Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся посредством реальной киносъёмки, с актёрами и декорациями, с последующей обрисовкой каждого кадра художником, называется ротоскопированием.
2) Основной задачей ротоскопирования, изобретённого Максом Флейшером и впоследствии активно используемого Уолтом Диснеем, было упрощение работы художников-мультипликаторов и синхронизации звука с артикуляцией персонажей.
3) Ротоскопирование, построенное на обрисовке заранее снятого реального фильма, было изобретено Максом Флейшером и активно использовалось многими мультипликационными студиями, в том числе в СССР, где эта техника была известна под названием «эклер».
4) Ротоскопирование (в СССР известное как «эклер») — покадровую обрисовку заранее снятого фильма — изобрёл Макс Флейшер, и впоследствии эту технику активно использовали многие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней и специалисты «Союзмультфильма».
5) Для работы над мультфильмами, создаваемыми с помощью ротоскопирования, активно используемого мультипликаторами из «Союзмультфильма», приглашались ведущие актёры, которые становились в некотором смысле соавторами образов.
Задание и тест ЕГЭ на тему: Ротоскопирование — это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей.
Единый Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.
Если вы в этом году заканчиваете 11 класс и поступаете в ВУЗ, тогда пришла пора хорошенько приготовиться к ЕГЭ. На данной специальной странице для школьников 11 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ЕГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ЕГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ЕГЭ / ГИА. Все задания и тесты ЕГЭ были взяты с официального сайта ФИПИ.
Скачать все варианты готовые сочинения и изложение ЕГЭ
Задание ЕГЭ по Русскому Языку. 11 класс.
Задание 1 № 18200 Добавить в вариант
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся посредством реальной киносъёмки, с актёрами и декорациями, с последующей обрисовкой каждого кадра художником, называется ротоскопированием.
2) Основной задачей ротоскопирования, изобретённого Максом Флейшером и впоследствии активно используемого Уолтом Диснеем, было упрощение работы художников-мультипликаторов и синхронизации звука с артикуляцией персонажей.
3) Ротоскопирование, построенное на обрисовке заранее снятого реального фильма, было изобретено Максом Флейшером и активно использовалось многими мультипликационными студиями, в том числе в СССР, где эта техника была известна под названием «эклер».
4) Ротоскопирование (в СССР известное как «эклер») — покадровую обрисовку заранее снятого фильма — изобрёл Макс Флейшер, и впоследствии эту технику активно использовали многие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней и специалисты «Союзмультфильма».
5) Для работы над мультфильмами, создаваемыми с помощью ротоскопирования, активно используемого мультипликаторами из «Союзмультфильма», приглашались ведущие актёры, которые становились в некотором смысле соавторами образов.
(1)Ротоскопирование — это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей. (2)Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, <…> использовал её в серии своих фильмов, а позже её стали применять и другие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней. (3)В СССР техника ротоскопирования активно использовалась «Союзмультфильмом», но была известна под названием «эклер», по марке проекционного аппарата; причём для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры, вносившие свою лепту в создание образа.
Скачать готовое сочинение ЕГЭ на тему: Ротоскопирование — это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей.
.
1
Задание 2. Задание №2 (2023)
Совершенно другие свойства я вижу у французов… У них очень затруднено общение в русском смысле слова. Соприкосновение душ почти невозможно. Всегда остаётся дистанция… В общении есть большая условность, условная вежливость и любезность. Французы любят говорить комплименты, и очень трудно различить их настоящие чувства. У них совсем нет русской душевности. Преобладают интеллектуальность и чувственность, слабы сердечность и душевность. Но есть и качества, отсутствующие у русских. Есть уважение к личности другого, нежелание вторгаться в её внутреннюю жизнь и быть неделикатным. Дистанция определяется охранением индивидуальности своей и индивидуальности другого. Есть уважение к мысли. От анализа вашей мысли не переходят к анализу вашей личности, как часто у русских. Французы скромнее, менее самоуверенны, чем русские. Это связано с их высокой культурой.
Русские всегда считают себя призванными быть нравственными судьями над ближними. Русские очень легко чувствуют себя грешниками, и из всех народов мира они более всех склонны к покаянию. Это характерная черта. Но обратной стороной этой добродетели является склонность к обсуждению нравственных свойств людей. В русском мышлении нравственный момент преобладает над моментом чисто интеллектуальным, западным <…> людям свойствен объективирующий интеллектуализм, который очень охраняет от вторжений в чужую жизнь. Главное же качество русского общения, что в нём легче начинать говорить о главном и существенном.
(По Н.А.Бердяеву)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о.
2) КАЧЕСТВО, а, ср. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-н. К. работы.
3) АНАЛИЗ, а, м. Всесторонний разбор, рассмотрение. А. художественного произведения.
4) БЛИЖНИЙ, яя, ее. Наиболее близкий по расстоянию. Ехать ближним путём. Ближние сёла.
5) НАРОД, а (у), м. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой н.
2
Задание 1. Задание №1. Самостоятельный подбор слова.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Ротоскопирование – это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей. (2)Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, ________ использовал её в серии своих фильмов, а позже её стали применять и другие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней. (3)В СССР техника ротоскопирования активно использовалась «Союзмультфильмом», но была известна под названием «эклер», по марке проекционного аппарата; причём для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры, вносившие свою лепту в создание образа.
Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это относительное местоимение (союзное слово).
3
Задание 3. Задание 3. Обработка информации.
Давайте поговорим о жизни
Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.
В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.
Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.
В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.
2) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным.
3) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (конечно, безусловно), а также сложноподчинённым предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
4) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
5) Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.
4
Задание 4. Задание №4 (2023)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) кровотОчит
2) нажИвший
3) пломбИровать
4) пОручни
5) углубИть
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Торквемада был очень ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ человеком.
Юноша был наделён ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ талантом, но всё равно решил стать бухгалтером.
ДЕМОКРАТИЧНАЯ партия потерпела поражение на выборах.
На создание школьной газеты была выделена МИКРОСКОПИЧНАЯ сумма.
Как и все масоны, Новиков придерживался ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ взглядов.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Зимний дворец в Петербурге – замечательное архитектурное творение, поражающее красотой и великолепием; восхищение вызывают и его внутренние интерьеры, которые переносят нас в далёкие времена императоров.
Выпишите это слово.
7
Задание 7. Словообразование
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ГРУЗИН
трое САПОГ
мало ЯБЛОК
много МАНДАРИН
еще больше МАКАРОН
8
Задание 8. Грамматические ошибки
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1)После битвы при Листвене между войском киевского князя Ярослава и дружиной его младшего брата Мстислава Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. 2)Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. 3)Дом, в котором первые годы по приезде в Петербург проживал драматург, находился на набережной Красного канала. 4)Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха. 5)Особенно много квартир сдавалось внаём летом, когда люди выезжали на дачи и оставляли пустующей свою жилплощадь. 6)Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В. Д. Поленов. 7)Согласно данных Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек. 8)Транслятор Лаврова, благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции, приобрёл большую популярность. 9)В связи с ростом правонарушений на дорогах ГИБДД провело месячник безопасности движения. |
9
Задание 9. Задание №9 (2023)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1)ж…нглер, к…сые (лучи солнца), г…релка
2)пл…вец, сг…раемость, зар…внять (яму)
3)верм…шель, прокл…нать, в…шневый
4)выж…чь, осл..пленный, кр…ветка
5)скл…нение, кл…няться, пром…хнуться
10
Задание 10. Правописание приставок, «Ы» и «И» после приставок, «Ь» и «Ъ» знаков
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ..двинуть, ..десь, ра…толкать
2) пр..внук, пр..смотр, пр..язык
3) по..сказка, на..кусив, по..ойти
4) р..ссказни, р..списной, р..сплавленный
5) без..дейный, пред..дущий, без..нициативный
11
Задание 11. Правописание суффиксов
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Стрях..вать, нов..зна
2) Рубаш..чный, отчетл..вый
3) Тюлен..вый, сердц..вина
4) Воодуш..вить, изменч..вый
5) Обрад..вать, поскрип..вать
12
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) продерж..шься, дыш..шь
2) вспен..вшийся, недвиж..мый
3) немысл..мый, мысл..нный (эксперимент)
4) высме..нный, подта..л
5) выкро..нный, (вычеты) удерж..ны
13
Задание 13. Правописание «НЕ» и «НИ» с разными частями речи
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Конь шёл шагом, стараясь (НЕ)ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ.
Бим, как по команде, лег, (НЕ)СПУСКАЯ взора с птицы…
Митенька невольно при этом подобрал ноги под стул, так как вспомнил, что башмаки (НЕ)ЧИЩЕНЫ.
А Стёпка сказал, что Пинкертон живёт в их доме, и этот (НЕ)КТО, приходит каждый день после полуночи
Весь факультет тогда гордился Виктором. Он был совсем (НЕ)РОБКИЙ, а смелый, даже преподаватели единодушно отмечали его способности.
14
Задание 14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ВИДЕ исключения мы допустим вас к экзамену, но (В)ПРЕДЬ мы такое не простим.
(ВСЕ)ТАКИ нужно было заранее читать литературу к итоговому сочинению, (ПО)ТОМУ что сейчас уже гораздо меньше времени на такие дела.
(ОТ)ЧЕГО ты сегодня грустишь (ПО)СЕРЕДИНЕ праздника?
Порежь колбасу (ПО)СЕРЕДИНЕ, (ЧТО)БЫ мы могли съесть одинаковое количество.
(С)ВЕРХ меры от тебя не просят (В)СИЛУ твоего возраста, поэтому помой полы, пожалуйста.
15
Задание 15. Правописание «Н» и «НН»
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Нам показалось, что в костя(1)ых ботинках, найде(2)ых нашими родителями в неизвестной пещере, продела(3)ы дырочки для кожа(4)ых ленточек.
16
Задание 16. Правила пунктуации в ССП и при однородных членах
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На небе сияло и переливалось солнце и виднелась стая птиц.
2) Около усадьбы ни прозорливых и шумных детей ни строгих и любопытных взрослых .
3) В ту ночь мои мысли были и о надвигающейся буре и о ее образе и о потере моего вдохновения.
4) На вершине скалы уже летали кровожадные и голодные коршуны и иссякали силы бренного тела.
5) В наш ресторан приходят не только знаменитости но и люди среднего класса и пробуют самую вкусную еду.
17
Задание 17. Правила пунктуации при причастном и деепричастном обороте
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
18
Задание 18. Правила пунктуации при вводных словах и обращениях
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Это не асфальт (1) сынок (2) это грунт!
— Не слепой, чего надо?! Злорадствуешь (3) Док?
— Забудь про тормоза, газом работать надо! Например (4) выжал на полную и дорабатываешь. Чуть пережмешь и в кювете вверх колесами!
— Ты и судья, и доктор, и гоночный эксперт.
— Я скажу проще: если как следует дать влево, выйдет поворот вправо.
(Тачки)
19
Задание 19. Правила пунктуации в СПП
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нюша отправилась на поиски своего таланта (1) но талант никак не находился (2) то ли (3) он был такой маленький (4) что пройдёшь мимо (5) и не заметишь (6) то ли (7) прятался слишком глубоко.
20
Задание 20. Правила пунктуации при СПП, сложные случаи
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алиса думала (1) что (2) когда они с Николаем поженятся (3) то он изменится.
21
Задание 21. Постановка тире, двоеточия и запятой
Найдите предложения, в которых ЗАПЯТЫЕ ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Юрибей течет по вечной мерзлоте, пересекает полуостров Ямал и впадает в Байдарацкую губу Карского моря. (2) Зимой река становится узкой ледяной лентой, а летом разливается на несколько километров в ширину, правда, только на 5–6 дней. (3) Здесь находится самый длинный в России мост. (4) Он стоит на сваях, как на спичках, позволяя реке жить своей обычной жизнью. (5) Юрибей – настоящее чудо не только для коренных жителей этих широт и ценителей арктической природы. (6) Его название хорошо известно археологам. (7) Ведь именно здесь каждый год река выпускает из плена вечной мерзлоты древних мамонтов. (8) Самая громкая сенсация состоялась в мае 2007 года: оленевод Юрий Худи обнаружил на излучине реки Юрибей мамонтенка, удивительно хорошо сохранившегося. (9) Животное более 10 тыс. лет хранилось, как в холодильнике, в прибрежной толще вечной мерзлоты.
22
Задание 22. Задание 22
Л.Н.Толстой В это время я стал писать…
(1) В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. (2) В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. (3) Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. (4) Я так и делал. (5) Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. (6) И я достигал этого: меня хвалили.
(7) Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. (8) Меня приняли как своего, льстили мне. (9) И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. (10) Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала.
(11) Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы — художники, поэты. (12) Наше призвание — учить людей. (13) Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, — в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит. (14) Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. (15) Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. (16) Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение, женщины, общество, у меня была слава. (17) Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо.
(18) Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была вера, и я был одним из жрецов ее. (19) Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. (20) И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. (21) Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимости этой веры и стал ее исследовать. (22) Первым поводом к сомнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. (23) Одни говорили: мы — самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. (24) А другие говорили: нет, мы — настоящие, а вы учите неправильно. (25) И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. (26) Кроме того, было много между нами людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. (27) Всё это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.
(28) Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам — много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни — но самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. (29) Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта — обман.
(30) Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми, — от чина художника, поэта, учителя, — я не отрекся. (31) Я наивно воображал, что я — поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. (32) Я так и делал.
(33) Из сближения с этими людьми я вынес новый порок — до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уверенность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему.
(34) Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тысячи), мне и жалко, и страшно, и смешно, — возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших.
(По Л.Н.Толстому)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Изначально рассказчик принимал писательскую веру, но в дальнейшем он понял, что это обман.
2) Рассказчик усомнился в истинности веры из-за того, что обе стороны всегда были в согласии друг с другом.
3) Вспоминая тех людей, рассказчик испытывает чувства, схожие с теми, которые испытываешь в доме сумасшедших.
4) Рассказчик всегда писал, скрывая дурное и показывая хорошее.
5) От общения с «людьми мысли» у рассказчика появился новый порок.
23
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
Л.Н.Толстой В это время я стал писать…
(1) В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. (2) В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. (3) Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. (4) Я так и делал. (5) Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. (6) И я достигал этого: меня хвалили.
(7) Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. (8) Меня приняли как своего, льстили мне. (9) И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. (10) Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала.
(11) Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы — художники, поэты. (12) Наше призвание — учить людей. (13) Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, — в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит. (14) Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. (15) Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. (16) Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение, женщины, общество, у меня была слава. (17) Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо.
(18) Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была вера, и я был одним из жрецов ее. (19) Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. (20) И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. (21) Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимости этой веры и стал ее исследовать. (22) Первым поводом к сомнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. (23) Одни говорили: мы — самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. (24) А другие говорили: нет, мы — настоящие, а вы учите неправильно. (25) И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. (26) Кроме того, было много между нами людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. (27) Всё это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.
(28) Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам — много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни — но самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. (29) Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта — обман.
(30) Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми, — от чина художника, поэта, учителя, — я не отрекся. (31) Я наивно воображал, что я — поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. (32) Я так и делал.
(33) Из сближения с этими людьми я вынес новый порок — до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уверенность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему.
(34) Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тысячи), мне и жалко, и страшно, и смешно, — возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших.
(По Л.Н.Толстому)
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 11-12 содержат элементы описания.
2) Предложение 28 раскрывает то, о чем говорится в предложении 29.
3) Преобладающий тип текста — описание.
4) Предложение 22 объясняет причину, данную в предложении 21.
5) В предложениях 7-9 представлено повествование.
24
Задание 24. Анализ текста
Л.Н.Толстой В это время я стал писать…
(1) В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. (2) В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. (3) Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. (4) Я так и делал. (5) Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. (6) И я достигал этого: меня хвалили.
(7) Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. (8) Меня приняли как своего, льстили мне. (9) И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. (10) Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала.
(11) Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы — художники, поэты. (12) Наше призвание — учить людей. (13) Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, — в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит. (14) Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. (15) Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. (16) Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение, женщины, общество, у меня была слава. (17) Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо.
(18) Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была вера, и я был одним из жрецов ее. (19) Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. (20) И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. (21) Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимости этой веры и стал ее исследовать. (22) Первым поводом к сомнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. (23) Одни говорили: мы — самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. (24) А другие говорили: нет, мы — настоящие, а вы учите неправильно. (25) И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. (26) Кроме того, было много между нами людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. (27) Всё это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.
(28) Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам — много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни — но самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. (29) Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта — обман.
(30) Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми, — от чина художника, поэта, учителя, — я не отрекся. (31) Я наивно воображал, что я — поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. (32) Я так и делал.
(33) Из сближения с этими людьми я вынес новый порок — до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уверенность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему.
(34) Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тысячи), мне и жалко, и страшно, и смешно, — возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших.
(По Л.Н.Толстому)
Из предложений 15-21 выпишите синоним к слову «служитель».
25
Задание 25. Связь предложений в тексте
Л.Н.Толстой В это время я стал писать…
(1) В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. (2) В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. (3) Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. (4) Я так и делал. (5) Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. (6) И я достигал этого: меня хвалили.
(7) Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. (8) Меня приняли как своего, льстили мне. (9) И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. (10) Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала.
(11) Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы — художники, поэты. (12) Наше призвание — учить людей. (13) Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, — в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит. (14) Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. (15) Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. (16) Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение, женщины, общество, у меня была слава. (17) Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо.
(18) Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была вера, и я был одним из жрецов ее. (19) Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. (20) И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. (21) Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимости этой веры и стал ее исследовать. (22) Первым поводом к сомнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. (23) Одни говорили: мы — самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. (24) А другие говорили: нет, мы — настоящие, а вы учите неправильно. (25) И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. (26) Кроме того, было много между нами людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. (27) Всё это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.
(28) Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам — много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни — но самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. (29) Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта — обман.
(30) Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми, — от чина художника, поэта, учителя, — я не отрекся. (31) Я наивно воображал, что я — поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. (32) Я так и делал.
(33) Из сближения с этими людьми я вынес новый порок — до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уверенность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему.
(34) Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тысячи), мне и жалко, и страшно, и смешно, — возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших.
(По Л.Н.Толстому)
Среди предложений 12-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(12) Наше призвание — учить людей. (13) Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, — в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит. (14) Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. (15) Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. (16) Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение, женщины, общество, у меня была слава. (17) Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо.
Отличная работа!
Так держать!
Если остались вопросы, напиши своему куратору.
Задание 2
Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это относительное местоимение (союзное слово).
(1)Ротоскопирование — это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с артикуляцией персонажей. (2)Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, <…> использовал её в серии своих фильмов, а позже её стали применять и другие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней. (3)В СССР техника ротоскопирования активно использовалась «Союзмультфильмом», но была известна под названием «эклер», по марке проекционного аппарата; причём для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры, вносившие свою лепту в создание образа.
Пояснение.
(2)Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, <КОТОРЫЙ> использовал её в серии своих фильмов, а позже её стали применять и другие мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней.
Ответ: который.
ЗАДАНИЯ 1—3 ЕГЭ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
ВАРИАНТ 1.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1) В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного, понимавшего великую роль книги, была
основана первая типография в Москве и для работы над первым печатным изданием были привлечены
самые образованные люди того времени. (2) В 1563 году известный изобретатель Иван Фёдоров и его
верный друг и ученик Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги под названием «Апостол»;
это первое издание, над <…> книгопечатники трудились целых двенадцать месяцев, в марте 1564
года было готово. (3) «Апостол» сохранился до нашего времени в неизменном виде и находится в
Московском историческом музее.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
1. В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного в Москве была основана первая
типография, в которой первопечатник Иван Фёдоров со своим другом за год подготовили книгу
«Апостол», сохранившуюся до нашего времени (издание находится в Московском
историческом музее).
2. В 1563 году книгопечатник и изобретатель Иван Фёдоров приступил к работе над печатным
изданием, не имевшим аналогов в то время, и в течение года была подготовлена книга
«Апостол», первый экземпляр которой получился поистине шедевром: увесистый том был в
окладе из дерева, обтянутого тонкой кожей с изумительным золотым тиснением.
3. По приказу царя Ивана Грозного была основана первая типография в Москве, и в 1563 году
изобретатель Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги
«Апостол», которая была готова в марте 1564 года; в настоящее время книга хранится в
Московском историческом музее.
4. По приказу царя Ивана Грозного, осознававшего огромную роль книги, была основана первая
типография, для работы в ней были привлечены самые образованные и грамотные люди,
которые смогли за несколько месяцев подготовить первое печатное издание.
5. В XVI веке была образована первая типография в Москве, в этой типографии Иван Фёдоров и
его друг и ученик Пётр Мстиславец в течение двенадцати месяцев печатали книгу «Апостол»,
которая сейчас хранится в Российской государственной библиотеке, книга дошла до нашего
времени в неизменном виде.
2. Самостоятельно подберите союзное слово (относительное местоимение), которое должно стоять на
месте пропуска во втором (2 ) предложении текста.
Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОЛЬ. Определите
значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
РОЛЬ, —и, ж.
1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене или в фильме. Главная р. Сниматься в
комедийных ролях.
2. Совокупность текста одного действующего лица пьесы. Учить р. Знать наизусть свою р.
3. Род деятельности, проявление себя в качестве кого—л. Сочетать р. руководителя с ролью
наставника. Взять на себя р. переводчика. Выступить в роли арбитра.
4. Значение. Р. государства на международной арене. Р. науки. Р. сельского хозяйства в жизни
людей.
5. Степень участия кого—л. в каком—л. деле. Р. Гагарина в освоении космоса. Сыграть
неблаговидную р. в отстранении профессора от заведования кафедрой.
ВАРИАНТ 2.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в
атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве
фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на
марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и
органических растворителей. (3)Основной недостаток <…> фильтров ‒ низкая пылеёмкость,
поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму,
дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте.
1. Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий,
поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей,
высокой температуры и органических растворителей.
2. В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены
фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми
насадками.
3. На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо
зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой
основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.
4. С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в
газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением
тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.
5. В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам,
которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны
удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в
третьем (3) предложении текста.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК.
ПОТОК, —а, м
1. Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.).
Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.
2. Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).
3. Движущаяся масса чего—н. П. лавы. Воздушный п. П. частиц. П. света. Людской п.
Транспортный п. П. слёз (перен.). П. слов (перен.).
4. Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких—н. занятий, испытаний.
Сдача экзаменов в два потока.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (3) предложении текста.
ВАРИАНТ 3.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Когда в конце XIX века в России идея женского равноправия призвала к литературной
деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила
это новшество. (2)Причём во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт
женского литературного творчества, высказывалась мысль, что «природа уделяет женщинам искру
таланта, ________ никогда не даёт гения». (3)В произведениях женщин—писательниц отмечали
неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина—
писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет
повторять уже существующие идеи.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте.
1. В конце XIX века в России появилось немало писателей—женщин, что было внове для
современников, поэтому критика встречала творчество этих авторов негативно.
2. Поддержав в целом сам факт женского литературного творчества, критики конца XIX века
утверждали, что нового слова в литературе женщины всё—таки не способны сказать.
3. Русская литературная критика конца XIX века не оставила без внимания тот факт, что среди
писателей и журналистов всё чаще стали появляться женщины.
4. В русской литературной критике были негативно встречены произведения женщин—
писательниц в силу того, что эти произведения оказались невысокого художественного уровня.
5. В критике конца XIX века, одобрявшей в целом участие женщин в литературной деятельности,
высказывалась, однако, мысль о неспособности женщин к самостоятельному творческому
мышлению, об отсутствии у них гениальности.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во
втором (2) предложении текста.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЫСЛЬ.
Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.
МЫСЛЬ, —и, жен.
1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли.
2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м.
3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях что—н.
4. мн. Убеждения, взгляды. Быть одних мыслей с кем—н.
ВАРИАНТ 4.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Написание «жи», «ши», известное каждому человеку со времён начальной школы, является
отнюдь не случайным: даже сейчас в речи ещё можно слышать мягкий [ж’] – ________, в словах
«дрожжи», «вожжи», «визжит», а в древнерусском языке шипящие [ж’], [ш’], [ч’], а также звук [ц’]
были мягкими во всех случаях. (2)В письменных источниках с XIV века появляются написания «жы» и
«шы» («жывотъ», «слышышь» и т. п.), свидетельствующие о том, что к этому времени [ж] и [ш]
стали произноситься твёрдо. (3)Однако грамотные люди в большинстве своём продолжали писать
по—прежнему: «жи» и «ши», и в результате эта традиция закрепилась в правилах современной
орфографии; а несколько позже отвердел и мягкий звук [ц’], но во многих словах до сих пор
сохраняется древнее написание «ци».
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте.
1. В русском языке ещё есть слова, в которых звуки [ж’] и [ш’] некоторые произносят мягко, и это
неслучайно, поскольку в древнерусском языке эти звуки были всегда мягкими, звук [ц’] также
произносился мягко, о чём свидетельствуют письменные источники древности.
2. В древнерусском языке ныне твёрдые звуки [ж’], [ш’], [ц’] произносились мягко, поэтому после
них писалась буква И, но, даже несмотря на последующее отвердение этих звуков,
отразившееся в некоторых источниках с XIV века в виде «жы», «шы», в орфографической
традиции закрепилось изначальное написание, как и во многих словах после буквы Ц.
3. Грамотные люди древности писали «жи», «ши» только с буквой И, потому что звуки [ж’], [ш’],
как и звук [ц’], были мягкими, а когда произношение изменилось и эти звуки стали
произноситься твёрдо, в некоторых словах после перечисленных букв стала писаться буква Ы,
и это отражают письменные источники древности и правила современной орфографии.
4. Правописание «жи», «ши» в современном русском языке является исторически обусловленным:
когда—то эти звуки были мягкими, а после их отвердения, что зафиксировано в источниках с
XIV века в виде буквосочетаний с Ы, многие писцы сохраняли традиционное написание;
мягкий [ц’] отвердел позже, однако и после Ц сейчас во многих словах пишется И в качестве
отголоска древности.
5. Из—за того что звук [ц’] отвердел позже, чем звуки [ж’], [ш’], в русском языке появились слова, в
которых после Ц пишется не только И, как это было в древности, но и буква Ы, что закреплено
в правилах современной орфографии.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1)
предложении текста.
Запишите это вводное слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК.
ЯЗЫК, —а, м.
1. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной
словарно—грамматической системе. Язык Пушкина. Язык художественной литературы.
2. Речь, способность говорить. Лишиться языка.
3. То, что выражает, объясняет собой что—нибудь (о предметах, явлениях, о звуках животных).
Язык цветов.
4. Система звуковых и словарно—грамматических средств, закрепляющих результаты работы
мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в
обществе. Владеть несколькими языками.
5. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Захватить языка.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
ВАРИАНТ 5.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно, однако предполагается, что это
Месопотамия: об этом свидетельствуют записи на месопотамских клинописных табличках,
относящихся ко II тысячелетию до н. э. (2)В древнеегипетских летописях ________ есть упоминания
о парфюмерных средствах (эти упоминания связаны, как правило, с богами и жертвоприношениями),
поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.
(3)Значительный вклад в развитие парфюмерии внесли также арабские страны, где стал активно
использоваться метод паровой дистилляции и начало внедряться новое сырьё: мускус, амбра,
жасмин, роза, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.
1. Выберите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте.
1. Местом, где начали производить парфюмерию, является Месопотамия: об этом
свидетельствуют записи на месопотамских клинописных табличках, относящихся ко II
тысячелетию до н. э.
2. Значительный вклад в развитие парфюмерии, зародившейся, по предположению учёных, в
Месопотамии, внесли Древний Египет и арабские страны.
3. Древний Египет, где стал впервые использоваться метод паровой дистилляции для получения
ароматических средств, является одним из основателей парфюмерного искусства.
4. Древнеегипетские и арабские парфюмеры внесли значительный вклад в развитие
парфюмерного искусства, которое, как предполагают учёные, уходит корнями в культуру
Месопотамии.
5. Ассортимент парфюмерного сырья обогатился благодаря трудам арабских парфюмеров,
которые стали активно использовать при производстве ароматов мускус, амбру, розу и жасмин.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во
втором (2) предложении текста.
Запишите этот сочинительный союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТОЧНЫЙ.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
ТОЧНЫЙ, —ая, —ое, —чен, —чна, —чно.
1. Связанный с математическими измерениями, вычислениями, расчётами. Точные науки.
2. Полностью соответствующий какому—либо образцу или чему—либо заданному, установленному,
требуемому. Точная копия.
3. Конкретный и определённый, предельно полный и верный, не приблизительный, не общий.
Точный срок.
4. Аккуратный, пунктуальный. Точный исполнитель.
ВАРИАНТ 6.
Прочитайте текст и выполните задание
(1)Гало
́
– интересное оптическое явление земной атмосферы, которое выглядит как светящееся
кольцо, образованное вокруг яркого источника света. (2)Наиболее часто гало возникает вокруг
солнца, немного реже – вокруг луны, однако оно может появиться <…> вокруг уличного фонаря или
машинных фар. (3)Как правило, гало вокруг солнца или луны возникает благодаря маленьким,
находящимся в перистых облаках (5–10 км над поверхностью земли) кристалликам льда,
отражающим свет от своих граней; довольно часто после отражения и преломления этот свет
разлагается в спектр и от этого становится похож на радугу, только круглую.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
1. Гало – интересное оптическое явление, возникающее в космическом пространстве, где есть
множество ледяных кристаллов, проходя через которые свет отражается, преломляется и
разлагается в спектр.
2. Чаще всего гало возникает вокруг солнца, но иногда его можно увидеть вокруг луны,
встречается оно также вокруг автомобильных фар, уличных фонарей и любых других
источников света.
3. Такое интересное оптическое явление земной атмосферы, как гало, наиболее часто
возникающее вокруг солнца, реже – луны, связано с отражением и преломлением света,
проходящего через кристаллики льда в перистых облаках земной атмосферы.
4. Отражённый от граней ледяных кристаллов перистых облаков солнечный или лунный свет
преломляется и часто разлагается в спектр, отчего становится похожим на круглую радугу.
5. Гало – светящее кольцо вокруг солнца или луны – возникает благодаря отражению света от
ледяных кристаллов, содержащихся в перистых облаках, и является интересным оптическим
явлением земной атмосферы.
2. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2)
предложении текста.
Запишите эту частицу.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите
значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
СВЕТ, —а, м.
1. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн),
воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Дневной с.
2. Место, откуда исходит освещение, освещённое место, пространство, где светло. Встать спиной
к свету. Ставить что—л. на с.
3. Приспособление для освещения в домах и на улицах. Зажечь в комнате с. Выключить с.
4. Рассвет, восход солнца. Проснуться перед светом. С. забрезжил.
5. Светлое место, пятно на картине, передающее наибольшую освещённость какого—л. участка
изображаемого. Контрасты света и тени. Большое пятно света.
ВАРИАНТ 7.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Ротоскопирование – это анимационная техника, при которой мультипликационный фильм
создаётся методом обрисовки кадра за кадром снятого заранее с реальными актёрами и
декорациями фильма, что значительно упрощает работу художников и синхронизацию звука с
артикуляцией персонажей. (2)Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером,
________ использовал её в серии своих фильмов, а позже её стали применять и другие
мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней. (3)В СССР техника ротоскопирования активно
использовалась «Союзмультфильмом», но была известна под названием «эклер», по марке
проекционного аппарата; причём для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские
актёры, вносившие свою лепту в создание образа.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте.
1. Анимационная техника, при которой мультипликационный фильм создаётся посредством
реальной киносъёмки, с актёрами и декорациями, с последующей обрисовкой каждого кадра
художником, называется ротоскопированием.
2. Основной задачей ротоскопирования, изобретённого Максом Флейшером и впоследствии
активно используемого Уолтом Диснеем, было упрощение работы художников—
мультипликаторов и синхронизации звука с артикуляцией персонажей.
3. Ротоскопирование, построенное на обрисовке заранее снятого реального фильма, было
изобретено Максом Флейшером и активно использовалось многими мультипликационными
студиями, в том числе в СССР, где эта техника была известна под названием «эклер».
4. Ротоскопирование (в СССР известное как «эклер») – покадровую обрисовку заранее снятого
фильма – изобрёл Макс Флейшер, и впоследствии эту технику активно использовали многие
мультипликаторы, в том числе Уолт Дисней и специалисты «Союзмультфильма».
5. Для работы над мультфильмами, создаваемыми с помощью ротоскопирования, активно
используемого мультипликаторами из «Союзмультфильма», приглашались ведущие актёры,
которые становились в некотором смысле соавторами образов.
2. Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на
месте пропуска во втором (2) предложении текста.
Запишите это относительное местоимение (союзное слово).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА.
РАБОТА, —ы, ж.
1. Нахождение в действии, деятельность чего—нибудь; процесс превращения одного вида энергии в
другой. Бесперебойная р. машины.
2. Занятие, труд. Умственная р.
3. Служба, занятие в каком—нибудь предприятии, учреждении. Выйти на работу.
4. Продукт труда, готовое изделие. Выставка работ художника.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
ВАРИАНТ 8.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два
корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно
отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров
Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще
проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами,
качественно уступал «Мирному» и оказался <…> слаб в полярных льдах, что к концу экспедиции
состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о
прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о досрочном возвращении.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
1. Шлюп «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и
укреплённый капитаном Лазаревым перед выходом в море, качественно уступал шлюпу
«Восток», который был спроектирован британцами.
2. Беллинсгаузен принял решение о досрочном возвращении потому, что состояние одного из
двух кораблей его антарктической экспедиции к концу похода оказалось
неудовлетворительным.
3. Командующий русской антарктической экспедицией капитан Беллинсгаузен имел в своём
распоряжении два разных по мореходным качествам корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток».
4. Антарктическая экспедиция под командованием Беллинсгаузена завершилась досрочно,
поскольку один из снаряжённых Адмиралтейством кораблей – шлюп «Восток»,
спроектированный британскими инженерами, – к концу экспедиции оказался в
неудовлетворительном состоянии, в отличие от шлюпа «Мирный», который хорошо проявил
себя в походе.
5. Для антарктической экспедиции Беллинсгаузена Адмиралтейство выбрало корабли,
построенные по разным проектам и на разных верфях: шлюп «Восток» был спроектирован
британскими инженерами, а «Мирный» построили по проекту русских инженеров.
2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2)
предложении текста.
Запишите это наречие.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите
значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
ПЛАН, —а, м.
1. Чертёж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т. п. с
сохранением их реальных пропорций. П. города. П. космического корабля.
2. Оценка кого—, чего—л. с точки зрения его заметности, важности, значительности. На первом
плане.
3. Предположение, замысел, предусматривающие ход, развитие чего—либо. П. праздника.
Творческие планы.
4. Определённый порядок изложения чего—либо. П. лекции.
5. Место, расположение какого—л. предмета в перспективе с точки зрения местонахождения его по
отношению к зрителю. Передний п.