Сочинение егэ по тексту захарова в июле 1941

Обновлено: 11.03.2023

В августе 1941 года Гитлер пригласил фашистского диктатора Муссолини в Брестскую крепость полюбоваться триумфом немецкого оружия. Два вождя гуляли по дымящимся развалинам в сопровожде­нии ликующей свиты.

Удивительно, но порою огромную, чуть ли не вселенскую значи­мость обретают какие-то детали, частности, мелочи, факты, размер которых в масштабе всемирной истории меньше атома. Дело тут не в том, что писатель или историк навёл увеличительное стекло на какое-то интересное для него событие и произвольно придал ему особенный смысл. Нет, эти мелкие факты отражают могучие тектонические дви­жения, происходящие в неведомых глубинах исторических процессов, скрывающих в себе первопричину всех событий. Так, например, один из немецких генералов в своих мемуарах вспоминал о том, что всех его офицеров глубоко потряс один случай: в плен был захвачен советский солдат, который тащил за собой пушку с единственным снарядом. Это героическое безумие не поддавалось объяснению! Ка­кой нужно обладать титанической волей, чтобы не бросить тяжелен­ное орудие и с неслыханным упорством пробиваться к своим? Не тог­да ли в головах немецких вояк, опьянённых первыми победами, забрезжил смутный призрак позорного краха?

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение 1941-1943 по всем критериям с примерами Тегеранская конференция и нападение Германии на СССР 11 баллов.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Период с 1941 по 1943 характеризуется начальным этапом Великой Отечественной войны. В это время руководство страной осуществлял И.В. Сталин.

Также важным событием в жизни общества в рамках Великой Отечественной войны стала Тегеранская конференция, проходившая 28 ноября – 1 декабря 1943 года. Важную роль в данном событии сыграл И.В. Сталин, который неоднократно ставил на конференции вопрос об открытии второго фронта в Европе и добился этого от лидеров США и Великобритании, также Сталину удалось добиться сохранения Германии, что было выгодно СССР. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Причиной проведения конференции стала необходимость определить дальнейшую стратегию борьбы с Германией и ее союзниками и решить ряд вопросов войны и мира. В дальнейшем принятые на Тегеранской конференции решения привели к открытию второго фронта в Европе, а также СССР пообещал вступить в войну с Японией спустя 3 месяца после капитуляции Германии.

Значение данного периода для дальнейшей истории России огромно и заключается оно в успешном ведении военных действий и дальнейшей победе СССР в Великой Отечественной войне в мае 1945 года.

(409 слов) Что помогает людям сохранить веру в будущее на войне? Многие солдаты говорят о том, что их поддерживали воспоминания о малой родине. Вспоминая красивые пейзажи, они мысленно уносились к себе домой и отдыхали в этих грезах, черпая из них силу. О своем опыте писал советский литератор К.Г. Паустовский, размышляющий о проблеме психологического состояния человека на войне.

Автор считает, что человека на войне поддерживают мысли о доме, о красоте малой родины. Яркие пейзажи под мирным небом отвлекают солдат от суровой действительности.

Таким образом, человек на войне утешается благодаря воспоминаниям о природе родного края, о доме и знакомых местах. Красивые пейзажи действуют на душу умиротворяюще и в то же время мотивируют людей отстаивать свободу родины.

Сочинение ЕГЭ: Проблема лицемерия в тексте Л. Воронковой

Автор: Самый Зелёный · Published 29.01.2019

Примеры сочинений на ЕГЭ по литературе 2019: образец выполнения задания 17

Автор: Самый Зелёный · Published 20.01.2019 · Last modified 06.12.2021

Сочинение ЕГЭ: Миссия писателя в тексте М.В. Гуминенко

Автор: Самый Зелёный · Published 18.05.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Вы верно сформулировали проблему и позицию автора, прокомментировали проблему и выразили своё отношение к авторской позиции.
Обратите внимание на следующие ошибки и недочёты.
К8 — 2б.

. пример про бедных женщин, которые многое перенесли на войне (ЗПТ) дополняет второй

К.Паустовский вспоминает об одном раненом австрийце, которого он встретил в Лефортове в вагоне

Неудачное использование обоих местоимений в придаточной части, ведущее к неоднозначному прочтению предложения.

Во-первых, недочёт в использовании союзного слова «где»: пытаясь избежать повтора местоимения «который», Вы строите предложение, в котором неудачно использованы однородные придаточные. Во — вторых, создается впечатление, что они зависят не от одной главной части, а друг от друга, само предложение кажется незавершенным.

Первый пример про бедных женщин, которые многое перенесли на войне дополняет второй пример про умирающего австрийца. Это помогает лучше понять весь ужас войны.

Неудачное использование указательного местоимения «это». Становится неясно, что «помогает лучше понять весь ужас войны»: примеры или их содержание — «бедные женщины» и «умирающий австриец».
К 10 — 2б

Правильно сказать так: разлучает родителей и детей.

Далее К.Паустовский вспоминает об одном раненом австрийце, которого он встретил в Лефортове в вагоне. Умирающий австриец пытался сказать автору.

Перепутаны автор и рассказчик.

При написании сочинений внимательнее относитесь к слову. Больше читайте. Ваша речь будет правильнее и выразительнее.

Читайте также:

      

  • Сочинение по английскому языку про замок
  •   

  • 25 баллов за сочинение по русскому егэ сколько вторичных
  •   

  • Сочинение моей школе 50
  •   

  • Сочинение что такое совесть по тексту пантелеева
  •   

  • Сочинение книга которая изменила мою жизнь капитанская дочка

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Сочинение

Что помогало солдатам переживать тяготы войны? Что не давало людям отчаяться и опустить руки? Об этом размышляет советский писатель К.Г. Паустовский, затрагивая тему психологического состояния человека на войне.

Автор вспоминает самое начало Великой Отечественной войны. Летом 1941 года он ехал на военной грузовой машине по дороге. Нередко машина попадала под обстрел, и солдаты выскакивали из кузова и прятались на обочине дороги. “Вы о чем думаете, когда лежите под пулями?” — спросил водитель рассказчика после очередного обстрела. И водитель тут же признался, что в такие минуты вспоминает родные костромские леса, мечтает вернуться в родные края и стать лесником.

Рассказчик подумал, что тоже тоскует по родной земле и часто в минуты опасности думает о ней. Вспоминает рассказчик о родных сосновых лесах, представляя в мельчайших подробностях путь на Черное озеро. И казалось ему, что “не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места”.

Оба примера, дополняя друг друга, отражают ценность воспоминаний, которые помогали солдатам пережить все невзгоды и тяготы боевых действий.

Автор считает, что на войне солдат поддерживали воспоминания о малой родине, о дорогих сердцу местах. Память о доме, о беззаботных временах под мирным небом отвлекала солдат от суровой действительности.

Нельзя не согласиться с автором текста. Память людей сохраняет лучшие моменты жизни, благодаря которым человек не падает духом. На войне воспоминания о родной земле помогали людям пережить все ужасы боев и тяготы быта.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что память – высшая ценность человека. На войне солдатам помогали выжить воспоминания о доме и родной природе.

Исходный текст

В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине из Рыбницы-на-Днестре в Тирасполь. Я сидел в кабине рядом с молчаливым водителем. Бурая пыль, раскаленная солнцем, взрывалась клубами под колесами машины. Все вокруг — хаты, подсолнухи, акации и сухая трава — было покрыто этой шершавой пылью.

Солнце дымилось в обесцвеченном небе. Вода в алюминиевой фляге была горячая и пахла резиной. За Днестром гремела канонада.

В кузове ехали несколько молодых лейтенантов. Иногда они начинали стучать кулаками по крыше кабины и кричали: «Воздух!» Водитель останавливал машину, мы выскакивали, отбегали подальше от дороги и ложились. Тотчас со злорадным воем на дорогу пикировали черные немецкие «мессеры».

Иногда они замечали нас и били из пулеметов. Но, к счастью, никто не пострадал. Пули подымали смерчи пыли. «Мессеры» исчезали, и оставался только жар во всем теле от раскаленной земли, гул в голове и жажда.

После одного из таких налетов водитель неожиданно спросил меня:
— Вы о чем думаете, когда лежите под пулями? Вспоминаете? — Вспоминаю, — ответил я.
— И я вспоминаю, — сказал помолчав водитель. — Леса наши вспоминаю костромские. Останусь жив, вернусь на родину — буду проситься в лесники. Возьму с собой жену — она у меня спокойная, красивая — и девочку, и будем жить в сторожке. Поверите ли, как подумаю об этом, так с сердцем делаются перебои. А водителям это не положено.
— Я тоже, — ответил я. — Вспоминаю свои леса.
— А ваши хороши? — спросил водитель.
— Хороши.

Водитель натянул пилотку на лоб и дал газ. Больше мы не разговаривали. Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой любимые места, как на войне. Я ловил себя на том, что нетерпеливо жду ночи, когда где-нибудь в сухой степной балке, лежа в кузове грузовой машины и укрывшись шинелью, можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. Я говорил себе: «Сегодня я пойду на Черное озеро, а завтра, если буду жив, на берега Пры или на Требутино». И у меня замирало сердце от предчувствия этих воображаемых походов.

Вот так однажды я лежал под шинелью и представлял в мельчайших подробностях путь на Черное озеро. Мне казалось, что не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места и пройти по ним, забыв обо всех заботах и невзгодах, слушая, как легко стучит в груди сердце. В этих своих мечтах в кузове машины я всегда выходил из деревенского дома ранним утром и шел по песчаной улице мимо старых изб. На подоконниках в жестянках от консервов цвел огненный бальзамин. Его в тамошних местах зовут «Ваня мокрый». Должно быть, потому, что толстый ствол бальзамина просвечивает против солнца зеленым соком и в этом соке иногда даже видны пузырьки воздуха.
Около колодца, где весь день гремят ведрами босоногие болтливые девочки в ситцевых выгоревших платьях, надо свернуть в проулок, или, по-местному, в «прожог». В этом проулке, в крайней избе, живет известный на всю округу красавец петух. Он часто стоит на одной ноге на самом солнцепеке и пылает своим оперением, как груда рдеющих углей.

За петухом избы кончаются, и тянется, заворачивая плавной дугой в дальние леса, игрушечное полотно узкоколейки. Удивительно, что по откосам этого полотна растут совсем не те цветы, что вокруг. Нигде нет таких зарослей цикория, как около горячих от солнца узеньких рельсов.

За полотном узкоколейки непроходимым частоколом стоит молодой сосняк. Непроходимым он кажется только издали. Сквозь него всегда можно продраться, но, конечно, маленькие сосенки исколют вас иглами и оставят на пальцах липучие пятна смолы.

Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки.

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Война – самое трудное испытание для человека. Она ломает жизни, лишает покоя, пугает бесконечной тьмой. Так что же не давало людям отчаяться? О чем вспоминали и мечтали в то тяжелое время? Проблему роли памяти и мечты во время войны затрагивает Константин Георгиевич Паустовский в своем тексте.

Автор пишет о водителе грузовика, который вспоминал костромские леса, когда над головой проносились пули. «Останусь жив, вернусь на родину – буду проситься в лесники», — делился он своими планами. Водитель думал о своей семье, о доме, о возможном будущем, и «с сердцем делался перебой». Так память о близких, о родных местах, мечты о том, что однажды в жизнь вернутся мир и покой, давали людям силы.

Писатель вспоминает и свои собственные мысли, посещавшие его в военное время. Его сердце замирало от «предчувствия воображаемых походов» на Черное озеро, на берега Пры или на Требутино. Эти воспоминания и мечта, что они могут снова стать реальностью, давали автору надежду.

Оба этих примера, дополняя друг друга, отображают ценность мечты и воспоминаний в нелегкое время.

Позиция автора ясна: он считает, что «не может быть в жизни большего счастья», чем опять увидеть знакомые места, «забыв обо всех заботах и невзгодах».

Я согласна с автором, так как считаю, что воспоминания о счастливых моментах и мечта об их повторении дарят надежду, не дают впасть в уныние.

Вспоминается история Анны Франк, маленькой еврейской девочки, которая во время войны вела дневник. Она писала о прошлом, о семье, о мечтах и планах. Эти записи не позволяли ей забыть, что такое радость. Ради чего стоит жить.

Память – высшая ценность человека, которая помогает пережить даже ужас войны.

Отрывок текста Паустовского: В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине из Рыбницы-на-Днестре в Тирасполь. Я сидел в кабине рядом с молчаливым водителем. Бурая пыль, раскаленная солнцем, взрывалась клубами под колесами машины. 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

                                                    Текст 1

1) С воцарением в доме чёрного полированного ящика, в откинутой крышке которого многие годы затем неустанно отражалась моя оцепенелая тоска, началась новая, музыкальная эра в семье.

2) Сначала целый год двумя трамваями с пересадкой я ездила на другой конец города к учительнице музыки. 3) Стояла необычно холодная для Ташкента зима… 4) От трамвая до дома учительницы ещё бежала минут двадцать по морозу. 5) Зачем? 6)Не могу вообразить, чтобы я отправила свою дочь ехать трамваями в такую даль, зачем бы то ни было. 7) (Правда, по мнению всех родственников, моя дочь невероятно разбалована…)

8) Зато перед уходом учительница заставляла меня выпить стакан горячего чаю. 9) «Из дому надо выходить с запасом тепла», – говорила она, и одной этой фразой вот уже сорок лет прочно обитает в моей памяти.

10) Итак, к учительнице минут двадцать надо было бежать петлястыми переулками и заброшенными пустырями. 11) Бог знает – какие опасности ждали там восьмилетнюю девочку. 12) Раза два я чудом ускользала от обидчиков. 13) Господи, во имя чего всё это было – во имя «Полонеза» Огинского?

14) Помню, как однажды заметелило и долго, долго не было сначала одного трамвая, потом минут сорок я стояла на пересадке на Госпитальном рынке, ждала другой, потом, подвывая, бежала в бушующей снежной пене домой…

15) Когда позвонила в дверь, мама открыла и сказала бодро:

16) – Замёрзла? Иди пирожки с картошкой кушать!

17) Я сидела за столом с тугой картофельной щекой, каменные коленки сладко отмерзали, пальцы ног болели… и я поверить не могла, что ещё несколько минут назад погибала (в этом я была уверена!) там, одна, на дороге.

18) Детское одиночество – я говорю о чувстве – может сравниться только со старческим. 19) Самый любимый ребёнок в семье, как и обласканный всеми детьми и внуками дед, независимо от обстоятельств, может чуять этот космический холод ещё – уже близкой бездны. 20) Одни ещё недалеко ушли, другие подбираются всё ближе.

21) Кажется, мама была очень довольна, что я не пропустила урока. 22) Наверное, она была права в чём-то существенно важном. 23) Например, в том, что ребёнку следует прививать чувство ответственности.

24) Пропади оно всё пропадом… 25) Я прожила большую часть жизни, послушайте. 26) Ни за что и никогда не заставляйте детей преодолевать препоны этого проклятого мира. 27) В метельный вечер пусть они сидят дома. 28) И тогда, милосердный Господь, есть надежда, что все они останутся живы.

(По Д. Рубиной)

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Сюжет произведения Д. Рубиной связан с Ташкентом середины XX века. Автор вспоминает своё детство в этом городе и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (предложения 5, 13), приглашает читателя к размышлению. («долго, долго», «потом… стояла», «потом… бежала» в предложении 14) позволяют читателю представить особенности мировосприятия маленькой девочки – героини произведения.
Использование такого синтаксического средства выразительности, как
(предложения 22, 23 и 25, 26), придаёт размышлениям автора особую интонацию. (например, в предложении 19) усиливает впечатление от прочитанного.

Список терминов:

1) Сравнительный оборот
2) Повторы
3) Разговорная лексика
4) Инверсия
5) Олицетворение
6) Парцелляция
7) Эпитеты
8) Гипербола
9) Вопросительные предложения

                             Правильный ответ: 9,2,6,1

Текст 2

(1) Наступил момент, когда Бадин перестал слышать, что говорили вокруг. (2) Картина забрала его. (3) Так происходило всегда перед настоящей живописью. (4) Терпеливо он дождался толчка. (5) Бывало, что это настигало плавно, словно раскрывался занавес. (6) Оставалась только картина и он. (7) Хорошую картину недостаточно знать, время от времени ее надо смотреть. (8) Эту картину Астахова он знал давно. (9) Но за это время с ней что-то произошло. (10) Здесь, в Лыкове, она стала иной. (11) Конечно, было поучительно сличать картину с натурой. (12) Определить расхождение – что художник изменил, зачем подчеркнул кирпичное пятно на стене, как написал медную крышу и слепящие окна, сохранив их форму… (13) Бадин привычно анализировал детали, где что понадобилось художнику уравновесить, столкнуть, но это не помогало понять того жара и печали, которые исходили от картины. (14) И раньше он выделял ее из астаховских пейзажей. (15) Теперь же он ощутил скрытую силу картины, каждый мазок, линия были вызваны чувством, которое Бадин не умел определить. (16) Кислых… (17) Лиза Кислых… (18) Ему вспомнилось, что фамилию эту упоминала Тучкова в своем рассказе о женщине, которую любил художник. (19) Может, любовь?.. – спрашивал он себя. (20) Одна природа не может так взволновать художника, думал он.

(21) В пейзаже художник повторил подробности натуры, с дотошностью, ему несвойственной, – и флюгер, и кнехты, имелось все, но сдвинутое, надломанное, чуть незнакомое. (22) Кроме мастерства, было другое, чем-то еще затягивала картина, Бадин начал ощущать таинственное живое тепло этого создания, живущего собственной жизнью живого существа. (23) За то время, что он не видел ее, картина словно поздоровела, окрепла, стала ярче. (24) Не так, как бывает после реставрации, не краски посвежели, а берег, дом, река – все открылось в своем значении. (25) Бадин захотел представить себе отношения Астахова с этой Лизой Кислых, что это была за любовь. (26) Но он слишком мало знал. (27) Он подумал, как мало известны истории создания великих полотен, редко мы знаем, что в жизни художника вызвало их появление.

(По Д. Гранину)

Рецензия

В представленном фрагменте автор описывает размышления героя, пытающегося осознать чарующую силу картины. Ход мыслей героя, а также их динамичность автор изображает при помощи (предложения 1, 13, 14, 15…). Фрагментарность и прерывистость мыслей передается при помощи (предложения 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9…) и (предложения 16, 17).
В сознании героя картина одухотворена, именно поэтому в тексте такое обилие
(предложения 2, 22, 23).

Список терминов:
1) метонимия
2) метафора
3) сравнения
4) личные глаголы
5) простые предложения
6) прилагательные
7) расчлененные конструкции
8) риторический вопрос
9) сложноподчиненные предложения

                                                                                                    Правильный ответ: 4,5,7,2

Текст 3

(1) Певцы вошли, собственно, они оказались здесь же, за дверьми, через которые и мы проходили. (2) Их было десять человек, всего десять. (3) Причем все молодые, можно сказать, мои ровесники. (4) Все в одинаковых черных концертных костюмах, с жесткими бабочками на белых манишках, все в черных ботинках. (5) Ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей, ни даже помоста для сцены и никаких, конечно, световых манипуляторов не было – просто в зале несколько приглушили свет.

(6) И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне почему-то стало страшно за певцов. (7) Столько народу собралось, да и молодежь наша привыкла к электронному громогласию, а они – как безоружные солдаты на поле боя.

(8) Певцы плотно выстроились плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (9) Лица их были спокойны и сосредоточенны, точно они вовсе не боялись за себя. (10) И еще одну странность я заметил – все они почему-то казались похожими друг на друга. (11) Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв. (12) Ведь в такие мгновения все, может быть, и очень важное в другое время в повседневной жизни каждого, начисто исключается из помыслов – точно так перед началом боя все думают лишь о том, как одержать победу.

(13) Певцы были готовы. (14) Они немного помолчали, настраивая дыхание, тесней сплотились плечами, и тут стало совсем тихо, зал точно опустел – до того всем было интересно, что же смогут эти десятеро, как они отважились и на что надеются. (15) И вот по кивку стоящего справа третьим от края – видимо, ведущего в этой группе – они запели. (16) И голоса взлетели…

(17) В той тишине как бы медленно тронулась с места божественная воздушная колесница со сверкающими ободами и спицами и покатилась по незримым волнам за пределы зала, оставляя за собой долго не стихающий, всякий раз вновь возрождающийся из неисчерпаемых запасов духа торжественный и ликующий след голосов.

(18) Слушатели были покорены, зачарованы, повергнуты в раздумья. (19) Воображение каждого увлекало в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грез, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(20) А они пели, эти десятеро, чтобы мы погружались в себя, в кружащие омуты подсознания, воскрешали в себе прошлое, дух и скорби ушедших поколений, чтобы затем вознеслись, воспарили над собой и над миром и нашли красоту и смысл собственного предназначения, – однажды явившись в жизнь, возлюбить ее чудесное устроение. (21) Эти десятеро пели так самозабвенно, так богодостойно – быть может, сами того не ведая, что пробуждали в душах высшие порывы, которые редко когда охватывают людей в обыденной жизни, среди постылых забот и суеты. (22) И оттого собравшихся безотчетно переполняла благость, их лица взволнованны, у некоторых поблескивали слезы в глазах.

(23) Как я радовался, как благодарил случай, приведший меня сюда, чтобы подарить мне этот праздник, когда мое существование словно бы вышло на вневременной и внепространственный простор, где чудодейственно совмещались все мои познания и переживания, – и в воспоминаниях о прошлом, в сознании настоящего и в грезах о будущем.

(По Ч. Айтматову)

Рецензия

Приведенный фрагмент представляет собой описание впечатлений человека, слушающего хоровое пение. Чтобы наиболее точно передать ощущения героя, автор прибегает к (17). Кроме этого, в тексте используются (16) и (18), построенные по типу градации. Восторженное состояние героя описывается при помощи (20, 21). Прерывистость же повествования свидетельствует о силе произведенного впечатления.

Список терминов:
1)
 развернутое сравнение
2) контекстуальные антонимы
3) контекстуальные синонимы
4) фразеологизм
5) метафора
6) гипербола
7) метонимия
8)  перифраз
9) экспрессивная лексика   1,5,3,9

Текст 4

(1) Великий сказочник Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу своей детской жизнерадостности. (2) Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает первым признаком внутреннего богатства. (3) Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить тот момент, когда весна прикоснется губами к деревьям. (4) Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! (5) Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной…

(6) Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он этого заслуживал.

(7) Было много, слишком много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов и писателей.

(8) Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он – сын бедного сапожника – должен знать свое место в обществе.

(9) Андерсен говорил о себе, что за всю жизнь он выпил не одну чашу горечи. (10) Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. (11) За что?

(12) За то, что не был похож на спесивых и благополучных обывателей, за то, что он был истинный поэт «милостью божьей», был беден и, наконец, за то, что он не умел жить (неумение жить в обществе считалось самым тяжким пороком).

(13) Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.

(14) Андерсен страдал жестоко, и можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на этом пути ни доброжелательства к людям, ни жажды справедливости, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть.

(15) Он страдал, но не покорялся. (16) Он искал себя, свой путь в литературе. (17) Были годы душевной путаницы и мучительных раздумий. (18) «Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, – говорил о себе под старость Андерсен, – так я медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе».

(19) Он толком не знал своей силы, пока один из современных поэтов, Ингеман, не сказал ему: «(20) Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в любой сточной канаве». (21) Эти слова открыли Андерсену самого себя.

(22) Несмотря на частые невзгоды, ему выпало счастье быть признанным читателями. (23) Он сохранил до старости чистосердечие ребенка, способность вдохновенно импровизировать, радоваться всему интересному и хорошему, что встречается в жизни на каждом шагу.

(24) Андерсен научил нас верить в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

 (По К. Паустовскому)

«К. Г. Паустовский уже в начале текста с помощью «детская» (жизнь) подчеркивает душевную чистоту Андерсена. Особенности поэтического восприятия мира Андерсеном передаются в предложении 3 с помощью . Автор с горечью говорит о постоянных житейских невзгодах, которые перенес сказочник, что усиливается и (предложения 7 – 12). Но величие Андерсена, по мнению Паустовского, в том, что он остался самим собой, не потерял душевной чистоты. Эта мысль в предложении 14 выражена с помощью ».

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) метафора
5) эпитет
6) ряды однородных членов
7) парцелляция
8) экспрессивный повтор
9) синтаксический параллелизм

5,4,8,9,6

Текст 5

(Владимир Дашкевич – один из самых известных композиторов современности. Он написал музыку к 80 спектаклям и 150 кинофильмам, среди которых «Бумбараш», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце».)

(1) Все, что происходит сейчас в легкой и классической музыке, – результат мощных глубинных негативных процессов. (2) Не только в музыке, но и в культуре в целом.

(3) Музыка – это искусство, которое оценивается по двум критериям. (4) Первый – в произведении должна быть существенная проблема. (5) Второй – запоминаемость мелодии. (6) До сих пор вся Индия свой эпос знает исключительно потому, что она его поет. (7) Классическая музыка – это та, которую человечество помнит сотни лет. (8) Если вы не можете носить с собой мелодию больше года, то, скорее всего, ее не надо носить вообще. (9) Мода ничего не значит. (10) Песни «Битлов» тоже были написаны в период определенной моды, но человечество их помнит. (11) Про большинство наших эстрадных композиторов я могу сказать одно: я не могу запомнить их музыку и не понимаю, какие проблемы они поднимают.

(12) Песня, как и любое музыкальное произведение, – это маленькая программа выживания. (13) Современная российская песня на 95 процентов написана в миноре, потому что в миноре легче сочинять и производить эмоциональное воздействие на аудиторию. (14) Но минор в музыке – это знак неудачи! (15) Такое количество минорных «программ выживания» воспитывает поколение неудачников. (16) А качественную эстрадную песню Россия не создала. (17) Вот летите вы в авиалайнере за рубеж. (18) Вам предложат для прослушивания французскую, индийскую, итальянскую эстраду, но вы не сможете попросить русскую, потому что нет такого понятия.

(19) Музыку не в последнюю очередь убили носители. (20) Прослушивание музыки всегда было событием. (21) Чтобы послушать Генделя, Бах пересёк пешком пол-Германии, а сейчас можно просто поставить диск. (22) Компьютер вообще не способен создавать художественную информацию – он имитирует типовые ритмы и фактуры. (23) Особенно легко это сделать в танцевальной музыке. (24) Танцевальная музыка, сделанная с помощью техники, не несет никакой информации. (25) Она биологически несовместима с природой. (26) От нее сворачивается молоко, гибнут рыбки в аквариуме. (27) А человек слушает и становится зомби. (28) Подсознание привыкает к однотипным сигналам, и им становится легко управлять – с помощью попсы, политтехнологий, рекламы и т. д.

(29) В последнее время зомби становится всё больше, а уровень востребованной продукции все ниже. (30) Это заставляет продюсеров радио и ТВ ставить музыку ещё более примитивную. (31) В песнях происходит деградация лексики, исчезает утончённый интонационный язык. (32) Мелодия никому не нужна. (33) От нее неуютно. (34) Она заставляет посмотреться в зеркало, в котором видна кривая рожа. (35) Вот и остаётся в пьесе всего несколько слов и интонаций.

(36) Когда рыночная продукция, которая гроша медного не стоит, вытесняет всё остальное, это социальное бедствие.

 (Из интервью В. Дашкевича «Новой газете»)

«Проблемы современной музыки довольно серьёзны и являются отражением негативных процессов в культуре в целом. Чтобы подчеркнуть эту мысль, в 1-м абзаце автор использует , а в последнем абзаце – . В. Дашкевич остро переживает сложившуюся ситуацию. В 3-м абзаце его волнение передано с помощью , ».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения

6,3,8,9

Текст 6

(1) В природе есть праздники. (2) Ледоход. (3) Первая зелень. (4) Первый снег. (5) Первые соловьи. (6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (8) Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет! (9) Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. (10) Теплый красный свет идет от осины. (11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (13) Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб. (14) Огонь рябин. (15) Серебристые ниточки паутины. (16) Что ни шаг – новые краски.

(17) В картинах осени есть немного щемящей грусти. (18) Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. (19) Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. (20) Прозрачны дали. (21) Чиста и прозрачна вода в озерах. (22) Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. (23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. (24) Таково состояние природы. (25) Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. (26) В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. (27) Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога сена на осенних полянах. (28) Жизнь запасла на зиму тепло в этих стогах. (29) В стогах – труд. (30) Стога – кладовая благополучия на завтрашний день. (31) Поэтому так приятен сердцу вид безымянной поляны, которую, увидев однажды, обязательно будешь помнить…

(32) Может быть, и не наряды осени первая тому причина, но русский народ испокон веков лучшие праздники справляет именно в эту пору. (33) Позади большие заботы лета. (34) Хлеб – в закромах. (35) Сено – в скирде. (36) Можно распрямиться, передохнуть. (37) Большинство деревенских свадеб искони приходилось на эту пору окончания летних трудов. (38) И, конечно, красота земли не последнее дело на человеческом празднике осенью.

(По В. Пескову)

Рецензия

«Каждая строчка в тексте В. Пескова пронизана любовью к природе, восхищением её красотой и светом. Чтобы выразить глубину своего чувства, передать красоту окружающего мира, автор использует разнообразные художественные средства: ______________ («теплый свет», «щемящая грусть», «молчаливые стога»), ______________ («огонь рябин», «синий холод речушки»), ______________ («чиста … вода», «чище … звучат голоса птиц»). Мир природы одинаково дорог всем живущим на земле. Эта мысль усиливается рядом предложений с обобщенно-личным значением (______________). Использование ______________ в последнем абзаце создает особый ритм, передающий неизменность взаимодействия человека и природы».

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) синтаксический параллелизм
5) метафора
6) парцелляция (неполные предложения)
7) лексический повтор
8)  ирония
9) риторический вопрос
10) эпитет

10,5,7,4,6

Текст 7

(1) В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине. (2) Солнце дымилось в обесцвеченном небе. (3) Иногда налетали черные немецкие мессеры, били из пулеметов, потом исчезали, и оставался только жар во всем теле от раскаленной земли.

(4) Когда я лежу под пулями, я вспоминаю леса наши костромские, неожиданно заговорил водитель. – (5) А вы вспоминаете?

(6) Я тоже, – сказал я. (7) – Вспоминаю свои леса.

(8) Пожалуй, никогда я не вспоминал родные места с такой остротой, как на войне. (9) – Я ловил себя на мысли, что жду момента, когда можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. (10) С замиранием сердца я предчувствовал эти воображаемые походы.

(11) В этих мечтах я выходил из деревенского дома и шел по улице мимо старых изб.

(12) За деревней – сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15) За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место? (18) Самое незаметное и простое. (19) Березовый перелесок, за ним сосны, песчаный обрыв… (20) Я сажусь на горячую хвою. (21) Все, к чему ни прикоснешься, сухое и теплое: старые и давно уже пустые сосновые шишки, прозрачные и трескучие, как пергамент, пленки молодой сосновой коры, пни, прогретые до сердцевины. (22) Даже листочки земляники – и те теплые.

(23) Зной, тишина. (24) Безмятежный день созревшего до соломенной спелости лета.

(25) Так я бродил в воспоминаниях. (26) Я думал о родных местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто никогда в жизни их не увижу. (27) И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моем сознании необыкновенную прелесть.

(28) Почему я не замечал этого раньше? (29) Конечно, я все это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникли перед внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте.

(30) Природа будет действовать на нас со всей силой тогда, когда мы внесем в ощущение ее человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз.

(31) В природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.

(32) Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

(По К. Паустовскому)

Рецензия

«К.Г. Паустовский не ставит своей целью в чем-то убедить читателей, он только стремится передать свои чувства и быть понятым. Для создания определенного эмоционального фона, для того, чтобы подчеркнуть глубину своих переживаний, автор использует в первых абзацах ___. Он размышляет о родине, анализирует свои мысли, постоянно возвращается к ним, стремится разобраться в себе, поэтому в тексте есть ___. Яркость воспоминаний, ощущение красоты природы переданы с помощью ___ «роскошная (прохлада)», «прохладная (земля)», «безмятежный (день)». ___ «соломенная спелость лета, дыхание листьев» создают теплый, незабываемый образ родной природы».

Список терминов:

1)  сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) ключевые слова
8) многосоюзие
9) риторический вопрос
10) эпитет

7,9,10,5

Текст 8

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог!

(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

Рецензия

«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора.

___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция (неполные предложения)
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения                                                                                          
3,10,8,5

Текст 9

(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13) Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

(По Л.И. Скворцову)

Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

1)

метафоры

2)

парцелляция

3)

инверсия

4)

экспрессивный повтор

5)

сравнение

1,3,5

(409 слов) Что помогает людям сохранить веру в будущее на войне? Многие солдаты говорят о том, что их поддерживали воспоминания о малой родине. Вспоминая красивые пейзажи, они мысленно уносились к себе домой и отдыхали в этих грезах, черпая из них силу. О своем опыте писал советский литератор К.Г. Паустовский, размышляющий о проблеме психологического состояния человека на войне.

В качестве примера автор приводит фронтовую историю. «Вы о чем думаете, когда лежите под пулями? Вспоминаете?» — спрашивает герой рассказчика после очередного обстрела, когда они чудом уцелели. Оба бойца рассказывают о своей малой родине, которую они представляют в минуты опасности. Водителю сил придает надежда на то, что он вернётся домой и станет лесником, чтобы наслаждаться природой родного края всегда. Его собеседник, рассказчик, наедине с собой отмечает, что тоже тоскует по своей земле и часто думает о ней именно на войне. «Мне казалось, что не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места и пройти по ним, забыв обо всех заботах и невзгодах, слушая, как легко стучит в груди сердце» — вспоминает он. Эти попытки вернуться в родные места хотя бы в воображении помогают солдатам превозмочь невзгоды и сохранить душевное здоровье, находясь между жизнью и смертью.

Автор считает, что человека на войне поддерживают мысли о доме, о красоте малой родины. Яркие пейзажи под мирным небом отвлекают солдат от суровой действительности.

Я солидарен с автором, ведь приятные воспоминания о дорогих сердцу местах утешают нас в любом горе. Бойцы воюют за свои родные просторы и в памяти о них находят силу и мужество для подвигов. Как и водитель, они все мечтают вернуться домой и восхищаться им в тиши и покое мирного времени. Мысли о малой родине не отпускали и любимого героя советских солдат, Василия Теркина из одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Боец думал о родной Смоленской области, гадая, кто же ее освободит? Он мучается, ведь не может направить свой полк на помощь любимому городу. Зато мысли о своей земле и о том, что кто-то сейчас спасает ее, придают ему решимости и смелости воевать дальше. Он понимает, что на него надеются такие же солдаты, как он, которые родились в том месте, где воюет Василий. Они видят красоту и мощь смоленщины, но думают о своей малой родине, за которую в ответе Теркин. Поняв это, герой стряхивает с себя тоску и идет в бой с новыми силами.

Таким образом, человек на войне утешается благодаря воспоминаниям о природе родного края, о доме и знакомых местах. Красивые пейзажи действуют на душу умиротворяюще и в то же время мотивируют людей отстаивать свободу родины.

            В
августе 1941 года Гитлер пригласил фашистского диктатора Муссолини в Брестскую
крепость полюбоваться триумфом немецкого оружия. Два вождя гуляли по дымящимся
развалинам в сопровожде­нии ликующей свиты.

Вдруг
Муссолини увидел на избитой осколками бетонной стене выцарапанную штыком
надпись и попросил, чтобы ему её перевели. Переводчик прочитал: «Умираем, но не
сдаёмся. Прощай, любимая родина!»

Дуче, услышав эти слова, был потрясён.
Удушливый чад, окровавленные руины, развороченная земля, сгоревшие танки и
бронемашины, почерневший камень, в который вплавились стреляные гильзы. Тут
царили железо и огонь. Под их воздействием крошился гранит, горел камень,
жидким становился металл… В этой космого­нической пляске смерти, в этом
водовороте первородного ужаса, в этом безумном вихре стихий, казалось бы,
нельзя даже представить себеприсутствие человека! Что такое его воля,
решимость, отвага в сравнении с этими вулканическими силами, которые вырвались
из мерной бездны разрушения? Но вот смотрите: «Умираем, но не сдаёмся. Прощай,
любимая родина!» Слепой власти железа и огня советский солдат противопоставил
несгибаемую силу духа. Развороченные остовы каменных зданий, зияющие провалы
цитаделей, чёрные пус­тоты окон — всё это казалось материализацией человеческой
души, развороченной, сломанной, разбитой, но не исчезнувшей, живущей главной
солдатской отрадой: мы за родину пали, но она спасена…

Удивительно, но порою огромную, чуть ли не вселенскую значи­мость обретают
какие-то детали, частности, мелочи, факты, размер которых в масштабе всемирной
истории меньше атома. Дело тут не в том, что писатель или историк навёл
увеличительное стекло на какое-то интересное для него событие и произвольно
придал ему особенный смысл. Нет, эти мелкие факты отражают могучие
тектонические дви­жения, происходящие в неведомых глубинах исторических
процессов, скрывающих в себе первопричину всех событий. Так, например, один из
немецких генералов в своих мемуарах вспоминал о том, что всех его офицеров
глубоко потряс один случай: в плен был захвачен советский солдат, который тащил
за собой пушку с единственным снарядом. Это героическое безумие не поддавалось
объяснению! Ка­кой нужно обладать титанической волей, чтобы не бросить тяжелен­ное
орудие и с неслыханным упорством пробиваться к своим? Не тог­да ли в головах
немецких вояк, опьянённых первыми победами, забрезжил смутный призрак позорного
краха?

Надпись
на стене… Пленный солдат, не бросивший пушку… Всё это кажется мелким, крошечным,
микроскопическим в сравнении с армадами ревущих самолётов, танковыми колоннами,
войсковыми корпусами! Но в этом «мелком» проявляется самое главное, самое ве­ликое
— нравственная сила, та таинственная сила, которая в пыль разрушает точные
расчёты полководцев, перед которой в страхе пя­тятся даже законы природы. Пока
эта сила живёт в душе народа, по­ка его сердце хранит драгоценную любовь к
отчизне, пока через его память струится живое тепло предков, победа будет за
нами.

 (По В. А. Захарову*)

*В.А.Захаров
(родился в 1956г.) – известный писатель и публицист

О сострадании (по тексту В. Захарова)

О СОСТРАДАНИИ (по тексту В. Захарова)

На чтение 2 мин Просмотров 159

Что такое сострадание? Почему так важно проявлять его по отношению к другим? Именно над этими вопросами размышляет В. Захаров.

В тексте, предложенном для анализа, автор повествует о поступке поэта И.Анненского, который “некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям”. Однажды, заметив огромный талант гимназиста в письменном переводе текстов, он предложил коллегам исправить его неудовлетворительную оценку за контрольную по математике. Именно это повлияло на дальнейшую судьбу ученика: “…спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком”…

Далеко не каждый способен на сочувствие и сострадание. Но перед каждым хоть однажды в жизни  встаёт выбор: поступить по закону или последовать своему внутреннему голосу, который подсказывает, что нужно проявить милосердие. Это и есть позиция автора.

И с ней нельзя не согласиться. Действительно,  в некоторых ситуациях человеку стоит руководствоваться подсказками сердца и совести, а не буквой закона. 

Именно так поступала главная героиня рассказа В. Распутина “Уроки французского”. Учительница Лидия Михайловна, чтобы помочь голодающему мальчику, стала играть с ним на деньги, намеренно проигрывая. И была уволена за это директором школы, который по закону был прав. А по совести?

Перед трудным выбором стояла и Сонечка Мармеладова — героиня романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Пойти по “жёлтому билету” — это против законов общества. А оставить детей голодными — это против закона милосердия. И Соня делает свой выбор ради спасения семьи. 

Таким образом, признавая необходимость и силу закона, нельзя не согласиться с автором текста в том, что бывают в жизни моменты, когда “сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением”. Невольно вспоминаются и слова Г. Филдинга: “Наряду с законами государственными есть ещё законы совести”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение егэ по тексту воробьева после окончания литинститута
  • Сочинение егэ по тексту закруткина
  • Сочинение егэ по тексту волкогонова какие поступки мы считаем героическими
  • Сочинение егэ по тексту жуховицкого когда то существовало государство
  • Сочинение егэ по тексту водолазкина успех

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии