Роль сложноподчиненных предложений в речи сочинение

Гость:

Роль сложных предложений в речи
Сложное предложение более информативно, чем два простых, входящих в его состав. Это может быть добавочная информация к содержанию первой части. Сложное предложение богаче, сложнее того, что передается с помощью простых. Речь наша становится разностороннее, потому что весьма разнообразны и смысловые отношения между частями сложного предложения. Это интонация, сочинительная и подчинительная связь, выраженная союзами и союзными словами.
В сложносочиненных предложениях отношения между частями равноправны, в сложноподчиненных — нет. Использование придаточных, относящихся к одному главному или слову в нем и отвечающих на один и тот же вопрос — одно из синтаксических средств выразительности речи. Такие предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста. 

Роль сложных предложений в тексте разных стилей.

Пример 2.

Сложное предложение
более информативно, чем два простых,
входящих в его состав. Это может быть
добавочная информация к содержанию
первой части. Сложное предложение
богаче, сложнее того, что передается с
помощью простых. Речь наша становится
разностороннее, потому что весьма
разнообразны и смысловые отношения
между частями сложного предложения.
Это интонация, сочинительная и
подчинительная связь, выраженная союзами
и союзными словами.

В сложносочиненных
предложениях отношения между частями
равноправны, в сложноподчиненных —
нет. Использование придаточных,
относящихся к одному главному или слову
в нем и отвечающих на один и тот же вопрос
— одно из синтаксических средств
выразительности речи. Такие предложения
помогают более точно, полно, эмоционально
передать чувства, мысли автора и героев
текста.

ВАРИАНТ 22.

РОЛЬ КНИЖНОЙ
ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ

В различных
функциональных стилях речи используется
книжная лексика. Что означает это
выражение? Какую роль играет книжная
лексика в письменной и устной речи?

Книжная лексика
– это слова, характерные прежде всего
для письменной речи, присущие научным
работам, официально-деловым документам,
публицистике.

Книжные слова чаще
всего не имеют дополнительной окрашенности
(научный и официально-деловой стили).
Однако в книжной лексике выделяются
слова высокие, придающие окраску
важности, возвышенности или поэтичности
тем понятиям, которые они обозначают.
Если говорить о роли книжных слов в
публицистической и художественной
речи, то прежде всего необходимо понимать
их роль и предназначение, знать причины
употребления.

На первый взгляд,
Пётр прав. Книжная лексика затрудняет
понимание текста, требует вдумчивого,
осмысленного прочтения. Необходимо
понять, с какой целью автор употребляет
в тексте книжные слова? Чем это
продиктовано? Попытаемся разобраться
на примере текста М. Канна. Текст
публицистического стиля. Значит, для
него характерны интонация обращения к
слушателям, эмоционально окрашенные
слова, частицы (13), междометия, несложные
синтаксические конструкции (10,11),
риторические вопросы (4-6), восклицания
(3), повторы и т. д. Говоря об общественно
значимых понятиях, явлениях, процессах,
невозможно обойтись без употребления
книжной лексики. В предложенном тексте
много примеров использования книжных
слов: «их возникновение восходит» (13),
«создание … связано с эпохой Петра I»
(14), «бурное развитие научных знаний»
(15), «легли в основу» (18), «в целях
идеологического воздействия» (20) и др.
Присутствие рядом с книжными слов
разговорных было бы стилистически
немотивированным.

Людмила Сергеевна,
разумеется, права. Книжная лексика, в
том числе и публицистическая, выполняет
определённые функции. Чтобы создавать
тексты высокие, наполненные духовным,
нравственным содержанием, необходимо
употребление книжной лексики. Это
придаёт речи особую выразительность,
эмоциональность, патетичность.

ВАРИАНТ 23.

РОЛЬ СРЕДСТВ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РЕЧИ

Русский язык –
один из замечательных языков мира по
разнообразию грамматических форм и по
богатству словаря. Он всегда был предметом
гордости русских писателей. Образность
устной и письменной речи всегда привлекали
к ней внимание писателей. Доказывая
своим современникам полную пригодность
русского языка для науки, философии и
художественной литературы, М. В. Ломоносов
обращал их внимание на его исключительное
богатство. Так в чём же заключается
богатство русского языка? Бесспорно, в
его выразительных возможностях
(средствах).

Слово – основной
инструмент в работе писателя. В процессе
своего исторического развития, кроме
прямого значения, слово нередко
приобретает новое, вторичное значение.

Предметы обладают
отдельными сходными признаками,
качествами. В таких случаях название
одного из них может служить наименованием
другого. Так возникают новые значения
слов. Новое значение слова может
возникнуть, например, путём переноса
названия по сходству: ручка (человека)
– ручка (двери). Переносные значения
слов служат для создания образных,
выразительных средств языка: метафор,
эпитетов, олицетворений и др.

Примером
использования выразительных средств
в речи может служить текст Д. Гранина.
Нельзя не заметить метафоры: «обуздать
время, приручить» (5), синекдохи: «человек
из кареты пересел в поезд, оттуда — в
самолёт» (9). Синекдоху
относят к одним из самых выразительных
средств художественного языка. Ведь
благодаря ей можно выразить весьма
сложные и глубокие понятия и по одной,
точно найденной детали дать широкую
картину. Она помогает поэту быть сжатым,
экономным в своих словах. Контекстуальные
антонимы (письма – телеграммы и телефоны,
гусиное перо – шариковая ручка) (10),
лексические повторы слов (8, 9), противительные
союзы в роли сцепляющих слов (12, 13) – всё
это относится к средствам выразительности,
без которых ни один художественный и
публицистический текст не обходится.

Помимо лексических
средств, в тексте присутствуют и
синтаксические. Обобщающие слова при
однородных членах (11), вводные слова
(7,8) делают
текст выразительнее,
однородные члены с союзом ни-ни (16) вносят
экспрессию в предложение.

Отбор
нужных слов и конструкций, умелое и
бережное отношение автора к слову
помогают нам насладиться языком мастера,
понять основную мысль текста.

ВАРИАНТ 24.

ПУБЛИЦИСТИКА
КАК ОСОБЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Слова «публицистика»
и «публицистический стиль» неотделимы
друг от друга, так как этимологически
эти слова родственны. Публицистический
стиль характерен для языка газет,
журналов, критических статей, выступлений,
докладов, рефератов. Его цель — передача
значимой информации, воздействие на
читателя, слушателя, убеждение его в
чем-то, внушение ему определенных
взглядов, побуждение его к определенным
поступкам, действиям. Для публицистического
стиля характерны логичность, приподнятость,
образность, эмоциональность, оценочность.

Публицистические
выступления отличаются достоверностью,
точностью фактов, конкретностью, строгой
обоснованностью. Это сближает его с
научным стилем речи.

Для публицистики
характерны выразительные средства
языка: общественно-политическая лексика,
синонимы, антонимы, сравнения, обращения,
инверсия, повторы слов, различные по
конструкции предложения. Нередко авторы
публицистического текста прибегают к
помощи разговорных и даже просторечных
слов и оборотов, фразеологических
выражений, усиливающих эмоциональное
воздействие речи.

Какие же из
перечисленных признаков публицистического
стиля встречаются в предложенном тексте?

Во-первых,
присутствует лексика, обозначающая
понятия морали, этики, употребляются
отвлечённые существительные («память»,
«совесть») (1, 17); наблюдается активность
оценочной лексики («безответственность»,
«уважение к труду», «дорого нам») (15,
23); своеобразное использование однородных
членов: соединение парами (22), градация
(20). Наиболее часто встречающаяся
синтаксическая конструкция – использование
предложений с тире между подлежащим и
сказуемым как самостоятельных, так и в
одной из частей в составе сложного (1,
13, 17, 25, 26).

Во-вторых,
характерен
способ изложения в тексте: адресованность
речи широкому кругу читателей, что
требует простоты, ясности и точности
изложения;
аргументированность
изложения.

Всё выше сказанное
указывает на то, что Лена права: текст
Д. Лихачёва относится к публицистическому
стилю.

ВАРИАНТ 25.

РОЛЬ РАЗГОВОРНЫХ
СЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
РЕЧИ.

Отбор и употребление
языковых средств писатель подчиняет
эстетическим целям, которые он стремится
достичь созданием своего произведения.
Одна из таких целей – эмоционально
воздействовать на читателя, заставить
его переживать описываемые события,
судьбы героев и т.п. Для стиля художественной
литературы характерно использование
не только типичных для него языковых
средств, но и средства других стилей, в
особенности разговорного. Какую роль
играют разговорные слова и конструкции
в художественной речи?

Я считаю, что
использование разговорных слов и
конструкций в художественном тексте —
это специальный прием автора, который
создаёт впечатление живой речи. Так, в
предложениях 6-8 для эмоционально
-эстетического воздействия на читателя
автор использует переосмысление слов
(«зайцы решают всё», «хоть из лесу беги»
(11); «на задних лапах стоят» —
фразеологизованный оборот). Приём
намеренного умалчивания (7) выражается
многоточием, с помощью частицы «да»
(3, 8) автор выражает сожаление.
Восклицательное предложение с частицей
«сколько» придаёт ему разговорный
оттенок. Внутренний монолог (10, 15, 16)
оживляет повествование, внося
непосредственность, простоту в
повествование. Сочетание просторечного
слова «брёл» и эмоционально-окрашенного
«размышлял» вызывает комизм ситуации.
А в 20 предложении просторечное слово
«ёлки-палки» создает художественный
образ удивительной красоты, окружающей
Волка. Синонимия глаголов «говорения»
— один из главных показателей выразительных
возможностей языка.

В связи с этим
можно сделать вывод, что присутствие
разговорных слов и конструкций в
художественном тексте обусловлены
замыслом писателя и призваны выполнять
функцию выразительных средств.

ВАРИАНТ 26.

РОЛЬ ОБОСОБЛЕННЫХ
ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТАХ РАЗНЫХ
СТИЛЕЙ.

Обособление – это
смысловое и интонационное выделение
второстепенных членов предложения с
целью придать им некоторую самостоятельность
в предложении, увеличить их смысловую
нагрузку. Обособленные члены предложения
выделяются интонацией, чем подчеркивается
их особое значение среди других
второстепенных членов как средства
усиления выразительности речи.

В предложении
обособленные члены играют двойную роль
– они являются второстепенными членами
и одновременно выражают добавочное
сообщение, при этом причастия и
деепричастия выступают в качестве
второстепенных сказуемых.

Паузы, выделяющие
обособленные обороты, как бы замедляют
нашу речь, делают ее более плавной. Это
вполне уместно, если соответствует
содержанию высказывания. Предложения
с обособленными оборотами позволяют
дать больше информации меньшим количеством
предложений. Употребление обособленных
оборотов требует чувства меры. Большое
количество их затрудняет восприятие
основного сообщения. Обособленные
обороты тяготеют к книжным стилям.

В качестве
доказательства приведём из текста
примеры с обособленными членами:
«огромный и величественный» (5), «перелетая
с дерева на дерево», «задев крылом» (3),
«в три обхвата» (8). Обособленные
определения нередко употребляются для
усиления образной, эмоциональной
значимости. Они помогают не только
увидеть, но и рассмотреть диковинную
(удивительную) красоту предмета, явления.

Обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастными
оборотами, — сжатая, лаконичная и очень
выразительная форма, которая употребляется
в книжной речи. Обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастными оборотами,
выполняют функцию выразительности,
лаконичности, детального описания:
«колыхали, перелетая с дерева на дерево»
(3), «обламывали, задев крылом» (3). Занимая
позицию в конце предложения, обособленные
обороты служат средством создания
словесных картин, отличающихся эпическим
спокойствием. Без обособленных оборотов,
картина может быть беднее, но более
динамичным станет повествование.

Использование в
речи обособленных членов, в особенности
деепричастных оборотов (кратких,
лаконичных, подчеркивающих динамичность
событий), вместо придаточных
обстоятельственных, ведет к разнообразию
синтаксических конструкций, помогает
избежать повторения, нагромождения
одних и тех же сложных предложений.
Синонимика таких конструкций
свидетельствует о богатстве синтаксических
способов выражения близкой, но не
тождественной семантики.

Обособление членов
предложения является одним из
стилистических средств, благодаря чему
они становятся более значимыми, а
передаваемое сообщение приобретает
смысловую точность.

ВАРИАНТ 27

РОЛЬ ТИРЕ НА ПИСЬМЕ

Появившись в конце
18-го столетия, тире превратилось в
наиболее значимый, функционально
насыщенный знак препинания, всё шире и
заметнее завоёвывает себе позиции в
пунктуационной системе.

Широта применения
тире в современных изданиях свидетельствует
об определённой универсализации этого
знака. Однако существуют закономерности
его употребления. Во-первых, это фиксатор
всевозможных «грамматических» пропусков,
тире заполняет эти структурно пустые
места. Во-вторых, оно способствует
передаче на письме особых смысловых
отношений – условно-временных и
следственных. В-третьих, служит цели
создания эмоционально-экспрессивных
качеств речи. Какие же из этих функций
тире встречаются в тексте О. Туберовской?
Попробуем разобраться.

В предложениях 1,
2, 3, 7 тире выполняет структурную функцию.
В данных предложениях оно обозначает
пропуск связки в сказуемом, выраженным
именем существительным. В двух примерах
употребляется частицы «вот» и «это»,
которые интонационно выделяют именное
сказуемое. Функцию отграничителя тире
принимает на себя в предложении 8. Здесь
оно сигнализирует о границе прямой речи
и авторских слов, разрывающих её. Ещё
одну функцию тире — смысловую –
обнаруживаем в предложении 12. Это
бессоюзное сложное предложение, состоящее
из трёх простых. Тире между второй и
третьей частью передаёт значение
следствия, вывода. Так как эти значения
не выражены лексически, т.е. союзами,
тире – это тоже фиксация своеобразных
пропусков.

Подведём итог.
Тире помогает установить смысловые
отношения между словами в предложении,
помогают уточнить структуру предложения.
Оно требует уважительного отношения к
себе. Хаотичное употребление может
привести к изменению смысла.

ВАРИАНТ 28

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Форма: урок-практикум
Цель:
выявить роль ССП в речи;
продолжить знакомство со способами выражением
в тексте антитезы;
познакомиться со стилистической фигурой
многосоюзия;
продолжить работу над формированием навыка
анализа текста.
ХОД УРОКА

1. Слово учителя.


Уже в 8-м классе мы с вами убедились, что разные
по строению виды предложений свойственны разным
стилям речи: простые (часто неполные) предложения
– разговорному стилю, сложные предложения –
книжным стилям речи. Причем сложноподчиненные
предложения характерны для официально-делового
и научного стилей, а сложносочиненные
предложения в этих и публицистическом стилях
используются для описания фактов, результатов
наблюдения.
Сегодня на уроке мы с вами понаблюдаем за ролью
сложносочиненных предложений в речи.

2. Работа с текстами.


Упражнение 1.
Карандашом вставьте и
объясните пропущенные буквы и запятые. Почему в
тексте только одно простое предложение? О чем
оно?
(Это односоставное безличное предложение “Но
Чехова нет”. Оно присоединяется противительным
союзом, что подчеркивает его
противопоставленность сказанному ранее. Первые
два сложных предложения настраивают читателя на
лирический лад, и вдруг совершенно неожиданное
“Чехова нет”, ошеломляющее, падающее тяжелым
грузом , короткое и поэтому очень сильное с
эмоциональной точки зрения предложение.)

Устно произведите стилистический
эксперимент – сложносочиненные предложения
переделайте в простые. Что изменилось в звучании,
в интонации текста в таком случае?
(Если перед нами сложносочиненные предложения,
то они показывают связь между картинами, фактами,
чувствами, придают речи плавность,
неторопливость, музыкальность Простые же
предложения будут подчеркивать отдельные детали
описания.)

Прочитайте текст.
Далеко за лесом пряталась усадьба чернел
старый парк и стоял господский дом с те…асой и
в..н..цианскими стеклами.
В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он
написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином”
бе..конечно грустный рассказ о любви к милой
девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и
живет она в глубине сыроватых аллей в пустых
комнатах большого дома…
Но Чехова нет. В год его смерти мне было
двенадцать лет и я видел непоправимое
бе..надежное горе отца. У моего отца сразу
опустились плечи и затр..слась голова когда ему
сказали что умер Чехов…
(По рассказу К. Паустовского
“Ильинский омут”)
Выдели во втором абзаце ключевые слова,
создающие настроение грусти. (Бесконечно
грустный, чеховская грусть, сыроватые аллеи,
пустые комнаты).
Найдите три случая гиперболы. Как они
связаны с настроением текста?
Какую роль играет наречие в последнем
предложении? (Помогает увидеть стремительность
происходящего, моментальную смену облика и
настроения человека после ошеломляющей новости
о смерти Чехова)

Для справки

Сложносочиненные предложения в речи:
художественное описание – связь
между картинами, фактами, чувствами;
повествование – плавность,
музыкальность речи
Простое предложение – подчеркивание
отдельных деталей описания

Упражнение 2.
В данных предложениях найди
грамматические ошибки, подчеркни их волнистой
чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем
заключается каждая из них? Ответ найди в
материалах для работы, причем пронумеруй их
соответственно номерам предложений, где они
допущены. Исправь ошибки устно или письменно.
С одного дерева на другое перелетали бойкие
синицы, но с каждым днем все ближе весна.
Ум тогда понимали не только как просвещенность,
интеллигентность, но и с понятием умный
связывалась представление о вольнодумстве.
Искали его три дня, но все напрасно, но потом
нашли в степи без чувств.
(Примеры по С. Цейтлин)

Материалы для работы
Три простых предложения соединены одним и
тем же союзом.
Сопоставляются факты, не связанные друг с
другом.
Если союз не только, но и употреблен в
сложносочиненном предложении, то оно должно
начинаться с его первой части.
Для справки
Грамматические ошибки
ошибки в образовании слов, их форм, а также в
построении словосочетаний и предложений.

Упражнение 3.
Вставь пропущенные буквы и
запятые. Убелись, что в данным предложениях союз и
выражает разнообразные оттенки значений:
одновременность (= в то же время) и
последовательность (= затем) действий;
противопоставление (= но); причина (= так как);
условие (=если); равенство, тождество (= так
же как и
).
На него об..жались и тем не менее люди больше
всего нуждались именно в нравстве..ой его
требовательност.. .
Вода уже не казалась холодной и жаль было
вылезать на берег.
Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной
и Андрей остался один.
Она н.. знала н..кого из прису..ствующих и н..кто н..
знал ее.
Стоило выбрать чере..чур восторже..ое выражение
и все рухнуло бы.
В з..ркальных стеклах качались сосны и плыли
грузные серые облака. (По Д. Гранину)
Нужна ли запятая в шестом предложении?

Упражнение 4.
Вставь и объясни пропущенные
дефисы, буквы и знаки. Какое значение имеют здесь
союзы а, но? В каких случаях они образуют
стилистическую фигуру антитезу?
Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло
пустую гости..ую где оно радос..но бл..стало весь
день а теперь только последний луч одиноко
краснеет в углу на п..ркете и боже как мучительна
его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним
вечером сад чернел за окнами всей своей
таинственной ночной чернотой а я лежал в темной
комнате и все глядела на меня в окно, с высоты,
какая (то) тихая звезда… (По И. Бунину “Жизнь
Арсеньева”)
Свободные и ловкие движения. Точный и нежный
профиль… Чуто (чуть) горб..тся но это у нее
прекрасно. Немножко неправильно строение рта и
зубов но в ней это оч..ровательно. Но что в ней
прекраснее всего это ласковость которая
и..ходила из нее так же просто как свет и тепло из
солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном
цветке”)
Убедись, что второй текст-описание начинают
назывные предложения. Какое представление о
героине описания они у тебя вызывают?
Для справки
Стилистическая фигура – оборот
речи, синтаксическое построение, усиливающее
выразительность речи.
Антитеза – стилистическая фигура
контраста, резкого противопоставления образов,
состояний, понятий в художественной речи. На
противопоставлении (контрасте, антитезе) может
быть основана и композиция литературного
произведения, и раскрытие характеров героев.

Упражнение 4.
Вставь и объясни пропущенные
буквы и запятые. Какие из них ставятся в
сложносочиненных предложениях? Обведи кружком
союз и. Одинаково ли звучат предложения с
одиночным союзом и повторяющимися союзами?
Прочитай два предложения первого и второго типа.
В чем выразительность каждого?
Мы шли лесом впереди все светлело светлело
потом деревья разбежались по сторонам и нам
открылось большое неправдоподобно гладкое
розовое под зарей озеро.
Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо
крохотных озер мимо болот мимо наполовину
съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой
предвечерним стекля..ым светом расступался перед
нами и сквозь его голые деревья сквозь
напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом
и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая
земля… (По рассказу Ю. Казакова “Долгие
крики”)

Для справки

Многосоюзие:
особая интонация,
выделение деталей,
единство перечислении,
широта описания, его “незавершенность”.
Одиночный союз – конечность действия,
завершенность описания.

3. Подведение итогов.


Мы с вами хорошо, плодотворно поработали.
Давайте подведем итог проделанному. Какую же
роль играют сложносочиненные предложения в речи?
ССП в художественном описании, повествовании
усиливают связь между картинами, фактами,
чувствами, придают речи плавность,
музыкальность;
Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки
значений: одновременность и последовательность
действий, противопоставление, причину, условие,
равенство;
с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать
стилистическую фигуру антитезу, что усиливает
выразительность речи, представляет резкое
противопоставление образов, состояний, понятий;
использование в ССП многосоюзия придает
предложениям особую интонацию, позволяет
выделить детали, единство перечисления, показать
широту описания, его “незавершенность”;
одиночный союз, наоборот, показывает конечность
действия, завершенность описания.

4. Домашнее задание.


Представьте себе, что стоите у окна
многоэтажного дома, на высоком мосту, на холме..
Что вы видите или могли бы увидеть? Напишите этюд
об этом… Постарайтесь использовать ССП и
стилистическую фигуру многосоюзие, чтобы
описание было более выразительным…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Роль банков в деятельности фирм решу егэ
  • Роль сна обломова в романе сочинение
  • Роль сказуемых сочинение
  • Роль сми в политической системе рф план егэ
  • Роль сказочных мотивов в художественном мире поэмы некрасова кому на руси жить хорошо сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии