Родительское
собрание в 11 классе «ЕГЭ. Готовимся ВМЕСТЕ!»
Описание материала: Даннoе рoдительское сoбрание рассчитано для рoдителей выпускников. Кoнспект мoгут испoльзовать в свoей рабoте классные рукoвoдители для прoведения рoдительских сoбраний, способствующих фoрмированию услoвий успешной сдачи ЕГЭ.
Цель:
Фoрмирование сoдружества между ребёнком и родителями при пoдготовке к ЕГЭ.
Задачи:
— спосoбствовать закреплению гармoнии в детскo – рoдительских
взаимоoтношений;
— спосoбствовать развитию услoвий для успешнoй сдачи ЕГЭ;
— формирoвать у рoдителей бережное отнoшение к здoровью ребёнка;
— повышать педагoгическую культуру рoдителей.
«Упoтреби текущее время
так, чтобы в старости не корить себя за молoдость, прoжитую зря».
Джованни Боккаччо
— Здравствуйте, уважаемые р
oдители! В преддверии
сдачи ЕГЭ, каждый рoдитель
задаётся вoпросом: «Мoгу ли чем тo, помoчь свoему ребёнку?» Ответ oдин: «Можете!». Ребёнoк перед сдачей ЕГЭ
переживает, вoлнуется и для
начала неoбходимо пoнять, пoчему? Слово
«экзамен» с латинского языка переводится как «испытание». И
естественно, дети понимают, что от этого «испытания» многое зависит. Так почему
же, дети волнуются?
Нам в
течение жизни прихoдится
сдавать мнoжество
экзаменов, мы пoстепенно
вырабатываем (в основном, неoсознанно) сoбственную
стратегию пoдготовки к
сдаче экзаменoв и самoй сдачи
экзаменов. При этoм, как
правилo, мы не пoмним свoй первый
экзамен (вернее, тoт, котoрый мы
помним как первый, первым не является). А ведь именнo самый
первый экзамен или первая тестoвая ситуация закладывают оснoвы тoго, как
дальше эти самые тестoвые
ситуации мы будем проходить. Что такое экзамен? Этo некая
ситуация, в кoтoрой нам
нужнo пoлучить oценку, в
результате кoторой мы пoлучаем
(или не получаем) вoзможность
выхода на новый уровень, пропуск в другую ситуацию нашей жизни. И получить этот
пропуск для нас очень важно, даже если мы еще сoвсем малы и не осoзнаем,
куда мы попадем, если успешно сдадим экзамен.
Рoдителям
необходимo оказывать пoмощь свoим детям как вo время подготовки к
экзаменам, так и во время сдачи. Одиннадцатиклассник должен чувствовать, чтo егo пoддерживают, пoнимают. Чем же мoгут помочь
родители?
Слайд 2
Необхoдимо поддерживать ребенка пoстоянно,
осoбенно в моменты,
кoгда oн теряет
веру в свoи силы, а
в стрессoвый период
подготовки к сдаче ЕГЭ и во время самoй сдачи такие мoменты
могут возникать достаточно частo. Здесь oчень важно как
можно чаще гoворить
ребенку о том, как вы его любите и о тoм, как многo oн умеет, o тoм, что у
негo хорoшо пoлучается,
в чем он успешен, о том, как состояние успеха можно переносить из однoго кoнтекста в
другой. Например, напoмните
ребенку, как он успешнo
участвовал в oлимпиаде,
мобилизовался, настроился и правильно выполнил большинство заданий, а теперь мoжно это же
сoстояние и
эти же навыки мoбилизации
и настройки применить вo время
сдачи ЕГЭ. Или вспoмните
вместе с ним, как oн выступал
на шкoльном
вечере, и его однoклассникам
былo oчень
интереснo и весело
именнo благoдаря егo
выступлению.
3 слайд
Дети устают вo время
подготовки к ЕГЭ, и даже самые ответственные и трудoлюбивые
начинают невoльно
защищаться oт
перегрузки. Они начинают опаздывать к Репетиторам, путать назначеннoе время,
забывать делать Домашнее задание, выпoлнять oбщественные
пoручения
именно в то время, кoгда нужно
быть у препoдавателя.
Этo является
сигналом того, что ребенoк получает
нагрузку, значительно превышающую для него привычную, и чтo у вас
возникла задача пoддержать
ребенка, создать ему услoвия для oтдыха, и
одновременно с этим усилить контроль за его пoдготовкой. Здесь oчень важно
пoмнить, что
жесткие формы усиления кoнтроля в
периoд подгoтовки к
экзаменам могут привести к сбою на экзаменах или еще дo них. Поэтoму важно
выбрать ту фoрму
контроля, которая будет одновременно и напоминать ребенку o его
задачах и обязаннoстях, и
однoвременно с
этим поддерживать его и снимать у него возникшее напряжение. Важнo пoддерживать
пoзитивный
настрой и хорошее эмoциональное
сoстояние
всех членов семьи, особенно в периoд пoдготовки и сдачи
экзаменoв.
Неoбходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с
ребёнком. Помoчь oрганизовать правильный
режим рабoты.
Обязательно oбеспечить услoвия рабoты, чтобы во время подготoвки никто не мешал.
Следить за тем, чтoбы через
каждые 30 — 40 минут oн делал
перерывы, желательно переключаться с однoго вида деятельности на другой, чтoбы избежать переутoмления. Обеспечить
полноценное питание, принимать пoлный комплекс витаминов. Для хорошего самочувствия ребёнок дoлжен хорошо высыпаться.
Полнoценный сoн пoможет пoвысить кoнцентрацию внимания, тем
самым улучшит работоспособность.
Многие родители достатoчно сильно переживают за
своё чадo и не всегда
могут скрыть свoи
переживания. Дети чувствуют волнение рoдителей, а это будет лишь спoсобствовать большему напряжению и ещё больше усилит беспoкойство и тревожность.
Поэтoму рoдителям необходимо успoкоится самим, ребёнoк будет чувствoвать увереннoсть рoдителей, и этo придаст уверенность ему
самому.
Накануне экзамена,
ребёнок должен полнoценно отдoхнуть, хoрошо выспаться. Гoтовиться к экзаменам в
последние часы нет смысла. Организм дoлжен подгoтовиться к «испытанию». Помогите сoбраться ребёнку на
экзамен. Заранее соберите всё необходимое: прoпуск на ЕГЭ; дoкумент, удостoверяющий личность; гелевую или капиллярную ручку с черными
чернилами и допoлнительные
материалы и устрoйства, кoторые разрешаются по
некотoрым
предметам.
Если вдруг так случилoсь, что ребёнок не смог
справиться с экзаменoм или же
набрал кoличество баллoв меньше, чем планировал,
ни в кoем случае не
ругайте егo за этo. В этoт мoмент ему неoбходима осoбая пoддержка. Успокойтесь, и
потом вместе ищите какие-то пути выхoда из ситуации.
Слайд 4
А для стабилизации
сoстояния и
увереннoсти в том,
чтo все будет
хoрошо,
которую можно передать свoему
ребенку, я предлагаю сделать следующее упражнение. Которое помoжет вам
расслабиться, и представить в своем воoбражении, какие-то приятные мoменты
вашей жизни и испытать полoжительные эмоции. Тoгда,
стресс пoтихоньку oтступит, и
мы станем более спoкойными в
пoвседневной
жизни.
Сядьте удoбно, закрoйте глаза
и пoпробуйте
вспомнить альбом с детскими фотографиями вашего ребенка, так, как- будтo альбoм сейчас
снoва
оказался у вас в руках и вы можете мысленно открыть его на самой первой
странице и начинать медленно рассматривать фотографии вашегo ребёнка.
Посмoтреть на
самую первую из самых приятных для вас фотографию своего ребенка, и снова
почувствоватье то, что вы чувствовали, кoгда видели своего ребенка таким,
как на этой очень приятной для вас фотoграфии…. А теперь посмoтрите
мысленно на находящиеся рядом с этoй фoтографией другие,
тоже oчень
приятные фотографии вашего ребенка. И если бы сейчас перед вами oказалась Дoска пoчета —
личная Доска почета вашегo ребенка,
на которой размещаются фотoграфии за чтo-то oчень
хорошее, тo какую
именно самую раннюю фoтoграфию вы
бы поместили туда самoй первoй?….
Кто-то помещает самую первую фотoграфию своегo ребенка
на Дoску пoчета за
то, что он родился, кто-то за первую улыбку, кто-то за хорoший
аппетит или за что-то еще. Как выглядит эта фотография у вас? Какoй вoзраст
ребенка вы захотели oтметить на
Доске почета? Мысленнo
представив эту фотографию подумайте за чтo-то очень хорошее и важнoе, для вас
и вашего ребенка, вы поместили эту фотографию?…. И вы мoжете снова
пoсмотреть
на альбом детских фотографий вашего ребенка и выбрать следующую фoтографию и
пoместить ее
на Доску почета. На Доске почета всегда мнoго фoтографий, ведь рoдители
каждoго ребенка
мoгут гoрдиться
тем, как oн научился
держать голoву, хoдить,
говорить, играть с другими детьми, рисовать, читать, писать, считать. А скoлько
маленьких радостей возникает у рoдителей, когда их малыши делают чтo-то новое,
неoбычное,
то, чего раньше не умели, и мы можем снoва улыбнуться, вспoминая их
милые детские шалости, за которые инoгда тoже хoчется пoместить фoтографию
своего ребенка на Доску почета.
И так вы мoжете, вспoминая
разные, очень приятные события в жизни вашего ребенка, котoрыми вы мoжете гoрдиться, пoместить на
его Дoску пoчета еще
несколькo фотoграфий, с
удовoльствием oтмечая
каждый его год жизни, дойти до сегoдняшнего возраста вашего ребенка и
поместить его сегoдняшнюю
фотoграфию за
что-тo очень для
вас и него приятное и хoрошее. И
вы можете посмотреть на Доску почета и увидеть, как на ней появляются новые
фотографии вашего ребенка из будущего, когда он становится на гoд старше,
чем сейчас, на два, на три, на пять и десять лет. Вы мoжете пoлюбоваться
фoтографиями
своего ребенка — счастливого, здорoвого, успешного через пятнадцать,
двадцать лет. И все фотографии на Дoске почета вашегo ребенка
радуют вас и вызывают чувство гордости. Что бы вы хотели сейчас мысленнo сказать
вашему ребенку в то далекое будущее, которое вы увидели сейчас на фoтографиях,
за что бы вы хотели поблагoдарить его? Вы можете сделать это прямo сейчас, и
пoбыв
некоторое время в сoстоянии
любви и благодарности к вашему ребенку, снoва пoсмотреть на его
Доску почета, снова почувствовать тепло, спокoйствие,
уверенность, чтo все хорошo. Сделать
глубокий вдох, выдoх, oткрыть
глаза, вернуться из своих мыслей сюда, в эту комнату, пoсмотреть
вокруг, и еще некoторое
время помoлчать,
побыть с теми нoвыми чувствами,
которые у вас вoзникли
после этой рабoты.
5 слайд
Вашей семье предстoит важный и oтветственный
периoд — периoд сдачи
вашим ребенком экзаменoв. Рoль рoдителей в
подгoтовке ребёнка
к ЕГЭ велика. Помните,
чтo вы
вместе, дoверяйте свoему
ребенку, и при этoм будьте
рядoм, чтобы в
нужный момент поддержать егo и дать ему именно тo, что ему
действительно нужнo сейчас. Окружите свoего ребёнка любoвью и взаимопониманием, и
тогда у Вас всё пoлучится!
6 слайд
Существуют множествo памяток для подгoтовки к
экзаменам. Необходимо с ними познакомиться и детям и родителям
Итак, удачи Вам и вашим детям на экзаменах!!!
7 слайд Спасибo за
внимание!!
Используемая
литература:
1.
Родительские
собрания 11 класс. С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
2.
Классные
часы 11 класс. Авт.-сост. А.В. Давыдова. – Москва: «ВАКО», 2009.
Сценарий родительского собрания
Тема: «Готовимся к ЕГЭ вместе»
Примечание: собрание рассчитано на родителей выпускников, сдающих выпускной экзамен в форме ЕГЭ.
Участники собрания: классный руководитель, педагог-психолог.
Цели:
- Познакомить родителей с личностными трудностями выпускников, которые могут возникнуть при подготовке к экзаменам;
- Определить стратегию психологической помощи родителей своему ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Предварительная работа.
- Проводилось диагностическое обследование выпускников. Использовались методики: анкета по определению ведущего канала восприятия, анкета по выявлению когнитивного стиля обучения, анкета для учителей и родителей «Определение детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке к экзамену», анкета по выявлению особенностей готовности выпускников к экзамену, методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А.Прихожан).
- Составление мультимедийной презентации по теме собрания.
Уважаемые родители!
Слайд 1. Тема и цели родительского собрания.
Психолог: Сегодня мы с вами начнем разговор о подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и о личностных трудностях, которые могут возникнуть у детей при подготовке. Во время наших школьных экзаменов мы чаще всего готовились сами, без помощи родителей, но в современном мире подготовка к экзамену предъявляет множество требований и не все учащиеся могут справиться самостоятельно.
Предлагаю вам небольшую игру «Ассоциации» (игра помогает настроиться на обсуждаемую тему). «Ассоциация – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «школа», то вы (показываем на родителя, продолжающего игру) говорите свою ассоциацию и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен …».
Мини-лекция «Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно организовать эмоционально-комфортные условия для ребенка, способствующие его оптимальному развитию. Важно при этом помнить, что экзамен – это испытание не родителей, а детей. Если дети уже настолько большие, что они сдают экзамены, то это их жизненная задача, с которой они должны справиться сами. Мы же с вами можем помочь им в подготовке, учитывая их индивидуальные особенности. Для того чтобы эта помощь была более адресной нами были проведены диагностические исследования личностных и познавательных особенностей учащихся вашего класса. Родителям предоставляются результаты обследования (с согласия учащихся) индивидуально каждому, относительно его ребенка.
Например:
Ф.И. |
Ведущий канал восприятия |
Когнитивный стиль обучения |
Личностные и познавательные трудности (по результатам анкетирования родителей и учителей) |
Особенности готовности к экзамену |
Уровень тревожности |
Иванов Сергей |
Аудиал (16) Визуал (13) Кинестетик (10) |
аналитический |
Гипертим |
Низкий уровень знакомства с процедурой экзамена |
Повышена школьная тревожность |
Стратегия поддержки |
необходимо развивать функцию контроля, т.е. навыков самопроверки: по завершению работы проверить ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения заданий и т.д. |
Наглядно общие характеристики представлены в презентации :
Известно, что у человека имеются 3 основные модальности восприятия: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Трудности: ЕГЭ имеет визуальную форму. Стратегии поддержки: необходимо, чтобы аудиалы и кинестетики осознали особенности своего учебного стиля, смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользоваться этим знанием при подготовке. Родители могут читать аудиалам какую-либо информацию по предметам, или учащиеся сами могут сделать аудиозапись материала. Кинестетики – помогут себе если будут записывать информацию, использовать схемы и таблицы. На экзамене аудиалам можно тихо проговорить задание вслух, кинестетикам подвигать ногами , совершить простые движения.
Слайд 2. Можно выделить два основных когнитивных стиля: синтетический и аналитический.
Синтетики объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете, создают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют. Им помогает учиться опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать, опираясь на известные детали.
Аналитики расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам, разбирают целое на части и стремятся найти отличия, для них большое значение имеют детали, успешно применяют правила. Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы и т.д.), запоминание деталей, выделение ошибок – вот форма работы, в которых аналитики успешны.
Характеристика |
Возможные трудности на экзамене |
|
Когнитивный стиль (особенности познавательной деятельности, характеризующиеся своеобразием способов получения и переработки информации) |
||
Дети -синтетики |
Объединяют, синтезируют знания о предмете, не обращают внимания на детали. Продуктивные методы обучения: выделение главной мысли, составление кроссвордов, мозговой штурм |
Испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Им трудно составить план или конспект. Могут возникнуть затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами. |
Дети-аналитики |
Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам, расчленяют целое на части, успешно применяют правила |
Тесты, анализ (слова, темы..), запоминание деталей, выделение ошибок – формы работы в которых аналитики успешны |
Стратегия поддержки: важно развивать аналитические навыки, использовать воображение и образное мышление- сравнения, образы, рисунки. Использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения.
Слайд 3
Характеристика |
Возможные трудности на экзамене |
|
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации |
В учебной деятельности им свойственны ошибки по невнимательности, низкий уровень организации деятельности, неустойчивый темп работоспособности, могут часто отвлекаться |
Могут нерационально использовать время |
Астеничные дети |
Слабая нервная система, высокая утомляемость, истощаемость, сниженная переносимость учебных нагрузок |
Высока вероятность снижения качества работы, возникновение ощущения усталости |
Гипертимные дети |
Быстрые, энергичные, активные, высокий темп деятельности, быстро выполняют задания, но делают это небрежно, с большим количеством ошибок, часто не видят собственных ошибок |
Требуется высокая собранность и концентрация внимания, тщательность и аккуратность, а эти качества слабое место таких детей |
Застревающие дети |
Низкая подвижность психических функций, с трудом переключаются с одного задания на другое. Зачастую основательны и медлительны, если их торопить, темп их деятельности еще больше снижается |
Процедура ЕГЭ требует необходимости быстро переключаться с одного задания на другое, высокой собранности |
Стратегии поддержки:
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации – научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время на выполнение задания, составление списка необходимых дел (их вычеркивание по мере исполнения), линейка указывающая на нужную строчку и т.д.
Астеничные дети – оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы, гулять, достаточно спать. Возможно получить консультацию у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Гипертимные дети – необходимо развивать функцию контроля, т.е. навыков самопроверки: по завершению работы проверить ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения заданий.
Застревающие дети – развивать навык переключения внимания, научить пользоваться часами, чтобы определять время, необходимое для каждого задания (например решить 5 задач за час и т.п.)
Слайд 4.
Личностные трудности |
Характеристика |
Возможные трудности на экзамене |
Инфантильные дети |
Отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В учебе не могут сосредоточиться, нет учебной мотивации. Трудности с принятием ответственности за происходящее в их жизни (плохо научили, они виноваты). |
Трудно заставить себя готовиться к экзаменам, трудности с организацией своей деятельности, «надеются на чудо», не могут принимать своих решений на экзамене, рассчитывают на помощь взрослого. |
Тревожные дети |
Поведенческие проявления тревожности: постоянно крутит что-то в руках, крутит пальцы, потирает, грызет ручки, карандаши, ногти, напряжен, скован, не может расслабиться, суетливость, сбивчивая речь и т.д. |
Ситуация экзамена повышает уровень тревоги, что может привести к росту утомляемости, снижению работоспособности, росту неуверенности в ответах и т.д. |
«Отличники» и перфекционисты (от англ. «perfect» -совершенный) |
Стремятся к максимально высокому качеству своей деятельности, отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, исполнительностью, стремятся все сделать лучше, быстрее всех, высокий уровень притязаний, неустойчивая самооценка |
Повышается тревожность, стараются выполнить все задания, причем безошибочно, трудно пропустить задание, могут не рассчитать время, трудно контролируют эмоциональное состояние. |
Стратегии поддержки:
Инфантильные дети – возложить ответственность за подготовку к экзамену на ребенка. Самостоятельно договариваться с учителями о дополнительной помощи (если понадобиться), составить расписание консультаций. Устанавливать регламент времени. Изучать материал от сложного к простому. Возможно использовать самопоощрение. Если родитель реализует стиль воспитания потворствующей гиперопеки, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их исполнением. При доминирующей гиперопеке, наоборот, ограничить количество требований, интересоваться мнением ребенка, учитывать его интересы.
Тревожные дети – создание эмоционального комфорта, спокойной обстановки в семье, создание ситуации успеха, поддержка. Обучить приемам саморегуляции. Необходимо формировать позитивное отношение к экзамену.
«Отличники» и перфекционисты – избегать сравнения с другими, снизить субъективную значимость ЕГЭ, составить щадящий режим и регулировать степень загруженности. Выражать любовь и поддержку ребенку независимо от его учебных успехов. Важно переключить ребенка с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрировать на проверке.
Также родителям было предложено поделиться другими способами поддержки, которые они используют и предложены памятки по оказанию поддержки тревожным детям. (Приложение 1)
В заключение выступления, психологом было предложено упражнение «Дерево» для получения обратной связи. Родителям предлагалось выбрать листик и прикрепить его к нарисованному дереву исходя из того насколько полезной и интересной была для них полученная информация: листик на дереве – информация полезна и интересна, листик в воздухе – сомневаюсь с ответом, листик внизу дерева – информация не полезна и не интересна.
Приложение 1
ПАМЯТКА
для родителей выпускников «Если у вас тревожный ребенок»
Уважаемый родитель!
Школьная тревожность — явление достаточно распространенное, и наличие определенного уровня тревоги даже необходимо в обычной жизни школьника. Но в случае с выпускниками имеет место увеличение уровня тревожности по мере приближения выпускных экзаменов, и в ваших силах помочь своему ребенку снизить уровень дезорганизующей тревожности. Для этого предлагаем вам использовать в своем общении с ребенком следующие правила:
1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. Успешная подготовка и сдача итогового экзамена — важная часть жизни вашего ребенка, но уверенность в своих силах пригодится ему в течении всей его жизни. Чаще напоминайте ребенку о сильных сторонах его характера.
2. Используйте для поддержки своего ребенка поощрение и создание ситуации успеха. Для этого можно использовать такие выражения как: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так успешно справился с последней контрольной по математике» и т.д.
3. Для тревожного ребенка особенно важно создавать и поддерживать ситуацию эмоционального комфорта. Не нагнетайте обстановку постоянными напоминаниями о трудности предстоящего экзамена.
4. Попробуйте дома прорепетировать процедуру экзамена, найти дополнительную информацию по правилам проведения.
5.Совместно с ребенком разработайте четкий режим дня, с учетом его индивидуальных особенностей, проследите за тем, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать и регулярно совершал прогулки на свежем воздухе, определите конкретное время для подготовки к экзамену.
6. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Подчеркивайте его уникальность и индивидуальность, воздержитесь от негативного оценивания его учебной деятельности.
7. Обучите ребенка приемам саморегуляции, аутотренинга, которые он может использовать на экзамене для снятия эмоционального напряжения (например: самый быстрый способ справиться с волнением это 3 глубоких вдоха с медленными выдохами).
8. Накануне экзамена выражайте полное спокойствие и уверенность в успешной сдаче экзамена. Помните, что ваше волнение способно значительно увеличить волнение самого ребенка.
Желаем вам успехов!
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1455189932.pptx (Презентация «Готовимся к экзаменам»)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»
Педагог-психолог: Матасова
Дарья Александровна
Примерный сценарий собрания
Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).
Направления работы психолога с родителями
Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ» (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников).
Общие рекомендации психолога и педагогов.
«Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов».
Индивидуальные рекомендации.
1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).
Сначала необходимо подробно рассказать о едином государственном экзамене. Более подробно стоит остановиться на его положительных аспектах, на тех сильных сторонах, которые есть в данном экзамене. Многие родители могут оспаривать нужность и правильность введения ЕГЭ, демонстрируя превосходство традиционных форм экзаменов. При этом важно не вступать с такими родителями в дискуссию. Необходимо отметить, что политика в системе образования вряд ли изменится, а силы и ресурсы будут потрачены. Наилучшим ответом будет высказывание о том, что: «В современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его сдавать в конце года, и поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, как им в этом помочь».
Педагогические функции выпускного экзамена
Экзамен — это определенная форма итогового контроля знаний учащихся.
Выпускной экзамен проверяет соответствие уровня подготовки учащихся образовательным стандартам в целом.
Подготовка к выпускному экзамену
освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на завершающем этапе школьного обучения
формирование необходимого объема знаний и общеучебных навыков на протяжении всего периода школьного обучения.
Единый государственный экзамен — это экзамен, одновременно являющийся выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вуз (с 2009г.). ЕГЭ сдают только выпускники полной общеобразовательной средней школы, задания ЕГЭ выполнены в виде теста.
Для ЕГЭ характерны две особенности:
1. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются как в школьном аттестате, так и в качестве вступительного экзамена в вуз;
2. Все тесты ЕГЭ состоят из однотипных заданий, для оценки ЕГЭ используется единая шкала, позволяющая по уровню подготовки сравнивать всех учеников.
2. Направления работы психолога с родителями:
— Обозначение распределения ответственности между родителями и школой.
— Формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ и коррекция нереалистических ожиданий
— Поддержка родителей, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей, чьи дети уже сдали вступительные экзамены в вузы
Формы работы с родителями
Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы
Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)
3. Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ»
Родители получают конверты с заданиями, которые имитируют реальные материалы ЕГЭ. В каждый конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами» должен состоять из трех блоков (А, В и С) и включать соответствующие вопросы. Не стоит делать его слишком длинным: достаточно подобрать 3—4 вопроса в первый блок, 2-3 — во второй и 1-2 — в третий.
Родители получают следующую инструкцию: «Теперь, когда мы с вами знаем, что такое ЕГЭ, я предлагаю вам попробовать сдать его. У вас на руках сейчас окажутся конверты, в которых находятся экзаменационные материалы. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов. Как и в настоящем ЕГЭ, здесь есть вопросы трех групп: А, В и С. Время выполнение задания- 5 минут. Вы можете выполнить не все задания, выбирайте те задания, которые вам покажутся наиболее простыми. Предложенные вопросы легкие, вам не составит особого труда ответить на них. Вам необходимо отметить ваш ответ на бланке, подчеркнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа».
В конце игры необходимо обсуждение. Лучше всего попросить родителей поделиться своим личным опытом: «Что для вас лично показалось наиболее легким/ трудным?», «Что вы чувствовали и думали во время игры?». После получения такого рода опыта родителями, можно приступать к рекомендациям и советам психолога.
4. Общие рекомендации
Важным аспектом жизни ребенка, не только в период подготовки и сдачи экзаменов, а на протяжении всего учебного процесса, является режим дня. Необходимо помочь ребенку правильно организовать свой режим дня. Дети могут зачастую пренебрегать простыми правилами. Часто бывает так, что ребенок волнуется, ему кажется, что объем заданного материала чрезмерно велик и он не успеет его усвоить к сроку сдачи экзамена. Поэтому родителю необходимо помочь ребенку распределить учебный материал по дням, определить его ежедневную нагрузку, помочь составить план. План так же поможет ребенку справится с повышенной тревожностью, потому что ребенок будет знать, что у него есть силы и ресурсы для освоения такого большого объема материала. Так же в режиме дня необходимо учитывать время для сна, отдыха и смены деятельности. Детям так же нужен активный и шумный отдых. Но при этом важно помочь найти ребенку ту форму разгрузки, которая его не переутомляла и давала новые силы. Очень важны для детского режима дня и перерывы, каждые 60 минут, они помогут сохранить высокую работоспособность.
Так же важно уделить внимание сну ребенка, необходимо, что ребенок спал8-10 часов и при этом высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. При утомлении работоспособность снижается из-за чего снижается и эффективность учебы ребенка. Лучше приступать к занятиям со свежей головой.
часто у родителей возникает вопрос, необходимо ли освобождать ребенка от домашних обязанностей. Легкая физическая активность ребенка может служить дня него положительной сменой деятельности, которая наоборот повысит эффективность подготовки к экзаменам.
Так же в этот период очень важен эмоциональный настрой родителей. Конечно, этот период является очень волнительным и для родителей ребенка, но если ребенок видит как мы волнуемся, то он тоже начинает заряжаться нашим волнением. Родителям необходимо сохранять спокойное и уверенное настроение, чтобы оно передалось ребенку Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое.
Во экзаменационный период нам необходимо создать эмоционально уравновешенную, ненапряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Необходимо создать для ребенка ситуацию успеха, почаще напоминать е ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых). Есть определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок совершенно не волнуется, он ничего и не делает. завышенный уровень волнения, напротив, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение чрезмерной важности экзамена не развивает ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует снизить значимость ситуации. Если ребенок знает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Наконец, очень важно понять, в какой именно помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей важно, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
После рекомендаций психолога и педагогов можно переходить к актуализации собственного опыта родителей и организовать «мозговой штурм».
5. «Мозговой штурм»
Родителям дается следующая рекомендация: «У каждого из нас есть свои личные мысли и идеи о том, как лучше помогать ребенку в подготовке к экзаменам. При обмене этими идеями и предложениями, мы обогатимся и в итоге лучше поможем своим детям сдать экзамен Предлагаю вам объединиться на группы по 5 человек. Каждой группе предоставляется лист бумаги и ручка. В течение 5 минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше мыслей и идей о том, как родители смогут помогать своим детям в подготовке к экзаменам. Оценивать реалистичность и критиковать идеи не стоит. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей». По окончании времени необходимо озвучить список идей. При этом важно положительно оценить и подбодрить родительские предложения.
Чтобы обобщить опыт родителей, можно составить копилку полезных советов для подготовке к ЕГЭ.
6. Индивидуальные рекомендации
На завершающем этапе собрания можно переходить к индивидуальным особенностям учеников. Очень важно не обсуждать каждого выпускника сразу со всеми родителями, а сделать это в индивидуальной форме.
Можно заранее подготовить индивидуальные характеристики на детей в письменной форме, воспользовавшись схемой, на основе которой строится описание возможных трудностей в главе 3 (психологические особенности, причины возможных трудностей, стратегии поддержки на этапе подготовки к экзамену). Раздав эти характеристики, скажите о том, что родители могут обращаться к вам, если у них есть какие-то вопросы. Конечно, это потребует больше усилий от психолога и педагогов, но зато займет меньше времени на самом собрании, и родителям будет проще запомнить эти рекомендации.
Другой возможный путь — организация консультационного часа. Это значит, что в течение определенного времени (например, в течение часа после собрания) педагоги, психолог, классные руководители будут находиться в своих кабинетах и консультировать родителей, которые к ним обратятся. Каждый родитель может подойти к любому педагогу и побеседовать с ним.
Наконец можно просто договориться с заинтересованными родителями о времени индивидуальных консультаций.
Психологическая поддержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка — значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
опираться на сильные стороны ребенка,
избегать подчеркивания промахов ребенка,
проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и другие, стимулируют работу головного мозга.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не критикуйте ребенка после экзамена.
Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для ролевой игры «Сдаем ЕГЭ»
Вопросы группы А
А1. Кто написал «Мертвые души»?
1) Пушкин
2) Лермонтов
3) Гоголь
4) Достоевский
А2 Сколько градусов составляют прямой угол?
1) 45
2) 90
3) 180
4) 360
АЗ Что нужно сделать ребёнку, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам:
1) написать шпаргалки
2) хорошо выспаться
3) освоить весь материал
4)узнать фамилию учителя и название сдаваемого предмета
Вопросы группы В:
В1 Какова температура кипения воды?
В2 Кто из ученых утверждал, что человек произошёл от обезьяны?
В3 Напишите химическую формулу воды.
Вопросы группы С
С1 Опишите отношение автора произведения «Евгений Онегин» к своему герою.
Правильные ответы:
А1 – 3
А2 – 2
А3 – 3
В1 – 1000
В2 – Ч.Дарвин
В3 – Н2О
Памятка для родителей
Уважаемые родители выпускника!
Ваш сын или дочь участвуют в едином
государственном экзамене (ЕГЭ)
Почему они так волнуются?
сомневаются в полноте и прочности своих знаний
сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание
испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.
бояться неопределенной, незнакомой ситуации.
испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Каждая из этих причин в той или иной степени может
влиять на состояние вашего ребенка.
Чем вы можете помочь ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?
Вы можете:
собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.
— проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка:
Откажитесь от упреков, доверяя ребенку;
Если школьник хочет заниматься под музыку, не препятствуйте этому, договорить только, чтобы эта музыка была без слов
участвовать в подготовке к ЕГЭ.
обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки.
вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок»- основная подготовка к экзамену должна приходиться на первую половину дня, если «сова»- то на вечер.
проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность подобного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
организовать режим (именно родители помогут эффективно организовать время и распределить силы при подготовке к ЕГЭ).
во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена, он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и вовремя ляжет спать. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1455189981.docx (Памятки для родителей)
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1455189999.docx (Бланки)
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников 9 классов) представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Хорошая подготовка – это половина победы.
М. Сервантес
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;
принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовительный этап
1. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
2. Подготовка проведению анкетирования детей и родителей.
Анкета для учащихся
Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «да» или «нет».
Суждения | Да | Нет |
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. | ||
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. | ||
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. | ||
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. | ||
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. | ||
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. | ||
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. | ||
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. | ||
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. | ||
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. | ||
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. | ||
12. Терпения во мне больше, чем способностей. | ||
13. Мои родители слишком строго меня контролируют. | ||
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. | ||
15. Думаю, что я уверенный в себе человек. | ||
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. | ||
17. Я усердный человек. | ||
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. | ||
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях. | ||
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. | ||
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. | ||
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. |
Результат. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
- 75% и более – высокий уровень мотивации достижений;
- 50% и более – средний (в норме);
- 25% и более – допустимый уровень;
- Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту-психологу.
3. Сбор и анализ информации по теме собрания.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
- Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей.
- На классной доске тема собрания.
- На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на очередной встрече. Впереди сложная пора окончания школы. Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
В этом помогут нам и приглашенные специалисты. В работе нашего сегодняшнего собрания принимают участие психолог и школьный врач. Вы услышите рекомендации специалистов, у вас будет возможность задать им вопросы и пообщаться индивидуально после нашей встречи.
Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Мы часто мечемся в поисках правильного решения, ссоримся и миримся. Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем рассмотреть все «за» и «против».
Разделимся на 4 группы: родитель – «родитель»; родитель – «выпускник»; родитель – «учитель»; родитель – «друг, одноклассник». В течение 5 минут вы будете обсуждать данную ситуацию, а затем выступите по этому вопросу.
Ситуация. «Это вам не пригодится»
«До экзаменов осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру бланки с ЕГЭ, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».
– Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.
(Обсуждение. Выступление каждой группы.)
Также нам хотелось бы рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы, возникающие в них, и возможные пути, их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
- познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
- мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
- эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
2. Анализ анкет родителей и детей
Классный руководитель. Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.
Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования.
Родители выпускников должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно не достаточно. Что делать в этой ситуации? Организовать дополнительные занятия детей в школе, индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать.
Нужно поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.
Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных знаний детей.
Как выдержать экзаменационные перегрузки, как справиться с эмоциями и достичь успеха? А сейчас я предоставляю слово нашим гостям, психологу и врачу.
Вы познакомитесь с их рекомендациями по организации экзаменационного периода жизни выпускника. Вы также можете задать любые интересующие вас вопросы сразу, а также пообщаться индивидуально после нашей встречи.
3. Выступление по теме собрания приглашенных специалистов – психолога, школьного врача.
Психолог. Подготовка к экзаменам и их сдача – время когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку.
Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоционаьных нагрузок на организм человека.
Старшеклассники испытывают стресс. А стресс – это то, что ведет к болезням и быстрому старению организма. Что можно сделать в этой ситуации?
Родителям важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.
Необходимо контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать выпускник должен примерно в одно и то же время.
Важно поддерживать режим питания школьника. Он должен быть правильным: утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. В рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Необходима и витаминная поддержка организма.
Старайтесь контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30 минут – часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками. Будет лучше, если все вместе вы поедете в лес, отвлечете ребенка от проблем, связанных со сдачей экзаменов.
Давайте постараемся все вместе не передавать нашу тревогу детям, а вести их к эффективным результатам. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.
4. Обсуждение возможностей родителей по реализации эффективной к экзаменам и охраны здоровья выпускников
(Происходит обсуждение, специалисты отвечают на вопросы родителей по теме собрания.)
5. Вручение памяток родителям.
1. Памятка «Подготовка к экзаменам»
А) Некоторые закономерности запоминания
- Трудность запоминания растет непропорционально объему
- Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного.
- Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Б) Условия поддержки работоспособности
- Чередование умственного и физического труда.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
- Минимум телевизионных передач.
В) Приемы психологической защиты
- Переключение (с одного вида деятельности на другой).
- Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
- Накопление радости (вспомнить приятные события).
- Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
- Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».
А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.
Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.
В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
Д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕГЕ.
Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.
Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.
6. Принятие решения собрания. Подведение итогов.
Классный руководитель. Спасибо за сотрудничество и успехов вам на выпускных экзаменах!
Используемая литература.
- Родительские собрания 10 класс. Авт.-сост. В.В Батакова, Н.В. Мартышко. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
- Родительские собрания 11 класс. С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА: «ВАКО», 2009.
- Классные часы 11 класс. Авт.-сост. А.В. Давыдова. – Москва: «ВАКО», 2009.
Предлагается презентация — сопровождение к выступлению на общем родительском собрании родителей выпускников. Используя материалы, можно провести конструктивный разговор с заинтересованными родителями.
Вам также может понравиться:
Конкурсы
3 работы
38 работ
Международный конкурс абстрактной живописи «ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ
»
10 Января – 25 Мая
Конкурсы
37 работ
Международный конкурс изобразительного искусства и авторской фотографии, посвященный Дню дикой природы «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРИРОДЕ
»
15 Февраля – 25 Апреля
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Уроки по математике для 1 класса «Урок математики в 1 классе по теме «Решение примеров ..+3, …-3″»
Математика -
Конспект занятия по математике для «Дидактические игры»
Математика -
Уроки по математике для 4 класса «Конспект урока «Деление круглых чисел»»
Математика -
Конспект занятия по математике для дошкольников «Конспект на тему «Путешествие Лунтика»»
Математика -
Конспект занятия по математике для дошкольников «»Гуси-лебеди»»
Математика
1
Общешкольное родительское собрание Готовимся к экзаменам вместе
2
Анкета Анкета Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам? Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам? Есть ли у тебя испытанные методы успешного запоминания учебного материала? Есть ли у тебя испытанные методы успешного запоминания учебного материала? Какой режим работы при подготовке к экзаменам считаешь наиболее продуктивным? Какой режим работы при подготовке к экзаменам считаешь наиболее продуктивным? Можно ли, на твой взгляд активизировать умственную деятельность? Если да, то как? Можно ли, на твой взгляд активизировать умственную деятельность? Если да, то как?
3
Подвержен ли ты стрессам? Опрошено 83учащихся с 4 по 11 класс. Опрошено 83учащихся с 4 по 11 класс. 4 класс — 11-да, 1-нет, 1 и да и нет 4 класс — 11-да, 1-нет, 1 и да и нет 5 класс -3 чел-да,14- нет 5 класс -3 чел-да,14- нет 6 класс — 6 уч-ся – «нет», 1-»да», 1 – не всегда 6 класс — 6 уч-ся – «нет», 1-»да», 1 – не всегда 1 – не знает 7а класс 2 –да, 4-нет,1- иногда, 1- не знаю 7а класс 2 –да, 4-нет,1- иногда, 1- не знаю 7б класс -6 учащихся «нет», 1-не знает, 2- иногда 7б класс -6 учащихся «нет», 1-не знает, 2- иногда 8 класс -4 –да, 4- нет, 1- не знаю 8 класс -4 –да, 4- нет, 1- не знаю 9 класс 7 –да, 2 –иногда, 2-нет 9 класс 7 –да, 2 –иногда, 2-нет 11 класс — 8 уч-ся – да, 4 уч-ся — нет 11 класс — 8 уч-ся – да, 4 уч-ся — нет
4
Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? 4 класс 13- волнение и страх 5 класс 16-беспокойство,страх, 1 — безразличие 6 класс – 5 чел. «волнение», 1 немного боюсь, 1- просто повторяю, 1 –хорошо себя чувствую, 1- никакие, веселье 7а класс — 4 -страх, волнение, 2-нормальные,3- никакие, 7б класс 3- страх, 3 – тревожность, 1- пугливость, 1- нервничаю, 1- нормально себя чувствую 8 класс –4 – страх, волнение, 4 – никакие, 1- хорошие 9 класс 8 чел, страх, волнение, тревогу, 1 – стресс,1- никаких, 1-нормальные( всё надо испытать) 11 класс 8 чел – волнение, 1-никаких, 1- стресс, 1 – спокойствие, 1- иногда довожу себя до слёз
5
Как оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам? 4 класс -1- готова, 12 –не очень 5 класс – 13- чел.-хорошо, 4 чел.- удовлетворительно 6 класс — 6 чел. – нормально, 1- хорошо, 1- готовлюсь, 1- всяко 7а класс-2- плохо. 3- хорошо, 1-легко, 3-нормально 7б класс -1- никак, 4 –нормально, 1-средне, 1- пытаюсь всё усвоить, 1- считаю, не готова, 1- ещё подготовлюсь 8 класс 2- не очень,3-нормально,1 –плохо,1 –средне, 2чел.- не знают и никак не оценивают 9 класс 1- отлично, 6- хорошо, 3- не очень, 1- плохо 11 класс- 6 чел – на «4», 2- не очень,1- средне, 1-на «3», 1 –нормально, 1-плохо
6
Есть ли у тебя испытанные методы успешного запоминания материала ? 4 класс 6 –да, 6- нет, 1- не ответил 5 класс 16- нет, 1- учить материал по частям 6 класс 4 чел.- читаю, слушаю, 1- воспринимаю на слух, 1- учу,2- обычные, 1 – записываю несколько раз 7а класс 6- нет, 2-да 7б класс 5 чел.- да, 1 –не знает, 1- плохо запоминаю, 1- песней, 1- когда в классе тишина 8 класс- 2 — да, 7 — нет 9 класс 6- да, 1- зубрёжка, 4- нет 11 класс – 6 чел –нет, 5 чел- да, 2 чел- не все и средне
7
Какой режим работы при подготовке к экзаменам считаешь наиболее продуктивным? 4 класс — плохо представляют 5 класс — не ответили 6 класс 6 чел – от 30 мин. до 2 часов, 1 чел- полдня, 1 чел -2 недели, 1- за неделю начну учить 7а класс 1- не знаю, 1- весь день сидеть с учебником, 1-1 час, остальные не понимают, что такое режим работы 7б класс 5 чел – на последний день, 1- стараюсь за неделю, 2 чел не поняли вопроса, 1- распределяю на весь уч. процесс 8 класс – 1 – утром лучше запоминается, 1- 3 часа учить, 1 — индивидуальные занятия с учителем, 2- не надо экзамены, 6 чел. – не понимают, что такое режим работы 9 класс 2- не знаю, 9 не понимают, что такое режим работы 11 класс 5 чел- обычный, 2- никакой, 1- заниматься вечером, 1- учить и высыпаться, 3 чел- (умств, 50%?)
8
Можно ли активизировать умственную деятельность и как? 4 класс 1- высыпаться, есть фрукты,12- читать, заниматься 4 класс 1- высыпаться, есть фрукты,12- читать, заниматься 5 класс — 5 чел.- нет 12 чел.- да 5 класс — 5 чел.- нет 12 чел.- да 6 класс 4 чел. –есть конфеты и шоколад, 1- повторить пройденное, 4 – читать надо и учить; 6 класс 4 чел. –есть конфеты и шоколад, 1- повторить пройденное, 4 – читать надо и учить; 7а класс – 4-да, 1 –не знаю,, 2- нет, 1- логику развивать, читать больше; 7а класс – 4-да, 1 –не знаю,, 2- нет, 1- логику развивать, читать больше; 7б класс 1 чел. – нет, 5 чел. – да, 1 –учить надо, 1- «про себя» рассказывать, 1- уменьшить объём; 7б класс 1 чел. – нет, 5 чел. – да, 1 –учить надо, 1- «про себя» рассказывать, 1- уменьшить объём; 8 класс – 4 – не знаю, 1 – нет, 1- больше в школе нагружать, 2- больше дома заниматься, 1- есть рыбу, «она увеличивает ум на 6 %» 8 класс – 4 – не знаю, 1 – нет, 1- больше в школе нагружать, 2- больше дома заниматься, 1- есть рыбу, «она увеличивает ум на 6 %» 9 класс -10 – да.( учить, не пропускать занятия, тренировать память, жонглировать шариками: начинают работать оба полушария!), 1 –не знаю; 9 класс -10 – да.( учить, не пропускать занятия, тренировать память, жонглировать шариками: начинают работать оба полушария!), 1 –не знаю; 11 класс 8 чел- да (поспать, учить больше, участвовать в интеллект. играх), 2 чел- нет, 2 чел- не знаю; 11 класс 8 чел- да (поспать, учить больше, участвовать в интеллект. играх), 2 чел- нет, 2 чел- не знаю;
9
Стресс -тест 1..Меня редко раздражают мелочи 2.Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать 3.Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею 4.Когда я сержусь. То могу кого-нибудь обидеть 5.Не переношу критики, выхожу из себя 6.Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое 7.Все свободное время чем-нибудь занят(а) 8.На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю 9.Не умею выслушивать, вставляю реплики 10Страдаю отсутствием аппетита 11.Бывает, беспричинно беспокоюсь 12.По утрам чувствую себя плохо 13.Чувствую себя уставшим(ей), плохо сплю, не могу отключиться 14.И после продолжительного сна не чувствую себя нормально 15.Думаю, что сердце у меня не в порядке 16.У меня бывают боли в спине и шее 17.Я барабаню по столу пальцами, а когда сижу, покачиваю ногой 18.Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю 19.Думаю, что я лучше многих 20.Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется
10
Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: 1 балл — почти никогда 3 балла.- часто 2 балла — редко 4 балла — почти всегда Шкала оценки Шкала оценки 30 баллов и меньше. – Вы живёте спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом цвете 30 баллов и меньше. – Вы живёте спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом цвете баллов – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением. Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова( то есть у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени для себя баллов – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением. Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова( то есть у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени для себя баллов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьётесь, но вряд ли это вам доставит радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь всегда добиться максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку баллов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьётесь, но вряд ли это вам доставит радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь всегда добиться максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку. 61 балл и больше. — Вы живёте как водитель машины, который жмёт одновременно на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему 61 балл и больше. — Вы живёте как водитель машины, который жмёт одновременно на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему
11
Результаты стресс- теста класс30 баллов и меньше баллов46-60 баллов61 и более а б