Сочинение черкашин кукла

     МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68»

Отзыв к произведению Г.Черкашина «Кукла»

Автор: Спесивцев Александр Алексеевич, 2г класс

Учитель: Панина Инна Алексеевна

        Что такое война? Это гибель людей, боль, страдание, разруха. Как хорошо, что я не знаю этого! Именно в такое тяжелое время люди понимают, что главное, а что совсем неважно. Я с мамой часто читаю книги о войне. Геннадий Александрович Черкашин  с мамой и братом был в эвакуации в городе Прокопьевск. Его отец погиб в августе 1941 года. Маленький Гена видел войну. И она заставила повзрослеть его, научиться понимать жизнь, ценить ее.

  Его рассказ «Кукла»  мне посоветовала прочитать учительница. С первых же строк я понял, что тяжело читать о страданиях людей. Я всегда думал, что общее горе должно объединять всех. Но на самом деле это не всегда так. Даже в те, тяжелые, времена находились люди, которые забывали о самом главном  — о душе человека, о совести, о доброте. Мне всегда хочется верить в  светлое, чистое. Когда я читал, то до последнего надеялся на счастливый конец.

   Сюжет рассказа прост и  понятен мне. События  происходят во время Великой Отечественной войны. Семья пытается выжить в блокадном Ленинграде. Беда пришла в каждый дом. Главные героини, мама с дочкой, не теряют надежды на лучшее и пытаются поддержать  ее в других людях. Чужая бабушка уронила в прорубь бидон, а мама отдала ей свой. Не потому, что у нее был другой, а потому, что так поступать правильно –  по-человечески. И девочка видела все это. Наверное, поэтому она так спокойно оставила свою любимую куклу Машу дома, когда покидала блокадный Ленинград вместе с мамой. Ей объяснили, что игрушка займет место живого ребенка. А ведь она так любила свою куклу!

  А как здорово мама говорила о чае «Белые ночи»! Простой кипяток! И они все вместе, живы.

   Меня очень удивила девочка, которая смогла понять маму. Та просила называть ее Екатериной Сергеевной в присутствии других детей из детского дома. Ведь так обидно знать, что ты не можешь подбежать к маме, обнять ее и поцеловать. Обидно, что она теперь не только твоя, но и общая. И  ты как все другие ребята. Наверное, я бы так не смог.  Какая мудрая мама у девочки! Нельзя сиротам показывать, что у других детей есть родители. Это ранит их. Ведь беда объединила всех, сделала семьей. И поэтому мама на всех одна.

   После снятия блокады мама с дочкой возвращаются в родной город. Их профессорская квартира занята, бабушка с дедушкой умерли с голоду. Надо начинать жить сначала. Им дали квартирку, где не было даже стекол в окнах. Девочка пошла в школу. Наступила мирная жизнь. И здесь случилось чудо. Девчушка случайно видит свою куклу в витрине комиссионного магазина. Ту самую, которую ей подарил дедушка. Продавец не хочет вернуть ей Машу. Но девочка думает, что он просто побоялся отдать куклу ребенку.

   Мне очень не понравилась женщина, которая сдала игрушку в магазин. Она заняла чужую  квартиру, присвоила чужие вещи и даже не призналась в этом. Мама девочки просила вернуть куклу, но безуспешно. Стыдно так поступать! Ведь это память о погибшем дедушке. Тогда  мама обещает выкупить игрушку для дочки. И девочка верит ей и ждет, что «подружки» скоро будут вместе. Для нее кукла живая. Девчушка каждый день после уроков бежит к ней, читает ей книги и часами разговаривает.

  И вот настал тот счастливый день, когда кукла Маша и ее хозяйка смогли бы обнять  друг друга.  Теперь должно быть все по-другому. Но мама опоздала на целую неделю. Машу купили чужие люди. В этот момент мне захотелось кричать : «Несправедливо!»! Почему так случилось?! Девочка ведь заслуживает счастья.  Удивительно то, что маленькая дочка сама стала утешать маму, жалеть ее. И трудно было понять, кто же из них ребенок?  Неужели девочка так быстро повзрослела? Да! Война сделала ее старше, мудрее. Я думаю, она понимала главное — война закончилась, а они с мамой вместе, живы.

   Мне кажется, что эта книга помогает стать добрее, честнее. Надо делать только то, за что тебе не будет стыдно. Нельзя стать счастливым, если кому-то плохо. Я думаю, что девочка — настоящий человек, которым мама может гордиться.

   Когда мы с мамой читали книгу, то плакали. А я подумал: « Как хорошо, что у нас нет войны! Как  хорошо,  что я, мама, папа – все  мы вместе!»

ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РАССКАЗЕ Г.ЧЕРКАШИНА«КУКЛА»

(Урок литературы  в 5 классе)

 Данный урок литературы основан на прочитанном учащимися рассказе Г.Черкашина «Кукла», который является лучшим произведением о блокаде Ленинграда.

Цель: определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны; узнать, что пережили дети блокадного Ленинграда.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла произведения Г. Черкашина «Кукла».

Регулятивные: формировать умение чувствовать, сопереживать, представлять «живые картины».

Коммуникативные: развивать умение связно излагать мысли, отвечать на вопросы.

Познавательные: расширить представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., блокаде Ленинграда.

Технология: развитие критического мышления, приём «Шести шляпмышления».

 Эпиграф:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

                                         Ю. Друнина

Ход урока

  1. I. Этап мотивации к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга.  Садитесь. Начинаем урок литературы.

  1. II. Постановка проблемы. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю.Друниной. Как вы думаете, о чем эти стихи?

III. Формулировка учащимися темы урока.

— Война – это боль, кровь, звуки орудий и бомб. Она рушит жизни сотен тысяч людей. Страшное слово «война» коснулось и главную героиню, девочку из рассказа Геннадия Черкашина «Кукла». Это сказка о девочке и её кукле, которые вместе переживают войну и блокаду.

— Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока?

-Тема урока звучит так: «Истинные человеческие ценности в рассказе Г.Черкашина «Кукла».

Ребята, нам нужны 2 группы.

  1. IV. Актуализация.

— В русской литературе много произведений, посвящённых Великой

Отечественной войне, о блокаде Ленинграда снято немало документальных и художественных фильмов.

— Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

(просмотр фильма «Блокада Ленинграда»).

— Запишите свои ассоциации в таблицу. Как вы считаете, какие звуки, запахи чувствует человек на войне.

-Прочитайте свои ответы. Молодцы, ребята.

  1. V. Пробное учебное действие.

          — Одним из русских писателей, который сумел передать все ужасы войны, был Геннадий Александрович Черкашин. Его творчество связано с Ленинградом неслучайно: писатель учился в Ленинградском университете. Этот город является второй родиной для Г.Черкашина.

-872 дня длилась блокада Ленинграда. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от блокады.

Книгу о блокаде Ленинграда Г.Черкашина «Кукла» нужно читать не спеша, хотя её можно с лёгкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о потерях, верности и честности, о вещах, ценных благодаря памяти о человеке и любви.

Следующее задание — нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Карточка для обеих групп.

От слов: «В наших окнах свет! Неужели они живы?» до «…появится дедушка и позовёт её…».

Команды готовят иллюстрацию.

  1. VI. Целеполагание

         -Реалии блокадного Ленинграда не показаны во всей своей ужасающей полноте, а переданы через несколько характерных для того времени картин: чай без заварки «белая ночь», незнакомая бабушка, уронившая в прорубь бидончик

Задание группам: составить план по ключевым фрагментам.

VII. Творческая практическая деятельность

Страшный холод, голод и единственный символ детства — кукла Маша… Маша не просто кукла, подаренная дедушкой, а частичка волшебного мира и память о близком человеке, ниточка, связывающая с прошлой жизнью, с любимыми людьми.

-Ребята, давайте попробуем войти в роль. Я вам приготовила отрывки для инсценировки.

Карточка для 1группы.

Фрагмент от слов: «В детдоме мама работала воспитателем…» до «…со всеми прижималась к своей маме».

Карточка для 2группы.

Фрагмент от слов: «Перед знакомой дверью мама позвонила и взяла девочку за руку» дослов: «- Пошли, — сказала девочка, — Идём, мама, ну идём же!».

-Слово предоставляется первой группе (инсценировка).

-А сейчас выступает вторая группа.

-Ребята, перед вами необычный сундук. Подойдите, пожалуйста, и выберите себе одну шляпу определенного цвета по желанию или же по настроению. Займите, пожалуйста, свои места. Я вам предлагаю их примерить. Ребята, как вы уже поняли, сегодня на нашем уроке будем использовать приём «Шесть шляп мышления».

Вопросы по фрагменту у вас на столе. Карточку берем по соответствующим цветам шляп. Прочитайте их и подготовьте ответ в течение одной минуты.

            Белая шляпа:

–Какие факты из текста узнали?

Красная шляпа:

–Какие чувства возникают после прочтения отрывка?

Жёлтая шляпа:

–Какие положительные моменты мы можем выделить, прочитав данный отрывок?

Зелёная шляпа:

–Какие новые подходы (идеи) возможны в сложившейся ситуации? 

Чёрная шляпа:

–Какие скрытые недостатки можно увидеть в данном тексте?

Синяя шляпа:

– Что вы чувствовали, когда читали данный отрывок? 

Карточка для 1группы.

Фрагмент от слов: «Возле проруби было очень скользко от расплескавшейся и сразу же замёрзшей воды» до «Но девочка больше никогда не видела этой незнакомой бабушки».

Карточка для 2группы.

Фрагмент от слов: «- Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет» до «- Ничего, мама, — сказала девочка. —  Ничего…».

Выступления учащихся.

VIII. Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия.

О чем заставило задуматься это произведение? Да, книга «Кукла» — это не только рассказ о девочке и её игрушке. Это рассказ о подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

Да, ребята, история заканчивается грустно. Но мы знаем, каким бы ни был финал, маленькая девочка сможет устоять, как сумели устоять в блокаду и не растеряли в себе человеческое люди этого города, так как нельзя строить счастье на бедах других.

Автор хотел увековечить память о тех страшных днях, чтобы не повторялось зло, а добра становилось больше. Я уверена, что спустя многие годы вы еще не раз откроете страницы книги Г.Черкашина «Кукла» с его и прочитаете эту потрясающую историю.

  1. IX. Домашнее задание.

Написать продолжение рассказа «Кукла».

Ландыш АХМЕТОВА,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»

В день снятия блокады по советскому радио не раз звучал этот рассказ Геннадия Черкашина. Оберегал ли автор юного читателя, детская ли психика так защитила девочку-прототип героини, мама ли ее помогла сохранить такое восприятие, но реалии блокадного Ленинграда не показаны во всей своей ужасающей полноте, а переданы через несколько характерных для того времени картин: чай без заварки под названием «белая ночь»; «уснувший» трамвай на улице и уснувшая навсегда соседка; незнакомая бабушка плачет, уронив в прорубь бидончик…  Потом жизнь в эвакуации в детском доме, где мама была воспитателем. Возвращение в родной город, где течет «наша Нева» и где уже никто не ждет…

Когда мама и дочь уезжали из Ленинграда, девочка хотела взять с собой красивую дорогую куклу, которую подарил ей дедушка-профессор, мамин отец. Но ведь брать нужно только самое необходимое, а оставшиеся в городе родители мамы сказали, что кукла будет напоминать им о внучке. Блокада закончилась, дедушки и бабушки больше нет, а кукла теперь в витрине комиссионного магазина. И мама девочки ставит перед собой цель – вернуть ее как память об отце, как ниточку, связывающую с прошлой жизнью, с любимыми людьми…

Это горькая жизненная история всего лишь одной семьи. Черкашин родился не в Ленинграде, а в другом городе-герое, в Севастополе. В первые месяцы войны оставшись без отца, он прошел через осаду, эвакуацию и возвращение. Детские воспоминания легли в основу его книг.

Рассказ «Кукла» написан Геннадием Черкашиным по воспоминаниям жены, ребенком пережившей блокаду, и посвящен ее маме, Юлии Михайловне Лазуркиной. Супруга писателя Валентина не могла помнить деда по материнской линии, потому что он, известный большевик и ректор университета, был репрессирован в год ее рождения, в 1937-ом. Трудно сказать, была ли в ее жизни такая кукла, но это и неважно, потому что кукла здесь – это символ, материальное воплощение памяти, каким может стать любая сохранившаяся вещица.

Сердечную память отнять невозможно. Но все же, как больно, когда хочешь, но не получается ее оградить от грубости и равнодушия…

В 1989 году рассказ был опубликован с иллюстрациями братьев Траугот, один из которых подростком жил в осажденном Ленинграде. Несколько лет назад книга с узнаваемыми трауготовскими иллюстрациями, дополняющими эту щемящую историю, была переиздана.

Кукла

Посвящается Юлии Михайловне Лазуркиной

Cразу же после уроков девочка бежала к комиссионному магазину. Она вприпрыжку спускалась с крыльца, сворачивала налево, в конце квартала снова сворачивала налево и две остановки пробегала вдоль трамвайного маршрута номер одиннадцать, потом нужно было повернуть направо и бежать одну автобусную остановку — здесь на углу и находился комиссионный магазин. Но чтобы увидеть куклу в витрине, нужно было ещё раз повернуть за угол вот на этом углу сердце её билось особенно сильно, и было больно, и не хватало воздуха: а вдруг, думала она, вдруг там куклы уже нет.

Однако кукла всё ещё была здесь. Вместе с плюшевым медвежонком. Медвежонок смотрел на куклу и протягивал ей голубой и красный резиновый мяч — она смотрела на прохожих, которые проходили мимо, каждый по своим делам.

— Здравствуй, Машенька, а вот и я, — говорила девочка и становилась так, чтобы кукла смотрела только на неё, и ей казалось, что, увидев её, кукла начинает улыбаться. Девочка моргала и тоже улыбалась. — Ты соскучилась? – спрашивала она, подходя вплотную к витрине. — Ты ждала меня?.. А я принесла тебе книжку показать, с красивыми картинками. Подожди, я сейчас её достану из портфеля.

Девочка поставила портфель на тротуар и вытащила из него книжку. Это были сказки дядюшки Римуса. И девочка первым делом показала кукле красивую обложку и сказала:

— Вот, видишь, это братец Кролик, а вот это… братец Лис. Знаешь, братец Лис хотел съесть братца Кролика, но братец Кролик был такой хитренький и такой умный, что братец Лис оказался в дураках.

Перелистывая книжку и показывая кукле картинки, девочка пересказала ей все сказки.

— Ну, тебе понравилась книжка? — спросила девочка, когда закрыла последнюю страницу. А мне она очень понравилась, очень-очень! Ах, Машенька, — продолжала девочка, если бы ты только знала, как мне хочется, чтобы ты вернулась домой. Мама обещала, что она тебя вернёт, ты только подожди. Мы только сошьём тебе новое платье из моего старого, из которого я уже выросла, и я тебе завяжу мой голубой бант.

Куклу в витрине магазина девочка увидела случайно и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка, профессор. Он привёз её из Швеции, куда ездил по научным делам, привёз специально в подарок девочке в день её рождения. Когда дедушка дарил куклу девочке, все гости рассмеялись, потому что и кукла, и девочка были одного роста. Они даже спали в одной кроватке, и девочку всегда удивляло, почему Маша такая послушная: сразу же, как только мама укладывала её в кровать, она закрывала глаза, и мама говорила: «Вот видишь, какая Машенька умница, видишь, она уже и глазки закрыла, и в кроватке не вертится, как ты, а лежит тихо-тихо, спит».

Г. А. В. Траугот. Иллюстрация к рассказу Г. Черкашина «Кукла»

Девочка рассталась с Машенькой в блокаду. Стояла холодная-холодная зима, это девочка помнила. Серебристые, в красивых узорах, замёрзшие окна. В столовой стояла круглая железная печка — «буржуйка» с изогнутой, как у самовара, трубой. Мама растапливала её утром и вечером. Дров не было, поэтому приходилось ломать стулья, а потом их рубить на маленькие чурочки. Ах, как хорошо вспыхивал огонь в «буржуйке», когда мама бросала в огонь свёрнутую в жгут газету! Огонь в печке гудел, на конфорке закипал чайник, и так не хотелось, чтобы «буржуйка» остывала. И бабушка, и дедушка, и мама, и девочка, кто в пальто, а кто в шубе, садились вокруг «буржуйки» и тянули к ней, к её дышащим жаром бокам руки, и тепло горячило ладошки, а ещё щёки, губы и шею. «А теперь будем пить чай „белая ночь“», — говорила мама, наливая в чашки кипяток, один лишь кипяток, потому что заварка давно уж кончилась. И мама, когда это случилось, сказала: «Ну ничего, будем теперь пить чай „белая ночь“». А бабушка рассмеялась и проговорила: «Ну и выдумщица ты, „белая ночь“ — вполне удачное название, а ты как находишь?» — спросила она у дедушки, и дедушка сказал: «Да, милая, новый вид чая вполне адекватен действительности». — «Дедушка, — спросила тогда девочка, — это что ещё за слово такое непонятное?» — «Немножко ещё подрастёшь и узнаешь», — смеясь, сказал дедушка.

Ещё помнила девочка, как они с мамой ходили с санками и с ведром и бидончиком на Неву, к проруби, за водой. Она помнила, что в одном месте на проспекте на боку лежал трамвай большой, заиндевевший, присыпанный снежком трамвай с прижатой к крыше дугой и заиндевевшими колёсами. «Что это с трамваем? — спросила девочка. — Он что, спит?» «Да, — сказала мама. — Он как наша соседка: она легла спать и не проснулась». — «Почему наша соседка не проснулась?» — спросила девочка. «У неё уже не было сил проснуться, — сказала мама, — и она замёрзла».

Возле проруби было очень скользко от расплескавшейся и сразу же замёрзшей воды, и мама говорила: «Сюда надо приходить на фигурных коньках, а не в ботах». Хорошо было, когда лёд присыпало свежим снегом, тогда никто не поскальзывался, и не падал, и не ронял в прорубь своего ведра. Одна бабушка уронила в прорубь свой бидончик и заплакала, и мама ей сказала: «Не надо плакать, вот, возьмите наш, у нас дома есть ещё один». — «Я вам непременно верну, — сказала эта бабушка. — Мы ведь ещё и не раз с вами здесь встретимся». Но девочка больше никогда не видела этой незнакомой бабушки, потому что вскоре мама, вернувшись с работы, сказала, что ей поручили вывезти из Ленинграда по Ледовой дороге ребят и что нужно немедленно готовиться в дорогу. «Я возьму с собой Машу», — сказала девочка. «Нет, — сказала мама, — Маша останется дома!» Девочка заплакала — так ей не хотелось расставаться с Машей. «Твоя Маша займёт много места, — сказала бабушка, вытирая у неё слёзы, — и в машине не хватит места какому-нибудь мальчику или девочке. Пусть Маша остаётся с нами. Нам она будет напоминать о тебе, хорошо?» «Хорошо», — согласилась девочка.

Она запомнила ту ночь: мокрый снег, который залетал под платок и залеплял глаза, взрывы бомб впереди, завывание мотора, плач какого-то мальчика, шёпот мамы: «Потерпите, ребята, уже недолго осталось, а когда мы приедем, то всех вас напоят сладким горячим чаем». А вот что было дальше, девочка не помнила, не помнила, как они ехали в поезде и как оказались в городе Мышкине на Волге. Всё это время она болела, у неё был сильный жар, воспаление лёгких.

Весну в Мышкине она уже помнила: ледоход на Волге и жеребёночка, которого звали Гришкой и который скакал по двору детдома и брыкался. Ещё она помнила, как они собирали подснежники и ландыши. Помнила полёт ласточек и их гнёзда под крышей. А ещё она помнила, как все детдомовские дети спрашивали: «А почему город прозвали Мышкин?» и пели: «Мышкин, мышка, мышка-норушка, отзовись, откликнись из своей норушки, где твои детки кушают котлетки».

Но девочка не помнила того, что помнила мама. Она просто не могла это помнить, потому что она не знала этого: в ту первую весну в Мышкине и в первое лето все детдомовские ребята не могли согреться, они всё кутались, летом не расставались с тёплыми шапками и ёжились даже на солнцепёке.

В детдоме мама работала воспитателем. «Ты знаешь, — сказала она однажды девочке, — в нашем детдоме очень много детей. Их папы на фронте, а мамы остались в Ленинграде. Чтобы им не было обидно, не называй меня при всех мамой, а ещё лучше вообще не называй пока меня мамой, а называй так же, как все, — Екатериной Сергеевной, хорошо?» «Хорошо», — сказала девочка, но часто, очень часто потом ей казалось, что мама совсем забыла про неё, и ей хотелось плакать, глядя, как её мама ласково гладит головки других детей и как те прижимаются к её маме, а чтобы не заплакать, она шла со всеми и вместе со всеми прижималась к своей маме. А когда она видела, как мама утешает кого-нибудь, кто разбил себе нос или ободрал колено, ей тоже хотелось рассадить себе колено, и она начинала носиться по двору, толкать детей и один раз так толкнула мальчика, что тот упал и заплакал, и мама наказала её, поставив в угол. Ах как было обидно стоять в углу! Она стояла в углу совсем одна и, не стесняясь, плакала навзрыд, когда пришла мама. Она подошла и стала рядом, положив руку ей на голову: «От бабушки и дедушки уже три месяца нет писем. Наверное, они погибли…» Девочка перестала плакать и прижалась к маме. Они стояли тихо-тихо. Стояли и стояли. А потом мама подтолкнула её к двери. «Иди, побегай, — сказала она, — поиграй с ребятами».

В конце лета маме пришёл вызов из гороно её просили вернуться в Ленинград для работы во Дворце пионеров, — и они уехали, попрощавшись со всеми ребятами, половина из которых, как сказала мама, уже были круглыми сиротами, и этот детский дом в Мышкине, добавила мама, наверное, станет им родным домом.

Две девочки и мальчик, шестиклассники, запрягли кобылу Феню и повезли их на пристань, а за телегой бежал жеребёнок Гришка и смешно подбрасывал задние ноги, и мама плакала, и девочки тоже.

В Ленинград они приехали поздним вечером.

— Как жаль, что кончились белые ночи, — сказала мама, — ты, наверное, не помнишь, что такое белые ночи!

Маму было не узнать. Глаза её блестели, она всё делала быстро, торопливо. У Московского вокзала они сели на трамвай, и, позванивая, трамвай побежал по улицам, потом выехал на мост, и девочка увидела Неву. Нева была чёрной, и не было в ней того простора, что был на Волге, но было что-то другое какое-то новое волнение, новое чувство, которое стало понятным, когда мама тихо и нежно произнесла:

— Наша Нева.

«Конечно же, наша», — подумала девочка и несколько раз мысленно повторила: «Наша, наша». А за мостом трамвай пошёл вдоль парка, потом мимо зоопарка, как сказала мама, мимо Петропавловской крепости, как сказала мама, а на той стороне Невы Эрмитаж, как сказала мама, а рядом Адмиралтейство, как сказала мама, а за мостом Васильевский остров и Университетская набережная и наш Университет, как сказала мама.

— А вот и наша остановка, — сказала мама, и они вышли. И немножко прошли вперёд. И остановились перед большим домом.

— Боже мой! – вдруг вскрикнула мама. — В наших окнах свет! Неужели они живы?

Забыв о девочке, мама бросилась в подъезд, а девочка осталась на тротуаре с чемоданом и сеткой. И она стояла и смотрела на эти окна, которые красиво светились на четвёртом этаже, и ей казалось, что сейчас откроется окно и появится дедушка и позовёт её, но окно не открывалось. А вот и мама вернулась и, покачав головой, сказала, что чуда не произошло и что в их квартире живут чужие, совсем чужие люди.

— Идём искать дворника, сказала мама, может быть, дворник всё расскажет…

Но дворником работала незнакомая женщина, она выслушала маму, потребовала паспорт, прочитала его, шевеля губами, потом кивнула.

— Знаю, слыхала о таких. Жили тут. Профессор с женой. Оба в блокаду с голода померли. Похоронили, надо думать, на Пискарёвке, там всех в блокаду хоронили, новое кладбище. Только разве найдёшь где, когда могилы коллективные делали, за день знаешь сколько мёрло!

— Братские могилы, — сказала мама.

— Во-во, они самые, — кивнула дворничиха, — они самые и есть… А квартиру вашу… Ну сколько… ну два месяца назад, три али ещё больше, квартира пустовала, большая, профессорская. Эту квартиру одной тут… отдали. В блокаде не жила здесь, это уж точно, а муж её сюда привёз, когда кольцо прорвали, и поселил вместе со сродственниками. А вещи ваши перенесли на последний этаж, там тоже комната пустовала. Пошли, открою вам новые хоромы.

Дворничиха поискала ключи, нашла и, кряхтя, пошла по лестнице наверх, жалуясь, что лифт всё никак пустить не могут. На последнем этаже и лампочка не горела, и дворничиха протянула маме спички:

— На, милая, посвети.

Мама сожгла три спички, пока не отворилась дверь, дворничиха пошла первой, нащупала выключатель и включила тусклый свет в коридоре.

— Комнат в квартире много, была коммунальной, но до сих пор ещё не заселили. Да заселят, народ стал возвращаться, заселят. Ваши вещички в энти две затащили, сама видела, — говорила дворничиха, провожая их в самый конец коридора. — Вот сюда и затащили солдатики.

Она отворила дверь в одну комнату и зажгла свет, потом в другую, задумчиво огляделась и покачала головой:

— Солдатики-то затащили, а кто другой повытащил, ищи теперя кто… Кровать, вижу, оставили, стол есть. Как, будешь оставаться здесь или как? – Дворничиха посмотрела на маму. Мама в растерянности оглядывала полупустые комнаты, выбитые стёкла и, наверное, не знала, что ответить.

— Что окна выбиты, не гляди, — сказала дворничиха, — пока ишо лето, не застудитесь. А сходишь в жакт, поплачешься, и, ежели стёкла найдут, уставят. Да и что ты хочешь, дочка, война ведь.

— Хорошо, — сказала мама, — мы остаёмся.

Стёкла им, конечно, не вставили – не нашлось, но фанерой дыры забили. Мама вместе с девочкой подмели и вымыли полы, навели в комнате и на кухне порядок.

— Ничего, вещи мы с тобой, доченька, ещё наживём, — сказала мама и улыбнулась. — Наживём?

— Наживём! – кивнула девочка.

— А крыша над головой у нас есть, я буду работать, так и будем жить, да?

— Да, — сказала девочка, — проживём.

— Ну вот и молодец, — сказала мама и поцеловала девочку в обе щеки. — Как давно я тебя не целовала, — сказала она. — Даже отвыкла.

— Я тоже отвыкла, — сказала девочка. — Но теперь ты ведь будешь меня целовать?

— Только тебя и буду, — сказала мама. — Мы только с тобой и остались на всём белом свете, ты и я. Правда, у нас с тобой была большая семья, весь детдом был нашей семьёй, а теперь только ты и я, я и ты, как ни верти. Не очень в лад, но смешно.

— Ага, — сказала девочка и засмеялась.

Через несколько дней мама пошла на работу во Дворец пионеров, а девочка первого сентября пошла в школу. В школе девочка познакомилась с другой девочкой, пошла провожать свою новую подругу и, проходя мимо комиссионного магазина, вдруг увидела в витрине Машу.

— Маша! — крикнула девочка. — Машенька! – бросилась к витрине. — Это моя Машенька, моя кукла, — сказала она подруге, — она осталась ждать меня с дедушкой и бабушкой. Дедушка и бабушка умерли, а Машенька, видишь, жива. Машенька, Машенька, — снова позвала она куклу, — ты меня узнаёшь?.. Видишь, какие у неё глаза, она меня узнала! — сказала она своей подруге.

— Да! — обрадованно закричала та, подпрыгивая на месте. — Я сама видела, как она тебя узнала. Она глазами сделала вот так, — сказала подружка и широко раскрыла глаза. — Пошли, заберём её оттуда.

— Пошли, — обрадовалась девочка.

Они вошли в магазин, подошли к прилавку и встали на цыпочки.

— Дяденька продавец, — сказала девочка. — Там у вас Машенька живёт, она осталась ждать меня с дедушкой и бабушкой, но дедушка и бабушка умерли, а Машенька, наверное, потерялась, как подкидыш, живёт теперь у вас и ждёт меня. Можно я её заберу.

Продавец — маленький тощенький старичок — наклонился к ним и вытянутыми губами почесал кончик своего носа.

— Девочка, ты имеешь в виду ту большую куклу, которая стоит у нас в витрине? — спросил он.

— Это моя Машенька, — сказала девочка.

— Дяденька, это её кукла, — сказала подружка и даже подпрыгнула, чтобы дяденька ей больше поверил.

— А в каком вы классе? — спросил продавец.

— В первом «в», — выпалила подружка. — Нашу учительницу зовут Ксения Ивановна, вы её знаете?

— Нет, я её не знаю, — сказал продавец.

— Она сделала глазами вот так, — сказала подружка и снова вытаращила глаза.

— Кто, Ксения Ивановна?! — удивился продавец.

— Да нет, — сказала подружка, — кукла Маша. Мы как подошли, она нас как увидела, как обрадовалась и глазами сделала вот так…

— Не таращь глаза, — сказал продавец, — а то они вылезут наружу и ты ослепнешь.

— Ой! — пискнула подружка и закрыла глаза.

— Н-да… — задумчиво протянул старичок и снова почесал губами кончик своего носа. — Знаешь что, — наконец сказал он, — пусть ко мне придёт твоя мама, я с ней поговорю.

— Наверное, он боится, что мальчишки на улице отнимут у тебя куклу, — сказала подружка, когда они вышли из магазина, — поэтому он хочет куклу отдать твоей маме.

— Наверное, — сказала девочка.

Когда вернулась мама, было уже совсем поздно, и, конечно же, магазин в такое время был закрыт.

— Мама, мама! — закричала девочка, выскакивая в коридор, когда услыхала в прихожей мамины шаги. — Я нашла свою Машу. Дяденька продавец побоялся отдать её мне, и сказал, чтобы пришла ты. Давай завтра пойдём и заберём Машу, давай пойдём утром.

— Неужели? — обрадовалась мама. — Обязательно пойдём. Только не утром. Утром ты пойдёшь в школу, а я на работу, но я постараюсь освободиться пораньше.

В этот день девочка на уроках сидела плохо, слушала невнимательно, получила два замечания, а на переменках не бегала и во дворе не гуляла, вернувшись домой. Она села у окна и стала смотреть, когда из трамвая выйдет мама. Но вот наконец внизу мелькнул её белый беретик. Не дожидаясь, пока мама поднимется, девочка надела своё пальтишко, из которого уже давно выросла, и вприпрыжку побежала по лестнице.

— Пошли, пошли, мамочка, — говорила она, хватая маму за руку, — вдруг магазин сегодня закроют раньше, а Машенька нас уже ждёт.

— Пошли, — сказала мама, — я даже домой заходить не буду.

Старичок продавец, увидев их, кивнул — он разговаривал с покупателем, показывая ему фотоаппарат «ФЭД». Мама стала ходить по магазину, осматривая товары на прилавках, потом внимание её привлёк чайный сервиз, и она разглядывала его до тех пор, пока продавец не освободился. Он подошёл и погладил девочку по голове.

— Стало быть, она ничего не перепутала и это действительно её кукла, — сказал он.

— Её, — сказала мама. — Мой папа привёз куклу из Швеции.

— Да, из Швеции, — сказал продавец, — Хорошая кукла. Мы её оценили… — сказал продавец и назвал какую-то цифру, которую девочка не запомнила, но по тому, как ахнула мама, она поняла, что цена очень большая, но какое это имело значение, если куклу им вернут за так, потому что кукла эта их, а дяденька продавец такой хороший, такой добрый.

— В нашей практике уже бывали такие случаи, — сказал продавец. — Люди опознавали свои вещи. Как правило, это случается с теми, кто в блокаду уезжал из города. Бывает так, что вещи в магазин сдали их родственники, которых они найти не могут. Помните ведь, как было: дом разбомбят, люди и перебираются кто в Парголово, кто на Охту, кто на Лесной, мы адрес сообщим вот вам и пожалуйста, двойная радость! Я и подумал, вдруг и здесь такая же история. Вот адрес человека, который нам сдал куклу.

Мама прочитала адрес и покраснела.

— В этой квартире мы и жили, но сейчас там живут совсем другие люди. Они въехали в пустующую квартиру после блокады, мои родители не дождались этого светлого дня.

— Я и сам чудом уцелел, — сказал старичок, — студень из столярного клея, отруби — это уже деликатес. Мне ведь только пятьдесят один.

— Неужели? — ахнула мама.

— Последняя стадия дистрофии. Теперь никто не верит, что мне пятьдесят один.

— Мы уехали, когда открыли Ледовую, — сказала мама.

— А эти люди въехали после прорыва… — вздохнул продавец и неодобрительно покачал головой.

— Простите, — сказала мама и снова покраснела. — Этот сервиз чайный… голубой, что на второй полке, да, этот… он тоже сдан тем же владельцем?

— Подождите, я сейчас узнаю, — сказал продавец.

Он ушёл внутрь магазина, а когда вернулся, то уже почёсывал губами кончик своего носа.

— Вы угадали, — сказал он, — я прямо и не знаю, что делать.

— Мы пойдём туда, и я попрошу, чтобы они вернули девочке хотя бы куклу.

— Желаю успеха, — сказал продавец, — я буду рад, если всё обойдётся.

Перед знакомой дверью мама позвонила и взяла девочку за руку. Им открыла женщина в белой косынке, которая была повязана вокруг головы и завязана на затылке — так в Мышкине повязывали свои головы женщины, работая на огороде, и юбка её была подоткнута так же, и босые ноги были в галошах. Вся она была очень высокая и очень широкая, прямо великанша какая-то.

— Вам кого? — спросила она неприветливо.

— Нам бы хозяйку, — сказала мама.

— А по какому делу? — спросила женщина.

— Мы до войны жили в этой квартире, нам нужно кое о чём с ней поговорить.

— Подождите здесь, — сказала женщина. Она ушла, оставив их в прихожей, и не появлялась минут пять. Когда она вернулась, то уже была в малиновом панбархатном халате и в туфлях на каблуках, отчего стала ещё выше.

— У вас, наверное, очень высокий муж, — сказала мама.

— Как раз наоборот, — сказала женщина. — Он мне по плечо, но у нас очень дружная семья. Мне очень повезло в браке.

Переодевшись, хозяйка говорила теперь совсем другим тоном, почти пела.

— Так я вас слушаю, — сказала она и улыбнулась.

— Мы, собственно, вот по какому делу, — сказала мама. — Мы были в комиссионном магазине и видели там наши вещи. Нам дали адрес…

— Что вы имеете в виду? — спросила женщина, ещё пуще улыбаясь.

— Голубой сервиз и куклу.

— Ну что вы… — засмеялась женщина. — Вы ошиблись. Просто совпадение. Мало ли одинаковых вещей на свете.

— Я вам смогу доказать, что это наши вещи, — сказала мама.

— Поверьте, дорогая, — сказала женщина, и девочка заметила, какие у неё красные накрашенные губы, — поверьте мне на слово я тоже смогу доказать, что этот сервиз был приобретён моим мужем ещё до войны, точно так же, как и кукла. Куклу он купил для девочки, девочка выросла, и куклу я сдаю в магазин, что здесь необычного?!

— Нам не нужен сервиз, — сказала мама. — Верните нам только куклу. Вот ей. Это память о моём отце.

— Это уже похоже на вымогательство, — сказала женщина и сдвинула брови, — но я на вас пока не сержусь: вы ошиблись, вам кажется, что эти вещи ваши.

— Да ничего мне не кажется! крикнула мама.

— Не надо нервничать, дорогая, — сказала женщина, всё так же улыбаясь. — Вы же знаете, что от этого портится кожа на лице, цвет кожи я имею в виду.

— Но послушайте!.. — закричала мама.

— Пошли, — сказала девочка. — Идём, мама, ну идём же!

Женщина усмехнулась:

— С таким воспитанием вы ещё хлебнёте горя, кто же так воспитывает детей? Мне все говорили, что здесь культурные люди жили, а где эта культура? Не вижу никакой культуры…

— Да, идём, дочка, — сказала мама. — Идём скорее.

Они вышли на лестничную площадку. Мама была бледной как молоко, у неё тряслись и руки, и губы, и она шмыгала носом.

— Я выкуплю её тебе, — сказала мама, когда они поднимались по лестнице. — Жаль, ничего такого у нас нет, что можно было бы продать…

Ночью, укладывая девочку в постель, она снова повторила:

— Мы выкупим её, подожди. Я что-нибудь придумаю. Пусть память о дедушке у тебя останется на всю жизнь.

С того дня прошло много дней. Дожди пошли, и похолодало. В классе детей научили писать не только буквы, но и целые предложения, читать бегло и считать без палочек.

Девочка училась хорошо, дома сама разогревала на электрической плитке обед, сама стирала. Мама принесла ей американские подарки: длинное пальто и туфли на деревянной подошве, которые громыхали по полу, но зато в них не промокали ноги. Маме она не напоминала о кукле, зная, что мама и сама об этом помнит. С куклой она виделась каждый день, прибегая к ней после уроков. Потом так случилось, что в классе она заразилась свинкой, у неё раздулись желёзки и две недели она пролежала дома, рисуя специально для Маши рисунки цветными карандашами. Она рисовала себя, и свою учительницу, и свой класс. Она хотела эти рисунки показать Маше после выздоровления. Пока что она показывала их маме, и мама, улыбаясь, говорила, что рисунки очень понравятся Маше.

— Завтра, — однажды сказала мама радостным голосом, — завтра я иду в магазин. Маша вернётся к тебе.

Весь следующий день девочка убирала в комнате. Она очень хотела, чтобы Маше у них понравилось. В ожидании она пела песенки и подходила к окну, чтобы посмотреть, не идёт ли мама. И всё-таки она проглядела маму — вдруг её шаги послышались в коридоре. Девочка замерла, дверь распахнулась, и вошла мама. Она стояла на пороге и разводила руками, и девочка поняла, что мама пришла без куклы.

— Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу.

Мама не смотрела на девочку. Она сидела не шелохнувшись и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

— Ничего, мама, — сказала девочка. — Ничего…

Геннадий Черкашин. «Кукла»

http://media.rusbatya.ru/wp-content/uploads/2018/01/kukla_0.jpgВ день снятия блокады по советскому радио не раз звучал этот рассказ Геннадия Черкашина. Оберегал ли автор юного читателя, детская ли психика так защитила девочку-прототип героини, мама ли ее помогла сохранить такое восприятие, но реалии блокадного Ленинграда не показаны во всей своей ужасающей полноте, а переданы через несколько характерных для того времени картин: чай без заварки под названием «белая ночь»; «уснувший» трамвай на улице и уснувшая навсегда соседка; незнакомая бабушка плачет, уронив в прорубь бидончик… Потом жизнь в эвакуации в детском доме, где мама была воспитателем. Возвращение в родной город, где течет «наша Нева» и где уже никто не ждет…

Когда мама и дочь уезжали из Ленинграда, девочка хотела взять с собой красивую дорогую куклу, которую подарил ей дедушка-профессор, мамин отец. Но ведь брать нужно только самое необходимое, а оставшиеся в городе родители мамы сказали, что кукла будет напоминать им о внучке. Блокада закончилась, дедушки и бабушки больше нет, а кукла теперь в витрине комиссионного магазина. И мама девочки ставит перед собой цель – вернуть ее как память об отце, как ниточку, связывающую с прошлой жизнью, с любимыми людьми…

Это горькая жизненная история всего лишь одной семьи. Черкашин родился не в Ленинграде, а в другом городе-герое, в Севастополе. В первые месяцы войны оставшись без отца, он прошел через осаду, эвакуацию и возвращение. Детские воспоминания легли в основу его книг.

Рассказ «Кукла» написан Геннадием Черкашиным по воспоминаниям жены, ребенком пережившей блокаду, и посвящен ее маме, Юлии Михайловне Лазуркиной. Супруга писателя Валентина не могла помнить деда по материнской линии, потому что он, известный большевик и ректор университета, был репрессирован в год ее рождения, в 1937-ом. Трудно сказать, была ли в ее жизни такая кукла, но это и неважно, потому что кукла здесь – это символ, материальное воплощение памяти, каким может стать любая сохранившаяся вещица.

Сердечную память отнять невозможно. Но все же, как больно, когда хочешь, но не получается ее оградить от грубости и равнодушия…

В 1989 году рассказ был опубликован с иллюстрациями братьев Траугот, один из которых подростком жил в осажденном Ленинграде. Несколько лет назад книга с узнаваемыми трауготовскими иллюстрациями, дополняющими эту щемящую историю, была переиздана.

Читать рассказ.docx

Рассказ посвящен Юлии Михайловне Лазуркиной (матери жены писателя).

Ленинград, девочка-первоклассница вместе с мамой Екатериной Сергеевной после прорыва блокады вернулась в город. Здесь все родное, «наше». Теперь их только двое на свете: дедушка с бабушкой умерли в блокаду от голода. Даже могилки их никто не знает. Их квартиру заняли чужие люди. Они в голод тут не жили. И чужие вещи сдали в комиссионный магазин, как свои.

Девочка узнала в витрине свою шведскую куклу Машу, довоенный подарок дедушки. Когда-то они с этой куклой были одного роста. Потом была война, голод, вода из проруби. Больную девочку вывезли по Ледовой дороге (Дороге жизни) в Мышкин, городок на Волге. Мама поехала туда же воспитателем в детдом. А кукла осталась дома. Она такая большая, что заняла бы место ребенка в машине.

Продавец готов отдать им куклу, если женщина из их бывшей квартиры признается, что игрушка не ее. Но та внаглую отказывается. Мама обещает дочке заработать на выкуп куклы. Время идет. Девочка болеет. Наконец, мама спешит за Машей. А ее уже купили. Мама горюет, а девочка ее жалеет: «Ничего, мама…»

Читательский дневник по рассказу «Кукла» Черкашина

Сюжет

Война. Екатерина Сергеевна с дочкой по Дороге жизни покидают блокадный Ленинград. Большую куклу Машу оставляют дедушке (это его подарок) и бабушке. Для нее в машине нет места. После смерти от голода дедушки и бабушки чужие люди селятся в их доме и сдают Машу в комиссионку на продажу. Вернувшись в город, девочка видит свою куклу. Пока они копили на нее деньги, куклу кто-то купил. Дочь утешает расстроенную маму.

Отзыв

Тема войны и блокады Ленинграда, эвакуации, детства, сиротства, горя, гибели родных людей, черствости чужих людей. У куклы есть имя, а у девочки нет. Ведь таких детей и историй в войну было много. Семья героев – дружная и добрая. Они думают не только о себе. Мама дарит старушке бидончик для воды, заботится о детях-сиротах в детдоме, а после блокады работает в Доме пионеров. Даже куклу они не берут с собой, чтоб в машину взяли еще ребенка.

Они стараются поддерживать друг друга, не терять чувство юмора (пьют кипяток «белая ночь» вместо чая). Кукла дорога памятью. О дедушке, довоенной жизни, счастье. Кроме того, мать хочет порадовать настрадавшуюся маленькую дочку. Но кукла им не досталась. Происходит другое: ребенок жалеет взрослого, утешает, поддерживает. Рассказ учит сопереживать, оставаться человеком в любых испытаниях, быть честным, стойким, любить близких и Родину – большую и маленькую.

Вопросы по рассказу «Кукла»

  1. В каких городах происходят события рассказа? (Ленинград и Мышкин).
  2. Как звали куклу девочке? (Маша).
  3. Кто подарил куклу девочке? (дедушка).
  4. Из какой страны дедушка привез внучке куклу? (из Швеции).
  5. Причина смерти дедушки с бабушкой девочки. (голод).
  6. По какой дороге детей вывезли из города? (по Ледовой дороге, дороге жизни).
  7. Кем работала мама девочки в Мышкине? (воспитателем в детдоме).
  8. Кто сдал куклу в магазин? (чужие люди, занявшие квартиру семьи).
  9. Что еще из своих вещей узнала в магазине мама? (сервиз).
  10. Смогла ли мама выкупить куклу? (нет, ее купили другие).

Знакомство с книгой
Г.А. Черкашина «Кукла»

Автор: Косолапова Галина Николаевна

Организация: МАОУ Гимназия №41

Населенный пункт: Свердловская область, г. Новоуральск

План-конспект библиотечного урока

«Знакомство с книгой Г.А.Черкашина «Кукла»

http://pisateli.my1.ru/_fr/6/5999411.jpg Данный библиотечный урок рассчитан на учащихся 5 класса. Тематическая направленность урока связана с пополнением знаний учащихся о Великой Отечественной войне и знакомству с литературными произведениями, посвященными ей. Урок также призван продолжить работу по формированию информационной грамотности школьников и их читательской компетентности. Межпредметные связи урока определены связью с такими учебными предметами, как литература и история.

Образовательные задачи урока:

  •  

Геннадий Александрович

Черкашин (1936-1996гг.),

писатель, публицист, журналист

  • углубление знаний о Великой Отечественной войне,
  • развитие читательского опыта школьников через знакомство с творчеством нового писателя и чтением его книги,
  • пополнение знаний учащихся об основных элементах структуры книг.

Развивающие задачи урока:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы).
  • развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

Воспитательные задачи урока:

  • воспитание высоконравственных качеств (доброты, чуткости, милосердия, благородства), приобщение к важнейшим человеческим ценностям (семья, взаимопомощь, память поколений).

Организация библиотечного урока предполагает следующие этапы урока, рассчитанного на два академических часа (2 урока по 45 минут):

Обзор

Мотивация

Первичное прочтение

Обмен информацией и ее анализ

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Проектирование

На уроке используются следующие методы обучения: проблемный (когда предлагается учебная ситуация), частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

Предлагаются разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Используются следующие средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие, технические средства обучения. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, с чередованием различных методов обучения и видов деятельности учащихся (слушание, чтение, поиск ответов на вопросы, работа с текстом…).

Высокая активность учащихся во время урока обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствуют данному типу урока и возрастной категории учащихся.

Основные термины, понятия: элемент книги, обложка, иллюстрация, текст, главный герой, блокада, эвакуация, комиссионный магазин.

Материалы и оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация

рабочие листы для групповой работы

карточка-задание для самостоятельной работы с текстом дома

карточки со словами, с героями книги.

книги «Кукла», тексты книги, толковый словарь

карандаши, ручки.

Ход урока

1 урок (45 минут)

I этап. Обзор

Цель: актуализировать знания учащихся об элементах книги, несущих информацию. Форма работы: беседа, индивидуальная (25 мин.)

Библиотекарь: Ребята, вы все, конечно, часто бываете в библиотеке и знаете, как много там книг. Как же не ошибиться и выбрать нужную?

Ответы детей (по обложке, по названию книги и иллюстрациям к ней, прочитать о чем, или о ком книга).

Слайд 1.

Библиотекарь: Книга сама может многое рассказать о себе. Сегодня мы с вами познакомимся с новой книгой (представляет книгу, учащиеся читают имя автора и название книги с обложки, или экрана презентации).

Эта книг «Кукла» современного писателя Геннадия Александровича Черкашина. Знакомит с краткой биографией писателя).

Геннадий Александрович Черкашин родился 13 сентября 1936 года в городе Севастополь. Здесь он провел свое детство и юность.

Второй родиной для Черкашина стал Ленинград. Геннадий Александрович закончил Ленинградский университет, защитил диссертацию и сделал открытия в области физики. Талантливый ученый — физик начал писать еще в университете. После 30лет посвятил свою жизнь литературному творчеству.

Является автором одного из лучших рассказов о ленинградской блокаде «Кукла», написанном в 1989году.

Умер писатель 21 июня 1996 года похоронен в Севастополе

Библиотекарь: Можем ли мы предположить кто главный герой книги? О чем книга?

Ответы детей: Кукла (на доске вывешивается рисунок «Кукла»).

Слайд 2-4.

Библиотекарь: Рассмотрим иллюстрации к книге. Кто изображен на них?

Ответы детей: Герои книги. Это может быть семья, состоящая из мамы, бабушки, дедушки, девочки. Семья дружная, счастливая.

Слайд 5-11.

Библиотекарь: Продолжаем смотреть иллюстрации. О чем рассказываю они?

Ответы детей: Семья грустная, разрушенные здания, окна заклеены накрест, взрывы, страх на лицах, много темных красок. Появились новые герои.

Библиотекарь: Как думаете, что произошло? Ответы детей: Началась война.

(на доске карточка со словом «Война»)

— В каком городе происходят события? Ответы детей: В Ленинграде.

— Кто знает, что такое блокада? Найдите определение в словаре Ожегова И.С . (работа со словарем).

Библиотекарь: (рассказ о блокаде Ленинграда)

Ленинград, зима, собачий холод.

Очередь за хлебом, тишина.

Нищета, разруха, страх и голод.

Это очень страшная война.

Евгений Углинский «Голод», отрывок.

  1. сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 900-дневная блокада Ленинграда. Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г. Крупу выдавали по 300 г, масла — 100 г в месяц.

Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок, как мог.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей.

Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Результат: актуализация знаний учащихся об элементах книги, несущих информацию о книге (обложка, иллюстрации)

II этап. Мотивация

Цель: создать проблемную ситуацию, отражающую связь Куклы с остальными героями книги и темой войны. Форма работы: форнально-коллективная (20 минут).

Библиотекарь: Мы с вами определили, что книга о войне и о кукле. Подберите слова, ассоциирующиеся со словом «Кукла». Ответы детей: смех, веселье, игра, любовь, мир…т.д.

Со словом «Война». Ответы детей: голод, смерть, разлука, холод, потеря, горе… т.д.

Какие это слова? Ответы детей: Это два противоположных по значению слова.

Какие вопросы у вас возникают? Варианты ответов: Кто герои книги и как они связаны с главным героем? Почему именно кукла выступает главным героем книги о Войне?

Библиотекарь: Что нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Ответы детей: Нам необходимо прочитать текст книги.

Будем не просто читать, а будем учиться читать «между строк», чтобы выяснить, почему именно кукла выступает главным героем книги о войне?

Результат: возникновение у учащихся потребности прочитать текст, дать ответ на проблемный вопрос.

III этап. Первичное прочтение текста

Цель: раскрыть взаимосвязь Куклы с героями книги, дать им характеристику. Форма работы: самостоятельное чтение (дома).

Все учащиеся получают текст и карточки-задания с буквой, обозначающие героя:

К – кукла, Д– девочка, М– мама, Д и Б – дедушка и бабушка, Х – новая хозяйка квартиры, П— продавец. (см. приложение 1).

(Учащиеся читают текст, выполняют задание)

Результат: нахождение необходимой информации

Ход урока

2 урок (45 минут)

IV этап. Обмен информацией и ее анализ.

Цель: представить результаты работы каждой группы всему классу. Определить, какими чертами характера обладал определенный герой. Дать ответ на вопрос. Форма работы: опрос, групповая, с заполнением рабочих листов (30 мин.)

Библиотекарь: (создать эмоциональный фон). Прочитали текст? Трудно было читать между строк? Ответы детей.

По одному работать всегда не просто. Думаю вместе работать легче, будем работать в группах. (деление для работы в группах)

Встаньте, те, кто выделял информацию о девочке? Это будет группа №1. (садятся вместе за первый стол).

За второй стол пройдут те, кто искал связь куклы с Девочкой. Группа №2.

Группа №3 работала с информацией про дедушку и бабушку. (садятся вместе за третий стол).

За четвертый стол проходят, те, кто выделял в тексте все, что относится к новой хозяйке квартиры. Группа №4.

Группа № 5 познакомят нас с продавцом (садятся вместе за пятый стол).

(группам выдаются рабочие листы см. приложение № 2)

Будем работать по плану:

1. Пользуясь пометками, сделанными в тексте дома, заполните таблицу Рабочих листов.

2. Посовещавшись, выдвинете предположение о связи куклы с вашим героем.

3. Из предложенных слов на доске выберите таблички, характеризующие вашего героя (см. приложение №3)

4. Выступить с отчетом.

Варианты отчетов:

Группа №1

(работа с табличками –словами у доски)

Девочка была маленькая («была одного роста с куклой»), шаловливая. Куклу ей привез дедушка из Швеции на день рождения еще до войны. Кукла – дорогой подарок. Пришлось расстаться в войну (она могла занять место какому-либо ребенку). Была счастлива встречи

с куклой.

Чуткая, терпеливая, стойкая, ранимая, воспитанная, мудрая

Группа №2

(работа с табличками –словами у доски)

Звали маму Екатерина Сергеевна, очень любила свою дочь, оберегала. Но в детском доме попросила не называть её мамой, «что другим не было обидно». Долго и трудно копила деньги на куклу. Очень хотела вернуть «память» о дедушке и бабушке, которые погибли.

Интеллигентная, справедливая, трудолюбивая, терпеливая, стойкая, любящая

Группа №3

(работа с табличками –словами у доски)

Дедушка-профессор, подарил куклу девочке. Поддерживали друг друга в войну. Остались в блокаду в городе и умерли от голода, похоронены в братской могиле. Куклу берегли как память о девочке.

Интеллигентные, образованные, любящие, дружные, стойкие

Группа №4

(работа с табличками –словами у доски)

— Переехала в город после блокады. Поселилась в чужой квартире. Куклу и другие вещи продала в комиссионный магазин. Кукла – средство дляполучение денег.

Нахальная, бездушная, жадная, черствая, страшная

Группа №5

(работа с табличками –словами у доски)

— Постаревший раньше времени, чудом уцелел в блокаду «ел столярный клей». Кукла для него товар. Очень хотел помочь, вернуть куклу.

Понимающий, сопереживающий, добрый

Результат: дана характеристика героям книги, выдвинуты предположения связи героев к кукле

V этап. Подведение итогов урока. Формулирование выводов

  • проверка понимания учащимися взаимосвязи между куклой и героями. Форма работы – индивидуальная (7 мин.).

Библиотекарь:

Возвращаемся к главному вопросу «Почему именно кукла выступает главным героем книги о войне?»

Как бы вы на него ответили?

Ответы детей: Каждый герой относиться по-разному к Кукле:

для девочки, мамы, дедушке и бабушке – это память о родных, дорогих им людях;

Они относятся к ней с любовью, трепетом, добротой. Хотят сохранить, вернуть её даже во время войны. Значит они добрые по жизни. Положительные герои.

Для хозяйки квартиры – средство получения денег, наживы. Куклу продала и не захотела вернуть хозяйке. Можно сделать вывод, что она жадная, бездушная.

Для продавца кукла – товар. Пережил ужасы войны, остался добрым, хочет помочь вернуть куклу.

Делают вывод: через отношение человека к игрушке, предмету (Кукле), человек может раскрыть свой характер.

VI этап. Рефлексия.

Цель: проанализировать свою деятельность. Форма работы – индивидуальная (5 мин.).

Библиотекарь:

С какой книгой вы сегодня познакомились? ( Называют книгу и её автора)

После работы в группах изменилось ваше отношение к героям книги? (Называют положительных и отрицательных герой)

Что запало в душу? (Что вещи могут быть ценны не сами по себе, а благодаря памяти о человеке).

Что значит читать между строк?

Какие вопросы у вас ещё остались? (Например: Почему к книге нет имен героем?)

Результат: учащиеся оценивают собственный уровень усвоения нового материала.

VII этап. Проектирование.

Цель: мотивировать учащихся на дальнейшее знакомство с творчеством Г.А.Черкашина. Форма работы – фронтальная (3 мин.).

На выбор:

  1. Подготовить открытку-отзыв на книгу «Кукла», адресовать её автору –Г.А.Черкашину.
  2. Подготовить информационный лист «Жизнь и творчество Г.А.Черкашина»

Литература

  1. Андреев О.А. Учитесь быстро читать.- М.: Просвещение, 1991г.
  2. Большой справочник. Начальная школа.- М.: «Олимп», 2000г.
  3. Бугрименко Е.А., ЦукерманГ.А.Чтение без принуждения.- М.,1993
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: АЗЪ, 1995.- 928с..
  5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа, 2003 № 1, С. 11-18.
  6. Черкашин Г.А. Кукла.- СПб.: Речь, 2016. – 40 с.
  7. Черкашин Г.А..- режим доступа: http://pisateli.my1.ru/_fr/6/5999411.jpg

Приложения:

  1. kykla.pptx.zip.. 3,7 МБ

  2. file2.docx.. 346,6 КБ

Опубликовано: 10.08.2017

Блокадная
сказка

Все
дальше уходит в историю Великая Отечественная война. В нашем детстве все
называли ее просто «война» и сразу было понятно, о чем речь. А теперь это уже
история: страницы учебников, цифры, факты и карты военных действий. И нашим
детям почти не у кого узнать настоящей правды о жизни на войне. Среди
свидетелей в живых остались лишь те, кого называют «дети войны».   ( О
блокаде презентация
)

    
Геннадию Черкашину в 1941-м было всего шесть лет. И его маленькая книжечка
«Кукла» – это не историческое повествование для детей о ленинградской блокаде.
Это рассказ-притча о том, что война делает с человеком, с его душой. Точнее
сказка, маленькая сказка о девочке и ее кукле, которые вместе переживают войну
и блокаду.( ПРО АВТОРА)

Работа по содержанию:

1
Как в доме девочки появилась кукла? ( привез из Швеции дорогую куклу
дедушка-профессор)

2.     Когда
Д. рассталась с ней? ( В блокаду)

3.     Почему
К не взяли с собой? ( она могла занять место какому-либо ребенку)

4.     Почему
мама не разрешала называть себя мамой? ( ч
…….К
счастью, девочку вместе с мамой (директором детского дома) удалось вывезти из
осажденного города

5.     Что
произошло с бабушкой и дедушкой? ( умерли от голоа, похоронены в братской
могиле)

6.     Как
К оказалась в комиссионном магазине7 (

7.     Как
отреагировали на просьбу мамы НОВЫЕ Жильцы их квартиры?

8.   Удалось
ли вернуть К? НЕТ
.      Можно себе представить, что это значило
тогда, сразу после войны… Долго и трудно мама копит деньги, девочка ни о чем не
напоминает, ничего себе не просит, сама готовит маме обед, когда та возвращается
домой поздно, без сил
. Для современного маленького
ребенка,

       Геннадий Черкашин, щадя читателя-ребенка, не описывает
подробности тогдашнего ленинградского быта, укрывает его от ужасов войны, как
делают это и взрослые герои его блокадной сказки – мама, бабушка, дедушка. В их
доме много месяцев нет тепла, света, воды, еды, но взрослые находят в себе силы
на улыбку и смех, подбадривают маленькую девочку, которая не расстается с
куклой, подаренной перед войной дедушкой-профессором. «А теперь будем пить чай
“белая ночь”, – говорила мама, наливая в чашки кипяток, один лишь кипяток,
потому что заварка давно уже кончилась. А бабушка рассмеялась и проговорила: «
Ну и выдумщица ты, “белая ночь” – вполне удачное название. А ты как находишь? –
спросила она у дедушки…»

. Они возвращаются после Победы в свой чудом уцелевший дом, изо
всех сил надеясь встретить там бабушку с дедушкой. Но еще одного чуда не
случается – они погибли, в доме живут чужие люди, которые продали все их вещи в
комиссионный магазин, а маме с девочкой оставлена лишь пустая комната с выбитым
стеклом. Им приходится начинать жизнь сначала. Но они уже научились за войну не
ломаться под тяжестью обстоятельств, научились самому настоящему мужеству. Да
бог с ними, с прекрасными фарфоровыми чашками и изящной скатертью.

 Но в магазине, за толстым витринным стеклом томится в заточении
дедушкин подарок, единственная память о нем – кукла Маша, которую девочка
любила больше всех других игрушек. Каждый день после уроков она прибегает к
витрине и разговаривает с куклой, пересказывая ей новости и любимые книжки. И в
какой-то момент мама решает во что бы то ни стало вернуть драгоценную игрушку домой.
который привык быть в центре вселенной, привык, чтобы взрослые служили ему, это
какая-то иная, непредставимая реальность. И он с удивлением узнает, что,
оказывается, можно быть счастливым, почти ничего не имея, если не получать, а
отдавать, надеяться и терпеливо ждать.

Эту книгу нужно читать не спеша, хотя можно с легкостью одолеть
за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о многих важных
вещах. О потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными
они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о
человеке, благодаря любви, явленной через них.

  Жанр повествования обозначен автором как «рассказ»,
хотя, конечно же, это самая настоящая сказка, такая, какой ее представляют
дети, – с яркими положительными и отрицательными героями, с сюжетом, который
затягивает все сильнее. Чем дальше, тем страшнее, но теплится надежда: а вдруг
девочка и кукла все-таки встретятся?.. Но история заканчивается
по-андерсеновски грустно. Нет, не встретятся. Мама девочки не успела спасти
куклу.            

Финал горький, но мы явственно чувствуем, что эта тяжкая потеря
не сломит маленькую девочку, она сумеет устоять. Как сумели устоять в блокаду,
не растерять в себе человеческое ее мама, бабушка, дедушка.

«
– Мы опоздали. – Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. – Мы опоздали
на целую неделю, – повторила она. – Кто-то уже купил твою Машу.
Мама не смотрела на девочку. Она сидела, не шелохнувшись, и смотрела на крышу
противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по ее рано
поседевшим волосам.

– Ничего, мама, – сказала девочка. – Ничего…»

Так заканчивается эта пронзительная история, которую обязательно
нужно прочесть нашим детям. Не только потому, что этой зимой в городе на Неве
будут торжественно отмечать 70-летие снятия блокады. «Кукла» излечивает детей
от чрезмерной любви к себе и поворачивает их удивленные, распахнутые глаза к
другим людям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Сочинение человек хамелеон какой он
  • Сочинение человек общество государство
  • Сочинение человек на часах 6 класс краткое
  • Сочинение человек который смеется
  • Сочинение человек который мне нравится которому вы хотели подражать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии