25 октября 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.
Сочинение
Каждый город, помимо своей исторической составляющей, ассоциируется у большинства людей с теми достопримечательностями, какими он обладает. Это может быть маленькая, сохранившаяся с давних времен часовня, в которую съезжаются все жители соседних городов, или возвышающаяся над землей церковь, с большими, красивыми куполами, которые видно с любого уголка города. Памятники поэтам и художникам, огромные силуэты и маленькие, скромные бюсты, а также сохранившиеся старинные усадьбы – все это наполняет мир и остается важной составляющей нашей жизни. Но какую именно роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Вместе с В.П. Катаевым мы попробуем ответить на этот вопрос, поднятый им данном тексте.
Рассказчик повествует нам о том, как болезненно переживал он «эпоху перестановки и уничтожения памятников». Жуткий дискомфорт и даже внутреннюю пустоту принесло ему отсутствие Пушкина на Тверском бульваре. Те действия, которые совершала в тот период та самая «незримая всевластная рука», навеивали герою текста лишь «пустоту, с которой трудно было примириться». Уничтожение исторических и культурных памятников приравнялось для него с «другим измерением» — когда, вроде бы, все вокруг знакомо, но вместе с тем незнакомо, пусто и противоестественно.
В.П. Катаев считает, что памятники истории и культуры – это та часть исторической памяти, которая создает неповторимый облик города. Она вмещает в себя всю ту совокупность деталей, исторических событий и фактов, за которые мы и ценим каждый отдельный город нашей необъятной Родины.
Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, исторические и культурные памятники – это постоянное напоминание о насыщенном прошлом нашего Отечества. Уничтожая их, мы, в первую очередь, уничтожаем тот облик, ту атмосферу, за которые мы и любим свой родной город. И дело даже не в красоте и величественности тех каменных силуэтов, которые зачастую пытаются заменить более новыми и усовершенствованными «пародиями», — дело в их историческом прошлом. И потому любое обветшалое. но исторически важное здание, однажды благополучно снесенное, еще надолго оставляет после себя «эффект присутствия» и невосполнимую пустоту.
Об этой проблеме рассуждает в своей статье «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачев. Автор пишет в ней о том, что «…утрата любого памятника культуры невосстановима…», потому как ни один современный памятник не может заменить своим прошлым тот монумент, который ни одно десятилетие радовал и вдохновлял людей, потому как «…материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами…». Писатель считает, что уничтожение культурных и исторических памятников – это показатель неуважения к прошлому своей страны.
О роли памятников в жизни человека пишет и А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник». Памятник в поэме не является неодушевлённым предметом, а, наоборот, символизирует образ Петра I и представляет собой живое существо, способное наполняться «великими думами». Этот самый Медный Всадник, как в жизни, так и в поэме, воплощает в себе противоречивый образ Петра – с одной стороны, мудрого деятеля, с другой – самовластного императора. Он является ярчайшей деталью, из которых и состоит Санкт-Петербург и благодаря которой жители нашей страны так любят этот город на Неве.
В заключение хотелось бы еще раз отметить патриотическую важность сохранения памятников истории и культуры. За каждым из нас стоит неоспоримая задача – передать своим потомкам любовь к истории своей страны, а памятники и строения с глубокой историей являются непосредственными нам в этом помощниками.
Образец сочинения по реальному тексту ЕГЭ 2019 В. Катаева (основная волна). « Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник».
Исходный текст
Текст сочинения
Почему важно сохранить памятники культуры? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.
Раскрывая данную проблему, В.П. Катаев делится с нами своими переживаниями по поводу изменившегося облика его любимого города. Писатель вспоминает, как он сидел у памятника Пушкину, гулял по Водопьяному переулку. Ни первого, ни второго уже нет, но их призраки для писателя стали «более реальны», чем то, что их заменило. Переживания автора помогают нам понять, насколько важными могут быть для человека памятники культуры: они делают место, в котором живет человек, живым. С ними связаны воспоминания, которые уходят вместе с памятниками.
Переключаясь с описания изменений, произошедших в городе, писатель говорит о своих личных переживаниях, пытается донести до читателя свои опасения. Особенно ярко это можно заметить в последнем абзаце текста. Там Катаев сравнивает опустевшие улицы с душевной пустотой. Она кажется автору «незаконной, противоестественной», «как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне», когда не знаешь, куда идти и где твой дом, и находишься «как бы в другом измерении». Эти переживания очень важны для понимания проблемы. Они помогают читателю почувствовать, какую трагедию переживает человек, когда теряет связь с прошлым.
Авторская позиция очевидна: сохранять памятники культуры важно, поскольку это часть истории, без которой будущее становится расплывчатым. Исторические памятники тесно связаны с воспоминаниями человека о доме, городе, жизни. Без них человек становится беззащитным, теряет связь с реальностью, не знает, «в каком направлении надо идти».
Я полностью согласна с мнением автора. Уничтожение культурных памятников может обернуться трагедией для нас и будущих поколений. Мы все стремимся сохранить воспоминания, они помогают уверенно смотреть в будущее. Памятники культуры — это опыт и человечества, и отдельно взятого человека. Сохраняя памятники, мы сохраняем часть себя, своей души.
Чтобы подтвердить свою мысль, я бы хотела вспомнить о трагедии, которая случилась в Париже. Страшный пожар уничтожил всемирно известный памятник архитектуры — собор Парижской Богоматери. Весь мир застыл в немом ужасе, когда это произошло. Мы все видели, как жители Парижа стояли и смотрели, как часть их истории рушится на глазах. Весь мир плакал вместе с парижанами. Пожарные пытались спасти собор на протяжении 9 часов, но остались целыми только стены. Несмотря на это начался сбор средств на восстановление, потому что невозможно и не хочется представлять мир без воспетого многими писателями и поэтами собора. Закончить свои размышления я бы хотела цитатой В.Гюго: «Крупные памятники зодчества скорее являются произведениями целого общества, чем индивидуального духа; это отложения целого народа, напластование веков, осадки последовательных испарений человечества».
Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема сохранения исторических памятников
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
06.03.2020 21:12:54
Автор: Вячеслав Костромин
В своём тексте В.П. Катаев поднимает проблему сохранения исторических памятников.
Подводя читателя к проблеме, автор приводит в пример свои воспоминания о исторических памятниках. В начале повествования мы видим радостные воспоминания Катаева, как “в середине двадцатых” они подошли к “памятнику Пушкину” и уселись на “бронзовые цепи”. Вспоминая этот момент, автор испытывает лишь положительные эмоции, так как этот памятник стоял еще “на своем законном месте”, как и многие другие. Этим примером Катаев хотел показать, что исторические памятники имеют огромную ценность, и что люди должны ценить и беречь их.
Продолжая раскрывать поставленную проблему, автор повествует о том, что наступила эпоха “перестановки и уничтожения памятников”. Для Катаева отсутствие “Пушкина на Тверском бульваре” стало болезненной новостью. Эта пустота, которая складывалась у Катаева из- за уничтожения исторических памятников, переулков, домов, казалась ему “незаконной, противоестественной”. “Память разрушается как старый город”, — отмечает автор. Этим примером Катаев хотел показать, что уничтоженные исторические памятники оставляют “пустоту” на улицах, но сохраняют свои образы в сердцах людей.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, какое значение имеют для людей исторические памятники, дома, улицы, и как влияет их уничтожение на человека.
Позиция автора ясна: В.П. Катаев считает, что люди должны сохранять исторические памятники, ценить их, так как они несут огромную ценность. Автор против уничтожения исторической памяти.
Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, исторические памятники- это постоянное напоминание о прошлом страны. Я считаю, что нужно сохранять их, так как каждый человек должен знать историю своей Родины, так как ценность таких мест невосполнима никакими современными зданиями, высотками. Одним из примеров сохранения исторически значимых мест является ситуация, сложившаяся в городе Екатеринбург. Когда власти приняли решение о строительстве храма на месте сквера, в котором находятся массовые захоронения жертв репрессий, люди начали выражать массовое недовольство, потому что это место для них имеет огромную историческую ценность, люди не безразличны к своему прошлома, они хотят его сохранить и передать потомкам.
Подводя итог, можно сказать, что каждому из нас необходимо помнить свое прошлое, сохранять всевозможные исторические памятники, дома, скверы, чтобы эту память передать нашим потомкам.
Количество слов — 336
Здравствуйте, Вячеслав!
Неплохое сочинение, но теряете баллы из-за ошибок.
Пунктуация:
Этим примером Катаев хотел показать, что исторические памятники имеют огромную ценность, и что люди должны ценить и беречь их.
Лишняя запятая.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, какое значение имеют для людей исторические памятники, дома, улицы, и как влияет их уничтожение на человека.
Лишняя запятая.
Грамматика:
Подводя читателя к проблеме, автор приводит в пример свои воспоминания о исторических памятниках.
правильно: об исторических
Одним из примеров сохранения исторически значимых мест является ситуация, сложившаяся в городе Екатеринбург.
правильно: в городе ЕкатеринбургЕ
Речь:
Подводя читателя к проблеме, автор приводит в пример свои воспоминания о исторических памятниках.
Тавтология.
В начале повествования мы видим радостные воспоминания Катаева, как “в середине двадцатых” они подошли к “памятнику Пушкину” и уселись на “бронзовые цепи”.
кто — они? Некорректное употребление местоимений.
Продолжая раскрывать поставленную проблему
Правильно: продолжая размышления, автор…
Я считаю, что нужно сохранять их, так как каждый человек должен знать историю своей Родины, так как ценность таких мест невосполнима никакими современными зданиями, высотками.
повтор
сочетание ценность невосполнима зданиями ошибочно.
Когда власти приняли решение о строительстве храма на месте сквера, в котором находятся массовые захоронения жертв репрессий, люди начали выражать массовое недовольство, потому что это место для них имеет огромную историческую ценность, люди не безразличны к своему прошлома, они хотят его сохранить и передать потомкам.
повтор
прошлое нельзя передать потомкам, можно передать память о прошлом.
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 1
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 1
K2 — Анализ связи между примерами:
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 — Точность и выразительность речи: 1
K7 — Соблюдение орфографических норм: 3
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 — Соблюдение грамматических норм: 1
K10 — Соблюдение речевых норм: 0
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл — 19
Возврат к списку
В нашей жизни постоянно что-то меняется. Уходят в прошлое обычаи и традиции, перестают существовать старинные здания, а на их месте образуются новые. Иногда ничего не появляется, а остается лишь пустота, которая может напомнить о прошлом.
Валентин Петрович Катаев заставляет задуматься над проблемой наступления новой эпохи. В век стремительного совершенствования она очень актуальна.
Приведу пример-иллюстрацию из прочитанного текста. Произошла эпоха уничтожения и переноса памятников. Знамений памятник Андреева Гоголю был переставлен во двор особняка, в котором мало кто сможет им полюбоваться, а на Арбатскую площадь поставили менее великолепного Гоголя. Зачем так сделали? Лично мне не понятно. Пушкина и вовсе убрали с Тверского бульвара, где образовалась после этого пустота. Этот пример-иллюстрация показывает читателю как невидимая рука очень сильно меняет город, а этим самым и эпоху.
Также приведу второй пример-иллюстрацию. При перестройке Москвы многое ушло в прошлое. Ушла эпоха. С этим ничего нельзя поделать. На месте старых зданий построили новые, которые никогда не смогут заменить прошлое. Всегда будет эффект присутствия, напоминающий о месте, которого больше нет. Автор пишет, что многие здания исчезли навсегда. Например, Водопьяный переулок со всеми домами на нем, библиотека имени Тургенева, булочная, международная переговорная. Осталась лишь на этих местах огромная пустота, с которой очень трудно смириться.
Все эти примеры наглядно показывают, что эпоха уходит, а утрата невосполнима ничем. «Память разрушается, как старый город».
Авторская позиция выражена открыто. Валентин Катаев болезненно ощутил отсутствие памятника А. С. Пушкину на Тверском бульваре. Для автора чужды места, на которых ранее стояли любимые. Он утверждает, что призраки мест, которых не существует, реальные. Пустота для Валентина Петровича противоестественна.
Я солидарна с мнением автора. То, что уходит эпоха, является очень печальным событием. Многие люди расстраиваются, когда что-то любимое и родное исчезает. У каждого человека есть места, куда он может приходить и наслаждаться. Например, лавочка возле памятника художнику, музей, улица. Если представить, что этого однажды не станет, то станет печально и обидно.
Подводя итог, хочется сказать, что нужно ценить всё! Сначала исчезает дом-музей, затем памятник, далее опустеет улица, умрут люди, которые находились там. А что в конце? В конце умрет эпоха. С одной стороны это плохо, но с другой хорошо. Нужно стремиться вперед, сохраняя память о прошлом! Памятники — это частицы того, что было раньше.
24 балла
Отрывок:
(1) Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2) Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2019. Катаев. Об исторической памяти.
(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии…
(10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков… (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий… (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
(По В. П. Катаеву)*
Валентин Петрович Катаев (1897 — 1986) — русский советский писатель и поэт, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.
Проблемы текста (круг проблем) и авторские позиции:
1. Каковы последствия исчезновения памятников для человека? (Проблема исчезновения памятников истории и культуры)
Авторская позиция: Исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связаны жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков, кажется ему противоестественной.
2. Какую роль играют памятники культуры и истории в жизни человека? (Проблема роли памятников истории и культуры в жизни человека)
Авторская позиция: Памятники истории и культуры – это часть исторической памяти, они создают неповторимый мир города, то пространство, в котором проходит жизнь человека, с ними связаны яркие события его жизни.
3. Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? (Проблема сохранения памятников истории и культуры)
Авторская позиция: Сохранение памятников – это сохранение исторической памяти, исторического облика города и памяти каждого человека о своем доме, о своем городе, о своей жизни.
4. К чему ведет изменение исторического облика старого города? (Проблема изменения исторического облика старого города)
Авторская позиция: Перенос памятников, уничтожение старинных церквушек, монастырей, переулков ведет к уничтожению уникального исторического облика старого города, к потере его индивидуальности.
В нашей жизни постоянно что-то меняется. Уходят в прошлое обычаи и традиции, перестают существовать старинные здания, а на их месте образуются новые. Иногда ничего не появляется, а остается лишь пустота, которая может напомнить о прошлом.
Валентин Петрович Катаев заставляет задуматься над проблемой наступления новой эпохи. В век стремительного совершенствования она очень актуальна.
Приведу пример-иллюстрацию из прочитанного текста. Произошла эпоха уничтожения и переноса памятников. Знамений памятник Андреева Гоголю был переставлен во двор особняка, в котором мало кто сможет им полюбоваться, а на Арбатскую площадь поставили менее великолепного Гоголя. Зачем так сделали? Лично мне не понятно. Пушкина и вовсе убрали с Тверского бульвара, где образовалась после этого пустота. Этот пример-иллюстрация показывает читателю как невидимая рука очень сильно меняет город, а этим самым и эпоху.
Также приведу второй пример-иллюстрацию. При перестройке Москвы многое ушло в прошлое. Ушла эпоха. С этим ничего нельзя поделать. На месте старых зданий построили новые, которые никогда не смогут заменить прошлое. Всегда будет эффект присутствия, напоминающий о месте, которого больше нет. Автор пишет, что многие здания исчезли навсегда. Например, Водопьяный переулок со всеми домами на нем, библиотека имени Тургенева, булочная, международная переговорная. Осталась лишь на этих местах огромная пустота, с которой очень трудно смириться.
Все эти примеры наглядно показывают, что эпоха уходит, а утрата невосполнима ничем. «Память разрушается, как старый город».
Авторская позиция выражена открыто. Валентин Катаев болезненно ощутил отсутствие памятника А. С. Пушкину на Тверском бульваре. Для автора чужды места, на которых ранее стояли любимые. Он утверждает, что призраки мест, которых не существует, реальные. Пустота для Валентина Петровича противоестественна.
Я солидарна с мнением автора. То, что уходит эпоха, является очень печальным событием. Многие люди расстраиваются, когда что-то любимое и родное исчезает. У каждого человека есть места, куда он может приходить и наслаждаться. Например, лавочка возле памятника художнику, музей, улица. Если представить, что этого однажды не станет, то станет печально и обидно.
Подводя итог, хочется сказать, что нужно ценить всё! Сначала исчезает дом-музей, затем памятник, далее опустеет улица, умрут люди, которые находились там. А что в конце? В конце умрет эпоха. С одной стороны это плохо, но с другой хорошо. Нужно стремиться вперед, сохраняя память о прошлом! Памятники — это частицы того, что было раньше.
24 балла
Отрывок: (1) Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник. (2) Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
Ахматова и Блок
1913 был год был наполнен совместными выступлениями Ахматовой с Александром Блоком. В этом временном промежутке имя молодой Ахматовой было тесно связано с акмеизмом. Поэтическим течением, начавшим оформляться около 1910 года, то есть примерно тогда же, когда она начала публиковать свои первые стихи.
Основоположниками акмеизма были Гумилев и Городецкий, к ним примыкали также О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Н. Оцуп и некоторые другие поэты. Провозгласившие необходимость частичного отказа от некоторых заветов «традиционного» символизма.
В известном смысле, они считали себя пришедшими ему на смену, потому что в их глазах символизм как художественное течение уже исчерпал себя. Распавшись на отдельных и отъединенных друг от друга самостоятельных мастеров.
Акмеисты поставили своей целью реформировать символизм, главной бедой которого, с их точки зрения, было то, что он «направил свои главные силы в область неведомого» и «попеременно братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом».
Поэтому — никакого мистицизма: мир должен предстать таким, каков он есть, — зримым, вещным, плотским, живым и смертным, красочным и звучащим. Ахматова восприняла эту сторону акмеистической «программы», по-своему трансформировав ее в соответствии с природой своего таланта.
Она всегда как бы учитывала, что мир существует в двух ипостасях — видимой и невидимой, и нередко действительно подходила к «самому краю» непознаваемого, но всегда останавливалась там, где мир был еще видим и тверд.
Арест сына
В марте 1937 года был исключён из университета и арестован сын Анны Ахматовой – Лев вместе с Николаем Пуниным. Ахматова срочно выехала в Москву, и 30 октября Михаил Булгаков помог ей составить письмо Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына.
В этих хлопотах Ахматовой приняли деятельное участие Л.Сейфуллина, Э.Герштейн, Б.Пастернак, Б.Пильняк. 3 ноября Николай Пунин и Лев Гумилев освобождены.
В марте 1938 года Лев Гумилев был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет.
Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ — Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. 21 сентября 1939 года Гумилев попал в 4-е лаготделение Норильлага. За весь срок заключения он успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике 3/6, техником, геологом. В геотехнической, а затем в геофизической группе горного управления, а к концу срока стал даже лаборантом-химиком.
После отбытия срока он был оставлен в Норильске без права выезда. А осенью 1944 года сын Анны Ахматовой вступил в Красную Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку. Входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию на Первом Белорусском фронте, и закончил войну в Берлине.
14 апреля 1940 года в день рождения Маяковского на юбилейном вечере в Ленинградской капелле Анна Ахматова читала посвященное поэту стихотворение «Маяковский в 1913 году». Тогда же ей прислали из Москвы корректуру готовившегося в ГИХЛ сборника стихотворений, но книга в свет так и не вышла. Однако в мае вышел ленинградский сборник Ахматовой «Из шести книг».
Тяжелые испытания
1930-е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны. Но и другой, не менее страшной войны, которую вели Сталин и его приспешники с собственным народом.
Чудовищные репрессии 1930-х годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семейный очаг.
Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста.
Она провела, по ее словам, семнадцать месяцев в длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе. В глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: женой, хотя и разведенной, «контрреволюционера» Гумилева. Расстрелянного в 1921 году, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева. И, наконец, женой (правда, тоже разведенной) заключенного Николая Пунина.
6 сентября 1941 года во время первой массированной бомбежки Ленинграда сгорели Бадаевские продовольственные склады, и в осажденном городе начался голод. 28 сентября у Ахматовой начались дистрофические отеки, и по решению властей она была эвакуирована сначала в Москву, а затем в Чистополь.
Оттуда с семьей Корнея Чуковского через Казань она переехала в Ташкент.
Новая эпоха
В 1954 году при содействии А.Суркова она сдала в издательство «Художественная литература» рукопись стихов и переводов. А 5 февраля 1954 года она подала на имя Председателя Президиума ВС СССР Ворошилова прошение о пересмотре дела Льва Гумилева.
В мае 1955 года Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой дачный домик в писательском поселке Комарово; это свое жилище Ахматова называла «Будкой».
Анна Ахматова была великой трагической поэтессой, большим и глубоким художником, который застал великую эпоху «смены времен». Взрывной, апокалипсически колоссальный и пророческий облик Эпохи с великими революционными потрясениями, следовавшими одно за другим. С мировыми войнами и чрезвычайно убыстрившимся ритмом жизни, все эти многоликие и разнохарактернейшие события XX века.
Каждое из которых могло бы дать сквозную тему для художественного творчества, — все озвучивало ее лирику. Анна Ахматова прошла большой творческий путь, поняв бесперспективность того круга жизни и людей, из которого вышла, но это далось ей с большим трудом, ценой мучений и крови. Человек большой воли и непреклонного мужества, достоинства и воинствующей совести, она перенесла тяжелые невзгоды, отразившиеся как в «Реквиеме», так и в некоторых стихах послевоенных лет.
Блуждания по совести
В послевоенные годы она многое вспоминала — это была и дань возрасту, но ее воспоминания меньше всего походили на мемуары, созданные на досуге; бескомпромиссно и сурово она судила и в «Поэме без героя», и в сопутствующих ей стихах прежнюю, некогда воспетую и уже однажды запечатленную ею эпоху.
Блуждания Памяти и Совести по кромешным далям давно отзвучавших времен неизменно приводили ее в день сегодняшний, к нынешним людям и теперешним молодым деревьям. Историзм мышления применительно к поздней Ахматовой, является в поздних стихах, если можно так сказать, главным героем поэтического рассуждения, основной отправной точкой всех прихотливых, и уходящих в разные стороны мемуарных, ассоциаций. Собственная болезнь, преследование и смерть Бориса Пастернака отразились в ее последующих стихотворениях опубликованных «Литературной газете»: «Муза», «И в памяти черной пошарив, найдешь…», «Эпиграмма» и «Тень».
В октябре 1961 года Анна Ахматова была госпитализирована в хирургическое отделение первой Ленинградской больницы в связи с обострением хронического аппендицита. После операции у нее случился третий инфаркт миокарда, и новый 1962 год она встретила в больнице.
Заслуженная известность
В августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию, а в 1963 году Анна Ахматова была выдвинута на Международную литературную премию «Этна-Таормина». К Ахматовой пришла заслуженная известность — ее стихи печатали в различных изданиях, проходили ее творческие вечера. 30 мая 1964 года в Москве в музее Маяковского состоялся торжественный вечер, посвященный 75-летию Анны Ахматовой.
1 декабря 1964 года Анна Ахматова выехала в Италию на чествование по случаю присуждения премии «Этна-Таормина», и в ее честь был устроен торжественный прием в Риме. 12 декабря в замке Урсино Ахматовой была вручена литературная премия «Этна-Таормина» за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений. А 15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы.
В то время Ахматова жила в Комарово, куда к ней приезжали друзья. Там же Лев Шилов сделал знаменитую магнитофонную запись «Реквиума» в авторском чтении, дав обещание не распространять запись до той поры, пока крамольная поэма не будет опубликована на родине ее автора.
Бег времени
В начале октября 1965 года вышел ее последний прижизненный сборник стихотворений и поэм — знаменитый «Бег времени». А 19 октября 1965 года состоялось последнее публичное выступление Ахматовой на торжественном вечере в Большом театре, посвященном 700-летию со дня рождения Данте.
10 ноября 1965 года у Ахматовой случился четвертый инфаркт миокарда. 19 февраля 1966 года она переезжает из больницы в подмосковный кардиологический санаторий, где 4 марта ею была сделана последнюю запись в дневнике: «Вечером, ложась спать жалела, что не захватила с собой Библию».
Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года, и была отпета 10 марта по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда.