(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
Показать текст целиком
Иногда люди не задумываются, какие последствия могут понести за собой необдуманные, эгоистичные действия. В.В. Конецкий поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Рассматривая эту проблему, автор рассказывает о старшем лейтенанте Шаталове, который из-за нежелания работать с документами, решил помочь в деле, которым никогда не занимался. «Уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь», но на самом деле «даже близко здесь не был». Шаталов совершил безответственный поступок, ведь из-за своей лжи поставил под опасность не только свою жизнь, но и всех, кто находился с ним нам корабле.
Этим примером В.В. Конецкий показывает, что человек из-за своей халатности, глупости может поставить под вопрос жизнь людей.
Также автор повествует о том, что повлекли за собой безответственные действия Щаталова. Все пошло не по плану старшего лейтенанта. Он потерял ориентацию среди волн, произошел удар. Сам Шаталов заработал себе ревмокардит, а за совершенные действия был демобилизован.
Этим примеров автор показывает, что безответственные действия никогда не приводят к хорошим последствиям.
Оба примера
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 4 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 1 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 11 из 25
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о самоуверенности.
Сочинение ЕГЭ 2021
Шаталов растопил печку…. (по Конецкому)
В данном тексте автор рассказывает о штурмане гидрографического судна Шаталове, который вызвался исправить погасший маяк, вышел с другими моряками в море на вельботе, сам едва не погиб и рисковал жизнью своих товарищей.
Автор ставит проблему самоуверенности, халатности людей, переоценивающих свои силы. Данная проблема всегда актуальна. Есть люди, которые любят похвалиться своими умениями, знаниями, а на самом деле оказывается, что они ничего не знают и не умеют, но не желают в этом признаваться. Вот и Конецкий рассказывает, что Шаталов запустил отчётную документацию, вызвался исправить маяк, уверил командира, что он хорошо знает проходы к острову. Штурман не только не выполнял своих обязанностей по документации, но и обманул своих товарищей.
Позиция автора такова: он хочет сказать, что недобросовестное отношение к своим обязанностям, халатность, обман всегда приводят к печальным последствиям.
Герой повести Е. Носова «Не погаснет, не замёрзнет» старший сын байкальского рыбака Валерий — умный, сильный юноша. Он хочет стать морским капитаном, но к цели идёт окольными путями. Берёт деньги за сёмгу, которую воруют в его дежурство ловкие люди, уводит друзей в тундру, где ребята едва не погибли. Отправляется на лодке по Байкалу, в результате чего утонул его младший брат. Нежелание Валерия честно жить и трудиться привело к несчастью.
В повести А. Алексина «Безумная Евдокия» Оленька, единственная дочь любящих родителей, не думает никогда о других людях. Для неё мир сосредоточен на ней. Она хочет быть лучшей и первой во всём, не замечает ни друзей, ни родных. В результате мать Оленьки попадает в больницу после душевного потрясения. Писатели в своих произведениях подчёркивают, что ложная самоуверенность, переоценка своих сил не приносят ни пользы, ни счастья ни самим людям, ни их близким.
В заключение хотелось бы сказать, что поступки таких людей отражаются и на чужих судьбах.
Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
Сочинение ЕГЭ 2021
Обновлено: 11.03.2023
К каким последствиям могут привести неосмотрительные поступки людей, переоценивающих свои способности? Над этим вопросом размышляет В. Конецкий.
Прилагаю текст в следующем разделе.
Сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ нового образца по тексту В. Конецкого про Шаталова: «(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная. «.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная.
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила. (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг.
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра. (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная.
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила. (19) Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг.
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра. (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
*Виктор Викторович Конецкий (1929—2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
Давно известно: порой один какой-нибудь поступок способен изменить целую жизнь. Казалось бы – секунда, минутное решение… За которое потом всю жизнь расплачиваешься.
В тексте Виктор Конецкий ставит волнующий многих вопрос о важности выбора. Герой, Шаталов, показан уже пожилым человеком. Он вспоминает глупый случай, наградивший его болезнью на всю жизнь. Молодой штурман в надежде отсрочить сдачу отчетной документации, из мелкого опасения наказания решился на опасное дело: наладить маяк в шторм. Не будучи знакомым с местностью, он вызвался идти. Его решение поставило под удар и его, и матросов… После суток, проведенных в шторм на острове в ожидании спасения, главный герой попал в госпиталь и всю жизнь потом страдал от ревмокардита.
Автор показывает нам, как один поступок человека влияет на течение целой жизни. Позиция автора заключается в убеждении, что нельзя позволять малодушным порывам воздействовать на принятие решения.
С позицией автора нельзя не согласиться. Эта проблема волнует людей во все времена. Подтверждение авторской позиции можно найти среди произведений мировой художественной литературы.
47. По М. Худякову . Он нёс меня на себе восемь километров…
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
47. Пояснение.
Основные проблемы:
1. Проблема противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве?)
2. Проблема бережного отношения к чувствам людей. (Почему душевные раны так страшны для человека? Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?)
3. Проблема предательства. (В чём заключается предательство?)
4. Проблема влияния детства на формирование характера человека. (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?)
5. Проблема взаимоотношений подростков. (Почему подростки часто оказываются жестокими по отношению к кому-то из сверстников?)
Позиция автора:
1. Жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
2. Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам каждого человека.
3. Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим.
4. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребёнка со сверстниками.
5. Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.
Мое сочинение:
1) Предложенный для анализа текст Ю.Нагибина посвящен проблеме исторической памяти.
2) В качестве примера автор рассматривает старые и новые районы нашей столицы. По мнению автора, старая Москва связывает нас с прошлым, в ее памятниках архитектуры хранится та красота, которая так не характерна для новых новостроек. Нагибин сильно переживает, что Москва теряет индивидуальность и исторический образ нашей столицы. Он не равнодушен к тем, чье детство проходит в новостроечных районах, к тем кто так и не познал истинной красоты старой Москвы. Нагибин призывает их отправится в коренную часть нашей столицы и насладиться»задумчивыми ликами старых зданий»
3) Как мне кажется, позиция автора может быть сформулирована следующим образом: Москва богата своей историей, в ней заключается та «нетленная» красота, и хранится неразрывная связь с прошлым.Москву надо беречь и сохранить такой, какой она есть.
4) С точкой зрения автора о неразрывной связи я полностью согласен.»Без прошлогонет будущего»- так гласит народная мудрость.Ведь все, что связано с прошлым, богато историей. А историю надо беречь!
5) Подтвердить обоснованность утверждения могу литературным произведением.В произведении «Черные доски» В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте: в здании монастыря Оптина Пустынь, близ которого располагались могилы старцев, расположили дом отдыха.Однако, как замечает автор , не может дом отдыха заменить монастырь и располагаться у могил.»Ведь память о мертвых и плиты о них, нужным уже не им, а нам, живым.» Та же мысль в статье Д.С.Лихачева»Любовь, уважение, знание».В ней академик повествует о взрыве памятника герою Отечественной войны Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, сражавшегося за независимость России.Такое мог совершить только тот, кто не знает и не чтет историю.
6) Нагибин в своем тексте поднял очень важную проблему исторической памяти, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься и осознать всю серьезность этой проблемы.
Читайте также:
- Сочинение природа не храм а мастерская а человек в ней работник
- Собор святого петра сочинение
- Сочинение на тему путешествовать значит развиваться
- В чем преимущества взрослости сочинение
- Маленький кексик если была бы я учителем сочинение
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Текст
(1)Шаталов
растопил печку, сам уселся на стул верхом
и закурил. (2)Боль в костях усилилась,
монотонная, нудная…
(З)Все
неприятности начались тогда же, когда
он заработал этот треклятый ревмокардит.
(4)Удивительно глупо бывает иногда:
маленький, рядовой случай становится
водоразделом целой судьбы.
(б)Шаталов
— в те времена старший лейтенант, штурман
гидрографического судна — запустил
отчётную документацию и неделю не
вылезал из каюты, занимаясь журналами
боевой подготовки, актами на списание
шкиперского и штурманского имущества,
конспектами занятий с личным составом.
(6)От бесконечных «разделов», «подразделов»,
«параграфов» и «примечаний» уже рябило
в глазах и почему-то чесалось за шиворотом.
(7)Сроки сдачи документации надвигались
неумолимо, командир корабля при встрече
хмурил брови, а конца работе всё не было
видно.
(8)И
вдруг приказ выходить в море: где-то на
островке испортился автоматический
маяк, и надо было сменить горелку.
(9)Осенняя Балтика штормила, но штурман
ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом
прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора
к эхолоту: ведь никто теперь не мог
загнать его в каюту и заставить писать
акты инвентарной комиссии — он вёл
корабль через штормовое море!
(12)Островок
был замкнут в кольцо прибоя, но штурман
вызвался идти туда на вельботе. (13)Он
уверил командира в том, что уже неоднократно
высаживался здесь, что знает проходы в
прибрежных камнях. (14)Он никогда даже
близко здесь не был и не ведал никаких
проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что
срок сдачи документации будет продлён,
если удастся наладить маяк, не дожидаясь
ослабления штормового ветра.
(1б)Нет,
это не была совсем уж отчаянная авантюра.
(17)Шаталов был хорошим моряком и румпель
вельбота чувствовал не только ладонью,
но и всем своим существом. (18)Просто
судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку
среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда
запомнились скользкий блеск на миг
обнажившегося камня под самым бортом
вельбота, удар, треск ломающихся вёсел,
перекошенные рты на матросских лицах
и рык ветра… (21)Только чудом никто не
погиб. (22)Израненные, простывшие, они
больше суток провели на островке, пока
не затих шторм.
(23)Хотя
Шаталов маячного огня и не зажёг, но от
документации избавился: угодил на
полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное
лихачество ему не присвоили очередное
звание, а когда началось новое сокращение
вооружённых сил, демобилизовали одним
из первых.
(По
В. Конецкому*)
Сочинение№1
Должен
ли человек осознавать ответственность
за свои поступки? Как могут отразиться
наши необдуманные поступки на судьбах
окружающих? Вот на такие вопросы ищет
ответ автор текста В. Конецкий.
Думаю,
что актуальность данной проблемы
(ответственности человека за свои
поступки) ни у кого не вызывает сомнений.
Сегодня самый распространенный стереотип
в России – это стереотип безответственности.
Давно уже перешли в разряд обычных
страшные репортажи о замерзающих домах,
о неприземлившихся самолетах, о терактах
в различных регионах, в том числе и в
Москве… Разве можно оставаться
равнодушным ко всему этому?
Вот
и автор, бывший моряк, не на шутку
встревожен поведением штурмана Шаталова.
Вызвавшись зажечь маяк в штормовую
погоду, он, во-первых, преследовал
корыстную цель – хотел продлить срок
сдачи документации, во-вторых, солгал
командиру, сказав, что хорошо знает
проходы в прибрежных камнях. По мнению
Конецкого, Шаталов не имел права
неоправданно рисковать жизнью подчиненных,
ведь человек живет в мире, где всё связано
между собой.
Да,
каждый человек должен нести ответственность
за свои поступки, должен ответственно
трудиться на том участке, где работает
по роду деятельности. Учитель несет
ответственность за знания и воспитанность
подопечных, врач – за состояние здоровья
пациентов, ученый – за результат своих
открытий. В противном случае обществу
грозит разруха, грозит деградация.
Проблеме
ответственности родителей за своих
детей много внимания уделяет ведущий
телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так,
в одной из передач он озвучил историю
трагической гибели двухлетней малышки.
Девочка замерзла по вине родителей –
пьяниц, по той же причине в другой семье
повесился сын. Разве можно после этого
их назвать родителями?!
Проблема
ответственности нашла отражение и в
русской литературе: в рассказе А.
Платонова «Усомнившийся Макар», в
повестях М. Булгакова «Собачье сердце»
и «Роковые яйца». Чувство ответственности
за монстра, созданного в результате
операции на бездомную собаку, заставляет
профессора Преображенского предпринимать
все, чтобы вернуть Шарика в прежнее
состояние. А герой рассказа Ильфа и
Петрова «Директивный бантик», увидев
в магазине мужские костюмы «цвета
траура», спрашивает с иронией:»…только
забыли о летних одеждах для покупательской
массы. Когда это кончится?» Кончится
ли? Извлечем ли мы уроки из всего, что
приводит к чудовищным последствиям?
Должны!
Сочинение№2
Сегодня
ни один выпуск новостей, ни одно печатное
издание не обходится без сообщений о
страшных последствиях безответственности
в стране. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС,
лесные пожары летом 2010 г, теракт в
аэропорту Домодедово, авиакатастрофы…
Слушаешь, читаешь эти репортажи, и порой
«сердце заходится». Никого они не могут
оставить равнодушными! Вот и Конецкий,
бывший моряк, писатель, заставляет
читателя серьезно задуматься над
проблемой ответственности человека за
свои поступки, за судьбы окружающих.
Обратившись
к примеру из своей жизни, автор показывает,
как необдуманный поступок штурмана
гидрографического судна Шаталова едва
не привело к трагическим последствиям.
Чтоб продлить срок сдачи документации,
он вызвался вести корабль через штормовое
море, рискуя собой и жизнью подчиненных.
Конецкий осуждает своего героя за
неоправданное «лихачество». Прежде чем
решиться на отчаянный шаг, штурман
должен был взвесить все «за» и «против».
Ведь он, как морской офицер, командир,
несет ответственность за каждого члена
экипажа. Вот к такому выводу подводит
нас автор, «бесшабашный, жизнерадостный»
моряк.
Да,
каждый человек – от воспитателя детского
сада до руководителя высокого ранга –
несет ответственность за судьбы
окружающих, за судьбы подчиненных. Как
же иначе? Если хирург не будет отвечать
за благополучный исход операции, летчик
– за жизнь экипажа, работники пищевой
отрасли – за качество производимой
продукции? Но события последних лет
показывают, что не все одинаково чувствуют
ответственность за происходящее в
стране. Если б руководители правоохранительных
органах ответственно относились к своим
обязанностям, своевременно пресекали
любое преступление, не разыгралась бы
чудовищная трагедия в Краснодарском
крае. Трагедии можно было избежать
(одноклассница спрыгнула со II этажа),
если б герой статьи Г. Андреева задумался
б о последствиях происходящего. Вместо
того чтобы отговорить одноклассницу
от необдуманного шага, он сначала
подзадорил её, потом ничего не сделал,
чтоб остановить…схватить. Снова “если
б…” Сколько их в нашей жизни. Чтоб не
пришло запоздалое раскаяние, чтоб
жесткие репортажи не рвали душу, пусть
каждый почувствует ответственность за
судьбы окружающих. Пусть каждый помнит
никто не имеет права на неоправдвнный
риск!
Соседние файлы в папке sochineniaDOC
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Работаем над комментарием к сформулированной проблеме
(текст по В. Конецкому)
Работа с текстом художественного стиля
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы…
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы….
Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения.
И. Р. Гальперин
Благодаря ретроспекции читатель может
-
узнать неизвестные ранее сведения,
-
переосмыслить их,
-
проникнуть в авторский замысел.
Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях |
|
композиции |
На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), объясняет события настоящего. Завязка драматического сюжета находится за временными пределами настоящего — в недавнем прошлом героя. |
авторской позиции |
Ретроспективная позиция автора позволяет читателю сосредоточить внимание не столько на событии, сколько на поведении героя. |
изображения героя |
При изображении героя ретроспекция осуществляется в формах его, воспоминаний, последовательных событий. Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории героя, оценка, ключи к пониманию персонажа или его мотивации, усиление драмы в настоящем. |
изобразительно-выразительных средств |
Характерными изобразительно-выразительными средствами приема ретроспекции в литературе являются простые противопоставления (здесь — там, теперь — тогда, ложь – правда, вымысел –истина и т.д.), противопоставления времени и видов глагола (наст. вр., сов. вид — прош. вр., несов. в.), организация самой речи, язык и т.п. |
Роль начала художественного текста
1. Вводит систему координат модели мира, созданного автором
2. Выполняет функцию фонового описания
3. Участвует в создании характеристик как главных, так и второстепенных персонажей
4. Заключает в сжатом виде основное содержание текста или его части.
Кто? Где? Когда?
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.
-
не зажёг маячный огонь
-
угодил на полгода в госпиталь
-
не присвоили очередное звание
-
демобилизовали одним из первых
НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
-
Не нравящийся своими качествами, противный. Н. вкус.
-
Вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.
| сущ. неприятность, и, ж.
Синонимы: беда, горе, огорчение, удар, скорбь, несчастье, зло
(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
Начало текста
Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль.
Позволяет увидеть
-
психологический портрет героя, в основе которого лежит безответственное отношение к жизни и к окружающим.
-
отношение героя к окружающим, своим поступкам («маленький, рядовой случай»);
-
восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);
Алгоритм работы над сочинением
Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)
Находим первый пример, иллюстрирующий аспекты проблемы
Поясняем первый пример
Находим второй пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы
Поясняем второй пример
Определяем вид смысловой связи между ними
Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её
Формулируем авторскую позицию
Формулируем собственную позицию
Обосновываем свою точку зрения
Работаем с текстом
Прошлое «Водораздел судьбы» – Настоящее
Старший лейтенант, «маленький, рядовой Треклятый ревмокардит,
случай» увольнение из армии,
штурман, хороший несостоявшаяся карьера
моряк
Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события
Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ
Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию
Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий
Проблема ответственности человека за свои поступки
Причина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»
следствие:
— решился идти в море в сильнейший шторм
— бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот)
— обманул командира
— подверг смертельной опасности матросов
— получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит»)
— загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и демобилизовали
Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать причиной очень серьёзных последствий. В данном случае безответственность Шаталова разрушила его жизнь.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Противопоставление частей информации
(13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях.
(14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов.
В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?
Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться обстоятельства.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Сопоставление частей информации
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (18)Просто судьба изменила…
(20)…Удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
В чём смысл сопоставления этих частей информации?
Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок, болен и несчастлив.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Уточнение, дополнение информации
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна -запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто
теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности.
Проблема ответственности человека за свои поступки
Итог, вывод, обобщение информации
Причина безответственности Шаталова + её последствия
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
Итогом преступного легкомыслия и безответственного отношения к делу могут стать тяжёлое заболевание, несостоявшаяся карьера, искалеченная судьба человека.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
1
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Иногда человек одним поступком может изменить свою дальнейшую судьбу.
2) Молодой штурман решился на отчаянный поступок, стремясь продлить срок сдачи документации.
3) Старший лейтенант Шаталов многократно ходил на вельботе к замкнутому в кольцо прибоя островку, поэтому знал все проходы в прибрежных камнях.
4) Шаталову так и не удалось зажечь маяк на островке.
5) Моряки во главе с Шаталовым провели на островке двое суток.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста.
Правило: Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
2
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 1—3 представлено рассуждение.
2) Предложение 20 содержит описательный фрагмент.
3) В предложении 17 представлено обоснование суждения, высказанного в предложении 16.
4) В предложениях 23-24 представлено повествование.
5) Преобладающий тип текста—рассуждение.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Функционально-смысловые типы речи
Правило: Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
3
Из предложения 4 выпишите контекстные синонимы.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
Правило: Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Группы слов по употреблению
4
Среди предложений 12-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Средства связи предложений в тексте
Правило: Задание 25. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Писатель В. Конецкий, бывший моряк, использует такой приём, как (А)_____ (в предложении 9), и такой троп, как (Б)_____ («водораздел судьбы»), чтобы точнее описать душевное состояние персонажа и его отношение к своему поступку. Такой троп, как (В)_____ («отчаянная авантюра» в предложении 16), в сочетании с морскими терминами помогают лучше понять характер молодого штурмана. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ («блеск…, удар, треск…, …рты… и рык…» в предложении 20), подчёркивает напряжённость ситуации».
Список терминов:
1) диалектизм
2) литота
3) эпитет
4) противопоставление
5) метафора
6) вопросно-ответная форма изложения
7) парцелляция
8) ряд однородных членов
9) риторическое обращение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правило: Задание 26. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка
6
Укажите способ образования слова СПИСАНИЕ (предложение 5).
Спрятать пояснение
Пояснение.
Основные проблемы:
1. Проблема случайности и закономерности в жизни человека, в его судьбе. (Может ли случай изменить судьбу? Насколько случайны « случайности » ?)
2. Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки и предвидеть их последствия?)
3. Проблема ответственности командира за судьбы подчинённых. (Имеет ли право командир, отвечающий за подчинённых, на неоправданный риск?)
4. Проблема завышенной оценки человеком своих возможностей. (К чему может привести завышенная человеком оценка своих возможностей?)
Позиция автора:
1. Обычный случай может стать водоразделом целой судьбы, но все случайности закономерны.
2. Человек ответствен за всё с ним происходящее, за все последствия своих поступков.
3. Морской офицер, командир ответствен за судьбы своих подчиненных, он не имеет права неоправданно рисковать.
4. Завышенная оценка своих возможностей может привести человека к крушению собственных целей и подвести других людей.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
---|---|---|
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно |
1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
5 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
4 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны |
1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. 3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) |
0 | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно |
1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано |
1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют |
2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет |
2 | |
Допущены одна-две ошибки |
1 | |
Допущено три или более ошибки |
0 | |
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной ошибки |
2 | |
Допущены две-три ошибки |
1 | |
Допущено четыре или более ошибки |
0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более |
0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более |
0 | |
Максимальное количество баллов | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
___________________
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.