Шол да сагъа оьлер йимик бек тийсин!
Сен балама бир бурлугъуп бакъмайман,
Атынгны башын тыгъырыкъгъа бурсана,
Сен атынга уьч къамучу урсана;
Сени гёрме къурдашларынг гелгинче
Тыгъырыкъда ат ойната турсана!
Атны башын тыгъырыкъгьа бурду, дей,
Шонда атына уьч къамучу урду, дей,
Оьзюн гёрме къурдашлары гелгинче
Тыгъырыкъда ат ойната турду, дей.
Ат уьстюнде Азирейил гелди, дей,
Азирейил азиз жанын алды, дей.
— Оьлер йимик уллуму эди ярасы?
Сен балама къолу тийген къызбайны
Улуй къалсын мени йимик анасы!
— Къабагъалар, мени анам, боюнда
Къуба къазлар энни буса къозлайдыр,
Сени баланга къолу баргъан къызбайны
Сенден алдын абайлары бозлайдыр!
Бир сагъа чы бир гюн оьлюм, бир гюн яс,
Олагъа чы гьаман йылав, гьаман яс!
Источник
Сочинение на кумыкском языке на тему «Гюз»
Написала ученица 8 класса Татарханова Залина
Учитель – Бекеева Оксана Изетиновна
Гюз гелди, гетди къушлар,
Ана ватанын къоюп.
Гюнеш шавласын яймай,
Гечелер къысгъа болуп.
Йылны заманларындан мен гюзню сюемен. Озокъда, къыш да арив оьзюню тазалыгъы, акълыгъы булан. Язбашда да, янгы юхудан уянгъан къызъяшдай, табиат уяна, авлакълар яшыл от булан, бавлар чечеклер булан безенелер. Тек гюзню адам тергевлю къарамаса эс де этмес йимик аламатлары кёп бар.
Гюзню гюню… Тунукъ кёкдеги булутланы артындан гюнеш, чубулдурукъну артындан яшынып-яшынып къарайгъан гелин йимик, уялчан къарай. Ел уьфюрюп тереклердеги ахырынчы япыракъланы юлкъуп ата, япыракълар оьзлер терекден даимге айрылгъанына инанма болмай, гьавада саркъып, ерде рагьатлыкъ таба. Себелейген увакъ янгур тереклени ялангъач къаркъараларындан четимсиз агъа. Терек тюпдеги къызыл, сари, боямыш япыракълардан бир тамаша хали согъулгъан деп эсинге геле. Оланы уьстюндеги янгурну тамчылары, ойлу гёзден тюшюп битмеген гёзьяш йимик йыртыллай. Исси якълагъа учуп барагъан къушланы пашман йыры адамны юрегин титирете. Гюзню гёзел пашманлыгъы адамны гёнгюн пашман этсе де, язбаш гелип, табиат янгыдан яшнажакъ деген умут юрекни сёнме къоймай.
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Источник
Ответ:
Гюз гелди, гетди къушлар,
Ана ватанын къоюп.
Гюнеш шавласын яймай,
Гечелер къысгъа болуп.
Йылны заманларындан мен гюзню сюемен. Озокъда, къыш да арив оьзюню тазалыгъы, акълыгъы булан. Язбашда да, янгы юхудан уянгъан къызъяшдай, табиат уяна, авлакълар яшыл от булан, бавлар чечеклер булан безенелер. Тек гюзню адам тергевлю къарамаса эс де этмес йимик аламатлары кёп бар.
Гюзню гюню… Тунукъ кёкдеги булутланы артындан гюнеш, чубулдурукъну артындан яшынып-яшынып къарайгъан гелин йимик, уялчан къарай. Ел уьфюрюп тереклердеги ахырынчы япыракъланы юлкъуп ата, япыракълар оьзлер терекден даимге айрылгъанына инанма болмай, гьавада саркъып, ерде рагьатлыкъ таба. Себелейген увакъ янгур тереклени ялангъач къаркъараларындан четимсиз агъа. Терек тюпдеги къызыл, сари, боямыш япыракълардан бир тамаша хали согъулгъан деп эсинге геле. Оланы уьстюндеги янгурну тамчылары, ойлу гёзден тюшюп битмеген гёзьяш йимик йыртыллай. Исси якълагъа учуп барагъан къушланы пашман йыры адамны юрегин титирете. Гюзню гёзел пашманлыгъы адамны гёнгюн пашман этсе де, язбаш гелип, табиат янгыдан яшнажакъ деген умут юрекни сёнме къоймай.
Объяснение: