Обновлено: 11.03.2023
Из данной статьи вы узнаете: Что такое эпитет? Определение эпитета. Примеры эпитетов. Роль и функции эпитетов. Классификация эпитетов. Статью мы построим в виде вопрос-ответ.
Список вопросов, освещенных в статье:
Что такое эпитет? Определение эпитета.
Самое простое определение эпитета следующее:
Эпитет – это образное определение.
Эпитет это особого рода художественное определение при слове, которое описывает слово, создавая при этом яркий образ.
Эпитет – изобразительно-выразительное средство; троп; слово, определяющее, поясняющее предмет, действие или понятие и подчеркивающее какое-то характерное свойство.
Эпитет – это всегда украшение речи, дающее дополнительную художественную характеристику.
НУЖНО ПОНИМАТЬ, что эпитет это всегда определение, но обратно это не работает – то есть определение не всегда будет эпитетом. Например, золотая осень — эпитет, а золотая цепочка — обычное определение, не эпитет.
Примеры эпитетов
На какие вопросы отвечает эпитет?
Чаще всего эпитет отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? как? и производные от них. Исходя из вопросов, сразу становится понятным, что эпитеты чаще всего являются прилагательными. (Но далеко не всегда, речь об этом пойдет дальше.)
Какими частями речи могут быть эпитеты?
Эпитеты чаще всего являются прилагательными, причастиями и наречиями и реже другими частями речи. Примеры:
- В роли эпитета выступают прилагательные:
Тучка золотая, молниеносное решение, горькая правда, мраморная кожа
- В роли эпитета выступают причастия:
Грохочущий ливень, поседевший лес
- В роли эпитета выступают существительные:
Утес-великан, волшебница-зима, мать – сыра земля, ветер-бродяга
- В роли эпитета выступают числительные:
вторая жизнь, третьи руки
- В роли эпитета выступают наречия:
Горячо любить, безмерно счастлив
- В роли эпитета выступают деепричастия:
Волны несутся, гремя и сверкая
Эпитетами также могут быть местоимения и глаголы.
Какую роль играют эпитеты?
Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.
Эпитеты помогают создать яркий образ.
Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:
Эпитет — весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.
3 функции эпитетов:
- акцентировать какое-либо свойство,
- создать яркий эмоционально окрашенный образ,
- усилить художественную выразительность.
Какие бывают эпитеты?
Существует множество классификаций эпитетов, коротко остановимся на основных.
КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По происхождению.
Общеязыковые: самая многочисленная группа эпитетов. Отличительная черта общеязыковых эпитетов – они понятны без контекста, связь между словами относительно усточива, то есть эпитеты воспроизводятся и неоднократно употребляются в речи или литератырном языке.
Примеры: жуткая боль, сильный мороз, понурый взгляд, багровый закат.
Постоянные (народно-поэтические): эпитеты, пришедшие из устного творчества. Отличительные черты народно-поэтических эпитетов:
– частое употребление прилагательного в краткой (усеченной форме): чисто поле, сыра земля;
– перенос ударения: шелкОвые луга, зеленО вино;
– инверсия определяющего и определяемого (постановка эпитета после существительного): горе горькое, ноги резвые, ветры буйные.
Примеры: в русском народном творчестве постоянно фигурируют следующие эпитеты темный лес, море синее, поле чистое, терем высокий, стол дубовый, сабля вострая, добрый молодец, девица-красавица и т. д.
Индивидуально-авторские (окказиональные): в основе таких эпитетов лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Авторские эпитеты как правило невоспроизводимы (то есть не употребляются в обычной речи и не употребляются другими авторами).
Примеры: мокрогубый ветер, чурбанное равнодушие, мармеладное настроение
Иногда индивидуально-авторские эпитеты со временем переходят в общеязыковые.
КЛАССИФИКАЦИЯ 2. Стилистический подход.
Согласно данной классификации эпитеты делятся на усилительные, уточнительные и контрастные.
Усилительные: указывают на признак, данный в определяемом слове, не внося ничего нового.
Примеры усилительных эпитетов: горе горькое, зеркальная гладь, холодное равнодушие.
Уточнительные: указывают на отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т. д.).
Примеры уточнительных эпитетов: мудрые слова, жаркая слеза, печальный взгляд
Контрастные: образуют с определяемыми существительными сочетание противоположных по смыслу слов – оксюмороны
Примеры контрастных эпитетов: живой труп, ненавидящая любовь
Классификация 3. По составу
Простые эпитеты: состоят из одного слова, например, дремучий лес.
Сложные эпитеты: представлены полиосновными прилагательными, например, пшенично-желтые усы, грустно-сырая погода
КЛАССИФИКАЦИЯ 4. По способу обозначения соответствующего признака.
Метафорический эпитет называет не реальный признак, а перенесенный с другого предмета на основе какого-либо сходства: задумчивые ночи, жадное пламя
Метонимический эпитет обозначает признак, перенесенный с другого предмета на основе смежности: дерзкий лорнет, одинокий рассвет, снежный шум.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Нам показалось, что без эпитетов речь была бы бедной и невыразительной. Поэтому цель нашей работы – уяснить особенности данного лексического средства художественной выразительности. Гипотеза: эпитеты бывают разные. Таким образом, объект нашего исследования – эпитеты, а предмет – разновидности эпитетов и их роль в тексте.
Задачи исследования:
Найти определения эпитета в разных источниках, чтобы, сопоставив их, понять суть средства.
Выяснить, какие существуют разновидности эпитетов.
Научиться находить эпитеты в художественных текстах.
Основные методы исследования – наблюдение, сопоставление и описание.
Тема исследования актуальна и значима именно для меня: это отправная точка на пути знакомства со средствами художественной выразительности, на пути анализа художественного произведения.
2.Что такое эпитет?
Определение эпитета содержится во многих источниках, как печатных, так и электронных. Вот несколько примеров: 1. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным [2, с.300]. 2. Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества признаки [6, с.92].3. Эпитет (приложение)- художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему [4, с.443]
4. Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение — переносное или символическое. [5], 5. Эпитет – одно из изобразительных поэтических средств, определение, прилагаемое и названию предмета для большей образности. [9]
6. Эпитет – меткое определение, в интересах изобразительности присоединяемое к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак. [8],
7. Эпитет – художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. [10, с.392].
Поработав с терминами, мы заметили, что все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитет всегда субъективен. В нем воплощается уникальность мироощущения, присущего личности. [10, с.393]
3. Способы выражения эпитетов
— Прилагательные, выступающие в роли определения.
-Деепричастия. Например: Волны несутся, гремя и сверкая.
4.Разновидности эпитетов
4.1 Народно-поэтические (постоянные) эпитеты, общеязыковые, индивидуально-авторские
С генетической точки зрения эпитеты делятся на:
-Народно-поэтические (постоянные). Например: красное солнце; буйный ветер; добрый молодец.
-Общеязыковые. Например: гробовое молчание; свинцовые волны.
-Индивидуально-авторские. Например: немой покой (И. А. Бунин); умильная прелесть (Ф. И. Тютчев); кудрявый сумрак (С. А. Есенин).
Остановимся на каждом типе.
Как бы та девица была станом статна,
Станом бы статна и умом свершна,
Ее белое лицо, как бы белой снег
4.2 Метафорические и метонимические эпитеты
С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:
-Метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение).Например: Тучка золотая;бездонное небо; сиреневый туман; облачко ходячее и дерево стоячее.
Метафорические эпитеты — яркая примета авторского стиля:
Ты моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
-Метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение). Например: замшевая походка (В. В. Небоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин). [14]
4.3 Изобразительные и выразительные эпитеты
Однако стоит отметить, что такое деление является весьма условным, так как нередко изобразительные эпитеты также имеют эмоциональный окрас и является следствием восприятия автором тех или иных предметов. [14]
5. Роль эпитетов в тексте
В статьях, посвященных эпитету, часто в качестве примеров приводятся строчки из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы решили взять одно из знаменитых стихотворений поэта, найти в нем все эпитеты и попробовать определить их разновидности и функции.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В стихотворении почти все эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.
7.Заключение
Работая с книгами и Интернет-источниками, мы узнали, что эпитеты широко используются в художественном, публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.
Все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Эпитеты бывают разные как по происхождению, так и по способу выражения. Они служат изображению конкретной картины, выражают отношение автора к изображаемому, открывают нечто новое в нем.
Эпитет выступает как чрезвычайно значимое звено в цепи художественных средств: слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем, часто нейтральном языковом фоне, оказывая на читателя глубокое эмоциональное воздействие.
Эпитет – средство, позволяющее ощутить авторскую позицию. Для эпитетов часто характерна экспрессивная роль, выражающая как положительное, так и отрицательное отношение говорящего или пишущего к собеседнику, явлению, состоянию.
У каждого автора есть свои особенности в употреблении этого средства художественной выразительности. Так М.Ю. Лермонтов часто ставит эпитеты в позицию после определяемого слова, и это делает их особенно заметными, выделенными.
В дальнейшем мы планируем понаблюдать за ролью эпитетов в других стихотворениях М.Ю. Лермонтова и прозаических текстах.
7.Список использованных источников информации
1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учереждение. – 3-е изд., М.: Дрофа, 2004. 304 с. (с 7-9)2. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учереждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина [и др.]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с. (с. 300)3. Литература. 6 кл. : Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 г. Ч.1/ Авт. – сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2000, — 225 с. (с. 96-97)4. Литература. Учеб. 6 кл. для общеобразоват. учереждений /Авт. – сост.
7. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е. И. Никитина. -М.: Дрофа, 2010. – 190, (с. 113)
Эпитет – это выразительнейшее средство в литературе, которое используется нами ежедневно. Людям очень повезло, что они не общаются на уровне машин, не обмениваются голой и скудной информацией без каких-либо эмоций.
Что такое эпитет
Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.
В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:
Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:
Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.
Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.
Виды эпитетов
Данные выразительные средства классифицируются:
1. По структуре:
2. По степени освоенности:
3. По семантическому признаку:
4. По функции:
5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:
6. По способу обозначения признака:
Отличия эпитета от сравнения и метафоры
Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:
Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:
Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:
Метафора характеризует слово либо выражение в переносном значении. Кроме того, она придает им большую выразительность. Эпитет же обозначает какую-то важную черту в описываемом им предмете или явлении.
Эпитет может быть несколькими частями речи. В любом случае он находится в рамках одного предложения с определяемым словом. Метафора же – только существительное, и конструкция, в которой она состоит, уже более сложная.
Эпитет – художественный прием, отражающий характеристику предмета или явления и его оценку автором. Метафора отличается тем, что выражает признак, характеризующий только авторскую оценку. Ее роль – в выделении общих черт предмета с каким-либо другим по его свойствам, сравнение и преподнесение в более эффектном варианте.
Примеры эпитетов в литературе
Без использования эпитетов, как одних из самых выразительных и потому важных средств, невозможно представить русский язык и ни один текст литературного произведения. Без них не составить подробное мнение автора о каком-либо объекте, не создать полноценное признание в любви.
Вот яркие примеры вышесказанного из стихов и романов:
«Как соломинкой, пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
«Льстивые ивы и травы поклонные,
Что такое
Мир никогда бы не узнал о стихотворениях и художественной литературе, если бы не было эпитетов. Именно благодаря ним во время чтения произведения наше воображение создает соответствующие картинки. Рассмотрим виды и свойства эпитетов, их роль в литературе с примерами.
Что такое эпитет?
Эпитет является разновидностью троп – стилистической фигурой речи, словом или выражением, которое используется в переносном значении и повышает образность, художественную выразительность языка. Эпитет выступает в качестве определения при слове, улучшает красоту произношения.
Определение эпитета
Относительно эпитетов возникает много споров, и в теории литературы нет строго прописанных правил их употребления. Поэтому они присутствуют как в поэтической речи, так и в прозе.
Независимо от разновидности, эпитеты не дают новой информации о предметах, которые характеризуют. Они лишь подчеркивают их особенности, придают художественную окраску. Примеры эпитетов:
- ласковое море;
- свинцовые тучи;
- веселенькая расцветка;
- хрупкие цветы;
- серебряный дождь;
- острое слово;
- каменное лицо;
- золотой век;
- столетняя война;
- гусиный шаг;
- спортивная осанка.
На какие вопросы отвечает эпитет?
Будучи определением, эпитет обозначает свойство, признак либо качество предмета. Соответственно, отвечает на те же вопросы, что и определение: какой? чей? который?, а также их производные (какая? чья? которое? и т.п.). Реже эпитет отвечает на вопрос как? Таким образом, все зависит от контекста и части речи, которая выступает эпитетом.
Вопросы, на которые отвечает эпитет
Интересный факт: некоторые эпитеты прочно вошли в наш обиход и стали устойчивыми словосочетаниями. Например, невыносимая жара, унылая осень, грустная пора, добрый молодец и другие.
Какими частями речи могут быть эпитеты?
Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Некоторые уверены, что эпитеты могут быть исключительно прилагательными. Другие допускают, что если в предложении определенные языковые единицы выступают в качестве определения объекта, то и они тоже могут считаться эпитетами. Например, в данном случае эпитеты являются причастиями:
Поседевший лес, грохочущий ливень – отвечают на вопрос какой? и обозначают признаки предметов по действию.
Вы идете по испещренной тенями дорожке – эпитет выражен причастным оборотом, отвечает на вопрос какой?
В этом примере видим в качестве эпитетов существительные, которые служат приложением:
Баловник-невежа, ветер-бродяга, утес-великан и т.п. – задается вопрос кто? что?
Числительные могут становиться эпитетами, когда они используются не в прямом смысле, а для украшения высказывания:
Третьи руки, вторая жизнь – следует отличать от обычного выражения, например, пятый месяц, первое яблоко и т.п. Это уже будут не эпитеты, а обыкновенные порядковые числительные.
Когда в роли эпитета выступает наречие, он будет отвечать на вопрос как? Например: безмерно счастлив, горячо любить и др. В предложении:
Эпитеты-существительные
Безумно свистит этот вечный мотив посредине жизни – наречием-эпитетом автор показывает свое восприятие ситуации.
Волны несутся, гремя и сверкая – в действительности волны не сопровождаются подобными эффектами, однако такое выражение сразу вызывает у читателя определенный образ в виде неспокойного моря или океана, приближающегося шторма.
В редких случаях эпитеты могут выступать местоимениями, а также глаголами. Например, как в стихотворении А. Ахматовой:
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Какую роль играют эпитеты?
Эпитеты служат, главным образом, усилителями художественной выразительности. Они придают нашей речи или произведению образность, яркость, поэтическую окраску. Обычно тропы указывают на определенное свойство, черту предмета (объекта) и тем самым вызывают соответствующие эмоции, отношение к нему.
Если обобщить информацию из различных источников и авторов, то эпитеты выполняют следующие функции:
- характеризуют предмет образно;
- передают отношение автора/его литературного персонажа/рассказчика к описываемому предмету либо событию, ситуации и т.д.;
- задают определенное настроение, создают атмосферу;
- объединяют все вышесказанное.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Выделенные слова являются эпитетами, которые выполняют все три основные функции. Из этих восьми строчек читатель узнает, что действие происходит ночью, окрестности освещаются лунным светом.
Создается грустная атмосфера, ощущается тоска и утомление. Если убрать эпитеты из стихотворения либо заменить простыми словами без эмоциональной окраски, потеряется всякий смысл произведения.
Особую роль эпитеты играют в поэзии – авторы используют их в качестве стихотворного инструмента. Расположение определения после основного слова называется инверсией эпитета. Например, как у А. Пушкина:
Твоих оград узор чугунный;
И пунша пламень голубой.
Возможен вариант, когда определяемое и эпитет разделены другими словами:
В синем сумраке белое платье
За решеткой мелькает резной.
Определение тропа
Все как было. Только странная
Воцарилась тишина.
Интересный факт: подобные способы расположения эпитетов позволяют автору создать особую риторическую фигуру – хиазм. При этом происходит крестообразная перестановка слов. Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М. Цветаева).
Какие бывают эпитеты?
Ввиду того, что специалисты не могут придти к единому мнению даже по поводу определения эпитетов, неудивительно, что возникло множество их классификаций:
- По происхождению.
- По стилистическому подходу.
- По составу.
- По способу обозначения соответствующего признака.
По происхождению эпитеты бывают:
- общеязыковые;
- народно-поэтические;
- авторские.
Общеязыковые эпитеты широко распространены и часто употребляются. Они превратились в устойчивые выражения. Это самая численная группа. Любой из нас может понять смысл такого эпитета, несмотря на переносное значение. Также они зачастую являются прилагательными. Например:
- пламенная речь – в значении быстрая, активная речь;
- птичий язык – непонятный язык;
- гробовая тишина – абсолютная тишина.
Значение народно-поэтических эпитетов тоже всем понятно, но пришли они из фольклорного искусства. Как правило, это прилагательные в краткой форме либо с перенесенным ударением. Например: чисто поле, сине море, честные гости.
Изобразительно-выразительные средства языка
Иногда такой эпитет может стоять за словом, которое он определяет – орешки непростые, скорлупки золотые. Бывают народно-поэтические эпитеты и в форме существительных: грусть-тоска, царь-батюшка и т.п.
Авторские эпитеты обычно не употребляются в широком смысле. Они так и называются, поскольку придуманы авторами художественных произведений с целью показать отношение к герою, предмету, событию. Примеры:
- мармеладное настроение (А. Чехов);
- убийственная тайна (А. Пушкин);
- маленький характер (А. Герцен).
По стилистическому подходу выделяют эпитеты:
Эпитет на примере творчества А.С. Пушкина
По способу обозначения соответствующего признака эпитеты делятся на виды:
- Метафорический – указывает на признак в переносном значении, не реальный. Источником служит другой предмет, имеющий какое-либо сходство с определяемым. Например: жадное пламя, задумчивые ночи.
- Метонимический – указывает на признак, взятый с другого предмета по смежности. Например: левый марш, одинокий рассвет.
За пределами представленных классификаций можно выделить следующие разновидности эпитетов:
- Постоянные. Выражают неизменное свойство – черный ворон, косолапый мишка.
- Эмоциональные. Создают настроение, атмосферу – унылая пора.
- Оценочные. Характеризуют предмет или ситуацию – чудесный вечер.
- Сквозные. Один эпитет может употребляться с разными словами – застенчивые луга, застенчивый укор.
Прилагательные в роли эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают именно прилагательные. При этом они служат в роли красочных определений. К примеру:
Статные осины высоко лепечут над вами.
Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Эпитеты-прилагательные к слову “утро”
Ошибочным является мнение, что любое прилагательное является эпитетом. Чтобы отличать их и легко находить в тексте именно тропы, следует обращать внимание на роль слова-определения.
Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке
Многие из эпитетов-прилагательных стали постоянными и часто употребляемыми. Например: синее море, красна девица, глухая ночь, стальные нервы, ясный месяц, белые рученьки, добрый конь, трескучий мороз, чисто поле.
Интересный факт: в повседневной жизни мы чаще всего не замечаем, как употребляем эпитеты. Например, выражения “бархатные ночи” или “золотые ручки” тоже являются тропами. В общении эпитеты помогают нагляднее описать происходящее или наше отношение к нему.
Примеры эпитетов из художественной литературы
В художественной литературе невозможно обойтись без использования эпитетов, иначе произведение ничем не будет отличаться от учебника или научной статьи. Это один из ключевых способов увлечь читателя в рассказ, роман, повесть, не говоря уж о поэзии.
Сергей Александрович Есенин
Богата эпитетами лирика С. Есенина:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
И не менее удачно использовал их А. Пушкин:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Авторские эпитеты
Отрывок из стихотворения Лермонтова “Тучи”
Эпитеты, придуманные авторами, обычно остаются только в их произведениях. Хотя особенно удачные фигуры находят широкое распространение:
- равнодушно-желтый огонь – А. Ахматова;
- скучный берег, вольное море – А. Пушкин;
- в глуши задремавшего бора – Н. Рубцов;
- чурбанное равнодушие – Д. Писарев;
- малиновая улыбка – И. Анненский;
- лицо тысячеглазового треста – В. Маяковский.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также:
- Сочинение 250 слов и цитирование на тему в чем особенности конфликта комедии ревизор
- Гамлет человек эпохи возрождения сочинение
- Сочинение на тему баба яга положительный или отрицательный герой
- Многие средства синтаксиса отличаются сильной эмоциональностью и следовательно сочинение рассуждение
- Итоговое сочинение сборник для подготовки
Сочинение: Эпитеты и их роль в художественном тексте
1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:
визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .
2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):
- -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле; сдача дома намечена на второй кварта́л);
- -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
- -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, но: электропро́вод;
- -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние;
- -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н. Исключение: ба́рмен.
- Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н ), но такое произношение всё же не является правильным.
3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
-ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;
- Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить – мышле́ние, уве́домить – уведомле́ние ).
- -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты) ;
- -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .
- Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.
Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение ), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн ).
Обратите внимание на произношение слова знамение: в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени ).
4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
- -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение – ана́лог );
- -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
- -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
- -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр .
Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.
5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .
- Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:
горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.
- В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:
граждани́н (ср.: горожа́нин ), христиани́н (ср.: крестья́нин ), селяни́н (ср.: сельча́нин ), славяни́н, мещани́н.
- Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:
Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.
- Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.
Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия. Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я. Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я. Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия. Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.
- Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов .
- Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:
а́рия, ма́ния, ма́фия.
Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):
месси́я, вити́я, стихи́я.
- В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:
фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.
www.magelan.su
- Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1, далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.
- При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :
психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.
- Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, — ́ция:
русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.
- Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.
Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.
- Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения –симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).
- Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор, однако употреблять её всё же не следует.
6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.
- Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):
аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́ ), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́ ), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́; с предлогом в : в шагу́; в сочетании: на каждом шагу́ ), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.
- В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание :
бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́.
- В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:
гусь – гу́ся (допустимо – гуся́ ); пруд – пру́да (допустимо – пруда́; в предложном падеже – на пруду́ ); мост – обе формы (моста́ и мо́ста ) равноправны.
- Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
- Ударение передвигается на окончание в словах:
школьный бал – школьные балы́, бинт – бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.
- Ударение не передвигается на окончание:
арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́ ).
- Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по́рты и порты́, детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо – флоты́ ), ходы́ (допустимо – хо́ды ).
- Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.
Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́ ), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна ).
Обратите внимание
В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага́, блюда́, средства́ ). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла́га, ни за какие бла́га мира, красивые блю́да, вторые блю́да, выделенные сре́дства.
- Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.
Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро́ви – брове́й, ве́тви – ветве́й, во́лны – по волна́м и по во́лнам, гру́зди – грузде́й, де́ньги – де́нег, деньга́м, о деньга́х, до́ски – досо́к (допустимо – до́сок ), дро́жжи – дрожже́й, ки́сти – кисте́й, ко́зыри – козыре́й, ко́льца – коле́ц (но: ко́льцам ), ку́дри – кудре́й, ле́беди – лебеде́й, но́вости – новосте́й, о́бласти – областе́й, о́череди – очереде́й, пло́щади – площаде́й, про́стыни – просты́нь и простыне́й, грамматические ро́ды – родо́в, са́ни – сане́й, ска́терти – скатерте́й, ско́рости – скоросте́й.
- Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:
бо́ли – бо́лей (у медиков – боле́й ), бу́дни – бу́дней (допустимо – бу́ден ), вёрсты – о вёрстах, воло́кна – воло́кон, ве́рфи – ве́рфей, гра́бли – гра́бель и гра́блей, гу́сли – гу́слей, о́кна – о́кон, ру́жья – ру́жей, стёкла – стёкол, ту́фли – ту́фель, ша́рфы – ша́рфов, я́сли – я́слей.
- Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:
бу́бны – бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.
Союзное слово что 1. Придаточное определительное: И [почему-то мне на память пришли слова композитора о вечном отблеске], (что бросает на нас искусство ) (К. Паустовский) — [сущ.], (что). 2. Придаточное местоименно-определительное: [Слишком я любил на этом свете всё], (что душу облекает в плоть) (СЕсенин) — [мест.], (что). 3. Придаточное изъяснительное: [Я не знаю ], (что будет со мною) (С. Есенин) — [глаг.], (что). 4. Придаточное уступительное: (Что бы со мною ни было ), [я хочу быть один) (Ф. Достоевский) — (что), [ ]. 5. Придаточное присоединительное: [Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей], (что произвело невыгодное для рассказчика впечатление ) (Л. Толстой) — [ ], (что). Союзное слово когда 1. Придаточное определительное: [Онегин, помните ль тот час], (когда в саду, в аллее нас судьба свела …) (А. Пушкин) — [ ук.сл. + сущ.], (когда). 2. Придаточное изъяснительное: [К его удивлению, Анна приняла это известие очень спокойно и спросила только], (Л. Толстой) — [глаг.], (когда). 3. Придаточное времени (в главном есть указательное слово тогда): [Они проснулись тогда], (когда в избе было совсем светло ) (А. Гайдар) — [ук.сл.], (когда). Союзное слово как 1. Придаточное изъяснительное: [Многие предложили свои мнения насчёт того], (как искоренить буйный дух, обуревавший крестьян Чичикова) (П. Гогсль) — [ сущ.+ук.сл.], (как). 2. Придаточное образа действия: [Никто не может рассказать о жизни художника так], (как это сделал сам художник ) (И. Грабарь) — [глаг.+ук.сл.], (как). Союзное слово как 3. Придаточное степени: [Стало так холодно ], (как бывает только зимой) — [ук.сл.+нар.], (как). 4. Придаточное уступительное: {Как ни интересен труд режиссёра), [актёрская работа куда интереснее } (В. Мейерхольд) — (как ни ), [ ]. Союзное слово чем 1. Придаточное место-именно-определительное: [Го, (чем ты недоволен ), мне, напротив, нравится ] — [мест., (чем),] 2. Придаточное изъяснительное: [Как думаешь ], (чем кончится тревога)»! (А. Пушкин) — [глаг.], (чем)? 3. Придаточное присоединительное: [… Он был хороший, честный, чистый человек, любивший её], (чем она гордилась …) (М. Горький) — [‘], (чём ). |
Союз что 1. Придаточное изъяснительное: [Никто не знал кругом], (что жизни счёт начнётся с этой ночи) (И. Бродский) — [глаг.], (что). 2. Придаточное образа действия +следствия: [Он привязал его таким образом], (что крышка болталась и звенела) (В, Арсеньев) — [глаг.+ук.сл.], (что). 3. Придаточное степени + следствия: [Стало так тихо ], (что со своего балкона я слышал голоса там, внизу, в городе) (К. Паустовский) — [ ук.сл. так + + нареч.], (что). 4. Придаточное причины (с расчленённым составным союзом): [Деду не верили ещё и потому], (что он был чудак и неудачник) (К. Паустовский) — [ук.сл.], (что). Союз когда 1. Придаточное изъяснительное: [Люблю, друзья], (когда за речкой гаснет день ) (М. Лермонтов) — [глаг.], (когда). 2. Придаточное времени: (КогдаПьер вернулся домой), [ему подали две принесённые в этот день афиши Растопчина] (Л. Толстой) — (когда), [ ]. 3. Придаточное условия: [Я выбрал бы другую], (когда б я был, как ты, поэт )(А. Пушкин) — [ ], (когда). Союз как 1. Придаточное изъяснительное: [И я вижу во сне], (как на волке верхом еду я по тропинке лесной) (Я. Полонский) — [глаг.], (как). 2. Придаточное времени: [А теперь, (как Павлик родился ), мама купила керосинку…] (К. Федин) — [, (как), ]. Союз как 3. Придаточное сравнительное: [Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой], (как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья) (А. Пушкин) — [‘], (как). Союз чем 1. Придаточное сравнительное: [Волосы его были гораздо светлее ], (чем Даша их представ- ляла…) (А. Толстой) — [сравнит, степень прилаг.], (чем) |
Подчинительные союзы и союзные слова
Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами придаточного предложения, а союзные слова (знаменательные части речи) являются.
Например: 1) [Царскосельский воздух был создан ], (чтобы песни повторять ) (А. Ахматова) (союз чтобы связывает придаточное предложение с главным, но сам не является членом придаточного предложения). 2) И [во всех зеркалах отразился человек ], (что (= человек) не появил ся и проникнуть в тот зал не мог ) (А. Ахматова) (союзное слово что связывает придаточное предложением со словом человек в главном и является подлежащим в придаточном предложении).
Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения (как главным, так и второстепенным). Не следует только отождествлять вид придаточного предложения по значению и роль союзного слова в предложении, что является распространённой ошибкой. Необходимо правильно ставить вопрос к придаточному предложению от главного. При определении же роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например:
[Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) — союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном.
[Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) — союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.
[Вот дом], (внешний вид которого^ (= дома) мне очень нравится) — союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).
[Вот дом], (который (= дом) был построен в XIX веке) — союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.
Подчинительные союзы, присоединяющие придаточные предложения, могут быть:
— простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.;
— двойными: если… то, так как… то, когда… то, хотя… но, чем… тем и др.;
— составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие того что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.
Двойные союзы никогда не стоят целиком в придаточном предложении: одна их часть находится в придаточном (если, когда, хотя, чем и др.), а вторая (то, но, тем и др.) находится в том предложении (главном или в другом придаточном), к которому придаточное относится. Употребление второй части таких союзов (кроме союза чем… тем) не является обязательным: (Гак как встала полная луна), [то многие пошли гулять] (Л. Андреев). использованы как вопросительные слова: где? куда? почему? сколько? который? чей? какой? и т. д. Союзы же не способны выступать в качестве вопросительных слов: потому что, хотя, чтобы, будто, если и т. д.
Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырёх случаях: что, чем, когда, как. Эти четыре слова могут быть и союзами, и союзными словами.
Материалы к сочинению на лингвистическую тему — Роль эпитетов в художественном тексте.
Страница 11 из 34
Сочинение 10
Роль эпитетов в художественном тексте.
Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?
Во-первых, в предложении 6 украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.
Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают живописно описать действие.
Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
(121 слово)