Обновлено: 11.03.2023
Сочинение — Анализ рассказа Горького Коновалов. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
В данном рассказе пишется о том, что в пекарню, где работал Максим, хозяин нанимает еще одного пекаря, которого зовут Александр Коновалов. Человек лет тридцати, но в душе ребенок. Коновалов рассказывает Максиму о своих многочисленных девушках. Даже дает почитать письмо от Капитолины, которая стала проституткой. Саша говорит, что не собирается на ней жениться хоть и обещал. В начале Максим с опаской относится к новому пекарю, который такой же алкаш, как и он. Максим не сразу поверил этому высокому, крепкому парню, но Коновалов все же заставляет парня ему верить. Максим замечает, что незаметно для себя начинает уважать весьма молчаливого Коновалова.
Александр рассказывает, что много где был и много профессий на себя примерил. Горький пишет, что Коновалов похож на босяка. Саша говорит что, несмотря на все то, что у него происходило в жизни, он все еще верит людям.
Коновалов говорит Максиму, что каждый человек сам решает, как ему жить и чем заниматься. Человечество виновато во всех своих бедах и лишь они могут себе помочь сами. Так же он винит себя в том, что позволяет себе пить. Лишь он сам ведет себя недостойным образом, и никто его к этому не принуждает.
Хоть у Саши Коновалова и образ босяка, но к женщинам он относится с уважение и понимание. Даже если он и говорит что то не хорошее, то его голос настолько спокоен и мягок, что этого не заметно. Взять ситуацию даже про бывшую купеческую дочь, которая стала в итоге проституткой. Ведь вначале он обещал на ней жениться, но в разговоре с Максимом сказал, что так не поступит. Коновалов, конечно, поможет ей деньгами выкупить себя из публичного дома.
Саше очень нравятся книги и ему нравятся сюжеты, где герои этих книг имеют с ним одинаковые черты. Он часто просит Максима почитать ему книгу и как будто сам вживается в роль из книги. Многое из прочитанного откладывается в голове у Коновалова и каждую историю он пропускает через себя. Особенно в его душу западает история про Сеньку Разина и его мучения он запомнит на всю жизнь.
Коновалов очень добрый и хороший человек, но никто не понимает почему же он по жизни такой грустный. Его жизнь считается не устроенной ведь его пьянство ему сильно мешает, он это понимает, но ничего не может с этим поделать. Он говорит что так и не нашел точки в своей жизни.
Больше цитат
AnnaPetrova782 AnnaPetrova782 разместил(а) в цитатах
Коновалов, не дожидаясь моего ответа, взял книгу в свои руки, осторожно повертел ее, открыл, закрыл и, положив на место, глубоко вздохнул.— Как все это премудро, господи! — вполголоса заговорил он. — Написал человек книгу. бумага и на ней точечки разные — вот и все. Написал и. умер он?— Умер, — сказал я.— Умер, а книга осталась, и ее читают. Смотрит в нее человек глазами и говорит разные слова. А ты слушаешь и понимаешь: жили на свете люди — Пила, Сысойка, Апроська. И жалко тебе людей, хоть ты их никогда не видал и они тебе совсем — ничего! По улице они такие, может, десятками живые ходят, ты их видишь, а не знаешь про них ничего. и тебе нет до них дела. идут они и идут. А в книге тебе их жалко до того, что даже сердце щемит. Как это понимать. А сочинитель так без награды и умер? Ничего ему не было?Я разозлился и рассказал ему о наградах сочинителям. Коновалов слушал меня, испуганно тараща глаза, и соболезнующе чмокал губами.— Порядки, — вздохнул он всей грудью и, закусив левый ус, грустно поник головой.Тогда я начал говорить о роковой роли кабака в жизни русского литератора, о тех крупных и искренних талантах, что погибли от водки — единственной утехи их многотрудной жизни.— Да разве такие люди пьют? — шепотом спросил меня Коновалов. В его широко открытых глазах сверкало и недоверие ко мне, испуг и жалость к тем людям. — Пьют! Что же они. после того, как напишут книги, запивают?Это, по-моему, был неуместный вопрос, и я на него не ответил.— Конечно, после, — решил Коновалов. — Живут люди и смотрят в жизнь, и вбирают в себя чужое горе жизни. Глаза у них, должно быть, особенные. И сердце тоже. Насмотрятся на жизнь и затоскуют. И вольют тоску в книги. Это уж не помогает, потому — сердце тронуто, из него тоски огнем не выжжешь. Остается — водкой ее заливать. Ну, и пьют. Так я говорю?Я согласился с ним, и это как бы придало ему бодрости.
Рассеянно пробегая глазами газетный лист, я встретил фамилию – Коновалов и, заинтересованный ею, прочитал следующее:
Я прочитал эту краткую заметку и подумал, что мне, может быть, удастся несколько яснее осветить причину, побудившую этого задумчивого человека уйти из жизни, я знал его. Пожалуй, я даже и не вправе промолчать о нем: это был славный малый, а их не часто встречаешь на жизненном пути.
– Передержал тесто! – кричал он, оттопыривая свои рыжие, длинные усы, шлепая губами, толстыми и всегда почему-то мокрыми. – Корка сгорела! Хлеб сырой! Ах ты, черт тебя возьми, косоглазая кикимора! Да разве я для этой работы родился на свет? Будь ты анафема с твоей работой, я – музыкант! Понял? Я – бывало, альт запьет – на альте играю; гобой под арестом – в гобой дую; корнет-а-пистон хворает – кто его может заменить? Я! Тим-тар-рам-да-дди! А ты – м-мужик, кацап! Давай расчет.
А хозяин, сырой и пухлый человек, с разноцветными глазами и женоподобным лицом, колыхая животом, топал по полу короткими, толстыми ногами и визгливым голосом вопил:
– Губитель! Разоритель! Христопродавец Иуда! – Растопырив короткие пальцы, он воздевал руки к небу и вдруг громко, голосом, резавшим уши, возглашал; – А ежели я тебя за бунт в полицию?
– Слугу царя и отечества в полицию? – ревел солдат и уже лез на хозяина с кулаками. Тот уходил, отплевываясь и взволнованно сопя. Это все, что он мог сделать, – было лето, время, когда в приволжском городе трудно найти хорошего пекаря.
И я был весьма обрадован, когда однажды между хозяином и солдатом разыгралась такая сцена.
– Ну, солдат, – сказал хозяин, появляясь в пекарне с лицом сияющим и довольным и с глазками, сверкавшими ехидной улыбкой, – ну, солдат, оттопыривай губы и играй походный марш!
– Чего еще?! – мрачно сказал солдат, лежавший на ларе с тестом и, по обыкновению, полупьяный.
– В поход собирайся! – ликовал хозяин.
– Куда? – спросил солдат, спуская с ларя ноги и чувствуя что-то недоброе.
– Это как понимать? – запальчиво крикнул солдат.
– А так и понимай, что больше я тебя держать не стану. Получи расчет и на все четыре стороны – марш!
Солдат привык чувствовать свою силу и безвыходность положения хозяина, заявление последнего несколько отрезвило егоз он понимал, как трудно ему с его плохим знанием ремесла найти себе место.
– Ну, это ты врешь. – с тревогой сказал он, вставая на ноги.
– Наработался, значит… – с горечью мотнул головой солдат. – Пососал ты из меня крови, высосал и вон меня. Ловко! Ах ты – паук!
– Я паук? – вскипел хозяин.
– Ты! кровососец паук – вот как! – убедительно сказал солдат и, пошатываясь, пошел к двери.
Хозяин ехидно смеялся вслед ему, и его глазки радостно сверкали.
– Поди-ка вот теперь поступи на место к кому-нибудь! Н-да. Я тебя, голубчика, везде так разрисовал, что, хоть ты даром просись, – не возьмут! Нигде не возьмут…
– Нового наняли? – спросил я.
– Новый-то – он старый. Моим подручным был. Ах, какой пекарь! Золото! Но тоже пьяница и-их! Только он запоем тянет… Вот он придет, возьмется за работу и месяца три-четыре учнет ломить, как медведь! Сна, покоя не знает, за ценой не стоит. Работает и поет! Так он, братец ты мой, поет, что даже слушать невозможно – тягостно делается на сердце. Поет, поет, потом учнет снова пить!
Хозяин вздохнул и безнадежно махнул рукой.
– И когда он запьет – нет ему тут никакого удержу. Пьет до тех пор, пока не захворает или не пропьется догола… Тогда стыдно ему бывает, что ли, он пропадает куда-то, как нечистый дух от ладана. А вот и он… Совсем пришел, Лёса?
– Совсем, – отвечал с порога глубокий, грудной голос.
Там, прислонясь плечом к косяку двери, стоял высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По костюму это был типичный босяк, по лицу – настоящий славянин. На нем красная кумачовая рубаха, невероятно грязная и рваная, холщовые широкие шаровары, на одной ноге остатки резинового ботика, на другой – кожаный опорок. Светло-русые волосы на голове были спутаны, и в них торчали щепочки, соломинки; все это было и в его русой бороде, точно веером закрывавшей ему грудь. Продолговатое, бледное, изнуренное лицо освещалось большими голубыми глазами, они смотрели ласково. Губы его, красивые, но немного бледные, тоже улыбались под русыми усами. Улыбка была такая, точно он хотел сказать виновато:
– Проходи, Сашок, вот тебе подручный, – говорил хозяин, потирая руки и любовно оглядывая могучую фигуру нового пекаря. Тот молча шагнул вперед, протянул мне длинную руку с богатырски широкой кистью; мы поздоровались; он сел на скамью, вытянул вперед ноги, посмотрел на них и сказал хозяину:
– Ты мне, Василий Семеныч, купи две смены рубах да опорки… Холста на колпак.
– Все будет, не бойсь! Колпаки у меня есть; рубахи и порты вечером будут. Знай работай, пока что; я тебя знаю, кто ты есть. Не обижу… Коновалова никто не обидит, потому – он сам никого не обижает. Разве хозяин – зверь? Я сам тоже работал, знаю, как редька слезы выжимает… Ну, оставайтесь, значит, ребятушки, а я пойду…
Мы остались одни.
Коновалов сидел на скамье и молча, улыбаясь, осматривался вокруг. Пекарня помещалась в подвале со сводчатым потолком, ее три окна были ниже уровня земли. Света мало, мало и воздуха, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. У стен стояли длинные лари: один с тестом, другой еще только с опарой, третий пустой. На каждый ларь ложилась из окна тусклая полоса света. Громадная печь занимала почти треть пекарни; около нее на грязном полу лежали мешки муки. В печи жарко горели длинные плахи дров, и отраженное на серой стене пекарни пламя их колебалось и дрожало, точно беззвучно рассказывало о чем- то.
Сводчатый, закопченный потолок давил своей тяжестью, от соединения дневного света с огнем печи образовалось неопределенное и утомлявшее глаза освещение. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль. Коновалов осмотрел все это, вздохнул и спросил скучным голосом:
совестливее. А я очень простой. Женщины это хорошо во мне понимают видят, что не обижу, не насмеюсь над ней. Женщина — она согрешит и ничеготак не боится, как смеха, издевки над ней. Они стыдливее против нас. Мы своевозьмем и хоть на базар пойдем рассказывать, хвастаться станем — вот, мол,как мы одну дуру провели. А женщине некуда идти, ей греха в удаль никто неставит. Они, брат, даже самые потерянные, и те стыда больше нас имеют.
Я слушал его и думал: «Неужели этот человек верен сам себе, говоря всеэти не подобающие ему речи?»
А он, задумчиво уставив на меня свои детски ясные глаза, все болееудивлял меня своими речами.
Дрова в печи сгорели, яркая груда углей отбросила от себя на стенупекарни розоватое пятно.
В окно смотрел кусочек голубого неба с двумя звездами на нем. Одна из них- большая — блестела изумрудом, другая, неподалеку от нее, — едва видна
Прошла неделя, и мы с Коноваловым были друзьями.
— Ты простой парень! Хорошо это! — говорил он мне, широко улыбаясь ихлопая меня своей ручищей по плечу.
Работал он артистически Нужно было видеть, как он управлялся ссемипудовым куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем,месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в егостальных пальцах.
Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я елеуспевал подкидывать из чашек на его лопату, — я боялся, что он насадит ихдруг на друга; но, когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцатикараваев — пышных, румяных и высоких — не оказалось «притиска», я понял, чтоимею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом,унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, сердился и ругалхозяина, если он покупал сырую муку, и был по детски весел и доволен, еслихлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, «подъемистые», в мерурумяные, с тонкой хрустящей коркой. Бывало, он брал с лопаты в руки самыйудачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, веселосмеялся, говоря мне:
— Эх, какого красавца мы с тобой сработали. И мне было приятно смотретьна (этого гигантского) ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, — как этои следует делать каждому человеку во всякой работе. Однажды я спросил его:
— Саша, говорят, ты поешь хорошо?
— Пою. Только это у меня разами бывает. полосой. Начну я тосковать,тогда и пою. И, ежели петь начну — затоскую. Ты уж помалкивай об этом, недразни. Ты сам-то не поешь? Ах ты, — штука какая! Ты лучше потерпи доменя. Потом оба запоем, вместе. Идет?
Я, конечно, согласился и свистал, когда хотелось петь. Но иногдапрорывался и начинал мурлыкать себе под нос, меся тесто и катая хлебы
Коновалов слушал меня, шевелил губами и через некоторое время напоминал мнео моем обещании. А иногда грубо кричал на меня:
Как-то раз я вынул из моего сундука книжку и, примостившись к окну, сталчитать.
Коновалов дремал, растянувшись на ларе с тестом, но шелестперевертываемых мною над его ухом страниц заставил его открыть глаза.
Это были «Подлиповцы».
— Почитай вслух, а. — попросил он.
И вот я стал читать, сидя на подоконнике, а он уселся на ларе и,прислонив свою голову к моим коленям, слушал. Иногда я через книгузаглядывал в его лицо и встречался с его глазами, — у меня до сей поры они впамяти — широко открытые, напряженные, полные глубокого внимания. И ротего тоже был полуоткрыт, обнажая два ряда ровных белых зубов. Поднятыекверху брови, изогнутые морщинки на высоком лбу, руки, которыми он охватилколени, — вся его неподвижная, внимательная поза подогревала меня, и ястарался как можно внятнее и образнее рассказать ему грустную историюСысойки и Пилы.
Наконец я устал и закрыл книгу.
— Все уж? — шепотом спросил меня Коновалов.
— Всю вслух прочитаешь?
— Эх! — Он схватил себя за голову и закачался, сидя на ларе. Ему что-тохотелось сказать, он открывал и закрывал рот, вздыхая, как мехи, и длячего-то защурил глаза. Я не ожидал такого эффекта и не понимал его значения.
— Как ты это читаешь! — шепотом заговорил он. — На разные голоса. Какживые все они. Апроська! Пила. дураки какие! Смешно мне было слушать..
А дальше что? Куда они поедут? Господи боже! Ведь это все правда. Ведь этокак есть настоящие люди, всамделишные мужики. И совсем как живые и голосаи рожи. Слушай, Максим! Посадим печь — читай дальше!
Мы посадили печь, приготовили другую, и снова час и сорок минут я читалкнигу. Потом опять пауза — печь испекла, вынули хлебы, посадили другие,замесили еще тесто, поставили еще опару. Все это делалось с лихорадочнойбыстротой и почти молча.
Коновалов, нахмурив брови, изредка кратко бросал мне односложныеприказания и торопился, торопился.
К утру мы кончили книгу, я чувствовал, что язык у меня одеревенел.
Сидя верхом на мешке муки, Коновалов смотрел мне в лицо странными глазамии молчал, упершись руками в колени.
— Хорошо? — спросил я.
Он замотал головой, жмуря глаза, и опять-таки почему-то шепотомзаговорил:
— Кто же это сочинил? — В глазах его светилось неизъяснимое словамиизумление, и лицо вдруг вспыхнуло горячим чувством.
Я рассказал, кто написал книгу.
— Ну — человек он! Как хватил! А? Даже ужасно. За сердце берет — вот дочего живо. Что же он, сочинитель, что ему за это было?
— Ну, например, дали ему награду или что там?
— А за что ему нужно дать награду? — спросил я.
— Как за что? Книга. вроде как бы акт полицейский. Сейчас ее читают..
судят: Пила, Сысойка. какие же это люди? Жалко их станет всем. Народтемный. Какая у них жизнь? Ну, и.
Коновалов смущенно посмотрел на меня и робко заявил:
— Какое-нибудь распоряжение должно выйти. Люди ведь, нужно их поддержать.
В ответ на это я прочитал ему целую лекцию. Но — увы! — она непроизвела того впечатления, на которое я рассчитывал.
Коновалов задумался, поник головой, закачался всем корпусом и сталвздыхать, ни словом не мешая мне говорить. Я устал наконец, замолчал.
Коновалов поднял голову и грустно посмотрел на меня.
— Так ему, значит, ничего и не дали? — спросил он.
— Кому? — осведомился я, позабыв о Решетникове.
Я не ответил ему, чувствуя раздражение против слушателя, очевидно, несчитавшего себя в силах решать мировые вопросы.
Коновалов, не дожидаясь моего ответа, взял книгу в свои руки, осторожноповертел ее, открыл, закрыл и, положив на место, глубоко вздохнул.
— Как все это премудро, господи! — вполголоса заговорил он. — Написалчеловек книгу. бумага и на ней точечки разные — вот и все. Написал и..
— Умер, а книга осталась, и ее читают. Смотрит в нее человек глазами иговорит разные слова. А ты слушаешь и понимаешь: жили на свете люди — Пила,Сысойка, Апроська. И жалко тебе людей, хоть ты их никогда не видал и онитебе совсем — ничего! По улице они такие, может, десятками живые ходят, тыих видишь, а не знаешь про них ничего. и тебе нет до них дела. идут онии идут. А в книге тебе их жалко до того, что даже сердце щемит. Как этопонимать. А сочинитель так без награды и умер? Ничего ему не было?
Я разозлился и рассказал ему о наградах сочинителям. Коновалов слушалменя, испуганно тараща глаза, и соболезнующе чмокал губами.
— Порядки, — вздохнул он всей грудью и, закусив левый ус, грустно поникголовой.
Тогда я начал говорить о роковой роли кабака в жизни русского литератора,о тех крупных и искренних талантах, что погибли от водки — единственнойутехи их многотрудной жизни.
— Да разве такие люди пьют? — шепотом спросил меня Коновалов. В егошироко открытых глазах сверкало и недоверие ко мне, испуг и жалость к темлюдям. — Пьют! Что же они. после того, как напишут книги, запивают?
Это, по-моему, был неуместный вопрос, и я на него не ответил.
— Конечно, после, — решил Коновалов. — Живут люди и смотрят в жизнь, ивбирают в себя чужое горе жизни. Глаза у них, должно быть, особенные. Исердце тоже. Насмотрятся на жизнь и затоскуют. И вольют тоску в книги..
Это уж не помогает, потому — сердце тронуто, из него тоски огнем невыжжешь. Остается — водкой ее заливать. Ну и пьют. Так я говорю?
Я согласился с ним, и это как бы придало ему бодрости.
— Ну, и по всей правде, — продолжал он развивать психологию сочинителей,- следует их за это отличить. Верно ведь? Потому чт
Читайте также:
- Дорога удивительное дело сочинение
- Сочинение на тему нелегко деньги нажить но легко деньги прожить
- Письмо желткова к вере сочинение
- Учить чувствовать это самое трудное в воспитании сочинение
- Сочинение на тему порядок
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ рассказа Горького Коновалов
Анализ рассказа Горького Коновалов сочинение
В данном рассказе пишется о том, что в пекарню, где работал Максим, хозяин нанимает еще одного пекаря, которого зовут Александр Коновалов. Человек лет тридцати, но в душе ребенок. Коновалов рассказывает Максиму о своих многочисленных девушках. Даже дает почитать письмо от Капитолины, которая стала проституткой. Саша говорит, что не собирается на ней жениться хоть и обещал. В начале Максим с опаской относится к новому пекарю, который такой же алкаш, как и он. Максим не сразу поверил этому высокому, крепкому парню, но Коновалов все же заставляет парня ему верить. Максим замечает, что незаметно для себя начинает уважать весьма молчаливого Коновалова.
Александр рассказывает, что много где был и много профессий на себя примерил. Горький пишет, что Коновалов похож на босяка. Саша говорит что, несмотря на все то, что у него происходило в жизни, он все еще верит людям.
Коновалов говорит Максиму, что каждый человек сам решает, как ему жить и чем заниматься. Человечество виновато во всех своих бедах и лишь они могут себе помочь сами. Так же он винит себя в том, что позволяет себе пить. Лишь он сам ведет себя недостойным образом, и никто его к этому не принуждает.
Хоть у Саши Коновалова и образ босяка, но к женщинам он относится с уважение и понимание. Даже если он и говорит что то не хорошее, то его голос настолько спокоен и мягок, что этого не заметно. Взять ситуацию даже про бывшую купеческую дочь, которая стала в итоге проституткой. Ведь вначале он обещал на ней жениться, но в разговоре с Максимом сказал, что так не поступит. Коновалов, конечно, поможет ей деньгами выкупить себя из публичного дома.
Саше очень нравятся книги и ему нравятся сюжеты, где герои этих книг имеют с ним одинаковые черты. Он часто просит Максима почитать ему книгу и как будто сам вживается в роль из книги. Многое из прочитанного откладывается в голове у Коновалова и каждую историю он пропускает через себя. Особенно в его душу западает история про Сеньку Разина и его мучения он запомнит на всю жизнь.
Коновалов очень добрый и хороший человек, но никто не понимает почему же он по жизни такой грустный. Его жизнь считается не устроенной ведь его пьянство ему сильно мешает, он это понимает, но ничего не может с этим поделать. Он говорит что так и не нашел точки в своей жизни.
Анализ рассказа Горького Коновалов
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по Сказке о потерянном времени (анализ сказки Шварца)
Шварц Е.Л. – знаменитый советский писатель, подаривший нам большое количество произведений и пьес. Одним из самых интересных и остающимся актуальным по сей день произведением является Сказка о потерянном времени.
- Хозяева жизни и жертвы в пьесе Гроза Островского сочинение
Пьеса начинается с описания города Калинова, который критики прозвали тёмный мир. Сам город является, вымышленным и находится на берегу Волги. Несмотря на прекрасные и живописные пейзажи города
- Анализ оды На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова
Произведение Михаила Васильевича Ломоносова «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны» было создано в 1747 году в честь торжественного события и посвящено царице
- Сочинение эссе Человек и закон
Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия
- Почему важно помнить прошлое? сочинение
Прошлое всегда было и будет частью истории, которую мы просто не имеем право забыть. Если игнорировать историческое прошлое, то произошедшие события могут случиться вновь. Человек, изучая историю
Основным персонажем произведения является Александр Коновалов, представленный писателем в образе странствующего босяка, отличающегося меланхоличностью натуры.
Повествование в произведении ведется от лица рассказчика, который в определенные моменты своей жизни сталкивается с Александром Коноваловым.
Герой описывается в рассказе в качестве высокого, светловолосого мужчины с глазами, выражающими взгляд ребенка. Рассказчик отмечает Коновалова как искреннего, доверчивого человека, способного находить в окружающих положительные черты, отличающегося депрессивностью натуры, считая себя ненужным членом общества. Позиция Коновалова основана на его ощущении вины за происходящее в собственной жизни, не ссылаясь на возникшие обстоятельства, поэтому мучения своей совести герой пытается утопить, периодически уходя в длительный запой. Александр осознает всю трагичность своего недостойного образа жизни, анализируя поступки и действия, понимая драматизм собственного состояния, но при этом не предпринимая никаких попыток изменить собственную жизнь к лучшему, довольствуясь меланхоличной тоской, сочетающейся с вином. Будучи по натуре неплохим человеком, способным на сострадание и сочувствие, Коновалов по отношению к женщинам проявляет понимание и уважение.
Отличительной чертой Александра является его неподдельный интерес к чтению, в особенности к книжным изданиям, содержащим живой, двигающийся сюжет с описанием героев, имеющих сходство с самим Коноваловым. Он с удовольствием слушает прочитанные рассказчиком истории, сопереживая персонажам книг и долго размышляя о написанном. До глубины души поражает Коновалова книга, повествующая о жизненном пути Сеньки Разина, которую он выучивает практически наизусть. Интерес к писательским трудам, проявляющийся у Коновалова, подстегивает его понимание непростой работы творческим людей, которым с трудом удается завоевать признание собственного таланта. Коновалов приравнивает себя к этому кругу, в котором многие находят утешение в спиртном.
Жизнь героя обрывается трагически в тюрьме, где Коновалов, находясь в сильнейшей депрессии, решается на самоубийство.
Сочинение по произведению Коновалов
Одним из интересных произведений Максима Горького считается рассказ «Коновалов». В нем повествуется о новом работнике пекарни, который немало поведал в своей жизни и знает большое количество различных историй.
Однажды в небольшую пекарню, где уже работал пекарь Максим, владелец нанимает на работу нового мужчину, Александра Коновалова. Он уже не молодой, ему около 30, но ведет он себя неловко и иногда даже глупо, прям как ребенок.
Саша рассказывает Максиму о своих бывших девушках, которых было не мало, он даже дает письмо одной из них, которая стала девушкой легкого поведения. Александр говорит новому товарищу, что он не собирался на ней жениться, хотя и обещал. Максим сначала с опаской относиться к новому пекарю, он думает, что тот довольно эгоистичен и самовлюблен. Еще одна причина была в том, что Коновалов любил выпить. Но после долгих дней работы, они начинают друг другу доверять.
Александр говорит Максиму, что во всех бедах виновато человечество, и только люди могут решить свои проблемы, а также проблемы мира. Пекарь считает, что люди сами ответственны за все свои ошибки, и только они могут решать свою судьбу. Но в то же время он жалуется, на то, что не может бросить пить, поэтому и считает себя ужасным и мелким человеком, ведь никто его не заставляет употреблять спиртное.
Несмотря на образ босяки, Коновалов с уважением относиться к женщинам. Даже если ему приходится оскорбить или спорить с девушкой, Саша старается сделать это менее обидно и спокойно. Можно это понять, если вспомнить его бывшую любовницу, которая попала в публичный дом. Когда-то Саша обещал на ней жениться, но, не сделав этого, он решает помочь бедняжке уйти с этого ужасного места.
Коновалов жить не может без книг и прочитал их за свою не длинную жизнь довольно много. Саша любит читать рассказы, где судьба героев напоминает чем-то его жизнь. Он довольно часто во время работы просил Максима почитать ему, пока он занят, чтобы снова вжиться в роль героев. Многие книги сидят в его сердце, и напоминают ему о различных событиях из своей жизни. Любимая книга Александра это история про Сеньку Разина и его страдания.
Коновалов — добрый и светлый человек, он повидал немало горя и встречал различных людей. Но, несмотря на его удивительную жизнь Саша довольно грустный человек, он презирает себя за пьянство, но не может это исправить. Он говорит, что так и не смог найти смысл в жизни и свое место.
Картинка к сочинению Анализ рассказа Коновалов
31 мая 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
… Я давно уж почувствовал необходимость понять — как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его.
Полный текст (№1 / 31 мая).
Сочинение
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, как устроен мир, по каким законам он действует и в чём заключается смысл нашего существования. Именно над этими вопросами размышляет автобиографический герой предложенного текста М. Горького. Писатель поднимает актуальную проблему поиска человеком истины.
Главный герой обращался ко многим знакомым людям с «детскими» вопросами. Но встречал с их стороны только недоумение. Единственный человек, который смог дать рассказчику разумное объяснение, был химик-нигилист Николай Захарович Васильев. По его мнению, истина заключается в свободе мысли. Для того чтобы этому научиться, необходимо начать сомневаться даже в самых обыкновенных вещах, «ничего не принимая на веру». Человек, обладающий даром свободного мышления, ко всему подходит с исследовательской точки зрения, много анализирует и стремится понять жизнь во всей её противоречивости и неоднозначности.
Кроме того, Васильев даёт рассказчику важный совет: «живи своим умом». Он не поучает героя, не пытается заставить его принимать такой же образ мысли, а говорит о необходимости постоянно прислушиваться к себе: «А делать кого-то другого похожим на меня, это, брат, по-моему, свинство». Каждый человек должен сам найти собственный путь, и тогда в тот или иной момент он обретёт желанную истину.
Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга, позволяя понять точку зрения самого писателя. Тот, кто упорно ищет истину, обязательно найдёт её, но надеяться и опираться можно только на самого себя.
Авторская позиция прямо не выражена, но мы видим, какое сильное волнение испытывает рассказчик, слушая своего друга Николая Васильева. Особое впечатление производят на него слова «ищи сам». Из этого мы можем понять, что, по мнению М. Горького, у каждого человека есть особенная, личная истина, поэтому он и должен жить только своим умом.
Нельзя не согласиться с мнением советского писателя. Действительно, на самом деле в глубине души мы уже знаем ответы на все волнующие нас вопросы. Надо только постараться услышать и понять их в нужный момент. Вспомним героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского. Разочаровавшись в прежних идеалах, он ощущает себя опустошённым и постаревшим. Но смысл возвращается к герою, когда он приезжает в Отрадное, замечает преображение старого дуба и слышит разговор Наташи Ростовой с Соней. Размышления девушки находят отклик в сердце князя Андрея, и он обретает новую истину: иногда прекрасное можно найти в мелочах.
Таким образом, проблема поиска смысла жизни испокон веков волновала многих мыслителей. Существует ли какая-нибудь универсальная истина, которая подойдёт всем людям? Каждый из нас представляет собой яркую индивидуальность, поэтому и смысл у каждого будет свой.
- 14.08.2018
Перед вами текст с реального ЕГЭ по русскому языку и сборник сочинений по этому тексту. Автор текста: М. Горький, Про чтение и книги
Все сочинения, представленные здесь — это сочинения на МАКСИМАЛЬНЫЙ балл, т.е. 24 балла. Это сканы работ выпускников 2018 года, это оригиналы работы.
Чем полезен этот материал? Вы можете увидеть примеры самых успешных сочинений, найти в них соответствие всем критериям (по которым они проверяются, смотрите здесь) и учиться, учиться, учиться писать именно так.
- Посмотреть примеры реальных сочинений по другим авторам
- Посмотреть примеры сочинений 23+ баллов с комментариями экспертов
- Критерии проверки сочинения с конкретными примерами правильных и неправильных решений
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Сохранить ссылку:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
Имя (обязательное)
E-Mail
Подписаться на уведомления о новых комментариях
Отправить
Краткое содержание Горький Коновалов
Однажды среди газетных статей я встретил сводку, в которой упоминалась фамилия Коновалов. Заинтересовавшись, я прочитал краткое сообщение о самоубийстве в тюремной камере бродяги, пересылавшегося по этапу в родные края. Причиной самоубийства считали меланхолию.
Я знал этого человека и догадывался о том, что побудило его уйти из жизни.
Когда я был юношей, то работал помощником пекаря, бывшего солдата, который гордился своим музыкальным талантом, точнее, способностью играть на нескольких инструментах. Гордился настолько, что считал это оправданием некачественному, плохо выпеченному хлебу. Однажды хозяину это надоело и он нашел замену. Это был Коновалов.
Высокий светловолосый мужчина сразу пробудил во мне симпатию. Как работник он был отличный, недаром хозяин дорожил им и очень радовался, когда взял на работу. Единственный был изъян в новом пекаре – он периодически уходил в запой, пропиваясь до нитки.
Обратите внимание
Но пока это состояние не наступило, и я только диву давался, глядя, как он проворно мечет хлеб в печь. Казалось, с такой спешкой ничего хорошего не выйдет, но нет – буханки получались ровные, пышные, с тонкой коркой. Наверное, это было потому, что Коновалов вкладывал душу во все, что делал.
Однажды он попросил меня прочитать письмо, поскольку сам не умел. Ранее пекарь жил на Каспии, оттуда и писала ему женщина, проститутка, которой он обещал помочь, заявив в полиции о своем желании на ней жениться. Тогда ей отдадут паспорт и она сможет приехать к Коновалову. Впрочем, семью заводить он не хотел, считая свои запои и любовь к бродяжничеству помехой нормальной жизни.
Я написал ответ, а потом еще одно письмо к другу Коновалова, в котором просил подействовать и помочь женщине.
Как-то я читал, сидя на углу сундука. Пекарь попросил что-нибудь прочитать и ему. И я стал читать вслух «Подлиповцы».
Книга произвела на Коновалова громадное впечатление, он словно жил жизнью героев, переживая их судьбу едва ли не как свою собственную.
Потом я прочитал ему книгу о Стеньке Разине, поразившую его настолько, что пришлось еще несколько раз перечитывать. Коновалов выучил ее почти наизусть.
Восторгаясь мастерством писателей, он спросил меня, какой же высокой награды они были удостоены за свой труд. Узнав, что сочинители подвергаются лишь гонениям, друг расстроился.
И тогда я рассказал ему, что многие блестящие таланты находят утешение в алкоголе, нередко погибая в нем. Коновалов вздрогнул и сказал, что часто чувствует то же самое – неясную тоску, сжигающую его сердце, и потому он тоже впадает в запой.
Важно
В своих несчастьях и склонностях он винил лишь себя. Я считал, что виновато окружение, и мы часто поэтому спорили.
Два месяца спустя в пекарню вошла женщина и спросила моего друга. Это была та самая проститутка, которая получила паспорт и приехала к Коновалову в надежде создать семью. Он был не готов и разругался с женщиной. Ночью она, пьяная, пришла бить стекла в пекарню, упрекая Коновалова, что сорвал ее с места в неизвестность.
Она вернулась к своему занятию, вдобавок ко всему начала пьянствовать. Мой друг мрачнел, считая себя виноватым. Я догадывался, что он скоро запьет.
Так и вышло. Вечером он ушел и сутки спустя я нашел его в кабаке в компании нахлебников. Со мной возвращаться он отказался. Через два дня Коновалов пропал.
Мы встретились много лет спустя в строящейся Феодосии. Бывший пекарь стал строителем. Он очень обрадовался мне и предложил заночевать вместе в пещере недалеко от бараков. Коновалов так и не изменил своих взглядов. Через пару дней я отправлялся на Кубань, но пойти со мной друг не захотел. Мы расстались в надежде на встречу. Но она так и не произошла…
Когда «ни в городе, ни в степи, нигде человеку места нет», тогда он находит его в алкоголе и погибает.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Шмелёв Человек из ресторанаВ повести «Человек из ресторана», написанной Иваном Шмелёвым, повествуется о жизни простых людей в начале двадцатого века.
- Краткое содержание Тургенев Однодворец ОвсянниковГлавным героем книги является человек по имени Овсянников. Внешне Овсянников был похож на Крылова. Ему было 70 лет. По стилю одежды он напоминает купца. Овсянников отличался ленью, прямодушием, важностью и смышленостью.
- ПриставкинАнатолий Приставкин рано лишился родителей и вкусил всю прелесть жизни беспризорников. С группой таких же подростков он исколесил всю Россию. Его тяжелое детство прошло полосой по всему творчеству писателя.
- Краткое содержание Короленко Дети подземельяГерой повести – Вася. Он рассказывает об одном из эпизодов своего детства. Мальчик живет со своим отцом-судьей в польском захудалом городке Княжье-Вено.
- Краткое содержание Горький СамоварСатирическая сказка Горького рассказывает о самовлюбленном самоваре, который был слишком высокого мнения о своей особе.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/konovalov-pereskaz
Краткое содержание Горький Коновалов для читательского дневника
Максим, от лица которого ведется повествование, однажды в газете прочитал заметку о человеке, покончившим с собой в тюремной камере. Максим рассказывает о знакомстве с этим человеком.
Молодой человек работал помощником пекаря, который постоянно пил, и работал спустя рукава, так что Максиму приходилось выполнять работу за двоих. Наконец хозяин выгнал горе-пекаря, а на его место привел другого, Александра Ивановича Коновалова, мастера своего дела.
Коновалов тоже был пьющим, но он пил редко, раз в несколько месяцев, и к работе относился с полной ответственностью. Познакомившись поближе, Александр показал своему напарнику письмо от проститутки, попросив написать ей ответ, что тот и сделал. Саша рассказал Максиму, что хочет отправить Капитолине денег, чтобы та откупилась от публичного дома, и начала новую жизнь.
Через короткое время Максим и Коновалов стали друзьями. Работал пекарь мастерски, и его помощнику нравилось смотреть, как с душевной теплотой тот выпекает хлеб. Как-то Александр увидел, что помощник читает книгу, и он попросил почитать его вслух.
Совет
Пекарь слушал внимательно и жадно, полностью погружаясь в мир книжных персонажей. Так чтение стало для них неотъемлемой частью жизни, хлебопёки прерывались лишь на работу, быстро исполнив которую, снова брались за чтение.
Коновалов глубоко вникал в жизнь и переживания людей, о которых читал Максим, сопереживая и сочувствуя героям. Больше всего ему нравилась книга о Стеньке Разине, Максим так часто её перечитывал, что Саша знал книгу почти наизусть.
Дружба пекаря и помощника становилась всё крепче, друзья часто уходили на реку, читали книги и рассуждали о жизни, или просто любовались природой, которую Александр любил всем сердцем.
Через два месяца, получив деньги и выписавшись из публичного дома, к Коновалову приехала Капитолина, намеревавшаяся выйти за него замуж. Но свободолюбивый мужчина был против этого, у него было много женщин, но рано или поздно они ему становились в тягость, и Александр покидал их.
Оскорбленная его отказом, девушка напилась с каким-то ухажером, и устроила Коновалову скандал, за что её забрали в участок. Пекарь сходил в участок, и узнал, что Капитолина вновь пошла по проторенной дорожке. Спустя какое-то время Коновалов затосковал, потерял интерес ко всему происходящему, и ударился в загул.
Максим попытался вытащить друга из кабака, где тот пропивал заработанные деньги с кучкой бродяжек, но это ему не удалось, а вскоре Коновалов исчез из города.
Максим тоже отправился бродить по свету, и через несколько лет он встретил своего друга в Феодосии. Коновалов по-прежнему придерживался своих взглядов на жизнь, обвиняя во всем лишь только себя и свои слабости.
Он пригласил Максима с собой, но тот пошел своей дорогой, и они расстались, в надежде ещё встретиться, но этого не случилось.
Обратите внимание
Легкоранимая душа могучего человека не выдержала неприкаянной жизни и привела его к самоубийству.
Надо найти в жизни точку опоры, и стремиться к какой-либо цели.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gorkij/konovalov
Босяк – новый герой в русской литературе (по произведениям м. горького)
В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького.
Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение.
Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.
Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ «Коновалов», в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова.
Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что «невозможно в ту пору жить», и «все на свете… опротивеет», а герой «сам себе становится в тягость», он бросает все и уходит бродяжничать.
Позже Коновалов возвращается и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является «подручный» пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала.
«По костюму это был типичный босяк, по лицу — славянин» — таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира:
«Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего», — говорила герою Вера, «…большой человек с ясными глазами ребенка» — таким его видел повествователь, то есть сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность.
Важно
Коновалов — босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, «с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению», считал, что «во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам». Подобные размышления свидетельствуют о способности героя самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков «под отдельную статью». Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: «…босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее, …но печальный и мягкийтон (Коновалова) при воспоминании о «купчихе» — тон исключительный».
Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником.
На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления.
Коновалов говорит о происхождении склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличениюкаких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, «если у человека в жизни не было ничего хорошего, — он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает… и сам себе верит, …
ну ему и приятно».
Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству?
«Не нашел я точки моей… Ищу, тоскую, — не нахожу…» — таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос.
В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький также рассматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества.
В произведении повествуется о двадцати шести пекарях, мироощущение, чувства, поведение которых подается автором как мироощущение одного человека.
Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества местоимений: мы, все и обобщающих слов: «поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты».
В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них.
Совет
В рассказе изображается картина неправильно устроенной жизни, из-за которой в человеке теряется духовное начало. Подобная ситуация рассматривается и в рассказе «Супруги Орловы».
Здесь также в силу ужасных условий жизни, в силу ее неустроенности рушатся взаимоотношения между супругами Орловыми, происходит разлад в их семейной жизни. Григорий и Матрена Орловы любили и гордились друг другом, …но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые…
удовлетворяли бы естественную человеческую потребность человека — волноваться, думать, — вообще жить. Они были слишком погружены в работу, в решение проблем, связанных с повседневной жизнью, что стали «нищими духом» людьми, как, впрочем, и все их соседи.
Влияние внешних обстоятельств на личную жизнь героев подтверждается еще и тем фактом, что после того как супруги Орловы устроились на работу в лазарет (госпиталь), в их жизни произошли значительные изменения. Григорий перестал бить свою жену, бросил пить, но, как мы узнаем чуть позже, ненадолго.
Для каждого периода времени характерен свой тип героя, и литература, призванная отражать все явления реальности (повседневной жизни человека), исследует особенности характера нового человека.
Источник: http://www.testsoch.info/bosyak-novyj-geroj-v-russkoj-literature-po-proizvedeniyam-m-gorkogo/
Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы»
Особый интерес представляют рассказы Горького «Коновалов» (1896) и «Супруги Орловы» (1897), также связанные с темой босячества.
Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет «социалистического и резко возбудительного» характера.
У героев обоих рассказов — Коновалова и Григория Орлова — есть нечто общее; оба рабочие: первый — пекарь, второй — сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.
И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности своего существования, второго, который «родился с беспокойством в сердце», до такого состояния также довели «проклятые вопросы» о смысле жизни. И в Орлове, и в Коновалове заложены большие возможности.
В иных социальных условиях они могли бы творить необыкновенные дела. Недаром Орлов мечтал сразиться насмерть с холерой и освободить от неё Россию. Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. «Больных лечите…
Обратите внимание
а здоровые помирают от тесноты жизни»,— с недоумением и возмущением говорит Орлов доктору Ващенко.
В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура.
Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта.
В рассказе «Коновалов» привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое.
В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:
- «Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец!..
- — Да погоди,— кричал я,— как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет?
- — Упрись крепче! — возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами.
- — Да во что упереться?
- — Найди свою точку и упрись!
- — А ты чего же не упирался?
- — Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле!.. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую — не нахожу!»
На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то — не кто иной, как Алексей Пешков.
И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность («никто в том неповинен»), Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти «свою точку», опору в жизни (как нашел её Алексей Пешков) и не уподобляться людям, которые «всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей», без конца кричали о том, что они «люди необыкновенные», даже гениальные, но их, видите ли, «среда заела». Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища — «рыцаря на час», задумывается над тем, как быть дальше:
- «Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:— Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!»
Это стремление «разгореться ярче» Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений.
Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка «Для мира», они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке («Мааленькая!», 1895).
Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа «Озорник», в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани («Нечто о наборщиках», 1896). Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: http://www.studbirga.info/kratkoe-izlozhenie-rasskazov-gorkogo-konovalov-i-suprugi-orlovy/
Горький в пекарне, новый герой — Коновалов
В пекарне Пешков выжил, кажется, только благодаря исключительной физической силе. Работа эта была, по его воспоминаниям, из самых изнурительных.
«Мое дело — превратить 4-5 мешков муки в тесто и оформить его для печения. Тесто нужно хорошо месить, а это делалось руками. Караваи печеного весового хлеба я нес в лавку Деренкова рано утром, часов в 6-7.
Затем накладывал большую корзину булками, розанами, сайками-подковками — два, два с половиной пуда и нес ее за город на Арское поле в Родионовский институт, в духовную академию.
У меня не хватало времени в баню сходить, я почти не мог читать, так где уж там пропагандой заниматься!»
По утрам Пешков относил хлеб в булочную к Андрею Деренкову .
Деренков был народник , обладатель лучшей в городе библиотеки нелегальной литературы, студенты наводняли его лавку днем и ночью; впоследствии, кстати, он за свое народничество попал в «лишенцы» и жил в сибирской ссылке, обратился к Горькому за заступничеством, и тот за полгода до смерти выхлопотал ему пенсию. Народники Пешкова уважали, восхищались, называли самородком, его все это скорее забавляло, и никакого особого народа он не видел, так что не понимал истерического поклонения, которым его окружали эти кроткие бородачи.
Тем не менее всю библиотеку Деренкова — частью переплетенную из журналов, частью рукописную — он проштудировал внимательно. Тогда же он начал писать стихи.
В пекарне Семенова познакомился он и с одним из самых обаятельных своих героев — пекарем, бродягой, певцом, запойным алкоголиком Коноваловым .
Пожалуй, Запад долго еще будет представлять русских примерно такими, как Горький описал Коновалова: в этом рассказе 1896 года окончательно закрепилось множество национальных стереотипов, а поскольку Горький умел писать просто и выразительно — Коновалова запомнили.
«А на меня, видишь ты, тоска находит. Такая, скажу я тебе, братец мой, тоска, что невозможно мне в ту пору жить, совсем нельзя. Как будто я один человек на всем свете и, кроме меня, нигде ничего живого нет. И все мне в ту пору противеет — и сам я себе становлюсь в тягость, и все люди; хоть помирай они — не охну! Болезнь это у меня, должно быть. С нее я и пить начал»
Важно
Запойный, поющий, тоскующий, огромный, неутомимый, добрый Коновалов — в один миг пропивающий все отложенные деньги, гонимый непонятной своей тоской прочь от всех, кого жалеет и любит, — совсем не похож на горьковских босяков, гордых и озлобленных, действительно выталкивающих себя из жизни. Но не похож он и на крестьян-хищников, на скучных тружеников, больше всего озабоченных выгодой. Коновалов — художник. Этот типаж появился у Горького впервые, да и негде ему было с ним столкнуться до Казани — не так часто он встречается в столь классической чистоте. Конечно, он у Горького додуман, доведен до гротеска, — а все-таки узнаваем мгновенно, и особенно точен автор в главном: этот человек тоже как бы заранее согласился с тем, что он в жизни не нужен. Только это не озлобило его, как босяка, — он мирится с этим совершенно спокойно.
«Я встречал только людей, которые всегда все винили, на все жаловались, упорно отодвигая самих себя в сторону из ряда очевидностей, опровергавших их настойчивые доказательства личной непогрешимости, — они всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей.
Коновалов судьбу не винил, о людях не говорил. Во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам, и чем упорнее я старался доказать ему, что он «жертва среды и условий», тем настойчивее он убеждал меня в своей виновности пред самим собой за свою печальную долю. Это было оригинально, но это бесило меня».
Потому и бесило, что в лице Коновалова Горький впервые столкнулся с толстовским, каратаевским типом, с тем маляром Николкой из Достоевского, который и не хочет спасаться, а хочет пострадать; словом, ему впервые встретился тот настоящий русский, о котором столько говорила русская литература.
И первым во всей этой литературе Горький наотрез отказался умиляться Коновалову — он решил всем назло показать, до чего доходит его рабское, скотское смирение. Коновалов у него повесился в тюрьме, арестованный за бродяжничество и пересылаемый на родину, в Нижний. И зачем была вся его жизнь — автору решительно непонятно.
Здесь и обозначилась главная точка расхождения Горького с русской литературой — не зря «Коноваловым» открывался его первый двухтомник.
Кстати, не став идеальным героем, Коновалов все-таки остался в памяти Горького идеальным читателем: он плакал, когда Пешков читал ему «Подлиповцев» Решетникова, и горячо переживал за мужиков Пилу и Сысойку. Впрочем, давно замечено: или читать — или жить.
Ссылки:
1. Горький А.М.: Детство и юность
Источник: http://www.famhist.ru/famhist/gorky/00028d9a.htm
Романтический реализм в творчестве Горького
В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра». Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную «горькую» жизнь, но — главное — свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей.
Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы.
Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов.
Совет
С другой — этим «свинцовым мерзостям жизни» он противопоставляет свое идеальное представление о мире.
Условно ранние горьковские произведения можно объединить в две группы: рассказы с романтической доминантой («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе») и рассказы смешанного типа — романтико-реалистические («Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Двадцать шесть и одна»).
В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, «вписаны» удивительные истории.
Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои — сильные духом и гордые люди, «рожденные в крови с солнцем». При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается «солнечным» цыганом.
Под стать «соколу» «царица-девка» Радда, сказочную красоту которой не описать словами. Гордая красавица признается: «Я никого, никогда не любила Лойко, я тебя люблю». Однако для романтических героев абсолютной ценностью является свобода, без которой не может существовать настоящее счастье оно даже дороже самой жизни.
Радда говорит любимому: «Волю-то, Лойко, я больше люблю, чем тебя…» Перед влюбленными возникает дилемма — любовь или свобода? Так как это ценности равновеликие, герои не могут определиться в предпочтение одной из них. И все же в рамках «романтической» логики они находят выход — смерть.
Умерев физически, «гордая пара» обрела бессмертие в прекрасной легенде.
Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни. В рассказе «Старуха Изергиль» (1895) идейно и композиционно «противостоят» две легенды.
Оба легендарных героя молоды, красивы, сильны, свободолюбивы. Эти исключительные герои («сверхлюди») противопоставлены обычным людям — своим соплеменникам. В рассказе дано два решения конфликта «герой и толпа».
Ларра, сын орла и женщины, «считает себя главным на земле и не видит он ничего, кроме себя». «За свою гордость» он «поражен»: «У него нет жизни, и не улыбается ему смерть.
И не находит он места и среди человеческого рода!»
Обратите внимание
Во второй легенде герой — Данко — «любил людей», и его сердце, в отличие от «каменного сердца» Ларры, «вспыхнуло огненным желанием спасти их». Данко ведет соплеменников из тьмы лесов и болот «в море солнечного света».
Когда люди, обессиленные, утратившие надежду, начали роптать, он разорвал себе грудь, вынул сердце, которое «пылало настолько ярко, даже ярче самого солнца». Горький славит не просто исключительный поступок героя, а восхищается личностью, способной пожертвовать жизнью ради других.
Впервые романтический герой, возвышающийся по своим нравственным качествам над толпой, не порывает с ней. Подвиг Данко рожден желанием вытеснить из сознания людей страх, безволие, инертность, эгоизм.
В 1898 году в одном петербургском издание была опубликована первая книга рассказов и очерков, заимевшая небывалый успех, ставши сенсационной.
Окруженный поклонниками, Горький выступал на литературных вечерах с чтением «Песни о Соколе» (1895). Этот небольшой текст, написанный ритмизированной прозой, производил на публику колоссальное впечатление.
Позже недоброжелатели Горького не раз иронизировали то, что он заставил Ужа заползти высоко в горы, где этому пресмыкающемуся вовсе не место. Но писатель и не претендовал на фактологическую достоверность. Он сочинил притчу, герои которой не живые существа, а аллегории человеческих качеств.
Песня, воспевающая «безумство храбрых», звучала как вызов унылой атмосфере декаданса, будила в людях веру в себя, жажду деятельности.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/romanticheskiy-realizm-v-tvorchestve-gorkogo.html
В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.
Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ «Коновалов», в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова. Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что «невозможно в ту пору жить », и « все на свете… опротивеет », а герой « сам себе становится в тягость», он бросает все и уходит бродяжничать. Позже Коновалов возвращается, и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является «подручный» пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала.
«По костюму это был типичный босяк, по лицу — славянин» — таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира.
«Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего», — говорила герою Вера, «большой человек с ясными глазами ребенка» — таким его видел повествователь, то есть он сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность.
Коновалов — босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, «с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению», считал, что «во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам». Подобные размышления свидетельствуют о способности героя к самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков «под отдельную статью». Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: «босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее, …но печальный и мягкий тон (Коновалова) при воспоминании о «купчихе» — тон исключительный».
Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником.
На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым, выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления. Коновалов говорит о происхождении склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличению каких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, «если у человека в жизни не было ничего хорошего, — он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает… и сам себе верит, …ну ему и приятно».
Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству?
«Не нашел я точки моей… Ищу, тоскую, — не нахожу…» — таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос.
В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький также рассматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества. В произведении повествуется о двадцати шести пекарях, мироощущение, чувства, поведение которых подаются автором как мироощущение одного человека. Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества местоимений «мы, все» и обобщающих слов: «поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты».
В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них. В рассказе изображается картина неправильно устроенной жизни, из-за которой в человеке теряется духовное начало. Подобная ситуация рассматривается и в рассказе «Супруги Орловы». Здесь также в силу ужасных условий жизни, в силу ее неустроенности рушатся взаимоотношения между супругами Орловыми, происходит разлад в их семейной жизни. Григорий и Матрена Орловы любили и гордились друг другом, …но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые… удовлетворяли бы естественную человеческую потребность человека — волноваться, думать, — вообще жить. Они были слишком погружены в работу, в решение проблем, связанных с повседневной жизнью, что стали «нищими духом» людьми, как, впрочем, и все их соседи.
Влияние внешних обстоятельств на личную жизнь героев подтверждается еще и тем фактом, что после того как супруги Орловы устроились на работу в лазарет (госпиталь), в их жизни произошли значительные изменения. Григорий перестал бить свою жену, бросил пить, но, как мы узнаем чуть позже, ненадолго.
Для каждого периода времени характерен свой тип героя, и литература, призванная отражать все явления реальности (повседневной жизни человека), исследует особенности характера нового человека.