Сочинение егэ по русскому слово как человек оно имеет свою историю

Слово как человек

Исходный текст Водолазкина, круг проблем и пример сочинения

Просмотр содержимого документа
«Слово как человек»

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой.

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза.

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Примерный круг проблем

1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)

1) На происходящие в языке процессы влияет
нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.
5) В основе разделения современного общества на ♦ успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.

Евгений Германович Водолазкин в тексте, посвященном размышлениям о происходящих изменениях в русском языке, ставит проблему отражения нравственности общества в языковых процессах. В целом ни для кого не секрет, что перемены в языке, особенно в разговорном, происходят очень быстро. И на первый взгляд это не очень опасно для общества до тех пор, пока в школе читают Пушкина и Толстого, Ахматову и Цветаеву. Однако доктор филологических наук заставляет взглянуть нас на эту проблему под другим углом.

Автор текста, сопоставляя историю слова и историю человека, подвергает анализу семантику слова «успех» в разные времена. Начиная с древних времен, когда «первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причем часто имелась в виду польза духовная», писатель раскрывает нам прописную истину: «добрые дела творились «на успех людям». До гениальности просто: «на успех людям» = «на пользу людям». Как еще могут твориться добрые дела? Оказывается, с течением времени утерян даже приблизительный, самый оттенок главного значения. Человек в погоне за достижением поставленных целей открывает для своих мечтаний и устремлений «новые горизонты», поспешно, впопыхах заменяя прелесть добродетели на «культ успеха». И теперь мы видим пропасть непреодолимую между первоначальным и современным значением слова: «успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства».

Определить мнение автора не составляет труда, потому что Водолазкин отводит ему центральное место своих размышлений: «ПРОСТО нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной», человек теряет духовную составляющую своей жизни, а вместе с этим процессом идет процесс замещения понятий или полного их вытеснения из языка. Это звучит чудовищно, но не соглашаться с этим бессмысленно. Стремление двигаться только вперед, скорость и быстротечность жизни, но главное, отказ от подлинной системы ценностей приводит в первую очередь к обнищанию внутреннего мира человека и, как следствие, к упрощению словарного запаса. Как бы нам не стать похожими на Эллочку-людоедку из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, которая, желая выглядеть более выгодно, выдавала собачью шкуру на своем вечернем туалете за мексиканского тушкана и в речи свободно обходилась тридцатью словами, в основном междометиями с «глубокими значениями».

В качестве вывода хочется выразить надежду на то, что каждый из нас задумается над тем, от чего мы отказываемся, что теряем, чему не придаем должного значения. Какими нас увидят и услышат наши потомки? Нельзя забывать, что наш язык – это отражение нашей духовности.

Источник

Слово как человек оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. Евгений Германович Водолазкин (ЕГЭ по русскому)

Нравственные ценности всегда были ориентиром человека. На них он опирался, когда предстояло сделать сложный выбор. Когда кому-то нужно было охарактеризовать человека, первым показателем было то, являлся ли человек нравственным или безнравственным. Но по мере развития человечества, нравственные ценности менялись. В данном мне тексте Евгений Германович Водолазкин ставит проблему изменения нравственного состояния современного общества.

Размышляя по поставленной проблеме, автор показывает изменение нравственности человека через изменения, произошедшие в языке, а именно смену значений слова «успех».

Водолазкин говорит о том, что такие древние значения как «польза», «поспешность» и «движение вперед» исчезли. Вместо них же появились «удачное завершение» и «общественное признание». Автор поясняет, что современные значения далеко не всегда связаны с чем-то положительным. Так «положительный результат может быть достигнут в совсем неположительном деле», а общественного признания могут добиться люди, вовсе этого не заслуживающие. Этим примером писатель указывает на то, что изменения нравственности можно легко увидеть, проследив изменения в языке.

Далее, Водолазкин на прямую рассуждает о нравственных ценностях современного общества. Он упоминает, что социальное разделение на успешных и неуспешных никогда не было настолько резким, как сейчас. Автор говорит, что главной целью в жизни человека стало желание попасть в число тех самых успешных людей. В погоне за успехом люди стали забывать главные моральные принципы. Писатель объясняет, что такой расклад вещей как раз выгоден успешным людям, ведь они живут за счет неудачливых. Первые заботятся о том, чтобы вторые не выпали из этого круга и не прониклись идеями нравственности. Ведь это значило бы конец для всей выстроенной системы. Данным примером Е. Г. Водолазкин показывает, что большая часть общества потеряла те древние, складывавшиеся веками моральные принципы и нравственные ценности.

Авторскую позицию понять легко, Водолазкин считает, что проблема нравственности перестала быть главной в современном обществе. Люди стали более материалистичными. Их интересует только то, как бы добиться признания и материального успеха.

Я не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, нравственность всё более отходит на второй план, в то время как количество людей, которых интересуют лишь материальные блага становится всё больше. Похожей проблемы касается Юрий Трифонов в своей повести «Обмен». Там он рассказывает о том, как главный герой Дмитриев становится для своей семьи тем, кого они когда-то презирали, а именно человеком, которого интересуют только личные и сугубо материальные вещи.

В заключение хочу сказать, что нравственные ценности часто являются последним ориентиром человека во время самых сложных обстоятельств, и их потеря может привести к катастрофическим последствиям.

Содержание сочинения

К1. Верно сформулирована проблема текста: «Водолазкин ставит проблему изменения нравственного состояния современного общества». (1 из 1)

К2. Приведены два примера (значение слова «успех», прямые рассуждения). Автор даёт грамотные пояснения, однако связь между примерами не определена. (5 из 5)

К3. Позиция автора отражена верно. (1 из 1)

К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора, привёл собственные размышления, обосновал своё мнение (Юрий Трифонов – «Обмен»). (1 из 1)

Речевое оформление

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2 из 2)

К6. Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя, но есть нарушения в точности выражения мысли. (1 из 2)

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм (2 из 3).

К8. Соблюдение пунктуационных норм (0 из 3).

произошедшие в языке, а именно смену значений слова «успех».

такие древние значения как «польза», «поспешность» и «движение вперед» исчезли.

Так «положительный результат может быть достигнут в совсем неположительном деле»

количество людей, которых интересуют лишь материальные блага становится всё больше.

К9. Соблюдение грамматических норм (1 из 2).

К10. Соблюдение речевых норм (1 из 2).

человека во время самых сложных обстоятельств

К11. Соблюдение этических норм (1 из 1).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 из 1).

Заключение

Экзаменуемый раскрыл тему. Структура сочинения прослеживается четко. Однако автору стоит уделить больше внимания грамотности речи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Слово как человек

Исходный текст Водолазкина, круг проблем и пример сочинения

Просмотр содержимого документа
«Слово как человек»

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой.

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза.

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Примерный круг проблем

1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)

1) На происходящие в языке процессы влияет
нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.
5) В основе разделения современного общества на ♦ успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.

Евгений Германович Водолазкин в тексте, посвященном размышлениям о происходящих изменениях в русском языке, ставит проблему отражения нравственности общества в языковых процессах. В целом ни для кого не секрет, что перемены в языке, особенно в разговорном, происходят очень быстро. И на первый взгляд это не очень опасно для общества до тех пор, пока в школе читают Пушкина и Толстого, Ахматову и Цветаеву. Однако доктор филологических наук заставляет взглянуть нас на эту проблему под другим углом.

Автор текста, сопоставляя историю слова и историю человека, подвергает анализу семантику слова «успех» в разные времена. Начиная с древних времен, когда «первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причем часто имелась в виду польза духовная», писатель раскрывает нам прописную истину: «добрые дела творились «на успех людям». До гениальности просто: «на успех людям» = «на пользу людям». Как еще могут твориться добрые дела? Оказывается, с течением времени утерян даже приблизительный, самый оттенок главного значения. Человек в погоне за достижением поставленных целей открывает для своих мечтаний и устремлений «новые горизонты», поспешно, впопыхах заменяя прелесть добродетели на «культ успеха». И теперь мы видим пропасть непреодолимую между первоначальным и современным значением слова: «успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства».

Определить мнение автора не составляет труда, потому что Водолазкин отводит ему центральное место своих размышлений: «ПРОСТО нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной», человек теряет духовную составляющую своей жизни, а вместе с этим процессом идет процесс замещения понятий или полного их вытеснения из языка. Это звучит чудовищно, но не соглашаться с этим бессмысленно. Стремление двигаться только вперед, скорость и быстротечность жизни, но главное, отказ от подлинной системы ценностей приводит в первую очередь к обнищанию внутреннего мира человека и, как следствие, к упрощению словарного запаса. Как бы нам не стать похожими на Эллочку-людоедку из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, которая, желая выглядеть более выгодно, выдавала собачью шкуру на своем вечернем туалете за мексиканского тушкана и в речи свободно обходилась тридцатью словами, в основном междометиями с «глубокими значениями».

В качестве вывода хочется выразить надежду на то, что каждый из нас задумается над тем, от чего мы отказываемся, что теряем, чему не придаем должного значения. Какими нас увидят и услышат наши потомки? Нельзя забывать, что наш язык – это отражение нашей духовности.

Источник

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту Е.Г.Водолазкина (проблема изменений, происходящих в языке)

Сочинение по тексту Е.Г.Водолазкина (И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева «Типовые тестовые задания», 2019 г., 15 вариантов, вариант 2)

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой.

(11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой.

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза.

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.

(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха.

(27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (30)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно «всегда не хватает на всех». ( По Е.Г. Водолазкину *)

*Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Словарный состав языка со временем изменяется, он подвижный и, по выражению К.И.Чуковского, «живой, как жизнь». Язык отвечает запросам времени, чутко реагируя на всё, что происходит в обществе. Доктор филологических наук Е.Г.Водолазкин поднимает проблему изменений, происходящих в языке.

Автор в своём рассуждении взял за основу лексическое значение слова «успех». В древности оно имело три значения, при этом самым важным из них было определение «польза» в духовном понимании, то есть успешным является тот, кто приносит добро людям. Учёный акцентирует на этом внимание, чтобы подчеркнуть первенство нравственных основ в давние времена над материальными. Сравнивая лексические значения многозначного слова «успех» с изначальными и современными, Е.Водолазкин отмечает, что в наши дни исчезла его нравственная составляющая, что приоритет удачи отдельной личности возобладал над общественной пользой. Автор с горькой иронией пишет о том, что мерилом успеха в современном обществе считается наличие «вилл, яхт и лимузинов», остальные же, не попавшие в категорию «богатых и знаменитых», могут только надеяться на получение этих благ. Реклама словно утешает неуспешных людей: «Вы этого достойны». Учёный подчёркивает, что с утратой многих нравственных ценностей в наши дни и слово «успех» потеряло свой первый благородный смысл.

Автор считает неприемлемой подмену понятий «польза обществу» и «собственная польза» в современном мире.

Прочитав этот текст, понимаешь, как важно сохранить язык предков, наш язык в его нравственной чистоте. Нельзя позволять его искажение в угоду кучке людей без морали, совести, без любви к родной речи.

Источник

Исходный текст

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.
(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой…
(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза…
(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.
(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».
(По Е.Г. Водолазкину*)
★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Сочинение

Примерный круг проблем

1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)

Авторская позиция

1) На происходящие в языке процессы влияет
нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.
5) В основе разделения современного общества на ♦ успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.

Сочинение по
тексту Е.Г.Водолазкина (И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева «Типовые тестовые задания»,
2019 г., 15 вариантов, вариант 2)

(1)Слово как человек: оно имеет свою
историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности
имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было
значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела
творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд,
продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех»
передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так,
выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове
«успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как
«положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное
признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой.

(11)«Положительный результат» может быть
достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения
пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до
«общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем
лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную
общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых
«успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с
флейтой…

(14)Два других древнерусских значения
стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается
«поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем
понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что
успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза…

(18)Почему главное средневековое значение
слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка.
(20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной.
(21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл —
было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако,
имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в
человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения.
(24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому
человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет,
и гуманизм превратился в свою противоположность.

(26)Одной из составляющих процесса
индивидуализации стал культ успеха.

(27)Человечество разделилось на две
неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё
граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному
понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства:
если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно,
перестали бы связываться с успехом. (30)При этом общество строится так, что
никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему.
(31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха»,
нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает
успех успешных. (33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего
доброго, к системе
ценностей, основанной на идеях
нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как
пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно «всегда не
хватает на всех». (По Е.Г. Водолазкину*)

*Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и
литературовед, доктор филологических наук.

Словарный состав
языка со временем изменяется, он подвижный и, по выражению К.И.Чуковского,
«живой, как жизнь». Язык отвечает запросам времени, чутко реагируя на всё, что
происходит в обществе. Доктор филологических наук Е.Г.Водолазкин поднимает
проблему изменений, происходящих в языке.

Автор в
своём рассуждении взял за основу лексическое значение слова «успех». В
древности оно имело три значения, при этом самым важным из них было определение
«польза» в духовном понимании, то есть успешным является тот, кто приносит добро
людям. Учёный акцентирует на этом внимание, чтобы подчеркнуть первенство
нравственных основ в давние времена над материальными. Сравнивая лексические
значения многозначного слова «успех» с изначальными и современными,
Е.Водолазкин отмечает, что в наши дни исчезла его нравственная составляющая,
что приоритет удачи отдельной личности возобладал над общественной пользой.
Автор с горькой иронией пишет о том, что мерилом успеха в современном обществе
считается наличие «вилл, яхт и лимузинов», остальные же, не попавшие в
категорию «богатых и знаменитых», могут только надеяться на получение этих
благ. Реклама словно утешает неуспешных людей: «Вы этого достойны». Учёный
подчёркивает, что с утратой многих нравственных ценностей в наши дни и слово
«успех» потеряло свой первый благородный смысл.

Автор
считает неприемлемой  подмену понятий «польза обществу» и «собственная польза»
в современном мире.

Я разделяю
точку зрения учёного-филолога, ведь он видит опасность в искажении системы
ценностей, в индивидуализме и эгоизме некоторых граждан страны. Вспоминаю
высшее общество в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», с сарказмом изображённое
великим писателем. Представители высшего света – кружок фрейлины царского двора
Шерер, семейство Курагиных  — с редким цинизмом продолжали говорить
по-французски, на языке завоевателей, пришедших на нашу землю грабить, убивать,
лишать крова людей. Ведь для них французский язык – язык избранных, успешных
людей, а русский принадлежит так презираемой ими черни.

Прочитав
этот текст, понимаешь, как важно сохранить язык предков, наш язык в его
нравственной чистоте. Нельзя позволять  его искажение в угоду кучке людей без
морали, совести, без любви к родной речи.

(Количество
слов – 304)

Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было

SaGu Дата: Воскресенье, 19.01.2020, 17:45 | Сообщение # 1

Подполковник

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

Сочинение ЕГЭ на тему: Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас

  Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.

  Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы

  Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

  Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года

  План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

 Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020

 Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Задание 21-26 на написание сочинения ЕГЭ 15.1 15.2 15.3 :

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас

Примерный круг проблем

1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)

Авторская позиция

1) На происходящие в языке процессы влияет
нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.
5) В основе разделения современного общества на ♦ успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.

Читать сочинение далее…

.

 
SaGu Дата: Воскресенье, 19.01.2020, 17:46 | Сообщение # 2

Подполковник

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

Исходный текст для работы над сочинением ЕГЭ

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.
(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой…
(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза…
(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.
(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».
(По Е.Г. Водолазкину*)

★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

 Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.

  Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы

  Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

  Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года

  План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

 Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020

 Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

.

 

Исходный текст

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой…

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза…

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

(По Е.Г. Водолазкину*)

★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Примерный круг проблем

1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)

Авторская позиция

1) На происходящие в языке процессы влияет
нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.
5) В основе разделения современного общества на ♦ успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.

Сочинение

Евгений Германович Водолазкин в тексте, посвященном размышлениям о происходящих изменениях в русском языке, ставит проблему отражения нравственности общества в языковых процессах. В целом ни для кого не секрет, что перемены в языке, особенно в разговорном, происходят очень быстро. И на первый взгляд это не очень опасно для общества до тех пор, пока в школе читают Пушкина и Толстого, Ахматову и Цветаеву. Однако доктор филологических наук заставляет взглянуть нас на эту проблему под другим углом.

Автор текста, сопоставляя историю слова и историю человека, подвергает анализу семантику слова «успех» в разные времена. Начиная с древних времен, когда «первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причем часто имелась в виду польза духовная», писатель раскрывает нам прописную истину: «добрые дела творились «на успех людям». До гениальности просто: «на успех людям» = «на пользу людям». Как еще могут твориться добрые дела? Оказывается, с течением времени утерян даже приблизительный, самый оттенок главного значения. Человек в погоне за достижением поставленных целей открывает для своих мечтаний и устремлений «новые горизонты», поспешно, впопыхах заменяя прелесть добродетели на «культ успеха». И теперь мы видим пропасть непреодолимую между первоначальным и современным значением слова: «успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства».

Определить мнение автора не составляет труда, потому что Водолазкин отводит ему центральное место своих размышлений: «ПРОСТО нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной», человек теряет духовную составляющую своей жизни, а вместе с этим процессом идет процесс замещения понятий или полного их вытеснения из языка. Это звучит чудовищно, но не соглашаться с этим бессмысленно. Стремление двигаться только вперед, скорость и быстротечность жизни, но главное, отказ от подлинной системы ценностей приводит в первую очередь к обнищанию внутреннего мира человека и, как следствие, к упрощению словарного запаса. Как бы нам не стать похожими на Эллочку-людоедку из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, которая, желая выглядеть более выгодно, выдавала собачью шкуру на своем вечернем туалете за мексиканского тушкана и в речи свободно обходилась тридцатью словами, в основном междометиями с «глубокими значениями».

В качестве вывода хочется выразить надежду на то, что каждый из нас задумается над тем, от чего мы отказываемся, что теряем, чему не придаем должного значения. Какими нас увидят и услышат наши потомки? Нельзя забывать, что наш язык – это отражение нашей духовности.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой…

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза…

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.

(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (30)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно ж е, «всегда не хватает на всех».

(По Е.Г. Водолазкину)

Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Сочинение ЕГЭ. По тексту Жуховицкого «Сто процентов человеческого» о наследственности.

Сочинение ЕГЭ 2021

Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили.

В данном тексте автор выдвигает такую проблему: как наследственность, гены влияют на судьбу человека.

Данный вопрос вызывает большой интерес, заставляет задуматься о том, какую роль играет наследственность в нашей жизни. Жуховицкий в своей статье говорит об учёных, которые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов, но автор пишет, что есть ещё двадцать пять процентов, и они «куда важнее, чем неизбежные три четверти». Писатель приводит в пример Пушкина, на которого «решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели лицея и вольнолюбивые однокашники»; рассказывает о Суворове, «который сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы», став величайшим полководцем России. Жуховицкий уделяет большое внимание судьбе поэта Осипа Мандельштама и рассказывает о его жене, которая не просто сохранила в памяти сотни стихотворений мужа, но и написала о нём талантливую, поразительную книгу воспоминаний.

Позиция автора такова: он утверждает, что главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: «призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения…, что человеческое в себе мы создаём сами». С этим нельзя не согласиться. Судьба судьбой, гены генами, а всё-таки то, как сложится жизнь, зависит от самих людей. Есть даже такое выражение: «Человек сам кузнец своего счастья». Я бы сказал чуть иначе: «Кузнец своей судьбы».

Обратимся к примерам из художественной литературы.

В своей автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты» писатель Максим Горький рассказывает о сложной судьбе мальчика, юноши, молодого человека. Что предрекала ему наследственность? Стать или бродягой, или красильщиком, как его дед, сапожником или чертёжником. А Алёша Пешков тянулся к книгам, к знаниям. «Всем хорошим во мне я обязан книгам», — писал Горький, уже будучи великим писателем. Человеческое в себе он создавал сам. Бродил по Руси, познавая людей, окружающий мир, природу. Всегда носил в своей котомке книги, много читал. Всё это стало его университетами. Не гены, а «двадцать пять процентов свободы» сыграли роль в становлении его личности.

Вспомним Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Мой дед землю пахал», — говорит главный герой произведения. Отец и мать его – бедные поместные дворяне, жизнь которых немногим отличается от жизни их крепостных. А их сын? Он с гордостью говорит, что сам себя воспитал. Базаров – это сильная, независимая личность. Он занимается естественными науками, учится на врача. И, несомненно, если бы не его смерть, герой Тургенева стал бы выдающейся личностью, прославился бы как врач, учёный. Создавая образ Базарова, писатель ещё раз подчёркивает, как велика роль самого человека в строительстве своей жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что гены, семья, воспитание, окружение, общество, конечно, имеют большое значение в судьбе людей, но главная роль принадлежит самому человеку, и именно от него зависит то, как сложится его жизнь.

Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)

Сочинение ЕГЭ 2021

Задание №2378

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой…

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза…

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.

(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (30)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно ж е, «всегда не хватает на всех».

(По Е.Г. Водолазкину)

Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Владимира Железникова

Я думаю, во имя дружбы иногда нужно попытаться простить. На свете нет идеальных людей, и каждый из нас может оступиться, совершить ошибку. Моя лучшая подруга когда-то очень сильно меня обидела. Мне долго не удавалось простить её. Но, поняв, как она страдает от угрызений совести, поставив себя на её место, я решила забыть обиду. Это один из тех моих поступков, которыми я горжусь. Теперь наша дружба стала ещё крепче.

23 стр., 11234 слов

Прочитайте окончание рассказа мой некрасивый друг. рассуждение-размышление …

… причем в основном насекомых, вредящих человеку. Мой некрасивый друг Первый раз мы встретились в лесу. … не какой-то безграмотный человек. Это написал известный врач и биолог Конрад … насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как … рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, …

Размолвки и ссоры, к сожалению, нередки даже между самыми близкими людьми. Но настоящий друг никогда не станет мстить. Он всё поймёт и найдёт в себе силы для того, чтобы быть выше обиды. Ведь истинная дружба – бесценный дар судьбы.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Сочинение ЕГЭ русский , Текст Долининой

(1)Ревность — чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. ( 5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою»

, как говорил Пушкин.

ревность — это неверие в себя.

(7

)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы

, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

недоверие к тому, кого любишь

  • (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)

На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно,

Что такое дружба?

Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.

Юрий Олеша

У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи.

2 стр., 518 слов

Как писать -рассуждение? Обучение сочинению-рассуждению

… со всем текстом сочинения. А еще помните: вы не должны делать категоричных выводов – вы просто исследуете проблему. Задумываясь о том, как написать сочинение-рассуждение, надо помнить, … может быть, постараться изменить ее или, наоборот, подтвердить. Структура сочинения-рассуждения Грамотно оформленное сочинение, как правило, состоит из трех частей. Предположим, вам задано сочинение-рассуждение на …

Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение: “тема любви в русской литературе”

… другим. ActionTeaser.ru – тизерная реклама Каждый писатель в своем творчестве затрагивает «вечные» вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала интерпретироваться по-новому писателями в конце девятнадцатого и начале двадцатого …

Сочинения | Сочинения 11 класс. «Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко …

… с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда … преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает … по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. …

Сочинения открытого банка заданий фипи

… литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента данного сочинения. Список понятий с указанием текстов из открытого банка заданий ФИПИ Одноралов Владимир «Он растяпа, этот Вовка…» БЕСКОРЫСТНОСТЬ Песков Василий …

Сочинение человек когда он человек без любви на свете жить не может

… порадуйся на свете, а потом приходи ко мне». И она верит, что он ждет ее «где-то там», и любовь ее неизменна. Антуан де Сент-Экзюпери когда-то сказал, что любовь — это когда …

Адресаты любовной лирики Пушкина 9 класс сообщение

… и на сегодняшний день. Автор: А. С. Пушкин Произведение: Стихотворения Пушкина Это сочинение списано 124 625 раз Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд …

Как дай вам Бог любимой быть другим, —

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда -раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

14 стр., 6515 слов

2017. Организация и проведение итогового сочинения

… словарём. 7. Критерии оценивания итогового сочинения и изложения Сочинение 1. Соответствие теме … зависть, негодование, обида, печаль, любовь, радость, ревность, тоска. Герои литературных произведений … жизнь» (Пифагор). «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается … сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой). 22. Создаём банк аргументов Разум Чувства Суждение + пример……………… Суждение …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение егэ по русскому сколько аргументов надо
  • Сочинение егэ по русскому сила духа
  • Сочинение егэ по русскому с детства со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов
  • Сочинение егэ по русскому с годами меня все чаще тянет к пушкинским стихам
  • Сочинение егэ по русскому с вступлением

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии