Родительское
собрание «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены»
Классный руководитель: Трунова Н.Д.
Цели: развитие
педагогической культуры родителей;принятие совместных мер по эффективной
подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи: создать
эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; познакомить родителей с
основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния
дел в классе по подготовке к экзаменам.
Форма проведения: традиционное
собрание с элементами тренинга.
Участники: родители
учащихся, классный руководитель.
Ход
собрания
Повестка
собрания.
1.Сдача экзаменов – это значимый и
ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих
результатов зависит будущее. ( Вступительное слово классного руководителя)
2 Обсуждение мотивации достижения
успеха.
3. Выступление по теме
собрания. Подготовка к экзаменам и их сдача – время когда
11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку.
4. Обсуждение возможностей
родителей по реализации эффективной подготовки к экзаменам и охраны здоровья
выпускников
5. Памятка
«Подготовка к экзаменам».
1. Вступительное
слово классного руководителя
Классный
руководитель.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рады приветствовать Вас на очередной
встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Сегодня мы обсудим, как помочь
ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для
этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых
многим для поступления? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Сдача экзаменов – это значимый и
ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих
результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь
ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Мы часто мечемся в
поисках правильного решения, ссоримся и миримся. Я предлагаю вам простой и
доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до
истины. Рассмотрим ситуацию: «До экзаменов осталась неделя, один день, одна
ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру бланки с ЕГЭ,
руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».
– Что делать? Как помочь ребенку
выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.
(Обсуждение. Выступления.)
2. Классный
руководитель. Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы
в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.
Поскольку мотивация – необходимое
условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать
мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения
профессионального образования.
Родители выпускников должны
помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к
улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в
достижении своих целей – является одним из основных свойств личности,
оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Однако успешная сдача экзаменов –
это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие
учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно не достаточно. Что
делать в этой ситуации? Организовать дополнительные занятия детей в школе,
индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных
курсах при учебном заведении, куда планируете поступать.
Нужно поддерживать постоянную связь
с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог
может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.
Я думаю, что многие из вас уже
продумали вариант дополнительных знаний детей.
3. Выступление по
теме собрания. Подготовка к экзаменам и их сдача – время
когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку.
Это период интенсивной подготовки,
огромных физических и эмоционаьных нагрузок на организм человека.
Старшеклассники испытывают стресс.
А стресс – это то, что ведет к болезням и быстрому старению организма. Что
можно сделать в этой ситуации?
Родителям важно постараться
поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него
уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки
к экзаменам и их сдачи.
Необходимо контролировать четкое
соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в
сутки. Ложиться спать выпускник должен примерно в одно и то же время.
Важно поддерживать режим питания
школьника. Он должен быть правильным: утром – молочные каши и бутерброд с чаем,
в обед – первое и второе, на ужин – соки. В рационе должны присутствовать
продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба,
мясо, фрукты и овощи. Необходима и витаминная поддержка организма.
Старайтесь контролировать режим
труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение
30 минут – часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в
порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с
умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками.
Давайте постараемся все вместе не
передавать нашу тревогу детям, а вести их к эффективным результатам. Ваше
понимание и уверенность помогут ребенку.
4. Обсуждение
возможностей родителей по реализации эффективной подготовки к экзаменам и
охраны здоровья выпускников
(Происходит обсуждение.)
Именно
родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться
временем и силами при подготовке к выпускным испытаниям. Помощь взрослых очень
важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов.
Рекомендации
родителям
• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком,
что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее
сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, –
на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только
повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или
«сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы
спада.
• Прочитайте список вопросов к
экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните
большинство разделов предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть
он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он
успеет вам рассказать, тем лучше.
• Договоритесь с ребенком, что
вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и
ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку
организма, а не знаний.
• Обсудите вопрос о пользе и вреде
шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет
(возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще
знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что
доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего.
Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет
получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку
может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
• В выходной день, когда вы никуда
не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например,
возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для
поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за
стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги,
засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не
отвлекали телефон или родственники
• Остановите испытание, когда
закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним
правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить,
почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего
экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на
задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время
подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что
отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно,
чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая),
нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и
попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими
телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому
препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
5. Памятки
родителям.
1. Памятка «Подготовка к экзаменам»
Некоторые
закономерности запоминания
- Трудность запоминания растет
непропорционально объему - Лучше учить с перерывами, чем
подряд, лучше понемногу, чем сразу. - Распределенное заучивание
лучше концентрированного. - Из двух материалов, большего и
меньшего, разумно начинать с большего.
Условия поддержки
работоспособности
- Чередование умственного и
физического труда. - Беречь глаза, делать перерыв
каждые 20-30 минут. - Минимум телевизионных передач.
Приемы
психологической защиты
- Переключение (с одного вида
деятельности на другой). - Сравнение (сравнить свое
состояние с положением других людей). - Накопление радости (вспомнить
приятные события). - Мобилизация юмора (смех
противодействует стрессу). - Разрядка (физическая работа,
игра, любимые занятия).
2. Памятка
«Как поддержать тревожного ученика».
Создайте ситуацию
эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.
Не нагнетайте
обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его
результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации
деятельности.
Создайте для
ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Научите ребенка
приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
Познакомьте ребенка с
процедурой сдачи экзамена в форме ЕГЕ.
Обеспечьте детям
ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.
Создайте в семье благоприятный
климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества
поддержки детям.
6. Принятие
решения собрания. Подведение итогов.
1. Создать в
семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие
достаточного количества поддержки детям, ориентироваться на памятки родителям.
2.Осуществлять связь со школой
через «Сетевой город».
3. Осуществлять контроль со стороны
родителей за подготовкой к ЕГЭ.
Классный
руководитель.
Спасибо за сотрудничество и успехов вам на выпускных экзаменах!
Используемая
литература.
Родительский лекторий.5-11 классы.
Материалы для подготовки родительских собраний.
Сост.Г.П.Попова.-Волгоград.Учитель.2007.-107с. И.Г.Норенко. Как лучше
подготовиться к экзаменам.
Родительские собрания 10 класс.
Авт.-сост. В.В Батакова, Н.В. Мартышко. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
Родительские собрания 11 класс.
С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
Классные часы 11 класс. Авт.-сост.
А.В. Давыдова. – Москва: «ВАКО», 2009.
Родительское собрание «Как
помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены» Рябова Марина Викторовна, учитель
истории и обществознания
(слайд 1)
Родительское собрание
«Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»
(слайд 2)
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но и иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе, тревогу. Волнуются не только дети.
Часто родители накануне экзаменов так волнуются, что забывают, сколько лет ходило их «чадо» в школу и зачем… Именно родители создают накануне экзаменов тревожную обстановку дома. Преобладание отрицательней оценки с их стороны в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувства внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха.
Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите учебное заведение, в которое будет поступать ваш ребенок.
Ситуация неуспеха особенно мучительна для ребенка, если он скован страхом не оправдать ожиданий родителей.
(слайд 3)
Очень важна психологическая поддержка ребенка, если у него на экзамене не тот результат, на который рассчитывал. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние ребенка обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.
Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказав: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»
Бывает так, что, испугавшись процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.
С введением в наших школах ЕГЭ и ГИА тревожное состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного. Педагогическая практика и опыт проведения ЕГЭ и ГИА показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести ее к минимуму, если и взрослые, и учащиеся будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.
Мотивация – это необходимое условие успеха. Родителям старшеклассников важно сформировать у ребенка мотив к сдаче экзаменов, а это, значит, показать перспективу. Парадоксальный факт, но то, что может быть мощным ресурсом, как правило, по вине родителей оборачивается большим минусом.
В основе негативного, «несерьезного” отношения учащихся к сдаче экзаменов может лежать родительская установка, которая связана с возможностью поступления в вуз за плату. Хочется предостеречь родителей от такого подхода, так как у любой медали есть и оборотная сторона.
Во-первых, у ребенка закрепляется инфантильность, а это неспособность принимать самостоятельные решения.
Во-вторых, закрепляется пассивность. А «халява” сама по себе развращает.
Такая позиция неприемлема, так как способствует формированию соответствующего эмоционального фона, подрывает веру ребенка в успех и собственные силы. И коль скоро речь зашла об эмоциональном компоненте, то следует охарактеризовать проблематику, связанную с данным компонентом. Правила организации жизни ребенка в предэкзаменационный и экзаменационный период. Предэкзаменационный период и экзаменационный – это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это время тревожного ожидания, интенсивной подготовки и сдачи экзаменов.
Старшеклассники испытывают стресс.
(слайд 4 )
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у
человека под влиянием сильных воздействий.
(слайд 5)
Причинами экзаменационного стресса являются:
- интенсивная умственная деятельность;
- нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения;
- нарушениережима сна и отдыха;
- негативные переживания
(слайд 6 )
А стресс, по определению Ганса Селье, канадского ученого французского происхождения – «это то, что ведет к болезни и быстрому старению организма”. Родители должны поддерживать психоэмоциональное здоровье своего ребенка.
(слайд 7)
Так как же помочь детям в стрессовых ситуациях экзаменов?
Во-первых, для того чтобы не терять головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.
Во-вторых, родители должны следить за соблюдением режима дня.
Сон — не менее 8 часов; если у ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.
В период экзаменов дети часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию.
продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит работоспособность.
(слайд Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, дискотеки — около 3,5 часов.
Подготовка к экзаменам — 8 часов в день. Лучшее время, когда внимание и память находятся «на высоте» — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.
Умственные занятия дети должны чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10—15-минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько упражнений, несложную работу по дому. После 2,5—3 часов работы можно сделать более продолжительный перерыв (30 мин) для приема пищи, после чего позаниматься еще часа три.
Не следует забывать о нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам она увеличивается. Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут простые упражнения:
- посмотреть попеременно вверх-вниз, вправо-влево (15—20 сек);
- попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек);
- «рисовать» глазами различные фигуры сначала по часовой стрелке,
потом в обратную сторону.
В период подготовки к экзаменам желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
(Слайд 9) В-третьих, для сохранения сил и повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3—4-разовым, калорийным и богатым ты мозгу необходимы разнообразные продукты.
- Снять утомление при тяжелой умственной работе, укрепить нервную систему помогут грецкие орехи.
- Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций, которые содержатся в кураге, изюме, йогурте, твороге
- Активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память, облегчает запоминание обыкновенная морковь.
- Антистрессовое действие оказывают шоколад и клубника.
- Способствует концентрации внимания, вселяет бодрость и уверение в себе банан.
- Способность к концентрации внимания усиливает обычный peпчатый лук. По мнению немецких ученых половинка луковицы в день в период нервного напряжения просто необходима.
- Снять нервозность за счет снижения активности щитовидной железы поможет капуста. Чтобы прошел «мандраж», нужно съесть перед экзаменом салат из капусты.
- Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет удара дозы витамина С лимон.
Нельзя давать школьникам накануне экзаменов седативные препараты
Волнение у школьников бьет через край? Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты.
«Успокаиваться» надо заранее.
Детям необходима ваша душевная поддержка, ваша вера в знания и успех вашего ребёнка. А небольшое волнение перед экзаменом даже необходимо, чтобы молодой человек учился собираться с силами, мыслями, умел сконцентрироваться, когда это необходимо – это тоже своего рода урок, необходимый в жизни.
(Слайд 10) И последнее, великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям.
(Слайд 11)
Ваше понимание и уверенность помогут вашему ребенку.
Итак, успехов в сдаче экзаменов!
МОУ «СОШ» с.Деревянск
Согласовано:
Зам.директора по ВР
_________ / Игнатова В.М./
Родительское собрание
«Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены и научить уверенности в своих силах»
(11 класс)
Подготовила – Мишарина Марина Валериевна,
классный руководитель 11 класса
МОУ «СОШ» с.Деревянск
2018 г
Цели:
Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи:
-
Создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;
-
Изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к ГИА;
-
Познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников;
-
Провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.
Форма проведения: Традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: Родители учащихся, классный руководитель, психолог школы.
Подготовительный этап
-
Подготовка, проведение анкетирования детей. ( Приложение № 1)
2. Сбор и анализ информации по теме собрания.
Ход собрания
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрание. Впереди сложная пора для наших детей – это окончание школы, а значит прохождение государственной итоговой аттестации. Сегодня мы обсудим, как помочь ребятам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы я попытаюсь Вам ответить.
Сначала выполним небольшие задания для того, чтобы настроится на совместную работу:
1) «На какой я ступени»
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку
(Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
— 1-4 ступенька — самооценка занижена
— 5-7 ступенька — самооценка адекватна
— 8-10 ступенька — самооценка завышена)
Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Мы часто мечемся в поисках правильного решения, ссоримся и миримся.
2) Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем рассмотреть все «за» и «против».
Разделимся на 4 группы: родитель – «родитель»; родитель – «выпускник»; родитель – «учитель»; родитель – «друг, одноклассник». В течение 5 минут вы будете обсуждать данную ситуацию, а затем выступите по этому вопросу.
Ситуация. «Это вам не пригодится»
«До экзаменов осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру бланки, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».
– Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.
(Обсуждение. Выступление каждой группы.)
Также нам хотелось бы рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы, возникающие в них, и возможные пути, их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
1.познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
2.мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
3.эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
2. Анализ анкет детей родителями
Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.
Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования.
Родители выпускников должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно недостаточно. Что делать в этой ситуации?
— Организовать дополнительные занятия детей в школе, групповые и индивидуальные;
-Поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. – Интересоваться уровнем подготовки Вашего ребёнка к экзаменам.
Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных знаний детей.
3. Но как выдержать экзаменационные перегрузки, как справиться с эмоциями и достичь успеха?
С этой целью психологом школы был проведёнтренинг с учащимися «Моё будущее – в моих руках»
( приложение №2)
(выступление психолога школы с результатами тренинга)
4.Экзаменационная пора очень тяжёлая для наших детей и без Вашей поддержки им никак не обойтись. С этой целью хочется Вам дать рекомендации:
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ГИА:
— Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
— Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
— Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
— Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
— Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
— Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
— Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
— Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
5. Обсуждение возможностей родителей по реализации эффективной к экзаменам и охраны здоровья выпускников
(Происходит обсуждение, ответы на вопросы родителей по теме собрания.)
6. Вручение памяток родителям.( Приложение №3)
7. Принятие решения собрания. Подведение итогов.
7. Проводиться рефлексия. Можно использовать незаконченные предложения.
— На занятии мне понравилось……..
— Я узнал………….
— Мне было интересно………
— Мне было сложно……..
— Мне бы хотелось………
На этом наше собрание подошло к завершению. Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.
Спасибо за сотрудничество! . Приложение к собранию № 1
Анкета для учащихся
Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «да» или «нет».
Суждения |
Да |
Нет |
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. |
||
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. |
||
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. |
||
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. |
||
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. |
||
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. |
||
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. |
||
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. |
||
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. |
||
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. |
||
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. |
||
12. Терпения во мне больше, чем способностей. |
||
13. Мои родители слишком строго меня контролируют. |
||
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. |
||
15. Думаю, что я уверенный в себе человек. |
||
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. |
||
17. Я усердный человек. |
||
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. |
||
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях. |
||
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. |
||
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. |
||
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. |
Результат. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
-
75% и более – высокий уровень мотивации достижений;
-
50% и более – средний (в норме);
-
25% и более – допустимый уровень;
-
Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту-психологу.
Приложение к собранию № 2
Тренинг с учащимися«Моё будущее – в моих руках»
1.Упражнение «Социальные роли».
Цель: развитие умения анализировать различные социальные роли, видеть в каждой из них как положительные, так и отрицательные моменты.
Содержание: учащиеся разбиваются на пары( по порядку, по кругу), каждая пара вытягивает по 2 карточки с различными социальными ролями. Учащимся предлагается высказать своё мнение о плюсах и минусах каждой роли в следующей форме:
-Быть …. хорошо, потому что….
— Быть ….. плохо, потому что……
Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и плохое в различных соц. ролях? Почему?
