С тех пор, как я познакомилась с творчеством С. Есенина он на долгие годы стал моим любимым поэтом. Читаешь задушевные, доверительные, глубоко личные стихотворения Есенина, и кажется, что он обращается в них к своему единственному другу. И этим единственным другом оказывается каждый, кто возьмет в руки томик стихов поэта и останется наедине с ним.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь; с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил и перечувствовал, — и хорошее и плохое — на виду. И ты в ответ на эту откровенность проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души и с интересом следишь, как под влиянием времени и происходящих событий меняется его внутренний мир.
Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
[sms]
Многое сумело вместить в себя огромное чуткое сердце С. Есенина, но самое значительное место в нем занимает чувство Родины. О чем бы поэт ни размышлял, где бы ни находился, в какие бы глубины бытия ни проникал его «напоенный сердцем взгляд», перед ним всегда стоял «милый край» — Россия. Именно для нее он приберегал самые красочные эпитеты, самые задушевные интонации.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Жизненный путь Есенина берет свое начало в лугах озерах и полесьях Рязанщины. Талант его рожден ощущением прозрачной синевы вечернего неба, желтизны полей, алых красок закатов, хвойной позолотой леса, грустной деревенской песней. Поэтому образ Родины в творчестве Есенина прежде всего несет черты Руси сельской, деревенской.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Есенин трагически переживал коллизии преобразования русской деревни после революции, хотя сам октябрьский переворот сперва воспринял очень восторженно. Он ощущает себя последним поэтом соломенной Руси, и это поставляет ему страдания и за патриархальную, не тронутую веками деревню, и за себя, ее певца. Но со временем Есенин понял, что без обновления, которое нес деревне чуждый поэту город, деревня обречена на гибель, поскольку у нее нет будущего. В индустриальном преобразовании села Есенин сумел увидеть будущее могущество, возрождение Родины.
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Чувства поэта стихийны, как и любимая им природа родного края. Бескомпромиссность и максимализм, безоглядность и удаль — источники лирической энергии Есенина. Ведь у него если счастье, то «оголтелое», если тоска, ) «разгульная», чувства — «буйные», пыл — «бешеный», сердце — «сумасшедшее».
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле.
Пришпоренная смелым ездоком.
Драматизм и человечность переживаний поэта, связанные с его попытками разобраться в себе и в суровых, неоднозначных событиях сложного переломного времени, в котором ему довелось жить, до сих пор не потеряли и еще долго не утратят своей волнующей силы. Сквозь грусть в его стихах просвечивает такое трепетное жизнелюбие оно не может не трогать и наши сердца. Философия и психология человеческой души тесно переплелись в творчестве С. Есенина, и это делает его стихотворения понятными даже людям других стран, национальностей, вероисповедений.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.[/sms]
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
А. Толстой
Любимый поэт своими стихами нередко заставляет человека думать об окружающем. Порой люди даже не замечают его присутствия, но, как мне кажется, он всегда рядом. Таковым для меня является Сергей Есенин. Многое в его поэзии волнует мою душу. Иногда рождаются такие мысли, которые удивляют меня, поражают. О чем же я думаю, листая сборник стихов Есенина?
В.Смирнов сказал об одной из особенностей поэта: «Он как бы обнажает себя перед читателем». Конечно, эти слова можно понять по-разному, но для меня они являются доказательством простоты есенинской поэзии, открытости его души. По-моему, поэт стремился показать людям свой внутренний мир, а не скрыть его. Может быть, поэтому мои мысли нередко совпадают с размышлениями С.Есенина? Этот человек говорил обо всем: о жизни, о любви, о Родине. Читая его стихи, нельзя не думать о будущем. Поэт как бы помогает нам построить свою жизнь. Опираясь на его творчество, я открываю для себя те чувства, те мысли, которые характерны именно для Есенина. В своём сочинении я хотела бы написать о самых важных вопросах, которые рассматривал поэт в своих произведениях. По-моему, ни один из них не может оставить человека равнодушным.
С каким-то волнением перечитываю я следующие строки:
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
Поэт писал о том состоянии человека, когда готовность отдать всё ради кого-то достигает своей наивысшей точки. Чистые чувства, как мне кажется, переполняли его. Они передаются и читателю. Я думаю, что тема любви у Есенина носит какой-то особенный характер. Меня поражает его стремление к добру, которое проходит через всё творчество поэта. Сам он понимает любовь как нечто божественное, высокое. Создавая шедевры, Сергей Есенин говорил просто, но красиво, вкладывая в стихи всю свою душу:
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Не случайно в этом стихотворении любовь сочетается с природой, ведь это чувство само по себе — естественное явление. Поэт честен перед нами, он говорит: «Я сердцем никогда не лгу». Его слова подтверждают, что любовь всегда искренна. Читая стихи С.Есенина, я поняла, что важна не взаимность чувств, а понимание между людьми. Нередко бывают разрывы, любовные трагедии, даже поэт был не избавлен от них, но печаль не должна захлестнуть честь. В трудную минуту нужно суметь сказать так, как сказал Есенин:
Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени…
Благородство в любви характерно для поэта. Он никогда не обвиняет женщину, напротив, Сергей Есенин защищает её, оберегая от бесправия:
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк…
Да, Любовная лирика Есенина разнообразна. Но все стихи об этом прекрасном и несравненном чувстве объединяет одно: они написаны с чистой душой. Читателю передаются мысли самого поэта, который словно поклоняется женщинам. Мне кажется, что С.Есенин в своих стихах хотел выразить свою любовь не только к красивым, обворожительным девушкам, но и к матерям, ведь они тоже относятся к прекрасному полу. Вновь и вновь перечитывая отдельные строки, я думаю о том, что любить — это счастье!
«Моя лирика жива одной лишь любовью — любовью к родине. Чувство родины основное в моём творчестве», — писал Есенин. Много стихотворений посвятил поэт стране, где он родился и провел жизнь. Я хочу отметить, что его произведения говорят не только о Руси:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судорогу щёк.
Есенин любил эту землю, он не желал другой. По словам В.Смирнова, поэт — «сердце, душа русского народа, его разинский и шаляпинский голос!» Сергей Есенин воистину был предан России. Сам он родился в деревне, о чем впоследствии скажет:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Поэт не скрывал тревоги за будущее всего человечества, всей нашей планеты, но верил в братство народов. Он не мыслил себя, своей жизни без России, его судьба была крепко связана с судьбой нашей страны:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С. Есенин был, по-моему, одним из тех, кто ради «края любимого» готов пожертвовать собой. Читая его стихи о Родине, я думаю о том, как высоки слова поэта о России. Насколько сильно он переживал за неё! С. Есенин как бы призывает людей к борьбе за счастье, за свободу:Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли,
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, пёсий лай.
Стихи Есенина не устарели, они и сейчас не теряют своего смысла. Как тяжело становится на душе, когда думаешь о том, что переживания поэта были ничуть не напрасными?! Что сейчас представляет из себя Великая Русь? Но нужно стремиться к лучшему. Есенин хотел видеть страну счастливой. Может быть, поэтому его стихи звучат как призыв?
Любовь к Родине проявляется у поэта и в том, как он рисует природу.
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Только человек, искренне любящий родную землю, мог произнести такие слова. А вот В.Смирнов напрямую заявил, что «Есенин и есть Россия». Я думаю, никто и никогда не станет этого отрицать. Ведь этот поэт всегда останется для нас тем человеком, который так легко и просто мог описать самые красивые уголки нашей Родины.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Природа у Есенина всегда живая. В его стихах кроется какая-то загадка, способная оживить всё окружающее. Невольно рисую я перед собой картины, которые пишет поэт. По-моему, для Сергея Есенина природа — это вечная красота и вечная гармония, и человек является её неотделимой частью. Его стихи будят во мне что-то такое, что стремится преодолеть ту грань, которая находится между мной и поэтом, мной и его словами:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Да, Есенин был и будет певцом русской природы, именно певцом!
Многие говорят, что Сергей Есенин был рождён поэтом. Да, конечно, стихи он начал писать с раннего детства. Но что значит для него самого быть поэтом?
… это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
В наше время в погоне за материальным мы теряем души. Для меня духовной и нравственной опорой является Есенин. Он во многом мне помогает. Я думаю, быть поэтом — это значит быть еще и наставником для кого-то.
Ещё одна тема, о которой я хотела бы поговорить — это размышления о жизни. Сейчас, когда время становится очень сложным и трудным, будет не лишним отметить для себя те понятия, которые являются наиболее важными.
Поэт пережил очень многое в своей жизни: его обвиняли в пьянстве, стихи считали запретными. Но он не сдавался:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Сергей Есенин размышляет о сути человеческого бытия, о жизни и смерти, о добре и зле, о вечности и бессмертии. Особенно поражают меня его слова, написанные матери:
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Человек не выбирает день смерти, но поэт не хочет огорчать любимого человека, ведь мать дорога ему.
Как велико значение есенинской философии для меня! Как глубоко затрагивает он душу! Поэт говорит о самом важном так, что просто невозможно не запомнить его строк:
И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжёшь.
Есенин прожил тридцать лет. Откуда такие мысли? Его жизнь по количеству прожитых лет можно назвать очень короткой, но она была, по-моему, перенасыщена событиями, о чём говорит всё творчество поэта. Смерть Сергея Есенина потрясла многих. «Погиб величайший поэт…», — писал в те дни Алексей Толстой. Сейчас очень много рассуждают об «убийстве» и «самоубийстве» С.Есенина. На данный момент ни у кого нет уверенности ни в том, ни в другом. Но тем, кто любит поэта по-настоящему, нет разницы. Все они уважают его таким, каков он был. Тему размышлений о жизни я хотела бы закончить последними строками Сергея Есенина:
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
О многом задуматься заставляет меня поэт. И не то, чтобы принуждает, просто, читая его стихи, я невольно рисую себе жизнь, которая ожидает меня. Люди говорят: «Учись на ошибках других». А я хотела бы сказать по-другому: «Ищите идеал, ищите учителя, и, без сомнений, он вам поможет». И я нередко советуюсь с Есениным. Стоит открыть сборник его стихов, тут же ответ на все вопросы. Почему? Да потому, что все произведения поэта написаны именно для нас — тех, кому нужен совет. Ведь каждое его стихотворение в разные моменты жизни можно понять по-разному. Творчество С.Есенина способно повлиять на любого человека.
Пожалуй, наиболее знаменитым русским поэтом по праву можно считать Сергея Александровича Есенина. Благодаря своему творчеству он показался миру как прекрасный, утонченный лирик, который словом сможем достучаться до глубины любой человеческой души и пробудить в ней самые прекрасные чувства. Стихотворения поэта примечательны тем, что каждый из нас можем найти в них себя, ощутить те же чувства, что и лирический герой.
Творчество Сергей Есенина не похоже ни на одно другое, а талант юного поэта проявился в его еще ранних стихотворениях. С. Есенин начал свой творческий путь с восьми лет. Видимо оттуда, из крестьянского детства он научился чувствовать природу всей душой. Его талант выразился в умении гармонично, величественно описать родную природу. Также поэта знают как настоящего патриота своей страны. Есенин любил не только свой родной край, но и его природу, людей, живущих там.
Говоря о стихотворениях, можно сказать, что все они наполнены образами. Именно их считал наиболее важным в стихотворениях талантливый поэт. С помощью этих самых образом, Сергей Александрович вызывал в душе каждого читателя теплые, искренние чувства. Ведь поэт любит свою работу, он вкладывал в нее всего себя, от чего в итоге получаются шедевры.
Самым любимым произведением этого поэта я считаю стихотворение «Отговорила роща золотая». Это произведением поразило меня описанием необычайного пейзажа и откровенными раздумьями автора. Центральный мотив стихотворения — размышления о прошедших годах. В произведении присутствуют два главных образа, которые тесно связаны между собой — лирический герой и осенняя роща.
Таким образом, хочу сказать, что читая строки Сергея Александровича, можно невольно испытать теплоту, чистую, искреннюю любовь к родным местам и их природе. Поэзия поэта заставляет не только поверить в чудо, но и словно прикоснуться к нему. Именно за это любят талантливого поэта, именно за это его помнят не только в России, но и по всему миру.
Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя поле безбрежное Дышит запахом меда и роз. С. Есенин С тер пор, как я познакомилась с творҹеством С. Есенина, он на долгие годы стал моим любимым поэтом. Читаешь задушевные, доверительные, глубоко лиҹные стихотворения Есенина, и кажется, ҹто он обращается в них к своему единственному другу. И этим единственным другом оказывается каждый, кто возьмет в руки томик стихов поэта и останется наедине с ним. Листья падают, листья падают. Стонет ветер, Протяжен и глух. Кто же сердце порадует? Кто его успокоит, мой друг? Когда ҹитаешь есенинские стихи и поэмы, ҹувствуешь: с тобой говорит ҹеловек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, ҹто он пережил и переҹувствовал, и хорошее и плохое на виду. И ты в ответ на эту откровенность проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души и с интересом следишь, как под влиянием времени и происходящих событий меняется его внутренний мир. Я все такой же. Сердцем я все такой же. Как васильки во ржи, цветут в лице глаза. Стеля стихов злаҹеные рогожи, Мне хоҹется вам нежное сказать. Многое сумело вместить в себя огромное ҹуткое сердце С. Есенина, но самое знаҹительное место в нем занимает ҹувство Родины. О ҹем бы поэт ни размышлял, где бы ни находился, в какие бы глубины бытия ни проникал его "напоенный сердцем взгляд", перед ним всегда стоял "милый край" Россия. Именно для нее он приберегал самые красоҹные эпитеты, самые задушевные интонации. Но люблю тебя, родина кроткая! А за ҹто разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Жизненный путь Есенина берет свое наҹало в лугах, озерах и полесьях Рязанщины. Талант его рожден ощущением прозраҹной синевы веҹернего неба, желтизны полей, алых красок закатов, хвойной позолотой леса, грустной деревенской песней. Поэтому образ Родины в творҹестве Есенина прежде всего несет ҹерты Руси сельской, деревенской. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенҹатой избы. Есенин трагиҹески переживал коллизии преобразования русской деревни после революции, хотя сам октябрьский переворот сперва воспринял оҹень восторженно. Он ощущает себя последним поэтом соломенной Руси, и это доставляет ему страдания и за патриархальную, не тронутую веками деревню, и за себя, ее певца. Но со временем Есенин понял, ҹто без обновления, которое нес деревне ҹуждый поэту город, деревня обреҹена на гибель, поскольку у нее нет будущего. В индустриальном преобразовании села Есенин сумел увидеть будущее могущество, возрождение Родины. Мне теперь по душе иное... И в ҹахотоҹном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Чувства поэта стихийны, как и любимая им природа родного края. Бескомпромиссность и максимализм, безоглядность и удаль истоҹники лириҹеской энергии Есенина. Ведь у него если сҹастье, то "оголтелое", если тоска, то "разгульная", ҹувства "буйные", пыл "бешеный", сердце "сумасшедшее". Не знали вы, ҹто в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Драматизм и ҹеловеҹность переживаний поэта, связанные с его попытками разобраться в себе и в суровых, неоднознаҹных событиях сложного переломного времени, в котором ему довелось жить, до сих пор не потеряли и еще долго не утратят своей волнующей силы. Сквозь грусть в его стихах просвеҹивает такое трепетное жизнелюбие, ҹто оно не может не трогать и наши сердца. Философия и психология ҹеловеҹеской души тесно переплелись в творҹестве С. Есенина, и это делает его стихотворения понятными даже людям других стран, национальностей, вероисповеданий. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназнаҹенное расставанье Обещает встреҹу впереди. До свиданья, друг мой, безруки, без слова, Не грусти и не пеҹаль бровей, В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конеҹно, не новей.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Читая С Есенина. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинение «Читая Есенина »
. Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным
мы зовём высшим моцартовским началом,
На мой взгляд, самое важное качество поэта — ощущение собственной необходимости для людей, убеждение в том, что его произведений не могло не быть. Именно такова поэзия Есенина. Это доказано всей её судьбой — и радостным в ней, и печальным, и тем, как трагическое преодолевалось миллионами её защитников.
Читая лирику Есенина, чувствуешь необычайную силу “изумрудности” его поэзии, которая “тайно” воздействует на все те струнки “ранимой души”, зовущейся Человеческим Сердцем. Ведь он всегда стремился вселить в людей веру в свет, раскрыть радости жизни, вернуть в мир человеческих отношений надежду, сказать им слово сочувствия.
Моему взгляду на окружающий мир близко то, что жизнь для Есенина самоценна, не зависима ни от каких временных, преходящих обстоятельств, не подчинена никакой шкале ценностей, ибо именно она и есть главная шкала.
Жизнь, по Есенину, -цветущий земной сад, и человек в этом саду — один из прекрасных его плодов: “Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек”. Предвосхищает этот вывод образ цветущего сада, данный, что называется, в двух словах, но такой зримый, осязаемый, что так и хочется шагнуть в его росы:
Дымком отдаёт росяница
На яблонях в белом саду.
Образ сада — один из моих любимейших в есенинской поэтике:
В саду горит костёр рябины красной.
Я вернусь, когда раскинет ветви.
Вижу сад в голубых накрапах.
Отшумим, как гости сада.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.
Кажется мне, осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду.
В наши дни, когда человечество с недоумением взирает на плоды своего “хозяйствования” на земле и не успевает заносить в Красную книгу вымирающих зверей и птиц, исчезающие растения, пересыхающие реки и родники, думается, пришла пора по-настоящему оценить любовь Есенина ко всему разнообразию живой земной жизни.
Ставшее хрестоматийным стихотворение “Песнь о собаке” подобно обнажённому нерву раскрывает боль души поэта, проникая напрямую и в мою, читательскую душу. Не случайно именно в связи с этим стихотворением Горький назвал Есенина “органом, созданным природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия. ”. Я не буду останавливаться на анализе, на поэтике стиха. Выскажу лишь своё, может быть, ошибочное мнение о том, что собаки, вместе с жеребёнком и лошадью, — вторая большая любовь поэта среди четвероногих. Присмотритесь внимательно, и вы поймёте, как прекрасны в своём очаровании “поэтические образы”: этот вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим сродни человеку, он почти его второе “я”; это любимый, верный пегий пёс детства, истинный друг, с которым “краюху хлеба кусали мы с тобой по разу. ”; это деревенская безвестная “сука” — трагический образ материнства, наконец, множество бесчисленных, но не менее любимых:
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я готов отдать мой лучший галстук.
С родиной связана лучшая есенинская метафора — “страна берёзового ситца” (кстати, уходящая своими истоками и в народную поэтику) и самый нежный образ в его стихах — образ прекрасной девушки-берёзки. Ей посвящены лучшие стихи.
“Все мы яблони и вишни голубого сада”,- говорил Есенин (“Певущий зов”). В основе этого яркого, необычного образа — мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней нерасторжимыми кровными узами.
Характерное для устной народной поэзии ощущение кровной связи с природой, порождённое каждодневным общением с ней крестьянина, его зависимостью от неё, пронизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она и сегодня так волнует нас. По своему мироощущению он был крестьянским сыном, творчество его тянулось к фольклору, взгляд поэта на природу, как мне кажется, оставался наивно-материалистическим. Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан выражена в стихах Есенина через всю образную систему, через саму поэтику. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя то деревом, то травой, то рекой, то лугом.
Я ещё никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения — это олицетворение плюс метафора, которая тоже часто содержит элемент олицетворения (“изба-старуха”). Своеобразным моим открытием лирики Есенина является так называемое “олицетворение наоборот”, когда происходящее с человеком отождествляется с явлением природы:
Облетает моя голова,
Куст волос золотых вянет.
Мне нравится в потёмках освещать.
И всё же Есенина я не представляю себе без его знаменитого и нашумевшего в своё время цикла стихотворений “Москва кабацкая”.
Мой Есенин — это прежде всего поэт “заоблачной Москвы кабацкой”.
Известно, что в марте двадцатого года Есенин вместе с Мариенгофом и Повицким побывал в Харькове. В степях Южной Украины гуляет крестьянский бунт. ЧК отлавливает мятежников и заподозренных и расстреливает, и расстреливает, и расстреливает. Как расстреляли до этого Кронштадтский мятеж, как расстреливали лучших людей России, участников заговоров, и среди них её поэта — Гумилёва. Мог ли Есенин, гражданин и поэт, даже не поэт, а “орган, созданный природой исключительно для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия”, мог ли он оставаться равнодушным или написать:
. телами рвы заполняли вы,
по трупам перейдя перешеек.
Даже не мыслится такое в устах Есенина. Будучи не только выразителем народного миросозерцания, но и христианской заповеди “не убий”, будучи их носителем, Есенин и сейчас, в эти жестокие годы, остаётся самим собой, остаётся Человеком.
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам,
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Пройдут годы и десятилетия, но “пряный запах” благоуханного сада есенинской поэзии будет всегда присутствовать в моей жизни и давать недюжинные силы переносить различные невзгоды на своём нелёгком тернистом пути.
Я люблю Есенина! Люблю как поэта за “артистичность” и то “высшее моцартовское начало”, которое зовётся “моцартовской стихией”: “музыку родных раздолий”, шум зелёных дубрав, всепоглощающую и “одурманивающую алым наветом лепестков роз” любовь, одухотворённые “живые” образы заросшего пруда, поля, белого сада. Его поэзия запала в мою душу, в моё совсем ещё юное, “ранимое сердечко”. Когда тебе грустно, “печаль тебя томит тоскою одинокой”, берёшь в руки томик есенинских “изумрудных” стихов, перелистываешь его “блестящие” страницы, и на душе становится светло и спокойно, чувствуешь умиротворённость, безмятежность. Так и хочется жить, жить и наслаждаться жизнью, испив из её чаши до дна. Ведь что ни говори, а она прекрасна, прекрасна, несмотря ни на что:
«Поле любимо, но небо возлюблено, Небом единым жив человек».
А. Вознесенский
«В продуманности строки — тончайшая тяжеловесность, Ей это приносит известность и ценят её знатоки. В нечаянности строки есть слишком завидная лёгкость, и можешь кусать себе локоть, но именно это — стихи».
Е. Евтушенко
Поэтами рождаются. Кто знает, почему человек рисует или сочиняет рифмованные строки? Раньше говорили: «Вселяется в человека нечистая сила». Сейчас её называют талантом.
«В развалинах духа, где мысль победила,
Спаси человека, нечистая сила».
Кто знает, поэт владеет талантом или талант — поэтом? Один рязанский мальчик увидел берёзы, «как большие свечки», «ели, словно копья», раньше, чем научился читать. Поэтами рождаются.
Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии (Максим Горький). Его стихи естественны, как дыхание. Он не сочиняет строки — «они рождаются, как брызги из фонтана». Он не придумывает образы, он мыслит ими. Он пишет о том, что видит, больше о том, что чувствует, но видит и чувствует он многое.
Один современный композитор сказал, что человек, один человек, не может создать ничего совершеннее народной песни, как бы талантлив он ни был, потому что народную песню создавали тысячи талантливых людей. Так вот стихи Есенина сродни народной песне. Они выросли из земли русской, на её лугах, под её небом, вместе с её цветами.
Как они звучат:
«И часто я в вечерней мгле,
Под звуки надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле…»
Как они зримы:
«Когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь…»
Они — поэзия, воплощение звука, образа, ощущения — в слове. О них трудно поэтому говорить, их легко слушать. Стихи Есенина сохранили облик его. Через стихи, сквозь них виден весь Есенин, как отражённый в озере. Человек этот был наделён обилием любви к людям, земле и животным. От него, наверное, исходил неиссякаемый свет: обаяние его — отсвет доброты. Люди, которым отпущено много душевного огня, трудно живут на свете. Они — как свечи, освещают и согревают, сгорая. Вот откуда противоречие: жажда жизни и предчувствие её потери:«Есть одна хорошая песня у соловушки —
Песня панихидная по моей головушке».
Не секрет, что умным людям жить нелегко, талантливым — еще тяжелее. Их путь так мощён, что иногда разрывает артерии.
«Не всякий, длани кто простёр,
Поймать сумеет долю злую.
Как бабочка — я на костёр
Лечу и огненность целую».
Есенин, как мне кажется, не успел достигнуть своего расцвета, своей болдинской осени. Его последние стихи говорят о новых гранях таланта. Он не стал писать лучше, чем в молодости, дело не в мастерстве. Его стихи изменились так, как изменился он сам. Появились философские обобщения — плоды зрелости, стремления вникнуть в суть человеческой души. «Чёрный человек» — это обнажённые струны нервов, это психологическая анатомия. Если бы судьба Есенина не была бы известна, по его стихам её можно было бы прочесть.
Пророческие строки, как колокола, возвещают о близкой беде. Их не услышали тогда: слишком много было другого звона. Но если бы он выжил тогда, не обернулся бы кризис взлётом, не стал бы источником новых прозрений? За этим вопросом — Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин. Поэты гибнут. Судьба убивает их болезнью, дуэлью, собственными руками — всё равно Поэты гибнут.
«Зачем певец, лишённый в жизни места,
Так чувствует всю прелесть этой жизни?»