Сочинение егэ по тексту кремнева было это в декабре 1944

(1)Было это в декабре 1944 года. (2)В воздухе уже веяло весной —
благостной весной Победы.

(3)Ее приближение чувствовалось во всем. (4)И в том, что все чаще
играла «катюша»; ее могучий голос, подобно весеннему грому, грохотал в низком
небе, и раскатистое горное эхо радостно подхватывало его. (5)И в том, что все
реже раздавался немыслимо пронзительный скрежет «ванюши», шестиствольного
немецкого миномета, прозванного нашими солдатами также «ишаком». (6)И в том,
что пленные немцы, или, как в ту пору их называли, «фрицы», с каждым днем
выглядели все ободраннее, а наши младшие и старшие лейтенанты щеголяли в
шинелях, перешитых на офицерский манер, а вместо шапок-ушанок носили лихие
кубанки. (7)И в том, что солдаты все чаще поговаривали о доме, и не так, как
говорят о чем-то очень далеком, а как о близком и достижимом, что вот-вот
должно явиться в твою жизнь и заполнить ее всю, до отказа.

(8)Но война еще шла. (9)Фронт жил своей огромной, беспощадной,
несмолкаемой жизнью.

(10)В тот декабрьский вечер я подошел к небольшой словацкой
деревушке, в которой находились разведчики.

(11)Разведчиков я разыскал быстро. (12)Они собрались в блиндаже у
радиоприемника.

(13)На мой приход они не обратили внимания — только кое-кто
мельком оглянулся, кивнул и снова повернул голову к приемнику, из которого
лилась музыка. (14)Возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной
тишины.

(15)Адажио Девятой симфонии Бетховена.

(16)— Откуда передают? — спросил я.

(17)— Из Берлина, — отозвался от приемника Леша- радист.

(18)На нас прикрикнули:

(19)— Тише вы там… (20)Дайте послушать…

(21)Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пушек, а не
среди лир, не могли оторваться от бетховенской музыки. (22)Они слышали ее,
наверное, впервые в жизни.

(23)Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь.

(24)Великая музыка пела о счастье, когда вокруг бесновалось горе.
(25)Обращенная в грядущее, она, казалось, приближала его, стремясь неумолчным,
широким и мощным потоком вперед, туда, где в туманной дали, разрывая суровую
мглу горестей, уже все ярче вспыхивали зарницы грядущего счастья.

(26)Вдруг раздался взрыв. (27)Оглушительный и свирепый, он
ошеломил нас своей внезапностью и жестоким несоответствием доброй музыке,
по-прежнему продолжавшей струиться из приемника.

(28)3а первым ударом последовал второй. (29)Еще более угрожающий.

(30)Третий снаряд разорвался совсем рядом.

(31)Все, кто сидел или стоял, бросились на пол.

(32)Музыка смолкла. (33)Да если бы она и звучала, все равно
ничего нельзя было расслышать: так сильны, близки и часты были разрывы.

(34)Время от времени обстрел стихал, чтобы через минуту вновь
взбушеваться ужасающим грохотом.

(35)Сколько все это длилось, трудно сказать. (36)И лишь только
жизнь вошла в свою колею, раздались голоса.

(37)—Давай радио… (38)Налаживай обратно музыку…

(39)Вскоре приемник заработал вновь. (40)И мы опять услышали
Девятую симфонию. (41)Теперь уже финал ее.

(42)Ликуя и радуясь, хор торжественно призывал:

(43)Обнимитесь, миллионы,

В поцелуе слейся, свет!

(44)И хотя почти никто не разбирал слов чужого, непонятного, а
для некоторых, ослепленных войной, даже ненавистного языка, смысл того, о чем
пелось, для всех был ясен. (45)Его несла музыка — всесильная, ибо для звуков
нет словесных препон и границ.

(46)Сквозь неумолимую чреду годов и десятилетий, сквозь надолбы и
завалы ненависти, страха и унижения, через траншеи и руины фронтов, сквозь
колючую проволоку и рвы концлагерей, сквозь решетки зловонных гестаповских
подвалов и камеры пыток, из самого логова фашистского зверя, уже близкого к
издыханию, прорвалась эта прекрасная музыка.

(47)Могучий голос Бетховена, перекрывая зловещий рык войны,
торопил победу света над тьмой, торжество человечности, свободы, радости и
счастья.

(48)В недобрую пору разгула смерти и разрушения бетховенская
музыка звала к миру и братству. 

                                                                                                                     
(По Б. Кремневу*)

*Борис Григорьевич Кремнев – русский писатель, автор
биографических книг.

Что музыка значит для человека? Как она воздействует на него? Какой энергией обладает? Русский писатель, Б. Г. Кремнев, отвечая на эти вопросы, поднимает проблему силы влияния музыки на людей. Её актуальность не вызывает сомнений. И действительно, мы часто слушаем музыку для разных целей: успокоиться, получить заряд эмоций или, к примеру, украсить выступление на торжественных мероприятиях. Аргументирую свою точку зрения примерами-иллюстрациями из предложенного мне текста.

 Рассуждая над проблемой, автор использует такой вид речи, как диалог. В предложениях 15-20 видно, как солдаты заворожены услышанной музыкой: «Тише вы там… Дайте послушать…». Они впервые слышали эту симфонию, но наверняка она запала им в душу на всю жизнь. Какой энергией может обладать музыка!

 В качестве второго примера-иллюстрации, углубляющего первый, приведу поведение солдат после обстрела их лагеря. Удивительно, как после этого, во время войны, когда нету ни еды, ни самых малых удобств, люди все-ещё продолжали думать о прекрасной симфонии Бетховена, к стране происхождения которой некоторые относились даже с неприязнью. Как же музыка может так объединять людей, захватывать дух, несмотря на такие ужасные обстоятельства?

 Точка зрения Б.Г.Кремнева, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: музыка моти

Обновлено: 11.03.2023

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война. Тяжелую войну вынес на плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее. Время стирает имена героев. Они защищали своих близких, свою Родину, наше будущее. Кто они? Одним из них был мой дедушка- Галин Борис Гасимович.

Он родился в 1926 году в многодетной семье простого сельского жителя Галина Гасима и Галиной Макмузы, был он пятым ребенком в семье, а всего детей было восемь. Семья жила в деревне Аширово, старшие работали в колхозе, держали свое хозяйство. Как и все дети той эпохи дедушка рано приобщился труду.

В декабре 1943 принял присягу и был отправлен учиться на пулеметчика. Свое боевое крещение принял в июне 1944 года, и участвовал в боях за освобождение Беларусии. Ожесточенным выдался бой за одну из белорусских деревень, в этом бою дедушка уничтожил большое количество фашистов, держался до последнего, пока не пришла подмога. За этот бой он был удостоен ордена славы iii степени. В перерывах между боями он старался писать письма своим родным, которые ждали этих весточек и с надеждой, и с тревогой. Ведь жизнь в тылу тоже была тяжелой.

Дедушка был отправлен на строительство завода, который мы сейчас знаем, как Федеральный Ядерный центр Озерск, именно там пришлось трудиться бывшему участнику войны, после того как был арестован по доносу одного из односельчан, претендовавших на место секретаря сельсовета д.Аширово.

Самое невыносимое, как говорил позже дедушка-это то, что они трудились на строительстве секретного объекта вместе со своими врагами- бывшими гитлеровцами. Иногда, особенно верных лагерному режиму гитлеровцы исполняли роли начальников. Для дедушки и его фронтовиков- это было издевательством. Таковы были суровые те времена.

После смерти Никиты Хрущева дедушка был полностью оправдан и вернулся домой. Но эти душевные раны, равно как и раны физические, долго преследовали бывшего фронтовика.

Дедушка верил в свою страну и в 1956 году вступил в ряды КПСС. Долгие годы он трудился учителем физики, женился, воспитывал своих детей, детей, учившихся в школе. Был он верным заветам своей семьи, своей страны и навсегда сохранил память о тех страшных военных годах, которые надолго отложились в его юношеской памяти и несмотря на все тяжелые послевоенные годы, помогали ему быть достойным гражданином своей страны.

Умер дедушка в 2000 году, в возрасте 74 года, но до последнего дня он продолжал оставаться активным членом общества, был человеком неравнодушным к совей малой родине-деревне Аширово. Трепетно относился к своим детям, внукам, к своим землякам-односельчанам. Поэтому люди хранят о нем память, вспоминают его как человека принципиального, человека неравнодушного, искренне болеющего за своих современников, за своих односельчан, и в конечном счете, болеющего за свою страну, которая может и не всегда была к нему справедлива, но он ей верил и служил своей родной стране, как мог.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Сюжет крутится вокруг страшных реалий войны, которая, как чувствовали фронтовики, шла к своему логическому завершению — победе. И в эти суровые годы, благостной весной, разведчики слушали музыку, от которой не могли оторваться. Волей-неволей назревает вопрос: как воздействует музыка на человека?

Автор отмечает, что бетховенская музыка «наверняка запала этим простым ребятам в душу на всю жизнь». И позиция Кремнева такова, что музыка приближает ощущение счастья у человека, «разрывая суровую мглу горестей. «, призывает людей к миру и братству, об этом говорится в сорок третьем предложении.

С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Вспомним, например, «Крейцерову сонату» Льва Николаевича Толстого. Что может быть хуже гнева, рождаемого ревностью? Видя главного героя романа — Позднышева, кажется, что это — самое худшее. затуманила глаза главного героя, из-за чего он стал люто ненавидеть своего гостя — Трухачевского — музыканта, играющего на скрипке, у которого с супругой Позднышева завязалось общение. Главным героем был устроен званый обед, на котором играли Крецерову сонату Бетховена Позднышева и Трухачевский. Мужчина сначала не понимал, как можно такую сонату играть в гостиной? Услышать её и жить как прежде? Но сомнения персонажа развеялись, когда он услышал музыку. Позднышев впервые с искренним чувством пожал музыканту руку и поблагодарил за удовольствие, полученное во время прослушивания. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Вторым примером может служить «Скрипка Ротшильда» Антона Павловича Чехова. Семидесятилетний гробовщик и скрипач Яков Матвеевич, по прозвищу Бронза, всю жизнь провёл за подсчётами убытков, пребывая постоянно в дурном расположении духа. Бронза питает ненависть к флейтисту Ротшильду, который даже самую весёлую композицию умудряется играть жалобно. Однажды у Якова умирает жена и он, пребывая в тоске, встречает Ротшильда, на которого набрасывается с кулаками, но тот успевает убежать. Оставшись один, старик думает о жизни, от ом, сколько много людей он обидел. Вечером гробовщик, чувствуя приближение смерти, завещает свой музыкальный инструмент человеку, которого ненавидел просто так. С тех пор Ротшильд забрасывает флейту и играет только на скрипке, пытаясь повторить предсмертную мелодию, которую услышал в исполнении старика Якова.

Итак, приходим к выводу, что музыка укрепляет душевные силы человека, рождает в нём надежду на что-то хорошее, светлое, заставляет радоваться и быть счастливым, терпимым к окружающим людям, несмотря на жизненные трудности.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Здравствуйте, Полина! Ваша работа самостоятельная, грамотная, что является её достоинством.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 5 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

В пояснении дана мысль, которая не соотвествует примеру.
Бесчеловечность была проявлена отношению к австрийцу- да, согласна.
Но пример поведения именно этого раненого- показатель, что люди помнят о том, что они «братья»(Логика нарушена — по К 5)

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована.
На каком основании Вы делаете вывод о ДОПОЛНЕНИИ?
Неверное указанная связь- следствие непродуманной логики работы. А она от поверхностного понимания текста. Зачем автор показывает умирающего австрица? В чём смысл этого эпизода?
Как только Вы ответите себе на эти вопросы, так сразу всё встанет на место.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения : 0 баллов

Ошибки: (см. К 2, пример 2 и пояснение 2)

Героинями произведения Б.Васильева являются молодые девушки, не успевшие познать этот мир. Они сражались за Родину, за любимых людей, не жалея себя.

В заключение хочется отметить, что война является очень страшным событием для каждого человека, ведь воспоминания об этих годах навсегда укореняются в памяти людей, принося временами нестерпимую боль.

Новый тезис, который требует доказательств.
Вывод= ОБОБЩЕНИЕ сказанного, но не повтор и не всё новое.

Рекомендация
Разделите комментарий на 3 абзаца:
1. Пример 1+ пояснение 1
2. Пример 1+ пояснение 1
3. Указание на связь+ анализ

K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: неточность словоупотребления

K7 — Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 — Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 — Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 — Соблюдение речевых норм + 1 балл

УЖАС-слово очень эмоциональное, а в сочетании с ГЛАВНЫМ носит разговорный характер.
Я бы отредактировала в сторону более спокойной формулировки. Ужас должен рождаться от спокойных фраз и точно употреблённых слов, а не от эмоций, которые выплёскиваете вы.
Это достаточно субъективное замечание, поэтому никаких недочётов нет.

Предлагаю Вам подумать о том, насколько близки понятия.

забывать о проявлении гуманности и равного отношения ко всем .

Гуманность доброе отношение ко всему живому
Мне кажется, что РАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ- составляющая гуманности.
Я не буду трогать это предложение, но для Вас есть повод поразмыслить о точности словоупотребления, о логике фразы.

Героинями произведения Б.Васильева являются молодые девушки, не успевшие познать этот мир .

Это расхожая фраза. Автор рассказывает о судьбах девушк. Они молоды, но уже многое успели.
ЭТОТ- какой? На что указывает местоимение?

K11 — Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале -0,5 балла

Общие рекомендации : следует усилить работу над глубиной анализа текста и точностью словоупотребления.

Юрий Маркович Нагибин рассказывает о своей юности, о своем выпускном предвоенном классе и о Жене Румянцевой, девочке-однокласснице. Лирический рассказ Юрия Нагибина — о невстрече через десять лет, о любви и юности — ставит сложную проблему судьбы, трагическую проблему утрат на жизненном пути.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2022 г.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2 )Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным . (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох .

(5)В класс заглянула Женя Румянцева: ‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно: ‒ Зачем? ‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик. ‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(29) Больше Женя не бывала с нами . (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32) Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я ‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал: ‒ Где же и когда мы встретимся? ‒ (36) Через десять лет, двадцать девятого мая , в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41) Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно .

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души , так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Читайте также:

      

  • Сочинение ежик в тумане
  •   

  • Сочинение на тему синонимы антонимы омонимы
  •   

  • Фоксфорд как писать сочинение
  •   

  • Сочинение о чувашском театре
  •   

  • Дождливым днем из окна автобуса сочинение

метки: Кремневый, Человек, Бетховен, Музыка, Ахматов, Воздействие, Подтверждение, Чувство

Музыкальные произведения в жизни людей всегда занимали особое место. Они способны по-разному влиять на психоэмоциональное состояние человека, могут взбодрить или успокоить, поднять настроение или, наоборот, ухудшить его. В предложенном тексте Б.Г. Кремнев поднимает проблему влияния музыки на внутренне состояние человека.

Задумываясь над данным вопросом, автор показывает нам, как звучание Адажио Девятой симфонии Бетховена повлияло на людей.

В округе не смолкали пушечные выстрелы, но разведчики тихо сидели и наслаждались музыкой, и каждого из них она заставила над чем-то задуматься. Писатель стремится доказать, что мелодия может успокоить и расслабить даже в самой непростой ситуации. Эту проблему автор раскрывает на примере того, как после очередной атаки, солдаты снова включают радио и слышат уже финал сонаты. Несмотря на то, что в ней были слова на немецком языке, все поняли их смысл, мелодия им подсказала. Публицист хочет донести до нас то, что «музыка — всесильная, ибо для звуков нет словесных препон и границ.»

Позиция автора заключается в том, что даже в самое ужасное и страшное время музыка способна успокоить и дать надежду на светлое будущее. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Своими ритмами, мелодией, гармоний, динамикой она передает бесконечную гамму чувств и настроений.

Я согласна с мнением писателя и считаю, что мелодия, несмотря на окружающую обстановку, может пробудить в человеке совершенно иные чувства и эмоции. Её звучание оказывает колоссальное воздействие на душу человека.

Подтверждение этой мысли можно найти в русской классической литературе. Так, Анна Ахматова в своем стихотворении «Музыка», посвященное композитору Д.Д. Шостаковичу, говорит о том, как музыкальная композиция повлияла на неё саму и окружающих. Седьмая симфония играла во времена блокады Ленинграда, и поэтесса отмечает, что именно музыка вселяла надежду горожанам в это трудное время. Ахматова и сама говорит о том, что музыка для неё являлась поддержкой и опорой в военные годы.

18 стр., 8770 слов

Влияние музыки на организм человека

… созвучии, мелодии. Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира и обогащению воображения. В наши дни музыка является не только источником удовольствия и развлечения, но и работой, … биомузыкология выявляет, как звуки воздействуют на живой организм. Многие исследования посвящены проблемам воздействия музыки на мозг ребенка в период беременности матери, после рождения, во …

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза…

Прочитав текст понимаешь, что цель Б.Г. Кремнева заключалась в том, чтобы напомнить читателю о важности проблемы влияния музыки, ведь она может благотворно влиять на нас, повышая уровень энергии, заставляет сменить грусть на радость. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека.

Полезный материал по теме:

Три сочинения: тексты по Распутину, Грековой, Брэдбери

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором
текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между
ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите
своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или
несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не
по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в
четырёхстах километрах от Иркутска. (2)Жили мы бедно, и не мы одни, вся деревня
жила бедно, земли для хлебов были худородные, мошка (мелкий гнус) заедала
скотину, которая днями во всё лето спасалась только под дымокуром и лишь на
короткие ночные часы выбегала на выгон. (3)Да и сами мы ходили в сетках из
конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем. (4)Колхоз наш не
вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила
деревня огородами. (5)Да ещё тайгой и Ангарой.

(6)Но бедность быта никак не влияла на богатство души.
(7)Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах. (8)И их, этих
судеб, хватило бы ещё на многие. (9)Будь у меня три жизни и пиши я в десять раз
быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не выбрать судеб,
которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной,
полусонной. (10)Но в этой неказистой деревне жила часть русского народа, пусть
очень малая часть, но той же кости, того же духа, сохранившегося ещё и лучше,
чем в людных местах, на семи ветрах. (11)Да и что такое «полусонная» деревня,
если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и
воспитывал их, хранил традиции, держался вместе и не гнался за
«современностью»?

(12)А как говорили у нас в деревне, как говорили!
(13)Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все
знали уйму пословиц, без них речь не лепилась. (15)Все имели прозвища,
пристававшие намертво. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь
была не в ходу. (17)Болтливость высмеивалась. (18)По русскому языку, да
позволено будет так выразиться, ходили пешком, пo-рабочему, а не разъезжали в
лимузинах. (19)И какая же это была живая речь! (20)И так мне хочется передать
хотя бы часть этой простой красоты деревенского языка в своих книгах!

(21)Должен признаться я в грехе: было время, когда я,
смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского
языка, считать его несовременным. (22)О, эта «современность», скольким она
закружила головы! (23)Позже я прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал
своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер. (24)То же
самое было и со мной в Иркутском университете. (25)Как же – ведь я изучал
теперь Гомера и Шекспира! (26)Надо было соответствовать филологической
выправке, не показывать себя лаптем. (27)Вынесенный из деревни язык, конечно,
нуждался в обогащении… (28)Но в обогащении, а не замене. (29)Я и не
подозревал, каким владел богатством, заталкивая его поглубже и с удовольствием
названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами». (30)И даже когда
начал писать – начал вычурно, неестественно. (31)О самых первых своих опытах я
стараюсь не вспоминать, там были и Хемингуэй, и Ремарк, и Борхерт. (32)Выручила
бабушка, моя незабвенная Марья Герасимовна. (33)Когда я задумал рассказ о ней,
тот самый, где она Василиса, эта самая Василиса решительно отказалась говорить
на чужом языке. (34)Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения
погорчить во рту деревенским – ничего не выходило. (35)Пришлось подчиниться.
(36)Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь
неможно». (37)Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила
освободиться от вычурной «книжности» и меня.

(38)Меня много упрекали за сибирский диалект, которым
я пользуюсь якобы без меры. (39)Но что такое диалект? (40)Это местные прибавки
к языку, заимствования от местных народов, подвёрнутые под нашу речь,
обозначение областной предметности. (41)Пользоваться диалектом действительно
нужно разумно. (42)Но ведь за диалект зачастую принимают сам досельный русский
язык, его заглубленную позднейшими наростами корневую породу. (43)А её
предлагают зарыть ещё глубже: своё зарыть, а чужое, валом повалившее из
«красивых» стран, принять с великими почестями.

(44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если
читатель, встретив незнакомое слово, пороется в памяти, пороется в словарях и –
вспомнит, ещё на одну крупицу обогатится родным, удерживающим нас в отчих
пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью: смысловой звук,
вставший на своё место, – это радость исцеляющегося человека. 

(по
В.Г. Распутину*)


* Валентин Григорьевич Распутин
(1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из
наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Валентин Григорьевич
Распутин — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее
значительных представителей «деревенской прозы» — рассказывает о своем детстве,
о жизни в «в глухой ангарской деревне». Говоря о
бедности послевоенной деревни («колхоз наш не вылезал из долгов», «жила деревня
огородами».), Распутин подчеркивает, что «бедность быта никак не влияла на
богатство души», а богатство души, замечательные судьбы его односельчан,
свидетельствуют о богатстве души всего русского народа, который, хоть и жил в
трудах и всегда бедно, «рожал детей и воспитывал их, хранил традиции, держался
вместе и не гнался за «современностью».

Распутин
считает, что его маленькая деревня, как и многие другие «незаметные, полусонные»
деревни России сохранили дух и кость русского народа: нравственную стойкость,
ясность и простоту уклада жизни, а также самобытность характеров и красоту
простого деревенского языка.

Итак, рассказывая о своей деревне и красоте родного языка, Распутин ставит проблему сохранения национальной самобытности

Я
согласен с Распутиным, что национальная самобытность виднее в деревне, а не в городе,
и что в деревне может сохранится «досельный русский язык». Также я согласен и с
тем, что, соприкоснувшись с естественной природной жизнью ангарской деревни,
городской человек может испытать «радость исцеляющегося человека».

 184 слова

(1)Моими соседями в купе были мужчина и паренёк лет
девяти-десяти.

(2)Мальчик достал книгу и при свете электрического
корытца погрузился в чтение. (3)Мужчина спросил его:

– (4)Донат! (5)Что читаешь?

(6)Мальчик послушно ответил:

– (7)Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».

– (8)Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (9)Повтори,
пожалуйста, имя

автора.

– (10)Артур Конан Дойл, – с покорностью повторил
мальчик.

– (11)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на
конце?

– (12)Так ребята говорят…

– (13)Не надо подражать «ребятам». (14)Мы должны быть
не хуже их,

а лучше. (15)Не ниже их по развитию, а выше.
(16)Понял? – (17)Понял, – чуть слышно отозвался Донат.

– (18)Не слышу. (19)Громче.

– (20)Понял, – почти крикнул мальчик.

– (21)Так ты весь вагон разбудишь. (22)Повтори ещё
раз, умеренным голосом: «(23)Понял тебя, папа».

– (24)Понял тебя, папа, – чуть помедлив, повторил
мальчик. (25)Еле заметное раздражение скрипнуло в его голосе.

– (26)Учись себя контролировать, – резюмировал отец.

27)Когда отец вышел умыться на ночь, Донат достал
ручку и лист бумаги и стал писать. (28)С верхней полки мне было хорошо видно:
аккуратным, красивым почерком он выводил, строка за строкой, одни и те же
слова: «(29)Долина ужаса. (30)Долина ужаса. (31)Долина ужаса…» (32)Вдруг,
услышав шум в коридоре, мальчик схватил лист и, скомкав, сунул его в карман и
нырнул с головой под одеяло…

(33)Утром Доната в купе не было, отец сидел на месте.
(34)В коридоре стояла очередь к единственному туалету – там увидела Доната.

– (35)Кто последний? – спросила я. (36)Донат ответил:

– (37)Я!

(38)Я встала к окну. (39)Рядом стоял мальчик, мне
страх как хотелось

с ним поговорить, понять, зачем он упорно писал
«Долина ужаса». (40)Но между нами был забор, ограда, нет – целая полоса
отчуждения… (41)Бежевые глаза Доната, сбоку почти янтарные, прилежно
отслеживали бегущие за окном предметы; светлые ресницы на бледной, почти
бесцветной щеке казались нематериальными.

(42)Вдруг я спросила:

– (43)Знаешь, что такое электроэнцефалограмма?

(44)Он отрицательно покачал головой, но в глазах
мелькнула искра

заинтересованности. (45)И я рассказала о своей работе.
(46)Он слушал – сперва недоверчиво, насторожённо, но постепенно появлялся
интерес.

– (47)Здорово про эти ваши биотоки, – сказал он. –
(48)Записал на какую-то кривулю – и всё ясно. (49)Только не верится: наложил
электроды, а другие угадали, что я чувствую?

– (50)В какой-то мере.

– (51)Даже если… если я изо всех сил скрываю?

(52)Он поднял глаза, и вдруг на мгновение в них
сверкнула такая

неистовая ненависть, что я отшатнулась. (53)Миг – и
вспышка погасла.

– (54)Тебе надо самому посмотреть опыт! (55)Приходи ко
мне влабораторию. (56)Вдруг это – твоё будущее! (57)Вот мой телефон –

позвони накануне.

(58)Адрес и телефон я записала на листке из блокнота
участника

конференции, с которой возвращалась. (59)Он взял.
(60)Потом тяжело вздохнул.

– (61)Моё будущее? – переспросил он. – (62)Это от меня
не зависит.

– (63)От кого же?

– (64)Всё решено. (65)Давно.

– (66)Как это? (67)Человек сам вправе распоряжаться
своим будущим. (68)Донат засмеялся. (69)Смеялся взрослый, разочарованный
человек. – (70)Вправе?.. (71)А вы знаете, что такое «Долина ужаса»?

– (72)Приблизительно.

– (73)Вы этого не знаете и не узнаете никогда…
(74)Смотрите: туалет освободился. (75)Теперь я вам уступлю очередь. (76)Видите,
какой я воспитанный, – добавил он с горечью.

77)Когда я вышла, Доната и его отца в купе уже не было.
(78)Поезд прибывал в Москву, и пассажиры пробирались к выходу.(79)Тут я
заметила на своём чемодане листок бумаги. (80)Это оказалась моя записка с
адресом института и номером телефона…

(81)Может быть, ещё не всё пропало? (82)Может быть,
мне удастся отыскать в безднах Москвы мальчика со странным, редким именем
Донат? (83)Мальчика, который оказался лишён детства. (84)И своего собственного,
выбранного душой будущего. (85)Непонятого и закрытого ребёнка. (86)Живущего в
своей, никому не ведомой «долине ужасов»

СОЧИНЕНИЕ

И. Грекова поднимает проблему воспитания.

О случайной встрече в купе поезда И.
Грекова рассказывает как писатель, а не как математик. Сначала она приводит
разговор девятилетнего мальчика с требовательным отцом. Наблюдая со стороны, И.
Грекова отмечает странную покорность и в то же время раздражительность мальчика
и непоколебимую уверенность отца. «Учись себя контролировать, – резюмировал
отец» и вышел умыться. Когда отец вышел, мальчик стал выводить на листе бумаги
«одни и те же слова: «Долина ужаса». Во второй половине своего рассказа И.
Грекова приводит свой разговор с мальчиком Донатом. Становится понятно, что,
запрограммированная отцом, жизнь кажется мальчику долиной ужаса. В финале ясно,
что Донат отказался от помощи случайной попутчицы – записка с номером ее
телефона осталась на чемодане.

В последнем абзаце Елена Сергеевна
Вентцель отвечает на вопрос о воспитании.

Елена Сергеевна считает, что нельзя лишать
ребенка детства и что нельзя лишать ребенка самостоятельного выбора, а значит,
«и собственного, выбранного душой будущего».

Конечно, писатель и математик, автор
учебников и доктор наук права. Мне жаль мальчика, и я беспокоюсь о его судьбе:
почему-то кажется, что он на грани суицида. С другой стороны, мне понятен и
отец. Может быть, Елене Сергеевне стоило поговорить и с отцом? В любом случае
доказательством того, что нельзя лишать ребенка самостоятельности можно
считать, например, судьбу Ильи Ильича Обломова, который вырос прекрасным
человеком, с голубиной душой, но совсем не способным к поступкам, как бы
лишенным воли: первая же оплошность стала поводом для отставки, а неспособность
к волевому поступку привела к разрыву с Ольгой и в конце концов к гибели.

Примером гармоничного и в то же время
самостоятельного детства можно считать детство Николеньки из повести Льва
Толстого или детство Манюни из одноименной книги Наринэ Абгарян.

 272 слова

(1)На седьмой странице был некролог: «(2)Тимоти
Салливан. (3)77 лет».

– (4)О боже! – вскричал Уолтер Грипп. – (5)Всё
кончено.

– (6)Что кончено? – спросил я.

– (7)Жить больше незачем. (8)Читай, – Уолтер встряхнул
газетой.

– (9)И что? – удивился я.

– (10)Все мои враги мертвы.

– (11)Радуйся! – засмеялся я.

– (12)Теперь у меня нет причин жить.

– (13)Это почему?

– (14)Ты не понимаешь. (15)Тим Салливан… (16)Я
ненавидел его всей

душой, всем своим существом.

– (17)И что?

– (18)С его смертью исчез огонь!

(19)Лицо Уолтера побелело.

– (20)Какой ещё огонь?! – возмутился я.

– (21)Пламя в моей груди, в моей душе, сокровенный
огонь. (22)Он

возгорался благодаря ему. (23)Он заставлял меня идти
вперёд, а теперь

Салливан всё испортил, он задул это пламя… (24)Ладно,
пойду в кровать,

буду бередить свои раны.

– (25)Отойди от кровати, это глупо – на дворе день!

– (26)Позвони в морг, какой там у них ассортимент
надгробий. (27)Мне

простую плиту. (28)Ты куда?

– (29)На улицу, воздухом подышать.

– (30)Вернёшься, а меня, может, уже и не будет!

– (31)Потерпишь, пока я поговорю с кем-нибудь, кто в
здравом уме!

– (32)С кем же это?

– (33)С самим собой!

(34)Я вышел постоять на солнышке, поглядел вокруг и
задумался.

(35)«Боже мой! (36)Придумай хоть что-нибудь!» – завёл
я диалог сам

с собой. (37)«Я не знаю, что делать», – ответило мне
моё второе я.

(38)«Погоди, какие чувства ты испытываешь к нему
сейчас? (39)Злость?

(40)Точно! (41)Вот и зацепка! (42)Возвращаемся!»

(43)Я вернулся в комнату.

– (44)Всё ещё умираешь?

– (45)А ты как думал?

– (46)Вот упрямый осёл.

(47)Я подошёл ближе к Уолтеру – решил стоять у него
над душой.

– (48)Хотя нет, никакой ты не осёл – конь с норовом.
(49)Подожди, мне

надо собраться с мыслями, чтобы вывалить всё разом.

– (50)Давай поскорее, я уже отхожу, – произнёс Уолтер.

– (51)Слушай!

(52)Уолтер заморгал:

– (53)Ну чего тебе, мой старый друг, закадычный
дружбан?

– (54)Никакой я тебе не друг. (55)Раз уж ты собрался
помирать, настала

пора для исповеди.

– (56)Так ведь это я должен исповедоваться.

– (57)Сначала я! (58)Помнишь, в шестьдесят девятом
была недостача, ты

тогда подумал, что Сэм Уиллис прихватил деньги с собой
в Мексику?

– (59)Конечно, Сэм тогда украл бабки, кто же ещё.

– (60)Всё это моих рук дело, я прикарманил деньги и
свалил на него!

– (61)Ну, это не такой уж тяжкий грех, – произнёс
Уолтер.

– (62)Теперь насчёт школьного выпускного в пятьдесят
восьмом. (63)Ты

хотел, чтобы в тот вечер тебя сопровождала Мэри-Джейн
Карузо. (64)Но я

рассказал ей про тебя всякие гадости, и она
отказалась!

– (65)Ты? – Уолтер вытаращил на меня глаза.

– (66)Точно.

(67)Уолтер ткнул кулаком подушку и лёг, приподнявшись
на локте.

– (68)Потом была Генриетта Джордан.

– (69)Бог мой, Генриетта. (70)Я был так влюблён в неё!
(71)Потряса-

ющее было лето.

– (72)Благодаря мне оно для тебя закончилось.

– (73)Что?!

– (74)Она ведь бросила тебя, сказала, что её мать при
смерти и ей надо

быть подле мамочки?

– (75)Ты сбежал с Генриеттой?

– (76)Точно.

(77)Я говорил ещё много чего обидного, вдохновляясь
собственной

фантазией. (78)И злоба Уолтера крепла, а вместе с ней
– и его жизненные

силы.

– (79)Чудовище! – всхлипнул он, свесив ноги с кровати.
– (80)Мой

лучший друг! (81)Я уничтожу тебя!

– (82)Сначала поймай!.. (83)Что это ты делаешь?

– (84)Вылезаю из кровати! (85)Иди сюда!

– (86)Нетушки!

– (87)Я уничтожу тебя! (88)Даже если на это уйдут
годы! (89)Даже если

на это уйдёт целая вечность!

– (90)Вечность! (91)Это круто! (92)Тада-да-дам!
(93)Кем я тебе давеча

был?

– (94)Другом?

– (95)Да, другом!

(96)Я рассмеялся смехом врача-терапевта, выскочил за
дверь и

улыбнулся. 

(По Р.
Брэдбери*)
* Рэй Брэдбери (1920-2012) — американский писатель, автор более 800
разных литературных произведений, среди которых несколько романов и повестей,
сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений.

Рассказ Рэя Брэдбери о
настоящей дружбе и о жизненных стимулах человека. Весь рассказ – диалог двух
друзей: рассказчика-повествователя и его друга Уолтера Гриппа. Сюжет
рассказа прост.  Читая, вероятно,
утреннюю газету, Уолтер Грипп узнает, что его злейший враг скончался в возрасте
77 лет, и понимает, что со смертью врага его собственная жизнь теряет смысл,
потому что своего врага Тима Салливана он ненавидел всей душой, потому что
огонь ненависти к врагу давал силы жить. Уолтер Грипп опустошён. Грипп ложится
в кровать и собирается умирать, а его друг-рассказчик доводит Гриппа до
бешенства, чтобы дать Гриппу новые силы жить. В финале их разговора Грипп
кричит, вылезая из кровати, что уничтожит врага (бывшего друга), даже если на
это уйдет целая вечность. Рассказчик напоминает разбушевавшемуся и вновь
обретшему силы жить благодаря ненависти к новому врагу Гриппу, что давеча был
ему другом, смеется смехом врача-терапевта и улыбается, выскочив за дверь.

Читатель Брэдбери
понимает, что в этом простом диалоге двух старых людей не только ценность
вражды для продолжения жизни, но и красота настоящей дружбы. Мы не знаем
наверняка, что было дальше, но кажется, что теперь Ултер Грипп обретет новый
стимул для продолжения жизни: он будет продолжать жить ради своего
замечательного друга.

Я согласен с Брэдбери,
что ненависть часто дает силы жить, но лучше, если человек живет ради любви или
дружбы. Ненависть, конечно, мощный стимул, но ложный: ненависть разрушительна,
на ненависти не построишь, не создашь…

225 слов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение егэ по тексту кравченко
  • Сочинение егэ по тексту кочневой
  • Сочинение егэ по тексту котлярского наденька
  • Сочинение егэ по тексту косолапова
  • Сочинение егэ по тексту корчагина про шоколад

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии