Обновлено: 11.03.2023
Если у вас хватит терпения дочитать это письмо до конца, то написать часть С в ЕГЭ по русскому языку будет существенно легче.
Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок.
В формулировке задания части С прослеживается базовая композиция работы. От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:
Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.
Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки. Критерии оценки сочинения можно скачать здесь. Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 3.
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
- К6. Точность и выразительность речи — 2.
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 2.
- К10. Речевые ошибки — 2.
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 1.
Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.
Всего можно получить за сочинение 23 балла.
Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.
Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:
После этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть комментарий:
Сочинение первое
Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её. В данном тексте Фазиль Искандер показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
- К3. Отражение позиции автора — 1 .
- К4. Аргументация — 1 (из 3).
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.
Сочинение второе
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 2 (из 3).
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
- К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла
Сочинение третье
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 3.
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 2.
- К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 20 баллов. Исправленный текст можно оценить на 23 балла.
Задание 27 № 9155
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2)Война подкатила к самому Туапсе. (3)Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4)Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5)В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6)Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7)Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8)Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9)И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10)Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11)Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12)К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13)Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14)Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15)Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16)Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17)И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18)Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19)Каким-то образом возникло ощущение моря. (20)Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21)Хотелось к ним. (22)Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23)Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24)Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25)Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26)И это счастье передается читателю. (27)И что нам каторжные черновики! (28)Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29)Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30)На самом деле он ни черта о нем не знает. (31)Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32)По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33)Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34)По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35)И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36)Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37)Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38)Он боится этим самым его перетончить. (39)По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40)В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41)Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
Русский писатель Фазиль Искандер в своем произведении рассуждает о благотворном влиянии литературы на человека.
Автор вспоминает свое состояние после прочтения случайно найденной “Анны Карениной” Льва Толстого. Он три дня ходил словно пьяный, настолько книга потрясла его. Ни прежде, ни позже он не испытывал подобного чувства.
Искандер уверен, что литературные произведения должны оказывать положительное влияние на читателя, развивать в нем мышление, помогать познавать собственный внутренний мир. Он с восторгом говорит о прочитанной
Абсолютно разделяю авторскую точку зрения: книги имеют огромное значение в нашей жизни, они дают мудрость и предостерегают от ошибок.
К примеру, в рассказе “Старуха Изергиль” Максим Горький устами пожилой героини повествует легенду о Данко. Этот храбрый и бескорыстный юноша показал истинную любовь к человечеству. Не думаю, что найдется читатель, оставшийся равнодушным к герою, осветившему путь своим сердцем.
Влияние литературы невозможно переоценить. Труды писателей дают возможность сформировать собственные цели и устремления, способны
даже изменить мировоззрение. Как и большинство моих сверстниц, я люблю читать книги о любви. Особое место в ряду прочитанных произведений занимает “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.
Я вновь и вновь возвращаюсь к любимому роману, вникаю в каждое его слово, и всякий раз нахожу что-то ранее незамеченное. Нередко мысленно ставлю себя на место Маргариты, Мастера или Воланда и пытаюсь понять: смогла бы сама поступить также? Повествование заключает в себе огромное количество повседневных проблем, автор учит читателя поступать правильно, думать о благополучии близких людей, любить, прощать и верить.
К сожалению, сегодня традиционному чтению уделяется гораздо меньше внимания. Редко можно встретить молодых людей с книгой в руках. Жаль, что техника отодвинула ее на задний план, ведь именно книга способна дать ответы на большинство вопросов и научить выживать в нашем жестоком мире.
Мы напишем — Проблема влияния литературы на человека. По тексту Ф. Искандера В тринадцать лет я впервые прочел Анну Каренину ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику
Русский писатель Фазиль Искандер в своем произведении рассуждает о благотворном влиянии литературы на человека.
Автор вспоминает свое состояние после прочтения случайно найденной Анны Карениной Льва Толстого. Он три дня ходил словно пьяный, настолько книга потрясла его. Ни прежде, ни позже он не испытывал подобного чувства.
Искандер уверен, что литературные произведения должны оказывать положительное влияние на читателя, развивать в нем мышление, помогать познавать собственный внутренний мир. Он с восторгом говорит о прочитанной литературе и не жалеет потраченного времени.
Абсолютно разделяю авторскую точку зрения: книги имеют огромное значение в нашей жизни, они дают мудрость и предостерегают от ошибок.
К примеру, в рассказе Старуха Изергиль Максим Горький устами пожилой героини повествует легенду о Данко. Этот храбрый и бескорыстный юноша показал истинную любовь к человечеству. Не думаю, что найдется читатель, оставшийся равнодушным к герою, осветившему путь своим сердцем.
Влияние литературы невозможно переоценить. Труды писателей дают возможность сформировать собственные цели и устремления, способны даже изменить мировоззрение. Как и большинство моих сверстниц, я люблю читать книги о любви. Особое место в ряду прочитанных произведений занимает Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.
Я вновь и вновь возвращаюсь к любимому роману, вникаю в каждое его слово, и всякий раз нахожу что-то ранее незамеченное. Нередко мысленно ставлю себя на место Маргариты, Мастера или Воланда и пытаюсь понять: смогла бы сама поступить также? Повествование заключает в себе огромное количество повседневных проблем, автор учит читателя поступать правильно, думать о благополучии близких людей, любить, прощать и верить.
К сожалению, сегодня традиционному чтению уделяется гораздо меньше внимания. Редко можно встретить молодых людей с книгой в руках. Жаль, что техника отодвинула ее на задний план, ведь именно книга способна дать ответы на большинство вопросов и научить выживать в нашем жестоком мире.
Читайте также:
- Сочинение на тему почему роман назван именем онегина
- Сочинение можно ли верить людям
- Любить это не значит смотреть друг на друга сочинение
- Сочинение тургенев ася испытание любовью
- Как заменить главный герой в сочинение
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2)Война подкатила к самому Туапсе. (3)Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4)Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5)В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6)Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7)Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8)Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9)И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10)Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11)Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12)К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13)Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14)Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15)Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16)Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17)И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18)Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19)Каким-то образом возникло ощущение моря. (20)Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21)Хотелось к ним. (22)Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23)Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24)Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25)Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26)И это счастье передается читателю. (27)И что нам каторжные черновики! (28)Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29)Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30)На самом деле он ни черта о нем не знает. (31)Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32)По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33)Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34)По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35)И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36)Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37)Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38)Он боится этим самым его перетончить. (39)По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40)В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41)Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
(По Фазилю Искандеру*)
*Фазиль Искандер (р. 1929) – русский писатель.
1
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) »Анна Каренина» была книгой, в которой хотелось жить.
2) Автор был так потрясен гибелью героини романа, что не мог заниматься обычными делами.
3) Лев Толстой считал Наполеона солдафоном.
4) В Наполеоне Толстого есть своеобразное обаяние.
5) Ещё в детстве автор понял очень многие особенности романа «Анна Каренина»
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста.
Правило: Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
2
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 16-23 описаны ощущения автора от романа Л. Толстого.
2) В предложениях 31–35 представлено рассуждение.
3) Предложения 39–41 включают описание.
4) Предложения 1-5 содержат повествование.
5) Предложение 7 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 6.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Функционально-смысловые типы речи
Правило: Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
3
Из предложения 36 выпишите слово разговорного стиля.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
Правило: Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Группы слов по употреблению
4
Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Правило: Задание 25. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Стиль Фазиля Искандера всегда легко узнать: у какого еще писателя встретишь такое сочетание невероятной простоты с внезапной книжной изысканностью. Настойчивые (А)_____ («хотелось» в предложениях 21-22, «по Толстому», «Толстой», «Наполеон» в предложениях 28-40) могут даже показаться свидетельством бедности словаря. Но на этом фоне ярко вспыхивают (Б)_____ ( «траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной» в предложении 11, «книгу, под которой не мог нащупать дна» в предложении 18), появляется (В)_____ и сопровождается забавной игрой слов ( предложение 13). А восторг перед мощным даром Толстого передается таким синтаксическим средством, как (Г)_____ (предложение 27).
Список терминов:
1. восклицательное предложение
2. метафора
3. гипербола
4. фразеологизм
5. парцелляция
6. лексический повтор
7. противопоставление
8. эпитеты
9. контекстные синонимы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правило: Задание 26. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка
6
Из предложений 18–19 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Проблемы
1. Проблема влияния книги на человека (умеем ли мы читать так же вдумчиво, как герой, способны ли так глубоко переживать прочитанное?)
2. Проблема особого художественного метода Толстого (прав ли Толстой, описывая Наполеона как человека, о котором незачем судить «выше сапога»?)
Позиция автора
1. Читать нужно так, чтобы почувствовать себя участником событий книги. Книга может быть тем спасительным якорем, который выручит в самые тяжёлые жизненные моменты.
2. Зло всегда останется злом, показывать в злодее какие-то положительные моменты, тем самым, возможно, «добавляя» в отрицательного героя обаяния, ни к чему. Читатель не должен проникнуться симпатией к сильной личности, если эта личность – «кровавый триумфатор». В этом сила метода Толстого.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
---|---|---|
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно |
1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
5 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
4 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны |
1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. 3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) |
0 | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно |
1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано |
1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют |
2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет |
2 | |
Допущены одна-две ошибки |
1 | |
Допущено три или более ошибки |
0 | |
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной ошибки |
2 | |
Допущены две-три ошибки |
1 | |
Допущено четыре или более ошибки |
0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более |
0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более |
0 | |
Максимальное количество баллов | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
___________________
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
3 готовых проверенных сочинения по тексту Ф. Искандера (может быть самая трогательная и самая глубокая черта детства…), с кругом проблем и полным текстом для задания №27 нового ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс.
Готовое сочинение №1
Многие принципы и идеалы закладываются в нас ещё в раннем возрасте. В данном тексте Ф. А. Искандер поднимает проблему важности детства в жизни человека.
Герой вспоминает дедушкин дом, различные картинки и ковры, которые разглядывал ребенком. Он искренне удивлялся мужичку на агитационном плакате, который оставил лошадь тонуть. Ведь крестьянин не мог дать своей лошади умереть! Также герой вспомнил и ковер, на котором изображён охотник, который застал врасплох оленя.
Мальчик искренне сочувствовал животному и ненавидел “этого сутулого человека” с ружьём. Так, ребенок познает мир. Возможно, он не всё до конца понимает, но чувствует сопричастность ко всему увиденному.
Также герой рассуждает о том, что в детстве всё казалось проще. Ребёнок ещё не потерял доверия к миру и уверен, что всё можно решить, лишь “повернув нужный рычаг”. Наверное, людям стоит сохранить эту детскую непосредственность и перестать усложнять свои проблемы. Ведь всему найдется решение, стоит лишь посмотреть на мир детскими глазами.
Оба аргумента, дополняя друг друга, дают ясно понять, что ребенок с интересом узнает что-то новое, по-своему чувствует мир.
Позицию автора можно выразить так: детство — важнейший этап в познании мира. Именно в этот период в человеке просыпаются сочувствие, заинтересованность, развивается мышление. С этим мнением нельзя не согласиться. Можно вспомнить, например, Илью Обломова из романа “Обломов” И. А. Гончарова. Маленький Илюша воспитывался в деревне Обломовка и оберегался от всех бед. Мать запрещала ему далеко гулять, его интересы в активности подавлялись. Когда он заболевал, родители были рады, что Илюша не пойдет на учебу, уговаривали остаться дома подольше. Такие методы воспитания, безусловно, оставили свой отпечаток на мировоззрении Ильи Обломова. Он не только считал образование наказанием, но и приобрел неприязнь к труду. Так, любознательный мальчик вырос лентяем, потому что так его воспитали родители.
Таким образом, именно в детстве человек приобретает базовые знания и качества характера. А детская легкость и непосредственность помогают в этом.
Готовое сочинение №2
Воспоминания детства… Они трогательны и немного печальны. Всё представляется милым и слегка наивным. Счастлив человек, который сумеет сохранить по-детски чистое восприятие мира. О том, как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни размышляет герой повести Ф. Искандера «Созвездие Козлятина», отрывок которого мы пытаемся проанализировать.
Повествователь считает самой трогательной и самой глубокой чертой детства бессознательную веру в необходимость здравого смысла. Всё в юном возрасте воспринимается всерьёз: и картина на ковре, в которой охотник целится в оленя, и плакат на стене с изображением мужичка, грустно глядящего на лошадь, упавшую под мост. Даже в этом агитационном плакате чуткое детское сердце улавливает фальшь, потому что «детство верит, что мир разумен», что он несёт только добро.
Ф. Искандер устами своего героя формулирует главный вывод: люди должны забирать во взрослую жизнь детскую веру в разумность мира, «ибо эта вера поддерживает истинную страсть в борьбе с безумием жестокости и глупости».
Я верю в верность такого подхода к проблеме памяти о детстве, хотя сама только-только вступаю во взрослую жизнь. Мне этот вывод кажется созвучным одному из лирических отступлений Гоголя в поэме «Мёртвые души». Помните, когда Чичиков попал в имение Плюшкина, «прорехи на человечестве», Гоголь, ужасаясь тому, что произошло с этим, когда-то вполне хорошим человеком, восклицает: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!».
Проблема роли детских воспоминаний, их влияния на жизнь рассматривается в повести «Детство», первой повести из трилогии Л. Н. Толстого. Герой произведения Николенька Иртеньев сохранил в памяти трогательный образ матери, которую так рано потерял. Он помнит свои первые впечатления, показавшие ему несправедливость устройства мира: в главе «Классы» Карл Иванович, учитель в доме Иртеньевых, говорит, что из всех пороков самый ужасный — это неблагодарность. В главе «Наталья Саввишна» Николенька сам совершает неблаговидный поступок – оскорбляет любящую и справедливую няню Наталью Саввишну. Эти и другие воспоминания унесёт Николенька во взрослую жизнь.
В повести «Детство» А. М. Горького наряду с изображением «свинцовых мерзостей дикой русской жизни» показаны добрые, справедливые люди, которые дали Алёше Пешкову уроки доброты и справедливости. Бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело оставили в душе мальчика светлые воспоминания. Он вспоминает сказки бабушки, её умение видеть красоту в природе, в русской песне, в пляске. Алёша запомнил, как Цыганок подставлял руку под ремень во время субботней порки детей, как он умел радоваться жизни. Ему дороги воспоминания о странном человеке Хорошее Дело, «первом человеке из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее».
Пройдут годы, и моё детство станет для меня воспоминанием. Я постараюсь последовать советам Н. В. Гоголя, Ф. Искандера, возьму во взрослую жизнь «все человеческие движения», «детскую веру в разумность мира.
Готовое сочинение №3
«Все мы родом из детства» — эту фразу слышал хоть раз каждый. Это значит, что личность человека формируется в детские годы, и от того, как они проходят, в какой атмосфере развивается ребёнок, зависит судьба и характер. Вот об этом и рассуждает известный писатель Фазиль Искандер. Воспоминания о дедушкином доме, в котором вырос автор, проникнуты теплотой и нежной грустью. Именно там происходило знакомство писателя с миром: он слушал «бесконечные рассказы», читал выдержки из старых газет и журналов, рассматривал плакаты. Один из них Ф. Искандер запомнил на всю жизнь: на нём был изображён крестьянин и провалившаяся в реку лошадь. Видимо, плакат призывал страховать имущество. Мальчик недоумевал, так как не видел связи изображённого с жизнью. Наблюдения показывали ребёнку, : что настоящий крестьянин не стал бы взмахивать руками, а кинулся спасать лошадь. Изображение противоречило здравому смыслу.
Эти воспоминания привели писателя к выводу о том, что в детстве ребёнок ищет разумное объяснение всему. «Детство верит, что мир разумен», — пишет автор. По мнению писателя, способность сохранять это качество важна и для взрослых людей, так как оно помогает бороться с жестокостью и глупостью.
Я согласен с Ф. Искандером в том, что именно в детстве наблюдается страстное желание познавать и добиваться разумного объяснения всего. Дети не могут понять иррациональность войн, несправедливость, они отрицают ложь, измену, насилие. И если эти детские ощущения остаются с человеком навсегда, то он будет и во взрослом состоянии избегать лжи, бороться с жестокостью, искать разумное во всех действиях. Вспомним, например, эпизод романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — первый сон Раскольникова, в котором он погружается в атмосферу детства. Маленький Родя испытал невыносимое отчаяние, когда увидел картину избиения лошади. Став взрослым, он пошёл на убийство. Однако именно во сне, когда разум уступил место чувству, когда герой снова погрузился в детские впечатления, он осознал неразумность жестокости. Может, этот факт и стал поворотной точкой в развитии внутреннего «я» Раскольникова на пути к раскаянию.
Многие известные и талантливые люди писали о том, что сохранили в себе непосредственность ребёнка. К ним относится и Лев Толстой, который в зрелом возрасте считал, что от пятилетнего ребёнка до него — один шаг. Может, поэтому великий писатель так активно отстаивал идеи ненасилия и гуманизма, а его лучшие герои — Наташа Ростова, Пьер Безухов — не утратили веру в разумность мира и сами старались поступать разумно.
Мне бы тоже хотелось не потерять детской веры в господство здравого смысла.
Текст Ф. Искандера:
Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства – бессознательная вера в необходимость здравого смысла. (2)Я вспоминаю горницу в дедушкином доме, домотканый ковёр на стене, на котором вышит огромный бровастый олень с печальными глазами. (3)Позади оленя маленький человек, ссутулившись, с каким-то жестоким усердием целится в него из ружья. (4)Мне кажется, этот маленький человечек сердит на оленя за то, что олень такой большой, а он такой маленький, и я чувствую, что этот маленький человечек никогда не простит этой разницы.
(5)И хотя олень на него не смотрит, по его печальным глазам видно, что он знает человека, который, ссутулившись, целится в него. (6)И олень такой огромный, что промахнуться никак невозможно, и он, олень, об этом знает, что промахнуться никак невозможно, а бежать некуда, ведь он такой большой, что его отовсюду видно. (7)Раньше он, наверное, пробовал бежать, но теперь понял, что от этого сутулого человека никуда не убежишь.
(8)Я подолгу смотрел на этот ковёр, и любил оленя, и ненавидел этого охотника, с его ссутуленной в жестоком усердии спиной. (9)Помню хорошо и один из плакатов, которыми были оклеены стены дедушкиного дома. (10)Мужичок, горестно всплеснувший руками перед неожиданно разверзшимся мостом, в который провалилась его лошадёнка вместе с телегой. (11)Под этой поучительной картинкой была не менее поучительная подпись: «Поздно, братец, горевать, надо было страховать!» (12)Я не очень верю этому мужичку.
(13)Не успела лошадь провалиться, как он уже всплеснул руками и больше ничего не делает. (14)То, что я видел вокруг себя, подсказывало мне, что крестьянин вряд ли так легко расстанется со своей лошадью, он до конца будет пытаться спасти её, удержать если не за вожжи, то хотя бы за хвост. (15)Однажды мне показалось, что сквозь усы мужичка проглядывает улыбка. (16)Она проглядывала из щетины на лице, как маленький хищник из-за кустов. (17)Конечно, это мне показалось, но, видно, и показалось потому, что я чувствовал фальшь.
(18)Детство верит, что мир разумен, а всё неразумное – это помехи, которые можно устранить, стоит повернуть нужный рычаг. (19)Может быть, дело в том, что в детстве мы ещё слышим шум материнской крови, проносившейся сквозь нас и вскормившей нас. (20)Мир руками наших матерей делал нам добро и только добро, и разве не естественно, что доверие к его разумности у нас первично? (21)А как же иначе?
(22)Я думаю, что настоящие люди – это те, что с годами не утрачивают детской веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть в борьбе с безумием жестокости и глупости. (По Ф. Искандеру)
Смотрите также на нашем сайте:
80 текстов ЕГЭ 2022 для написания сочинения с заданиями 22-26
9.04.2022 Русский язык 11 класс новые тренировочные варианты ЕГЭ 2022 с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
(1)В тринадцать лет, среди тяжёлых людей, в кругу которых я жил, сердце моё властно привлекала сестра хозяйки — женщина лет тридцати, стройная, как девушка, с кроткими глазами Богоматери, — они освещали лицо, удивительно правильное и нежное. (2)Эти голубые глаза смотрели на всё ласково, внимательно, но, когда говорилось что-нибудь грубое или злое, светлый взгляд странно напрягался, как это бывает у людей, которые плохо слышат.
(3)Была она молчалива, говорила только самое необходимое: о здоровье, о муже и погоде, о прислуге, священниках и портнихах; я никогда не слышал из её уст дурного слова о человеке. (4)Что-то осторожное и неуверенное было в её движениях, точно она всегда боялась споткнуться или задеть кого-либо. (5)Порой мне казалось, что она близорука, иногда я думал, что эта тихая женщина живёт во сне.
(6)Над ней посмеивались. (7)Бывало, соберутся у хозяйки женщины, подобные ей — такие же толстые, сытые, бесстыдные на словах, — распарят себя чаем, размякнут и начнут рассказывать друг другу анекдоты о мужьях, — сестра хозяйки слушает нагие слова, и тонкая кожа её щёк горит румянцем смущения, длинные ресницы тихонько прикрывают глаза, и вся она сгибается, точно травинка, на которую плеснули жирными помоями.
(8)3аметив это, хозяйка радостно кричит:
— Глядите-ка, Лина-то зарделась… (9)Ой, смешная!
(10)А бабы ласково укоряли её:
— Что это вы!..
(11)Прислуживая за столом, я слушаю эти речи и вижу, как гнётся лебединая шея милой женщины, вижу её маленькие пылающие уши, запутанные в русых локонах, вижу, как её пальцы ломают и крошат печенье. (12)Мне до слёз, до бешенства жаль её, а бабы хохочут:
— Нет, вы глядйте-ка, Лина-то!..
(13)Я был уверен, что этой женщине невыносимо тяжело среди подруг, и для меня было ясно, что я должен помочь ей. (14)Но как?
(15)Я слишком хорошо для своих лет знал, каково не книжное отношение мужчин и женщин, но книги дали мне спасительную силу верить в возможность каких-то иных отношений, и я упрямо мечтал о них, воображая нечто величественное и трогательное. (16)Не может же быть, чтоб для всех женщин и мужчин любовь являлась в тех же формах, в каких её знают дикий бык, солдат Ерофеев и хвастливо бесстыдная прачка Орина.
(17)Я упорно думал — как же мне помочь милой женщине, которая явно не хочет слышать и видеть грубой жизни, не годится для неё? (18)Мне снились героические сны: вот я — атаман разбойников, здоровый молодец в красном кафтане, с ножом за поясом и в меховой шапке набекрень. (19)Мои товарищи подожгли дом, где жила она, а я, схватив её на руки, бегу по двору, к моему коню. (20)Снилось, что я — колдун и мне подвластны все черти, они сделали невидимыми меня и её; вот мы оба, лёгкие, как снежинки, плывём с ней по воздуху, над пустынным полем, синим от синего неба, а впереди, между пирамид елей, стоит снежно-белый дом, из окон его, открытых настежь, в поле, навстречу нам рекой течёт удивительная музыка — от неё замирает сердце, и всё тело поёт, напитанное ею.
(21) И вот однажды она заметила, что я слишком упорно слежу за ней, всё чаще её глаза стали встречаться с моими, и наконец, когда я отпирал ей двери крыльца, она, раньше проходившая мимо меня молча, стала говорить мне:— Здравствуй!(22) Разумеется, я расширил это приветствие, — оно звучало, как приказание мне: «Здравствуй для меня!»(23) Я ликовал. (24)Конечно, царица, для тебя! (25)Это предрешено мне судьбой моей, всеми силами жизни и всеми книгами, — для тебя!
(По М. Горькому* )
* Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург, один из самых известных в мире русских писателей и мыслителей.
.
Сочинение ЕГЭ по тексту Ф. Искандера о милосердии.
Сочинение по тексту ЕГЭ Ф. Искандера о милосердии. «Прохожу по подземному переходу возле гостиницы…»
Что такое истинное милосердие? Именно над этим вопросом задумывается Ф. Искандер.
Автор раскрывает проблему, рассказывая историю о музыканте, который играет в безлюдном переходе. Рассказчик дает ему милостыню, но не находит в «мелком акте милосердия» возвышенной цели. Для него это обыденный, естественный поступок, плата за возможность послушать музыку, чтобы играли «для него одного». Ф. Искандер приходит к выводу: добро должно быть безвозмездным, отдай равнодушно то, что можешь отдать, и «иди дальше, не думая об этом».
Позиция автора очевидна: истинное милосердие – это доброта человеческой души по отношению к другим, которая не требует благодарности за совершенные поступки.
Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, истинное милосердие должно быть искренним, идти от сердца.
Тема милосердия находит свое отражение в творчестве многих писателей и поэтов.
Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти Родиона Раскольникова от духовной гибели. При этом она ничего не требовала взамен, а ее милосердие было естественным.
Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». В этом произведении описывается жизнь мальчика из бедной семьи, которому посчастливилось встретить на своем пути неравнодушную учительницу французского Лидию Михайловну. Понимая, что мальчику не хватает денег на питание, она идет на хитрость и играет с ним на деньги, чтобы хоть как-то помочь. Она проявляет по отношению к нему истинное милосердие, даже несмотря на то, что она рискует своей работой. Лидия Михайловна поступает так, как считает нужным, не ожидая благодарности.
В заключение хотелось бы сказать, что нельзя назвать истинным милосердием то, что совершает ради благодарности или для личной выгоды.
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Тексты ЕГЭ
Проверка сочинения
Проверить сочинение ЕГЭ по русскому языку
подробнее
Навигатор СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ
Чек-лист для подготовки к сочинению ЕГЭ
подробнее
Сочинение на 24
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку
подробнее
Учимся формулировать
проблему, авторскую позицию, комментарий, обоснование, проверять ошибки и др.
подробнее
Сочинение по прочитанному тексту
Давайте вместе разберём три работы старшеклассников, написанные по фрагменту из «Воспоминания о романе» Фазиля Искандера, и подумаем, что удалось вашим сверстникам, а что нет. Какие типичные ошибки возникают даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше?
Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.
(1) В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10)Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной.(12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21)Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал.
(24) Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26)И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37)Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
По Фазилю Искандеру
Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя.
Сочинение первое
Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её. В данном тексте Фазиль Искандер показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого. Автор
поднимает вопрос о влиянии книги на мировосприятие ребёнка, опираясь на собственные воспоминания об изменениях, происшедших в нём после прочтения «Анны Карениной».
Отношение мальчика к обыденным вещам резко меняется после знакомства с этой книгой. «Анна Каренина» не только открывает ему новый мир, но и подталкивает к глубоким размышлениям. Осмысление этого произведения раздвигает границы его воображения и наполняет его новыми ощущениями. Фазиль Искандер положительно относится к раннему знакомству с серьёзной литературой. Он с восторгом пишет о своих детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда «главное понял». Я согласна с писателем в том, что хорошее произведение может повлиять на человека в любом возрасте. В «Алых парусах» Грэй, прочитав книгу о мореходстве, решил связать свою жизнь с морем.
На меня так повлияла книга «Три мушкетёра» в детском возрасте, что я не только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык. Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.
Настя, 10 класс, первый опыт сочинения для ЕГЭ
(188 слов)
Оценка работы:
К1. Формулировка проблемы — 1.
К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
К3. Отражение позиции автора — 1 .
К4. Аргументация — 1 (из 3).
К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.
Сочинение второе
«Это был роман-дом, где хочется жить…» Да, книги порой становятся целым отдельным миром для нас, миром заманчивым и непостижимым. Миром, в котором мы сами находим любимых героев,
которым потом подражаем, миром, формирующим наш вкус, наши мечты и стремления. Кто поспорит с тем, что рано прочтённая литература наравне с другими видами искусства оказывает
неизгладимое влияние на восприятие действительности? Фазиль Искандер в приведённом отрывке описывает своё первое знакомство с «Анной Карениной». Книгу, возможно, он понял в тринадцать лет не до конца, но в то же время, главная идея и атмосфера книги его потрясли, оставшись в памяти на всю жизнь.
Разумеется, литература влияет и на литературных героев. В «Евгении Онегине» Татьяне Лариной «рано нравились романы». Читая их, она составляла собственное представление о любви. Во многом именно такой «французской романтики» она и пыталась добиться потом от Онегина, к сожалению (а может, и к счастью) неуспешно. Я и сейчас помню впечатление, испытанное мной от прочтения повести
Солженицына«Матрёнин двор» в одиннадцать лет. Для меня тогда судьба праведницы Матрёны явилась настоящей трагедией, не меньшей, наверное, чем смерть Анны Карениной для Фазиля Искандера. Будучи совсем ещё ребёнком, я сумел где-то на подсознательном уровне почувствовать всю мощь этого произведения, прикоснуться к ней, чтобы взять эту книгу в руки потом и постигнуть ещё одну частичку того мира, в котором мы живём.
Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения. Хорошая литература прививает нам вкус, открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг?
Так и жить будет неинтересно!
Тихон, 11 класс
(263 слова)
Оценка работы:
К1. Формулировка проблемы — 1.
К2. Комментарий к проблеме — 2.
К3. Отражение позиции автора — 1.
К4. Аргументация — 2 (из 3).
К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
К7. Орфография — 3.
К8. Пунктуация — 3.
К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
К11. Соблюдение этических норм — 1.
К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла
Сочинение третье
Одной из проблем, раскрытых в этом тексте, является проблема влияния литературы на человека. Герой текста, случайно обнаруживший и прочитавший роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», будучи мальчиком тринадцати лет, не мог полностью понять значение и смысл этого произведения, но впечатление, произведённое данной книгой, запомнилось ему на всю жизнь.
Автор до сих пор помнит жаркое лето, когда он впервые познакомился с «Анной Карениной», помнит ту тоску, которую могла утолить только эта книга, в мир которой ему так хотелось попасть, где так хотелось жить. Этот роман стал для него чем-то большим, чем просто художественное произведение: он стал спасением для мальчика в трудное время войны.
Столь яркое впечатление, конечно же, оставляет след в сознании человека, влияет на его мировоззрение и дальнейшую жизнь. Подтверждение этого можно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, любящая читать романы о возвышенной любви, придающая им большое значение, воплощает в жизнь мечты, желания, действия их героев: она мечтает о вечной, чистой любви, встречает рассветы на балконе, её манеры и образ жизни напоминают поведение романтических героев. А когда Татьяна влюбляется в Онегина, она пишет ему письмо так же, как
героини её любимых романов. Влияние литературы на человека также прослеживается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём противопоставлены два мира — Николая Кирсанова и Евгения Базарова. У них совершенно разные точки зрения, приоритеты, цели в жизни, и в формировании этих отличий книги играют не последнюю роль. Автор отмечает, что Николай Кирсанов любит Пушкина — поэта из того, «старого» мира, который пытаются разрушить такие, как Евгений Базаров. Он читает сугубо научную литературу и не признаёт художественную, уважает только прикладные науки.
Таким образом, можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.
Лера, 11 класс
(312 слов)
Оценка работы:
К1. Формулировка проблемы — 1.
К2. Комментарий к проблеме — 2.
К3. Отражение позиции автора — 1.
К4. Аргументация — 3.
К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
К7. Орфография — 3.
К8. Пунктуация — 3.
К9. Грамматические ошибки — 2.
К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
К11. Соблюдение этических норм — 1.
К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 20 баллов. Исправленный текст можно оценить на 23 балла.
Вы внимательно следили за разбором работ ваших «коллег». Значит, вы поняли, что наиболее уязвимое место любого сочинения — это аргументы. Их не только важно правильно подобрать, но и суметь представить в нужном аспекте. Следите за логикой и композиционной структурой работы. Будьте искренни и естественны, как юная Татьяна, настойчивы и упорны, как капитан Грэй, и тактичны, как Николай Петрович Кирсанов.
Желаем вам вдохновения и успеха!
ССЫЛКА НА СОЧИНЕНИЯ
(1)В тринадцать лет, среди тяжёлых людей, в кругу которых я жил, сердце моё властно привлекала сестра хозяйки — женщина лет тридцати, стройная, как девушка, с кроткими глазами Богоматери, — они освещали лицо, удивительно правильное и нежное. (2)Эти голубые глаза смотрели на всё ласково, внимательно, но, когда говорилось что-нибудь грубое или злое, светлый взгляд странно напрягался, как это бывает у людей, которые плохо слышат.
(3)Была она молчалива, говорила только самое необходимое: о здоровье, о муже и погоде, о прислуге, священниках и портнихах; я никогда не слышал из её уст дурного слова о человеке. (4)Что-то осторожное и неуверенное было в её движениях, точно она всегда боялась споткнуться или задеть кого-либо. (5)Порой мне казалось, что она близорука, иногда я думал, что эта тихая женщина живёт во сне.
(6)Над ней посмеивались. (7)Бывало, соберутся у хозяйки женщины, подобные ей — такие же толстые, сытые, бесстыдные на словах, — распарят себя чаем, размякнут и начнут рассказывать друг другу анекдоты о мужьях, — сестра хозяйки слушает нагие слова, и тонкая кожа её щёк горит румянцем смущения, длинные ресницы тихонько прикрывают глаза, и вся она сгибается, точно травинка, на которую плеснули жирными помоями.
(8)3аметив это, хозяйка радостно кричит:
— Глядите-ка, Лина-то зарделась… (9)Ой, смешная!
(10)А бабы ласково укоряли её:
— Что это вы!..
(11)Прислуживая за столом, я слушаю эти речи и вижу, как гнётся лебединая шея милой женщины, вижу её маленькие пылающие уши, запутанные в русых локонах, вижу, как её пальцы ломают и крошат печенье. (12)Мне до слёз, до бешенства жаль её, а бабы хохочут:
— Нет, вы глядйте-ка, Лина-то!..
(13)Я был уверен, что этой женщине невыносимо тяжело среди подруг, и для меня было ясно, что я должен помочь ей. (14)Но как?
(15)Я слишком хорошо для своих лет знал, каково не книжное отношение мужчин и женщин, но книги дали мне спасительную силу верить в возможность каких-то иных отношений, и я упрямо мечтал о них, воображая нечто величественное и трогательное. (16)Не может же быть, чтоб для всех женщин и мужчин любовь являлась в тех же формах, в каких её знают дикий бык, солдат Ерофеев и хвастливо бесстыдная прачка Орина.
(17)Я упорно думал — как же мне помочь милой женщине, которая явно не хочет слышать и видеть грубой жизни, не годится для неё? (18)Мне снились героические сны: вот я — атаман разбойников, здоровый молодец в красном кафтане, с ножом за поясом и в меховой шапке набекрень. (19)Мои товарищи подожгли дом, где жила она, а я, схватив её на руки, бегу по двору, к моему коню. (20)Снилось, что я — колдун и мне подвластны все черти, они сделали невидимыми меня и её; вот мы оба, лёгкие, как снежинки, плывём с ней по воздуху, над пустынным полем, синим от синего неба, а впереди, между пирамид елей, стоит снежно-белый дом, из окон его, открытых настежь, в поле, навстречу нам рекой течёт удивительная музыка — от неё замирает сердце, и всё тело поёт, напитанное ею.
(21) И вот однажды она заметила, что я слишком упорно слежу за ней, всё чаще её глаза стали встречаться с моими, и наконец, когда я отпирал ей двери крыльца, она, раньше проходившая мимо меня молча, стала говорить мне:— Здравствуй!(22) Разумеется, я расширил это приветствие, — оно звучало, как приказание мне: «Здравствуй для меня!»(23) Я ликовал. (24)Конечно, царица, для тебя! (25)Это предрешено мне судьбой моей, всеми силами жизни и всеми книгами, — для тебя!
(По М. Горькому* )
* Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург, один из самых известных в мире русских писателей и мыслителей.