2. Упражнение «Волшебное зеркало».
Цель: актуализация жизненных целей.
Содержание: Ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в своё будущее с помощью «волшебного зеркала», в котором они смогут себя увидеть в какой-либо социальной роли. «Зеркало» передают по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».
По окончании ребята делятся впечатлениями, насколько трудно
было представить себя взрослыми в какой-либо соц. роли.
3.Упражнение «Мои цели»
Цель: развитие умения ставить цели и анализировать условия необходимые для их достижения.
Содержание: учащимся предлагается в течение 2-х минут написать на листочках цели, которые необходимы для достижения той социальной роли, которую они увидели в «волшебном зеркале» ( в предыдущем упражнении). Есть важное условие: цель должна быть сформулирована в позитивных терминах, конкретна и выполнение её зависело в большей степени от вас.
После выполнения задания учащимся предлагается выбрать 3 наиболее главные цели и написать возможные способы их достижения.
По окончании психолог спрашивает ребят, сложно ли было выполнять упражнение, анализируют наиболее общие способы достижения поставленных целей.
4.Упражнение «Мои достижения»
Цель: развитие умения находить в себе сильные стороны и опираться на них при достижении поставленных целей.
Содержание:
Психолог говорит, что в предыдущем упражнении мы учились ставить цели на будущее и определять способы достижения этих целей. Однако в каждом из ребят уже сейчас есть то, чем они могут гордиться, чего они достигли уже сейчас. Нужно гордиться своими успехами и не боятся о них заявить. Ваши успехи сейчас – это ваши внутренние ресурсы, которые могут вам помочь в достижении поставленных целей. Учащимся предлагается по кругу рассказать о своих успехах и достижениях, используя незаконченные предложения:
-Я горжусь тем, что я ……
— Особенно хорошо мне удаётся….
-У меня хорошо получается…..
— Своим успехом я считаю….
По окончании круга ребята рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. Также психолог спрашивает детей, что им ещё может помочь в достижении поставленных целей.
5. Упражнение «Угадай, кто это?».
Цель: развитие наблюдательности, эмпатии, оказание помощи друг другу в профессиональном определении.
Содержание:
Доброволец выходит из кабинета. Оставшиеся учащиеся загадывают одно из присутствующих. Водящий возвращается. Ему необходимо отгадать, кого загадала группа, задавая вопросы. Но есть одно условие: можно задавать группе только такие вопросы, которые были бы связаны с интересами, увлечениями загаданного человека, его будущей профессией. Нельзя задавать прямых вопросов (как зовут, какого пола и т.д.).
Примеры вопросов, которые можно задавать:
— Какие профессии наиболее подошли бы этому человеку?
— Есть ли у него увлечения, хобби? Какие?
— К каким школьным предметам он проявляет интерес?
— Смог бы это человек работать учителем (военным и т.д.)?
После того как отгадали загаданного учащегося, предлагается обсудить вопросы:
— Сложно ли было догадаться, кого загадали?
— Ответ на какой вопрос наиболее способствовал отгадке?
— Что интересного узнал о себе человек, которого загадали?
— С чем он согласен, а с чем нет? и т.д.
6.Упражнение: «Будущее глазами детей и их будущее глазами родителей».
Работа в группах рисование на ватманах.
Приложение к собранию № 3
1. Памятка «Подготовка к экзаменам»
А) Некоторые закономерности запоминания
-
Трудность запоминания растет непропорционально объему
-
Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
-
Распределенное заучивание лучше концентрированного.
-
Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Б) Условия поддержки работоспособности
-
Чередование умственного и физического труда.
-
Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
-
Минимум телевизионных передач.
В) Приемы психологической защиты
-
Переключение (с одного вида деятельности на другой).
-
Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
-
Накопление радости (вспомнить приятные события).
-
Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
-
Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».
А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.
Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.
В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
Д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕНТ.
Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.
Хорошая подготовка – это половина победы.
М. Сервантес
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;
принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовительный этап
1. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
2. Подготовка проведению анкетирования детей и родителей.
Анкета для учащихся
Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «да» или «нет».
Суждения | Да | Нет |
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. | ||
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. | ||
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. | ||
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. | ||
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. | ||
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. | ||
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. | ||
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. | ||
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. | ||
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. | ||
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. | ||
12. Терпения во мне больше, чем способностей. | ||
13. Мои родители слишком строго меня контролируют. | ||
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. | ||
15. Думаю, что я уверенный в себе человек. | ||
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. | ||
17. Я усердный человек. | ||
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. | ||
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях. | ||
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. | ||
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. | ||
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. |
Результат. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
- 75% и более – высокий уровень мотивации достижений;
- 50% и более – средний (в норме);
- 25% и более – допустимый уровень;
- Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту-психологу.
3. Сбор и анализ информации по теме собрания.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
- Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей.
- На классной доске тема собрания.
- На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на очередной встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
В этом помогут нам и приглашенные специалисты. В работе нашего сегодняшнего собрания принимают участие психолог и школьный врач. Вы услышите рекомендации специалистов, у вас будет возможность задать им вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.
Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Мы часто мечемся в поисках правильного решения, ссоримся и миримся. Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем рассмотреть все «за» и «против».
Разделимся на 4 группы: родитель – «родитель»; родитель – «выпускник»; родитель – «учитель»; родитель – «друг, одноклассник». В течение 5 минут вы будете обсуждать данную ситуацию, а затем выступите по этому вопросу.
Ситуация. «Это вам не пригодится»
«До экзаменов осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру бланки с ЕГЭ, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».
– Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.
(Обсуждение. Выступление каждой группы.)
Также нам хотелось бы рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы, возникающие в них, и возможные пути, их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
- познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
- мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
- эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
2. Анализ анкет родителей и детей
Классный руководитель. Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.
Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования.
Родители выпускников должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно не достаточно. Что делать в этой ситуации? Организовать дополнительные занятия детей в школе, индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать.
Нужно поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.
Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных знаний детей.
Как выдержать экзаменационные перегрузки, как справиться с эмоциями и достичь успеха? А сейчас я предоставляю слово нашим гостям, психологу и врачу.
Вы познакомитесь с их рекомендациями по организации экзаменационного периода жизни выпускника. Вы также можете задать любые интересующие вас вопросы сразу, а также пообщаться индивидуально после нашей встречи.
3. Выступление по теме собрания приглашенных специалистов – психолога, школьного врача.
Психолог. Подготовка к экзаменам и их сдача – время когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку.
Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоционаьных нагрузок на организм человека.
Старшеклассники испытывают стресс. А стресс – это то, что ведет к болезням и быстрому старению организма. Что можно сделать в этой ситуации?
Родителям важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.
Необходимо контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать выпускник должен примерно в одно и то же время.
Важно поддерживать режим питания школьника. Он должен быть правильным: утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. В рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Необходима и витаминная поддержка организма.
Старайтесь контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30 минут – часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками. Будет лучше, если все вместе вы поедете в лес, отвлечете ребенка от проблем, связанных со сдачей экзаменов.
Давайте постараемся все вместе не передавать нашу тревогу детям, а вести их к эффективным результатам. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.
4. Обсуждение возможностей родителей по реализации эффективной к экзаменам и охраны здоровья выпускников
(Происходит обсуждение, специалисты отвечают на вопросы родителей по теме собрания.)
5. Вручение памяток родителям.
1. Памятка «Подготовка к экзаменам»
А) Некоторые закономерности запоминания
- Трудность запоминания растет непропорционально объему
- Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного.
- Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Б) Условия поддержки работоспособности
- Чередование умственного и физического труда.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
- Минимум телевизионных передач.
В) Приемы психологической защиты
- Переключение (с одного вида деятельности на другой).
- Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
- Накопление радости (вспомнить приятные события).
- Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
- Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».
А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.
Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.
В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
Д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕГЕ.
Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.
Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.
6. Принятие решения собрания. Подведение итогов.
Классный руководитель. Спасибо за сотрудничество и успехов вам на выпускных экзаменах!
Используемая литература.
- Родительские собрания 10 класс. Авт.-сост. В.В Батакова, Н.В. Мартышко. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
- Родительские собрания 11 класс. С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
- Классные часы 11 класс. Авт.-сост. А.В. Давыдова. – Москва: «ВАКО», 2009.
Родительское собрание
«Как помочь ребёнку успешно сдать выпускные экзамены»
Цель: своевременное информирование родителей по подготовке учащихся к экзаменам и поступлению.
Задачи:
ознакомить родителей с подготовкой учащихся к выпускным экзаменам, итоговой аттестации и вступительным экзаменам;
познакомить родителей с возможностями нашей школы, для успешной сдачи экзаменов;
проследить эмоциональный настрой учащихся и семьи, ознакомить родителей с рекомендациями по подготовке к экзаменам;
создать положительно эмоциональный настрой семьи и школы, для более эффективного достижения успехов на экзамене;
Форма: традиционное собрание с элементами тренинга.
Подготовительный этап:
Подготовка, проведение и обработка анкетирования у детей, родителей.
Приглашение родителей в дневник за 5 дней до собрания.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог школы, социальный педагог школы, завуч по УВР.
Ход собрания:
Хорошая подготовка – это половина победы.
М.Сервантес
Добрый вечер, дорогие родители, коллеги! Я рада вас приветствовать на очередном родительском собрании нашего класса. Впереди у нас окончание средней школы, выпускные экзамены и поступление. Это время для наших детей является сложным. Сегодня мы обсудили, как помочь нашим детям эффективно, правильно и с лучшим результатом подготовиться к итоговой аттестации. В данном вопросе нам помогут разобраться школьный психолог и социальный педагог. Завуч по УВР даст нам рекомендации, у вас будет возможность задать вопросы нашим специалистам и получить дополнительную консультацию индивидуально.
Пора экзаменов – ответственное время в жизни ребёнка, от результатов которых зависит будущее. А вы, как родители знаете «цепочку будущего» вашего ребёнка?
(на интерактивной доске появляются «цепочка будущего» каждого ребёнка в сравнении с родительским мнением. Все данные взяты из предварительного анкетирования)
С будущим мы определились. Переходим на настоящее. Давайте посмотрим, как наши одиннадцатиклассники заинтересованы в своём успехе на экзаменах и поступлении.
(Выступление психолога «Мотивация достижения успеха». Анализ анкетирования. Рекомендации.)
Мы выяснили уровень мотивации достижения успеха наших детей. Но очень важным звеном в успешной сдачи экзаменов является уровень знаний учащихся. Предлагаю вам проследить динамику повышения уровня знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации.
(выступление завуча по УВР. Анализ учебных достижений и контроль подготовки к аттестации. Рекомендации.)
Как видите, картина успеха не очень радует, а чтобы понять, надо оказаться на месте детей. Предлагаю вам поучаствовать в тренингах. (проводит социальный педагог)
Ситуация1: «Пойми меня».
Учитель зачитывает выдержки из письма учащихся, родители должны догадаться чьё это письмо. (каждый родитель знает своего ребёнка в эмоциональном состоянии. Детей попросили написать, что они испытывают при слове «экзамен»)
Ситуация 2: «Рисуем эмоцию»
Родителей просят изобразить смайлик – эмоцию «Сегодня экзамен». Затем сравнивают с детскими.
Ситуация 3: «Плюсы и минусы».
Родителям предлагают разделить лист на 2 части. В первой части « + », во второй « — ». Необходимо написать « + », « — » качества ребёнка, помогающие в подготовке, в сдаче экзаменов и в поступлении. Сравниваем с детским мнением. (выводы и рекомендации социального педагога)
Все три ситуации были проиграны с той целью, чтобы поняли, что за успешное прохождение экзаменов в основном стоит семья. Именно семья является главным направляющим звеном в будущее, через положительные эмоции, душевный комфорт, своевременное контролирование достижений ребёнка. Главное помните: ребёнка контролируя, всегда поддерживайте, помогайте, окрыляйте на успех. Успех будущего!
Сегодня вы были в роли выпускника, увидели реальную картину достижений своего ребёнка, получили рекомендации от нескольких специалистов. И мы уверены, у нас всё получиться.
До новых встреч!