Роль учителя в современном обществе сочинение

Эссе

Роль
учителя в современном обществе.

                                                       
Многому я научился у своих наставников,

                                                     
ещё более
– у своих товарищей,

                                                     
но более
всего – у своих учеников.

Талмуд

Меняется
время, меняются названия, но неизменной должна оставаться главная задача
педагога — воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового
человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки,
стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Именно такие специалисты
будут востребованы на рынке труда.

«Технологическая
революция ведет к тому, что
 в
ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет.
 Такой
скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И
мы вступили в эту эпоху. В таких условиях
 успешно
жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко
менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Поэтому,
Казахстан, сегодня в числе
 самых
передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый
казахстанец должен понимать, что
 образование
 самый фундаментальный
фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи
 образование должно
стоять
 первым
номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то
нацию ждет успех». («Болашаққа бағдар: рухани жаң
ғыру»)

         Учитель
по-прежнему остается главной фигурой в школе. Президент Н.А.Назарбаев в своем
выступлении на Республиканском съезде работников образования и науки сказал по
этому поводу: «Воспитание детей в духе любви к Родине, родной земле, к своему
родному народу – очень важная, очень ответственная и почетная обязанность».

         Несмотря
на трудности настоящего времени, учитель должен быть самокритичным, осваивать
новые методологические ценности. Они должны подготовить поколение новых
личностей, умеющих творчески и системно осмысливать происходящее, всесторонне
развитых, со сформировавшимся отношением к миру, обществу, к народу, постоянно
пополняющим свои познания, непрерывно развивающимися и очень нужными для всей
страны.

Как
принято говорить, каждый человек родом из детства, а в этот период жизни все
происходящее оставляет наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты в памяти человека.
Часто выпускники школ приходят к своим учителям, с теплотой и любовью
вспоминают школьные годы. Для многих из них учитель становится родным
человеком, с которым он может быть откровенным и делиться своими переживаниями.

         Проводить
в жизнь задачи гуманизма на уроке истории – означает ставить на первое место
человека как созидателя всех благих дел и замечательных начинаний, уметь
показать его рост и его труд. Всесторонне и ясно показывать жизнь и труд
замечательных людей, ярких деятелей в истории, уметь воспитывать учащихся на их
примере, рассказывать об их благородных делах во имя народа, возвеличивать их. И
здесь примерами выступают великие педагоги И.Алтынсарин, С.Кобеев,
Л.Добранская, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, Н.Волков и многие другие.

Учитель
должен уметь придерживаться этих принципов во взаимоотношениях со своими
учениками, т.е. строить свои отношения с группой учащихся и с отдельными
учениками с точки зрения подлинно высокой человечности, с уважением и
почтением. Учитель в своих отношениях с учениками должен правильно использовать
принцип демократизации. Значит, надо установить с учащимися доверительные
взаимоотношения, считать их равными, по возможности их поддерживать, помогать
им.
Думаю, что учитель должен при любых
обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только
глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их
чувствам, могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком
представлении о добре и зле.

Идеалом, к
которому стремятся семья, школа, общество, является всесторонне развитый
человек. Сегодня,  для того, чтобы воспитание было эффективным, у учащихся
необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем
воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм
взаимоотношений, общения. Я убеждена, что воспитание в школе необходимо
строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности вообще и
нравственного развития в частности. Обучение и воспитание соединены в один
воспитательный акт.

         Пожалуй,
самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя
«видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении
скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в
действии, поступке, в мимике, жесте и эмоции. Личность учителя постоянно
действует на нравственность школьника. Учитель должен строить свое отношение к
детям не как к ученикам, а как к людям. Если ученик не видит в учениках людей,
то его влияние нестойко.

         Ученик
может стать субъектом нравственного воспитания, если его познавательная
деятельность нравственно ориентирована и он сам выступает как активный носитель
нравственного отношения к окружающим людям, а этические ситуации, в которых он
оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с
принципами морали.

         Вот уже девятнадцатый
год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований,
колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно
ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно
многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую
технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные
воздействовать на сознание учеников. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.
Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Имея
определенный опыт работы,  стараюсь научить учеников логически мыслить, анализировать,
сравнивать, делать выводы.  Не скрою, что и у меня когда-то не все получалось.
Я с благодарностью вспоминаю коллег по работе, которые в трудную минуту,
приходят на помощь,  советуют, как лучше сделать, а кто и покажет, как надо.

Как сказал
российский историк Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
И я с ним полностью согласна. Нужно только знать, что мы хотим развить у
ученика, чтобы добиться реального результата. Искренне, полагаю, что
современный, талантливый учитель должен быть обученным, обучаемым и
мотивированным. Его уроки, обязательно,  должны быть  интересными. А я по
собственному опыту знаю, что этот интерес складывается из содержания урока: учебного
материала, личности учителя, методов и приемов, которыми пользуется учитель. Учитель
является примером для подражания.
Роль учителя в современном обществе, в жизни человека огромна, так
как именно он развивает нас, прививает базовые нормы морали, открывает наши
способности и заставляет поверить в себя.
Если учитель
сильный и мудрый, он направит своих подопечных по нужному пути. Талантливый
учитель никогда не стоит на месте. Он все время развивается, а вместе с ним и
его ученики. Я думаю, что самый главный успех учителя — в его учениках, в
выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, а нашли в нем себя!

      Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

     Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

   Начну с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же  эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

     Назову основные из социальных функций педагога в современном обществе:

   1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества. В ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

   2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

   3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных,

интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь  эти  ценности в себе, он  их

                                                                  -1-

затем передаёт молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, здесь отмечается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.

    4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому – неприемлемые.

     Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И всё же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.

     5. Назову ещё одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.

Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодёжи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

   6.  И, наконец, ещё одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

   Итак, роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях. В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.

                                                                   -2-

метки: Учитель, Человек, Ученик, Общество, Современный, Отношение, Жизнь, Народ

Эссе

Роль учителя в современном обществе.

Многому я научился у своих наставников,

ещё более – у своих товарищей,

но более всего – у своих учеников.

Талмуд

Меняется время, меняются названия, но неизменной должна оставаться главная задача педагога — воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Именно такие специалисты будут востребованы на рынке труда.

«Технологическая революция ведет к тому, что

Учитель по-прежнему остается главной фигурой в школе. Президент Н.А.Назарбаев в своем выступлении на Республиканском съезде работников образования и науки сказал по этому поводу: «Воспитание детей в духе любви к Родине, родной земле, к своему родному народу – очень важная, очень ответственная и почетная обязанность».

Несмотря на трудности настоящего времени, учитель должен быть самокритичным, осваивать новые методологические ценности. Они должны подготовить поколение новых личностей, умеющих творчески и системно осмысливать происходящее, всесторонне развитых, со сформировавшимся отношением к миру, обществу, к народу, постоянно пополняющим свои познания, непрерывно развивающимися и очень нужными для всей страны.

Как принято говорить, каждый человек родом из детства, а в этот период жизни все происходящее оставляет наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты в памяти человека. Часто выпускники школ приходят к своим учителям, с теплотой и любовью вспоминают школьные годы. Для многих из них учитель становится родным человеком, с которым он может быть откровенным и делиться своими переживаниями.

Проводить в жизнь задачи гуманизма на уроке истории – означает ставить на первое место человека как созидателя всех благих дел и замечательных начинаний, уметь показать его рост и его труд. Всесторонне и ясно показывать жизнь и труд замечательных людей, ярких деятелей в истории, уметь воспитывать учащихся на их примере, рассказывать об их благородных делах во имя народа, возвеличивать их. И здесь примерами выступают великие педагоги И.Алтынсарин, С.Кобеев, Л.Добранская, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, Н.Волков и многие другие.

2 стр., 632 слов

«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

… прохожу, обучение и постоянно стремлюсь к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане. Учитель – это человек, который всегда должен стремиться к получению новых знаний. Однако высший профессионализм, педагог … научить?» Ответить на этот вопрос можно только с позиции опыта и практики. Учитель, который идет «в ногу со временем», использует на уроках современные средства и технологии …

Учитель должен уметь придерживаться этих принципов во взаимоотношениях со своими учениками, т.е. строить свои отношения с группой учащихся и с отдельными учениками с точки зрения подлинно высокой человечности, с уважением и почтением. Учитель в своих отношениях с учениками должен правильно использовать принцип демократизации. Значит, надо установить с учащимися доверительные взаимоотношения, считать их равными, по возможности их поддерживать, помогать им. Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам, могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Идеалом, к которому стремятся семья, школа, общество, является всесторонне развитый человек. Сегодня, для того, чтобы воспитание было эффективным, у учащихся необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Я убеждена, что воспитание в школе необходимо строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности вообще и нравственного развития в частности. Обучение и воспитание соединены в один воспитательный акт.

Пожалуй, самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в действии, поступке, в мимике, жесте и эмоции. Личность учителя постоянно действует на нравственность школьника. Учитель должен строить свое отношение к детям не как к ученикам, а как к людям. Если ученик не видит в учениках людей, то его влияние нестойко.

Ученик может стать субъектом нравственного воспитания, если его познавательная деятельность нравственно ориентирована и он сам выступает как активный носитель нравственного отношения к окружающим людям, а этические ситуации, в которых он оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с принципами морали.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения …

… отражения личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема исследования: …

Вот уже девятнадцатый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Имея определенный опыт работы, стараюсь научить учеников логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы. Не скрою, что и у меня когда-то не все получалось. Я с благодарностью вспоминаю коллег по работе, которые в трудную минуту, приходят на помощь, советуют, как лучше сделать, а кто и покажет, как надо.

Как сказал российский историк Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И я с ним полностью согласна. Нужно только знать, что мы хотим развить у ученика, чтобы добиться реального результата. Искренне, полагаю, что современный, талантливый учитель должен быть обученным, обучаемым и мотивированным. Его уроки, обязательно, должны быть интересными. А я по собственному опыту знаю, что этот интерес складывается из содержания урока: учебного материала, личности учителя, методов и приемов, которыми пользуется учитель. Учитель является примером для подражания. Роль учителя в современном обществе, в жизни человека огромна, так как именно он развивает нас, прививает базовые нормы морали, открывает наши способности и заставляет поверить в себя. Если учитель сильный и мудрый, он направит своих подопечных по нужному пути. Талантливый учитель никогда не стоит на месте. Он все время развивается, а вместе с ним и его ученики. Я думаю, что самый главный успех учителя — в его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, а нашли в нем себя!

Педагог в современном мире (эссе)

Автор — Чёрная Е. А.

КГУ ОСШ № 7, г. Каражал

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Н. А. Некрасов

Вам памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита.

Установил бы на просторе я

Большое человеческое сердце…

А. Дуйсенбиев, казахский поэт

С ранних лет человек учится познавать окружающий его мир. И чтобы понять, осознать и жить в нем правильно, ему нужны умные и понимающие его люди, всецело отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны направлять маленького человека на правильный путь, должны помогать ему не заблудиться на дорогах жизни, должны воспитывать его. Именно такими людьми и являются педагоги. Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждую маленькую частичку большого общества. Учитель – это призвание, талант, данный свыше.

В моей памяти навсегда остался неповторимый облик моей первой учительницы Людмилы Анисимовны. Мы никогда не слышали от неё неуместного слова, поспешного суждения или слов, унижающих человеческое достоинство. На её уроках мы сидели как заворожённые, боясь пошевельнуться, чтобы не пропустить ни единого слова. Она нас уважала и воспитывала как личность. Выбор профессии после окончания школы для меня был ясен – пойти по стопам своего первого учителя.

«Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получила такой результат, а не иной? Конечно, я понимаю, что наш современный мир претерпевает глобальные изменения. Естественно, образование не может оставаться неизменным. Чтобы соответствовать высокому званию «Учитель» приходится много учиться самому. Особенно в наше время, время информационных технологий, время глобализации, когда каждый день появляются всё новые и новые системы и оборудование. Профессия учителя требует от человека отдачи всех знаний и сил.

Итак, я — учитель. Что это значит? Часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Каким же всё-таки должен быть современный учитель? Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если я выбрала этот путь, я должна стремиться к совершенству педагогического мастерства: постоянно учиться самой и не бояться делиться своими знаниями с окружающими, будь то ученики или коллеги. «Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами»,- сказал мудрец. Учителю важно не только блестяще знать свой предмет, но и воспитывать учеников знаниями этого предмета. Мы вместе с ребятами постигаем тайны русского языка и литературы, я стараюсь сделать свои уроки яркими и неповторимыми, используя современные технологии: коммуникативную, проектную, компьютерную, игровую, здоровьесберегающую. Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая в учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью. Я учу ребят не бояться трудностей, смело браться за любое дело, открывая для себя этот удивительный мир, в котором мы живем.

Вот уже очень много лет отдаю я своё щедрое сердце детям. Суть моего педагогического кредо в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями. Всегда у меня в памяти слова М. Джалиля:

Жить бесполезно -лучше уж не жить,

На ровном месте кочкою служить.

Свети потомкам нашим как маяк

Свети как человек, а не светляк.

Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять. Со временем я поняла: если у педагога нет внутреннего стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может опереться на понимание того факта, что педагог выполняет роль наставника, человека, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к получению заработка; если он не знает и не понимает того, что учитель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не задержится в школе. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт. Немаловажную роль в имидже учителя играет внешний образ. Детям далеко не чуждо эстетическое чувство, они остро реагируют на всякий диссонанс, в том числе – в одежде, в манерах. Учитель должен иметь свой стиль во всем – в ведении урока, в поведении, в общении, в манере одеваться. Но главная составляющая имиджа учителя, по моему мнению, — его мудрость. Мудрый учитель никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы и личные неурядицы. Мудрый учитель всегда найдет, за что похвалить ребенка, чтобы он стал успешным и уверенным в себе человеком. Мудрый учитель всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья. Я убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности. Учитель не просто профессия, а образ жизни: бесконечная ответственность перед государством, обществом, учеником, а прежде всего — перед самим собой.

Возможно, когда–нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».

Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем!

«Педагог в современном обществе»

Педагог в современном обществе.

Педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, как никто другой. Профессия педагога – одна из древнейших, если бы педагог не занимался детьми, наше общество прекратило бы свое развитие. Поэтому в современном обществе педагог – это главная «фигура», к которой предъявляют особое внимание и требования.

Роль педагога в современном обществе громадна!

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Педагог – это человек, отдающий свое сердце детям.

Немаловажный фактор – это воспитание. Педагог должен владеть разными формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Педагог должен уметь общаться с детьми, уделять внимание каждому ребенку, понимать и принимать их, признавать их недостатки и достоинства. Главное педагог должен видеть свой труд, как меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее. Ведь педагог формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития нашего общества.

В современном обществе педагог должен всегда находиться на стадии развития. Развивая свои личностные качества, педагог добивается лучших результатов в жизни, что плодотворно влияет на его деятельность. Также педагог является «живым» примером и идеалом для ученика. Сейчас в Интернете можно найти ответы на все вопросы, но педагог должен быть впереди всех, готов ответить на любой возникающий вопрос ребенка, поэтому требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Труд педагога нелегок. Педагог, которые допускает ошибки в обучении и воспитании детей, оставляет тем самым темный след в жизни ребенка. Поэтому педагогу стоит тщательно разобраться в себе, оценить свои способности, навыки и знания, которые по максимуму передаёт будущему поколению. Педагогу всегда необходимо заботиться о разнообразии обучения, чтобы ребенок всегда проявлял интерес и активность, желал приобретать новые знания и стремился к большему. Должность педагога превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский. Педагог, для общества еще и друг, так как помогает нам подниматься на высшую ступень жизни. Педагог каждый день отдаёт лучшую часть себя детям, в конечном результате он должен понять, что усилия потрачены не впустую, нужно гордиться тем, что создал из «маленького человека» — уникальную личность, способную двигаться дальше, добиваться целей и совершать добро!

Эссе Роль учителя в современном обществе

Эссе

Роль учителя в современном обществе.

Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей,но более всего – у своих учеников.

Талмуд

Меняется время, меняются названия, но неизменной должна оставаться главная задача педагога — воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Именно такие специалисты будут востребованы на рынке труда.

«Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Поэтому, Казахстан, сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование — самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех». («Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»)

Учитель по-прежнему остается главной фигурой в школе. Президент Н.А.Назарбаев в своем выступлении на Республиканском съезде работников образования и науки сказал по этому поводу: «Воспитание детей в духе любви к Родине, родной земле, к своему родному народу – очень важная, очень ответственная и почетная обязанность».

Несмотря на трудности настоящего времени, учитель должен быть самокритичным, осваивать новые методологические ценности. Они должны подготовить поколение новых личностей, умеющих творчески и системно осмысливать происходящее, всесторонне развитых, со сформировавшимся отношением к миру, обществу, к народу, постоянно пополняющим свои познания, непрерывно развивающимися и очень нужными для всей страны.

Как принято говорить, каждый человек родом из детства, а в этот период жизни все происходящее оставляет наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты в памяти человека. Часто выпускники школ приходят к своим учителям, с теплотой и любовью вспоминают школьные годы. Для многих из них учитель становится родным человеком, с которым он может быть откровенным и делиться своими переживаниями.

Проводить в жизнь задачи гуманизма на уроке истории – означает ставить на первое место человека как созидателя всех благих дел и замечательных начинаний, уметь показать его рост и его труд. Всесторонне и ясно показывать жизнь и труд замечательных людей, ярких деятелей в истории, уметь воспитывать учащихся на их примере, рассказывать об их благородных делах во имя народа, возвеличивать их. И здесь примерами выступают великие педагоги И.Алтынсарин, С.Кобеев, Л.Добранская, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, Н.Волков и многие другие.

Учитель должен уметь придерживаться этих принципов во взаимоотношениях со своими учениками, т.е. строить свои отношения с группой учащихся и с отдельными учениками с точки зрения подлинно высокой человечности, с уважением и почтением. Учитель в своих отношениях с учениками должен правильно использовать принцип демократизации. Значит, надо установить с учащимися доверительные взаимоотношения, считать их равными, по возможности их поддерживать, помогать им. Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам, могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Идеалом, к которому стремятся семья, школа, общество, является всесторонне развитый человек. Сегодня, для того, чтобы воспитание было эффективным, у учащихся необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Я убеждена, что воспитание в школе необходимо строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности вообще и нравственного развития в частности. Обучение и воспитание соединены в один воспитательный акт.

Пожалуй, самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в действии, поступке, в мимике, жесте и эмоции. Личность учителя постоянно действует на нравственность школьника. Учитель должен строить свое отношение к детям не как к ученикам, а как к людям. Если ученик не видит в учениках людей, то его влияние нестойко.

Ученик может стать субъектом нравственного воспитания, если его познавательная деятельность нравственно ориентирована и он сам выступает как активный носитель нравственного отношения к окружающим людям, а этические ситуации, в которых он оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с принципами морали.

Вот уже девятнадцатый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Имея определенный опыт работы, стараюсь научить учеников логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы. Не скрою, что и у меня когда-то не все получалось. Я с благодарностью вспоминаю коллег по работе, которые в трудную минуту, приходят на помощь, советуют, как лучше сделать, а кто и покажет, как надо.

Как сказал российский историк Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И я с ним полностью согласна. Нужно только знать, что мы хотим развить у ученика, чтобы добиться реального результата. Искренне, полагаю, что современный, талантливый учитель должен быть обученным, обучаемым и мотивированным. Его уроки, обязательно, должны быть интересными. А я по собственному опыту знаю, что этот интерес складывается из содержания урока: учебного материала, личности учителя, методов и приемов, которыми пользуется учитель. Учитель является примером для подражания. Роль учителя в современном обществе, в жизни человека огромна, так как именно он развивает нас, прививает базовые нормы морали, открывает наши способности и заставляет поверить в себя. Если учитель сильный и мудрый, он направит своих подопечных по нужному пути. Талантливый учитель никогда не стоит на месте. Он все время развивается, а вместе с ним и его ученики. Я думаю, что самый главный успех учителя — в его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, а нашли в нем себя!

Статья «Роль педагога в современном обществе»

Прекрасна дорога — иди в педагоги!

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».

Януш Корчак

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Так какой же он, современный учитель? По моему мнению, учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание! Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас. Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Какова же роль педагога в современном обществе? Педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные, опыты, эксперименты, практика. Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями. Обучая других, учитель учится сам. Считаю, что второй, немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия, делюсь опытом с коллегами. Стараюсь поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, привлекая семью к совместному решению вопросов воспитания и всегда получаю поддержку. Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе, – это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему. Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда недетские трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не может быть под солнцем”, — писал великий педагог Я. А. Коменский (1592—1670). По словам Я. Коласа (1882—1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог — это не только воспитатель, педагог, это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень. Cоциальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: “У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе (1925 г.— И. Пр.). Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, новатором мировой культурной революции. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох. Назовем основные из них:

1. Педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению.

4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в с детьми.

5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога в современном обществе — формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Таковы, на мой взгляд, основные социальные функции педагога в современном обществе. Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества. Информационное общество – общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания. Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но в конце столетия он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по своему характеру. Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями. Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся. Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. . Новое содержание обучения возможно на основе технологий: использование компьютера, интерактивного оборудования, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта). Таким образом, информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:

— глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

— оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

— уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

— повышать свою компьютерную грамотность;

— собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную —- — информацию для совершенствования методики урока;

— тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

— теоретически осмысливать результаты своей деятельности;

— обладать широкой эрудицией.

— рефлексировать свое самообразование

Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию. Какие же перспективы открываются перед учителем ХХI века? Какими же возможностям наделяет новый век наше образование? С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных ИКТ, в образовании происходит:

  • Перенос центра тяжести с обучения на учение.
  • Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию
  • Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.
  • Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей
  • Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.
  • Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.
  • Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение)
  • Появление домашнего образования.
  • Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.
  • Колоссальная экономия социального времени.
  • Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.
  • Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.
  • Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источник

Современный педагог должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Радует, что в настоящее время наше государство Казахстан и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Нашим учителям оказывается всяческая поддержка в социальной сфере, повышается заработанная плата. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам. По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно. Все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких-либо значимых успехов. Проработав в школе 20 лет, я тоже использовала в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Но все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь? Сейчас во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в стране выросло совсем новое поколение, современные дети часто не верят бездоказательным утверждениям учителя. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению. Вот поэтому главная задача школы и учителя — способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать? Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве образования можно говорить? Наверное, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник. В своем опыте работы использую такие формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но стимулирую стремление учащихся к саморазвитию, стараюсь, чтобы обучение воспринималось учащимися не только как необходимость, но и вызвало позитивные чувства, происходило в условиях психологического комфорта. Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию. Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность — новаторство — мастерство. Вспоминаются слова известного русского публициста Николая Александровича Добролюбова: «Прекрасна дорога — иди в педагоги». Вы избрали эту прекрасную профессию и у кого-то из вас сбудется мечта детства — в будущем стать настоящим учителем. Вместе с тем, поступая в педаго- гический университет, далеко не каждый из вас четко представляет, как можно стать настоящим педагогом, что для этого надо делать, хотя и кажется, что за годы школьной жизни о труде учителя узнали все. Известно, что все начинается с учителя… Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Своим примером, словом и делом он открывает перед детьми прошлое, настоящее, утверждает радость познания, учит видеть будущее человечества и своей страны, по- могает постигать тайны природы, достижения культуры и вершины человеческой мысли, познавать жизнь и найти свое место в ней. В этом прекрасная особенность нашей профессии: она нуждается в разносторонних дарованиях и способностях, дает возможность их полноценного применения. Человеку лишь важно понять, в чем его призвание. Нельзя родиться педагогом — надо им стать в процессе самой педагогической деятельности. Стать профессионалом не так просто: надо в совершенстве знать свое дело и многое уметь. Завершить я бы хотела словами Л. Н. Толстого «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени в котором живет. Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ! Учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!

«Педагог в современном обществе»

Педагог в современном обществе.

Педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, как никто другой. Профессия педагога – одна из древнейших, если бы педагог не занимался детьми, наше общество прекратило бы свое развитие. Поэтому в современном обществе педагог – это главная «фигура», к которой предъявляют особое внимание и требования.

Роль педагога в современном обществе громадна!

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Педагог – это человек, отдающий свое сердце детям.

Немаловажный фактор – это воспитание. Педагог должен владеть разными формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Педагог должен уметь общаться с детьми, уделять внимание каждому ребенку, понимать и принимать их, признавать их недостатки и достоинства. Главное педагог должен видеть свой труд, как меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее. Ведь педагог формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития нашего общества.

В современном обществе педагог должен всегда находиться на стадии развития. Развивая свои личностные качества, педагог добивается лучших результатов в жизни, что плодотворно влияет на его деятельность. Также педагог является «живым» примером и идеалом для ученика. Сейчас в Интернете можно найти ответы на все вопросы, но педагог должен быть впереди всех, готов ответить на любой возникающий вопрос ребенка, поэтому требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Труд педагога нелегок. Педагог, которые допускает ошибки в обучении и воспитании детей, оставляет тем самым темный след в жизни ребенка. Поэтому педагогу стоит тщательно разобраться в себе, оценить свои способности, навыки и знания, которые по максимуму передаёт будущему поколению. Педагогу всегда необходимо заботиться о разнообразии обучения, чтобы ребенок всегда проявлял интерес и активность, желал приобретать новые знания и стремился к большему. Должность педагога превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский. Педагог, для общества еще и друг, так как помогает нам подниматься на высшую ступень жизни. Педагог каждый день отдаёт лучшую часть себя детям, в конечном результате он должен понять, что усилия потрачены не впустую, нужно гордиться тем, что создал из «маленького человека» — уникальную личность, способную двигаться дальше, добиваться целей и совершать добро!

Роль учителя в современном обществе

Кирдяшова Ирина Владимировна,

учитель математики,

МОУ ОШ № 104, г. Волгоград

Роль учителя в современном обществе

Профессию учителя называют профессией всех профессий: кем бы ни стал человек, в жизни каждого была своя школа, свой первый учитель.

По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, учитель – это не только воспитатель, учитель – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Профессия учителя очень древняя, его роль в развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что учитель формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я.А. Коменский.

В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые предъявляют серьезные требования и к профессиональному мастерству учителя. Как писал А.С. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

Социальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе.

Основные социальные функции педагога в современном обществе:

1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение.

3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт.

4. Педагога выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени.

5. Педагога – это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением.

6. Педагог формирует духовный мир молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне». На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Современное обществе предъявляет к учителю требования:

— знать процессы, происходящие в образовании;

— работать с информацией;

— повышать компьютерную грамотность

— рефлексировать;

— обладать эрудицией.

Роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях. В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.

Учитель учится вместе с детьми жить в этом мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового современного опыта каждого ребенка, как человек, который своим профессионализмом добился права быть значимым в жизни ребенка.

Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени, в котором живет.

Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — учитель!

Список литературы:

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 2012. – 278 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Под ред.А. М. Прохорова. Том II (М-Я). – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2014. – 574с.

3. Хрестоматия по истории педагогики. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков. – М.: Народное образование, 1936. – 337 с.

Эссе: Педагог в современном мире

Учитель химии и биологии Кондратова Т.С.

Педагог в современном мире

In qua mensura mensi fuertis , remetietur… (лат.) Какой мерой будете мерить, такая вам и отмерится…

Педагог – в дословном переводе — «человек, ведущий за собой детей» .Слово «педагог» появилось тогда, когда человечество осознало, что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, нужны люди, умеющие передать молодым нравственные ценности. Так наука обучения и воспитания подрастающего поколения получили название «педагогика». В настоящее время мы отождествляем слова «педагог» и «учитель».

Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Учитель — тот человек, которому предназначено вершить долгий, великий, созидательный процесс- формирование Человека. «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке»,- писал Я. Корчак. Словам великого педагога созвучны мысли ученого Н.И.Пирогова: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.»

Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры» .

ХХ1 век — век высоких технологий и низменных инстинктов, век великих достижений и безнравственных поступков. Мы можем сколько угодно обвинять современную молодежь в бездуховности, но Добро и Зло на земле жили всегда.

« В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе»,- писал Бэкон Ф.

Что выбирает наше молодое поколение ? Алчность, безнравственность, лживость или честь, истину, долг? Добро или зло? Какие всходы получит общество: сорную траву или злаки?

Научить ученика отличать «…зерна от плевел….», научить вовремя полить одно и истребить другое, научить делать правильный выбор – вот истинное предназначение учителя в ХХ1 веке. Определить правильную жизненную позицию – вот чему должен учить современный наставник. Роль учителя в современном мире громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание. Это общение, вследствие которого происходит обмен информацией, заложение преобладающих для ученика – будущего взрослого человека – свойств характера, мировоззрения. Сосредоточенный ученик всегда внимает слову наставника. Я вспомнила, какое значение учителю придавал великий художник Николай Константинович Рерих. В его широком психологическом диапазоне творчества особое место занимает серия «Его страна», посвящённая личности. Картина «Жемчуг исканий» как раз повествует нам о предназначении учителя. На фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами, изображены Учитель и Ученик. Они склонились над «ожерельем» в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной, и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем , и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину. Связь истинного учителя и чуткого ученика священна, она настолько плотна на энергетическом уровне, что побуждает гениев возвышать цели и итоги этого познания.

Образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом?

Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. « Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,- хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды — еще лучше»,- писал В.Гюго. Учитель не может «вставить» ученику свои мозги и прожить за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя — сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям и невзгодам, к славе и удаче. Именно это, а не сумма знаний, является целью настоящего учителя. Умение передать сумму знаний — это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться современным учителем. Сухомлинский писал о том, что надо хорошо знать предмет, чтобы он не мешал учителю наблюдать за интеллектуальным ростом ребенка, чтобы учитель был способен раскрыться и увидеть РОЖДЕНИЕ МЫСЛИ у ребенка, а не просто правильность ответа. Развитие идет только тогда, когда есть искренняя заинтересованность взрослых к развитию ребенка, их нескрываемая радость, а также — глубокое желание самого ребенка.

Во-вторых, необходимо иметь психологический профиль педагога и на стадии профориентации подсказывать юношам и девушкам, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии. Однозначно в школу нельзя допускать акцентуированные личности, нежелательно допускать меланхоликов или смесь холерик-меланхолик. Конечно, речь не идёт о запрете на профессию. Стандартный психологический профиль педагога не должен быть прокрустовым ложем, но если у кандидата есть минусы — они должны уравновешиваться. В-третьих, недопустимо пускать на самотёк и превращать систему образования в отстойник для неудачников и «дорабатывающих». Необходимы меры, позволяющие обществу влиять на процесс отбора учителей. Государство должно разработать и способствовать осуществлению этих механизмов. На ранней стадии отбора, перед получением педагогического образования, возможно, необходимы рекомендации и характеристики от учителей, соседей?

Менделеев Д.И. писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

Еще десятилетие назад в учительство шли случайные люди. Сегодня – я вижу, что людей, которые становятся учителями сознательно, по призванию, намного больше. Может это и есть начало возрождения Великой миссии Учителя?

«Учитель» рождается от «ученика». Мы все выступаем в роли сначала «учеников», потом «учителей», став родителями…

Взрослые, которые окружают ребенка и учат его искусству жизни. Какой уровень духовности культуры, образования имеют они ? Только в единомыслии и взаимоуважении воспитателей лежит успех воспитания. Учитель – тот человек, которому самой его должностью назначено передавать из рук в руки другого знания, идеи, опыт социальный и нравственный. Передадим ли мы все это новому поколению, не искажая истинного значения этих великих идеалов ?

Есть у Б. Пастернака такая строка : «О детство, ковш душевной глуби….» И от того, чем наполниться этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений. Духовность заложена в человеке изначально. Она заметно проявляется в детском возрасте – малыш рисует, поет, хорошо чувствует природу и любит родителей не за «что- то», а просто любит.

Но почему же ребенок, взрослея, утрачивает богатство своей души ? Да, духовность дается человеку свыше. Но на ее основе должна сформироваться нравственность. А нравственность – состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он Человек. Ребенок идет в первый класс, открывается новая страница жизни.

Теперь вступают в свои права школа, учителя, ученический коллектив.

Человек растет дальше — жизнь продолжается. Заканчивая шестой класс, ученик должен знать, откуда взялись египетские пирамиды и почему восстал Спартак, а закончив седьмой — иметь представление о конгруэнтности треугольников. Ну а когда он должен начать задумываться о своем будущем? Какие вехи намечает ему учитель?

Подсчитано, что за время учебы в школе ученик посещает десять тысяч пятьсот уроков. Минует десять сентябрей и ребенок станет юношей. И придет его семнадцатая весна. Никакое другое десятилетие не вмещает столько: маленький становится большим, ребенок – взрослым. Новым смыслом наполняются слова: дружба, верность, совесть, честь, долг, Родина. Первые раны сердца, первые муки сомнений, первые радости исполненных надежд – все это произойдет в главное десятилетье. Так бывает всегда. Так было всегда. Вспоминаются слова Ш. А. Амонашвили: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций. Через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес». Можно чего-то не узнать и не понять на десяти тысячах пятистах уроках, но одно нельзя не осознать до глубины сердца юному человеку в эти годы — становления его как Человека. Взросление – не просто восхождение по накатанной дорожке, снабженной пояснительными знаками и указателями. Расти – это трудная работа, в одиночку ее еще никому не удалось одолеть.

«Есть в школе уроки математики, русского языка, ботаники, астрономии. Но нет уроков внимания, великодушия, благородства, уважения к людям. И всё-таки хороший учитель учит всему этому своих учеников. Учит самым высоким и прекрасным человеческим чувствам, будит ум и сердце»- писала Марецкая В.П. Учитель — это призвание, учительство — это служение, а не работа. Поэтому учитель должен работать для исполнения своей миссии на земле. Поэтому идеальный учитель — это такой, для которого учительство — смысл жизни. Его высшая корысть — быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу.

Л.Н.Толстой сказал «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.» Если говорить о настоящих учителях, они учат даже просто одним своим присутствием.

Учитель ХХI века – уверенный в том, что он должен быть именно таким Это человек, который готовит будущее. От него зависит , что ждет нас всех в дальнейшем. От него зависит, что «отмерится» нам завтра и послезавтра. Современный учитель имеет силы и решимость исправить не только пробелы в знаниях и воспитании, он может изменить саму человеческую жизнь. …. Родился новый человек. Его душа – как чистый лист бумаги. Какая повесть будет на этом листе написана? Каким людям ее придется писать? Какой мерой он будет измерен, и какую меру получим мы все ?…

Скачать Размер файла
Педагог в современном мире 15 Kb

Профессия педагога и ее роль в современном обществе.

Считают, что профессия учителя — древнейшая на земле и вечная.

По своей сути это самая ответственная и благородная, самая сложная, интересная и радостная, самая гуманная и творческая профессия.

Учитель осуществляет связь времен между прошлым, настоящим и будущим; между старшими и младшими поколениями, способствует воспитанию, образованию и развитию человека, совершенствованию культуры общества.

В современном обществе это одна из массовых, важных и необходимых профессий. Трудом учителя создается величайшая ценность на земле — Человек. Ни одна профессия не дает такого разностороннего развития, как профессия учителя.

Учитель продолжает себя в своих учениках, он продолжает жить

и совершенствоваться вместе с ними. Учитель отвечает за жизнь ребенка, постоянно заботится о его развитии. Общаясь с детьми и воспитывая их, он отдает каждому частицу своей души и сердца. Учительскую профессию воспевали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие-многие другие известные учителя-педагоги.

Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, образно сравнивал труд учителя с трудом садовника, архитектора, полководца. Учитель — творец, исследователь, мастер и, прежде всего, Человек с большой буквы.

Выдающимся мастером педагогического труда был Антон Семенович Макаренко (1888—1939 гг.).

А.С. Макаренко — выдающийся педагог и писатель своего времени. Он создал целостную научную педагогическую систему. Вся его деятельность была связана с воспитанием и обучением подрастающего поколения. В своих трудах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Воспитание в советской школе», «О моем опыте», «Книга для родителей» и многих других А.С. Макаренко раскрывает систему воспитания детского коллектива, принципы, методы и формы организации воспитания детей. Он заявлял о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности ребенка. Им разработана теория перевоспитания трудных подростков и на деле доказана ее научная и практическая значимость. А.С. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание в детской среде нормального

психологического климата, гарантирующего каждому ребенку защищенность и поддержку, свободное и творческое развитие. Эти идеи остаются как никогда значимы и для сегодняшней школы. По его глубокому убеждению, успех дела в школах в первую очередь зависит от учителей и родителей, от их знаний, опыта и мастерства. Он утверждал: учителями не рождаются, ими становятся, в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании.

Другой выдающийся отечественный мастер педагогического труда — Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970 гг.). Будучи директором Павлышской средней школы, В.А. Сухомлинский писал о детях, учителях, родителях, об их совместной педагогической работе, о творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся, о роли учительской профессии. Он создал оригинальную педагогическую систему обучения и воспитания детей,

основанную на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью в обществе. Краеугольным камнем педагогического призвания, по его мнению, является «глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка». Названия написанных им книг, говорят сами за себя: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «О воспитании», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», «Родительская педагогика» и др.

Как отмечает известный современный педагог Виталий Александрович Сластёнин, своеобразие педагогической профессии заключается в том, что она по своей природе носит гуманистический, творческий и коллективный характер. В своих трудах он изложил современные видения на педагога XXI века и его инновационного, творческого характера деятельности.

Современная школа нуждается в педагогах-гуманистах, утверждающих Человека в человеке, Человека в жизнедеятельности, Человека в культуре. По мнению В.А. Сластёнина, Человека труда характеризует патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль

научно-исследовательского мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Директор школы № 307 г. Ленинграда Геннадий Григорьевич

Воробьев в своей книге «Школа будущего начинается сегодня» пишет, что современный педагог — это не просто учитель-предметник, это прежде всего учитель-воспитатель, учитель-энтузиаст, старший товарищ, объект для подражания, источник ценных знаний. Учитель управляет, контролирует, воспитывает, вступая в контакт не с классом, а с каждым учеником. Учитель — понятие комплексное. Он всегда

и в разной степени присутствует в трех лицах: как воспитатель, как организатор и как лектор.

Профессиограмма современного педагога. Требования Государственного об-

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Роль учителя в подготовке к экзаменам
  • Роль государства в экономике егэ обществознание конспект
  • Роль учителя в обществе кратко для экзамена
  • Роль государства в экономике егэ обществознание 2022
  • Роль государства в экономике видеоурок егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии