Роль эпизода в “Ревизоре”
Эпизод – это короткая часть большой сцены. Роль эпизода в «Ревизоре» важна, потому что в комедии все строится на коротких, но значимых частях, представляющих целый мир чиновников. Нет распределения эпизодов на значимых и не очень. Все нацелено на показ и раскрытие рассматриваемой проблемы.
Значение эпизода
А. С. Грибоедов писал, что в «Ревизоре» все сцены превосходны, нет лучших или худших. Эпизоды объединяются в замкнутый мир уездного города, ставшего прообразом любого российского населенного пункта. Произведение теряет смысл, если исключить любой незначительный эпизод. С другой стороны, отдельные части можно рассматривать как самостоятельные. «Пьеса в пьесе». Нельзя убрать из текста ни одного слова, все они важны для восприятия и понимания героев.
Хлестаков
Гоголь дает яркую характеристику главному персонажу комедию. Хлестаков «тоненький, худенький». Зачем два близких по смыслу эпитета. В эпизодах, где встречается герой, такое описание помогает представить вертлявость движений и пустоту внутреннего мира. Тоненький – это внешняя характеристика. Худенький – и внешняя, и внутренняя. Он «хамелеон», меняющийся в облике. С одними лжив и труслив, с другими развязен и нагл. Упусти сцены общения с Осипом, станет непонятна суть Хлестакова.
Осмелев, «лживый ревизор» становится груб в разговоре с городничим и трактирщиком. Хлестаков – пошлый человек. Сцены, где он оказывается в доме городничего, короткие, но так же значимые. Поведение мужчины меняется на глазах. Из испуганного гостя он превращается в хозяина дома, грозит городничему: «под суд отдать» хочет. Автор расставляет акценты на каждом движении. Хлестаков живет по принципу: «куда случай выведет». Мечты передают истинную суть чиновника. Он хочет быть на виду, «с Пушкиным на дружеской ноге».
Зритель поражен такой наглостью. Недоросль, плут и лжец пытается встать на одну ступень с самым творческим и образованным человеком. Поэт и тот, кто не умеет писать, не понимает, зачем писать: «Я и так их знаю». Тупость и ум в одной фразе Хлестакова раскрывают порок лени, захватившей «золотую» столичную молодежь. Комедия и трагедия в одном эпизоде.
Сцены любви
Эпизод признания в любви забавен. Если бы Гоголь показал только одну женщину, не понял бы зритель, насколько развратен и низок герой. Хлестаков волочится за женщинами без чувств. Нет в его мыслях и желания жениться. Хлестаков и муж – два несоизмеримых понятия. Иван Александрович не задумывается, в одну минуту он перескакивает от дочери к матери, затем от матери к дочери. Речь персонажа скачет как муха по столу. Ветер разметает его мысли и поступки: стул двигается по сцене, сорокой скачут слова. Упусти автор самый незначительный эпизод, и Хлестаков стал бы иным, менее пошлым. От поцелуя в плечо мужчина переходит к падению на колени. Он может «от любви свихнуть с ума». Глагол у Гоголя – свихнуть, а не свихнуться. Хлестаков сам не способен на любовь, а вот вертлявую кокетку, жеманную женщину легко ввел в заблуждение. Сватовство прошло буквально за несколько минут. Причем герой признался в любви замужней женщине, легко перескочил к другой, появись в комнате третья, возможно, его бы понесло дальше.
Каждое слово писателя несет свое значение. Небольшие сцены заставляют задуматься, к ним возвращаются и разбираются в их смысле.
Написать сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении «Ревизор», значит понять гениальность текста комедии. Предлагаемое рассуждение поможет раскрыть сложную тему творческой работы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ekaterina Pigarevskaia
16/17
-
Анна Дегтярёва
14/17
-
Людмила Марина
17/17
-
Glich Altero
16/17
-
Карина Фридрих
17/17
-
Анютка Арефьева
13/17
-
Карина Милашкина
17/17
-
Irina Kurbatova
17/17
-
Ольга Баздникина
17/17
-
Аркадий Родионов
12/17
Обновлено: 11.03.2023
Вариант 1
В комедии отрицательно изображается и поместное дворянство. Добчинский и Бобчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники, лгуны – ничем не отличаются от других чиновников. Хлестаковщина включает в себя все пороки властвующих кругов. Это повсеместное явление, порожденное укладом крепостнического общества. Такие, как Хлестаков, будут жить всегда.
Вариант 2
“Ревизор” — это комедия Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.
Это понятие ввел Н.Г. Чернышевский в своей статье, посвященной анализу пьесы. Под этим термином критик подразумевает душевную пустоту, глупость, простодушие и эгоизм, нежелание развиваться, лень, приспособленчество, инфантильность, склонность ко лжи и обману, желание произвести впечатление на окружающих. Как становится понятно, это довольно обширное и многозначное понятие, которое основывается на характере главного героя комедии — Иване Александровиче Хлестакове.
Приезд этого персонажа в уездный город становится завязкой развития сюжета. Изначально он и его слуга, полностью проигравшись в карты, случайно попадают в уездный город. Герой, по оказанному к нему уважению и приему в целом понимает, что его приняли за какую-то важную, ожидаемую персону и решает воспользоваться сложившейся ситуацией.
Как отмечал в последствии сам автор: “Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”. Т.е. главный герой, по сути, никого не обманывает, он просто течет по течению, наслаждаясь свалившейся на него удачей.
Сам Хлестаков — это легкомысленный, ветреный и инфантильный молодой человек. Он глуп и не образован, его не ждет карьера на службе, т.к. все свое время он посвящает картам и выпивке. При этом, хвастаясь перед жителями города, он лжет о личном знакомстве и даже дружбе с Пушкиным, приписывает себе авторство многих известных произведений, например, “Женитьба Фигаро”. Главный герой — воплощение нахальства, желания наживы и денег, пустить пыль в глаза, произвести впечатление.
Важно отметить, что “хлестаковщина” присутствует не только в Хлестакове, но и во многих других героях, обитателях уездного городка.
Например, городничий Антон Сквозник-Дмуханов. Именно он приносит весть о том, что в скором времени их посетит ревизор. Взяточник, главный мошенник города, привыкший все свои проблемы улаживать с помощью денег. Жажда наживы и известности объединяет их с главным героем.
Еще один пример персонажа с такой чертой характера как “хлестаковщина” — это Аммос Ляпкин-Тяпкин, судья в этом уездном город. Он, так же как и Хлестаков, пренебрежительно относится к своей работе, делает ее “тяп-ляп”, отсюда и говорящая фамилия. Герой старается поскорее закрыть любое судебное дело, не вникая в него, т.к. совсем не разбирается в этой сфере, не смотря на то, что занимает пост главного судьи.
Таким образом, Н.В. Гоголь хотел показать, что “хлестаковщина” — это не выдуманный литературный тип, существующий только на бумаге, а вполне реальный человеческий образ того времени. В каждом из нас есть черты, роднящие нас с Хлестаковым — это главная мысль, которую хотел донести автор до читателей.
Это интересно: Пётр Яковлевич Чаадаев — русский философ и публицист.
Главная мысль Ревизора Гоголя
Комедия Ревизор отражает недостатки российского чиновничества того времени. Они актуальны и в настоящее время. Казнокрадство и взяточничество до сих пор остаются частыми пороками современных городничих. Немало и сегодня государственных служащих, которые основной своей задачей видят личное обогащение, а не работу на пользу общества.
Так же как и во времена Гоголя, чиновники всех уровней начинают активно работать или создавать видимость активной работы, когда ожидается визит высокого начальства. Как будто не нужно ежедневно заниматься этим. Поэтому и делаются всякие покраски и косметические ремонты по маршруту движения проверяющих, а не там где это действительно нужно.
Наверно поэтому до сих пор, слово ревизор вызывает страх у тех, кто недобросовестно исполняет свои обязанности. А ведь если стараться делать то, что тебе положено, можно не переживать за ревизию.
Думается, что экранизации и современные театральные постановки только подтверждают злободневность этого произведения. Ведь в персонажах комедии легко можно разглядеть наших современников. Не смотря на то, что со времени написания этой пьесы прошло почти 200 лет.
Какова тема комедии Ревизор Гоголя
Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.
Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.
Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание.
Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.
Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.
Произведение хоть и носит комедийный характер, но сюжет способен вызвать грусть у стороннего читателя. На каждой странице комедии раскрывается сущность человека, который хоть чуть-чуть, но имеет отношение к власти. Взяточничество, пренебрежение к своим обязанностям, подхалимство, вранье – все человеческие пороки то и дело раскрываются на страницах комедии в лице как Хлестакова, так и городских чиновниках.
Взяточничество – самый главный порок людей, которые имеют отношение к власти. Хлестаков продолжал брать взятки с нерадивых чиновников даже тогда, когда понял, что его приняли за ревизора. Хлестаков воспользовался ситуацией сполна, без зазрения совести продолжал брать взятки. Главный герой и вовсе никак не мог навредить городским чиновникам, но жажда легкой наживы взяла верх.
Желание получать выгоду за счет своего высокого чина заставляет людей нарушать закон, идти против общепринятых норм морали и поведения. Это негативно влияет на отношение людей к своим обязанностям. На примере Хлестакова показано, что человек может брать взятки даже тогда, когда от него ничего не зависит. По всей видимости, главный герой не раз был причастен к взяткам, поэтому данная ситуация нисколько его не смутила. Взяточничество научило его пользоваться ситуацией, смело идти против общественности, обманывая чиновников без страха быть разоблаченным.
С взяточничеством тесно связан и другой человеческий порок, который Гоголь неплохо раскрыл в своей комедии. Это халатное отношение к своим обязанностям. Городские чиновники в этой комедии засуетились по приезду ревизора, потому что недобросовестно исполняли свои обязанности. Прекрасно понимая, что можно дать взятку ревизору, их не сильно волновало исполнение своих непосредственных обязанностей. Халатность в своей работе в лице чиновников, представляющих власть в городе, весьма недопустима. Ведь именно высшая власть должна служить примером для остальных людей. Здесь же выходит совсем по-другому.
Важное качество людей, которое так часто проявляется даже в современном мире, сумел раскрыть Гоголь в лице своего главного героя. Это качество ушло в народ, получив название от фамилии главного героя. Хлестаковщина – характер и поведение человека, полностью списанный с Хлестакова. В его лице проявляется натура человека, любящего красивую жизнь, яркие слова и разгульный образ жизни.
Чиновники в комедии начинают шевелиться, как только приезжает ревизор. Причем эти движения связаны лишь с попыткой прикрыть свои злодеяния, свои ошибки и лень. То, что они дают взятки ревизору, говорит об их двуличности, зависти и лицемерии. Однако Гоголь в большей степени раскрыл не эти качества людей. Самым главным выводом является то, что рано или поздно каждый получит по заслугам. Проявляя столь негативные качества, чиновники получили возмездие, ошибочно приняв Хлестакова за ревизора.
Суть комедии Ревизор сочинение
В каждом герое этого произведения мы, возможно даже до фамилий, узнаем жизнь своего собственного города, своих граждан, соседей, знакомых. Взяточничество и чиновничья безнаказанность процветали во все времена. В более ранний период становления страны это было практически легализовано высшим органом государственной власти и считалось нормой, в более поздний период, конечно — же, осуждалось, и борьба с этим не прекратилась и по сей день.
Вплетенный в пьесу момент любовного конфликта, также имеет саркастично продажный окрас, высмеянный автором.
Николай Васильевич обращает внимание и на конкретные пороки конкретных людей, не обобщая проблемы и не подгоняя их под общую вывеску. Людей, имеющих большие государственные чины, а соответственно, с них спрашивалось больше ответственности. Но…
Высокопоставленные городские чиновники занимаются казнокрадством, обиранием простых обывателей до нитки, взяточничеством. И все это совершается безнаказанно.
Но проблемы существуют не только у высокопоставленных чиновников. Каждый житель города олицетворяет свою индивидуальную мерзкую черту, избавление общества от которой могло бы привести к созданию идеального общества.
Высмеиваются и знатные женщины, алчность которых видна невооруженным глазом, и простые люди с мелким, ограниченным мышлением рабов, боящихся выглянуть из своего укрытия, сказать слово, чтобы ответной волной, не дай Бог, не зацепило и их.
Простой народ привыкает к такому к себе отношению и начинает считать его нормой общественной жизни, смиряется с мышлением и жизнью раба. Но разве не противно осознавать, что ты просто опустил руки и плывешь по течению, вместо того, чтобы самому решать что нужно, и строить свою жизнь?
За такие поступки нужно будет отвечать также самим, а от ответственности народ отвык.
Зато тирания чиновников спокойно берет на себя эту ответственность на словах. В реальности же, отвечать они не собирались ни за поступки тех, кого они угнетают, ни за свои собственные поступки.
В чем суть комедии Гоголя
Вероятно, в самом начале произведения Гоголь умышленно не дает конкретного названия города, давая понять, что это некий собирательный образ, о котором пойдет речь. В нем царит самоуправство и использование служебного положения. Лишь только когда приходит известие о том, что приедет ревизор, власти понимают, что над ними нависает угроза.
Единственное решение, к которому чиновники решили прийти – это подкупить ревизора, они считают, что абсолютно все продается и покупается. Удивительно, но долгое время им не удается раскусить Хлестакова, когда тот выдает себя за ревизора.
Абсолютно все виноваты в том беспорядке и ужасе, который творится в городе. Это чиновники, которые потеряли человеческий облик и считают, что им все позволено. Это купцы, которые без зазрения совести предлагают взятки. Это обычные люди, которые только и делают, что пьют и уповают на свою несчастную жизнь, не считая, что все коренные изменения возможны после того, как они изменят свое отношение к ситуации.
Вариант 1
Гоголь был великим русским писателем, он умел подметить нелицеприятные стороны российского общества.
В качестве художественных приемов Гоголь использует говорящие фамилии, например, Ляпкин-Тяпкин и неприкрытые реплики героев. Это позволило автору убрать маску благопристойности и вскрыть всю безобразность нечистых на руку чиновников.
Вариант 2
Главный герой пьесы – Хлестаков, молодой человек невысокого ума, мелкий чиновник, не имеющий гроша за душой. Он случайно попадает в городок, а местная знать ошибочно принимает его за ревизора из столицы. Основной причиной такой ошибки становится страх проворовавшихся чиновников, он-то и затуманивает им глаза.
Духовный и нравственный упадок чиновников заметен в их репликах. Никто из них не чувствует своего долга перед страной и делом, каждый печется лишь о собственных интересах. Хлестаков же принимается напропалую лгать о своем положении, богатстве и солидных связях. Все его фантазии принимаются за чистую монету.
Чем же кончается пьеса? Мнимый ревизор уезжает, а чиновники понимают, что их одурачили. Они, конечно, заслужили гораздо больше, чем просто оказаться в глупом положении. Но Гоголь не наказывает их, он выставляет их на всеобщее обозрение с надеждой на торжество справедливости.
Вариант 3
Купечество также нечестное, полицейские ведут себя несправедливо: они могут обидеть даже того, кто прав. Этот произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. Сколько несправедливости! Арестанты практически не получают пищу, кругом воровство, и цель чиновников – нажиться на чужом горе. Эти образы Гоголь демонстрирует в своей комедии и мы понимаем, какие пороки существовали в царской России.
Вариант 4
Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит ‑беспорядок.
Его жена мечтает о высшем свете, в котором сможет блистать и заманивать молодых кавалеров. Их дочь, как многие молодые девушки, желает удачно выйти замуж. Все без исключения чиновники хотят, чтобы ревизор поскорее их покинул, чтобы вернулась привычная ленивая и размеренная жизнь, в которой им не нужно напрягаться, а деньги текут сами.
Никто из героев не делает ничего конструктивного для достижения желаемого. Они мечтают, приписывая себе небывалые заслуги. Выглядит это смешно и нелепо, если не задумываться о том, что так поступают многие люди и сейчас. Далеко не все упорно идут к достижению целей и преодолевают препятствия, предпочитая пускать все на самотек. Думаю, здесь есть о чем задуматься.
Это интересно: А. А. Фет – стихи о любви для учеников 9–11 классов
А город был бы нормальным, если бы градоправитель не пускал казенные деньги на собственные нужды, судья не брал взяток щенками борзых, почтмейстер не читал чужих писем, сторожа в присутственных местах не заводили гусей… Все вокруг говорит о преступной халатности, воровстве и бесхозяйственности.
И поделом им, глупые и порочные чиновники были одурачены и осознали это только в конце пьесы. К сожалению, времена меняются, а бюрократическая машина никуда не делась. Сегодня тоже можно встретить чиновников, подобных тем, что описал Гоголь.
Пьеса предостерегает с самого начала, да и по всему тексту разбросаны слова и выражения, которые говорят об исключительности всего происходящего. Хлестаков, по мнению Гоголя, основной персонаж пьесы и самый необыкновенный — ни только по нраву, но и по той роли, что ему выпала. В самом деле, Хлестаков — не ревизор, но и не авантюрист, сознательно врущий окружающих. На обдуманную заблаговременно хитрость, авантюру он, кажется, просто не способен; это, как разговаривает в ремарках Гоголь, юный человек «без царя в голове», действующий «без всякого соображения», обладающий знаменитой частей наивности и «чистосердечия». Но именно все это и дозволяет лже ревизору одурачить городничего с компанией, точнее, позволяет им одурачить самих себя. «Хлестаков совсем не надувает, он не врун по ремеслу, — писал Гоголь, — он сам позабывает, что лжет, и уже сам практически верит тому, что разговаривает». Желание порисоваться, стать чуток-чуть повыше, чем в жизни, сыграть роль поинтереснее, предназначенной долей, характерно любому человеку. Слабенький же необыкновенно подвержен этой страсти. Из служащего 4-ого класса Хлестаков растёт до «главнокомандующего». Герой анализируемого переживает собственный звездный час. Размах вранья ошарашивает всех собственной широтой и диковинной силой. Но Хлестаков — гений вранья, он может просто придумать самое небывалое и от всей души поверить в это.
Таким образом, в этом эпизоде Гоголь глубоко раскрывает многоплановость нрава главного героя: снаружи обыденный, несуразный, порожний, «фитюлька», а внутренне — профессиональный фантазер, поверхностно интеллигентный фанфарон, в благоприятной ситуации перевоплощающийся в хозяина положения. Он становится «веским личиком», которому дают взятки. Войдя во вкус, он даже начинает добиваться в грубой форме у Добчинского и Бобчинского: «Средств у вас нет? «.
Действительно, в «сцене вранья» Хлестаков — пузырь, очень раздувается и указывает себя в истинном свете, чтобы разорваться в развязке — фантасмагорически пропасть, умчавшись на тройке. Этот эпизод, поистине «волшебный кристалл» комедии. Тут сфокусированы и высвечены все черты основного героя, его «актерское мастерство». Сцена дозволяет лучше осознать ту «легкость в идеях небывалую», о которой предупреждал Гоголь в замечаниях для господ актеров. Здесь наступает кульминационный момент притворства и брехни героя. Выпуклость «сцены вранья» являет собой строгое предостереженье Гоголя следующим поколениям, желая уберечь от ужасной хвори — хлестаковщины. Воздействие её на созерцателя велико: тот, кто желая бы один раз в жизни дурачил, увидит, к чему может привести чрезмерная ложь. Вглядываясь в образ Хлестакова, понимаешь, как страшно находиться в коже лгуна, испытывая неизменный ужас разоблачения.
Необходимые атрибуты урока:
Домашнее задание:
- Ответить на вопросы № 3, 4,5 (по дидактическому материалу);
- Согласны ли вы с высказыванием К.А. Фадина о Гоголе? Почему?
- № 2,4 (по плану) устно – по эпизоду (персонажи по выбору).
Ход урока
I. Речевая разминка.
Учитель: обратимся к дидактическому материалу. Перед вами два портрета Н.В. Гоголя: А.Г. Венецианова (автолитография) и А.А. Иванова (рисунок 1847 г.).
- Сравните два изображения.
- Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы знаете. Чей, на ваш взгляд, портрет доносит до нас облик автора известных вам произведений?
- Что, по вашему мнению, стремился подчеркнуть в гоголевском облике каждый из художников?
Как вы думаете, если мы будем обсуждать один эпизод, понадобится ли нам знание текста всего произведения? Почему?
Результатом нашего разговора должна стать ваша письменная работа по анализу эпизода, примерный план которой я предлагаю вашему вниманию заранее (см. дидактические материалы). В предстоящей своей работе вы можете изменить его по своему усмотрению (дополнив или исключив ненужное, на ваш взгляд).
Как вы его понимаете? Выделите главное?
А это значит, что эпизод основан на значительном (в плане идейного содержания и развития действия) событии, которое, в свою очередь, также представлено в развитии.
- Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в структуре произведения в целом (в его композиции)? Назовите главные структурные эпизоды, по вашему усмотрению. Обоснуйте свой ответ.
До сих пор в литературоведении нет единства в определении завязки, кульминации и развязки: одни говорят об одной завязке, другие – о двух. Мнения разделялись и в отношении кульминационной сцены и развязки.
Наше право – интерпретировать текст по-своему. Вот и попытаемся это сделать.
- Озаглавьте, пожалуйста, рассматриваемый эпизод (можно цитатой).
Что вы заметили, придумывая эти заголовки?
С помощью заголовка – названия эпизода – можно целенаправленно расставить акценты в интерпретации эпизода в зависимости от нашего интереса к конкретному действующему лицу.
Попытаемся убедиться в этом.
IV. Я просила вас подготовить небольшие тезисы к характеристике Хлестакова на основе высказываний о нем других персонажей пьесы, при этом особое внимание обратить на те оценки, которые проявятся в нашем эпизоде.
На первый план выступает яркая гротескная деталь (более выразительная, чем гипербола – типичная особенность гоголевской сатиры и юмора).
Примерные варианты таких характеристик (Гоголь, авторские замечания):
- Молодой человек лет 23, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове.
- Говорит и действует без всякого соображения;
- Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли;
- Речь его отрывиста и слова вылетают совершенно неожиданно;
- Чем больше исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет;
- Одет по моде;
Следует обратить внимание на аллегоричность говорящей фамилии:
Кульминационный момент: он раскрывает еще одну грань своей пошлости:
V. Представим вам нашу сценическую интерпретацию.
В нашем эпизоде:
VII. Почему пересказ художественного текста не может сохранить силу воздействия самого текста?
Особенно трудно пересказать поэтическое и драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно.
При мысли о хлестаковщине уже не смехом, а печально светятся глаза зрителей и читателей: чиновники и сегодня стоят между верховной властью и народом, они правят Россией. Страх перед наказанием со стороны верховной власти обладает огромной силой. Но трагедия России в том, что чиновничеству недоступен иной страх – перед наказанием свыше, перед нравственным воздействием.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
время действия комедии
рекомендации по чтению комедии
идейно – художественное своеобразие комедии
средства сатирической типизации
новаторство Н. В. Гоголя – комедиографа
Творческий этап 11
вопросы для анализа эпизода первой встречи Хлестакова с городничим 11
анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения 12
I . Введение
Среди разнообразных видов письменных работ по литературе, ставших традиционными, анализ эпизода произведения занимает все более важное место. Это определяется его специфическими особенностями:
Небольшой объем анализируемого отрывка
Связь эпизода с тематикой и проблематикой произведения
Значение эпизода для характеристики персонажей произведения, раскрытия его идейного смысла
Роль художественных деталей, при помощи которых писатель достигает полноты изображаемой картины
Роль использованных автором средств языковой выразительности.
Анализ эпизода драматического произведения имеет свои отличительные черты, вытекающие из особенностей драмы: ее сюжетно – композиционное своеобразие, роли Ремарк, реплик персонажей, мизансцен.
Необходимо разъяснить, как строится пьеса: афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики в сторону, ремарки; как обозначается место и время действия; как графически обозначается речь действующих лиц (фамилия или имя героя, часто авторская ремарка, затем текст речи), каковы сюжетно-композиционные особенности пьесы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Задание детям:
2. Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши позволяет предположить, что в комедии дана широкая картина жизни уездного города).
5. Дадим рекомендации к чтению комедии:
— читать, обращая внимание на тональность реплик, на авторские ремарки, на настроение, пронизывающее каждую реплику, каждую сцену, и его изменение.
— читать, помня, что смех – главный герой комедии, казнящий пороки и утверждающий положительные идеалы.
6. Введем необходимый исторический материал:
Табель о рангах, введенная Петром I в 1722 году
Капитан I ранга
Капитан II ранга
Артиллерии капитан III ранга
Генерал от артиллерии
Генерал от кавалерии
Генерал от инфантерии
Капитан или ротмистр
Штабс-капитан или штабс-ротмистр
Прапорщик или корнет
Действительный тайный советник
Действительный статский советник
Б) Ордена Российской империи.
При Петре I был учрежден орден Андрея Первозванного, при Екатерине I — орден Александра Невского (за военные заслуги). Позднее появились ордена св. Георгия, св. Анны и др. По старшинству ордена впоследствии располагались в таком порядке:
Орден Андрея Первозванного
Орден св. Екатерины
Орден Владимира I степени
Орден Александра Невского
Орден Белого Орла
Орден Владимира II степени
Орден Анны I степени
Орден Станислава I степени
Орден Владимира III степени
Орден Владимира IV степени
Орден Анны II степени
Орден Станислава II степени
Орден Анны III степени
Орден Станислава III степени
Орден Анны IV степени
А) Жанровое своеобразие: комедия социально-политическая, в ней рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. Свою задачу Гоголь видит в художественном изображении государственного устройства России и главной фигурой в нем – чиновника.
Сатира Гоголя не ограничивается уездным масштабом, изображая Хлестакова, автор раздвигает границы изображаемого до общероссийского масштаба, показывая чиновничье- бюрократическое правление крепостнической России 30-х годов.
В) Особенности конфликта (столкновение, противоречие, лежащие в основе действия). Выделяют внешнюю и внутреннюю стороны конфликта. Внешний конфликт происходит между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Этот конфликт основан не на противоречиях между ними, а на недоразумении.
Г) Особенности сюжета. Сюжет – это связанные между собой и последовательно развивающиеся события, изображаемые в художественном произведении.
Экспозиция – это вступительная часть сюжета, показывающая обстановку, в которой будут происходить события, рисующая положение и характеры действующих лиц до начала действия.
Так как сюжет комедии связан с двумя главными действующими лицами, городничим и Хлестаковым, в комедии 2 экспозиции, 2 завязки, 2 кульминации и 2 развязки.
Завязка – это событие, с которого начинается действие.
Завязка линии городничего – его первые слова в комедии о том, что едет ревизор. (Действие 1, явление 1)
Если после первой завязки городничий сравнительно спокоен, он отдает кое-какие распоряжения, теряется в догадках, откуда ждать удара, то после второй завязки городничий повергнут в панический страх, он думает, как обезвредить удар, при этом суетится, делает оговорки, растерян так, что надевает вместо шляпы футляр и обещает поставить Богу огромную свечку.
Драматургическое мастерство Гоголя проявляется в том, что он придумал такую завязку, которая привела в движение всех действующих лиц комедии. Каждый из героев встревожен известием о ревизоре и ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями против закона.
Начало развития действия – личная встреча городничего и Хлестакова. (Явление 8, действие 2)
Кульминация линии городничего – Действие 5, явления 1-7. Городничий, подобно Хлестакову, упивается своим будущим высоким положением. Он торжествует, грозит, он мысленно уже получил право унижать других. В этой сцене Гоголь изображает явление, которое может быть названо хлестаковщиной.
Развязка линии Хлестакова – его сватовство и отъезд. (Действие 4, явления 14-16)
8. Отметим средства сатирической типизации, использованные Гоголем.
Б) Речевые характеристики:
В) Говорящие фамилии (Ляпкин-Тяпкин, Держиморда и др.).
Г) Комичные ситуации, оговорки (городничий надевает футляр вместо шляпы и приказывает городовым взять в руки по улице).
Д) Парные персонажи (Бобчинский и Добчинский).
Е) Любовная интрига носит пародийно – комический характер.
Ж) Непосредственное выражение авторской позиции (ремарки, замечания для господ актеров, немая сцена, данная в виде описательного текста).
9. Познакомим учащихся с проявлениями новаторства Гоголя – комедиографа.
— Широта охвата жизненных явлений, правда жизни,
— предельная конкретность положений,
— необычность происходящих событий,
— стремительность в развитии действия,
— социально – психологическая разработка характеров,
— глубокая мотивировка поступков персонажей,
— яркость. Броскость образов, их неповторимость и типичность,
— ориентация на передовую, демократическую аудиторию,
— смелое применение гротеска и гиперболы,
— острота и злободневность темы,
— языковое мастерство, соответствие роли персонажа его социальному, служебному положению, образованию, характеру, полу, возрасту, конкретной ситуации.
— использование традиций народного театра: комическая несообразность, путаница, поговорка, пословица, присловье, меткость фамилий,
— отсутствие положительного сценического персонажа,
— наличие внесценических участников пьесы (смех как положительный герой, страх как возрастающее от действия к действию чувство персонажей)
III . Творческий этап
После изучения комедии обращаемся к анализу ее отдельных эпизодов.
Вопросы для анализа:
1. Вступление.
А) Отметьте своеобразие драматургии Н. В. Гоголя: ее сатирическую направленность, жанровое своеобразие, особенности конфликта и сюжета (необходимо сказать о таких чертах, которые наиболее ярко отражены в анализируемом эпизоде).
Б) Сформулируйте тезис о месте и роли эпизода первой встречи Хлестакова и городничего.
2. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
А) Дайте краткую характеристику персонажей на момент начала действия эпизода:
— О чем думал городничий по пути в гостиницу?
— Чем был занят Хлестаков с утра до прихода городничего? Каково его эмоциональное состояние перед встречей с городничим?
В) Как меняется поведение героев в ходе встречи? Какими художественными средствами Н. В. Гоголь передает усиление страха персонажей?
Г) В чем заключается комизм данной сцены?
Д) Проанализируйте реплики в сторону, сказанные городничим. Как они характеризуют героя? Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?
Е) Какой эпизод этого явления можно считать кульминацией? Обоснуйте свою точку зрения.
Ж) Как проявляется новаторство Н. В. Гоголя, использовавшего старую сюжетную коллизию, основанную на недоразумении и путанице?
З) Сделайте вывод о чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей, выявленных при анализе эпизода.
И) Какова роль второстепенных персонажей – городских помещиков Добчинского и Бобчинского – в этом эпизоде?
К) Как эпизод встречи городничего и Хлестакова задает направление дальнейшему развитию действия?
3. Сделайте заключение о роли эпизода первой встречи Хлестакова и городничего как важного этапа развития конфликта, необходимого для понимания идейного смысла комедии.
Чувства Хлестакова к моменту встречи с городничим более разнообразны и менее определенны, так как он не затрудняет себя разобраться в своих ощущениях: здесь и неутоленный голод, и недовольство окружающими людьми, и чувство превосходства столичного франта перед провинцией, и страх перед неизвестностью будущего.
Городничий пытается овладеть положением: говорит почтительно, держа руки по швам, лепечет о жене и маленьких детях, дрожа, признается во взятках и применении физических наказаний, а сам лихорадочно думает, как подступиться к необычному ревизору. О его внутреннем состоянии свидетельствуют не только авторские ремарки, но и реплики в сторону, которые показывают его многолетнюю привычку говорить одно, делать другое, а думать при этом третье, привычку лицемерить и приспосабливаться ради личной выгоды.
У Хлестакова нет ни одной реплики в сторону, но это тоже не характеризует его положительно, наоборот, это говорит о его легкомыслии, о неумении думать и анализировать: у него, что на уме, то и на языке.
Не зная, как подступиться к такому необычному ревизору, Сквозник-Дмухановский решает рискнуть и использовать против него давно испытанное средство – дать взятку. Он осторожничает, боится, что Хлестаков, сказав о своих денежных затруднениях, лишь проверяет его, но, не видя другого выхода, предлагает деньги. Этот момент – кульминация сцены: положение каждого персонажа отчаянное, деньги сразу делают ситуацию более спокойной. Облегченно вздыхает городничий, весело и радушно звучит голос Хлестакова, пересчитавшего деньги.
Дальнейший разговор Хлестакова и городничего строится на несоответствии видимого и мнимого. Страх затмил разум городничего, он слушает откровения Хлестакова и видит в них тонкую игру такого же хитрого, как и он сам, человека. Гоголь использует старую сюжетную коллизию, основанную на недоразумении и путанице, но использует ее новаторски: он показывает, как страх чиновника превращает на глазах у зрителя ничтожного Хлестакова в грозную фигуру ревизора.
В этом эпизоде принимают участие бессловесные Бобчинский и Добчинский. Один из них на протяжении всего разговора городничего и Хлестакова стоит навытяжку, всем своим видом выражая страх и почтение. Другой то и дело заглядывает в дверь, не справляясь со своим любопытством, и тут же в испуге прячется. Эти городские сплетники расширяют границы эпизода и показывают, насколько глубоко сидит в русском человеке страх перед начальством, ведь помещикам Бобчинскому и Добчинскому не может быть вреда от ревизора: они нигде не служат.
IV . Заключение
Библиография.
Беленький Г. И. Литература в 8 классе. Методические советы.- М.: Просвещение, 1997.
Буслакова Т. П. Русская литература XIX века.- М.: Высшая школа, 2003.
Гоголь Н. В. Ревизор.
Докусов А. М., Маранцман В. Г. Комедия Н. В. Гоголя в школьном изучении.- Л.: Просвещение, 1975.
Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- М.: ВАКО, 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе.- М.: Дрофа, 2002.
Читайте также:
- Моя мама следователь сочинение
- Тире многофункционально оно выполняет функции и структурные сочинение
- Мораль это важничанье человека перед природой сочинение
- Сочинение егэ сикстинская мадонна
- О незабвенная моя первая пишущая машинка сочинение егэ
Эпизод – это короткая часть большой сцены. Роль эпизода в «Ревизоре» важна, потому что в комедии все строится на коротких, но значимых частях, представляющих целый мир чиновников. Нет распределения эпизодов на значимых и не очень. Все нацелено на показ и раскрытие рассматриваемой проблемы.
Значение эпизода
А. С. Грибоедов писал, что в «Ревизоре» все сцены превосходны, нет лучших или худших. Эпизоды объединяются в замкнутый мир уездного города, ставшего прообразом любого российского населенного пункта. Произведение теряет смысл, если исключить любой незначительный эпизод. С другой стороны, отдельные части можно рассматривать как самостоятельные. «Пьеса в пьесе». Нельзя убрать из текста ни одного слова, все они важны для восприятия и понимания героев.
Хлестаков
Гоголь дает яркую характеристику главному персонажу комедию. Хлестаков «тоненький, худенький». Зачем два близких по смыслу эпитета. В эпизодах, где встречается герой, такое описание помогает представить вертлявость движений и пустоту внутреннего мира. Тоненький – это внешняя характеристика. Худенький – и внешняя, и внутренняя. Он «хамелеон», меняющийся в облике. С одними лжив и труслив, с другими развязен и нагл. Упусти сцены общения с Осипом, станет непонятна суть Хлестакова.
Осмелев, «лживый ревизор» становится груб в разговоре с городничим и трактирщиком. Хлестаков – пошлый человек. Сцены, где он оказывается в доме городничего, короткие, но так же значимые. Поведение мужчины меняется на глазах. Из испуганного гостя он превращается в хозяина дома, грозит городничему: «под суд отдать» хочет. Автор расставляет акценты на каждом движении. Хлестаков живет по принципу: «куда случай выведет». Мечты передают истинную суть чиновника. Он хочет быть на виду, «с Пушкиным на дружеской ноге». Зритель поражен такой наглостью. Недоросль, плут и лжец пытается встать на одну ступень с самым творческим и образованным человеком. Поэт и тот, кто не умеет писать, не понимает, зачем писать: «Я и так их знаю». Тупость и ум в одной фразе Хлестакова раскрывают порок лени, захватившей «золотую» столичную молодежь. Комедия и трагедия в одном эпизоде.
Сцены любви
Эпизод признания в любви забавен. Если бы Гоголь показал только одну женщину, не понял бы зритель, насколько развратен и низок герой. Хлестаков волочится за женщинами без чувств. Нет в его мыслях и желания жениться. Хлестаков и муж – два несоизмеримых понятия. Иван Александрович не задумывается, в одну минуту он перескакивает от дочери к матери, затем от матери к дочери. Речь персонажа скачет как муха по столу. Ветер разметает его мысли и поступки: стул двигается по сцене, сорокой скачут слова. Упусти автор самый незначительный эпизод, и Хлестаков стал бы иным, менее пошлым. От поцелуя в плечо мужчина переходит к падению на колени. Он может «от любви свихнуть с ума».
Глагол у Гоголя – свихнуть, а не свихнуться. Хлестаков сам не способен на любовь, а вот вертлявую кокетку, жеманную женщину легко ввел в заблуждение. Сватовство прошло буквально за несколько минут. Причем герой признался в любви замужней женщине, легко перескочил к другой, появись в комнате третья, возможно, его бы понесло дальше.
Каждое слово писателя несет свое значение. Небольшие сцены заставляют задуматься, к ним возвращаются и разбираются в их смысле.
Написать сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении «Ревизор», значит понять гениальность текста комедии. Предлагаемое рассуждение поможет раскрыть сложную тему творческой работы.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика одного из героев “Ревизора” – сочинение на тему
Следующая
СочиненияСмешное и грустное в комедии “Ревизор” – сочинение по теме
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор
Смысл, роль и значение немой сцены в комедии Ревизор Гоголя
Этот финал – один из самых запоминающихся моментов в известнейшей комедии. Финал в любом произведении и так запоминается, но этот стал просто «маркой». Если такой приём ещё кто-то и использовал, то зрители сразу говорили, что это как в «Ревизоре».
Смысл этой сцены в том, что все герои одновременно понимают, что после того, как их жестоко обманули, даже посмеялись над ними, снова проблема – настоящая, для второй серии. Они уже верили, что им всё сошло с рук. Губернатор видел себя в столице, его дочь – замужем за молодым ревизором… И тут они узнали неприятную правду из письма псевдо-ревизора. Все в шоке! Мечты и планы разрушены. Герои понимают, что всё это время старались зря. И теперь делать то же самое? Но это уже противно… Хоть немного честный человек бросил бы всё это, плюнул и ушел. Притворяться ведь нужно не только перед очередным ревизором, а друг перед другом, перед собой. Стоят ли их должности того? Или, например, чего стоит семья губернатора, где жена готова предать мужа?.. Пускать пыль в глаза – всё, что они умеют… А если в этот раз не успеют? И как смотреть в глаза друг другу и себе самим (в зеркале)?
Значение сцены в том, что жандарм как представитель закона объявляет им практически приговор. В эту минуту тишины герои вспоминают, что наделали. Они как будто смотрят на себя со стороны, как будто это последний день той самой Помпеи. Кажется, что они видят свою совесть в этом предвестнике ревизора. Ревизор их – совесть!
В эту паузу и зрители не должны расходиться в гардероб (или буфет). Они до аплодисментов, когда артисты выходят на поклон, могут тоже подумать над моралью этой истории. Представить, как она относится к ним самим. Не приходилось ли им делать подобного?
Вообще, такая пауза в финале очень полезна для осмысления прочитанного или увиденного. Моя мама тоже так делает. Иногда она сидит с закрытой книгой. На мой вопрос отвечает, что ей надо обдумать прочитанное. И она почти никогда не смотрит два фильма в день. Говорит, что один должен ещё в голове уложиться, чтобы впечатление не сбилось.
В общем, отличный приём для финала. Очень полезный и для читателей или зрителей, и для самой истории. Пауза на подумать!
Вариант 2
Наверное, в каждом произведении обязательно должен быть конец. И он является самым запоминающимся. А в этом произведении он стал еще более запоминающим. Уже после создания данного произведения выходило огромное количество и других произведений, но если конец походил на тот, что в «Ревизоре», то читатели сразу же вспоминали об этом произведении.
У каждого человека было такое, что его обманывали, вот это же произошло и с нашими главными героями. И они говорили, что теперь можно снимать вторую часть произведения, где они узнают всю правду. Больше всего на свете Губернатору хотелось руководить всей столицей. Кроме этого у него есть единственная дочь, которая недавно вышла замуж за ревизора. А немного позже они узнали о том, что к ним едет настоящий ревизор. Теперь им придется притворяться и вести себя совсем не так, как они ведут себя обычно. Также все их мечты, о которых они давно мечтали, могут растаять в один момент.
Вскоре этот самый ревизор явился и объявил настоящий приговор, о котором никто даже и предположить не мог. И только после этого каждый из героев наконец-то понял, что он натворил на самом деле, но изменить уже ничего было нельзя. Им посчастливилось посмотреть на себя совсем с другой стороны, с которой раньше они никогда не видели. И им стало стыдно.
На самом деле это был один из героев по имени Хлестаков, а не какой-то там ревизор. И только в конце произведения можно увидеть ту самую немую сцену. В этой сцене можно узнать истинный характер каждого из героев и здесь уже специально ничего сделать невозможно. Чиновники и правители выполняют свою работу при помощи без каких-либо слов.
В городе имеется и городничий, который старается разными путями не только обмануть всех жителей, но и получить от них как можно больше денег. И с каждым разом суммы растут. Но даже он не понимал, почему же это все случилось, а ведь раньше все было так хорошо.
При помощи данной немой сцены можно понять истинный ужас всех героев и понять, что они очень сильно напуганы. Вот только понять, что произошло на самом деле, каждый читатель должен самостоятельно. А все, потому что в произведении не написано, что именно им сказал и какие выводы сделал ревизор после проверки.
С одной стороны читатели думают и надеются на то, что всех злодеев и врагов накажут. А может быть все будет наоборот, и ревизор не найдет никаких ошибок и поэтому замечаний не будет.
Мое мнение об этом произведении такая, что очень хорошо именно в этот город нашел время и приехал ревизор для того чтобы разобраться во всем и навести порядки.
Роль немой сцены в комедии Ревизор
Комедию Ревизор Николая Гоголя можно поистине назвать смелой и интересной. Автор на первых строках показывает общественный конфликт, плохие привычки чиновников брать с людей взятки и из этого вышли весьма неблагоприятные ситуации, которые меняют их жизнь кардинально. Это была сатира. Чиновников города можно назвать порочными и алчными людьми, которые шли по головам людей к власти и воровали из казны все больше и больше денег. Вокруг одно мошенничество и беззаконие.
Автор показывает весьма интересную часть в комедии, когда чиновники узнали все же, что Хлестаков выдает себя не за того. Называется она немой сценой. В этой сцене узнается, что Хлестаков выдал себя за ревизора и брал со всех чиновников деньги. Этой сценой Н. В. Гоголь хотел показать, что насколько тяжелой ситуация может быть, при которой проясняется вся правда. Правда, которая поставила всех в ступор и непонимание, что делать дальше.
Городничий — главный чиновник в городе, узнав, что Хлестаков всех обманывал, в эту же секунду меняется в лице, и решившись, что-то предпринять, понял сложность и опасность ситуации. В скором времени Городничему все равно придется отвечать за сделанное и решать ситуацию, но он стоит, будто лишенный возможности двигаться и не проронил ни слова.
Стоит понять, что у всех чиновников в момент немой сцены нет никаких эмоций на лице. Эта ситуация поставила их в неловкое и непонятное положение. Все, что они наворовали и украли за много лет, говорит о том, что этим дурным привычках скоро придет конец. Они все возможно потеряют свои какие-либо должности и ответят за содеянное.
Читая комедию Ревизор, можно полностью увидеть каждого чиновника. Как они боятся и реагируют на происходящую ситуацию. У каждого эмоции разные, но все будто в один щелчок стали немыми. Автор показал все малодушие чиновников. Страх каждого в этой трагичной ситуации.
На немой сцене комедия необычно заканчивается, даже можно сказать обрывается. Этим автор хотел донести то, чтобы у читателей оставались свои мысли и догадки. Чтобы они сами придумали свой конец комедии и все-таки поняли смысл всего произведения. Конец комедии — это мысль о наступающем наказании. Н. В. Гоголь говорит этим произведением, что нужно вести достойную и честную жизнь, не быть алчным и отвечать за свои поступки. Автор обращается к читателю, что необходимо жить по совести и нести ответственность за свою деятельность.
Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Анатоля Курагина в романе Война и мир сочинение
Анатоль Курагин является второстепенным героем произведения, представляющим контрастный и противопоставляющий образ главным персонажам романа.
- Образ и характеристика Ларры в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение
В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей
- Сочинение Почему люди деградируют?
Немало людей сталкивались с таким явлением, когда, встречая человека после перерыва в общении с ним в год и более, вдруг обнаруживаешь неприятный сюрприз. Еще относительно недавно глубокий интересный человек стал поверхностным
- Анализ произведения Слова о полку Игореве
В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом
- Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль
В комедии Фонвизина Недоросль не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор
Сочинение Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор Гоголя
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.
Все чиновники собрались в одном месте. Все они потерпели фиаско. Хлестаков, которого они приняли за ревизора, оказался самозванцем, сам того не желая. Люди были обмануты по собственной глупости. Они были так шокированы своей оплошностью, что забыли о самом главном — приезде настоящего ревизора. И вот произносятся заветные слова об его приезде.
Это заставляет чиновников окаменеть из-за страха. То чувство ужаса и волнения, нахлынувшее из-за переезда Хлестакова, опять нахлынуло с новой силой. Страх был еще сильнее из-за того, что к приезду настоящего ревизора ничего не было подготовлено, как к приезду самозванца. Началась немая сцена.
В центре комнаты стоит городничий — главный человек города. Его задача заботиться о счастьи и комфорте жителей, однако он думает только о собственном обогащении. В немой сцене он распростер руки вверх, словно обращается к небу. Возможно, он размышляет о том, что с ним теперь будет, ведь ревизору не составит труда найти нарушения и наказать городничего. Даже если его ошибки не будут найдены, но будут найдены, например, ошибки судьи Ляпкин-Тяпкина, то городничий все равно будет наказан, так как его задача — следить за соблюдением законов в городе, следить за правопорядком.
Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет. Возможно, у кого-то из них появились реальные муки совести, кто-то раскаялся, но очень вряд ли.
Немая сцена своего рода посыл каждому человеку. Николай Васильевич Гоголь хочет сказать, что за свои поступки необходимо отвечать, поэтому жить нужно честно, по совести, не нарушать реальный и моральный закон, помогать всем нуждающимся. Честному человеку нечего бояться перед Высшим судом, так как он делал все правильно и честно.
О проверке настоящего ревизора ни слова нет принципиально. Таким образом, писатель подчеркивает, что суд совести намного важнее и страшнее для человека, чем суд реальный. Суд реальный не всегда может заставить человека раскаяться и измениться, а суд совести заставляет человека анализировать свои поступки, а главное их последствия.
2 вариант
Произведение в драматургическом жанре под названием «Ревизор» написан Николаем Васильевичем Гоголем. Смысл и значением немой сцены, которая присутствует в этой пьесе, представлены в данной статье.
Николай Васильевич выступил в роли новатора, так как никто раньше до него не додумывался вынести в центр внимания общественных конфликт, а не конфликт любовных отношений. В своей комедии автор смог высмеять общественные пороки, посмеявшись над каждым из героев, но это не был сладкий и чистый смех. Эта была сатира и сарказм.
По сюжету пьесы в город должен приехать ревизор. Все готовиться к его визиту, стараясь прикрыть все «косяки», чтобы не получить по шапке.
Тут проезжает около города молодой человек по фамилии Хлестаков, которого, собственно, по ошибке и принимают за ревизора. Ему оказывают радушный прием. Он хвастливо рассказывает истории из своей богатой, веселой, светской жизни. Хлестаков решил подыграть и попользоваться моментом такого своего влияния, пока ему не пришлют денег.
Каждый из героев пьесы что-то скрывает, потому хочет так угодить ревизору. Городничий знает, какой на самом деле беспорядок творится в городе: в больницах умирают люди, еда – это помои и вообще кругом взятничество, мошенничество, беззаконье.
Произведение заканчивается этакой «немой сценой». Именно в этой точке расширяются комедийные линии. И тут происходит ее преобразование из общественной в комедию о нравственности и философии. Гоголь делает напоминание о том, приходит определенное время, когда все люди должны отвечать за свои деяния, как и представители власти в его пьесе. Автор делает обращение к каждому читателю, что необходимо жить, руководствуясь совестью. Мы всегда несем ответственность за свои действия в первую очередь перед самими собой, обществом.
Поэтому немая сцена трогает увлеченности каждого персонажа. В финальной части все персонажи выводятся писателем на сцену и впадают в обездвиживание. Этот нюанс помогает автору сфокусировать внимание читателей именно на происходящем, а именно тот страх, который посетил каждого из них, когда они узнали о прибытии настоящего проверяющего.
Роль немой сцены
Данную великолепную комедию Николая Гоголя можно назвать по-настоящему новаторской и интересной. Она отразила впервые за долгое время такую тематику, как общественный конфликт, в котором на замену светлым любовным чувствам, вышла весьма нетипичная ситуация, которая говорила о том, что в стране требуются кардинальные перемены, и соответственно, из-за пороков людей в данном обществе, происходили самые неблагоприятные последствия для всех сфер деятельности. Автор высмеивал привычки чиновников, которые заключались в том, чтобы брать взятки со всех людей, а также, данные люди уважали и судили только за наличие какой-либо должности или звания.
Стоит отметить и тот факт, что чиновников данного города можно назвать весьма порочными и даже недальновидными людьми, которые стремились к власти, и старались воровать из государственной казны как можно больше денежных средств. Интересным является тот факт, что после того, как чиновники поняли, кто же есть Хлестаков на самом деле, автор решает показать немую сцену, в которой он отобразил, насколько отягощенной может быть ситуация, при которой выясняется правда. Откровением для читателей может стать то, что после нее произведение заканчивается. Писатель прибегнул к данному приему лишь с одной целью – он хотел, чтобы у читателей остались собственные домыслы и идеи по этому поводу.
Когда городничему сообщают о том, что Хлестаков выдавал себя за проверяющего, но им не являлся, он тут же меняется в лице, и решает предпринять попытку совершения чего-то рационального и спешного. Однако, поняв весь трагизм ситуации, и то, что в скором времени ему придется отвечать за содеянное, данный герой стоит словно парализованный, и не решается сказать что-либо. Стоит отметить и тот факт, что у чиновников даже не успели появиться какие-либо эмоции на лице, ведь тот факт, что они поняли это молниеносно, поставил их в совершенно неловкое положение. Все кражи, которые они совершали на протяжении огромного периода времени, говорит о том, что их привычкам скоро наступит конец. Городничий понимал, что в скором времени лишится своей должности. Однако, это не самое страшное, что с ним может случиться, ведь за преступления против государства, он может понести самые суровые наказания. В произведении автор указывает на то, что нужно вести честную, справедливую и порядочную жизнь, чтобы в случае возникновения проверок, не было никаких опасений за свою деятельность.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Мои летние каникулы
Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.
- Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско в произведении Бунина сочинение
В своём произведении Господин из Сан-Франциско Бунин представляет образ человека из мира, в котором цену имеют только деньги. Господин с большим состоянием отправился в кругосветное путешествие.
- Сочинение на тему Самые лучшие и хорошие слова
Сколько слов есть в русском языке? Много. Их нельзя сосчитать по щелку пальца. Для этого потребуются долгие годы, но даже тогда нельзя будет пересчитать все слова русского языка.
- Интерьер в поэме Мертвые души Гоголя
Приём характеристики героев через предметы, окружающую их обстановку доведен Гоголем в поэме «Мёртвые души» до такого совершенства, что каждый образ выступает в памяти не сам по себе, а один – на фоне клубов табачного дыма
- Спешите делать добрые дела — сочинение (6 класс)
Добрые дела всегда ценились и будут цениться. Это то, что мы все стараемся сделать, то, что уважают люди и то, что делает нас счастливыми. Думаю, каждому знакомо то тёплое чувство в груди, когда ты кому-то помог, не так ли?
Пример сочинения 1
Одним из главных произведений Н.В. Гоголя является комедия «Ревизор». В пьесе автор высмеивает чиновничество начала девятнадцатого столетия и осуждает нравы и быт светского общества. Создание подобной комедии в то время было очень смелым шагом, что доказывает длительное противостояние писателя и цензуры. Особое внимание в своем произведении Николай Васильевич обращает на финал комедии. Автор подчёркивает большое значение немой сцены. Актеры демонстрируют разочарование, огорчение и страх, которые им пришлось пережить. Эти чувства выражают сущность каждого из них. Рассмотрим, какие функции выполняет немая сцена в «Ревизоре».
В заключительном эпизоде чиновники узнают, что главный герой не является никаким ревизором. Под влиянием шокирующего известия они меняют свое привычное положение, в котором остаются до момента, когда опускается занавес. Главный смысл немой сцены состоит в том, что писатель оставляет своих персонажей в самый сложный момент: момент истины. Страх, который пришлось пережить, когда они узнали о приезде ревизора, совсем мал, по сравнению со страхом, изображенным в немой сцене. Чиновники осознают, что на протяжении всего этого времени им пришлось угождать ничтожеству При этом истинный ревизор замечал все их жалкие попытки подкупить неизвестно кого и замаскировать свои грешки. Чиновники поняли, что теперь им не удастся уйти от заслуженного наказания и спрятаться от самих себя.
Немая сцена символизирует не только страх героев. Они также испытали разочарование от того, что постоянно льстили мнимому ревизору. Ведь Хлестаков этого совершенно не заслуживал. Чиновники осознают, что не смогут вернуть деньги, которые они давали герою в качестве взятки. Эти хитрецы оказались такими наивными и глупыми! Анна Андреевна и Марья Антоновна осознают, что флиртовали с пустым человеком. Роль немой сцены состоит в создании комического эффекта: власть имущие предстали простофилями, которых обвели вокруг пальца.
Читатель видит, как персонажи произведения становятся похожими на статуи, когда узнают, что истинный ревизор ожидает у себя городничего. Писатель неоднократно подчёркивает то, что герои словно окаменели. В центре становится городничий. Поза городничего с поднятой вверх головой свидетельствует о том, что персонаж мысленно спрашивает у Бога: «почему все случилось именно так?». Автор изображает напуганные лица Анна Андреевны и Марья Антоновны: героини устремились к городничему, пытаясь найти помощь в его выражении лица. Кроме того, читатель видит, как напуганные Бобчинский и Добчинский бегут навстречу друг другу. Шпеков оказывается подобным вопросительному знаку. Ведь он не может понять, как могла произойти подобная ситуация. В привычном облике писатель изобразил Землянику. Герой, желая выйти из сложившихся обстоятельств «сухим», будто уже к чему-то прислушивается.
Возможно, герой уже задумал план личного спасения. Очень комично выглядит образ Ляпкина-Тяпкина. Персонаж присел до земли, создавая ощущение, что он произносит такие слова: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». В финальной сцене каждый герой получил наиболее полную характеристику, вышло из тени его главное качество.
Можно утверждать, что в немой сцене Николай Васильевич отобразил глубокий смысл — за все поступки рано или поздно придётся отвечать. Писатель ввёл немую сцену для того, чтобы продемонстрировать истинную сущность персонажей, их главные свойства, которые они так стараются скрыть. Благодаря данной сцене читатель замечает, насколько напуганы и разочарованы чиновники. Это смешно наблюдать зрителю. Автор предоставил возможность ему самому поразмышлять над финалом комедии. В своем произведении писатель хотел донести до читателя простую мысль: необходимо жить по законам чести и совести, неся ответственность за свои поступки.
Пример сочинения 2
«Немая сцена в пьесе «Ревизор»
Одно из самых интересных новаторских находок Н.В.Гоголя в комедии «Ревизор» – немая сцена, которая завершает пьесу. После уезда Хлестакова, принятого городскими чиновниками за ревизора, высшие круги уездного города спешат в дом к городничему, чтобы поздравить его с удачным сватовством Хлестакова. Здесь и застает их известие о приезде настоящего ревизора. Оно было настолько неожиданным для собравшихся, что они застывают на полторы минуты в нелепых позах. Заключительная немая сцена вызвала в литературе самые разные суждения сразу после появления произведения. В.Г.Белинский отмечал, что она органично замыкает целостность пьесы, А.Воронский считал ее символическим выражением умерщвления, когда на смену живым, веселым героя «Вечеров на хуторе близ Диканьки» приходят марионетки, манекены, «живые трупы».
Чтобы понять замысел автора, предлагаем еще раз внимательно рассмотреть всех участников немой сцены. Вот в центре расположился городничий с распростертыми руками и закинутой назад головой, он будто вопрошает у Бога, почему так случилось? Анна Андреевна и Марья Алексеевна так напуганы, что «устремились» к отцу семейства, чтобы найти в его лице защиту. Шпеков, почтмейстер, становится похож на вопросительный знак. Он не понимает, как все могли допустить такую досадную ошибку. Хлопов вовсе «потерялся самым невинным образом», будто хочет спрятаться от всего происходящего. Далее видны три дамы с сатирическими лицами. «Каково-то теперь вам будет, голубчики?» — словно говорит их поза. Земляника наклонил голову, прислушиваясь к чему-то и раздумывая, как выйти из этой истории чистым, без потерь. За Земляникой судья Ляпкин-Тяпкин присел от неожиданности почти до земли, а его губы сложились так, будто сейчас просвистят или скажут: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Затем идет Коробкин, который прищуренным глазом смотрит на зрителя с каким-то намеком на городничего.У края сцены Бобчинский и Добчинский устремились навстречу друг другу, чтобы найти защиту и утешение друг у друга.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что персонажи немой сцены расположены в иерархическом порядке: в центре городничий, рядом с ним его семейство, далее идут городские чиновники, а прочие гости – у самого края сцены, на заднем плане. Такое расположение не случайно. Автор показывает верхушку пирамиды уездного города, будто подчеркивает, кто больше всех виноват в непорядках и беззаконии. Самый сильный удар от страшной вести о прибытии ревизора пришелся по самой верхушке пирамиды и, немного теряя в своей силе, распространился на более низкие слои. Поза каждого персонажа зависит от силы потрясения. Она возрастает в зависимости от вины героя. Страхом скованы все, независимо от того, был ли он отягощен «преступлением» или просто наблюдал за «преступлениями» других.
Сам Н.В.Гоголь писал, что немая сцена не будет иметь никакого эффекта до тех пор, пока не поймут, что это не просто немая сцена, а она должна представлять «одну окаменевшую группу». Окаменение выражает, по мнению автора, особую, высшую форму страха, вызванную каким-то странным, непостижимым событием. Это высшая форма страха во много раз больше, чем тот страх, который чиновники испытывали, когда только узнали о приезде ревизора. Они понимают, что угождали они совершенно постороннему человеку, а настоящий ревизор, возможно, молча наблюдал за их нарушениями по службе и может о них донести вышестоящему начальству. Их страх оправдан.
Сцена дается автором в тот момент, когда общность героев, вызванная ситуацией с ревизором, могла распасться, но благодаря этой сцене удерживается, не распадается. Они вновь оказываются в одной связке.
Таким образом, немая сцена не просто завершает комедию, а несет в себе очень важную смысловую нагрузку. Она является ключевой в понимании общего смысла комедии, позволяет читателю и зрителю в течение полутора минут рассмотреть всех героев и сделать свои выводы. Немая сцена – это намек на торжество справедливости. Автор предупреждает: сколько ни твори беззакония, несправедливости, а возмездие не заставит себя ждать.
Пример сочинения 3
Комедия Гоголя “Ревизор” заканчивается очень неожиданно и необычно. Автор использовал в качестве финала так называемую “немую сцену”. Но каково же ее значение для понимания происходящего?
Дело в том, что за эти несколько дней чиновники пережили столько неожиданных и страшных событий, что последняя беда – приезд настоящего ревизора – оказалась для них настолько сногсшибательной, что повергла их в шок.
Ведь вначале они боялись мнимого “ревизора”, пытались задобрить его денежными взятками, всячески ухищрялись, чтобы услужить ему, даже уже почти успели выдать за него замуж дочь городничего. Затем почтмейстер объявил, что ревизор оказался ненастоящим. Даже этой новости было достаточно, чтобы вызвать у героев недоумение.
Но к этому добавляется и еще одна – о приезде настоящего ревизора, ставшая последней каплей. В головах бедняг бурлило столько чувств и эмоций, что они просто окаменели и не смогли сдвинуться с места.
Вся группа смотрится очень комично и нелепо. Участники застыли в самых разных позах: кто-то присел, кто-то встал с распростертыми руками, кто-то просто задумался. Очень смешно изображены Бобчинский и Добчинский: “с устремившимися движениями рук к друг другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами”. Час расплаты за все проступки пришел.
И все это понимают. Ведь за каждым из чиновников были грешки, как то: взяточничество, отсутствие контроля над городом, беспорядки в заведениях. Но виновники всегда оказываются наказанными.
И чиновники этой участи избежать не смогли.
“Немая сцена” является оригинальным, интересным финалом. Она показывает всю безысходность и комичность получившегося положения.