Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.
Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.
Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.
Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!
Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко. В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.
Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
- Категория: Сборник сочинений 5-11 класс
Вариант 1
Рассказ Горького «Старуха Изергиль» — рассказ-размышление о смысле жизни. В нем Горький — романтик, влюбленный в красивых, сильных, свободных людей, создает романтический идеал человека, способного во имя людей принести себя в жертву, совершить подвиг.
Рассказ состоит из трех самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ старухи Изергиль о своей жизни, и третья часть — легенда о Данко, При этом первая и третья части -» легенды о Ларре и Данко — противоположны друг другу. В легендах предельно укрупнены возвышенные и низменные проявления души — до «огненного сердца» подлинного героя Данко и «каменного сердца» жестокого Ларры. Герои, безусловно, являются антиподами.
Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя». Отчуждение от себе подобных — вот корень трагедии и смысл наказания этого человека. Продуманно избран орел, одинокий, хищник, в отцы юноше. Ларра попытался презреть священные законы человечности, любви, единения. И потерпел поражение. В разрушении связей между людьми М. Горький видит утрату смысла жизни. Тусклой, бессмысленной становится она для тех, кто хочет замкнуться на себе.
Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о прошлом. Отдельные впечатления старухи безрадостны. Ее окружали равнодушие, жадность, похоть, подлость. Сама она жила высокими чувствами, во имя любви, не боялась жертвовать собой. Лишь немногих возлюбленных сберегает в своей памяти старая женщина. С восторгом говорит она о людях с сильной волей, могучими и яркими характерами, способных к подвигу. Она вспоминает своего возлюбленного: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
Легенда о Данко обобщает долгие наблюдения женщины. Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни. На пути возникают необычайные трудности, непреодолимые препятствия. И когда, утомленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их. Романтический герой не бежит от своего несостоятельного окружения, а отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душе светлые порывы. Подвиг венчается освобождением племени. Кажется, должно начаться внутреннее совершенствование спасенных. Но они жестоки: не замечают смерти Данко, а кто-то даже наступает на гордое сердце ногой.
Две легенды обрамляют повествование о жизни старухи. Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она прожила «мятежную» жизнь и никогда не была « рабой ничьей». Без сомнения, осуждая индивидуализм Ларры, старуха Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви к людям и самопожертвования.
Люди, среди которых живет Изергиль в старости, любят ее, им нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди «не живут, а все примеряются … и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба», — говорит старуха Изергиль.
И она, и Данко свои судьбы творили сами, и каким бы горестным ни был итог их жизни, они все-таки жили, а не «примерялись», и каждый прожил свою жизнь для людей, а это, по мнению Горького, и есть настоящий подвиг.
Вариант 2
Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных его легендах о Лар-ре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель — быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. «Идем! — крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные… И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.
Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры — образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще». За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. «В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.
Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит Свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно». В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.
Рассказ ” Старуха Изергиль ” относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.
Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: “Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый
в ней я!” Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества.
Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному
содержанию.
Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.
Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена. “Осторожный человек” незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости.
Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!
Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование.
В этом она близка Данко. В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок.
Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя “в жизни… всегда есть место подвигу”, идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.
Loading…
Рассказ Горького
«Старуха Изергиль» — рассказ-размышление
о смысле жизни. В нем Горький — романтик,
влюбленный в красивых, сильных, свободных
людей, создает романтический идеал
человека, способного во имя людей
принести себя в жертву, совершить подвиг.
Рассказ состоит
из трех самостоятельных частей. Первая
часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ
старухи Изергиль о своей жизни, и третья
часть — легенда о Данко, При этом первая
и третья части -» легенды о Ларре и
Данко — противоположны друг другу. В
легендах предельно укрупнены возвышенные
и низменные проявления души — до
«огненного сердца» подлинного героя
Данко и «каменного сердца» жестокого
Ларры. Герои, безусловно, являются
антиподами.
Ларра «считает
себя первым на земле и, кроме себя, не
видит ничего. Всем даже страшно стало,
когда поняли, на какое одиночество
он обрекал себя». Отчуждение от себе
подобных — вот корень трагедии и смысл
наказания этого человека. Продуманно
избран орел, одинокий, хищник, в отцы
юноше. Ларра попытался презреть священные
законы человечности, любви, единения.
И потерпел поражение. В разрушении
связей между людьми М. Горький видит
утрату смысла жизни. Тусклой,
бессмысленной становится она для тех,
кто хочет замкнуться на себе.
Легенде
о Данко предшествуют воспоминания
старухи Изергиль о прошлом. Отдельные
впечатления старухи безрадостны. Ее
окружали равнодушие, жадность, похоть,
подлость. Сама она жила высокими
чувствами, во имя любви, не боялась
жертвовать собой. Лишь немногих
возлюбленных сберегает в своей памяти
старая женщина. С восторгом говорит она
о людях с сильной волей, могучими и
яркими характерами, способных к
подвигу.
Она
вспоминает своего возлюбленного:
«Он любил подвиги. А когда человек любит
подвиги, он всегда умеет их сделать и
найдет, где это можно. В жизни, знаешь
ли ты, всегда есть место подвигам».
Легенда о Данко
обобщает долгие наблюдения женщины.
Данко ведет свой народ на волю из рабской
жизни. На пути возникают необычайные
трудности, непреодолимые препятствия.
И когда, утомленные трудным путем,
люди упали духом, когда они стали упрекать
Данко в неумении управлять ими,
заколебались и готовы были повернуть
обратно, сердце героя вспыхнуло огнем
желания спасти их. Романтический герой
не бежит от своего несостоятельного
окружения, а отдает силы жалким,
трусливым созданиям, мечтая пробудить
в их душе светлые порывы. Подвиг венчается
освобождением племени. Кажется,
должно начаться внутреннее совершенствование
спасенных. Но они жестоки: не замечают
смерти Данко, а кто-то даже наступает
на гордое сердце ногой.
Две легенды обрамляют
повествование о жизни старухи. Судьба
старухи Изергиль во многом схожа с
судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она
прожила «мятежную» жизнь и никогда не
была « рабой ничьей». Без сомнения,
осуждая индивидуализм Ларры, старуха
Изергиль думает, что ее собственная
жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу
Данко, воплотившему высший идеал любви
к людям и самопожертвования.
Люди, среди которых
живет Изергиль в старости, любят ее, им
нужны ее красивые рассказы: ведь в их
сегодняшней жизни нет той силы и того
огня, которые раньше были в людях.
Теперешние люди «не живут, а все
примеряются … и кладут на это всю жизнь.
И когда обворуют сами себя, истратив
время, то начнут плакаться на судьбу.
Что же тут — судьба? Каждый сам себе
судьба», — говорит старуха Изергиль.
И она, и Данко свои
судьбы творили сами, и каким бы горестным
ни был итог их жизни, они все-таки жили,
а не «примерялись», и каждый прожил свою
жизнь для людей, а это, по мнению Горького,
и есть настоящий подвиг.