Что происходит с
человеком, если он совершает поступок против своей совести? Именно над этим
вопросом предлагает задуматься М.А. Булгаков.
Рассуждая над данной
проблемой, автор знакомит нас с эпизодом из романа «Мастер и Маргарита». Писатель
описывает состояние Понтия Пилата, который согласился на казнь Иешуа. Драматург
подчеркивает, что «сон наконец сжалился над игемоном». Увидев, что «бродячий
философ! Жив, прокуратор «рассмеялся от счастья». Вскоре Понтий Пилат
пробуждается, и понимает, что Иешуа все-таки мертв. Автор обращает наше
внимание, что пробуждение игемона было ужасное, он «больными глазами стал
искать луну».
М.А. Булгаков
убежден, что человек лишается духовной и душевной гармонии, совершая поступки
против собственной совести.
С мнением автора
трудно не согласиться, я полностью разделяю его точку зрения. Совесть исходит
из глубины души. Если человек совершает плохие поступки, совесть начинает
«грызть». Это приносит только страдания и мучения. Злые, эгоистичные люди
стараются поскорее затушить голос совести. Как правило, он потом редко
просыпается.
Поднятая автором
проблема нашла свое отражение и в художественной литературе. Вспомним повесть
«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. Эраст предал свою возлюбленную. Вскоре он
узнает, что по его вине она покончила жизнь самоубийством. Н.М. Карамзин пишет,
что «Эраст был до конца жизни своей несчастлив».
В рассказе «Темные
аллеи» И.А. Бунина главный герой также поступил против своей совести, он бросил
свою любимую женщину. И когда он ее снова увидел, его настигло страдание и
раскаяние.
Таким образом, можно
сделать вывод, что люди, которые поступают не по совести, лишаются гармонии
между душой и умом. Они постоянно будут жить в душевных терзаниях.
Показать текст целиком
(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов. (6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес. (10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. (24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? (27) — Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат. (28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача! (31)- Мы теперь будем всегда вместе, — говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. (32)- Раз один — то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! (34)Ме
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 1 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 1 из 2К6Точность и выразительность речи
- 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 2 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 1 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 20 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Текст булгакова егэ по русскому языку
Проблема трусости (По М. А. Булгакову)
М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарите» затрагивает проблему трусости.
Данная проблема раскрывается через взаимоотношения игемона Понтия Пилата и бродяги Иешуа Га-Ноцри. Во сне Понтий Пилат шел по дороге к луне рядом с Иешуа Га-Ноцри. Она обсуждали важные философские вопросы и не могли прийти к единому мнению, и «от этого их спор был особенно интересен и нескончаем». Обсуждали герои и трусость. Иешуа говорил, что трусость – «один из самых страшных пороков», а Понтий Пилат ему возражал: «Это самый страшный порок». Проснувшись, игемон понял, что и ему свойственен этот порок, ведь он подался трусости и не спас «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача», боясь того, что этот поступок погубит его карьеру прокуратора Иудеи. То, что Понтий Пилат во сне радовался тому, что Иешуа Га-Ноцри жив, означает, что он чувствует свою вину за гибель бродяги и корит себя за то, что проявил трусость.
Авторская позиция довольно лаконична: трусость – это самый страшный порок, который никак и никогда нельзя оправдать.
С данной точкой зрения можно согласиться. Трусливый человек самостоятельно ломает свою жизнь, становясь на путь бесчестия и безнравственности.
Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих художественных произведениях русской и зарубежной литературы.
В повести В. В. Быкова «Сотников» продемонстрированы героический и трусливый поступки. Сотникова и Рыбака находит отряд полицаев, и теперь перед героями стоит сложный выбор: либо перейти на сторону полицаев и остаться в живых, либо остаться верным себе и Родине и оказаться казненным. Рыбак поступает как настоящий трус, для которого собственная жизнь важнее всего остального. Он боится прощаться со своей жизнью, поэтому выбирает переход на сторону полицаев. Однако вскоре Рыбак понимает, что его решение никогда в жизни не сможет дать ему удовлетворение и спокойствие. Герой винит себя в том, что поступил так безнравственно, поддался трусости и предал самого себя. В. В. Быков показывает, что Рыбак вынужден до конца своей жизни винить себя за тот трусливый поступок, который он совершил.
В повести В. Г. Распутина «Живи и помни» раскрывается образ Андрея Гуськова. Когда начинается война, он уходит на фронт. Однако вскоре герой возвращается на малую родину и поселяется рядом с отчим домом. Теперь Андрей Гуськов – дезертир. Он пытается оправдать самого себя, виня во всех бедах и несчастьях войну. Но оправдать себя у Андрея Гуськова не получается. Подсознательно он понимает, что прежнюю жизнь, честную и счастливую, уже не вернуть, и во всем виноват он сам. Андрей Гуськов оставил свою Родину, которая нуждалась в защите. Подтверждая мысль о том, что трусость – самый страшный порок, В. Г. Распутин демонстрирует, как Андрей Гуськов становится жестоким человеком, который срывает свою злобу на собственной жене Настене. Неслучайно в повествовании подчеркивается то, что Гуськов стал походить на зверя. Трусость коренным образом изменила и жизнь, и характер Андрея Гуськова, теперь он порочный человек, который не имеет возможности исправить свою жизнь.
Таким образом, трусость – отрицательное качество, которое ведет человека по порочному пути.
Проснувшись, игемон понял, что и ему свойственен этот порок, ведь он подался трусости и не спас ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача, боясь того, что этот поступок погубит его карьеру прокуратора Иудеи.
Www. sochinyashka. ru
03.12.2017 11:14:21
2017-12-03 11:14:21
Источники:
Https://www. sochinyashka. ru/egeoge/problema-trusosti. html
Сочинение к варианту №8 ЕГЭ-2022 по русскому языку » /> » /> .keyword { color: red; } Текст булгакова егэ по русскому языку
Сочинение к варианту №8 ЕГЭ-2022 по русскому языку
Сочинение к варианту №8 ЕГЭ-2022 по русскому языку
Готовое сочинение к варианту №8 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал Едигей с особым чувством былого счастья. После той страшной жары, от которой даже ящерицы прибегали на порог жилья, спасаясь от солнца, погода внезапно изменилась уже в середине августа. Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада, по крайней мере по ночам можно было уже спокойно спать.
(1)Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал Едигей с особым чувством былого счастья. (2)После той страшной жары, от которой даже ящерицы прибегали на порог жилья, спасаясь от солнца, погода внезапно изменилась уже в середине августа. (3)Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада, по крайней мере по ночам можно было уже спокойно спать.
(4)Поистине отрадная пора стояла в том году в конце лета и начале осени.
(5)Дожди в степях — редкое явление. (б)Каждый дождь можно запомнить надолго.
(7)Но тот дождь запомнил Едигей на всю жизнь. (8)Сначала заволокло тучами, даже непривычно было, когда скрылась вечно пустынная глубина горячего, исстоявшегося степного неба. (9)И стало парить, духота началась невозможная. (Ю)Пока маневрировали да сцепляли вагоны, задыхался Едигей от духоты, как в бане солдатской. (11)Лучше уж солнце жарило бы. (12)И тут ливень хлынул разом. (13)Прорвало. (14)3емля вздрогнула, поднялась мигом в пузырях и лужах.
(15) И пошёл дождь, яростный, бешеный, накопивший запасы прохлады и влаги.
(16) Какая мощь! (17)Едигей побежал домой. (18)3ачем — сам не знает. (19)Просто так. (20)Ведь человек, когда попадает под дождь, всегда бежит домой или ещё под какую крышу. (21)Г1ривычка. (22)А нс то зачем было скрываться от такого дождя?
(23)Он понял это и остановился, когда увидел, как вся семья Куттыбаевых Абуталип, Зарипа и двое сынишек, Даул и Эрмек, — схватившись за руки, плясала и прыгала под дождём возле своего барака. (24)И это потрясло Едигея. (25)Не оттого, что они резвились и радовались дождю. (26)А оттого, что ещё перед началом дождя Абуталип и Зарипа поспешили, широко перешагивая через пути, с работы. (27)Теперь он понял. (28)Они хотели быть все вместе под дождём, с детьми, всей семьёй. (29)Едигею такое не пришло бы в голову. (30)А они, купаясь в потоках ливня, плясали, шумели, как гуси залётные на Аральском море! (31)То был праздник для них, отдушина с неба. (32)Так истосковались, истомились в степи по дождю. (33)И отрадно стало Едигею, и грустно, и смешно, и жалко было изгоев, цепляющихся за какую-то светлую минуту на разъезде.
.— (34)Едигей! (36)Давай с нами! — закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал руками, как пловец.
— (36)Дядя Едигей! — в свою очередь, обрадованно кинулись к нему мальчики.
(37)Младшенький, ему всего-то шёл третий год, Эрмек, любимец Едигея, бежал
К нему, раскинув объятия, с широко открытым ртом, захлёбываясь в дожде. (38)Его глаза были полны неописуемой радости, геройства и озорства. (39)Едигей подхватил его, закружил на руках. (40)Теперь они все вместе, объединившись, буйствовали под нестихающим ливнем.
(41)Эрмек подпрыгивал на руках Едигея, кричал вовсю и, когда захлёбывался, быстро и крепко прижимался мокрой мордашкой к шее Едигея. (42)Это было так трогательно, Едигей несколько раз ловил на себе благодарные, сияющие взгляды Абуталипа и Зарипы, довольных тем, что их мальчику так славно с дядей Едигеем. (43)И невольно обратил внимание Едигей, какой красивой была Зарипа. (44)Дождь разметал её чёрные волосы по лицу, шее, плечам, и, обтекая её от макушки до пят, ниспадающая вода щедро струилась по её телу, а глаза сияли радостью, задором. (45)И белые зубы счастливо сверкали.
(46)Уже через несколько минут при том большом ливне взыграли ручьи и потоки, сильные, быстрые, вспененные. (47)И тогда все стали бегать и прыгать по ручьям, пускать тазы и корыта по воде. (48)Старшие ребятишки даже катались по ручьям в тазах. (49)Пришлось и младших тоже усаживать в корыта, и они тоже поплыли.
(50)А дождь всё шёл. (51)Увлечённые плаванием в тазах, они оказались у самых путей, под насыпью, в начале разъезда. (52)В это время проходил через их полустанок пассажирский состав. (53)Люди, высунувшись чуть ли не по пояс в настежь открытые окна и двери поезда, глазели на них, на несчастных чудаков пустыни. (54)Они что-то кричали им вроде: «Эй, не утоните!» — свистели, смеялись. (55)Уж очень странный, наверно, был вид у них. (56)И поезд проследовал, омываемый ливнем, унося тех, кто через день или два, может, станет рассказывать об увиденном, чтобы потешить людей.
(57)Едигей ничего этого не подумал бы, если бы ему не показалось, что Зарипа плачет. (58)Когда по лицу стекают струи воды как из ведра, трудно сказать, плачет человек или нет. (59)И всё-таки Зарипа плакала. (60)Она притворялась, что смеётся, что ей безумно весело, а сама плакала, сдерживая всхлипы, перебивая плач смехом и возгласами. (61)Абуталип беспокойно схватил её за руку:
— Что с тобой? (62)Тебе плохо? (б3)Пошли домой.
— (64)Да нет, всё хорошо, — ответила Зарипа.
(65)И они снова начали забавлять детей, торопясь насытиться дарами случайного дождя. (66)Едигею стало не по себе. (67)Представил, как тяжко, должно быть, сознавать им, что есть другая, отторгнутая от них жизнь, где дождь не событие, где люди купаются и плавают в чистой, прозрачной воде, где другие условия, другие развлечения, другие заботы о детях. (68)И чтобы не смутить Абуталипа и Зарипу, которые, конечно, только ради детей изображали это веселье, Едигей продолжал поддерживать их забавы. (69)Ценил Едигей в Абуталипе ум, сдержанность, но больше всего привязанность к семье, ради которой жил Абуталин, не сдавался, черпая в том силу.
(70)Едигей приходил к выводу, что самое лучшем, что может человек сделать для других, — так это воспитать в своей семье достойным детей. (71)И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.
(По Ч, Т, Айтматову)
Жизнь полна взлётов и падений, поэтому важно научиться искать что-то хорошее, светлое в каждом новом дне. Иногда даже мелочи, на которые мы редко обращаем внимание, в определённый момент могут нас осчастливить. Ч. Т. Айтматов поднимает в тексте проблему преодоления жизненных трудностей. Как можно пережить неудачи и не опускать руки ни при каких обстоятельствах? По всей видимости, это дар, данный человеку свыше. Однако каждый из нас при желании может этому научиться.
Автор подчёркивает, как меняется мировосприятие человека под воздействием жизненных трудностей на примере одного из героев. Когда начался «яростный, бешеный дождь», Едигею хочется поскорее сбежать, потому что в такие моменты люди всегда спешат домой или ищут временное укрытие. В данном случае можно провести параллель между человеческим миром и миром природы: в нашей жизни тоже случаются настоящие бури, лишающие нас сил и энергии. Можно ли даже в самый сложный период найти источник радости? Едигей заметил, как целая семья радовалась дождю, считая его «отдушиной с неба». Это невольно привлекает внимание героя и заставляет его остановиться. Он ощущает, как на душе стало «отрадно», «грустно», «смешно», и эти смешанные чувства в итоге помогли Едигею насладиться «светлой минутой» жизни.
Кроме того, возможно, что семья, радовавшаяся дождю, на самом деле переживала трудный период. Едигей заметил, что красивая Зарипа плачет, скрывая под дождём непрошеные слёзы. Несмотря на то что женщине было тяжело в этот момент, она стремилась не показывать своё горе перед детьми и продолжала веселиться, смеяться, «забавлять» близких. Скорее всего, героиня мечтала о «другой, отторгнутой от них жизни, где дождь не событие, где люди купаются и плавают в чистой прозрачной воде». Однако Зарипа пытается отогнать от себя тревожные мысли и решает жить настоящим, здесь и сейчас.
Оба аргумента подчёркивают авторскую идею о необходимости радоваться мелочам. Примеры, приведённые Ч. Айтматовым, дополняют друг друга и доказывают, что человеку иногда нужно совсем немного для счастья. Это зависит от самой личности, которая делает важнейший выбор: идти вперёд или бездействовать, упиваясь собственным горем.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах необходимо искать поводы для радости. Чем тяжелее условия, тем меньше человеку нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Ч. Т. Айтматова. Действительно, любому человеку пригодится такое ценное умение – жить одним мгновением и радоваться каждому дню. И горе, и радость, конечно, лучше всего переживать вместе с родными и близкими людьми. Так, например, Маргарита, главная героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», отказывается от богатой жизни и обеспеченного авторитетного мужа ради своего возлюбленного. Она понимает, что вместе с мастером ей придётся пережить много трудностей и пройти через тяжёлые испытания, но между тем девушка ничего не боится Маргарита даже в самой сложной ситуации находит для себя главный источник счастья – поддерживать дорогого ей человека и помогать ему во всём. «Иду на всё из-за него», — говорила героиня Азазелло, члену свиты Воланда.
В заключение хочется сказать, что каждому из нас время от времени приходится переживать трудности. Иногда достаточно сложно отыскать силы для движения вперёд. Однако нельзя забывать, что счастье мы можем создать сами.
Б3 Пошли домой.
4ege. ru
10.02.2020 7:43:01
2020-02-10 07:43:01
Источники:
Https://4ege. ru/sochineniya/63123-sochinenie-k-variantu-8-ege-2022-po-russkomu-jazyku. html
Сочинение на тему Проблема совести по тексту Булгакова «Внутри дворца господствовали мрак и тишина. » (ЕГЭ по русскому) » /> » /> .keyword { color: red; } Текст булгакова егэ по русскому языку
Проблема совести по тексту Булгакова «Внутри дворца господствовали мрак и тишина. » (ЕГЭ по русскому)
Проблема совести по тексту Булгакова «Внутри дворца господствовали мрак и тишина. » (ЕГЭ по русскому)
Что происходит с человеком, если он поступает против своей совести? Вот вопрос, над которым заставляет задуматься М. А. Булгаков.
Чтобы ярче раскрыть данную проблему, автор повествует историю о прокураторе Понтии Пилате, который обрёк на казнь невинного Иешуа Га-Ноцри. М. А. Булгаков подробно описывает сон главного героя, где он встретился с философом и начал спорить с ним «о чём-то очень сложном и важном», а после этого Понтий Пилат стал вспоминать казнь, которая произошла в тот день. «И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было», — думает главный герой, испытывающий душевные терзания, ведь он не был готов пожертвовать своей карьерой ради спасения невиновного человека.
Развивая сюжетную линию, М. А. Булгаков не может не обратить внимание читателей на пробуждение Понтия Пилата, который и после сна продолжал мучиться от терзаний своей совести.
«Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, — это что казнь была». Этот пример показывает сожаление главного героя, так как он не может смириться с тем, что не решился спасти Иешуа Га-Ноцри.
Оба примера связаны между собой, второй дополняет первый, подчёркивая совершение неправильного поступка Понтием Пилатом, за-за чего он начал испытывать душевные терзания.
Рассуждая над данной проблемой, М. А. Булгаков приходит к выводу: совесть занимает особое место в жизни каждого из нас, так как она выступает внутренним регулятором наших поступков. Если человек поступает не по совести, его начинают мучить душевные терзания.
Трудно не согласиться с автором. Действительно, совесть — одно из важнейших нравственных качеств человека, помогающее людям сделать правильное решение в различных жизненных ситуациях так, чтобы они потом не сожалели о совершённых действиях. Однако, если человек решается на безнравственный поступок, совесть не позволяет ему это забыть и долгое время мучает его.
Таким образом, совесть играет очень важную роль в жизни каждого человека, так как именно она выступает внутренним мерилом человеческих отношений.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Действительно, совесть одно из важнейших нравственных качеств человека, помогающее людям сделать правильное решение в различных жизненных ситуациях так, чтобы они потом не сожалели о совершённых действиях.
Www. kritika24.ru
14.09.2017 5:37:26
2017-09-14 05:37:26
Источники:
Https://www. kritika24.ru/page. php? id=85561
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.
Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.
Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.
Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.
Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости
Обновлено: 11.03.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ По тексту Булгакова. Сочинение Аралиной Ирины..docx
Сочинение по тексту М. Булгакова.
Какой страшный порок безжалостно терзает человеческое сердце, гонит сон и душевный покой? Именно таким смелым вопросом задается известный русский писатель М. Булгаков, поднимая проблему трусости.
Писатель уверен, что, поступив против совести, поддавшись страху, человек навсегда лишается духовной и душевной гармонии, и даже самый счастливый сон не сможет послужить лекарством против этой болезни.
С мнением автора нельзя не согласиться. Действительно, трусость толкает человека на совершение ужасных поступков, за которые приходится когда-нибудь расплачиваться, и плата в таком случае неимоверно высока, будь то собственный покой или жизнь другого человека.
А вот моему современнику – майору Солнечникову не было знакомо чувство страха. Боевая граната во время учений после броска оказалась у ног солдат. Офицер заслонил подчинённых от осколков — не струсил!
Таким образом, трусость – это, несомненно, страшный человеческий порок, с которым необходимо бороться, иначе терзания совести за поступки, совершенные под влиянием страха, лишат покоя на всю жизнь. (247 слов)
Выбранный для просмотра документ По тексту Набокова. Сочинение Ирины Аралиной..docx
Сочинение по тексту В.В. Набокова.
Что такое обывательство? Может ли истинно честное и прекрасное сосуществовать наряду с внешним лоском и пафосом? Именно такими актуальными на сегодня вопросами озадачивает читателей известный писатель В.В. Набоков, поднимая проблему обывательства.
Автор обращает внимание на то, что подобное явление повсеместно встречается во всех классах, нациях, в любых странах, то есть подвержен ему может быть и английский герцог, и шахтер. Истинный обыватель, подчеркивает Набоков, соткан из заурядных, пошлых мыслей. Поэтому не удивительно, что в погоне за популярностью и престижем такой человек становится жертвой рекламного бизнеса, лишенного какой-либо эстетики и значительности.
С мнением автора невозможно не согласиться. Подлинная красота и простота не терпят пошлого иллюзорного мира рекламы, не обожествляют богатство, титул или престиж. Действительно, лишь обывательству присущ этот лоск.
Таким образом, обывательство – это лишь красочная маска, за которой скрывается пустота; явление поддельное, с которым необходимо бороться. Об этом и говорит читателям В.В. Набоков. (260 слов)
Выбранный для просмотра документ По тексту Прилепина. Сочинение Аралиной Ирины..docx
Сочинение по тексту З. Прилепина.
Что есть красота? Понятие ли отвлеченное, оторванное от реальности? Или же это какая-то конкретная вещь, которую можно использовать по мере необходимости? Именно этими вопросами озадачивает читателей известный писатель и публицист З.Прилепин, поднимая проблему понимания человеком подлинной красоты.
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.
— Главная — Сочинение ЕГЭ
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Размышляя над проблемой ,автор рассказывает случай из жизни главного героя . Он ,отправившись со старшиной получать провизию ,решается спрятать полбуханки хлеба . Осознание того ,что это подлый ,трусливый поступок , приходит герою практически сразу .Муки совести угнетают героя , он считает себя вором и уродом . Автор нам показывает ,что совесть заставляет задуматься о своем поведении, не дает возможности забыть о своих низких ,подлых поступках .
Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что совесть помогает осознать свою вину и нравственно оздоравливает человека ,поэтому так важно прислушиваться к ее голосу .
Таким образом, мы можем утверждать ,что совесть -это регулятор нашего поведения ,который помогает проанализировать наши ошибки .
Хорошее сочинение, все требования соблюдены. Есть незначительные ошибки:
В дополнение к сказанном у, хочется обратить внимание на дальнейшую судьбу героя .
Запятая лишняя. Фразу лучше выстроить так: В дополнение к сказанному автор обращает внимание на дальнейшую судьбу героя .
Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.
Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы
Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020
Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Данное итоговое зимнее сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой, тезисами и выводом, а также план сочинения.
2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.
Вариант № 38. Задание 27 на написание сочинения ЕГЭ — ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Внутри дворца господствовали мрак и тишина Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.
Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
(1) Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2) И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3) Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4) Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5) Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
(6) Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7) Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8) Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9) Только тогда заснул и пес.
(10) Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11) И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12) Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13) Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14) Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15) Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16) Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17) И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18) Казни не было! (19) Не было! (20) Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21) Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22) Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23) Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
(24) Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25) Но, помилуйте меня, философ! (26) Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27) – Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28) Разумеется, погубит. (29) Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0) Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31) – Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32) – Раз один – то, значит, тут же и другой! (ЗЗ) Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! (34) Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35) – Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат.
(36) И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37) Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38) Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39) Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, – это что казнь была. (40) Первое, что сделал прокуратор, – это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
(По М. А. Булгакову*)
* Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.
Готовые сочинения для ЕГЭ по Русскому языку 2020 года
(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!
(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.
(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.
*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.
(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27) — Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31)- Мы теперь будем всегда вместе, — говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32)- Раз один — то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! (34)Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, — просил во сне Пилат.
(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, — это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, — это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
(По М.А. Булгакову.)
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) — русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.
Руфина, действительно ли природа
Может, потому что
Слова:
Автор тем самым
Ощутить ту пору
Может, через
Своё мнение надо расписать подробнее (минус 1 б)
Человек соприкасается
Как считали многие писатели,
Минус 3 б за пунктуацию и 1 б за речевую ошибку, 1 б за грамматич ошибки
Виктория, руководствоваться голосом совести
Героя текста, мучает
Минус 2 б за пунктуацию, остальное хорошо
Майя, нет второй цитаты в комментарии (минус 1 б)
Также
Также они находят
Второй аргумент из повседневной жизни (минус 2 б)
Минус 2 б за ошибки, остальное хорошо:)
Мария, тексте автор
Значит,
Слово «автор» повторяется (минус 1 б за речевую ошибку)
Тянутся
И раздели на абзацы, оч трудно читать:)
Минус 1 б за пунктуацию и 1 за орфографию
(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе — над головой ходили пронзительные сквознячки.
(2)В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.
(3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.
(4)Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями.
(7)Представьте, мне стало страшно оттого, что все бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Землю, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности…
(8)И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия — и ужаснулся при мысли о беспомощности его во Вселенной.
Читайте также:
- Сочинение как сохранить в себе человека
- Сочинение каким гражданином я хочу стать сочинение 5 класс
- Уважение в семье сочинение
- 300 лет на страже закона сочинение
- Бывальщина сочинение 6 класс
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из Самых многоплановых, многоаспектных произведений русской литературы. Философское содержание романа, различная интерпретация основных его тем разными по социальному и интеллектуальному уровням людьми способствует пристальному вниманию к нему и в настоящее время. Именно развитие нравственных категорий, поднимаемых в романе, обеспечивает этот стойкий интерес. Одним из основных философских понятий и важнейшей темой романа является проблема совея ти. Это не абстрактная нравственная категория, предполагающая способность оценить свой поступе осознать последствия своей деятельности и ответственность за нее. М. Чудакова сказала: «Булгаков торопился запечатлеть в своем последнем романе еще не использованные и сулящие хотя бы отдаленную надежду на обновление страны правильные, здравомысленные отношения к народу отечественной интеллигентности, обращающейся к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нем до последней минуты жизни совести». Сложное отношение к послереволюционному правительству России, социалистическому переустройству общества самого М. А. Булгакова как писателя и гражданина нашло отражение и в романе. Эволюция исторического развития того или иного государства, считал писатель, не должна иметь насильственный характер, каждая определенная ступень в его развитии должна подготавливаться естественным ходом истории, преобразования (особенно государственные) должны вызываться стечением нескольких объективных причин. Установление в России социалистического строя, утверждая! М. А. Булгаков, не отвечало внутренним потребностям страны. Низкий моральный и интеллектуальный уровень представителей советского государства вызывал негодование у писателя. Он считал, что с такими людьми построить новое государство и установить новые социальные отношения просто невозможно. Тем не менее, будучи патриотом своей родины, он действительно надеялся на обновление страны, верил, что возможно наступление момента, когда люди образумятся и совесть в них проснется. Он был уверен, что люди еще не потеряли свое человеческое достоинство, что их совесть, время от времени! вызывающая нравственные колебания, проснется окончательно и навсегда. По мысли автора, Понтий Пилат, обладающий властью над Иешуа и ведущий его допрос, вдруг! начинает чувствовать превосходство этого нищего философа над собой, великим властителем людей. Он чувствует, что его собственная философия «нравственного раба», несмотря на высокое социальное положение, вступает в противоречие с философией высшей правды и гармонией мира. Пилат— человек, которого сложившиеся до него социальные условия держат в определенных рамках. И душа его начинает бунтовать, чувствуя правду Иешуа. Но Булгаков как будто не замечает этого и беспощадно осуждает Пилата за его поступок: он выносит смертный приговор Иешуа. Несмотря на причины, из-за которых прокуратор не смог поступить по- другому, автор утверждает, что нет двух правильных решений, а есть единственная правда. Понтий Пилат не хотел идти на конфликт со своей совестью и дал Иешуа шанс обрести свободу. Только Га-Ноцри не воспопьзовался им, и тогда у прокуратора не осталось выбора. С этого момента спокойная жизнь Пилата закончилась. Он и сам это осознал, когда в его мыслях прозвучало: «Погибли!» Тогда он погубил не только Иешуа, но и себя. Надо сказать, что с помощью образа Понтия Пилата автор поднимает не только проблемы вины и совести, но и вопросы религиозного вероисповедания. Дело ведь в том, что образ Иешуа отнюдь не случайно выведен автором на страницы романа. Время встречи Га-Ноцри и прокуратора исторически соотносится со временем зарождения христианства. Философия воинствующего язычества в романе противопоставлена христианскому гуманизму. Понтий Пилат с каждой фразой все более убеждается в том, насколько несостоятельны его доводы, как не способны они противостоять доводам Иешуа. С одной стороны, он вполне готов принять новый способ мышления, даже оценить его, но с другой — его настойчиво тянут вниз привычные, вполне устойчивые и хорошо понятные прежние воззрения. Автор «взвешивает на весах» человечности и правды каждого героя, всех жителей города. Иигемон прошел эту проверку Булгакова. Он мог просто казнить Иешуа и забыть о нем, как об обычном арестанте. Но, осознав последствия своего деяния, Понтий Пилат не смог после этого спокойно жить. Теперь он думал только о прощении, Но не все герои романа в современной Москве преодолели это испытание. Люди не осознают по- следствий своей деятельности, они бездушно делают то, что им хочется, или то, что им приказывают, Взять, к примеру, Ивана Бездомного. Он не думал о том, что является частью той системы, которая превращает литературу в заказное искусство. Поэт понял свою ошибку, когда встретил Мастера и осознал, что стихи, созданные им, чудовищны. Поэту, рожденному пролетарской культурой, было просто невдомек, что при существующих обстоятельствах можно заниматься собственным творчеством, развивать собственное авторское мировоззрение, создавать высокохудожественные произведения. Встретившись с человеком, занимающимся совершенно другой литературой, потерявшим в связи с этим все в жизни, он вдруг впервые ужаснулся от того, что он сделал в этой жизни, и задумался, как жить дальше. Взять еще соседа Маргариты, который после всех событий, случившихся с ним, сидел на лавочке и жалел о том, что не «улетел» с Наташей, испугался и взял эту глупую справку. Он мучился из-за недостойного поведения, обмана, трусости. И таких примеров можно привести еще немало. Действительно, благодаря булгаковским «весам человеческой совести» можно судить о достоинствах и недостатках человека. Главная мысль романа — ответственность человека за собственную жизнь и совершенные в ней поступки. Ведь не все искупали свою вину, некоторых не мучили никакие угрызения совести: либо их душа настолько окаменела, либо совесть спала. А ведь именно совесть, по-моему, является главным судьей человека. Нельзя жить, не осознавая последствий своих деяний.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Тема совести в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинение по тексту З. Прилепина.
Что есть красота? Понятие ли
отвлеченное, оторванное от реальности? Или же это какая-то конкретная вещь,
которую можно использовать по мере необходимости? Именно этими вопросами
озадачивает читателей известный писатель и публицист З.Прилепин, поднимая
проблему понимания человеком подлинной красоты.
Автор размышляет о положении
красоты в мире, обращаясь к прошлому, когда это понятие охватывало прекрасные
поступки, человечность, добро. Тогда, вообще, это считалось центром мироздания,
к которому стремились страстные и честные сердца. Но в последнее время, с
сожалением отмечает писатель, люди научились использовать красоту в качестве
источника комфорта, сделали «служанкой», основное предназначение которой –
скрасить пошлость и обыденность мира.
Автор выражает свою точку
зрения однозначно: «Красота неконкретна. Ее нельзя сформулировать, расфасовать,
а потом использовать по мере необходимости». Он считает, что царство имиджа,
комфорта и гламура в современном мире мешает раскрыться истинной красоте.
С мнением писателя нельзя не
согласиться. Действительно, сегодня многие материализуют прекрасное, делают
доступным, а потом и вовсе перекраивают на свой лад, оставляя лишь «приклеенную
улыбку и стеклянные глаза». А ведь этим человечество делает себя несчастным,
умышленно отгораживаясь от подлинной красоты.
Истинно прекрасное рождает в
душе человека чувство радости, окрыляет его, заставляет по-другому взглянуть на
мир. Так, герой романа Дж. Лондона «Мартин Иден», встретив свою любовь,
осознает, что красота людей, окружавших его ранее, была ложной. Мартин
понимает, что ругань, спиртное, вызывающе одетые девушки – это вовсе не то, что
могло бы быть привлекательным. Осмысливая это, герой начинает работать над
собой, чтобы когда-нибудь достигнуть того самого центра мироздания.
А вот герой повести А. И.
Куприна «Олеся» находит истинную красоту в загадочной девушке из лесной глуши,
которая была неграмотной и необщительной, но уровень ее культуры несравним с
культурой обычных деревенских жителей. Она искренна, чиста, добра, и в этом
заключается ее прелесть, красота, которая покорила героя и завоевала его
сердце.
Таким образом, именно «красота
спасет мир», а человек, в свою очередь, должен обожествлять ее и ценить, а
никак не делать своей «служанкой». (305 слов)
(1)В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и чёрной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2)Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «Богоборец». (3)Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4)В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5)Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожности. (6)Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7)Слабо? (8)Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку?
(9)Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку: он хихикает над трусостью лжеатеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! (10)Так, на всякий случай! (11)Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранце не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец».
(12)Позже Булгаков серьёзно переработал эту сцену, очевидно посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13)Но думается, что в черновом варианте очень явственно, чётко обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14)Поэт, скорее всего, сам бы стёр свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символикоритуальный смысл. (15)Лёгкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию — и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика.
(16)Кажется, ничего особенного не случилось! (17)Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников…
(18)Что тут такого? (19)Созданное на пыли и вернулось в прах! (20)Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21)Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22)Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. (23)На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и всё пошло не так, как должно было пойти.
(24)Понтий Пилат, отправивший на казнь безвинного человека, Иванушка Безродный, стёрший ногами скорбный лик… (25)Один совершил своё преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. (26)Если бы они могли знать, чем обернутся их действия! (27)Перед людьми, лишёнными веры, истина предстаёт как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. (28)Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера даёт человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера даёт человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. (29)Только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь Понтий Пилат утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец… (30)Теперь поздно что-либо менять. (31)История свернула на тот смутный путь, куда её увлекло слепое : бездушное, как древний ящер, безверие.
(По В. Захарову*)
*Виктор Петрович Захаров (род. в 1939 г.) — современный публицист.
Сочинение.
Что придает людям силы в тяжелые моменты жизни? Какие факторы позволяют сохранить нравственность, преодолевая трудностей? На эти и другие вопросы отвечает автор в своем тексте, поднимая проблему нравственного выбора.
Эта проблема актуальна всегда, так как вне зависимости от времени проживания каждый в своей жизни предстает перед выбором, как поступить: по совести либо так, как удобно.
На примере из жизни героя произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор показывает, как отсутствие веры в душе Ивана Бездомного позволило Воланду с легкостью манипулировать поэтом, «щелчок по самолюбию — и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядный танец».
Автор считает, что на выбор жизненного пути сильно влияют нравственные ориентиры человека, одним из которых является вера. Она не позволяет поддаться на провокации и сохраняет уверенность в своих поступках.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в трудных для человека ситуациях вера может стать незаменимым союзником. Она позволяет руководствоваться не сиюминутными желаниями, а высшими принципами, которые помогают человеку в трудный момент принять решение.
В подтверждение слов автора и своей позиции хочу привести в пример произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где главный герой Гринев был человеком совести и всегда старался поступать по чести. Он верил в духовные идеалы, справедливость, и никакие обстоятельства не могли поколебать эту веру.
В качестве второго аргумента хочу привести в пример произведение Б. Васильева «Глухомань», где показано, как в худшую сторону изменилось общество. Люди утратили веру и добро. Они стараются жить только ради личной выгоды, нравственная глухомань стала разрастаться в душах этих людей.
Таким образом, вера помогает человеку справиться в критических для него ситуациях, она позволяет сохранить решимость и твердость в своих поступках.