12 апреля 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
В Рособрнадзоре придумали новые экзамены для учителей
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев заявил, что Рособрнадзор через два-три года планирует ввести новую систему аттестации школьных учителей в формате экзамена.
«Мы стоим на пороге формирования единой системы оценки качества образования. Сейчас по закону учитель должен проходить аттестацию раз в четыре года, и она проходит в форме предоставления портфолио. В следующем году мы хотим в пилотном режиме апробировать новую систему аттестации, она будет именно в экзаменационной форме. А в ближайшие два-три года мы уже должны будем переходить на эту систему. Если результаты преподавателей будут хромать, мы не предлагаем сразу избавляться от них или наказывать. Но мы предлагаем качественную работу института повышения квалификация с такими слабыми учителями, потому что от их работы страдают целые классы», — сказал Музаев.
Он добавил, что задачей является разработать такую методику оценки учителей, которая не вызывала бы недовольства среди педагогов. Музаев подчеркнул, что учительское сообщество разрабатывает контрольно-измерительные материалы по каждому предмету. У учителей будут проверять их знания, педагогические навыки и психологические характеристики. В пилотном режиме проект будет реализован в десяти регионах.
Также, уточнил Музаев, эффективность учителей проверяется во время Всероссийских проверочных работ.
«Мы видим статистику по каждому классу, каждой школе, и мы можем сравнивать результаты ЕГЭ в этой школе, ОГЭ, результаты всероссийских проверочных работ, и когда кривые начинают плавать в разных направлениях, у нас выявляются школы или учителя по отдельным предметам, которые, например, всем ставят пятерки, завышают оценки. И мы проводим контрольные мероприятия, спрашиваем, зачем вы это делаете. В эту же систему вольется оценка учительского корпуса», — сообщил Музаев.
Рособрнадзор запланировал ввести экзамены для учителей
Рособрнадзор намерен ввести объективную проверку компетенции учителей, сообщил глава ведомства Сергей Кравцов.
«Надо понимать, что учитель играет ключевую роль в качестве образования. Поэтому мы обязаны поднимать уровень компетенций учителя — и предметные знания, и педагогические навыки. А делать это без объективного оценивания очень сложно», — приводит его слова «Коммерсант».«Давайте возьмем страны, которые сейчас показывают хорошие результаты в образовании, — это Корея, Сингапур, Гонконг. У них каждый год объективно оценивают не только детей, но и учителей. Если ты не справляешься, тебе дают направление в институт повышения квалификации, ты слушаешь курс и потом сдаешь полноценный объективный экзамен», — сказал он.
«А у нас зачастую как все происходит — пришел на курсы, прослушал, выдали диплом, ты расписался, и все, иди дальше в школу. Вот когда у нас будет серьезная оценка знаний, тогда мы еще продвинемся вперед», — добавил Кравцов.
Он сообщил, что «прошло первое такое исследование по учителям истории, скоро будут результаты».
«Вместе с профильной ассоциацией мы разработали задания, которые состояли из двух частей. Первая — это оценка профессиональной компетенции, педагогические вопросы. Вторая — предметная часть. Ответы проверяли эксперты на федеральном уровне. Все задания деперсонифицированы, чтобы учителя не боялись последствий и сдавали экзамен корректно», — рассказал он.
«Посмотрите, что сделали в прошлом году в Дагестане после ЕГЭ — взяли и попросили учителей написать тот же экзамен, что и их ученики.
И оказалась полная корреляция — где у детей низкие результаты, там и учителя плохо написали», — сообщил глава Рособрнадзора.По его словам, «после этого у них институт повышения квалификации практически круглосуточно работал, из Москвы пригласили профессоров, изучали русский язык и математику».
Он отметил, что ведомство не стремится к «введению ЕГЭ для учителей, здесь должны быть другие инструменты», но «объективная проверка знаний учителя нужна, и нам придется к ней идти».
«Я сам преподавал математику в школе и знаю, что у любого учителя в классе всегда есть и отличники, и хорошисты, и троечники, — сказал он. — Бывает так: как ты ни старайся, не дается ребенку математика. Хотя, конечно, он может потом себя реализовать в другой области».
«Но если математику вообще не понимает весь класс, то это уже проблема учителя. Поэтому нам важно, чтобы учителя знали свой уровень и это их стимулировало заниматься реальным повышением квалификации», — заявил он.
Напомним, Рособрнадзор подвел итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2015 года. Как сообщили в ведомстве, по сравнению с прошлым годом стало больше выпускников, получивших максимальные 100 баллов. Таких сейчас 3 тыс. 922 человека, что на 6% превышает показатель прошлого года. В целом средний балл на ЕГЭ в 2015 году вырос по всем предметам, кроме информатики и биологии.
Источник: http://www.vz.ru/news/2015/7/17/756623.html
8
849
В ближайшие два-три года Рособрнадзор намерен ввести систему аттестации для учителей школ в форме экзамена. Об этом рассказал замглавы ведомства Анзор Музаев.
Он назвал текущий период началом создания единой оценочной системы качества образования. Действующим законодательством предусмотрена аттестация учителей раз в четыре года, которая проводится в формате портфолио. С 2018 года ведомство намерено протестировать новый подход – экзамен. Сначала его проведут в пилотном режиме в десяти регионах с переходом в штатный в течение 2-3 лет.
А. Мурзаев отметил, что при недостаточных показателях учителей от них никто сразу избавляться не будет и наказывать тоже. Цель такого новшества – квалификационный рост слабых педагогов, деятельность которых негативно сказывается на целых классах.
Рособрнадзор планирует ввести в действие такую систему оценки педагогов, которая бы не вызвала среди них недовольства. Учителя будут проходить проверку уровня знаний, психологических характеристик и педагогических навыков.
По словам А. Музаева, это является особенно актуальным, так как за разработкой КИМ для аттестационного экзамена по каждому предмету стоит именно учительское сообщество. Он также напомнил, что проверка эффективности работы педагогов проводится и в рамках Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Рособрнадзор получает статистические данные по всем школам и классам и может сравнивать результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР в каждом конкретном образовательном учреждении. Это позволяет выявить школы или педагогов, которые завышают оценки. Об этом могут свидетельствовать плавающие в разные стороны кривые по итогам анализа. На основе этих результатов в школах организуют контрольные мероприятия.
Напомним, что ВПР – проводятся на школьном или региональном уровне по конкретным предметам в соответствии с ФГОС. Они предназначены для определения уровня подготовки учащихся.
Полученные результаты ложатся в основу программ развития образования на разных уровнях и могут использоваться в ходе работы по ликвидации пробелов в знаниях путём индивидуальной работы с учащимися. В основе ВПР лежат федеральные стандарты, а их проверка осуществляется на основе единых критериев.
Фото взято с сайта http://www.gorodperm.ru.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Содержание
- 1 Аттестация, ее цели и задачи
- 2 Различия старой и новой системы
- 3 Что изменится в 2023 году
- 4 Виды аттестации
- 4.1 Первичная аттестация учителей
- 4.2 Аттестация на соответствие
- 4.3 Аттестация на категорию
- 5 Кому аттестация будет обязательной
- 6 Новая система оценивания для учителей
- 7 Что делать если не прошел аттестацию
В преддверии 2023 года предлагаем разобраться в том, как (в какой форме) будет происходить новая аттестация учителей и к чему готовиться педагогическим работникам.
Аттестация, ее цели и задачи
Глобальная цель, которую преследует новая аттестация учителей, вводимая с 2023 года — мотивация преподавателей к профессиональному росту и отсеивание сотрудников, несоответствующих высоким профессиональным стандартам.
Также Минпросвещение выделяет такие задачи:
- Стимулировать непрерывный рост квалификации педагогов, создать условия для их личностного роста. Для этого требования приведены к единому стандарту, создана национальная система учительского роста — НСУР.
- Сделать преподавание более эффективным за счет усиления кадрового состава.
- Создать единую систему оценки учителей.
- Развить систему наставничества, чтобы распространять лучшие практики среди образовательных учреждений.
- Урегулировать систему мотивации в зависимости от квалификации учителя.
Российская система образования заинтересована, чтобы ее представляли профессиональные и мотивированные кадры. Поэтому педагоги каждые пять лет проходят аттестацию. Она должна подтвердить, что человек соответствует стандартам Министерства просвещения. Помимо этого большинство родителей выступают за введение новой системы, так как каждый из них хочет, чтобы их ребенок получал качественное образование.
До 2021 года содержание аттестации формировали региональные департаменты и министерства. Например, в одной области педагоги заполняли портфолио, а в соседней — проводили открытые уроки. С введением новых стандартов предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам. В соцсетях эти стандарты успели назвать «ЕГЭ для педагогов».
ЕФОМ выступают надстройкой над Приказом Министерства образования и науки России от 07.04.2014 № 276.
Различия старой и новой системы
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Новая аттестация педагогических работников, запустить которую планируют уже в 2023 году, должна исправить эти недостатки и сделать путь от выпускника ВУЗа до опытного педагога максимально прозрачным и понятным.
Различия новой и старой систем оценки очевидны:
- теперь рост по карьерной лестнице не будет зависеть от выслуги лет;
- оценка достижений учеников и навыков учителей будет осуществляться объективно;
- будет создан специальный преподавательский рейтинг, который будет напрямую зависеть от профессиональной деятельности;
- педагогам дадут возможность разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.
Что изменится в 2023 году
С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.
Обновленные категории учителей:
- Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
- Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
- Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах.
- Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы.
Виды аттестации
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:
- первичная аттестация;
- аттестация на соответствие занимаемой должности;
- аттестация в целях установления квалификационных категорий.
Как правило, аттестация проходит в период с 15 августа по 15 мая. Для каждого учителя устанавливаются индивидуальные сроки.
Первичная аттестация учителей
Первичная аттестация учителей с 2023 года будет проводиться для следующих категорий:
- выпускники высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
- лица с высшим или средним профессиональным образованием, не имеющие опыта работы учителем;
- педагоги, которые не работали по специальности последние 5 лет.
Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.
В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.
Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.
Аттестация на соответствие
Еще одна новая аттестация учителей в 2023 году – это аттестация на соответствие занимаемой должности, которая предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.
Важно! Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации.
Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестация на категорию
Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.
Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Кому аттестация будет обязательной
Планируется, что новая аттестация педагогов с 2023 года, презентация которой уже и так затянулась, станет обязательной для всех педагогов.
Исключение сделают для таких категорий:
- учителя, пребывающие в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста;
- педагогические сотрудники, которые проработали на своей должности менее 2 лет;
- учителя, отсутствовавшие на работе по болезни более 4-х месяцев подряд.
Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу.
Для обязательной аттестации заявление со стороны работника не нужно. Оно актуально только для определения квалификационной категории по желанию самого педагога.
В законах не прописаны жесткие требования к заявлению. Главное — указать квалификационную категорию и должность, по которым учитель желает пройти аттестацию.
Заявление можно лично отнести в комиссию, воспользоваться любой почтовой компанией или отправить по электронной почте. Еще один вариант — использовать информационную систему «Аттестация», которая включает специальный модуль для работы с заявлениями.
Новая система оценивания для учителей
Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100. Для разных уровней проходные баллы отличаются. Выпускникам педагогического вуза достаточно набрать 60 баллов, а обязательная аттестация потребует не менее 70.
Баллы формируются из двух основных блоков:
- ЕФОМ — до 60 баллов;
- представление работодателя — до 40 баллов.
Баллы ЕФОМ формируются за письменную работу, видео урока и педагогический кейс. Баллы представления работодателя состоят из таких пунктов:
- До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет. Здесь важнее динамика, даже незначительная.
- До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов проходит с помощью опросных листов на сайте школы.
- До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, например, технического оснащения класса. Работу учителей проверяют эксперты — самые опытные педагоги, прошедшую специальную подготовку Рособрнадзора.
Что делать если не прошел аттестацию
Важно! Новые правила гласят, что занимать должность преподавателя не сможет тот сотрудник, который не имеет даже базовой аттестационной категории.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Прохождение обязательной аттестации входит в перечень обязанностей, значит, отказ влечет за собой санкции: работника могут перевести на другую должность или уволить.
В случае неудачи педагог получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.
Если существующий педагогический работник не получит соответствующую категорию, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых экзамен можно будет сдать заново. В течение периода обучения рабочее место остается за преподавателем вместе со стандартной ежемесячной зарплатой. В случае провальной повторной аттестации администрация имеет право отстранить сотрудника от обязанностей.
Читайте также:
- Каникулы в 2022-2023 году для школьников в Татарстане
- Продленка в школе в 2022-2023 году
- Предметы в 5 классе в 2022-2023 году: список
С 8 по 16 октября более 20 тысяч учителей из 68 субъектов страны подверглись экзаменационному испытанию. В исследовании компетенций учителей проверяется не только владение преподаваемым предметом, но и психолого-педагогические знания. Что скрывается под пугающей «проверкой знаний», и чем она обернется для педагогов — разбирался корреспондент ИА vRossii.ru.
Масштабная проверка знаний и компетенций учителей затронула все города нашей сети порталов и вызвала нешуточные волнения в педагогическом сообществе. Но «не так страшен черт, как его малюют».
На протяжение двух недель на специальных площадках учителя выполняли задания, разработанные на федеральном уровне. Результаты тестов должны выявить уровень знания профильного предмета педагогом. Кроме того, экзаменуемым необходимо ответить на вопросы в сфере педагогики и психологии, рассказать о том, как используются в их работе информационные технологии.
Под проверку попали преподаватели нескольких основных предметов — русского языка, литературы, информатики, математики, истории, обществознания, экономики, права, программ «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
После появления взволнованных обсуждений замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев немного охладил накал страстей. Он подчеркнул, что результаты проверок будут деперсонифицированы, и увольнений за ними не последует. Кроме того, после прохождения испытаний учителя смогут высказать свое отношение к подобной проверке.
— Никаких административных шагов по итогам апробации — наказаний, увольнений, лишения премий — быть не должно, — подчеркнул представитель ведомства. — Такая позиция доведена до всех регионов, участвующих в апробации.
Согласно планам Рособрнадзора, проходящие в регионах «экзамены для учителей» станут первым шагом для создания новой системы аттестации педагогов. После обработки результатов пройдет широкое общественное обсуждение процедуры. Представители ведомства подчеркивают, что без учета мнения профессионального сообщества новая система проверки введена не будет. При этом уже строятся планы на более масштабное исследование педагогов ряда других предметов, которое запланировано на 2019 год.
Вот лишь несколько примеров. В некоторых регионах, чтобы подтвердить свою квалификацию и право работать в школе, учитель должен собрать портфолио с талмудом бумаг страниц на 500. Еще варианты – сделать презентацию, чтобы доказать свой вклад в развитие образования области, свой сайт, написать отчет про свой инновационный опыт, пройти компьютерное тестирование. Все это отнимает время учителя, практически ничего ему не дает.
А самое главное – ни эти отчеты, ни горы собранных справок, как правило, никто не читает. Аттестация для учителя превращается в бессмысленный, выматывающий нервы ритуал.
Выход из ситуации? Им может стать профессиональный экзамен – независимая оценка квалификации, которая уже вводится в регионах России. Он проверяет знание предмета и методики, «цифровые» и другие навыки. Задания – типовые для всей страны (примеры заданий «Российская газета» публикует эксклюзивно и впервые). Принимают экзамен аккредитованные на федеральном уровне независимые эксперты, педагоги – профессионалы.
– Для системы образования это совершенно новый инструмент: дополнительная возможность профессионального роста. Профэкзамен учитель сегодня может сдать по желанию. Сдал? Попадаешь в реестр квалифицированных специалистов, который ведет Минтруд. Попал? Легче найти хорошую работу, – рассказала председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Но главный бонус – учитель получает честную оценку своего мастерства: чего ему не хватает и как повышать квалификацию. Понимать это очень важно.
Среди пилотных регионов, которые уже получили право проводить такой профэкзамен для учителей – Свердловская, Тюменская, Самарская и Вологодская области.
В рамках нацпроекта «Образование» в этих и других регионах создаются Центры оценки профмастерства и квалификации педагогов. Пилотные регионы могут засчитать профессиональный экзамен за прохождение аттестации и избавить учителей от сбора кучи ненужных бумаг.
– Практически в каждом регионе свой механизм аттестации, – говорит Любовь Духанина. – Где-то учитываются оценки учеников, средний балл. Где-то упор сделан на количество грамот, справок и сертификатов. Единого подхода нет.
А независимая оценка квалификации, в отличие от сегодняшней аттестации, строится на едином основании – профстандарте педагога и квалификационных требованиях. Экзамен проводят непредвзятые эксперты.
Опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тысячи учителей показал, что пройти такой профэкзамен готовы многие педагоги: 24% сделали бы это для себя, 7% – чтобы подтвердить свою квалификацию в случае разногласий с администрацией или родителями учеников. Еще 40% – если бы независимую оценку квалификации засчитали как прохождение аттестации.
– Регионы вправе принять такое решение, – подтвердила Любовь Духанина. – Независимая оценка квалификации – это еще и инструмент защиты учителя. Простой пример: когда возникает конфликт с родителями или учениками, как действует администрация? Как правило, особо не разбирается, и педагог уходит из школы. У него просто нет объективного механизма подтвердить свою квалификацию и защитить себя. Именно свидетельство о профмастерстве может стать весомым доводом в этом споре. Может оказаться полезным, если педагог захочет опротестовать увольнение по статье «несоответствие занимаемой должности».
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ксения Колесникова
Вот лишь несколько примеров. В некоторых регионах, чтобы подтвердить свою квалификацию и право работать в школе, учитель должен собрать портфолио с талмудом бумаг страниц на 500. Еще варианты — сделать презентацию, чтобы доказать свой вклад в развитие образования области, свой сайт, написать отчет про свой инновационный опыт, пройти компьютерное тестирование. Все это отнимает время учителя, практически ничего ему не дает. А самое главное — ни эти отчеты, ни горы собранных справок, как правило, никто не читает. Аттестация для учителя превращается в бессмысленный, выматывающий нервы ритуал.
Выход из ситуации? Им может стать профессиональный экзамен — независимая оценка квалификации, которая уже вводится в регионах России. Он проверяет знание предмета и методики, «цифровые» и другие навыки. Задания — типовые для всей страны (примеры заданий «Российская газета» публикует эксклюзивно и впервые). Принимают экзамен аккредитованные на федеральном уровне независимые эксперты, педагоги — профессионалы.
— Для системы образования это совершенно новый инструмент: дополнительная возможность профессионального роста. Профэкзамен учитель сегодня может сдать по желанию. Сдал? Попадаешь в реестр квалифицированных специалистов, который ведет минтруд. Попал? Легче найти хорошую работу, — рассказала «РГ» председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Но главный бонус — учитель получает честную оценку своего мастерства: чего ему не хватает и как повышать квалификацию. Понимать это очень важно.
Среди пилотных регионов, которые уже получили право проводить такой профэкзамен для учителей — Свердловская, Тюменская, Самарская и Вологодская области. В рамках нацпроекта «Образование» в этих и других регионах создаются Центры оценки профмастерства и квалификации педагогов. Пилотные регионы могут засчитать профессиональный экзамен за прохождение аттестации и избавить учителей от сбора кучи ненужных бумаг.
— Практически в каждом регионе свой механизм аттестации, — говорит Любовь Духанина. — Где-то учитываются оценки учеников, средний балл. Где-то упор сделан на количество грамот, справок и сертификатов. Единого подхода нет. А независимая оценка квалификации, в отличие от сегодняшней аттестации, строится на едином основании — профстандарте педагога и квалификационных требованиях. Экзамен проводят непредвзятые эксперты.
Опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тысячи учителей показал, что пройти такой профэкзамен готовы многие педагоги: 24% сделали бы это для себя, 7% — чтобы подтвердить свою квалификацию в случае разногласий с администрацией или родителями учеников. Еще 40% — если бы независимую оценку квалификации засчитали как прохождение аттестации.
— Регионы вправе принять такое решение, — подтвердила Любовь Духанина. — Независимая оценка квалификации — это еще и инструмент защиты учителя. Простой пример: когда возникает конфликт с родителями или учениками, как действует администрация? Как правило, особо не разбирается, и педагог уходит из школы. У него просто нет объективного механизма подтвердить свою квалификацию и защитить себя. Именно свидетельство о профмастерстве может стать весомым доводом в этом споре. Может оказаться полезным, если педагог захочет опротестовать увольнение по статье «несоответствие занимаемой должности».
Комментарии
Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель России:
— Профессиональный стандарт педагога давно применяется во всем мире. Я руководил рабочей группой по его разработке в России. Сегодня мало быть историком или математиком. Появились совершенно новые компетенции, без которых работать нельзя. Нужно знать возрастную психологию и цифровые образовательные технологии, суметь найти подход к разным детям — и к одаренным, и к «одуренным». Учитель должен формировать у ребенка межпредметные и надпредметные навыки, которые не привязаны ни к химии, ни к литературе: искать информацию, анализировать, создавать свои проекты… Я делал стандарт не для предметника, а для педагога! Но многих учителей этому никто и никогда не учил. Поэтому в последние десять лет пришлось несколько раз менять и программы в педагогических вузах, и курсы повышения квалификации.
Мы все еще в самом начале, но процесс пошел. Хотя появляются слухи, страшилки: «Вот будет новый стандарт, новый экзамен, и всех, кто ему не следует, из школы погонят». Я заявляю: это вранье! Никто никого гнать не собирается. Вся информация открыта. У учителей просто появляется выбор: можно на добровольной основе пройти оценку квалификации и понять, «дотягиваешь» ли ты до стандарта. И если нет, то как до него дотянуться.
Сразу вопрос: а судьи кто? Мое мнение — оценивать должны не чиновники, а сами учителя, профи, имеющие высокий статус среди своих коллег. Например, победители конкурса «Учитель года» последних пяти лет, которые «своего брата» могут оценить объективно.
Важно, что внедрение профстандарта «Педагог» и независимой оценки квалификации не должно обидеть тех, кто всю свою жизнь посвятил школе. Ни в коем случае нельзя залезать в карман учителя со стажем. Мы хотели стимулировать развитие профессионализма и творчества молодых педагогов: если они повышают и подтверждают свою квалификацию, школа может предусмотреть для них очень серьезные надбавки за качество работы. Сегодня это решает не только директор, но и управляющий совет школы. Вот эти вещи уже можно внедрять. При этом никакие старые процедуры и требования пока не отменяются.
Алихан Динаев, учитель обществознания и права, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, «Учитель года России-2018»:
— В системе аттестации педагогов есть несколько проблем. Во-первых, она крайне устарела. То, что учителя сегодня по-прежнему собирают «папки» и портфолио, довольно странно. Во-вторых, системы аттестации в регионах сильно отличаются. В целом ничего плохого в этом нет, однако в столь важной теме, касающейся сотен тысяч педагогов, необходим единый подход. Если не во всех деталях, то хотя бы общие и стройные рамки проведения аттестации должны быть одинаковы по всей стране.
В-третьих, количество частных учреждений, выдающих разнообразные сертификаты и удостоверения о повышении квалификации и переподготовке, столь велико, что многие из них превратились в конторы по выдаче «бумажек».
Я считаю, что независимая оценка квалификации учителей необходима и полезна. В то же время мы, педагогическое сообщество, должны быть уверены, что «оценщики» обладают необходимой компетенцией и большим опытом. Если эта реформа позволит учителям собирать меньшее число документов, сделает процесс аттестации более быстрым и даст возможность хотя бы частично проходить ее дистанционно, то мы будем только рады этим переменам. Все изменения должны быть направлены на то, чтобы избавить эту процедуру от лишних бюрократических препятствий, одновременно делая ее более объективной и открытой.
Ключевой вопрос: кто платит за профэкзамен?
— Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то оплачивает ее работодатель, — говорит Любовь Духанина. — Если же экзамен проводится по инициативе учителя, то она проводится за его счет. На этот случай предусмотрены социальные налоговые вычеты.
Справка «РГ»
Федеральный закон о независимой оценке квалификации появился еще пять лет назад. Он касается огромного количества профессий: от сварщика до педагога. Оценка проходит в форме экзамена в специальных центрах. Причем проверяется не только теория, но и то, как специалист работает на практике. Скажем, обслуживать в России лифты без обязательного свидетельства о прохождении такого профэкзамена просто запрещено. Профэкзамен уже несколько лет сдают системные администраторы, бухгалтеры, врачи, однако — если захотят сами.
Какие задания могут быть на профэкзамене для учителей? Пример можно посмотреть по ссылке.