Сочинения к сборнику ОГЭ-2020. Вариант №3.
Текст
Рота уже залегла перед броском. Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. Ухнули мины.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Известный лингвист Николай Фёдорович Бунаков писал: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатством своего внутреннего мира». Смысл этого высказывания заключается в том, что грамматический строй предложений и слов помогают писателю отразить очень многое из того, что у него на душе.
Например, Радий Петрович Погодин в прочитанном мною тексте использует многоточие в предложении 18. Оно даёт автору возможность выразить молчаливое осуждение в адрес главного героя: ты идёшь в лазарет, довольный и радостный, а вот Степан идти даже не может, а движется вовсе даже в другую сторону – навстречу врагу.
Писатель стремится показать ужасы войны, и с этой целью нагружает текст прилагательными, вот читаем в предложении 15: «горящую», «чёрная, закопчённая и пустая», «горелой», «раскалённым». Автор рисует страшный мир, чтобы читатель понимал: быть на пути к спасению и вернуться в ад кромешный – это настоящий подвиг.
Таким образом, мы убеждаемся, что утверждение Н.Ф.Бунакова справедливо — грамматика является средством использования языка с целью выражения всего того, что накопилось внутри человека.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 19: «Стыд огнём ударил Альке в лицо!».
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!» — эта метафора имеет очень важное значение в тексте. Она является переломным моментом в сюжете повествования: до этого Алька был одним человеком, а после этого перед нами уже другой герой.
В предложении 14 содержится описание состояния Альки, когда он счастлив покинуть поле боя: «…он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать».
В такой эйфории Алька пребывал, пока не увидел Степана, раненного гораздо тяжелее Альки, но он «пытался ползти, причём не в сторону лазарета». Вот тут-то и случился перелом в сознании главного героя, он вдруг почувствовал, что не может, не имеет права покинуть Степана, что он обязан двигаться в ту сторону, куда пытается ползти его товарищ. Теперь он другой: «Степан, потерпи, я сейчас…», — сказал Алька Степану твёрдым, уверенным голосом».
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!» — это о том, как мальчишка превращается в солдата.
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Сильный характер – это понятие, которое связано с внутренним состоянием человека, способного преодолевать свои слабости, чувствовать ответственность, быть защитником и воином.
Об этом пишет в своём произведении Радий Петрович Погодин. Сначала его герой не отличался силой духа, был рад покинуть поле боя после лёгкого ранения. Но пример товарища, раненного куда серьёзнее, но пытавшегося ползти в сторону врага, заставил Альку устыдиться своего малодушия и вернуться в строй. Мальчишка превратился в солдата, который чувствует свою ответственность за спасение друга и понимает, что он не может спокойно лежать в лазарете, когда нужно защищать Родину. Так рождается сильный характер.
Каждый, кто думает не о себе, а о своих товарищах, о своей семье, о Родине, является обладателем сильного характера. И сегодня такие люди есть — они готовы жертвовать собой, чтобы выполнить долг. В 2016 году в Сирии погиб старший лейтенант Александр Прохоренко. Он корректировал огонь российской авиации в тылу противника в Пальмире. Боевики окружили его и пытались взять в плен, но русский солдат принял бой, а потом попросил командование нанести авиаудар по своим координатам. Сильный характер нашего солдата восхитил даже западные сми, которые назвали его «Русский Рэмбо».
Сила характера – это способность к самопожертвованию и готовность к подвигу.
Обновлено: 11.03.2023
(1)Рота уже залегла перед броском. (2)Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. (3)Ухнули мины. (4)Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте. (5)Алька выпустил автомат.
(7)Он попытался вытащить руку из рукава, но она не поддавалась. (8)Алька зажал её между колен, потянул — боли не было, но рука не двигалась. (9)Решив, что она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. (10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (11)Он был раненый, выбывший из игры!
(12)Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастёрки и нательной рубахи — чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину. (13)Внезапно в памяти возник смех легкораненых, одновременно конфузливый и счастливый смех, и он засмеялся тоже, ругая свою поспешную решимость расстаться с рукой, и пошёл, покачивая её на весу, как младенца, будто жалея.
(18)Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причём не в сторону лазарета. (19)Стыд огнём ударил Альке в лицо! (20)Он оглянулся воровато и тут же осознал, что он открыт для пуль и осколков.
(21)Алька бросился на землю. (22)В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки. (23)Алька смотрел на неё зачарованно, а мина висела в некоем остановившемся пространстве — времени.
(24)Неожиданно что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование — это Степановы руки дёрнулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.
(25)Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом.
— (28)Степан, потерпи, я сейчас. — сказал Алька Степану твёрдым уверенным голосом, левой рукой поднял пулемёт, уложил его ствол на правую, неподвижную и согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там — теперь он их видел отчётливо — за соломенным плетнём залегли немцы.
(29)Алька бежал, не помня себя, не чувствуя боли, стрелял на бегу и кричал, кричал слова, которые кричат все солдаты во время атаки и которые почему-то так помогают в бою.
(30)Удар! (31)И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени.
(32)Очнулся Алька в госпитальной палате. (ЗЗ)Над ним склонилась знакомая
медсестра, взгляд её был упругим и ласковым, как поглаживание.
— (34)Степана доставили? (35)Сержанта Елёскина.
(36)Медсестра ответила неторопливым кивком.
— (37)То-то, — назидательно и удовлетворённо прошептал Алька и попросил пить.
(По Р. П. Погодину)
1) Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.
2) Он был раненый, выбывший из игры!
3) Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.
4) В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.
5) Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом.
Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них обоих признаку.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором имеются словосочетания, удовлетворяющие данным условиям.
1) Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.
3) Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.
В данных предложениях сравнение образовано с помощью сравнительных союзов будто и точно.
(1)Рота уже залегла перед броском. (2)Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. (3)Ухнули мины. (4)Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте. (5)Алька выпустил автомат.
(7)Он попытался вытащить руку из рукава, но она не поддавалась. (8)Алька зажал её между колен, потянул – боли не было, но рука не двигалась. (9)Решив, что она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. (10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (11)Он был раненый, выбывший из игры!
(12)Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастёрки и нательной рубахи – чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину.
(13)Внезапно в памяти возник смех легкораненых, одновременно конфузливый и счастливый смех, и он засмеялся тоже, ругая свою поспешную решимость расстаться с рукой, и пошёл, покачивая её на весу, как младенца, будто жалея.
(14)Шёл он, не торопясь, ни о чём не думая, в умиротворении и гордости: он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать!
(18)Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причём не в сторону лазарета.
(19)Стыд огнём ударил Альке в лицо! (20)Он оглянулся воровато и тут же осознал, что он открыт для пуль и осколков.
(21)Алька бросился на землю. (22)В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.
(23)Алька смотрел на неё зачарованно, а мина висела в некоем остановившемся пространстве – времени.
(24)Неожиданно что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование – это Степановы руки дёрнулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.
(25)Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом.
(26)Оглянувшись, Алька вновь увидел свою роту, залёгшую перед новым броском шагах в пятидесяти от него, увидел и поднявшегося уже капитана Польского.
– (28)Степан, потерпи, я сейчас. – сказал Алька Степану твёрдым уверенным голосом, левой рукой поднял пулемёт, уложил его ствол на правую, неподвижную и согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там – теперь он их видел отчётливо – за соломенным плетнём залегли немцы.
(29) Алька бежал, не помня себя, не чувствуя боли, стрелял на бегу и кричал, кричал слова, которые кричат все солдаты во время атаки и которые почему-то так помогают в бою.
(30)Удар! (31)И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени.
(32)Очнулся Алька в госпитальной палате. (33)Над ним склонилась знакомая медсестра, взгляд её был упругим и ласковым, как поглаживание.
– (34)Степана доставили? (35)Сержанта Елёскина.
(36)Медсестра ответила неторопливым кивком.
– (37)То-то, – назидательно и удовлетворённо прошептал Алька и попросил пить.
(По Р. П. Погодину*)
* Радий Петрович Погодин (1925-1993) – русский советский писатель, поэт и сценарист, художник.
Погодин Радий Петрович
Радий Петрович ПОГОДИН
Маленькая повесть о войне
В класс они вошли на руках. Своего веса Алька не чувствовал, шел, словно не было в природе земного тяготения. От ощущения легкости и необыкновенной прыгучести рождалась в груди щемящая, затрудняющая дыхание радость. Иногда сердце обмирало, будто он падал с крутизны. Его ладони шлепали по намастиченному полу, жирному, цвета вековой ржавчины. Нянечки разводили мастику горячей водой, размазывали ее по всей школе мешковиной, навернутой на швабру. Запах керосина никогда не выветривался — керосина и хлорной извести.
Мастика шелушилась под ногами ребят, шаркающих, топочущих, приплясывающих; забивалась под одежду пыльцой, отчего белье при стирке покрывалось красной сыпью. Гнев матерей был стремителен и целенаправлен. Затылки трещали. Матери плакали. Ах, как легко шагается вверх ногами, словно кровь стала газом, газовым облаком, водородом.
Возле учительского стола они подпрыгнули, сгруппировались в воздухе и распрямились, став на ноги в один звук.
Завуч, высокий и тощий, Лассунский — фамилия такая, — остро глядел на них от задней стены и улыбался, все уже и уже растягивая свою улыбку. Все в нем было заострено: плечи, локти, колени. Длинные пальцы с крепкими чистыми ногтями треугольной формы. На голове седой вздыбленный кок, отчего и голова его казалась заостренной. В руках острая пика, изготовленная из заморского дерева, — указка, безукоризненно точная, Лассунский даже из-за спины попадал ею в нужную точку на карте.
— Браво! — сказал Лассунский. — Братья Земгано. Двойное сальто в ночные тапочки. Через Ниагару с бочонком пива. Браво! Классу разрешаю похлопать.
Класс изменил им в одну секунду (сорок предателей). Громко затрещали восемьдесят ладошек (очень весело дуракам).
Завуч Лассунский поднял пику.
— Имена у них вполне цирковые — Гео и Аллегорий. Придумаем им фамилию.
— Сальтомортальские! — выпискнул Люсик Златкин. Краснея прыщавенькой рожицей и суетливо оглядываясь, Люсик пробормотал в нос: — А что, подходяще и без претензии. И необидно.
Поднялась Вера Корзухина — высокая, осанистая, бесстрастная, как Фемида.
— Нужно вызвать родителей. Распоясались!
(Что она, спятила?)
Вера Корзухина растворилась в оранжевом вихре. На ее месте бамбуком закачался Лассунский.
— Ну-с? — задал он асмодейский вопрос.
— Извините, мы думали, класс пустой.
— Сегодня не воскресенье.
— Мы другое думали: у директора разговор громкий, мы думали, вы в нем участвуете. Разрешите сесть?
— Э-э, нет. Сей номер мы доведем до конца. Слушай мою команду. Тем же способом и тем же путем в обратном направлении, делай. Але-е. Ап!
Они сделали фляк в стойку на руках, развернулись и пошли в коридор. Ладони прилипали к мастике. Запах керосина сушил глотку. Завуч шел рядом, приговаривая печально:
— К директору, мальчики мои, к директору. К Андрей Николаевичу.
В молодости завуч Лассунский плавал в торговом флоте, да заболел. Сойдя с флота, закончил факультет географии. Говорят, пику-указку он изготовил из тросточки, подаренной ему одной влюбленной пуэрториканкой.
Мастика налипала на пальцы. Обжигала ладони. Запах керосина скарлатиной обметывал рот.
Почему стена темная? Нет окон? Стена отгораживает что-то, от чего тоскливо и страшно.
Возле директорского кабинета они упали. Лассунский сказал:
— Слабаки. Не могли коридор одолеть. Сейчас я еще ваши знания проверю.
Ребята (сорок предателей!) пузырем выпирали из класса. Громоздились в три яруса, наверно, придвинули к дверям учительский стол. От них истекал жар. Они что-то кричали, корчась от безжалостного восторга. Надвигалась стена, глушила их голос и косо падала, падала.
— Исидор Фролович, это от керосина. Дышать тяжело.
Потом появилась гудящая муха. Он удивился:
— Исидор Фролович, зачем эта муха? Что ей тут надо?
Услышал в ответ:
Сознание из теплых, ярко окрашенных глубин памяти медленно восходило к реальности: брезентовый потолок слабо колышется, ветер пообдул плечо холодом. Муха гудит. Как в гитаре. Или в рояле. Осенью пахнет, влагой, лекарствами.
Алька не чувствовал своего веса, ощущал, будто плывет он в покалывающем пару. Не хотелось двигаться, не хотелось расставаться с удивительной невесомостью, как не хочется вылезать ранним утром из нагретой постели. Алька глаза закрыл, отстраняясь этим от всего сущего.
Очень близко и громко закричали птицы. В их голосах были беспощадность и вздорное нетерпение. Может быть, они нападали.
Слова Лассунского прозвучали не за стеклами памяти, но как бы рядом, обнаженные и указующие. Алька почувствовал вдруг свое тело, уставшее от лежания, свою ничтожность и слабость. Какая-то сила подтолкнула его в сидячее положение. Он спросил шепотом:
— В раю. Призрачно и чудесно. Витай себе, маши крылышками. Только с музыкой у нас затруднения — главврач, негодяй, гармонь отобрал. — На соседней койке, поджав под себя ноги, сидел человек в синих сатиновых трусах — каменистое, прокаленное, как кирпич, тело, безжалостные глаза сверкали холодной голубой глазурью.
— Вы кто? — спросил Алька одним дыханием.
— Святой Петр. По первому разряду. Что ты на меня уставился, как коза на ракитник? Аллах я. Будда Иванович.
С другой стороны послышался смех, похожий на кваканье. Алька туда повернулся. Койка — человек лежит пожилой.
— В госпитале ты, — сказал человек. — В лазарете. В глупой палатке. Он снова заквакал, засипел, зашевелил пальцами. — И болезни у нас тут глупые, не фронтовые. А у тебя болезнь совсем невинная, как у бухгалтера. Плеврит.
Алька огляделся — большая палатка брезентовая, в ней четыре койки, четыре тумбочки. За целлулоидными оконцами ветки шуршат. Над палаткой бранятся птицы. У входа на тумбочке сидит еще один человек, возраста среднего, волосы вьющиеся, на плечах внакидку сиреневый халат, крепко застиранный.
«Все при волосах, все офицеры», — подумал Алька, не ожидая от этого обстоятельства ничего утешительного.
— Зовут тебя как? — спросил офицер в халате.
— Детское имя. Словно камушек в воду бросили.
— Детское по привычке. По паспорту Аллегорий. Полностью.
Соседи развеселились. Лежавший слева квакал и сипел с перерывами на густой затяжной вздох. Сосед в трусах смеялся, как стекла бил. Веселье офицера в халате навело Альку на странную мысль о чае с лимоном.
— И не смешно. Мама думала, что это горное имя. Она малограмотная была, когда я родился.
Сосед в трусах оборвал смех, глаза вытер.
— У меня в роте писарь Тургенев. Мне бы второго писаря: — Аллегория. Кружок изящной словесности. Мир искусства. «Как хороши, как свежи были розы. «
— Я писарем не могу, — слабым голосом возразил Алька. — У меня по русскому тройка и почерк кривой. — Он ожидал — соседи опять засмеются, но они молчали. В тишине этой была разобщенность, наверное, каждый думал о чем-то своем и далеком.
— Я комсомольцем шпану отлавливал, — заговорил наконец сосед слева, большой и рыхлый. Позже Алька узнал, что зовут его Андреем Николаевичем. Гопники, беспризорники — асфальтовые грибы. Отмывать их было одно удовольствие. Приведешь в баню — черти черные. Отмоешь — дитё человеческое. Одного отловили шкета, маленький, злой, как хорек, и такой же вонючий. Ни имени своего, ни фамилии не помнит. Спрашиваем: «Кто ты?» Кричит и слюной брызжет: «Я пролетарий всей земли! Революционер мировой революции. Анархист я! И не кудахтайте, дяденьки начальники». Записали его в документ: имя — Гео, фамилия — Пролетарский, отчество — Феликсович. Подвели под его личность большевистскую философию и печать приложили. Анархист выискался!
Когда они возвратились к окопу, Степан шевельнул ботинком распоротые гранаты и произнес протяжно:
— Ну, Алька, счастливый наш бог.
Холод утра был влажным. Туман, ощутимо липкий возле земли, поднимался, редея, и на уровне груди расслаивался. Выше он снова сгущался, образуя подвижную крону, висящую на зыбких, ритмично колышущихся стеблях.
Рота шла в полный рост. Альке казалось, будто они бредут в известковой жиже, стараясь уберечь оружие от разрушительной ее ядовитости. Перед собой и по сторонам Алька видел плечи и головы, только плечи и головы. Полы шинелей намокли, облепляли ноги, мешая шагу, это усугубляло Алькино мнение. И еще одно: мокрая, как бы волокнистая тишина.
Вдруг ногам под обмотками стало холодно. Алька ощутил ветер, и тут же туман накрыл его с головой. Алька вцепился в Степанову руку.
Рота шла вслепую и вскоре остановилась. И тут выжатый ветром, как клином, туман поднялся и обратился высоко над головами в многослойный шевелящийся полог.
Рота стояла перед холмом, покрытым бурыми кустоподобными травами. А вокруг прытко зеленела озимь.
Командир роты прокричал что-то. Рота рванулась вверх, к еще затянутому туманом гребню холма. Степан стрелял, поводя стволом пулемета. Туман редел, обнажая голый, изрытый окопами холм.
Алька палил в белый свет, как в копеечку. Он ликовал. И на гребень холма взлетел, как воздушный шарик.
Пустые, наспех вырытые окопы, обрывки газет и журналов, свежепахнущие керосином. Пустые бутылки на брустверах, банки из-под сардин, бруски жесткого хлеба, печатки плавленого сыра, отдающего мылом. Брошенные жеребячьи ранцы, и никого — ни живого, ни мертвого.
С холма в белом свечении неба открывалась широкая пашня. Переваливаясь по-утиному и припадая на грудь, шли пашней «тридцатьчетверки». Ветер то и дело срывал с их стволов белые пряди и расчесывал их до прозрачности. Алькиных ушей достигли звуки пушечных выстрелов и ровный машинный гул.
— Им не резон задерживаться. Им вперед нужно.
Рота надбавила шагу. Солдаты перегоняли друг друга и командиров. Чадно горела «тридцатьчетверка». Алька закашлялся, хлебнув ее дыма. Он уже различал вымазанные глиной плетни. На ближнем ярко алела крынка.
Степан ойкнул, как чертыхнулся.
Медленно становился Степан на колени. Пулемет, выпав из его рук, стал на сошники. Алька топтался рядом, трясясь и силясь что-то выкрикнуть.
Степан поднял голову, попробовал улыбнуться. На сером лице проступил пот.
— Беги, Алька, — сказал он. — Догоняй роту. Беги, говорю. Ну.
Алька побежал, оглядываясь. Степан склонялся головой к земле.
Алька заплакал. Настырно и ядовито зеленела озимь.
Рота уже залегла перед броском. Вокруг Альки посвистывало, звучно чмокало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. Ухнули мины.
Алька не успел добежать до залегшей цепи. Правую руку ударило, будто палкой, наотмашь. Пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жестко согнулась в локте. Алька выпустил автомат. Покрутившись в недоумении, сел на землю.
Алька сидел на влажной земле, с деловитым любопытством рассматривал сведенные в щепоть пальцы. Под ногтями чернела грязь. Алька почувствовал брезгливость к этой, уже не своей, руке.
«Наверное, кость раздробило. » Он попытался вытащить руку из рукава. Рука не поддавалась. Алька зажал ее между колеи, потянул — боли не было, но рука оставалась на месте. Решив, что она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. Расстегивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин; он был раненый, выбывший из игры. Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастерки и нательной рубахи — чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину. Это странно поразило Альку, он попробовал пошевелить пальцами и не смог. Внезапно в памяти возник смех легкораненых, конфузливый и счастливый. Он засмеялся тоже. Он ругал свою поспешную решимость расстаться с рукой и покачивал ее на весу, жалея. Затем аккуратно опустил рукава, уже не дергая их, накинул на плечи шинель и пошел от деревни в санчасть.
Шел он не торопясь, ни о чем не думая, в умиротворении и гордости. Миновал горящую «тридцатьчетверку». Теперь она стояла черная, закопченная и пустая. Пахло горелой резиной и раскаленным железом. Башня, покрытая густым слоем сажи, валялась метрах в десяти, ее сорвало взрывом и отбросило от танка.
Степан упал где-то здесь.
Алька поискал глазами, увидел ручной пулемет, коробку с дисками.
Степан, согнувшись, лежал поодаль у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти. Широкие, как лопаты, ладони Степановых рук были опущены в неглубокую эту воду, он как бы студил их.
Стыд огнем ударил Альке в лицо. Он оглянулся воровато. И вдруг ему стало страшно: он с оглушающей отчетливостью осознал себя открытым для пуль и осколков.
Алька бросился на землю. В лужу тут же шлепнулась мина. Окатило Алькино лицо водой. Продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки. Алька видел, как небрежно, с наварами, сделан стабилизатор и небрежно окрашен — сквозь серую краску просвечивал металл. Мина шипела в воде и, остывая, поворачивалась к Альке носом. Алька смотрел на нее зачарованно. Под миной в луже белели мелкие камушки. Прозрачная личинка или червячок толчками уходила из глубины. Она как бы карабкалась, как бы взбиралась на крутизну.
Мина висела в некоем остановившемся пространстве — времени.
Что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование — Степановы руки дернулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.
Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и крики этому белому, как разведенный спирт, небу, этой мокрой земле, разрываемой пулями.
Размахивая пулеметом, как палицей, капитан побежал к деревне. Рота вздыбилась вслед за ним.
— Степан, я сейчас. — сказал Алька Степану Степановым голосом, левой рукой поднял пулемет, уложил его ствол на правую, согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там — теперь он их видел отчетливо — за плетнем залегли немцы. Алька стрелял на бегу и кричал слова, которые кричат солдаты во время атаки.
Удар! И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени.
Сначала Алька услышал птиц. Они галдели нахально и требовательно. Потом он увидел их. Сверкая радужным оперением, они расхаживали по комковатой земле, с бесстрашным достоинством подходили к Степановым рукам, раскрытым ладонями кверху, осторожно брали набухшие зерна и улетали.
Но крики их, безжалостно-трескучие, как звон будильника, не вязались с их действием.
Очнулся Алька в палате, где еще совсем недавно над всем необъятным шумом земли царил недвижный танкист. Над Алькой склонилась знакомая медсестра, взгляд ее был упругим и ласковым, как поглаживание.
Читайте также:
- Почему повесть гоголя тарас бульба включена в школьную программу сочинение
- Сочинение на тему телефонный разговор
- Мне шестнадцать лет учусь в десятом классе сочинение
- Какое влияние оказывает природа на человека сочинение егэ
- Читая сочинение одного из философов вы поняли что автор исключает для человека возможность выбора
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Р.П. Погодина «Рота уже залегла перед броском. Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск…«
Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В чем проявляется сила характера?«
Исходный текст
Что такое сильный характер? На мой взгляд, сильный характер – это такое сочетание душевных свойств человека, которые позволяют человеку поступать по совести, проявлять смелость, ставить интересы окружающих выше собственных. Сила характера проявляется, прежде всего, в поступках человека в самых опасных жизненных ситуациях.
В подтверждение своих слов приведу пример из текста Р. П. Погодина. В данном отрывке мы становимся свидетелями того, как человек показывает силу своего характера. Главный герой Алька, получив ранение, не убегает в лазарет, а остается защищать своих товарищей. Он не может уйти с поля боя: «стыд огнем ударил Альке в лицо», как только он увидел, как его тяжелораненый товарищ продолжает бороться. Алька решает идти до конца и, «не чувствуя боли», кричит слова поддержки своим товарищам. Этот пример показывает нам, что только человек, обладающий сильным характером, способен побороть страх и поступить честно. Такой человек не бросит в беде, на него можно положиться в любых обстоятельствах.
Другой пример, подтверждающий мою позицию, можно найти на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой Петр Гринев тоже обладает сильным характером, потому не идет на поводу у своих страхов, поступает по чести, не желая предавать людей, пожертвовавших жизнью ради защиты своей земли, он отказывается преклониться перед Пугачевым. Это, на мой взгляд, истинное проявление силы характера.
Проанализировав текст Р.П. Погодина и роман А.С. Пушкина, можно сделать вывод: сильный характер – это совокупность честности и смелости, любовь к ближним. Сильный характер способен пройти любую проверку, а сильного человека не способно поколебать ни общественное мнение, ни даже страх смерти.
Как писать сочинение ОГЭ
(1)Рота уже залегла перед броском. (2)Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. (3)Ухнули мины. (4)Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте. (5)Алька выпустил автомат.
(6)«Наверное, кость раздробило…»
(7)Он попытался вытащить руку из рукава, но она не поддавалась. (8)Алька зажал её между колен, потянул — боли не было, но рука не двигалась. (9)Решив, что она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. (10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (11)Он был раненый, выбывший из игры!
(12)Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастёрки и нательной рубахи — чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину. (13)Внезапно в памяти возник смех легкораненых, одновременно конфузливый и счастливый смех, и он засмеялся тоже, ругая свою поспешную решимость расстаться с рукой, и пошёл, покачивая её на весу, как младенца, будто жалея.
(14)Шёл он, не торопясь, ни о чём не думая, в умиротворении и гордости: он раненый — и может теперь на вполне законных основаниях не воевать! (15)Миновал горящую «тридцатьчетвёрку», которая стояла чёрная, закопчённая и пустая, а вокруг пахло горелой резиной и раскалённым железом. (16)Башня, покрытая густым слоем сажи, валялась метрах в десяти: её сорвало взрывом и отбросило от танка. (17)И Степан упал где-то здесь…
(18)Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причём не в сторону лазарета… (19)Стыд огнём ударил Альке в лицо! (20)Он оглянулся воровато и тут же осознал, что он открыт для пуль и осколков.
(21)Алька бросился на землю. (22)В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки. (23)Алька смотрел на неё зачарованно, а мина висела в некоем остановившемся пространстве — времени.
(24)Неожиданно что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование — это Степановы руки дёрнулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.
(25)Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом…
(26)Оглянувшись, Алька вновь увидел свою роту, залёгшую перед новым броском шагах в пятидесяти от него, увидел и поднявшегося уже капитана Польского. (27)Услышал, как он закричал: «Вперёд!»
— (28)Степан, потерпи, я сейчас… — сказал Алька Степану твёрдым уверенным голосом, левой рукой поднял пулемёт, уложил его ствол на правую, неподвижную и согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там — теперь он их видел отчётливо — за соломенным плетнём залегли немцы.
(29)Алька бежал, не помня себя, не чувствуя боли, стрелял на бегу и кричал, кричал слова, которые кричат все солдаты во время атаки и которые почему-то так помогают в бою.
(30)Удар! (31)И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени…
(32)Очнулся Алька в госпитальной палате. (ЗЗ)Над ним склонилась знакомая медсестра, взгляд её был упругим и ласковым, как поглаживание.
— (34)Степана доставили? (35)Сержанта Елёскина?..
(36)Медсестра ответила неторопливым кивком.
— (37)То-то, — назидательно и удовлетворённо прошептал Алька и попросил пить.
(По Р. П. Погодину*)
*Ра́дий Петрович Погодин (1925—1993) — русский советский писатель,
поэт и сценарист, художник, выдающийся детский писатель.
Сочинения к сборнику ОГЭ-2020. Вариант №3.
Текст
Рота уже залегла перед броском. Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. Ухнули мины.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Известный лингвист Николай Фёдорович Бунаков писал: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатством своего внутреннего мира». Смысл этого высказывания заключается в том, что грамматический строй предложений и слов помогают писателю отразить очень многое из того, что у него на душе.
Например, Радий Петрович Погодин в прочитанном мною тексте использует многоточие в предложении 18. Оно даёт автору возможность выразить молчаливое осуждение в адрес главного героя: ты идёшь в лазарет, довольный и радостный, а вот Степан идти даже не может, а движется вовсе даже в другую сторону – навстречу врагу.
Писатель стремится показать ужасы войны, и с этой целью нагружает текст прилагательными, вот читаем в предложении 15: «горящую», «чёрная, закопчённая и пустая», «горелой», «раскалённым». Автор рисует страшный мир, чтобы читатель понимал: быть на пути к спасению и вернуться в ад кромешный – это настоящий подвиг.
Таким образом, мы убеждаемся, что утверждение Н.Ф.Бунакова справедливо — грамматика является средством использования языка с целью выражения всего того, что накопилось внутри человека.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 19: «Стыд огнём ударил Альке в лицо!».
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!» — эта метафора имеет очень важное значение в тексте. Она является переломным моментом в сюжете повествования: до этого Алька был одним человеком, а после этого перед нами уже другой герой.
В предложении 14 содержится описание состояния Альки, когда он счастлив покинуть поле боя: «…он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать».
В такой эйфории Алька пребывал, пока не увидел Степана, раненного гораздо тяжелее Альки, но он «пытался ползти, причём не в сторону лазарета». Вот тут-то и случился перелом в сознании главного героя, он вдруг почувствовал, что не может, не имеет права покинуть Степана, что он обязан двигаться в ту сторону, куда пытается ползти его товарищ. Теперь он другой: «Степан, потерпи, я сейчас…», — сказал Алька Степану твёрдым, уверенным голосом».
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!» — это о том, как мальчишка превращается в солдата.
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Сильный характер – это понятие, которое связано с внутренним состоянием человека, способного преодолевать свои слабости, чувствовать ответственность, быть защитником и воином.
Об этом пишет в своём произведении Радий Петрович Погодин. Сначала его герой не отличался силой духа, был рад покинуть поле боя после лёгкого ранения. Но пример товарища, раненного куда серьёзнее, но пытавшегося ползти в сторону врага, заставил Альку устыдиться своего малодушия и вернуться в строй. Мальчишка превратился в солдата, который чувствует свою ответственность за спасение друга и понимает, что он не может спокойно лежать в лазарете, когда нужно защищать Родину. Так рождается сильный характер.
Каждый, кто думает не о себе, а о своих товарищах, о своей семье, о Родине, является обладателем сильного характера. И сегодня такие люди есть — они готовы жертвовать собой, чтобы выполнить долг. В 2016 году в Сирии погиб старший лейтенант Александр Прохоренко. Он корректировал огонь российской авиации в тылу противника в Пальмире. Боевики окружили его и пытались взять в плен, но русский солдат принял бой, а потом попросил командование нанести авиаудар по своим координатам. Сильный характер нашего солдата восхитил даже западные сми, которые назвали его «Русский Рэмбо».
Сила характера – это способность к самопожертвованию и готовность к подвигу.
(221 слово) Сильный характер — это совокупность нравственных качеств человека, определяющих его способность бороться с превратностями судьбы и преодолевать препятствия. Сильные люди никогда не сдаются и идут к цели, что бы ни случилось.
Такими героями богата русская литература. Примером для подражания является и герой текста Р.П. Погодина. Алька получил ранение в руку и выбыл из боя, но на пути к лазарету встретил лежащего Степана. Он уже не мог подняться с земли, но все равно полз не в сторону лазарета (предложение 18). В его действиях Алька прочитал решимость воевать дальше. Ему стало стыдно, и он «бежал, не помня себя, не чувствуя боли» на врага, чтобы завершить начатое. Смелость, решительность, порядочность — все это составляющие сильного характера героя, который победил свой страх.
Сила характера проявляется не только на поле боя, но и в мирной жизни. Так, героиня повести И.С. Тургенева «Ася» претерпела множество испытаний, но не потеряла жизнерадостности и веры в людей. Ее не принимали в коллективе пансиона и светском обществе из-за незаконного происхождения. Но она не ожесточилась на окружение и не мстила ему презрением. Однако гордость не позволила ей принять колебания любимого человека. И ей хватило силы уехать навсегда и перелистнуть целую страницу жизни. Ее решительность, чувство собственного достоинства, отвага — все это свидетельства волевого характера.
Таким образом, сильный характер всегда проявляется в поступках, которые может себе позволить лишь смелый, решительный и гордый человек.
Многомудрый Литрекон постарался написать для Вас качественное сочинение 9.3 на ОГЭ по русскому языку по тексту Погодина «Рота уже залегла перед броском». Не забудьте посмотреть дополнительные примеры из жизни и истории, а также обратиться к подборкам аргументов — из личного опыта и из литературы.
- Пример из жизненного опыта. Мои родители рассказали мне о жизни дедушки, которого я не застал. Этот человек отличался незаурядной силой духа. На его плечах была не только многодетная семья, но и большое предприятие, где он был ответственным лицом. Он успевал и воспитывать детей, и работать за двоих, чтобы выполнить план. Его пример всегда вдохновлял моего отца на смелые и решительные действия.
- Пример из истории. По-настоящему сильным человеком был А. Суворов — знаменитый полководец при Екатерине Второй. Он рос хилым ребенком, которому врачи прочили недолгую жизнь. Однако он решил заняться собой и своим здоровьем, не согласившись прозябать в роскошных покоях. Гимнастика, дисциплина и тренировки сделали невозможное: болезненный мальчик окреп и стал годен для военной службы. Я считаю, что способность работать над собой — самое яркое свидетельство силы характера.