Обновлено: 11.03.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Практикум по написанию сочинения по тексту Виталия Закруткина.
Чтение исходного текста
(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.
(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.
(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.
(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.
(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поняла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть.
(По Виталию Закруткину)
Работа над текстом (обсуждение, оформление записей с опорой на требования к написанию сочинения в формате ЕГЭ)
Особенность Тх (текста)- художественный стиль
Пб (проблема) данного Тх скрыта в поступках героев, в их речи
(разберем эти образы, дадим им характеристику)
_________________________________
2.Комментарий
Способы отсылки к примеру-иллюстрации
Рассматривая данную проблему (обращаясь к данной проблеме, раскрывая данную проблему) , автор…
Виталий Закруткин замечает, что
Автор рассказывает о нравственных обстоятельствах, которые непрерывно воздействуют на душу человека (педложение 22)
Типовые конструкции для ввода пояснений
Писатель хочет показать, что…
Этот пример показывает, что….
Смысл этого высказывания в том, что…
Эти слова (пример…) доказывают, что… (убеждают в том, что…)
Я думаю, этим примером автор хотел показать, что …
Слова героя доказывают, что…
Автор осуждает поступок героя… ( понимает, пытается оправдать…)
Пытаясь оправдать поступок героя, автор…
Связь м/д примерами-иллюстрациями
*О каких персонажах идет речь?
*Какими они показаны автором?
*Как их воспринимаете вы. автор?
*Как относитесь к ним? Почему?
* Оправдывает ли автор поведение персонажа?
И хотя немец был безоружный, они, хуторяне, и Васятка, и Иван, и Фенечка, тоже были беззащитны, беспомощны. И насилие начали не они, поэтому беспомощность пленного фашиста и погибших хуторян – разная.
ВЫВОДЫ (по итогам рассуждения над текстом)
О чем Тх? О жестокости войны, коверкающей судьбы, жизни, характеры людей
О нравственном выборе (м/д местью и состраданием) и о сложности такого выбора…
Зачем автор создает этот Тх? Чтобы показать, как жестокость войны уродует человека, заставляя его
совершать поступки, противоречащие его нравственности,
Чтобы показать, что люди все же находят в себе нравственные силы, чтобы
относиться к бывшим врагам, повинным в гибели родных, в разрухе…, как к
людям, не отвечая жестокостью на жестокость, злостью на злость.
ИТАК, война – это трагедия, это страшное преступление против человека ( человечетва…)
*В чем заключается трагедия войны
*Почему она считается страшным преступлением против человечества?
Потому что она людей делает жестокими
Потому что порождает зло и насилие, отыскивает и выращивает ничтожные качества: месть, кровожадность, жестокость, насилие (предательство)
1. Способы формулирования проблемы
С помощью конструкции
Автор Тх рассматривает проблему воспитания эстетического вкуса человека
Автор текста размышляет над проблемой влияния массовой культуры на формирование мировоззрения молодежи
С помощью цитирования (если в Тх имеется формулировка проблемы)
Война – страшное преступление против человечества. Обращаясь к трагичным страницам истории нашей страны невольно задаешься вопросом: ……….
Можно ли оправдать жестокость по отношению к тем, кто стал причиной этой жестокости?
Как сохранить человеческие качества (сохранить милосердие в душе ), когда лишился всего, ради чего стоит жить?
Доложен ли человек оставаться человеком (оставаться милосердным, проявлять сострадание) даже к уже поверженному врагу, если тот стал причиной страшной гибели всех твоих родных, всей твоей семьи ?
Проблему выбора между местью и состраданием ставит автор данного текста.
О нравственном выборе человека ( между …..) говорит в своем тексте В.Закруткин.
Отплатить справедливой местью или проявить сострадание? Эту проблему поднимает автор данного текста.
Об умении противостоять жестокости, которую породила война ( созданной войной ), говорит автор в данном тексте.
Вов является одной из самых страшных страниц истории нашей страны. Однако события той войны — это не только воспоминание о трагичных событиях, но и показатель нравственной стойкости души человека. Об …….(Пб)
, которая проявилась в умении противостоять жестокости …..(или др. Пб). Эту проблему и раскрывает автор данного текста.
3.Связь м/д примерами – иллюстрациями
Дополнение и уточнение данной информации
Сопоставление, сравнение частей информации
Противопоставление частей информации
Иллюстрация или пояснение частного случая
Обобщение, вывод предыдущей информации
Сравнивая (что?) ….с (чем?) ……, автор приходит к выводу, что это единственное правильное решение … искреннее чувство…
Противопоставление автором примеров, иллюстрирующих …. помогает ему донести читателям мысль, что этот процесс ….
Дополнив собственные размышления о роли ……, автор тем самым подводит читателя ….
Противопоставляя примеры текста, характеризующие состояние главной героини текста, позволяют автору подчеркнуть (передать) всю красоту души Марии, которая, несмотря на пережитые страдания, сделала свой выбор в пользу милосердия.
4.Позиция автора (Па)
(если Пб – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор, то Па – ответ, который дает автор на поставленный вопрос)
* Какие качества личности проявляются в поступках и мыслях героя?
* Осуждает или одобряет поступки, поведение героя автор?
* В чем хотел убедить читателей автор, рассказывая о поступках и мыслях героя?
Позиция автора проявляется в выборе, который совершает Мария…. в спасении тяжело раненого немецкого солдата….
Закруткин убежден, что только сострадание и милосердие могут противостоять жестокости войны (бесчеловечности, которую порождает война)
5.Выражение своего отношения к позиции автора и его обоснование
(формулируя свое мнение, необходимо обосновать свое согласие или несогласие)
Автор прав, утверждая, что… Этой же точки зрения придерживается и (имя писателя, …) в книге, … своемпроизведении, романе … (название произведения)
Я согласен с мнением автора…
Нельзя не согласиться с позицией автора….
С автором нельзя не согласиться:
… умение (стремление, желание найти в себе силы) противостоять жестокости поможет …(сохранить человечность
6.Заключение
Герои произведений (указать авторов) не могут не …….. (вызывать гордость, восхищение), потому что в бесчеловечных условиях войны способны остаться людьми и бороться со злом.
Несмотря на суровые испытания, выпавшие на долю людей в годы войны, многие смогли победить не только в войне с мровым злом, а в войне с жестокостью и бесчеловечностью.
Храня память о подвиге нашей страны в ….войне, мы должны верить ( помнить и о нравственной победе людей ) в победу добрых начал в человеке
Спасает не жестокость и месть, а доброта и состадание, стремление помочь нуждающемуся в твоей помощи. Спасает милосердие.
И В.Кондратьев, и В.Закруткин характерами своих героев убеждают, что нашему народу удалось победить не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и чище.
Домашнее задание: написание сочинения, опираясь на предложенную схему.
Нарушение грамматики — нарушена граница предложения, нужно поставить запятую и не употреблять союз ПОТОМУ ЧТО ещё раз
РАНЕНЫЙ, ВЕТРЕНЫЙ = всегда с одной Н, если употребляется без приставки (израненный, безветренный) и без зависимого слова (раненный в плечо солдат. )
(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы…
(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.
(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.
(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.
(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поняла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
(По В. Закруткину)
Судьба может завести каждого человека в довольно трудную жизненную ситуацию, и, когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.
В данном тексте В. Закруткин ставит перед читателями вопрос: нужно ли проявлять милосердие?
Поднятая автором проблема чрезвычайно актуальна, потому что, к сожалению, мир стал жестоким. Потому что сейчас многие люди хотят только выжить и совсем не хотят помогать другим.
Писатель рассказывает про Марию, пережившую смерть родных и близких. Мария нашла в своём погребе немца, которого приняла за виновника своих страданий. Первой её мыслью было убить раненного солдата, но чувство сострадания не позволили ей это сделать.
В. Закруткин приходит к выводу, что необходимо проявлять милосердие.
Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что все люди должны поддерживать друг друга, особенно в
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
- 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
- 2 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
- 2 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
- 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
- 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
- 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
- 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 15 из 24
Елизавета, сочинение отличается неполнотой выражения мыслей — проблема чётко и точно не сформулирована; авторская позиция Вами не объяснена; речевые и грамматические ошибки также снизили качество работы. Пожалуйста, обратитесь к нашим замечаниям по поводу допущенных Вами нарушений норм русского языка, проанализируйте их и в дальнейшем старайтесь избегать подобных недочётов. Желаем Вам усилить подготовку к экзамену, успехов!
Занятие № 1. Как работать с текстом при написании сочинения?
Существует много методик, которые помогут нам в работе нал сочинением. Мы предлагаем один из вариантов подготовительной работы с текстом.
I. Прочитайте текст (см. Учебно-тренировочные варианты. Ва риант № 15).
(1) Сжимая в руке вилы, М ария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к такой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) Н какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и понят, что он безоружен.
(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдави ли сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу ху торян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени. и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.
(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сде лала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.
(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) За хлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам. едва за кончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что вто рой осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.
(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая ру кой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.
(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в mm горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из созна ния умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поня ла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жить, отогнать смерть.
(По В. Закруткину)
- Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте, и его позицию.
Выпишите эти фразы, например:
V. Решите: согласны ли вы с мнением автора. А может быть, его
точка зрения не приемлема для вас? Вспомните художественные
произведения или случаи из жизни, которые помогут вам доказать
свою точку зрения и запишите их.
- Подумайте, какое можно использовать введение. Наиболее выигрышным является аналитическое введение. Оно сразу заявля ет о вас, как о личности, умеющей логически грамотно мыслить. Суть такого вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
- Составьте план. Постарайтесь, чтобы он был подробным и помог вам написать сочинение. Например:
I) Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.
VIII. Опираясь на план, напишите сочинение.
Приводим образец такого сочинения. Конечно, у вас оно мо жет быть совершенно другим. Всё зависит от вашей точки зрения, а также читательского и жизненного опыта.
1) Что такое месть?
Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию — месть. Что же такое месть? Это на меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть — это сложнейшее и противоречи вое явление в жизни общества.
Месть или отказ от мести — такова основная проблема прочи танного мною текста.
И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией ав тора: у поверженного, а значит уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.
Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля. а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешептываются друг с другом. Возможно, они восхищаются бла городством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.
1) Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.
IX. Уберите из текста сочинения пункты плана. Перечитайте со чинение. Убедитесь в том, что у нас получился логически связан ный текст сочинения и нам удалось доказать свои идеи, сформу лировать вывод. Проверьте грамотность написанного вами текста.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Главный герой рассказа – старый чабан, которого все зовут просто Отцом. А ФИО знает, очевидно, один только бухгалтер затерянного в степи овцеводческого совхоза, что ежемесячно выписывает ему зарплату, которую по доверенности получает и привозит в степь шофёр-водовоз.
Здесь нет ни зелёных рощ, ни весёлых перелесков, ни кустарника только полынь, типчак да ковыли шелестят под ветром, мертвенно серебрятся солонцовые западины, изредка проносятся стада сайгаков – быстроногих степных антилоп, да парят в поднебесье орлы. Ничто не нарушает извечного великого молчания.
Время действия – апрель, когда худые, давно не мытые, захлюстанные грязью овцы впервые покидают зимние кошары и выходят в степь.
Начинается рассказ с синтаксического и лексического параллелизма, с развёрнутого сравнения. Кипенно-белые облака сравниваются с несметной отарой тонкорунных, чисто вымытых овец, которых кто-то гонит по лазурной степи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Образы неба и земли взаимопроникают друг в друга, подчёркивая единство природы, гармоничную связь между всем сущим на земле.
Портрет Отца подчёркивает его связь с природой, постоянное пребывание в степи. На воздухе: высокий. плечистый. С его загрубелого от ветров и морозов лица не сходило выражение сумрачного покоя, жесткие губы под седыми усами плотно сжаты.
Второстепенные герои – помощники Отца. Старый Бадма, которого Отец знал 60 лет. До революции батрачили вместе у баптиста – овцевода, до самой войны и после чабановали в совхозе. Несколько лет Бадма прожил в Сибири, работая в лесхозе, но, определив дочь в техникум, вернулся в степь, на свою малую родину и попросился снова в помощники к Отцу.
Младший подпасок – чернобровый казак Евдоким, которого звали Донька. Буйный красавец, силач и озорник, Донька два года назад на хуторской гулянке до полусмерти избил и поранил ножом своего счастливого соперника, отсидел в тюрьме за хулиганство и подался в степь. Отец потеплел к своему молодому помощнику, когда тот в страшный буран вызвался искать отбившихся от отары ягнят-двойняшек, всю ночь плутал по степи, обморозил лицо и руки, но ягнят, отогревая за пазухой, принёс в кошару.
Роль природы в жизни Отца.
Роль воспоминаний в жизни.
Роль влияния войны на судьбу человека.
Война разрушила все мечты и надежды старого чабана, отняла у него самое дорогое, что только может быть на свете — единственного сына, которого он выучил в городе и которым втайне гордился. Война искалечила судьбу героя, нанесла ему неизлечимую душевную рану. Война обрекла Отца, воспитавшего без матери сына, на одинокую старость.
Роль малой родины в жизни человека.
Однажды Отец в первый раз надел ватную куртку своего погибшего на войне сына и нашёл в кармане защитной солдатской стёганки, кроме остатков махорки, семечко подсолнуха, не очень крупное, серое, с белым ободком. Старик решил посадить это семечко в землю, выкопав ножом глубокую ямку. Бадма хотел сказать Отцу, что подсолнух не вырастет на солонцах, но Отец был уверен, что будет расти. Теперь чабаны часто проводили время вокруг вскопанной Отцом лунки в напряжённом любопытстве и ожидании, ведь все знали, что в этой мёртвой степи ничего не растёт. Но они уважали и любили Отца и щадили его отцовские чувства. Ведь это не просто семя подсолнуха, это память о погибшем сыне. Когда чабаны уходили, Отец, оставшись со своими подпасками, садился, скрестив ноги, у лунки и смотрел на неё.
Роль красоты в жизни человека.
Весна в степи набирала силу, щедро грело солнце. Степь сбрасывала с себя ржаво-бурую ветошь бурьянов, одевалась нежной зеленью молодых трав. Гремел в травах многолосый птичий хор. Старый чабан Бадма, повеселевший, умилённый и радостный. говорил, что нигде нет такой красоты.
Роль природы в жизни человека.
Когда подсолнух всё-таки взошёл, глаза у отца потеплели, засияли влагой, стали ясными. Он нарочито медлил, чтобы никто не заметил его волнения. Достав с пояса флягу с водой, Отец полил росток, разговаривая с ним, как с живым существом, убеждая растение, что ему нужно попить, иначе оно не выживет.
Весть о том, что Отцов подсолнух взошёл, быстро разнеслась по степи. Чабаны приходили полюбоваться невиданной диковиной, и многие стали верить, что подсолнух вырастет.
Проблема веры человека в чудо.
Проблема отношения человека к природе.
Человек должен быть благодарным природе за её дары, как старый калмык, который в праздник – Месяц Овцы – благодарил небо за то, что оно родило солнце, вырастило травы, говорил спасибо травам за то, что они кормят овцу и коня, вола и верблюда. В душе калмыка жила неумирающая любовь к родному краю, он до слёз был очарован красотой природы.
Финал рассказа оптимистичен. Под хмурым небом летели на юг лебеди, их глосса, таявшие вверху, обещали идущим по степи людям неминуемый приход вечно живой. прекрасной весны.
Читайте также:
- Сочинение на тему судьба человеческая судьба народная
- Сочинение на тему черная металлургия
- Сочинение на тему нет предела совершенству
- Сочинение на тему выразительность
- Трус посылает угрозы тогда когда он уверен в безопасности сочинение
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / ЕГЭ / Часть C / Часть С (текст В.А.Закруткина)
Часть С (текст В.А.Закруткина)
Что вызывает в нас ненависть? Можно ли отказаться от этого чувства, подавить желание мести? Над этими вопросами заставляет задуматься нас, читателей, текст Виталия Александровича Закруткина.
Марию, героиню романа, охватили «ненависть и горячая, слепая злоба», когда она встретила живого немца, солдата вражеской армии, принёсшей ей «смерти мужа и сына», «мученические дни и ночи». Но даже в такое тяжёлое и страшное время как военное, в героине остаются человеческие чувства, способность сострадать и понять. «Святое слово “мама”» пронзило сердце Марии, и она опомнилась, смогла не уподобиться тем, кто принёс страдания ей- героиня отказывается от мести, в ней уже нет той ненависти, она «отстаивает уходящую жизнь» раненого.
Автор текста призывает читателя брать пример с поступка Марии- не поддаваться «слепой злобе» и не терять способности сострадать, уметь быть милосердными и к врагу своему.
Безусловно, к призыву автора стоит прислушаться. Ведь люди должны иметь не только человеческий облик, но и человеческие чувства, быть гуманными и не попадать в плен к ненависти и злобе. Как говорил французский философ Жан- Поль Сартр: «Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого,- и ненависть, перехоя от соседа к соседу, заражает всё человечество», а Хамиль Джубран считал, что «ненависть – нечто мёртвое».
Подобно Марии забыл об этом «мёртвом» чувстве Сашка- герой рассказа «Сашка» Кондратьева Николая Дмитриевича. Впервые встретившись с врагом, юноша даёт понять немцу, что «русские над пленными не издеваются». У Сашки темнеет в глазах, когда тот получает приказ расстрелять «языка». Он не представляет, что может убить кого-то, даже если этот кто-то – враг, солдат неприятельской армии.
Итак, Виталий Александрович Закруткин призывает читателей подавить желание мести, не проявлять ненависть и быть милосердными.
Добавил: HotaruTomoe
11123 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы…
(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.
(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
— Мама! Ма-а-ма!..
(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её подкосились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…
(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле — всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. (19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и — видно по всему — не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.
(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.
(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поняла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
(По В. Закруткину)
Судьба может завести каждого человека в довольно трудную жизненную ситуацию, и, когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.
В данном тексте В. Закруткин ставит перед читателями вопрос: нужно ли проявлять милосердие?
Поднятая автором проблема чрезвычайно актуальна, потому что, к сожалению, мир стал жестоким. Потому что сейчас многие люди хотят только выжить и совсем не хотят помогать другим.
Писатель рассказывает про Марию, пережившую смерть родных и близких. Мария нашла в своём погребе немца, которого приняла за виновника своих страданий. Первой её мыслью было убить раненного солдата, но чувство сострадания не позволили ей это сделать.
В. Закруткин приходит к выводу, что необходимо проявлять милосердие.
Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что все люди должны поддерживать друг друга, особенно в
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по направлению: «Месть и великодушие». В. А. Закруткин. «Матерь человеческая».
Месть и великодушие. Кажется, что по отношению к одному человеку невозможно применить данные понятия. Мстя, разве человек может быть великодушным, милосердным? Кажется, что желание отомстить обидчику, жестоко, выразив в этом всё своё негодование к нему, презрение, настолько сильно, что его не может остановить жалость, просто человеческое сочувствие. Оказывается, может. Поистине доброе сердце, отзывчивая душа способны остановиться даже в самую наивысшую минуту гнева, проявить великодушие. Об этом написал В.А.Закруткин в повести «Матерь человеческая», показав в ней истинное милосердие, доброту героины – матери , женщины, пережившей ужасы войны. |
Всё самое дорогое отняла у Марии война: дом, любимого мужа Ивана, маленького сынишку Васятку. Зачем, для чего теперь жить? Однако новая жизнь, зародившаяся в ней, заставила героиню выжить в нечеловеческих условиях, продолжить работать – собирать урожай, посеянный её односельчанами, зверски погубленными немцами. Сколько ненависти к фашистам было в душе героини! Когда она увидела немецкого солдата Вернера Брахта, то первым её желанием было уничтожить его, убить вилами. Но слово «мама», произнесённое этим молодым юношей, заставило её остановится. Мария видела уже не врага, а ребёнка, которому нужна помощь матери. И она оказала её ему, пыталась выходить. Где нашла в себе силы эта женщина, потерявшая своего ребёнка, спасти другого, немца? Доброта, любовь к людям, сострадание были сутью её характера, добро победило зло, месть отошла на второй план, уступив место великодушию.«Только человек, сильный духом, привыкает ко всему и борется, чтобы победить». Она пыталась спасти смертельно раненную девочку Соню, помогла выжить семерым ленинградским сиротам, волею судьбы оказавшимся на оккупированной территории. Не случайно автор назвал своё произведение «Матерь человеческая», ведь именно о таким матерях, сумевших выстоять в годы войны, сохранить детей, и писал он в своём произведении. Горе Марии – это «невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского», которое испытали, пережили люди в страшные годы войны. Но и именно это горе и сделало их сильными, сумевшими победить врага. Шёл лишь сентябрь 1941-го года. Сколько ещё впереди было испытаний у героини! Но она, как и миллионы советских матерей, выстояла, ведь это сильная женщина с добрым сердцем. |
Милосердие – это одно из самых высоких нравственных качеств человека. В его основе лежит доброта, которая способна пожалеть, простить даже врага, если он беспомощен. Именно добрые, милосердные люди способны пережить горе, дать возможность видеть это мир и тем, кто ещё не родился. Как призыв ко всем нам, живущим на земле, звучат слова автора: Пожалейте тех, кто еще не пришел, но придет в мир! Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить…». Ничто: «ни огонь, ни раны изуродованной земли» – не может остановить жизнь на земле, на которой есть такие люди, как Мария, «матерь человеческая». |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
27 октября 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
(1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.
Сочинение
В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.
Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.
Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.
Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.
В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.
Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.
О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.
Урок русского языка в 11 классе
Тема урока « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Содержательный анализ текста.»
Цели урока: произвести содержательный анализ текста.
Задачи урока:
1.Образовательные:
— совершенствование навыка комплексного анализа текста;
— подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения
-обучение составлению «скелета» сочинения
2.Развивающие:
— развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;
— развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;
— совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
3.Воспитательные:
— способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;
— воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
-прививать интерес к художественной литературе
Тип урока: урок — практикум развития речи
Оборудование:
-
компьютер и проектор;
-
презентация к уроку;
-
раздаточный материал (текст В. А. Закруткина «Сжимая в руке вилы, Мария откинула …» , листы для заполнения, критерии оценивания сочинения — рассуждения);
-
рабочие тетради для работы над частью 2.
Ход урока
-
Организационный момент.(1 мин)
-
Вступительное слово учителя (1 минута)
-
Мотивация (2 минуты)
-
Подготовка к сочинению: композиция сочинения (2 минуты)
-
Чтение исходного текста — 5 минут
-
Анализ текста (информация об авторе, осмысление текста — 7 минут)
-
Работа в группах: написание сочинения по прочитанному тексту (10 минут)
-
Представление написанного (8 минут)
-
Написание заключения (2 минуты)
-
Рефлексия (1 мин)
-
Подведение итогов урока (3 минуты)
-
Домашнее задание (1 минута)
Ход урока:
— Здравствуйте. Я рада вас видеть. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Надеюсь, что наша встреча пройдёт в тёплой, дружественной обстановке. Садитесь.
2. Мотивационный этап
— Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова Владимира Литвинова: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» (Слайд 2). Согласны вы с этим высказыванием?
— Действительно, умение писать сочинение по прочитанному тексту, будь то большое или маленькое произведение, предполагает, прежде всего, умение вчитываться в текст, видеть проблемы, поставленные автором, видеть позицию автора, то есть основную мысль текста.
Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
— Правильно, тема нашего урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Содержательный анализ текста.»
-. Записываем число, тему урока. (Подготовка к написанию -рассуждения. Содержательный анализ текста.)
— Какова будет цель урока?
-Цель: произвести содержательный анализ текста.
— Верно. Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ по русскому языку.
– Определите задачи, которые стоят перед нами.
Задачи:
— формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
— определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
— излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов. (Слайд 3,4)
IV. Актуализация знаний.
— Для того, чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нам необходимо вспомнить основные понятия. Перед вами на карточках в два столбика записаны термины и их значения. Найдите соответствия. Работаем в парах.
Тема |
-разъяснение проблемы, ее интерпретация. |
Проблема |
-авторская позиция, отношение автора к той или иной проблеме |
Комментарий к проблеме |
-предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём |
Точка зрения автора |
— ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию |
Идея текста |
-вопрос, задача, которые требуют разрешения |
Тезис |
-логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса |
Аргумент |
-последовательность предложений, объединенных общей темой и идеей, и характеризующихся смысловой завершенностью |
-высказанная мысль, положение. В сочинении – это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором |
— Проверим, как вы выполнили задание. (Слайд 5)
5. Подготовка к сочинению (композиция сочинения)
— Сегодня на уроке мы будем работать с текстом Виталия Александровича Закруткина. Проанализировав содержание текста, взятого из его повести «Матерь человеческая », мы должны определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с автором, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания части 2 ЕГЭ. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы с текстом. Работа в парах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
— Ребята, давайте вспомним, какой должна быть композиция сочинения? Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности и запишите.
(На доске один ученик выстраивает названия частей в их строгом соответствии Вступление — Проблема — Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент — Вывод).
— Что такое проблема текста? И как её найти?
— Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор текста.
Чтобы правильно выделить проблему, следует задать вопросы: зачем, с какой целью написан данный текст? Следует помнить, что в тексте может рассматриваться несколько проблем, но главной будет та, по которой автор высказывает свою позицию.
5. Чтение учителем исходного текста
Чтение учителем текста В.А.Закруткина «Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула.»
6. Анализ текста
— Расскажите, пожалуйста, об авторе текста Виталии Александровиче Закруткине.
— Виталий Александрович Закруткин (1908 — 1984) — известный русский писатель и литературовед, лауреат Государственной и Сталинской премий. Родился в станице Кочетковская на Дону в семье народного учителя. Окончил Благовещенский педагогический институт имени М.И.Калинина, затем аспирантуру Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена, преподавал в Новгородском учительском институте. Готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н.Толстого, но началась Великая Отечественная война. Виталий Александрович Закруткин отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боёв написаны многие повести, рассказы и очерки, в том числе и повесть «Матерь Человеческая» (1969). Был лично знаком с А.С.Серафимовичем и М.А.Шолоховым. Умер 10 октября 1984 года. Похоронен в станице Кочетковской во дворе дома, где и жил.
-О чём данный текст?
— О человеке на войне.
-Что хотел сказать нам автор? Какова идея данного текста?
-Война –зло.
Определение стиля и типа речи.
— Вернёмся к тексту. К какому стилю речи относится данный текст?
-К художественному.
—– Какой тип речи преобладает?
(Текст относится к художественному стилю, так как целью его является эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – повествование с элементами рассуждения и описания.)
-Текст относится к художественному стилю, а значит позиция автора выражается не прямо, а косвенно, через оценочную лексику поступков Марии.Давайте проанализируем содержание эпизода ,чтобы правильно определить авторскую позицию.
— Мария хотела заколоть вилами немца. Почему?
— Её сердце было переполнено злобой и ненавистью к немцам, которые повесили мужа Ивана и сына Васятку, сожгли хутор, а хуторян (около 100 человек) взяли в плен и погнали в Германию.
—Зверствам фашистов на оккупированных территориях нет оправдания!
Видеофрагмент «Зверства фашистов»
— Почему же Мария не убила немца?
— Марию остановил тихий, сдавленный крик «мама», который раздался громом, а затем Мария увидела, что немец был совсем мальчишка, почти ребёнок, и он был ранен, смертельно ранен.
— Почему Мария принесла немцу-мальчику миску молока и охапку сена? А он всё время, что она была рядом, держал её за руку?
— Мария пожалела его, ведь он ещё совсем ребёнок, а значит у него тоже есть мать, которая любит его. Немец чувствует скорую смерть, ему наверняка страшно умирать, умирать одному, в темноте погреба. Ему хочется видеть рядом человека.
— Расскажите о вашем отношении к поступку Марии, касающемуся умирающего немецкого солдата.
— Какую проблему рассматривает автор в данном тексте?
— Проблему милосердия.
— Что такое милосердие?
— Милосердие — это готовность помочь страдающим людям, проявить к ним сердечное участие.
-Давайте определим позицию автора по данной проблеме?
Выберите и прочитайте предложение, в котором, на ваш взгляд, отражается позиция автора текста.
— «И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его.» (20 предложение).
— В каких произведениях герои проявляют милосердие?
— Соня Мармеладова спасает детей мачехи Катерины Ивановны от голодной смерти, помогает возродиться к новой жизни Родиону Раскольникову в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Данко ценой собственной жизни выводит людей из леса, болота в легенде о Данко, которая является частью рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького.
Андрей Соколов берёт мальчика Ваню, признавшись ему, что он его отец в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».
Наташа Ростова отдаёт подводы раненым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В повести В.Быкова «Сотников»главный герой Сотников берёт всю вину на себя, надеясь, что немцы отпустят остальных арестованных.
— Приведите примеры милосердия в сегодняшней жизни.
— Это прежде всего работа благотворительных фондов. Например, в 2007 году Чулпан Хаматова и Дина Корзун создали благотворительный фонд «Подари жизнь» для оказания помощи онкологически больным детям. Вотонтёры помогают ухаживать за детьми, организуют благотворительные концерты, вырученные деньги от которых идут на оплату лечения. Сейчас фонд носит имя Димы Рогачёва, одного из пациентов фонда.
— Можно рассказать и о деятельности Доктора Лизы. Доктор Лиза — это Елизавета Петровна Глинка, врач-реаниматолог. Она создала общественный фонд «Справедливая помощь», в котором оказывали врачебную и материальную помощь тяжелобольным детям. Доктор Лиза доставляла медикаменты на Донбасс и в Сирию и вывозила в Москву больных, которым требовалась высококвалифицированная помощь. К сожалению, 25 декабря 2016 года она погибла в авиакатастрофе вместе с членами ансамбля имени Александрова.
Физминутка
7. Работа в группах. Написание сочинения по прочитанному тексту.
— Я предлагаю вам написать сочинение по данному тексту.
А) Начинать сочинение можно со Вступления, в котором отражена тема (О чём!)
Это желательная, но не обязательная часть при написании сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку.
(Например: Война – это …
Милосердие…Есть ли ему место на войне?)
Б) В следующем абзаце необходимо сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста. Это может быть 1-2 вопросительных предложения.
(Например:
-
В чем, по мнению В.Закруткина, заключается милосердие?
-
Кто заслуживает сострадания и гуманного отношения даже в тяжёлое военное время?
-
Что лучше: отомстить поверженному врагу, убив его, а потом носить воспоминание об этом в своем сердце долгие годы или простить, не держать зла и честно смотреть ему в глаза? Над этой проблемой размышляет (поднимает, знакомит, повествует, затрагивает и т.д.) В.Закруткин в предложенном тексте.)
В) Прокомментировать проблему (4-5 предложений) вам помогут следующие вопросы:
— Какие стороны человеческой жизни затрагивает Закруткин в предложенном отрывке из повести? (Нравственные, моральные)
— Как вы оцениваете поступок Марии, пожалевшей умирающего, беспомощного немецкого мальчика-солдата?
— Марию вначале захлестнула ненависть и слепая злоба при виде живого немца . И все-таки она жалеет его, осматривает рану, поит молоком, приносит сено, чтобы согреть его, разговаривает с ним. Почему? (они оба пострадали от войны, оба – её жертвы, оба одиноки)
N.B.! Следует помнить, что при написании комментария мы должны привести 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста.
Г) Позицию автора можно изложить своими словами или процитировать.
(Например: Позиция автора сводится к тому, что «человек должен быть милосердным к уже поверженному, а значит, уже безопасному , врагу
Д) В следующем абзаце Вам необходимо будет этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с мнением Виталия Алексеевича Закруткина и (!) объяснить почему.
Начало этого абзаца можно оформить,
— используя вводные слова (Трудно не согласиться с автором (я согласен)…во-первых,…во-вторых,…);
— употребляя СПП с придаточным причины (Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п., потому что…);
— применяя доказательство от противного (Попробуем не согласиться с автором текста. Что тогда получится?.. Представим, что автор текста не прав…);
— используя вопрос и ответ на него (Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет.)
Е) Как закончить сочинение?
Приступая к написанию заключительной части, необходимо перечитать свою работу. Сочинение, как правило, завершается вариативным повтором тезиса – выводом, т.е. уже известным суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана его истинность. Можно начать заключение так:
— Автор поднимает в своем рассказе актуальную проблему и подсказывает нам …….
— Автор убеждает нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми, проявлять……..
— — Прочитав отрывок из повести В.А.Закруткина«Матерь человеческая» , я понял, что…
-Так как времени у нас мало, разделимся на группы, и поработаем над определёнными пунктами плана написания сочинения – рассуждения.
Сочинение должно обязательно заканчиваться выводом. Именно вывод — заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения.
— Каким может быть заключение — вывод? Как его можно оформить?
— Заключение должно быть небольшим по объёму : 1-2 предложения.
К основным способам оформления заключения относятся:
1) Обобщение основных мыслей автора.
2) Риторический вопрос, который возвращает к проблеме текста и подчёркивает её актуальность.
3) Использование цитаты, пословицы, афоризма.
4) Вопросно-ответное единство: проблема — вопрос и ответ на данный вопрос.
5) Призыв, обращение к читателю.
По данному тексту я бы выбрала заключение — цитату, афоризм.
Например. Война — это самое страшное, потому что несёт смерть. Но даже во время войны человек может оставаться Человеком, если, по мнению Дмитрия Ивановича Фонвизина, имеет сердце и душу.
Ученики работают под музыку московского диктора, композитора и саундпродюсера Алексея Вернера «Осенняя баллада» / Autumn Ballad/, «Нежность» /Tenderness/, «Холодный рассвет» /Cold Dawn/.
8. Представление написанного
1 группа — Вступление и проблема текста.
2 группа — Комментарий к проблеме текста.
3 группа — Авторская позиция по проблеме текста.
4 группа — Собственное мнение по проблеме текста и аргументация.
5 группа (Патимат) — Заключение.
9. Написание заключения
— Сочинение должно обязательно заканчиваться выводом. Именно вывод — заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения.
— Каким может быть заключение — вывод? Как его можно оформить?
— Заключение должно быть небольшим по объёму : 1-2 предложения.
К основным способам оформления заключения относятся:
1) Обобщение основных мыслей автора.
2) Риторический вопрос, который возвращает к проблеме текста и подчёркивает её актуальность.
3) Использование цитаты, пословицы, афоризма.
4) Вопросно-ответное единство: проблема — вопрос и ответ на данный вопрос.
5) Призыв, обращение к читателю.
По данному тексту я бы выбрала заключение — цитату, афоризм.
Например. Война — это самое страшное, потому что несёт смерть. Но даже во время войны человек может оставаться Человеком, если, по мнению Дмитрия Ивановича Фонвизина, имеет сердце и душу.
10. Чтение работ
11.Рефлексия. Заполнение листа самооценки.
Вопрос |
Ответ (да, нет) |
Я знаю, ЧТО такое проблема? |
|
Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос? |
|
Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод? |
|
Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы, примеры? |
|
Смогу ЛИ я выстроить аргументацию? |
|
Мне понятно, КАК применять знания, полученные на других предметах, в жизни? |
|
Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)? |
|
Я оцениваю свою работу на уроке …. |
12. Подведение итога урока
— Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами вологодской поэтессы Ларисы Патраковой.
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь,
В мир приходит женщина, чтоб очаг сберечь,
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть,
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
— Текст для сочинения взят из повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь Человеческая».
Самое страшное, что в основе повести лежат реальные события Великой Отечественной войны , которые произошли под Ростовом , на оккупированной фашистами территории.(слайды)
В эти дни жители Ставрополья , Дона и Кубани отмечают 75-ю годовщину освобождения своей малой родины от немецких захватчиков.
-(слайд)
Листая страницы книги, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война — страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.
Повесть «Матерь человеческая» тревожит душу, будоражит память, а значит, помогает нам оставаться людьми.
(слайд) Буктлейер к книге (видео)
— Вместе мы написали сочинение по прочитанному тексту. Я думаю, что вы убедились в правильности слов Владимира Литвинова: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» . А»Чтобы научиться писать, надо писать!», -говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Следуйте его совету,и тогда у вас обязательно всё получится! Спасибо вам за работу!
11. Домашнее задание.
— Напишите сочинение по данному тексту.
– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?
– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?
— Домашнее задание: доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации.
синквейн
-
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
-
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
-
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
-
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
-
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
А теперь напишем синквэйн:
1 существительное,
2 прилагательных,
3 глагола,
Предложение.
Вывод.
Что вызывает в нас ненависть? Можно ли отказаться от этого чувства, подавить желание мести? Над этими вопросами заставляет задуматься нас, читателей, текст Виталия Александровича Закруткина.
Марию, героиню романа, охватили «ненависть и горячая, слепая злоба», когда она встретила живого немца, солдата вражеской армии, принесшей ей «смерти мужа и сына», «мученические дни и ночи». Но даже в такое тяжелое и страшное время как военное, в героине остаются человеческие чувства, способность сострадать и понять. «Святое слово «мама»» пронзило сердце Марии, и она опомнилась, смогла не уподобиться тем, кто принес страдания ей — героиня отказывается от мести, в ней уже нет той ненависти, она «отстаивает уходящую жизнь» раненого.
Автор текста призывает читателя брать пример с поступка Марии — не поддаваться «слепой злобе» и не терять способности сострадать, уметь быть милосердными и к врагу своему.
Безусловно, к призыву автора стоит прислушаться. Ведь люди должны иметь не только человеческий облик, но и человеческие чувства, быть гуманными и не попадать в плен к ненависти и злобе. Как говорил французский философ Жан — Поль Сартр: «Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого,- и ненависть, перехоя от соседа к соседу, заражает все человечество», а Хамиль Джубран считал, что «ненависть — нечто мертвое».
Подобно Марии забыл об этом «мертвом» чувстве Сашка — герой рассказа «Сашка» Кондратьева Николая Дмитриевича. Впервые встретившись с врагом, юноша дает понять немцу, что «русские над пленными не издеваются». У Сашки темнеет в глазах, когда тот получает приказ расстрелять «языка». Он не представляет, что может убить кого-то, даже если этот кто-то — враг, солдат неприятельской армии.
Итак, Виталий Александрович Закруткин призывает читателей подавить желание мести, не проявлять ненависть и быть милосердными.
Часть С (текст В. А. Закруткина)