Сочинение по тексту:
Книга или Интернет? Что выбирает современное общество – чтение или виртуальные развлечения? Какова судьба книги? К сожалению, эти вопросы всё чаще поднимаются в современном обществе.
В данном тексте М. Гелприн затрагивает проблему вытеснения литературы «виртуальными развлечениями». Актуальность данной проблемы особенно высока в современном обществе. От её решения зависит наше будущее.
Действие футуристического рассказа М. Гелприна разворачивается через сто лет после того, как литературу перестали преподавать в общеобразовательных учреждениях. Автор пишет о том, что с развитием прогресса гуманитарные науки, особенно литература, отошли на задний план.
Позиция автора очевидна: исчезновение литературы приводит к тому, что дети растут бездуховными.
Я не могу не согласиться с автором. С распространением Интернета всё меньше людей читают книги. Но ведь литература – это основа нравственного развития человека.
Так, в очерке «О книге» Д.Н. Мамин-Сибиряк пишет о том, что книга – предмет высшего духовного порядка. Он с горечью размышляет о том, как небрежно, варварски обращаются с книгой современные дети, как равнодушны к ней. И вспоминает своё детство. В семье его страстно любили книги, тратили на них последние сбережения. Библиотека была составлена из произведений классиков: Крылова, Пушкина, Гоголя, Гончарова. Именно с них началось домашнее образование мальчика. Затем появились детские книги, потом новые, а потом – научно-популярные в 60-е годы. И всю жизнь книга оставалась неизменным спутником будущего писателя, в известной степени предопределив развитие его таланта.
Что же будет, если литература полностью исчезнет из нашей жизни? Подобную ситуацию изобразил Р. Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту». В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг – ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.
Таким образом, хотя научно-технический прогресс и делает жизнь человека более комфортной и удобной, он вытесняет из нашей жизни книги. Потеря интереса к литературе приводит к духовному угасанию общества. Поэтому важно повышать интерес людей к литературе. Необходимо, чтобы чтение вошло в моду и никогда не теряло свою популярность.
Текст М. Гелприна
(1)Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
− (2)Здравствуйте, я по объявлению. (3)Вы даёте уроки литературы? (4)Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. (5)Мужчина под тридцать. (6)Строго одет. (7)Улыбается, но глаза серьёзные.
− (8)Д-даю, − запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович.
− (9)Меня зовут Максим. (10)Скажите, каковы условия.
− (11)Оплата почасовая, − заставил себя выговорить Андрей Петрович. − (12)Когда бы вы хотели начать?
− (13)Завтра, − решительно сказал Максим.
(14)В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. (15)Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. (16)С того самого дня, как его уволили, назвав слишком узким специалистом по предмету…
(17)Новую работу найти не удалось: литература осталась в считанных учебных заведениях, библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. (18)Сбережения быстро закончились, пришлось продать часть имущества. (19)А затем настала очередь книг… (20)За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги. (21)В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг − тех, с которыми расстаться не мог. (22)Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак…
(23)…Максим позвонил в дверь ровно в десять.
− (24)Проходите, − засуетился Андрей Петрович. − (25)С чего бы вы хотели начать? (26)Максим ответил:
− (27)С чего вы посчитаете нужным. (28)Понимаете, меня ничему не учили.
− (29)Да-да, − закивал Андрей Петрович. − (30)В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. (31)А сейчас уже и в специальных.
− (32)Нигде? − спросил Максим тихо.
− (33)Боюсь, что нигде. (34)Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. (35)Читать стало некогда. (36)Появились другие удовольствия − в основном, виртуальные. (37)Игры. Всякие тесты, квесты… (38)Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. (39)А литература, история, география отошли на задний план. (40)Особенно литература. (41)В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. (42)Но и в электронном варианте спрос на литературу падал. (43)Потом литераторов не стало совсем… (44)Да, это был процесс закономерный… (45)Литература не ужилась с прогрессом… (46)Но вот дети, вы понимаете…
(47)Дети! (48)Литература была тем, что формировало умы. (49)Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. (50)Дети растут бездуховными, вот что страшно, Максим!
− (51)Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович… (52)Вы научите меня?
− (53)Да, − сказал Андрей Петрович твёрдо.
(54)Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
− (55)Пастернак, − сказал он торжественно. − (56)Мело, мело по всей земле, во все пределы. (57)Свеча горела на столе, свеча горела…
(58)…Время шло. (59)Андрей Петрович пробудился к жизни, в которой появился смысл. (60)Максим всё схватывал на лету. (61)Но однажды, в среду,
Максим, за полтора года ни разу не опоздавший, не пришёл… (62)Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. (63)Андрей Петрович выбрался из дома, когда находиться там стало невмоготу.
− (64)А, Петрович! − приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. − (65)Давно не виделись. (66)А чего не выходишь – стыдишься? (67)Так ты же вроде ни при чём.
− (68)В каком смысле стыжусь? − оторопел Андрей Петрович.
− (69)Ну, что этого, твоего гостя, − Нефёдов провёл ребром ладони по горлу.
− (70)Вы о чём? − у Андрея Петровича похолодело внутри.
− (71)Ты что ж, в самом деле не знаешь? − всполошился Нефёдов. − (72)Новости посмотри! (73)Андрей Петрович добрался до компьютера.
«(74)Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. (75)Дефект управляю- щей программы, проявление личности. (76)Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться.
(77)Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. (78)Изъят из обращения».
(79)Андрей Петрович поднялся. (80)На негнущихся ногах прошагал на кухню. (81)Подумать только! (82)Он вкладывал в железяку всё, что есть. (83)Всё, ради чего он жил…
(84)…Раздался звонок в дверь. (85)На пороге стояли мальчик лет десяти и девочка чуть младше.
−(86)Вы даёте уроки литературы? − спросила девочка. (87)Андрей Петрович опешил.
−(88)Мы от Макса, − сделал шаг вперёд мальчик.
−(89)Мело, мело по всей земле во все пределы! − звонко выкрикнула вдруг девочка. (90)Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая.
−(91)Свеча горела на столе, свеча горела, − твёрдо произнёс мальчик. − (92)Это Макс велел передать. (93)Вы будете нас учить?
(94)Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
−(95)Боже мой, − сказал он. − (96)Входите. (97)Входите, дети.
(По М. Гелприну)
Мы напишем — Вытеснение литературы виртуальными развлечениями. По тексту М. Гелприна Звонок раздался когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику
Писатель Майк Гелприн в своем тексте поднимает проблему вытеснения традиционной литературы виртуальными развлечениями. В современном обществе этот вопрос стоит весьма остро и от его решения зависит будущее человечества.
Сюжет футуристического рассказа Гелприна развивается спустя столетие после окончания преподавания литературы в учебных заведениях. Писатель показывает, что технический прогресс вытеснил гуманитарные науки, они отошли на задний план.
Авторская позиция в тексте выражена четко: утрата интереса к литературе ведет к бездуховности.
Невозможно не согласиться с автором: развитие сети Интернет привело к тому, что многие люди отказались от традиционных книг. Между тем литературные труды являются основой нравственного развития личности.
К примеру, Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерке О книге называет ее предметом высшего духовного порядка. Писатель в горечью констатирует, что современные дети стали равнодушны к книгам, небрежно и даже варварски обходятся с ними. Он вспоминает собственное детство и говорит, что в семье все любили читать, последние сбережения тратили на приобретение книг.
Основу домашней библиотеки составляли произведения классиков: Пушкина, Крылова, Гончарова, Гоголя… С них и начиналось его образование. Позже появились детские книги, затем современных автором, а потом и научно-популярные издания 60-х годов.
С раннего детства книга была спутником будущего писателя и в определенной мере предопределила развитие его таланта.
Что же произойдет в случае полного исчезновения литературы из жизни человека? Подобная ситуация описана Р. Брэдбери в романе 451 градус по Фаренгейту. Изображенный автором утопический мир будущего лишен социальных проблем: они исчезли вместе с уничтожением книг, заставляющих людей критически мыслить.
Костры из книг символизируют гибель духовности, превращение общества в заложников массовой примитивной культуры.
Следует отметить, что прогресс делает нашу жизнь комфортней, но вытесняет из нее книги. Потеря интереса к чтению ведет к духовному угасанию, поэтому важно повышать интерес к литературе. Надо вернуть моду на чтение, оно не должно терять своей популярности.
Все сочинения
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один перепутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — На дому.
Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Давайте начнём
завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. Записываю адрес.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать
лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет — литература — никому, увы, не нужен.
Новую работу Андрею Петровичу найти не удалось, литература осталась в
считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи
один за другим переквалифицировались кто во что горазд.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ре-
мень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы. А затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых,
перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нерв-
но расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта».
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Как вы
знаете, в школах литературу не преподают почти сотню лет. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Ну, и конечно, техника.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Литература умерла
потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
Должна ли изучаться литература в школе в эпоху научно-технического прогресса? Какую роль литература играет в развитии сознания ребёнка и человека? Именно эти проблемы поднимаются в произведении М. Гелперна.
Чтобы привлечь внимание читателей к этим вопросам, автор рассказывает судьбу главного героя, учителя литературы, который не может смириться с тем, что литература перестала быть необходимым предметом в школе. Он с болью в сердце говорит о том, что «литература не ужилась с научно техническим прогрессом». Учитель считает, что литература формирует душевный мир человека и «ужасен тот факт, что дети растут бездуховными».
Писатель прямо не высказывает своей позиции к происходящему, однако, мы, читатели, прекрасно понимаем, что М. Гелперн убеждён в важности изучения литературы в школе, в её особой роли — строителя человеческого мировоззрения.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что литература оказывает огромное влияние на сознание людей.
Это неоднократно подтверждали русские и зарубежные писатели. Вспомним роман американского писателя Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой, простой моряк, с детства любил читать книги. После встречи с девушкой из высшего общества он решил заняться самообразованием. Мартин ошибочно полагал что люди, обладающие хорошими манерами, знающие разные науки, занимающие высокое положение в обществе, как боги, знают все тайны мира. Изучая науки, Мартин Иден увлекся чтением поэзии и философского учения. Эти книги открыли ему истину — среди людей высшего общества есть много ограниченных людей, в тоже время простой рабочий может оказаться человеком, пусть необразованным, но верно понимающим жизнь. Таким образом, книги помогают нам научиться понимать других людей и своё собственное «Я».
Другим примером того как книга повлияла на человека может послужить рассказ А. Грина «Зелёная лампа». Джон Ив, совершенно нищий, умирающий с голоду, становиться игрушкой в руках богатого англичанина. У молодого человека появились деньги, крыша над головой и обязанность: каждый день дежурить у зеленой лампы. Так как у него было много свободного времени, он начинает читать книги. Сначала беспорядочно, любую попавшуюся, а потом все больше увлекается анатомией. Впоследствии Джон Ив становиться врачом. Этот пример еще раз подтверждает, что заинтересованное чтение помогает человеку найти путь в жизни.
В заключение хотелось бы подчеркнуть: люди должны хотя бы иногда уделять своё внимание чтению независимо от того, какой деятельностью они занимаются и в какое время живут.
Данное сочинение написано ученицей 11 класса по тексту М.Гелприна «Свеча». Соответствует всем критериям, необходимым для написания итогового сочинения. Ученица рассматривает влияние современных технологий на общество.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по исходному тексту ( Майк Гелприн «Свеча»).»
Писатель Майк Гелприн в своем тексте поднимает проблему вытеснения традиционной литературы виртуальными развлечениями.
Автор рассказывает историю о том, как Андрей Петрович, бывший учитель литературы, из-за ненадобности современному обществу, теряет любимую работу.(предложение 30-35).Литература в нашей жизни уступает место виртуальным играм. Люди перестают интересоваться книгами, главным развлечением является интернет. (предложение 86-90 )
Писатель утверждает, что исчезновение литературы приводит к тому, что дети растут бездуховными.
Я согласна с позицией автора. Действительно, развитие интернета приводит к тому, что многие люди отказываются от чтения книг. Результат-чёрствость, невежество, духовная пустота …
В художественной литературе есть тому немало примеров.
Например, в романе — антиутопии «451 градус по Фаренгейту» описано общество, которое подвержено влиянию массовой культуры. Главный герой романа – Гай Монтэг. Он пожарный, но не в современном понимании этого слова. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги. В этом обществе запрещено читать литературу, это карается законом. Люди в данном произведении безнравственны, помешаны только на технике. Но также в романе есть герои, которые противопоставлены этому миру. Например, Клариса Маклеллан. Девушка любит гулять по ночам, слушать людей, любуется природой. Она отличается от граждан, которые ее окружают, своей искренностью и добротой. Клариса не может жить в этом обществе, сначала она исчезает, потом узнают, что ее сбила машина. Таким образом , автор показывает, к чему может привести огромное влияние технического прогресса.
В качестве второго аргумента можно обратиться к очерку « О книге» Д.Н. Мамина — Сибиряка. Он называет книгу предметом высшего духовного порядка. Писатель с горечью говорит о том, что современные дети равнодушны к книгам, относятся к ним небрежно. Мамин — Сибиряк вспоминает свое детство, где все члены семьи любили читать. Для каждого книга являлась спутником жизни.
Читая произведения писателей, мы развиваемся, познаем что-то новое. Для того, чтобы стать образованным человеком, книга должна стать помощником во всем.
Таким образом, научно- технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной, но при этом вытесняет литературу из нашей жизни, а значит «убивает» в людях духовность.
Задание № 1.
Сформулируйте проблемы, которые затрагивает автор текста. Напишите два варианта формулировки каждой проблемы: в виде повествовательного и в виде вопросительного предложений.
Сравните полученные фрагменты сочинения с теми, которые предложены в ключе.
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один перепутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — На дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Давайте начнём завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. Записываю адрес.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет — литература — никому, увы, не нужен.
Новую работу Андрею Петровичу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы. А затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта».
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Как вы знаете, в школах литературу не преподают почти сотню лет. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Ну, и конечно, техника.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
…День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Максим не приходил. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчёмности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.
Что-то заставило Андрея Петровича войти в Интернет и пролистать ленту новостей.
Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован… Общественность обеспокоена проявлением…».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Колени подломились, и он тяжело опустился на пол.
«Коту под хвост, — пришла итоговая мысль. — Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил».
(По М. Гелприну)
Майк Гелприн (род. в 1961 г.) — писатель-фантаст, живущий в Нью-Йорке. Широко известен его рассказ «Свеча горела», опубликованный в десятом номере (октябрь) журнала «Мир фантастики» за 2011 год.
Задание № 2.
Исправьте речевые и грамматические ошибки, допущенные при формулировке проблемы, затрагиваемой автором исходного текста. Запишите верный вариант построения предложения.
1) В тексте по К.Г. Паустовскому описывается проблема о влиянии музыки на образ мыслей и чувств человека. — __________________________________________________________________
2) Проблема этого текста в том, что у человека всегда наблюдались тяги к познаниям окружающего мира. —________________________________________________________________
3) В тексте публициста Маслова Ильи Александровича раскрывается проблема поиска путей взаимопонимания людей разных возрастных поколений. —______________________________
4) Проблема человеческого равнодушия, о которой повествуется в тексте Львова Сергея Львовича, является очень актуальной и поэтому выбрана мною для комментариев. — ______
5) Проблема, которую выразил автор в своём тексте, — это проблема нравственного выбора в экстремальной жизненной ситуации человеком. — ______________________________________
6) Какое значение имеет книга в жизни человека? Такова проблема, изложенная в данном тексте. — __________________________________________________________________________________
7) В тексте по В. Никляеву затрагивается проблема отсутствия способности радостного восприятия окружающего мира. — _______________________________________________________________
Какое влияние на молодёжь имеет Интернет? Именно этой сложной проблеме посвящён текст, предложенный для сочинения. — _____________________________________________________
9) Какую пользу оказывает чтение в обогащении кругозора человека? Этот вопрос интересует автора текста, предложенного для анализа. — __________________________________________
10) Проблему об отношении к пожилым людям затрагивает в своём тексте писатель русской классики К.Г. Паустовский.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Позиция.
Роль книги в формировании человека переоценить невозможно. Только медленное, вдумчивое чтение поможет человеку развиться духовно, научит его мыслить самостоятельно.
Майк Гелприн. Рассказ «Свеча горела».
В рассказе «Свеча горела» описано далёкое будущее, в котором нет места книгам. Андрей Петрович, бывший преподаватель литературы, после долгого перерыва обретает ученика – Максима, мужчину около тридцати лет. Оба они, учитель и его ученик, приходят разными путями к одной мысли: литература «была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность». Без чтения книг дети растут бездуховными. Продолжение рассказа: Андрей Петрович начал учить Максима читать ( то есть понимать книги): «День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». Потом выясняется, что Максим не человек, а домашний робот-гувернёр.: «Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…». Учитель расстроен, думая, что все его усилия пропали даром, однако к нему приходят воспитанники Максима, мальчик и девочка, которые очень хотят читать хорошие, добрые, светлые книги. (такой финал рассказа показывает, что книги нельзя уничтожить, что тяга к духовному, «духовная жажда» никогда не иссякнут в человеке, как бы ни хотели их искоренить те, кто держит власть в своих руках).