Роль государства в экономике егэ обществознание конспект

2.12 Роль государства экономике. 

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства. 

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. 

III. Общественные блага. 

IV. Фискальная и монетарная политика. 

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства. 

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. 

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: 

  • стимулировать экономический рост; 
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу 
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё; 
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); 
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); 
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др. 


В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. 


Экономические функции государства: 

1)    Стабилизация экономики 
2)    Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.
3)    Регулирование денежного обращения 
4)    Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)
5)    Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками 
6)    Контроль над внешнеэкономической деятельностью 
7)    Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта 
8)     Компенсация внешних (побочных) эффектов 
9)    Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы 
10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов. 

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. 

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития. 

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. 

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. 

III. Общественные блага. 

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:
1.    экономические — их запасы ограничены (нефть, газ)
2.    неэкономические — к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)
3.    общественные — их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ. 

IV. Фискальная и монетарная политика. 
Методы государственного регулирования
Финансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.

Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

 Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических. 

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

 Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. 

Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики. 
Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. 

Фискальная политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Тезаурус:

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. — С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. — М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. — М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

— законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

— поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

— перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

— контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

— стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

— предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

— повышение доходов и уровня качества жизни людей;

— обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

— улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

— развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

— улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

— обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Стабилизационная политика

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

«ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО».

1.    
Экономические
функции государства.

2.    
Инструменты
регулирования.

3.    
Монетарная
политика.

4.    
Фискальная
политика.

1. ФУНКЦИИ — внешнее
проявление свойств объекта, отличительные черты. Без государственного контроля произошел
Мировой экономический кризис 1929. Сейчас государство играет роль экономического
регулятора.

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВА: рост экономики; защита
конкуренции; борьба с монополиями; условия для экономической свободы;
экономическая безопасность и эффективность; занятость; определение финансовой,
инвестиционной, аграрной, научно-технической, торговой политики; КОМПЕНСАЦИЯ
НЕСОВЕРШЕНСТВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ!!!

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
переход от прямых — к косвенным методам вмешательства; развитие науки; защита
экологии; стабильность; законы; защита собственности; регулирование денежного
обращения; создание рабочих мест; производство ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
товары и услуги, предоставляемые всем на равных условиях (оборона, образование,
медицина). Производство общественных благ требует огромных затрат, которые
государство получает через налогообложение. Производство общественных благ
приводит к положительным и отрицательным ВНЕШНИМ ЭФФЕКТАМ – издержки и
выгоды, связанные с потреблением общественных благ.

2.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

ПРЯМОЕ

КОСВЕННОЕ

Административное регулирование

Фискальная политика

Монетарная политика

Законодательная деятельность; государственные
заказы; государственный сектор в экономике.

Регулирование экономики через налогообложение.

Регулирование объема денег в обороте для обеспечения
роста экономики

КЕЙНСИАНСТВО (Дж.
КЕЙНС)

МОНЕТАРИСТЫ (Д. ЮМ,
М. ФРИДМЕН)

Рыночный механизм не может решить всех проблем,
государство должно вмешиваться.

Освободить экономику от опеки государства, сократить
налоги и государственные расходы, экономика – саморегулирующаяся система.

3. МОНЕТАРИЗМ – экономическая
политика государства, основанная на регулировании объема денег  в обороте для
обеспечения роста экономики.

1.    
Центральный
банк (ЦБ РФ) дает деньги банкам под определенный процент – УЧЕТНАЯ СТАВКА.
Изменение ставки влияет на стоимость кредита, а он влияет на инфляцию, рост
производства, покупательную способность.

2.    
БАНКОВСКИЙ
РЕЗЕРВ

— часть банковского вклада хранится как резерв в виде наличности в ЦБ РФ,
доступных для снятия денег со счёта. Большую часть отданных на хранение
денег банк выдаёт обратно в виде кредитов. ЦБ увеличивает резерв
– у банков меньше денег на кредиты.

4. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – деятельность
государства в области налогообложения для стабильного развития, низкой
инфляции, высокой занятости населения. СПОСОБЫ:

1.    
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ

– совокупность доходов и расходов государства за определенный период.
Утверждается – парламентом, исполняется – правительством. Бюджет влияет на
экономику через налогообложение и государственные расходы.

2.    
НАЛОГ
обязательный платеж в пользу государства, конституционная обязанность. Виды:
прямые (НДФЛ) и косвенные (НДС). Увеличение налогов – спад, уменьшение налогов
— рост производства.

3.    
Государственные
расходы. Суть: избежать ДЕФИЦИТА – превышение расходов над доходами,
государство вынуждено занимать (ВНУТРЕННИЙ или ВНЕШНИЙ ДОЛГ). Займ
осуществляется через выпуск ценных бумаг, которые государство потом выкупает с
выплатой процентов.

%d1%8d%d0%ba1

%d1%8d%d0%ba2

%d1%8d%d0%ba3

%d1%8d%d0%ba4

%d1%8d%d0%ba5

%d1%8d%d0%ba6

%d1%8d%d0%ba7

%d1%8d%d0%ba10

%d1%8d%d0%ba11

%d1%8d%d0%ba13

%d1%8d%d0%ba14

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сущность прямых мер заключается в непосредственном, прямом воздействии на экономические процессы при помощи административных (административно-правовых) методов влияния. К таким методам относятся, прежде всего, законодательная деятельность государства, расширение госзаказов, развитие госсектора в экономике и др. В случае прямого регулирования хозяйствующие субъекты должны ориентироваться не на свой выбор, а на прямые указания государства.
Косвенное же регулирование отличается тем, что государство лишь создает предпосылки для принятия хозяйствующими субъектами желаемого решения (которое будет соответствовать направлениям экономической политики), а не вмешивается напрямую. Подобное регулирование основывается преимущественно на экономических методах, и осуществляется с помощью инструментов монетарной и фискальной политики.

Фискальная политика проводится государством при помощи налоговой системы и может быть стимулирующей или сдерживающей. Если, например, экономика страдает от высокой инфляции, то для ее снижения необходимо увеличить налоги и тем самым снизить экономическую активность хозяйствующих субъектов – то есть провести сдерживающую фискальную политику. И, напротив, при спаде производства государство снижает налоговое бремя и способствует, таким образом, стимулированию экономики.
С монетарной политикой немного сложнее: ее основными инструментами являются определение учётной ставки процента (процент, под который ЦБ выдает деньги другим коммерческим банкам), установление нормы обязательных резервов (количество средств,которые каждая кредитная организация обязана хранить на депозите в ЦБ или в виде наличных денег в собственных хранилищах) и операции на рынке ценных бумаг, которыми располагает Центральный Банк.

Цель денежно-кредитной политики – обеспечение такого уровня внутреннего производства, при котором наблюдаются полная занятость ресурсов и низкая инфляция.

В зависимости от экономической ситуации в стране ЦБ может проводить политику «дешёвых» или «дорогих»денег.
Политика «дешевых» денег направлена на оживление деловой активности и стимулирование экономического роста посредством увеличения предложения денег и удешевления кредита (то есть удешевления денег). При такой политике ЦБ снижает учетную ставку и норму обязательных резервов, благодаря чему коммерческие банки начинают выдавать кредиты фирмам и населению под более низкий процент, а также активно приобретает ценные бумаги предприятий, тем самым обменивая их на деньги, которые фирма сможет использовать для своего развития.

В политике «дорогих» денег все с точностью наоборот: если неграмотная политика «дешевых» денег могла привести к инфляции (обесцениванию денег), то политика «дорогих» направлена на борьбу с инфляцией. Для этого ЦБ повышает учетную ставку и норму обязательных резервов, из-за чего кредиты коммерческих банков становятся дороже и, соответственно, желающих их взять становится меньше, а также продает фирмам облигации (ценные бумаги). Эти действия позволяют изъять излишнее количество денег из обращения и сократить уровень инфляции.

Вопрос о том, нужно ли
государство экономике, волновал умы не одного поколения учёных. Американский
экономист Дуглас Норт говорил: «По вопросу о необходимости государства для
экономики суд удалился на совещание и пока не вернулся».
Так в чём же
состоит роль государства в экономике?

Экономическая политика
государства 
 это процесс реализации его
экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на
экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общими
экономическими целями государства в рыночной экономике являются:

·       обеспечение
экономического роста;

·       создание условий
экономической свободы;

·       обеспечение экономической
безопасности;

·       обеспечение полной
занятости;

·       достижение экономической
эффективности.

Существуют следующие
функции государства в экономической сфере:

·     стабилизация экономики;

·     защита прав
собственности;

·     регулирование денежного
обращения;

·     перераспределение
доходов;

·     регулирование
взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;

·     контроль над внешнеэкономической
деятельностью;

·     поддержка и обеспечение
функционирования рыночной системы.

Среди наиболее успешно
решаемых государством экономических задач можно выделить следующие:

·        
защита
основ рыночной экономики;

·        
антимонопольное
регулирование;

·        
разработка и финансирование программ помощи нуждающимся;

·        
производство
общественных благ.

Общественные блага это
товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных условиях
(например, оборона, охрана правопорядка, бесплатное всеобщее образование, общедоступные
услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, театров, музеев, парков,
услуги общественного транспорта и другие).

Общественные блага
неисключаемы и неконкурентны, то есть никого нельзя их лишить. Например, нельзя
обеспечивать охрану правопорядка и безопасность только для тех граждан, которые
могут за это заплатить. Государство охраняет всех граждан на равных условиях. Общественные
блага одинаково доступны людям, а за их пользование, как правило, не взимается
плата. Более того, коммерческой выгоды, производство общественных благ принести
не может, именно поэтому в подавляющем большинстве случаев их производством
занимается государство.

·        
учёт
внешних эффектов;

Внешние эффекты — это связанные с
производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц, которые
не участвуют в производстве и потреблении.

Например, завод
производит продукцию и получает прибыль от её реализации. Но если предприятие
не позаботилось об очистных сооружениях, то все люди, которые живут около
предприятия, тоже вынуждены нести издержки в виде грязного воздуха, грязной
воды и так далее. 

Главной задачей
государства является исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять
полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании,
субсидирование, налогообложение, разработка стандартов безопасности и другие.

Например, в случае с
нашим заводом государство может обязать предприятие построить очистные
сооружения.

Принято выделять следующие
методы государственного регулирования экономики: юридические, экономические
и прогнозирование.

Юридические методы:

·        
создание
правовых рамок экономической деятельности;

·        
защита
законных интересов участников экономической деятельности.

Прогнозирование:

·        
определение
приоритетов и целей развития экономики.

Экономические методы принято
разделять на две части: прямые и косвенные.

Прямые методы
(государство непосредственно участвует в экономических отношениях):

·        
государственные
предприятия;

·        
бюджетные
инвестиции;

·        
государственный
заказ;

·        
политика
протекционизма (таможенные пошлины, квоты, экспортные субсидии).

Косвенные методы (политика
государства вынуждает производителей менять своё экономическое поведение):

·        
социальная
политика;

·        
фискальная
политика (бюджетно-налоговая);

·        
монетарная
политика.

Монетарная политика – это совокупность
мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на
регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости
и выравнивание платёжного баланса.

В нашей стране монетарную
политику проводит Центральный банк Российской Федерации (Банк России), а
именно:

·        
занимается
регулированием денежного обращения;

·        
осуществляет
эмиссию денег (выпуск в обращение новых денег
государством).

В своё время американский
экономист Ирвинг Фишер вывел специальную формулу, так называемое «уравнение
обмена Фишера».

Mэто количество денег в
обращении.

vэто скорость обращения
денежной единицы (то есть сколько в среднем денежная единица переходит из рук в
руки).

Pэто уровень цен.

Qэто объем произведённой
продукции.

То есть объём денежной массы,
умноженный на скорость обращения денежной единицы равен уровеню цен в стране,
умноженному на объём произведённой продукции.

При элементарных знаниях математики можно вывести следующую
формулу: то есть от чего зависит количество денег в
стране, необходимое для нормального обращения товара, – от уровня производства.
Если объем производимой продукции растёт, то значит нужно увеличивать
количество денег в обращении. Если же количество денег в обращении будет расти
быстрее, чем объём производимой продукции, то тогда будут расти цены.

Монетарная политика также
включает в себя:

·       операции на валютном
рынке, поддержку национальной волюты;

·       определение ставки
учётного процента (ставки рефинансирования) – ставки, по которой Центральный
банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам;

·       определение нормы
обязательных банковских резервов;

·       операции на рынке с
государственными ценными бумагами.

Экономическую
политику любого государства невозможно себе представить без налогов. «В
нашем мире неизбежны только две вещи – смерть и налоги»
, – говорил
Бенджамин Франклин, чей портрет украшает купюру в 100 американских долларов вот
уже более века.

Налоги

это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе
специального налогового законодательства.

В
истории человечества изымание денег и других ценностей у населения происходило
в самых разнообразных формах: в виде дани, штрафа, «участия» в доходах,
арендной платы, да и просто вымогательства.

Даже
всем известный анекдот гласит, что лучший способ рассказать детям о налогах –
это съесть 13 % от их мороженого.

В конституции нашей
страны говорится о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги
и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Всё, что связано со сбором
налогов, принято относить к фискальной (бюджетно-налоговой) политике –
это система мероприятий, направленных на регулирование экономики с помощью
государственных расходов и налогов.

Налоги вводит
исключительно государство, и они являются обязательными платежами.

Налоги обязаны уплачивать
в бюджет все налоговые резиденты Российской Федерации – это все физические и
юридические лица, независимо от формы собственности, которые получают доходы на
территории России на протяжении боле 183 (ста восьмидесяти трёх) дней.

Все налоги легитимны, то
есть их виды, размеры, сроки и способы уплаты определены законодательно. Виды
налогов и их ставки должны быть стабильны, то есть устойчивы по времени. Кроме
этого, налоги должны взиматься в сроки и способом, наиболее удобным для налогоплательщика,
и быть экономически эффективны, то есть:

·       разница между суммой
налоговых сборов и затратами, понесёнными на их получение, должна быть
максимальной;

·       налогообложение не должно
подрывать возможность продолжения производства.

А какие виды налогов существуют в нашей стране?

Чтобы
разобраться в разновидностях налогов, надо определить основные принципы их
классификации.

Выделяют
следующие виды налогов:  

v по способам взимания:
прямые и косвенные;

Прямые
налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их
доходов. Прямые налоги – это налог на прибыль, подоходный налог, налог на
имущество.

Косвенными
налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди
косвенных налогов основные — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы,
импортные пошлины, налог с продаж и другие.

v по уровням
бюджета, в который они зачисляются: федеральные, региональные и местные;

Федеральные налоги и сборы установлены
Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей
территории нашей страны. К федеральным налогам и сборам относятся:

·       налог на добавленную
стоимость;

·       акцизы;

·       таможенные пошлины;

·       подоходный налог;

·       налог на продажу валюты;

·       на добычу полезных
ископаемых;

·       водный налог;

·       сборы за пользование
биологическими ресурсами;

·       государственные пошлины;

·       налог на прибыль.

Региональные налоги установлены законами
субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации. К региональным налогам можно отнести:

·       
налог
на имущество предприятий;

·       
лесной
налог;

·       
налог
на воду;

·       
налог
на игорный бизнес;

·       
транспортный
налог.

Местные
налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и обязательны к уплате на их территориях.

К
местным налогам и сборам можно отнести:

·       налог на имущество
физических лиц;

·       торговый сбор;

·       земельный налог;

·       курортный налог;

·       налог на рекламу;

·       налог на содержание жилищного
фонда.

·       
по
налогоплательщикам: налоги с физических и юридических лиц.

Выделяют три системы
налогообложения: пропорциональную, прогрессивную и регрессивную. Данные
системы отличаются друг от друга характером ставок налогообложения.

Пропорциональная система
все
налогоплательщики платят налог по равной ставке. Ставка налога одинакова для
всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика.

Прогрессивная система – построенная на принципе
увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода
налогоплательщика, то есть чем выше доход, тем выше ставка налогообложения.

Регрессивная система – ставка снижается при
увеличении облагаемой налогом величины. Это означает, что при увеличении
доходов ставка падает и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

Выделяются
следующие функции налогов:

Регулирующая.
Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы,
государство создаёт условия, которые регулируют экономические процессы.

Стимулирующая.
С помощью налогов государство поощряет такие экономические процессы, которые
необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему
не нужны.

Социальная.
Налоги фактически перераспределяют через госбюджет финансовые средства от
налогоплательщиков к нуждающимся (пенсионерам, безработным, малообеспеченным
семьям и так далее).

Фискальная.
С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные
финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования
государства.

Контрольная
Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового
пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую
систему и налоговую политику государства.

Все собранные
государством налоги поступают в государственный бюджет – это
сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие
расходов федеральных или местных органов государственной власти на определённый
период (как правило, на год). Проект бюджета разрабатывает правительство, а принимает
парламент – в нашей стране это Федеральное собрание.

Выделяют две основные
части государственного бюджета:

·       
доходная
часть
:
налоги, государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и другие),
денежная эмиссия (в том числе и кредитных денег), внешние займы, прибыль от
государственных предприятий, доходы от использования государственной
собственности, доходы от платных услуг, штрафы и компенсации;

·       
расходная
часть.
Расходы
делят на текущие и капитальные. Текущие расходы существуют всегда – это расходы
на образование, здравоохранение, армию, полицию и так далее. Капитальные
расходы – это вложения в будущие инвестиции в различные проекты.

Если расходы и доходы бюджета совпадают, то такой бюджет называют сбалансированным. 
В том случае, если доходы превышают расходы,
принято говорить о профиците бюджета, ну а если расходы превышают доходы,
то принято говорить о дефиците бюджета.

Существуют следующие источники
покрытия бюджетного дефицита:

·       
Привлечение
средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в
которые они вкладывают свои сбережения.

·       
Использование
кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства
выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного
обращения дополнительную массу денег.

Также государство может
прибегнуть и к иным способам сокращения дефицита государственного бюджета,
таким как:

·       сокращение
государственных расходов;

·       увеличение налогов;

·       продажа государственной
собственности;

·       приватизация
государственных предприятий;

·       внешние и внутренние
займы;

·       денежная эмиссия.

В
конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.    
Какую
роль государство играет в экономике?

2.    
Что
такое налоги?

3.    
Какие
виды налогов существуют в нашей стране?

4.    
Что
такое государственный бюджет?

Видеоурок: Роль государства в экономике 

Лекция: Роль государства в экономике

Экономические функции государства

Роль государства в экономике определяется её функциями:

1. Правовое регулирование, т.е. издание нормативных актов:

  • регламентирующих отношения собственности (Гражданский кодекс РФ);
  • регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»);
  • конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах») и мн. др.    

2. Перераспределение доходов:

  • государство взимает налоги с предпринимателей и фирм и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий), создает и развивает общественные блага (образование и наука, здравоохранение, охрана окружающей среды).

3. Защита рынка от монополии:

  • для этого создан специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ);
  • защита и поддержание конкуренции, которая, наряду с частной собственностью, является необходимым условием существования рыночной экономики.

4. Регулирование структурных изменений экономики:

  • обеспечивает экономический рост в стране, через повышение показателей ВВП и ВНП, выявляет тенденции экономического развития (например, в России сфера услуг растет быстрее сферы производства товаров, импорт превышает экспорт и пр.) и прогнозирует их ход;
  • регулирует вопросы занятости в борьбе с безработицей;
  • осуществляет контроль цен для того, чтобы защитить население от инфляции.    

5. Регулирование внешней торговли:

  • стимулирует либо сдерживает экспорт и импорт, например, если нужно поддержать отечественное производство государство повышает таможенные пошлины, устанавливает квоты на импорт.

Методы регулирования экономики              

Для реализации данных функций государство использует прямые и косвенные методыК прямым относится правовое регулирование: издание законов, стандартов. К косвенным, проведение фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики. 

Там где взимаются налоги или освобождаются от их выплаты речь идет о фискальной политике. 

Монетарная политика заключается в выпуске денег, курсах валют, условиях кредитования. 

Например, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика.

Источником финансирования экономической деятельности государства является госбюджет.

Таким образом мы поняли, что государственное регулирование экономики – это целый ряд мер и действий в экономических процессах. 

Автор: Абулова Б.Т.

          

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Роль учителя в обществе кратко для экзамена
  • Роль государства в экономике егэ обществознание 2022
  • Роль государства в экономике видеоурок егэ
  • Роль государства в современной экономике план егэ
  • Роль устаревших слов в русском языке сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии