Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть.
Сочинение
Сейчас почти у каждого человека есть дом, обустроенный и обставленный так, как того пожелает хозяин. Он может выглядеть как угодно и содержать в себе ровно те элементы, какими его наполнял человек, но можно ли в этом проследить какую-то закономерность? Как люди должны относиться к родному дому? Над этим вопросом предлагает нам задуматься В.П. Астафьев.
Писатель обращает наше внимание на образ покинутых русских деревень. Он описывает и противопоставляет друг другу два совершенно по-разному оставленных хозяевами дома. Акцент на первом: ухоженный интерьер, «крашенные полы…были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой», у припечья сложено «беремя сухих дров» — дом остался гостеприимным, его хозяева «не теряли веры, что в их дом кто-то придет». Со второй, такой же наспех покинутой усадьбой писатель знакомит нас путем употребления совсем других эпитетов и деталей: трава-мурава, распахнутая настежь изба, обломки инструментов, «горшки с умершими цветами» и многое другое. Автор текста плавно подводит нас к выводу о том, что «…отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти…».
Мысль В.П. Астафьева мне понятна, он считает, что дом – это показатель нашей добросердечности, а также отношения к себе и к окружающим. Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос.
Нельзя не согласиться с мыслью писателя. Действительно, дом – это один из показателей нашего воспитания. Это то, как мы относимся к себе и то, каким образом мы готовы принимать гостей. Поэтому, даже покидая родной дом, важно оставлять в нем светлую атмосферу, тем самым проявляя уважение к месту, в котором прошел определенный отрезок жизни.
К примеру, в романе В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» жители деревни покидали свои дома так, будто бы они каким-то образом могли избежать затопления. Одна из главных героинь, Настасья, в процессе сбора вещей осознала, что не может оставить дом без занавесок и половика, и даже решила не забирать самые дорогие сердцу детали, переданные по наследству и напоминающие о прошлом. Перед самим отъездом Настасья затопила печь, решив, что нельзя после себя оставлять её холодной. К своему дому героиня относилась как к человеку, потому что любила свою малую родину всей душой. Прощаясь со зданием, Настасья сохранила в нем атмосферу тепла и уюта, тем самым показывая своё трепетное отношение и уважение к себе и своему прошлому.
Атмосфера в доме – это так же показатель характера человека, и, к тому же, его готовности принимать гостей. О том, как люди должны относиться к родному дому рассуждал и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Самым ярким примером данной проблемы предстает Плюшкин. В его обители, как и внутри самого героя, царит печальная, будто бы «вымершая» атмосфера: обветшалая дверь, замок и стены, плесень и нагая штукатурная решетка. Окна, забитые досками, темные широкие сени, хаотично расставленная мебель и грязь – все это создавало атмосферу того, что в доме вряд ли кто-то жил. Однако это было жилое здание, в котором явно не ждали гостей и не наводили уют по определенной, личной причине, заложенной в характере и мировоззрении Плюшкина. Н.В. Гоголь подводит читателя к мысли о том, что его герой изначально вел хозяйство таким образом, что, будучи оставленным без хозяина, его дом вряд ли смог бы поменяться в худшую сторону.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что люди должны относиться к родному дому так, как относятся к себе. Оставляя дом без хозяина, в знак уважения к прошлому, важно сохранить в нем ту атмосферу, в которой было бы комфортно находиться любому человеку, нуждающемуся в крыше над головой.
Добрый день! В данной статье мы рассмотрим тему из сборника ЕГЭ 2019 по русскому языку И.П, Цыбулько, посвященную проблеме судьбы русских деревень по тексту В. П. Астафьева, «Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях…» из варианта 18.
Содержание
- Текст задания
- Вступление
- Определение и формулировка проблемы
- Комментарий
- Пример-иллюстрация №1
- Пример-иллюстрация №2
- Позиция автора
- Отношение к позиции автора
- Вывод
Текст задания
Если текст не отображается, обновите страницу.
Вступление
Проблема запустения русских деревень остро стояла в период жизни автора. Покинутые посёлки, разрушающиеся дома и брошенные поля у любого патриота вызывают тягостные чувства. В. П. Астафьев поднимает эту проблему в своём тексте, заодно сличая то, насколько по-разному могут выглядеть и восприниматься пустующие хозяйства.
Определение и формулировка проблемы
Печально видеть, как упадок приходит туда, где раньше кипела жизнь и трудились люди. Астафьев в приведённом отрывке рассказывает о том, какие непохожие друг на друга впечатления могут оставлять дома из, казалось бы, одной и той же деревни, покинутые своими владельцами. Даже после давнего ухода, хорошего, домовитого и ответственного хозяина можно легко отличить от необязательного и равнодушного.
Комментарий
Текст пронизан сожалением о том, что деревни отступают, а урбанизация набирает обороты. Только оставленные дома напоминают о том, какими были эти места. Горечь от происходящего прослеживается во всём отрывке, автор неуютно чувствует себя в покинутых поселениях, грустит и старается представить то, какой была ещё жилая деревня.
Пример-иллюстрация №1
В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи. 3десь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое…
Автор осматривает один из домов и видит, что в покинутом доме раньше была хозяйственная, ответственная семья. Всё оставлено так, чтобы желающему вселиться было комфортно и удобно начать быт заново. Здесь жили люди, любившие свой дом и покидавшие его с сожалением. Им хотелось бы, чтобы у их хозяйства появился владелец и ему было бы хорошо и спокойно жить здесь. Неторопливо собравшись, приведя всё в порядок, бывшие жильцы оставили всё как можно более аккуратным. У таких хозяев жизнь была упорядочена, и хозяйство велось разумно и аккуратно.
Пример-иллюстрация №2
А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали <…>
А вот дом, находящийся рядом, производит иное впечатление на автора. Он брошен в бардаке и грязи, завален хламом. Астафьев с некоторым презрением говорит о том, какой он видит и саму избу, и какой ему видится хозяйка дома. Это и понятно — хороший хозяин не оставит своё, пусть уже и бывшее имущество в таком состоянии. Потому, что невозможно бросить в неприглядном виде то, во что вкладывались силы, любовь, о чём заботились. Из того, как выглядит вторая изба, автор делает вывод о том, что хозяева своё жилище не любили и не старались поддерживать в хорошем состоянии.
Позиция автора
Противопоставляя два описанных в отрывке дома, автор отдаёт предпочтение первому. О нём он рассказывает со светлой грустью — мол, жили хорошие, хозяйственные люди, обстоятельные и спокойные. И оставили после себя хозяйство, которое, быть может, ещё приглянётся кому-то и будет восстановлено. В рассказе о второй избе сквозит недовольство и огорчение, и хозяева видятся ему в неприглядном свете.
Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!
Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!
Перейти к выбору теста!
Отношение к позиции автора
С позицией автора очень тяжело не согласиться — ответственный и внимательный хозяин постарается оставить своё бывшее жильё в хорошем виде. Впрочем, ему для этого, скорее всего, и не придётся делать ничего слишком сложного — такие люди обычно постоянно поддерживают порядок и чистоту. Описание второго дома и у меня вызывает неприятные ощущения, ведь такая обстановка говорит о спешных сборах и равнодушии бывших владельцев не только к тому, кто может увидеть их покинутое жильё, но и к самому своему хозяйству.
Вывод
Как ни жаль, но деревни постепенно исчезают. Быт там трудный и физически тяжёлый, люди всё больше переселяются в города. Однако, у тех домов, чьи владельцы оставили их в пристойном виде, больше шансов снова стать жилыми, если найдутся люди, которые захотят жить в этой деревне.
На чтение 3 мин Просмотров 269
Как обустройство дома может охарактеризовать его хозяина? Это один из вопросов, над которыми размышляет В. Астафьев в тексте, предложенном для анализа.
В ходе своих рассуждений автор повествует историю о заброшенных русских деревнях, откуда люди по разным причинам перебрались в город, побросав свои избы. Когда рассказчик начинает осматривать их, он становится невольным свидетелем самых разных человеческих судеб. Об одной из них он пишет так: “Покидая родной дом из-за жизненных обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой — жителем придет…” Из этого фрагмента текста мы понимаем, что хозяева избы были людьми радушными и держали свой дом в чистоте и порядке. Даже покидая его навсегда, они остались верны себе: “крашеные полы … чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой”.
К сожалению, не всех селян можно назвать настоящими хозяевами. В некоторых избах “везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей”, “ворота сорваны с петель”, “на столе … все брошено”. Отсюда понятно, что люди, жившие здесь, были ленивы и безалаберны. Они без любви и уважения относились не только к своему жилищу, но и, скорее всего, друг к другу.
Если в первом примере дана положительная характеристика владельцев покинутого дома, то во втором автор резко отрицательно отзывается о людях, живших без заботы о месте своего обитания.
Позиция автора по проблеме совершенно очевидна: не стоит забывать о том, что “домашний уют является олицетворением трудов его хозяина”. И то, как вы оберегаете его, скажет о вас многое.
С точкой зрения В.Астафьева нельзя не согласиться. Действительно, первым делом человека судят “по одежке”, то есть по внешним признакам, в том числе и по состоянию его жилища. Нельзя не вспомнить здесь повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”. После побега Дуняши с гусаром дом ее отца пришел в запустение. Здесь поселились тоска и уныние. Стало понятно: Самсон Вырин, потеряв дочь, утратил и смысл жизни.
Таким образом, напрашивается вывод: охарактеризовать каждого можно по разным критериям. И одним из них является то, как он относится к своему дому. Если в нем порядок, то есть вероятность, что хозяин — человек неплохой и заслуживает хотя бы доверия.
Пишем в сочинении ЕГЭ по русскому языку свое отношение к позиции автора по тексту В. П. Астафьева (№18), по проблеме судьбы русских деревень.
В исходном тексте №18 В. П. Астафьева «Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях…» автор, размышляя о печальной судьбе русских деревень, когда деревенские жители по разным причинам переезжают в город, автор описывает две деревенских избы, покинутые своими хозяевами.
Позиция автора по проблеме отношения к родному дому может быть выражена фразой: «Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный».
Чтобы правильно написать данную часть сочинения, необходимо помнить о структуре обоснования своего отношения к позиции автора .
Ниже представлен образец написания своего отношения к позиции автора.
Образец написания своего отношения к позиции автора по тексту В. П. Астафьева (№18)
Я совершенно согласен с позицией автора, так как сам живу в селе и вижу, как в последние годы многие жители села уехали в областной центр.
Кто-то из уехавших продал свои дома, и теперь там живут новые хозяева, а кто-то, так и не сумев по разным причинам продать свой дом, оставил его на разорение другим.
Брошенные своими хозяевами дома у нас в селе тоже выглядят по-разному. Одни стоят и выглядят так, что хоть сейчас, кажется, отвори калитку, зайди в дом и живи. Другие зияют пустыми окнами, сквозь которые видно развороченные печки, проломанный пол. Конечно, много разорения такому дому добавили уже другие люди, желающие нажиться на чужом оставленном добре. И я заметил, что в основном это уже более новые дома, которые были построены в последние годы, и люди, когда-то поселившиеся в них, не сумели или не захотели оставить здания и дворы обихоженными.
И это очень печально. Возникает чувство, что люди, жившие в этих домах, считали, что живут здесь временно, и потому не заботились о порядке и уюте в том месте, в котором живут.
Оценка статьи:
(пока оценок нет)
Загрузка…