Сочинение егэ по тексту битова

Сочинение ЕГЭ по тексту А. Г. Битова одного выдающегося геронтолога спросили то, что положено у него, 5 готовых примеров сочинений проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста:

  • Проблема роли матери в жизни человека. (Какую роль играет мать в жизни человека?)
  • Проблема сохранения ощущения собственной молодости. (Что даёт возможность человеку чувствовать себя молодым?)
  • Проблема выбора жизненных ориентиров (Какие ориентиры выбрать в жизни? Нужно ли иметь активную жизненную позицию? Как нужно относиться к собственной жизни?)

Одного выдающегося геронтолога спросили сочинение ЕГЭ

Как человек должен относиться к старению? Именно над этим вопросом заставляет задуматься Андрей Георгиевич Битов.

Рассказчик повествует о своей матери, которая вышла на пенсию и «стала очень решительной старушкой». Она, как будто «опять поступила на работу», и начала следить за своим здоровьем: «К восьмидесятилетию она бросила купить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило». Этот пример показывает, что преклонный возраст возраст не является преградой для активной жизни.

Автор отмечает, что его пожилая мать стремилась справиться со всеми трудностями самостоятельно. Она «никогда» не просила ни у кого помощи. По итогу: «…Каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова». Поступки героини показывают её желание быть независимой. Однако мы понимаем, что «избыточная самостоятельность её и подвела».

Иногда нужно признавать свои слабости и обратиться за помощью. Противопоставляя эти примеры, рассказчик показывает, что очень важно в преклонном возрасте не потерять бодрость и иметь желание продлить свою жизнь. Кроме того, при необходимости обращаться за помощью.

Позиция автора может быть сформулирована следующим образом: безусловно, человек в пожилом возрасте должен стремиться к активной и самостоятельной жизни при этом не отказываться от поддержки со стороны окружающих.

Я полностью разделяю точку зрения А. Г. Битова. Действительно, важно сохранять жизненные силы, находясь в преклонном возрасте. В моем сознании эта проблема тесно связана с произведением Льва Николаевича Толстого «Война и мир», где описывается старый князь Николай Андреевич Болконский, который ведёт активный образ жизни. Он пишет мемуары, занимается садом, делает выкладки из высшей математики.

Таким образом, в преклонном возрасте важно сохранить оптимистичность и жизнелюбие.

Проблема влияние истории на формирование человека сочинение ЕГЭ

Время. Эпоха. Уклад жизни. Что объединяет эти понятия? Мы сможем ответить на этот и другие вопросы, прочитав текст Андрея Георгиевича Битова, в котором поднимается проблема влияние истории на формирование характера человека.

Мама рассказчика родилась в начале двадцатого века, поэтому её можно назвать «дитём своей эпохи». Примерно в это же время появилось и новое государство — СССР. Будучи воспитанной в строгости коммунистической идеологии, женщина не оставляет своих привычек. Желание стремиться к новым вершинам и нежелание признавать свою немощь показывают мать главного героя как целеустремленного и внутренне сильного человека: «Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться — избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова». Также в характере матери много оптимизма и жизнелюбия.

Особенностью её жизненных установок является надежда на светлое будущее, которая выражается даже в оригинальном подходе к принятию старения: «После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках». После окончания каждой «пятилетки», старушка ставила себе все новые цели, казалось бы, недостижимые: дожить до девяноста лет: «Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто». Она верит в то, что благодаря своей решительности, самодисциплине и решительности она сможет выполнить поставленные задачи.

Второй аргумент дополняет первый, более детально показывая особенности жизни матери рассказчика. Если в первой иллюстрации мы знакомимся с обстоятельством, определяющим характер матери, то во второй — на примере конкретного эпизода видим, как оно влияет на жизнь.

Автор считает, что мать — мастер в умении жить. Своим примером она восхищает рассказчика, показывая, что и они могут жить не меньше при подобной настойчивости и решительности (предложения 6-9).

Я согласна с мнением автора. Очень важно иметь для себя идеал, который будет вдохновлять и поддерживать стремления человека. Вспомним стихотворение Евтушенко «Ленин поможет тебе». Ленин был культовой фигурой всего двадцатого века, он был даже не столько идеалом, сколько идолом. Его характер и мировоззрение, основанное на идеях коммунизма, были образцом для советского гражданина. В тексте, посвящённом вождю, есть не только элементы восхваления, но и инструкции для жизни. Например, если ты не знаешь, что делать, то можешь прийти за советом в мавзолей, где «Ленин не спит никогда».

Итак, мы видим, что история очень сильно влияет на формирование личности человека. Одна из самых трудных и жестких школ жизни — юность в СССР породила поколение сильных, никогда не отчаивающихся людей, какой и была до самых последних своих дней мать рассказчика.

Проблема старения сочинение ЕГЭ

Онтогенез — это процесс индивидуального развития организма, постэмбриональный период которого включает в себя несколько этапов: ювенильный, пубертатный и старение. Каждый из них уникален, но их связывает то, что они все несут определенную ценность, знания и некий опыт. Естественно, для всех людей эти аспекты будут выражаться в совершенно разных видах и формах, но это категорически не мешает нам сравнивать эти периоды и говорить о них.

В тексте Андрея Георгиевича Битова, русского писателя, сценариста и, конечно, автора этого произведения, освещена проблема старения.

Исходя из первого абзаца, могу сказать — подобная тема будет всегда актуальна, так как этот период заложен в нас природой, следовательно, с ним будут сталкиваться большинство людей.

Раскрывая проблему, автор рассказывает нам историю матери нашего главного героя, которой только-только исполнилось семьдесят лет. Конечно, она начала сталкиваться с новыми событиями и трудностями, но, не смотря на них, все равно стремилась к тому, чтобы именно жить, а не проживать день за днем. Как показывает нам Андрей Георгиевич, для достижения этой цели она, во-первых, начала следить за своим здоровьем: «К восьмидесятилетию она бросила курить…», а во-вторых, снова начала, так сказать, работать: «теперь её профессией стала жизнь».

Позиция автора, как по мне, заключается в том, чтобы показать — после семидесяти жизнь не заканчивается, а наоборот, открывает совершенно новый этап со своими ценностями, взглядами и целями. Но даже несмотря на это, важно помнить, что физические возможности организма уже не такие, как были раньше, важно помнить, что не стоит прибегать к излишней самостоятельности и что просить помощи — это нормально.

Я полностью поддерживаю точку зрения Андрея Георгиевича, так как не раз наблюдала за своими бабушками и дедушками. Сколько себя помню, я всегда замечала, насколько они заинтересованы в своей жизни — они с любовью смотрят на неё, радуются мелочам, заводят много животных, вкусно готовят, занимаются хозяйством, уделяют время нам, ходят в гости к старым друзьям и при всём этом не забывают про свое развитие и, конечно же, здоровье. Я могу с уверенностью сказать, что точно бы взяла с них пример по отношению к этому прекрасному периоду.

В заключение хочу сказать, что считаю старость идеальным временем для всего, считаю старость второй молодостью, ведь именно в этот период душа как будто перерождается заново, хочется учиться, хочется гулять рано утром, хочется проводить уютные вечера в компании своих близких, хочется открывать что-то новое, в общем, хочется открыть себя и жизнь заново.

Что ждёт нас в старости? сочинение ЕГЭ

Что ждёт нас в старости?

Старость у многих ассоциируется с отдыхом, а она, на самом деле, борьба за жизнь и возможность оставаться активность. В качестве примера подобной борьбы Битов рассказывает о пожилой женщине, которая после семидесяти взялась за продление отмеренных лет, как за работу: «Её профессией теперь стала жизнь». В старости даже самые простые вещи требуют определённых усилий, человек живёт в другом, более медленном, ритме. Почтенный возраст — хрупкий возраст. После семидесяти можно прожить и двадцать, и тридцать лет — это очень долго.

Однако, несмотря на установки, старость — это и время болезней и трудностей. Переломы главной героини тому подтверждение: проявляя излишнюю самостоятельность, женщина страдала от травм. Кроме того, беспокойство о сосудах и вообще о здоровье омрачает последние годы жизни, может совсем их отравить. Оба примера показывают, что пожилой возраст предполагает и плохое, и хорошее.

В старости нас ждёт борьба за жизнь и активность, но не стоит увлекаться этой борьбой. Каждая минута должна приносить радость сама по себе, а не как ступенька к рекордам долголетия.

Я согласна с мнением автора и думаю, что в пожилом возраст — важный этап, когда человек готовится оставить этот мир. Надо понимать, что смерть естественна и неотвратима, но уметь находить гармонию в настоящем. Например, некоторые преподаватели и учёные остаются в профессии, даже официально уйдя на пенсию. Они передают свой колоссальный опыт ученикам, а также трудятся, решая сложнейшие задачи, которые, может быть, не могут решить молодые.

Итак, после прочтения текста Битова, я поняла, как важен любой этап в жизни человека, даже старость, которая тоже может дарить радость.

В чем состоит секрет долголетия? сочинение ЕГЭ

В чем состоит секрет долголетия? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

Автор рассуждает над поставленной проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь. Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а, достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного возраста.

Герой также размышляет над тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно. Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем, что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.

Эти размышления помогают автору объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения, сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

Позиция автора выражается в словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой жизни своих родителей.

Я частично согласна с мнением А. Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников, но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

Вспомним эпизод из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз. Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом, Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером под колесами трамвая.

Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно ему отведено времени на этом свете.

Текст А. Г. Битова

(1)Одного выдающегося геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно выбрать себе родителей». (2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой.

(3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило.

(6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше. (10)Как молодой специалист, она не избежала ошибок.

(11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться — избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова. (13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и некстати — куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую… — (26)Умрёт не от этого, — прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии. (30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову… (31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане…

(32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку… (33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка. (34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону… (35)«Пока мама жива, мы молоды», — говорят на Кавказе.

(По А. Г. Битову**)

Геронтолог —специалист в области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс.

Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) — русский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе.

Позиция автора:

  • Пока мама жива, человек чувствует себя молодым. Мама на своём примере показывает, что нужно дорожить жизнью, а не воспринимать её как должное, работать над её сохранением. А также мать является образцом готовности и умения жить не только (и не столько) ради себя, но и ради детей.
  • Человек чувствует себя молодым, пока жива его мама.
  •  Важно сохранять активную жизненную позицию – это помогает держать себя в тонусе, делать жизнь интереснее.

Смотрите также на нашем сайте:

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

Текст с ЕГЭ 2022 солдаты расположившиеся вокруг своей пушки

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Сочинение ЕГЭ. По тексту Битова о языке.

Сочинение ЕГЭ 2021

Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь…

В данном тексте говорится о пребывании А. Битова в Армении, общении с её жителями и об армянском языке.

Автора волнует проблема восприятия чужой речи и отношения к родному языку.

Андрей Битов рассказывает, как он вслушивался в армянскую речь, как менялись интонации и выражение лиц его собеседников, когда они обращались к писателю на русском, как красивы и созвучны русским словам многие слова чужого языка. Писатель отмечает, что «был счастлив журчанием и похрустыванием армянской речи», потому что у него было полное доверие к говорящим.

В данном тексте автор говорит и о родном языке. О том, что очень важно поэтическое и живое его знание. Ведь на чужом языке можно только преподавать, рассуждать о политике. А тонко и талантливо можно воспринимать только родную речь. Он приходит к выводу, что звучание чужой речи помогало ему влюбляться в слова: «в армянские благодаря русским и в русские благодаря армянским.

Данные примеры из текста подчёркивают красоту и богатство родной речи, как русской, так и других языков.

Автор, однако, утверждает, что «только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви».

С этим утверждением нельзя не согласиться.

Ведь с родной речью мы соприкасаемся с самого раннего детства. Она живёт в нас, она – неотъемлемая часть нашего сознания. Конечно, не все понимают, как важно расширять свой лексикон, овладевать родным языком в совершенстве, ценить его красоту и богатство. Но я думаю, что к этому должен стремиться каждый культурный человек.

В заключение хотелось бы сказать, что родной язык нужно любить, изучать, беречь, но и к чужим языкам нужно относиться с интересом и уважением.

Сочинение ЕГЭ 2021

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Одного выдающегося геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно выбрать себе родителей».

(2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться  — избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и некстати  — куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

— (26)Умрёт не от этого,  — прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

(35)«Пока мама жива, мы молоды»,  — говорят на Кавказе.

(По А. Г. Битову**)

*Геронтолог  —специалист в области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс.

**Андрей Георгиевич Битов (1937–2018)  — русский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе.

 СОЧИНЕНИЕ

Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт,
сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал
свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать
героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.

Сам Андрей Битов
скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо,
умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

Собственно весь текст Битова связан с темой смерти, с
ироничным ее осмыслением. Так, в первом предложении выдающийся геронтолог, то
есть специалист, который «изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс», парадоксально утверждает, что продолжительность
жизни определяется не здоровым образом жизни и количеством вредных привычек, а
наследственностью, то есть, надо полагать, продолжительностью жизни родителей.

Вот поэтому герой-рассказчик считает, что, выйдя наконец на
пенсию в 70, мать поставила себе задачу дожить до 75, осознав, что теперь она
самая старшая, — до 80, и бросила курить, а когда матери стукнуло 85, «она
взяла установку на девяносто». Всё это
потому, считает рассказчик, что таким образом «своим стареющим сыновьям она
зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше».

Так на старости лет мать рассказчика овладела новой
профессией: «теперь её профессией стала жизнь». И «молодой специалист», как
иронично называет свою мать рассказчик, преуспела в новой профессии: «дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках», отмеряя все новые пятилетки,
дожила-таки до 85!

«Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок».
И вот когда «мама была нетранспортабельна» и ее беспокоила нога, рассказчик
пригласил знаменитого хирурга: тот посоветовал протирать палец на ноге
спиртиком. А когда, поверив в репутацию великого хирурга, рассказчик спросил
напрямую, знаменитость ответил, что умрет не от этого.

И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего
рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо
отмечали мамино восьмидесятилетие.

Конечно, на протяжении всего повествования рассказчик жалеет,
что не остался, что не помог, не оберегал, не взял к себе, не уберёг «молодого
специалиста», а за ироничным тоном повествования скрывается боль, боль не
только за мать, за всё поколение, которое умело только выживать, но так и не
научилось просто жить…

Во второй – короткой – части рассказа ирония рассказчика
направлена на себя, то есть на самого рассказчика. Событий в этой части
немного: снимая футболку, он роняет монолитный крест с метровой высоты – и крест
разбивается. А потом рассказчика «всполошённо позвали обратно в корпус, к
телефону…» Это предпоследнее предложение: рассказчик понимает, что зря уехал и
что мама умерла.

Книга, в которую входит рассказ «Умрет не от этого»,
называется «Жизнь после нас». Рассказчик понимает, как он виноват, а Андрей
Георгиевич Битов, попрощавшись с матерью, видимо, задается вопросом: Какая она –
жизнь после нас? Вероятно, в следующем рассказе Битов расскажет уже о своем
поколении – сколько ему осталось?

«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.

«Живых всё меньше в телефонной книжке, звенит в ушах
смертельная коса, стучат всё чаще гробовые крышки, чужие отвечают голоса», —
писал другой поэт послевоенного поколения, Валентин Иосифович Гафт. «Что после
нас?» —спрашивает Битов. «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как
многоточие, гудки». «Пустота…» — отвечает Гафт.

Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости,
проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения
к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.

Понятно, что  Андрей
Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию
и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими
тебе людьми.

Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще
проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.

Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.

585 слов

СОЧИНЕНИЕ 2

В чем состоит секрет долголетия?
Именно этот вопрос поднимает в своем тексте 
русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

Автор рассуждает над поставленной
проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у
человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре
самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь.
Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а,
достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до
девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального
долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность
прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться
прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного
возраста.

Герой также размышляет над
тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о
здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно.
Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже
из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши
родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем,
что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то
советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше
эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.

Эти размышления помогают автору
объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками
долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения,
сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

Позиция автора выражается в
словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой
жизни своих родителей.

Я частично согласна с мнением А.
Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников,
но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из
нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

Вспомним эпизод из романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз.
Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить
заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что
случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом,
Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером
под колесами трамвая. Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно
ему   отведено времени на этом свете.

384 слова

СОЧИНЕНИЕ 3

Битов размышляет над проблемой смерти,
причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное
отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни,
по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то
 – всё равно. Я,
например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь –
так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен,
что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого
человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.

В качестве примера-иллюстрации можно
привести маму рассказчика: «К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что,
когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило», то есть она не хотела умирать, и чтобы отсрочить смерть она отказалась от вредной привычки, которая
губит здоровье. Это предложение иллюстрирует мысль автора о «боевом настрое» старушки.

Вторым примером-иллюстрацией будет конец
рассказа. Один из сыновей, поверив врачу, что его мама «умрёт не от этого»,
поехал в Абхазию, где у него разбился крест, а далее его позвали к телефону.
Разбившийся крестик был знаком, что мама умерла. 

Люди сами решают, как им жить, сами
загоняют себя в рамки: «что можно», «что нельзя», вводят полезные привычки в
неё, ну или вредный. Каждый выбирает сам. Нужно осознавать ценность своей
жизни, но понимать, что смерть касается каждого и научиться относиться к ней,
как Битов, с иронией!

223 слова

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Одного выдающегося
геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду
диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно
выбрать себе родителей».

(2)После семидесяти, выйдя
наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя
своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят
пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду
никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить,
потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её
насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила
на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её
профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на
жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она
не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала
срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная
самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней
стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно
выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось
восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила
нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало.
(17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и
отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и
некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного
и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным
столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать
спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова.
(25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его  великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

– (26)Умрёт не от этого, – прямо
взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и
вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю.
(28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия,
отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом
первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на
ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был
особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в
Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно
быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего
высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он
раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря,
как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

(35)«Пока мама жива, мы молоды»,
– говорят на Кавказе.

(По А.Г. Битову**)

* Геронтолог – специалист в
области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает
способы замедлить этот процесс.

(1)Одного выдающегося геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно выбрать себе родителей».

(2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться — избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и некстати — куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

— (26)Умрёт не от этого, — прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

(35)«Пока мама жива, мы молоды», — говорят на Кавказе.

(По А. Г. Битову**)

Мама — это самый близкий человек в нашей жизни, наша опора, наставник. Мы будем благодарны её всю жизнь. В данном отрывке писатель А.Г. Битов поднимает следующую проблему: какова связь между мамой и детьми?

Автор рассказывает о старушке, которая своим «стареющим» сыновьям зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: «пока мама жива, мы молоды». Действительно, пока мама жива, детям живётся намного легче, потому что они чувствуют себя защищёнными. Жизнь кажется длиннее, чем она есть на самом деле. Жизнь мамы продлевает жизнь её детям, потому что отдаляет их собственную старость.

Старушка жила ради своих детей: своей избыточной самостоятельностью и стремлением к жизни она подавала сыновьям пример, как нужно дорожить жизнью и бороться за неё до конца. Избежать ошибок не удалось: она ломала то руку, то ногу, но это лишь закаляло её. Если человек ждёт помощи, то он перестаёт быть активным, а движение — это жизнь

Эти примеры дополняют друг др

Проблема языковой толерантности. По тексту А. Битова Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь (ЕГЭ по русскому)

Тема, касающаяся вопроса толерантности, все чаще звучит из уст современных граждан. На смену этническим факторам пришли экономические процесса. Многим пришлось покинуть собственные дома и перебраться на территорию, где расположены места их работа.

Когда наш слух поблизости обнаруживает чужую речь, а сами мы не в силах осознать, что или кто становится предметом разговора, то злость начинает наполнять наши сердца.

А. Битов стремиться убедить своих читателей в том, что носители нерусского языка не заслуживают на враждебное отношение.

Все люди обязаны прийти к выводу, что можно исключительно “на родном языке… петь…признаваться в любви…” или заниматься написанием стихов,.

Соответственно нельзя отрицать правоты доктора науки А. Битова – потомственного петербуржца, и одновременно с этим, почетного гражданина города Ереван! Посредством изучения чужого языка, человек начинает понимать самого себя, и приобщаться заодно к чужой культуре, тем самым обогащая, прежде всего, свой внутренний мир.

Благодаря размышлениям А. Битова я невольно вернулся в далекое

прошлое. Дворянам в XIX веке свойственно было общаться между собой на французском языке, следовательно, они отдалились от русской культуры и традиций своего народа. Гениальные произведения А. С. Пушкина дали нам литературный язык, приобщив к наследию наших предков. Вероятнее всего, поэтому, испытывается некая неловкость А. С. Пушкиным перед носителями русского языка, которая отражена в произведении “Евгений Онегин”.

Он приносит свои извинения за введение в поэтический текст множественного числа слов, взятых из французского языка, и галлицизмов. Именно это акцентировало внимание на возникновении пропасти, которая имела место быть между представителями дворянства и простого народа. Письмом Татьяны, якобы переведенное автором специально на русский язык, стало демонстрацией искренности русской души, не подающейся передаче французскими словами.

Русский язык выступает в роли великой силы и части нашей культуры, обладающей способностью к объединению людей.

Loading…

Проблема языковой толерантности. По тексту А. Битова Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь (ЕГЭ по русскому)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение егэ по русскому языку на тему память
  • Сочинение егэ по тексту берггольц дневные звезды
  • Сочинение егэ по русскому языку на тему воспитания
  • Сочинение егэ по тексту берггольц а монастырский
  • Сочинение егэ по русскому языку мужество

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии