Рр подготовка к сочинению рассуждению на нравственную тему на основе прочитанного текста 6 класс



Скачать материал

Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическомувоспитаниюРазр...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 266 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 412 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическомувоспитаниюРазр...

    1 слайд

    Подготовка к
    сочинению-рассуждению на нравственно- этическому
    воспитанию
    Разработка урока. 6 класс.
    Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2
    с. Арзгир
    Красько Н. Н.

  • Цель   урока.Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуж...

    2 слайд

    Цель урока.
    Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
    Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.

    Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникать бедой другого.

    Развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

  • Оборудование.Пословицы и поговорки
высказывания Владимира  Мономаха, Л. Толст...

    3 слайд

    Оборудование.
    Пословицы и поговорки
    высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина,
    статья из учебника литературы
    для 6 класса,
    алгоритм написания рассуждения,
    стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»,
    фрагмент песни «Если добрый ты».

  • Ход  урока.Вступительное слово  учителя.
Работа над  темой  сочинения.
Анализ...

    4 слайд

    Ход урока.
    Вступительное слово учителя.
    Работа над темой сочинения.
    Анализ рассказа « Уроки французского».
    Работа с алгоритмом. Составление плана.
    Подведение итогов.
    Задание на дом.

  • Пословицы и поговорки.Добро  творить – себя веселить.
От добра худа не бывает...

    5 слайд

    Пословицы и поговорки.
    Добро творить – себя веселить.
    От добра худа не бывает.
    За добро не платят.
    Лихо помниться, а добро не забудется.
    Худо тому, кто добра не делает никому.
    В ком добра нет, в том и правды нет.
    Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
    Про добрые дела говори смело.
    Жизнь дана на добрые дела.

  • Работа над  темой  сочиненияЭтот рассказ, когда он впервые появился в книжке...

    6 слайд

    Работа над темой сочинения

    Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказ, образом отправляла мне посылку с макаронами.

  • Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его,...

    7 слайд

    Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

    Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого.

  • Законы  доброты.О  каких законах доброты  говорит автор?...

    8 слайд

    Законы доброты.
    О каких законах доброты говорит автор?

  • Законы…
Добро  бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила.

Добро возвращ...

    9 слайд

    Законы…

    Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила.

    Добро возвращается добром.

  • Анализ рассказа « Уроки французского»Тема нашего сочинения – «Уроки французск...

    10 слайд

    Анализ рассказа « Уроки французского»
    Тема нашего сочинения – «Уроки французского» — уроки доброты.
    1.А каково назначение уроков французского языка в рассказе В.Распутина?
    2. Да и были ли занятия Лидии Михайловны с героем рассказа только уроками?

  • 2. Почему так необходимо было мальчику  участие другого человека?
3.Какой каз...

    11 слайд

    2. Почему так необходимо было мальчику участие другого человека?
    3.Какой казалось Лидия Михайловна окружающим, мальчику?
    4. Почему мальчик не принимал заботу учительницы?
    5. Знала Лидия Михайловна , чем является ее последний шаг – игра в «пристенок» или « замеряшки»?
    6. Как характеризует учительницу ее отношение к ученику?

  • Высказывания великих людей о добре.Добро же творя, не ленитесь ни на что хоро...

    12 слайд

    Высказывания великих людей о добре.
    Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах).

    Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
    (Л.Н. Толстой).

  • Работа с алгоритмом. Составление  плана.Добро остается добром. А можете ли в...

    13 слайд

    Работа с алгоритмом. Составление плана.

    Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского- это уроки доброты?

    Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения- рассуждения?

    Из каких частей оно состоит?
    Посмотрите на алгоритм и прокомментируйте его.

  • Строение   текста типа рассуждения.Тезис- утверждение, которое   нужно доказа...

    14 слайд

    Строение текста типа рассуждения.
    Тезис- утверждение, которое нужно доказать.
    Почему? – потому что так.
    2.Обоснование высказанной мысли: аргументы( доводы, доказательства и примеры).
    Что из этого следует? — поэтому, таким образом, итак, следовательно.
    3. Вывод.

  • План сочинения.Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика?
Учител...

    15 слайд

    План сочинения.
    Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика?
    Учительница спасла мальчика своим поступком от голода.
    К каким доказательствам нужно обратится для подтверждения тезиса?
    Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участием.
    Поступок ради спасения ученика.
    Воспитание ученика своим примером.

  • Подведение  итоговО чем вы сегодня вспомнили на уроке?
О каких законах узнали...

    16 слайд

    Подведение итогов
    О чем вы сегодня вспомнили на уроке?
    О каких законах узнали?
    Какие орфограммы повторили?
    Над формированием какого навыка вы работали?

  • Задание на дом.Написать сочинение на   заданную тему.

    17 слайд

    Задание на дом.

    Написать сочинение на заданную тему.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 155 144 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 103
  • 0
  • 10.12.2020
  • 358
  • 0
  • 19.11.2020
  • 121
  • 0
  • 16.11.2020
  • 85
  • 0
  • 17.10.2020
  • 213
  • 2
  • 13.09.2020
  • 173
  • 0
  • 06.09.2020
  • 157
  • 0
  • 21.06.2020
  • 140
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Урок  развития речи в 6 классе

         Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Тип урока: изучение нового материал

Вид: комбинированный

Цели: 1) обучающие:

  • повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических,  грамматических и композиционных признаков данных типов речи;
  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
  • познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;
  • подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

2)развивающие :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;

               3) воспитательные:

  • воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих

Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал

 На доске записаны тема и эпиграф:       

                Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).

Ход урока

этапа урока

Деятельность учителя и учеников

1. Орг. момент.

Приветствие  учителя. Проверка подготовленности учеников  к уроку. Создание рабочей атмосферы .

2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность)

Повторение

1) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.) 

2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)

3) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.)
5)
Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)

6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
7)  Вы – это местоимение … лица. (2л.)

8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 

10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква).

12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).

3. Слово учителя.

Тема и цели урока.  

   — Сегодня  мы  будем учиться  рассуждать,  доказывать свою мысль.

   Одно  дело —  думать иначе,  чем  остальные,   другое — убедить  в  своей   правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

    Читаем эпиграф, комментируем  его.

Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:

  • Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое дискуссия.

(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения).

Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия.

4. Повторение известного о типах речи

  • Мы знаем три типа речи. Какие?  (описание, повествование, рассуждение).
  • Как различаются типы речи?

  Тренировочные упражнения.

1 у доски —  Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из  слов для справок:

Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение события.  Конец события

 Общее впечатление о предмете.

Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) :       Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ

написать название каждого типа речи

1. Общее впечатление о предмете.

2. Признаки предмета.

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

1. Начало события.

2. Продолжение события.

3. Конец события.

Остальные: прочитать текст выразительно

Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?

    Человек,  умеющий и любящий читать, — счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством  умных и добрых  друзей.  Друзья эти —  книги. Во-вторых, читая разные книги,  можно найти ответы на все  волнующие нас вопросы. Из книг  мы узнаём  о прошлом и находим картины будущего.  Поэтому читайте больше и будете счастливы!                      (по Паустовскому)

  • Проверка работ учащихся

ВЫВОДЫ:

  • Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?
  • Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых)
  • Какое слово связывает доказательства и вывод?

5.

 Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения.  Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь).

В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос.   Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения.

Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением  на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему,  почему?

6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436

Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.

 (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том,  каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его.

7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав…».

а)Подбор аргументов.

Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»

Формулирование и запись тезисов и аргументов:

Прав дедушка                       Права внучка

1.                                           1.

2.                                            2.

Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить  подходящие к данной теме пословицы.

1. Тезис: прав дедушка

2. Доказательства

1)Мнение подруг из класса – потребительское

2) Подарок, сделанный своими руками,  уникален, неповторим.

Составление плана сочинения   КТО ПРАВ?

1.                                             1.

2. Прав дедушка                     2. Права внучка  

1)                                               1)  

2)                                               2)  

3. Вывод                                  3. Вывод

  • Что должно быть в пункте 1?
  • О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
  • Какой тип речи должен быть во вступлении?
  • Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?
  • Как нужно начать рассказ о проблеме?  (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)

б)Составление плана сочинения

8. Физминутка

«Отдых наш-физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой- встанькой словно стали

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Если устали глаза

Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

9. Работа с лексическими средствами,  помогающими оформить рассуждение.

(по вариантам)

Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение.

Соревнования между рядами:  кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения

1 вариант — Я        уверен…

              Я        думаю (считаю, полагаю…), что…

              Мне кажется, что…

2 вариант — Докажем это.

              Почему?  А вот почему…

              Это можно объяснить так…

              По-моему, прав…

              Я        не могу согласиться с тем,  что… но…

              Могут сказать (возразить),  что…

3 вариант — Итак…

              Таким образом…

              Следовательно…

              Я        понял, что…

( открываем доску и проверяем правильность выводов)

10. Составление

устного высказывания

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре.  (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)

11. Подведение итогов урока

— Что такое дискуссия? Что такое аргумент?

— Что значит написать рассуждение  на дискуссионную тему?

— Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?

  • Всё ли понятно? Если нет – жду вас на перемене или после уроков.

12. Домашнее задание

Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?»)

Сильным – подобрать для аргументации  подходящие по данной теме пословицы и поговорки,

Я ИДУ НА УРОК

Уважаемая редакция!

Позвольте предложить вам разработку урока по
подготовке к сочинению на нравственно-этическую
тему, проведенного в 5-х и 6-х классах. Рассказ,
положенный в основу урока, вызывает удивительный
интерес у ребят. Выбор Филиппки побуждает их
думать о том, как они поступили бы на его месте, и
оценивать свои поступки, которые они совершили,
когда оказывались в подобной ситуации. Урок дает
возможность поработать над морально-этическими
категориями, чего так не хватает на уроках
русского языка и других уроках гуманитарного
цикла.


5–6-е классы


Подготовка к сочинениюрассуждению
на нравственно­этическую тему


(По рассказу В.А. Никифорова-Волгина)


Цели урока:

Образовательные: закрепить представление о
типе речи – рассуждении.

Воспитательные: учиться размышлять над
своими поступками и словами;

Развивающие: способствовать развитию
творческих способностей учащихся.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Чтение
рассказа.
В сказке про Ивана-царевича
говорится о трудности выбора пути; налево
пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь –
голову потеряешь, прямо пойдешь – дороги нет.
Сегодня на уроке мы будем совершать выбор вместе
с героями рассказа В.А. Никифорова-Волгина
«Любовь – книга Божия» Филиппкой и Агапкой и
готовиться к сочинению- рассуждению на основе
этого рассказа.

Послушайте рассказ. (Рассказ читается в
сокращении.)

«Таких озорных ребят, как Филиппка Морозов да
Агапка Бобриков, во всем городе не найти.

Про Филиппку и Агапку говорили:

– Много видали озорных детушек, но таких ухарей
– еще не доводилось!

Было им лет по девяти. Отец одного был
тряпичник, а другого – переплетных дел мастер.
Филиппка – маленький, коротконогий, пузатый,
губы пятачком и с петушком на большой вихрастой
голове. Всегда надутый и что-то обдумывающий.
Ходил он в диковинных штанах – одна штанина была
синяя, а другая желтая – и с бубенчиками.

Агапка был тощим, в веснушках, зоркоглазым и
вертким. Зиму и лето ходил в отцовском пиджаке и
солдатской фуражке-бескозырке. Выправка у него
военная. Где-то раздобыл ржавые шпоры и приладил
к рваным своим опоркам.

Озорства с их стороны было всякого. На такие
проделки, как стянуть на рынке рыбину и продать
какой-нибудь тетеньке, разрисовать под зебру
белого кота, перебить уличные фонари, забраться
на колокольню и ударить в набат, смотрели сквозь
пальцы и даже хвалили за молодечество.

Было озорство почище и злее, вызывавшее
скандалы на всю окраину.

За такие проделки не раз гулял по спинам Агапки
и Филиппки горячий отцовский ремень, да и от
других влетало по загривку.

Однажды случилось событие. На Филиппку и Агапку
пришла напасть, от которой не только они, но и вся
окраина стала тихой…

Пришла в образе девятилетней Нади – дочери
старого актера Зорина, недавно поселившегося на
окраине и на том же дворе, где проживали озорные
ребята. Актер ходил по трактирам и потешал там
публику.., а Надя сидела дома. Всегда у окна,
всегда с рукоделием или книжкой.

Проходил Агапка мимо, посмотрел на девочку,
тонкую, тщедушную и как бы золотистую от
золотистых волос, падавших на тихие плечи, и
неведомо отчего вспыхнул весь, застыдился и
вздрогнул от чего-то колкого и сияющего… Не
стало вдруг Агапки, а появился другой, похожий не
то на Божию книгу с золотыми листами, лежащую в
алтаре, не то на легкую птицу, летающую по синему
поднебесью… Он даже лицо закрыл руками и
поскорее убежал.

В тот же день Филиппка тоже увидел золотистую
девочку. Он смело подошел к ней и солидно сказал:

– Меня зовут Филипп Васильевич!

– Очень приятно, – тростинкой прозвенела
девочка, – а меня Надежда Борисовна…

После этой встречи и его душа стала сама не
своя.

Он пришел домой и попросил у матери мыла –
помыться – и причесать его.

Вымытым и причесанным вышел на двор. Встретил
Агапку. Тот тоже был вымытым, как в Пасху, но
наряднее. На вычищенном пиджаке висела медаль, и
вместо опорок – высокие отцовские сапоги. Молча
посмотрели друг на друга и покраснели.

Стали они наперебой ухаживать за Надей. То
цветов ей принесут, то яблок, то семечек, а
однажды Филиппка притащил Наде чашку
клюквенного киселя. Этот дар до того восхитил
девочку, что она смущенно и радостно приколола к
груди Филиппки белую ромашку… Агапка надулся,
дал Филиппке подзатыльник и расплакался от
ревности.

Два дня они не разговаривали. На третий же
Агапка подозвал его и сказал:

– Хочу с тобой поговорить!

– Об чем речь? – спросил Филиппка, поджимая
губы.

Агапка вытащил из кармана серебряный
гривенник.

– Видал?

– Вижу… десять копеек!

– Маленькая с виду монетка, – говорил Агапка, –
а сколько на нее вкусностей всяких накупить
можно. К примеру: на копейку конфет «Дюшес» две
штуки, за две копейки большой маковый пряник… На
три копейки халвы, на копейку стакан семечек, на
две каленых или китайских орешков, –
продолжал Агапка, играя серебряком, как мячиком.
– Получай! Дарю тебе как первому на свете другу!
Но только прошу тебя… – здесь голос Агапки
дрогнул: – не ухаживай за Надей… Христом Богом
молю! Согласен?

Филиппка махнул рукою и резко, почти с
отчаянностью в голосе крикнул:

– Согласен!

На полученную деньгу Филиппка жил на широкую
ногу, ни в чем себе не отказывая. Когда наелся он
всяких сладостей, так, что мутить стало, вспомнил
проданную свою любовь и ужаснулся. Ночью его
охватила такая мучительная тоска, что он не
выдержал и расплакался.

На другой день ему стыдно было выйти на улицу,
он ничего не ел, сидел у окна и смотрел на
кладбище.

Ему до того стало жалко себя, что он опустил
голову на подоконник и завыл.

И вдруг в его думы о смерти вклинилась
обрадованная мысль: «Отдать гривенник обратно!
Но где взять?»

Филиппка вспомнил, что в шкафу у матери лежат в
коробочке накопленные монетки. У него затаилось
дыхание.

«Драть будут… – подумал он, – но ничего,
претерплю. Не привыкать!»

Филиппка вытащил из коробочки гривенник.
Выбежал на улицу. Разыскал Агапку и сказал ему:

– Я раздумал! Получай свой гривенник обратно».

Беседа по тексту

– О чем рассказ «Любовь – книга Божия»?
дружбе.)

– Почему же тогда он называется «Любовь –
книга Божия»? (Это рассказ о дружбе Агапки и
Филиппки и их любви к девочке Наде.)

– Какими друзьями были Агапка и Филиппка? (Неразлучными,
о таких говорят: неразлейвода.)

– Что их сближало? (Жили на окраине, отцы у
обоих бедные, интересы одинаковые: разбить
фонари, украсть, продать, набезобразничать.)

– Как изменились оба, когда увидели Надю? («Не
стало вдруг Агапки, а появился другой, похожий не
то на Божию книгу с золотыми листами, лежащую в
алтаре, не то на легкую птицу, летающую по синему
поднебесью…» Агапка стал вымытым и нарядным.


А у Филиппки «душа стала сама не своя», он тоже
помылся и причесался.)

– Как проявляли себя Агапка и Филиппка,
ухаживая за Надей? (Они старались сделать для
Нади что-нибудь хорошее: «То цветов ей принесут,
то яблок, то семечек, а однажды Филиппка притащил
Наде чашку клюквенного киселя». Они стали
угощать Надю тем, что для них являлось редким
лакомством. Они отказывали себе в том, что прежде
сами съели бы с большим удовольствием. Они
изменились. Изменилась и окраина. Она тоже стала
тихой.)

– Какое испытание пришлось пережить Филиппке? (Агапка
дал ему «как лучшему на свете другу» гривенник,
на который можно было накупить всяких сладостей,
с условием не ухаживать за Надей, и он
согласился.)

– То есть он продал свою любовь за 10 копеек.
Почему он не устоял перед этим «даром» своего
друга? (Он слишком редко ел то, что можно было
купить на эти деньги: конфеты, маковый пряник,
орешки, семечки.)

– Как Филиппка чувствовал себя после этого? («Когда
наелся он всяких сладостей, так что мутить стало,
вспомнил проданную свою любовь и ужаснулся.
Ночью его охватила такая мучительная тоска, что
он не выдержал и расплакался. На другой день ему
стыдно было выйти на улицу, он ничего не ел, сидел
у окна и смотрел на кладбище».)

– Какой выход нашел Филиппка? («Отдать
гривенник обратно!» Несмотря на то что его «драть
будут», он взял у матери гривенник и отдал
Агапке.)

– Филиппка совершил свой выбор дважды. Первый
раз – когда продал свою любовь, второй раз –
когда решил вернуть гривенник. Первый выбор
Филиппки его не красит, зато второй, за который
его «драть будут», несмотря на то что он взял
деньги без спроса, вызывает уважение. Как вы
думаете, сохранилась дружба у Агапки и Филиппки
после того, как Филиппка вернул гривенник? (Если
у них дружба настоящая, то сохранилась.)

– Как, по вашему мнению, будут себя вести
Филиппка и Агапка дальше? (Наверное, они оба
будут продолжать ухаживать за Надей.)

– Как бы вы поступили на месте Филиппки и
Агапки? Какой выбор совершили бы вы? Продали бы вы
свою любовь? Предложили бы откупиться?
Пожертвовали бы вы своим другом ради девочки или
подругой ради мальчика? (1. Любовь не продал бы и
дружбой не пожертвовал бы, потому что настоящий
друг бывает один. 2. Я дружил с одной девочкой, а
когда переехал в другой дом и пришел снова к ней,
она уже дружила с другим мальчиком. Ради такой
девочки жертвовать другом нельзя. 3. Если друг
ненастоящий, то пожертвовал бы им. 4. Я бы
предоставил девочке самой выбрать, с кем дружить.
Мешать бы не стал. 5. Мы сразу договорились,
чтобы девочки не мешали нашей дружбе. 6. Я бы
своей лучшей подругой не пожертвовала. 7. Если
бы я оказался в таком же положении, то мог бы
узнать, мой друг настоящий друг или нет, и я –
настоящий друг или ненастоящий. Но ради друга
всем бы пожертвовал.)

Как выяснилось, почти всем ребятам уже
приходилось делать выбор между другом и
девочкой, между подругой и мальчиком. И почти все
говорили, что другом (подругой) жертвовать
нельзя.

– Почему вы пожертвовали бы своими интересами
ради друга? (1. Потому что друг – это очень
близкий человек. 2. Настоящий друг всегда выручит,
поможет. 3. Друзей много, а друг бывает один. 4.
Друга на деньги не купишь.)

– Приведите еще пословицы, в которых говорится
о друге, о дружбе, и мы увидим, что говорит о таких
моральных категориях, как друг и дружба, народная
мудрость. (Друг верен во всем измерен. Друг он
мой, а ум у него свой. Друг не испытанный – что
орех не сколотый. Друг познается при рати да при
беде. Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков
– нет и дружков. Друзей много, а друга нет. Друга
иметь – себя не жалеть. Друга ищи, а найдешь –
береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дороже
денег. Дружба дружбой, а денежкам счет. Дружба
дружбой, а служба службой. Дружба от недружбы
близко живет. Дружба что стекло: сломаешь – не
починишь. Дружбу водить – себя не щадить. Старый
друг лучше новых двух.)

– В самой мудрой книге – «Божией книге с
золотыми листами» – о друге написано: «Верный
друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел
сокровище. Верному другу нет цены и нет меры
доброте его». (Сирах, гл. 6.)

Выдающиеся люди всех времен и народов тоже
размышляли над тем, что такое дружба и кто такой
настоящий друг. Послушайте некоторые
высказывания:

Блажен тот, кому повезет с верным другом. (Менандр,
поэт-комедиограф (ок. 343 – ок. 291 гг. до н.э.)

У кого друзья, у того и богатство. (Пакувий,
драматург и художник (220–130 гг. до н.э.)

Потерять друга – величайшая из потерь. (Публилий
Сир,
поэт (всюду I в. до н.э.)

Без истинной дружбы жизнь – ничто. (Цицерон,
политический деятель, оратор, писатель
(106–43 гг. до н.э.)

Помни, друг: трудней найти друга, нежели
подругу. Измена другу – преступленье / Без
оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега
(1562–1635) – испанский драматург)

Сам погибай, а товарища выручай. (А.В. Суворов)

– Из пословиц и выражений выберите эпиграф к
вашему сочинению «Какой выбор я сделал бы на
месте Филиппки и Агапки?». (Друга жалеть  –
себя не жалеть. Дружбу водить – себя не щадить.
Измена другу – преступленье / Без оправданья, без
прощенья. Помни, друг: трудней найти друга, нежели
подругу.)

– К какому типу речи будет относиться ваше
сочинение? (Это будет сочинение-рассуждение.)

– Из каких частей состоит
сочинение-рассуждение? (Тезис, доказательство,
вывод.)

– Тезис – это мысль, которую вы будете
доказывать. Доказательства должны быть
убедительными и подтверждать выдвинутый вами
тезис, а не что-то другое. Для грамматической
связи между аргументами можно использовать
вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих,
наконец;
между доказательством и выводом: итак,
следовательно, таким образом.

В тексте-рассуждении широко используются
предложения с союзами однако, хотя, потому
что, так как.

– Сейчас кто-нибудь из вас расскажет свое
сочинение.

(Прослушиваются 1–2 сочинения.)

– Теперь, зная, о чем и как нужно писать, вы
напишете сочинение на заданную тему.

Т.Л. ГУДОШНИКОВА,
школа № 53,
г. Набережные Челны

Маслакова Г.Я., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» г.Лениногорска Республики Татарстан

Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля».

Класс: 6

Цели:

  • Совершенствовать  навыки  анализа слова и текста.

  • Формировать  умения обосновывать свою точку зрения.

  • Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны, конспекты, карточки-информаторы для учащихся 1 группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы  и формулирование целей урока (слайды 1-2)

3. Работа с теоретическими понятиями

1) Загадка о «языке» (3 слайд).

2) Работа со словарём. Составление кластера. Значения слова «язык» (4 слайд).

3) – Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык» (5-6 слайды).

– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы?

  • об Эзопе

  • значение понятия.

4) Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория (слайд 7).

4. Анализ текста (слайд 8)

1) Чтение текста учителем.

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете».
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.
– Эзоп, при чём здесь язык?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.

– Что нового вы узнали из текста?
– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.

3) Самостоятельная работа (слайд 9).

Задание по рядам, в парах.

  • 1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые словаВыделить предмет  изображения.

  • 2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык». Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему (аллегория, эпитет, диалог и антитеза).

  • 3 ряд: На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.

4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами учителя (слайды 10, 11, 12).

– Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?

5. Работа над сочинением-рассуждением.

1) Актуализация знаний по развитию речи (слайды 13, 14, 15, 16).
– Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
– Что такое тезис?
– Что такое аргументы?

Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста  отсутствуют  вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.

– Каких частей может не быть в сочинении-рассуждении?

2) Работа над сочинением по шаблону (слайд 17).

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о роли_______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________, так и __________________________,
что есть на свете. 
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно, если________________________________________________________________________,
то________________________________________________________________________________________.
И наоборот, если__________________________________________________________________________,
то_________________________________________________________________________________________.
Я считаю, что_______________________________________________________________________________
____________________, и тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для того, чтобы____________________________
____________________________________________________________________________________________.

3) Проверка.

– Прочитайте , что у вас получилось.
– А теперь послушайте мой вариант сочинения (слайд 18).

6. Домашнее задание (слайд 19).

1) Доработать текст или составить текст по шаблону:

«Зачем нужно изучать русский язык»

Шаблон:

Русский язык _______________ необходимо.
Во-первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец, _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.

2) Написать сочинение-рассуждение по пословице о русском  языке: «Хорошим словом мир освещается»

7. Итог. Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).

8. Рефлексия

Раздаточный материал

Работа с текстом

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете».
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.
– Эзоп, при чём здесь язык?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

Пишем сочинение по шаблону

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о роли _______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________, так и __________________________, что есть на свете. 
Здесь нельзя не согласиться с _______________.
Безусловно, если ________________________________________________________________________,
то______________________________________________________________________.
И наоборот, если ________________________________________________________________________,
то______________________________________________________________________.
Я считаю, что _______________________________________________________________________
____________________, и тогда _________________________________________________________________.
Нужно всегда __________________, что язык дан человеку для того, чтобы ________________________________________________________________________________________________________________________.

Домашнее задание:

1) Доработать текст или составить текст по шаблону:

«Зачем нужно изучать русский язык»

Шаблон:

Русский язык _______________ необходимо.
Во-первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец, _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.

2) Написать сочинение-рассуждение по пословице о русском  языке: «Хорошим словом мир освещается»

Конспект урока. 6 класс. «Развитие речи. Подготовка к сочинениюрассуждению»

1. Организационный момент. Приветствие. Запись числа, темы урока (слайд 1).

2. Слово учителя. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает

правильным своё мнение; нередко поразному оценивают поступки человека, иногда при этом

высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою

правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать,

доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей

правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

3. Работа с эпиграфом (слайд 2). Как вы поняли высказывание известного французского философа

XVI века Рене Декара?

4.

5. Повторение пройденного о типах речи.

Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)

Как различаются типы речи? (Слайд 3)

(Описание это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание

отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествованиеэто тип речи, при помощи которого описываются события в их временной

последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается

или подтверждается какаялибо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)

6. Работа с тренировочными текстами.

Прочитайте тексты и определите их тип речи. Найдите в текстах местоимения и

определите их разряд.

Текст № 1 (слайд 4).

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с

вышины. По синемусинему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они

золотились, разбрасывая по небу искорки.

(А. Толстой)

Текст № 2 (слайд 5).

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и

побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды корабликщепку и долго

смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в

душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)

Текст № 3 (слайд 6).

Самое лучшее время года весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.

Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Текст № 1 – описание, так как, вопервых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки

солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Вовторых,

здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты,

метафоры, сравнение.

Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о

том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго

смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку к этим словом можно задать

вопрос что делал?

Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и

вывод.

Местоимения: оно (личное), они (личное), самым (определительное), своим (притяжательное),

его (притяжательное), ему (личное), самое (определительное), всё (определительное).

7. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете

рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких

частей состоит сочинениерассуждение.

Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.

Проведём небольшую словарную работу (слайд 7).

Тезис положение, кратко излагающее какуюнибудь идею, а также одну из основных мыслей

лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно

доказать.

Доказательство подтверждение какогонибудь положения фактами или доводами, или,

другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в

начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам

читатель.

Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой

теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить

читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.

Составление схемы построения текстарассуждения (слайд 8):

1. Вступление.

2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

8. Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

Текст (слайд 9)

Мама самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом.

Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилицамать». Солдат, смертельно раненный,

шепчет: «За Родинумать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Найдите тезис, доказательство, вывод.

9. Подготовка к написанию сочинениярассуждения.

Для начала давайте определим, что станет предметом вашего рассуждения, о чём пойдёт речь.

Я прочитаю стихотворение Виктора Лунина:

Мне туфельки мама вчера подарила,

Конфеты мне папа принёс.

Сестра подарила мне щётку и мыло,

А брат – заводной паровоз.

Ещё подарили мне чашку и ложку,

И кубики – строить дома.

Но рыжую кошку, прекрасную кошку

Нашла во дворе я сама!

Так о чём мы будем с вами говорить?

Правильно, о подарках! Подарки любят все. Ктото любит их получать, а ктото дарить. Но

мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение

имеет это слово? Давайте проведём ещё одну словарную работу (слайд 10).

Подарок это предмет или вещь, которую по собственному желанию и

безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение

подарка связано с какимто поводом: определённым событием, обычаем или праздником.

Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

Выражение сочувствия

Из истории подарка( рассказывают ученики)

1.На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В

многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется

кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу

жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов

герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо,

исполняющее желания.

2. На Руси у слова «подарок» был братблизнец «гостинец», произошедший от слова

«гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом

доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл бытовало

убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с

обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.На масленицу дарили

узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже

золота».Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых

заключалась великая народная мудрость.

Работа с пословицами и поговорками (слайд 11):

А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»? (работа в

группах)

Чем дарят, тем не корят.

Кого люблю, того и дарю.

Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь.

От мила куманька черепок да латка, и то подарочек.

Поднести золотое яблочко на серебряном блюде (т. е. хороший гостинец или весть).

Малое принимайте, а большому сроку дайте (при гостинце, подарке).

На малом не взыщите, большого не ищите (то же).

Дар не купля: не хаят, а хвалят.

Всяк дар в строку (т. е. припомнится подарившим).

Подарки принимать, так отдариваться.

Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.

И малый подарок не наклад.

Домато и не голод, да подарок дорог.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Дорог подарочек не выпрошенный.

Кума не мила и гостинцы постылы.

Не люба кума и гостинцы не милы.

Даровое лычко лучше купленного ремешка.

Не пей, кума, дарового вина: придет дороже купленного.

От матушки отопочки, от батюшки ошметочки, и то почти за подарочек.

Разорился парень бедный: купил девке перстень медный.

Даровому коню в зубы не смотрят.

В чём смысл последней пословицы?

ДАРЕНОМУ (ДАРОВОМУ) КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ. Подарок не обсуждают,

принимают с благодарностью то, что дарят. Так говорят, когда ктолибо получил в подарок

какуюнибудь вещь, которая не очень правится и которую сам бы не выбрал. Но об этом не

принято говорить в лицо дарителю. Пословицу объясняют старинным обычаем внимательно

осматривать зубы лошади при ее покупке, так как по ним легко определить возраст: у старой

лошади зубы обычно стерты (сравните фразеологизм: зубы съесть на чёмлибо — так говорят об

опытном, много пожившем и искушенном жизнью человеке, но первоначально же данное

выражение употреблялось в отношении старой лошади.

Работа с текстом учебника, данного в упражнении 436. (Слайд 12)

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой

нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что

сделано своими руками.

Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, сказала

внучка.

По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

Кто из них, повашему, прав: внучка или дедушка?

Предполагаемые точки зрения:

1. Прав дедушка

2. Права внучка

3. Не согласен ни с тем, ни с другим

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

Работа с афоризмами. (Слайд 13) распечатки на партах

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них.

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по

оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с

любовью. (Д.Уолкот)

Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)

Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения.

(Соммери)

Дарите исподволь и цену дар удвоит:

То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П. Корнель)

Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»

Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на

поставленный вопрос: прав тотто. Высказывая определённую точку зрения, желательно

пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По

моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким,

категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце

сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который

доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав

(права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие

выводы вы для себя сделали.

Запись материалов к предстоящему сочинению. (Слайд 14)

1. Я думаю (считаю, полагаю), что… Помоему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу

согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…

2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Вопервых, … Вовторых, … В

третьих, …

3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял,

что…

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие выводы сделали для себя?

11. Домашнее задание (слайд 15): написать сочинениерассуждение по упр.436, озаглавив

его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности

использовать в своём сочинении слова из рамок.


1


Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 с. Арзгир Красько Н. Н.


2


Цель урока. Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникать бедой другого. Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникать бедой другого. Развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие. Развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.


3


Оборудование. Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина, высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина, статья из учебника литературы статья из учебника литературы для 6 класса, для 6 класса, алгоритм написания рассуждения, алгоритм написания рассуждения, стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела», стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела», фрагмент песни «Если добрый ты». фрагмент песни «Если добрый ты».


4


Ход урока. Вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя. Работа над темой сочинения. Работа над темой сочинения. Анализ рассказа « Уроки французского». Анализ рассказа « Уроки французского». Работа с алгоритмом. Составление плана. Работа с алгоритмом. Составление плана. Подведение итогов. Подведение итогов. Задание на дом. Задание на дом.


5


Пословицы и поговорки. Добро творить – себя веселить. Добро творить – себя веселить. От добра худа не бывает. От добра худа не бывает. За добро не платят. За добро не платят. Лихо помниться, а добро не забудется. Лихо помниться, а добро не забудется. Худо тому, кто добра не делает никому. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды нет. В ком добра нет, в том и правды нет. Учись доброму – дурное на ум не пойдет. Учись доброму – дурное на ум не пойдет. Про добрые дела говори смело. Про добрые дела говори смело. Жизнь дана на добрые дела. Жизнь дана на добрые дела.


6


Работа над темой сочинения Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказ, образом отправляла мне посылку с макаронами.


7


Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого.


8


Законы доброты. О каких законах доброты говорит автор?


9


Законы… Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила. Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. Добро возвращается добром.


10


Анализ рассказа « Уроки французского» Тема нашего сочинения – «Уроки французского» — уроки доброты. Тема нашего сочинения – «Уроки французского» — уроки доброты. 1.А каково назначение уроков французского языка в рассказе В.Распутина? 2. Да и были ли занятия Лидии Михайловны с героем рассказа только уроками?


11


2. Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? 3.Какой казалось Лидия Михайловна окружающим, мальчику? 4. Почему мальчик не принимал заботу учительницы? 5. Знала Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг – игра в «пристенок» или « замеряшки»? 6. Как характеризует учительницу ее отношение к ученику?


12


Высказывания великих людей о добре. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой). (Л.Н. Толстой).


13


Работа с алгоритмом. Составление плана. Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского- это уроки доброты? Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения- рассуждения? Из каких частей оно состоит? Посмотрите на алгоритм и прокомментируйте его.


14


Строение текста типа рассуждения. 1. Тезис- утверждение, которое нужно доказать. Почему? – потому что так. Почему? – потому что так. 2.Обоснование высказанной мысли: аргументы( доводы, доказательства и примеры). Что из этого следует? — поэтому, таким образом, итак, следовательно. Что из этого следует? — поэтому, таким образом, итак, следовательно. 3. Вывод.


15


План сочинения. 1. Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика? 2. Учительница спасла мальчика своим поступком от голода. 3. К каким доказательствам нужно обратится для подтверждения тезиса? 4. Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участием. 5. Поступок ради спасения ученика. 6. Воспитание ученика своим примером.


16


Подведение итогов О чем вы сегодня вспомнили на уроке? О чем вы сегодня вспомнили на уроке? О каких законах узнали? О каких законах узнали? Какие орфограммы повторили? Какие орфограммы повторили? Над формированием какого навыка вы работали? Над формированием какого навыка вы работали?


17


Задание на дом. Написать сочинение на заданную тему.

Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Фурасьева Татьяна Владимировна

ТЕМА: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
·   обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;
·   совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
·   развитие мировоззрения;
·   развитие навыков устной и письменной речи;
·   формирование навыка построения доказательных рассуждений
·   формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
·   развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
·    развитие у учащихся творческих способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
·   воспитание культуры речевого поведения;
·   воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Запись числа, темы урока

  1. Слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

  1. Актуализация прежних знаний. Повторение пройденного о типах речи.

– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)

— Как различаются типы речи?

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ?
Повествование — это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? 
 
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)

– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?

– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

  1. Работа по теме урока.

  1. Структура текста-рассуждения.

– Назовите три элемента рассуждения. (Тезис, аргументы, вывод.)

– Поясните каждый элемент.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

— Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.

–А сейчас запишем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения.

  1. Вступление.

  2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

  4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

–Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?

– Итак, рассуждение имеет свои особенности. В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.

  1. Спор и рассуждение.

– Что такое спор? А дискуссия?

По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

– Как взаимосвязаны понятия спор и  рассуждение?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

3) Работа с текстом.

Задание. Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

– Государственный.

– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

  1. Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

Задание: Найдите тезис, доказательство, вывод.

Мама — самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат, смертельно раненный, шепчет: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Творческая работа.

– А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме «Учеба». («учиться — всегда пригодится», «кто много учится, тот много знает» и т.д.)

Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать. Докажите данный тезис.

  1. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

  1. Работа с текстом упр.436

– Прочитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка?

(О подарках. Это и есть предмет спора)

— Так о чём мы будем с вами говорить?

— Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение имеет это слово? Давайте проведём словарную работу

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

Выражение сочувствия

–По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? (Должен ли быть подарок куплен или сделан своими руками.)

–Сформулируйте тезисы, которые выдвигает каждый из них

— Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка? – Попробуйте объяснить каждую точку зрения. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения: Предполагаемые точки зрения:

  1. Прав дедушка

  2. Права внучка

  3. Не согласен ни с тем, ни с другим

Предполагаемые обоснования, доказательства:

  1. Подарок, купленный на деньги родителей, — это не мой подарок, а их.

  2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

  3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

– Итак, определитесь, какая точка зрения вам ближе, и сформулируйте для себя вывод. (Заслушиваются выводы учащихся.)

– Кратко запишите свои мысли в тетради по схеме:

Тезис –

Аргументы – 1) … 2) … 3) …

Вывод –

– Опираясь на эту запись, озаглавьте свое сочинение-рассуждение и составьте его план.

  1. Составление плана.

1.Тезис: прав дедушка.

2.Доказательства:

а) мнение подруг из класса – потребительское;

б) сделанное своими руками – неповторимо.

3.Вывод.

8) Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»

— Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то. Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав (права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие выводы вы для себя сделали.

  1. Запись материалов к предстоящему сочинению.

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

1.Я уверен…

Я думаю (считаю, полагаю…), что…

Мне кажется, что…

2.Докажем это.

Почему? А вот почему…

Это можно объяснить так…

По-моему, прав…

Я не могу согласиться с тем, что… но…

Могут сказать (возразить), что…

3.Итак…

Таким образом…

Следовательно…

Я понял, что…

Какие части рассуждения могут связывать эти слова?

  1. Самостоятельная работа (написание сочинения).

5. Подведение итогов урока.

— Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Какие выводы сделали для себя?

6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по упр.436, озаглавив его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности использовать в своём сочинении слова из рамок.

Использованные источники

http://www.artscroll.ru/page.php?al=Mother_And_Baby_177895_kartina

(рисунок)

О сочетании цветов в подарочной упаковке

(фото)

http://awa38d.narod.ru/father.htm

картинка

http://borisovna.rusedu.net/album/4998/9970/page/2

картинка

http://www.goodfon.com.ua/images/download/237198-big-images

картинка

http://taktoent.net/

8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Российский экономический университет имени г в плеханова вступительные экзамены
  • Ростовский филиал российской таможенной академии официальный сайт по предметам егэ
  • Рпгу подать заявление на егэ 2023
  • Российский университет кооперации экзамены
  • Ростовский медицинский университет официальный сайт вступительные экзамены

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии