Сочинение что такое сострадание по рассказу матренин двор

Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет после себя ничего, кроме архивов. С. Дали однажды сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и находись в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»). Думаю, отрицать это трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) — способ самовыражения, оно помогает нам заглянуть в самые потаенные уголки души.

Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся из-за отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказы, поэма или роман зачастую являются результатом бурной фантазии, больного воображения или искаженного восприятия мира. Сегодняшние писатели пытаются доказать, что их неприятие современной действительности и отсутствие нравственных идеалов есть индивидуальный подход к творчеству.

Но если сегодня миром правят беззаконие и малодушие, то это не значит, что с верой покончено. Она возродится, потому что человек, так или иначе, возвращается к истокам, пусть медленным, но твердым и уверенным шагом (восстановление храмов, принятие религии). Читая классиков, я нахожу для себя много интересного. Ведь в начале жизненного пути человеку не всегда удается встретить того, кто стал бы лучшим другом и советчиком, поэтому одним из главных учителей каждого из нас является книга. А чему научит нас современная литература? Признайтесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева или Пушкина («Первая любовь», «Евгений Онегин»), о возрождении души человеческой — от Достоевского («Преступление и наказание»), а о разнообразии и странностях человеческого мышления — все-таки от Гоголя («Мертвые души»). Надо отметить, что классическое произведение всегда несет в себе долю оптимизма. Даже в «Преступлении и наказании», где речь идет о страшной вине — убийстве — и герою, казалось бы, нет оправдания, Достоевский дает нам понять, что Раскольников вовсе не потерян для общества. Его совесть не чиста, но для него существуют такие понятия, как честь, справедливость, достоинство.

Как мне кажется, классики дают нам надежду на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. Давайте же попробуем с точки зрения вышесказанного рассмотреть, что представляет собой творчество современного русского писателя, в частности Александра Солженицына. Для этого я предлагаю проанализировать один из его рассказов — «Матренин двор», в котором, на мой взгляд, ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни.

Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно с этим дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: «в бараке висела строгая надпись: На поезд садиться только со стороны вокзала. Гвоздем по доскам было нацарапано: И без билетов. А в кассе… было нацарапано ножом: «Билетов нет». Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда.А сколько «тепла», «чуткости», «задушевности» чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, — это чертовы перегородки, отделявшие устье от… чистой избы… в кухоньке по ночам кишели… — пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились… «. Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N., где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь «такого». Не без скрытого удовольствия пишет о своих «скромности и тактичности», когда описывает приготовления хозяйки: «все эти Таракановы ножки в однообразной еде, по его словам, не совсем вкусной, я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось нечто… У меня не хватало духу упрекнуть Матрену…».

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данное повествование: «… много было у Матрены обид… Снова обиды. Если писать не о своих, то уже о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть. Но жалость жалости — рознь…

«Нет Матрены. Убить родного человека. И в день последний я упрекал ее за телогрейку». Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек твердый и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это трудно. Но что еще может родиться в голове у человека под «скрежет мышей», «шорох тараканов», под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.

Но именно «веселое» — это конец. У человека, не знающего жизни, появится мысль: «Не доверяй». Печальная картина, что мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно вынести из дома. Дошло до того, что вынесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в итоге постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и другие не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не рассмотрел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен создать прекрасное просто в силу своих испорченных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.

Сочинение на тему: “Сострадание, любовь к ближнему А. И. Солженицын “Матренин двор”

Тема: Сострадание, любовь к ближнему
А. И. Солженицын “Матренин двор”

Сердце, в котором жила любовь

О любви к ближнему написаны тысячи книг. Вернее, каждая из них призывает людей
к этому, каждая прославляет добро и побуждает к состраданию. Но, увы. Сколько не
повторяй слово халва, а во рту слаще не станет. Что-то должно измениться в человеке,
чтобы боль и потребности другого он чувствовал как свои, а еще лучше, чтобы не
причинял боль другому.

Федор Михайлович Достоевский давно вывел формулу бесполезности пустых слов

о
всеобщей любви и равенстве, он утверждает, что любить все человечество – это значит
ненавидеть ближнего. И это так. Нет смысла, и лукавство одно в лелейных речах о
жалости, любви и уважению, если тот, кто говорит, не замечает людей, которые его
окружают, и делит всех на друзей и врагов.

А вот что бы было в мире, если бы все относились к жизни как Матрена Васильевна
из рассказа Александра Солженицына “Матренин двор”? Не умеет она говорить
красиво, неученая совсем, доля выпала ей горькая, а сердце имела огромное, в котором

/>
жила только любовь. Такое ощущение, что автор не рассказ писал, а житие святой
праведницы на бумагу перекладывал, недаром и название у произведения должно было
быть другим: “Не стоит село без праведника”. Наверное, пока есть хоть один вот такой
бескорыстный праведник на земле, будет жить и Россия. Праведность Матрены не в
проповедях, а в жизни, отданной людям.

Матрена совсем одинока: в доме у нее живут тараканы, мыши да больная кошка, которую
хозяйка приютила из жалости, а на дворе старая коза. А еще отличалась героиня рассказа
небывалой любовью к труду: вставала всегда затемно, топила печь, готовила еду,
обихаживала козу, а потом всегда находилась для нее бесплатная работа у соседей. Всю
жизнь проработала она в колхозе за “палочки”, но, даже когда состарилась, в страду
всегда звали ее на помощь, но опять же денег не платили.

Не могла Матрена никому отказать, но не из-за слабости характера, а по зову души: если в
ней нуждаются, то как не помочь? В труде получала она радость и новые силы для жизни.

А жизнь била ее нещадно. Началось все с того, что жених Матрены сгинул на
первой мировой войне, и она решилась выйти за его брата, трех месяцев не прожили
молодожены, как вернулся в деревню Фаддей. Вот и считала Матрена себя виновницей
всех остальных бед: все шестеро детей умерли еще в младенчестве, муж не вернулся с
войны (никакой весточки не было), а потом много лет жила без пенсии.

Но не завидовала Матрена Васильевна никому, не озлобилась и не закрылась в себе, так
и жила с открытой душой. Даже и счастье ей выпало: выпросила она на воспитание дочку
Фаддея, племянницу Киру, вырастила ее и в жизнь отправила.

Для Солженицына Матрена – идеал русской женщины, так как именно она является
носительницей русской духовности. Ее святость не понимают люди, она им кажется
плохой хозяйкой, потому что не копит имущества, потому что денег за работу не берет,
потому что хитрить не умеет да приспосабливаться, потому что жалеет всех и прощает
всем.

И смерть свою Матрена принимает, помогая другим. Отдала она Фаддею горницу свою:
и разбирать помогала, и перевозить со всеми увязалась, а на переезде сани застряли перед
приближающимся поездом. Погибла Матрена вместе с племянником и своей горницей.
За зря – сказали люди. И не поняли они, что Матрену забрал Господь, освободив от
дальнейших страданий и мучений, а им всем урок оставил: не в накоплениях жизнь
человеческая и не в суете за нарядами, потому как никто не знает, когда и в какой момент
вот налетит огромный локомотив, подомнет под себя, размечет по сторонам все добро, а
потом придется держать ответ за все.

Матрена-то ответит, а вот чем Фаддей, погубивший сына и Мартену ради бревен,
оправдываться будет?

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

Сочинение Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

В 1959 году А.И.Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Несмотря на год создания, впервые его опубликовали в 1963 году под данным названием, так как «Не стоит село без праведника» было отвергнуто. Это рассказ о доброте человеческой души, где главная героиня Матрёна как раз и выступает в роли «праведника». По определению самого автора, она приходит к покаянию души через свои ошибки, сомнения.

Матрёна была очень отзывчивым, добрым человеком, но окружающие не отвечали тем же.

Матрёна — уже пожилая женщина, живущая без семьи. К ней попадает главный герой, рассказчик, который возвращается с фронта и надеется работать учителем в глубине России, но попадает в посёлок Торфопродукт и его местом жительства становится дом Григорьевой Матрёны Васильевны. Он узнаёт историю жизни женщины из её нерешительных вечерних рассказов и понимает, что она все года жила не для себя.

Сложная история с замужеством, дети от второго брака с братом бывшего мужа, которые долго не жили — всё это привело к тому, что в деревне её считали «порченой». В итоге она взяла девочку Киру на воспитание, которая выросла под крышей этого дома уехала в город жить. Таким образом, Матрёна Васильевна Григорьева никогда не жила для себя. Она работала на колхоз, на соседей, при этом не прося денег за свой труд. Женщина делала это из бескорыстных побуждений. Рассказчик понимает, что её судьба не такая простая, в самой Матрёне есть огромная сила. Говорят, она даже коня на скаку останавливала, чего не могли сделать мужики. На таких и держится эта деревня, но что с ней станет после такого?

Несмотря на всё пережитое, Матрёна всё ещё остаётся человеком с большой душой, принимает путника с заботой. Она добра, простодушна и отзывчива. Но эта отзывчивость в конце рассказа губит её саму. Она погибает во время того, как помогает мужу Фаддею перевозить часть своей избы через железную дорогу на санях. Он решил забрать половину, не дожидаясь смерти женщины. На похоронах родственники плачут больше из-за обязанности, чем из-за скорби, а Фаддей и вовсе на них не является.

Можно сделать вывод, что такая отзывчивость не была оценена простыми циничными людьми.

Также читают:

Картинка к сочинению Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

Популярные сегодня темы

  • Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб? сочинение

    Главный герой сказки – Филька. Он обладает прозвищем «ну тебя», что говорит о его самолюбии, лени и угрюмости. В произведении говорится о том, как добрые поступки помогают растопить

  • Сочинение Сербский сражатель в рассказе Старый гений Лескова

    Сербский сражатель — важный герой в рассказе «Старый гений» талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны

  • Сочинение на тему Котенок

    Говорят, что все в детстве милые – даже крокодилы и шакалы. Но, по-моему, кошки, всё-таки, в детстве милее всех! Котята такие всегда маленькие, симпатичные.

  • Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

    «Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

  • Система образов в пьесе На дне Горького

    В 1902 году Максим Горький написал свою знаменитую пьесу «На дне». Драматическое произведение стало популярно во всем мире. Основная линия сюжета разворачивается в ночлежке для нищих.

Обновлено: 11.03.2023

Отзывчивость — одна из лучших черт характера человека. Такие люди очень надёжные, они всегда помогут и придут на помощь. Тема отзывчивости наблюдается в рассказе» Матренин двор».

Главной героиней рассказа А. И. Солженицына является Матрена, которая выступает в роли праведника. Женщина очень добрая, она готова помочь всем нуждающимся, вот только окружающие не ценят это, они принимают её помощь как должное.

Матрена — женщина в возрасте, живущая совершенно одна. Рассказчик Игнатич знакомится с ней при таких обстоятельствах. Он возвращается с войны и решает работать учителем в глубинке страны. Так рассказчик и попадает в поселение с названием Торфпродукт. Тут Игнатич и попадает в дом Матрены, которая позволила ему жить в своём доме. Матренин а изба была довольно просторной, помимо женщины здесь также жила старая кошка. Интересно, что кошка была нездорова, Матрена Васильевна приютила её из жалости. Это уже раскрывает черты главной героини. Изначально женщина не разговаривала со своим сожителем, но спустя некоторое время у них завязывались вечерние разговоры, из которых Игнатич узнал много информации о жизни хозяйки дома. В молодости Матрена работала в колхозе, таскала тяжёлые мешки. Из-за сложной работы у женщины появилось много заболеваний, но она не признана инвалидом и долгое время не получает пенсию. В деревне её называют порченной из-за сложной истории с замужество и смерти всех детей в малолетстве. Героиня воспитывала свою племянницу Киру и считала её своей дочерью.

Судьба Матрены Васильевны очень непростая, но в ней самой есть огромная сила. Женщина всегда помогала всем вокруг: родственникам, соседям, она никогда никому не отказывала и ничего не просила взамен можно смело сказать, что для себя она и не жила. Всё добрые дела Матрена делала бескорыстно, именно на таких людях все и держится, не даром Солженицын изначально хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника».

В конечном итоге Отзывчивость героини приводит её к смерти. Матрена помогает бывшему возлюбленному Фаддею перевозить бревна на санях через железную дорогу и из-за чистой случайности оказывается под поездом. На похоронах Матрены Васильевны все плачут не из-за жалости, а словно из обязанности, а Фаддей вовсе не появляется на поминках.

Сочинение 2

С горькой иронией автор пишет о том, как вынужден был обосноваться в селении с названием, лишённым всякой поэзии, – Торфопродукт. В селе же Высокое Поле, первоначально намеченном для проживания, прекрасное название радовало слух, но не было насущно необходимого: хлеб там не выпекали, продукты не продавали. Жители тащили всё в котомках и мешках из областного центра.

Присматриваясь после лагеря и ссылки к окружающей действительности, рассказчик отмечает, как плохо русская деревня приспособлена к мало-мальски нормальной жизни в ней.

Во всём наблюдается хаос, а то, что власть объявляет порядком, видится как абсурд.

Деревня Тальново, где снял жильё герой-рассказчик, стоит на торфяных залежах, но получить торф для личных нужд крестьяне не могут – только украсть под страхом быть осуждёнными.

Остаётся впечатление враждебности власти к своим забитым нуждой гражданам. Кажется, что единственная цель начальства – внушить всем людям чувство вины. Так в страхе они продолжают жить. Хотя война закончилась, но радость так и не пришла.

На общем сером фоне жизни среднерусской деревни писатель раскрывает судьбу удивительной женщины – Матрёны Васильевны Григорьевой. Став её постояльцем, он разделил быт одинокой 60-летней вдовы и пошёл учителем в школу.

В доме хозяйки нет идеального порядка, тараканы и мыши шуршат за стенами. Житьё скудное: только на овощи с огорода да на молоко от грязно-белой козы может рассчитывать пожилая женщина.

Квартирант не расспрашивал Матрёну о её жизни, полагая, что ничего особенного в ней быть не может. Но из отдельных бесед, обмолвок, признаний, поступков встала история неординарной и мужественной женщины. Судьба будто проверяла её на терпеливость, выносливость и способность сохранить доброту и любовь к людям.

Ей была дана юношеская любовь к односельчанину Фаддею, а замуж пришлось выйти за его брата Ефима. После трёхлетнего пребывания в плену Фаддея ожидала суровая правда: так сложилась жизнь. Перенести свою любовь на другую женщину не получилось, он пытался найти похожую, но только имя у жены было такое же – Матрёна, а полюбить её не смог, но часто обижал.

Материнского счастья Матрёна Васильевна не обрела: все шестеро детей умерли в младенчестве, а муж Ефим не вернулся с войны. Зато в семье Фаддея у другой Матрёны, тоже родившей шестерых детей, все они выжили.

Попросить у счастливой матери на воспитание девочку и вырастить её до замужества смогла бы не каждая женщина, а только имеющая большое сердце, не знающее зависти и эгоизма. Так героиня воспитала приёмную дочь Киру.

Умение радоваться чужим удачам проявляется в том, что героиня работает на соседских огородах не за деньги и искренне счастлива, когда у соседей хороший урожай.

Удача улыбнулась и ей: ценой мытарств и хождений по конторам Матрёна оформила пенсию. Только её радость завистливые кумушки разделить не готовы. Даже три младшие сестры, которые никогда не навещали Матрёну, слетелись вдруг все, думая не перепадут ли им крохи.

Постоялец постепенно понял, что его хозяйка – человек особенный. Её души не коснулись уныние, зависть, стремление стать богаче. А радость она находит в труде, отдавая людям своё время, умение. Грехов у неё меньше, чем у кошки-хромоножки, которую она подобрала из жалости. Та хоть мышей ловила на корысть себе.

Трагический финал рассказа вполне логичен. Когда-то его героиня остановила лошадь на скаку и не погибла. Но в столкновении с человеческой алчностью и чёрствостью она не выстояла.

Отписанную Кире по завещанию часть избы Фаддей уговорил Матрёну отдать при жизни. Вид разрушенного жилья раскроил душу женщины. А гибель на переезде поставила точку в судьбе человека большой души. Погиб и сын Фаддея, и один машинист.

Рассказ учит вдумчиво относиться к жизни и людям, не давать поселиться в душе равнодушию; изживать казённо-бюрократическое отношение к простому человеку и ценить его как труженика, создающего блага и достойного уважения.

Матренин двор по рассказу

 Матренин двор по рассказу

Популярные сочинения

Насколько же великолепна русская природа! Ни в одной стране мира невозможно увидеть такого разнообразия природных красок и оттенков. Каждая пора года настолько неповторимо прекрасна

Есть восточная мудрость, которая предлагает людям всегда относиться ко всему спокойно. Вне зависимости от радости или горя достойный человек, согласно этой мудрости, сохраняет полное спокойствие

Под преданностью понимается полная, непоколебимая приверженность к какому – либо делу или человеку, которую невозможно сломить и изменить даже в трудных обстоятельствах и ситуациях. Можно сказать, что это симбиоз любви и верности

Проблема доброты и жестокости показана в произведении очень четко и ясно. При прочтении произведения у читателя возникают различные чувства: злость, непонимание, бессилие.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.

Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Отношения с односельчанами

Ее главной характеристикой является доброта. Женщину можно сравнить с лучиком света, который хоть и слабо, но освещает темноту, созданную остальными жителями деревни. На хрупких плечах этой сильной женщины одновременно держится вся деревня и колхоз. И рассказчика это приводит в дикий ужас. Если сейчас такие добродушные и безотказные, как главная героиня, несут тяготы мира на себе, то что будет потом? И ведь все считают это нормой, дескать, так и должно быть.

В своей жизни женщина так и не узнала чувства тепла, любви и доброты к себе. Да, она без остатка отдавала их другим, тем, кому они и даром не нужны были. Даже родственники относились к ней черство и сухо, как к совершенно чужому человеку.

Среди своих она так и осталась чужой и странной. Героиню никто не принял и не понял, потому что она жила по другим понятиям и принципам.

Под образом Матрены Солженицын показал образ праведника. Он смог объединить в ней самые лучшие человеческие качества, собрать их в одно целое и противопоставить остальным. Такие люди, как эта женщина, делают мир чуточку светлее, добрее и приветливее. Если бы у каждого была цель только личного достатка и удовлетворения потребностей, то люди были бы жесткие и равнодушные.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ТЕМА 2 Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?

ТЕМА 3 Высшая мудрость — различать добро и зло

ТЕМА 3 Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

ТЕМА 4 Может ли зло быть на благо?

Юшка А.П. Платонов Кусака Л.Андреев Уходящие из Омеласа У. ле Гуин Грустная история семьи Муравьед Э. Керет Кнопка, кнопка Р. Матесон Синяя звезда А.И. Куприн Оно У. Эко Неизвестный цветок А.П. Платонов Дороги, которые мы выбираем О. Генри Злоумышленник А.П. Чехов Канатоходец М. Гелприн В аптеке А.П. Чехов Изумруд А.И. Куприн Хлеб для собаки В.Ф. Тендряков Легенда В. Вересаев Зеленая лампа А. Грин Девочка со спичками Х. Андерсон

4.ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ .

ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся: 1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

2)С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо. Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

1. сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.

2. покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

3. способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.

Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.

↑ ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ

Синонимы: гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Противопоставление Матрены и Фаддея

Проблему добра и жестокости можно также рассмотреть на примере взаимоотношений героини с ее возлюбленным — Фаддеем Мироновичем Григорьевым, братом мужа Матрены.

Фаддей был возлюбленным Матрены, но пропал на фронте на несколько лет. По совету родителей было решено женить Матрену на его младшем брате — Ефиме. После неожиданного возвращения Фаддей даже хотел зарубить их обоих топором, но не сделал этого.

Его озлобленность на людей и мир и бескрайняя мелочность поселились в душе основательно. Под руководством этих качеств герой и продолжал жить. Но к чему это привело? К смерти Матрены и их родного сына. Вряд ли эти события изменили что-то в его взгляде на мир. Любил ли он Матрену, не знает никто. Но если бы все сложилось иначе, возможно, Фаддей был бы совсем другим человеком.

Несколько интересных сочинений

Основные проблемы произведения

В рассказе автором затронуты многие проблемы. Наиболее важные из них:

  • смысл жизни;
  • добро и жестокость;
  • истинная красота человеческой души.

Автор в своем произведении смог показать истинную человеческую красоту. Это не те тысячи фальшивых масок, которые люди надевают на себя ежедневно.

Многие считают, что о поступках стоит кричать. Нет, любое доброе дело лучше оставить при себе, сохранить в тайне. А когда придет время, о нем обязательно узнают.

Автор показал, что проявление доброты не происходит открыто. Она должна идти от сердца и проявляться только по собственному желанию. Нужно сохранить в себе такое качество, как милосердие. На примере Матрены видно, как важно суметь сберечь в себе человека, не прогнуться под обстоятельства и не стать равнодушным, а наоборот, постараться стать добрым и открытым миру человеком, с пониманием относиться к проблемам других.

Главные герои

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич

, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

О любви к ближнему написаны тысячи книг. Вернее, каждая из них призывает людей
к этому, каждая прославляет добро и побуждает к состраданию. Но, увы. Сколько не
повторяй слово халва, а во рту слаще не станет. Что-то должно измениться в человеке,
чтобы боль и потребности другого он чувствовал как свои, а еще лучше, чтобы не
причинял боль другому.

Федор Михайлович Достоевский давно вывел формулу бесполезности пустых слов

о
всеобщей любви и равенстве, он утверждает, что любить все человечество – это значит
ненавидеть ближнего. И это так. Нет смысла, и лукавство одно в лелейных речах о
жалости, любви и уважению, если тот, кто говорит, не замечает людей, которые его
окружают, и делит всех на друзей и врагов.

А вот что бы было в мире, если бы все относились к жизни как Матрена Васильевна
из рассказа Александра Солженицына “Матренин двор”? Не умеет она говорить
красиво, неученая совсем, доля выпала ей горькая, а сердце имела огромное, в котором
жила только любовь. Такое ощущение, что автор не рассказ писал,

а житие святой
праведницы на бумагу перекладывал, недаром и название у произведения должно было
быть другим: “Не стоит село без праведника”. Наверное, пока есть хоть один вот такой
бескорыстный праведник на земле, будет жить и Россия. Праведность Матрены не в
проповедях, а в жизни, отданной людям.

Матрена совсем одинока: в доме у нее живут тараканы, мыши да больная кошка, которую
хозяйка приютила из жалости, а на дворе старая коза. А еще отличалась героиня рассказа
небывалой любовью к труду: вставала всегда затемно, топила печь, готовила еду,
обихаживала козу, а потом всегда находилась для нее бесплатная работа у соседей. Всю
жизнь проработала она в колхозе за “палочки”, но, даже когда состарилась, в страду
всегда звали ее на помощь, но опять же денег не платили.

Не могла Матрена никому отказать, но не из-за слабости характера, а по зову души: если в
ней нуждаются, то как не помочь? В труде получала она радость и новые силы для жизни.

А жизнь била ее нещадно. Началось все с того, что жених Матрены сгинул на
первой мировой войне, и она решилась выйти за его брата, трех месяцев не прожили
молодожены, как вернулся в деревню Фаддей. Вот и считала Матрена себя виновницей
всех остальных бед: все шестеро детей умерли еще в младенчестве, муж не вернулся с
войны (никакой весточки не было), а потом много лет жила без пенсии.

Но не завидовала Матрена Васильевна никому, не озлобилась и не закрылась в себе, так
и жила с открытой душой. Даже и счастье ей выпало: выпросила она на воспитание дочку
Фаддея, племянницу Киру, вырастила ее и в жизнь отправила.

Для Солженицына Матрена – идеал русской женщины, так как именно она является
носительницей русской духовности. Ее святость не понимают люди, она им кажется
плохой хозяйкой, потому что не копит имущества, потому что денег за работу не берет,
потому что хитрить не умеет да приспосабливаться, потому что жалеет всех и прощает
всем.

И смерть свою Матрена принимает, помогая другим. Отдала она Фаддею горницу свою:
и разбирать помогала, и перевозить со всеми увязалась, а на переезде сани застряли перед
приближающимся поездом. Погибла Матрена вместе с племянником и своей горницей.
За зря – сказали люди. И не поняли они, что Матрену забрал Господь, освободив от
дальнейших страданий и мучений, а им всем урок оставил: не в накоплениях жизнь
человеческая и не в суете за нарядами, потому как никто не знает, когда и в какой момент
вот налетит огромный локомотив, подомнет под себя, размечет по сторонам все добро, а
потом придется держать ответ за все.

Матрена-то ответит, а вот чем Фаддей, погубивший сына и Мартену ради бревен,
оправдываться будет?

Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Как раскрыть тему Добро и зло. Итоговое сочинение

Аргументы для итогового сочинения Добро и зло

Список литературы для итогового сочинения Добро и зло

Цитаты и афоризмы по сочинению Добро и зло

Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о доброте. А что такое доброта? На мой взгляд, доброта-это чувство, присущее всем людям, которое проявляется в сочувствии и сострадании. Милосердие же, в свою очередь, это проявление доброты, поступки, совершенные бескорыстно. Хоть эти слова и используют зачастую в роли синонимов, они имеют разное значение. В чем же их отличие? Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях.

Изначально эти подводы были предназначены для вещей семьи Ростовых, т. к. они собирались переезжать. Но героиня проявила сострадание, милосердие, не смотря на то, что её поначалу отговаривали. Автор представляет нам Наталью как добрую, отзывчивую и всегда готовую помочь девушку. Этот пример показывает, что добрые поступки может совершить каждый человек вне зависимости от его положения в обществе. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что доброта отличается от милосердия.

Просто добрый человек посочувствует и пройдет мимо, но тот, кто поистине обладает чувством милосердия, обязательно предложит свою помощь, несомненно, бескорыстную

Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе “Матрёнин двор” затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор обращает внимание читателя на важность сохранения всех добродетелей души в тяжелое время.

Но вот возникает вопрос: почему же А. И. Солженицын выбрал для своего произведения именно такое название? В чем состоит его смысл? Попробуем в этом разобраться.

Дело в том, что задача любого автора состоит в том, чтобы раскрыть основную суть произведения в названии, привлечь внимание читателя. “Матрёнин двор” – название, выбранное не случайно. После его прочтения в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, где всё сделано своими руками, на совесть. Такая ассоциация вызывает в сердце спокойствие и тихую радость. Но, к сожалению, таких “дворов” становится всё меньше. Не ценится больше искренняя доброта и желание помогать людям. Все начинают думать только о себе и из-за этого рушиться общество.

Главная героиня рассказа – Матрёна Васильевна, сильно отличается от всех остальных жителей села. Она чуть ли не единственная, кто сумел сохранить в своём сердце лучшие качества: доброту и любовь к окружающим. Несмотря на все беды, которые случились с ней за всю жизнь, женщина продолжает ставить интересы других выше собственных, оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Образ Матрёны – это образ особо доброго человека, который делает добро вопреки всему, образ праведницы.

А. И. Солженицын хотел доказать читателям то, что не может существовать ни село, ни город, если в нём не будет людей, как Матрёна Васильевна. Пока живут такие праведники, как она, ещё можно надеяться на то, что общество избавится от губительных качеств и начнет по-настоящему ценить истинные добродетели. Вот почему название рассказа именно “Матрёнин двор” – символ тихого места, в котором, не смотря ни на что, сохранилось добро, теплота и любовь к людям.

Таким образом, можно сказать, что смысл названия рассказа “Матрёнин двор” Ф. И. Солженицына заключается в том, чтобы донести до читателя важность тихой, спокойной жизни и сохранения таких качеств, как добро, милосердие и любовь.

Матренин двор – один из центральных образов в рассказе, он воплощает безмятежность и тишину. Двор был описан автором очень подробно, со всеми деталями, из которых было ясно, что в доме у Матрены довольно неопрятно. Автор подчеркивает, что в случае разрушения дома его хозяйку тоже ждет неминуемая гибель, ведь дом и человек неразрывно связаны.

Человек, от имени которого ведется рассказ вернулся на родину после пребывания в пустыне. Ему хотелось найти свое место где – то в самой глубинке, где свежо и прохладно. И именно таким местом стал для него Матренин двор. Хитросплетения судьбы привели его к Матрене, которая жила в нищете, ведь пенсию ей не выплачивали, а работа в колхозе прибыли не приносила. Пожилая и измотанная женщина – такой она предстала перед глазами путника.

Но несмотря не на что, Матрена в силу своей доброты была в любой момент готова бросить свои личные дела ради колхозных или ради того, чтобы помочь кому – ли в трудный момент. Предчувствуя скорую кончину она распорядилась чтобы приемная дочь Кира унаследовала ее горницу. Но родственникам было невтерпеж разделить наследство, они разобрали горницу, чтобы по бревнышкам перевезти ее к Кире. Желая помочь Матрена собственными руками помогала им разрушать свою избу, которая хоть и была ей дорога, но не настолько насколько были дороги Кира и Фаддей. Матрена всегда опасалась железной дороги, но ради них решилась к ней подойти, но на ее беду салазки с бревнами застряли и Матрена погибла под поездом. Можно сказать, что она была убита человеческим равнодушием и жадностью. Матрена стала жертвой своей доброты и бескорыстия, которые никто так и не оценил по достоинству.

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему информационные системы
  •   

  • 1132 1223 историческое сочинение
  •   

  • Сочинение къинхетаме хилар на чеченском
  •   

  • Сочинение зачем нужны существительные
  •   

  • Кто знает как мы ненавидели войну а другого не было сочинение

Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет после себя ничего, кроме архивов. С. Дали однажды сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и находись в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»). Думаю, отрицать это трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) - способ самовыражения, оно помогает нам заглянуть в самые потаенные уголки души.

Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся из-за отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказы, поэма или роман зачастую являются результатом бурной фантазии, больного воображения или искаженного восприятия мира. Сегодняшние писатели пытаются доказать, что их неприятие современной действительности и отсутствие нравственных идеалов есть индивидуальный подход к творчеству.

Но если сегодня миром правят беззаконие и малодушие, то это не значит, что с верой покончено. Она возродится, потому что человек, так или иначе, возвращается к истокам, пусть медленным, но твердым и уверенным шагом (восстановление храмов, принятие религии). Читая классиков, я нахожу для себя много интересного. Ведь в начале жизненного пути человеку не всегда удается встретить того, кто стал бы лучшим другом и советчиком, поэтому одним из главных учителей каждого из нас является книга. А чему научит нас современная литература? Признайтесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева или Пушкина («Первая любовь», «Евгений Онегин»), о возрождении души человеческой - от Достоевского («Преступление и наказание»), а о разнообразии и странностях человеческого мышления - все-таки от Гоголя («Мертвые души»). Надо отметить, что классическое произведение всегда несет в себе долю оптимизма. Даже в «Преступлении и наказании», где речь идет о страшной вине - убийстве - и герою, казалось бы, нет оправдания, Достоевский дает нам понять, что Раскольников вовсе не потерян для общества. Его совесть не чиста, но для него существуют такие понятия, как честь, справедливость, достоинство.

Как мне кажется, классики дают нам надежду на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. Давайте же попробуем с точки зрения вышесказанного рассмотреть, что представляет собой творчество современного русского писателя, в частности Александра Солженицына. Для этого я предлагаю проанализировать один из его рассказов - «Матренин двор», в котором, на мой взгляд, ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни.

Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно с этим дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: «в бараке висела строгая надпись: На поезд садиться только со стороны вокзала. Гвоздем по доскам было нацарапано: И без билетов. А в кассе… было нацарапано ножом: «Билетов нет». Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда.


 




А сколько «тепла», «чуткости», «задушевности» чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, - это чертовы перегородки, отделявшие устье от… чистой избы… в кухоньке по ночам кишели… - пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились… «. Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N., где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь «такого». Не без скрытого удовольствия пишет о своих «скромности и тактичности», когда описывает приготовления хозяйки: «все эти Таракановы ножки в однообразной еде, по его словам, не совсем вкусной, я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось нечто… У меня не хватало духу упрекнуть Матрену…».

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данное повествование: «… много было у Матрены обид… Снова обиды. Если писать не о своих, то уже о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть. Но жалость жалости - рознь…

«Нет Матрены. Убить родного человека. И в день последний я упрекал ее за телогрейку». Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек твердый и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это трудно. Но что еще может родиться в голове у человека под «скрежет мышей», «шорох тараканов», под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.

Но именно «веселое» - это конец. У человека, не знающего жизни, появится мысль: «Не доверяй». Печальная картина, что мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно вынести из дома. Дошло до того, что вынесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в итоге постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и другие не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не рассмотрел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен создать прекрасное просто в силу своих испорченных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор»). Поищите еще с сайта похожие.

"Матрёнин двор" - примеры сочинений рассуждений

­­Пример сочинения: Неблагодарность государства и людей в «Матрёнином дворе»

В рассказе «Матрёнин двор», Солженицын погружает читателя в непростое послевоенное время. Главный герой после утомительных поисков находит свой уголок России. Измученному тюрьмой Игнатьичу вдруг попадается двор и дом старушки Матрены, в который он влюбился с первого взгляда. Игнатьич преподавал математику в школе, за это ему выдавали деньги и торф – он был выгодным квартирантом.

Хозяйка большой избы Матрена – была одинокой пожилой женщиной, муж ее пропал в войну, а шестеро детей умерли еще в детстве. Она много работала, чаще всего абсолютно бесплатно. Матрена обладала уникальным истинно русским характером: она была беззлобной, искренней, совестливой, умела подарить душевное тепло и никогда не жаловалась. В молодости она мечтала выйти замуж за Фаддея, но он долго не возвращался с Первой мировой войны, и невеста посчитала, что он погиб. Ей сделал предложение брат Фаддея, и она согласилась. После свадьбы с войны вернулся Фаддей и сказал, что убил бы обоих, если бы не любовь к брату. За свой поспешный поступок Матрена ощущала вину до конца жизни. Поэтому она сразу согласилась отдать часть своего большого дома в пользу Фаддея — раньше дом принадлежал отцу пропавшего супруга.

Часть дома разобрали и повезли в другой поселок, и Матрена помогала мужчинам в перевозке. Она мало чего боялась в жизни, но именно поезда она боялась всегда. При переезде через железнодорожные пути Матрена и еще несколько человек погибли. Из-за шума трактора и темноты они не заметили поезд, который ехал задом с выключенными огнями. Так нелепо, из-за жадности Фаддея прервалась жизнь Матрены. И погибла она, помогая перетащить часть дорогого ей дома – частицу себя. Автор дает четкое указание на взаимосвязь смерти героини с разрушением дома. Этот дом, пожалуй, и был тем, на чем держалась вся сущность Матрены.

Перед смертью жизнь у Матрены наладилась – ей выплатили долгожданную пенсию, она купила себе красивое пальто, новую телогрейку и валенки. Игнатьичу она сказала, что теперь она «покой повидала», после всех прошлых тягот. Как мало оказалось нужно Матрене для счастья!

Солженицын раскрывает в рассказе тему неблагодарности государства и людей. С героиней никто не считается, прося о помощи, а пенсию ей приходится буквально выбивать. Для односельчан она – чудачка, ведь она не ставит своей целью нажить побольше добра. Подруг у нее не было, но ее добротой пользовались все.

После смерти Матрены Игнатьич понимает, насколько ее не ценили.

Он видит в ее личности чистые и светлые черты праведников, без которых невозможно ни маленькое село, ни огромная земля.


Пример сочинения: Доброта и жестокость в рассказе «Матрёнин двор»

Писатель Солженицын в своих работах старался рассказать правду будущим поколениям, изображая русскую действительность в годы тоталитарного режима. Сегодня на уроке мы изучали рассказ Солженицына Матренин двор. В нем писатель показывает жизнь простого люда, изображая глупости послесталинских порядков. Поработав над произведением Солженицына, давайте напишем сочинение по рассказу Матренин двор, приведя аргументы из произведения. 

Рассказ ведется от лица Игнатьевича — человека, вернувшегося из лагеря. Он пытается начать жизнь с чистого листа, приехав в деревню Тальново, устроившись работать учителем. Остановился рассказчик в доме главной героини произведения. Это Матрена — шестидесятилетняя женщина с нелегкой судьбой, которая не потеряла человеческих качеств, в отличие от окружающих ее людей. Для односельчан она была непонятной, но Матрена живет по совести, делает добро по велению сердца, и это ей очень нравится. Я бы назвала в своем сочинении героиню праведницей. Ведь в действительности Матрена была подобно библейской Марии. Кем же на самом деле является главная героиня из рассказа Матренин двор?

Мы видим трудолюбивую женщину, которая с легкостью может встать в четыре утра, занимаясь хозяйством. Если ее кто-то просил помочь, она тут же отзывалась, помогала безвозмездно, и ни одна пахота не проходила без нее. Матрена была волевым человеком, к тому же это смелая и сильная женщина, которая не побоялась остановить напуганного коня. А главное, Матрена была сильна духом. Она сумела выстоять перед трудностями, которые бросала ей судьба, сумела найти в себе силы, и после смерти детей жить дальше. Выдержала Матрена и известие о без вести пропавшем на войне возлюбленном. Женщина выходит замуж за его брата Ефима, но тот сделать счастливой женщину не сумел. А тут еще судьба возвращает пропавшего Фадея. Тот не понял женщину, и не простил ее поступка. Так и жила Матрена в одиночестве, никем не понятая, но не сломленная.

Матрена не думает о себе, а живет ради других. При этом ее доброту никто не ценит, наоборот, она всех раздражает. Лишь один рассказчик понимает женщину. Другие только используют ее доброту, не пытаясь заглянуть в ее душу, и не выказывая благодарности. Не нужны Матрене ни деньги, ни продукты, ей нужно лишь уважение и понимание, чего героиня так и не дождалась. В конце концов Матрена умирает, а деревня теряет праведницу, человека, без которого не стоит село. Только селяне осознают это слишком поздно, а ведь на таких людях держится не только деревня, но и вся страна.

В своем сочинении по рассказу Солженицына Матренин двор на тему доброты и жестокости хочется привести аргументы. Так, добро раскрывается через призму образа главной героини, которая не жалуется на судьбу, никому не желает зла, и безвозмездно помогает окружающим. Даже в разгар зимы она не жалеет своей избы для воспитанницы Киры. Не думая о себе, соглашается на разборку горницы. А при перевозке груза, помогая перевезти сани через железную дорогу, женщина погибает под колесами поезда.

Матрена от всего сердца дарила добро окружающим, но взамен получала лишь жестокость и удары судьбы. Как по мне, наибольшая жестокость исходила от Фадея, который так и не простил замужества Матрены. Хотя ее вины в этом нет. Просто не смогла женщина пойти против воли семьи Фадея. Фадей же всю оставшуюся жизнь мстил, пытался извести Матрену, и даже на ее похоронах начал дележку наследства.

Жестокость показана и в смертях детей главной героини. Что может быть больнее и страшнее, чем потерять своего ребенка? Но и здесь добрая, праведная женщина не ожесточилась и не отвернулась от людей, сумев пройти все испытания. Очень жаль, что таких людей остается все меньше, ведь именно они делают мир добрее и лучше.



Пример итогового сочинения-размышления по рассказу “Матренин двор”
или «Не стоит село без праведника»

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь.

Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.

Железная дорога чёрной змейкой убегает за горизонт, по ней всё так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее. Но “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход”. Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость.

Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да Игнатич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица.    
“Матренин двор” — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве.

Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина.

Люди ещё не знают, как жить дальше: из “пыльной горячей пустыни” бесчисленных лагерей они попадают “просто в Россию”, чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — “без жары, с лиственным рокотом леса”. Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли.

Устроился Игнатич учителем в местечке, “где не обидно бы и жить и умереть”, в Высоком Поле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали.

Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно. В этом посёлке смешались две эпохи — “однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых”.

На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме “с четырьмя оконцами вряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти.

Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом — хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: “не за деньги — за палочки”. Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы.

“Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев.

Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком”. Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии.

Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного (“кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать не могла”) и людей.

Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.

Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал.

Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.     Матрёна Васильевна — человек не от мира сего. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж.

Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскую героиню Марию.    

Матрёна у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой.

Её дом — сквозной символиче

Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти.

Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом — хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: “не за деньги — за палочки”. Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы.

“Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев.

Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком”. Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии.

Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного (“кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать не могла”) и людей.

Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.

Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал.

Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.     Матрёна Васильевна — человек не от мира сего. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж.

Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскую героиню Марию.    

Матрёна у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой.

Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных — чтобы продолжить род людской.     Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности.

Подобно Лукерье из рассказа Тургенева “Живые мощи”, Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно.     Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу.

Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрёны и её смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда. Под поезд она и попала… Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.    
Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведника” — по русской пословице.

Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведённым порядкам. Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. “Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым _лицом усопшей”. Плач родственников был “своего рода политикой”: в нём каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что “в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!” Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.

Рассказ “Матрёнин двор” невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу — Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.


Пример краткого сочинения: Нелегкая доля Матрёны: сострадание и любовь к людям

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.

Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Читайте также:  Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека
Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки.

метки: Рассказ, Женщина, Матра, Несмотря, Нанести, Обидеть, Популярный, Сочинение

  • Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

В 1959 году А.И.Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Несмотря на год создания, впервые его опубликовали в 1963 году под данным названием, так как «Не стоит село без праведника» было отвергнуто. Это рассказ о доброте человеческой души, где главная героиня Матрёна как раз и выступает в роли «праведника». По определению самого автора, она приходит к покаянию души через свои ошибки, сомнения.

Матрёна была очень отзывчивым, добрым человеком, но окружающие не отвечали тем же.

Матрёна — уже пожилая женщина, живущая без семьи. К ней попадает главный герой, рассказчик, который возвращается с фронта и надеется работать учителем в глубине России, но попадает в посёлок Торфопродукт и его местом жительства становится дом Григорьевой Матрёны Васильевны. Он узнаёт историю жизни женщины из её нерешительных вечерних рассказов и понимает, что она все года жила не для себя.

Сложная история с замужеством, дети от второго брака с братом бывшего мужа, которые долго не жили — всё это привело к тому, что в деревне её считали «порченой». В итоге она взяла девочку Киру на воспитание, которая выросла под крышей этого дома уехала в город жить. Таким образом, Матрёна Васильевна Григорьева никогда не жила для себя. Она работала на колхоз, на соседей, при этом не прося денег за свой труд. Женщина делала это из бескорыстных побуждений. Рассказчик понимает, что её судьба не такая простая, в самой Матрёне есть огромная сила. Говорят, она даже коня на скаку останавливала, чего не могли сделать мужики. На таких и держится эта деревня, но что с ней станет после такого?

Несмотря на всё пережитое, Матрёна всё ещё остаётся человеком с большой душой, принимает путника с заботой. Она добра, простодушна и отзывчива. Но эта отзывчивость в конце рассказа губит её саму. Она погибает во время того, как помогает мужу Фаддею перевозить часть своей избы через железную дорогу на санях. Он решил забрать половину, не дожидаясь смерти женщины. На похоронах родственники плачут больше из-за обязанности, чем из-за скорби, а Фаддей и вовсе на них не является.

Можно сделать вывод, что такая отзывчивость не была оценена простыми циничными людьми.

Также читают:

Картинка к сочинению Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

3 стр., 1172 слов

Матренин двор по рассказу Солженицына

… блага и достойного уважения. ` Матренин двор по рассказу Популярные сочинения Думаю, что у листьев много тем для … рассказ «Не стоит село без праведника». В конечном итоге Отзывчивость героини приводит её к смерти. Матрена помогает бывшему возлюбленному Фаддею перевозить бревна на … жить в своём доме. Матренин а изба была довольно просторной, помимо женщины здесь также жила старая кошка. Интересно, что …

Популярные сегодня темы

  • Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?

  • Лев Николаевич Толстой во всех красках описал события Первой Мировой войны в романе-эпопеи «Война и Мир», которое в дальнейшем стало бесценным произведением всех времён и народов.

  • 3 апреля 1886 — рождение Гумилева Николая Степановича в Кронштадте, в семье флотского врача. Через год чета Гумилевых переехала в Царское село, где с 1894 учился мальчик, но слабое здоровье мешало ему полностью усваивать учебную программу.

  • Если посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени

  • Ностальгический рассказ Бунина описывает быт русской деревни глазами помещика. В определенной степени именно усадьбы, подобные таким, которые описываются в рассказе и являлись своеобразными хранителями традиций русской культуры

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение что такое логин
  • Сочинение что такое сострадание куприн чудесный доктор
  • Сочинение что такое культура речи 10 класс кратко
  • Сочинение что такое сострадание 6 класс чудесный доктор
  • Сочинение что такое культура поведения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии