Родительское собрание как помочь ребенку сдать егэ

Родительское собрание на тему «Как родителям помочь выпускникам в
подготовке к ЕГЭ»

Цель: способствовать выработки стратегии помощи
выпускникам в сдаче ЕГЭ.

Уважаемые родители!

Перед предстоящими экзаменами волнуются как дети так и взрослые. В
зависимости от личностных особенностей и жизненного опыта волнение все выражают
по-разному: от истерик, до демонстрации показного равнодушия и
«сверхспокойствия». Взрослые, стараясь помочь своим детям (в зависимости от
поведения последних), используют либо обвинения в бездействии, либо призывы
больше времени уделять учёбе, либо просьбы не волноваться. Подобные
«традиционные» способы поддержки позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а
юношам и девушкам мало помогают.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее
эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь
взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает
экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку —
умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — 

Психологическая
поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего
ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать
выпускника?

Существуют
ложные способы поддержки ребенка.
 Одним из них
является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого,
навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со
сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании
способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.

Поддерживать
ребенка — значит верить в него.
 Поддержка основана на
вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при
поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало
возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его
достижений или усилий. Другой путь — научить подростка справляться с различными
задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы
показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать
следующее:

  • Забыть
    о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь
    ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить
    о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют
слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты
все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать
можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия,
выражения лица.

Итак,
чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться
    на сильные стороны ребенка;
  • Избегать
    подчеркивания промахов ребенка;
  • Проявлять
    веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • Создать
    дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать
    любовь и уважение к ребенку;
  • Будьте
    одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
  • Поддерживайте
    своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Не
тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не
критикуйте ребенка после экзамена.
 Внушайте ребенку
мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его
возможностей.

Не
повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно
сказаться на результате тестирования.
 Ребенку всегда
передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может
эмоционально «сорваться».

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая
установка
, абсолютная
уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к
успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным
людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены
не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия.
Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную
оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать
конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу».

Возможность провала становится для ученика показателем его
жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком
восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие,
которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это
проверка на право чувствовать себя – человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать
уверенность в силах вашего ребенка. Он должен чувствовать себя уверенно, знать,
что за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, –
явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не
так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших
побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые,
считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение
слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной
поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во
всем.

Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо
от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто
лекции или долгие объяснения. («Ты должен учить уроки», «Хватит гулять делай то
– то»).

Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что –
то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в
сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди.

Подбадривайте
детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте
их уверенность в себе
, так как чем больше ребенок
боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
Лучше всего успокаивает общение с теми, кто уже сдал ЕГЭ в
прошлом году. Слова родителей иногда не действуют –  ведь у них нет такого
опыта, они не сдавали ЕГЭ. Родитель в первую очередь должен сказать ребенку,
что он в него верит.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет
вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с
переутомлением.

Проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в
стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого
полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое
(логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие
перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.
Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое
полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому
координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы
левого и правого полушарий, называется «перекрестный
шаг»
 и проводится следующим
образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем
обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке.
Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него
противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой
рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно
подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения —
двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация
требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием:
нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать
его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет
согласованности работы левого и правого полушарий.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание,
усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием
существует прием под названием «энергетическое
зевание». Зевать
необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.
Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка
обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей),
соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое
количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от
кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.

Контролируйте
режим подготовки ребенка
, не допускайте перегрузок,
объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте
дома удобное место для занятий
, проследите, чтобы никто из
домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного
умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и
сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи,
курага и т.д. стимулируют работу головного мозга детям

Во время стресса происходит сильное обезвоживание
организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе
электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество
жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.Следовательно,
перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20
минут до или через 30 минут после еды.

Лучше
всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия,
участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый
чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую
газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы
расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию
работоспособности.
Кормите детей, на кануне экзамена, тем
что они любят.

Ознакомьте
ребенка с методикой подготовки к экзаменам.
 Не
имеет смысл зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть
ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать
краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по
плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные
формулы, определения можно выписать на листочках и повесить над письменным
столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Заранее
во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во
времени, уметь его распределять.
 Тогда у ребенка будет
навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст
ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов,
обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне
экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых
, он
должен отдохнуть и как следует выспаться.

Вывод:

Совет №1: Осознайте собственную тревогу и
то, каким образом вы ее транслируете ребенку.

Внутренне успокойтесь. Для этого
необходимо вернуться в свои переживания в школьные годы: о чем мечтали, чего
боялись, чего от себя не ожидали. Далее, мысленно пройдитесь с момента сдачи
выпускных экзаменов и до сегодняшнего дня: как сложилась ваша жизнь, как
сегодня на вас повлияли ваши выпускные результаты в аттестате, насколько
сегодня для вас значимыми являются одноклассники.

Совет №2: Оцените реальные факторы,
способствующие успеху человека среди знакомых, руководителей, коллег и друзей

Проранжируйте качества, которые необходимы
для социально-экономического благополучия. Скорее всего, оценки в дипломе ВУЗа
окажутся в конце списка, а в начале — личностные особенности: смекалка,
смелость, способность идти на риск, умение договариваться и убеждать

Совет №3: Перестаньте учиться «переживать»

Как можно меньше общайтесь с тревожными
родителями, чьи 
дети также сдают
экзамен. Ориентируйтесь на тех, кто прошел это испытание успешно, кто
оптимистично смотрит на любой исход ЕГЭ или не придает такого большого значения
ему.

Совет № 4: Перестаньте заниматься
«пророчеством»

Смотрите на будущее ребенка в
положительном ключе. Запретите себе «запугивать» его и себя: не сдашь экзамен —
будешь год сидеть дома/пойдешь в армию/опозоришь нас и т. д.

Совет №5: Посмотрите «страху в глаза»

Ваши задачи — показать ребенку то, что
есть разные сценарии жизни и право на ошибку:

·        
Помогите ребенку составить план А/Б/В и т. д. на случай, если
результаты ЕГЭ будут ниже проходного балла в ВУЗ.

·        
Необходимо составить список ВУЗов: от максимально до минимально
желаемого; проговорить возможность коммерческого обучения;

·        
При незачислении ни в один ВУЗ необходимо проговорить дальнейшие
события: подработка в течение года, армия, занятия с репетитором для повторной
попытки и т. д.

Совет №6: Обратите внимание на виртуальное
общение ребенка

Поговорите о том, что на оставшийся период
ваш ребенок должен сам себя ограничить в таком общении.

Задачи родителя:

·        
Объяснить, что рассматривание счастливой «пластиковой» жизни на
картинках социальных сетей влияет на самооценку: «У меня не так все хорошо как
у них…» — и, как следствие, на настрой на экзамен;

·        
Выделить время, составить график, чтобы выходить из дома
прогуляться по улице.

Учите ребенка осознанности, проживать
каждую минуту своей жизни, находиться в реальности, а не в мыслях, виртуальном
мире фотографий и переписок. Учите его состоянию «здесь и теперь»: во время
ужина или семейного разговора задайте вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?», «О
чем ты думаешь?». Таким образом, вы учите ребенка фокусироваться на настоящем
моменте жизни.

Совет №7: Переведите критику в поддержку

Перестаньте критиковать ребенка, если он
отвлекается от подготовки к экзаменам. Предложите свое участие: спросите
напрямую, что вы можете сделать для того, чтобы он взялся за учебник.

Не сравнивайте своего ребенка с другими
детьми, в том числе, с родными братьями/сестрами. Относитесь с уважением и
принятием к индивидуальности и уникальности вашего ребенка. Он не обязан делать
так же, как кто-то другой. Вне зависимости от того, как сдаст он экзамен, его
жизнь сложится!

Уважаемые родители! Выпускной экзамен —
это стресс не только для ученика, но и для всей его семьи. Помните о том, что
вы являетесь главной опорой для своего ребенка. От того, как вы поддержите его
в трудный момент, какие скажите ему слова и проявите свое участие, может
зависеть его реакция во «взрослой» жизни на ваши возможные испытания и
трудности.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ
включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период
экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной,
психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить
напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

(слайд  1)

Родительское собрание

«Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»

(слайд  2)

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но и иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе, тревогу. Волнуются не только дети. 

Часто родители накануне экзаменов так волнуются, что забывают, сколько лет ходило их «чадо» в школу и зачем… Именно родители создают накануне экзаменов тревожную обстановку дома. Преобладание отрицательней оценки с их стороны в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувства внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите учебное заведение, в которое будет поступать ваш ребенок.

       Ситуация неуспеха особенно мучительна для ребенка, если он скован страхом не оправдать ожиданий родителей.

(слайд  3)

Очень важна психологическая поддержка ребенка, если у него на экзамене не тот результат, на который рассчитывал.  В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние ребенка обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказав: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»

Бывает так, что, испугавшись процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.

С введением в наших школах ЕГЭ и ГИА тревожное состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного. Педагогическая практика и опыт проведения ЕГЭ и ГИА показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести ее к минимуму, если и взрослые, и учащиеся будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.

 
Мотивация – это необходимое условие успеха. Родителям старшеклассников важно сформировать у ребенка мотив к сдаче экзаменов, а это, значит, показать перспективу. Парадоксальный факт, но то, что может быть мощным ресурсом, как правило, по вине родителей оборачивается большим минусом. 
В основе негативного, «несерьезного” отношения учащихся к сдаче экзаменов может лежать родительская установка, которая связана с возможностью поступления в вуз за плату. Хочется предостеречь родителей от такого подхода, так как у любой медали есть и оборотная сторона. 
Во-первых, у ребенка закрепляется инфантильность, а это неспособность принимать самостоятельные решения. 

Во-вторых, закрепляется пассивность. А «халява” сама по себе развращает. 
Такая позиция неприемлема, так как способствует формированию соответствующего эмоционального фона, подрывает веру ребенка в успех и собственные силы. И коль скоро речь зашла об эмоциональном компоненте, то следует охарактеризовать проблематику, связанную с данным компонентом. Правила организации жизни ребенка в предэкзаменационный и экзаменационный период. Предэкзаменационный период и экзаменационный – это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это время тревожного ожидания, интенсивной подготовки и сдачи экзаменов. 
Старшеклассники испытывают стресс.

(слайд 4 )

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у

человека под влиянием сильных воздействий.    

(слайд  5)

Причинами  экзаменационного стресса являются:

  • интенсивная умственная деятельность;
  • нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения;
  • нарушениережима сна и отдыха;
  • негативные переживания

(слайд 6 )

 А стресс, по определению Ганса Селье, канадского ученого французского происхождения – «это то, что ведет к болезни и быстрому старению организма”. Родители должны поддерживать психоэмоциональное здоровье своего ребенка.

(слайд 7)

Так как же помочь детям в стрессовых ситуациях экзаменов?

Во-первых, для того чтобы не терять головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.

Во-вторых, родители должны следить за соблюдением режима дня.

Сон — не менее 8 часов; если у ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.

В период экзаменов дети часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию.

продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит работоспособность.

(слайд 8) Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, дискотеки — около 3,5 часов.

Подготовка к экзаменам — 8 часов в день. Лучшее время, когда внимание и память находятся «на высоте» — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Умственные занятия дети должны чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10—15-минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько упражнений, несложную работу по дому. После 2,5—3 часов работы можно сделать более продолжительный перерыв (30 мин) для приема пищи, после чего позаниматься еще часа три.

Не следует забывать о нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам она увеличивается. Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут простые упражнения:

  • посмотреть попеременно вверх-вниз, вправо-влево (15—20 сек);
  • попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек);
  • «рисовать» глазами различные фигуры сначала по часовой стрелке,
    потом в обратную сторону.

В период подготовки к экзаменам желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

(Слайд 9) В-третьих, для сохранения сил и повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3—4-разовым, калорийным и богатым ты мозгу необходимы разнообразные продукты.

  • Снять утомление при тяжелой умственной работе, укрепить нервную систему помогут грецкие орехи.
  • Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций, которые содержатся в кураге, изюме, йогурте, твороге
  • Активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память, облегчает запоминание обыкновенная морковь.
  • Антистрессовое действие оказывают шоколад и клубника.
  • Способствует концентрации внимания, вселяет бодрость и уверение в себе банан.
  • Способность к концентрации внимания усиливает обычный peпчатый лук. По мнению немецких ученых половинка луковицы в день в период нервного напряжения просто необходима.
  • Снять нервозность за счет снижения активности щитовидной железы поможет капуста. Чтобы прошел «мандраж», нужно съесть перед экзаменом салат из капусты.
  • Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет удара дозы витамина С лимон.

Нельзя давать школьникам накануне экзаменов седативные препараты

Волнение у школьников бьет через край? Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты.

«Успокаиваться» надо заранее.

Детям необходима ваша душевная поддержка, ваша вера в знания и успех вашего ребёнка. А небольшое волнение перед экзаменом даже необходимо, чтобы молодой человек учился собираться с силами, мыслями, умел сконцентрироваться, когда это необходимо – это тоже своего рода урок, необходимый  в жизни.

(Слайд 10) И последнее, великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям.

(Слайд 11)

Ваше понимание и уверенность помогут вашему ребенку.

Итак, успехов в сдаче экзаменов!

Хорошая подготовка – это половина победы.
М. Сервантес

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;

принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.

Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительный этап

1. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.

2. Подготовка проведению анкетирования детей и родителей.

Анкета для учащихся

Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «да» или «нет».

Суждения Да Нет
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.    
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.    
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.    
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.    
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.    
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.    
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.    
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.    
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.    
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.    
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.    
12. Терпения во мне больше, чем способностей.    
13. Мои родители слишком строго меня контролируют.    
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.    
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.    
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.    
17. Я усердный человек.    
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.    
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях.    
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.    
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.    
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.    

Результат. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:

  • 75% и более – высокий уровень мотивации достижений;
  • 50% и более – средний (в норме);
  • 25% и более – допустимый уровень;
  • Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту-психологу.

3. Сбор и анализ информации по теме собрания.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь:

  1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей.
  2. На классной доске тема собрания.
  3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на очередной встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

В этом помогут нам и приглашенные специалисты. В работе нашего сегодняшнего собрания принимают участие психолог и школьный врач. Вы услышите рекомендации специалистов, у вас будет возможность задать им вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.

Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Мы часто мечемся в поисках правильного решения, ссоримся и миримся. Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем рассмотреть все «за» и «против».

Разделимся на 4 группы: родитель – «родитель»; родитель – «выпускник»; родитель – «учитель»; родитель – «друг, одноклассник». В течение 5 минут вы будете обсуждать данную ситуацию, а затем выступите по этому вопросу.

Ситуация. «Это вам не пригодится»

«До экзаменов осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру бланки с ЕГЭ, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».

– Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.

(Обсуждение. Выступление каждой группы.)

Также нам хотелось бы рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы, возникающие в них, и возможные пути, их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

  1. познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
  2. мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
  3. эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.

2. Анализ анкет родителей и детей                                                      

Классный руководитель. Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.

Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования.

Родители выпускников должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно не достаточно. Что делать в этой ситуации? Организовать дополнительные занятия детей в школе, индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать.

Нужно поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.

Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных знаний детей.

Как выдержать экзаменационные перегрузки, как справиться с эмоциями и достичь успеха? А сейчас я предоставляю слово нашим гостям, психологу и врачу.

Вы познакомитесь с их рекомендациями по организации экзаменационного периода жизни выпускника. Вы также можете задать любые интересующие вас вопросы сразу, а также пообщаться индивидуально после нашей встречи.

3. Выступление по теме собрания приглашенных специалистов – психолога, школьного врача.

Психолог. Подготовка к экзаменам и их сдача – время когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку.

Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоционаьных нагрузок на организм человека.

Старшеклассники испытывают стресс. А стресс – это то, что ведет к болезням и быстрому старению организма. Что можно сделать в этой ситуации?

Родителям важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.

Необходимо контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать выпускник должен примерно в одно и то же время.

Важно поддерживать режим питания школьника. Он должен быть правильным: утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. В рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Необходима и витаминная поддержка организма.

Старайтесь контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30 минут – часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками. Будет лучше, если все вместе вы поедете в лес, отвлечете ребенка от проблем, связанных со сдачей экзаменов.

Давайте постараемся все вместе не передавать нашу тревогу детям, а вести их к эффективным результатам. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.

4. Обсуждение возможностей родителей по реализации эффективной к экзаменам и охраны здоровья выпускников

(Происходит обсуждение, специалисты отвечают на вопросы родителей по теме собрания.)

5. Вручение памяток родителям.

1. Памятка «Подготовка к экзаменам»

А) Некоторые закономерности запоминания

  • Трудность запоминания растет непропорционально объему
  • Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  • Распределенное заучивание лучше концентрированного.
  • Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

Б) Условия поддержки работоспособности

  • Чередование умственного и физического труда.
  • Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
  • Минимум телевизионных передач.

В) Приемы психологической защиты

  • Переключение (с одного вида деятельности на другой).
  • Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
  • Накопление радости (вспомнить приятные события).
  • Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
  • Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

 2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».

 А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.

Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.

В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.

Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.

Д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕГЕ.

Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.

Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.

6. Принятие решения собрания. Подведение итогов.

Классный руководитель. Спасибо за сотрудничество и успехов вам на выпускных экзаменах!

Используемая литература.

  1. Родительские собрания 10 класс. Авт.-сост. В.В Батакова, Н.В. Мартышко. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
  2. Родительские собрания 11 класс. С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
  3. Классные часы 11 класс. Авт.-сост. А.В. Давыдова. – Москва: «ВАКО», 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»

Примерный сценарий собрания

Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).

Направления работы психолога с родителями

Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ» (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников).

Общие рекомендации психолога и педагогов.

«Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов».

Индивидуальные рекомендации.

1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).

Сначала необходимо подробно рассказать о едином государственном экзамене. Более подробно стоит остановиться на его положительных аспектах, на тех сильных сторонах, которые есть в данном экзамене. Многие родители могут оспаривать нужность и правильность введения ЕГЭ, демонстрируя превосходство традиционных форм экзаменов. При этом важно не вступать с такими родителями в дискуссию. Необходимо отметить, что политика в системе образования вряд ли изменится, а силы и ресурсы будут потрачены. Наилучшим ответом будет высказывание о том, что: «В современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его сдавать в конце года, и поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, как им в этом помочь».

Педагогические функции выпускного экзамена

Экзамен — это определенная форма итогового контроля знаний учащихся.

Выпускной экзамен проверяет соответствие уровня подготовки учащихся образовательным стандартам в целом.

Подготовка к выпускному экзамену

освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на завершающем этапе школьного обучения

формирование необходимого объема знаний и общеучебных навыков на протяжении всего периода школьного обучения.

Единый государственный экзамен — это экзамен, одновременно являющийся выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вуз (с 2009г.). ЕГЭ сдают только выпускники полной общеобразовательной средней школы, задания ЕГЭ выполнены в виде теста.

Для ЕГЭ характерны две особенности:

1. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются как в школьном аттестате, так и в качестве вступительного экзамена в вуз;

2. Все тесты ЕГЭ состоят из однотипных заданий, для оценки ЕГЭ используется единая шкала, позволяющая по уровню подготовки сравнивать всех учеников.

2. Направления работы психолога с родителями:

— Обозначение распределения ответственности между родителями и школой.

— Формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ и коррекция нереалистических ожиданий

— Поддержка родителей, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей, чьи дети уже сдали вступительные экзамены в вузы

Формы работы с родителями

Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы

Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)

3. Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ»

Родители получают конверты с заданиями, которые имитируют реальные материалы ЕГЭ. В каждый конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами» должен состоять из трех блоков (А, В и С) и включать соответствующие вопросы. Не стоит делать его слишком длинным: достаточно подобрать 3—4 вопроса в первый блок, 2-3 — во второй и 1-2 — в третий.

Родители получают следующую инструкцию: «Теперь, когда мы с вами знаем, что такое ЕГЭ, я предлагаю вам попробовать сдать его. У вас на руках сейчас окажутся конверты, в которых находятся экзаменационные материалы. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов. Как и в настоящем ЕГЭ, здесь есть вопросы трех групп: А, В и С. Время выполнение задания- 5 минут. Вы можете выполнить не все задания, выбирайте те задания, которые вам покажутся наиболее простыми. Предложенные вопросы легкие, вам не составит особого труда ответить на них. Вам необходимо отметить ваш ответ на бланке, подчеркнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа».

В конце игры необходимо обсуждение. Лучше всего попросить родителей поделиться своим личным опытом: «Что для вас лично показалось наиболее легким/ трудным?», «Что вы чувствовали и думали во время игры?». После получения такого рода опыта родителями, можно приступать к рекомендациям и советам психолога.

4. Общие рекомендации

Важным аспектом жизни ребенка, не только в период подготовки и сдачи экзаменов, а на протяжении всего учебного процесса, является режим дня. Необходимо помочь ребенку правильно организовать свой режим дня. Дети могут зачастую пренебрегать простыми правилами. Часто бывает так, что ребенок волнуется, ему кажется, что объем заданного материала чрезмерно велик и он не успеет его усвоить к сроку сдачи экзамена. Поэтому родителю необходимо помочь ребенку распределить учебный материал по дням, определить его ежедневную нагрузку, помочь составить план. План так же поможет ребенку справится с повышенной тревожностью, потому что ребенок будет знать, что у него есть силы и ресурсы для освоения такого большого объема материала. Так же в режиме дня необходимо учитывать время для сна, отдыха и смены деятельности. Детям так же нужен активный и шумный отдых. Но при этом важно помочь найти ребенку ту форму разгрузки, которая его не переутомляла и давала новые силы. Очень важны для детского режима дня и перерывы, каждые 60 минут, они помогут сохранить высокую работоспособность.

Так же важно уделить внимание сну ребенка, необходимо, что ребенок спал8-10 часов и при этом высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. При утомлении работоспособность снижается, из-за чего снижается и эффективность учебы ребенка. Лучше приступать к занятиям со свежей головой.

часто у родителей возникает вопрос, необходимо ли освобождать ребенка от домашних обязанностей. Легкая физическая активность ребенка может служить дня него положительной сменой деятельности, которая наоборот повысит эффективность подготовки к экзаменам.

Так же в этот период очень важен эмоциональный настрой родителей. Конечно, этот период является очень волнительным и для родителей ребенка, но если ребенок видит, как мы волнуемся, то он тоже начинает заряжаться нашим волнением. Родителям необходимо сохранять спокойное и уверенное настроение, чтобы оно передалось ребенку Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое.

Во экзаменационный период нам необходимо создать эмоционально уравновешенную, ненапряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Необходимо создать для ребенка ситуацию успеха, почаще напоминать ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых). Есть определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок совершенно не волнуется, он ничего и не делает. завышенный уровень волнения, напротив, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение чрезмерной важности экзамена не развивает ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует снизить значимость ситуации. Если ребенок знает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Наконец, очень важно понять, в какой именно помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей важно, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

После рекомендаций психолога и педагогов можно переходить к актуализации собственного опыта родителей и организовать «мозговой штурм».

5. «Мозговой штурм»

Родителям дается следующая рекомендация: «У каждого из нас есть свои личные мысли и идеи о том, как лучше помогать ребенку в подготовке к экзаменам. При обмене этими идеями и предложениями, мы обогатимся и в итоге лучше поможем своим детям сдать экзамен. Предлагаю вам объединиться на группы по 5 человек. Каждой группе предоставляется лист бумаги и ручка. В течение 5 минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше мыслей и идей о том, как родители смогут помогать своим детям в подготовке к экзаменам. Оценивать реалистичность и критиковать идеи не стоит. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей». По окончании времени необходимо озвучить список идей. При этом важно положительно оценить и подбодрить родительские предложения.

Чтобы обобщить опыт родителей, можно составить копилку полезных советов для подготовки к ЕГЭ.

6. Индивидуальные рекомендации

На завершающем этапе собрания можно переходить к индивидуальным особенностям учеников. Очень важно не обсуждать каждого выпускника сразу со всеми родителями, а сделать это в индивидуальной форме.

Можно заранее подготовить индивидуальные характеристики на детей в письменной форме, воспользовавшись схемой, на основе которой строится описание возможных трудностей в главе 3 (психологические особенности, причины возможных трудностей, стратегии поддержки на этапе подготовки к экзамену). Раздав эти характеристики, скажите о том, что родители могут обращаться к вам, если у них есть какие-то вопросы. Конечно, это потребует больше усилий от психолога и педагогов, но зато займет меньше времени на самом собрании, и родителям будет проще запомнить эти рекомендации.

Другой возможный путь — организация консультационного часа. Это значит, что в течение определенного времени (например, в течение часа после собрания) педагоги, психолог, классные руководители будут находиться в своих кабинетах и консультировать родителей, которые к ним обратятся. Каждый родитель может подойти к любому педагогу и побеседовать с ним.

Наконец можно просто договориться с заинтересованными родителями о времени индивидуальных консультаций.

Психологическая поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

опираться на сильные стороны ребенка,

избегать подчеркивания промахов ребенка,

проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и другие, стимулируют работу головного мозга.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для ролевой игры «Сдаем ЕГЭ»

Вопросы группы А

А1. Кто написал «Мертвые души»?

1) Пушкин

2) Лермонтов

3) Гоголь

4) Достоевский

А2 Сколько градусов составляют прямой угол?

1) 45

2) 90

3) 180

4) 360

АЗ Что нужно сделать ребёнку, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам:

1) написать шпаргалки

2) хорошо выспаться

3) освоить весь материал

4)узнать фамилию учителя и название сдаваемого предмета

Вопросы группы В:

В1 Какова температура кипения воды?

В2 Кто из ученых утверждал, что человек произошёл от обезьяны?

В3 Напишите химическую формулу воды.

Вопросы группы С

С1 Опишите отношение автора произведения «Евгений Онегин» к своему ге­рою.

Правильные ответы:

А1 – 3

А2 – 2

А3 – 3

В1 – 1000

В2 – Ч.Дарвин

В3 – Н2О

Памятка для родителей

Уважаемые родители выпускника!

Ваш сын или дочь участвуют в едином

государственном экзамене (ЕГЭ)

Почему они так волнуются?

сомневаются в полноте и прочности своих знаний

сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание

испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.

боятся неопределенной, незнакомой ситуации.

испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин в той или иной степени может влиять на состояние вашего ребенка.

Чем вы можете помочь ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Вы можете:

собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.

— проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка:

Откажитесь от упреков, доверяя ребенку;

Если школьник хочет заниматься под музыку, не препятствуйте этому, договорить только, чтобы эта музыка была без слов

участвовать в подготовке к ЕГЭ.

обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки.

вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок»- основная подготовка к экзамену должна приходиться на первую половину дня, если «сова»- то на вечер.

проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность подобного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

организовать режим (именно родители помогут эффективно организовать время и распределить силы при подготовке к ЕГЭ).

во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена, он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и вовремя ляжет спать. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Родительское
собрание на тему:

 «Как помочь
ребенку успешно сдать ЕГЭ».

11 класс

Время проведения: октябрь 2012г.

Цель собрания

1.Расширить знания
родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена                                                                                        
2. Организовать совместную работу семьи и школы по формированию успешной сдачи
ЕГЭ в выпускных классах школы.                                                         
 3.Сформировать у родителей реалистичную картину  ЕГЭ.

Ход
собрания

 Классный
руководитель:

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их
практической  помощи  при подготовке к ЕГЭ.

Психологически период завершения
обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это
время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы
к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний соответствует  их
возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую
значимость.

Слово «экзамен»
переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями,
сложными, подчас драматичными, становится ЕГЭ. Безусловно, экзамены — дело
сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И
родителям остается только волноваться за своего ребенка. Взрослые уже сделали
все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность
оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не
должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее
эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.                  Так
чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовки к экзаменам?

Очень важно
оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую
пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, дети часто волнуются,
так  как им кажется, что объем материала очень большой, они не  успеют все
выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной,
мы можем оказать им помощь в  распределении учебного материала по дням, в
определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана
помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь
учебный материал вполне реально, у него  достаточно времени для этого. Часто
дети не могут сами этого  сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

    Огромное
значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть,
сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится
дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают
усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его
не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также
необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для
сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься,
поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

   Для нормального
самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался.
Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются
по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными.
В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой
учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову,
выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

   Нужно ли на
время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой,
потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать
помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду».
Физически легкая работа может оказаться хорошей разгрузкой, позволяющей сменить
деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому
вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом
особенностей ребенка.

   Особое значение
в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас
самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если
ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим
напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных
переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с
тем, что вступительные экзамены они воспринимают  как нечто фатальное,
непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не
поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

    Во время
экзаменов наша задача — создание эмоционально  спокойной, ненапряженной
атмосферы. Ребенку бывает трудно  опираться на собственную уверенность в себе,
и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые.  Важно
создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том,  что мы в него верим.
Однако при этом следует дать понять, что  ничего страшного не произойдет, даже
если результат будет не  совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том
случае, если  ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям
взрослых).

    Иногда может
показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так
все получится, зачем я буду  стараться?

    Дело в том,
что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации
деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий
уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все  силы
уходят на то, чтобы справиться с волнением.

    Экзамены —
ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной
важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В
этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает,
что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему
чувствовать себя более уверенно.

    Наконец, очень важно
понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей
необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать
планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Чем
и как я мог бы тебе помочь?»
 

  А теперь, уважаемые
родители, попробуем сами сдать ЕГЭ. 

 Родители получают
конверты с заданиями, которые имитируют реальные материалы ЕГЭ. В каждый
конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами»
должен состоять из трех блоков (А, В и С) и включать соответствующие вопросы.
Не стоит делать его слишком длинным: достаточно подобрать 3—4 вопроса в первый
блок, 2-3 — во второй и 1-2 — в третий.

   Родители получают такую инструкцию: «Теперь, когда
мы с вами четко представляем себе, что такое Единый государственный экзамен,
давайте попробуем сдать его. Сейчас вы получите конверты с экзаменационными
материалами. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов.
В листе, как и в настоящем ЕГЭ, есть вопросы трех групп: А, В и С. На
выполнение всего задания вам отводится 5 минут. Вам не обязательно выполнять
все задания, вы можете выбрать те из них, которые покажутся вам наиболее
простыми. Все вопросы очень легкие, для вас не составит никакого труда на них
ответить. Вам нужно прочитать вопрос и отметить ваш ответ на бланке,
подчеркнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа». После работы над
вопросами ответьте, пожалуйста, на вопрос:  «Какие мысли и чувства у вас
возникли в ходе работы?»
 (родители делятся своими
впечатлениями).

 Классный
руководитель  :  
Следующее задание
вам, дорогие родители: делимся на группы по 4-5 человек
. Каждая группа получает лист  с нарисованным на нем
кругом.  Вам дается следующее задание: «Представьте себе, что этот круг являет
собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих
факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей….
Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и
насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене. Может быть, вы
считаете, что успех на 50% зависит от школы? А может, на 15%? Нам интересно
ваше мнение!» Вам даётся  10 минут на обсуждение, а затем просим  каждую группу
озвучить результаты своей работы.  ( подвести  родителей к мысли, что успех
ребенка на экзамене зависит не только от работы школы, но и от родителей, и от
самих детей).

 Классный
руководитель:
 Дорогие папы и мамы! У
каждого из вас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помочь  ребенку
готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это
значительно обогатит каждого из нас,  и,  в конечном счете, позволит нам лучше
помогать детям.  На группы мы уже  разделились.  Сейчас в течение пяти минут
вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и  идей
о том, как родители могут помочь  своим детям готовиться к экзаменам. Не
оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать»
как можно больше идей.
 Это можно сделать
и вместе, вслух, по принципу «мозгового штурма
». По истечению 5 минут родители озвучивают тот список идей, который у них
получился.

В заключение
родительского собрания всем участникам вручаются памятки «Как помочь ребенку
успешно сдать ЕГЭ».

Памятка

                          
«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ». 

Уважаемые родители! Экзамены —
это всегда волнение и переживания…. А вступительные экзамены —
еще и огромная ответственность за выбор  будущего  ребенка – поэтому ваша
помощь ему просто необходима.

1. Обеспечьте спокойную, эмоционально
комфортную атмосферу в доме.

2. Обеспечьте дома удобное место для занятия
ребёнка.

3.Проследите, чтобы никто из домашних не мешал 
во время занятий.

4. Обратите внимание на питание ребёнка: во
время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и
разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.                                                                           
5.
Следите за состоянием здоровья
ребёнка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить
ухудшение физического состояния ребёнка, связанное с переутомлением.                                                                          6.
Поддерживайте ребенка  добрыми словами (« Я уверен, что ты всё сделаешь
хорошо!»,  «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Я буду
мысленно всегда рядом с тобой!»)                                             7.Верьте
в успех ребёнка.                                                                                                                       8.Избегайте
подчеркивания промахов ребёнка.                                                     9.Умейте
демонстрировать любовь и уважение ребёнку.

Удачи Вашему ребёнку на вступительных
экзаменах!


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Родительское собрание для родителей 11 класса по подготовке к егэ
  • Родительское собрание для 11 класса по подготовке к егэ 2022
  • Родительское собрание готовимся к экзаменам вместе
  • Родительское собрание в 9 классе результаты пробных экзаменов
  • Родительское собрание в 9 классе подготовка к экзаменам в беларуси

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии