1 августа 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
Готовое сочинение к варианту №8 сборника «Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ-2021».
Начало текста
В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. Меня сунули в эту школу мои дальние родственники, от которых я зависел и о которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули сиротливого, уже забитого их попрёками, уже задумывающегося, молчаливого и дико на всё озиравшегося.
Сочинение
Влияет ли среда на характер человека? Для подростков этот фактор особенно значим, потому что в таком возрасте они очень восприимчивы и ранимы. Об этом размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая в тексте проблему роли среды в формировании подростка.
Рассказчик отмечает, что он так и не смог найти общий язык с одноклассниками. Они издевались и смеялись над внешностью юноши, чем вызвали у него острую неприязнь. Герой Ф.М. Достоевского открыто говорит о своей ненависти к людям, которые, по его мнению, отличались узостью мышления. Он подчёркивает, что всегда считал их хуже себя. Почему возникает такая антипатия? Подросток оказывается в абсолютно неподходящей для полноценного развития среде. Сложно жить согласно христианским заповедям в подобных условиях, и мы видим, как жестокость сверстников ожесточает и сердце рассказчика.
Кроме того, «каторжные годы школьной жизни» оставили болезненные воспоминания, и ввиду полученной душевной травмы герой Ф.М. Достоевского так и не научился общаться с людьми. Рассказчик называет себя «деспотом в душе», потому что он всегда стремился возвыситься над другими, подчинить окружающих своей воле. Такое поведение отталкивает любого уважающего себя человека. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что влияние окружения на личность может быть губительным.
Итогом размышлений Ф.М. Достоевского становится такая позиция: среда воздействует на формирование человеческого характера. Именно поэтому ненавистная, презираемая нами среда деформирует и разрушает психику.
Нельзя не согласиться с мнением русского писателя. Действительно, если человек долгое время подвергается насмешкам со стороны общества, он может ожесточиться. Именно этим объясняет свою роль «топора в руках судьбы» Григорий Печорин («Герой нашего времени»). Лермонтовский персонаж размышляет о том, что изначально был готов любить весь мир, но люди сами отвергли его, и тогда он научился ненавидеть.
Таким образом, роль среды в формировании подростка действительно велика. В связи с этим, если человек не найдет в себе силы вовремя противостоять жестокому отношению, тяжёлые последствия могут разрушить его жизнь.
5 готовых индивидуальных сочинений по тексту Ф. М. Достоевскому (в эту ночь снились мне безобразнейшие сны..), для варианта №8 нового сборника ЕГЭ 2023 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.
Примерный круг проблем:
-
Проблема потребности подростков в общении.
-
Как среда влияет на формирование подростков?
-
К чему может привести желание самоутвердиться?
-
К чему приводит проявление жестокости и нетерпимости к друзьям?
-
Как может вымещаться обида?
Готовое сочинение №1
Влияет ли среда на характер человека? Для подростков этот фактор особенно значим, потому что в таком возрасте они очень восприимчивы и ранимы. Об этом размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая в тексте проблему роли среды в формировании подростка.
Рассказчик отмечает, что он так и не смог найти общий язык с одноклассниками. Они издевались и смеялись над внешностью юноши, чем вызвали у него острую неприязнь. Герой Ф.М. Достоевского открыто говорит о своей ненависти к людям, которые, по его мнению, отличались узостью мышления. Он подчёркивает, что всегда считал их хуже себя. Почему возникает такая антипатия? Подросток оказывается в абсолютно неподходящей для полноценного развития среде. Сложно жить согласно христианским заповедям в подобных условиях, и мы видим, как жестокость сверстников ожесточает и сердце рассказчика.
Кроме того, «каторжные годы школьной жизни» оставили болезненные воспоминания, и ввиду полученной душевной травмы герой Ф.М. Достоевского так и не научился общаться с людьми. Рассказчик называет себя «деспотом в душе», потому что он всегда стремился возвыситься над другими, подчинить окружающих своей воле. Такое поведение отталкивает любого уважающего себя человека. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что влияние окружения на личность может быть губительным.
Итогом размышлений Ф.М. Достоевского становится такая позиция: среда воздействует на формирование человеческого характера. Именно поэтому ненавистная, презираемая нами среда деформирует и разрушает психику.
Нельзя не согласиться с мнением русского писателя. Действительно, если человек долгое время подвергается насмешкам со стороны общества, он может ожесточиться. Именно этим объясняет свою роль «топора в руках судьбы» Григорий Печорин («Герой нашего времени»). Лермонтовский персонаж размышляет о том, что изначально был готов любить весь мир, но люди сами отвергли его, и тогда он научился ненавидеть.
Таким образом, роль среды в формировании подростка действительно велика. В связи с этим, если человек не найдет в себе силы вовремя противостоять жестокому отношению, тяжёлые последствия могут разрушить его жизнь.
Готовое сочинение №2
Всегда ли потребность подростка в общении заканчивается сближением с окружающими людьми? Почему иногда попытки сблизиться со сверстниками не оканчиваются успехом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста классика русской литературы Ф. М. Достоевского.
Раскрывая проблему потребности подростка в общении, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик вспоминает о школьных годах, как о каторжной жизни. Сиротливый, забитый попрёками, молчаливый, он был встречен товарищами злобными и безжалостными насмешками, потому что он ни на кого из них не был похож. Он уже не желал их любви, а жаждал унижения. Подросток стал учиться лучше всех, на него стали смотреть с уважением, но это не сблизило его с одноклассниками. Это говорит о том, что отсутствие общения со сверстниками исказило натуру доброго мальчика, он стал самолюбивым, в нём преобладало оскорблённое тщеславие. Все попытки героя сблизиться с окружающими оказывались неестественными и натянутыми и сами собой отношения со сверстниками заканчивались. Наконец у подростка появился верный друг, но деспотизм в отношениях с другом, требование порвать с одноклассниками отпугнули нового друга. Из этого следует, что оторванный от своей среды, герой не научился дружить. Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о необходимости общения в детстве и отрочестве для правильного формирования личности.
Авторская позиция заключается в следующем: чувствуя потребность в общении, подростки пытаются сблизиться с людьми. Но сели эти попытки не заканчиваются успехом, а одинокий человек подвергается жестоким насмешкам со стороны среды, это разрушительно действует на его личность, развивает в нём ненависть к окружающим.
Мне близка позиция автора. Действительно, в подростковом возрасте огромную роли в становлении личности играет общение. К сожалению, не всегда попытки сблизиться с людьми заканчиваются успехом. Это может разрушительно воздействовать на личность.
В произведении В. Железникова «Чучело» шестиклассники не приняли в свой круг новую ученицу Лену Бессольцеву. Они издевались над ней, подвергали девочку жестоким насмешкам. Девочка и её дедушка вынуждены были покинуть этом неприветливый городок, а одноклассники лсишком поздно осознали свою ошибку.
В заключение подчеркну, что каждый подросток нуждается в общении. Нельзя позволять в обществе издеваться над теми, кто кажется вам не таким, как все. Нужно проявлять терпимость и уважение к человеку.
Готовое сочинение №3
Не зря говорят, что человека воспитывает то, что он видит вокруг себя. Это может проявляться по-разному, но всегда влияние среды присутствует в огромной мере. Именно проблеме воздействия среды на формирующуюся личность подростка посвящён текст Ф. М. Достоевского.
Автор изображает два варианта воздействия среды на человека. Большинство одноклассников рассказчика полностью подчинились этой среде. Автор указывает, что многие из них поступали в школу с милыми, симпатичными лицами. Но вскоре остановились уродливы. Вероятно, он хочет сказать, что таким образом на их внешности отражался изуродованный средой их душевный мир. Мы узнаем, что одноклассники рассказчика не смели противостоять общему мнению; они говорили о таких вещах, которые невозможно счесть нормальными для их возраста. Например, о «тёплых местечках» для дальнейшей службы. И всё это с крайним цинизмом, который тоже по-хорошему не должен быть свойственен юношам. Им казалось, что они хорошо знают жизнь, но на самом деле они знали только самую мерзкую и бесчестную её составляющую: приспособленчество и пошлость, добывание денег и жажду карьеры любой ценой.
Иначе эта среда воздействовала на рассказчика, который из крайней гордости, чувствуя себя выше своего окружения, напротив, противопоставил себя этим взглядам. Да, он сохранил непосредственность и самостоятельность суждений, сохранил способность видеть не только пошлые и мерзкие стороны жизни, но при этом характер рассказчика крайне испортился. Он сам указывает в предложении 22, что был, «пожалуй, еще хуже своего окружения». Ведь он был умен и способен понимать высокие чувства, а между тем лишь измучил единственного человека, которого считал своим другом.
Автор полагает, что деморализующая среда оказывает очень плохое воздействие на воспитание подростков. И здесь невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, мы знаем много случаев из жизни, когда в семьях людей, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, вырастали дети, которые шли по той же дорожке, или такие, которые ненавидели алкоголиков и наркоманов и видели целью своей жизни уничтожить их или нанести какой-то серьезный урон всем окружающим. К сожалению, мы знаем много случаев, когда затравленные, измученные злобными выходками одноклассников дети брались за оружие и расстреливали своих мучителей. Таким образом отвратительная, безнравственная среда губит и тех, кто ей подчиняется, и тех, кто ей противостоит. Об этом постоянно говорится в прессе.
Я думаю, всем нам надо понять, что формирование хорошей среды очень важно для того, чтобы будущие поколения правильно представляли себе жизнь и чтобы в них не воспитывались ни жестокость, ни гордыня. А для этого нужно, чтобы во всех школах существовали настоящие коллективы, где царила бы атмосфера дружбы и взаимопонимания. Я верю, что когда-нибудь так и будет.
Готовое сочинение №3
Воздействует ли на человека окружающая его среда? Может ли дурное общество негативно сказаться на характере человека? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель Ф.М. Достоевский.
Проблема воздействия окружающей среды на личность человека раскрывается через размышления рассказчика о «каторжных годах школьной жизни». Автор текста демонстрирует два варианта воздействия среды на личности.
Рассказчик рассуждает о том, ученики школы, в которой он оказался, были грубы, жестоки, глупы, циничны, развратны, нисколько не понимали реальной жизни и только «толковали о теплых местечках». Он говорит о том, что поступавшие в школу «прекрасные собой дети» через несколько лет «глупели и перерождались», что «на них и глядеть становилось противно». Ф.М. Достоевский демонстрирует влияние окружающей среды на личность человека: пошлое и циничное общество подчиняет себе и хороших поначалу людей, изменяющихся по итогу в худшую сторону.
Мысль о влиянии окружающей среды дополняется размышлениями о собственной личности. Рассказчик признается, что он, видя порочность и глупость своих сверстников, стал ненавидеть их и «считать их ниже себя». Рассказчик признается, что из-за этого он был хуже своих сверстников. Автор, показывая, что из-за осознания своей непохожести на других ребят, из-за мнения о собственном превосходстве рассказчику не удалось удовлетворить свою потребность в друзьях, выражает мысль о том, что окружающая среда повлияла негативно и на становление личности рассказчика.
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: порочная окружающая среда оказывает негативное воздействие на любого человека – и на того, кто ей подчиняется, и на того, кто ей противостоит.
Трудно не согласиться с автором текста. Человек является частью общества, поэтому окружающие его люди влияют на формирование его характера. Если человек подчиняется порочному обществу, он становится таким же порочным. Если же человек не хочет быть похожим на порочных людей, то он у него появляется завышенная самооценка и злость на других людей, что нельзя назвать положительным явлением. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показано, что большинство людей подчиняются общественным принципам и становятся частью порочного общества. Григорий Печорин видит порочность современного ему общества, однако окружающая среда способствует развитию эгоизма Печорина. Автор показывает, что порочное общество влияет на всех людей.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». То, что большинство персонажей являются частью фамусовского общества, говорит о том, что порочное общество подчиняет себе многих людей. Но негативно воздействует порочное общество и на Чацкого, который, по мнению А.С. Пушкина, «мечет бисер перед Репетиловым и тому подобными».
Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что порочное общество оказывает негативное воздействие как на тех, кто ему подчиняется, так и на тех, кто ему противостоит.
Готовое сочинение №4
Почему герой постарался утвердить себя как личность в коллективе- вот проблема, которые ставит в тексте Ф.М.Достоевский .
Размышляя над данным вопросом, автор приводит два примера ,которые характеризуют пути самоутверждения юноши. В первом обосновывается причина стремления к утверждению себя. Когда подросток перешел в новую школу, одноклассники встретили мальчика «злобными и безжалостными насмешками» , смеялись над его внешностью и были очень грубы с ним. Вот почему наш герой возненавидел своих «товарищей» и постарался обрести значимость в коллективе. Второй пример показывает, как юноша, желая утвердиться ,«нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых». Именно так он нравственно подчинил одноклассников себе.
Два примера-иллюстрации, приведенные мной, доказывают, что путь самоутверждения шел за счет стремления героя быть первым во всем. Позицию Ф.М.Достоевского определить несложно: рассказчик хотел утвердить себя как личность, чтобы доказать другим ,что он умнее и лучше их только потому ,что они когда-то унижали и обижали его.
Я разделяю точку зрения автора: поводом самовыражения подростка стало желание стать лучше других в силу первоначального непринятия его классом.
Таким образом, наш герой постарался самоутвердиться в коллективе, потому что изначально он не был принят достойно своими товарищами.
Полный тест Ф.М. Достоевского о подростках
(1)В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. (2)Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. (З)Меня сунули в эту школу мои дальние родственники, от которых я зависел и о которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули сиротливого, уже забитого их попрёками, уже задумывающегося, молчаливого и дико на всё озиравшегося.
(4)Товарищи встретили меня злобными и безжалостными насмешками за то, что я ни на кого из них не был похож. (5)Но я не мог насмешек переносить; я не мог так дёшево уживаться, как они уживались друг с другом. (6)Я возненавидел их тотчас и заключился от всех в пугливую, уязвлённую и непомерную гордость. (7)Грубость их меня возмутила. (8)0ни цинически смеялись над моим лицом, над моей мешковатой фигурой; а между тем какие глупые у них самих были лица! (9)В нашей школе выражения лиц как-то особенно глупели и перерождались. (10)Сколько прекрасных собой детей поступало к нам. (11)Через несколько лет на них и глядеть становилось противно.
(12)Ещё в шестнадцать лет я угрюмо на них дивился; меня уж и тогда изумляли мелочь их мышления, глупость их занятий, игр, разговоров. (13)0ни таких необходимых вещей не понимали, такими внушительными, поражающими предметами не интересовались, что поневоле я стал считать их ниже себя. (14)Не оскорблённое тщеславие подбивало меня к тому, и, ради бога, не вылезайте ко мне с приевшимися до тошноты казёнными возражениями, что я только мечтал, а они уж и тогда действительную жизнь понимали.
(15)Ничего они не понимали, никакой действительной жизни, и, клянусь, это-то и возмущало меня в них наиболее. (16)Напротив, самую очевидную, режущую глаза действительность они принимали фантастически глупо и уже тогда привыкли поклоняться одному успеху. (17)Над всем, что было справедливо, но унижено и забито, они жестокосердно и позорно смеялись.
(18) Чин почитали за ум; в шестнадцать лет уже толковали о тёплых местечках.
(19) Конечно, много тут было от глупости, от дурного примера, беспрерывно окружавшего их детство и отрочество. (20)Развратны они были до уродливости. (21)Разумеется, и тут было больше внешности, больше напускной циничности; разумеется, юность и некоторая свежесть мелькали и в них даже из-за разврата; но непривлекательна была в них даже и свежесть и проявлялась в каком-то ёрничестве.
(22)Я ненавидел их ужасно, хотя, пожалуй, был их же хуже. (23)Они мне тем же платили и не скрывали своего ко мне омерзения. (24)Но я уже не желал их любви; напротив, я постоянно жаждал их унижения. (25)Чтоб избавить себя от их насмешек, я нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых. (26)Это им внушило некоторое почтение. (27)К тому же все они начали помаленьку понимать, что я уже читал такие книги, которых они не могли читать,
и понимал такие вещи (не входившие в состав нашего специального курса), о которых они и не слыхивали. (28)Дико и насмешливо смотрели они на это, но нравственно подчинялись, тем более что даже учителя обращали на меня внимание по этому поводу. (29)Насмешки прекратились, но осталась неприязнь, и установились холодные, натянутые отношения.
(ЗО)Под конец я сам не выдержал: с летами развивалась потребность в людях, в друзьях. (31)Я попробовал было начать сближаться с иными; но всегда это сближение выходило неестественно и так само собой и оканчивалось. (32)Был у меня раз как-то и друг. (ЗЗ)Но я уже был деспот в душе; я хотел неограниченно властвовать над его душой; я хотел вселить в него презрение к окружавшей его среде; я потребовал от него высокомерного и окончательного разрыва с этой средой.
(34)Я испугал его моей дружбой; я доводил его до слёз, до судорог; он был наивная и отдающаяся душа; но когда он признал моё первенство, я тотчас же возненавидел его и оттолкнул от себя, — точно он и нужен был мне только для одержания над ним победы, для одного его подчинения. (35)Но всех я не мог победить; мой друг тоже ни на одного из них не был похож и составлял самое редкое исключение. (З6)Первым делом моим по выходе из школы было оставить ту специальную службу, к которой я предназначался, чтобы все нити порвать…
Смотрите также на нашем сайте:
Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по русскому языку задания с ответами
И.П Цыбулько ЕГЭ 2020 сборник по русскому языку 11 класс скачать
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
1)Было
мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой
тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне
себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.
(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с
сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти
никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с
крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались
мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой
напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а
другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.
− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.
(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне
поверив.
− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! –
бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его
зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою,
видимо боясь и тревожась за меня.
− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный.
(16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его
поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный
в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.
− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, −
господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! −
прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и
он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый
раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не
мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на
каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его
неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил
ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое.
(32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым
человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного
человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг
почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим
взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть
в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый
и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую
песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его
сердце.
Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,
мыслитель
Показать текст целиком
Первое впечатление о человеке складывается на основании того, в каком внешнем облике он предстаёт перед нами. Но можем ли мы оценивать людей как личностей, исходя лишь из того, как они выглядят? Над такой проблемой предлагает задуматься Фёдор Михайлович Достоевский.
Автор, вспоминая детские годы, рассказывает, что никогда не общался с крепостными, которые всегда выглядели устрашающе и казались «разбойными людьми».
В числе таких мужиков был Марей, обладающий неприглядной и неотесанной внешностью, которая пугала мальчика. Тем не менее, мужчина, кажущийся на первый взгляд грубым и злым, смог проявить сочувствие по отношению к ребёнку, которому показалось, что за ним бежит зверь. Марей был искренне обеспокоен и встревожен состоянием мальчика, но смог уверить в отсутствии опасности, приободрить и приласкать. Автор подчеркивает, что некрасивый, невежественный человек, который не вызывал доверия, оказался способен на сострадание и помощь, не оставил в трудную минуту, а смог подобрать нужные для утешения слова.
Спустя многие годы, когда автор оказался на каторге, где его окружали невежественные мужики, он вспомнил детский случай и осознал, что не должен относиться предвзято к каторжникам, вызывающим отвращение своим внешним видом. Писатель доносит важную мысль: нельзя с ненавистью относиться к ближнему, как бы он не выглядел, какой бы социальный статус не занимал, ведь в глубине души каждого живет человечность, способность к милосердию и состраданию.
Примеры, дополняя друг друга, показывают, что на совершение добрых поступков способны все люди, вне зависимости от того, как они выглядят, потому что человеческие побуждения исходят в первую
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 5 из 5К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 15 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Сочинение по тексту Ф.М.Достоевского
(1)Было мне тогда всего девять лет
от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и
отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!»
(3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.(4)Это был
Марей – наш крепостной
лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными:
эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми.
(7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел
с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.
− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно,
родный .
(16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.
− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой,
− господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него
.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам!
− прибавил он, всё так же
матерински мне улыбаясь
. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается
.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой.
(31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но
в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое
. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким
глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём
. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь
я же не могу заглянуть в его сердце.
(по Ф.М. Достоевскому) Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,
мыслитель.
План | |
Вступление | Человеку свойственно желание понять других. Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? |
Формулировка проблем исходного текста | Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности. |
Связка | |
Комментарий проблемы: 1-й пример-иллюстрация из прочитанного текста + пояснение (значение) | Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру. Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного. |
Связка | |
Комментарий проблемы: 2-й пример-иллюстрация из прочитанного текста + пояснение (значение) | Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным. Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу. |
Связка | Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств. |
Позиция автора | Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась. |
Собственное отношение к позиции автора | Трудно не согласиться с мнением автора. |
Обоснование собственной позиции | Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней. |
Вывод (заключение) | Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях. |
Проблема милосердия.. По Ф.М.Достоевскому..
Сочинение по тексту:
Еще сочинение и полный текст здесь
Федор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, прославившийся своими произведениями о человеческой жизни, в своем тексте поднимает проблему милосердия.
Эта тема остается актуальной на протяжении многих столетий. Особенно сейчас, в век лживых чувств и лицемерия, она становится наиболее популярной и наболевшей.
В своем тексте Ф.М.Достоевский рассказывает о воспоминаниях одного каторжника. По словам писателя, мужчина, будучи в тюрьме в Сибири, недолюбливал своих сокамерников, считал их черствыми и жестокими людьми. Однако, все его предположения развеялись после того, как он вспомнил об одном старичке из своего детства, Марее, который однажды помог ему справиться с боязнью волков. По словам Ф.М.Достоевского, лицо Марея, совершенно незнакомое мальчику, было по-матерински теплым и безмятежным. Это и успокоило его. Вспомнив ту историю, мужчина предположил, что и его сокамерники могут быть такими же добрыми и искренними людьми.
Автор считает, что сострадать и сочувствовать способны люди, у которых есть сердце, неважно, насколько образован и воспитан человек.
Я полностью согласна с мнением автора. Да, действительно, порой помощь и понимание приходит от тех, кто кажется совершенно далеким и чужим.
В произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с Соней Мармеладовой, девушкой, перевернувшей мировоззрение Родиона Раскольникова. Девушка была из очень бедной семьи, ей даже пришлось торговать собой для того, чтобы прокормить свою семью, но ее внутренний мир был очень богат, полон жизни и позитива. Она терпела все насмешки со стороны и молча помогала таким же бедным, как и она сама. Эта девушка достойна уважения за её добродушие и мягкий характер.
Герой романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Анатоль Курагин, напротив, обладал красивой внешностью, но черствой и гнилой душой. Без всякого сожаления он разбивал сердца людям, которые ему доверились. Ему казалось, что это будет длиться вечно, но он ошибался. За каждым поступок приходится платить.
Хочется закончить свое сочинение словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Главное -жить, главное — любить, главное – верить», а значение этих слов каждый понимает по-своему.
Текст Ф.М.Достоевского: Неполный..
(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика…
Родион Раскольников
Евгения Кошечкина
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.
Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.
Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания.
Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы.
Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, — не один он думал, что старуху нужно убить.
Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя.
Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории.
Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?
Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.
Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал.
Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление.
Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.
Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).
Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?
« Назад к списку
Источник: https://www.rhapsody.ru/compositions/po_dostoevsk.html
Проверенное сочинение ЕГЭ 2020 г. по тексту Ф.М. Достоевского: «Манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу.»
Проблема: Можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого человека?
Количество баллов:17 баллов.
Пример проверенного сочинения ЕГЭ (с выделением ошибок)
Красным выделены орфографические ошибки.
Зеленым выделены пунктуационные ошибки.
Голубым выделены грамматические ошибки.
Желтым выделены речевые ошибки. (серым выделены повторы)
Счастье… Кто из нас не мечтает быть счастливым?.. Но какую цену готов заплатить человек за свое счастье? —[А1] Именно об этом данный текст, автор которого поднимает проблему возможности абсолютного счастья, основанного на несчастье другого.[А2]
Размышляя о данной проблеме[А3] , Достоевский анализирует поступок Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», отказавшей Онегину, потому что не могла позволить себе обесчестить своего мужа[А4] : «ее любящего, ее уважающего и ею гордящегося». Тем самым[А5] , героиня отказалась от собственного счастья лишь потому, что ценой этого счастья будут страдания другого человека. В этой связи особое внимание следует уделить следующей фразе автора: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа», тем самым Достоевский[А6] подчеркивает тот факт, что ни один человек, а уж тем более Татьяна, «с ее высокою душой, с ее сердцем, столько пострадавшим» , не смог бы быть абсолютно счастлив, зная, что фундамент его счастья- страдания другого. Достоевский приглашает читателя поразмышлять также над следующим вопросом: «Можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди … согласились бы сами принять такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастье, остаться навеки счастливыми?». Ответ же самого автора на этот вопрос совпадает с тем, который дала для себя героиня романа «Евгений Онегин»: «Пусть, пусть я одна лишусь счастья, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, и этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее, но не хочу быть счастливою, загубив другого!». Таким образом [А7] автор приходит к выводу, что ни один гуманный человек и не захотел бы никогда быть счастливым, зная, что тем самым замучает и обречет на страдания ни в чем не повинную душу.
Точка зрения автора предельно ясна, Достоевский уверен[А8] , что невозможно достичь абсолютного счастья, обрекая на страдания другого.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, даже если человек уверен, что будет счастлив, предавая другого, это счастье будет недолговечно. Так, например, Анна Каренина, героиня одноименного романа Л.Н.Толстого, бросившая своего мужа и сбежавшая с Ленским[А9] , счастливой так и не стала, и впоследствии обрекла на страдания не только его, но и себя.[А10]
В заключение хотелось бы отметить, [А11] что не теряет своей актуальности фраза: «На чужом несчастье счастья не построишь», так и человек, решивший быть счастливым за счет страданий другого, абсолютно счастливым никогда не будет.
Исправления
[А1]Лишний знак препинания.
[А2]Люди многие века рассуждают о «цене счастья». Вот почему Достоевский тоже задается вопросом: возможно ли построить личное счастье на несчастье другого человека?
[А3]Важной для понимания проблемы является следующая мысль автора: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа». Эти слова доказывают читателю, что истинное счастье больше личного. «Гармония духа» — вот что является самой важной составляющей счастья, по мнению Достоевского. Эту мысль автора подтверждает поведение Татьяны, которая не хочет «быть счастливою, загубив другого!». Поступок героини иллюстрирует мировоззрение автора, помогает понять авторскую позицию, доказывает его мысли. Оба примера взаимосвязаны: поступок героини доказывает размышления Ф.М. Достоевского.
[А4]Потому что она не могла «обесчестить» любящего и уважающего ее мужа.
[А5]Лишний знак препинания, плюс неправильно выражена связь. Лучше сказать: «Вот причина, по которой героиня отказалась от собственного счастья».
[А6]. Этими словами Достоевский…
[А7] Обособление вводного словосочетания. Таким образом,
[А8]Точка зрения автора предельно ясна: Достоевский уверен, что невозможно достичь абсолютного счастья, если другой человек при этом будет страдать. Замена знака препинания (0.5 балла)
[А9]Фактическая ошибка: с Вронским.
[А10]Трагический финал ее жизни является подтверждением моей точки зрения.
[А11]В заключение хотелось бы вспомнить известную мудрость: «На чужом несчастье счастья не построишь». Анализ текста и примеры из литературы в очередной раз доказывают справедливость этого высказывания.
*Обратите внимание на то, что в 2021 году добавили 1 балл по критерию К2.
Баллы (оценка) за сочинение ЕГЭ по критериям
№ |
Название критерия |
Баллы |
К1 |
Проблема | 1/1 |
К2 | Комментарий | 3/5 |
К3 | Авторская позиция | 1/1 |
К4 | Отношение к позиции и обоснование | 1/1 |
К5 | Смысловая цельность, речевая связности, последовательность | 1/2 |
К6 | Точность и выразительность | 1/2 |
К7 | Орфография | 3/3 |
К8 | Пунктуация | 2/3 |
К9 | Языковые нормы (грамматические ошибки) | 2/2 |
К10 | Речевые нормы (речевые ошибки) | 1/2 |
К11 | Этические нормы | 1/1 |
К12 | Фактические ошибки | 0/1 |
ИТОГО | 17/24 |
Примечание: (объяснение ошибок) и рекомендации
К 1: Проблема
Не дублируйте проблему, лучше формулировать либо в виде вопроса, либо в форме Р.п. В данном случае, сформулировав проблему в форме Р.п., вы допустили речевую и логическую ошибку. Вопрос звучит: «Но какую цену готов заплатить человек за свое счастье?» Проблема в форме Р.п., которую вы сформулировали, ставит несколько другой вопрос: «возможно ли абсолютное счастье, построенное на несчастье других людей?»
Нельзя сказать «проблема возможности» — это речевая ошибка. Лучше задать один проблемный вопрос и в авторской позиции на него ответить. Иначе возникнет путаница в комментарии.
К 2: Комментарий
Чрезмерное цитирование в комментарии. Сконцентрируйте внимания на двух участках текста (примерах), которые вы и будете пояснять (анализировать), а потом свяжете. В данном случае оба примера помогают понять авторскую позицию, Достоевский сам говорит о том, что счастье невозможно (в рассуждениях), во втором случае он доказывает свои мысли поступками персонажа.
В пояснении к примерам-иллюстрациям вы пишете авторскую позицию. Непонятно, к каким конкретно примерам вы даете пояснение. Оно дублируется.
Нет связи между примерами.
В связи с этим засчитан только 1 пример и одно пояснение.
К4: Обоснование
Доведите аргумент до логического завершения. Для обоснования важно не просто проиллюстрировать, но и сделать вывод из примера, который вы приводите.
К 5: Смысловая цельной, речевая связность, последовательность
В сочинении присутствует повтор одних и тех же мыслей (в комментарии):
«…ни один человек, а уж тем более Татьяна, «с ее высокою душой, с ее сердцем, столько пострадавшим» , не смог бы быть абсолютно счастлив, зная, что фундамент его счастья- страдания другого.»
«…ни один гуманный человек и не захотел бы никогда быть счастливым, зная, что тем самым замучает и обречет на страдания ни в чем не повинную душу»
Также обратите внимание на заключение: в заключении не нужно повторять одну и ту же мысль (авторскую позицию). В заключении должен содержаться вывод всех размышлений. И анализа текста, и ваших примеров.
К 6: Точность и выразительность
Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
К 8: Пунктуация
Лишняя запятая, «тем самым» не является вводной конструкцией: «Тем самым, героиня»
Вводные слова и конструкции должны обособляться: «Таким образом автор»
Запятая между однородными членами, соединенными союзом «и», не ставится: «не стала, и впоследствии обрекла»
Замена одного знака препинания другим (знаки препинания в БСП). «Точка зрения автора предельно ясна, Достоевский уверен»
К 10: Речевые ошибки
В сочинении есть повторы: «тем самым», «страдание, пострадавшим».
Нарушение лексической сочетаемость: «проблема возможности»
Также присутствует речевая недостаточность.
К 12: Фактические ошибки
Вы перепутали «Евгения Онегина» с «Анной Карениной»: «сбежавшая с Ленским». Фамилия героя – Вронский.
Советы:
1) Проблему лучше формулировать в форме вопроса. В данном тексте это могут быть следующие вопросы:
Возможно ли счастье, построенное на несчастье другого человека?
Почему невозможно счастье, построенное на несчастье другого?
2) Комментарий должен соответствовать следующей структуре:
Пример-иллюстрация из текста
Пояснение примера
Смысловая связь между примерами.
Пример-иллюстрация из текста
Пояснение
В качестве примера-иллюстрации уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. Не нужно переписывать целые предложения.
В пояснении необходимо объяснить слова автора, раскрыть их смысл, проанализировать, дать свою оценку происходящему. В качестве пояснения не нужно писать авторскую позицию. Примеры только «подводят» вас к формулированию авторской позиции.
В смысловой связи между примерами необходимо объяснить, почему именно эти примеры помогают ответить на проблемный вопрос, как они связаны между собой. Например, они могут быть противопоставлены, могут дополнять друг друга и т.д.
Изучите теорию по написанию комментария в сочинении ЕГЭ (https://rustutors.ru/egeteoriya/1160-sochinenie.html) и посмотрите примеры сочинений (https://rustutors.ru/primersoch/primersochege/)
3) Старайтесь упрощать громоздкие синтаксические конструкции, они затрудняют понимание.
4) Повторите условия обособления вводных слов и конструкций.
5) Проверяйте текст на наличие повторов, заменяйте их синонимами.
В предложенном тексте Ф.М. Достоевский поднимает проблему обиды и оскорблений. Как может вымещаться обида? Над этим непростым вопросом и предлагает нам подумать русский писатель, мыслитель и философ.
Автор пишет о том, что первая реакция на унижения и оскорбления — это ненависть («Я ненавидел их ужасно»). Причём негативные эмоции порождают в ответ точно такие же: «Они мне тем же платили и не скрывали своего ко мне омерзения». Эта ненависть проявляется во всём: выражения лиц кажутся глупыми, мышление — мелочным, а все отношения — неестественными.
Но есть и другая реакция, положительная. Обида может вымещаться и желанием доказать (не столько другим, сколько себе), что ты лучше тех, кто тебя оскорбил: «…я нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых». Конечно, обида никуда не девается, но её сменяет «неприязнь» и понимание того, что лучше попытаться разорвать все отношения с теми, кто тебя унижает («чтобы все нити порвать»).
Эти примеры противопоставлены друг другу. Кстати, когда негативная реакция на обиду сменяется положительной, меняется даже сам строй речи: слова «унижено и забито», «до тошноты», «фантастически глупо» против слов «понимать», «обращать внимание», «почтение».
Итак, позиция автора достаточно ясна: хотя обида может вымещаться ненавистью ко всем, кто тебя оскорбляет, такое проявление разрушает самого человека. Гораздо конструктивнее заменить обиду самосовершенствованием, искать в себе те положительные качества, которые позволят тебе забыть о насмешках и оскорблениях.
С этим мнением трудно не согласиться, потому что это действительно так. Зло порождает зло, преодолеть ненависть, обижая кого-то в ответ, нельзя. Мне кажется, что здесь уместны слова известного деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи: «Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся». То есть лучше не думать о том, как выместить обиду, а заняться собой и, в противовес злу, нести людям добро, красоту, любовь.
В заключение скажу, что научиться не вымещать обиду, конечно, сложно. Ненавидеть гораздо проще, тем более, когда для этого есть все предпосылки (насмешки, унижения, оскорбления). Но всегда надо оставаться человеком.