Роль государства в современной рыночной экономике определяется его функциями текст егэ

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

А)  государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Б)  бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов

В)  обеспечение охраны правопорядка

Г)  организация работы общественного транспорта

Д)  выплата пенсий, субсидий

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1)  социальное обеспечение населения

2)  организация производства общественных благ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Спрятать пояснение

Пояснение.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели  — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

А)  государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров  — организация производства общественных благ.

Б)  бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов  — социальное обеспечение населения.

В)  обеспечение охраны правопорядка  — организация производства общественных благ.

Г)  организация работы общественного транспорта  — организация производства общественных благ.

Д)  выплата пенсий, субсидий  — социальное обеспечение населения.

Ответ: 21221.

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

• внимательно прочитать задание;
• понять, что именно требуется для успешного ответа;
• уяснить, из каких частей складывается задание;
• стараться выполнить все задание;
• если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
• не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
• старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
• сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений — выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания

Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

2

Указаны две функции

1

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

0

                                                           Максимальный балл

2

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

2

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

1

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Указаны три позиции

3

Указаны две позиции

2

Указана одна функция

1

Ответ неправильный

0

                                                                                     Максимальный балл

3

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
— избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример

3

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

2

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

1

Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный                                                          

0

                                                           Максимальный балл

3

Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.

Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.

С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.

При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.

При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.

Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.

Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.

Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.

Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).

Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.

Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.

Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.

Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.

Библиографическое описание:


Борецкий, Е. А. Роль государства в рыночной экономике / Е. А. Борецкий, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.4 (90.4). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19224/ (дата обращения: 12.03.2023).

Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирования, наиболее важные векторы воздействия федеральных и муниципальных органов.

Ключевые слова:рыночная экономика, государственное регулирование, фискальная политика, механизмы регулирования.

The role of the state in regulation of the modern Russian market, and also the main activities of the government and mechanisms existing for this purpose is presented. Functions of government are designated, when carrying out policy of regulation, the most important vectors of influence of federal and municipal bodies.

Keywords: market economy, state regulation, fiscal policy, regulation mechanisms.

Рыночная система формировалась на протяжении многих тысячелетий, во время длительного распада натурального хозяйства. Суть этого процесса заключалась в том, что происходило перераспределение труда, также хозяйственное и денежное отделение производителей благ. В результате процесс разделения труда становится главнейшей формой связи между субъектами экономики в процессе осуществления их хозяйственной деятельности. Начинает появляться непрерывный процесс, при котором происходит мен продуктами собственного производства на продукты, которые были произведены другими субъектами, возникает понятие рынка.

Рынок представляет собой сложный механизм, главенствующую роль в котором занимает свободная конкуренция между производителями за право продавать свой товар потребителям [1]. Однако периодически могут происходить события, которым весь рынок или некоторые его участники оказываются неподготовленными. Результатом является незапланированное перемещение экономических ресурсов, которое подрывает прогнозируемый ход вещей. Многие покупатели и производители начинают опасаться за грядущие последствия, это вызывает распространение такого состояния неопределенности на остальных участников и только усугубляет кризисную ситуацию.

Хотя рынок и является важным местом для удовлетворения человеческих нужд, тем не менее, он не способен решить такие важные проблемы как обеспечение безопасности государства, удовлетворительного качества медицинских услуг, обязательного образования, обеспечения общественного порядка, функционирования правительства и множество других социально-экономических проблем, стабильность которых необходима для каждого члена общества.

Производство товаров, которые необходимы для всего общества, должно быть постоянным и бесперебойным [3]. Поэтому производство таких товаров и услуг должно полностью контролироваться и финансироваться государственным аппаратом.

При этом правительству необходимо учитывать, что не все общественные товары потребляются обществом в равных долях. Например, силы обороны защищают все государство полностью, но отдельные правоохранительные органы – только отдельные населенные пункты.

В то же время деятельность предприятий рыночного типа может иметь отрицательные, и положительные последствия, которые могут по-разному влиять на состояние различных членов общества.

Например, это могут быть эффекты, которые связанны с загрязнением окружающей среды в результате деятельности предприятия, происходит уменьшение природных запасов из-за увеличивающегося привлечения их в производственный оборот.

Рыночный механизм самостоятельно не в состоянии устранить подобного рода отрицательные последствия, потому что в нем происходит ориентация экономики только на регулярно растущий товарный спрос. Получается, что контроль и регулирование подобных процессов государство должно взять на себя.

Правительство производит организацию перераспределения доходов бюджета, которые оно получает в результате поведения фискальной политики. Такое перераспределение призвано обеспечить проявляющиеся внешние негативные эффекты или справедливое перераспределение выгоды, которые получены от эффектов, давших положительные результаты [2].

Устранение отрицательных последствий возможно с помощью прямого администрирования, т.е. запрещения эксплуатации определенной части невосполнимых природных ресурсов, использования вредных веществ, загрязняющих технологий, производства товаров и услуг, приносящих вред жизни и здоровью населения.

Производители, которые признаются виновными в подобных нарушениях, наказываются штрафами, размер которых в несколько раз превосходит возможный нанесенный ущерб или выгоду предприятия.

С первого взгляда, рынок является самым эффективным способом осуществления хозяйственной деятельности, но в то же время рынок обладает определенными особенностями, которые представляют собой серьезные недостатки, устранить или ослабить которые возможно с помощью деятельности государственных органов и общественно-политических организаций. Поэтому считается, что периодическое вмешательство государства в соответствии с социально-приоритетными направлениями вкупе с саморегуляцией рынка в экономику благотворно сказывается на настроениях в обществе.

Государственное регулирование основывается на вспомогательной роли. Оно появляется из необходимости и только в таких сферах, где проявляется неэффективность принимаемых мер.

Государственным регулированием экономики в условиях рыночного хозяйствования будет являться собой система законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые осуществляются определенными правомочными государственными учреждениями и общественно-политическими организациями для стабилизации и приспособления имеющейся социально-экономической системы к постоянно переменяющимся условиям.

В современных условиях регулирование государством экономики является одной из важнейших частей воспроизводства как непрерывного процесса.

Государство имеет множество рычагов регулирования, такие как поддержка стратегически важных предприятий, стимулирование роста экономики, контроль занятости населения, поощрение отдельных предприятий за внесенный ими вклад в развитие той или иной отрасли хозяйства, поддержка экспортеров продукции [4]. Правительство постоянно принимает какие-либо меры, масштабы которых зависят от характера и остроты социально-экономических проблем в стране за какой-то конкретный период.

Все свои действия государство рассчитывает на какой-то период, который имеет определенную продолжительность. Экономическую политику принято различать на краткосрочную и долгосрочную.

Краткосрочная экономическая политика проводится государством, когда необходимо принять срочные меры, для того чтобы избежать серьезных последствий в будущем. Поскольку экономические процессы обладают непредсказуемостью, то для некоторых предприятий или даже отраслей возникает риск не справиться самостоятельно, с возникшей ситуацией. Например, это может быть выдача кредита под низкий процент какому-либо важному предприятию, находящемуся на грани банкротства. Краткосрочная экономическая политика определяется обычно на несколько месяцев, до года и более.

Долгосрочная политика характеризуется устойчивыми условиями в экономической сфере, при которой у производителей есть уверенность в дальнейшей возможности приобретения ресурсов, вне зависимости от наступающих обстоятельств. Это дает возможность определить пути экономического развития на несколько лет вперед и следовать ими с большой степенью соответствия.

Экономическая политика реализуется государством путем создания или изменения федеральных законов, президентских указов, постановлений правительства, а также других нормативных актов, оперативных постановлений и решений государственных органов.

Объектами государственного регулирования экономики являются различные отдельные предприятия, регионы, сферы, отрасли. Также к ним относятся возникающие события и явления, условия социальной и экономической жизни государства [5]. Объектами являются те аспекты экономики, в которых могут возникнуть проблемы или трудности, которые нельзя разрешить самостоятельно сразу или в ближайшем будущем. При этом устранение этих проблем является необходимым для дальнейшего нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Роль государства в современной рыночной экономке определяется его функциями. Главная цель, на которую направлена деятельность государства это сохранение благоприятных социально-экономических условий для каждого гражданина, обеспечение его нравственного и физического благосостояния, а также его правовой защищенности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т. д.

Обычно государство берет на себе вопросы корректировки тех отрицательных аспектов, которые являются чертами рыночной экономики и которые механизм рынка не может самостоятельно исправить.

Государство ответственно за создание и обеспечение равноправия для предпринимателей и появления честной конкурентной борьбы, устраняя попытки создания монополий. Одновременно с этим оно контролирует создание общественно необходимых товаров и услуг, поскольку механизм рынка не может в полной мере удовлетворять потребности большого числа людей. Кроме того, участие государства обусловлено еще и тем, что рынок не в состоянии обеспечить социально-справедливое распределение доходов. Государство должно заботиться о социально-незащищенных слоях населения, таких как пенсионеры, инвалиды, сироты. В то же время необходимо обеспечивать фундаментальные научные разработки. Такие стороны финансирования рискованы, требуют больших капитальных вложений и не приносят доходов в краткосрочной перспективе. Государству необходимо постоянно контролировать рынок труда, вводя определенные корректировки, оно снижает безработицу, так как право на труд не гарантируется рыночной системой.

В общем случае государство является гарантом политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Литература:

1.                  Антохин Л.М. Теоретические подходы к анализу государственного регулирования экономики // Известия Томского политехнического университета. – 2003. – Т. 306, – № 6. – С. 113–116.

2.                  Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2005. – 399 с.

3.                  Кудров В. М. Мировая экономика. – М.: Юстицинформ, 2009. – 512 с.

4.                  Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с

5.                  Финансы и кредит / Под ред. Романовского М.В. и Белоглазовой Г.Н. – М.:Юрайт, 2013. – 609 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, рынок, государственное регулирование, государственный аппарат, краткосрочная экономическая политика, непрерывный процесс, рабочая сила, рыночная система, рыночная экономика, фискальная политика.

2.12 Роль государства экономике. 

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства. 

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. 

III. Общественные блага. 

IV. Фискальная и монетарная политика. 

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства. 

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. 

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: 

  • стимулировать экономический рост; 
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу 
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё; 
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); 
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); 
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др. 


В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. 


Экономические функции государства: 

1)    Стабилизация экономики 
2)    Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.
3)    Регулирование денежного обращения 
4)    Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)
5)    Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками 
6)    Контроль над внешнеэкономической деятельностью 
7)    Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта 
8)     Компенсация внешних (побочных) эффектов 
9)    Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы 
10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов. 

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. 

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития. 

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. 

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. 

III. Общественные блага. 

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:
1.    экономические — их запасы ограничены (нефть, газ)
2.    неэкономические — к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)
3.    общественные — их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ. 

IV. Фискальная и монетарная политика. 
Методы государственного регулирования
Финансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.

Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

 Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических. 

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

 Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. 

Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики. 
Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. 

Фискальная политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Экономика и государство

Задание 21 № 1028.   Прочитайте
текст и выполните задания С1-С4.

Должно ли государство
регулировать экономику?

Усиление роли
правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования
нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной
политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции.
Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста
производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение
правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность
семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень
накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы
налогообложения, политики правительства и расширения программ социального
страхования. 

А. Фелдстайн 

Каждый
осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как
монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны.
Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также
не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в
установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает
пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить
прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных
общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность
общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

 Р. Альфонсин

1.Совпадает ли
по­зи­ция ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной экономике? При­ве­ди­те
по од­но­му по­ло­же­нию из каж­до­го текста, под­твер­жда­ю­ще­му ваш вывод.

Пояснение.

Содержание вер­но­го
от­ве­та (допускаются иные фор­му­ли­ров­ки ответа, не ис­ка­жа­ю­щие его
смысла).

В от­ве­те
указывается, что по­зи­ции ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной
эко­но­ми­ке не сов­па­да­ют (существенно различаются).

В под­твер­жде­ние
вы­во­да могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие высказывания:

— «Усиление роли пра­ви­тель­ства
пред­став­ля­ет собой се­рьез­ную при­чи­ну ухуд­ше­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния
нашей экономики»;

— «Государство не долж­но
от­ка­зы­вать­ся от своей роли перераспределения, оно также не может от­дать
свою роль в развитии».

2.Как оце­ни­ва­ет
каждый из ав­то­ров значение го­су­дар­ствен­но­го перераспределения до­хо­дов
населения? По­че­му дает такую оценку?

Пояснение.

Содержание вер­но­го
ответа (допускаются иные фор­му­ли­ров­ки ответа, не ис­ка­жа­ю­щие его
смысла).

В от­ве­те
указывается, что в пер­вом из при­ве­ден­ных текстов автор не­га­тив­но
оценивает пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ную деятельность государства, т.к. она ведет
к не­ста­биль­но­сти семейной жизни.

В от­ве­те
указывается, что автор вто­ро­го текста по­ло­жи­тель­но оценивает эту функ­цию
государства, т.к. это спо­соб­ству­ет установлению равноправия.

3.Укажите три
от­ри­ца­тель­ных последствия, к которым, по мне­нию автора пер­во­го текста,
ведет го­су­дар­ствен­ное регулирование в усло­ви­ях рынка. Опи­ра­ясь на зна­ния
из курса обществоведения, по­пы­тай­тесь доказать не­обос­но­ван­ность одного
из этих следствий.

Пояснение. 

В от­ве­те
могут быть при­ве­де­ны следующие ар­гу­мен­ты против го­су­дар­ствен­но­го
регулирования в усло­ви­ях рынка:

— нестабильность
развития;

— инфляция;

— снижение про­из­во­ди­тель­но­сти
труда;

— упадок
научно-исследовательских работ;

— снижение рождаемости;

— медленный рост ос­нов­но­го
капитала.

Учащиеся могут
показать, что, к примеру, упа­док научных исследований, является, как правило,
не след­стви­ем чрезмерного вме­ша­тель­ства государства в экономику, а ре­зуль­та­том
обратного про­цес­са — не­до­стат­ка государственного фи­нан­си­ро­ва­ния
науки.

4.Какие, на
взгляд автора вто­ро­го текста, по­лез­ные функции вы­пол­ня­ет государство в
усло­ви­ях рынка? (Укажите три функции.) Опи­ра­ясь на зна­ния из курса
обществоведения, при­ве­ди­те еще одну не­об­хо­ди­мую функцию го­су­дар­ства в
усло­ви­ях рыночной экономики.

Пояснение.

Содержание вер­но­го
ответа (допускаются иные фор­му­ли­ров­ки ответа, не ис­ка­жа­ю­щие его смысла).

В от­ве­те
могут быть ука­за­ны следующие функ­ции государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния в
усло­ви­ях рынка:

— борьба с
монополизмом;

— установление
равноправия;

— перераспределение
доходов;

— поддержка малых и
сред­них компаний;

— развитие здра­во­охра­не­ния
и образования. До­пол­ни­тель­но могут быть на­зва­ны такие функции:

— поддержка фун­да­мен­таль­ной
науки;

— охрана окру­жа­ю­щей
среды.

Задание 28 № 147

Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не
менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из
вариантов плана раскрытия данной темы.

1.
Экономические функции государства:

а)
законодательное регулирование экономики;

б)
предоставление общественных благ;

в) проведение
социальной политики;

г) обеспечение
экономического роста;

д) стабилизация
экономики.

2.
Финансирование экономической деятельности государства:

а) источники
доходов госбюджета;

б) основные
расходы госбюджета;

в) источники
финансирования дефицита госбюджета.

3.
Бюджетно-налоговая политика государства:

а) цели
бюджетно-налоговой политики;

б) инструменты
бюджетно-налоговой политики;

в)
стимулирующая фискальная политика;

г) сдерживающая
фискальная политика.

Задание 26 № 1403

Раскройте на
трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Пояснение.

Значение
налоговой системы раскрыто на трёх примерах, допустим:

1) накануне
окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные
очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и
администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать
декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в
налоговую инспекцию);

2) фирмы
отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений
осуществляется социальная политика государства;

3) в период
кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили
освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест,
т. е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая
политика государства. Значение налоговой системы может быть раскрыто на других
примерах.

Задание 26 № 1477

Подтвердите тремя
примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества
(необходимость государственного регулирования экономики).

Пояснение.

В ответе
необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена
следующими примерами:

1) в ряде стран
введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на
приобрете ние предметов роскоши, т. е. государство решает про блему
смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного
перераспределения;

2) в Европейском
суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в
моно полизации рынка, т. е. государство, защищая интересы потребителей,
принимает антимонопольное законода тельство;

3) отдельной
статьёй расходов государственного бюджета является финансирование
правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е.
государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена
другими примерами.

Задание 26 № 2143

Каким
экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного
бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для
преодоления последствий этой ситуации.

Пояснение.

Правильный
ответ должен содержать следующие элементы.

1. Указана
экономический термин.

— дефицитный бюджет

2. Приведены
три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации,
например:

— снизить
государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование,
здравоохранение, военные расходы;

— повышение налогов на
бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;

— повышение пенсионного
возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат
государства;

— приватизация
позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам,
снизив расходы.

Могут быть
приведены другие примеры действия государст

Задание 26 № 3512

Раскройте на
трёх кон­крет­ных примерах со­ци­аль­ную функцию налогов.

Пояснение.

Правильный
ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Социальная функ­ция
налогов рас­кры­та с по­мо­щью примеров, допустим:

1) собранные на­ло­ги
являются глав­ным источником об­слу­жи­ва­ния пенсионных выплат, по­со­бий для
со­ци­аль­но незащищённых ка­те­го­рий населения;

2) повышение на­ло­гов
на круп­ные состояния, элит­ную недвижимость поз­во­ля­ет предоставлять льго­ты
по опла­те житья для неимущих;

3) налоги —
глав­ный источник по­пол­не­ния бюджета, из ко­то­ро­го финансируется об­ра­зо­ва­ние
и здравоохранение, со­ци­аль­но значимые сферы жизни общества.

Экономика и государство

Задание 21 № 1028.   Прочитайте
текст и выполните задания С1-С4.

Должно ли государство
регулировать экономику?

Усиление роли
правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования
нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной
политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции.
Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста
производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение
правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность
семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень
накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы
налогообложения, политики правительства и расширения программ социального
страхования. 

А. Фелдстайн 

Каждый
осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как
монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны.
Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также
не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в
установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает
пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить
прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных
общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность
общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

 Р. Альфонсин

1.Совпадает ли по­зи­ция
ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной экономике? При­ве­ди­те
по од­но­му по­ло­же­нию из каж­до­го текста, под­твер­жда­ю­ще­му ваш вывод.

2.Как оце­ни­ва­ет
каждый из ав­то­ров значение го­су­дар­ствен­но­го перераспределения до­хо­дов
населения? По­че­му дает такую оценку?

3.Укажите три от­ри­ца­тель­ных
последствия, к которым, по мне­нию автора пер­во­го текста, ведет го­су­дар­ствен­ное
регулирование в усло­ви­ях рынка. Опи­ра­ясь на зна­ния из курса
обществоведения, по­пы­тай­тесь доказать не­обос­но­ван­ность одного из этих
следствий.

4.Какие, на взгляд
автора вто­ро­го текста, по­лез­ные функции вы­пол­ня­ет государство в усло­ви­ях
рынка? (Укажите три функции.) Опи­ра­ясь на зна­ния из курса обществоведения,
при­ве­ди­те еще одну не­об­хо­ди­мую функцию го­су­дар­ства в усло­ви­ях
рыночной экономики.

Задание 28 Вам поручено
подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». Составьте
план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в
подпунктах.

Задание 26 Раскройте на
трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Задание 26 Подтвердите
тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни
общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Задание 26 Каким
экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного
бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для
преодоления последствий этой ситуации.

Задание 26 Раскройте на
трёх кон­крет­ных примерах со­ци­аль­ную функцию налогов.

обществознание Государство в экономике

обществознание

Государство в экономике

Фискальная - Регулирование государственного  бюджета ... Контроль за денежной массой монетарная

Фискальная — Регулирование государственного

бюджета

… Контроль за денежной массой

монетарная

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги. 2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики. 3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары. 4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления. 5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики. 235

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.
  • 2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики.
  • 3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары.
  • 4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
  • 5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.

235

А) государственное 1) социальное обеспечение населения финансирование 2) организация производства строительства общественных благ диагностических медицинских центров Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов В) обеспечение охраны правопорядка Г) организация работы общественного транспорта Д) выплата пенсий, субсидий 21221

А) государственное 1) социальное обеспечение населения

финансирование 2) организация производства

строительства общественных благ

диагностических

медицинских центров

Б) бесплатное предоставление

отдельным группам граждан лекарственных препаратов

В) обеспечение охраны правопорядка

Г) организация работы общественного транспорта

Д) выплата пенсий, субсидий

21221

Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей 2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов 3) предоставление общественных товаров и услуг 4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности 5) осуществление централизованного распределения и снабжения 134

Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей

2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов

3) предоставление общественных товаров и услуг

4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности

5) осуществление централизованного распределения и снабжения

134

Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики. 2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения. 3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ. 4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости. 5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства. 123

  • Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.

3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.

5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

123

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги. 2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства. 3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах. 4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников. 5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма 345

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства.

3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.

4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.

5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма

345

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике». 1. Понятие экономической политики государства. 2. Экономические функции государства: а) защита конкурентной среды; б) правовое регулирование рынка; в) производство общественных благ и т.д. 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики: а) косвенные (фискальная и монетарная политика); б) прямые (правовое регулирование). 4. Инструменты монетарной политики: а) изменение ключевой (учетной) ставки; б) изменение норм обязательных резервов; в) операции на открытом рынке. 5. Инструменты фискальной политики: а) изменение ставок налогов; б) изменение бюджетных расходов. 6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

  • Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике».

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

  • а) защита конкурентной среды;
  • б) правовое регулирование рынка;
  • в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

  • а) косвенные (фискальная и монетарная политика);
  • б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

  • а) изменение ключевой (учетной) ставки;
  • б) изменение норм обязательных резервов;
  • в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

  • а) изменение ставок налогов;
  • б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). Сначала укажите экономическую функцию государства, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) Использование налогового механизма для снижение уровня социального неравенства. Например, в ряде стран введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т. е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения; 2) Борьба с высоким уровнем инфляции. Например, Центральный банк государства Х. вынужден был повысить учетную (ключевую) ставку, с целью снижения нормы инфляции; 3) Финансирование производства общественных благ. Например, в российском бюджете отдельной статьёй расходов является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). Сначала укажите экономическую функцию государства, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  • 1) Использование налогового механизма для снижение уровня социального неравенства. Например, в ряде стран введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т. е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения;
  • 2) Борьба с высоким уровнем инфляции. Например, Центральный банк государства Х. вынужден был повысить учетную (ключевую) ставку, с целью снижения нормы инфляции;
  • 3) Финансирование производства общественных благ. Например, в российском бюджете отдельной статьёй расходов является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

А) государство оказывает влияние на 1) финансово-экономические экономику своей денежной политикой. методы Б) государство помогает 2) правовые методы товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины В) государство устанавливает правила  экономического поведения для фирм-производителей Г) государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов Д) государство устанавливает условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм 11212

А) государство оказывает влияние на 1) финансово-экономические

экономику своей денежной политикой. методы

Б) государство помогает 2) правовые методы

товаропроизводителям, вводя таможенные

пошлины

В) государство устанавливает правила

экономического поведения для фирм-производителей

Г) государство способствует развитию производства,

увеличивая или уменьшая размер налогов

Д) государство устанавливает условия

заключения хозяйственных договоров,

порядок регистрации фирм

  • 11212

Выберите верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики. 2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков. 3) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов. 4) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий. 5) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования. 245

Выберите верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики.
  • 2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков.
  • 3) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов.
  • 4) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий.
  • 5) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования.

245

Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей. 2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка. 3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ. 4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка. 5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни. 234

Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.

2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.

5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.

234

Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. Назовите любые три проявления несовершенств рынка и проиллюстрируйте примером, как государство может преодолеть каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) Тенденция к монополизации рынка. Способ преодоления: например, государство Х. приняло серию антимонопольных законов и создало Антимонопольную службу, которая борется с монополизацией и ценовыми сговорами. 2) Незаинтересованность предпринимателей в производстве общественных благ. Способ борьбы: например, государство Х. за счет налоговой системы финансирует бесплатное образование, медицину, строит и ремонтирует дороги и т.д. 3) Рынок не обладает способностью нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Способ борьбы: например, государство Х. ввело прогрессивную школу налогообложения, а также ведет социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.

Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. Назовите любые три проявления несовершенств рынка и проиллюстрируйте примером, как государство может преодолеть каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) Тенденция к монополизации рынка. Способ преодоления: например, государство Х. приняло серию антимонопольных законов и создало Антимонопольную службу, которая борется с монополизацией и ценовыми сговорами.

2) Незаинтересованность предпринимателей в производстве общественных благ. Способ борьбы: например, государство Х. за счет налоговой системы финансирует бесплатное образование, медицину, строит и ремонтирует дороги и т.д.

3) Рынок не обладает способностью нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Способ борьбы: например, государство Х. ввело прогрессивную школу налогообложения, а также ведет социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.

А) таможенные пошлины 1) косвенный Б) законодательное 2) прямой закрепление форм предпринимательской деятельности В) операции с государственными  ценными бумагами Г) лицензирование предприятий Д) госзаказы определённым предприятиям 12122

А) таможенные пошлины 1) косвенный

Б) законодательное 2) прямой

закрепление форм

предпринимательской

деятельности

В) операции с государственными

ценными бумагами

Г) лицензирование предприятий

Д) госзаказы определённым предприятиям

12122

Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства. 2) Государственный долг делится на внешний и внутренний. 3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета. 4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике. 5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица. 235

Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.

2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

235

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «государственный долг»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга; − одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга. 1. «государственный долг — общая сумма имеющихся у домашних хозяйств, банков и частных фирм государственных долговых ценных бумаг»; 2. - «выделяют внутренний и внешний государственный долг»;  - «рост государственного долга может быть вызван принятием дефицитного бюджета».

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;

− одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.

1. «государственный долг — общая сумма имеющихся у домашних хозяйств, банков и частных фирм государственных долговых ценных бумаг»;

2. — «выделяют внутренний и внешний государственный долг»;

— «рост государственного долга может быть вызван принятием дефицитного бюджета».

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Функции государства в смешанной экономике». 1. Понятие экономической политики государства. 2. Экономические функции государства: а) защита конкурентной среды; б) правовое регулирование рынка; в) производство общественных благ и т.д. 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики: а) косвенные (фискальная и монетарная политика); б) прямые (правовое регулирование). 4. Инструменты монетарной политики: а) изменение ключевой (учетной) ставки; б) изменение норм обязательных резервов; в) операции на открытом рынке. 5. Инструменты фискальной политики: а) изменение ставок налогов; б) изменение бюджетных расходов. 6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Функции государства в смешанной экономике».

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

  • а) защита конкурентной среды;
  • б) правовое регулирование рынка;
  • в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

  • а) косвенные (фискальная и монетарная политика);
  • б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

  • а) изменение ключевой (учетной) ставки;
  • б) изменение норм обязательных резервов;
  • в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

  • а) изменение ставок налогов;
  • б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) контроль за ценами на товары и услуги 2) распределение факторов производства между производителями 3) создание общественных благ 4) поддержка социально незащищённых групп населения 5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса 345

Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль за ценами на товары и услуги

2) распределение факторов производства между производителями

3) создание общественных благ

4) поддержка социально незащищённых групп населения

5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса

345

В телевизионных дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью, налоговые льготы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот. 1) сторонникИ: - фирма тратит деньги, а значит, происходит перераспределение доходов, являющееся одной из функций налогов; - благотворительная деятельность фирм в некоторой степени уменьшает расходы государственного бюджета, поэтому её надо поощрять; 2) противники: - благотворительность должна быть добровольной и бескорыстной; -объёмы благотворительных пожертвований фирм зачастую могут оказаться существенно меньше суммы потерянных государством налоговых поступлений.

В телевизионных дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью, налоговые льготы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот.

1) сторонникИ:

— фирма тратит деньги, а значит, происходит перераспределение доходов, являющееся одной из функций налогов;

— благотворительная деятельность фирм в некоторой степени уменьшает расходы государственного бюджета, поэтому её надо поощрять;

2) противники:

— благотворительность должна быть добровольной и бескорыстной;

-объёмы благотворительных пожертвований фирм зачастую могут оказаться существенно меньше суммы потерянных государством налоговых поступлений.

Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) поддержка и защита конкуренции 2) изменение учётной ставки рефинансирования 3) обеспечение защиты прав собственности 4) регулирование доходов населения 5) установление нормы банковского резерва 6) операции на рынке ценных бумаг 256

Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1) поддержка и защита конкуренции

2) изменение учётной ставки рефинансирования

3) обеспечение защиты прав собственности

4) регулирование доходов населения

5) установление нормы банковского резерва

6) операции на рынке ценных бумаг

256

Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры. 1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений 2) контроль над деятельностью финансовых организаций 3) проведение антиинфляционной политики 4) принятие закона о банковской деятельности 5) ликвидация последствий наводнения 6) организация работы государственного телеканала 156

Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры.

1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений

2) контроль над деятельностью финансовых организаций

3) проведение антиинфляционной политики

4) принятие закона о банковской деятельности

5) ликвидация последствий наводнения

6) организация работы государственного телеканала

156

Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения). 1) примеры общественных благ: — услуги бесплатного образования, здравоохранения; — услуги охраны правопорядка и обеспечения безопасности; 2) объяснения: — государство располагает большими средствами для их производства, и необх0димость получения прибыли от их сбыта не является ограничивающим его деятельность обстоятельством; — организация производства и предоставления общественных благ связана с реализацией социально-экономической политики государства и регулируется государством, исходя из политических соображений, которые малоактуальны для рынка.

Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

1) примеры общественных благ:

— услуги бесплатного образования, здравоохранения;

— услуги охраны правопорядка и обеспечения безопасности;

2) объяснения:

— государство располагает большими средствами для их производства, и необх0димость получения прибыли от их сбыта не является ограничивающим его деятельность обстоятельством;

— организация производства и предоставления общественных благ связана с реализацией социально-экономической политики государства и регулируется государством, исходя из политических соображений, которые малоактуальны для рынка.

Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К свободным благам все люди имеют неограниченный равный доступ. 2) Объем экономических благ меньше, чем потребность в них у общества. 3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования. 4) Равное предоставление гражданам экономических благ — одна из обязанностей государства в условиях рынка. 5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении. 123

Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К свободным благам все люди имеют неограниченный равный доступ.

2) Объем экономических благ меньше, чем потребность в них у общества.

3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.

4) Равное предоставление гражданам экономических благ — одна из обязанностей государства в условиях рынка.

5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.

123

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».   1)Ассортимент 2) покупатель 3) продавец 4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество 7) государство 8) разнообразный 9) антимонопольный 432179

  • Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».

1)Ассортимент 2) покупатель 3) продавец

4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество 7) государство 8) разнообразный 9) антимонопольный

432179

Обществознание (Экономика)

  • 1
  • 2

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА   ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов

В) обеспечение охраны правопорядка

Г) организация работы общественного транспорта

Д) выплата пенсий, субсидий

 

1) социальное обеспечение населения

2) организация производства общественных благ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Роль точки в предложении сочинение
  • Роль государства в рыночной экономике решу егэ
  • Роль тире в предложении сочинение
  • Роль государства в рыночной экономике план егэ по обществознанию
  • Роль существительных в речи сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии