Сочинение ЕГЭ 2021
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную… (по Конецкому)
В предложенном тексте говорится о скворцах, опустившихся на палубу теплохода на отдых, о русских художниках, на картинах которых изображена природа России.
Автор поднимает проблему назначения искусства, его воздействия на чувства человека.
Данная проблема, несомненно, актуальна, особенно для молодого поколения. В настоящее время немного найдёшь молодых людей, которые интересуются живописью, музыкой, театром, читают книги. Словом, искусство не занимает в их жизни должного места, не находит в их душах отклика. Конецкий же говорит о том, что в наш век не следует забывать людям искусства, в частности художникам, о своём главном предназначении – воздействовать на чувства человека, пробуждать любовь к родной земле.
Автор утверждает, что главная функция искусства – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». С этим нельзя не согласиться. Действительно, произведения искусства прежде всего воспитывают патриотизм.
Не только живопись, но и литература призвана пробуждать в человеке любовь к родине. Вспомним стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…», в котором поэт создаёт картину «застенчивой русской природы». В ней нет ярких красок, особых красот и богатств, но она привлекает своей неброской красотой и прелестью. Стихотворение Рыленкова учит понимать и любить родную природу, а значит – и родину.
Недавно в Доме культуры проходила выставка местного художника. На его полотнах изображены окрестности нашего посёлка. И перед зрителями, пришедшими на выставку, по-новому открылось то, что они наблюдают каждый день: незаметная красота окружающих нас полей, лесов, перелесков, тихого озера, светлых просторов.
В заключение хотелось бы сказать, что искусство должно быть частью жизни каждого, потому что именно оно пробуждает в человеке лучшие чувства.
Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
Сочинение ЕГЭ 2021
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство миpa мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В. Конецкому)
Источник текста: Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр, 2011-224 с.
Текст № 10. Эти тексты были использованы на едином государственном экзамене в 2002-2010 годах.
Банк ФИПИ № блока F48818
1
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Русских живописцев упрекают в старомодности сюжетов.
2) Прилетевшие грачи напомнили рассказчику известную картину.
3) Имена наших пейзажистов не знают за рубежом.
4) Предназначение искусства — будить и освещать в человеке чувство родины.
5) Русская песня не так проста, как живопись.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста.
Правило: Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
2
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложение 1 содержит элемент описания.
2) В предложениях 5, 7, 8 перечислены происходящие друг за другом события.
3) Предложение 13 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 11—12.
4) В предложениях 22—24 представлено рассуждение.
5) В предложениях 16—17 содержится повествование.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Функционально-смысловые типы речи
Правило: Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
3
Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?. Выпишите это слово.
усталые (предложение 4)
белые (предложение
пробуждение (предложение 15)
скрывается (предложение 17)
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
Правило: Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Группы слов по употреблению
4
Среди предложений 7—13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Правило: Задание 25. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как (А)_____ («деревья проснулись»), (Б)_____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и (В)_____ («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 17—18)».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) олицетворение
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция
5) эпитет
6) ряды однородных членов
7) просторечное слово
8) риторическое обращение
9) сравнительный оборот
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правило: Задание 26. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка
6
Задания Д B1 № 677
Из предложений 3—5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Основные проблемы:
1. Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?).
2. Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?).
Позиция автора:
1. Настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике чувство родины».
2. Ощущение родины у русского человека — это ощущение счастья.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
---|---|---|
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно |
1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
5 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
4 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны |
1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. 3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) |
0 | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно |
1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано |
1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют |
2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет |
2 | |
Допущены одна-две ошибки |
1 | |
Допущено три или более ошибки |
0 | |
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной ошибки |
2 | |
Допущены две-три ошибки |
1 | |
Допущено четыре или более ошибки |
0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более |
0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более |
0 | |
Максимальное количество баллов | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
___________________
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
Источник: Банк ФИПИ № F48818
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
Текст и сочинение по Конецкому
Напишите сочинение по прочитанному тексту Конецкого
Текст для сочинения
(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.
(2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии.
(3) На теплоходе, освещённом мощными огнями.
(4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5) Я вышел из рубки на крыло мостика.
(6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими.
(7) Я поднял к глазам бинокль.
(8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки.
(9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг.
(11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
(12) И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.
(13) Это не опишешь.
(14) Это возвращает в детство.
(15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и глубоким ощущением родины, России.
(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов.
(17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни.
(18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной.
(19) И как проста русская песня, так проста живопись.
(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.
(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница.
(22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским.
(23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья.
(24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.
(25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины.
Пример сочинения по тексту Конецкого
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они.
В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность.
С чем же связано ощущение родины у русского человека?
Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.
Автор вспоминает, что происходило в его душе с приходом весны, с прилетом грачей и скворцов.
Это чувство связано с «глубоким ощущением родины, России».
Близкие сердцу картины родной земли согревают человеческое сердце, делают его счастливым.
Каждый из нас не раз переживал все это.
В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины».
И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство.
Их пейзажи, на первый взгляд, просты и незатейливы.
Но они и есть сама Россия, потому что в них заключено что-то, что пробуждает в человеке чувство патриотизма.
Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».
Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья.
Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее.
Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество.
Известный поэт С.А. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.
Чувство родины — основное в моем творчестве».
Действительно, каждая строчка стихов С.А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле.
Он родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов, поэтому в сердце поэта с юных лет запала Россия.
Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле.
О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Известный советский журналист В.М. Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало.
Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.
В.М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.
Действительно, Родина — как мать, одна и на всю жизнь!
Другой такой родной никогда не будет.
Это — корни, это — традиции, культура, это — все то, что делает человека сильнее, когда ощущается эта мощь.
Все в этом мире имеет свои истоки.
Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека.
Практика. Редактируем и оцениваем сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст.
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?
(По В. Конецкому)
-
- Основные
- проблемы:
- 1) проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?);
- 2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?).
- Авторская
- позиция:
- 1) настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике чувство родины»;
- 2) ощущение родины у русского человека — это ощущение счастья.
Оцените данную работу по критериям проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Ниже дана таблица для заполнения.
-
К 1 К 2 К 3 К 4 К 5 К 6 К 9 К 10 К 11 К 12
Сочинение 1.
Данная статья посвящена рассмотрению ряда актуальных вопросов, основным из которых является вопрос о том, что такое счастье, возникающее в нас, когда мы ощущаем любовь к России.
На мой взгляд, тема статьи заключается в мысли о том, что в произведениях многих авторов «скрывается не только вечная в искусстве радость жизни, а именно русская радость». В центре внимания — мысли и чувства автора по данному вопросу. Автор ставит по существу одну задачу — объяснить, что самое пронзительное счастье возникает в нас, когда мы ощущаем любовь к родине. Позиция автора очень убедительна и верна. Она вселяет уверенность. (?) Эта статья очень интересна. Я с автором полностью согласна, так как любовь к родине — это самое важно чувство, возникающее в человеке. Но особенно хочется выделить мысль Конецкого о том, что «у русских есть такая (?) нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины«.
Отрывок из статьи Конецкого является текстом публицистического стиля. Главная функция текста — воздействие на читателя. Данный отрывок представляет собой текст — рассуждение. Начало текста — это тезис, который убедительно доказывается. В конце автор делает вывод, который как бы объединяет начало и конец. Предложения в тексте связаны последовательно. Несомненным достоинством статьи является использование олицетворения («деревья проснулись»), которое делает рассуждение более образным, эмоциональным. Для того чтобы сделать рассуждение более ярким, автор использует эпитет («пронзительное счастье»). Для того чтобы привлечь наибольшее внимание к затронутым вопросам, автор использует риторический вопрос («я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?»).
Работу хочется завершить высказыванием Конецкого о том, что » в наш век художникам не следует забывать о простой функции искусства — будить и освещать в соплеменниках чувство родины».
Оцените данную работу по критериям проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом.
Сочинение 2.
Для чего нужно искусство? Что оно будит человеке? Каковы его функции? Такие вопросы перед читателями ставит автор данного текста В. Конецкий.
Чтобы ответь на все волнующие вопросы этой темы, автор размышляет, делится своими впечатлениями, приводит примеры. Например, он говорит, что за именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость, но и русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. А также, что одна из функций искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Я абсолютно согласна с Конецким, что искусство вдохновляет человека, приносит ему счастье, когда видишь картины наших русских художников, особенно пейзажистов, восхищаешься их талантом передавать красоту нашей природы: русских лесов, полей, тихих озер, и кажется, что нет на свете красивее мест, чем в России, невольно начинаешь гордиться этим.
Каждый русский человек должен любить Россию, восхищаться её природой, искусством, языком и тогда в его сердце станет светлее. А самое главное, он будет счастлив от всего, что его окружает.
Оцените данную работу по критериям проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом.
Сочинение 3.
Искусство… В чем его назначение? Существует ли связь между эстетическим чувством и чувством к Родине?
Над этими вечным вопросами размышляет В.Конецкий в своей статье. Опираясь на личный опыт, он приводит пример восприятия национального искусства вдали как от самого искусства, так и от Родины. Ассоциацию с полотном Саврасова » Грачи прилетели» вызвали «маленькие бесстрашные птицы». С воспоминания о картине пришла ностальгия по дому, Родине, России. Ощущение же дома для автора синонимично чувству радости и счастья. Поэтому одной из функций искусства Конецкий считает «простую» формулу: «будить и освещать… чувство родины», значит вызывать «в человеке ощущение… счастья«. Связь между «эстетическим ощущением и ощущением родины», по мнению В. Конецкого, неразрывна и вечна.
Нельзя не согласиться с автором. Искусство как источник добра и света должно не только способствовать духовному росту, но и развивать человека эстетически. Вдали от родного очага чувства обостряются, потребность в близком растет. Искусство же может дать, пусть и мимолётное, чувство счастья от близости с домом.
«Искусство — посредник того, что нельзя выразить«, — писал Гёте. Человеку всегда трудно выражать свои чувства, для этого можно использовать то или иное искусство. Например, любовь к Родине.
Можно выразить через полотно, как это сделал Саврасов или Левитан, или через музыкальное произведение, как выразили Чайковские и Римский — Корсаков. Но разве » нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины» может быть только русской? Вспомните голландских живописцев. Когда смотришь на их полотна, перед глазами возникает приморское побережье Нидерланд. А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед вами поля Англии?
Любое искусство, если оно творимо с душой и глубоким чувством, не имеет национальностей и границ. Проникая в сознание человека, оно становится с ним единым целым, неразрывным и родным. И благодаря такой вечной связи, искусство и человек становятся единым добром и светом.
Вторую часть статьи, содержащую оценку экспертов, вы можете найти здесь: «ЕГЭ по русскому языку часть С. Редактируем сочинение. Оценка экспертов«
Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.
Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы
Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020
Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Данное сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.
2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений и эссе для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2020 года.
Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ — ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.
Автор вспоминает, что происходило в его душе с приходом весны, с прилетом грачей и скворцов. Это чувство связано с «глубоким ощущением родины, России». Близкие сердцу картины родной земли согревают человеческое сердце, делают его счастливым. Каждый из нас не раз переживал все это.
В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Их пейзажи, на первый взгляд, просты и незатейливы. Но они и есть сама Россия, потому что в них заключено что-то, что пробуждает в человеке чувство патриотизма. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».
Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее.
Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество. Известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С. А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Он родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов, поэтому в сердце поэта с юных лет запала Россия. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина — как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет. Это — корни, это — традиции, культура, это — все то, что делает человека сильнее, когда ощущается эта мощь. Все в этом мире имеет свои истоки.
Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека.
Читать сочинение далее…
.
Сочинение по тексту: Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.» Конецкий В. В.
Сочинение по тексту: Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.» Конецкий В. В. |
|
Просмотров: 3008 | Добавил: (25.03.2019) (Изменено: 25.03.2019) |
Всего ответов: 1 |
|
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 1 Порядок вывода комментариев:
0 shurik О назначении искусства рассуждает русский писатель, автор замечательных морских повестей и рассказов В. Конецкий. Толчком к размышлению послужили бесстрашные перелётные птицы, увиденные героем на палубе теплохода ненастной ночью. Ему вспомнилась картина Саврасова «Грачи прилетели», а вместе с ней нахлынули воспоминания о детстве, о родине, о том, «что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна». По мнению Конецкого, за именами русских художников (Левитана, Серова, Коровина) «скрывается русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной». Автор считает, что одна из главных функций искусства — «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». Мне близка позиция писателя. Любое творение уходит корнями в национальную почву. Если говорить о живописи, то сразу возникает в памяти удивительная картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», посвященная жизни Сергия Радонежского. Художник признавался в любви к русскому пейзажу, на фоне которого лучше чувствуешь русскую душу. Писатель К. Паустовский сравнил это полотно с хрустальным светильником, зажжённым во славу России. О чём-то родном и близком каждому русскому человеку говорит картина В. Поленова «Московский дворик». На ней изображён типичный уголок старой Москвы с церковью Спаса на Песках возле Арбата. Обычный двор пронизан солнечным светом, живёт привычной, будничной жизнью. И, глядя на полотно, действительно ощущаешь светлое ностальгическое чувство. Как и положено при встрече с настоящим произведением искусства. |
|
Слайд 1По В. Конецкому «Однажды ко мне на вахту, октябрьскую,
осеннюю, ненастную, прилетели скворцы».
Работа учителя Кочановой В.В. МОУ «Зимстанская сош»,
п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми .
Слайд 3
Вступление
Вопросно-ответное единство.
Цепочка вопросительных предложений.
Риторический вопрос.
Цитата.
Краткая справка об
авторе текста.
Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
Слайд 4При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную
мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос
отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?
Слайд 5 В данном тексте
анализируется проблема…
автор исследует,
поднимает, рассматривает, анализирует проблему…
даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
исследуется
– комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
рассматривается – вопрос, пример…
(Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие?
(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое …
Клише
Слайд 6Пример
Думая только о
себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда
он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.
(Андре Моруа)
Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?
Слайд 7III. Авторская позиция
Позиция автора – это вывод, к которому
приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Если проблема
текста — это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Авторскую позицию можно сформулировать, отвечая на вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Слайд 8Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
исходный текст разделить на микротемы — предложения, объединенные одной мыслью
и отражающие определенный аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.
Слайд 9Клише
Позиция автора такова…
Автор стремится донести до читателей мысль
о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Симпатия автора на
стороне…
Высказывание … выражает авторское отношение к … и подчеркивает…
Основная мысль текста заключена в том, что…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу… — в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
В этом предложении звучит прямая авторская оценка…
Слайд 10Я полностью согласна(ен) с автором текста. Ведь… Потому что…
По-моему…
Автор абсолютно прав, утверждая, что…
Трудно не согласиться с автором в
том, что…
Собственная позиция
Слайд 11IV. Аргументация собственного мнения
по проблеме
Аргументация – это приведение
доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями)
или собеседниками.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (высказанного мнения): факты, примеры, утверждения, объяснения.
Слайд 12Аргументы
АРГУМЕНТ 1.
Жизненный
опыт
АРГУМЕНТ 1.
Читательский
опыт
Слайд 14Мне не раз приходилось сталкиваться с …
Помню, как-то…
Конечно, мой
жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с
этой проблемой приходилось сталкиваться.
Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с…
Ссылка на авторитет
Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил…
Любой историк скажет, что…
Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что…
Клише
Слайд 16Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)…
В
произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем
за…
Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)…
Клише
Слайд 17
1. Обобщение основных мыслей автора .
2. Вопросительное предложение, в
том числе риторический вопрос.
3. Личное отношение к решаемой в
тексте проблеме.
4. Использование цитаты.
5. Концовка-ответ.
6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слайд 18Алгоритм работы над текстом.
1. О чем? (Ты увидишь тему)
2.
Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы)
3. Над каким вопросом
автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель)
5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств).
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (это поможет тебе понять авторскую позицию)
Слайд 20Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Однажды ко мне на вахту,
октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от
берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
Слайд 21(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и
литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается
не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?
(По В. Конецкому)
Слайд 22Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите,
согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 23ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. После выполнения заданий 20–24 внимательно
читаем два раза исходный текст.
2. Составляем план к тексту, акцентируя
свое внимание прежде всего на действиях автора. Составленный план очень поможет вам при написании текстуального комментария.
3. Определяем тему текста (о чем текст?).
4. Определяем и формулируем авторскую позицию и проблему (проблемы) текста. Работаем по таблице для работы с черновиком (см. раздел 3.4 настоящего пособия).
5. Составляем комментарий к сформулированной проблеме текста. Записываем ДВА самых ярких примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы
6. Выражаем свое мнение по сформулированной проблеме. Обязательно
прописываем свой тезис!
7. Опираясь на таблицу, подбираем аргументы и стараемся связно и логично встроить их в текст сочинения (то есть аргументируем собственное мнение по проблеме исходного текста).
8. Делаем вывод.
9. Редактируем черновик.
10. Переписываем текст сочинения в бланк ответа.
11. Еще раз перечитываем текст сочинения и аккуратно вносим последние правки.
Слайд 2620. В каком(-их) предложении(-ях) автор
открыто высказывает свою точку зрения
на предназначение искусства?
1) 11, 13 2) 16 3) 17, 18 4) 20, 23
Слайд 2721. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы)
в предложениях 21-25?
1) рассуждение и описание
рассуждение
и повествование
рассуждение
4) повествование
Слайд 28Выполняем задания
22. . Какое слово употреблено
в тексте в прямом значении?
23.
Среди предложений 7 — 13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Слайд 2924. «Скворцы пробудили в душе
автора текста воспоминания о Родине и
множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье») в предложении 24. Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 15, 17 – 18)».
Список терминов:
1) лексический повтор 2) олицетворение
3) синтаксический параллелизм 4) парцелляция
5) эпитет 6) ряды однородных членов
7) просторечное слово риторическое обращение
9) сравнительный оборот
Слайд 32Анализируем сочинение
Данная статья посвящена рассмотрению ряда актуальных
вопросов, основным из которых является вопрос о том, что такое
счастье, возникающее в нас, когда мы ощущаем любовь к России.
На мой взгляд, тема статьи заключается в мысли о том, что в произведениях многих авторов «скрывается не только вечная в искусстве радость жизни, а именно русская радость». В центре внимания — мысли и чувства автора по данному вопросу. Автор ставит по существу одну задачу — объяснить, что самое пронзительное счастье возникает в нас, когда мы ощущаем любовь к родине. Позиция автора очень убедительна и верна. Она вселяет уверенность. (?) Эта статья очень интересна. Я с автором полностью согласна, так как любовь к родине — это самое важно чувство, возникающее в человеке. Но особенно хочется выделить мысль Конецкого о том, что «у русских есть такая (?) нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».
из статьи Конецкого является текстом публицистического стиля. Главная функция текста — воздействие на читателя. Данный отрывок представляет собой текст — рассуждение. Начало текста — это тезис, который убедительно доказывается. В конце автор делает вывод, который как бы объединяет начало и конец. Предложения в тексте связаны последовательно. Несомненным достоинством статьи является использование олицетворения («деревья проснулись»), которое делает рассуждение более образным, эмоциональным. Для того чтобы сделать рассуждение более ярким, автор использует эпитет («пронзительное счастье»). Для того чтобы привлечь наибольшее внимание к затронутым вопросам, автор использует риторический вопрос («я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?»).
Работу хочется завершить высказыванием Конецкого о том, что » в наш век художникам не следует забывать о простой функции искусства — будить и освещать в соплеменниках чувство родины».
Слайд 34Аргументация собственного мнения по проблеме
Слайд 35Аргументы: проблема назначения искусства .
1) Многие фронтовики рассказывают о
том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из
фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.
2) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.
Слайд 36Для публициста Е. Богата несомненно, что, общаясь с искусством,
с литературой, «мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам
вдруг открывается», делаемся богаче ещё на одну жизнь, жизнь художника. И даже не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. Настоящий ценитель искусства – соавтор творца, духовная жизнь зрителя, слушателя, читателя становится богаче. Публицист пытается понять, что такое «духовная жизнь».
Е. Богат считает, что искусство помогает нам лучше познать самих себя, понять мысли и чувства и творца произведения, и тех, кто жил в одно время с ним. Искусство «окрыляет» духовную жизнь человека.
Л. Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал».
Слайд 375) А. И. Куприн «Гранатовый браслет». О том, как
может воздействовать искусство на душу человека, пишет А. И. Куприн
в «Гранатовом браслете». Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившим жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что услышит то бетховенское произведение, послушать которое завещал ей Желтков. «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было.
Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы , которые кончались словами: “Да святится имя твое”. Удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко…” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.
Слайд 386) А. И. Куприн «Тапер». Рассказ о мальчике, которого
пригласили на рождественский праздник в качестве тапера. Видно было, что
мальчик беден, но очень самолюбив. На вид ему было не больше 12 лет. Все сомневались, что он может играть, но «мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими». Этот рождественский вечер и талант мальчика изменили его жизнь: его заметил известный композитор, сам Юрий Агазаров «давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов».
Слайд 397) К. Г. Паустовский повествует в рассказе «Корзина с
еловыми шишками» о композиторе Григе и его случайной встрече с
маленькой девочкой Дагни. Милая малышка удивила Грига своей непосредственностью. «Я подарю тебе одну вещь, — обещает композитор девочке, — но это будет через десять лет». Прошли эти десять лет, Дагни выросла и однажды на концерте симфонической музыки услышала своё имя. Великий композитор сдержал своё слово: посвятил девочке музыкальную пьесу, ставшую знаменитой. После концерта Дагни, потрясённая музыкой, восклицает: «Слушай, жизнь, я люблю тебя». А вот последние слова рассказа: «…ее жизнь не пройдет даром».
8). В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка». Рассказ о влиянии музыки на человека. Маленьким мальчиком услышал рассказчик скрипку. Играл скрипач композицию Огинского, и эта музыка потрясла юного слушателя. Умер скрипач, вырос мальчик, и вот однажды на фронте он услышал звуки органа. Звучала та же музыка, но в детстве она вызывала слёзы, потрясение, а теперь «звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнем».
Слайд 40Аргументы: проблема ощущения родины
1)Выдающийся русский певец Федор Шаляпин,
вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то
ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
2) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время гражданской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.
Слайд 413) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека
из племени, города или страны. За пределами своего дома —
чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык … Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.
4) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предложили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.
5) В.Распутин «Прощание с Матерой» (маленький клочок земли для Дарьи, героини повести, важнее всего на свете: здесь она родилась, здесь прошла ее жизнь, мучительно расставаться с родиной навсегда).
Слайд 42Цитаты
1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить
без сердца (К. Паустов-ский).
2. Потомство мое прошу брать мой пример:
до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).
3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).
4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).
5. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу
(П. Чайковский, русский композитор).
6. Дело художника — рождать радость (К Паустовский, русский писатель).
7. Мы любим свое отечество, это воздух, которым мы дышим (Горький М).
Слайд 43Источники
Материал для наблюдения: текст из открытого банка заданий
ЕГЭ (сайт ФИПИ)
http://www.4egena100.info/primery-tekstov.
http://neznaika.pro/test/russian/
http://new-ref.ru/russkiy-yazyik/ishodnyie-tekstyi-sochineniy-ege/tekst-ege-po-yu.-arakcheevu.html