Романтичность свойственна всему романтическая настроенность не позволяет егэ

Версия для печатиPDF

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.


Правильный ответ: 1 2 3|123|1 3 2|132|2 3 1|231|2 1 3|213|3 1 2|312|3 2 1|321

Пояснение

Романтичность свойствеННа всему. Романтическая настроеННость не позволяет человеку быть лживым, невежествеННым, трусливым и жестоким. В романтике заключеНа облагораживающая сила.

свойствеННа — краткое прилагательное (от свойственный)
настроеННость — существительное (от настроенный)
невежествеННым — прилагательное, образованное от существительного «невежество» с помощью суффикса -енн-
заключеНа — краткое причастие

Источник: 

ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 14.

Связи с вариантами

Пояснительная записка

По своему содержанию тестовая работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. В нее включены задания, проверяющие:

  1. элементарную лингвистическую компетенцию, т.е. знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом;
  2. языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  3. коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте.

В соответствии со сказанным контрольно-измерительные материалы содержат задания, проверяющие подготовку по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:

  1. Знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису);
  2. Речеведческие знания:
  1. текст, абзац, средства связи в нем;
  2. типы речи: повествование, описание, рассуждение;
  3. стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
  4. использование языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения, стиля и типа речи;
  1. Знание основных орфографических и пунктуационных правил;
  2. Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
  3. Владение нормами литературного языка:
  1. орфоэпическими;
  2. лексическими;
  3. морфологическими;
  4. синтаксическими;
  5. стилистическими.

Задания по русскому языку

Раздел минимума содержания школьного курса

Вопрос минимума содержания

Синтаксис

Простое и сложное предложение

Морфология

Морфологические признаки частей речи

Орфография

Безударные гласные корня

Орфография

Гласная после шипящих и Ц

Орфография

Правописание приставок

Орфография

Правописание глагольных форм

Орфография

Правописание суффиксов

Орфография

Правописание слов-омофонов

Орфография

Правописание НЕ с различными частями речи

Морфология

Служебные части речи

Орфография

Дефисное написание

Словообразование

Разбор слова по составу

Культура речи

Морфологическая норма

Культура речи

Синтаксическая норма

Культура речи

Грамматическая норма

Культура речи

Орфоэпическая норма

Культура речи

Лексическая норма

Пунктуация

Сложносочиненное предложение

Пунктуация

Осложненное простое предложение

Пунктуация

Предложение с однородными членами

Пунктуация

Тире в простом и сложном предложениях

Пунктуация

Предложения с сочинительной и подчинительной связью

Речь

Текст. Анализ содержания

Речь

Текст. Стиль речи. Тип речи

Речь

Текст. Средства связи

Речь

Текст. Изобразительные средства языка

Морфология

Морфология и орфография

Синтаксис

Синтаксический разбор

Фонетика и графика

Фонетический разбор

Словообразование

Разбор слов по составу

Синтаксис

Сложное предложение

Морфология

Морфолого-орфографический разбор

Синтаксис

Синтаксический разбор

Синтаксис

Синтаксический разбор

Вариант I

Инструкция для абитуриента

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 30 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа. Часть 2 состоит из заданий типа В (В1 – В6), где надо дать краткий ответ.

 К каждому заданию типа А (А1 – А24) даны 4 варианта ответов, из которых один верный. Выполняя эти задания, напишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

При выполнении заданий типа В (В1 – В6) требуется записать краткий ответ (1 – 2 слова или число).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к работе. Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 – 4.

А. Названия рек, озер, сел и городов – это народное поэтическое оформление страны.

Б.  В противном случае названия превратятся в словесный мусор, и наши потомки не смогут насладиться поэтикой русского слова.

В. Поэтому названия нужно уважать, менять их в крайнем случае и конечно делать это грамотно, со знанием истории страны и с любовью к ней.

Г. Они говорят о жизни народа, отражая его историю и особенности быта.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. Г, А, В, Б.
  2. В, А, Б, Г.
  3. А, Г, В, Б.
  4. Б, А, Г, В.

А2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А.
  2. Б.
  3. В.
  4. Г.

А3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

  1. Предложение А – простое предложение с однородными членами.
  2. Предложение Б – сложносочиненное предложение.
  3. Предложение В – сложноподчиненное предложение.
  4. Предложение Г – простое предложение с деепричастным оборотом.

А4. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. Превратятся – глагол в форме настоящего времени.
  2. Поэтикой – имя существительное в форме единственного числа, творительного падежа.
  3. Отражая – деепричастие от глагола ОТРАЖАТЬ.
  4. Грамотно – наречие.

А5. В каком слове пишется НН?

  1. ШЕРСТЯ…ОЙ шарф.
  2. ОЧАРОВА…ЫЙ странник.
  3. Здание ПОСТРОЕ…О.
  4. МУРАВЬИ…АЯ кислота.

А6. В каком слове пишется буква Я?

  1. ВОЗРОЖДА…ЩИЙСЯ.
  2. Они ХЛОПОЧ…Т.
  3. Они КРАС…Т дом.
  4. ПОМОГА…ЩИЙ.

А7. В каком примере возможно только одно написание?

  1. ЗА(ТО).
  2. ПР(И/Е)СЛОНИТЬСЯ.
  3. (НЕ/НИ)ЧЕГО.
  4. ТАК(ЖЕ).

А8. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

  1. ИНТ…НАЦИЯ, М…ССАЖЕР, ПРЕДЛ…ЖЕНИЕ.
  2. Б…ГАЖ, К…МБИНАТ, НАКЛ…НИТЬСЯ.
  3. Г…ЛОДАНИЕ, СОПРИК…СНОВЕНИЕ, ОХ…РАКТЕРИЗОВАТЬ.
  4. ПОГЛ…ТИТЬ, В…ЛЕЙБОЛ, ПРИЛ…ЖЕНИЕ.

А9. Укажите слово с орфографической ошибкой.

  1. ДЕШЕВЫЙ.
  2. ДЕВЧЕНКА.
  3. МОЧЕНЫЙ.
  4. ДРУЖОК.

А10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ПР…СЛЕДОВАТЬ, ПР…ДВОДИТЕЛЬ, ПР…ОСТАНОВИТЬ.
  2. ПРЕД…СТОРИЯ, РАЗ…ГРАТЬ, ПО…ГРАТЬ.
  3. ВО…СТАНОВИТЬ, БЕ…ДЕЛЬНИК, …БРОСИТЬ.
  4. ПРЕД…СТАВИТЬ, ВОЗ…БНОВИТЬ, П…ДРОБНО.

А11. В каком предложении НЕ с последующим словом пишется отдельно?

  1. Художник (не)навидит фальшь.
  2. Мы купили (не)большую вместительную сумку.
  3. Работа (не)закончена.
  4. Раздумывать было (не)когда.

А12. В каком случае допущена орфографическая ошибка?

        Чтобы(1) ни(2) говорили дурного о брате, сестра по-прежнему(3) продолжала ему доверять(4).

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (ПО)ЭТОМУ, КАКОЙ(ТО), ЧЕРНО(БЕЛЫЙ).
  2. КТО(ЛИБО), ГДЕ(НИБУДЬ), (ПО)НЕМНОГУ.
  3. БУД(ТО), (В)ДВОЕ, (ПО)БРАТСКИ.
  4. КТО(ТО), (ВО)ПЕРВЫХ, (ПО)ЛИСЬИ.

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

  1. СТЕКЛЯННЫЙ.
  2. ЛЖИВОСТЬ.
  3. ПЕРЕКРУЧИВАЕШЬ.
  4. ГОВОРЛИВЫЙ.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. Все повара.
  2. Более глубже.
  3. Шестьюстами метрами.
  4. Кладите на место.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Закрыв книгу,

  1. ПОСТАРАЙТЕСЬ ПО ПАМЯТИ ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ.
  2. ГЕРОИ НЕДОЛГО ОСТАЮТСЯ В ПАМЯТИ.
  3. МНЕ ВСПОМНИЛОСЬ О ЛЕТНЕМ ОТДЫХЕ НА БЕРЕГУ МОРЯ.
  4. ВСЕ ПРОЧИТАННОЕ СРАЗУ ЖЕ ЗАБЫВАЕТСЯ.

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

  1. После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.
  2. Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.
  3. Мы выписываем журнал «Природу».
  4. Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

А18. В каком слове ударение на втором слоге?

  1. ЗАНЯЛ.
  2. ОПТОВЫЙ.
  3. АЛФАВИТ.
  4. ПОЗВОНИШЬ.

А19. Значение какого слова определено неверно?

  1. публицистика – вид литературы, посвященный злободневным общественно-политическим вопросам современности.
  2. Щедрый (человек) – богатый, состоятельный.
  3. Лабиринт – сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог.
  4. Гармония – согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего-либо, благозвучие.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

        Я лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной ( ) и придал устному рассказу письменную форму.

  1. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

  1. 1, 3.
  2. 1, 2.
  3. 2, 3.
  4. 1, 2, 3, 4.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Мал соловей, да хорошо поет.
  2. За окном проносились перелески, поля и редкие хутора.
  3. Мы посадили в саду кустарники: крыжовник, смородину.
  4. Среди приехавших были, и опытные инженеры, и молодые специалисты.

А23. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

  1. Окунь рыба прожорливая.
  2. Пятью пять двадцать пять.
  3. Жить Родине служить.
  4. Елочки в парке выросли высокими и стройными.

А24. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Чтобы развить память, шахматисты иногда играют (в)слепую, то есть (не)смотря на доску.
  2. (в)течение нескольких суток не было (ни)какой связи с городом.
  3. Кит продолжал плыть прямо (на)встречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.
  4. (на)протяжении веков люди пытались изобрести летательный аппарат и подняться (в)высь.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6, сформулировав ответ предельно кратко.

        (1) «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время – наша собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании».

        (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х.

        (5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

        (6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(По Д. Гранину)

В1. Из предложения 11 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук [з].

В2. Напишите, каким способом образовано слово ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ.

В3. Напишите, какой тип связи используется в словосочетании наращивает скорости.

в4. из предложения 2 выпишите причастие(я).

В5. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение, в составе которого есть придаточные причины (напишите его номер).

В6. Укажите простое односоставное безличное предложение с однородными членами (напишите его номер).

Государственное медицинское училище г. Братска

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                 Директор

                                                                                                                 _________  С.А. Черемных                                                                                                           «____» _____________ 2004 г.

.

.            

Вариант II

Инструкция для абитуриента

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 30 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа. Часть 2 состоит из заданий типа В (В1 – В6), где надо дать краткий ответ.

 К каждому заданию типа А (А1 – А24) даны 4 варианта ответов, из которых один верный. Выполняя эти задания, напишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

При выполнении заданий типа В (В1 – В6) требуется записать краткий ответ (1 – 2 слова или число).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к работе. Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 – 4.

А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето.

Б. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов.

В. Должно быть у каждого человека случается счастливое время открытий.

Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далекими и еще не пережитыми.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. А, Г, Б, В.
  2. В, А, Г, Б.
  3. В, Г, А, Б.
  4. Б, А, Г, В.

А2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

  1. Предложение А – простое двусоставное предложение, подлежащее – ЛЕТО.
  2. Предложение Б – сложносочиненное предложение, состоит из двух простых.
  3. Предложение В – простое двусоставное предложение.
  4. Предложение Г – сложное предложение.

А3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. УЗНАЛ – глагол прошедшего времени.
  2. ИЗВЕСТНЫМИ – прилагательное в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. РАНЬШЕ – предлог.
  4. ПЕРЕЖИТЫМИ – причастие от глагола ПЕРЕЖИТЬ.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А.
  2. Б.
  3. В.
  4. Г.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1. ПРЕПОД…ВАТЬ, ПОЛ…ГАЕТСЯ, УПР…ЩАТЬ.
  2. ПРЕДСТ…ВЛЯТЬ, ПРЕДНАЗН…ЧЕНИЕ, ДЕК…РАЦИЯ.
  3. Д…РОЖЕНЬКА, Ф…НТАЗИЯ, Л…БОРАТОРИЯ.
  4. ПРИГЛ…ШАТЬ, УГ…САТЬ, ВЫР…СТИ.

А6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

  1. ЦЫПЛЕНОК.
  2. ШОКОЛАДНЫЙ.
  3. ЧУЖОЙ.
  4. РУЧЕНКА.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ПРОБ…РАТЬСЯ, СОЕД…НЕНИЕ, ОТ…ГОЩАТЬ.
  2. ЗАБЛ…СТЕЛ, РАЗВ…ВАТЬ (ум), ПРИОР…ТЕТ.
  3. ПРИВ…ЛЕГИРОВАННЫЙ, ПОСТ…ЛАТЬ, ИЗВ…НИЛСЯ.
  4. РОСТ…РАТЬСЯ, ПАЛ…САДНИК, ПРЕНЕБР…ЖИТЕЛЬНО.

А8. В каком слове пишется НН?

  1. РЕШЕ…ЫЙ вопрос.
  2. ПРИКАЗ…О отойти.
  3. В ВЯЗА…ОЙ шапочке.
  4. Говорила ПУТА…О.

А9. В каком слове пишется буква И?

  1. Небо ПЫШ…Т зноем.
  2. Лес ДРЕМЛ…Т.
  3. Он ГОН…ТСЯ.
  4. ПРИЕМЛ…МЫЙ.

А10. В каком примере возможно только одно написание?

  1. ПОСВ(Е/Я)ТИТЬ.
  2. ВЫЧЕРКН(Е/И)ТЕ
  3. ВСТРЕЧ(А/Е)ННЫЙ.
  4. (НА)КОНЕЦ.

А11. В каком примере НЕ пишется слитно?

  1. Требуется (не)простое перечисление фактов, а их анализ.
  2. Три дня мы работали (не)разгибаясь.
  3. В комнате (не)убрано.
  4. Среди собравшихся было несколько (не)знакомых мне лиц.

А12. В каком случае допущена орфографическая ошибка?

        Темнеют кусты неодетого(1) леса, будто(2) сам соберает(3) к ночи(4) свои думы.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (ЕЛЕ)ЕЛЕ, (КОЕ)ГДЕ, (ПО)МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ.
  2. (ЮГО)ЗАПАД, (БЛЕДНО)РОЗОВЫЙ, КАК(НИБУДЬ).
  3. (ДАВНЫМ)ДАВНО, (ПО)ТИХОНЬКУ, (КАК)ЛИБО.
  4. (КРЕПКО)НАКРЕПКО, (ДАЛЬНЕ)ВОСТОЧНЫЙ, (ПО)ЛУЧШЕ.

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

  1. РАСКИДАЛИ.
  2. БУФЕТЧИЦА.
  3. МЯЧИК.
  4. ДИКОВАТЫЙ.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. С ПОЛУТОРА тысячами.
  2. Одну ТУФЛЮ.
  3. Опытные ИНЖЕНЕРА.
  4. БЛИЖАЙШИЙ.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Окончив училище,

  1. НАС НАПРАВИЛИ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.
  2. МНЕ БЫЛО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ЛЕЙТЕНАНТА.
  3. МНОГИЕ ИЗ НАС ОСТАЛИСЬ РАБОТАТЬ В РОДНОМ ГОРОДЕ.
  4. ВСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СОВЕТОВАЛИ МНЕ ПРОДОЛЖИТЬ УЧЕБУ.

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

  1. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов.
  2. Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе.
  3. Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
  4. Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.

А18. В каком слове ударение на первом слоге?

  1. ЦЕМЕНТ.
  2. ПРИНЯЛИ.
  3. ЗВОНИТ.
  4. ОБЛЕГЧИТЬ.

А19. Значение какого слова определено неверно?

  1. РАДУШНЫЙ – радостный беспечный.
  2. ДЕЛИКАТНОСТЬ – вежливость, мягкость в обращении с другими.
  3. РЕПУТАЦИЯ – общественное мнение, сложившееся о ком-то или о   чем-то.
  4. СОЛИДНЫЙ – основательный, серьезный, важный, степенный.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

        Светало ( ) и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.

  1. В предложении есть однородные члены, соединенные союзом И, запятая перед И не ставится.
  2. Предложение сложное (сложносочиненное), перед И ставится запятая.
  3. В предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.
  4. Предложение сложносочиненное, запятая перед И не ставится.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        Нежно-голубое небо покрыто легкими (1) как пух (2) и (3) словно пар (4) прозрачными облаками (5) подернутыми багряным румянцем.

  1. 1, 4, 5.
  2. 1, 2, 3, 4, 5.
  3. 1, 5.
  4. 1, 2, 5.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Выражение «сизифов труд» происходит от имени героя древнегреческого мифа, который был наказан за оскорбление богов.
  2. Наказание состояло в том, что он должен был вкатывать на гору огромный камень.
  3. Как только Сизиф достигал вершины горы, камень скатывался вниз, и так повторялось каждый раз.
  4. Поэтому когда мы говорим об утомительной и безрезультатной работе, мы вспоминаем о Сизифе.

А23. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания на расставлены).

  1. Глаза у галчонка черные и блестящие.
  2. Звезды небесные тела состоящие из раскаленных газов.
  3. Все было мокрым от росы трава кусты скамейки.
  4. Наташа все время повторяла ах как здесь чудесно.

А24. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы переносятся легче.

  1. 1, 3.
  2. 1, 2, 3.
  3. 3.
  4. 2, 3.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6, сформулировав ответ предельно кратко. 

           (1) Часто мы ошибочно соединяем в одно целое два разных понятия – то, что мы называем экзотикой, и то, что мы называем романтикой..

(2) В юности я пережил увлечение экзотикой. (3) В скучной киевской квартире, где прошло мое детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. (4) Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения.

(5) Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, раскаты тропической грозы… (6) Я никогда не видел ни темных тисовых лесов (за исключением нескольких тисовых деревьев в ботаническом саду), ни атлантического океана, ни тропиков. (7) Пестрый мир экзотики существовал только в моем воображении.

(8) Моей любимой наукой в гимназии была география. (9) Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (10) Я знал, что тогдашняя наша скудная и неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их.

(11) Мое состояние можно было определить двумя словами – восхищение и тоска. (12) Восхищение перед воображаемым миром – и тоска из-за невозможности увидеть его. (13) Эти два чувства преобладали в моей первой незрелой прозе.

(14) С годами я ушел от экзотики, от ее нарядности, пряности, приподнятости и безразличия к простому и незаметному человеку. (15) Я ушел от экзотики, но я не ушел от романтики и никогда от нее не уйду. (16) Экзотика оторвана от жизни – романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками.

(17) Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. (18) Чем больше знает человек, тем резче он воспринимает, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее.

(19) Истинное счастье – это, прежде всего, удел знающих, а не невежд. (20) Невежество делает человека равнодушным к миру. (21) Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, и в конце концов равнодушный человек остается один на один со своим невежеством и своим жалким благополучием.

(22) Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. (23) В романтике заключена облагораживающая сила.

(По К. Паустовскому)

В1. Из предложения 12 выпишите слово(а), в котором(ых) все согласные звуки мягкие.

В2. Назовите способ образования слова ПРИПОДНЯТОСТЬ.

В3. Назовите тип связи, который используется в словосочетании СВОЙСТВЕННА ВСЕМУ.

В4. Выпишите полное причастие из последнего абзацы.

В5. Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным (напишите его номер).

В6. Найдите в тексте предложение с уточняющими дополнениями, которые присоединяются к уточняемому слову с помощью вводного слова (напишите его номер).

Государственное медицинское училище г. Братска

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                 Директор

                                                                                                                 _________  С.А. Черемных                                                                                                           «____» _____________ 2004 г.

Вариант III

Инструкция для абитуриента

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 30 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа. Часть 2 состоит из заданий типа В (В1 – В6), где надо дать краткий ответ.

 К каждому заданию типа А (А1 – А24) даны 4 варианта ответов, из которых один верный. Выполняя эти задания, напишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

При выполнении заданий типа В (В1 – В6) требуется записать краткий ответ (1 – 2 слова или число).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к работе. Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 – 4.

А. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках.

Б. Позднее в связи с распространением письменности (к XIV – XV векам) содержание деловых бумаг становится все более разнообразным.

В. Вероятно самые древние из них относятся к IX веку, когда деловые документы стали использоваться в деятельности государства и жизни людей.

Г. Еще в Древней Руси существовала деловая переписка.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. Б, Г, В, А.
  2. А, В, Б, Г.
  3. В, А, Г, Б.
  4. Г, А, В, Б.

А2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А.
  2. Б.
  3. В.
  4. Г.

А3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

  1. Предложение А – простое предложение с причастным оборотом.
  2. Предложение Б – сложное предложение.
  3. Предложение В – сложноподчиненное предложение.
  4. Предложение Г – простое предложение; грамматическая основа – ПЕРЕПИСКА СУЩЕСТВОВАЛА.

А4. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНЫМ – имя прилагательное в форме сравнительной степени.
  2. ОТНОСЯТСЯ – глагол несовершенного вида.
  3. ПОЗДНЕЕ – имя прилагательное.
  4. НАЙДЕННЫЕ – причастие от глагола НАЙТИ.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1. НЕСГ…РАЕМЫЙ, ВПЕЧ…ТЛЕНИЕ, ВЕЛ…СИПЕД.
  2. К…САЮЩИЙСЯ, МЕДИК…МЕНТЫ, П…СТУХ.
  3. ВЫР…СЛА, ДЕКЛ…РИРОВАТЬ, ОПР…ВДАТЬ.
  4. ИЗЛ…ЖЕНИЕ, К…НТИНЕНТ, МИНИ…ТЮРА.

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

  1. ЦИСТЕРНА.
  2. РЫЖИЙ.
  3. ШОПОТ.
  4. ПТЕНЦЫ.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ВЫР…ЩЕННЫЙ, ПОР…СЛЬ, ДОГ…РАТЬ.
  2. СКЛ…НЯТЬ, СЛ…ГАЕМОЕ, СЛ…ЖЕНИЕ.
  3. ЗАР…СЛИ, БЛ…СТЕТЬ, ВЫЖ…ГАТЬ.
  4. ПОДР…СТИ, ИЗЛ…ГАТЬ, ОЗ…РЕНИЕ.

А8. В каком слове пишется НН?

  1. МЫСЛЕ…О.
  2. ПОДПИСА…О.
  3. ЕДИ…ЫЙ.
  4. СЕРЕБРЯ…ЫЙ.

А9. В каком слове пишется буква Е?

  1. ПОСМОТР…М.
  2. ПОДАР…М.
  3. НАМЕЧА…МЫЙ.
  4. НЕВИД…МЫЙ.

А10. В каком примере возможно только одно написание?

  1. (ТО)ЖЕ.
  2. ПРИМ(Е/И)РЯТЬ.
  3. К(О/А)МПАНИЯ.
  4. ВРЯД(ЛИ).

А11. В каком ряду частица НЕ пишется раздельно со всеми словами?

  1. (НЕ)ЛЕПЫЙ; (НЕ)ПОНИМАЯ.
  2. (НЕ)ВЛАДЕЮЩИЙ иностранным языком; (НЕ)ДОРОГОЙ, но красивый подарок.
  3. Никому (НЕ)НУЖНЫЙ; (НЕ)ПРОТИВЛЕНИЕ злу.
  4. Якорь (НЕ)ДОСТАЕТ до дна; (НЕ)ВМЕШИВАЯСЬ.

А12. В каком случае допущена орфографическая ошибка?

        Так же(1), как нельзя одновременно играть вдвоем(2) на одной скрипке, по-моему(3), неследует(4) писать сообща одну и ту же картину.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. ТИХО(ТИХО), КАК(БЫ), (ПОЛ)ВОРОНЕЖА.
  2. ГДЕ(ТО), ИССИНЯ(ЧЕРНЫЙ), ТЯНЬ(ШАНСКИЙ).
  3. (СИНЕ)ЗЕЛЕНЫЙ, (ПО)ДРУЖЕСКИ, (ДРЕВНЕ)РУССКИЙ.
  4. (В)ПЯТЫХ, (ПО)КРЕПЧЕ, КОГДА(НИБУДЬ).

А14. Какое слово состоит из пяти морфем?

  1. СВОБОДНЫЙ.
  2. СТРЕМИТСЯ.
  3. ПРЕВЗОШЛИ.
  4. ВЛЮБЛЕННЫЙ.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. ТРЕНЕРЫ.
  2. Нет новых НОСОК.
  3. В СЕМИСТАХ шагах.
  4. Килограмм ПОМИДОРОВ.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Приехав в столицу,

  1. ВСЕХ ПОРАЖАЕТ КРАСОТА.
  2. У ВАС НЕ БУДЕТ ВРЕМЕНИ СХОДИТЬ В МУЗЕЙ.
  3. ИДИТЕ СРАЗУ НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ.
  4. У МЕНЯ БЫЛО ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

А17. В каком примере БЫ пишется слитно?

  1. ЧТО(БЫ) ни делал человек, ГДЕ(БЫ) ни жил, всегда он стремится к миру, счастью.
  2. Каждый ходит и мечтает, ЧТО(БЫ) счастье вдруг пришло.
  3. ЧТО(БЫ) ни случилось, никогда не исчезнет из памяти народов всего мира героический подвиг нашего народа в Великой Отечественно войне.
  4. И ЧТО(БЫ) мы ни делали, всегда мы заодно.

А18. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. СЕМЬЯ.
  2. ПОВЕСТЬ.
  3. ПРОЕЗД.
  4. ЕСТЬ.

А19. Значение какого слова определено неверно?

  1. ПРЕДОСТАВИТЬ – дать возможность пользоваться.
  2. ШОКИРОВАТЬ – вызывать восторг или негодование.
  3. РЕПРОДУКЦИЯ – воспроизведение рисунка, картины.
  4. ЛЕГАЛЬНЫЙ – допускаемый законом, признанный, открытый.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

        Солнце пряталось за холодные вершины ( ) и беловатый туман начал расходиться в долинах.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

  1. 1, 3.
  2. 1, 2, 3.
  3. 1, 2.
  4. 1, 2, 3, 4.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Самое лучшее – ничего не ждать, знать, что ничто тебя не ожидает, ни новая любовь, ни внезапный успех.
  2. Волынки вдали замирают, снег летит, как вишневый цвет.
  3. Чайковский любил Россию, и, по его собственному признанию, никакая роскошь итальянского пейзажа не могла заменить ему невзыскательного, милого московского пейзажа.
  4. Работа шла полным ходом, и ни днем, ни ночью не замолкал гул моторов на переправе.

А23. В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

  1. Пробуждение природы великое чудо.
  2. Погода прекрасная.
  3. Ранняя осень прекрасная пора.
  4. Природа осень красота, здоровье.

А24. На месте каких цифр нужны запятые?

        Умение говорить так (1) чтобы вас слушали (2) и понимали (3) есть великое умение (4) которое дается очень немногим.

  1. 2, 4.
  2. 2, 3, 4.
  3. 1, 3, 4.
  4. 1, 2, 3, 4.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6, формулируя ответ предельно кратко.

(1) Фарадей был одним из героев моего детства. (2) Я прочел книжку о том, как он мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрепанными томами, которые приносили переплетать заказчики. (3) Жизнь его начиналась трудно и далеко от славы и науки. (4) Она не требовала для подражания ничего, кроме увлеченности и бедности. (5) Я тоже хотел стать великим ученым. (6) Тем более, что у Фарадея все выглядело как нельзя более просто. (7) Лишь потом я начал кое-что понимать в простой, с виду монотонной жизни этого человека.

(8) В 31 год Фарадей записал в своей книжке: «Превратить магнетизм в электричество». (9) Так записывают себе задание в календаре. (10) В карман сюртука он положил медную спираль и железный брусок. (11) Брусок был магнитом, спираль – проводником. (12) С тех пор он носил их постоянно, то и дело принимаясь по-всякому вертеть в руках. (13) Куда бы он ни шел, что бы ни делал, всегда с ним были в кармане спираль и брусок.

(14) Другие физики вскоре отступились от этой задачи, решив, что ток посредством магнита получить невозможно. (15) Фарадей упорно продолжал вертеть в руках свою спиральку и брусок.

(16) Среди поучительных, анекдотических, хрестоматийных историй великих открытий открытие Фарадея антилегердарно. (17) Не падало яблоко, не прыгала крышка чайника. (18) Случай не приходил на помощь. (19) Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (20) Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (21) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. (22) Так Хемингуэй 37 раз переписывал последнюю страницу романа «Прощай оружие!».

(23) Фарадея не занимали практические результаты: революция в энергетике, электростанции, генераторы – все, к чему приведет его открытие. (24) Он хотел разгадать один из секретов природы.

(25) Шли годы, усилия его ни к чему не приводили. (26) А впрочем, неверно, он что-то узнавал, — это процесс познания, счастливый уже сам по себе.

(27) Спустя 10 лет он получил и тот самый результат, тот знаменитый, конечный, исторический, который осветил весь его путь светом славы.

(По Д. Гранину)

В1. Из предложения 19 выпишите слово, в котором буква Т обозначает звук [д].

В2. Из предложения 2 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

В3. Напишите, какой тип связи используется в словосочетании ЗАПИСЫВАЮТ ЗАДАНИЯ.

В4. Выпишите из предложений 8 – 22 деепричастие совершенного вида.

В5. Найдите во втором абзаце односоставное неопределенно личное предложение (напишите его номер).

В6. В первых трех абзацах найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным (напишите его номер).

1) При изучении биографии И.С. Тургенева можно использовать на мотивационном этапе небольшой рассказ  А.П. Чехова «В Ландо» (текст ) — прием когда-то увиденный мною в одном из педагогических журналов.Теперь часто использую в своей работе. 

В центре сюжета рассказа — путешествие по Невскому проспекту в богатом экипаже питерской знати — Кити, Зины, барона Дронкеля, Марфуши. Они ведут беседу, можно сказать, сплетничают, и происходит всё это действо в день похорон И.С. Тургенева: 

«Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневе, а я, по вашей милости, не поехал. Неловко, знаете ли… Комедия, а всё-таки следовало бы поехать, показать своё сочувствие… идеям… Меdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев? — О да… понятно! Тургенев ведь…»

Вопрос ученикам: В чем грандиозность и самобытность личности И.С. Тургенева?

«А Тургенев… что он написал? Идеи всё… но какие в России идеи? Всё с иностранной почвы! Ничего оригинального, ничего самородного!

— А природу как он описывал!

— Не люблю я читать описания природы. Тянет, тянет… “Солнце зашло… Птицы запели… Лес шелестит…” Я всегда пропускаю эти прелести. Тургенев хороший писатель, я не отрицаю, но не признаю за ним способности творить чудеса, как о нём кричат. Дал будто толчок к самосознанию, какую-то там политическую совесть в русском народе ущипнул за живое… Не вижу всего этого… Не понимаю…— А вы читали его «Обломова»? — спросила Зина. — Там он против крепостного права! — Верно… Но ведь и я же против крепостного права! Так и про меня кричать?

Вопрос ученикам: Каким вам представляется писатель по отзывам участников разговора (= современникам И.С. Тургенева)? Помогает ли вам рассказ Чехова предположить, какую роль сыграло творчество И.С. Тургенева в развитии литературы? Почему молодые люди путают название произведений И.С. Тургенева?  Что Вам хотелось бы узнать о жизни и творчестве писателя?

2) Ю.М. Лотман в статье «Биография — живое лицо» писал следующее: «За читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность». При изучении биографии А.С. Грибоедова следует сказать, что по сути у него немного произведений опубликовано и известно  читателям (возможно, стоит сказать о его поэтических творениях). «Горе от ума» — гениальное произведение. Но только и всего?  Акцент следует сделать на масштабе личности этого человека: талантливый дипломат, поэт, драматург, любящий человек, личность в истории России.

1.

ЗАДАНИЕ

2.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
ОБЪЁМ ЗАДАНИЯ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
ЛОВУШКИ
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

3.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты,
свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее
проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность
колорита.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
В позднем творчестве Сальвадора Дали особе(1)о выраже(2)ы новые
художестве(3)ые тенденции – интерес к классической ясности,
внутре(4)ей гармонии.
ФОРМУЛИРОВКА
ЗАДАНИЯ

4.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
23
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявлеНы (прич. в кр.ф.) почти все
черты, свойствеННые (прил., -ЕНН-) ему как пейзажисту: острота видения,
глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыскаННость (сущ.,
от изысканный) и точность колорита.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
1 — все
В позднем творчестве Сальвадора Дали особеННо (наречие, от
особенный) выражеНы (прич. в кр.ф.) новые художествеННые (прил., -ЕНН) тенденции – интерес к классической ясности, внутреННей (прил., -ЕНН-)
гармонии.
2
ФОРМУЛИРОВКА
ЗАДАНИЯ

5.

Н
и
НН
в
отымённых
и
отглагольных
прилагательных полной и краткой формы
Н и НН в причастиях полной и краткой формы
Н и НН в наречиях
Н и НН в существительных
ОБЪЁМ
ЗАДАНИЯ

6.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Романтичность
настрое(2)ость
невежестве(3)ым,
свойстве(1)а
не
всему.
позволяет
трусливым
быть
и
человеку
жестоким.
заключе(4)а облагораживающая сила.
ПРИМЕРЫ
Романтическая
ЗАДАНИЙ
В
лживым,
романтике

7.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Романтичность свойствеННа (прил. в кр.ф., -ЕНН-) всему.
Романтическая настроеННость (сущ., от настроенный) не
позволяет быть человеку лживым, невежествеННым (прил., ЕНН-), трусливым и жестоким. В романтике заключеНа (прич. в
кр.ф.) облагораживающая сила.
123
ПРИМЕРЫ
ЗАДАНИЙ

8.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о красивому небу, как
драгоце(3)ые камни из серебря(4)ого ларца.
ПРИМЕРЫ
ЗАДАНИЙ

9.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Звёзды были рассыпаНы (прич. в кр.ф.) по невидаННо (наречие,
от невиданный – искл.)
красивому небу, как драгоцеННые
(прил., -цен-н- ) камни из серебряНого (прил., -ЯН-) ларца.
14
ПРИМЕРЫ
ЗАДАНИЙ

10.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ Н- стар-ин-н-ый, овч-ин-н-ый, о-кра-ин-н-ый,
НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ с –ИН-/-ЫН- картин-н-ый, гост-ин-ая, холст-ин-н-ый
ПЕРВООБРАЗНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ, ВОРОН-ОЙ, БУЛАН-ЫЙ, ПРЯНЫЙ, СВИН-ОЙ
ОМОНИМИЯ КР.Ф. ПРИЧАСТИЙ И
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ
дети воспитаННы (кр.ф. прил. От
воспитаННый) и послушны – дети
воспитаНы няней (кр.ф. прич.) – ведёт себя
воспитаННо (наречие, от воспитанный)
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ
ОТ ПРИЧАСТИЙ
морожеНый – свежеморожеНый –
свежезаморожеННый
Л О В У Ш К И

11.

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ
ПРАВОПИСАНИЯ ПРИЛ. И ПРИЧ.
посажЁный (отец) – посАженный,
назвАный (брат) – нАзванный,
(получил) придАное
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
ОБРАЗОВАННЫЕ НЕ ОТ ПРИЛ. И
ПРИЧ.
по-клон-ник
сторон-ник
под-окон-ник
истин-а
МНОЖЕСТВО СЛОВ ДЛЯ
ЗАПОМИНАНИЯ
коваНый, жёваНый, клёваНый, кончеНый
(человек), писаНая (краса), бессребреНик
НО! желаННый, жемаННый, медлеННый,
племяННик, беспридаННица…
Л О В У Ш К И

12.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и
золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
.
ТРУДНЫЕ
СЛУЧАИ

13.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
МощёННая (прич. несов.в. с зависимым словом) мраморной плиткой
прихожая украшеНа (кр.ф. прич.) стекляННыми (прил., искл.) вазами и
золочёНой (прич. несов.в.) мебелью, создаННой (прич. сов.в.) лучшими
мастерами Италии.
ТРУДНЫЕ
24
СЛУЧАИ

14.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко
яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина, а подли(4)ая, но
более «скромно одетая» причина оттесне(5)а на задний план.
ТРУДНЫЕ
СЛУЧАИ

15.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
ПричиННо-следствеННые (сложное прил.: 1 – от причин-н-ый, 2 – от прил. –
ЕНН-)
отношения
установить
не
так
просто.
Нередко
яркие,
но
второстепеННые (сложное прил. от степен-н-ый) факты трактуются как
причина, а подлиННая (прил. подлин-н-ая), но более «скромно одетая»
причина оттеснеНа (прич. в кр.ф.) на задний план.
1234
ТРУДНЫЕ
СЛУЧАИ

Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и — тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе.

С годами я ушел от экзотики, от ее нарядности, пряности, приподнятости и безразличия к простому и незаметному человеку. Но еще долго в моих повестях и рассказах попадались ее застрявшие невзначай золоченые нити.

Часто мы ошибочно соединяем в одно целое два разных понятия — то, что мы называем экзотикой, и то, что называем романтикой. Мы подменяем романтику чистой экзотикой, забывая о том, что эта последняя является лишь одной из внешних оболочек романтики и лишена самостоятельного содержания.

Сама по себе экзотика оторвана от жизни, тогда как романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками. Я ушел от экзотики, но я не ушел от романтики и никогда от нее не уйду — от очистительного ее огня, порыва к человечности и душевной щедрости, от постоянного ее непокоя.

Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в нашей борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни.

Разумеется, экзотику можно найти в «Романтиках», «Блистающих облаках» и во многих моих ранних романтических рассказах. Мне не казалось нужным переделывать эти вещи позднее. На них лежит печать своего времени, моего тогдашнего мироощущения. Поэтому они публикуются здесь в том виде, в каком появились на свет. Лишь кое-где пришлось исправить явные ошибки и стилистические погрешности.

Не без внутреннего сопротивления я порвал с чистой экзотикой и написал об этом рассказ под названием «Морская прививка».

В этом разрыве последним толчком было посещение Московского планетария. Его только что открыли. Строитель планетария архитектор Синявский повел меня на первый показ искусственного звездного неба. Я был, как и все, захвачен этим зрелищем.

Мы вышли из планетария поздним вечером. Стоял сухой октябрь. На улицах пахло палым листом. И вдруг как бы впервые я увидел у себя над головой огромное, живое, кипящее звездами небо. Дым легких облаков пролетал в вышине, но не застилал звезд. Казалось, черный воздух осени усиливал пылание небесного свода.

И вот — почти все написанное мною до этого вечера представилось мне таким же искусственным, как небо планетария, — бетонный купол с фальшивыми созвездиями. Вначале оно поражало, но в нем не было глубины, воздуха, объема, слияния с мировым пространством.

После того вечера я уничтожил некоторые наиболее нарядные и искусственные свои рассказы.

Однако потом на протяжении своей дальнейшей жизни я убедился в банальной истине, что ничто — даже самая малость — не проходит для нас даром. Юношеская приверженность моя к экзотике в какой-то мере приучила меня искать и находить живописные и даже подчас необыкновенные черты в окружающем.

С тех пор рядом с действительностью всегда сверкал для меня, подобно дополнительному, хотя бы и неяркому свету, легкий романтический вымысел. Он освещал, как маленький луч на картине, такие частности, какие без него, может быть, не были бы и замечены. От этого мой внутренний мир становился богаче.

Это легкое вмешательство вымысла помогло мне в работе над «Кара-Бугазом», «Колхидой», «Черным морем» и другими повестями и рассказами.

С экзотикой было покончено. Ее сменило стремление к правде и простоте.

Но сравнительно недавно экзотика заставила меня еще раз задуматься над ее сущностью. Случилось это во время плавания вокруг Европы.

Наш теплоход отошел из Одессы и двое суток пересекал пасмурную от облачного неба синеватую пустыню Черного моря. Пенистый след ложился за кормой и как бы тянул на буксире стаю чаек с поджатыми красными лапами.

Мгла лежала на горизонте. Только на подходе к Босфору она просветлела, и за ней проступили дикие, покрытые черными лесами Анатолийские горы.

Теплоход, круто разворачиваясь, вошел в Босфор.

Перед нами открылась картина, похожая на старинную пышную декорацию приморской страны. Кое-где на этой декорации облетела позолота, кое-где ее подправили свежими красками. Вся эта путаница гор, древних башен, минаретов, скал, аркад, замков, маяков, оливковых рощ, парусов, диких роз, вековых кипарисов, мачт и рей показалась мне в огне заката нарочитым и подчеркнуто праздничным зрелищем, придуманным неутомимым и веселым художником.

Десятки пестрых, как попугаи, фелюг — карминных, желтых, зеленых, белых, синих и черных с золотыми обводами по бортам — шли, пеня воду, навстречу нашему теплоходу.

Мы стали на якорь против игрушечного городка. Вечером в домах загорелись огни. Они светили неярко, пробиваясь сквозь зелень.

Я увидел с палубы узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно.

Этот городок был преддверием Стамбула. С террасы маленькой кофейни, висевшей над водой, доносилась тягучая музыка. Девушки-турчанки в светлых платьях, облокотившись о перила, смотрели на пролив. Их лица, различимые в бинокль, казались очень бледными. С берега пахло олеандрами. В меркнущем небе слабо сиял полумесяц — такой же, как на куполах бесчисленных маленьких мечетей.

Мне все это казалось каким-то нереальным и напомнило вымыслы юности. Но вместе с тем это была действительность.

Я наконец поверил, что передо мной легендарный Босфор, что это именно я стою на палубе и что рядом в сумраке тонут древнейшие области земли — Малая Азия, мифическая Троя, Геллеспонт.

Чем больше я воочию знакомился с тем, что недавно еще существовало только в моем воображении в виде экзотических картин, тем яснее становилось, что этот мир, перенесенный из области фантазии в область познания, гораздо интереснее, значительнее и, я бы сказал, сказочнее, чем были мои выдумки о нем.

С тех пор сознание этой реальности не покидало меня на всем пути — в лиловом Эгейском море, где тянулось по горизонту торжественное шествие розовых островов, в Акрополе, как бы построенном из старого воска, изъеденного пчелами, в Мессинском проливе с его ослепляющей голубизной воздуха, в Риме, где на простой и суровой гробнице Рафаэля в Пантеоне лежала высохшая гвоздика, в Атлантике, в кипучем Париже и в Ла-Манше, когда сквозь туман звонили навстречу кораблю старинные колокола на плавучих бакенах, — всюду и везде…

Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность.

Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека, в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, — нелепо. Такое требование можно объяснить только невежеством.

Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности и человеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики.

Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека.

Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее.

Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и в конце концов равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием.

Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей. И меня очень радует то обстоятельство, что после некоторых споров, бурно протекавших в критике еще совсем недавно, романтика опять заняла свое законное место в жизни нашей литературы.

Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе.

С годами я ушел от экзотики, от ее нарядности, пряности, приподнятости и безразличия к простому и незаметному человеку. Но еще долго в моих повестях и рассказах попадались ее застрявшие невзначай золоченые нити.

Часто мы ошибочно соединяем в одно целое два разных понятия – то, что мы называем экзотикой, и то, что называем романтикой. Мы подменяем романтику чистой экзотикой, забывая о том, что эта последняя является лишь одной из внешних оболочек романтики и лишена самостоятельного содержания.

Сама по себе экзотика оторвана от жизни, тогда как романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками. Я ушел от экзотики, но я не ушел от романтики и никогда от нее не уйду – от очистительного ее огня, порыва к человечности и душевной щедрости, от постоянного ее непокоя.

Романтическая настроенность не позволяет человеку быть живым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в нашей борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни.

Разумеется, экзотику можно найти в «Романтиках», «Блистающих облаках» и во многих моих ранних романтических рассказах. Мне не казалось нужным переделывать эти вещи позднее. На них лежит печать своего времени, моего тогдашнего мироощущения. Поэтому они публикуются здесь в том виде, в каком появились на свет. Лишь кое-где пришлось исправить явные ошибки и стилистические погрешности.

Не без внутреннего сопротивления я порвал с чистой экзотикой и написал об этом рассказ под названием «Морская прививка».

В этом разрыве последним толчком было посещение Московского планетария. Его только что открыли. Строитель планетария архитектор Синявский повел меня на первый показ искусственного звездного неба. Я был, как и все, захвачен этим зрелищем.

Мы вышли из планетария поздним вечером. Стоял сухой октябрь. На улицах пахло палым листом. И вдруг как бы впервые я увидел у себя над головой огромное, живое, кипящее звездами небо. Дым легких облаков пролетал в вышине, но не застилал звезд. Казалось, черный воздух осени усиливал пылание небесного свода.

И вот – почти все написанное мною до этого вечера представилось мне таким же искусственным, как небо планетария, – бетонный купол с фальшивыми созвездиями. Вначале оно поражало, но в нем не было глубины, воздуха, объема, слияния с мировым пространством.

После того вечера я уничтожил некоторые наиболее нарядные и искусственные свои рассказы.

Однако потом на протяжении своей дальнейшей жизни я убедился в банальной истине, что ничто – даже самая малость – не проходит для нас даром. Юношеская приверженность моя к экзотике в какой-то мере приучила меня искать и находить живописные и даже подчас необыкновенные черты в окружающем.

С тех пор рядом с действительностью всегда сверкал для меня, подобно дополнительному, хотя бы и неяркому свету, легкий романтический вымысел. Он освещал, как маленький луч на картине, такие частности, какие без него, может быть, не были бы и замечены. От этого мой внутренний мир становился богаче.

Это легкое вмешательство вымысла помогло мне в работе над «Кара-Бугазом», «Колхидой», «Черным морем» и другими повестями и рассказами.

С экзотикой было покончено. Ее сменило стремление к правде и простоте.

Но сравнительно недавно экзотика заставила меня еще раз задуматься над ее сущностью. Случилось это во время плавания вокруг Европы.

Наш теплоход отошел из Одессы и двое суток пересекал пасмурную от облачного неба синеватую пустыню Черного моря. Пенистый след ложился за кормой и как бы тянул на буксире стаю чаек с поджатыми красными лапами.

Мгла лежала на горизонте. Только на подходе к Босфору она просветлела, и за ней проступили дикие, покрытые черными лесами Анатолийские горы.

Теплоход, круто разворачиваясь, вошел в Босфор.

Перед нами открылась картина, похожая на старинную пышную декорацию приморской страны. Кое-где на этой декорации облетела позолота, кое-где ее подправили свежими красками. Вся эта путаница гор, древних башен, минаретов, скал, аркад, замков, маяков, оливковых рощ, парусов, диких роз, вековых кипарисов, мачт и рей показалась мне в огне заката нарочитым и подчеркнуто праздничным зрелищем, придуманным неутомимым и веселым художником.

Десятки пестрых, как попугаи, фелюг – карминных, желтых, зеленых, белых, синих и черных с золотыми обводами по бортам – шли, пеня воду, навстречу нашему теплоходу.

Мы стали на якорь против игрушечного городка. Вечером в домах загорелись огни. Они светили неярко, пробиваясь сквозь зелень.

Я увидел с палубы узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно.

Этот городок был преддверием Стамбула. С террасы маленькой кофейни, висевшей над водой, доносилась тягучая музыка. Девушки-турчанки в светлых платьях, облокотившись о перила, смотрели на пролив. Их лица, различимые в бинокль, казались очень бледными. С берега пахло олеандрами. В меркнущем небе слабо сиял полумесяц – такой же, как на куполах бесчисленных маленьких мечетей.

Мне все это казалось каким-то нереальным и напомнило вымыслы юности. Но вместе с тем это была действительность.

Я наконец поверил, что передо мной легендарный Босфор, что это именно я стою на палубе и что рядом в сумраке тонут древнейшие области земли – Малая Азия, мифическая Троя, Геллеспонт.

Чем больше я воочию знакомился с тем, что недавно еще существовало только в моем воображении в виде экзотических картин, тем яснее становилось, что этот мир, перенесенный из области фантазии в область познания, гораздо интереснее, значительнее и, я бы сказал, сказочнее, чем были мои выдумки о нем.

С тех пор сознание этой реальности не покидало меня на всем пути – в лиловом Эгейском море, где тянулось по горизонту торжественное шествие розовых островов, в Акрополе, как бы построенном из старого воска, изъеденного пчелами, в Мессинском проливе с его ослепляющей голубизной воздуха, в Риме, где на простой и суровой гробнице Рафаэля в Пантеоне лежала высохшая гвоздика, в Атлантике, в кипучем Париже и в Ла-Манше, когда сквозь туман звонили навстречу кораблю старинные колокола на плавучих бакенах, – всюду и везде…

Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность.

Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека, в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, – нелепо. Такое требование можно объяснить только невежеством.

Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности и человеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики.

Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека.

Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее.

Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и в конце концов равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Романтический идеал человека в рассказе м горького старуха изергиль сочинение
  • Романтические традиции в снегурочке темы для рефератов сообщений сочинений
  • Романтические традиции в снегурочке сочинение краткое
  • Романтические традиции в снегурочке островского сочинение
  • Романтические произведения горького сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии