Роль вводных слов в предложении сочинение

Вводные слова и вводные предложения применяются для того, чтобы сделать текст более стройным. Это своеобразные слова-помощники, которые устанавливают логическую связь между частями высказывания. Синтаксически они не связаны с другими словами, то есть к ним невозможно задать вопрос, они не являются членами предложения и утрачивают морфологические признаки, но их роль очень важна для понимания смысла текста. Они точно передают то, как говорящий относится к основному содержанию высказывания.
Вводные слова делятся на особые тематические группы. Каждая из этих групп выполняет свою функцию. Например, вводные слова, которые выражают чувства говорящего (на счастье, к прискорбию, чего доброго) придают тексту эмоциональность. Слова, указывающие на источник сообщения (по-моему, по мнению ученых, по слухам), делают высказывание субъективным или, наоборот, объективным. А слова, осуществляющие связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, во-первых) и указывающие на приемы и способы оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, так сказать) служат средствами связи частей предложения, предложений и даже микротем.
В роли вводных слов часто употребляются самостоятельные части речи. Чтобы проверить, является слово вводным, нужно помнить, что эти слова легко убираются из текста без ущерба для смысла. Для самостоятельной части речи это невозможно.
Вводные слова помогают более точно передать свои чувства и мысли, сделать высказывание более доступным и выразительным. А читателю они дают возможность сразу разобраться в написанном и прочитать текст с нужной интонацией.

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова выражают различные чувства: радость, тоску, сожаление, досаду, удивление, печаль. Могут указывать на источник сообщения, на способ оформления мысли героев. Роль вводных слов и предложений в устной и письменной речи огромна. Достаточно послушать диктора в «Новостях», чтобы убедиться, как умело они используют вводные слова в устной речи. Имея разнообразные значения, вводные слова употребляются во всех речевых стилях. В разных стилях речи характер вводных слов неодинаков, различна и частотность их употребления. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение тяготеют к книжным стилям.Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле, их стихия – устная речь. Но писатели, искусно вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу. Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях. В художественной литературе вводные слова вместе с другими средствами выразительности нередко используются для создания речевой характеристики персонажа.

5. Роль средств выразительности в речи
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
6. Роль архаизмов в речи
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
7. Разряды и функции частиц в русском языке
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
9. Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
10. Зачем нужна орфография?
Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: “И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!” Оказывается, не всегда.
Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: “пара”. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
11.Роль антонимов в речи
Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
В тексте В.Пескова они есть: “хорошие и плохие” люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”. На самом деле антонимом к слову “радоваться” будет слово “грустить”, но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
12. Зачем надо изучать морфологию?
Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то “ь” на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то “ь” не пишется (могуч, дремуч). Или существительное “ожог” пишется с гласной “о” после шипящей в корне, а глагол “ожёг” – с гласной “ё”.
Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

Вводные слова играют огромную роль в речи человека. Они дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной, например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чём мы говорим. Они могут даже выручить человека в сложной ситуации.

Вводные слова употребляются как в книжной речи, так и в разговорной. В различных стилях характер их неодинаков, различна и употребляемость их.

В рассуждении (особенность научного и публицистического стилей) употребляются преимущественно вводные слова, выражающие оценку сообщаемого говорящим указанием на степень достоверности ,источник сообщаемого , связь и последовательность мыслей. Для публицистического стиля возможно и употребление вводных слов типа «к счастью». В стиле художественной литературы мы встречаемся с употреблением вводных слов всех семантических групп.

Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном ,быстрее понять текст , прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему, более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным и доступным.

Внимание!
Статья периодически пополняется новыми
образцами сочинений!

Этот пост
содержит 27 сочинений-рассуждений о
следующих лингвистических понятиях:

Антонимы
(сочинение № 11)

Архаизмы
(сочинение № 6)

Вводные
слова и предложения (сочинение № 1)

Восклицательный
знак: 2 образца (сочинение № 14)

Двоеточие:
2 образца, 2-ой образец с ссылкой на текст
(сочинения под № 8)

Запятые
(сочинение № 18 с ссылкой на текст)

Запятые в
предложениях с однородными определениями
(сочинение № 17)

Знаки
завершения (сочинение № 20 с ссылкой на
текст)

Знаки
препинания в конце предложения (сочинение
№ 16)

Знаки
препинания в сложном предложении: 2
образца с ссылкой на текст (сочинения
под № 19)

Кавычки
(сочинение № 13)

Многоточие
(сочинение № 21 с ссылкой на текст)

Морфология
(сочинение № 12)

Однородные
члены предложения (сочинение № 3)

Орфография:
2 образца (сочинение № 10)

Риторический
вопрос (сочинение № 4)

Средства
выразительности (сочинение № 5)

Тире: 3
образца, 2-ой и 3-ий образцы с ссылкой на
текст (сочинения под № 9)

Уточняющие
члены предложения (сочинение № 15)

Частицы
(сочинение № 7)

Цитаты
(сочинение № 2)

Уважаемые
9-классники! Данные сочинения — всего
лишь ОБРАЗЦЫ! Их можно использовать как
ШАБЛОНЫ для написания собственного
сочинения.

Не забывайте,
что ваше сочинение обязательно должно
иметь примеры из указанного в КИМах
текста.

ПОМНИТЕ,
что бездумное списывание или зубрёжка
не гарантируют вам получение максимального
балла за этот вид работы! А вот внимательное
прочтение и анализ будут весьма полезны.

1. Роль вводных слов и предложений

Вводные
слова – это специальные слова или
сочетания слов, при помощи которых
говорящий выражает своё отношение к
тому, что он сообщает.

Вводные
слова могут выражать уверенность и
неуверенность ( примеры ). С их помощью
можно передавать различные чувства (
примеры ).

А что вы
будете делать, если вам надо сообщить,
откуда вы взяли эту информацию. Конечно,
вы тогда будете использовать вводные
слова, указывающие на источник сообщения
( примеры ).

В научном
стиле, где главное – логика, вы будете
использовать вводные слова, указывающие
на порядок мысли (примеры).

Часто
мы думаем, что вводные слова не нужны,
но мы сами не замечаем, как используем
их в речи. (по материалам Интернета)

2. Роль цитат в речи

Цитата
(от лат. cito — вызываю, привожу) — дословная
выдержка из какого-либо текста или в
точности приводимые чьи-либо слова.
Цитата обычно приводится для подкрепления
излагаемой мысли авторитетным
высказыванием или для критики цитируемой
мысли. Область употребления цитат
обширна: цитаты используют в публицистическом
стиле, в текстах научного стиля, в
художественных текстах. В зависимости
от этого цитаты выполняют разную роль
в речи.

В
публицистическом тексте обращение к
цитатам – экономный и убедительный
прием, позволяющий представить читателю
факты, обобщить их, подтвердить свое
мнение ссылкой на авторитетный источник.
Для журналиста это средство не только
убеждения, но и эмоционального воздействия.

В текстах
научного стиля, например, в лингвистических
исследованиях, цитаты играют роль
иллюстративного материала, а в словарях,
справочниках и других научных трудах
приводятся как образцы литературной
речи.

В
художественном тексте, как правило,
цитируется прямая речь литературных
героев, поэтому цитата не только заключает
в себе ту или иную информацию, необходимую
для развития сюжета, но и выступает в
изобразительной функции, рисуя облик
героя, у которого своя манера речевого
поведения. По тому, как он выбирает и
произносит слова, мы судим о пристрастии
персонажа к книжной речи или, напротив,
к диалекту, просторечию, узнаём,
предпочитает ли он ласковую или грубую
форму выражения, искреннюю или фальшивую
интонацию.

Таким
образом, цитаты очень важны в речи. (по
материалам Интернета)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

метки: Предложение, Вводный, Слово, Нужный, Вставной, Конструкция, Действительно, Зрение

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.

Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом (К счастью, никто меня не заметил), или к отдельным его членам (Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте).

В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

2. Каковы функции вводных слов в речи?

Функция №1. Вводные слова могут выражать оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Или оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.

Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.

Функция №2. Вводные слова могут выражать чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т. п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.

12 стр., 5837 слов

Конспект по русскому языку «Роль вводных слов и вводных предложений …

… предложения. 1. Слово однако вводное, если, участвуя в логическом оформлении текста, стоит в середине или в конце предложения, например (обратите внимание на интонацию вводности): 1) Тема, однако, не новая. = Тема … и третье, приведенные в кавычках? 2. Слова и сочетания, демонстрирующие различные чувства автора высказывания, его эмоциональную оценку: к счастью, к несчастью, к досаде, к прискорбию, …

Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.

Функция №3. Вводные слова могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.

Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

Функция №4. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.

Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.

Функция №5. Другие вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.

Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

Функция №6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т. п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.

Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.

Функция №7. Вводные слова и словосочетания используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.

Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.

Функция №8. В некоторых случаях вводные слова выполняют роль союзов.

Например:

Я не знаю, где зарыты — Путина — кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте. -Сравните: Я не знаю, где зарыты Путина — кости: то ли под кустом ракиты, то ли на погосте. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. Сравните: Погода была ветреная, а ветер не

совсем был попутный.Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.

Вводные слова в русском языке выполняют различные функции. Они могут выражать какие-то чувства, с которыми говорящий относится к предмету речи.
Человек может употребить такие вводные слова, как «к счастью», «к сожалению», «к несчастью», и тогда мы сразу понимаем, какие чувства к происходящему выражает говорящий.
Вводные слова могут нейтрально указывать на источник информации: «по сообщению газет», «по его словам» , и тогда нам становится понятным, откуда именно взялась та или иная информация.
Вообще, в русском языке большой арсенал вводных слов, благодаря которым человек может выразить свои чувства и отношение к предмету, явлению или упорядочить свои мысли, красиво и правильно их оформить.
Таким образом, без вводных слов человеку сложно было бы выразить свое отношение к происходящему, выразить свои чувства, речь его была бы эмоционально бедной, а порою и мало понятной. А вот уместное употребление вводных слов, словосочетаний и предложений делает нашу речь более точной, последовательной и выразительной.
(145)

Роль вводных слов в речи

Ежедневное использование

Ежедневно в свой речи человек использует вводные слова и словосочетания, даже не замечая этого. Появилась радостная новость и мы спешим поделиться ею, конечно, мы используем «к счастью», «к общей радости». А если у нас печальное известие? Тогда на помощь нам приходят вводные слова «к сожалению», «к несчастью». Часто, желая высказать свою уверенность, мы говорим «безусловно», «несомненно». А вот, если мы неуверенны в чем-то, мы скажем «вероятно», «возможно»… Выбирая то или иное вводное слово, мы задаем тон своего высказывания, эмоционально его окрашиваем:

“Несомненно, я успею к первому уроку.”
“Может быть, я успею к первому уроку.”
“К счастью, я успею к первому уроку”.”

Значение вводных слов в речи

Вводные слова помогают нам упорядочивать нашу речь, сделать ее более стройной и информативной. Помогают оформить нам наши мысли такие слова, как «одним словом», «иначе говоря». А если есть необходимость указать на источник информации, мы упомянем «как говорят», «по мнению», «по слухам». Не может обойтись без вводных слов вежливый человек, он обязательно использует «пожалуйста», «простите», «позвольте».

Вводными словами изобилует разговорная речь, их часто можно встретить в художественной литературе. Научные работы также содержат много вводных слов и словосочетаний. Наиболее используемые в статьях такие: «рассмотрим», «в соответствии с», «учитывая» и так далее.

Неуместное употребление вводных слов в речи

Стоит заметить, однако, что чрезмерное употребление вводных слов негативно отражается на нашей речи. Существуют так называемые слова паразиты, которые делают речь косноязычной и неинтересной, они затрудняют ее восприятие. Это, например, слова «как бы» или «типа». При неумеренном их использовании, подобные вводные слова или словосочетания создают впечатление скудости словарного запаса.
В целом, стоит подытожить, что использование вводных слов и словосочетаний вносит в речь человека дополнительную модальность, они позволяют эмоционально ее окрашивать и «оживлять».

Вводные слова в русском языке определяют позицию говорящего к конкретной ситуации, имеют выражения в отношении частей речи, но не являются ими или членами предложения.

Чтобы понять, как выглядит вводное слово или сочетание слов в предложении, нужно знать некоторые особенности вводной конструкции:

  • присутствует выделение словесной конструкции с помощью запятой, тире или скобок;
  • при чтении предложения четко определяется уверенность, сомнение или иная позиция говорящего;
  • вставное слово можно опустить в предложении, если смысл после его отсутствия не теряется.

Что такое вводные слова?

В соста­ве пред­ло­же­ния, кро­ме глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут быть сло­ва, кото­рые син­так­си­че­ски не свя­за­ны с ними. Такие лек­се­мы не име­ют ни сочи­ни­тель­ной, ни под­чи­ни­тель­ной свя­зи с дру­ги­ми сло­ва­ми, то есть они не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Эти сло­ва толь­ко соот­но­сят­ся по смыс­лу или со всем выска­зы­ва­ни­ем, или с какой-либо его частью и слу­жат для при­вле­че­ния вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к сооб­ще­нию или исполь­зу­ют­ся для оцен­ки сооб­ще­ния, модаль­ной или экс­прес­сив­ной, напри­мер:

Тучам, вид­но, не суж­де­но было собрать­ся в гро­зу (А. Н. Толстой).

Горный воз­дух, без вся­ко­го сомне­ния, дей­ству­ет бла­го­твор­но на здо­ро­вье чело­ве­ка (И. С. Тургенев).

Дерсу был, без­услов­но, прав (В. Арсеньев).

Такие сло­ва явля­ют­ся ввод­ны­ми. Предложения с ввод­ны­ми сло­ва­ми содер­жат основ­ное сооб­ще­ние о фак­тах, явле­ни­ях и собы­ти­ях дей­стви­тель­но­сти и доба­воч­ное, в кото­ром выра­жа­ет­ся отно­ше­ние гово­ря­ще­го к сооб­ща­е­мо­му.

Определение

Вводные сло­ва — это сло­ва или соче­та­ния слов, кото­рые не явля­ют­ся чле­ном пред­ло­же­ния и при помо­щи кото­рых гово­ря­щий выра­жа­ет свое отно­ше­ние к тому, что он сооб­ща­ет.

Вводные слова

Как и чем выражаются вводные слова?

Вводные сло­ва в рус­ском язы­ке могут быть пред­став­ле­ны одной лек­се­мой, сло­во­со­че­та­ни­ем и целым пред­ло­же­ни­ем, или ввод­ной кон­струк­ци­ей.

Девушка, несо­мнен­но, весь­ма начи­тан­на.

Ветер, к мое­му удив­ле­нию, быст­ро разо­гнал надви­нув­ши­е­ся тучи.

Лучше чрез­мер­но не увле­кать­ся слад­ким, как счи­та­ют вра­чи.

Грамматически ввод­ные сло­ва выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • суще­стви­тель­ны­ми

Правда, он изви­нил­ся впо­след­ствии за свою оплош­ность.

  • при­ла­га­тель­ны­ми

Главное, сест­ра успе­ла вовре­мя на поезд.

  • гла­го­ла­ми в раз­лич­ных фор­мах

Все это сле­ду­ет офор­мить, разу­ме­ет­ся, зара­нее.

В нашей деревне, гово­рят, уже почти нико­го не оста­лось из ста­ро­жи­лов.

  • наре­чи­я­ми

Безусловно, сле­ду­ет под­дер­жи­вать поря­док в кар­то­те­ке.

Признаки вводных слов

Дефисное написание сложных существительных

Сложные имена существительные достаточно часто пишутся через дефис, так что правил в данном случае довольно много.

Если сложное существительное состоит из двух равноправных слов, между которыми не стоит соединительная гласная, то соединяться такие существительные будут с помощью дефиса: диван-кровать, жар-птица.

При склонении таких слов может изменяться только второе или они оба, написание в любом случае будет дефисным.

Также дефис ставится в тех сложных существительных, которые означают названия политических партий или движений (социал-демократ) или сложные единицы измерения (киловатт-час). В последнем случае написанию через дефис не препятствует даже наличие соединительной гласной: человеко-день.

Слова с убер-, контр-, экс- и вице-, которые выступают в качестве первой части, всегда пишутся через дефис: вице-председатель.

В названиях промежуточных сторон света также ставится дефис, вне зависимости от того, русские у них основы или иноязычные: норд-ост, северо-запад.

Если сочетание слов имеет значение существительного, то они будут писаться через дефис, даже имея в своем составе глагол (не-тронь0мены), союз (иван-да-марья) или предлог (Ростов-на-Дону).

Названия городов и других географических точек, которые состоят из двух слов, обычно также пишутся через дефис: Орехово-Зуево, Нью-Йорк.

Разряды вводных слов по значению

Вводные сло­ва, выра­жая отно­ше­ние гово­ря­ще­го к дей­стви­тель­но­сти, име­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки, кото­рые назы­ва­ют раз­ря­да­ми по зна­че­нию.

Значение Вводные ком­по­нен­ты Примеры
1. Оценка сооб­ща­е­мо­го с точ­ки зре­ния досто­вер­но­сти и т.п.
1.1. Уверенность, досто­вер­ность Конечно, разу­ме­ет­ся, бес­спор­но, несо­мнен­но, без сомне­ния, без­услов­но, дей­стви­тель­но, в самом деле, прав­да, само собой, само собой разу­ме­ет­ся, под­лин­но и др. Несомненно, кто-то выса­сы­ва­ет жизнь из этой стран­ной девоч­ки, кото­рая пла­чет тогда, когда дру­гие на её месте сме­ют­ся (Короленко). Героиней это­го рома­на, само собой разу­ме­ет­ся, была Маша (Л. Толстой). Действительно, с тех пор, как умер­ла моя мать… меня очень ред­ко виде­ли дома (Тургенев).
1.2. Неуверенность, пред­по­ло­же­ние, неопре­де­лён­ность, допу­ще­ние Наверное, кажет­ся, как кажет­ся, веро­ят­но, по всей веро­ят­но­сти, пра­во, чай, оче­вид­но, воз­мож­но, пожа­луй, вид­но, по-видимому, как вид­но, вер­но, может быть, долж­но быть, дума­ет­ся, думаю, пола­гаю, надо пола­гать, наде­юсь, неко­то­рым обра­зом, в каком-то смыс­ле, поло­жим, пред­по­ло­жим, допу­стим, если хоти­те, так или ина­че и др. Она, навер­но, по-прежнему пьёт утром кофе с пече­ньем (Фадеев). Жизнь, кажет­ся, ещё не начи­на­лась (Паустовский). Даровой хлеб, вид­но, по вку­су при­шёл­ся (Межеров). А меч­тал он, может стать­ся, подой­ти путем дру­гим, у окош­ка посту­чать­ся ждан­ным гостем, доро­гим (Твардовский). Голова у меня что-то раз­бо­ле­лась. Должно быть, к непо­го­де (Чехов).
2. Различные чув­ства
2.1. Радость, одоб­ре­ние К сча­стью, на сча­стье, к радо­сти, на радость, к удо­воль­ствию кого-либо, что хоро­шо, что ещё луч­ше и др. К сча­стью, Алехин вышел из дома на час рань­ше и успел на паро­ход, плы­ву­щий во Франкфурт (Котов). Тут, к неопи­су­е­мо­му вос­хи­ще­нию Пети, на ста­ром кухон­ном сто­ле устро­е­на целая сле­сар­ная мастер­ская (Катаев).
2.2. Сожаление, неодоб­ре­ние К несча­стью, по несча­стью, к сожа­ле­нию, к сты­ду кого-либо, к при­скор­бию, к доса­де, на беду, как на беду, как нароч­но, греш­ным делом, что ещё хуже, что обид­но, увы и др. Я, к сожа­ле­нию, дол­жен при­ба­вить, что в том же году Павла не ста­ло (Тургенев).
2.3. Удивление, недо­уме­ние К удив­ле­нию, уди­ви­тель­но, уди­ви­тель­ное дело, к изум­ле­нию, стран­но, стран­ное дело, непо­нят­ное дело и др. Найдёнов, к изум­ле­нию Нагульного, в одну секун­ду смах­нул с плеч кожан­ку, при­сел к сто­лу (Шолохов).
2.4. Опасение Неровен час, чего доб­ро­го, не дай бог, того и гля­ди и др. Того и гля­ди, вес­ло вырвет и само­го в море швыр­нёт (Новиков-Прибой).
2.5. Общий экс­прес­сив­ный харак­тер выска­зы­ва­ния По сове­сти, по спра­вед­ли­во­сти, по сути, по суще­ству, по душе, по прав­де, прав­да, по прав­де ска­зать, надо прав­ду ска­зать, если прав­ду ска­зать, смеш­но ска­зать, ска­зать по чести, меж­ду нами гово­ря, нече­го зря гово­рить, при­зна­юсь, кро­ме шуток, в сущ­но­сти гово­ря и др. Водились за ним, прав­да, неко­то­рые сла­бо­сти (Тургенев). Я, при­зна­юсь, не слиш­ком люб­лю это дере­во – оси­ну… (Тургенев). Ничто меня так не оскорб­ля­ет, смею ска­зать, так силь­но не оскорб­ля­ет, как небла­го­дар­ность (Тургенев).
3. Источник сооб­ще­ния По сооб­ще­нию кого-либо, по мне­нию кого-либо, по-моему, по-твоему, по сло­вам кого-либо, по выра­же­нию кого-либо, по слу­хам, по посло­ви­це, по пре­да­нию, с точ­ки зре­ния кого-либо, пом­нит­ся, слыш­но, дескать, мол, гово­рят, как слыш­но, как думаю, как счи­таю, как пом­ню, как гово­рят, как счи­та­ют, как извест­но, как ука­зы­ва­лось, как ока­за­лось, как гово­ри­ли в ста­ри­ну, на мой взгляд и др. У Песоцкого, гово­рят, ябло­ки с голо­ву, и Песоцкий, гово­рят, садом себе состо­я­ние нажил (Чехов). Расчёт, по-моему, был мате­ма­ти­че­ски точен (Паустовский). Двадцать лет назад Линевое озе­ро было такой глу­шью, что, по сло­вам лес­ни­ков, не вся­кая пти­ца отва­жи­ва­лась туда зале­теть (Паустовский).
4. Порядок мыс­лей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, зна­чит, таким обра­зом, напро­тив, наобо­рот, напри­мер, к при­ме­ру, в част­но­сти, кро­ме того, к тому же, в довер­ше­нии все­го, вдо­ба­вок, при­том, с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, впро­чем, меж­ду про­чим, в общем, сверх того, ста­ло быть, глав­ное, кста­ти, кста­ти ска­зать, к сло­ву ска­зать и др. С одной сто­ро­ны, тем­но­та была спа­си­тель­ной: она скры­ва­ла нас (Паустовский). Лесной воз­дух целе­бен, он удли­ня­ет жизнь, он повы­ша­ет нашу жиз­нен­ную силу, и, нако­нец, он пре­вра­ща­ет меха­ни­че­ский, а под­час затруд­ни­тель­ный про­цесс дыха­ния в насла­жде­ние (Паустовский). Итак, назав­тра я сто­ял в этой ком­на­те за две­ря­ми и слу­шал, как реша­лась судь­ба моя (Достоевский).
5. Оценка сти­ля выска­зы­ва­ния, мане­ры речи, спо­со­бов оформ­ле­ния мыс­лей Словом, одним сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, ина­че гово­ря, пря­мо гово­ря, гру­бо гово­ря, соб­ствен­но гово­ря, соб­ствен­но, коро­че гово­ря, коро­че, вер­нее, луч­ше ска­зать, пря­мо ска­зать, про­ще ска­зать, так ска­зать, как бы ска­зать, если мож­но так выра­зить­ся, что назы­ва­ет­ся и др. Словом, Сторешников с каж­дым днём всё твёр­же думал женить­ся (Чернышевский). Короче гово­ря, это не хозя­ин в нау­ке, а работ­ник (Чехов). Мы вста­ли и пошли дотал­ки­вать­ся к колод­цу или, вер­нее, к фон­та­ну (Гаршин).
6. Оценка меры, сте­пе­ни того, о чём гово­рит­ся; сте­пень обыч­но­сти изла­га­е­мых фак­тов По мень­шей мере, по край­ней мере, в той или иной сте­пе­ни, в зна­чи­тель­ной мере, по обык­но­ве­нию, по обы­чаю, быва­ет, слу­ча­ет­ся, как водит­ся, как и все­гда, как это быва­ет, как это слу­ча­ет­ся, как это слу­ча­ет­ся ино­гда и др. Разговаривал со мной, по край­ней мере, как коман­ду­ю­щий арми­ей (Симонов). За стой­кой, как водит­ся, почти во всю шири­ну отвер­стия сто­ял Николай Иванович… (Тургенев) Бывает, мое­го счаст­ли­вее везёт (Грибоедов).
7. Привлечение вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к сооб­ще­нию, акцен­ти­ро­ва­ние, под­чёр­ки­ва­ние Видишь (ли), зна­ешь (ли), пом­нишь (ли), пони­ма­ешь (ли), веришь (ли), послу­шай­те, поз­воль­те, пред­ставь­те, пред­ставь­те себе, може­те себе пред­ста­вить, поверь­те, вооб­ра­зи­те, при­знай­тесь, пове­ри­те, пове­ришь ли, не пове­ришь, согла­си­тесь, заметь­те, сде­лай­те милость, если хочешь знать, напо­ми­наю, напо­ми­на­ем, повто­ряю, под­чер­ки­ваю, что важ­но, что ещё важ­нее, что суще­ствен­но, что ещё суще­ствен­ней и др. Струсил ты, при­знай­ся, когда молод­цы мои наки­ну­ли тебе верёв­ку на шею? (Пушкин). Вообразите, наши моло­дые уже ску­ча­ют (Тургенев). Мы, если хочешь знать, мы тре­бо­вать при­шли (Горбатов). Где же это, поз­воль­те, было (Павленко).

Дополнительный мате­ри­ал

Полный спи­сок ввод­ных слов смот­ри­те здесь.

Различная степень уверенности, предположение, неуверенность, допущение

  • конеч­но
  • дей­стви­тель­но
  • на пер­вый взгляд
  • несо­мнен­но
  • бес­спор­но
  • разу­ме­ет­ся
  • без сомне­ния
  • веро­ят­но
  • оче­вид­но
  • кажет­ся
  • воз­мож­но
  • наде­юсь
  • пожа­луй
  • может быть
  • по-видимому и пр.

Примеры пред­ло­же­ний

Действительно, вче­ра к ним зашел ста­рый зна­ко­мый.

Бледную поган­ку по внеш­не­му виду, без вся­ко­го сомне­ния, мож­но спу­тать со съе­доб­ным гри­бом.

Теперь, пожа­луй, мож­но попить чаю.

Этот мастер, вид­но, про­фес­си­о­нал в сво­ем деле.

Эта исто­рия, кажет­ся, полу­чи­ла широ­кую оглас­ку в газе­тах.

Различные чувства и оценка происходящего

  • к общей радо­сти
  • к сча­стью
  • к несча­стью
  • на беду
  • к сожа­ле­нию
  • к удив­ле­нию
  • к огор­че­нию
  • у ужа­су
  • к сты­ду
  • как нароч­но
  • уди­ви­тель­ное дело
  • стран­ное дело и др.

Примеры пред­ло­же­ний

Этот малыш, уди­ви­тель­ное дело, ясно и чет­ко про­чи­тал сти­хо­тво­ре­ние.

Она никак, к сво­е­му ужа­су, не мог­ла собрать­ся с мыс­ля­ми.

Больной быст­ро пошел на поправ­ку, к радо­сти род­ных.

Странное дело, так никто и не смог объ­яс­нить это про­ис­ше­ствие.

Вводные слова, указывающие на источник сообщения

  • по сло­вам
  • по сооб­ще­нию
  • по пре­да­нию
  • по мне­нию
  • как извест­но
  • по-моему
  • по-вашему
  • на мой взгляд
  • гово­рят
  • как гово­рят
  • с точ­ки зре­ния и пр.

Примеры пред­ло­же­ний

По пре­да­нию, здесь когда-то нахо­ди­лось древ­нее посе­ле­ние людей.

Прошло все­го лишь два года, по сло­вам его, как это слу­чи­лось.

Все-таки, на мой взгляд, этот сорт яблок сла­ще.

По сооб­ще­нию средств мас­со­вой инфор­ма­ции, в Австралии проснул­ся вул­кан, спя­щий более трех­сот лет.

Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения

  • итак
  • в част­но­сти
  • сле­до­ва­тель­но
  • таким обра­зом
  • зна­чит
  • во-первых
  • во-вторых
  • наобо­рот
  • напро­тив
  • нако­нец
  • напри­мер
  • преж­де все­го
  • кста­ти ска­зать
  • с одной сто­ро­ны
  • с дру­гой сто­ро­ны и пр.

Примеры пред­ло­же­ний

Итак, насту­пил послед­ний месяц зимы — вьюж­ный фев­раль.

Этой наход­кой архео­ло­гов, в част­но­сти, заин­те­ре­со­ва­лись в Каире.

А теперь, наобо­рот, вер­нем­ся к само­му нача­лу повест­во­ва­ния.

С одной сто­ро­ны, эта кар­ти­на инте­рес­на игрой све­то­те­ни, с дру­гой сто­ро­ны, она вызы­ва­ет непод­дель­ное вос­хи­ще­ние мастер­ством худож­ни­ка.

Вводные слова, привлекающие внимание собеседника

  • види­те ли
  • пони­ма­ешь
  • допу­стим
  • изви­ни­те
  • пред­по­ло­жим
  • поз­воль­те
  • про­шу про­ще­ния
  • послу­шай­те
  • согла­си­тесь
  • пред­ставь­те себе
  • вооб­ра­зи­те
  • вери­те ли
  • зна­е­те ли
  • пом­ню
  • про­шу заме­тить и пр.

Примеры пред­ло­же­ний

А он, вооб­ра­зи­те себе, как обе­зьян­ка, быст­ро вска­раб­кал­ся на дере­во.

Тебе сле­ду­ет, пони­ма­ешь ли, все-таки объ­яс­нить­ся с ней начи­сто­ту.

Послушайте, а не пора ли нам на боко­вую?

Неужели, согла­си­тесь, нель­зя было все решить мир­ным путем?

Верите ли, все это слу­чи­лось бук­валь­но вмиг.

Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого

  • быва­ет
  • быва­ло
  • слу­ча­ет­ся
  • по обык­но­ве­нию
  • по обы­чаю
  • как обыч­но и пр.

Бывало, все ухо­ди­ли в поле, а в деревне оста­ва­лись ста­рые да малые.

Жучка, по обык­но­ве­нию, оста­лась ждать хозя­и­на, свер­нув­шись клу­боч­ком под крыль­цом.

Андреев, слу­ча­лось, ино­гда опаз­ды­вал.

Замечания о стиле речи, характере и способе изложения мысли

  • одним сло­вом
  • дру­ги­ми сло­ва­ми
  • так ска­зать
  • с поз­во­ле­ния ска­зать
  • корот­ко гово­ря
  • попро­сту гово­ря
  • гру­бо гово­ря и пр.

Я, откро­вен­но гово­ря, не люб­лю смот­реть теле­ви­зор.

Иными сло­ва­ми, при­шлось при­спо­саб­ли­вать­ся к сло­жив­шей­ся ситу­а­ции.

Знаки препинания при вводных словах

Запятые

В пись­мен­ной речи в нача­ле или в кон­це пред­ло­же­ния ввод­ные сло­ва, сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся запя­той от чле­нов пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в сере­дине.

По край­ней мере, все оста­лись при сво­их инте­ре­сах.

Мальчишки, конеч­но, помча­лись впе­ре­ди всех.

Он чело­век доволь­но мни­тель­ный, по-моему.

Вводные пред­ло­же­ния соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ввод­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Обычно они нахо­дят­ся в сере­дине пред­ло­же­ния, выде­ля­ют­ся пау­зой, более низ­ким тоном про­из­не­се­ния и быст­рым тем­пом речи.

Его вол­не­ние пере­шло, как ему пока­за­лось, в чув­ство глу­бо­кой и кров­ной оби­ды (М. Н. Булгаков).

Не явля­ют­ся ввод­ны­ми сло­ва:

авось, бук­валь­но, ведь, вот, вдруг, вдо­ба­вок, в довер­ше­ние, в конеч­ном сче­те, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исклю­чи­тель­но, имен­но, как буд­то, буд­то, как раз, к тому же, яко­бы, по пред­ло­же­нию, по реше­нию, при­бли­зи­тель­но, почти, при­мер­но, при­том, слов­но, небось и пр.

Вводные слова и знаки препинания

Правописание составных фамилий иноязычного и русского происхождения

Такие слова также относятся к именам существительным, поэтому их правописание и рассматривается. Так, через дефис пишутся русские фамилии, которые образованы из двух фамилий, например, Римский-Корсаков.

Не менее интересны примеры сложных существительных этого типа иноязычного происхождения – они также имеют дефисное написание: Сент-Экзюпери, Сен-Симон. Если начальная и конечная составляющая имени собственного – это тюрское слово, обозначающее родственные отношения, также требуется дефисное написание: Урюк-оглы, Осман-Паша.

При этом имена собственные, которые имеют артикли, пишутся раздельно: Отто фон Бисмарк, Арман де Ля Фер.

Вставные конструкции

Вставные кон­струк­ции часто содер­жат раз­лич­но­го рода доба­воч­ные заме­ча­ния, попут­ные ука­за­ния, разъ­яс­ня­ю­щие смысл пред­ло­же­ния в целом или отдель­ное сло­во в нем. Иногда по смыс­лу они рез­ко выпа­да­ют из син­так­си­че­ской струк­ту­ры выска­зы­ва­ния. В таком слу­чае встав­ные кон­струк­ции обособ­ля­ют­ся с помо­щью тире, если они нахо­дят­ся в сере­дине пред­ло­же­ния.

А одна­жды — мы вос­при­ня­ли это как чудо! — Мария Игнатьевна отво­е­ва­ла для нас две боль­шие бухан­ки хле­ба (К. Чуковский).

Проснувшиеся овцы — их было око­ло трех тысяч — неохот­но, от нече­го делать при­ня­лись за невы­со­кую, напо­ло­ви­ну утоп­тан­ную тра­ву (А. П. Чехов).

Реже рас­про­стра­нен­ная встав­ная кон­струк­ция отде­ля­ет­ся от основ­но­го выска­зы­ва­ния с помо­щью ско­бок.

Навстречу нам такой же гру­зо­ви­чок ЗИС-5 (их потом, когда они уже ухо­ди­ли из жиз­ни, лас­ко­во зва­ли «Захар» или «Захарыч») (В. Шукшин).

Памятка вводные слова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Роль банков в деятельности фирм решу егэ
  • Роль сна обломова в романе сочинение
  • Роль сказуемых сочинение
  • Роль сми в политической системе рф план егэ
  • Роль сказочных мотивов в художественном мире поэмы некрасова кому на руси жить хорошо сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии