Роль страха в комедии ревизор сочинение

Причиной конфликта в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является страх. Как же произошло, что самые важные чиновники города вдруг испугались пустого никчёмного человечишки?

Всё дело в том, что городские чиновники во главе с городничим получили сообщение, что к ним инкогнито едет ревизор и всполошились: много лет в их город ни один проверяющий не заглядывал, и они погрязли в служебных нарушениях и даже преступлениях. Пользуясь безнаказанностью, они разворовывают казённые деньги (городничий, смотритель богоугодных заведений Земляника), берут взятки (городничий, судья), недобросовестно исполняют служебные обязанности (смотритель училищ Хлопов, городничий), используют служебное положение в личных целях (почтмейстер Шпекин, городничий). Должностные преступления и явились причиной страха. Городничий собрал своих подчинённых, чтобы все навели порядок и подготовились к проверке, но времени у них не осталось, так как им сообщили, что в местной гостинице уже две недели живёт чиновник из Петербурга. А в это время Хлестаков (тот самый чиновник) ежеминутно ждал, что явится полицейский надзиратель и отправит его в тюрьму за то, что он, проиграв все деньги в карты, не может заплатить за проживание и еду. Когда городничий явился в гостиницу, чтобы попытаться дать взятку «ревизору», боясь, что тот не возьмёт, Хлестаков боялся, что городничий прибыл его арестовывать. Сцена дачи взятки со стороны выглядит смешно, так как персонажи разговаривают на разных языках, оправдываясь друг перед другом, но городничий от своего страха не избавился до отъезда Хлестакова, а Иван Александрович избавился сразу, как только понял, что арест ему не грозит и что его принимают за знатную персону, а так как он не привык задумываться о последствиях, то принял на себя эту роль, обвёл вокруг пальца всех, наврал с три короба – и был таков, а чиновники так и оставались в заблуждении, пока не узнали из письма уехавшего Хлестакова, что он всё время водил их за нос.

Не зря говорят, что у страха глаза велики. Страх отнял у чиновников разум, отнял способность трезво смотреть на вещи и реально воспринимать действительность. Именно поэтому получается, что страх и есть главное действующее лицо комедии, вокруг которого и закручивается её сюжет.

(327 слов)

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” стала заметным явлением в русской драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано в пьесе, не изжило себя до сих пор. Великий писатель смог уловить то, что присуще людям вне зависимости от времени и места проживания.
Герои комедии – типичные представители чиновно-бюрократического аппарата России 30-х годов прошлого столетия. Перед нами предстал типичный уездный город великой Российской империи, населенный чиновниками,

олицетворяющими все пороки этого общества.
По словам самого Гоголя, наряду с образами чиновников, действующим лицом комедии является страх. Он не только способствует движению сюжета, но и служит способом изображения существующей власти и обличителем ее пороков. Именно страх создает ситуацию заблуждения, на которой построен весь сюжет и конфликт комедии.

Городничий читает письмо, из которого следует, что в город “едет ревизор из Петербурга, инкогнито… с секретным предписанием”. Следуя чувству страха, Городничий связывает свой сон про двух крыс с пренеприятным известием – приездом ревизора

и со всеми бедами, свалившимися ему на голову. Государственные мужи, живущие ради собственного блага, страшатся приезда ревизора и долгое время не могут понять, почему ревизор едет именно к ним, выдвигая при этом различные предположения:
“Судьба”, – вздыхает Городничий, – “…тонкая и больше политическая причина”, – заявляет судья.
Не придя к единому мнению, они продолжают бояться. Из-за страха быть обвиненными в полной халатности к делам ведомств, им вверенных, Городничий советует чиновникам произвести улучшение каждому в своей сфере: над каждой кроватью в больнице надписать по-латыни или на другом каком языке название болезни, гусей из суда забрать на кухню и так далее, при этом Антон Антонович мудро уточняет, что он давно все это заметил, да забывал сказать. Городничий дает всем ясно понять, что хорошо выполняет свои обязанности. Он также уверен, что “грешки грешкам рознь”, а главное – суметь дать взятку ревизору.

Придя к такому выводу, все немного успокаиваются, напряжение ослабевает. Но тут вбегают Бобчинский и Добчинский, которым вроде бы и нечего бояться, потому что они городские помещики, и объявляют, что человек, описанный в письме, уже две недели живет в их городе. Чиновники все тут же перепугались, что Хлестаков уже все выведал, и страх с новой силой охватывает всех персонажей комедии. Все в растерянности и не знают, что же им делать, то ли “ехать в гостиницу народом”, то ли “вперед пустить голову, духовенство, купечество”.

Городничий старается взять себя в руки и не совершать опрометчивых поступков под действием страха. Он дает распоряжение чисто вымести улицу, по которой поедет ревизор, мусор закрыть забором, а сам едет с Добчинским в гостиницу. В трактире, общаясь с Хлестаковым, он пытается выяснить, кто он такой. Все это время Добчинский прячется за дверью, боясь выйти.

Городничий, боясь, что о нем могут плохо подумать и желая смягчить Хлестакова-ревизора, приглашает того пожить у себя дома. Все чиновники уже объяты страхом, пока Хлестаков спит. И уж совсем чиновники падают духом, когда “ревизор” начинает “рассказывать” им о своей жизни в Петербурге: он с “Пушкиным на дружеской ноге”, “всякий день на балах”, “управляет департаментом”, “к министрам вхож” и т. д. И чтобы войти в доверие к проверяющему, снискать его расположение, они начинают “одалживать” ему деньги, то есть давать взятки, чтобы таким образом откупиться от своих грехов, ибо знают, что “все так поступают”, как говорит Городничий.

Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, “фитюльку”, ничтожество, “елистратишку” за важного человека.
Особого чувства страха не испытывают, пожалуй, только жена и дочь Городничего. Для них Хлестаков не столько ревизор, сколько связь с другим миром, с Петербургом, с возможностью узнать столичные ново сти, сплетни, новое о литературе, моде. И в этом отношении Хлестаков представлял для них превосходную возможность удовлетворить свой интерес. Но страх владеет и Хлестаковым.

Он охватил его еще при первой встрече с Городничим в трактире. Хлестаков думал, что тот явился, чтобы посадить его в тюрьму, так как он не платил за проживание. Хлестаков появляется на сцене не как Чацкий, который уверен в себе и в своей правоте. “Ревизор” же дрожит от страха, но когда встречает столь радушный прием, то забывается и начинает так врать, что сам постепенно начинает верить в свое вранье.

Он рассказывает о своей вымышленной жизни в Петербурге, о своих многочисленных литературных и музыкальных достижениях: “Женитьбе Фигаро”, “Норме”, “Юрии Милославском”; об арбузе в семьсот рублей, об игре с министрами, о 25 тысячах курьеров, которые находятся у него на службе. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны.

Единственный, кто первый понял ошибку, – это слуга Хлестакова Осип, который, боясь за своего господина, увозит его под предлогом спросить благословения на брак у дядюшки. Здесь Гоголь использует типичную ситуацию в драматургии, когда слуга оказывается умнее своего господина, но им тоже владеет страх.
В это время Городничий уже мечтает о жизни в Петербурге, о генеральском чине и кавалерии, а Анна Андреевна о том, чтобы их дом был непременно первым в городе. Антон Антонович начинает разбираться со всеми, кто на него жаловался, в первую очередь с купцами. Он их уже не боится, он чувствует силу своего будущего зятя. Страх покидает уездный город.

В доме Городничего устраивается праздник по случаю помолвки дочери Городничего. Все желают счастья Марье Антоновне и сгорают от зависти, втихомолку проклиная ее отца. Но тут грянул гром среди ясного неба: вбегает почтмейстер с письмом Хлестакова к Тряпичкину, где Хлестаков подробно характеризует чиновников. Но Гоголь не дает возможности своим героям оправиться от пережитого.

Следом входит жандарм и сообщает Городничему, что “приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует его сей же час к себе”. Обстановка снова накалена до предела, а чиновникам предстоит заново пережить все их страхи. Страх, как будто покинувший город, вновь возвращается, но еще с большей силой.
Таким образом, страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения, или другими словами, миражную интригу. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым “я” и уже управляет всем городом.

Он делает комедию более динамичной и придает остроты сатире Гоголя.

Loading…

Замысел
своей комедии Н. В. Гоголь определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну
кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие
делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека
справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

И
автору удалось это сделать как нельзя лучше, хотя современники писателя оценива­ли
комедию по-разному. Одни воспринимали пьесу как затейливый и непритязательный
фарс, другие — как поклеп на существующие в России порядки. Но были и такие,
которые понимали, что комедия «Ревизор» и есть ужасающая российская
действительность.

Реакционная
пресса подняла невероятный шум, обвиняя Гоголя в клевете на Россию. Автору
угрожали кандалами и Сибирью. «Но это и неудивительно, — писал современ­ник
Гоголя, известный артист Щепкин, — если половина недовольных — дающая, а
половина — берущая взятки».

«Ревизор»
стал комедией, где автору удалось с такой убедительностью вскрыть ужасающие
общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лихоимство, рас­пространенные
среди правительственных чиновников, что его «Ревизор» приобрел силу
исторического документа.

В
комедии изображен далекий заштатный уездный городок, откуда «хоть три года ска­чи,
ни до какого государства не доедешь». Но он — государство в миниатюре. Здесь
есть и юстиция, и просвещение, и полиция, и почта, и даже здравоохранение.
Управляет всем этим, как маленький царек, городничий Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский.

Тихо,
спокойно, неторопливо шла жизнь в этом маленьком городке. «Отцы города»,
чиновники всех рангов, прежде всего радели о своем благополучии: брали взятки,
разво­ровывали казну. И никто из них не думал всерьез заниматься делами,
возложенными на них государством и их должностными обязанностями. А внизу, под
пятой чиновников и полицейских, текла жизнь простого народа — «купечества да
гражданства».

И
вдруг, как снег на голову, свалилась новость: в город едет ревизор. Страх
охватывает всю чиновничью братию — от городничего до почтмейстера. Жуткий,
леденящий душу страх. Для чиновников-бюрократов прибытие ревизора — больше, чем
служебная или ад­министративная забота. Тут, говоря словами городничего, «дело
идет о жизни человека». Ведь почти для каждого из них на карту поставлены и
служебная карьера, и «благополучие жены, детей маленьких», о которых в минуту
страха вспоминает городничий. И именно страх, а не совесть, движет поступками и
действиями чиновников. Ведь беспорядков в городе более чем достаточно. Узнав,
что ревизор в городе находится уже две недели, городничий ужасается: «Батюшки,
сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская
жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор!
поношенье!» Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения.
Забота встревоженных властей направлена лишь на соблюдение внешних приличий,
внешней благопристойности. Всю же остальную их деятельность можно охарактеризовать
как совершенно бесполезную, даже вредную.

Готовясь
к встрече ревизора, каждый из чиновников старается навести в сво­ем ведомстве
видимый порядок, так как боится потерять свое «доходное место».

О
внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: «порядок»,
при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии подвергнут не будет. И
городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием
ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Эти средства и
раньше оправдывали себя при наезде других высокопоставленных лиц; помогут они и
на этот раз. В том, что недалекий Хлестаков сумел обмануть и лодко провести и
самого городничего, и других его чиновников, не последнюю роль сыграл всеобщий
страх, на котором держится действие в комедии. Именно страх не дает открыть
глаза городни­чему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на
них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непосвященному.
А они поверили. И понесли «подношения» ревизору.

Когда
Хлестаков — мнимый ревизор, вняв советам своего слуги Осипа, наконец уезжает,
почтмейстер, распечатав его письмо, в ужасе обнаруживает, что это был вовсе не
ревизор. На сцене появляется жандарм и уведомляет всех о том, что приехавший по
именному повелению чиновник из Петербурга требует к себе городничего. Далее
следует немая сцена. Все будто окаменели. И городничего, и чиновников вновь
охва­тывает ужас.

Возвещая
о приезде чудодейственного ревизора, Гоголь обращался к реальным людям, своим
современникам. От их всеобщих усилий ожидал он победы над злом и неправдой.

Похожие сочинения

Роль немой сцены в “Ревизоре”

Николай Васильевич Гоголь в своей комедии особое внимание уделяет финалу произведения. Таким образом писатель продемонстрирует, насколько велика роль немой сцены в «Ревизоре». Писатель поведением героев хочет показать страх и разочарование, которые они испытывали.

Страх

Когда в финальной сцене комедии чиновники и их приближенные узнают о том, что Хлестаков – не ревизор, а что настоящий инкогнито давно уже здесь и требует к себе городничего, все герои изумляются и меняют свое положение, в котором и застывают до того момента, как опустится занавес. Смысл немой сцены в комедии «Ревизор» заключается в том, что автор оставляет героев произведения в самый страшный для них момент: момент истины. Страх, который герои испытывали, когда только узнали о приезде ревизора, кажется ничтожно малым по сравнению с тем, что они испытывают во время немой сцены.

Чиновники понимают, что все это время они угождали совершенно другому человеку, а настоящий ревизор видел все нарушения в их службе. Герои понимали, что все то, что увидел инкогнито, не должно было попасться на глаза высокопоставленного человека, от которого зависит их социальное положение. Чиновники боятся того, что скажет им ревизор, и страх их оправдан.

Разочарование

Помимо страха, персонажи комедии Н. В. Гоголя испытывают разочарование в том, что все это время они льстили Хлестакову, хотя он этого совершенно не заслуживал. Чиновники понимают, что те деньги, которые они дали взяткой главному герою, не вернутся к ним. Они сожалеют, что были настолько глупыми и наивными, что не смогли разглядеть в Хлестакове вруна. А Анна Андреевна и Марья Антоновна понимают, что согласились на замужество с пройдохой и пустым человеком, который на самом деле ничего из себя не представляет. Значение немой сцены заключается в том, что герои внезапно понимают, что все это время они принимали Хлестакова за ревизора, поступая очень глупо и наигранно.

Н. В. Гоголь специально акцентирует внимание читателей на немой сцене, чтобы передать основной смысл: за все поступки рано или поздно каждый будет нести ответственность.

Поведение героев

Получив известие о том, что настоящий ревизор ждет у себя городничего, герои буквально превращаются в статуи. Автор произведения несколько раз указывает на то, что персонажи будто окаменели. Анализ поведения каждого героя помогает в раскрытии их характеров.

По центру всей грешной толпы становится городничий. Его поза с распростертыми руками и поднятой к небу головой говорит о том, что герой будто задает у Бога вопрос: почему все сложилось именно так?

Анна Андреевна и Марья Антоновна очень напуганы, поэтому они «устремились» к городничему, чтобы найти защиту в его лице.

Добчинский и Бобчинский напуганы не меньше женщин. Они бегут на встречу друг другу, чтобы найти утешение.

Шпеков становится похожим на вопросительный знак. Герой не понимает, как такое могло произойти.

Хлопов, который и в обычных условиях очень скромен и тих, сейчас и вовсе «потерялся самым невинным образом». Он будто хочет уйти от всего происходящего.

Земляника тоже показан в своем настоящем облике: он будто к чему-то прислушивается, желая выйти из этой ситуации нетронутым. Вероятно, он уже готовит план, благодаря которому ему удастся выйти сухим из воды.

Самым смешным представлен образ Ляпкина-Тяпкина, который присел до земли и будто бы произносил фразу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

», обозначающую неожиданные огорчения.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Роль немой сцены в «Ревизоре», продемонстрирует то, как себя ведут герои, а также рассмотрит основные функции, которые выполняет финальная сцена комедии Н. В. Гоголя.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ekaterina Pigarevskaia

    16/17

  • Анна Дегтярёва

    14/17

  • Людмила Марина

    17/17

  • Glich Altero

    16/17

  • Карина Фридрих

    17/17

  • Анютка Арефьева

    13/17

  • Карина Милашкина

    17/17

  • Irina Kurbatova

    17/17

  • Ольга Баздникина

    17/17

  • Аркадий Родионов

    12/17

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Роль государства в правоотношениях егэ
  • Роль средств выразительности в речи сочинение рассуждение
  • Роль госва в экономике план егэ
  • Роль спп в русском языке сочинение рассуждение
  • Роль спп в речи сочинение рассуждение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии