Сочинение егэ по тексту до сих пор вспоминаю тот разговор

Обновлено: 11.03.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-практикум

«Обучение написанию сочинения-рассуждения

Эпиграф:

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

(Тагир Манташов, слова положены на музыку

к песне группы

закреплять навыки вычленения основной проблемы текста;

развивающая:

развивать умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;

учить приемам аргументации собственного мнения;

воспитательная:

формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности;

Основной метод – фронтальная беседа по содержанию текста с опорой на презентационное сопровождение .

Использованные технологии: активизация мыслительной деятельности, развитие критического мышления, дифференциация в обучении, исследование.

Материалы к уроку:

— Текст В. Тендрякова;

— эпиграф к уроку (слова Тагира Манташова).

Похожий текст : Юрий Луан: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, не то свалиться можно до дна…);

I . Слово учителя о теме и целях урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок обучения сочинению — ЕГЭ. Мы с вами закрепим навыки нахождения основной проблемы текста, продолжим развивать умения комментировать проблему, определять авторскую позицию и находить нужные аргументы для подтверждения собственного мнения.

На уроке мы будем использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения, карточки с текстом и с вопросами для работы.

II. Давайте вспомним основные элементы структуры сочинения (план):

Формулировка проблем исходного текста. (1балл)

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2)

Отражение позиции автора исходного текста (1)

Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация (3)

III . Знакомство с автором текста. Автором текста, над которым нам предстоит сегодня поработать, является Владимир Фёдорович Тендряков — прозаик, сценарист, драматург. Современная литература стремится познать человека во всей его сложности и противоречивости, в его внутренней “текучести”, стремится понять человека. Понять — значит дать возможность выявиться всему человеку, постичь не только то, что он есть в эту минуту, но и то, чем бы он мог быть, его духовно-нравственные ценности.

В. Тендряков относится к таким писателям, которые исследуют человека, стараются понять его. Может быть, поэтому многие его произведения звучат на редкость злободневно.

1. Знакомство с текстом по В. Тендрякову.

Д о сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. Василий Петрович тогда сам начал его:

— Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

— Русской литературе хотя бы. А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!

— Вы учите – будь только честным и никак по-другому?

— И зла никому не делай – учите?

— И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?

— А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется? Не геометрию из книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

— А вам бы хотелось, чтобы я учил — будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам хочется вот такой свою дочь видеть?

— Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. — Одного хочу: чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась . Вот чего хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги поклонился.

— Всех этому научить или только вашу дочь?

— Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

— Так что же получается, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас?

2. Работа по анализу текста.

-К какому стилю речи относится данный текст?

-Речь какого героя более эмоциональна?

— С помощью каких средств передаётся состояние отца?

-Дайте лексическое значение слова «прямолинейный” (откровенный, но лишённый необходимой гибкости).

-Как вы относитесь к этому качеству человека?

-Подберите языковой синоним к слову приспособленный

— Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович?

-Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности?

VI.Формулировка проблем текста.

Работа в группах.

Первая группа учеников размышляет над точкой зрения Василия Петровича.

Вторая пытается рассмотреть позицию учителя.

Задание каждой группе : выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора.

-«хочу, чтоб счастливой была” (Василий Петрович)

— быть только честным… (учитель)
— приспособленной (Василий Петрович)

-не делать зла (учитель)
-«огибай постоянно” (Василий Петрович)

-сильного не бойся (учитель)
ловчи (Василий Петрович)

— слабому помогай (учитель)
осторожничай (Василий Петрович)

-«поклониться могла” (Василий Петрович)

На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?)

VII. Формулировка проблемы, идеи текста.

В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни.

Задание ученикам: продолжите предложения.

1. По мнению Василия Петровича…

2. Учитель же считает…

VIII. Подбор аргументов.

Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения, т.е. какие цитаты вы отнесли бы к позиции оппонентов? (На слайде)

1. «Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с каждым говори на его языке.” Б. Грасиан.

2. Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков. О.Мандельштам

3. «И если тот, кто живёт среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов”. Ф. Ницше.

4. От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха. Э. Севрус.

5. «Счастье есть благосостояние, соединённое с добродетелью”. Аристотель.

6. «Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее”. Ф. Бэкон.

7. «Никогда нельзя жить счастливо, если всё время дрожать от страха”. П. Гольбах.

IX . Работа над аргументацией:

— Итак, Мы вывели авторскую позицию. А каково ваше мнение по данной проблеме?

В помощь- отечественная литература:

— Как следует оформить выводы к вашему сочинению-рассуждению, используя эпиграф к уроку?

X . Работа над сочинением по плану (план перед каждым).

— Что происходит между героями текста? Чем они занимаются одним словом? (Дискутируют. Дискуссия, диспут, спор)

— Герои высказывают …что? ( выражают свои точки зрения, мировоззрение)

Верит ли учитель в победу своей методики воспитания учитель? Тогда как его можно назвать? (Оптимист)

— А как можно назвать родителя, отца Сони? (пессимист)

XI . Рефлексия. Закрепление плана сочинения.

Д/з: написать сочинение-размышление по тексту В. Тендрякова.

– Какие языковые средства вы используете? (вопросно-ответную форму изложения, прямые и риторические вопросы, восклицательные предложения, вводные слова и конструкции, неполные предложения).

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) — Слышали: прямая линия короче кривой — геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят — в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) — Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) — Вы учите — будь только честным и никак по-другому?

(11)- И зла никому не делай — учите?

(13) — И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви — тоже учите?

(15) — А-а! — восторжествовал мой собеседник. — И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) — А вам бы хотелось, чтоб я учил — будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай. (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) — Я хочу. — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. — Одного хочу — чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя — ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб. (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) — Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) — Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) — Так что же получится, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей. (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) — А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя — один всего. (36)Выхода нет — приспособляйся к нему.

(44)Нужно мне совсем мало — чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются. (46)А вы!

(По В. Тендрякову)

Сведения об авторе:

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) — прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)

2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.

-С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова «хочу”. Отец использует в своей речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прямолинейненько), разговорную лексику (загодя, сноровистая, коль).

-Через какие языковые средства это передаётся? (неполные предложения, многоточие, повторяет слова отца Сони, вопросительные предложения)

Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора.

На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?)

В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни.

1. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения.

«Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с каждым говори на его языке.” (Б. Грасиан)

«И если тот, кто живёт среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов”. Ф. Ницше.

Признанья не дождётся твой талант,
И бизнес твой не будет эффективен,
Коль ты не будешь пить на брудершафт
С тем, кто тебе до тошноты противен. Э. Севрус.

«Людей, которые ни к чему не подлаживаются, живут, как им велит сердце, поступают согласно своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не доводилось встречать”. Н. Шамфор.

От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха. Э. Севрус.

«Если умным человека делают горести, то осторожный человек в своей ординарной жизни никогда не станет умным”. Акутагава Рюносоэ.

«Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее”. Ф. Бэкон.

На свете счастлив только тот,
Кто треволнений избегает,
Тот, кто любви не признаёт,
Кто красотой пренебрегает,
Тот, кто не ведает обид,
Которыми другой убит. Гартман фон Ауэ.

«Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы”. Хун Цзычэн.

Кто из литературных героев поможет аргументировать вашу позицию? Чацкий и Молчалин из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума”, Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души”, П. Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка”, А. Болконский и Пьер Безухов из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир”, «Призовите” их на помощь.

— Гораздо спокойнее живут те, кто умеет приспособиться к действительности, он не тратит нервы в борьбе за справедливость. — А где же совесть? Не будет ли она вас тревожить, если останетесь равнодушны к тем, кто несправедлив? — А так ли необходима нам сейчас совесть? От неё одни неприятности. — Человек, как известно, состоит из тела, души и духа. Утрата одной из составляющих ведёт к деградации, уродству. — Не кажется ли вам, что вечная борьба за справедливость приводит к болезни тела? Это ведь тоже одна из составляющих человека. — Жизнь так устроена, что всегда приходится чем-то жертвовать, «платить” за честь и совесть. Пусть лучше это будет тело, чем душа. — Чем же лучше? Боль, тревога, страдание – вот, по-вашему, жизнь? Не проще ли быть хитрым, ловким, изворотливым? — Но это значит унижаться, льстить тем, кого не уважаешь, » прогибаться под мир”. — Герои русских сказок спасались благодаря хитрости, смекалке, порой даже обманывали своих врагов. Хочешь жить – умей вертеться. — Но были и другие герои в литературе, мы восхищаемся их честностью, смелостью, мужеством. Вспомните Петра Гринёва, мог бы не рисковать, а соврать что-нибудь Пугачёву. А он честен до конца, чем снискал уважение даже врагов. — В свою очередь просим вспомнить Чацкого, которого объявили сумасшедшим за то, что он посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. — Однако именно Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба сама рассудит, кто чего стоит. — Почему же в тепле, достатке живут чаще всего изворотливые, способные «угождать всем людям без изъятья”? Именно такие люди заботятся о своём будущем и будущем своих детей. Вспомните Чичикова, хотел ведь иметь семью, достаток, берег копейку, знал, как подойти к каждому человеку. — Вы всё время говорите о материальном, а это не может быть смыслом жизни. Вспомните Пьера Безухова и Андрея Болконского, они были богатыми людьми, но не могли жить спокойно, искали истину. Предложенный же вами путь ведёт к деградации, а мы за непрерывное развитие. А. П. Чехов говорил: «Мещанство – душевная подлость”. — Зато те, кто стремится помогать другим в ущерб себе, кто говорит правду, когда все молчат, стремится изменить мир, очень недолго живёт и часто оказывался в ссылке или тюрьме. — Да, жили недолго, зато жива о них память. А те, для кого счастье заключается «в трёх аршинах земли”,давно забыты.

1 этап. Знакомство с текстом по В. Тендрякову. Выразительное чтение текста по ролям. Задание – передать голосом чувства говорящих.

До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. Василий Петрович тогда сам начал его:

— Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

— Русской литературе хотя бы. А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!

— Вы учите – будь только честным и никак по-другому?

— И зла никому не делай – учите?

— И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?

— А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется? Не геометрию из книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

— А вам бы хотелось, чтобы я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам хочется вот такой свою дочь видеть?

— Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась Вот чего хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги поклонился.

— Всех этому научить или только вашу дочь?

— Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

— Так что же получается, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас?

— А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет – приспосабливайся к нему.

  1. К какому стилю речи относится данный текст?
  2. Речь какого героя более эмоциональна? (Василия Петровича).
  3. С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова “хочу”. Отец использует в своей речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прямолинейненько), разговорную лексику (загодя, сноровистая, коль).
  4. Дайте лексическое значение слова “прямолинейный”. (откровенный, но лишённый необходимой гибкости). Как относитесь к этому качеству человека?
  5. Подберите языковой синоним к слову приспособленный (гибкий). Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович? (ловкий, осторожный, практичный)
  6. Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности? (Он озадачен, но уверен в своей правоте).
  7. Через какие языковые средства это передаётся? (неполные предложения, многоточие, повторяет слова отца Сони, вопросительные предложения)

Третий этап. Формулировка проблем текста. Работа в группах. Первая группа учеников размышляет над точкой зрения Василия Петровича. Вторая пытается рассмотреть позицию учителя. Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора. Работа у доски. Может появиться следующая запись:

На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?)

Четвёртый этап. Формулировка идеи.

В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни. Задание ученикам: продолжите предложения.

1. По мнению Василия Петровича…

2. Учитель же считает…

Пятый этап. Подбор аргументов. Самостоятельная работа.

1. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения.

“Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с каждым говори на его языке.” (Б. Грасиан)

“И если тот, кто живёт среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов”. Ф. Ницше.

Признанья не дождётся твой талант,
И бизнес твой не будет эффективен,
Коль ты не будешь пить на брудершафт
С тем, кто тебе до тошноты противен.

“Людей, которые ни к чему не подлаживаются, живут, как им велит сердце, поступают согласно своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не доводилось встречать”. Н. Шамфор.

От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха.

“Если умным человека делают горести, то осторожный человек в своей ординарной жизни никогда не станет умным”. Акутагава Рюносоэ.

“В ловких людях всегда замечаешь что-то пошлое”. Р. Вальзер.

“Счастье есть благосостояние, соединённое с добродетелью”. Аристотель.

“Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее”. Ф. Бэкон.

На свете счастлив только тот,
Кто треволнений избегает,
Тот, кто любви не признаёт,
Кто красотой пренебрегает,
Тот, кто не ведает обид,
Которыми другой убит.

Гартман фон Ауэ.

“Никогда нельзя жить счастливо, если всё время дрожать от страха”. П. Гольбах.

“Счастье приходит к тому, кто сам создаёт счастливцев”. К. Делиль.

“Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы”. Хун Цзычэн.

2. Литературные герои в помощь современным ученикам. Кто из литературных героев поможет аргументировать вашу позицию?

Чацкий и Молчалин из комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”, Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”, П. Гринёв из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, А. Болконский и Пьер Безухов из эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”, герои “маленькой трилогии” А.П. Чехова.

“Призовите” их на помощь.

Шестой этап. Дискуссия. Ребятам предлагается “защитить” точку зрения отца или учителя словесности. Может получиться приблизительно так:

— Гораздо спокойнее живут те, кто умеет приспособиться к действительности, он не тратит нервы в борьбе за справедливость.

— А где же совесть? Не будет ли она вас тревожить, если останетесь равнодушны к тем, кто несправедлив?

— А так ли необходима нам сейчас совесть? От неё одни неприятности.

— Человек, как известно, состоит из тела, души и духа. Утрата одной из составляющих ведёт к деградации, уродству.

— Не кажется ли вам, что вечная борьба за справедливость приводит к болезни тела? Это ведь тоже одна из составляющих человека.

— Жизнь так устроена, что всегда приходится чем-то жертвовать, “платить” за честь и совесть. Пусть лучше это будет тело, чем душа.

— Чем же лучше? Боль, тревога, страдание – вот, по-вашему, жизнь? Не проще ли быть хитрым, ловким, изворотливым?

— Но это значит унижаться, льстить тем, кого не уважаешь, “ прогибаться под мир”.

— Герои русских сказок спасались благодаря хитрости, смекалке, порой даже обманывали своих врагов. Хочешь жить – умей вертеться.

— Но были и другие герои в литературе, мы восхищаемся их честностью, смелостью, мужеством. Вспомните Петра Гринёва, мог бы не рисковать, а соврать что-нибудь Пугачёву. А он честен до конца, чем снискал уважение даже врагов.

— В свою очередь просим вспомнить Чацкого, которого объявили сумасшедшим за то, что он посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. — Однако именно Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба сама рассудит, кто чего стоит.

— Почему же в тепле, достатке живут чаще всего изворотливые, способные “угождать всем людям без изъятья”? Именно такие люди заботятся о своём будущем и будущем своих детей. Вспомните Чичикова, хотел ведь иметь семью, достаток, берег копейку, знал, как подойти к каждому человеку.

— Вы всё время говорите о материальном, а это не может быть смыслом жизни. Вспомните Пьера Безухова и Андрея Болконского, они были богатыми людьми, но не могли жить спокойно, искали истину. Предложенный же вами путь ведёт к деградации, а мы за непрерывное развитие. А. П. Чехов говорил: “Мещанство – душевная подлость”.

— Зато те, кто стремится помогать другим в ущерб себе, кто говорит правду, когда все молчат, стремится изменить мир, очень недолго живёт и часто оказывался в ссылке или тюрьме.

— Да, жили недолго, зато жива о них память. А те, для кого счастье заключается “в трёх аршинах земли”,давно забыты.

Обсуждать данную проблему можно бесконечно, истина всегда где-то рядом. Задача учеников – выработать личное мнение и убедительно аргументировать его.

Домашнее задание: написать сочинение- размышление по тексту В. Тендрякова.

До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. Василий Петрович тогда сам начал его:

— Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

— Русской литературе хотя бы. А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!

— Вы учите – будь только честным и никак по-другому?

— И зла никому не делай – учите?

— И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?

— А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется? Не геометрию из книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

— А вам бы хотелось, чтобы я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам хочется вот такой свою дочь видеть?

— Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась Вот чего хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги поклонился.

— Всех этому научить или только вашу дочь?

— Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

— Так что же получается, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас?

— А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет – приспосабливайся к нему.

Проблема родительской любви, отсутствие понимания между родителями и учителями, проблема отношения человека к жизни, к другим людям, к своему ребенку, ко всему миру

в заданиях егэ по русскому всегда есть подсказка
после текста задание А28 (если не ошибаюсь) , спрашивает как раз о теме или идее текста. 99,9% сочинение надо писать как раз по той теме, которую выберете в этом вопросе (если, конечно, правильно выберете)
иногда задания сформулированы по-другому, например «выберите ключевую цитату». но тут тоже можно уже понять, какова тема

Читайте также:

      

  • Сочинение про гайдара 5 класс
  •   

  • Вы непременно должны это прочитать сочинение
  •   

  • Сочинение охота на мамонта
  •   

  • И заметив что володя огорчился добавил сочинение
  •   

  • Лучший способ догадаться что будет припомнить что уже было сочинение

           (1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) – Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) – Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) – Вы учите – будь только честным и никак по-другому?

(10) – Учу.

(11) – И зла никому не делай – учите?

(12) – Учу.

(13) – И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?

(14) – Тоже.

(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай…(19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) – Я хочу…– Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб…(23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужда и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, а бы первый вам в ножки поклонился.

(29) – Всех этом научить или только одну вашу дочь?

(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) – Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей…(32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. (36)Выхода нет – приспосабливайся к нему.

(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…

(38) – Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. (44)Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!

                                                                                  (По В. Тендрякову)

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) – прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Основные проблемы

Авторская позиция

  1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)
  1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.
  1. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)
  1. По мнению автора, мир можно «попробовать как-то исправить», изменяя самого себя в лучшую сторону.

Текст Тендрякова В.

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) — Слышали: прямая линия короче кривой — геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят — в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) — Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) — Вы учите — будь только честным и никак по-другому?

(10)- Учу.

(11)- И зла никому не делай — учите?

(12)-Учу.

(13) — И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви — тоже учите?

(14)-Тоже.

(15) — А-а! — восторжествовал мой собеседник. — И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) — А вам бы хотелось, чтоб я учил — будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) — Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. — Одного хочу — чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя — ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) — Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) — Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) — Так что же получится, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) — А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя — один всего. (36)Выхода нет — приспособляйся к нему.

(37) — Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…

(38) — Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл — ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.

(44)Нужно мне совсем мало — чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!

Сведения об авторе:

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) — прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Основные проблемы:

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)

2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.

2. По мнению автора, мир можно «попробовать как-то исправить», изменяя самого себя в лучшую сторону.

Текст:

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) — Слышали: прямая линия короче кривой — геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят — в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) — Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) — Вы учите — будь только честным и никак по-другому?

(10)- Учу.

(11)- И зла никому не делай — учите?

(12)-Учу.

(13) — И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви — тоже учите?

(14)-Тоже.

(15) — А-а! — восторжествовал мой собеседник. — И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) — А вам бы хотелось, чтоб я учил — будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) — Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. — Одного хочу — чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя — ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) — Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) — Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) — Так что же получится, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (ЗЗ)Не пугает это вас?

(34) — А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя — один всего. (З6)Выхода нет — приспособляйся к нему.

(37) — Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…

(38) — Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл — ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.

(44)Нужно мне совсем мало — чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!

(По В. Тендрякову)

Сведения об авторе:

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) — прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Основные проблемы:

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?) 
2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев. 
2. По мнению автора, мир можно«попробовать как-то исправить», изменяя самого себя в лучшую сторону.

На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце.

Э. Кроткий.

Ход урока

1 этап.

Знакомство с текстом по В. Тендрякову. Выразительное чтение текста по ролям.

Задание – передать голосом чувства говорящих.

До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. Василий Петрович тогда сам начал его: — Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель литературы, детей учите? — Русской литературе хотя бы. А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной! — Вы учите – будь только честным и никак по-другому? — Учу. — И зла никому не делай – учите? — Учу. — И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите? — Тоже. — А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется? Не геометрию из книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай! — А вам бы хотелось, чтобы я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам хочется вот такой свою дочь видеть? — Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась Вот чего хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги поклонился. — Всех этому научить или только вашу дочь? — Всех, всех, чтоб вислоухими не были! — Так что же получается, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас? — А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет – приспосабливайся к нему. — Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его… — Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. На что мне весь мир? Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? Или надеяться могу, что справится Сонька? С ума ещё не сошёл- ни себя, ни её Наполеоном не считаю! Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. А остальные пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… А вы!?

Второй этап.

Работа по анализу текста.

-К какому стилю речи относится данный текст?

-Речь какого героя более эмоциональна? (Василия Петровича).

-С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова «хочу”. Отец использует в своей речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прямолинейненько), разговорную лексику (загодя, сноровистая, коль).

-Дайте лексическое значение слова «прямолинейный”. (откровенный, но лишённый необходимой гибкости).

-Как относитесь к этому качеству человека?

-Подберите языковой синоним к слову приспособленный (гибкий).

-Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович? (ловкий, осторожный, практичный)

-Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности? (Он озадачен, но уверен в своей правоте).

-Через какие языковые средства это передаётся? (неполные предложения, многоточие, повторяет слова отца Сони, вопросительные предложения)

Третий этап.

Формулировка проблем текста.

Работа в группах.

Первая группа учеников размышляет над точкой зрения Василия Петровича.

Вторая пытается рассмотреть позицию учителя.

Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора.

Может появиться следующая запись
-«хочу, чтоб счастливой была”

— честным быть
-приспособленной

-не делать зла
-«огибай постоянно”

-сильного не бойся
ловчи

— слабому помогай
осторожничай

— будь щедрым
-«поклониться могла”

-попробовать исправить мир
-не пытайся исправить мир

На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?)

Четвёртый этап.

Формулировка идеи.

В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни.

Задание ученикам: продолжите предложения.

1. По мнению Василия Петровича…

2. Учитель же считает…

Пятый этап.

Подбор аргументов.

Самостоятельная работа.

1. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения.

«Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с каждым говори на его языке.” (Б. Грасиан)

«И если тот, кто живёт среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов”. Ф. Ницше.

Признанья не дождётся твой талант,
И бизнес твой не будет эффективен,
Коль ты не будешь пить на брудершафт
С тем, кто тебе до тошноты противен. Э. Севрус.

 «Людей, которые ни к чему не подлаживаются, живут, как им велит сердце, поступают согласно своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не доводилось встречать”. Н. Шамфор.

От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха. Э. Севрус.

 «Если умным человека делают горести, то осторожный человек в своей ординарной жизни никогда не станет умным”. Акутагава Рюносоэ.

 «В ловких людях всегда замечаешь что-то пошлое”. Р. Вальзер.

«Счастье есть благосостояние, соединённое с добродетелью”. Аристотель.

 «Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее”. Ф. Бэкон.

 На свете счастлив только тот,
Кто треволнений избегает,
Тот, кто любви не признаёт,
Кто красотой пренебрегает,
Тот, кто не ведает обид,
Которыми другой убит. Гартман фон Ауэ.

«Никогда нельзя жить счастливо, если всё время дрожать от страха”. П. Гольбах.

«Счастье приходит к тому, кто сам создаёт счастливцев”. К. Делиль.

«Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы”. Хун Цзычэн.

2. Литературные герои в помощь современным ученикам.

Кто из литературных героев поможет аргументировать вашу позицию? Чацкий и Молчалин из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума”, Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души”, П. Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка”, А. Болконский и Пьер Безухов из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир”, «Призовите” их на помощь.

Шестой этап.

Дискуссия.

Ребятам предлагается «защитить” точку зрения отца или учителя словесности.

Может получиться приблизительно так:

 — Гораздо спокойнее живут те, кто умеет приспособиться к действительности, он не тратит нервы в борьбе за справедливость. — А где же совесть? Не будет ли она вас тревожить, если останетесь равнодушны к тем, кто несправедлив? — А так ли необходима нам сейчас совесть? От неё одни неприятности. — Человек, как известно, состоит из тела, души и духа. Утрата одной из составляющих ведёт к деградации, уродству. — Не кажется ли вам, что вечная борьба за справедливость приводит к болезни тела? Это ведь тоже одна из составляющих человека. — Жизнь так устроена, что всегда приходится чем-то жертвовать, «платить” за честь и совесть. Пусть лучше это будет тело, чем душа. — Чем же лучше? Боль, тревога, страдание – вот, по-вашему, жизнь? Не проще ли быть хитрым, ловким, изворотливым? — Но это значит унижаться, льстить тем, кого не уважаешь, » прогибаться под мир”. — Герои русских сказок спасались благодаря хитрости, смекалке, порой даже обманывали своих врагов. Хочешь жить – умей вертеться. — Но были и другие герои в литературе, мы восхищаемся их честностью, смелостью, мужеством. Вспомните Петра Гринёва, мог бы не рисковать, а соврать что-нибудь Пугачёву. А он честен до конца, чем снискал уважение даже врагов. — В свою очередь просим вспомнить Чацкого, которого объявили сумасшедшим за то, что он посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. — Однако именно Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба сама рассудит, кто чего стоит. — Почему же в тепле, достатке живут чаще всего изворотливые, способные «угождать всем людям без изъятья”? Именно такие люди заботятся о своём будущем и будущем своих детей. Вспомните Чичикова, хотел ведь иметь семью, достаток, берег копейку, знал, как подойти к каждому человеку. — Вы всё время говорите о материальном, а это не может быть смыслом жизни. Вспомните Пьера Безухова и Андрея Болконского, они были богатыми людьми, но не могли жить спокойно, искали истину. Предложенный же вами путь ведёт к деградации, а мы за непрерывное развитие. А. П. Чехов говорил: «Мещанство – душевная подлость”. — Зато те, кто стремится помогать другим в ущерб себе, кто говорит правду, когда все молчат, стремится изменить мир, очень недолго живёт и часто оказывался в ссылке или тюрьме. — Да, жили недолго, зато жива о них память. А те, для кого счастье заключается «в трёх аршинах земли”,давно забыты.

 Обсуждать данную проблему можно бесконечно, истина всегда где-то рядом.

Задача учеников – выработать личное мнение и убедительно аргументировать его.

Домашнее задание: написать сочинение- размышление по тексту В. Тендрякова

Помогите пожалуйста с частью В:

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который
случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда
сам начал его:
(3) – Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! (4)И все верят
в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути
всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей
учите?
(6) – Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше
других разбирается в запутаннойжизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!
(9) – Выучите – будь только честным и никак по-другому?
(10) – Учу.
(11) – И зла никому не делай – учите?
(12) – Учу.
(13) – И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже
учите?
(14) – Тоже.
(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке
жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)Запутанно,
сложно, а прямолинейненько-то поступай! (18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть? (20) – Я хочу… – Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб зáгодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от
большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не
оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой
науке вы мою Соньку научили, я быпервый вам в ножки поклонился.
(29) – Всех этому научить или только одну вашу дочь?
(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!
(31) – Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут,
все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг
друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить
придётся. (33)Не пугает это вас?
(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова
не стóит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего.
(36)Выхода нет – приспособляйся к нему.
(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то
исправить его…
(38) – Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь
мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться
могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её
Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную
не вырастет. (44)Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила.
(45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А
вы!
(По В. Тендрякову*)

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
В1) Из предложения 13 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2) Из предложений 25 – 27 выпишите все частицы.
В3) Из предложения 37 выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.
В4) Среди предложений 28 – 33 найдите простые односоставные безличные
предложения. Напишите номера этих предложений.
В5) Среди предложений 32 – 40 найдите предложения с обособленным
приложением. Напишите номера этих предложений.
В6) Среди предложений 24 – 30 найдите сложноподчинённое предложение с
придаточным условия. Напишите номер этого предложения.
В7) Среди предложений 5 – 13 найдите такое, которое связано с предыдущим
при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого
предложения.

В8) «Проблема, которая стала предметом спора героев В. Тендрякова, 

непроста, каждый герой имеет свою точку зрения и выражает её очень
эмоционально, горячо, пытаясь убедить собеседника в своей правоте.
Поэтому в тексте появляется такое синтаксическое средство
выразительности, как _____ (предложения 3, 8). Каждый собеседник
стремится найти весомые аргументы в поддержку своей точки зрения,
об этом свидетельствует такой приём, как _____ («не кидалась на тех,
кто сильней…, а осторожничала» в предложении 24). Герои
В. Тендрякова принадлежат к разным социальным слоям, имеют
разный уровень образования, что ярко проявляется в речи каждого из
них. Так, например, писатель воссоздаёт речь Василия Петровича с
помощью таких лексических средств, как _____ (например, «зáгодя» в
предложении 21, «дурой» в предложении 25) и _____ («лез напролом» в
предложении 22, «с ума… не сошёл» в предложении 42)».
Список терминов:
1) метафора
2) противопоставление
3) фразеологизмы
4) литота
5) эпитет
6) аллитерация (звукопись)
7) разговорная и просторечная лексика
8) вопросно-ответная форма изложения
9) восклицательные предложения

Цели и задачи:

  1. Учить формулировать мысль, убедительно
    аргументировать её.
  2. Развивать умение логично, грамотно излагать
    мысль.
  3. Расширять кругозор, воспитывать толерантность.

На задачи, заданные нам жизнью, ответы не
даются и в конце.

Э. Кроткий.

Ход урока

1 этап. Знакомство с текстом по В. Тендрякову.
Выразительное чтение текста по ролям. Задание –
передать голосом чувства говорящих.

Приводим текст:

До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони
Потехиной, который случился у меня после
родительского собрания. Василий Петрович тогда
сам начал его:

— Слышали: прямая линия короче кривой –
геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в
жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути
всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель
литературы, детей учите?

— Русской литературе хотя бы. А она тем
знаменита, что лучше других разбирается в
запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!

— Вы учите – будь только честным и никак
по-другому?

— Учу.

— И зла никому не делай – учите?

— Учу.

— И сильного не бойся, слабому помогай, от себя
оторви – тоже учите?

— Тоже.

— А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это
не по линеечке жить называется? Не геометрию из
книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а
прямолинейненько-то поступай!

— А вам бы хотелось, чтобы я учил – будь
бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай
случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому
не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам
хочется вот такой свою дочь видеть?

— Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от
негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб
Сонька моя счастливой была, приспособленной!
Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в
жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь,
огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то
будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего
отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу,
чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и
люба не станешь и любви большой и доброты особо
не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней,
кто легко хребет сломать может, а осторожничала,
иной раз от большой нужды и поклониться могла.
Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась Вот чего
хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке
вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги
поклонился.

— Всех этому научить или только вашу дочь?

— Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

— Так что же получается, Василий Петрович, — все
науку воспримут, все станут не вислоухие, а
ловкачи, все будут стараться обманывать друг
друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном
же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас?

— А что делать-то, когда он, мир, таков и есть,
доброго слова не стоит? И сменять его на другой
какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет –
приспосабливайся к нему.

— Сменять наш мир на другой нельзя, а вот
попробовать как-то исправить его…

— Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. На
что мне весь мир? Могу ли я с ним, со всем миром,
справиться? Или надеяться могу, что справится
Сонька? С ума ещё не сошёл- ни себя, ни её
Наполеоном не считаю! Я маленький человек, и она в
крупную не вырастет. Нужно мне совсем мало – чтоб
дочь родная счастливо жила. А остальные пусть
сами как-нибудь без меня устраиваются… А вы!

Второй этап. Работа по анализу текста.

  1. К какому стилю речи относится данный текст?
  2. Речь какого героя более эмоциональна? (Василия
    Петровича).
  3. С помощью каких средств передаётся состояние
    отца? (С помощью вопросительных, восклицательных
    предложений, повторов слова “хочу”. Отец
    использует в своей речи слова с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами
    (прямолинейненько), разговорную лексику (загодя,
    сноровистая, коль).
  4. Дайте лексическое значение слова
    “прямолинейный”. (откровенный, но лишённый
    необходимой гибкости). Как относитесь к этому
    качеству человека?
  5. Подберите языковой синоним к слову приспособленный
    (гибкий). Какой смысл в это слово вкладывает
    Василий Петрович? (ловкий, осторожный,
    практичный)
  6. Каково, на ваш взгляд, состояние учителя
    словесности? (Он озадачен, но уверен в своей
    правоте).
  7. Через какие языковые средства это передаётся?
    (неполные предложения, многоточие, повторяет
    слова отца Сони, вопросительные предложения)

Третий этап. Формулировка проблем текста.
Работа в группах. Первая группа учеников
размышляет над точкой зрения Василия Петровича.
Вторая пытается рассмотреть позицию учителя.
Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты,
в которых, по вашему мнению, отражается позиция
каждого из участников разговора. Работа у доски.
Может появиться следующая запись:

Отец Учитель
“хочу, чтоб счастливой была” честным быть
приспособленной не делать зла
“огибай постоянно” сильного не бойся
ловчи слабому помогай
осторожничай будь щедрым
“поклониться могла” попробовать исправить мир
не пытайся исправить мир

На какие вопросы отвечают участники диалога?
(Как нужно жить? Какие ценности беречь и
передавать детям?)

Четвёртый этап. Формулировка идеи.

В данном тексте сталкиваются две
противоположные точки зрения, отражающие
различные представления о жизни. Задание
ученикам: продолжите предложения.

1. По мнению Василия Петровича…

2. Учитель же считает…

Пятый этап. Подбор аргументов. Самостоятельная
работа.

1. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей
прошлого, выберете те, которые помогут подобрать
аргументы в пользу той или иной точки зрения.

“Не надо быть невеждою, но невеждой
притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему
быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с
каждым говори на его языке.” (Б. Грасиан)

“И если тот, кто живёт среди людей, не хочет
умереть от жажды, он должен научиться пить из
всех стаканов”. Ф. Ницше.

Признанья не дождётся твой талант,
И бизнес твой не будет эффективен,
Коль ты не будешь пить на брудершафт
С тем, кто тебе до тошноты противен.

Э. Севрус.

“Людей, которые ни к чему не подлаживаются,
живут, как им велит сердце, поступают согласно
своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не
доводилось встречать”. Н. Шамфор.

От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха.

Э. Севрус.

“Если умным человека делают горести, то
осторожный человек в своей ординарной жизни
никогда не станет умным”. Акутагава Рюносоэ.

“В ловких людях всегда замечаешь что-то
пошлое”. Р. Вальзер.

“Счастье есть благосостояние, соединённое с
добродетелью”. Аристотель.

“Наслаждаться счастьем – величайшее благо,
обладать возможностью давать его другим – ещё
большее”. Ф. Бэкон.

На свете счастлив только тот,
Кто треволнений избегает,
Тот, кто любви не признаёт,
Кто красотой пренебрегает,
Тот, кто не ведает обид,
Которыми другой убит.

Гартман фон Ауэ.

“Никогда нельзя жить счастливо, если всё время
дрожать от страха”. П. Гольбах.

“Счастье приходит к тому, кто сам создаёт
счастливцев”. К. Делиль.

“Честный человек душой возвышен, поэтому его
счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его
лежит печать свободы”. Хун Цзычэн.

2. Литературные герои в помощь современным
ученикам. Кто из литературных героев поможет
аргументировать вашу позицию?

Чацкий и Молчалин из комедии А.С. Грибоедова
“Горе от ума”, Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя
“Мёртвые души”, П. Гринёв из повести А.С. Пушкина
“Капитанская дочка”, А. Болконский и Пьер
Безухов из эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”,
герои “маленькой трилогии” А.П. Чехова?..

“Призовите” их на помощь.

Шестой этап. Дискуссия. Ребятам предлагается
“защитить” точку зрения отца или учителя
словесности. Может получиться приблизительно
так:

— Гораздо спокойнее живут те, кто умеет
приспособиться к действительности, он не тратит
нервы в борьбе за справедливость.

— А где же совесть? Не будет ли она вас тревожить,
если останетесь равнодушны к тем, кто
несправедлив?

— А так ли необходима нам сейчас совесть? От неё
одни неприятности.

— Человек, как известно, состоит из тела, души и
духа. Утрата одной из составляющих ведёт к
деградации, уродству.

— Не кажется ли вам, что вечная борьба за
справедливость приводит к болезни тела? Это ведь
тоже одна из составляющих человека.

— Жизнь так устроена, что всегда приходится
чем-то жертвовать, “платить” за честь и совесть.
Пусть лучше это будет тело, чем душа.

— Чем же лучше? Боль, тревога, страдание – вот,
по-вашему, жизнь? Не проще ли быть хитрым, ловким,
изворотливым?

— Но это значит унижаться, льстить тем, кого не
уважаешь, “ прогибаться под мир”.

— Герои русских сказок спасались благодаря
хитрости, смекалке, порой даже обманывали своих
врагов. Хочешь жить – умей вертеться.

— Но были и другие герои в литературе, мы
восхищаемся их честностью, смелостью, мужеством.
Вспомните Петра Гринёва, мог бы не рисковать, а
соврать что-нибудь Пугачёву. А он честен до конца,
чем снискал уважение даже врагов.

— В свою очередь просим вспомнить Чацкого,
которого объявили сумасшедшим за то, что он
посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины
до сих пор блаженствуют на свете. — Однако именно
Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам
попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба
сама рассудит, кто чего стоит.

— Почему же в тепле, достатке живут чаще всего
изворотливые, способные “угождать всем людям
без изъятья”? Именно такие люди заботятся о
своём будущем и будущем своих детей. Вспомните
Чичикова, хотел ведь иметь семью, достаток, берег
копейку, знал, как подойти к каждому человеку.

— Вы всё время говорите о материальном, а это не
может быть смыслом жизни. Вспомните Пьера
Безухова и Андрея Болконского, они были богатыми
людьми, но не могли жить спокойно, искали истину.
Предложенный же вами путь ведёт к деградации, а
мы за непрерывное развитие. А. П. Чехов говорил:
“Мещанство – душевная подлость”.

— Зато те, кто стремится помогать другим в ущерб
себе, кто говорит правду, когда все молчат,
стремится изменить мир, очень недолго живёт и
часто оказывался в ссылке или тюрьме.

— Да, жили недолго, зато жива о них память. А те,
для кого счастье заключается “в трёх аршинах
земли”,давно забыты.

Обсуждать данную проблему можно бесконечно,
истина всегда где-то рядом. Задача учеников –
выработать личное мнение и убедительно
аргументировать его.

Домашнее задание: написать сочинение-
размышление по тексту В. Тендрякова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение егэ по тексту дины рубиной
  • Сочинение егэ по тексту два образа не покидают человека всю жизнь
  • Сочинение егэ по тексту два камня 1 у самого берега лежали два камня
  • Сочинение егэ по тексту давно замечен парадоксальный факт
  • Сочинение егэ по тексту гусман сегодня я увидела ребенка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии