Всего: 71 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–71
Добавить в вариант
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать
1
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством антиинфляционной политики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие существуют в РФ способы борьбы с инфляцией? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с инфляцией. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «налог»;
— объясните взаимосвязь роли правительства и экономических спадов в государстве. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.
3
Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще три любые экономические функции государства в условиях рыночной экономики.
4
Задания Д22 C3 № 1029
Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «налог».
Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.
Показать
1
Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию
2
Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2019.
3
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по обществознанию., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.
3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей
2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов
3) предоставление общественных товаров и услуг
4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности
5) осуществление централизованного распределения и снабжения
Какие три функции государства в рыночной экономике указывает автор? Укажите их с опорой на текст и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.
Показать
1
Как определяет автор сущность рыночной экономики? В чём автор усматривает особенность деятельности людей в условиях рынка?
2
Автор утверждает: «Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации». Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, сформулируйте три пояснения авторского суждения.
3
Задания Д22 C3 № 3434
Опираясь на текст, укажите любые три характерных черты, признака рыночной системы хозяйствования. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «разделение труда».
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Государство разрабатывает правовую основу экономической деятельности субъектов экономики.
2) В целях поддержания конкуренции государство проводит антимонопольную политику.
3) Бюджетно-налоговая политика государства направлена на регулирование объёма денежной массы, установление ключевой ставки процента.
4) Государство берёт на себя функцию производства общественных благ.
5) В рыночной экономике государство выступает в качестве основного регулятора рынка.
Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1) социальное обеспечение населения
2) организация производства общественных благ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.
Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики.
3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары.
4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.
Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.
2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.
3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.
4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.
5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
3
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
4
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
3
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Одним из проявлений роли государства в социально ориентированной рыночной экономике авторы называют реализацию обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость принятия подобных мер со стороны государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Показать
1
Какая характеристика полной занятости приведена в тексте? Какие конкретные жизненные обстоятельства, по мнению авторов, могут привести к фрикционной безработице? (Укажите любые три таких обстоятельства из текста.) С чем авторы связывают проявление социальных издержек безработицы?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2022. Досрочная волна
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих неполную занятость работников, вызванную разными причинами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2022. Досрочная волна
3
Используя обществоведческие знания, объясните экономический смысл понятия «конкуренция».
(Объяснение смысла / определение понятия может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2022. Досрочная волна
Источник: ЕГЭ по обществознанию 2022. Досрочная волна
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством антиинфляционной политики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие существуют в РФ способы борьбы с инфляцией? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с инфляцией. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством политики направленной на ускорение темпов экономического роста. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие существуют в РФ способы обеспеченья ускорения темпов экономического роста? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ ускорения темпов экономического роста. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством политики направленной на ускорение темпов экономического роста. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие существуют в РФ способы обеспеченья ускорения темпов экономического роста? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ ускорения темпов экономического роста. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством антиинфляционной политики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие существуют в РФ способы борьбы с инфляцией? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с инфляцией. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства.
3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.
4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.
5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.
Задания Д22 C3 № 3919
Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
Показать
1
Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
2
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
3
Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
4
Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Используя обществоведческие знания, укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
В чем, по мнению автора, проявляется роль правительства (государства) в условиях рыночной экономики? Укажите два проявления и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
Показать
1
Что автор считает коренной проблемой социальной организации? Какие два способа решения этой проблемы он называет?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите два экономических вопроса, решение которых в условиях рынка не требует вмешательства государства, и приведите объяснение каждого из них.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
3
Задания Д22 C3 № 4178
Какие черты рыночной экономики приведены в тексте (назовите любые три черты)? Как автор определяет роль конкуренции в рыночной экономике? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
3
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Всего: 71 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–71
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 212 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 …
Добавить в вариант
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
3
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Показать
1
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
2
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
3
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
4
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще три любые экономические функции государства в условиях рыночной экономики.
Показать
1
Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «налог»;
— объясните взаимосвязь роли правительства и экономических спадов в государстве. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.
4
Задания Д22 C3 № 1029
Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «налог».
Автор утверждает, что существует необходимость определённого вмешательства государства в экономическую жизнь. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера участия государства в экономике в условиях рынка, в каждом примере укажите функцию, которую выполняет государство в рыночной экономике. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию государства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать
1
Какое определение понятия «рыночная экономика» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в условиях рыночной экономики происходят определённые потери общественного труда? Какую связь отмечает автор между ориентацией рыночного механизма на получение прибыли и эффективностью решения ряда общественных задач?
2
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о функциях рынка, которые связаны с регулированием общественного производства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
3
Автор упоминает о безработице для наемных работников в условиях рынка. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «безработица». (В объяснении смысла / определении понятия «безработица» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Выберите в представленном ниже перечне верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны
1) В условиях рыночной экономики государство жёстко контролирует предприятия, лишая их какой-либо хозяйственной самостоятельности.
2) Для успешного функционирования экономической системы необходимы правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм.
3) Государство, как важнейший социально-политический институт, разрабатывает стратегию экономического развития страны.
4) К косвенным методам регулирования экономики относится правовое регулирование рынка.
5) К важнейшим экономическим функциям государства относится регулирование кредитно-денежной системы страны.
Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырех примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.
Показать
1
Как авторы характеризуют современную экономическую систему? Приведите авторскую характеристику и укажите, опираясь на текст и знание курса, две отличительные черты современной экономической
системы.
2
Авторы подчеркивают, что в расходах государствах значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая что «общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов тремя конкретными примерами.
3
Задания Д22 C3 № 1547
С опорой на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «рыночная экономика». Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст. Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения экономических проблем?
Установите соответствие между примерами и механизмами государственного регулирования рыночной экономики, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) принятие закона о лицензировании отдельных видов бизнеса
Б) повышение нормы обязательных банковских резервов
В) расширение государственных закупок в период экономического спада
Г) сокращение государственного сектора в экономике
Д) изменение ключевой ставки (учётной ставки процента)
МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1) прямое регулирование
2) косвенное регулирование
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Почему, по мнению автора, решение основных вопросов экономики свободным рынком не может удовлетворить демократическое государство? Используя текст, дайте два объяснения.
Показать
1
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мысли автора о том, что от денежного потока зависит жизненная сила рыночной экономики.
2
Какой фактор производства автор считает основой современной экономики? Укажите другие два фактора производства, значение которых в современном обществе растёт, и в каждом случае поясните свой выбор.
3
Задания Д22 C3 № 9769
Какие две формы государственного принуждения названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».
Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. В каких ситуациях, по Вашему мнению, это может быть целесообразно? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.
Показать
1
Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
2
Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
3
Задания Д22 C3 № 3845
Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка — потребитель. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «потребитель».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Задания Д22 C3 № 9769
Какие две формы государственного принуждения названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».
Показать
1
Почему, по мнению автора, решение основных вопросов экономики свободным рынком не может удовлетворить демократическое государство? Используя текст, дайте два объяснения.
2
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мысли автора о том, что от денежного потока зависит жизненная сила рыночной экономики.
3
Какой фактор производства автор считает основой современной экономики? Укажите другие два фактора производства, значение которых в современном обществе растёт, и в каждом случае поясните свой выбор.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задания Д1 № 354
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ | ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ |
---|---|
Фискальная | Регулирование государственного бюджета |
… | Контроль за денежной массой |
Предметная область: Экономика. Роль государства в экономике
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость государственного регулирования экономических процессов в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие государственные институты отвечают за регулирование экономических отношений в Российской Федерации? (Назовите любые три государственных института.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 институтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции экономического регулирования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Показать
1
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её роль в развитии общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Как автор характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
Показать
1
О каких двух способах воздействия государства на рыночный механизм рассказывает автор текста? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера способов воздействия государства на рыночный механизм.
2
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения значения конкуренции для рыночной экономики.
3
Задания Д22 C3 № 6179
Назовите три социально-экономических явления в жизни общества, которые, по мнению автора, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно социально-экономическое явление, зависящее от роли государства, не указанное в тексте.
Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему для осуществления «быстрых и резких технологических изменений» необходимо участие государства.
Показать
1
Какие количественные проблемы, по мнению автора, решает экономическая система? Укажите три проблемы. Как автор характеризует экономическую политику?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
2
Автор упоминает о циклах деловой активности (экономических циклах). Объясните, почему в определённые периоды этого цикла необходимо государственное вмешательство в экономику? С опорой на обществоведческие знания, укажите любые две меры денежно-кредитной политики, которые может использовать государство в таких ситуациях.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
3
Задания Д22 C3 № 5167
Укажите, какие три инструмента экономической политики назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите цель, для достижения которой может быть использован один любой из этих инструментов.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Задания Д22 C3 № 4178
Какие черты рыночной экономики приведены в тексте (назовите любые три черты)? Как автор определяет роль конкуренции в рыночной экономике? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
Показать
1
Что автор считает коренной проблемой социальной организации? Какие два способа решения этой проблемы он называет?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
2
В чем, по мнению автора, проявляется роль правительства (государства) в условиях рыночной экономики? Укажите два проявления и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
3
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите два экономических вопроса, решение которых в условиях рынка не требует вмешательства государства, и приведите объяснение каждого из них.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задания Д22 C3 № 2447
Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков. опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».
Показать
1
Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.
2
Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.
3
Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.
4
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.
Показать
1
Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
2
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
3
Задания Д22 C3 № 3919
Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Задания Д20 № 470
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ассортимент | 2) покупатель | 3) продавец |
4) монополия | 5) конкуренция | 6) товарищество |
7) государство | |
9) антимонопольный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Экономика. Роль государства в экономике, Экономика. Рынок и рыночный механизм, спрос и предлжение
Задания Д22 C3 № 9825
Почему, пo мнению авторов, система стимулов государственных предприятий не очень эффективна? Используя текст, укажите две причины. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».
Показать
1
Каково, пo мнению авторов, влияние конкуренции: а) на деятельность частных фирм; б) на потребителей?
2
Какие примеры общественных благ приведены в тексте? Какова позиция авторов по вoпpocy производства этих благ? Укажите любые две особенности общественных благ, которые могут существенно затруднить практическую реализацию позиции авторов.
3
Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.
4
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Всего: 212 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 …
обществознание
Государство в экономике
Фискальная — Регулирование государственного
бюджета
… Контроль за денежной массой
монетарная
Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.
- 2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики.
- 3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары.
- 4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
- 5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.
235
А) государственное 1) социальное обеспечение населения
финансирование 2) организация производства
строительства общественных благ
диагностических
медицинских центров
Б) бесплатное предоставление
отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий
21221
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей
2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов
3) предоставление общественных товаров и услуг
4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности
5) осуществление централизованного распределения и снабжения
134
- Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.
2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.
3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.
4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.
5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.
123
Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства.
3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.
4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.
5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма
345
- Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике».
1. Понятие экономической политики государства.
2. Экономические функции государства:
- а) защита конкурентной среды;
- б) правовое регулирование рынка;
- в) производство общественных благ и т.д.
3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:
- а) косвенные (фискальная и монетарная политика);
- б) прямые (правовое регулирование).
4. Инструменты монетарной политики:
- а) изменение ключевой (учетной) ставки;
- б) изменение норм обязательных резервов;
- в) операции на открытом рынке.
5. Инструменты фискальной политики:
- а) изменение ставок налогов;
- б) изменение бюджетных расходов.
6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.
Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). Сначала укажите экономическую функцию государства, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
- 1) Использование налогового механизма для снижение уровня социального неравенства. Например, в ряде стран введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т. е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения;
- 2) Борьба с высоким уровнем инфляции. Например, Центральный банк государства Х. вынужден был повысить учетную (ключевую) ставку, с целью снижения нормы инфляции;
- 3) Финансирование производства общественных благ. Например, в российском бюджете отдельной статьёй расходов является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
А) государство оказывает влияние на 1) финансово-экономические
экономику своей денежной политикой. методы
Б) государство помогает 2) правовые методы
товаропроизводителям, вводя таможенные
пошлины
В) государство устанавливает правила
экономического поведения для фирм-производителей
Г) государство способствует развитию производства,
увеличивая или уменьшая размер налогов
Д) государство устанавливает условия
заключения хозяйственных договоров,
порядок регистрации фирм
- 11212
Выберите верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики.
- 2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков.
- 3) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов.
- 4) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий.
- 5) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования.
245
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.
3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.
234
Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. Назовите любые три проявления несовершенств рынка и проиллюстрируйте примером, как государство может преодолеть каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
1) Тенденция к монополизации рынка. Способ преодоления: например, государство Х. приняло серию антимонопольных законов и создало Антимонопольную службу, которая борется с монополизацией и ценовыми сговорами.
2) Незаинтересованность предпринимателей в производстве общественных благ. Способ борьбы: например, государство Х. за счет налоговой системы финансирует бесплатное образование, медицину, строит и ремонтирует дороги и т.д.
3) Рынок не обладает способностью нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Способ борьбы: например, государство Х. ввело прогрессивную школу налогообложения, а также ведет социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.
А) таможенные пошлины 1) косвенный
Б) законодательное 2) прямой
закрепление форм
предпринимательской
деятельности
В) операции с государственными
ценными бумагами
Г) лицензирование предприятий
Д) госзаказы определённым предприятиям
12122
Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.
2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.
3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.
4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.
5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.
235
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;
− одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.
1. «государственный долг — общая сумма имеющихся у домашних хозяйств, банков и частных фирм государственных долговых ценных бумаг»;
2. — «выделяют внутренний и внешний государственный долг»;
— «рост государственного долга может быть вызван принятием дефицитного бюджета».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Функции государства в смешанной экономике».
1. Понятие экономической политики государства.
2. Экономические функции государства:
- а) защита конкурентной среды;
- б) правовое регулирование рынка;
- в) производство общественных благ и т.д.
3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:
- а) косвенные (фискальная и монетарная политика);
- б) прямые (правовое регулирование).
4. Инструменты монетарной политики:
- а) изменение ключевой (учетной) ставки;
- б) изменение норм обязательных резервов;
- в) операции на открытом рынке.
5. Инструменты фискальной политики:
- а) изменение ставок налогов;
- б) изменение бюджетных расходов.
6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.
Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) контроль за ценами на товары и услуги
2) распределение факторов производства между производителями
3) создание общественных благ
4) поддержка социально незащищённых групп населения
5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса
345
В телевизионных дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью, налоговые льготы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот.
1) сторонникИ:
— фирма тратит деньги, а значит, происходит перераспределение доходов, являющееся одной из функций налогов;
— благотворительная деятельность фирм в некоторой степени уменьшает расходы государственного бюджета, поэтому её надо поощрять;
2) противники:
— благотворительность должна быть добровольной и бескорыстной;
-объёмы благотворительных пожертвований фирм зачастую могут оказаться существенно меньше суммы потерянных государством налоговых поступлений.
Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддержка и защита конкуренции
2) изменение учётной ставки рефинансирования
3) обеспечение защиты прав собственности
4) регулирование доходов населения
5) установление нормы банковского резерва
6) операции на рынке ценных бумаг
256
Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры.
1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений
2) контроль над деятельностью финансовых организаций
3) проведение антиинфляционной политики
4) принятие закона о банковской деятельности
5) ликвидация последствий наводнения
6) организация работы государственного телеканала
156
Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).
1) примеры общественных благ:
— услуги бесплатного образования, здравоохранения;
— услуги охраны правопорядка и обеспечения безопасности;
2) объяснения:
— государство располагает большими средствами для их производства, и необх0димость получения прибыли от их сбыта не является ограничивающим его деятельность обстоятельством;
— организация производства и предоставления общественных благ связана с реализацией социально-экономической политики государства и регулируется государством, исходя из политических соображений, которые малоактуальны для рынка.
Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К свободным благам все люди имеют неограниченный равный доступ.
2) Объем экономических благ меньше, чем потребность в них у общества.
3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.
4) Равное предоставление гражданам экономических благ — одна из обязанностей государства в условиях рынка.
5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.
123
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».
1)Ассортимент 2) покупатель 3) продавец
4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество 7) государство разнообразный 9) антимонопольный
432179
2.12 Роль государства экономике.
I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.
II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике.
III. Общественные блага.
IV. Фискальная и монетарная политика.
I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.
Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие:
- стимулировать экономический рост;
- создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу
- поддержание сбалансированного общественного производства
- повышение эффективности общественного производства
- экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё;
- справедливое распределение дохода
- стабильность цен
- недопущение инфляции
- сохранение природной среды
- обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов);
- заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу);
- оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.
В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.
Экономические функции государства:
1) Стабилизация экономики
2) Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.
3) Регулирование денежного обращения
4) Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)
5) Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками
6) Контроль над внешнеэкономической деятельностью
7) Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта
Компенсация внешних (побочных) эффектов
9) Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы
10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.
Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.
II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике.
В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.
Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику.
Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.
III. Общественные блага.
Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:
1. экономические — их запасы ограничены (нефть, газ)
2. неэкономические — к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)
3. общественные — их предоставляет государство (транспорт, связь)
Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.
Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.
IV. Фискальная и монетарная политика.
Методы государственного регулирования
Финансово-экономические методы управления включают налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, контрольные и целевые методы, а также систему государственно-частного партнерства и стимулирования роста доходов населения.
Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических.
Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике.
Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.
Представители теории монетаризма придерживаются позиции сокращения влияния государства на экономику.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.
Фискальная политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.
Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.
Обществознание, 11 класс
Урок № 21. Роль государства в экономике
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Роль государства в экономике.
- Общественные блага.
- Основы денежной и бюджетной политики государства.
- Денежно-кредитная (монетарная) политика.
- Государственный бюджет.
- Государственный долг.
Тезаурус:
Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.
Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.
Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.
Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. — С. 80-91.
Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. — М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156
Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. — М.: Омега-Л, 2015. – С. 352
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.
Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.
Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.
В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:
— законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;
— поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;
— перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;
— контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
— стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;
— предпринимательская деятельность государства.
Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:
— повышение доходов и уровня качества жизни людей;
— обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;
— улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;
— развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;
— улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.
— обеспечение полной занятости
Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).
Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.
Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.
Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.
Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.
Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.
Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.
Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.
Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.
Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.
В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.
Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.
Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.
Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.
Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.
Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.
Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.
Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.
Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.
Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»
Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.
Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.
В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.
Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.
Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.
Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.
Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.
Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.
Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.
Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.
Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.
Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.
Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.
Примеры и разбор решения заданий
1. Впишите слово, пропущенное в таблице.
Стабилизационная политика |
Направлена на оздоровление экономики |
На обеспечение сбалансированного развития экономики |
Правильный вариант/варианты: структурная политика.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) дешевый 4) ставка 7) корреляция
2) импорт 5) число кредит
3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.
Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
- Главная
-
ЕГЭ
-
Обществознание
-
Анализ текстовой информации
-
Блок: Экономика
22. Анализ текстовой информации
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Роль государства в экономике:
Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. […]
Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.
Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги, государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что “дело каждого — ничье дело”. Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.
[…]
Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя, и каждый его член получает свою долю от государства. […]
(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)
22. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст. Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения экономических проблем.
ответ
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом:
II. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены причины, допустим: Нерегулируемый стихийный рынок может:
2) Указаны обстоятельства, например: Государство выходит на арену с готовностью понести расходы в целях:
Могут быть приведены правильные положения. |
|
Приведены две причины и три обстоятельства |
2 |
Приведены одна-две причины и одно − два обстоятельства |
1 |
Приведена одна причина ИЛИ одно обстоятельство ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Финансовая стабильность и инфляция:
Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги.
Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывания покупательной способности для будущего употребления.
Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчеты будущих доходов и издержек.
Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью… Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля) будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.
Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, также как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает… И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы…
Инфляция разрушает экономику страны. Она делает планирование и реализацию инвестиционных проектов чрезвычайно рискованным делом. Неожиданные изменения в уровне инфляции могут быстро превратить обещающую высокую отдачу проекта, в трагедию для инвесторов.
Когда правительство раздувает инфляцию, люди затрачивают меньше времени на производство и больше — на попытки оградить свое благополучие. Невозможность точно представить себе будущий уровень инфляции может оказать существенное влияние на личное богатство каждого, вследствие чего люди сокращают вложение ресурсов в производство товаров и услуг, взамен направляя их на получение информации относительно будущих тем по инфляции… По мере того, как ресурсы уходят из производительных сфер деятельности в непроизводительные, экономика деградирует.
Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в свое правительство…
При всем разнообразии средств, обеспечивающих денежную и ценовую стабильность, все признают ее исключительную важность как источника экономического процветания. Без денежной стабильности потенциальные выгоды от инвестиций и других операций, предусматривающих долговременные обязательства, будут утеряны, и народ страны не сможет полностью реализовать свой экономический потенциал.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
22. Авторы утверждают, что «экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью». С опорой на текст, знание обществоведческого курса приведите три опасности нестабильности денег в экономике.
ответ
Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом:
2. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: Приведены три опасности нестабильности денег в экономике, допустим: 1) В условиях нестабильности денег усложняются отношения должников и кредиторов, особенно для последних, дав значительную сумму в долг в условиях инфляции, можно существенно потерять при возвращении суммы; 2) Нестабильность денег делает сложным приобретение в рассрочку крупной вещи (автомобиля, дома), те платежи, на которые человек рассчитывал первоначально, могут оказаться существенно выше в условиях инфляции; 3) «При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации − снижается». Могут быть приведены иные уместные опасности. |
|
Указаны три опасности |
2 |
Указаны одна − две опасности |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки. Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т. ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.
К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования — конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…
Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…
Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т. п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.
Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.
(В. И. Кушлин и др.)
22. Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.
ответ
2. Могут быть указаны следующие недостатки:
1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции;
2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен;
3) часто проявляющиеся инфляционные процессы;
4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ;
5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры и др.);
6) высокая дифференциация в доходах населения.
Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Пора зарегистрироваться!
Так твой прогресс будет сохраняться.
Регистрация
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий