Проблемы текста
- Проблема выхода во внешний мир не подготовленного к нему ребёнка. Проблема доверия внешнему миру.
( Почему родители боятся отпустить детей во взрослую жизнь?)
2.Проблема страха детей перед взрослой жизнью.
(Откуда берётся этот страх? Настолько и страшна взрослая жизнь?)
3. Проблема смерти и судьбы – и тщетности борьбы с ней (колобка хотел съесть дед, медведь, волк, заяц, лисица). Бороться бесполезно (но хотя бы мир посмотришь).
4. Проблема неадекватной самооценки, самоуверенности, хвастовства.
Проблемы текста
Проблема взаимоотношений родителей и детей относится к числу вечных, над которыми человечество размышляет на всём протяжении своего развития. Поднимается она и в русской народной сказке «Колобок». Что правильнее: жить ценностями своей семьи , помнить о связях с родом и искать свой собственный путь, покинув свой дом и забыв о своих родителях?
В поисках ответа на поставленные вопросы автор сказки (кто бы он ни был- отдельная личность или народ в целом) противопоставляет жизнь Колобка в семье в начале повествования и самостоятельный путь героя , завершающийся трагическим финалом.
Начинается сказка с диалога деда и бабы и сцены изготовления Колобка (предложение 1-5), из которых читателю (или слушателю) становится ясно , как трудно давалось создание Колобка, как много сил и ресурсов вложили в него родители. Они отдали ему последнее, в семье Колобок был окружён заботой, он может не работать, а лежать на окне.
Затем Колобок совершает побег и первое время пользуется теми ресурсами, которые вложили в него родители (например, он идеально круглобок, что позволяет ему ускользать от целого ряда недругов). Однако отсутствие должного опыта , самоуверенность и неразборчивость в людях (а животные в сказках олицетворяют людей) приводят Колобка в пасть обманщицы-лисы. Мы понимаем, что это происходит неслучайно, а финал- закономерное следствие необдуманного выбора , сделанного юным Колобком.
Противопоставляя начало и финал сказки, слушатель делает вывод о том, что преждевременный разрыв связей со своим родом может лишить человека нужного для жизни опыта.
Я полностью согласен с автором. Родители — моя опора в жизни. Они много лет дают мне тепло и заботу, учат меня жизни, оберегают меня от опасностей. Я чувствую, что скоро мне придётся жить самостоятельно, но не собираюсь рвать связи со своими родителями. Я не похож на героя романа Тургенева «Отцы и дети»- Базарова, который много лет не возвращался в родной дом, а приехав в него, выдержал всего три дня и уехал. Ему не о чем было разговаривать со своей матерью -а я, напротив, очень люблю обсуждать с родителями разные вопросы и просто наслаждаюсь каждой минутой нашего общения.
Позиция автора не заявлена прямо, но она вычитывается из всего хода повествования: человек должен помнить о своих родителях, не пренебрегать связью с семьёй и прокладывать свой собственный путь, опираясь на традиции.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку
- Проблема-1 балл.
- Комментарий (как автор пришёл от проблемы к её решению?)
-связь между двумя точками зрения, обозначенными в проблеме, примерами, аргументами (противопоставление, сопоставление, вывод, следствие)- 1 балл;
- приводим пример 1 + объяснение- 1 балл;
- приводим пример 2+ объяснение- 1 балл;
- завершаем тем, что чего автор добился;
— анализ связи (противопоставление, сопоставление, вывод, следствие). Зачем это нужно было автору? -1 балл.
3. Авторская позиция (ответ на вопрос, который мы задали. Его видение этой самой проблемы)- 1 балл.
4. Моя позиция + аргумент из литературного текста- 1 балл.
мит
Методика
быстрого обучения написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому
языку (исходные тексты – русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»).
К
написанию сочинения С.1 начинаю готовить в 10 классе. В течение двух лет у
учеников накапливается большая база собственных сочинений, аргументов, цитат по
тем проблемам, которые предлагаются ФИПИ. При изучении произведений на уроках
литературы учащиеся находят проблематику и подбирают к каждой проблеме
аргументы. Вначале выполняем эту работу коллективно на уроке, далее ученики
самостоятельно делают её дома. Об этом будет сказано в отдельной статье.
Как
можно быстро научить писать сочинение? Прежде всего, ученики должны чётко
знать композицию сочинения, количество абзацев и их содержание. Во-вторых,
выучить наизусть клише к каждой части сочинения и клише перехода к следующей
части. Об этом в данной статье не буду писать, потому что учителя отлично это знают.
Не секрет, что ученики на первом этапе написания С.1 слабо
представляют, что от них требуется, не могут определить проблему или же
ошибаются в её формулировке. Кроме того, в классе есть немало учеников, которые
не в состоянии даже приступить к написанию сочинения. Им мешает неуверенность в
своих знаниях и страх перед чистым листом бумаги, который их не оставляет даже
на экзамене при том, что за два года они должны бы научиться связно излагать
свои мысли. Поэтому я практикую уже на втором-третьем уроке подготовки к ЕГЭ
(после записи композиции, клише, анализа готового сочинения по исходному тексту,
но я предпочитаю каждому ученику раздать готовые распечатки) работу в группах
по 5-6 человек. Вначале группы формирует учитель, и он должен сделать это
таким образом, чтобы в каждой группе было хотя бы два успешных ученика и один
из тех, кто заявляет: «Тесты решу, а сочинение никогда не научусь писать и не
собираюсь это делать даже на экзамене». Таким образом, группу возглавляет координатор
(ученик, умеющий направлять действия товарищей, не позволяя им уходить от
поставленной цели), генератор идей (он должен представить свою идею и
доказать её), оппонент генератора идей (должен постараться опровергнуть
идею генератора или же согласиться с ней, приведя свои доводы), держатель
времени (с этим отлично справляется слабый ученик, который придерживается
чёткого хронометража действий, например, на выявление проблематики и основной
проблемы даётся 5 минут), выступающий (ученик, хорошо владеющий речью,
он должен перевести идею генератора в предложения, соответствующие требованиям
к композиции и содержанию сочинения), секретарь (ученик, быстро
записывающий слова выступающего). Каждому ученику даётся комплект материалов:
пустая таблица, разбитая на абзацы (проблема, комментарий к проблеме,
авторская позиция, собственная позиция, два аргумента, вывод); речевые клише к
каждой части сочинения; памятка с функциями каждого участника группы (см.
выше), исходный текст.
Возникает
вопрос: а почему нужно быстро научить учеников написанию С.1? Потому, что в
некоторых школах не даётся отдельного часа на подготовку к ЕГЭ, есть один урок
русского языка, который должен соответствовать учебной программе. Во-вторых,
проверочные работы с написанием С.1 гороно даёт уже во втором полугодии 10
класса, обычно в феврале. Следовательно, к этому времени все ученики должны
набрать хотя бы минимальный проходной балл за эту работу.
Почему
в качестве исходных текстов предлагаются русские народные сказки, например,
«Колобок», «Теремок», «Репка»? Потому что они короткие, хорошо известные
ученикам, они вызывают приятные с детства эмоции и ассоциации, с ними интересно
работать. На уроке создаётся благоприятная атмосфера дружелюбия и добрых шуток
(потому что смешно находить проблему, например, в действиях Колобка). Можно
предложить любую из этих сказок всем группам, можно распределить сказки по
группам. Я всегда выбираю второе, так работать интереснее. Но если класс
слабый, лучше коллективно работать по одному тексту, чтобы в конце урока
сравнить результаты и выбрать наиболее удачный вариант сочинения. После такой
совместной работы ученики запоминают действия, последовательность и логику написания
сочинения, сам текст в качестве образца (ксерокопируем или распечатываем и
раздаём всем).
Итак, начинается чтение текста вслух выступающим
(напоминаю, это ученик, хорошо владеющий речью, навыками выразительного чтения).
Далее начинается работа в группах по плану. Учитель принимает участие в
обсуждении, при необходимости выступая в качестве координатора, выступающего,
генератора идей или оппонента, ведь у учеников ещё не сформировались навыки
работы в группах, написания сочинения. Секретарь обязательно должен очень
кратко фиксировать предложения участников. Учитель видит из конспекта, что
неверно определена проблема, позиция автора или же ученики выбрали в качестве
аргумента не того героя произведения. Наконец таблица заполнена краткими
тезисами. Выступающий совместно с товарищами разворачивает эти тезисы в связный
текст. На первых порах он может быть меньше рекомендуемых 150 слов, тем более
что тексты сказок короткие, поэтому комментировать текст бывает трудно. Редко
сочинения бывают удачными в первый раз, поэтому на втором уроке можно предложить
коллективную работу над редактированием сочинения, при этом обменявшись
работами с другой группой.
Приложение
1(исходные тексты)
Сказка
«Репка»
Посадил
дед репку — выросла репка большая-пребольшая.
Стал
дед репку из земли тащить.
Тянет-потянет,
вытянуть не может.
Позвал
дед на помощь бабку.
Бабка
за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Позвала
бабка внучку.
Внучка
за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Кликнула
внучка Жучку.
Жучка
за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Кликнула
Жучка кошку Машку.
Машка
за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Кликнула
кошка Машка мышку.
Мышка
за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку. Тянут-потянут – вытащили репку!
Сказка «Колобок»
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам
поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла
горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в
масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна
на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на
крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему
заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай,
какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его заяц и
видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а
навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку
спою. И колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его волк и
видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему
медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну где тебе, косолапому, съесть меня!
Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился колобок — медведь только вслед ему
посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса: —
Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою
песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то
беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да
пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку
похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:
— Я колобок, колобок…
А лиса его — гам! — и съела.
Сказка «Теремок»
Стоит
в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и
спрашивает:
—
Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и
стала там жить.
Прискакала
к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
—
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—
Я, мышка-норушка! А ты кто?
—
А я лягушка-квакушка.
—
Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит
мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
—
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—
Я, мышка-норушка!
—
Я, лягушка-квакушка!
—
А ты кто?
—
А я зайчик-побегайчик.
—
Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет
мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
—
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—
Я, мышка-норушка.
—
Я, лягушка-квакушка.
—
Я, зайчик-побегайчик.
—
А ты кто?
—
А я лисичка-сестричка.
—
Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал
волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
—
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—
Я, мышка-норушка.
—
Я, лягушка-квакушка.
—
Я, зайчик-побегайчик.
—
Я, лисичка-сестричка.
—
А ты кто?
—
А я волчок-серый бочок.
—
Иди к нам жить!
Волк
влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг
идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и
заревел во всю мочь:
—
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
—
Я, мышка-норушка.
—
Я, лягушка-квакушка.
—
Я, зайчик-побегайчик.
—
Я, лисичка-сестричка.
—
Я, волчок-серый бочок.
—
А ты кто?
—
А я медведь косолапый.
—
Иди к нам жить!
Медведь
и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
—
А я лучше у вас на крыше буду жить.
—
Да ты нас раздавишь.
—
Нет, не раздавлю.
—
Ну так полезай!
Влез
медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал
теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить
мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,
волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись
они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше
прежнего выстроили!
Приложение 2
(сочинения учащихся)
1.Сочинение по сказке «Репка»
Один
в поле не воин, так гласит русская пословица. Но это на поле брани, а может ли
справиться с тяжёлой работой на поле один человек? Сказка «Репка» заставляет
задуматься над преимуществом общего труда и вкладом каждого в общее дело.
Проблему
результативности коллективного труда народ-сказитель рассматривает на примере
попытки деда справиться самостоятельно с вытаскиванием репки из грядки, который
после первой неудачи зовёт поочерёдно бабку, внучку, Жучку, кошку. Но и эта
немалая сила не смогла преодолеть трудности. И только усилия маленькой мышки
привели к результату: один за всех, и все за одного. Мудрость народа заключается
ещё и в том, что он верно подобрал персонажей: разве могли отказаться помогать
внучка, которую кормят бабка и дедка, собака и кошка, которым хозяева дали
домашнее тепло и пропитание? Но помощь мышки важнее, ведь она не друг всем, а,
скорее, враг. Но и она может выжить лишь там, где есть корм. Автор
подчёркивает, что общее дело и общие интересы сплотили всех.
Народ
утверждает, что только объединёнными усилиями можно достичь важного для всех
результата, при этом не стоит пренебрегать помощью, на первый взгляд, слабого
и незначительного существа.
Я
согласен с позицией автора в том, что у коллективного дела намного больше
преимуществ, чем у индивидуального, особенно если цели великие.
Примером
общих усилий для победы над врагом могут послужить любимые герои Л.Н.Толстого
из романа-эпопеи «Война и мир». «Всем миром навалиться хотят», — так просто
говорит солдат о едином желании русского народа – от рядового солдата до
фельдмаршала Кутузова. Крестьяне уходят в партизаны и нападают на французов, граф
Пьер Безухов тратит огромные средства на организацию ополчения, Наташа Ростова
отдаёт подводы для перевозки раненых бойцов, а потом ухаживает за ними в
госпитале. Важен и дорог даже самый незначительный вклад в общую победу над
врагом.
Другим
примером может послужить басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», которая
высмеивает разобщённую работу героев. Они тоже, как и герои «Репки», пытались
вытянуть только не репку, а застрявшую в грязи повозку. Они честно старались
добиться результата, но существа, впряжённые в повозку, настолько разные, что
их дело обречено на провал. Крылов показывает коллективный труд, но он не
согласован, ведь лебедь рвётся в небо, а щука и рак, живущие в воде, тянут груз
вниз. Баснописец выводит мораль: вот что может случиться, если даже цель одна,
но средства её достижения разные, при этом каждый думает только о своих
потребностях и возможностях.
Обобщая сказанное, приведу слова писателя Э. Ремарка:
«Пока человек не сдаётся, он сильнее судьбы». С любыми трудностями можно справиться,
если проявить упорство, уметь взаимодействовать с другими и думать об общем
благе.
2. Сочинение по
сказке «Колобок»
Жизнь
сложна и непредсказуема. На её протяжении встречается множество препятствий,
которые необходимо преодолеть, чтобы выжить, просто быть. Неумение извлекать
уроки из ударов судьбы, недальновидность и легкомыслие чреваты поражением.
Проблема излишней самоуверенности, которая может привести к гибели, является
центральной в русской народной сказке «Колобок».
Сказитель
повествует о Колобке, который превыше всего ценит свободу. Не желая быть лёгкой
поживой, он уходит от всех, кто хочет полакомиться им. Автор осуждает его не за
это естественное желание, а за глупость и самонадеянность. Каждому,
встретившемуся ему на пути, Колобок поёт задорную песенку, в которой
прославляет свою ловкость: «Я от бабушки ушёл, от тебя подавно уйду!» Лёгкость
побега от старика со старухой, от Зайца, от Волка и Медведя заставила его
поверить в свою неуязвимость. И при встрече с хитрым и коварным врагом – Лисой
– Колобок поплатился за свою самоуверенность: «А Лиса его – гам – и съела».
Хвастуну Колобку достаточно было лести, чтобы он поверил в свою
исключительность.
Автор
– талантливый неизвестный сказитель – считает, что нужно учиться извлекать
уроки из трудностей и угроз, возникающих на жизненном пути человека.
Я
согласен с позицией автора в том, что нельзя пренебрегать опасностями и
хвалиться своей неуязвимостью. Это не храбрость, а наказуемое легкомыслие.
Вспомним,
к примеру, Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он
презирал романтику в отношениях мужчины и женщины, отрицал любовь, считая, что
«нужно дело делать», заниматься наукой, а не глупостями. Молодой учёный гордился
тем, что неуязвим для стрел Амура. Но, встретив Анну Сергеевну Одинцову, он
потерял покой, забыл свои теории о чисто физиологической стороне любви. Прежде
независимый и самоуверенный, он ищет встреч с любимой и невыносимо мучается от
неразделённого чувства. Действующий всегда разумно и взвешенно, Базаров теряет
контроль и заражается тифом при вскрытии умершего. И он уходит из жизни уже не
скептиком и циником, а глубоко страдающим человеком. Судьба словно наказала
этого сильного и смелого человека, спасовавшего перед женской красотой.
Хочу
привести ещё один пример судьбы человека, получающего один удар за другим, но
не желавшего задуматься над тем, что он сам во всём виноват. Это Иван Флягин,
герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Он совершает ужасные, жестокие
поступки: отрубил кошке хвост, из забавы насмерть засёк кнутом монашка, на
поединке убил татарина. Ему пришлось расплатиться за свои грехи пленом и
жестокими наказаниями, любовью к красавице-цыганке, которая видела в нём только
верного друга, а когда её оставил князь, она попросила Ивана убить её. Флягин
до этого шёл по жизни, словно играя с ней, считая, что сможет выпутаться из
любой ситуации. Однако и его изменила любовь, он задумался над жизненными
уроками, стал монахом.
В заключении сочинения хочется добавить: за всё нужно
платить, и цена может быть очень высока – сама жизнь. Нельзя легкомысленно
относиться к ней, считать, что только ты – хозяин собственной судьбы. Могут
возникнуть такие обстоятельства, когда человек бессилен перед ними. И только воля,
светлый разум, полученный опыт могут помочь выйти победителем из вроде бы
неразрешимых ситуаций.
3. Сочинение по
сказке «Теремок»
Есть
такая русская пословица: простота хуже воровства. Излишняя доброта может
навредить человеку. В сказке «Теремок» поднимается проблема чрезмерной
доверчивости и радушия, несоизмеримой с тем, на кого эти чувства изливаются.
Народ-сказитель
рассказывает о том, как теремок приютил всех нуждающихся в крове, начиная с
крошечной мышки и заканчивая огромным медведем, который развалил его.
Рассказчик отмечает гостеприимство животных, приглашающих всех: «Иди к нам
жить!» Автор показывает, как хозяева искренне радуются каждому новому гостю. Им
не тесно и не страшно, они даже с хищниками отлично уживаются. Этот добрый
сказочный мир – настоящая идиллия отношений между всеми. Так счастливо могут
жить только истинные друзья. В сказке отражена вековая мечта народа о
добрососедских отношениях, о мире между столь разными людьми, где нет ни жертв,
ни хищников. Однако идиллия длилась недолго. Неуклюжий медведь, не
поместившийся в теремке, залез на крышу теремка, который и рухнул.
Автор
считает, что лучше жить вместе, в любви и согласии, но всё-таки надо относиться
к другим разумно и взвешенно.
Я
согласен с позицией автора в том, что людям не должно быть тесно на земле,
место найдётся всем, однако следует соизмерять свои добрые поступки с реалиями
жизни.
Примером
безграничного доверия к друзьям, неумения отказать и быть приятным во всех
отношениях человеком может послужить Илья Обломов, герой одноимённого романа
И.А. Гончарова. Он полностью доверился своему приятелю Тарантьеву, который
вместе с другим мошенником обманным путём лишил Обломова имения. Теперь добрый
барин вынужден жить на квартире у вдовы Пшеницыной, скромно питаться. Он даже
не задумался, почему так получилось. Лень и нежелание думать о будущем привели
Обломова к катастрофе.
Другим
примером чрезмерного бескорыстия является Матрёна, героиня рассказа А.И.
Солженицына «Матрёнин двор». Всегда живущая для других, она нисколько не заботилась
о себе: убогая изба, запущенное хозяйство – вот что было у этой одинокой,
забытой и обиженной людьми и государством пожилой женщины. И даже тем малым,
что имела, она решила поделиться, отдав горницу приёмной дочери Кире. Во время
перевозки брёвен Матрёну сбил поезд. Так жадность родственников, никогда не
ценивших её и смеявшихся над её наивностью и уступчивостью, погубила человека
невероятной душевной чистоты и доброты.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: можно и нужно
относиться к людям с открытым сердцем, быть щедрым, радушным и гостеприимным.
Ведь дружба, доброжелательные отношения – это делает жизнь наполненной и
радостной. И всё-таки надо остерегаться тех, кто может разрушить то, что так
долго и трудно создавалось, следует беречь хрупкий мир. Однако финал сказки –
животные смогли восстановить свой теремок – придаёт оптимизма, ведь отношения
героев не разрушены, они ещё больше сплотились, строя свой общий добрый дом.
Кстати, как настроение после вчерашнего?
Пустой тратой времени являются: сочинение ЕГЭ представлено как образец структуры и аргументации.
Пустой тратой времени являются: сочинение
Взаимоотношения между людьми — это краеугольный камень, на котором строится вся человеческая цивилизация. Любое важное событие или достижение начинается с умения людей устанавливать контакт, поддерживать дружелюбное отношение и развивать общение. Но часто мы теряем близких людей из-за глупости или лени, что может быть одинаково смертельно, как потеря собственной жизни.
Проблема
Почему отношения между людьми, даже родственниками, часто разрушаются? Какие шаги мы можем предпринять, чтобы укрепить наши отношения? Этими вопросами задается Елена Анатольевна Сикирич, автор предложенного текста, публицист, психолог и философ.
Комментарий
Часто мы склонны оценивать отношения между людьми по внешним критериям, таким как красота или богатство. Однако, чтобы понять, почему эти отношения так легко разрушаются, необходимо обратиться к их истинной сути. Само по себе наличие общих материальных благ не является гарантией долговременности отношений. Важно то, что нас объединяет. Если у нас есть что-то большее, чем просто общие владения или внешняя привлекательность, то мы сможем сохранить и укрепить наши отношения. Такие отношения могут преодолеть любые трудности и кризисы. Однако для этого обе стороны должны приложить усилия. Если же одна из сторон не готова двигаться навстречу, то отношения останутся на «зыбкой почве» и могут легко разрушиться даже из-за мелочей.
Авторская позиция
Е.А. Сикирич утверждает, что любовь должна быть основана на взаимном уважении и сохранении индивидуальности каждого партнера. Пара должна иметь общие цели и стремления, одинаково участвовать в организации совместной жизни и быта. Такие простые, но важные правила помогут сделать отношения более прочными и надежными.
Своя позиция
Я согласен с тем, что отношения строятся на общих интересах и совместном развитии в одном направлении. Несомненно, по пути возникнут трудности, но именно их преодоление способно сделать отношения крепкими, как сталь. Взаимоотношения — это постепенное движение навстречу, в поиске решения, которое удовлетворяет обе стороны.
Аргумент №1
В романе И.А. Гончарова «Обломов» мы видим, как недостаток усилий со стороны одного из партнеров в отношениях может привести к их распаду. Илья Ильич Обломов, герой романа, не смог приложить усилий к тому, чтобы сохранить свою любовь к Ольге Ильинской. Ему не понравилось, что она пыталась изменить его размеренную жизнь, и он закрылся от нее. Это привело к разрыву их отношений. Из примера «Обломова» мы видим, как нежелание двигаться в одном направлении может привести к разрыву отношений.
Аргумент №2
Родион Раскольников и Соня Мармеладова нашли взаимопонимание и поддержку друг в друге в трудные моменты своей жизни. Они разделяли общую цель – спасение своих душ. Благодаря Соне, Родион понял, что необходимо признать свою вину в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Она помогла ему осознать, что необходимо идти на искупление и постоянно работать над собой. В свою очередь, Родион оказал поддержку Соне, помог ей выйти из тяжелого положения и защитил ее от людей, которые не уважали ее достоинств и принципов. Вместе они нашли способ сохранить свою духовную связь, которая привела их к истинному раскаянию и спасению души. Такие отношения между людьми действительно являются самыми близкими и родными.
Заключение
Взаимодействие между людьми – это крайне сложный процесс, который требует внимания и заботы от каждого участника. Ключевыми аспектами здесь являются искренность, доверие, поддержка и готовность совместно преодолевать возникающие препятствия. При соблюдении данных принципов взаимоотношения способны непрерывно развиваться и укрепляться.
Вариант 2
Что сплачивает и разъединяет людей? Какова основа для союза двух человек? Эти вопросы о человеческих взаимоотношениях затронул психолог Сикирич в своей статье.
В своих размышлениях автор опирается на наблюдения мудрецов, которые говорили, что «отношения с другими людьми будут продолжаться столько же, сколько продолжится то, что их объединяет». Если людей связывают материальные вещи, такие как «дом, дача, деньги, внешняя привлекательность», то что всегда находится под угрозой уничтожения, то отношения двух человек будут находиться под той же угрозой.
Это сравнение характеризует формальные, а не истинные отношения, которые психолог называет «потемкинскими деревнями».
В то же время автор утверждает, опираясь на свой профессиональный и жизненный опыт, что людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. Однако для успеха любых взаимоотношений нужны усилия двух людей. Обе стороны, преодолевая «чувство собственности и эгоизма», прилагают усилия и борются за то, чтобы стало лучше.
Сравнивая эти две позиции, психолог Сикирич приходит к выводу, что люди, переживая трудности вместе, создают самые крепкие и долгие отношения. «Любой наш шаг должен вызывать резонанс, отклик другого человека», — так выстраиваются, по мнению Сикирич, нормальные взаимоотношения.
Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, самые прочные отношения — это те, которые пережили многие невзгоды. Чтобы подтвердить это, можно привести примеры из произведений русской классики, такие как Маша Миронова и Петр Гринев, Наташа Ростова и Пьер Безухов, Соня Мармеладова и Родион Раскольников, которые достигли счастья..
Эти состояния принимают на себя форму желания беречь и заботиться друг о друге, надежды на будущее и желание стать лучше для другого человека.
Однако, чтобы добиться успеха в отношениях, необходимо постоянно работать над собой и своими недостатками, учиться слушать и понимать другого человека. Взаимное уважение и доверие – это основа крепких и глубоких отношений.
Текст: Наталья Лебедева/«РГ»
ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех одиннадцатиклассников. Так что никому не избежать 27-го задания, которое требует не просто написать сочинение по прочитанному тексту, но и сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. Что скрывается за формулировками КИМов и как получить максимум баллов по всем критериям, в своем видеоуроке рассказывает учитель русского языка и литературы, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, член Общественного совета при Минобрнауки и председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сергей Волков.
Напомним, что написано в 27-м задании: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста. Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста». Объем сочинения – не менее 150 слов.
Сергей Волков предлагает написать сочинение вместе с ним, шаг за шагом выполняя каждый пункт и учитывая все нюансы критериев, в том числе и нововведения этого года.
«За 50 минут из ничего создаем полноценный текст, получаем необходимые клише, осваиваем способы работы — и постигаем принцип, который приведет нас к победе»,
Сергей Волков
— воодушевляет он слушателей и зрителей.
Итак, первый шаг — нужно сформулировать проблемы, поднятые автором в произведении, выбрать одну из них и сконцентрировать на ней все внимание. Кстати, вы удивитесь, насколько глубокой оказалась эта сказка из детства и какие недетские проблемы и вопросы смогли сформулировать одиннадцатиклассники – ученики Волкова.
Следующий шаг – проблему необходимо прокомментировать. А потом потребуется еще определить авторскую позицию и высказать свое к ней отношение.
Часто репетиторы и учителя советуют сначала прописать именно авторскую позицию, а потом уже комментировать поставленную проблему, чтобы между этими частями сочинения случайно не возникло противоречий или нестыковок.
Совет от Волкова: если работаете с художественным текстом, то вместо слов «автор считает, что», можно написать так: «позиция автора не заявлена прямо, но она вычитывается из всего хода повествования».
В комментарии к заявленной в начале сочинения проблеме, напоминает лектор, необходимо не просто указать два примера, две реперные точки, но и показать связь между ними, объяснить, зачем это нужно было автору. Волков советует написать так:
«В поисках ответов на поставленные вопросы автор противопоставляет / сопоставляет / делает вывод / выводит следствие….» Без этих слов, устанавливающих связь между примерами, балла не будет, напоминает эксперт.
Также школьнику предстоит объяснить выбранные примеры. Начинать подобные объяснения лучше всего словами: «…из которых читателю становится ясно, что…» или «мы понимаем, что…»
Наконец, переходим к завершающему этапу – высказываем свое отношение. Волков заклинает:
«Всегда и во всем соглашайтесь с автором!»
О том, что вы думаете на самом деле, можно будет потом, после экзамена, писать и говорить сколько угодно, а на ЕГЭ возможен только один путь: «Я полностью согласен с автором…» Хотя, конечно, не стоит писать вот так прямолинейно, но мысль должна быть высказана именно эта.
Подробную инструкцию, как написать сочинение, смотрите на YouTube-канале Сергея Волкова.