Автор: • Декабрь 12, 2021 • Эссе • 848 Слов (4 Страниц) • 402 Просмотры
Страница 1 из 4
Эссе
По фильму 300 спартанцев (2007, США)
Выполнил ст. гр. 11004220
Шубич В.А.
Фильм «300 спартанцев» Зака Снайдера носит историческую тематику.
Данный кинофильм показывает отвагу воинов спарты против сильнейших на тот момент завоевателей – персов. События картины повествуют о кровопролитной битве при Фермопилах в 480 году до н. э., в которой отряд из трехста отважных спартанцев во главе со своим царем Леонидом преградили путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса, сражавшись до последней капли крови.
Фильм рассказывает о временах персидских завоеваний, когда царь Ксеркс решил приклонить к своим коленям всю Грецию. В фильме раскрывается личности царя Леонида, Ксеркса, воинов спарты, скупости и жадности, отваги и любви.
Каждый спратанец проходил отбор с самого рождения, от его размеров, облика, здоровья, постоянных тренировок и травм в детстве, вплоть до выживания в диких условиях в юношестве. Только после этого юношу принимали в великую армию «Спартанцев». Каждый солдат спраты посвятил всю жизнь подготовке к битве. «Опора и мощь спартанца – плечо воина стоящего рядом».
Когда в спарту пришел посланник персов, царь Леонид столкнул его в пропасть, тем самым убив его, а убийство послов по греческим представлениям было плохим поступком, считалось, что послы находятся под защитой Зевса. Тем самым царь показывает, уверенность в себе и своем народе, правда подвергнув его к опасности На собрании греческих независимых государств царь Леонид дал слово привести свое войско и сразиться с персами. Его решение вдохновило всех греческих лидеров на войну с захватчиками. Спартанцы в то время были сильнейшими воинами Греции. Но оракулы без которых не один царь не начинал войну были против, т к наступало «свещенное древнее празднетсво». Зачем же защищать родину, когда можно отдать дань религии, а затем погибнуть от рук врага. Скольких потерь можно было избежать, как легко бы можно было вырвать победу, если бы не фанатизм спартанцев?
Но так как Леонид пообещал, то он уже не мог отсутпить от своих намерений, тем самым он выступил против войска Ксеркса. Так как войско Ксеркса превосходило войско Леонида, то спартанцы использовали знания ландшафта и искусство ведения боя.
Мне понравилось, что картина очень ясно показывает отсталость религиозного общества. Спартанцы — сильные воины, способные противостоять во много тысяч раз превосходящему их в численности врагу, храбрые люди, которые идут на смерть за свою родину без каких-либо колебаний. Картина гениальна в этом плане:поднимается проблема, которая актуальна и в наши дни. Наглядная бестолковость и бесполезность религии, которая может быть подкуплена и тем самым влияет на исходы многих не только сражений, но и любых других переворотов в государстве. В данной картине мы видим , что обычаи повлияли на народ и использовались властями, как средством управления массами, которые не желают видеть то, что у них перед глазами.
Тактически удачная место, главная результат битвы, удерживается горсткой самоотверженных воителей. Они не обращают внимание на то, что родина предала их, они счастливы умереть за родину. Потрясает непредусмотрительность мудрецов Спарты — «Впустим врага на нашу территорию, и плевать что исход войны можно переломить, отправив основную силу в ущелье.» Целой Греции потребуется сражаться, также,
точнее в целом, понести разрушение, однако я никак не сходим во сражение основными.» Безупречно. Вызывает искреннее недоумение именно ненужное геройство в лице Леонида, когда уже становится ясным то, что персы захватят пролив. Он решает дать последний бой, утягивая с собой покорных и довольных этим спартанцев. Который в итоге окончился отстрелом оставшихся воинов. Разве не выигрышнее было отступить и дать бой сосновными силами? Либо царь усердствовал выполнить предсказание провидцев о своей гибели? Ненужная гибель во имя религии, в виде потери царя? Вновь же достаточно абсурдно.
…
Доступно только на Essays.club
_________На днях собрал всю свою волю в кулак и досмотрел таки «300 спартанцев». Именно досмотрел, а не посмотрел. Потому что я уже начинал. Но первые десять минут фильма показались мне неприятными и я выключил DVD. Теперь я, уже полностью, от начала и до конца просмотрев эту картину, должен признать, что ошибался. Беру свои слова назад. Потому что «неприятный» — не то слово. Теперь скажу по-другому: это одна из самых гадких, самых мерзких, самых примитивных и самых загадочных лент, которые мне доводилось видеть. Теперь, по порядку. Попробую объяснить.
_________Честно говоря, у меня и по сей час никак не выходит из головы крик Леонида: «Потому что это Спарта-а-а-а-а-а!!!». Вы знаете, после просмотра этой версии освещения событий под Фермопилами 480 года до н.э. у меня отпало любое желание теперь называть Леонида и его триста отборных, мужественных и бесстрашных воинов героями. По правде говоря, меня уже от самого начала сбил с колеи основной рекламный слоган фильма: «Сегодня мы отправимся в Ад!», с которого на экране сочилась кровь. Гениально! М-да…
_________Цветовая гамма подобрана настолько отвратительно, что под конец фильма начинает казаться, что ты сидишь не в кресле, а в пустыне под Солнцем, безжально слепящим твои окровавленные глаза. Угнетающее впечатление. Кровожадные греки, сумасшедшие персы…
_________А как вам спартанские мудрецы-извращенцы с похожим на сторчавшуюся порноактрису Оракулом? Куча уродов с горбами, волдырями, прыщами, опухолями, шрамами на полтела, с гнилыми зубами и красными глазами. Это героический эпос? Нет! Это очередной голливудский «шедевр». Ещё одна история, которую Голливуд превратил в попсовую кровавую эпопею с горами трупов, тоннами крови и дикими воплями ненормальных головорезов.
________История (я имею в виду книги) показывает героев-спартанцев, сумевших своей отвагой и бесстрашием переломить ход греко-персидских войн и вдохновить всю Грецию на обьединение усилий против врага, а также персов – негативных героев-захватчиков. А я вот после просмотра ленты, если бы не читал книг, вряд ли назвал бы персов более ненормальными, чем их противника. Они были больше похожи на дикарей-варваров с горами мышц и двумя граммами мозгов.
________А как вам персидские слоны, которые прошли вместе с многотысячной армией Ксеркса тысячи километров, для того чтобы потом какой-то дебил пустил их одного за другим идти по крутой и узкой горной тропе прямо на копья греков? Или ещё один перс: воин-мутант, которого вели закованного в цепи, как в бродячем цирке, а потом выпустили в самое пекло битвы, где ему вогнали в глаз копьё, насквозь прорезали от и до пудовый бицепс на правой, кажется, руке — а он стоял…И только отважный царь Леонид, подхватив какую-то швайку с земли отрезал чудовищу голову, на месте которой из шеи начал бить фонтан кровищи, а извращенцы-операторы всё это, так сказать, смаковали. Ещё в одном эпизоде промелькнул их палач-мутант с чем-то похожим на пилы вместо рук. И опять летит голова. В этот раз спартанская (но почему-то негритянская). А самого Ксеркса вообще показали больше похожим на гомосека-аутиста из психушки, чем на могущественного персидского царя, которого все называли Богом. Как же нежно положил он руки на плечи Леониду, когда тот повернулся к нему спиной на переговорах…И такие неоднозначные слова Ксеркса: «Поклонись мне, и я сделаю тебе всё, что пожелаешь!» Не «для тебя», а «тебе»…
________Леонид в сравнении с Ксерксом напоминал карлика, хотя не совсем понятно, откуда у персов – миниатюрных во все времена истории – взялся этот громила… Ксеркс, весь в пирсинге, оказался самоуверенным идиотом. Это же надо было до этого завоевать столько славы, как могущественный вождь могущественной армии, чтобы потом выглядеть полным идиотом перед кучкой греков. Его действия напоминали действия Бонапарта или советского командования (во времена ВОВ), когда тысячи людей бросали в бой, как пушечное мясо, прекрасно понимая, что им конец.
________А почему один из самых загадочных? В последнее время (и уже почти все это заметили) на экраны начало выходить намного больше дерьма, чем даже десять лет назад. Обилие насилия, крови, извращений и примитива сейчас тревожит каждого трезвомыслящего человека. Ширпотреб на нашем телевидении, вместе с зомбирующей идиотской рекламой, теперь составляет не меньше 75%. Загадка для меня: почему людям всё это нравится и они это смотрят и советуют другим? И что вы будете делать? Если немного отойти от нашей сегодняшней темы и проанализировать, что сегодня показывает наш ящик, можно – простите за каламбур – в него и сыграть. Мыльные оперы, примитивные дальше некуда сериалы, детские развлекательные – и как некоторые считают, развивающие! – программы (типа «Телепузиков»), противные мультфильмы (типа «Покемонов»). Сегодня экран просто кишит этим несчастьем. А о чём это говорит? О том, что «пипл хавает», если изьясняться на жаргоне пиарщиков. Если бы никто не смотрел тех же «Солдатов» или «Исцеление любовью» (где в одной серии герой снимает пиджак, а в следующей вешает его на вешалку), то их бы и не крутили. Потому что сегодня главред – это рейтинг. А так – что хотим, то и имеем. А скажи что-то против и тебе сразу же – оп, демократия! Ага. Только не такая, какой хотел бы здравый рассудок. И поэтому, для того, чтобы сделать коммерчески выгодный фильм, нужно его насытить пафосными приключениями, бессмысленными, зато красивыми спецэффектами, насилием, эротикой и убийствами. Вот главные критерии, согласно которым сегодня снимают кино. Хотя, ещё нужно наполнить сценарий такими фразами, как: «С тобой всё в порядке?» (в это время главный герой обязательно должен лежать в луже собственной или чужой крови и взглядом, вызывающим жалость, смотреть вдаль), «спасаем свои задницы!» и «нет, я должен это сделать!» (с этими словами очередной герой на подобие Рэмбо поднимает с земли автомат, в котором никогда не заканчиваются патроны и в одиночку на протяжении четырёх-пяти минут уничтожает армию противника). О, это уже что-то! Такой фильм, если он всё это (или хотя бы большую часть) в себе уместит, может рассчитывать на солидные кассовые сборы. А люди сидят перед экраном в кинотеатре и хрустят ароматным поп-корном (терпеть его не могу!) в то время, когда идёт эпизод изнасилования очередной китаянки Ли или Дзинь, а посему Якудза развяжет очередную бойню с американскими недоносками; в это время на экран брызгает кровь – это стало так модно! – и рука с порцией поп-корна задерживается на полпути ко рту… Приятного! А названия… Мама дорогая! «Техасская резня бензопилой-2», «Пила», «Ужас Аментивиля», «Каннибалы», «Терминатор-3» и т.д… Такое впечатление, что кроме наркотиков, секса, дула у виска, «fuck you!» и заставки «20-й век фокс представляет» сейчас ничего нет и не должно быть.
_______И поэтому настоящими тремя сотнями отважных спартанцев, вышедших на свой последний бой дабы отстоять своё и своего народа право жить свободно, а не на зверскую охоту, как в последней экранизации, для меня являются те, кто понимает то, о чём я сейчас рассказываю. Те, кто лучше ещё раз сядет и перечитает историческую книгу, чем будет смотреть, как извращенцы-операторы и режиссёры смакуют царя Леонида, лежащего посреди моря трупов своих подданных, и напичканного стрелами, как кактус. Те, кто выбросит в глубокую каменную яму диск с этим фильмом и другими такими, как этот. А когда кто-нибудь удивлённо спросит, почему он это сделал, и надменно скжет, что ты, мол, рехнулся, то столкнёт в ту яму и его, с криком: «Потому что это Спарта-а-а-а-а!!!»
«Большего не прошу. Просто помните о нас». Леонид
-
Опубликовано:
23.06.2020 -
Предмет:
Развлекательная программа
-
Темы:
300 фильмов, Фильмы
Тема, которую я буду обсуждать, – это фильм «300». Те из вас, кто не видел этот фильм, должны быть проинформированы о том, что это образное воссоздание битвы при Фермопилах в 480 г. до н.э., когда 300 спартанцев провели свою жизнь против полные силы персидской армии в течение трех целых дней, в то время как их численно превосходило от одной до трехсот, и они в значительной степени не экипированы. Вся тема этого фильма расширила мои интересы в войнах и тактиках, подобных тем, которые использовали спартанцы.
Как вы видели в фильме, если вы видели его, когда спартанские дети достигли возраста, который обычно составляет около семи лет, они были бы отняты от своих матерей и были вынуждены стать закаленными в боях воинами к 18 годам. со своими отцами. Это даже не страшная часть! Если бы вы были рождены неспособными быть спартанцами, они буквально на месте пожертвовали бы вами в надежде на рождение воина, подобного ребенку. Методы обучения, используемые спартанцами, были очень строгими и жестокими для мальчиков. То, что они заставляли их делать, это проверять, могли ли они быть лидерами. Они должны были научиться выживать, крадя и делая все возможное, чтобы пойти и найти способ выжить. Очень интересный момент, который я обнаружил в отношении спартанцев, заключался в том, что когда дело дошло до людей, было только одно занятие – это быть солдатом. Начиная с двадцати лет, солдаты должны были служить солдатами до шестидесяти лет, пока они не могли уйти в отставку.
Самая культовая тактика и форма битвы, использовавшаяся спартанцами, оказали влияние на многие военные силы в ту эпоху, и эта формация называлась Фаланга. Фаланга состояла из всех солдат, стоящих очень близко к фронту с копьями, в то время как у всех остальных были щиты по головам отряда, поэтому никакие стрелы не могли поразить их. В фильме спартанцы использовали эту формацию несколько раз, и если вы смотрели фильм, вы могли видеть, что никто не был выше друг друга в формации. Даже сам король Леонидас был в драке во главе битвы, и все были равны. Если вы могли бы сказать, что сражение было похоже на идеальную игру в баскетбол, где все были вовлечены и получили свое время, чтобы не повредить делу. Формирование действительно только вызвало мой интерес к военным формированиям и как военные чиновники придумали эти стратегические преимущества.
К сожалению, фильм – это всего лишь фильм, и спартанцы не так непобедимы, как мы все думали, или как фильм их изображал. В фильме, который вы могли видеть в конце битвы при Фермопилах, спартанцы умрут, и это, вероятно, был первый раз, когда вы увидели их не непобедимыми и просто людьми с хорошим планом игры. Возможное падение Спартанцев началось в битве при Леуктре в 371 г. до н.э. руками фиванцев, что привело бы к возможному вторжению фиванского генерала Эпаминонда, который наблюдал за освобождением всех илотов в Спарте и, таким образом, привел к тому, что Спарта стала второстепенная сила для остальной части его существования. Что, на мой взгляд, было действительно печальным путем для такой крутой империи.
Сами спартанцы вызвали у меня интерес ко многим вещам: войне, мощи, силе, стратегии и иерархии. Войны, которые спартанцы вели со своими врагами, были просто беспощадными, и они были очень жестоки с тем, как они сражались и как они относились к своим военнопленным. Сила каждого спартанца была нелепой! В возрасте около 15 лет они должны были иметь возможность носить полный комплект боевой брони со щитом, копьем и битвой в нем! Сила всех спартанцев, включая женщин, была просто нелепой! Сами женщины должны были быть в состоянии защитить родину, если произойдет вторжение. Они были достаточно сильны, чтобы противостоять спартанским мужчинам! Это то, чего стоит бояться! Стратегия была просто потусторонней в то время с совершенством Фаланги и ее идеальным исполнением. Иерархия за империей Спартанцев была довольно странной, так как илоты считались рабами, а гоплиты также были рабами, но иметь возможность сражаться и участвовать в войнах, это было так странно. В целом сами спартанцы научили меня многим вещам и настолько заинтересовали меня войной, что я даже мог бы продолжить в ней карьеру.
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
30.10.2020
Комментариев нет
В романе «Чувство и осмысленность» Джейн Остин использует различные тематические элементы, чтобы обучить читателя природе высшего британского общества в 19 веке. Одним из наиболее влиятельных
Читать полностью »
30.10.2020
Комментариев нет
Вы мечтаете о дне свадьбы, когда на свидании присутствуют смех и хорошее настроение. Если вы выбираете классическую эстетику или оригинальную свадьбу, вы всегда хотите, чтобы
Читать полностью »
30.10.2020
Комментариев нет
В Спартаке режиссер Стэнли Кубрик и музыкальный директор Алекс Норт используют звук, включая музыку, звуковые эффекты и диалоги, в исторической драме Спартак , чтобы подчеркнуть
Читать полностью »
Геродот сообщает, что в битве участвовало не только 300 спартанских гоплитов, но также илоты (государственные крепостные в Спарте) , которых спартанцы использовали как легковооруженных воинов и слуг, но с которыми не делились славой. По словам Геродота в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов; соотношение в Фермопильском сражении неизвестно, но, видимо, было примерно таким же, судя по количеству погибших греков.
Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, оставшиеся греки приняли бой в отдалении от прежнего места, там, где проход расширяется. Даже там персы не могли развернуться и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими спартанскими мечами в тесной рукопашной. В бою пал Леонид, у персов погибли Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив приближение с тыла персидского отряда, ведомого Эфиальтом, греки отступили к стене, а затем, миновав её, заняли позицию на холме у выхода из прохода. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.
Спартанцы и феспийцы приняли последний бой. Персы расстреливали последних героев из луков, забрасывали их камнями. По сведениям Геродота отличились доблестью спартанцы Диенек, братья Алфей и Марон, феспиец Дифирамб.
Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. По слухам в живых остался еще один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.
Диодор передаёт последний бой 300 спартанцев в легендарном виде. Они будто бы напали на персидский лагерь ещё затемно и перебили множество персов, стараясь в общей суматохе поразить самого Ксеркса. Только когда рассвело, персы заметили немногочисленность отряда Леонида и забросали его копьями и стрелами с расстояния
В следующем 479 до н. э. персидское войско было полностью разгромлено в битве при Платеях в Беотии. В той битве среди спартанцев отличился Аристодем, единственный уцелевший из 300 воинов царя Леонида. Он бился, как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги лишь потому, как полагали сами спартанцы, что искал смерти из-за своей вины.
За голову предателя Эфиальта, сына Евридема, Спарта объявила награду. Затем он был убит соплеменником в ссоре. Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя ]. Имена всех павших в Фермопилах были высечены на плите.
* После греко-персидских войн, в 3-й Мессенской войне (середина V в. до н. э.) , отборный отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен. Но только гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой.
-
Комментариев (0)
- Ожерелье сказок
- Сказка на сладкое
- Непридуманная история
- У нас в гостях поэт
- Знаешь ли ты?
- Великие сказочники
- Из жизни ученых
- С копьем и мечом
- Давай играть!
- Умные руки
- Задачка на прощание
Много рассказов сложено о доблести воинов Древней Греции, но мой любимый герой — спартанский царь Леонид. Чем же знаменит он?
В 480 году до нашей эры многотысячное войско персов подошло к границам Греции. Греческое ополчение еще не было созвано, и навстречу персам вышел небольшой отряд воинов из Спарты, одной из греческих областей, во главе с царем Леонидом. Спартанцы славились по всей Греции как самые неустрашимые и сильные воины. «Вместе победить или вместе умереть!» — гласил их закон.
Когда воины-персы от имени своего царя Ксеркса предложили спартанцам отдать оружие, царь Леонид дерзко ответил: «Приди и возьми!»
Триста спартанцев встали в Фермопильском ущелье — единственной дороге, ведущей в Грецию. Все их союзники струсили и отошли из ущелья. Леонид мог сделать то же самое — путь к отступлению был открыт. Но он предпочел смерть позорному бегству. Легковооруженные спартанские воины — гоплиты — смогли противостоять персам.
Четыре дня и четыре ночи шло сражение. Устрашённые персы отказывались идти в атаку, и их по приказу царя Ксеркса гнали в бой бичами. Самая лучшая гвардия, «бессмертные», были пущены Ксерксом в бой — и погибли под мечами спартанцев. Но предатель показал захватчикам горную дорогу в обход Фермопил. Персы ударили с тыла. Все спартанцы и царь Леонид погибли. Но персидское войско увидело, какие бесстрашные воины встретят его в Элладе.
С той поры, говоря о мужестве воинов, сравнивают их с маленьким доблестным отрядом спартанцев.
Вооружение
греческого воина
1. Кожаный панцирь гоплитов.
2, 3, 4. Мечи ксифос.
5. Туба (боевая труба).
6. Копье всадника.
7. Критский шлем.
8. Эгейский щит аспис.
9. Войлочная шляпа пельтаста.
10. Меч махайра.
11. Боевой топор.
12. Коринфский шлем гоплитов.
- 01.08.1999
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru
ПОДВИГ 300 СПАРТАНЦЕВ
О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате.
Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.
Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию.
И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами.
Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши.
Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового – компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения.
В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме.
Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота.
В конце VI века до н.э. Персидская держава, завоевав к тому времени греческие города-государства Малой Азии (Ионию), направила свою экспансию на территорию Эллады. В 480 году до н. э. огромное войско персов во главе с Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт.
Геродот исчисляет войско персов и зависимых народов в 1 миллион 700 тысяч человек. Современные историки оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные.
Представители независимых греческих городов-государств собрались на совет в Коринфе, чтобы решить, как вместе отразить нашествие персов.
Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались защищать только свои земли. Афиняне предлагали послать войско как раз в Фермопилы. В то время Фермопильский проход был единственный путь из Северной Греции в Южную.
Греки почитали богов и потому даже во время нашествия персов не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н.э. А во время Олимпийских игр войны не велись.
Однако совсем отказаться от участия в войне против Ксеркса спартанцы не могли, и потому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей, чтобы не пресёкся род. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств.
Когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: «Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот».
Объединённое войско греков в Фермопилах состояло из постоянных городских отрядов профессиональных тяжеловооружённых воинов-гоплитов, посланных как передовые отряды, пока города собирали ополчения.
Всего при Фермопилах собралось до 6 тысяч гоплитов. Спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид; тогда ему было около 40 лет.
На западе от Фермопил поднимается обрывистая и высокая гора. На востоке проход подходит непосредственно к морю и болотам. Там была проезжая дорога только для одной повозки 20 метров шириной и длиной 1 км.
В Фермопильском ущелье была построена стена, а в ней некогда были ворота. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. Греки решили теперь восстановить стену и таким образом преградить персам путь в Элладу. Они разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход.
Первые два дня греки успешно отражали атаки персов, благодаря тому, что были вооружены длинными копьями и действовали слаженно в фаланге, прикрываясь большими щитами. Персы не могли развернуться в узком проходе и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега.
Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья.
И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря.
Греки оказались в окружении. Что было делать?
Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы — города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.
Ксеркс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!
Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно – чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.
Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия – затупилось, и тогда начался рукопашный бой.
Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса.
Царь Ксеркс лично осмотрел поле битвы. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков, включая спартанских илотов (илоты – государственные рабы).
Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. На следующий год в битве при Платеях он бился как иступлённый, стараясь искупить свою вину.
За голову предателя Эфиальта Спарта объявила награду. Но он был убит соплеменником в ссоре.
Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. Имена всех погибших в Фермопилах были высечены на плите. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского: «Странник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».
На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг – кенотаф (чтобы души обрели покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по-гречески Лев) На саркофаге было написано: «Из зверей я – сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе».
Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя.
В 1955 году на этом месте был построен мемориал. Каждый год 26 августа здесь проходит «Праздник Фермопилы» – в память о героизме 300 спартанцев и 700 феспийцев.
Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.).
История несправедлива. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат.
Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму.
Также Гитлер использовал дух древних германцев для создания тысячелетнего третьего рейха.
Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы.
В России так использовалось известное изречение старца Филофея, которому, якобы, принадлежат слова «Москва – третий Рим, и четвёртому не бывать». Теория «Москва – третий Рим», как известно, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли России и оправдания политики собирания русских земель вокруг Московского княжества, а позднее и создания российской империи.
Когда-то думали, что история принадлежит королям. Потом полагали, что всё решают народные массы. Теперь мы видим, что поставить во главе государства своего человека означает разрулить политику в свою сторону, даже несмотря на протесты народных масс.
Почему люди постоянно воюют? Почему не могут все свои проблемы решать мирно?
Может быть, мешает врождённая агрессивность?
Представители ни одного биологического вида так не воюют между собой.
Что толкало Ксеркса на завоевание маленькой свободной Греции, тогда как персидская империя была в несколько раз больше и могущественней?
Честолюбие? месть за поражение отца Дария в битве при Марафоне? или жажда завоевания?
Что можно противопоставить парадигме завоевания?
Война – она в умах!
За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн. Вся история человечества одна непрекращающаяся война. Одни сплошные убийства! Земля вся пропитана кровью.
Конечно, можно не вмешиваться, когда муравьи воюют между собой. Но когда они в пылу борьбы готовы взорвать планету…
Войны всё те же, только на смену луку и стрелам пришли атомная бомба и лазерное оружие.
А может быть, спартанцы погибли напрасно, если Ксеркс всё равно спалил и разграбил Афины?
Имело ли их самопожертвование смысл?
Почему спартанцы не сдались?
Зачем они погибли?
Не зачем, а почему!
Они не могли иначе!
Их лозунгом были слова: победа или смерть!
Конечно, можно говорить, что у спартанцев были жестокие нравы: они вели полувоенный образ жизни, сбрасывали в пропасть родившихся больными детей, изгоняли трусов и предателей. Известно, что мать убила своего сына спартанца, который вернулся с войны раненый в спину.
По слухам, в битве при Фермопилах в живых остался ещё один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.
Можно ли пожертвовать одним, ради спасения многих?
Для военоначальников этот вопрос давно решён. Чтобы прикрыть отход главных сил, нужно оставить арьергард погибнуть ради спасения отступающих.
А был ли подвиг?
Или это просто погиб арьергард, как обычно бывает при отступлении?
Спартанцы, конечно, были в безвыходном положении. Кто-то должен был прикрывать отход основных сил и погибнуть, чтобы спаслись остальные.
Что же это, героизм по необходимости?
Могли ли спартанцы сдаться, как это сделали фиванцы?
Нет, не могли. Потому что «или со щитом, или на щите»!
Смерть была для них необходимостью. Они погибли, выполняя свой долг перед родными и близкими. Ведь они защищали своих любимых, они защищали свою любовь – Грецию!
Подобный подвиг совершили 28 героев-панфиловцев, преградивших фашистским танкам дорогу в Москву.
Они спасли нас – ныне живущих.
Погибающие ради других хотят, чтобы смерть их не была напрасной.
Вот почему так важно помнить погибших героев.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!
— Историю создают герои! — воскликнул парень.
— Но что движет ими? — сказал мужчина. — Слава? Да, и это тоже, но главное — при всём различии мотивов, они осуществляли себя, они поступали, как диктовала им их внутренняя необходимость, — они были собой! Они поступали не ради выгоды, а потому что не могли иначе!
— Но разве они не подчинялись объективной необходимости?
— Да, ими управляла необходимость. Но не столько внешняя, сколько внутренняя — желание осуществить себя. Лучшее из того, на что способен индивид — это быть самим собой, то есть жить в соответствии со своим предназначением; в этом заключено его счастье и его удача.
— Но почему люди, зная уроки истории, всё равно наступают на грабли? — спросил Дмитрий.
— Они не могут поступить иначе, эта необходимость предопределена всем предыдущим ходом событий. В качестве примера можно взять любую войну.
— История — это собрание мифов! — категорично заявил парень. — Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь. Но главное мотивы, мотивы! А их-то и не знает история!
— Но история занимается фактами.
— А на деле их интерпретацией. Да, факты есть, но никто не может знать истинных причин, побудительных мотивов. Одним словом, историю сочиняют историки. И никакого смысла в истории нет!
— Просто ты его не видишь.
— А если бы видел, то в чём этот смысл? Что мы видим в прошлом: череду бессмысленных и неизбежных войн?
— Ты полагаешь, что в прошедшем нет никакого смысла?
— История идёт по неизбежному и необходимому пути, где случайность не меняет закономерности движения и направления.
— По-вашему, значит, история предопределена?
— По сути, да. В конечном итоге победа принадлежит тому, в ком жажда справедливости сильнее страха смерти!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древние Афины сегодня», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.
Мой видеоролик «300 спартанцев» можно посмотреть здесь: http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post120248879/play
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru
Геродот сообщает, что в битве участвовало не только 300 спартанских гоплитов, но также илоты (государственные крепостные в Спарте) , которых спартанцы использовали как легковооруженных воинов и слуг, но с которыми не делились славой. По словам Геродота в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов; соотношение в Фермопильском сражении неизвестно, но, видимо, было примерно таким же, судя по количеству погибших греков.
Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, оставшиеся греки приняли бой в отдалении от прежнего места, там, где проход расширяется. Даже там персы не могли развернуться и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими спартанскими мечами в тесной рукопашной. В бою пал Леонид, у персов погибли Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив приближение с тыла персидского отряда, ведомого Эфиальтом, греки отступили к стене, а затем, миновав её, заняли позицию на холме у выхода из прохода. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.
Спартанцы и феспийцы приняли последний бой. Персы расстреливали последних героев из луков, забрасывали их камнями. По сведениям Геродота отличились доблестью спартанцы Диенек, братья Алфей и Марон, феспиец Дифирамб.
Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. По слухам в живых остался еще один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.
Диодор передаёт последний бой 300 спартанцев в легендарном виде. Они будто бы напали на персидский лагерь ещё затемно и перебили множество персов, стараясь в общей суматохе поразить самого Ксеркса. Только когда рассвело, персы заметили немногочисленность отряда Леонида и забросали его копьями и стрелами с расстояния
В следующем 479 до н. э. персидское войско было полностью разгромлено в битве при Платеях в Беотии. В той битве среди спартанцев отличился Аристодем, единственный уцелевший из 300 воинов царя Леонида. Он бился, как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги лишь потому, как полагали сами спартанцы, что искал смерти из-за своей вины.
За голову предателя Эфиальта, сына Евридема, Спарта объявила награду. Затем он был убит соплеменником в ссоре. Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя ]. Имена всех павших в Фермопилах были высечены на плите.
* После греко-персидских войн, в 3-й Мессенской войне (середина V в. до н. э.) , отборный отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен. Но только гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой.